Москва в изображении Л. С. Грибоедова: сочинение

Быт и нравы барской Москвы (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

В комедии описано время, когда в обществе только проявляются зачатки декабризма, будущее революционеры вступают в споры со старым обществом в лице Фамусова.

В своём произведении Грибоедов показал Москву как город, который пытается оправиться после битвы с французами.

Москва консервативна, она не собирается принимать никаких нововведений, в нёй господствует только то, что осталось от прошлых времен. Единственное, что беспокоит ее жителей — это слухи и разговоры о них же самих. Фамусов же говорит, что хуже сплетен ничего нет.

Идеальный житель Москвы в представлении Фамусова-это человек с деньгами и властью. Таков был его дядя, который смог добиться расположения Екатерин, используя свою лесть. В то время была престижно быть. Но это касалось не всех людей, а только тех, кто мог принести взамен какую-то выгоду. Например, Загорецкий и Молчалин. Они и не имели знаменитого рода, они не были дворянами, но благодаря своей уступчивости и лести они добиваются не только продвижения по службе, но и уважения в свете.

В Москве того времени как никогда престижно было иметь хороших знакомых и связи.

Как правило, люди в этом обществе не задумывались об образовании, а уж обсуждение данного вопроса приводило всех в негодование, людей волновали лишь танцы и развлечения, а не изучение истории, которое считалось глупым занятием.

Общество всеми силами открещивается от традиций России и ее культуры. Общество восторгается лишь Францией, даже французский язык становится более популярным среди господ.

Мало-помалу культура запада просачивается во все сферы деятельности Москвы. Девушки начинают увлекаться французскими книгами, говорят про себя «мадам» вместо «барыня».

Фамусовское общество выступает за крепостное право, так как бедные крестьяне трудились на господ, вторым это было очень выгодное, они не хотели ничего менять, относясь к людям как рабочему скоту к рабочему скоту.

Также в этом обществе царствуют женщины, а мужчины лишь выступают в роли прислуги. Все друг друга обсуждают и говорят за спиной.

Грибоедов дал героем своей книги говорящие фамилии, чтобы подчеркнуть весь ужас того общества. Например, Молчалин не имел своего мнения и был молчалив. Фамусов же боялся каких-либо рассказов о себе. Стоит ли говорить о таких фамилиях как Хлестова, Хрюмин и Скалозуб?

Единственный человек, который действительно был порядочным в этом произведении — это Чацкий. Он пытался открыть людям глаза на то, что происходит на проблемы, в которых они погрязли. Однако общество не принимало его и считало каким-то сумасбродом.

В заключение хочется сказать, что автор произведения изобразил Москву как место, в котором пережитки прошлого борются с настоящим, не признают ничего нового и настолько консервативны, что тем самым разрушают все вокруг, не замечая этого.

Сочинение Фамусовская Москва

Горе от ума — название самой популярной комедии в стихах А.С. Грибоедова. Комедией это произведение прозвали неспроста. Безусловно, в характеристике жанровая постановка играет более значимый смысл, нежели сам сюжет, но все-таки… Прочитав эту комедию, Вы можете столкнуться с чувством недопонимание и отвращения. Все это будет связано с мерзким обществом Фамусова.

Фамусов — типичный представитель глупого населения. Несмотря на свой социальный статус, он не обладает должным уровнем образования. Павел Афанасьевич сторонится науки, не любит изучать, ровным счетом, ничего. Он алчен, богат и продажен. Такой человек ищет себе подобных.

Со временем у него появляется свой круг общения – именуемый Фамусовским обществом. Несложно догадаться, что все эти люди такие же мерзкие, как он. Их волнуют деньги, наряды, жизнь других людей.

Частенько они устраивали балы, на которых им доводилось показать свои образы, похвастаться материальным положением. Это общество возносило деньги, славу, роскошь: все, кроме человеческих чувств. Образованность неприсуща никому из них.

Общество Фамусова ненавидит умных. Они словно презирают тех, кто отличается от них.

Я думаю, самое отвратительное заключается не в их неадекватности, а в том, что такие люди буквально поработили всю Москву.

Термин Фамусовское общество со временем перешел в более обширный — Фамусовская Москва, и держалась она на трех принципах: заискивание, прислуживание и лесть. Люди этого круга ждали восторгов в свой адрес, надеялись на одобрение их выбора и их стиля жизни. Но они позабыли о самом главном. В погоне за роскошью они утратили способность мыслить, рассуждать и думать. Глупо, наверное, быть богатым, но необразованным. Невозможно удержать свой статус, не имея ничего за душой. Каждый человек, стремящийся к прогрессу, обязан развиваться всесторонне, а общество Фамусова совсем не хотело меняться. Их устраивала аморальность их жизни и ни о каком развитии не может быть и речи.

Фамусов и его сторонники научили меня одному – нужно быть верным своим принципам и в любой ситуации оставаться человеком, иначе наступит хаос.

Читайте также:
Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Популярные сочинения

  • Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)
    Михаил Илларионович Кутузов – историческая личность. В романе Льва Николаевича он фигурирует не очень часто. Однако, любое его появление вызывает теплоту и радость. Кутузов – человек
  • Сочинение Воспитание и образование в комедии Недоросль
    Фонвизин в своих произведениях всегда был тем автором, который пытается донести до читателя гораздо больше, чем просто интересная история с колоритными персонажами.
  • Тема любви в повести Олеся Куприна
    В XIX веке писатели и поэты в России живо интересовались темой о любви и взаимодействия двух влюбленных людей, они выясняли, что же такое любовь счастье или трагедия. А.И. Куприн тоже освящал проблему любви в своих произведениях

Вариант 3

А.С.Грибоедов начинал как писатель — классицист. В своей знаменитой комедии он соблюдал каноны классицизма. Все действие происходит в течение одних суток в доме знатного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Вот большой чиновник пристает к служанке и в то же время поучает дочь, которая всю ночь провела в компании Молчалина. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца – монашеским известен поведеньем. Фальшь, лицемерие, ханжество в словах Фамусова. Это первое впечатление. Софья Павловна тоже решает поинтриговать, говорит о своем возможном замужестве. Который же из двух? Молчалин или Чацкий? — мучается Фамусов. Он свято убежден: «Кто беден, тот тебе не пара». Свою задачу родителя он видит в том, чтобы найти выгодную партии для дочери.

А вот уже реальный жених – полковник Скалозуб. «И золотой мешок. И метит в генералы». Скалозуб примитивен в своих суждениях, его мечты о карьерном росте базирутся на циничном – «другие, смотришь, перебиты». Речь его бедна, в ней преобладают солдатские слова и выражения – солдафон . Вот идеал мужа.

Падение Молчалина с лошади и обморок Софьи заставляют Чацкого сомневаться: Молчалин прежде был так глуп. Ужели он ей мил? Взгляды Молчалина окончательно убеждают Чацкого в невозможности любви Софьи. Фамусов подбирает своих людей в служащие – как не порадеть родному человечку. Секретарь Фамусова хорошо усвоил, что надобно угождать , как учил отец, вышестоящим, ездить на поклон к власть имущим. Самые лучшие деловые качества, по его мнению, — умеренность и аккуратность. Он готов на подлость — притворяется влюбленным в угоду дочери такого человека.

И наконец, кульминация – бал в доме Фамусова. Фамусовское общество в сборе. Их объединяют общие взгляды:

— самодержавно-крепостнические воззрения ( Чацкий в одном из монологов обвиняет чиновникf в том, что тот собрал на крепостной балет от матерей оторванных детей, а затем распродал крепостных по одиночке).

— для фамусовской Москвы идеалом является Кузьма Петрович, который был с ключом, т.е. имел высокую придворную должность камергера, и сыну ключ умел доставить – сумел хорошо пристроить сына.

— отношение к службе халатное – «подписано, так с плеч долой». Главное, подслужиться нужному человеку, как Максим Петрович-«когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» . Зато не то на серебре – на золоте едал.

— столпы общества не читают. Их познания из старых газет. Они выступают против образования, они невежественны.

— женщины в обществе играют важную роль: они выносят суждения, продвигают по службе.

Особенно популярны у них военные.

— преклоняются перед всем иностранным.

В сцене бала Грибоедов использует прием калейдоскопа: мелькают лица, но они не сливаются, каждый персонализирован, у каждого подчеркнуто определенное качество.

Вот в доме Фамусова появляются Горичи — некогда бравый вояка Платон Михайлович превратился в подкаблучника – « муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей…».

Далее прибывают Хрюмины бабушка и внучка. Высокомерные зазнайки, которые плохо говорят на языке своем родном. Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми посещают балы с одной целью – найти жениха. Наконец, старуха Хлестова с арапкой девкой и собачкой – именно так помещики относятся к крепостным. Нужны здесь и господа Д И Н., Загорецкие, готовые услужить важным лицам, Молчалин, который дойдет до степеней известных, Софья, истинная дочь своего отца, скорая на расправу.

Вот они, наши судьи, столпы общества.

Единым фронтом выступают они против свежих мыслей, ума, бесстрашия – охотно признают Чацкого сумасшедшим. Однако Чацкий способен противостоять крепостникам и ретроградам, он разоблачает косные взгляды столпов общества. Однако он один против всех и потому сломлен количеством старой силы. Вон из Москвы, сюда я больше не ездок – герой бежит из удушающей атмосферы древней столицы.

Сочинение на тему барская москва в комедии горе от ума

А. С. Грибоедов (1794—1829) родился в дворянской семье. Его жизнь и деятельность проходили под влиянием героической борь­бы русского народа против Наполеона и в период революционного движения дека­бристов. Высокообразованный и воспитанный чело­век, он владел многими иностранными язы­ками, писал музыку, был талантливым госу­дарственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тон­ко понимал русский характер, душевную кра­соту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта лю­бовь к Родине сочеталась в его душе с нена­вистью к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-по­мещиков, чиновников, взяточников. Эти черты характера и мировоззрения Гри­боедова отразились в комедии «Горе от ума». В ней автор выступил с резкой крити­кой самодержавно-крепостнического строя. В образе Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал человека передовых взглядов, презирающего реакционное обще­ство, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и че­ловеческие отношения. Чацкий — молодой, культурный, высокооб­разованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петер­бурге, был «с министром знаком», но бросил службу, не желая «прислуживаться». Он гнев­но критикует существующие порядки. Но та­ких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии «Горе от ума» герой пока­зан во враждебном окружении. Вокруг него процветает мир Фамусовых, скалозубов, молчалиных и загорецких, с его мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедов обнажает и подвергает крити­ке все основные недостатки тогдашней Рос­сии: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действу­ющих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также вне сценические персонажи: Максим Петро­вич, Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные круги. Таким образом «Горе от ума» дает широчайшую картину жизни России начала XIX века. Основной противник Чацкого Фамусов — бо­гатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представи­тель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва, кото­рая ценит в людях лишь чины и богатство. «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», — говорит Фамусов. А да­лее он добавляет: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячи две родовых, Тот и жених. Чацкий выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. Ес­ли Фамусов считает: «подписано, так с плеч долой», то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». К себе на службу Фамусов берет только род­ных и близких. Он хочет убедить Чацкого слу­жить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — он считает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий уважает таких молодых людей, которые не торопятся записаться «в полки шутов». Ярким примером такого «шута» является подхалим Молчалин, который в комедии по­казан низким и пошлым, привыкшим угож­дать «всем людям без изъятья». Еще отец учил его этому: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежания зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была! Все в Молчалине: поведение, слова, — подчеркивают малодушие человека, стремя­щегося сделать себе карьеру, «не разбира­ясь в средствах». Он бессовестно обманыва­ет Софью, которую любит «по должности». Чацкий с горечью замечает: «Молчалины блаженствуют на свете!» Грибоедов смело выступает против па­лочной муштры, аракчеевщины в армии. Так, полковника Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его то­варищи погибли: Довольно счастлив и в товарищах моих — Вакансии как раз открыты! То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени: «Хри­пун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки» — так характеризует его Грибое­дов. Скалозуб — враг просвещения и науки. «Ученостью меня не обморочишь», — гово­рит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, «а кни­ги сохранят так: для больших оказий». Но не только один Скалозуб выступает против про­свещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных разве­лось людей, и дел, и мнений», — говорит Фа­мусов. А богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет: И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев… Образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова плут Загорецкий и все прочие — типичные представители барской Москвы. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. Мы видим, как это общество преклоняется перед всем иностранным. Чацкий осуждает это «пустое, рабское, слепое подражанье». Его возмущает, когда какой-то «французик из Бордо», приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев! В этих словах и любовь к русскому наро­ду, и призыв к борьбе за национальное до­стоинство. Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, кра­сивую и мечтательную девушку. Воспитание француженок-гувернанток привило Софье много отрицательных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в бар­ской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Ее природный ум и доброта не могли получить в фамусовском обществе должного развития. Поэтому она и предпо­чла Чацкому Молчалина, не сумев распоз­нать настоящую любовь. Чацкий же любит Софью. «Чуть свет — уж на ногах! И я у ва­ших ног», — говорит он. Но Софья отталки­вает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит: Другой найдется, благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный. В том, что Софья стала типичной барыш­ней фамусовского общества, она не винова­та. Виновато общество, в котором она роди­лась и жила, «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Мильон терза­ний»). Софье, по заключению Гончарова, «тя­желее даже Чацкого». Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протеста в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии «Горе от ума». В. Г. Бе­линский писал: «Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой па­фос в лирических излияниях раздраженного чувства… Какие Типические характеры; ка­кой язык, какой стих — энергический, сжа­тый, молниеносный, чисто русский! Удиви­тельно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем кон­цам земли русской!» Комедия «Горе от ума» и сейчас не утрати­ла своего значения. Вместе с автором мы по-прежнему смеемся и негодуем. Грибоедов подверг критике не только недостатки своего времени, он выступил против всего косного и ничтожного, за передовое и благородное. И нам ценна горячая вера писателя в Рос­сию, в свою Родину.

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».): сочинение

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»

А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автором осуждаются нравы московского дворянства того времени, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек – влиятельный в Москве дворянин, управляющий в казенном доме. Им и его окружением представлена фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает перед читателем город в переломное для России время. Завершилась война 1812 года, выросло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. Такой человек в комедии «Горе от ума» один – Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативных дворян, которые боятся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии выступает против всего московского общества.

Какой же предстает Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Постранствовав по свету в течение трех лет, Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывался вместе с его дочерью Софьей. Казалось бы, что восстанавливающийся после 1812 года город должен был переменить и взгляды людей, живущих в нем. Но Чацкий обнаруживает, что «дома новы, но предрассудки стары». Фамусовское общество ничуть не изменилось, а по-прежнему проживает свой век «в пирах и в мотовстве». Ничего нового дворяне не впускают в привычный уклад своей жизни, ведь новое угрожает их сытой жизни: «…Чтоб новизны вводили – никогда, спаси нас боже!» Приверженцы Фамусова могут только для красного словца толковать о правительстве на балах. Их речи – пустая болтовня: «…Придерутся к тому, к сему, а чаще ни к чему, поспорят пошумят и… разойдутся».

Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства

Фамусов один занимается воспитанием своей дочери, т.к. он вдовец. Он полагает, что является хорошим нравственным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что «монашеским известен поведеньем», заигрывает со своей служанкой Лизой. Он является одним человеком в обществе и совсем другим без посторонних глаз. Фамусов, как и вся фамусовская Москва «Горя от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва не хороша». Аристократы больше всего пугает мнение света. Не случайно финальной фразой этой комедии становятся слова Фамусова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» В них заключена вся подлость и искусственность того, что творится в обществе дворян того времени.

Читайте также:
Идея декабризма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума.: сочинение

Деньги, чины, положение в обществе – вот идеалы фамусовской Москвы. Ради достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство. Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который на приеме у императрицы Екатерины падал на пол, чтобы ее повеселить, – образец для подражания, а не унижение. Ведь своей «смышленостью» Максим Петрович заработал себе огромное богатство и «перед всеми знал почет».

Женщины в комедии «Горе от ума»

Особое положение в дворянском обществе того времени занимают женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслужили особенное отношение к себе. Женщины фамусовской Москвы очень сильные, властные и влиятельные: «А дамы.

Мужчины рядом с этими женщинами напоминают безмолвных марионеток. Идеалом мужа у них считается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…» Такая пара встретится читателю на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий знал когда-то храбрым и деятельным военным, после женитьбы на Наталье Дмитриевне полностью оказался в ее власти. Его жена руководит им, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда ему следует делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но никак не уважение.

Молчалин и Загорецкий в фамусовском обществе

Для Фамусова и его окружения важно не только сложить о себе благоприятное впечатление в обществе, но и иметь вокруг себя таких людей, которые бы преклонялись перед ними и выражали им свое почтение. Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.

Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял к себе в секретари и поселил в своем доме. Поэтому скромный с виду Молчалин выслуживается перед ним, ведь его отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», а особенно «хозяину, где доведется жить». И связь Молчалина с Софьей – ни что иное как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле никаких чувств к Софье ее возлюбленный не испытывает.

Стремление угодить не покидает Молчалина и на балу. Он до такой степени унижается перед высокопоставленными гостями, что даже хвалит шерстку собаки Хлёстовой. Такое поведение общество встречает более чем благосклонно: «Спасибо, мой дружок!» «Спасибо, мой родной!»

Читайте также:
Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума: сочинение

Таков и Загорецкий. Только он не старается прикрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. В обществе о нем ходят нелицеприятные слухи: «…Отъявленный мошенник, плут…» Но при этом все ему рады, ведь он «мастер услужить», а этого в пьесе «Горе от ума» грибоедовской Москве и нужно.

Эти герои, не имеющие пока высоких чинов, обязательно их получат с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

Любовь дворян ко всему иностранному

В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы без уважения относятся к родному языку. Чацкий замечает, что в свете господствует нелепое смешение «французского с нижегородским». Даже французик из Бордо, который опасался ехать на русскую землю, был принят здесь как родной. Он не встретил тут «ни звука русского, ни русского лица», ведь в светском обществе модно говорить по-французски.

В учителя своим детям дворяне нанимают иностранцев. Причем требования к ним предъявляются минимальные. Главное, чтобы «числом поболее, ценою подешевле». О качестве образования никто не заботится, просто так принято в обществе.

Сплетни и слухи в фамусовской Москве

Сплетня для фамусовского общества – не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого – человека, который имеет смелость обличать пороки, которыми живет московское дворянство. Проблемы, губящие страну, консервативное дворянство не волнуют. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Поэтому-то слух, пущенный Софьей, о том, что Чацкий «не в своем уме» так быстро подхватывается и распространяется, обрастая при этом новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не представляет опасности.

Вывод

Итак, образ Москвы в «Горе от ума» представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, противящихся всему новому из-за страха потерять те блага, которые они имеют. Однако смена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и неизбежна их борьба в процессе становления нового общественного уклада.

Фамусовская Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Свое самое знаменитое произведение Грибоедов написал в 1822 году. В это время в России только начинали проявляться зачатки будущего декабристского движения. В противостоянии нового времени и старого общества в лице Фамусова и его знакомых и заключается смысл пьесы. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» представлена такой, какая она была в самом начале XIX века: роскошной, консервативной и глупой.

  1. Описание города и общества
  2. Дворяне начала XIX века
  3. Фамусов как основа консервативности

Описание города и общества

В 1812 году во время завоеваний Наполеона I, Москва была сожжена дотла. Поэтому время, показанное в грибоедовской комедии, захватывает этап восстановления крупного города. Несмотря на самые разные изменения в жизни и устоях, Москва консервативна и статична. Общество не желает принимать никаких нововведений, придерживаясь семейных традиций прошлого.

Читайте также:
Фамусов 2: сочинение

Пожалуй, единственное, что может взволновать дворянское общество фамусовской Москвы — это слухи и сплетни о самом обществе. Павел Афанасьевич Фамусов кратко признает, что «хуже сплетен ничего нет».

Идеальный москвич, по представлениям консервативного общества, это обязательно состоятельный и властный человек. Именно таким был и дядя Павла Афанасьевича, который лестью и подхалимством сумел добиться даже расположения императрицы. К таким людям у дворян лояльное и восхищенное отношение, несмотря на те способы, которыми они добились своего положения и статуса.

По сообщению самого Фамусова, каждый житель Москвы должен быть чем-то полезен. И если, к примеру, у Молчалина и Загорецкого не было состояния и дворянского титула, то их терпеливость и лесть позволяли им продвигаться по службе и жизни.

В Москве начала XIX века очень важно было иметь связи среди богатых людей. Именно поэтому человека со связями принимали в обществе как богача. Задаваясь вопросом, что нового покажет мне Москва, каждый из богачей понимал: ничего. Жизнь разнообразилась только пересудами и сплетнями о своих знакомых.

Самыми популярными занятиями в дворянском кругу были:

  • балы и танцы;
  • охота и отдых на природе;
  • любые развлечения (вплоть до игры в карты и выпивки в трактирах).

Изучение наук и чтение книг считалось глупым занятием. Об образовании московские дворяне предпочитали не говорить вообще. Поэтому сочинение «Фамусовская Москва» всегда строится на порицании необразованности общества.

Однако вскоре настроения общества начинают меняться. После Отечественной войны в моду входит французский язык. Юные барышни начинают называть себя «мадам» и увлекаются чтением французских любовных романов. При этом на волне изучения иностранного языка фамусовский круг выступает за крепостное право, так как это крайне выгодно. И хотя между собой кто-то из дворян выступает за прогресс, с глазу на глаз каждый из них считает нормальным порядком вещей иметь крепостных и слуг в доме.

Дворяне начала XIX века

Существующий термин «фамусовское общество» стал значительно шире: фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» получила нарицательное значение. Дворянство этого времени строило свою жизнь на трех принципах:

  1. Заискивание.
  2. Прислуживание.
  3. Лесть.

И Грибоедов показывает на конкретных примерах, как глупо иметь большое состояние и при этом не быть образованным. Аморальность жизни подчеркивает даже Алексей Молчалин — и это ответ на вопрос, почему фамусовской Москве нужен Молчалин. Ведь он при наличии широкого кругозора и хорошего образования все равно имеет консервативное мышление и натуру приспособленца. Именно такие люди и составляют фамусовскую Москву. Княгиня Марья — еще одно тому доказательство.

А Александр Чацкий, вернувшись в город после трехлетнего путешествия по свету, надеется увидеть новое общество с современными взглядами. Дворяне после войны 1812 года так и не изменились: «дома новы, но предрассудки стары», «чтоб новизны вводили — никогда, спаси нас боже!».

Каково мнение дворянского общества о Чацком?

Олицетворение науки и прогресса, достоинства и честности, Александр Чацкий точно не вписывается в круг этого общества. Все его цитаты — это изображение внутренних мыслей о том, что новый человек не сможет прижиться в доме, где царят только старые патриархальные устои. Общество отвечает ему тем же.

Фамусов как основа консервативности

Вдовец Павел Афанасьевич один воспитывает свою единственную дочь Софью. И, имея узкие взгляды, полагает, что является примером нравственного воспитания. Это не мешает ему заигрывать со служанками и лицемерить с окружающими людьми.

Вся характеристика московского общества «Горе от ума» строится вокруг самого Фамусова и круга его знакомых. Деньги, статус, положение — это три кита, на которых строится вся фамусовская Москва. А сам Павел Афанасьевич является фундаментом, основной застарелой консервативности и необразованности.

Дом Фамусова полнится сплетнями. Именно сплетни являются постоянным поводом для разговоров. Сочинение на тему «Фамусовская Москва» всегда противопоставляет Чацкого Фамусову, так как сплетни — это главное оружие консервативного общества против смелого человека нового времени.

То есть образ Москвы в «Горе от ума» — это обобщенный пример дворян с устаревшими взглядами, страшащихся всего нового и прогрессивного. При этом автор дает понять, что перемены необходимы, они неизбежны, как бы этому ни противился Фамусов и его окружение. Образ Москвы в «Горе от ума» раскрывается именно через людей-консерваторов, которых даже кровавая война с Наполеоном не заставила посмотреть на мир шире.

Сочинение на тему «Грибоедовкая Москва».

Перед вами сочинение на довольно сложную тему. Надеемся, оно вам понравится. Другие сочинения по произведению «Горе от ума» смотрите здесь.

Грибоедовская Москва.

После окончания университета, Грибоедов редко возвращался в Москву. Только в 1818 году, по пути в Персию, он увидел родной город, и Москва предстала перед ним в двойном свете — ностальгическом и реальном: прекрасные воспоминания о детстве столкнулись с неприглядной действительностью.

«В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному».

Тем не менее в «Горе от ума» Грибоедов стал и бытописателем, сатириком, и поэтом Москвы. Это произведение строится на развертывании действия в монологах и диалогах. Черты внешнего мира, элементы хронотопа, появляются здесь эпизодически, в ремарках и разговорах персонажей. Однако комедия Грибоедова и в данном отношении уникальна. Образ Москвы проявляется в ней «весомо, грубо зримо», в общих чертах и конкретных подробностях.

Читайте также:
Сценические и внесценические персонажи комедии А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Заставочные ремарки дают общее представление о фамусовском доме, который часто представляют дворцом. На самом деле это скорее особняк барина-чиновника средней руки, к тому же стесненного в средствах.

«Гостиная, в ней большие часы; справа дверь в спальню Софии». В этой гостиной развертываются первые три действия, однако за счет других деталей атмосфера ее меняется: «Все двери настежь, кроме спальни к Софии. В перспективе раскрывается ряд освещенных комнат».

В четвертом действии, после окончания бала, действие перемещается в другое место, к выходу: «У Фамусова в доме парадные сени; большая лестница из второго жилья, к которой примыкают многие побочные из антресолей; внизу справа (от действующих лиц) выход на крыльцо и швейцарская ложа; слева, на одном же плане, комната Молчалина».

В репликах пространство фамусовского дома конкретизируется. Хлестова называет молчалинскую комнату «чуланчиком». Упоминание о совместной игре Молчалина и Софьи на фортепьяно, напротив, позволяет понять, что ее покои состоят из двух комнат: инструмент не мог стоять прямо в спальне. Названы также кабинет Фамусова и портретная (зал, где висят портреты предков). Дом делится на две части: мужскую и женскую: «А! знать, ко мне пошел в другую половину». На ночь окна дома изнутри запираются ставнями: «Ну что бы ставни им отнять».

Даже людей другой эпохи атмосфера фамусовского дома провоцировала на воспоминания. К. С. Станиславский, игравший Фамусова в спектакле Московского Художественного театра, достраивал пространство грибоедовской пьесы в воображении:

«Чтобы подробнее рассмотреть жизнь дома, можно приотворить дверь той или другой комнаты и проникнуть в одну из половин дома, хотя бы, например, в столовую и прилегающие к ней службы: в коридор, в буфет, в кухню, на лестницу и проч. Жизнь этой половины дома в обеденное время напоминает растревоженный муравейник. Видишь, как босые девки, сняв обувь, чтобы не замарать барского пола, шныряют по всем направлениям с блюдами и посудой…»

Жизнь за стенами фамусовского дома тоже представлена в конкретных деталях. Чацкий иронизирует по поводу аристократического «Английского клуба». Фамусов упоминает Кузнецкий Мост, место французских модных лавок, привлекавших модниц и разорявших отцов и мужей. Скалозуб косноязычно говорит о московских расстояниях, из-за которых древнюю столицу называли большой деревней («дистанции огромного размера»).

Но дело не только в деталях хронотопа. Образы постоянных жителей, гостей, знакомых фамусовского дома создают представление обо всей Москве, в которой наиболее отчетливо проявляются закономерности русской жизни накануне одного из самых значительных исторических переломов XIX века.

Время действия комедии определяется достаточно четко. Очевидно, что это десятилетие между окончанием Отечественной войны и восстанием декабристов. Это отстроившаяся после московского пожара («пожар способствовал ей много украшенью»), но сохраняющая свои традиции новая старая столица («дома новы, но предрассудки стары»).

Хронологические рамки «Горя от ума», однако, можно одновременно и сузить, и расширить.

В финале Фамусов угрожает отправить слуг «на поселенье», но такая ссылка, как заметили исследователи, с 1802-го до 1823 года была запрещена. Эта деталь позволяет отнести действие пьесы к зиме 1823–1824 года, то есть календарь пьесы практически совпадает с работой над комедией.

Однако это узкое календарное время – один зимний день вполне определенного года – художественно расширяется до изображения в комедии целой исторической эпохи, о чем хорошо сказал И. А. Гончаров:

«Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука, – зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы, – от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы не полна» («Мильон терзаний»).

Причину же выбора барской Москвы как модели русской жизни объяснил позднее, уже в нашем веке, историк E. Н. Цимбаева:

«Что выделяло Москву во всей остальной России, делало ее незаменимой для развертывания событий национальной русской комедии? Москва отличалась одним общепризнанным качеством: в ней наиболее ясно проявлялись самые общие принципы устройства дворянского мира, без петербургских или оренбургских крайностей. В Москве значение родственных связей, чинов и денег выступало в некоей неразрывности и гармонии. Объективная картина повседневной жизни дворянской России естественнее всего выявлялась именно в Москве».

После «Горя от ума» понятие грибоедовская Москва стало нарицательным. Для большинства героев пьесы это привычное место обитания. Отношение же к Москве главного героя, Чацкого, вернувшегося в город после скитаний, резко меняется. Он спешит сюда полный надежд.

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

Читайте также:
Историко-литературное значение «Горя от ума»: сочинение

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Герой возвращается в Москву как в любезное отечество. Здесь его ждут любимая девушка, другие, памятные с детства, люди, дом, в который, вопреки всяким приличиям, можно ворваться ранним утром.

Ах! Боже мой! ужли я здесь опять,

В Москве! У вас! Да как же вас узнать!

История отрезвления, разочарования Чацкого – всего за один день! – и становится сюжетом пьесы.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”

Время: его герой и антигерой.
“Горе от ума” как политическая комедия

Итак, Чацкий – новый человек . Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем “веком нынешним”, который пытались приблизить лучшие люди России. ” Его идеал свободной жизни: это свобода от всех. цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – вперить в науки “ум, алчущий познаний”, или беспрепятственно предаваться “искусствам творческим, высоким и прекрасным”,- свобода служить или не служить, жить в деревне или – путешествовать “. – так объясняет Гончаров в статье “Мильон терзаний”, какое содержание вкладывал Чацкий (и идейно близкие ему люди) в понятие “свобода”.

Но в тоталитарном государстве вопрос “служить или не служить” выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов. Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него – рабство во всех его проявлениях, самое желанное – свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке.

Столкновение Чацкого с фамусовским миром – не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем, по мнению героя, должна прийти на смену иерархической упорядоченности прежней жизни. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов, результатом которых оказывается его “связь с министрами”, о которой упоминает Молчалин. Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не состоялись (вспомним попытку князя Андрея принять участие в деятельности кабинета Сперанского и его разочарование в министре). Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за границу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации. Его ничто больше не связывает с родными пенатами, вероятно, он и не приехал бы вовсе, если бы не Софья. Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная.

Пока герой три года путешествовал, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни. Оно вырабатывало в себе “сопротивляемость” тем зреющим переменам, которые грозили эту мирную жизнь сокрушить. И вот в обществе появляются и твердо прокладывает себе дорогу молчалины, появляется “молчалинский тип”. Чацкий неспособен отнестись к Молчалину и его “талантам” всерьез. А между тем это “жалчайшее созданье” не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он – счастливый соперник главного героя. И это только начало. Личное поражение Чацкого не исчерпывает его драмы. Брошенные им слова “Молчалины блаженствуют на свете” оказываются пророчеством.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти “ключик” к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность – вот определяющие качества этого героя. Качества, делающие его, с точки зрения традиций русской литературы, антигероем пьесы, главным противником Чацкого . Его жизненные установки, убеждения, вся система нравственных ценностей противостоит моральному кодексу, идеям и идеалам Чацкого. И в этом Молчалин не отличается от всего фамусовского общества. Его отличает иное: сила и особый, изворотливый ум.

Вот “тузы”: Фамусов, Скалозуб, князь Тугоуховский. Каков предел мечтаний Фамусова? Выдать удачно замуж Софью, ну еще пару орденов получить – не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: “Мне только бы досталось в генералы”. Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского “туза”, получил три награжденья, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным Софьи, которая прочит его себе в мужья. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет.

«Герой и антигерой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской лите­ратуры XIX века. К сожалению, нам не из­вестно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена: это 1824 год. Но точная датировка пьесы важна только ученым, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историче­скую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что коме­дия создавалась в те времена, когда моло­дые люди типа Чацкого (главного героя) ратовали за обновление общества. В мо­нологах и репликах героя, во всех его по­ступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух воль­ности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всякий дышит». Свобода личнос­ти — вот основной мотив комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стре­мились к свободе от обветшалых пред­ставлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству на­звать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость — их моральный долг.

Читайте также:
Идея декабризма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума.: сочинение

Комедия «Горе от ума» построена так, что о «веке нынешнем», об идеях социаль­но-политических преобразований гово­рит лишь Чацкий. Он тот «новый человек», который несет в себе «дух времени», идею жизни, цель которой — свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть еди­номышленники, например двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда «чин следовал ему». Чацкий и его единомышленники стремятся к «ис­кусствам творческим, высоким и пре­красным», мечтают вперить в науки «ум, алчущий познаний», жаждут «возвышен­ной любви». Стремление Чацкого — слу­жить отечеству, «делу, а не лицам». Он ненавидит все пошлое, в том числе раб­ское преклонение перед всем иностран­ным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказывают­ся им прямо. Чтобы обойти цензуру, Гри­боедов часто позволяет герою лишь на­мекнуть на что-либо.

В образе Чацкого отражены черты дека­бриста эпохи 1816—1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной ре­волюционной деятельности, к свержению

монархии и тому подобному. Прежде все­го, он желал исполнить свой долг перед Отечеством и честно служить ему. Имен­но поэтому за три года до описанных в ко­медии событий Чацкий, «обливаясь сле­зами», расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но государ­ству, оказывается, не нужно самоотвер­женное служение — оно требует прислу­живания. В тоталитарном государстве во­прос: «Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать» — выхо­дит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремле­ние жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.

Что же видит вокруг себя Чацкий? Мас­су людей, которые ищут лишь чинов, кре­стов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «уме­ренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Грибое­дов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, за попытку на­рушить привычный уклад жизни. Герой, наделенный темпераментом борца, ак­тивно противостоит фамусовскому обще­ству. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, светскую толпу?

Пока главный герой комедии Грибоедо­ва «Горе от ума» путешествовал, общест­во менялось. Оно не просто с облегчени­ем возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало «со­противляемость» тем зреющим переме­нам, которые грозили сокрушить эту мир­ную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывают себе дорогу Молчалины. Чацкий не способен отнестись к ним и их «талантам» всерьез. А между тем это «жалчайшее созданье» не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Со­фьи, именно он — счастливый соперник главного героя.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти ключ к каждому влия­тельному человеку, абсолютная бесприн­ципность — вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его ан­тигероем комедии, противником Чацко­го. Молчалин стал нарицательным обо­значением пошлости и лакейства. «Все­гда на цыпочках и не богат словами», он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.

На мой взгляд, очень интересно срав­нить Фамусова, Скалозуба, князя Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?

Читайте также:
Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Для Фамусова, очевидно, удачно вы­дать дочку замуж, да пару орденов полу­чить, не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: «Мне только бы досталось в генералы». Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хо­чется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое.

Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добил­ся блестящих успехов. Безвестный, без­родный тверской мещанин, он стал сек­ретарем московского «туза», получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюб­ленным и тайным женихом Софьи. Неза­меним в фамусовском доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит,

тут в пору карточку вотрет.

Разве остановится Молчалин на достиг­нутом? Разумеется, нет. Расчетливо и хо­лодно набирает он силу. Уж он-то не по­терпит на своем пути Чацкого — безумно­го мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубо­чайшей безнравственностью: тот, кто го­тов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только уни­жать, но и уничтожать.

Именно Молчалины, идеал которых «и награжденья брать, и весело пожить», дойти «до степеней известных», станут в ближайшем будущем (после восстания декабристов) властителями общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их «таланты» — «умерен­ность и аккуратность». Молчалин — чело­век структуры, его безбедное существо­вание возможно лишь в четко отлажен­ном государственном механизме. И он сделает все возможное, чтобы не допус­тить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкос­тью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот па­радокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно приписать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Такой герой и фамусовское общество несовместимы, они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, ко­нечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сре­доточие пороков:

. Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеем-Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

«Так! Отрезвился я сполна!» — восклица­ет Чацкий в конце комедии. Что же это: по­ражение или прозрение? Да, финал этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров » сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар каче­ством силы свежей».

После скандала в доме Фамусовых Чац­кий уезжает. Его отъезд — это форма протеста, хотя и пассивная. Таким обра­зом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще боль­шей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.

Однако Молчалина нельзя назвать побе­дителем, так как Чацкий остался мораль­но выше. Дальнейшие скитания героя не изображены в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только по­сле смерти Николая в 1856 году, если, ко­нечно, не погиб в день восстания.

Интересно, что спустя полвека после создания «Горе от ума», в 80-е годы, М. Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел об­раз Молчалина в очерке «Господа Молчалины». Социально ориентированный ху­дожник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в нем одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся «степеней известных». Он смог приспо­собиться к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин («Возвысился, унижаясь», — пи­сал о нем К. Полевой).

Удивительно, что и сейчас невозможно равнодушно читать «Горе от ума». Грибо­едову (может быть, впервые в русской литературе) удалось создать действи­тельно реалистический образ положи­тельного героя, героя своего времени. И трудно представить, что стало бы с на­шим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе — в общем, всем, чего мы достигли. Ведь именно Чацкие стремятся к лучшему и верят, что это луч­шее можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших, закостенелых прин­ципов, разлагающих общество.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Читайте также:
Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума: сочинение

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: