Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

ОБРАЗ СОФЬИ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». Сочинение для 9 класса.

Ученикам 9 класса часто задают сочинение на тему «Образ Софьи в комедии «Горе от ума» А.С Грибоедова». Перед Вами — образец сочинения на указанную тему. Однако, прежде чем преступать к написанию сочинения, давайте вспомним основные характеристики образа Софьи.

Текст сочинения.

«Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа,» — сказал в свое время Белинский. Трагически погибший тридцати четырех лет отроду, Грибоедов не создал, несомненно всего, что мог бы совершить по своим творческим силам. Ему не суждено было осуществить многочисленные творческие замыслы, поражающие своим широким размахом и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он остался в истории автором одного прославленного произведения. Но Пушкин сказал: «Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума». В этих словах содержится признание великой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.

В «Горе от ума» Грибоедов выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримиримой вражды защитников старого, косного быта и сторонников нового мировоззрения, новой свободной жизни.

Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную роль в комедии играет Софья и ее отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, отец Софьи, говорит:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

Эта девушка не принадлежит ни к хорошим, ни к плохим. Так, например, когда Пушкин впервые ознакомился с пьесой Грибоедова, образ Софьи показался ему «начертанным не ясно».

Я хочу попробовать разобраться в ее характере. Он сам по себе очень сложен. В Софье сложно переплелись «хорошие инстинкты с ложью». Ей приходится изворачиваться и лгать, чтобы не выдать недалекому отцу свою любовь. Она вынуждена скрывать свои чувства не только из-за страха перед отцом; ей больно, когда в вещах для нее поэтических и прекрасных видят лишь жесткую прозу. Любовь же Чацкого к Софье поможет нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать главному положительному герою всей комедии. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», как говорит о ней Чацкий, но и проявляет завидную волю, немыслимую для таких людей, как Молчалин, Скалозуб или даже ее отец. Достаточно сопоставить фамусовское «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», молчалинское «внезависимость мнеедь надобно ж зависеть от других» и реплику Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Это заявление не просто «слова». Героиня руководствуется ими буквально на каждом шагу: и тогда, когда принимает у себя в комнате Молчалина, и когда на глазах у Скалозуба и Чацкого бежит с криком к Осипу: «Ах! боже мой! упал, убился!» — и сама падает без чувств, не задумываясь о впечатлении окружающих.

Но, к сожалению, все эти положительные черты характера не могли получить развития в Фамусовском обществе. Вот как об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». В то же время Софья — дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими словами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

Что гений для иных, о для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро о против ит…

Софья абсолютно уверена в себе, в своих действиях, в своих чувствах. Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет та непосредственность, не испорченность ее натуры, которая позволяет нам сравнивать ее с пушкинской Татьяной Лариной. Но есть и существенная разница между ними. Татьяна воплощает идеальный характер русской женщины, какой ее себе представляет Пушкин, Обладая в высшей степени положительными качествами души, она и любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств. Избранник Софьи, к сожалению, иной, но это видно только нам и Чацкому. Софья же, ослепленная ухаживаниями Молчалина, видит в нем только хорошее.

При первой встрече Софьи с Чацким она не проявляет к нему прежнего интереса, она холодна и неласкова. Это немного озадачило и даже огорчило Чацкого. Напрасно он старался вставить в разговор остроты, которые прежде так забавляли Софью. Они приводили лишь к еще более равнодушному и немного злобному ответу Софьи: «Случалось ли ошибкою, в печали, чтоб вы добро о ком-нибудь сказали?». Софья до конца пьесы хранит свое гордое мнение о Чацком: «Не человек — змея». Следующие встречи Софьи и Чацкого мало отличаются друг от друга. Но в 3 действии Чацкий решает «раз в жизни притвориться » и начинает восхвалять Молчалина перед Софьей. Софье удалось было отделаться от навязчивых вопросов Чацкого, но она сама увлекается и полностью уходит в свои чувства, опять же совершенно не задумываясь о последствиях, что еще раз доказывает нам твердость ее характера. На вопрос Чацкого: «Зачем же вы так коротко его узнали?», она отвечает: «Я не старалась! Бог нас свел». Этого довольно, чтобы Чацкий, наконец, понял, в кого влюблена Софья.

Читайте также:
Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Героиня рисует портрет Молчалина во весь рост, придавая ему самую радужную окраску, может быть надеясь в душе примирить с этой любовью не только себя, но и других. Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, —

Вот я за что его люблю.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять.

«Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» —

вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова. Чацкий естественно не желает * слушать Софью. Для него Молчалин — человек, не достойный уважения и тем более любви такой девушки, как Софья.

Мы невольно задумываемся: что же привлекло в Молчалине Софью? Быть может, его внешность или глубокий образ мышлений? Конечно нет. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего отражается на молодом трепетном сердце девушки. Душа юной и красивой Софьи наполнена романтическим ожиданием любви, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав потайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом, он живет в доме. Молодой человек недурной наружности, в меру образованный, живо входит в роль влюбленного и очарованного. Комплименты, ухаживания, постоянное присутствие Молчалина радом делают свое дело. Девушка влюбляется, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать.

Софья невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал «всем людям без изъятья». Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмитриевны Горич и княгини Тугоуховской. И если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. И в конце концов, по замечанию Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литературе и отличается от других произведений своей моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.

Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Краткое содержание

После Отечественной войны 1812 года русское дворянство разделилось на приверженцев старинных устоев и людей с прогрессивными взглядами. Описанию противоречий между ними посвящено произведение А. Грибоедова.

Начало действия

События пьесы разворачиваются в доме богатого чиновника из Москвы. Здесь живут:

  • Павел Афанасьевич Фамусов — хозяин дома.
  • Его дочь Софья.
  • Бедный секретарь Алексей Молчалин, который служит у Фамусова.

Молодые люди влюблены друг в друга и по ночам тайно встречаются в комнате Софьи, а служанка Лиза сторожит у двери, чтобы пару не застал отец. Однажды Павел Афанасьевич замечает, как утром из комнаты дочери выходит Молчалин. Ему кажется это подозрительным, но дочь отвлекает отца, рассказывая сон, якобы приснившийся ей ночью.

В тот же день дом Фамусовых посещает Александр Чацкий, который три года не был в Москве. Это дворянин по происхождению и сын друга Павла Афанасьевича, выросший в его доме, куда попал после смерти родителей. С детства Чацкий был товарищем Софьи по играм, а, повзрослев, влюбился в нее. Возвращаясь к Фамусовым, он надеется, что девушка тоже сохранила свои чувства. Но Софья не рада приезду Чацкого и боится рассказать ему, что любит Молчалина.

Отцу не нравятся оба молодых ухажера дочери, он видит в роли жениха человека своего класса — полковника Скалозуба. В общении с Фамусовым Александр не скрывает своих взглядов и остро высмеивает людей, для которых главным в жизни являются чины, деньги и связи. Старику не по душе высказывания Чацкого, сильно отличающиеся от общепринятых норм, которых придерживаются все вокруг.

Дом Фамусовых посещает полковник Скалозуб. Хозяин выказывает ему особое почтение и приглашает в свой кабинет, чтобы Чацкий не испортил его планы своими остротами. В это время Молчалин падает с лошади, что успевают заметить в окно Софья и Александр. Испугавшись за любимого, девушка падает в обморок и Чацкий подозревать о ее чувствах к секретарю. Вскоре становится ясно, что Алексей всего лишь ушибся, и все расходятся.

Развязка пьесы

Подле Молчалина остается только служанка Лиза, и он признается ей в своих чувствах — оказывается, секретарь вовсе не влюблен в Софью, а встречается с хозяйской дочкой из корыстных побуждений. Но Лиза не принимает их — она любит слугу Петрушу и осуждает Молчалина за обман. Чацкого настораживает поведение Софьи, и он пытается все выяснить, поговорив с девушкой, после чего окончательно осознает, что подруга детства действительно любит другого. Тем временем у Фамусовых готовятся к званому вечеру, на который приглашено множество гостей.

Читайте также:
Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Во время приема недовольная Чацким Софья полушутя объявляет молодого человека сумасшедшим. Слух воспринимается серьезно и быстро распространяется среди гостей — на вошедшего в зал Александра все смотрят как на умалишенного. Вечер заканчивается, и во время отъезда гостей давний знакомый Чацкого приглашает его в Английский клуб, но тот отказывается. Спрятавшись за колонной, Александр становится свидетелем нового признания Молчалина служанке Лизе. Этот разговор слышит и Софья, она потрясена, негодует на обманщика и прогоняет его.

Чацкий обнаруживает себя перед девушкой и обвиняет ее в обмане и игре чужими чувствами. Тут же появляется и сам Фамусов, который понимает, что его водили за нос и обещает отправить дочь в деревню к тетке за непристойное поведение. Он запрещает Александру ухаживать за Софьей, но молодой человек больше и не хочет общаться с обманщицей. Чацкий настолько разочарован светом и изменой Софьи, что принимает решение снова покинуть Москву и произносит известную цитату: «Карету мне, карету!».

Характеристика образа

Дочь Фамусова — один из самых драматичных персонажей пьесы. Ее образ полон противоречий, неоднозначен и не может быть причислен к сугубо положительным или отрицательным. Софья видит всю лживость и косность светского общества, но не делает ничего, чтобы вырваться из него, а просто плывет по течению и меняется под его влиянием. И драма тем глубже, что рядом появился человек, духовно близкий — Александр Чацкий, но героиня не понимает этого и пребывает в заблуждении относительно Молчалина.

Черты характера

Главный женский персонаж — девушка с довольно твердым и своенравным характером. Рано оставшись без матери, она чувствует себя повелительницей в доме, привыкла командовать слугами, и ей подчиняются, несмотря на юный возраст хозяйки. Кроме отца, уделявшего не много внимания дочери, главную героиню «Горе от ума» Софью воспитывала только гувернантка — француженка мадам Розье.

О внешности девушки известно только то, что она хорошенькая и прелестная, расцвела к семнадцати годам. Получила домашнее образование, типичное для своего времени, вся система которого была направлена на возможность удачного замужества. Молодая дворянка хорошо танцует, умеет играть на фортепиано и флейте, знает иностранные языки. Как и многие ее ровесницы, проводит свою жизнь в развлечениях:

  • бывает на балах;
  • зачитывается французскими романами.

Героиня решительна, не боится тайно встречаться с Молчалиным и готова отстаивать право на любовь, хотя знает, что отец не видит Алексея в роли ее избранника и мужа. Софья не обделена умом и привыкла прямо высказывать свое мнение, но не привыкла обдумывать свои поступки и отвечать за них, что показывает ее неразумной.

Героиня полагает себя девушкой здравомыслящий и критической, но на самом деле не замечает, что происходит вокруг нее. Софья способна на ложь: чтобы скрыть чувства к человеку, по мнению отца недостойному, ей приходится выступать в роли обманщицы. По всей видимости, у Фамусовой нет подруг, когда ей хочется поделиться переполняющими сердце эмоциями, девушка рассказывает все своей служанке.

Отношение к другим персонажам

Именно склонность к чтению сентиментальной литературы сыграла с героиней злую шутку: она видит в скромном и тихом Молчалине идеал романтического героя. Софья восхищается книжными героями, бедным юношей и богатой девушкой, хранящими верность и преданность друг другу, и примеряет их на себя. Но при всей чувствительность Софья не может разделить реальность и вымысел и разглядеть, что любовь Молчалина — подделка, а сам он корыстный и мелкий человек.

Отношение Софьи к службе в армии можно понять по ее разговорам о полковнике Скалозубе, героиня видит его недалеким бестактным солдафоном, которого интересуют только чины и деньги. Выйти за такого замуж для нее все равно что утопиться. Несмотря на внешнее несогласие с общепринятой моралью, жизнь дочери Фамусова вполне вписывается в рамки общества — ей не нужны потрясения, которые может принести Чацкий.

Софья не ищет каких-либо путей применения своих талантов, а видит свое будущее в замужестве и светской жизни. Даже узнав о притворстве Молчалина, героиня больше приемлет кривизну его души, чем дерзость Чацкого, ведь и она сама, пусть не намеренно, совершила подлость, ославив в московском свете друга детства безумцем. Чацкий обвиняет Софью в том, что она хочет себе не равного спутника жизни, а мужа-слугу, который во всем бы ее слушался и подчинялся.

Главная героиня комедии «Горе от ума» — неординарная девушка со страстной, глубокой, самоотверженной натурой, лучшие качества которой уродливо искривились под воздействием лживой и лицемерной фамусовской среды, потому что Софье не хватило силы духа и стойкости убеждений, чтобы отстаивать свои взгляды. Ей оказалось легче подстроиться под общественное мнение, чем противостоять ему.

Оценка критиков

Современники Грибоедова отнеслись к персонажу Софьи Павловны Фамусовой с некоторым пренебрежением и не смогли оценить всю его глубину и драматичность, задуманную автором произведения. Они не пытались делать анализ образа главной героини в контексте пьесы. Не заметил противоречивость и сложность ее характера и А. Пушкин, назвав этот образ неясным.

Некоторые критики, в частности Белинский, обратили внимание на энергию характера и недюжинную натуру главной героини. Он считал, что появление такого персонажа имело большое значение, так как положило начало появлению в литературе образов настоящих русских женщин. Вместе с тем литературовед не усмотрел в главной героине живой девушки, так как посчитал ее образ слишком нереалистичным. Другие мнения:

  • Б. Голлер увидел в поступке Софьи, принимающей Молчалина ночью в своей спальне, вызов ханжеству и лицемерию общества. Для такого поведения была нужна большая смелость, ведь, нарушая моральные запреты, девушка могла быть отвергнута светом.
  • Н. Пиксанов отмечает, что Софья слишком рациональна в своих чувствах, выбирая объект любви не столько сердцем, сколько разумом.
  • Н. Надежин полагал, что Софья, выросшая в фамусовской среде, никак не могла быть девушкой романтической.

Наиболее полную характеристику дал главной героине И. Гончаров. Критик увидел, что автор задумал начертать Софью натурой противоречивой, в которой смешались лучшие человеческие качества с присущими фамусовской среде взглядами, и отвел в комедии «Горе от ума» Софье роль единственного персонажа, близкого по духу Чацкому.

В недостатках Софьи И. Гончаров усмотрел не личные пороки, а обобщенные черты ее круга, и отметил, что главный женский образ показан не сатирически, а драматически. Он сравнил его с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» А. Пушкина: обе девушки, влюбляясь, наделяют избранника придуманным положительными качествами.

Читайте также:
«Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»): сочинение

Любовь главной героини

Хотя критики и считают Софью Фамусову виновницей изгнания Чацкого из московского света, но такому ее поведению должны быть причины. Они не следуют из комедии явственно, однако на эту тему можно сделать некоторые предположения. Семнадцатилетняя девушка в пьесе таковой не ощущается — ее поведение и речевой словарный запас не очень соответствуют юной девушке на выданье. Сейчас героиня состоит в тайных отношениях с Молчалиным, которого любить весьма удобно.

Но важнее то, как развивалось ее первое чувство. На момент отъезда Чацкого Софье было четырнадцать, и остается загадкой, любила ли девушка друга детства. Можно предположить — так оно и было, раз Александр возвращается с уверенностью, что она верно ждет его. Но ведь прошло три года, за которые главный герой и строчки не написал любимой, ей приходилось узнавать о нем от знакомых. Можно только предполагать, как трудно было впервые влюбленной девушке переживать разлуку.

Софья могла почувствовать себя брошенной, а тоска и тревога за близкого человека со временем переросли в обиду. И если разобраться, то причины нынешней холодности героини вызваны поступками Чацкого в том числе. Тем временем рядом оказался человек тихий и удобный — Молчалин, в котором была уверенность, что он никуда не уедет, бросив все, и не оставит Софью в несчастии. Героиня перестала страдать по Чацкому и отдала свою любовь другому, не замечая, насколько мелок и ничтожен Молчалин, совсем недостойный такого чувства.

Софья не хочет возвращаться к прежним отношениям, чтобы снова не испытывать терзания, а настойчивость вернувшегося Чацкого ее только раздражает. Главный герой показывает себя не с лучшей стороны, когда забрасывает девушку обвинениями сразу же после пережитого ей потрясения и прозрения в отношении Молчалина.

Возможно, пьеса А. Грибоедова — это не сочинение о великой любви, но в ней изображен один из самых драматичных женских образов русской драматургии.

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

Сочинение по литературе на тему «Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывает черты характера главной героини и ее роль в произведении.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает российскую действительность начала 19 века. Произведение является примером взаимосвязи литературы и общественной жизни. На его страницах Грибоедов размышляет о России, путях ее обновления и развития. С этой точки зрения освещаются моральные, политические, культурные проблемы эпохи. Все персонажи, так или иначе, отражают эпоху, работают на раскрытие идейного содержания произведения. Свои мысли автор вложил в уста главного героя Александра Андреевича Чацкого.

С образом Чацкого тесно связан главный женский образ Софьи Фамусовой. Основной конфликт раскрывается в столкновении «века нынешнего» и «века минувшего». Между лагерем Фамусова и Чацким находится Софья. Ее образ полон противоречий. Грибоедов характеризует ее как девушку неглупую, но он и умной ее не называет. По происхождению, образу жизни, мыслям она находится ближе к московскому высшему свету, который соответствует определению «век минувший».

В то же время, всего три года назад у нее было много общего с передовым человеком своего времени Чацким. Он был влюблен в нее тогда, любит и сейчас. Они много времени проводили вместе. Он надеется найти в ней близкого по духу человека, но нравы общества уже наложили на нее свой отпечаток. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний», говоря о Софье, отметил в героине «задатки недюжинной натуры». В ней есть живой ум, но отсутствуют принципы, убеждения.

Софье семнадцать лет, она красива, образованна. В разговоре с Чацким героиня проявляет остроумие, независимость мнений. Трудно представить, что ее могло привлечь в Молчалине, который считает, что «в его лета не должно сметь свое суждение иметь». Даже Фамусов и тот зависит от чужого мнения. Софья же смело заявляет: «Что мне молва? Кто хочет, тот и судит». Молчалин упрекает ее за излишнюю откровенность, переживая за свою карьеру. Софья отвечает ему: «… Да что мне до кого? До них? до всей вселенны?». Ей трудно жить по законам окружающего ее общества. Она не любит притворяться, лгать. Достаточно вспомнить сцену, когда героиня теряет сознание, переживая за Молчалина, упавшего с лошади.

В общении с Чацким Софья ведет себя предельно искренно. Она не изображает любезность и удивляет друга детства своей холодностью. Она не скрывает от него своей симпатии к Молчалину. Героиня откровенно говорит, что любит отцовского секретаря. Она объясняет, что ей нравится в нем скромность, уступчивость. «Чужих и вкривь и вкось не рубит», — говорит она о Молчалине, намекая на остроты Чацкого. Тот же понимает ее слова по-своему. Он, видимо, решил, что Софья дразнит его, желая вызвать ревность. Он приходит к прямо противоположному выводу, который заключается в том, что не Молчалин стал его соперником.

На руку Софьи претендуют три кандидата, которые обозначаются в начале комедии в разговоре героини с горничной. Всем она дает точную, лаконичную оценку. Скалозуб «слова умного не выговорил сроду». Чацкий очень нравится Лизе, но Софья говорит, что «он славно пересмеять умеет всех». Выбирает героиня третьего, он не похож на предыдущих двух, «враг дерзости».

Читайте также:
Фамусов 2: сочинение

Пьеса начинается со свидания Софьи с Молчалиным. Оно закончилось ранним утром и чуть не раскрыто Фамусовым. Сон Софьи, придуманный для отца, показывает черты ее характера, ее мечты. Она по сути дела признается отцу в своей тайной любви к бедному секретарю. Софья пробует узнать, какова будет его реакция, если станет известно об ее отношениях с Молчалиным. Отец заметил, что бедный ей не пара. Становится понятно, что нелегко будет Софье уговорить отца выдать ее замуж за Молчалина.

Заканчивается комедия ночным свиданием. Действующие лица те же, но расстановка их теперь другая. Любовная тайна раскрыта. Открываются и глаза Софьи на Молчалина. Она понимает, что ее возлюбленный не так тих и скромен, как она думала. Молчалин строит карьеру и не особенно щепетилен при выборе средств. В начале пьесы Фамусов увивается вокруг Лизы, теперь по его примеру действует Молчалин. Софья, ставшая невольным свидетелем, узнает много интересного о себе. Героиня оскорблена до глубины души. Образ Молчалина, созданный на основе французских романов, рассыпался в прах. Рушатся и мечты Софьи о самостоятельной жизни. Молчалин очень подходил на роль мужа, при котором она могла бы играть роль первой скрипки. Не случайно Грибоедов рассказывает о семейной жизни Горичей. Так же мыслила семейную жизнь и Софья, воспитанная в духе времени. «Муж-мальчик, муж-слуга» – примеры таких отношений были перед ее глазами. Молчалин старательно подыгрывал ей.

Образ Софьи вписывается в общую проблематику пьесы, обозначенную как горе от ума. Ум, являющийся отличительным качеством героини, сыграл с ней злую шутку. Она хотела выделиться среди себе подобных, проявить независимость от общественных стереотипов, но оказалась жестоко обманута.

В своем произведении Грибоедов создает новый для русской литературы женский характер. Героиня образованна, пытается отстаивать свое мнение. Она сама выбирает суженого, причем руководствуется не чинами и богатством.

Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

В великолепной комедии Грибоедова каждый герой обладает своими неповторимыми индивидуальными чертами. Одним из противоречивых характеров в пьесе изображена Софья. В ней смешаны хорошие черты с ложью. От природы девушка наделена умом, независимым характером. Она может переживать и любит от всего сердца. К тому же Софья имеет прекрасное образование и воспитание, которое она получила в семье. Помимо увлечения литературой французских авторов, она к тому же еще всесторонне развита. Именно, читая произведения сентиментальных авторов, наша героиня научилась мечтательности и чувствительности. Вот, поэтому, она стала заглядываться на Молчалина, который своим нравом был похож на героев ее романов.

Возможно, этот молодой человек, ей понравился, потому что она могла им управлять, как хотела. Любовь к Чацкому поможет нам понять то, что эти два героя чем- то похожи друг на друга. И хотя ей всего 17 лет, она чувствует себя независимой. Ей безразлично, что о ней говорят окружающие. Вот Чацкий это понимает, и свои слова говорит девушке, так как считает ее своим единомышленником.

Софья, как и Чацкий, пережила любовное разочарование, так как случайно подслушала беседу Молчалина с Лизой. И ее избранник уже ей видится совсем по-другому, так как она нужна была ему для того, чтобы продвинуться по службе. Вовремя девушка это узнала. Ведь если бы это было бы в браке, то она получила бы разочарование в любви. Она совсем не хотела Чацкого в роли супруга, именно он открыл ей всю правду. Но, так как она выросла в фамусовском обществе, то и человека она выбрала недостойного себе.

Почему же она так поступила? Видно проблема заключалась в воспитании всех девушек того времени. Она совсем не может быть в ответе за каждый свой шаг. И все романтические герои совсем не похожи на реальных людей. Девушка не может отличить истинное чувство от подделки. И мы понимаем, что она отказавшись от Молчалина, все равно выберет себе избранника того же типа.

Грибоедов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном – любви. Критики отмечали, что в Софье есть предпосылки недюжинной натуры. И это действительно так. Именно Софья Павловна Фамусова положила начало созданию ряда образов русских женщин в нашей литературе.

Вариант 2

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает нравы дворянства XIX века. При этом автор демонстрирует противостояние устаревших взглядов крепостников и взглядов нового поколения дворянства. Старое поколение упрямо отстаивает свой личный комфорт, в то время как молодежь с прогрессивными взглядами стремится изменить общество.

Однако в произведении присутствуют и противоречивые персонажи, чьи жизненные взгляды не вписываются ни в одну из этих позиций. Таким персонажем является дочь обеспеченного чиновника – Софья Фамусова.

Главный герой комедии – Александр Чацкий был влюблен в Софью. Ему нравилось, что она не похожа на других московских барышень. Однако именно любовь к этой девушке явилась причиной страданий героя, и именно из-за нее он был изгнан из общества.

Софья обладает острым умом, сильна и независима. В отличие от других людей фамусовского круга, она ненавидит сплетни и противостоит общественному мнению. Но, зная порядки этого общества, она мастерски хитрит и подстраивается. Эти черты характера удивительным образом сочетаются с ее мечтательностью и отзывчивостью.

Однако героиня плохо разбирается в людях и окружающем мире, все ее мировоззрение сформировано исключительно французскими романами. Благодаря этим книгам у нее сформировался образ идеального, по ее мнению, спутника жизни. Воплощение этого абстрактного образа Софья нашла в секретаре своего отца, Молчалине, которого несчастная девушка идеализировала. Однако эта любовь приносит героине много боли. Юная девушка осознает, что отец не одобрит ее выбор, и ей не суждено быть вместе с любимым.

Читайте также:
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века.: сочинение

Позже Софья узнает, что Молчалин неравнодушен к Елизавете. Это разбивает девушке сердце и вынуждает ее отречься от возлюбленного.

С главным героем комедии у девушки сложные и противоречивые отношения. По началу Чацкий и Софья были влюблены друг в друга, но со временем все изменилось. К моменту возвращения героя в Москву после отъезда девушка была влюблена в другого. Софья проявила хитрость и коварство, желая отомстить бывшему возлюбленному, и пустила слух о безумии Чацкого, после чего на героя обрушилась травля.

Софья является одним из самых умных и здравомыслящих персонажей произведения. Она чиста и мечтает о настоящей любви, однако рядом с ней нет достойного человека. Она умна и очень начитана, но очень далека от реальной жизни. Из-за этого девушка не всегда ведет себя достойно и совершает множество ошибок.

Героиня очень несчастна и страдает сильнее других персонажей, даже сильнее Чацкого. Из-за своего противоречивого характера и тяжелой судьбы героиня вызывает у читателей одновременно и жалость, и сочувствие.

Сочинение про Софью

А.С. Грибоедов известен как блестящий дипломат, публицист и драматург. Его комедия «Горе от ума» действительно обрела бессмертность. Образы, которые подарил нам автор, можно встретить и в наши дни. По-прежнему, Фамусовы и Скалозубы живут по принципу «века минувшего». Барыни Хлестовы и Хрюмины все также грубы, невоспитанны и верят, что их мнение исключительно в своей правильности. Чацких считают сумасшедшими и изгоями. А «Молчалины блаженствуют на свете», очень уж это живучий тип.

Ну а что же Софья? Дочь Фамусова самый туманный, на первый взгляд, образ, будто автор не счел нужным его прописать. Но это не так. У самых ярких, колоритных персонажей классических произведений всегда «говорящие» фамилии. Они сразу дают понять читателю с кем мы имеем дело, какой это тип людей. «Горе от ума» здесь не исключение. Софья – дочь главного героя и носит фамилию отца. Но ее имя нам может что-то рассказать. В переводе с греческого оно означает «мудрая».

Характеристика ее противоречива. Девушка получила неплохое образование, по крайней мере, так считает ее отец. Рано лишилась матери и отец «сумел принанять в мадам Розье вторую мать». Сам же он мало внимания уделял ребенку. И девочка выросла на французских романах. Поэтому она легко влюбляется в Молчалина, в котором видит идеал романтического героя, приписывая ему добродетели. Его скромность, немногословность, отсутствие пререканий, трактует героиня по-своему, считая их достоинствами. Она верна и упряма. Искренне борется за честь возлюбленного, отстаивая его перед Чацким и отцом. Не боится выступить против светского общества, защищая свою любовь.

Софья своеобразный мостик между миром Чацкого и «фамусовской Москвой». Какое-то время она мечется между двумя мирами. И есть надежда, что для нее не все потеряно. Общество ее отца – это меркантильные люди, защищающие свои интересы и личный комфорт. Они готовы стелиться и выслуживаться ради получения личных благ. Молчалин также готов на все, чтобы достичь «степеней известных». Софья не такая. Она верит в идеалы, любовь, верность, честность. Девушка открыто выражает свои мысли и чувства. Ей присущи решительность и смелость. Но, в конечном итоге, влияние окружения и воспитание берет свое. К тому же ее очень оскорбляет отношение Чацкого к ее возлюбленному. Ведь это ее выбор, он не может быть плохим. В конце она понимает, что Молчалин низок и подл. Но обида на Чацкого остается. Героиня некрасиво и мелочно, но очень по-женски мстит Чацкому. Софья объявляет его сумасшедшим.

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Ей отчасти присущи черты «фамусовского» окружения. В чем-то есть схожесть и с Чацким, поэтому он приехал в Москву из-за любви к ней. С другой стороны, она живет так, как удобно ей. И когда ей нужно отомстить Чацкому, она идеально подстраивается под отцовское общество.

Сочинение 4

А.С.Грибоедов был человеком, который много сделал для своей Родины. Он вошел в литературу как создатель величайшей комедии «Горе от ума».

Немаловажное место в ней занимает изображение пороков современного писателю социума. Проблемы, которые поднимает автор в своем творении, волнуют российскую общественность и спустя многие годы после выхода комедии в свет. “Горе от ума” — это высокопатриотические размышления Грибоедова об участи России, о возможностях реформации, преобразования ее жизни. В связи с этим поднимаются в комедии важные государственно-правовые, духовные и общекультурные задачи эпохи. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” повествует о конфликте человека передовых суждений — Александра Чацкого — с затхлым фамусовским обществом. Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь – Софья Павловна Фамусова.

Стоит отметить, что пьеса А.С. Грибоедова является реалистическим произведением, характеры героев не прописаны однозначно: отсутствует четкая стратификация героев на «плохих» и «хороших». Таким образом, промежуточное положение занимает в пьесе Софья Фамусова. Она очень противоречивая и неоднозначная героиня. В некотором роде, отмечается внутренними характеристиками присущими взрослому человеку, но с другой стороны – инфантилизмом. Девушка желает искренней любви и глубоких, настоящих чувств. ее окружают мелочные и скверные люди. Ей тяжело сопротивляться давлению общества на нее. Девушка намерена быть счастливой, но что-то посоветовать ей для достижения цели никто не способен. Поэтому Софья вынуждена поступать неверно, совершая ошибки и тут же исправлять их. Софья —так же как и Чацкий, она натура пылкая, живущая сильным и неподдельным чувством. В заключение хотелось бы сказать, что в произведении «Горе от ума» Софья несомненно отличается от общества, которое ее окружает.

Читайте также:
Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии Горе от ума: сочинение

Девушка во многих своих суждениях отличается от своего отца, а главное – от всего светского общества дворян. Она не боится не боится защищая свою любовь, и выступать против общества меркантильных и недобросовестных дворян, она сильная личность которая не упустит своего.

Характеристика Софьи (Горе от ума)

Каждый персонаж в комедии Грибоедова “Горе от ума” обладает своими неповторимым и качествами. Здесь происходит противостояние взглядов крепостников, которые уже устарели и взглядов нового поколения дворянства. Поколение крепостников борется за свой комфорт в жизни, в то время как дворяне хотят полностью поменять общество. Софья Фамусова обладает как положительными, так и отрицательными качествами. Если сразу говорить об отрицательной черте, то это ложь. Но её выделяет её ум, независимый характер. Она очень искренний человек.

Все переживания героиня принимает близко к сердцу. Соответственно и любит она искренне, от сердца. В детстве ей дали отличное образование и хорошо её воспитали. Софья увлекается французской литературой. Благодаря этому она стала мечтательной и чувственной натурой. Она представляет себе будущего супруга таким, о которых она читала в романах, а это сильно отличается от реальной жизни. Она очень ненавидит различные сплетни и бесстрашно противостоит общепринятому мнению в обществе. Молчалин своим характером был очень похож на героев её любимых романов. Именно это ей в нём и понравилось. К тому же она управляла им так, как ей хотелось. Чацкий чем-то похож на Молчалина. Софье ещё только семнадцать лет, а она уже чувствует себя взрослой и независимой девушкой. И ей абсолютно все равно что о неё думают или даже говорят окружающие.

После того, как Софья случайно услышала разговор Молчалина с Лизой, она глубоко разочаровалась. Теперь она поняла, что нужна своему избраннику лишь для того, чтобы продвинуться по службе, а также, что ему нравится Елизавета. Но хорошо что это произошло сейчас, до того, как они вступили в брак. Но как говорится, что не делается, все к лучшему. Софья выбрала супруга, который был её недостоин. К тому же она не очень то и хотела выходить за него замуж. Так что события развивались только ей на пользу.

Возникает вопрос, почему она собиралась выйти замуж за человека, которого почти не любила? Большую роль играло воспитание того времени. Девушка часто не могла отвечать за каждый свой шаг. Расторгнув отношения с Молчалиным, она снова выбирает молодого человека с похожим характером. К сожалению, она не умеет отличать искреннюю любовь от поддельных чувств. В результате она совершает много ошибок, и больше всех страдает.

Пьеса “Горе от ума” – это пьеса о жизни, о любви. Интересно, что именно Софья Фамусова стала началом создания образа женщины во многих произведениях русской литературы.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Софьи Фамусовой

Популярные сегодня темы

Софью, пожалуй, можно назвать главной положительной героиней в данном замечательном произведении, которое было написано Денисом Фонвизиным.

Главный герой произведения является отражением человека, который действительно существовал. Этот человек герой, летчик, имя которого Алексей Маресьев. Эта история описывает невероятные возможности

Антон Павлович Чехов издал своё последнее произведение пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, а уже в середине января следующего года в Московском художественном театре состоялась ее премьера. Антон Павлович

Антон Павлович Чехов в свое время написал множество произведений. Среди них было значительное число коротких рассказов, в которых автор мог поделиться своими мыслями и переживаниями. Смотря на мир глазами

Сочинение Чацкий, Софья и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедова выделяются два конфликта: социальный и любовный. Любовный конфликт, связанный с образами Софьи, Чацкого и Молчалина, открывает комедию. В произведении образовывается некий любовный треугольник. Рассмотрим подробнее его стороны.

В первом же явлении мы знакомимся с любовной линией Софьи и Молчалина. Софья действительно влюблена в Молчалина. Она ценит в нем покорность, которая ценилась в обществе. Героиня любила сентиментальные романы, благодаря которым у нее развилась чувствительность и мечтательность. Неудивительно, что она влюбляется именно в Молчалина, который напоминал героев тех книг.

Молчалин отвечает Софье взаимностью, хотя в тайне от нее любит служанку Лизу. Почему же он не признается Софье, что не любит ее? Расчетливость и желание выбиться в люди руководят поступками героя. У Молчалина к Софье любовь потребителя. Он живет и работает в доме девушки, которая способна поднять его авторитет в обществе.

Грибоедов показывает, что любовь, построенная на выгоде, существовать не может, поэтому раскрывает всю правду перед Софьей. Теперь ей понятно, что Молчалин никогда ее не любил. Софья становится жертвой того общества, в котором росла и воспитывалась.

Другая любовная линия в пьесе: история Софьи и Чацкого. Узнаем мы о нем также в первом явлении, когда служанка Лиза говорит о Чацком, с которым у Софьи были теплые отношения в юности. Это чувство началось с детской дружбы, которая потом превратилась в привязанность. Однако привязанность Софьи так и не превратилась в настоящую любовь.

Чацкий же искренне влюблен в героиню, в нем нет той фальши, которая характерна Молчалину. Он приезжает ради нее и спешит увидеться с любимой после долгих странствий. По отношению к браку Чацкий имеет серьезные намерения, он готов предложить ей руку и сердце. Но Софья, к сожалению, не может ответить взаимностью. Она зависит от общества, которое так чуждо Чацкому. Чацкого ослепляет неразделенное чувство, поэтому герой уезжает из Москвы. Его искренние чувства приносят только горе.

Таким образом, А. С. Грибоедов показывает любовный треугольник, который можно рассмотреть как метафору трех видов людей того времени: Чацкий – честный, умный и искренне любящий; Мочалин – лицемерный и фальшивый. А Софья мечется между старым и новым, между истиной и ложью.

Читайте также:
«Горе от ума» первая в истории русской литературы реалистическая комедия: сочинение

Вариант 2

Молчалин, Чацкий и Софья являются главными фигурами комедии А.С. Грибоедова.

Отношения между Чацким и Софьей зарождаются в детстве. По обстоятельствам смерти родителей, Фамусов берёт Александра Андреевича на воспитание к себе. Таким образом и происходит знакомство Чацкого и Софьи. Они вместе проводят много времени и влюбляются друг в друга. Позже секретарь Фамусова отправляется в путешествие, а дочка Фамусова о нем забывает. Молодая девушка выбирает простой путь – найти замену Чацкому, подавив в себе все чувства к нему. Зачем ждать, страдать, а вдруг он не вернётся? И у неё начинается роман с другим человеком.

Тихий, скромный, со своими принципами мужчина – Алексей появляется в жизни Софьи, и она быстро переключается на него. У неё есть выбор: ждать из путешествия Александра или завести роман с Молчалиным, девушка выбирает второй вариант.

Сюжет комедии разворачивается таким образом, что все трое героев встречаются вместе. Здесь переплетаются судьбы и чувства, прошлого и настоящего. Александр Андреевич приезжает к Софье, потому что у него остались чувства к девушке и, он по-прежнему в неё влюблён. Но он не знает о чувствах Софии к нему и не знает о романе девушки и Молчалина. София не знает, что Алексей с ней из-за денег. В этом переплетении прошлого и настоящего скрыто то сокровенное, о чем герои не догадываются.

Под конец произведения весь обман выходит на поверхность. Молчалин признается в любви к служанке Лизе. Это все слышит Софья Павловна и ругает Молчалина за обман. Девушка чувствует себя обманутой и разочарованной таким поступком своего возлюбленного. Также эту сцену наблюдает Чацкий, понимая, что у его любимой нет к нему чувств. Как говорится, тайное становится явным.

После сцены с разоблачением, Алексей убегает. Такой поступок раскрывает характер этого героя. Его фамилия от слова «молчаливый», чем он с ловкостью пользуется, обманув героев произведения. А Александр Андреевич получает запрет на общение с Софьей. Его это не огорчает, потому что он разочарован в своей избраннице. А Молчалин остается секретарём у Фамусова. Начальник не подозревает о лживости мужчины.

А.С. Грибоедов в своей комедии раскрывает потаённый замысел Молчалина и предоставляет нам наблюдать за картиной, где происходит любовь по расчёту, что очень актуально в наши дни. Писатель своим произведением показывает, к чему приводит обман в отношениях и, что любовь на обмане не построить. Возможно, судьбы героев сложились иначе, если бы Софья изначально сделала правильный выбор, в пользу Чацкого.

Также читают:

Картинка к сочинению Чацкий, Софья и Молчалин

Популярные сегодня темы

Произведение повествует о сложных взаимоотношениях людей. Главными героями являются три человека. Это молодой человек Саня Григорьев, Катя Татаринова и Николай Антонови

Нередко можно услышать от дедушек, бабушек и даже от родителей известную поговорку – «Слово делом крепи». Что она означает? То, что человек всегда должен исполнять данные им обещания и никогда не говорить просто так.

Среди сочинений писателя Михаила Лермонтова я выделю поэму «Мцыри». Стихотворное произведение о короткой жизни юноши написано поэтом в 1838 году, когда его творчество было известно читателям.

С самого рождения большинство моих дней проходят в городе. Только редко мне удавалось выезжать на каникулах в другие страны или куда-то, как говорится, на природу.

В жизни у каждого человека есть и хорошие, и плохие моменты. Мы все замечаем, что они, похоже, чередуются. В несчастье человек склонен к жалости к себе. Хуже всего то, что чувства и настроения ставят отпечатки на наше мировоззрение

Почему Софья предпочитает дурака Молчалина умному Чацкому? (сочинение к ЕГЭ по литературе)

Почему Софья предпочитает дурака Молчалина умному Чацкому? (сочинение к ЕГЭ по литературе)

Почему Софья предпочитает дурака Молчалина умному Чацкому?

В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит идейное столкновение двух разных поколений, представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Однако не всех персонажей пьесы можно оценить однозначно.

Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца («собрать все книги бы, да сжечь», «ученье – вот чума»), проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?

Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым образцам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким героем является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям («не должно сметь свое суждение иметь»). Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.

Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит», — именно так в ее глазах должен вести себя влюбленный юноша. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: «если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин «за других себя забыть готов, враг дерзости – всегда застенчиво, несмело». Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием, не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.

Читайте также:
Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий,а с ним и вся комедия»?: сочинение

Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.

Почему Софья выбрала Молчалина?

Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии автор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество. Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную роль в комедии играет Софья и ее отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, отец Софьи, говорит: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Вот как об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». В то же время Софья — дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине: Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего: …уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит, — Вот я за что его люблю. Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» — вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова. Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидя, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Ему было больно увидеть ее такой после его трехлетнего отсутствия, было тяжело осознать, что любимая избрала Молчалина. Софья также очень переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал «всем людям без изъятья». Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмитриевны Горич и княгини Тугоуховской. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. И если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. И в конце концов, по замечанию Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье. Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому. Но в финале, когда Софья становится невольной свидетельницей «ухаживаний» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов всей пьесы. Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.

Читайте также:
Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Вариант 2

Молчалин, Чацкий и Софья являются главными фигурами комедии А.С. Грибоедова.

Отношения между Чацким и Софьей зарождаются в детстве. По обстоятельствам смерти родителей, Фамусов берёт Александра Андреевича на воспитание к себе. Таким образом и происходит знакомство Чацкого и Софьи. Они вместе проводят много времени и влюбляются друг в друга. Позже секретарь Фамусова отправляется в путешествие, а дочка Фамусова о нем забывает. Молодая девушка выбирает простой путь — найти замену Чацкому, подавив в себе все чувства к нему. Зачем ждать, страдать, а вдруг он не вернётся? И у неё начинается роман с другим человеком.

Тихий, скромный, со своими принципами мужчина — Алексей появляется в жизни Софьи, и она быстро переключается на него. У неё есть выбор: ждать из путешествия Александра или завести роман с Молчалиным, девушка выбирает второй вариант.

Сюжет комедии разворачивается таким образом, что все трое героев встречаются вместе. Здесь переплетаются судьбы и чувства, прошлого и настоящего. Александр Андреевич приезжает к Софье, потому что у него остались чувства к девушке и, он по-прежнему в неё влюблён. Но он не знает о чувствах Софии к нему и не знает о романе девушки и Молчалина. София не знает, что Алексей с ней из-за денег. В этом переплетении прошлого и настоящего скрыто то сокровенное, о чем герои не догадываются.

Под конец произведения весь обман выходит на поверхность. Молчалин признается в любви к служанке Лизе. Это все слышит Софья Павловна и ругает Молчалина за обман. Девушка чувствует себя обманутой и разочарованной таким поступком своего возлюбленного. Также эту сцену наблюдает Чацкий, понимая, что у его любимой нет к нему чувств. Как говорится, тайное становится явным.

После сцены с разоблачением, Алексей убегает. Такой поступок раскрывает характер этого героя. Его фамилия от слова «молчаливый», чем он с ловкостью пользуется, обманув героев произведения. А Александр Андреевич получает запрет на общение с Софьей. Его это не огорчает, потому что он разочарован в своей избраннице. А Молчалин остается секретарём у Фамусова. Начальник не подозревает о лживости мужчины.

А.С. Грибоедов в своей комедии раскрывает потаённый замысел Молчалина и предоставляет нам наблюдать за картиной, где происходит любовь по расчёту, что очень актуально в наши дни. Писатель своим произведением показывает, к чему приводит обман в отношениях и, что любовь на обмане не построить. Возможно, судьбы героев сложились иначе, если бы Софья изначально сделала правильный выбор, в пользу Чацкого.

Комедия в стихах «Горе от ума» А.С.Грибоедова, который совмещает в ней традиции классицизма и романтизма, является одним из самых ярких произведений в творчестве автора. В основе пьесы лежит любовный конфликт, связанный с сюжетной линией Софья-Молчалин-Чацкий. Чацкий возвращается к своей возлюбленной Софье, которую не видел 3 года. Однако, за время его отсутствия девушка изменилась. Она обижена на Чацкого за то, что он бросил её, уехал и «не писал трёх слов», и влюблена в секретаря отца Молчалина.

Так почему же Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время, когда Молчалин постоянно находился рядом. В одной из реплик героиня высказала своё мнение по этому поводу: «Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем так ездить далеко?». Так же, к объективным причинам относится то, что Молчалина в таком обществе любить было легче, чем Чацкого. Уступчивость, скромность, молчание, умение прислуживать могли помочь выжить в таком окружении. А ум, вольнодумие, любое слово, сказанное против устоев, обрекли Чацкого на неудачу в фамусовском обществе. Как говорил герой: «Молчалины господствуют на свете».

Одной из ярких субъективных причин является увлечённость Софьи романами. «Ей сна нет от французских книг»(Фамусов). Любовник-слуга- «идеальный роман», как будто из французских книг. Чацкий унижает избранника героини, тем самым вызывает её недовольство, и после она пускает слух о его безумии.

Показывая любовный конфликт, автор раскрывает характеры персонажей(Софьи, Чацкого, Молчалина). Финал пьесы является драматичным- узнав правду, герои понимают свои ошибки, но уже становится поздно. Хоть и Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому, но она разочаровалась в этом выборе из-за того, что её возлюбленный оказался негодяем.

С1- Каким чувством наполнено отношение А.Т.Твардовского к молодым «ребятам»?

Отношение А.Т.Твардовского к молодым «ребятам» наполнено чувством патриотизма. Автор отличает такие качества русского солдата, как решительность, смелость и героизм. Сравнение помогает раскрыть это: «Как плоты, пошли понтоны, громыхнул один, другой басовым, железным тоном, точно крыша под ногой». Так же автор обращается к истории, проводя аналогию между ребятами и их предшественниками: «На войне живут бойцы, как когда-нибудь в двадцатом их товарищи- отцы», «Тем путём идут суровым, что и двести лет назад проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат». Через образы молодых солдат А.Т.Твардовский показывает решительность и патриотизм русского человека, который ради своей родины готов на всё, даже на смерть.

Что за Софья полюбила Молчалина? (Горе от ума)

Что за Софья полюбила Молчалина? (Горе от ума)

С Алексеем Степановичем Молчалиным мы встречаемся в самом начале комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». О нем с иронией и даже презрением отзывается Чацкий:

А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

И сразу же мы узнаем, что его любит Софья. Возникает вопрос: Что за Софья полюбила Молчалина? Она девушка, бесспорно, умная, образованная, полюбила такое ничтожество, как Молчалин? Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть образ Молчалина.

Читайте также:
Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Молчалин происходит из небогатой семьи. Его отец, очевидно, был мелким чиновником и поэтому, отправляя сына на службу, дал ему ценный совет, о котором тот помнил все время. Молчалин говорит об этом совете служанке Лизе:

Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятая — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику для избежанья зла Собаке дворника, чтоб ласкова была.

И этому «завещанию» Алексей Степанович следовал всегда на службе. Благодаря двум своим качествам — «умеренности и аккуратности», которые нужны были всякому чиновнику, а также благодаря своим деловым качествам Молчалин успешно делает карьеру. Его заметил Фамусов, перевел служить из провинциальной Твери в Москву, «дал чин асессора и взял в секретари» и даже поселил у себя в доме. Молчалин получил уже три награды по службе, и мы уверены, что он дойдет до самых вершин власти, ведь он умеет найти себе нужного покровителя. Молчалин угождает и Фамусову, и Софье, и гостям Фамусова: он «там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет».

Молчалин, чтобы угодить Софье, принимает вид влюбленного. Он понимает, что Софья, прочитав немало французских любовных романов, воображает себя героиней такого же романа. Ей хочется, чтобы по ней тайно вздыхал скромный, благородный юноша, а она бы покровительствовала ему. Молчалин прекрасно играет такую роль:

Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного…

Софья полюбила Молчалина за его любознательность, скромность и какой-то особый «талант» нравиться. Действительно, алии сумел понравиться многим, его охотно принялит многие люди.

Но Софья жестоко ошиблась в Молчалине: он ее совсем не любит и не думает о женитьбе на ней. Героиня выдумала себе» романтического героя, и поэтому се прозрение было столь болезненно. Однако Софья нешла в себе мужество сразу же отвергнуть Молчалина, когда увидела его подлинное лицо. Можно предположить, что Молчалин будет вынужден искать себе другого покровителя, а быть может, он все-таки сумеем умолить Софью простить его. А у Софьи наверняка на всю жизнь отложится в памяти этот жестокий урок.

Сочинение Что за Софья полюбила Молчалина? (Горе от ума)

Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии “Горе от ума”: отношения, любовь, история взаимоотношений

Фамусов и Петрушка.
Художник М. Башилов

Чацкий, Софья и Молчалин являются центральными персонажами комедии “Горе от ума” Грибоедова.

В этой статье представлены образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии “Горе от ума”, описание отношений героев, истории любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, Молчалина и Софьи.

Смотрите:
– Краткое содержание комедии
– Все материалы по комедии “Горе от ума”

Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии “Горе от ума”: отношения, любовь, история взаимоотношений

“. В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно. “

“. Вот-с – Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича покойного сынок. “

“. Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья. “

Отношения Чацкого, Молчалина и Софьи в комедии “Горе от ума”

“. Как человеку вы, который с вами взрос, / Как другу вашему, как брату. “

“. Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой. “

“. где возраст тот невинный, / Когда, бывало, в вечер длинный / Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, / Играем и шумим по стульям и столам. “

“. Любила Чацкого когда-то, // Меня разлюбит, как его. “

“. Молчалин! как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога. “

“. И всё‑таки я вас без памяти люблю. “

“. Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, // Которые во мне ни даль не охладила, // Ни развлечения, ни перемена мест. // Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно. “

“. Кого люблю я, не таков: // Молчалин за других себя забыть готов. “

“. Конечно, вам расстаться тяжело? // До света запершись, и кажется всё мало. “

“. И вот любовника я принимаю вид. “

“. Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного. “

“. Молчалин прежде был так глуп. // Жалчайшее созданье! // Уж разве поумнел. “

“. К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. “

“. Ужасный человек! себя я, стен стыжусь. “

“Зачем меня надеждой завлекли? // Зачем мне прямо не сказали, // Что всё прошедшее вы обратили в смех. “

“. За двери прячется, боится быть в ответе. “

“. Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; // Подалее от этих хватов, // В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, // Там будешь горе горевать. “

“. А вас, сударь, прошу я толком // Туда не жаловать ни прямо, ни проселком; // И ваша такова последняя черта, // Что, чай, ко всякому дверь будет заперта. “

“. Довольно. с вами я горжусь моим разрывом. “

“. Я сватаньем моим не угрожаю вам. “

“. Желаю вам дремать в неведеньи счастливом. ” (Чацкий о неведении Фамусова)

Это были цитатные образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание отношений героев, история любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, отношений Молчалина и Софьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: