СМЫСЛ НАЗВАНИЯ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”: сочинение

Основной смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Основная идея произведения

Возможно, смысл названия комедии «Горе от ума» заключается в том, что А. С. Грибоедов затрагивает важные вопросы, которые актуальны и по сей день: «Что же такое ум на самом деле» и «Может ли человек выделяться своим выдающимся умом и при этом быть счастливым». На эти вопросы автор отвечает косвенно, в этом наблюдается переосмысливание ценностей классицизма.

Основной идеей комедии является конфликт между двумя героями — дворянским фамусовским обществом и справедливым Чацким, который, в отличие от этого общества, обладает выдающимся интеллектом. Чацкий всеми силами противостоит этическим нормам застоявшегося дворянского сословия. Что нельзя сказать о необразованных представителях фамусовского общества, которых полностью устраивает, что они пребывают в своем однообразии.

Непринятие позиции Чацкого в обществе

В произведении описан целый ряд персонажей:

  • Фамусов — тщеславный барин;
  • Хлестова — барыня, которую все остерегались;
  • Молчалин — прислужник;
  • Загорецкий — лгун и мошенник;
  • Скалозуб — полковник;
  • Репетилов — суеверный, пустой человек.

Всех их задевает цивилизованность Чацкого и его образованность. Они не могут переступить через себя и признать его рассудительным человеком, ведь это означало бы, что его философия разумна.

Конечно, общество не считает себя глупым, но и менять что-то в своей жизни они не хотят, им просто удобно видеть в Чацком безумца. В то время как Чацкий испытывает горечь страданий и разочарование, общество всеми силами пытается как можно быстрее отвязаться от умника. В таком обществе человек как личность не важен, здесь важны титул и умение услужить.

Он просто хотел сделать так, чтобы люди начали его понимать, стали умнее и честнее, но как бы он ни старался изменить людей в лучшую сторону, удалось ему только пострадать от этого. Чацкий глубоко несчастлив, он разочаровался в людях, которые его окружали, а также в своей любимой женщине.

В борьбе за правду герою не удалось добиться уважения, понимания и поддержки, которые в его жизни играли очень важную роль. Но не только непревзойденный ум главного персонажа поспособствовал личному горю и любовной драме, это произошло от ряда других причин, в которых ум играл просто пассивную роль.

У всех персонажей произведения имеется свое представление о том, что такое ум, поэтому комедия не сводится к четкому разделению высшего общества и Чацкого, в том числе на предмет раскрытия ума. Идеал ума в пьесе напрочь отсутствует, поэтому в ней попросту нет победителя и проигравшего.

Назвав умным Чацкого, А. С. Грибоедов перевернул всё и высмеял прошлое представление такого высочайшего качества в человеке, как ум. Главным отличием Чацкого от общества было не то, что он умный, а то, что он человечнее всех ранее названных.

Грибоедов решил показать читателю человека с избытком пафоса, который наталкивал только на нежелание хотя бы как-то понять его.

Суть названия

Комедия Грибоедова от самого заглавия обращена совсем не к Фамусовым, а именно к самому Чацкому — одинокому человеку, который стремился изменить неподвластный кардинальным переменам мир и остался печальным человеком, разочаровавшимся в людях. В этом заключается смысл названия «Горе от ума».

Высокий интеллект Чацкого сильно не похож на общепринятый в обществе, а чувством, как сказал И. А. Гончаров в своем сочинении «Мильон терзаний» («У него есть сердце, и при всем этом он совершенно честен»), он определенно принадлежит к той общественности, в которой находится, при этом в какой-то степени зависит от мнения света.

Автор создал вовсе не традиционную комедию для своего времени. Он дополнил и общепсихологически переосмыслил образ персонажей произведения, также внес в текст новые, абсолютно не стандартные для комедии классицизма проблемы.

Писателю удалось преподнести свой метод реалистично. Он определенно достиг реализма во всей его красоте и полноценности, показав характеры персонажей, социальную среду и серьезные проблемы, которые скрывались в обществе того времени.

Сочинение: Смысл названия комедии Александра Грибоедова Горе от ума

«Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.

Читайте также:
Век нынешний и век минувший в комедии: сочинение

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.

Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал — «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Читайте также:
Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума: сочинение

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

5 сочинений по комедии Грибоедова “Горе от ума”

­ Пример сочинения 1

Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.

Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.

В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.

Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.

В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.

Пример сочинения 2

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

Читайте также:
Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

Пример сочинения 3

Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.

Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.

Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.

Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.

Пример сочинения 4

«Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.

Читайте также:
Бал в доме Фамусова (по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.

Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.

Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».

Пример сочинения 5

Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает откровенная безнравственность. Она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Читайте также:
Чацкий как герой своего времени (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума).: сочинение

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “возыметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти “качества” являются залогом его будущего успеха в фамусовском. мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор. /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить. ” — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не, проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Читайте также:
Век нынешний и век минувший: сочинение

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Разговор Чацкого с Фамусовым о жизни из комедии «Горе от ума» (Грибоедов А.С.)

Монологи Фамусова

  • Описание дня, начинается со слов «Петрушка, вечно ты с обновкой». Занимает полное явление. Монолог Фамусова Действие 2, явление 1 «Петрушка, вечно ты с обновкой»
  • Монолог Фамусова как зеркало представлений о взаимоотношениях в обществе представителей старшего поколения, того, против чего протестует Чацкий. Начинается с слов «Вот то-то, все вы гордецы!» и заканчивается словами «Вы, нынешние, — ну-тка!». Монолог Фамусова Действие 2, явление 2 «Вот то-то, все вы гордецы!»
  • из действия 4, явления 14. Начинается со слов «Брат, не финти» и заканчивается словами «В Сенат подам, государю». За ним следует монолог Чацкого «Не образумлюсь… виноват» («Карету мне, карету!»). Монолог Фамусова Действие 4, явление 14 «Брат, не финти»

Монологи Чацкого

В пьесе «Горе от ума» несколько раз Чацкий произносит монологи на социальные и философские темы.
Самый известный из них – монолог, который начинается со слов «А судьи кто?» и заканчивается словами «Кричали барышни «ура!» и в воздух чепчики бросали» из второго действия, явления 5.

Читайте также:
Главный конфликт пьесы «Горе от ума» Чацкий фамусовские идеалы и принципы: сочинение

Монолог Чацкого Действие 2, явление 5 «А судьи кто. »

Также известны монологи:

  • из действия 1, явления 7, который начинается со слов «Что нового покажет мне Москва?» и далее длится в диалоге с Софьей, описывая ожидания от Москвы после трёх лет отсутствия во время первого появления в доме Фамусовых. Монолог Чацкого Действие 1, явление 7 «Что нового покажет нам Москва?»
  • из действия 2, явления 2, который начинается со слов «И точно начал свет глупеть» и в диалоге при первой встрече с Софьей длится всё явление, описывая мнение Чацкого о Москве, которую он покинул три года назад. Монолог Чацкого Действие 2, явление 2 «И точно начал свет глупеть»
  • из действия 3, явления 22, который начинается со слов «В той комнате незначущая встреча» и включающий слова «Французик из Бордо, надсаживая грудь», известный как монолог про французика. Монолог Чацкого Действие 3, явление 22 «Французик из Бордо»
  • из действия 4, явления 14, отрывок, который начинается со слов «Не образумлюсь… виноват» и заканчивается словами «Карету мне, карету!». Монолог Чацкого Действие 4, явление 14 «Карету мне, карету!»

Сочинение Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Литературное произведение – «сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент». Драматическое произведение «живет» благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя. Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею произведения. Итак, диалог Фамусова с Чацким (2 явления, 2 действие). На первый взгляд это явление ничем не примечательно. На протяжении комедии Фамусов и Чацкий будут не раз разговаривать. Но вот, что интересно во втором действии очень много монологов. Герои делятся своими взглядами на жизнь, своеобразными программами. Перед эпизодом, который я анализирую – монолог Фамусова, он раздражен приездом Чацкого. Раньше он называл его «сорванец», от него никогда не знаешь чего ждать. В предыдущем явлении Фамусов пытался упорядочить свою жизнь и как-то успокоить ее, перелистывая календарь, на страницах которого жизнь протекает между рождением, едой и смертью. Успокоив себя таким образом Фамусов встречает Чацкого даже гостеприимно «А! Александ Андреич, просим. Садитесь-ка». Однако Чацкий чуткий и проницательный человек, он сразу чувствует настроение Фамусова «Вы что-то невеселый стали», — говорит он ему. Фамусов продолжает делать вид, что он гостеприимный хозяин и рад Чацкому. Фамусов успокаивается после реплики Чацкого о сватовстве «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?». Он понимает, что на сию секунду он хозяин положения и начинает наступать, назидая Чацкого. Фамусов чувствует, что имеет право учить Чацкого. «Сказал бы я во-первых: не блажи. Имением, брат, не управляй оплошно, а главное, подит-ка послужи». Фамусов не просто учит, а выдвигает два условия: «подит-ка послужи», «не будь гордецом». Монолог Фамусова – пример наступательной речи. Он не вспоминает «былое, доброе время». Он навязывает Чацкому свой образ жизни. «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы как делали отцы? Учились бы, на старших глядя». Предложения в монологе исключительно восклицательные и риторические вопросы, то есть Фамусов не ожидает ответа от своего собеседника. Чацкий начинает обороняться, но достаточно спокойно, но при этом выражает, с точки зрения Фамусова, вредные революционные идеи. Он защищается от того образа жизни, который собой олицетворяет Фамусов. Он не желает «гнуть шею», «брать лбом», «плести лесть кружев», «надевать личину усердия к царю» и «жертвовать затылком», чацкий защищается от морали, которая ему навязана, он не проповедует революцию, и вообще не хочет быть в мире с Фамусовым: «Длить споры не мое желанье», Чацкий не собирается «оскорблять ушей» отца Софьи. В этом явлении тот Чацкий, которого не видят в комедии, его реплики это всего лишь следствие молодого и пылкого нрава. У него нет другого выхода, он просто не может молчать. Чацкий пожил в другой обстановке, с другими людьми, с другими мыслями, он не наивный человек и прекрасно понимает, что Фамусова не переделать, он лишь дает понять, что имеет другие взгляды. Однако, это явление знакомит читателя с наивным Чацким, который считает, что «век минувший уже отжил», «нынче смех страшит…» Этот эпизод помогает читателю по-настоящему понять характер Чацкого и идею комедии. .

Читайте также:
Анализ комедии Горе от ума: сочинение

Диалог из Горе от ума (Фамусова с Чацким)

Создавая комедию “Горе от ума”, Александр Грибоедов стремился обрисовать полную картину нравов московского светского общества. Действительно, произведение с филигранной точностью описывает типичных представителей светской элиты. Упитанные, скучные и глупые. Именно такими предстают перед читателями члены высшего общества.

Им противопоставляется Александр Чацкий, человек нового времени, противник устаревших порядков. Александр понимает, что Москва погрязла в чинопочитании, слащавом подражании иностранцам и невежестве, которое воспринимается чуть ли не как благодетель.

Во втором явлении второго действия между Чацким и Фамусовым завязывается диалог, который в полной мере показывает противоречие между “веком нынешним” и “веком минувшим”. Идеал Фамусова – покойный дядя, служивший при Екатерине. Он “не то на серебре, на золоте едал”, но и за высокое положение свое в обществе вынужден был прислуживаться и “сгибаться вперегиб”.

Авторы произведений о животных

Чацкий же приходит к выводу, что “точно начал свет глупеть”. Славится лишь тот, кто умеет прислуживать господам и не смеет свое мнение выразить. В почете лишь льстецы и подхалимы, а раболепство считается высшей добродетелью. В диалоге Фамусова и Чацкого прослеживается разница между устаревшими взглядами на мир и современной философией.

Сочинения

Работа Грибоедова Горе от ума была написана в период подъема духовной жизни страны. В то время, когда с отменой крепостничества ожидались большие перемены и были подняты на повестке дня такие вопросы, как просвещение, воспитание и подражание иностранному. Вот Грибоедов и изобразил два мнения, век передовой и век прошлый. Герои, что представляют век уходящий это фамусовское общество — необразованные, бездушные и лицемерные люди. Им противостоит представитель новой жизни Чацкий — идеолог новых взглядов, который не может молчать. Он говорит, выражая свое отношение к действительности, и в этом есть огромная роль монологов Чацкого.

Роль монолога Чацкого

Какую роль играют монологи Чацкого? Высказывания главного героя существенны, ведь именно с помощью монологов раскрывается образ Чацкого. Они позволяют нам понять героя. Когда мы знакомимся с произведением, нельзя не заметить его главного героя, который противостоит обществу минувшего века, то есть, фамусовскому обществу. Благодаря монологам Чацкого и Фамусова, мы понимаем, каких жизненных принципов придерживаются оба представителя двух разных эпох. Так, своими речами, которые больше обращены в пустоту, Чацкий разоблачает пороки дворян, их бесчеловечность, лжепатриотизм, он клеймит их прошлую жизнь с подлыми чертами. При этом роль монолога Чацкого: А судьи кто, вообще бесценна. Чацкий обращает внимание на то, кто именно судит новое поколение. А судьями здесь являются люди, которые не могут быть примером для подражания, ведь они и рассуждают-то, опираясь на старые газеты.

Монологи Чацкого показывают отношение помещиков к крепостным, когда слуг влегкую могли обменять на собак. Своим словом Чацкий осуждает и систему образования, и отношение к службе, где прямым текстом говорит, что он с радостью будет служить на благо стране, но никогда не станет никому прислуживать. Своим высказыванием о том, что в комнате собрались незначащие люди, Чацкий показывает свое отношение к иностранному, обличает отсутствие в них патриотизма.

Да, достучаться до фамусовского общества не просто. Чацкий, как тот одинокий воин, который не может ни на что повлиять, поэтому и покидает фамусовское общество, а далее и саму столицу. Между тем, он остается непобежденным и верным своим взглядам.

Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Напишите анализ монологов Чацкого и Фамусова (2) “Горе от ума”

u00abu0427u0430u0446u043au0438u0439 u043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0443u043cu043du0435u0435 u0432u0441u0435u0445 u043fu0440u043eu0447u0438u0445 u043bu0438u0446, u043du043e u0438 u043fu043eu043bu043eu0436u0438u0442u0435u043bu044cu043du043e u0443u043cu0435u043d. u0420u0435u0447u044c u0435u0433u043e u043au0438u043fu0438u0442 u0443u043cu043eu043c, u043eu0441u0442u0440u043eu0443u043cu0438u0435u043c. u0423 u043du0435u0433u043e u0435u0441u0442u044c u0438 u0441u0435u0440u0434u0446u0435, u0438 u043fu0440u0438u0442u043eu043c u043eu043d u0431u0435u0437u0443u043au043eu0440u0438u0437u043du0435u043du043du043e u0447u0435u0441u0442u0435u043du00bb (u0418. u0410. u0413u043eu043du0447u0430u0440u043eu0432) .

u00abu0427u0430u0446u043au0438u0439 u0441u043eu0432u0441u0435u043c u043du0435 u0443u043cu043du044bu0439 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u2014 u043du043e u0413u0440u0438u0431u043eu0435u0434u043eu0432 u043eu0447u0435u043du044c u0443u043cu0435u043d.. . u041fu0435u0440u0432u044bu0439 u043fu0440u0438u0437u043du0430u043a u0443u043cu043du043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u2014 u0441 u043fu0435u0440u0432u043eu0433u043e u0432u0437u0433u043bu044fu0434u0443 u0437u043du0430u0442u044c, u0441 u043au0435u043c u0438u043cu0435u0435u0448u044c u0434u0435u043bu043e, u0438 u043du0435 u043cu0435u0442u0430u0442u044c u0431u0438u0441u0435u0440u0430 u043fu0435u0440u0435u0434 u0420u0435u043fu0435u0442u0438u043bu043eu0432u044bu043c u0438 u0442u043eu043cu0443 u043fu043eu0434u043eu0431u043du044bu043cu0438. u00bb (u0410. u0421. u041fu0443u0448u043au0438u043d) .

u00abu041cu043eu043bu043eu0434u043eu0439 u0427u0430u0446u043au0438u0439 u043fu043eu0445u043eu0436 u043du0430 u0421u0442u0430u0440u043eu0434u0443u043cu0430.. . u0412 u044du0442u043eu043c u0433u043bu0430u0432u043du044bu0439 u043fu043eu0440u043eu043a u0430u0432u0442u043eu0440u0430, u0447u0442u043e u043fu043eu0441u0440u0435u0434u0438 u0433u043bu0443u043fu0446u043eu0432 u0440u0430u0437u043du043eu0433u043e u0441u0432u043eu0439u0441u0442u0432u0430 u0432u044bu0432u0435u043b u043eu043d u043eu0434u043du043eu0433u043e u0443u043cu043du043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430, u0434u0430 u0438 u0442u043e u0431u0435u0448u0435u043du043eu0433u043e u0438 u0441u043au0443u0447u043du043eu0433u043e. u00bb (77. u0410. u0412u044fu0437u0435u043cu0441u043au0438u0439) .

u00ab. u0412 u0427u0430u0446u043au043eu043c u043au043eu043cu0438u043a u043du0435 u0434u0443u043cu0430u043b u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u0438u0434u0435u0430u043bu0430 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0435u043du0441u0442u0432u0430, u043du043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u043cu043eu043bu043eu0434u043eu0433u043e, u043fu043bu0430u043cu0435u043du043du043eu0433u043e, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u0433u043bu0443u043fu043eu0441u0442u0438 u0434u0440u0443u0433u0438u0445 u0432u043eu0437u0431u0443u0436u0434u0430u044eu0442 u043du0430u0441u043cu0435u0448u043bu0438u0432u043eu0441u0442u044c, u043du0430u043au043eu043du0435u0446, u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430, u043a u043au043eu0442u043eu0440u043eu043cu0443 u043cu043eu0436u043du043e u043eu0442u043du0435u0441u0442u0438 u0441u0442u0438u0445 u043fu043eu044du0442u0430: u041du0435 u0442u0435u0440u043fu0438u0442 u0441u0435u0440u0434u0446u0435 u043du0435u043cu043eu0442u044bu00bb (u0412. u0424. u041eu0434u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439) .

Читайте также:
Мировоззрение и настроения Грибоедова: сочинение

u00abu0413u043eu0440u0435 u043eu0442 u0443u043cu0430u00bb u2014 u00abu043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du0430u044fu00bb u043au043eu043cu0435u0434u0438u044f u0441 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu043c u043au043eu043du0444u043bu0438u043au0442u043eu043c u00abu0432u0435u043au0430 u043du044bu043du0435u0448u043du0435u0433u043eu00bb u0438 u00abu0432u0435u043au0430 u043cu0438u043du0443u0432u0448u0435u0433u043eu00bb . u0427u0430u0446u043au0438u0439 u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0438u0434u0435u043eu043bu043eu0433u043eu043c u00abu0432u0435u043au0430 u043du044bu043du0435u0448u043du0435u0433u043eu00bb . u041au0430u043a u0432u0441u0435 u0438u0434u0435u043eu043bu043eu0433u0438 u0432 u043au043eu043cu0435u0434u0438u0438, u043eu043d u0432u044bu0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438.

u0418u043cu0435u043du043du043e u0432 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433u0430u0445 u0440u0430u0441u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0435 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e u043a u043eu0441u043du043eu0432u043du044bu043c u0430u0441u043fu0435u043au0442u0430u043c u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du043eu0439 u0435u043cu0443 u0436u0438u0437u043du0438: u043a u0432u043eu0441u043fu0438u0442u0430u043du0438u044e (u00abu0425u043bu043eu043fu043eu0447u0443u0442 u043du0430u0431u0438u0440u0430u0442u044c u0443u0447u0438u0442u0435u043bu0435u0439 u043fu043eu043bu043au0438. u00bb) ; u043a u043eu0431u0440u0430u0437u043eu0432u0430u043du0438u044e (u00ab. u0427u0442u043eu0431 u0433u0440u0430u043cu043eu0442u0435 u043du0438u043au0442u043e u043du0435 u0437u043du0430u043b u0438 u043du0435 u0443u0447u0438u043bu0441u044fu00bb) ; u043a u0441u043bu0443u0436u0431u0435 (u00abu041au0430u043a u0442u043eu0442 u0438 u0441u043bu0430u0432u0438u043bu0441u044f, u0447u044cu044f u0447u0430u0449u0435 u0433u043du0443u043bu0430u0441u044c u0448u0435u044f. u00bb) ; u043a u0447u0438u043du0430u043c (u00abu0410 u0442u0435u043c, u043au0442u043e u0432u044bu0448u0435, u043bu0435u0441u0442u044c, u043au0430u043a u043au0440u0443u0436u0435u0432u043e u043fu043bu0435u043bu0438. u00bb) ; u043a u0438u043du043eu0441u0442u0440u0430u043du0446u0430u043c (u00abu041du0438 u0437u0432u0443u043au0430 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0433u043e, u043du0438 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0433u043e u043bu0438u0446u0430. u00bb) ; u043a u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u043du043eu043cu0443 u043fu0440u0430u0432u0443 (u00abu0422u043eu0442 u041du0435u0441u0442u043eu0440 u043du0435u0433u043eu0434u044fu0435u0432 u0437u043du0430u0442u043du044bu0445. u00bb) .

u041cu043du043eu0433u0438u0435 u0432u044bu0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u043du0438u044f u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e u0432u044bu0440u0430u0436u0430u044eu0442 u043cu043du0435u043du0438u0435 u0441u0430u043cu043eu0433u043e u0413u0440u0438u0431u043eu0435u0434u043eu0432u0430, u0442u043e u0435u0441u0442u044c u043cu043eu0436u043du043e u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442u044c, u0447u0442u043e u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0432u044bu0441u0442u0443u043fu0430u0435u0442 u0432 u0440u043eu043bu0438 u0440u0435u0437u043eu043du0435u0440u0430.

u041cu043eu043du043eu043bu043eu0433u0438 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e u043fu043eu044fu0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u0432 u043au043eu043cu0435u0434u0438u0438 u0432 u043fu0435u0440u0435u043bu043eu043cu043du044bu0435 u043cu043eu043cu0435u043du0442u044b u0440u0430u0437u0432u0438u0442u0438u044f u0441u044eu0436u0435u0442u0430 u0438 u043au043eu043du0444u043bu0438u043au0442u0430.

u041fu0435u0440u0432u044bu0439 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433 u2014 u044du043au0441u043fu043eu0437u0438u0446u0438u044f (u00abu041du0443 u0447u0442u043e u0432u0430u0448 u0431u0430u0442u044eu0448u043au0430. u00bb) . u041au043eu043du0444u043bu0438u043au0442 u0442u043eu043bu044cu043au043e u043du0430u043cu0435u0447u0430u0435u0442u0441u044f. u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0434u0430u0435u0442 u044fu0440u043au0443u044e u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u0438u0441u0442u0438u043au0443 u043cu043eu0441u043au043eu0432u0441u043au0438u0445 u043du0440u0430u0432u043eu0432.

u0412u0442u043eu0440u043eu0439 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433 (u00abu0418 u0442u043eu0447u043du043e, u043du0430u0447u0430u043b u0441u0432u0435u0442 u0433u043bu0443u043fu0435u0442u044c. u00bb ) u2014 u0437u0430u0432u044fu0437u043au0430 u043au043eu043du0444u043bu0438u043au0442u0430. u0412 u043du0435u043c u0434u0430u0435u0442u0441u044f u0440u0435u0437u043au043eu0435 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu0441u0442u0430u0432u043bu0435u043du0438u0435 u00abu0432u0435u043au0430 u043du044bu043du0435u0448u043du0435u0433u043eu00bb u0438 u00abu0432u0435u043au0430 u043cu0438u043du0443u0432u0448u0435u0433u043eu00bb .

u0422u0440u0435u0442u0438u0439 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433 (u00abu0410 u0441u0443u0434u044cu0438 u043au0442u043e?u00bb ) u2014 u0440u0430u0437u0432u0438u0442u0438u0435 u043au043eu043du0444u043bu0438u043au0442u0430. u042du0442u043e u043fu0440u043eu0433u0440u0430u043cu043cu043du044bu0439 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433. u0412 u043du0435u043c u043du0430u0438u0431u043eu043bu0435u0435 u043fu043eu043bu043du043e u0438 u0432u0441u0435u0441u0442u043eu0440u043eu043du043du0435 u0438u0437u043bu043eu0436u0435u043du044b u0432u0437u0433u043bu044fu0434u044b u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e.

u0427u0435u0442u0432u0435u0440u0442u044bu0439 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433 u2014 u0432u0430u0436u0435u043d u0434u043bu044f u0440u0430u0437u0432u0438u0442u0438u044f u043bu044eu0431u043eu0432u043du043eu0439 u0438u043du0442u0440u0438u0433u0438. u0412 u043du0435u043c u0432u043eu043fu043bu043eu0449u0430u0435u0442u0441u044f u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0435 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e u043a u043bu044eu0431u0432u0438.

u041fu044fu0442u044bu0439 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433 (u00abu0412 u0442u043eu0439 u043au043eu043cu043du0430u0442u0435 u043du0435u0437u043du0430u0447u0430u0449u0430u044f u0432u0441u0442u0440u0435u0447u0430. u00bb ) u2014 u043au0443u043bu044cu043cu0438u043du0430u0446u0438u044f u0438 u0440u0430u0437u0432u044fu0437u043au0430 u043au043eu043du0444u043bu0438u043au0442u0430. u041du0438u043au0442u043e u043du0435 u0441u043bu044bu0448u0438u0442 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e, u0432u0441u0435 u0442u0430u043du0446u0443u044eu0442 u0438u043bu0438 u0443u0432u043bu0435u0447u0435u043du043du043e u0438u0433u0440u0430u044eu0442 u0432 u043au0430u0440u0442u044b.

u0428u0435u0441u0442u043eu0439 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433 (u00abu0412u044b u043fu043eu043cu0438u0440u0438u0442u0435u0441u044c u0441 u043du0438u043c, u043fu043e u0440u0430u0437-u043cu044bu0448u043bu0435u043du044cu0438 u0437u0440u0435u043bu043eu043c. u00bb ) u2014 u0440u0430u0437u0432u044fu0437u043au0430 u0441u044eu0436u0435u0442u0430.

u0412 u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433u0430u0445 u0440u0430u0441u043au0440u044bu0432u0430u044eu0442u0441u044f u043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u043cu044bu0441u043bu0438 u0438 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e, u043du043e u0438 u0435u0433u043e u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440: u043fu044bu043bu043au043eu0441u0442u044c, u0443u0432u043bu0435u0447u0435u043du043du043eu0441u0442u044c, u043du0435u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u043au043eu043cu0438u0437u043c (u043du0435u0441u043eu043eu0442u0432u0435u0442u0441u0442u0432u0438u0435 u043cu0435u0436u0434u0443 u0442u0435u043c, u0447u0442u043e u0438 u043au043eu043cu0443 u043eu043d u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442) .

u041cu043eu043du043eu043bu043eu0433u0430u043c u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e u043fu0440u0438u0441u0443u0449u0438 u0447u0435u0440u0442u044b u043fu0443u0431u043bu0438u0446u0438u0441u0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0441u0442u0438u043bu044f. u00abu0413u043eu0432u043eu0440u0438u0442, u043au0430u043a u043fu0438u0448u0435u0442u00bb , u2014 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u0438u0437u0443u0435u0442 u0435u0433u043e u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432. u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u0443u0435u0442 u0440u0438u0442u043eu0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0432u043eu043fu0440u043eu0441u044b, u0432u043eu0441u043au043bu0438u0446u0430u043du0438u044f, u0444u043eu0440u043cu044b u043fu043eu0432u0435u043bu0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0433u043e u043du0430u043au043bu043eu043du0435u043du0438u044f.

u0412 u0435u0433u043e u0440u0435u0447u0438 u043cu043du043eu0433u043e u0441u043bu043eu0432 u0438 u0432u044bu0440u0430u0436u0435u043du0438u0439, u043eu0442u043du043eu0441u044fu0449u0438u0445u0441u044f u043a u0432u044bu0441u043eu043au043eu043cu0443 u0441u0442u0438u043bu044e, u0430u0440u0445u0430u0438u0437u043cu043eu0432 (u00abu0443u043c, u0430u043bu0447u0443u0449u0438u0439 u043fu043e-u0437u043du0430u043du044cu044fu00bb) .

u041du0435u043bu044cu0437u044f u043du0435 u043eu0442u043cu0435u0442u0438u0442u044c u0430u0444u043eu0440u0438u0441u0442u0438u0447u043du043eu0441u0442u044c u0432u044bu0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u043du0438u0439 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e (u00abu0421u0432u0435u0436u043e u043fu0440u0435u0434u0430u043du0438u0435, u0430 u0432u0435u0440u0438u0442u0441u044f u0441 u0442u0440u0443u0434u043eu043c. u00bb)

Диалог Фамусова с Чацким . (Анализ 2-го явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). (ЕГЭ по литературе)

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» носит новаторский характер, потому что в ней сочетаются черты классицизма, романтизма и реализма. В комедии соблюдается единство места и времени, но нарушено единство действия. Любовная интрига и общественный конфликт тесно переплетаются. Александр Андреевич Чацкий играет роль байронического героя.

Этот несчастный влюблённый, бунтарь – одиночка, не понятый «светом», противостоит фамусовскому обществу, в котором реалистически отразилась старая Москва.

Второе явление второго действия можно считать завязкой общественной коллизии. После трёх лет странствия главный герой возвращается в дом Фамусова, где прошли его детство и юность. Он влюблён в дочь Фамусова Софью и надеется на взаимность. Но Софья за три года изменилась. Во-первых, она расцвела и похорошела, во-вторых, наш герой не находит в ней «ни на волос любви». Его мучит «загадка» Софьи, он не может понять, почему девушка охладела к нему.

Павел Афанасьевич также взволнован к началу встречи с Чацким и тоже из-за Софьи, но его мучит другая загадка. Рано утром он застал свою дочь в обществе Молчалина. «Взрослой дочери отец» сделал вид, что поверил в случайность встречи, как объяснила Софья: «шёл в комнату, попал в другую». Хитрая девушка сочиняет странный сон и словно невзначай указывает отцу, что герой её сна – Чацкий. Таким образом, она отводит подозрения от своего возлюбленного Молчалина. Фамусов не желает видеть в роли жениха дочери ни того, ни другого:

Тот нищий, этот франт-приятель,

Отъявлен мотом, сорванцом…

Чацкий замечает нервозность и озабоченность своего воспитателя: « У вас в лице, в движеньях суета». Павла Афанасьевича раздражают вопросы молодого человека о Софье, они словно подливают масла в огонь, и «отец взрослой дочери» спрашивает напрямик:

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

«Прогрессивный человек» не очень-то вежливо отвечает на вопрос вопросом, как будто забыв, что перед ним отец любимой девушки:

Поэтому Фамусов резонно и иронично замечает:

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере искони

Отцом недаром называли.

Читайте также:
Творческие замыслы Грибоедова: сочинение

И снова Чацкий нарушает традиции. Он не просит руки девушки у её отца, а лишь предполагает:

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Почему так странно ведёт себя Чацкий? Или он и не собирается делать предложение Софье, или заранее знает, что Фамусов не желает такого жениха для своей дочери.

Фамусов ставит перед молодым человеком условия, при которых он стал бы рассматривать Чацкого как кандидатуру на роль жениха:

бы я во-первых: не блажи,

именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Что же называет Павел Афанасьевич «блажью»? Позднее из диалога Чацкого и Молчалина мы узнаём, что Александр Андреевич служил в Петербурге, занимал высокий пост:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга возвратясь,

С министрами про вашу связь,

Причина этого «разрыва» заключается в том, что Чацкий предпочитает «служенье делу, а не лицам». Фамусов, естественно, осуждает сына своего покойного друга, потому что тот не служит, не находя в том пользы. При желании он мог достичь «степеней известных». «Блажью» московский барин, очевидно, называет и «оплошное» управление имением. Скорее всего, Чацкий перевёл своих крестьян с барщины на оброк, и «раб судьбу благословил», зато недовольны таким поступком представители «века минувшего».

Фамусова раздражает ответ Чацкого:

Служить бы рад, прислушиваться тошно.

Павел Афанасьевич просто выходит из себя и произносит поучительный монолог о своём покойном дяде Максиме Петровиче, ставя его в пример «гордецу» Чацкому. С этого момента любовная коллизия дополняется общественным конфликтом, начинается спор «отцов» и «детей», «века минувшего» и «века нынешнего».

Чем же заслужил такие дифирамбы Максим Петрович? Во-первых, тем, что

…он не то на серебре,

На золоте едал; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Неслыханного богатства, множества орденов, почёта при дворе этот вельможа добился, потому что умел «подслужиться», «сгибаться вперегиб». История троекратного падения Максима Петровича рассказана специально для Чацкого, чтобы вызвать молодого человека на «поединок». Дядя Фамусова сначала оступился случайно, но, увидев, что «государыня Екатерина» «изволила» смеяться,

Упал вдругорядь – уж нарочно.

«Хохот пуще». Тогда «прыткий старичок» «отважно жертвует затылком» в третий раз, чтобы повеселить императрицу. Роль шута его не смущает. Цель оправдывает средства. Чего же достиг Максим Петрович таким раболепством и подобострастием?

Зато бывало в вист кто чаще приглашён?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почёт?

Словно перчатку бросает Фамусов, как вызов звучат его последние слова:

…Вы, нынешние, – нутка!

И пылкий юноша принимает вызов, не заставляет себя долго ждать. В его речи резкая критика века екатерининских фаворитов и страстная защита всего нового. Чацкий «беспощадно бранит» «век минувший» за то, что раньше «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Его критика направлена на то, что в век покорности и страха» «лесть как кружево плели» «тем, кто выше». Вельможи раболепствовали «под личиной усердия к царю». Молодой человек уверяет, что в «век нынешний» тоже есть «охотники поподличать», но они не решаются так открыто проявлять подобострастие, потому что

…нынче смех страшит, и держит страх в узде…

Фамусову эти пылкие речи кажутся верхом свободомыслия, и он сразу же зачисляет своего «франта-приятеля» в революционеры:

Ах! боже мой! он карбонарии!

«Новые люди» «вольнее дышат», они не торопятся «вписаться в полк шутов», не ищут высоких покровителей.

Отметим одно важное обстоятельство. Создаётся впечатление, что в этом диалоге оппоненты не слышат друг друга, каждый говорит своё, что подтверждает фраза Фамусова:

Добро заткнул я уши.

То есть получается, что, как только «карбонарии» Чацкий начинает говорить, Фамусов сразу же затыкает себе уши, чтобы не слышать крамольных речей.

Конец диалога напоминает разговор глухих. В этом эпизоде иронию вызывают оба героя. Несомненно, идеи свободолюбивого Чацкого симпатичны автору. Но уже этот первый поединок представителей «века нынешнего» и «века минувшего» показывает, что для Грибоедова важно не то, какие идеи лучше. Драматург убеждён, что изменения в обществе произойдут тогда, когда люди научатся слышать и понимать друг друга.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: