Тема любви в пьесе: сочинение

Тема любви в повести «Капитанская дочка» – три ПРИМЕРА сочинения по литературе 8 класса

­ Пример сочинения №1

Любовь в творчестве А.С. Пушкина представляется таким чувством, которое способно спасти жизнь человеку. Причем это не обязательно должна быть любовь мужчины к женщине, или наоборот. Это может быть любовь к Родине, отцовская любовь, сыновья, любовь человека к своим идеалам.

В повести «Капитанская дочка» автору удалось раскрыть тему любви со всех этих сторон. И именно в этом и заключается уникальность данного произведения.

Любовь Маши Мироновой и Петра Гринева

Гринев и Маша встретились сразу же после его приезда в Белогорскую крепость, но чувства между ними зародились далеко не сразу. Маша не отличалась привлекательной внешностью, к тому же главный герой предвзято к ней относился после того, как его новый приятель Швабрин совсем нелестно описал дочь коменданта крепости. Но эта гнусная ложь не смогла помешать Петру разглядеть искренность, доброту, ум и порядочность Маши. Красота ее души покорила его, и он сам не заметил, как полюбил эту скромную девушку всем сердцем.

Автор описывает возникшие между молодыми людьми чувства особенно возвышенно и романтично, что подчеркивает чистоту и непорочность их отношений. Гринев посвящает Маше стихи, сражается за ее честь на дуэли, рискует жизнью, ради спасения своей возлюбленной. А Маша не отходит от его постели, залечивает полученные во время поединка раны. С этого момента ничто не сможет заставить ее предать свою любовь.

Испытание любви жизненными обстоятельствами

Недолго суждено было наслаждаться влюбленным друг другом. Неожиданно на Белогорскую крепость нападает Пугачев. Первым делом он казнит тех, кто отказывается присягнуть ему на верность, и Маша в этот же день остаётся круглой сиротой. Гринев чудом остаётся жить, его спасло то, что когда-то он повел себя благородно в отношении неизвестного бродяги, которым на самом деле оказался сам Пугачев.

Влюбленные готовы бороться за свое счастье, но им приходится на время расстаться. И этим сразу же воспользовался Швабрин, который с лёгкостью предал Родину, и перешёл на сторону врага. Он силой удерживал девушку у себя в плену, и морил ее голодом, в надежде подчинить своей воле. Но Маша не поддавалась, она верила в то, что Петр вернётся и спасет ее из рук предателя.

Борьба за любовь

Главный герой не смог оставаться в стороне, когда узнал, что его возлюбленную пытаются насильно выдать замуж. Он не побоялся отправиться снова во вражеское логово, для того чтобы спасти Машу от посягательств злодея. Кроме того, он обратился за помощью к самому Пугачёву, зная, что только он сможет повлиять на Швабрина, занимающего теперь в Белогорской крепости важное место. В дальнейшем за этот поступок Гринев отправится под императорский суд, но ничто не могло заставить его бросить на произвол судьбы любимую женщину.

Так же самоотверженно борется за свою любовь и Маша, когда Петру угрожает наказание за пособничество Пугачёву. Она без сопровождения отправляется в Петербург к самой императрице, чтобы просить у нее помилование для своего возлюбленного. И ей это удается. Катерина II восхищается мужеством хрупкой девушки, не побоявшейся в одиночку отстаивать честное имя любимого человека.

На протяжении всего произведения происходит становление главных героев, и в этом им помогают их чувства. Настоящая любовь становится только сильнее в трудностях и разлуке. Именно поэтому Маше и Петру хватает сил преодолеть все испытания, выпавшие на их судьбу. В конце повести мы узнаем, что им всё-таки удалось обрести свое счастье. И этим А.С. Пушкин подтверждает то, что нет ничего важнее искренней любви, ради которой люди готовы принести себя в жертву.

Пример сочинения №2

А.С. Пушкин – любимый многими поэт и писатель. Его произведения о русской природе, о свободе, правде, дружбе, любви и верности с удовольствием читаются и восхищают многие поколения. Одно из самых известных и любимых произведений русского гения – роман «Капитанская дочка», в котором писатель повествует о пугачевском движении. Наряду с описанием восстания Емельяна Пугачева в одной из отдаленных оренбургских крепостей, А.С. Пушкин рассказывает об истории любви главных героев произведения – Петра Гринева и Маши Мироновой. По мнению писателя, любовь – это своеобразный индикатор, способный проявить истинные качества личности; это великое чувство, которое дает любящему человеку силу вынести все испытания и остаться верным, честным, порядочным человеком.

Петр Андреевич Гринев – молодой человек, дворянский сын, которого отец по достижении шестнадцатилетнего возраста отправил на службу, но не в Петербург, как ожидал сам герой, а в отдаленную оренбургскую губернию. Это решение родителя огорчило юношу, но именно там он встретил Машу Миронову, дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова, бывшего комендантом Белогорской крепости. Девушка сразу покорила сердце Гринева своей скромностью, порядочностью, честностью, добротой. Она далеко не красавица, ее портрет вовсе не идеален, однако душа капитанской дочки была чиста и прекрасна. Любовь к Маше вдохновила героя на творчество: он посвящал любимой стихи. Молодой человек старался больше времени проводить рядом с Машей, разговаривать с ней, видеть ее. И с каждым днем он все сильнее и сильнее влюблялся в нее. Гринев сразился со Швабриным на дуэли, так как не смог оставить безнаказанным поступок своего соперника. Швабрин, будучи человеком самолюбивым, завистливым, лживым, не смог вынести отказ Марии Ивановны, в которую был влюблен, и стал очернять девушку в глазах Петра, смеялся над его стихами и над Машей, называя ее меркантильной особой. Гринев хотел защитить честь и доброе имя своей любимой девушки, поэтому и вызвал соперника на дуэль. Мария Ивановна, добрая, порядочная, честная, ухаживала за раненным на дуэли Гриневым. Девушка тоже всем сердцем полюбила героя, переживала за его здоровье, почти все время проводила рядом с постелью больного Гринева. Выздоровев, молодой человек получил письмо от отца, в котором тот ругал сына за неразумные поступки и запрещал ему думать о женитьбе. Не желая рассорить любимого человека с семьей, Маша признается Петру, что не может выйти замуж без родительского благословения. Наверное, их пути так бы и разошлись, однако у судьбы были свои планы.

Читайте также:
«Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»): сочинение

Когда в крепость вошел Емельян Пугачев со своим отрядом, капитан Миронов и Василиса Егоровна погибли от рук разбойников, а Маша попала под власть Швабрина, присягнувшего Пугачеву и оставленного им комендантом крепости. Узнав об этом, Гринев бросился спасать ту, которая полностью владела его сердцем. Он не мог оставить любимую девушку в руках бессовестного, глубоко не порядочного человека. Не думая о своей жизни, забыв об опасности, Гринев отправился к Пугачеву, чтобы просить за Марию Ивановну. Любовь придала ему уверенности, мужества, силы духа, не позволила опустить руки, а подтолкнула найти выход из ситуации и при этом сохранить честь.

Чувство любви преобразило и Машу Миронову. Из робкой, скромной, трусливой, по словам Василисы Егоровны, девушки, она превращается в уверенную, решительную, храбрую барышню. Она, молодая, неопытная, узнав об аресте Петра Гринева, отправилась в Петербург к императрице искать справедливости. Мария Ивановна хотела донести до государыни правду, объяснить, зачем Гринев встречался с Пугачевым. Девушка, которая никогда никуда не выезжала из крепости, сумела добраться до столицы и спасти любимого человека от виселицы.

Читать историю любви двух нравственно чистых, великодушных и порядочных героев очень интересно. Любовь в романе «Капитанская дочка» — яркое, сильное чувство, которое помогает героям справиться с жизненными трудностями, делает их сильнее, мудрее, терпимее и добрее, помогает выжить, противостоять злу и жестокости, бороться с несправедливостью.

Пример сочинения №3

“Любовь в Капитанской дочке”

Любовная тема очень часто поднимается в русской литературе, также данное произведение не является исключением. Искренне любить и любить всем сердцем способны немногие люди. У Александра Сергеевича много примеров такой любви.

В данном романе читатель наблюдает за тем, как развиваются отношения Петра Гринева и Маши Мироновой. Петр является очень мужественным и смелым парнем. Он отличается благородством, храбростью и преданностью долгу. Молодой человек был готов к борьбе с мятежником Пугачевым, который был очень опасным и нещадно расправлялся со своими врагами.

Петр перед началом войны прибыл в острог, там он и остановился. Вот-вот должна была начаться война. Очень близко к этому место располагалось очень своеобразное войско мятежника. Именно в остроге герой и познакомился с Марией Мироновой. У знакомых очень быстро сложились доброжелательные и дружеские отношения.

Они только дружили, но глубоко в сердце были тайно влюблены друг в друга. Чувства были очень сильными, но у героев не хватало смелости признаться в них. Так как положение было очень сложное. Враг был уже очень близко. Жизнь Гринева была в серьезной опасности, его могли убить. Маша, получивши это известие, сразу осознала, что ее чувства к герою очень серьезны, и она боится его потерять. Благо, все хорошо закончилось. Пугачев оставил героя в живых, и это произошло не случайно. Они уже были ранее знакомы, и Пугачев принял выбор героя.

И Петр, и Мария оказались в такой ситуации, что поняли глубину своих чувств. Теперь они точно знали, что это любовь. Однако, они оба боялись признания, так как не знали, взаимно ли это. Они боялись, что их чувства могут оказаться невзаимными и следствием будет разбитое сердце. Это было сложное время для героев, им обоим было необходимо это признание.

Читайте также:
Как Скалозуб стал полковником: сочинение

Через время Мария оказалась в опасности. В этот момент Петр осознал, что пойдет на всё, дабы освободить капитанскую дочку. Обстоятельства помогли героем открыть те чувства, которые они так долго скрывали. Радовались они не долго, так как пришло время разлуки. Гринев отправил свою возлюбленную в свой родительский дом. Это было для того, чтобы сохранить жизнь своей возлюбленной. Вскоре Гринев возвращается, и молодые устраивают свадьбу.

Детали дальнейшей жизни молодоженов нам не известно. Автор только дает понять, что у них сложилась счастливая и полная любви, жизнь.

Трудные обстоятельства помогли героем понять, что на самом деле они чувствуют друг ко другу. Они убедились в том, что их намерения серьезны, и их отношения не являются временным увлечением.

Тема любви в пьесе: сочинение

«На дне» – одно из значимых произведений в творчестве писателя М.Горького. Социально-философская пьеса поднимает ряд «вечных» проблем общества, среди которых есть и проблема любви. У Горького любовный конфликт – это одна из граней конфликта социального. Любовную тему пьесы «На дне» раскрывает треугольник между Василисой Костылевой, Васькой Пеплом и Натальей – сестрой Василисы.

Василиса – жена Костылева, являющегося хозяином ночлежки. Она намного моложе своего мужа: Костылеву уже 54 года, тогда как Василисе всего 26 лет. Отношения супругов складывается трагично. Девушка была вынуждена выйти замуж за Костылева по расчету. Мужчина это понимал и без конца попрекал жену нищетой («Нищая. свинья. »). По стороны Костылева не наблюдается искренних чувств по отношению к своей супруге. По своей натуре это очень жадный человек, лицемерный и подлый, поэтому на любовь он не способен. «Васка. поганая!» – вот так он называет свою жену. Естественно, ни о какой любви и уважении при таком обращении говорить не приходится. Жизнь с Костылевым для Василисы превратилась в ад. Отдушину она нашла в Ваське Пепле – с ним она изменяет мужу.

Но сама Василиса тоже не святая. Далеко не все сочувствуют ее судьбе из-за «дьявольского характера». Женщина ведет за Ваську Пепла борьбу довольно сомнительными методами: она ревнует Пепла к своей сестре, Наташе. Эта девушка бесправна, она во всем зависит от Василисы. Обитатели ночлежки говорят, что Наташа «славная девка», то есть относятся к ней положительно. Она «строгая. хорошая, надежный человек. ». Василису же окружающие называют не иначе, как «гадюка ядовитая». Пепел испытывает искренние чувства к Наташе, ведь у нее действительно немало достоинств. Василисе он с упреком говорит: «. души в тебе нет, баба. в женщине – душа должна быть. ». Пепел искренен по отношению к Костылевой. Он честно признается ей, что жил с ней развлечения ради, чувств он к ней не испытывал никогда. Васька любит Наташу, и ради нее он уходит от Костылевой. Василиса не может перенести того, что Пепел предпочел ей её же сестру, поэтому она решает отомстить. Охваченная порывом злобы, женщина начинает мучить и избивать родную сестру, опрокидывает на неё таз с кипятком. Наташа находится в непростом положении, и в этой ситуации она готова идти за Пеплом, но наученная горьким опытом, не доверяет ему до конца. Любовь Наташи дает Ваське надежду на новую жизнь, однако не всё так просто.

Василиса корыстна и коварна. Отношения с Пеплом для нее – это шанс на то, что любовник поможет избавиться от постылого мужа, ведь после этого только она будет управлять ночлежкой. И здесь возникает вопрос, действительно ли Василиса любит Пепла? Скорее всего, ответ будет отрицательным. Может ли любящий человек толкать возлюбленного на преступление? Толкала бы она его на воровство, чтобы скупать краденое, если бы действительно любила? Василиса до конца надеялась, что у нее получится уговорить Пепла вступить в сговор. Она даже дает согласие на его брак с Наташей и обещает денежное вознаграждение. Но Пепел смог распознать натуру Костылевой. «Ей денег надо. и воли надо. а воля ей — чтобы развратничать», – говорит он. Он мог бы полюбить Костылеву и даже пошел бы на все ради того, чтобы сделать ее счастливой. Однако страсть Василисы к достатку оттолкнула Ваську, за это женщина и возненавидела его.

Василиса загоняет Пепла в тупик: он заступился за Наташу, которую избивали Костылевы. В драке Васька убил хозяина ночлежки, а это было как раз то, чего хотела Василиса. «Васька убил. Я – видела!» – кричит она и ядовито приговаривает: «Что, Вася, мил друг? От судьбы не уйдешь. » Эту женщину настигло абсолютное нравственное оскудение, поэтому в ней больше нет ничего человеческого.

Читайте также:
За что и против чего борется Чацкий: сочинение

Настя – еще один персонаж, о котором нельзя не вспомнить, говоря о теме любви в пьесе М.Горького «На дне». Девушка выдумала историю любви, над которой насмехаются и Бубнов, и Барон. После чтения любовных романов Настя начала мечтать о Рауле и возвышенной любви вымышленного пылкого поклонника. Эти мечты остались единственным светлым моментом в жизни проститутки. Несмотря на то, что Настя торгует собой, в ней еще сохранились стремления к чистоте, добру, теплу и сочувствию. За придуманной любовью скрыта большая потребность в этом чувстве. Настя продолжает надеяться, что истинная любовь поможет изменить ее судьбу и позволит подняться со дна жизни.

В пьесе «На дне» М. Горький наглядно изобразил, насколько велика сила бесчеловечных условий жизни. Они способны изуродовать возвышенные чувства, разрушить личность, стать причиной деградации человеческого «я». У М. Горького социальное и духовно-нравственное неразрывно взаимосвязаны.

2938. Тема любви в произведениях Лермонтова Русский язык

Сочинение — Тема любви в творчестве Лермонтова. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Каждая эпоха привносит в понимание любви что-то новое. Тема любви у М.Ю. Лермонтова звучит трагично, он пытается рассуждать о ней философски. Повествования о любви Лермонтов помещает в цепочку размышлений о жизни и смерти, о страстях и заурядной мелочной суете. В своем творчестве автор выразил всю гамму тяжелых личных переживаний – ему было одиноко, он страдал от неразделенной любви. Большую часть стихов Лермонтов посвятил своей возлюбленной Варваре Лопухиной. Эти стихи, искренне рассказывают о том, как автор восхищается любимой, благодарит ее, ревнует, и пребывает в отчаянии. Варвара не разделяла его чувств, и поэтому герой Лермонтова ощущает отчаяние и горечь, он не может ничего поделать с этим. Герой признается читателю в том, что возлюбленная завоевала его сердце «не гордою красотою». Тем не менее, он смог разглядеть в ней нечто особенное, то, что находит отклик в глубинах его души.

Любовь Лермонтова абсолютно чиста, он видит ее как своеобразное божественное начало. Даже красоту женщины он сравнивает с небесами, обожествляет ее образ, а свою душу называет храмом. У Лермонтова наблюдается некий максимализм – если любить, то до конца жизни, как в стихотворении «Любовь мертвеца». А чтобы любить еще сильнее нужно даже «целый мир возненавидеть».

Неудачи в любви заставляют лирического героя сожалеть о потраченном времени и о том, что так бездумно предавался искренним чувствам, ведь отклика в сердце любимой он не нашел. Герой в какой-то момент с горечью осознает, что его возлюбленная совсем не такая, какую он себе нарисовал в фантазиях. С этого момента в любовных произведениях Лермонтова звучит мотив неверной женщины, недостойной высоких чувств. Любовь, в конце концов, становится «памятью», «увядшими мечтами» и «виденьем прежних лет». Воспоминания помогают герою уйти от неприятной реальности в идеальный выдуманный мир, где он «как неба властелин, в прекрасном мире – но один». Со временем герой перестает даже поддаваться обычным для молодого человека земным страстям, для того, чтобы отдать это время вдохновению.

Герой Лермонтова редко говорит о самом себе, он стесняется своих чувств, боится общественного мнения. В стихотворении «Нищий» ярко описано состояние героя, и его образ. Но при этом он требователен, он твердо настаивает на том, чтобы женщина была ему верна при любых обстоятельствах. Он эгоистичен и не желает видеть женщину счастливой без него. К сожалению, реальность жестока и слишком далека от идеала, нарисованного писателем, поэтому ему не остается ничего кроме страдания. Лермонтов воспринимает любовные чувства как противоречие между совершенством и суровой действительностью.

Сочинение 2

Любовь — это вечная тема, ее представление в произведениях М.Ю. Лермонтова

Лермонтов является первооткрывателем новой страницы в русской литературе. Ему досталась нелегкая можно сказать трагическая судьба, как поэта, так и человека. Огромный отпечаток в жизнь М.Ю.Лермонтова внесли тридцатые годы. В этот период в России лучших людей отправили в ссылки, самое хорошее было уничтожено. Поэта волновало все – трагизм окружающей среды больше всего. Он был несчастлив сам. В своем творчестве он совсем не хочет маскировать и скрывать свои мысли. Он все равно оставался доверчивым и неосторожным. В его творчестве показано противоречие окружающего мира, а именно между действительностью и идеалом.

В произведениях того времени виден полет мечты достаточно могучий.

Лермонтов твердо убежден в том, что на самом деле существует «иная жизнь», призвание человека излучать счастье и любовь. Любовь в поэзии Лермонтова занимает огромное место. Это хорошо видно из произведений, в которых он мастерски описывает любовь к Родине, женщине.

Еще в свои пятнадцать лет парень в своих произведениях повествует о любви и тайне человеческого бытия. Сам он пишет о том, что жизнь коротка, и он боится не успеть что-то совершить очень важное. Молодой человек просто жаждет произвести в жизни кардинальные изменения.

Читайте также:
Переводческое и музыкальное творчество Грибоедова: сочинение

Любовь – это трагедия в жизни М.Ю. Лермонтова. В юности он страстно любил Вареньку Лопухину, пожалуй, это была его единственная и неразделенная любовь к другу детства. Юноша понимает, что эта любовь невозможна и поэтому его окружает мученический ореол. Он сам говорит о том, что его душа просто обязана жить в земной неволе. Он говорит о том, что не увидит больше взор девушки, ее взор очень милый, но он будет радовать других. В этих строках он совсем отдаляется от бренного мира, но даже в этой ситуации он не становится рабом.

В понятиях Михаила Юрьевича любовь не должна быть скоротечным чувством, это вечное чувство, которое не удовлетворяет скоротечные страсти. Нельзя сказать, что поэт не увлекался, но каждый раз после таких увлечений парень не забывал милый взор и страдал любовью, которая была гораздо раньше.

Любовь в лирике Лермонтова представлена довольно трагически. Этим очень отличается любовь в творениях Лермонтова от стихотворений А.С. Пушкина.

Знаменитое стихотворение «Валерик» показывает очень горькое чувство, которое возникает после утраты связи с возлюбленной. Поэт пишет о том, что не надо ждать заочной любви, в наше время чувства мимолетны. Не смотря на то, что жизнь Лермонтова не удалась: неразделенная любовь, разобщенные судьбы, политические преследования, жизнь изгнанника в последние годы, из-за всего этого он все-таки не стал мрачным отрицателем жизни.

Очень часто в поэзии Лермонтова показан разлад между мечтой и реальной жизнью. Молодому поэту такое чувство как любовь приносит только страдание и грусть. Ему жизнь становится ненавистна, но и умирать не хочется.

Все неурядицы в любовных делах он переживает глубоко в душе. Он просто убежден в том, что мир несовершенен относительно человека. Человек постоянно страдает и совсем не получает того, что хочет.

Сочинение Тема любви в лирике Лермонтова

Любовь. Как много в этом слове для любого человека! Каждый понимает её по-своему, кому-то она несёт безграничное счастье, кого-то окрыляет, а кого-то заставляет грустить. К последним часто относятся поэты. Что из чего вытекает сказать сложно, но, как писала Лилия Брик, любовь Маяковского, о поэте: «он помучается и напишет хорошие стихи». Это применимо, наверное, к любому творцу, ведь печали и невзаимная любовь вдохновляют. Лермонтов Михаил Юрьевич – лучшее тому доказательство. Среди его любовных стихотворений нет того, которое было бы пронизано чувством счастья от взаимности, в них всё наоборот.

В лирике Лермонтова это возвышенное чувство описывается как грустное, заставляющее переживать и страдать. Однако, если смотреть на исторические рамки, в которых он жил и его отношение к людям, можно понять, почему всё сложилось именно так. Восстание декабристов, убийства и нежелание власти слушать народ – всё это не предвещало ничего хорошего, никаких надежд. Внутри Лермонтова также бушевали ураганы, ведь он был человеком справедливым, ищущим настоящего счастья, свободы и любви. В обществе, в котором он жил всё было как будто поддельным, а девушки, которых он любил почти всегда не отвечали ему взаимностью. Стихотворение «Нищий» — отличный тому пример. Где же тут взяться радости от любви?

Стоит отметить, что Лермонтов не презирал любовь, он наоборот, считал это чувство небесным и волшебным. Он любил сам, но из-за своей неуверенности, из-за своего одинокого характера не мог показать свои чувства дамам.

В своих стихотворениях поэт ищет не любви, а «иное в любви». Он отрицает любовь взаимную, возможно, даже боится её, одновременно вдохновляясь её. Владимир Соловьёв отмечал, что любовной лирике Лермонтова характерна «миражность», идеализация чувства. «И целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней» — пишет поэт. Действительно, он готов на всё ради любви, но сам же и отталкивает приближение этого чувство. Ему нравится его эфемерность, и это отражается в его произведениях.

Тема любви в лирике Лермонтова показана с необычной стороны. Для него любовь – это самое благородное чувство, которое не может быть иным. Если же она предстаёт в другом свете, то это и не любовь вовсе. Очень мало настоящей, «лермонтовской» любви, поэтому поэт предпочитает лишь мечтать о ней, писать как о чём-то нереальном, недостижимом. В этом и противоречие, и отличие от других классиков Лермонтова.

Тема: «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»

В пьесе Константина Островского под названием «Гроза» рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества. Проблемы семьи, любви, взаимоотношений между мужем и женой, между женой и семьёй супруга — эти вопросы всегда будут подниматься, пока будет существовать семья.

Читайте также:
Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

В пьесе Островского «Гроза» ярко выражен конфликт любви. Главная героиня — это замужняя женщина, которая страдает от нападок свекрови и слабо характерности мужа, который не может защитить её. Катерина из-за недостатка внимания и любви со стороны мужа кидается во все тяжкие, когда тот уезжает в командировку, и изменяет ему с Борисом. В лице Бориса она видит истинную и настоящую любовь, поддержку, заботу, нежность и ласку. Мужчина, который приехал в деревню лишь до получения наследства тоже сначала так думал, но потом после того, как получил то, что нужно, уехал, оставив свою пассию в одиночестве. Борис просто использовал одинокую женщину и тем самым обрек её на осуждение общественности и семьи мужа.

Любовь, влюбленность, симпатия — что это? Данные слова очень похожи, но имеют колоссальные различия в своих значениях. Любовь — это чистое, неиспачканное эгоизмом и самолюбием чувство, которое толкает людей на самопожертвования. Катерина, по крайней мере изначально, любила своего мужа Тихона, потому и готова была сносить унижения в свой адрес со стороны его матери Кабанихи. Но можно предположить, что причина, по которой Катерина сносила унижения с её стороны, это принятие её, бедной, бесприданницы в этот дом. Главная героиня временами вспоминает свою юность. Она была счастлива, пусть происходила из не сильно богатой дворянской семьи. Но там её любили, заботились. Она бы и рада позаботиться о других, но своих детей у них с Тихоном нет.

Влюбленность и симпатия — это мимолетное чувства, в основе которых лежат какие-то иногда эгоистические и личные побуждения. Человек может путать её с любовью на подсознательном уровне. Когда личность находится в состоянии влюбленности, то его интересует больше оболочка объекта, а не его внутренняя Вселенная. Для Бориса Катерина была мимолетной влюбленностью, симпатией. А для женщины этот мужчина был тем, ради кого она принесла в жертву свою верность мужу. Она, вероятно, когда встретила Бориса, разлюбила Тихона. Иначе как объяснить, что любя, одного, можно предать другого.

Все несчастья в нашей жизни исходят от недостатка любви и только из-за этого. Недолюбленный в детстве человек на вряд ли сможет обеспечить любовью свою семью, что вполне закономерно. Тихон не мог любить Катерину настолько, чтобы она была счастлива из-за того, что он был недолюблен Кабанихой. Все были несчастливы из-за отсутствия настоящей любви.

Проблема любви раскрыта в этой пьесе Константина Островского максимально ярко, как и во многих других произведениях данного драматурга.

Проблема любви в драме А. Н. Островскою ‘Гроза»

Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, «характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе» . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема
отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие. Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма «Гроза». Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: «Нет, смеялась только». Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду.» Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов. Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало. Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность «темному царству» самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: «Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь». И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья. Говоря о проблеме любви в драме «Гроза», можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет «темного царства», его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы «темного царства». Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова. Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета «темного царства». Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

Читайте также:
Правдин Милой и Софья: сочинение

Популярные сочинения

  • Что такое настоящее искусство? сочинение
    Искусство, является неотъемлемой частью нашего мира, без него наша жизнь станет тусклой, серой и безрадостной. Ведь кино, телевидение, литература, а так же театр, есть наше беспредельное, всемирное наследие
  • Сочинение по картине Селедка Петрова-Водкина
    Картины Петрова – Водкина никогда не отличались разнообразием деталей. Однако, несмотря на это, они достаточно выразительны и способны притягивать взгляд с самого первого мимолетного просмотра.
  • Сочинение Образы животных в баснях Крылова
    И.А. Крылов был русским баснописцем и мастером своего дела. Баснями называют короткие рассказы, отражающие жизненные ситуации и высмеивающие различные человеческие пороки.

Проблема любви в пьесе Гроза Островского сочинение

В пьесе Константина Островского под названием “Гроза” рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества. Проблемы семьи, любви, взаимоотношений между мужем и женой, между женой и семьёй супруга – эти вопросы всегда будут подниматься, пока будет существовать семья.
В пьесе Островского “Гроза” ярко выражен конфликт любви. Главная героиня – это замужняя женщина, которая страдает от нападок свекрови и слабо характерности мужа, который не может защитить её. Катерина из-за недостатка внимания и любви со стороны мужа кидается во все тяжкие, когда тот уезжает в командировку, и изменяет ему с Борисом. В лице Бориса она видит истинную и настоящую любовь, поддержку, заботу, нежность и ласку. Мужчина, который приехал в деревню лишь до получения наследства тоже сначала так думал, но потом после того, как получил то, что нужно, уехал, оставив свою пассию в одиночестве. Борис просто использовал одинокую женщину и тем самым обрек её на осуждение общественности и семьи мужа.

Любовь, влюбленность, симпатия – что это? Данные слова очень похожи, но имеют колоссальные различия в своих значениях. Любовь – это чистое, неиспачканное эгоизмом и самолюбием чувство, которое толкает людей на самопожертвования. Катерина, по крайней мере изначально, любила своего мужа Тихона, потому и готова была сносить унижения в свой адрес со стороны его матери Кабанихи. Но можно предположить, что причина, по которой Катерина сносила унижения с её стороны, это принятие её, бедной, бесприданницы в этот дом. Главная героиня временами вспоминает свою юность. Она была счастлива, пусть происходила из не сильно богатой дворянской семьи. Но там её любили, заботились. Она бы и рада позаботиться о других, но своих детей у них с Тихоном нет.

Читайте также:
Центральные проблемы изучения творчества Грибоедова: сочинение

Влюбленность и симпатия – это мимолетное чувства, в основе которых лежат какие-то иногда эгоистические и личные побуждения. Человек может путать её с любовью на подсознательном уровне. Когда личность находится в состоянии влюбленности, то его интересует больше оболочка объекта, а не его внутренняя Вселенная. Для Бориса Катерина была мимолетной влюбленностью, симпатией. А для женщины этот мужчина был тем, ради кого она принесла в жертву свою верность мужу. Она, вероятно, когда встретила Бориса, разлюбила Тихона. Иначе как объяснить, что любя, одного, можно предать другого.

Все несчастья в нашей жизни исходят от недостатка любви и только из-за этого. Недолюбленный в детстве человек на вряд ли сможет обеспечить любовью свою семью, что вполне закономерно. Тихон не мог любить Катерину настолько, чтобы она была счастлива из-за того, что он был недолюблен Кабанихой. Все были несчастливы из-за отсутствия настоящей любви.

Проблема любви раскрыта в этой пьесе Константина Островского максимально ярко, как и во многих других произведениях данного драматурга.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема любви в пьесе Гроза Островского

Популярные сегодня темы

Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах.

Мотив «обломовщины» начал появляться в творчестве писателя несколько раньше самого творения. Все началось с юмористической повести «Лихая болесть», в которой автор указал читателю на типичные «вирусы»

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

Лекарь Харитон – один из крепостных барыни, однако он на несколько позиций выше них, так как барыня заметили в нём потенциал хорошего доктора, и с тех пор он лечит её, назначая ей самые причудливые лекарства и настои.

В своё оправдание могу сказать, что я всегда стараюсь держать слово… Просто иногда я забываю, мне говорят – записывай, я записываю и тогда точно забываю. Всегда так неудобно, если я нарушаю слово.

Сочинение «Сцена бала в пьесе «Горе от ума» (А.С.Грибоедов)»

Читателям Литероведа предлагаем краткое сочинение «Сцена бала в пьесе «Горе от ума» А.С.Грибоедова». В данной работе мы не только опишем сцену, но и расскажем о ее роли в композиционном строении произведения.

Одно из самых интересных произведений русской литературы XIX века – бессмертная и любимая многими комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Написанная почти два столетия назад, она до сих пор остается актуальной, ее любят, читают и цитируют. Автор затрагивает в пьесе вопросы морали, культуры, общественного быта, говорит о положении народа, дальнейшей судьбе России, гражданском долге человека, просвещении и воспитании молодого поколения. «Горе от ума» – произведение драматическое, а, как мы знаем, в основе любого драматического произведения лежит конфликт. В комедии А.С.Грибоедова их два: любовный и социальный. Первый, с которого начинается пьеса, перерастает в социальный, когда сталкиваются «век нынешний», представленный образом Чацкого, и «век минувший» в образе фамусовского общества. Чтобы лучше, ярче показать столкновение двух миров, которым никогда не суждено понять друг друга, автор собирает героев, представляющих два разных века, в доме Фамусова на балу.

Читайте также:
БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ: сочинение

Сцена бала – яркая картина «фамусовской» Москвы, где каждая семья являет собой типичных представителей этого общества.

Первыми приезжают Горичи – молодая светская дама и ее муж, в котором Чацкий с трудом узнает своего бывшего сослуживца. Платон Михайлович попал под каблук жены, которая изменила в нем все его привычки, взгляды, вкусы, опекает его, как ребенка, и превратила за годы супружества в «дряхлого старика», с которым Чацкому даже и поговорить не о чем.

Вслед за ними приезжают князья Тугоуховские с шестью дочерьми, мечтающими только о женихах и красивых нарядах. Отец семейства единственным своим недостатком считает тугоухость, а вовсе не невежество, отсутствие своего мнения, полную зависимость от жены. Он в течение всего вечера не произносит почти никаких слов, кроме междометий, что говорит об ограниченности его ума. Княгиня обеспокоена поиском женихов для своих дочек, и читатель понимает это почти с первых ее слов.

Появляется в доме Фамусова и полуглухая графиня Хрюмина с озлобленной внучкой, для которых главной проблемой является отсутствие достойных женихов. Внучку злит, что она не может познакомиться ни с кем, за кого можно выйти замуж. Она пеняет Чацкому, что женихи нынче все больше предпочитают модисток.

Позже появляется и старуха Хлестова – ярая сторонница крепостничества, своевольная, властная барыня. Для нее арапка-девка и собачка равноценны. Она смело высказывает свои суждения, понимая, что возражать ей никто не посмеет. Хлестова – противница всего нового, поэтому яростно защищает старые порядки.

Не может пропустить мероприятие и Загорецкий – «отъявленный мошенник, плут». Все светское общество знает о его пороках, но никто не отказывает ему в приемах, так как он «мастер услужить»: Софье достал билет на спектакль, Хлестовой и ее сестре Прасковье – двух арапченков.

Самым последним на бал является Репетилов – ни к чему не годный человек, болтун, для которого все передовые идеи всего лишь модное увлечение, он опошляет их своими высказываниями.

Гости благоговейно упоминают о Татьяне Юрьевне, Марье Алексевне, Пульхерии Андреевне, таким образом расширяя круг фамусовского общества.

Такое общество, в котором процветают чинопочитание, крепостнические взгляды, невежество, взяточничество, корыстолюбие, не способно понять Чацкого, благородного, искреннего, честного, порядочного, не зависящего ни от чьего мнения. Поэтому случайно оброненная Софьей фраза о сумасшествии Чацкого подхватывается и быстро распространяется фамусовским обществом. По их мнению, главная примета сумасшествия – это свободомыслие. Чацкий же смело и открыто высказывает свои передовые взгляды, не боясь встретить осуждение со стороны собравшихся в доме Фамусова. Своими едкими словами он задевает некоторых гостей, которые затаили на него обиду и, когда слух об умственной болезни Чацкого начинает распространяться, с радостью поддерживают сплетни и раздувают их до неимоверных размеров. Его считают опасным для общества человеком, так как его мировоззрение противоречит их взглядам, разрушает давно установленные порядки и мнения. Проще объявить его безумцем, ведь безумный Чацкий не страшен фамусовскому обществу.

Таким образом, сцена бала играет важную композиционную роль в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Это кульминационный момент произведения, когда разрешается основной конфликт пьесы. Автор умело подводит читателей к выводу о том, что Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Они живут, будто в разных мирах. Фамусовское общество видит в Чацком сумасшедшего, считая себя разумными, нормальными. Чацкий же защищает свой мир, а окружающие предстают перед ним людьми ограниченными, лживыми, духовно обнищавшими, готовыми преклоняться не перед достойными людьми, а перед чинами.

Сочинение Бал в доме Фамусова анализ эпизода

Эпизод бала в доме Фамусова очень важен для развития сюжета «Горе от ума». Противостояние между Чацким и фамусовским обществом возникает в самом начале произведения и достигает кульминации в сцене бала. Один за другим появляется представители светского общества, лучшего по мнению Фамусова общества. Они все консерваторы, противники нового, поклонники богатства и чинов.

Первыми появляются Платон и Наталья Горичи. Жена руководит мужем и заботится о нем, как о маленьком ребенке. С Платоном Михайловичем Чацкий был знаком еще до свадьбы, поэтому удивлен такой перемене. У появившегося далее семейства Тугоуховских также главную роль играет жена, мечтающая только о том, чтобы выдать замуж дочерей, а сами юные княжны Тугоуховские не отличаются сообразительностью, не имеют собственного мнения и похожи друг на друга.

Княгиня Тугоуховская увидела в Чацком потенциального жениха и отправила мужа знакомиться с ним. Однако, узнав про отсутствие у него звания и богатства, без промедления кричит мужу, чтобы он возвращался обратно. Далее выступает Антон Антоныч Загорецкий, о котором все за спиной отзываются не очень лестно, но он «мастер услужить», достать что-то. Загорецкий пытается привлечь внимание Софьи и сообщает ей, что достал на него билет, хотя это было и сложно. Но наибольшим авторитетом пользуется тетка Софьи Хлестова. Даже Фамусов уважает ее мнение, представляет ей Скалозуба как будущего мужа для Софьи.

Читайте также:
Философские проблемы в пьесе А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Чацкий на этом балу чувствует себя одиноко. Ему не о чем говорить с этими людьми, он высмеивает их недостатки, шутит и язвит. Его образ мышления и высказывания не находят отклика у них. Скалозуб вспоминает своего родственника, который оставил службу и «…В деревне книги стал читать». А у княгини Тугоуховской есть племянник, которого она характеризует исключительно как «химика и ботаника».

Это же общество с легкостью подхватывает слух о том, что Чацкий сошел с ума. В разговоре гости приходят к выводу о возможных причинах сумасшествия Чацкого, среди которых пьянство и наследственность, но главное – образование, которое, все сходятся здесь во мнении, не приносит никакой пользы, только вред. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», – вторит Фамусов.

Автор вводит в повествование несколько колоритных персонажей, позволяет им взаимодействовать друг с другом и Чацким, показывает их с разных сторон. У главного героя происходит диалог с Софьей, которая признает его сумасшедшим из-за его высказываний и не опровергает этого, когда другие начинают это обсуждать. Данный эпизод важен для развития сюжета, ведь из-за слуха, из-за отсутствия понимания между Софьей и Чацким и из-за других причин главный герой в итоге покидает Москву.

Анализ эпизода Бал в доме Фамусова

Бал – большое событие для общества того времени. Своего рода «тусовка», где встречаются представители высшего общества. Впрочем, не особенно они все друг другу рады. В принципе, они не очень радостные люди.

К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.

Вот, например, одна из первых приезжает Наталья Дмитриевна. Говорит с Чацким она почти односложно, но хвастается своим мужем. И вот появляется Платон – муж. Она рассыпается в ласковых словах, но тут же в каждой фразе, будто мамаша, ограничивает его. Даже требует, чтобы он застегнулся, чтобы не простыть. Чацкий сочувствует старому другу, а тот признается, что скучает в семейной жизни.

Приезжает семья с огромным количеством дочек на выданье: Мими, Зизи… И матушка, заметив молодого Чацкого, посылает к нему престарелого мужа, но тут же назад его возвращает, ведь Евгений небогат и незнатен. Очень неприятное поведение.

Повсюду лесть, все отвешивают комплименты глупые, стараются «услужить», но тут же смеются друг над другом. Старики, например, как дети, думают, что их никто не слышит, и говорят грубо о присутствующих. К примеру, княгиня смеётся над Загорецким, который так старался ей угодить.

Фамусов больше всех ждал Скалозуба, рад «зятю». Хозяин знакомит его с гостями, те не очень довольны. Типа: «Спросил бы сначала, а хотим ли мы с этим болваном знакомиться?»

Наполовину все говорят по-французски, а ещё по-немецки. Чацкий после замечает, как это странно в России.

И все ужасные сплетники. Софья назло позволила появиться слуху, что Евгений сошел с ума. И эта «весть» тут же раздувается, обрастает смешными деталями, каждые врёт, что он уже «знал». Конечно, они сплетничают, но при появлении Чацкого все отступают, почти прячутся, трусливые ещё!

В общем, бал жуткий. Люди глупы и злы, никто никому не рад. И Чацкий, кажется, один это видит.

Бал в доме Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова

Также читают:

Картинка к сочинению Бал в доме Фамусова анализ эпизода

Популярные сегодня темы

В комедии Недоросль Д.И.Фонвизин в шутливой манере обличает пороки дворянства восемнадцатого века. Такие персонажи произведения, как господа Простаковы, Скотинин, Митрофанушка и его учителя, к сожалению

Необыкновенный простор мыслей, четкость штрихов, динамика, жизнелюбие, собственное видение разгара зимних забав – то, из чего соткано полотно Питера Брейгеля Младшего под названием «Зимний пейзаж».

В «Недоросле» показывается то, насколько важным порой бывает умение быть достаточно искренним и воспитанным человеком. Также, на примере весьма отрицательных персонажей, показывается, насколько несоблюдение данных принципов

В наше время, чтобы чувствовать себя уверенно и быть в центре внимания, достаточно модно одеваться и иметь при себе один из последних Iphone. Тогда да, ты будешь в центре внимания. Многие школьники в погоне за этой «модой»

Главный герой пьесы – сумасбродный, взбалмошный чудак, мещанин, который стесняется своего низкого происхождения и бредит идеей войти в высший свет.

Сочинение: Сцена бала в пьесе «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.12.2019 · Обновлено 17.12.2019

Читайте также:
Герой времени в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

(659 слов) Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» является ярким и одним и наиболее цитируемых произведений русской литературы. Писателю удалось создать объемную и реалистичную картину современного ему общества, вывести и обличить его основные пороки.

Ключевой сценой пьесы становится эпизод бала в доме Павла Афанасьевича Фамусова, куда приезжает после трехлетнего отсутствия Чацкий. Гости собираются на вечер с намерением потанцевать, поиграть в карты, завести полезные знакомства и посплетничать. Именно бал позволяет как будто под увеличительным стеклом рассмотреть нравы, взгляды и поведение московского общества начала XIX века. Анализ сцены бала в пьесе «Горе от ума» поможет нам лучше узнать фамусовское общество.

Среди гостей одним из самых желанных оказывается полковник Скалозуб. Фамусов видит в нем потенциального жениха для дочери, ведь Скалозуб богат и достиг высокого звания.

Именно в надежде найти выгодную партию для своих дочерей приезжает в дом Фамусовых семейство князя Тугоуховского. Одним из кандидатов они видят Чацкого, но сразу отказываются от знакомства, как только княгиня узнает, что тот небогат.

На балу Чацкий встречает своего старого товарища Платона Михайловича Горича, но замечает, что тот сильно изменился. После женитьбы на Наталье Дмитриевне Горич становится подкаблучником, полностью подчиняется воле супруги, бросает службу и начинает участвовать в жизни московского высшего общества.

Графиня Хрюмина приезжает на бал вместе со своей наполовину глухой бабушкой. Графиня озлоблена на общество и всем недовольна, она по-прежнему находится в поисках суженого, поэтому возмущается, что из гостей Фамусова не с кем поговорить и потанцевать. Согласно моде московских салонов, она отдает предпочтение всему иностранному и использует французские выражения.

Свояченица Фамусова, старуха Хлестова – одна из немногих на этом собрании, кто имеет свое мнение. От скуки она берет с собой «арапку-девку да собачку» и принимается их расхваливать. Хлестова – типичный представитель старого московского дворянства, взгляды которого предельно консервативны и далеки от новшеств и модных веяний.

Еще один интересный персонаж – Антон Антонович Загорецкий. «Лгунишка он, картежник, вор. Я от него было и двери на запор; да мастер услужить», — говорит о нем Хлестова. С пренебрежением обращаются к Загорецкому и остальные гости, однако этот человек приглашается на бал именно благодаря своей способности услужить и быть полезным: достать билет на спектакль, девку-арапку или что-либо еще.

Другой тип жалкого, пустого человека представляет приехавший на бал последним Репетилов. Он сам признается, что вел распутный образ жизни, много кутил, играл в карты и женился только из расчета, что с помощью тестя сможет получить выгодное место. С гордостью он заявляет, что теперь изменился и посещает собрания клуба, где вместе с другими обсуждает важные общественные вопросы, но за их рассуждениями не следует никаких действий. Чацкий метко замечает о таких людях: «Шумите вы и только».

Сцена бала становится кульминацией сразу двух основных конфликтов пьесы: общественного и любовного. Московское общество, которое собралось в доме Фамусова, демонстрирует приверженность своим традициям и отрицание любых новшеств. В общем споре гости дружно ругают книги, просвещение и науки. Закономерно, что Чацкий, который открыто смеется над их глупостью и косностью, вызывает недоверие, очень быстро сменяющееся злостью и непониманием.

Интересно, что у Чацкого оказываются своеобразные союзники в лице внесценических персонажей, о которых заходит речь на балу. Это двоюродный брат Скалозуба, что внезапно оставил службу и начал читать книги, и племянник княгини Тугоуховской, князь Федор («Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник»). Общество не понимает этих людей, считает их странными и отказывается принимать, но через эти образы Грибоедов демонстрирует, что Чацкий не одинок.

Чацкий был влюблен в дочь Фамусова и Софью и искал с ней встречи. До бала он мог надеяться на ответные чувства, хоть эта надежда и становилась все слабее, однако на вечере именно Софья запускает слух о сумасшествии Чацкого, показывая свое настоящее к нему отношение. Возможно, девушка мстит другу детства за колкие слова в адрес ее возлюбленного Молчалина, но делает это вполне осознанно.

Распространение слуха о сумасшествии Чацкого наглядно демонстрирует принципы этого общества. Обороненная кем-то фраза в среде, где привыкли и любят сплетничать, очень быстро обрастает подробностями и становится общественным мнением, не следовать которому для большинства из гостей считается зазорным. К тому же, гостям бала оказывается намного легче и выгоднее объявить обличающего их Чацкого сумасшедшим, чем задуматься над его словами и попытаться принять новое.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: