Мое понимание стихотворения Н. С. Гумилева Заблудившийся трамвай: сочинение

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)

Автор: Guru · 19.10.2018

Одним из ярчайших поэтов «серебряного века» являлся Николай Гумилев. Именно его можно назвать «отцом» акмеизма – литературного направления 20 века, в основе идеи которого зиждился принцип воспевания подлинной красоты мира. Поэт был очень тонко чувствующим и талантливым человеком, все его произведения глубокие и трепетные, хоть зачастую и неоднозначные.

История создания

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилёвым в 1919 году, а опубликовано в сборнике «Огненный столп» в 1921. Ирина Одоевцева, русская поэтесса и прозаик 20 века, вспоминала, что автор поделился с ней тем, как у него возник замысел лирического произведения. Он возвращался на заре домой после праздничного вечера, на котором выпивал, играл в карты с приятелями и друзьями, и, идя уже по ночному Петербургу, остановился на мосту, где его не очень трезвый взгляд приковал летящий трамвай. В этот момент Гумилеву показалось, что он видит будущее, а значит – что-то очень важное. Сама собой родилась первая строка стихотворения, а за ней поэт как по волшебству начал проговаривать строки. Он был очень удивлен такому творческому порыву и вдруг нахлынувшему вдохновению.

Стоит отметить, что Гумилев в финальной редакции стихотворения изменил лишь одно: Машеньки в первоначальном варианте не существовало – ее звали Катенькой.

Жанр, направление и размер

Стихотворение Гумилева Заблудившийся трамвай» совершенно не вписывается в колею типичных произведений акмеизма. Исследователи творчества поэта находят огромное количество символов, поэтому наиболее точно невозможно определить направление данного лирического произведения. Космос противопоставлен обычному земному миру, то есть символика космоса (принцип символизма) сочетается в произведении с описанием красоты обычной жизни – принцип акмеизма.

Жанр стихотворения выявить тоже весьма нелегко. Сам поэт определил лирическое произведение, как магическое стихотворение, но литературоведы указывают на иное жанровое определение – стихотворение-откровение.

Говоря о стихотворном размере и рифмовке в данном лирическом произведении, с полной уверенностью можно говорить лишь о последнем – перекрёстная рифма (АВАВ), где чередуется мужская и женская рифмы. Сам Гумилев говорил, что из-за стихийного вдохновения стихотворение получилось несколько тоническим, поэтому силлабо-тонический размер определить не получится.

Образы и символы

Данное стихотворение – одно из самых неоднозначных трудов Гумилева. Сюжет стихотворения – сон, поэтому поэт не вынужден следовать принципам логики, ведь все здесь может быть нереальным.

Центральный образ – трамвай – нечто из иного мира, ведь его окружают «чужие» лучи света и звуки. Лирический герой – главный герой сна, неизвестным образом оказывается на трамвае, который несет его без вагоновожатого в странное место. Мотив искаженного времени и пространства подталкивает читателей к мысли о том, что это своеобразное путешествие – не что иное, как дорога в загробный мир.

Если считать, что данная интерпретация верна, то можно найти в тексте периоды жизни Гумилева. Каждый образ в стихотворении – виток истории в жизни: Нева – Петербург, 1920, Сена – Париж, в котором Гумилев был с 1906 по 1908 год, дом с 3 окнами – дом, в котором жила жена поэта – Анна Ахматова, Нил – африканское путешествие автора, закончившееся в 1913. Исходя из этих образов, можно сделать вывод, что трамвай – символ времени, но это только гипотеза, ведь Париж в жизни автора был не только начале 20 века, но и в 1918 году.

Образ Петербурга прослеживается в последних строфах: всадник в железной перчатке на коне, Исакий. Это конечная точка, где герой хочет заказать панихиду по себе. Машенька – собирательный образ той самой, дореволюционной России, к которой у автора лишь трепетные чувства.

Темы и настроение

Тему и основную мысль стихотворение определить опять же достаточно трудно. Это зависит от субъективного прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронёсшееся у него перед глазами.

Нужно сказать, что в стихотворении четко просматривается гражданская позиция автора. Лирический герой немного с тоской вспоминает то, что случалось с ним, просит остановить вагон там, где все было хорошо, там, где Россия была великой. Николай Гумилев не принимал Октябрьскую революцию, он был уверен, что невозможно строить новое и процветающее государство на жестокости и крови.

Жизнь Гумилева нельзя назвать счастливой: он так и не смог принять революцию, не смог по-настоящему полюбить, поэтому стихотворения поэта прописаны чувством грусти и некого сожаления. Автор прожил недолгий век, но он ставил поле себя вечные произведения русской поэзии, которые уже практически 100 лет читают и учат люди всех возрастов.

Смысл стихотворения можно трактовать двояко. Я бы остановился на версии, которая является логическим продолжением интерпретации образов. Так вот, в какую бы эпоху ни жил герой стихотворения, сколько бы жизней и душ ни «пропустил» через себя, грусть и сожаление не покидали его душу. Он чувствовал постоянное недомогание от того, что не может полюбить и просто быть счастливым.

Но вдруг — озарение. Внезапно лирический герой говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и представить себе не мог, что любовь может быть такой, грустной, построенной лишь на воспоминаниях о былой красоте. Главная мысль стихотворения состоит в том, что в сердце человека всегда есть любовь, просто иногда это чувство такое непривычное, что даже близко не напоминает эталон.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» наполнено изобразительно-выразительными средствами. Особое внимание следует уделить эпитетам и метафорам.

  • «Мчался он бурей» — метафора, усиливающая впечатление лирического героя о путешествии на трамвае.
  • «Пытливый взгляд» — очень образный эпитет; несмотря на тревожное состояние, лирический герой очень внимателен, он пытается заметить каждую деталь, каждую мелочь.
  • «Знакомый и сладкий ветер» — эпитет, позволяющий читателям понять отношение автора к городу «всадника в железной перчатке» и Исакия.

Мое понимание стихотворения Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай»

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»

На мой взгляд, стихотворение Гумилева «Заблудившийся трамвай» символизирует социальную действительность, воцарившуюся в России после революции, а также – саму революцию.
Название этого произведения сначала вызывает недоумение: разве может трамвай заблудиться? Но лирический герой стихотворения удивляется тому, как, почему он оказался в этом странном трамвае:

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня…

Тем не менее, дело сделано. Теперь лирический герой – один из пассажиров этого необычного трамвая. Машина мчится, не соблюдая никаких правил уличного движения, с огромной скоростью, оставляя за собой в воздухе «огненную дорожку» даже «при свете дня».

Читайте также:
Высокое косноязычье...: сочинение

«Мчался он бурей темной, крылатой…» – говорит Гумилев. Какую бурю имеет в виду поэт? Я думаю – революцию, со всем ее хаосом, неразберихой, разрухой.

И лирическому герою страшно, он хочет остановить трамвай, выйти из него:

Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон…

Но эта просьба–мольба бесполезна. «Поздно…» – так обрываются надежды лирического героя на возможность вырваться из этой «бури». Далее следуют приметы бури–революции, которая сметала все на своем пути, не щадя никого:

Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят: «зеленая», – знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.

Конечно, «приметы» революции – красная кровь, льющаяся рекой, и многочисленные жертвы – доведены до крайней степени абсурда. «Мертвые головы» здесь продают так, будто это «капуста» и «брюква», овощи, употребляемые нами в пищу. Но определенный смысл, безусловно, в этом сравнении есть: в эпоху социальных катаклизмов и государственных переворотов смерть человека воспринимается (хотя это очень страшно!) как вполне обычное, рядовое явление. Так, во время революции гибель человека была мотивирована: он либо погибал за правое дело (честь и хвала ему!), либо умирал как враг революции.

Но вот лирический герой, невольный пассажир странного, заблудившегося трамвая, вдруг увидел впереди себя «забор дощатый», «дом в три окна и серый газон…» и вновь стал умолять «вагоновожатого» «остановить» страшный бег трамвая. При виде дома сердце героя забилось быстрее.

Чем же так дорог ему этот дом за «забором дощатым»? А вот в следующих строках – отгадка:

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?

Машенька в ее девичьей «светлице», по русскому обычаю демонстрирующаяь жениху свои способности хозяйки– рукодельницы, – воплощение всего исконного русского в этом стихотворении.

«Может ли быть, что ты умерла!» – восклицает лирический герой, отказываясь верить в то, что это, до боли ему знакомое и родное, погибло в «буре».

Герою стихотворения дорого и близко культурное наследие, веками создаваемое предками: «Исакий в вышине» (Исаакиевский собор), памятник всаднику на коне (памятник Петру I). Поэтому горько звучат следующие строки:

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здоровье
Машеньки и панихиду по мне.

Несмотря на революционную бурю, жестокость, кровь, несмотря на страшный запрет верить в Бога и молиться ему, лирический герой «Заблудившегося трамвая» остался верен «православию». Он, как истинно русский, пойдет в храм, чтобы заказать «молебен о здоровье» Машеньки. А вот по себе герой закажет «панихиду». Ведь умерло все, в чем была его жизнь, – дом, двор, люди, страна:

И все же навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.

«Трудно» лирическому герою в новой России, «больно жить…» А ведь раньше он даже не догадывался, насколько «любит» все это – родное, исконно русское:

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»

«В Индию Духа» – символ столь желанного и столь недосягаемого гармоничного мира – билет уже не купить.

«Заблудившийся трамвай» – анализ стихотворения Николая Гумилева

История произведения

Стихотворение «Заблудившийся трамвай», история создания которого связана с революционными переменами в царской России, было написано в 1919 году. О том, почему у поэта появилась идея написать произведение, он поделился с ученицей, поэтессой и прозаиком Ириной Одоевцевой. Однажды, возвращаясь вечером после гулянки домой, он остановился на питерском мосту. Здесь его нетрезвый взгляд приковал трамвай, который приближался на большой скорости.

В какой-то момент Николаю пригрезилось, что он видит будущее. Первые строки нового стихотворения возникли в его голове сами собой, как и продолжение. Поэт был очень этим удивлен и вдохновлен своим творческим порывом. В финальной редакции он изменил только имя девушки, к которой обращался (с Катеньки на Машеньку).

Главная мысль и тема

Основную мысль и тему произведения определить непросто. Трактовка зависит от восприятия стихотворения. Это либо духовные искания поэта, либо память о его прошлом, которое пронеслось перед глазами во время поездки. Основную мысль можно найти в заключительной строфе. Чувства, которые испытывает поэт во время прогулки (любовь и грусть), вызваны погружением в собственную жизнь, творчество, ностальгией. С ними бок о бок идут чувство вины («закажу панихиду»), безнадежность и отчаянье («навеки сердце угрюмо).

Анализ по пунктам

Перед анализом следует изучить текст произведения. В нем описывается ситуация, когда поэт в образе лирического героя проносится сквозь время от светлого прошлого к темному, неизвестному будущему в охваченной революцией стране. Анализ стихотворения «Заблудший трамвай» Гумилева позволяет разделить произведение на такие основные части:

  • Рассказ, как герой очутился на подложке трамвая. Герой идет по улице, и тут, словно из другого мира перед ним предстает трамвай без вагоновожатого. Его появление сопровождается светом стуком, что одновременно восхищает и настораживает. Автор отправляет своего героя на подложку, и трамвай несется вперед, не оставляя времени для сомнений и раздумий.
  • Описание путешествия. Словно призрак, транспортное средство проносится по загробному миру, в котором герою вспомнилась прежняя жизнь. Он ностальгирует по местам, где был счастлив. «Через Неву, Нил и Сену» — места, где длительно жил и бывал поэт во время путешествий. Индия Духа — отсылка к поэтическому течению акмеистов.
  • Рассказ о Машеньке и мертвых головах. Трамвай сбился с пути, но несется по кем-то заранее предначертанной дороге. И вот уже он на Зеленной, где вместо капусты и брюквы торгуют мертвыми головами. Поэт переживает и свою смерть от палача в красной рубашке, а затем оказывается в переулке, где «жила и пела» Машенька. Девушка была возлюбленной поэта, но умерла в молодые годы. Обращаясь к ней, он вспоминает былое, и снова в его душе возникает гибельное предчувствие: «…отслужу молебен о здоровье Машеньки, и панихиду по мне».

Стихотворение открывает читателям тяжелое революционное время — период смятения духа, ломки старых устоев и неприятия новых. Многие интеллигентные люди все еще пытались найти предначертанный судьбой путь.

Проезжая в трамвае мимо улиц и домов, герой мысленно прощается с прошлыми понимает, что оно уже не будет таким светлым и безмятежным, как прежде. Он отказывается в это верить, и теряется в бездне времени.

Читайте также:
Обзор творчества: сочинение

Краткая характеристика

Сокращенный анализ стихотворения понадобится ученикам 11 класса во время изучения творчества Гумилева на уроках литературы. Произведение было написано за 40 минут, и оно считается сложным для трактовки. Кратко его можно проанализировать по такому плану:

  • дата сочинения — 1919 г., включения в сборник «Огненный столп» — 1921 г.;
  • тема — коммунистическая революция 1917 г.;
  • композиция — монолог лирического героя, состоящий из 15 катренов;
  • лирический сюжет — сон, в котором герою снится собственная казнь;
  • жанр — элегия (невеселые размышление автора о наступившей эпохе);
  • размер — четырехстопный ямб;
  • метафоры — «зоологический сад планет», «мчался он бурей», «заблудился в бездне времен»;
  • сравнение — «лицо, как вымя»;
  • эпитеты — «огненная дорожка», «ветер сладкий», «напудренная коса».

Средства выразительности

Неоромантическая сказка «Заблудившийся трамвай» Гумилева является одним из наиболее выдающихся образцов русской поэзии Серебряного века. Оно сочетает совершенные поэтические формы, многоплановость смыслов, искренность автора. Интерпретировать произведение непросто, поскольку многое сказано образами:

  1. Трамвай, в котором едет лирический герой через леса и дождь — пришелец из иного мира. Его появление в произведении «Заблудившийся трамвай» Гумилева средства выразительности сопровождают постоянно. Например, вороний грай (как знак смерти), раскаты грома вдали (идет война), звоны средневековой лютни (знак миссии автора). Транспорт героя заблудился в бездне времен. Его символика — корабль-призрак, который вдруг уносить героя в загробный мир.
  2. Некоторые критики видят в путешествии трамвая жизнь, которая проносится перед глазами умирающего героя. Он хочет остановить транспорт и сойти, однако сделать это не в силах. Каждый образ затрагивает определенный этап жизни поэта. Нева — Петербург 1920 года, Нил — африканская авантюра 1913-го, Сена — столица Франции в 1907-м. Дом 3 окна — бывшая супруга Ахматова, которую в стихотворении поэт величает Машенькой. Подобный метод оценки весьма уязвим. Никто до конца не раскрыл основной замысел поэта, ведь он бывал в Петербурге и в 1917.
  3. Загадка произведения в том, что его можно толковать по-иному. Существует мнение, что герой переживает не обратный отчет времени, а творческие муки. Он старается найти переход от искусства акмеизма к символизму. Тогда фразу «Индия духа» можно трактовать как символистский этап творчества поэта. В лавке зеленщика в городке он находит кочаны капусты, которые соизмеряет с человеческими головами (такая же в них пустота). Образы пальм намекают на возвращение к акмеизму.
  4. Многие исследователи полагают, что не стоит искать в незнакомых образах, которые описывает поэт, конкретно известных и реальных персонажей. Остается загадкой, знал ли Гумилев старика из Бейрута, однако его образ гармонично вписался в контекст произведения (смерть смешивается с жизнью). Прототипом Машеньки считают не только Анну Ахматову, но и умершую в молодости кузину Гумилева — Марию Кузьмину-Караваеву и даже Машу Миронову из художественного произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  5. Антитезой Машеньке является императрица, в которой отражено противостояние официального и личного. Образ Машеньки из «Капитанской дочки» кажется более правильной трактовкой еще и потому, что с ним перекликаются образы дощатого домика и императрицы. Стихотворение можно назвать пророческим. Лирический герой (Гринев наоборот) идет к императрице, и, обвиненный в заговоре, погибает.

Фразу «сад планет» у домика Машеньки автор использует не случайно. Это символ смерти, космоса, противного человеческой природе. Для вечности же нет разделения между живым и мертвым, но лишь там человек находит свободу. Однако в земном существовании есть эта граница, и поэт меняет местами лирического героя и Машеньку по принципу жизни и смерти.

Есть мнение, что Машенька ассоциируется у автора с прошлой Россией, которую поэту невозможно не любить. Однако она умерла, и никогда не вернется назад. В отчаяньи его герой просит остановить трамвай, что уже невозможно. Все светлые образы прошлого приходят лишь в воспоминаниях.

В последних строфах поэт описывает образы Санкт-Петербурга: Исакий, Всадник на коне в железной перчатке. Это финальная точка маршрута, где у героя возникает желание заказать панихиду по себе.

Символика названия

Многие читатели задавались вопросом, почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай». Транспорт, который идет по рельсам, не может сбиться с пути. Однако автор использует эту метафору, подчеркивая, что трамваем является страна, погрязшая в ложных идеях и псевдопатриотизме. Поэту до сих пор не верится, что он «вскочил на подножку трамвая». Он привык проводить время за границей и по случайности оказался в стране в разгар революции.

Однако пребывание поэта в стране вызвало пристальное внимание новой власти. Он тут же стал невыездным отчасти из-за своей позиции, отчасти — из-за благородного происхождения. В стихотворении он возвращается в любимые страны, где ему было хорошо и спокойно. Здесь же он словно предвидит скорую смерть (1921 год), описывает своего палача — крестьянина в красной рубашке с лицом, как вымя. Однако это не так страшит поэта, как-то, что от его любимой России не осталось ничего привычного.

Стихотворение по сей день вызывает горячие споры у литературных критиков. Оно является вершиной творчества поэта, выражает его новаторский талант. Описанные события вращаются не вокруг конкретного человека, а вокруг чувств, эмоций.

Произведение было рождено под влиянием сиюминутного порыва, словно продиктовано ему из будущего. В подобной манере поэт мог бы писать и дальше, однако вмешались революционные силы, и Гумилев озарений и Индий духа остался нам неизвестен.

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилёва

Творчество Н. Гумилёва сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение «Заблудившийся трамвай», в котором поэт описывает своё отношение к России во время и после революции. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Заблудившийся трамвай» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – произведение появилось из-под пера поэта в 1919 г., а спустя два года вошло в сборник «Огненные столпы».
Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мёртвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Николая Гумилева: сочинение

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – дольник, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «он заблудился в бездне времён», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке».

Эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .

Сравнения – «лицо, как вымя».

Жанр, направление и размер

Стихотворение Гумилева Заблудившийся трамвай» совершенно не вписывается в колею типичных произведений акмеизма. Исследователи творчества поэта находят огромное количество символов, поэтому наиболее точно невозможно определить направление данного лирического произведения. Космос противопоставлен обычному земному миру, то есть символика космоса (принцип символизма) сочетается в произведении с описанием красоты обычной жизни – принцип акмеизма.

Жанр стихотворения выявить тоже весьма нелегко. Сам поэт определил лирическое произведение, как магическое стихотворение, но литературоведы указывают на иное жанровое определение – стихотворение-откровение.

Говоря о стихотворном размере и рифмовке в данном лирическом произведении, с полной уверенностью можно говорить лишь о последнем – перекрёстная рифма (АВАВ), где чередуется мужская и женская рифмы. Сам Гумилев говорил, что из-за стихийного вдохновения стихотворение получилось несколько тоническим, поэтому силлабо-тонический размер определить не получится.



История создания

История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями. После революции вспыхнула гражданская война, что тоже не пришлось поэту по душе. Мятежные события вызывали у Н. Гумилёва неприятные ассоциации, которые воплотились в «Заблудившемся трамвае». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1821 его опубликовали в сборнике «Огненные столпы ».

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилёв использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

Темы и настроение

Тему и основную мысль стихотворение определить опять же достаточно трудно. Это зависит от субъективного прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронёсшееся у него перед глазами.

Нужно сказать, что в стихотворении четко просматривается гражданская позиция автора. Лирический герой немного с тоской вспоминает то, что случалось с ним, просит остановить вагон там, где все было хорошо, там, где Россия была великой. Николай Гумилев не принимал Октябрьскую революцию, он был уверен, что невозможно строить новое и процветающее государство на жестокости и крови.

Жизнь Гумилева нельзя назвать счастливой: он так и не смог принять революцию, не смог по-настоящему полюбить, поэтому стихотворения поэта прописаны чувством грусти и некого сожаления. Автор прожил недолгий век, но он ставил поле себя вечные произведения русской поэзии, которые уже практически 100 лет читают и учат люди всех возрастов.

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

Проблема раскрывается с точки зрения лирического героя, поэтому стихотворение написано от первого лица. Герой рассказывает о своих «приключениях», используя аллегорические и символические образы. Сначала он вспоминает, как увидел летящий трамвай. Этот образ символический. В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилёв подробно описывает звуки, которые слышатся в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, так как символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Герой умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удаётся. Трамвай подвёз пассажиров к странному вокзалу, где торгуют мёртвыми головами. В этом эпизоде автор намекает на участие тех, кто пытался «плыть против течения», как он. Лирическому герою тоже срезают голову.

Далее герой замечает дом, где жила Машенька, его невеста. Теперь её голос не слышен. И герой предполагает, что девушка умерла. В её смерти он винит себя, ведь слышал стоны, но вместо того, чтобы броситься на помощь, пошёл «представляться Императрице».

Исследователи считают, что под образом Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилёв выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространённой в литературе первой половине ХХ века, однако произведение выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Мое понимание стихотворения Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай»

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

«Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?»

На мой взгляд, стихотворение Гумилева «Заблудившийся трамвай» символизирует социальную действительность, воцарившуюся в России после революции, а также – саму революцию. Название этого произведения сначала вызывает недоумение: разве может трамвай заблудиться? Но лирический герой стихотворения удивляется тому, как, почему он оказался в этом странном трамвае:

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня…

Тем не менее, дело сделано. Теперь лирический герой — один из пассажиров этого необычного трамвая. Машина мчится, не соблюдая никаких правил уличного движения, с огромной скоростью, оставляя за собой в воздухе «огненную дорожку» даже «при свете дня».

«Мчался он бурей темной, крылатой…» — говорит Гумилев. Какую бурю имеет в виду поэт? Я думаю – революцию, со всем ее хаосом, неразберихой, разрухой.

И лирическому герою страшно, он хочет остановить трамвай, выйти из него:

Остановите сейчас вагон…

Но эта просьба–мольба бесполезна. «Поздно…» — так обрываются надежды лирического героя на возможность вырваться из этой «бури». Далее следуют приметы бури–революции, которая сметала все на своем пути, не щадя никого:

Вывеска… кровью налитые буквы

Гласят: «зеленая», — знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

Конечно, «приметы» революции – красная кровь, льющаяся рекой, и многочисленные жертвы – доведены до крайней степени абсурда. «Мертвые головы» здесь продают так, будто это «капуста» и «брюква», овощи, употребляемые нами в пищу. Но определенный смысл, безусловно, в этом сравнении есть: в эпоху социальных катаклизмов и государственных переворотов смерть человека воспринимается (хотя это очень страшно!) как вполне обычное, рядовое явление. Так, во время революции гибель человека была мотивирована: он либо погибал за правое дело (честь и хвала ему!), либо умирал как враг революции.

Читайте также:
Высокое косноязычье...: сочинение

Но вот лирический герой, невольный пассажир странного, заблудившегося трамвая, вдруг увидел впереди себя «забор дощатый», «дом в три окна и серый газон…» и вновь стал умолять «вагоновожатого» «остановить» страшный бег трамвая. При виде дома сердце героя забилось быстрее.

Чем же так дорог ему этот дом за «забором дощатым»? А вот в следующих строках – отгадка:

Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковер ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла?

Машенька в ее девичьей «светлице», по русскому обычаю демонстрирующаяь жениху свои способности хозяйки– рукодельницы, — воплощение всего исконного русского в этом стихотворении.

«Может ли быть, что ты умерла!» – восклицает лирический герой, отказываясь верить в то, что это, до боли ему знакомое и родное, погибло в «буре».

Герою стихотворения дорого и близко культурное наследие, веками создаваемое предками: «Исакий в вышине» (Исаакиевский собор), памятник всаднику на коне (памятник Петру I). Поэтому горько звучат следующие строки:

Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здоровье

Машеньки и панихиду по мне.

Несмотря на революционную бурю, жестокость, кровь, несмотря на страшный запрет верить в Бога и молиться ему, лирический герой «Заблудившегося трамвая» остался верен «православию». Он, как истинно русский, пойдет в храм, чтобы заказать «молебен о здоровье» Машеньки. А вот по себе герой закажет «панихиду». Ведь умерло все, в чем была его жизнь, — дом, двор, люди, страна:

И все же навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить…

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

«Трудно» лирическому герою в новой России, «больно жить…» А ведь раньше он даже не догадывался, насколько «любит» все это – родное, исконно русское:

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

«Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?»

«В Индию Духа» — символ столь желанного и столь недосягаемого гармоничного мира – билет уже не купить.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гумилев Н.С. / Разное / Мое понимание стихотворения Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай»

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

В тексте есть метафоры – «он заблудился в бездне времён», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке», эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» и сравнение – «лицо, как вымя».

Символика названия

Многие читатели задавались вопросом, почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай». Транспорт, который идет по рельсам, не может сбиться с пути. Однако автор использует эту метафору, подчеркивая, что трамваем является страна, погрязшая в ложных идеях и псевдопатриотизме. Поэту до сих пор не верится, что он «вскочил на подножку трамвая». Он привык проводить время за границей и по случайности оказался в стране в разгар революции.

Однако пребывание поэта в стране вызвало пристальное внимание новой власти. Он тут же стал невыездным отчасти из-за своей позиции, отчасти — из-за благородного происхождения. В стихотворении он возвращается в любимые страны, где ему было хорошо и спокойно. Здесь же он словно предвидит скорую смерть (1921 год), описывает своего палача — крестьянина в красной рубашке с лицом, как вымя. Однако это не так страшит поэта, как-то, что от его любимой России не осталось ничего привычного.

Стихотворение по сей день вызывает горячие споры у литературных критиков. Оно является вершиной творчества поэта, выражает его новаторский талант. Описанные события вращаются не вокруг конкретного человека, а вокруг чувств, эмоций.

Произведение было рождено под влиянием сиюминутного порыва, словно продиктовано ему из будущего. В подобной манере поэт мог бы писать и дальше, однако вмешались революционные силы, и Гумилев озарений и Индий духа остался нам неизвестен.

Тема поэта и поэзии в лирике Н. Гумилева

Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает поэзию за определенный фактор поведения.
Я бы отнес Н. Гумилева ко второй группе, особенно учитывая его аполитичность (по крайней мере, в юные годы) вообще и рецессивность социальных

Но за такие привилегии необходимо платить – поэт становится вечным скитальцем конкистадором, потерявшим свое Эльдорадо, так ни разу его и не увидевшим.
Чрезвычайно ярки в лирике Гумилева мотивы призвания и служения: нечто сверхъестественное бесповоротно меняет жизнь. Например, в “Надменный, как юноша, лирик…” (“Чужое небо”). Автору является некто

Related posts:

Тема поэта и поэзии в лирике Николая ГумилеваРоль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает […].

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и ЛермонтоваПушкин и Лермонтов – великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений “светской черни” (стихотворения Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и др.). Кто же […].

Тема поэта и поэзии в лирике В. МаяковскогоЧто такое стихи? Зарифмованные фразы? Слова, следующие друг за другом в определенном порядке? Набор красивых предложений? Нет, все эти определения не дают ответа на первый вопрос. Стихи – это выплеск эмоций, рвущихся наружу и находящих выход на бумаге. Стихи – это упорный труд поэта, подбирающего нужные слова, ищущего рифму и нужный ритм. И, конечно же, […].

Читайте также:
Обзор творчества: сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике Б. ПастернакаБ. Л. Пастернак (1890 – 1960) – “талант исключительного своеобразия”, как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайной силы лирический талант поэта, своеобразие, непохожесть его стихов ни на чьи другие выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 – 1920 годов. Очень […].

Тема поэта и поэзии в лирике Александра Сергеевича ПушкинаТворчество А. С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, […].

Тема поэта и поэзии в лирике МаяковскогоЭпоха, в которую жил Маяковский, была временем огромных потрясений в жизни страны, и поэт такого масштаба, несомненно, не мог стоять в стороне от происходящего. Активная общественная позиция Маяковского выразилась, прежде всего, в его творческой деятельности: он пишет киносценарии для нового советского кино, много печатается в газетах, ездит с публичными лекциями по городам страны, работает в […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Третий вариант)В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение “К другу стихотворцу” содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет […].

Тема поэта и поэзии в лирике В. В. МаяковскогоКаждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства и в жизни общества, а особенно – утверждающую значимость поэзии. Поэта всегда считали глашатаем передовых идей, защитником интересов народа. Маяковский не мог обойти эту тему […].

Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. ЛермонтоваРусская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, – “эпоху безвременья”. Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах […].

Тема поэта и назначения поэзии в лирике ПушкинаТема поэта и назначения поэзии в лирике А. С. Пушкина. На всем протяжении творческого пути Пушкин соз­давал произведения, посвященные осмыслению этой важнейшей для него темы. Идея гражданского предна­значения поэзии и высокого призвания поэта-пророка (“Пророк”, 1826) иногда противопоставляется якобы произошедшему отходу от идеалов юности в поздней лирике. Идеалом Пушкина стало будто бы “чистое ис­кусство”. Это не […].

Сочинение на тему: Тема поэта и поэзии в лирике В. В. МаяковскогоТема поэта и общества – одна из центральных тем творчества Маяковского. Поэт выступает против слезливой сентиментальности лирики, призывает к идеологической действенности поэзии. Свое поэтическое творчество он характеризует так: “Сто томов моих партийных книжек”, а поэт – это рабочий-труженик, занимающийся сложным делом перестройки человеческого сознания. Маяковский видит задачу поэта и поэзии в том, чтобы дать новое […].

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. ЛермонтоваСмерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу нового поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение “Смерть поэта”, где выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры. Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов, но его творчество отражает уже иное состояние общества – эпоху после […].

Тема поэта и поэзии в лирике Афанасия ФетаАфанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в усадьбе помещика А. Н. Шеншина Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Вплоть до четырнадцатилетнего возраста он носил фамилию своего отца и считал себя потомственным русским дворянином. Но в 1834 году Орловская духовная консистория установила, что христианский брак А. Н. Шеншина с немецкой подданной Шарлоттой-Елизаветой Фет был оформлен уже […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Второй вариант)Поэт в России – больше, чем поэт, В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит Гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет. Е. Евтушенко. Братская ГЭС Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни. Еще в пятнадцать лет Пушкин был […].

Тема поэта и поэзии в лирике НекрасоваК теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному. В середине ХIХ века определились две основные тенденции в понимании задач искусства. Сторонники так называемого “чистого искусства” считали, что поэзия “заключается не в реальности, а в изяществе как формы, так и предмета стихотворения”. Они сознательно уходили от […].

Тема поэта и поэзии в лирике Александра ПушкинаЭта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. И вслед за ними Пушкин дает свое понимание предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” . Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все. питают – лишь журналы; Катится мимо их Фортуны […].

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского. Краткое изложение текстаДвадцатый век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственной болью”. Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. […].

Тема поэта и поэзии в ранней лирике А. С. Пушкина1. Размышления о призвании поэта. 2. Стихотворения лицейского периода. 3. Тема назначения поэта и поэзии. Философское осмысление роли поэта в обществе, тема призвания, избранности – эти мотивы встречаются в лирике практически всех мастеров слова. Не обошел эту тему молчанием и А. С. Пушкин, который хорошо знал поэтическую традицию, да и сам, разумеется, задумывался о значении […].

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Николая Гумилева: сочинение

Тема поэта и поэзии, образ музы в лирике Н. А. НекрасоваТема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда […].

Тема поэта и поэзии в лирике Б. Л. ПастернакаПринадлежавший к поколению “преодолевших символизм”, Борис Пастернак на его фоне выглядел слишком своеобразно, и потому был одиноким. Его стихи вызывали у поэтов-современников оторопь, непонимание. То огромное духовное содержание, которое чувствовал в себе Пастернак, не сразу нашло адекватное поэтическое выражение. Безусловным поэтическим успехом оказалась третья книга его стихов “Сестра моя – жизнь”. С этой книги начался […].

Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. НекрасоваТема поэта и его назначения в творчестве Н. А. Некра­сова была центральной. Лирика этого поэта, какой бы те­матики она ни касалась, отражала гражданскую позицию автора. В своем программном стихотворении “Поэт и гражданин” (1856) Н. А. Некрасов звание гражданина ста­вит выше звания поэта, определяя тем самым цель своего служения: Не может сын глядеть спокойно На горе […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. ПушкинаТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики но­сит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности. Многие сти­хотворения на тему поэта и поэзии создаются А. […].

Тема “дальних странствий” в поэзии ГумилеваВ начале ХХ века писатели и поэты искали свое место в литературе. Непростым был в поэзии путь Николая Степановича Гумилева. Сам поэт был сильной личностью и постоянно пытался найти свое место не только в поэзии, но и жизни: то отправляясь в длительное путешествие по Африке, то уходя на фронт во время первой мировой войны, то […].

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙМарина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне Музеи изобрази- тельных искусств), до поры до времени оста- валось скрытым, подспудным, то мать, Ма- рия Александровна, страстно и бурно зани- малась воспитанием детей до самой своей ранней смерти и, по […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного стихотворенияТайна поэтического творчества. Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как ды­шать. В цикле “Тайны ремесла” поэтесса попыталась рас­крыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение “Творчество”), Объяснить это таинство невозможно, в […].

Творчество поэта Серебряного века Николая ГумилеваОдним из самых ярких поэтов “серебряного века” был Николай Гумилев. Он вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт – Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова – директором Царскосельской гимназии, в которой учился Гумилев. Основные сборники Гумилева – “Путь […].

План сочинения: Тема поэта и поэзии в творчестве ПушкинаТема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина I. Вступление 1. Тема поэта и поэзии – традиционная в русской литера­туре. Ее начали разрабатывать еще поэты XVIII века – Кан­темир, Ломоносов, Державин. В творчестве Пушкина эта тема получила дальнейшее развитие. II. Главная часть 1. В своем понимании поэзии Пушкин соединил представ­ление о ней как о высоком […].

Тема назначения поэта в лирике В. В. МаяковскогоМаяковский “вплыл” в поэзию на гребне новой революционной волны и стал поэтическим глашатаем идей Октября, а это означало, что цели творчества поэта такой сложной эпохи преобразований должны были быть переориентированы. Такое переосмысление назначения поэта и поэзии мы и увидим у Маяковского, который считал, что в новых условиях жизни общества уже невозможно простое отражение действительности. Оно […].

Яркость, праздничность восприятия мира в поэзии Николая ГумилеваТермин “акмеизм” и имя Николая Гумилева неразрывно связаны. Действительно, поэт-конкистадор, по сути, оказался единственным, кто в полной мере воплотил идеологическую программу этого литературного направления. Я конкистадор в панцире железном, Собрался в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам. Акмеисты творили после эпохи символизма, воцарившейся в русской поэзии […].

В. Маяковский. Тема поэта и поэзииXX век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждая эпоха нуждается в поэте, который сделал бы “боль времен своею собственною болью”. Таким поэтом своего времени был Владимир Владимирович Маяковский. В юности Маяковский был связан с футуристами. Впрочем, он пошел дальше собратьев по перу, он сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову […].

Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. ЛермонтоваВзгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере развития творца, появления и утверждения в его лирике тенденций реализма. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника “с гордою душой”, который живет своими мечтами, своими переживаниями, недоступными “толпе”: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? […].

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. Маяковского “Во весь голос”“Во весь голос” – поэма, которой не дано было увидеть свет. Незадолго до смерти Маяковский успел написать только вступление к будущей поэме о первой советской пятилетке. Созданное в декабре 1929 – январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. На этой выставке поэт сказал, что вступление к поэме […].

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Николая Гумилева: сочинение

Тема поэта и поэзииТема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века – Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. По эволюции данной темы в […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака (Первый вариант)Рассказывать о стихах прозой не так просто, лучше дать слово самому поэту, добавив несколько своих строчек. Он был сыном художника и пианистки, учеником композитора, но стал поэтом. Многие сборники Пастернака начинались со стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать, Писать о феврале навзрыд… Нет ли здесь признания, что сочинение стихов чем-то сродни той эмоциональной реакции, с […].

Тема поэта и поэзии в творчестве ПастернакаРазмышляя О природе поэтического творчества, В. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства выразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в […].

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. МаяковскогоЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”, он призывает на службу поэзии “кавалерию острот”, призванную безжалостно бороться с недостатками общества. Это итоговое произведение Маяковского, его поэтическое завещание. В нем он подводит итоги […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. ПастернакаВ русской литературе тема поэта и поэзии является одной из самых главных. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный самоотчет, напряженную авторскую исповедь. Звучит эта тема и в лирике Б. Пастернака. Своеобразен взгляд поэта на взаимоотношения лирического творчества и действительности. По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. И потому стихи […].

Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. ПушкинаОбраз поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. АхматовойВ русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Поэт в XIX веке – пророк, его слово – оружие в борьбе с общественными недугами. В кризисном XX веке понимание поэзии и ее значимости […].

Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (по двум или боле произведениям) (Сравнительный анализ)В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […].

Тема поэта и поэзии в лирике Николая Гумилева

Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает поэзию за определенный фактор поведения.
Я бы отнес Н. Гумилева ко второй группе, особенно учитывая его аполитичность (по крайней мере, в юные годы) вообще и рецессивность социальных

Related posts:

Тема поэта и поэзии в лирике Н. Гумилева Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает поэзию дополнением (разумным) к общественному долгу, и тех, кто ставит ее во главу угла, почитает […].

Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике. Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока Печальная доля – так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достоянъем доцента, И критиков новых плодить… А. А. Блок Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности. В стихотворениях “Друзьям” и “Поэты” автор нарочито сгущает […].

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Где не погибло слово, там и дело еще не погибло… А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов – духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так, большинство произведений […].

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (1) Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором – до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, Ломоносов, Державин. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве – не случайно первым опубликованным стихотворением […].

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова (1) В одном из своих самых известных произведений – стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, – молодой поэт выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры. Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, – “это последнее эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской […].

Читайте также:
Обзор творчества: сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, […].

Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского Личность В. В. Маяковского до сих пор недостаточно понятна как для исследователей – критиков и литературоведов, так и для почитателей таланта этого поэта. Споры о значении его поэзии в русской литературе не утихают и по сей день: одни возвеличивают Маяковского, говоря о том, что он создал новый тип поэзии, разрушил рамки старого искусства и внес […].

Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского Двадцатый век – это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы “боль времен своею собственной болью”. Таким поэтом своего времени был В. Маяковский. С его мощной, властно вошедшей в наше сознание и литературу поэзией связано очень многое. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. […].

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова Русское общество сороковых годов XIX века – времени, в которое началась литературная деятельность Н. А. Некрасова, – активно искало пути развития России. Тогда уже достаточно четко определились такие течения и направления общественной мысли, как официальная идеология, славянофильство, западничество; в этот же период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Проблемой, избежать решения которой в […].

“Чувства добрые я лирой пробуждал” (Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина) Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин. Пророк У каждого большого поэта есть строки, в которых он размышляет о своем предназначении, роли в обществе, месте в поэзии. Такие стихи называют программными – не потому, что их изучают по школьной программе, в курсе какого-то класса, а потому, что они являются программой жизни и творчества поэта. Читатель […].

Мифология Николая Гумилева (по произведениям 1905-1912 годов) (2) Николай Гумилев в своей ранней поэзии выстраивал своеобразную “египетскую пирамиду”, к которой не так-то легко подступиться. У начала этой пирамиды лежит один из самой ранней его поэзии сборник стихотворений под названием “Путь конквистадоров”. Сильное начало, мужественная интонация отличают его. После этого сборника следовал не менее эмоциональный – “Романтические цветы”. Мир поэзии Гумилева размахивается до размеров […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты – Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли […].

Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова (2) Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере развития творца, появления и утверждения в его лирике тенденций реализма. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника “с гордою душой”, который живет своими мечтами, своими переживаниями, недоступными “толпе”: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? […].

Тема поэта и поэзии Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов-философов XVIII века – Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал Пушкин. Вопрос о назначении поэта, о сущности поэзии в жизни наиболее трагично звучит в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. По эволюции данной темы в […].

Мифология Николая Гумилева (по произведениям 1905-1912 годов) Образная система ранней поэзии Гумилева – это своеобразная “египетская пирамида”, к которой не так-то легко подступиться. У подножия этой пирамиды лежит самый ранний сборник стихотворений поэта “Путь конквистадоров”. Волевое начало, мужественная интонация отличают его. Печальный король и убитый им певец; могучий царь и Дева Солнца, перед которой он бессилен; Белое Дитя, творящее святую литургию, и […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака Размышляя о природе поэтического творчества, Б. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства выразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, […].

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского (1) Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о месте поэта в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт – эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией. Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт – гражданин? Необходимо ли поэту – Божьему избраннику – быть еще и гражданином? Великий русский […].

Образ поэта и тема творчества в лирике М. Ю. Лермонтова (1) Тема творчества – одна из центральных в лирике М. Ю. Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Идеалом для него стал Байрон, английский поэт-романтик. Лермонтова увлекала бунтарская поэзия Байрона, его протест против деспотизма власти, тирании. Мотивы безверия, разочарования, одиночества, вызванные конфликтом с несовершенным […].

Читайте также:
Высокое косноязычье...: сочинение

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Большинство поэтов задумывалось о целях своего творчества, о своем предназначении и месте в жизни страны и народа. Еще в глубокой древности наряду с самой поэзией возникали вопросы – что и для кого должен писать поэт? Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт – гражданин? Необходимо ли поэту – божьему избраннику – быть еще и гражданином? […].

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Погиб Поэт – невольник чести, пал, оклеветанный молвой… Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов – “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы. Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как […].

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой Творческий облик М. И. Цветаевой необычайно многогранен: перед читателем предстает самобытный поэт и неожиданный прозаик, оригинальный драматург и тонкий мемуарист, исследователь литературы и глубокий, парадоксальный мыслитель. Поэтесса – яркая индивидуальность. Сама Цветаева писала: “Большим поэтом может быть всякий – большой поэт. Для большого поэта достаточно большого поэтического дара. Для великого самого большого дара – мало, […].

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова (1) С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. “Погиб поэт! – невольник чести – пал, оклеветанный молвой… ” Лермонтов как бы говорил от имени целого […].

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. Маяковского “Во весь голос” Делами, Кровью, Строкою вот этою, Нигде Не бывшею в найме, Я славлю Взвитое красной ракетою Октябрьское, Руганное И пропетое, Пробитое пулями знамя! В. Маяковский Десятилетия, отделяющие нас от создания последних поэтических строк В. Маяковского, – достаточно большой срок для проверки временем силы читательского внимания к поэту и его влияния на поэзию своего времени и последующих […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. А. Блока Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта. Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности. Пушкин и Лермонтов – почти современники. Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года. Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30-е годы. “Ничто не […].

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в очень сложных проблемах действительности. В своем необъятном творчестве эти поэты затрагивали много тем, но особенно нужно […].

“Быть знаменитым некрасиво” (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака) В стихотворении “Быть знаменитым некрасиво” Б. Пастернак сам ответил на вопрос, в чем заключается назначение поэзии: Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. “Самоотдача” – вот то слово, которое дает ключ к пониманию творчества Пастернака. Он писал не потому, что стремился к известности, […].

Вечные проблемы человеческого бытия в лирике Н. Гумилева Для русской поэзии “серебряного века” характерны постоянные художественные искания, осмысление классического наследия и современной истории, утверждение авангардных идей. Литературными наставниками поэтов-модернистов были писатели и поэты “золотого века” – В. Шекспир, А. Пушкин, Ф. Тютчев. В 1910 году на смену символизму приходит новое течение – акмеизм. К числу поэтов-акмеистов принадлежали Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. […].

Евангельские сюжеты и образы в поэзии Н. Гумилева “Ничто не мучит, не гнетет меня, мне бы только уехать, куда – и сам не знаю, но подальше, может быть, в Африку, в Индию. Потому что я могу жить только совсем один, в лесу”, – такими словами завершается роман классика норвежской литературы Кнута Гамсуна “Пан” (1894), получивший всеобщее признание западноевропейской и российской интеллигенции начала ХХ […].

“Высокое косноязычье… ” (о поэзии Н. Гумилева) Николай Степанович Гумилев гулял по Петербургу и, словно волшебник, творил и творил чудеса. В своем “Заблудившемся трамвае” он напоминает мне Окуджаву с его “Последним троллейбусом”. Он расширил границы видимого мира в бесконечность, наполнил ее чем-то таинственным и загадочным. И мы едем вместе с поэтом “через Неву, через Нил и Сену”, и трамвай наш превратился в […].

Идея служения поэта обществу в поэзии В. В. Маяковского С именем Владимира Владимировича Маяковского связан совершенно новый этап в истории русской и мировой литературы. Поэт стал подлинным новатором в создании оригинальной, уникальной формы стиха, он использовал и прочно ввел в употребление новые средства поэтической речи. Но причиной тому было не просто желание эпатировать читающую публику – он по-новому смотрел на саму поэзию, на искусство, […].

Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом – это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно […].

“Бесценных слов транжир и мот” (образ поэта в лирике В. Маяковского) Многие поэты задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Именно они первыми откликались и давали свою оценку каким-либо общественным событиям, явлениям. Одним из таких поэтов своего времени является Владимир Маяковский. Его творчество представляет новый этап в развитии русской поэзии. Владимир Маяковский для нас прежде всего – поэт-политик. Он всегда спорил […].

Читайте также:
Высокое косноязычье...: сочинение

А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии Вопрос о роли и месте поэта в духовной истории человечества занимал всех великих поэтов и писателей. Не составляет исключение и А. С. Пушкин. В поздний период творчества поэта было создано программное стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… “, в котором посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: Нет, весь я не умру; душа в заветной […].

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии Тема поэта, его назначения и судьбы занимает важное место в творчестве классиков русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. На протяжении всей своей жизни они размышляли над этой проблемой, и поэтому образ поэта, стихотворца у них не является статичным, а изменяется вместе с самими авторами, их взглядами, мировоззрением. В ранней лирике Пушкина поэзия […].

О назначении поэта и поэзии Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей. А. Пушкин К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он […].

А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии (1) Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества – это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Не составляет исключение и А. С. Пушкин. В поздний период творчества поэта было создано программное стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… “, в котором посмертная слава поэта отождествляется с вечной жизнью: Нет, весь я не […].

Назначение поэта в лирике Пушкина Кем и каким должен быть поэт? Что должен он нести людям? Эти вопросы задавали все настоящие пииты разных эпох и народов. Не остался к этой проблеме равнодушен и Александр Сергеевич Пушкин. Поэтому в его творчестве так много стихов, где затрагиваются все эти вопросы. И в первую очередь стихотворения: “Пророк”, “Памятник”, “Поэт”. Пушкин считал, что поэт […].

Николай Гумилёв – поэт Серебряного века (Школьные сочинения)

«Я читаю стихи драконам, водопадам и облакам »

Серебряный век — это эпоха развития русской культуры конца 19 — начала 20 века, так называемое русское Возрождение. Он включал в себя различные художественные течения (символизм, акмеизм, футуризм и др.), но при всём их различии эти направления имели нечто общее. Творцы литературы и искусства того времени стремились создать единую картину жизни, понять сокровенные тайны существования земной цивилизации — словом, они хотели «прорваться сквозь быт к Бытию», преодолеть реалистическую прозу прошедшего века.

Одним из выдающихся поэтов Серебряного века является Н. С. Гумилёв (1886 – 1921). Он был основателем литературного движения акмеистов, созданного в противовес символизму. В качестве основной идеи акмеизма была провозглашена «прекрасная ясность» в изображении земного, ощутимого мира. Течение это быстро распалось, так как включало в себя слишком яркие и самобытные личности (А.

О. Мандельштам), которые пошли в искусстве каждый своим путём.

В творчестве Гумилёва отразились все достоинства и все недостатки Серебряного века. С одной стороны, это постоянный поиск новых тем и образов, с другой – изолированность и оторванность от социальной жизни. Концом эпохи русского Возрождения считается начало периода двух войн и революций, и жизнь Гумилёва закончилась трагически в это время: поэт, творчество которого никак не было связано с политикой, был расстрелян за мнимое участие в контрреволюционном заговоре.

Один из первых поэтических сборников Гумилёва вышел в 1908 году и назывался «Романтические цветы»; наиболее известное стихотворение этого сборника — «Жираф», написанное под впечатлением от поездки в Африку в 1907 году. Здесь тонкие душевные переживания героев соотнесены с яркой экзотической природой:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на острове Чад

Изысканный бродит жираф.

В 1910 году был опубликован сборник «Жемчуга», вызвавший одобрительные отклики среди критиков, считавших, что поэт «движется к полному мастерству в области формы стиха». Открывает этот сборник стихотворение «Волшебная скрипка», в котором инструмент в руках скрипача является символом жизни, отданной искусству – «вечно должен биться, виться обезумевший смычок». В этот же сборник входил цикл стихотворений под названием «Капитаны», и юношество многих поколений зачитывалось романтическими образами путешественников и искателей приключений:

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет,

Так что сыплется золото с кружев

Розоватых брабантских манжет.

Сборник «Чужое небо» вышел в 1912 году после знакомства с Италией, в котором особенно интересен любовный цикл, посвящённый А. Ахматовой. Две розы – символ любви и символ страсти – открывали этот сборник. К влюблённым всей земли обращался поэт: ищите, и вы найдёте свой розовый рай

Где вашей вечной грусти и слезам

Целительный предложится бальзам,

Где сердце запылает, не сгорая…

В 1914 году Гумилёв ушёл добровольцем на фронт, и в его творчестве мы встречаем стихи военной тематики, поражающие выразительностью своих образов:

Как собака на цепи железной,

Тявкает за лесом пулемёт,

И жужжат шрапнели, словно пчёлы,

Собирая ярко-красный мёд.

В последних сборниках поэта, выходивших 1918-1921 годах, появляются стихи на социальные темы, как, например, стихотворение «Рабочий». После «розоватых брабантских манжет» необычно воспринималась серая рубаха рабочего, отливающего на заводе пулю:

Пуля, им отлитая просвищет,

Над седою, вспененной Двиной,

Пуля, им отлитая, отыщет

Грудь мою, она пришла за мной.

Стих Гумилёва, звонкий, мелодичный, наполненный светом, занимает почётное место в русской поэзии. Сочетание искреннего чувства с философской наполненностью и отточенностью формы вызывает всё больший и больший интерес у его современных читателей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: