Гете Иоганн Вольфганг – немецкий поэт и мыслитель: сочинение

Сочинение на тему: Великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте

Сочинение.
Великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии. Это великий немецкий поэт и мыслитель. Гёте родился в г. Франкфурте-на-Майне, одном из «вольных городов», входивших в состав тогдашней Германии. Будущий поэт получил хорошее по тем временам воспитание и образование. В университетах Лейпцига и Страсбурга он изучал юриспруденцию, медицину, литературу. Лирические стихотворения, созданные Гёте в молодости, знаменовали собой новый этап в истории немецкой поэзии. Поэт отбрасывает традицию аристократической лирики. Он стремится передать в своих стихотворениях биение пульса самой жизни. В центре его лирики становится человек со всем богатством его внутреннего мира. Лирический герой Гёте активен, он не праздный созерцатель, а живой участник полнокровной жизни. Он умеет любить и ненавидеть, радоваться и страдать. С изумительной силой Гете передает всю гамму чувств человека, обнаруживая необычайное для молодого поэта знание жизни народа и умение подсмотреть мельчайшие оттенки человеческих переживаний. Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа. Зеленый луг, начинающийся сразу же за городским валом, невысокие горы, покрытые лесом, поле, поросшее вереском, — все это ожило, засверкало, заговорило в песнях «К Фридерике», в «Майской песне», «Розочке», «На озере» и в других стихотворениях. Пейзажи Гете согреты живым чувством. Образ человека органически вплетается в тему природы. Тема любви молодого крестьянина сливается с темой его повседневного труда: Мир пахарю тому В его саду. Как рано довелось ему Уютную гряду разрыхлить для посева. («Элегия», 1772) в творениях Гёте появляется образ бунтаря, «бурного гения», протестующего против всякого рода гнета. Таков его Прометей, который одновременно представлен у Гете как творец, мастер, художник. Он воплощает созидательные силы человека, его неукротимую творческую энергию, как бы предвосхищая фаустовскую тему. Мировую известность получает роман Гёте «Страдания молодого Вертера». Это «вопль эпохи», по словам Белинского. Перед нами роман в письмах, где раскрывается история любви Вертера к Шарлотте. Герой романа Вертер, молодой человек незаурядных способностей, не может найти себе места в жизни. Его возмущают окружающие его чиновники, обыватели, мысли и стремления которых «годами направлены на то, чтобы продвинуться хоть на один стул и сесть повыше за общим столом». Знатные дворяне, в обществе которых оказывается Вертер, унижают его, оскорбляют его человеческое достоинство. Из уст разочарованного Вертера вырываются горькие слова: «Как иссыхают мои чувства; ни единой минуты сердечной полноты, ни единого блаженного часа! Ничего! Ничего!» Он пытается найти удовлетворение в общении с природой, в чтении Гомера. Но ничто не может заменить ему той жизненной полноты, о которой он тщетно мечтает среди окружающего его убожества. Любовь к Шарлотте для Вертера не простое увлечение. Он видит в ней воплощение тех настоящих человеческих качеств, которые напрасно было бы искать среди окружающих его людей из официального общества. Ее правдивость и естественность противостоят лжи и искусственности этого общества, ее природная простота — тому «блестящему убожеству», которое возмущало Вертера. Но Шарлотта принадлежит другому. Она вынуждена была выйти замуж за Альберта, человека доброго и любящего ее, но сухого и расчетливого, типичного немецкого бюргера. . Вертер не находит в себе силы и мужества жить в этой обстановке и кончает жизнь самоубийством. Это была трагедия молодого человека, оказавшегося одиноким среди окружающих его людей. Финал романа свидетельствовал о начале идейного кризиса молодого Гёте. Вертер меньше всего годился в герои, но других героев реальная немецкая действительность не подсказывала. Интересен тот факт, что Гёте пытается провести кое-какие реформы, но они не затрагивали феодальных основ государства. Это была программа «просвещенной монархии». осуществляемая в масштабах герцогства Саксен-Веймарского. Его темперамент, его энергия, все его духовные стремления толкали его к практической жизни. Но практическая жизнь, с которой он сталкивался, была жалка. В лирике Гёте этих лет звучат мотивы примирения, успокоения, гармонии. Стихи его утрачивают эмоциональную напряженность ранних лет. Лирико-эпические жанры приходят на смену чисто лирическим. Гёте больше проявляет заботы о композиционной стройности, строгости форм стихотворения, о единстве художественного образа. Все чаще Гете обращается к жанру баллады. Многие из них, как «Рыбак» и «Лесной царь», созданы на материале народных преданий. В балладе «Певец» Гете дает образ поэта, песнь которого свободна и голос неподкупен; он отклоняет подарок царя — золотую цепь. Наградой ему служит сама песнь, которую он поет как птица. Два года Гете проводит В Италии, где он много и интенсивно работает: изучает итальянское искусство и римские древности, сам занимается рисованием, завершает ранее начатые драмы, работает над «Фаустом», жадно вбирает в себя впечатления от южной природы, кипучей жизни итальянского народа. Радостно чувствую: я вдохновлен классической почвой. Прежний и нынешний мир громче со мной говорит. В Риме Гёте завершает драму «Эгмонт», начатую еще во Франкфур-те-на-Майне. Тема драмы — борьба Нидерландов за свою национальную независимость против испанского гнета. В центре — один из вождей дворянской оппозиции испанскому владычеству — Эгмокт и простая девушка из народа — Клерхен. Девушка любит Эгмонта., видя в нем народного героя. Эгмонт становится жертвой своей слабости и нерешительности и попадает в руки жестокого герцога Альбы. Драма завершается в утро казни героя мужественным призывом к свободе, в котором звучит вера в грядущую победу правого дела. Французская буржуазная революция 1789 — 1794 годов вызвала противоречивое отношение у поэта. Загнивание старого режима во Франции стало для Гёте явным уже с 1785 г., когда он узнал о скандальном процессе при французском дворе, в котором была замешана королева. Гёте, по его словам, увидел тогда и двор, и государство на краю позорной бездны. Но народное восстание вызывает страх у Гете. Он пишет несколько произведений, направленных против революции. В 90-е годы XVIII в. Гете работает над большим романом — «Годы учения Вильгельма Мейстера». Героем его является молодой бюргер, который пытается определить свое место в жизни. По жанру это так называемый роман о воспитании личности, типичный для эпохи немецкого Просвещения. Интересны в романе картины немецкого провинциального быта XVIII в. Несложный духовный мир рядовых немцев, представителей провинциальной Германии, колоритно, с поразительным творческим мастерством воссоздан Гете в эпической поэме «Герман и Доротея» . Героиня поэмы Доротея — беженка, прибывшая из мест, оккупированных французскими революционными войсками. Это дает повод поэту не только рассказать о бурных событиях эпохи, но и передать то, как воспринимались эти события в отсталой Германии. Признавая величие идей, выдвинутых французской революцией, Гёте в то же время поэтизирует тихий патриархальный уклад немецкого захолустья. “У меня громадное преимущество, — говорил Гете, — благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события». Весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии «Фауст». В основу ее легла немецкая легенда XVI в. о маге и чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом. В сюжете трагедии сочетаются фантастические ситуации и реально-бытовые сцены. В этом смысле «Фауст» — произведение, характерное по своему художественному методу для литературы Просвещения. Это — притча о Человеке, о его долге, призвании, об ответственности перед другими людьми. Пьеса открывается двумя прологами. В первом из них Гёте высказывает свои взгляды на искусство, второй непосредственно начинает собой историю героя, давая ключ к пониманию идейного смысла трагедии. Мефистофель, появляясь перед господом. издевается над человеком, считая его жалким и ничтожным. Даже стремление к истине такого человека, как Фауст, представляется ему бессмысленным. Позиции Мефистофеля Гёте противопоставляет свою страстную веру в человека, в силу и величие его разума. Эта просветительская программа вложена в уста господа: Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен… Так, Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает оптимистическое ее разрешение. Сцена за сценой раскрывается история Фауста. В первой сцене перед нами сам Фауст. Он показан в суровой обстановке мрачного кабинета. Его окружает пыльная громада книг, перед ним загадочно лежит череп. Он трагически переживает свою беспомощность в разрешении коренных вопросов жизни, ибо науки ие состоянии дать ответ на них. Фаусту противопоставлен образ Вагнера — самодовольного обывателя в науке, который видит весь смысл своих ученых занятий лишь в том, чтобы поглощать за томом том, страницу за страницей! «Ничтожный червь сухой науки», как презрительно характеризует его Фауст, Вагнер воплощает мертвую теорию, оторванную от практики. Глубокий смысл противопоставления двух образов с большим художественным мастерством раскрывается в сцене «За городскими воротами». Перед нами крестьяне, ремесленники, бюргеры, студенты, служанки. В радостный весенний праздник они собрались под ликующим солнцем на зеленой лужайке у стен старинного средневекового города. Вся сцена овеяна светлым чувством пробуждения природы. Но не только природа очнулась после зимнего сна. Фаусту кажется, что весь мир празднует свое воскрешение. Из комнаты душной, с работы тяжелой, Из лавок, из тесной своей мастерской, Из тьмы чердаков, из-под крыши резной Народ устремился гурьбою веселой… Город с его угрюмыми крепостными стенами, с узкими улицами ост-роверхих домов представляется как символ мрачного средневековья, из тесных пределов которого стремится вырваться сам Фауст. Радостно смешивается он с толпой крестьян и здесь, среди народа, впервые ощущает себя человеком. Народ с уважением встречает Фауста и благодарит его за помощь во. время эпидемии. А Вагнер чуждается народа, боится и не понимает его. Шаг за шагом Гете раскрывает великий гуманистический смысл исканий Фауста. Фауст стремится найти истину и понимает, что ее надо искать не в мертвом хламе старинных книг, как это делает Вагнер. С презрением он отвергает и жалкие соблазны Мефистофеля, который хотел бы его оглушить веселым разгулом и тем отвлечь от благородных целей. В сцене перевода Евангелия Фауст мучительно ищет смысл бытия. Он не удовлетворен церковной формулой: «Вначале было Слово». «Я Слово не могу так высоко ценить!». Вывод, к которому приходит Фауст, исполнен большого значения: «Вначале было Дело». Это означает, что деяние, действие — основа всей жизни и смысл человеческого существования. Сцены, в которых изображается трагедия Маргариты, прежде всего привлекают мастерским изображением социального быта, типичного для немецкой провинции того времени. Маргарита — простая, скромная девушка. Но именно эта простота и наивность ее, тихий семейный уклад ее дома очаровывают Фауста. Мефистофель надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст забудет о своих исканиях. Он не понимает того, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявление тех же исканий. Маргарита для пего знаменует красоту и полноту самой жизни. Ее непосредственность и простота представляются ему воплощением природы. «Ах, две души живут в груди моей!» — восклицает Фауст. Герой Гёте стремился к познанию идеала, но он не хотел терять связи с реальной действительностью. Это было трагедией многих немецких мыслителей и поэтов: поиски идеала уводили от жизни, а окружавшая жизнь в тогдашней Германии была убога и жалка, слишком далека от идеала. Как примирить эти «две души» — стремление к идеалу и желание остаться на почве реальной действительности? Этот вопрос мучительно тревожил Фауста, как тревожил и самого Гете. И вот Фаусту показалось, что встреча с Маргаритой принесет счастье, ибо в этой девушке как бы сочетаются идеалы и жизнь. Но это было трагическим заблуждением. Мир Маргариты оказался маленьким мирком девушки из провинциального немецкого захолустья. В финале первой части, покинутая Фаустом, убившая своего ребенка, обезумевшая от горя, Маргарита ждет казни. Это одна из волнующих сцен трагедии. Смена стихотворных ритмов выразительно передает неудержимый поток противоречивых чувств героини. Вот она в страхе принимает Фауста за палача, просит его на коленях о пощаде, бессвязно рассказывает о своем ребенке. Волна радостных и горьких воспоминаний охватывает ее при мысли о Фаусте. Сознание ее затуманено, она не понимает обращенных к ней слов. Ужас охватывает Маргариту при появлении Мефистофеля, в полном отчаянии она отталкивает Фауста: «Генрих, ты страшен мне!» Она сама стала жертвой того мира, к которому принадлежала. Страх перед судом обывателей, страх перед церковным покаянием толкнули ее на убийство своего «незаконного» ребенка. Но и Фауст разделяет вину за ее гибель. Он тяжело переживает последствия неверного шага, им сделанного Он понимает теперь, как велика ответственность каждого человека перед другим человеком. Вторая часть трагедии во многом сложнее первой. Мир маленького немецкого города, в котором жили и Вагнер, и Маргарита, и студенты, пировавшие в погребке, и соседки, судачившие у колодца, — мир, из которого стремился вырваться Фауст, был изображен в первой части живыми красками, во всей его реальной повседневности. Теперь Фауст продолжает свои искания за пределами этого маленького мира. И здесь все приобретает условный, символический характер — и обстановка, и герои. Фауст показан то при дворе императора, беспомощного перед лицом неотвратимых сил, разрушающих его империю, то среди мифологических героев древней Греции. Долгий и трудный путь проходит Фауст, прежде чем столетним старцем обретает истину: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой. Перед смертью он вдохновлен мыслью о том, чтобы на отвоеванной от моря земле поселить миллионы свободных тружеников. Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной Дитя, и муж, и старец пусть ведет, Чтоб я увидел в блеске силы дивной Свободный край, свободный мой народ! История Фауста сложна и фантастична. Но после того как она была воссоздана великим поэтом, ни один мыслящий человек на земле не мог пройти мимо этого высокого примера духовного дерзания. Образы, созданные великим Гете, волновали А. С. Пушкина. Они вдохновили на творческие поиски М. А. Булгакова.
Наше время открывает в «Фаусте» Гёте новые грани. Вопрос о долге и ответственности ученого приобретает особый смысл в эпоху научно технической революции, в эпоху огромных исторических перемен

Читайте также:
Клавиго: сочинение

Тема сочинения – Великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии. Это великий немецкий поэт и мыслитель. Гёте родился в г. Франкфурте-на-Майне, одном из «вольных городов», входивших в состав тогдашней Германии. Будущий поэт получил хорошее по тем временам воспитание и образование. В университетах Лейпцига и Страсбурга он изучал юриспруденцию, медицину, литературу. Лирические стихотворения, созданные Гёте в молодости, знаменовали собой новый этап в истории немецкой поэзии. Поэт отбрасывает традицию аристократической лирики. Он стремится передать в своих стихотворениях биение пульса самой жизни. В центре его лирики становится человек со всем богатством его внутреннего мира. Лирический герой Гёте активен, он не праздный созерцатель, а живой участник полнокровной жизни. Он умеет любить и ненавидеть, радоваться и страдать. С изумительной силой Гете передает всю гамму чувств человека, обнаруживая необычайное для молодого поэта знание жизни народа и умение подсмотреть мельчайшие оттенки человеческих переживаний.

Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа. Зеленый луг, начинающийся сразу же за городским валом, невысокие горы, покрытые лесом, поле, поросшее вереском, – все это ожило, засверкало, заговорило в песнях «К Фридерике», в «Майской песне», «Розочке», «На озере» и в других стихотворениях. Пейзажи Гете согреты живым чувством. Образ человека органически вплетается в тему природы. Тема любви молодого крестьянина сливается с темой его повседневного труда:

  • Мир пахарю тому
  • В его саду. Как рано довелось ему
  • Уютную гряду разрыхлить для посева.
  • («Элегия», 1772)

В творчестве Гёте появляется образ бунтаря, «бурного гения», протестующего против всякого рода гнета. Таков его Прометей, который одновременно представлен у Гете как творец, мастер, художник. Он воплощает созидательные силы человека, его неукротимую творческую энергию, как бы предвосхищая фаустовскую тему. Мировую известность получает роман Гёте «Страдания молодого Вертера». Это «вопль эпохи», по словам Белинского. Перед нами роман в письмах, где раскрывается история любви Вертера к Шарлотте. Герой романа Вертер, молодой человек незаурядных способностей, не может найти себе места в жизни. Его возмущают окружающие его чиновники, обыватели, мысли и стремления которых «годами направлены на то, чтобы продвинуться хоть на один стул и сесть повыше за общим столом». Знатные дворяне, в обществе которых оказывается Вертер, унижают его, оскорбляют его человеческое достоинство.

Читайте также:
Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете: сочинение

Из уст разочарованного Вертера вырываются горькие слова: «Как иссыхают мои чувства; ни единой минуты сердечной полноты, ни единого блаженного часа! Ничего! Ничего!» Он пытается найти удовлетворение в общении с природой, в чтении Гомера. Но ничто не может заменить ему той жизненной полноты, о которой он тщетно мечтает среди окружающего его убожества.

Любовь к Шарлотте для Вертера не простое увлечение. Он видит в ней воплощение тех настоящих человеческих качеств, которые напрасно было бы искать среди окружающих его людей из официального общества. Ее правдивость и естественность противостоят лжи и искусственности этого общества, ее природная простота – тому «блестящему убожеству», которое возмущало Вертера. Но Шарлотта принадлежит другому. Она вынуждена была выйти замуж за Альберта, человека доброго и любящего ее, но сухого и расчетливого, типичного немецкого бюргера. Вертер не находит в себе силы и мужества жить в этой обстановке и кончает жизнь самоубийством. Это была трагедия молодого человека, оказавшегося одиноким среди окружающих его людей.

Финал романа свидетельствовал о начале идейного кризиса молодого Гёте. Вертер меньше всего годился в герои, но других героев реальная немецкая действительность не подсказывала.

Интересен тот факт, что Гёте пытается провести кое-какие реформы, но они не затрагивали феодальных основ государства. Это была программа «просвещенной монархии» осуществляемая в масштабах герцогства Саксен-Веймарского. Его темперамент, его энергия, все его духовные стремления толкали его к практической жизни. Но практическая жизнь, с которой он сталкивался, была жалка.

В лирике Гёте этих лет звучат мотивы примирения, успокоения, гармонии. Стихи его утрачивают эмоциональную напряженность ранних лет. Лирико-эпические жанры приходят на смену чисто лирическим. Гёте больше проявляет заботы о композиционной стройности, строгости форм стихотворения, о единстве художественного образа. Все чаще Гете обращается к жанру баллады. Многие из них, как «Рыбак» и «Лесной царь», созданы на материале народных преданий. В балладе «Певец» Гете дает образ поэта, песнь которого свободна и голос неподкупен; он отклоняет подарок царя – золотую цепь. Наградой ему служит сама песнь, которую он поет как птица.

Читайте также:
Гомункулус: сочинение

Два года Гете проводит В Италии, где он много и интенсивно работает: изучает итальянское искусство и римские древности, сам занимается рисованием, завершает ранее начатые драмы, работает над «Фаустом», жадно вбирает в себя впечатления от южной природы, кипучей жизни итальянского народа.

  • Радостно чувствую: я вдохновлен классической почвой.
  • Прежний и нынешний мир громче со мной говорит.

В Риме Гёте завершает драму «Эгмонт», начатую еще во Франкфур-те-на-Майне. Тема драмы – борьба Нидерландов за свою национальную независимость против испанского гнета. В центре – один из вождей дворянской оппозиции испанскому владычеству – Эгмокт и простая девушка из народа – Клерхен. Девушка любит Эгмонта., видя в нем народного героя. Эгмонт становится жертвой своей слабости и нерешительности и попадает в руки жестокого герцога Альбы. Драма завершается в утро казни героя мужественным призывом к свободе, в котором звучит вера в грядущую победу правого дела.

Французская буржуазная революция 1789 – 1794 годов вызвала противоречивое отношение у поэта. Загнивание старого режима во Франции стало для Гёте явным уже с 1785 г., когда он узнал о скандальном процессе при французском дворе, в котором была замешана королева. Гёте, по его словам, увидел тогда и двор, и государство на краю позорной бездны. Но народное восстание вызывает страх у Гете. Он пишет несколько произведений, направленных против революции.

В 90-е годы XVIII в. Гете работает над большим романом – «Годы учения Вильгельма Мейстера». Героем его является молодой бюргер, который пытается определить свое место в жизни. По жанру это так называемый роман о воспитании личности, типичный для эпохи немецкого Просвещения. Интересны в романе картины немецкого провинциального быта XVIII в. Несложный духовный мир рядовых немцев, представителей провинциальной Германии, колоритно, с поразительным творческим мастерством воссоздан Гете в эпической поэме «Герман и Доротея». Героиня поэмы Доротея – беженка, прибывшая из мест, оккупированных французскими революционными войсками. Это дает повод поэту не только рассказать о бурных событиях эпохи, но и передать то, как воспринимались эти события в отсталой Германии. Признавая величие идей, выдвинутых французской революцией, Гёте в то же время поэтизирует тихий патриархальный уклад немецкого захолустья.

«У меня громадное преимущество, – говорил Гете, – благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события». Весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии «Фауст». В основу ее легла немецкая легенда XVI в. о маге и чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом.

В сюжете трагедии сочетаются фантастические ситуации и реально-бытовые сцены. В этом смысле «Фауст» – произведение, характерное по своему художественному методу для литературы Просвещения. Это – притча о Человеке, о его долге, призвании, об ответственности перед другими людьми. Пьеса открывается двумя прологами. В первом из них Гёте высказывает свои взгляды на искусство, второй непосредственно начинает собой историю героя, давая ключ к пониманию идейного смысла трагедии.

Мефистофель, появляясь перед господом. издевается над человеком, считая его жалким и ничтожным. Даже стремление к истине такого человека, как Фауст, представляется ему бессмысленным. Позиции Мефистофеля Гёте противопоставляет свою страстную веру в человека, в силу и величие его разума. Эта просветительская программа вложена в уста господа:

  • Пока еще умом во мраке он блуждает,
  • Но истины лучом он будет озарен.

Так, Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает оптимистическое ее разрешение. Сцена за сценой раскрывается история Фауста. В первой сцене перед нами сам Фауст. Он показан в суровой обстановке мрачного кабинета. Его окружает пыльная громада книг, перед ним загадочно лежит череп. Он трагически переживает свою беспомощность в разрешении коренных вопросов жизни, ибо науки ие состоянии дать ответ на них. Фаусту противопоставлен образ Вагнера – самодовольного обывателя в науке, который видит весь смысл своих ученых занятий лишь в том, чтобы

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832) – биография, жизнь и творчество немецкого писателя

Ранние годы

Появился на свет Иоганн Гете 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. Дом, где он родился, сейчас переделали под музей. Впервые во Франкфурте поселился его дед Фридрих Георг Гете, переехав из Тюрингии. Здесь он сначала работал портным, а потом открыл трактир. Ему удалось скопить неплохое состояние, на которое затем жили его дети и внуки.

Отец Иоганна, Иоганн Каспар, был неплохим юристом. Мать его, Катарина Элизабет Гете, являлась дочерью работника высшего судебного органа страны. Она была на 21 год младше своего супруга.

В 1756—1758 годах Иоганн ходил в общественную школу, однако потом его вместе с сестрой Корнелией перевели на домашнее обучение. Обучали его отец и 8 репетиторов. Образование было достойным, оно включало восемь европейских языков, а также:

  • естественные науки;
  • религию;
  • рисование;
  • музыку;
  • верховую езду;
  • фехтование;
  • танцы.

Мать тоже вкладывала силы в обучение детей, погружая их в мир литературы. В 1753 году бабушка Иоганна преподнесла мальчику подарок — кукольный театр, в котором он делал постановки вместе со своими друзьями.

Интересным фактом из биографии писателя можно назвать то, что во время Семилетней войны в доме его семьи квартировались французы, которые и познакомили мальчика с французской драмой.

Биографы описывали Иоганна как одаренного юношу с живым умом, но не считали его вундеркиндом, как, например, Моцарта.

Обучение и первые произведения

Отец посоветовал сыну поступать на юридический факультет в Лейпцигский университет. Лейпциг в то время был более развит, чем Франкфурт-на-Майне, и носил название «Маленький Париж». В 1765 году Иоганн поступил в учебное заведение. На проживание отец посылал ему 100 гульденов каждый месяц, на которые тот покупал себе одежду по моде, учился манерам и делал все, чтобы не прослыть деревенщиной.

Жил Гете в доме «Огненный шар», который находился на улице Ноймаркт. Там он неплохо проводил свободное время: организовывал дружеские вечера и принимал гостей. Дом был разрушен во время Второй мировой войны.

Иоганн Вольфганг фон Гете любил лекции немецкого поэта Христиана Геллерта больше, чем другие предметы. В 1974 году в университете была открыта академия искусств, в которой он познакомился с ученым в области искусствоведения Иоганном Винкельманом. Позже поэт признавался, что от Винкельмана он узнал больше, чем от всего учебного курса.

В Лейпциге поэт был влюблен в Кэтхен Шёнкопф, ради которой сочинил стих. Произведения Гете были написаны в стиле рококо и проиллюстрированы Эрнстом Вольфгангом Бэришем.

В 1768 году у поэта обострился туберкулез, и началось кровотечение, из-за чего ему пришлось покинуть город и вернуться домой. Отцу не нравилось то, что сын приехал без ученой степени, а потому отношения между ними обострились. В 1769 юный поэт выпустил второй сборник под названием «Новые песни».

Читайте также:
Творчество Гете в Веймаре: сочинение

Жизнь во Франкфурте и Страсбурге

Гете долго боролся с болезнью и за это время обратил внимание на мистику и религию. В тот период он впервые глубоко осознал личность Фауста. Примерно тогда и появляется на свет первая комедия под названием «Соучастники».

Весной 1770 года Гете вернулся к учебе, но на этот раз в Страсбургский университет. Там он познакомился с литератором Гердером и нашел себя как поэт. В тот период в университете учились Ленц, Вагнер и другие талантливые литераторы.

Однажды, будучи в гостях у сокурсника, Гете встречает Фридерику Брион и влюбляется в нее. Ей он посвящает три стихотворения. Все считали их женихом и невестой, но внезапно Иоганн решает порвать с возлюбленной, о чем сообщает ей в письме.

Летом 1771 года Гете предстояло защищать диссертацию, в которой он описывал отношения между государством и религией. Работа получилась скандальной, богословы были оскорблены идеями, а декан не хотел допускать ученика к защите. Однако учебное заведение разрешило выдать ему степень лиценциата. В одном из тезисов он поднимал вопрос о необходимости высшей меры наказания для убийц детей. Позже эта тема была развита в драме «Трагедия Гретхен».

Вецлар и Веймар

С 1771 по 1775 год Иоганн Гете был полностью погружен в адвокатскую практику. Однако по душе ему была больше публицистическая деятельность. В 1773 году была написана пьеса «Götz von Berlichingen», которая принесла поэту первый большой успех. Весной 1772 года отец направил его в город Вецлар для прохождения юридической практики. Там он влюбился в Шарлотту Буфф, но она не ответила ему взаимностью, после чего Гете уехал из города.

Через полтора года после этого события он описал неудачный опыт в книге «Страдания юного Вертера». Успех был оглушительным — Гете прославился на всю Европу. Роман принес так называемый эффект Вертера — массовую подражающую волну самоубийств.

На Пасху 1775 года Гете был уже помолвлен с Лили Шенеман, дочерью банкира. Однако осенью помолвку пришлось расторгнуть из-за конфликта на почве религии. Юного поэта это событие сильно ранило, он в отчаянии решает принять приглашение герцога Карла Августа, который звал его в свой дворец. При дворе Гете хорошо приняли, предоставили лучшие условия. В год он получал 1200 талеров. Там он помогал 18-летнему герцогу в решении разных вопросов.

Работа с реформами, противостояние коррупции и прочие мероприятия дали возможность Иоганну претендовать на дворянский титул. Писатель был очень популярен и поэтому обрел толпу завистников, которые ругали его творчество. Он много работал и почти не имел времени для писанины. В основном поэт был занят научными вопросами в промышленности и других сферах.

Итальянский период

В 80-х годах Гете устал от придворной жизни, ответственности и работы, у него наступил творческий кризис. Не складывалась и любовь с Шарлоттой фон Штейн. Тайно от всех он покидает пределы Германии под чужим именем. В Италии поэт посещает все известные города. В Риме ему удалось подружиться с Йоханном Тишбейном, который создал самый узнаваемый портрет писателя.

Поездка в другую страну благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии поэта. В этот период он заканчивает «Торквато Тассо», «Ифигению», «Эгмонт». В 1789 году Гете возвращается на родину.

Пропитавшись итальянским вдохновением, поэт решает начать отношения с Кристианой Вульпиус, которой на то время было 23 года. Матери писателя этот союз не нравился. Вульпиус не позволялся выход в высшее общество, а потому она находилась в тени избранника и рожала ему детей. После того как у Гете родился сын Август, он вдруг решил попросить руки Генриетты фон Лютвитц, однако ее отец был против брака.

В 1792 году Иоганн помогал герцогу Карлу Августу в командовании прусским полком. Это случилось во время войны Первой коалиции. Он видел сражение при Вальми. Гете, в отличие от многих своих соотечественников-коллег, не был охвачен патриотическим энтузиазмом. Французскую армию он считал очень могущественной во многом благодаря знакомству с Наполеоном.

Иоганн Вольфганг Гете покинул мир 22 марта 1832 года в Саксен-Веймар-Эйзенахском герцогстве.

Творчество писателя

Из раннего творчества Гете наиболее популярным считается драма «Гец фон Берлихинген», которая произвела на читателей большое впечатление. Именно она вытеснило его в первые ряды немецких писателей эпохи «Бури и натиска».

Другим не менее важным произведением этой же эпохи стал роман «Страдания юного Вертера», прославивший своего создателя на весь мир. В нем был изображен конфликт человека с миром. Персонаж Вертер — романтик, считающий себя сильной личностью. Последним выстрелом он бросает вызов несправедливому миру и тщеславным людям.

В 1797 году Гете и Шиллер решают принять участие в состязании «Год баллад». Таким образом они пытались дать толчок этому жанру. В произведениях Гете поднимал тему любовных взаимоотношений и пытался постичь тайны мироздания. Он написал баллады:

  • «Коринфская невеста»;
  • «Кладоискатель»;
  • «Бог и баядерка»;
  • «Ученик чародея».

Главным трудом всей жизни Гете считается трагедия «Фауст», которая содержит самый известный вариант легенды о докторе Фаусте. Над этим шедевром поэт трудился почти всю свою жизнь. Над первой частью трагедии он начал работать в 90-х гг. XVIII века, закончил ее в 1806 году. Опубликована она была в 1808, но многократно переиздавалась (последний раз в 1828 году).

Над второй частью Гете работал уже в старости, а на свет она появилась после его смерти. В 1886 году был найден «Прафауст», написанный еще в юные годы поэта. Благодаря своей сложности и уникальности это произведение считается едва ли не самой совершенной работой в немецкой поэзии.

Гете немало времени уделял естественнонаучным вопросам. Он создал несколько работ по животноводству и растениеводству, по физике, минералогии, геологии и метеорологии. Он открыл межчелюстную кость у человека в 1784 году.

Отношение современников и потомков

Отношение к Гете у современников было разным. Поэт был на волне успеха после «Вертера», но и тогда его коллеги хоть и восхищались талантом, но все же несколько сдерживались. Во многом на это влияло общее пессимистическое настроение произведения. Один из учителей писателя негодовал, что его ученик смотрел в сторону классицизма.

Читайте также:
Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете: сочинение

Романтики тоже разделились на два лагеря. Некоторые люди даже объявили войну поэту. Дело в том, что немец делал резкие выпады в сторону христианства. Например, в «Венецианских эпиграммах» он говорил, что ему неприятны четыре вещи на свете:

  • дым от табака;
  • клопы;
  • чеснок;
  • крест.

В «Коринфской невесте» религия была описана как мрачное и противостоящее земным радостям учение.

Гете любили как автора «Фауста», «Вертера», «Новой Мелузины» и сказок. Особенно нравилось романтикам произведение «Годы ученья Вильгельма Мейстера».

В союзе с Кристианой Вульпиус у писателя родилось пятеро детей, однако выжить удалось только старшему. Один был уже мертвым, когда родился, остальные прожили совсем немного. У Августа, единственного ребенка Гете, было двое сыновей и одна дочь: Вальтер, Максимилиан и Альма. Сын прожил намного меньше отца, покинув мир за два года до него. Дети Августа никогда не были в браке, а потому прямая линия рода прервалась в 1885 году.

Сестра Гете Корнелия родила двух детей, они прожили долгую жизнь и продолжили род, который существует по сей день.

Интерес в России

Интерес к биографии Гете и краткому содержанию его произведений в России появился в конце XVIII века. Проза «Клавиго» была первым сочинением, переведенным на русский язык. В 1781 году российской аудитории пришелся по вкусу «Вертер». Роман так понравился Александру Николаевичу Радищеву, что тот признался о слезах, которые вызвало у него великое произведение. Новиков относил писателя к списку самых значимых фигур западной литературы.

Немецкий поэт оказал большое влияние на русских сентименталистов, а в пушкинскую эпоху читатели начали ценить и более поздние работы автора. Пушкин тоже положительно отзывался о нем. Русские романтики даже сделали Гете своим покровителем и учителем, так как он прислал им сочувственное письмо.

Отрицательно оценивал творчество поэта и писателя Л. Н. Толстой. Однако сторонников у него было больше — это и Фет, и Тютчев, и Майков, и Алексей Толстой. В. И. Ленин был большим поклонником философской поэмы «Фауст». В Санкт-Петербурге даже есть памятник писателю.

Биография Иогана Вольфганга Гёте

28 августа 1999 года гуманитарии всех стран отмечали юбилей одного из основоположников немецкой литературы нового времени – великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гете. Именно поэта, хотя с тем же успехом можно было бы отметить юбилей талантливого художника, естествоведа, анатома или даже. метеоролога. И не потому, что «все профессии важны», а потому что этими и еще многими другими профессиями владел этот замечательный человек, вошедший в историю прежде всего как Великий Поэт.

И мало кто знает, что художник Гете написал знаменитое «Учение о красках», метеоролог Гете изобрел водяной барометр, а анатом Гете открыл новую кость в человеческом черепе. Гете был известен в научных кругах и трудами по оптике, минералогии, ботанике и астрономии, а из под его кисти вышло множество картин.. Эта газетная полоса посвящена одному из гениев уходящего тысячелетия – Иоганну Вольфгангу фон Гете.

Иоганн Вольфганг фон Гете родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. Полученное наследство позволило отцу Гете посвятить себя коллекционированию предметов искусства и воспитанию сына. Благодаря занятиям с отцом и домашними учителями, Гете владел шестью языками и уже в раннем детстве начал сочинять рассказы и пьесы.

В 1765 году, по настоянию отца, Гете поступил на юридический факультет Лейпцигского Университета. Здесь же Гете начал заниматься живописью и писать стихи в стиле рококо. Спустя 3 года он возвращается в родной город из-за тяжелой болезни. Во время лечения всерьез увлекается мистикой и алхимическими экспериментами. С 1770 года Гете продолжает учебу в Страсбурге и через год заканчивает Университет, одновременно занимаясь медициной и естественными науками. На этот период приходится его встреча с Гердером, который знакомит будущего поэта с народной песней и поэзией Шекспира. В это же время Гете переживает бурный роман с дочерью пастора из Зезенгейма, Фридерикой Брион, послужившей прототипом для Марии из «Геца» и «Клавиго» и для Гретхен из «Фауста».

Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна, 1787. Холст, масло. 164 x 206 см. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне

Работая в 1771 году адвокатом во Франкфурте, Гете примыкает к кругу поэтов, объединенных идеями «Бури и натиска» («Sturm und Drang»). В 1772 году в Вецдаре пережил несчастный роман с Шарлоттой Буфф, идеализированной в Лотте из «Страданий юного Вертера», написанных через 2 года. За это время Гете пишет несколько сатирических пьес, драму «Gцtz von Berlichingen mit der eisernen Hand» и «Urfaust». «Вертер» и «Гетц» приносят ему писательскую славу. В 1775 году по приглашению своего друга, принца Карла-Августа, навсегда поселился в Веймаре, где занимался делами управления, горным ведомством, театром и школами. Здесь же Гете вступает в поэтический клуб и знакомится с Шарлоттой фон Штейн, платонический роман с которой будет длиться более 10 лет.

Дом во Франкфурте-на-Майне, где родился Гёте. Восстановлен в 1947—1949 годах

Являясь директором придворного театра, Гете создал целый ряд небольших драм и зингшпилей для развлечения придворной публики. В 1782 году он был возведен в дворянство и назначен президентом палаты. В 1786 году Гете совершает длительную поездку в Италию, где посвящает много времени занятиям живописью и берет уроки у художника Тишбейна – позже автора одного из самых знаменитых портретов поэта. Здесь же, в Италии, Гете заканчивает драмы «Эгмонт» и «Торквато Тассо». После возвращения поэт просит освободить его от большинства руководящих должностей, оставив за собой лишь управление театром, и посвящает все свободное время занятиям зоологией и оптикой.

Читайте также:
Гомункулус: сочинение

В это же время он знакомится с Кристианой Вульпиус, молодой девушкой из простой рабочей семьи, впоследствии (1806) ставшей его женой. Кристиана подарила Гете пятерых детей, выжил из которых только лишь один, сын Август (1789-1830). В 1794 году началась дружба Гете с Шиллером, длившаяся 10 лет вплоть до смерти Шиллера. Именно Шиллер настоял на продолжении работы над «Вильгельмом Мастером» и «Фаустом», которого Гете завершил только в 1832 году. В 1804 Гете становится тайным советником, а в 1815 – первым министром. Он пережил почти всех близких ему людей, в том числе жену и сына. Иоганн Вольфганг фон Гете умер в Веймаре в 1832 году в возрасте 82 лет.

История жизни Иогана Вольфганга Гёте

Первенец и единственный сын в высоко образованной и интеллигентной семье из города Франкфурта, Гете превосходно знал музыку, искусство и литературу и в совершенстве владел шестью языками, когда в 1765 году он покинул родительский дом, чтобы стать юристом по окончании учебы в Лейпцигском университете. В университете Гете, молодой человек с приятной внешностью и огромными темными глазами, вел довольно богемный образ жизни. Его короткий роман “Страдания юного Вертера” принес ему литературную известность и превратил самоубийство по причине неразделенной любви в весьма популярное занятие среди молодежи во всей Европе.

Родители Иоганна Гете

Высшее общество во Франкфурте приняло его после возвращения из Лейпцига с распростертыми объятиями, а в 1775 году герцог Веймара пригласил Гете на службу при дворе. После нескольких месяцев отдыха и развлечений с веселым 18-летним герцогом (с выбрасыванием посуды из окон дворца и, вероятно, с участием в оргиях) Гете занялся серьезным делом. Он был назначен главным министром герцогства. Гете стал вести весьма аскетический образ жизни: он отказался от кофе и перестал носить парик. До конца своей жизни Гете жил в Веймаре, совершив за все эти годы только две поездки в Италию.

Он написал в Веймаре все свои литературные шедевры, руководил местным театром и проводил научные исследования (он, в частности, явился основателем морфологии, а его научные труды по растениям предвосхитили гениальные открытия Дар вина). Целые тома Гете посвятил описанию своих романтических чувств. Внутреннее напряжение, которое всегда помогало ему в творчестве, оказывало влияние на его личную жизнь. Гете часто попадал в странные треугольники, в которые, помимо него, были вовлечены еще две женщины (одна из их – сама невинность, а вторая – зрелая и опытная женщина, например). Его романы крайне редко протекали гладко.

Произведения Иоганна Гете

Один из биографов указывает, что в молодости у Гете, вероятно, были проблемы с преждевременным семяизвержением, и по этой причине он практически не имел сексуальных отношений, пока ему не исполнилось 39 лет. Прямых доказательств это го не существует. Гете действительно легко возбуждался даже самым обычным физическим контактом. Поцелуй мог привести его в состояние экстаза. Многие из тех женщин, которых любил Гете, были для него недосягаемы. Некоторые из них были женами его друзей. Шарлотта Буфф, например, которая вдохновила Гете на создание “Вертера”, была помолвлена с его другом Иоганном Кристианом Кестнсром. Несмотря на принадлежность к аристократии, у Гете была склонность поддерживать отношения и с хорошенькими женщинами из более низких слоев общества.

Один из ярких примеров — круглолицая Кэтхен Шэнкопф, дочь владельца гостиницы, и, вероятно, первая настоящая любовь Гете. Он то был совершенно равнодушен к ней, то мог написать в письме другу такие, например, слова: “Я люблю ее. Мне кажется, что из ее рук я принял бы даже яд. Мы — сами себе дьяволы, мы сами изгоняем себя из нашего собственного рая”. Его любовь и страсть к Фредерике Брион, дочери пастора, были “волшебным садом”, но он же и написал” Человек не становится ни на один атом счастливее, когда получает то, чего так страстно желал”. Некоторые из биографов Гете писали, что после его ухода от Фредерики у нее осталось не только разбитое сердце, но и ребенок.

Поэмы Иоганна Гете “Фауст

Во Франкфурте Гете был помолвлен с Лилли Шенеманн, дочерью банкира. После нескольких весьма драматичных ссор и примирений помолвка прекратила свое существование, чему помог отъезд Гете в Веймар. Позже Лилли утверждала, что между ними никогда не было интимной близости. В то же время в дневнике Гете сохранилась такая запись: “Эпизод с.Лилли. Прелюдия. Совращение. Оффенбах”.

В Веймаре у Гете начался роман, скорее всего платонический, с Шарлоттой фон Штайн, матерью восьмерых детей, замужней интеллигентной да мой. Она была старше Гете на 7 лет. Их знакомство продолжалось более 10 лет. Гете отправил Шарлотте более 1500 писем и практически больше ни чего не написал за весь этот период.

Иоганн Гете с женой Кристианой

После поездки в Италию в 1786 – 1788 годах Гете познакомился с Кристиан фон Фульпиуе, которая работала на фабрике по производству искусственных цветов. Приземистая и темноглазая Кристиан любила театр, танцы, красивую одежду, вино. Полюбила она и Гете. Она переехала к нему в дом и жила до конца своей жизни. Когда он куда-нибудь уезжал, они часто писали друг другу. Гете женился на Кристиан в 1806 году, после захвата Германии Францией. Во время войны Кристиан даже однажды спасла Гете жизнь, упросив двух солдат не расстреливать его.

Этот брак пробудил в. Гете интерес в другим женщинам. Среди них были, например, Минна Херзлиб, которая вдохновила его на написание сонетов, и Марианна фон Виллемер, жена одного из друзей Гете. Кристиан умерла в 1816 году. Когда Гете было 74 года, он сделал предложение Ульрике фон Левенцов, которой не было еще 20 лет и, которую он сам называл “доченькой”. Ульрика ответила на его предложение отказом.

ГЁТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749-1832) – немецкий поэт, просветитель, ученый и философ

ГЁТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749—1832) — немецкий поэт, просветитель, ученый и философ (Большое Веймарское издание сочинений Г. насчитывает 143 тома), который, однако, не считал себя принадлежащим к философскому цеху. Тем не менее, философия всегда была в центре духовных интересов Г., пронизывая все его творчество глубокими теоретическими размышлениями. Его философию можно считать самостоятельным философским учением, хотя и не изложенном в виде целостной и завершенной концепции. Феномен Г. являет собой яркий пример скорее возрожденческого, нежели просветительского универсализма, в котором тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания (минералогия, ботаника, физика, остеология и т.д.) и философско-мировоззренческие поиски. В литературно-эстетическом и научном творчестве Г. принято различать три периода. Первый — “Бури и натиска”, когда протест против классицизма приводит его к борьбе за утверждение реализма в искусстве, а последнее понимается как подражание природе и жизни людей. Второй — начиная с 1780-х, во многом под влиянием путешествия по Италии: Г. увлекся античностью, которая становится для него идеалом гармоничных отношений между людьми, а высшей целью искусства, по Г., провозглашается красота. В это не очень плодотворное для поэзии время Г. много занимается наукой: составляет первую геологическую карту Германии, выказывает догадки об эволюционном развитии растительного мира или т.наз. метаморфозе растения (“Метаморфоза растений”, 1790); занимается минералогией и анатомией. Г. обнаружил в 1784 межчелюстную кость человека как новое свидетельство родства людей со всем живым миром. Многочисленные занятия ботаникой, сравнительной анатомией и геологией в значительной мере обогатили его понимание диалектики органического мира и всех его живых форм. Третий период литературных, эстетических и мировоззренческих исканий Г. связан с последними годами жизни мыслителя, разочаровавшегося в своем стремлении построить мир по античному образцу. На первый план в его творчестве выступают реалистические черты его эстетики. Г. резко критикует немецкий романтизм за его отрыв от жизни и мистицизм. Именно в эти годы (1808) появляется знаменитый “Фауст”, утверждающий недопустимость отрыва художника от действительности. В своих философских поисках Г. испытал влияние многих мыслителей: Аристотеля, Плотина, Канта, Гердера, Гегеля и особенно Спинозы с его знаменитой “Этикой”, которая учила навсегда освободить ум от различного рода предрассудков. Г. становится сторонником пантеизма, пытаясь соединить его с идеей развития. Для мыслителя было характерно критическое отношение к господствовавшему тогда механицизму, неспособному адекватно объяснить принципы развития природы. Последняя рассматривалась Г. как развивающееся единое органическое целое. Процесс развития идет, согласно Г., через отрицание старого, отжившего постепенным эволюционным путем, минуя скачкообразные переходы. Вся природа видилась Г. в большей или меньшей мере одухотворенной: “. кто хочет высшего, должен хотеть целого, кто занимается духом, должен заниматься природой, кто говорит о природе, тот должен брать дух в качестве предпосылки или молчаливо предполагать его”. По мнению Г., “человек как действительное существо поставлен в центр действительного мира и наделен такими органами, что он может познать и произвести действительное и наряду с ним — возможное. Он, по-видимому, является органом чувств природы. Не все в одинаковой степени, однако все равномерно познают многое, очень многое. Но лишь в самых высоких, самых великих людях природа сознает саму себя, и она ощущает и мыслит то, что есть и совершается во все времена”. О месте человека во Вселенной Г. утверждал: “Все есть гармоническое Единое. Всякое творение есть лишь тон, оттенок великой гармонии, которую нужно изучать также в целом и великом, в противном случае всякое единичное будет мертвой буквой. Все действия, которые мы замечаем в опыте, какого бы рода они ни были, постоянно связаны, переплетены друг с другом. Это — Вечно-Единое, многообразно раскрывающееся. У природы — она есть все — нет тайны, которой она не открыла бы когда-нибудь внимательному наблюдателю”. При этом “каждого можно считать только одним органом, и нужно соединить совокупное ощущение всех этих отдельных органов в одно-единственное восприятие и приписать его Богу”. Живо интересуясь идеями многих немецких философов своего времени, Г. так и не примкнул ни к одной из великих философских систем. Для Г. философия — такое миропредставление, которое “увеличивает наше изначальное чувство, что мы с природой как бы составляем одно целое, сохраняет его и превращает в глубокое спокойное созерцание”. Творчески-активное отношение Г. к миру результировалось в его убежденности в том, что “каждый человек смотрит на готовый, упорядоченный мир только как на своего рода элемент, из которого он стремится создать особенный, соответствующий ему мир”. Весьма реалистично Г. мыслил перспективы предметного познания: “Ничего не нужно искать за явлениями; они сами суть теории. Мое мышление не отделяет себя от предметов, элементы предметов созерцания входят в мышление и пронизаны мышлением внутренним образом, мое созерцание само является мышлением, мое мышление — созерцанием”. Эксперимент у Г. — “посредник” между субъектом и объектом. Г. был весьма близок Кант с его поисками единых принципов анализа природы и искусства; а также философия природы Шеллинга и система Гегеля благодаря поистине грандиозной теории диалектики. Место Г. в немецкой и европейской культуре 18— 19 вв. поистине уникально, оно демонстрирует удивительное единство, взаимопроникновение и взаимовлияние литературы, науки и философии в культуре Просвещения Германии того времени.

Читайте также:
Клавиго: сочинение

Сочинение: Великий немецкий поэт и мыслитель (Иоганн Вольфганг Гете)

Великий немецкий поэт и мыслитель (Иоганн Вольфганг Гете)

Иоганн Вольфганг Гёте (1749 — 1832) был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии. Это великий немецкий поэт и мыслитель.

Гёте родился в г. Франкфурте-на-Майне, одном из “вольных городов”, входивших в состав тогдашней Германии. Будущий поэт получил хорошее по тем временам воспитание и образование. В университетах Лейпцига и Страсбурга он изучал юриспруденцию, медицину, литературу.

Лирические стихотворения, созданные Гёте в молодости, знаменовали собой новый этап в истории немецкой поэзии. Поэт отбрасывает традицию аристократической лирики. Он стремится передать в своих стихотворениях биение пульса самой жизни. В центре его лирики становится человек со всем богатством его внутреннего мира.

Лирический герой Гёте активен, он не праздный созерцатель, а живой участник полнокровной жизни. Он умеет любить и ненавидеть, радоваться и страдать. С изумительной силой Гете передает всю гамму чувств человека, обнаруживая необычайное для молодого поэта знание жизни народа и умение подсмотреть мельчайшие оттенки человеческих переживаний.

Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа. Зеленый луг, начинающийся сразу же за городским валом, невысокие горы, покрытые лесом, поле, поросшее вереском, — все это ожило, засверкало, заговорило в песнях “К Фридерике”, в “Майской песне”, “Розочке”, “На озере” и в других стихотворениях. Пейзажи Гете согреты живым чувством. Образ человека органически вплетается в тему природы. Тема любви молодого крестьянина сливается с темой его повседневного труда:

Мир пахарю тому

В его саду. Как рано довелось ему

Уютную гряду разрыхлить для посева.

В творчестве Гёте появляется образ бунтаря, “бурного гения”, протестующего против всякого рода гнета. Таков его Прометей, который одновременно представлен у Гете как творец, мастер, художник. Он воплощает созидательные силы человека, его неукротимую творческую энергию, как бы предвосхищая фаустовскую тему.

Мировую известность получает роман Гёте “Страдания молодого Вертера”. Это “вопль эпохи”, по словам Белинского. Перед нами роман в письмах, где раскрывается история любви Вертера к Шарлотте. Герой романа Вертер, молодой человек незаурядных способностей, не может найти себе места в жизни. Его возмущают окружающие его чиновники, обыватели, мысли и стремления которых “годами направлены на то, чтобы продвинуться хоть на один стул и сесть повыше за общим столом”. Знатные дворяне, в обществе которых оказывается Вертер, унижают его, оскорбляют его человеческое достоинство.

Читайте также:
Творчество Гете в Веймаре: сочинение

Из уст разочарованного Вертера вырываются горькие слова: “Как иссыхают мои чувства; ни единой минуты сердечной полноты, ни единого блаженного часа! Ничего! Ничего!” Он пытается найти удовлетворение в общении с природой, в чтении Гомера. Но ничто не может заменить ему той жизненной полноты, о которой он тщетно мечтает среди окружающего его убожества.

Любовь к Шарлотте для Вертера не простое увлечение. Он видит в ней воплощение тех настоящих человеческих качеств, которые напрасно было бы искать среди окружающих его людей из официального общества. Ее правдивость и естественность противостоят лжи и искусственности этого общества, ее природная простота — тому “блестящему убожеству”, которое возмущало Вертера. Но Шарлотта принадлежит другому. Она вынуждена была выйти замуж за Альберта, человека доброго и любящего ее, но сухого и расчетливого, типичного немецкого бюргера.

Вертер не находит в себе силы и мужества жить в этой обстановке и кончает жизнь самоубийством. Это была трагедия молодого человека, оказавшегося одиноким среди окружающих его людей.

Финал романа свидетельствовал о начале идейного кризиса молодого Гёте. Вертер меньше всего годился в герои, но других героев реальная немецкая действительность не подсказывала.

Интересен тот факт, что Гёте пытается провести кое-какие реформы, но они не затрагивали феодальных основ государства. Это была программа “просвещенной монархии”, осуществляемая в масштабах герцогства Саксен-Веймарского. Его темперамент, его энергия, все его духовные стремления толкали его к практической жизни. Но практическая жизнь, с которой он сталкивался, была жалка.

В лирике Гёте этих лет звучат мотивы примирения, успокоения, гармонии. Стихи его утрачивают эмоциональную напряженность ранних лет. Лирико-эпические жанры приходят на смену чисто лирическим. Гёте больше проявляет заботы о композиционной стройности, строгости форм стихотворения, о единстве художественного образа. Все чаще Гете обращается к жанру баллады. Многие из них, как “Рыбак” и “Лесной царь”, созданы на материале народных преданий. В балладе “Певец” Гете дает образ поэта, песнь которого свободна и голос неподкупен: он отклоняет подарок царя — золотую цепь. Наградой ему служит сама песнь, которую он поет как птица.

Два года Гёте проводит В Италии, где он много и интенсивно работает: изучает итальянское искусство и римские древности, сам занимается рисованием, завершает ранее начатые драмы, работает над “Фаустом”, жадно вбирает в себя впечатления от южной природы, кипучей жизни итальянского народа.

Радостно чувствую: я вдохновлен классической почвой.

Прежний и нынешний мир громче со мной говорит.

В Риме Гёте завершает драму “Эгмонт”, начатую еще во Франкфурте-на-Майне. Тема драмы — борьба Нидерландов за свою национальную независимость против испанского гнета. В центре — один из вождей дворянской оппозиции испанскому владычеству — Эгмонт и простая девушка из народа — Клерхен. Девушка любит Эгмонта, видя в нем народного героя. Эгмонт становится жертвой своей слабости и нерешительности и попадает в руки жестокого герцога Альбы. Драма завершается в утро казни героя мужественным призывом к свободе, в котором звучит вера в грядущую победу правого дела.

Французская буржуазная революция 1789 — 1794 годов вызвала противоречивое отношение у поэта. Загнивание старого режима во Франции стало для Гёте явным уже с 1785 г., когда он узнал о скандальном процессе при французском дворе, в котором была замешана королева. Гёте, по его словам, увидел тогда и двор, и государство на краю позорной бездны. Но народное восстание вызывает страх у Гете. Он пишет несколько произведений, направленных против революции.

В 90-е годы XVIII в. Гете работает над большим романом — “Годы учения Вильгельма Мейстера”. Героем его является молодой бюргер, который пытается определить свое место в жизни. По жанру это так называемый роман о воспитании личности, типичный для эпохи немецкого Просвещения. Интересны в романе картины немецкого провинциального быта XVIII в.

Несложный духовный мир рядовых немцев, представителей провинциальной Германии, колоритно, с поразительным творческим мастерством воссоздан Гете в эпической поэме “Герман и Доротея” . Героиня поэмы Доротея — беженка, прибывшая из мест, оккупированных французскими революционными войсками. Это дает повод поэту не только рассказать о бурных событиях эпохи, но и передать то, как воспринимались эти события в отсталой Германии. Признавая величие идей, выдвинутых французской революцией, Гёте в то же время поэтизирует тихий патриархальный уклад немецкого захолустья.

“У меня громадное преимущество, — говорил Гете, — благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события” . Весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии “Фауст”. В основу ее легла немецкая легенда XVI в. о маге и чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом.

В сюжете трагедии сочетаются фантастические ситуации и реально-бытовые сцены. В этом смысле “Фауст” — произведение, характерное по своему художественному методу для литературы Просвещения. Это — притча о Человеке, о его долге, призвании, об ответственности перед другими людьми. Пьеса открывается двумя прологами. В первом из них Гёте высказывает свои взгляды на искусство, второй непосредственно начинает собой историю героя, давая ключ к пониманию идейного смысла трагедии.

Читайте также:
Гомункулус: сочинение

Мефистофель, появляясь перед господом, издевается над человеком, считая его жалким и ничтожным. Даже стремление к истине такого человека, как Фауст, представляется ему бессмысленным. Позиции Мефистофеля Гёте противопоставляет свою страстную веру в человека, в силу и величие его разума. Эта просветительская программа вложена в уста господа:

Пока еще умом во мраке он блуждает,

Но истины лучом он будет озарен.

Так, Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает оптимистическое ее разрешение. Сцена за сценой раскрывается история Фауста. В первой сцене перед нами сам Фауст. Он показан в суровой обстановке мрачного кабинета. Его окружает пыльная громада книг, перед ним загадочно лежит череп. Он трагически переживает свою беспомощность в разрешении коренных вопросов жизни, ибо науки не состоянии дать ответ на них.

Фаусту противопоставлен образ Вагнера — самодовольного обывателя в науке, который видит весь смысл своих ученых занятий лишь в том, чтобы

поглощать за томом том, страницу за страницей!

“Ничтожный червь сухой науки”, как презрительно характеризует его Фауст, Вагнер воплощает мертвую теорию, оторванную от практики. Глубокий смысл противопоставления двух образов с большим художественным мастерством раскрывается в сцене “За городскими воротами”. Перед нами крестьяне, ремесленники, бюргеры, студенты, служанки. В радостный весенний праздник они собрались под ликующим солнцем на зеленой лужайке у стен старинного средневекового города. Вся сцена овеяна светлым чувством пробуждения природы. Но не только природа очнулась после зимнего сна. Фаусту кажется, что весь мир празднует свое воскрешение.

Из комнаты душной, с работы тяжелой,

Из лавок, из тесной своей мастерской,

Из тьмы чердаков, из-под крыши резной

Народ устремился гурьбою веселой.

Город с его угрюмыми крепостными стенами, с узкими улицами островерхих домов представляется как символ мрачного средневековья, из тесных пределов которого стремится вырваться сам Фауст. Радостно смешивается он с толпой крестьян и здесь, среди народа, впервые ощущает себя человеком. Народ с уважением встречает Фауста и благодарит его за помощь во время эпидемии. А Вагнер чуждается народа, боится и не понимает его.

Шаг за шагом Гете раскрывает великий гуманистический смысл исканий Фауста. Фауст стремится найти истину и понимает, что ее надо искать не в мертвом хламе старинных книг, как это делает Вагнер. С презрением он отвергает и жалкие соблазны Мефистофеля, который хотел бы его оглушить веселым разгулом и тем отвлечь от благородных целей.

В сцене перевода Евангелия Фауст мучительно ищет смысл бытия. Он не удовлетворен церковной формулой: “Вначале было Слово”. “Я Слово не могу так высоко ценить!”. Вывод, к которому приходит Фауст, исполнен большого значения: “Вначале было Дело”. Это означает, что деяние, действие — основа всей жизни и смысл человеческого существования. Сцены, в которых изображается трагедия Маргариты, прежде всего привлекают мастерским изображением социального быта, типичного для немецкой провинции того времени. Маргарита — простая, скромная девушка. Но именно эта простота и наивность ее, тихий семейный уклад ее дома очаровывают Фауста.

Мефистофель надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст забудет о своих исканиях. Он не понимает того, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявление тех же исканий. Маргарита для него знаменует красоту и полноту самой жизни. Ее непосредственность и простота представляются ему воплощением природы. “Ах, две души живут в груди моей!” — восклицает Фауст.

Герой Гёте стремился к познанию идеала, но он не хотел терять связи с реальной действительностью. Это было трагедией многих немецких мыслителей и поэтов: поиски идеала уводили от жизни, а окружавшая жизнь в тогдашней Германии была убога и жалка, слишком далека от идеала. Как примирить эти “две души” — стремление к идеалу и желание остаться на почве реальной действительности? Этот вопрос мучительно тревожил Фауста, как тревожил и самого Гете.

И вот Фаусту показалось, что встреча с Маргаритой принесет счастье, ибо в этой девушке как бы сочетаются идеалы и жизнь. Но это было трагическим заблуждением. Мир Маргариты оказался маленьким мирком девушки из провинциального немецкого захолустья. В финале первой части, покинутая Фаустом, убившая своего ребенка, обезумевшая от горя. Маргарита ждет казни. Это одна из волнующих сцен трагедии.

Смена стихотворных ритмов выразительно передает неудержимый поток противоречивых чувств героини. Вот она в страхе принимает Фауста за палача, просит его на коленях о пощаде, бессвязно рассказывает о своем ребенке. Волна радостных и горьких воспоминаний охватывает ее при мысли о Фаусте. Сознание ее затуманено, она не понимает обращенных к ней слов.

Ужас охватывает Маргариту при появлении Мефистофеля, в полном отчаянии она отталкивает Фауста: “Генрих, ты страшен мне!” Она сама стала жертвой того мира, к которому принадлежала. Страх перед судом обывателей, страх перед церковным покаянием толкнули ее на убийство своего “незаконного” ребенка. Но и Фауст разделяет вину за ее гибель. Он тяжело переживает последствия неверного шага, им сделанного Он понимает теперь, как велика ответственность каждого человека перед другим человеком.

Вторая часть трагедии во многом сложнее первой. Мир маленького немецкого города, в котором жили и Вагнер, и Маргарита, и студенты, пировавшие в погребке, и соседки, судачившие у колодца, — мир, из которого стремился вырваться Фауст, был изображен в первой части живыми красками, во всей его реальной повседневности.

Теперь Фауст продолжает свои искания за пределами этого маленького мира. И здесь все приобретает условный, символический характер — и обстановка, и герои. Фауст показан то при дворе императора, беспомощного перед лицом неотвратимых сил, разрушающих его империю, то среди мифологических героев древней Греции. Долгий и трудный путь проходит Фауст, прежде чем столетним старцем обретает истину:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

Перед смертью он вдохновлен мыслью о том, чтобы на отвоеванной от моря земле поселить миллионы свободных тружеников.

Читайте также:
Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете: сочинение

Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной

Дитя, и муж, и старец пусть ведет,

Чтоб я увидел в блеске силы дивной

Свободный край, свободный мой народ!

История Фауста сложна и фантастична. Но после того как она была воссоздана великим поэтом, ни один мыслящий человек на земле не мог пройти мимо этого высокого примера духовного дерзания. Образы, созданные великим Гёте, волновали А. С. Пушкина. Они вдохновили на творческие поиски М. А. Булгакова.

Наше время открывает в “Фаусте” Гёте новые грани. Вопрос о долге и ответственности ученого приобретает особый смысл в эпоху научно технической революции, в эпоху огромных исторических перемен.

Немецкий поэт и мыслитель Вольфганг Гете

Величайший немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете навсегда стал для нас одним из гениальнейших представителей человечества. В свое время он был настоящим просветителем, а также политическим и государственным деятелем. Ученый, мыслитель, философ.

Иоганн Вольфганг Гете родился в зажиточной семье в немецком городе Франкфурт-на-Майне. Его отец был адвокатом и работал советником при дворе. Мать была ребенком городского старшины. Иоганн был старим ребенком. После него родилось еще пятеро детей, но, к сожалению, выжила только одна Корнелия. Отец мальчика был человеком крайне требовательным, несколько педантичным и почти не эмоциональным. Кроме того, он обладал довольно хорошими чертами характера, которые впоследствии передались сыну: аккуратность, внимание к каждой детали, стоицизм и невероятная тяга к знаниям.

Мать будущего писателя была полной противоположностью отцу. Она считала, что ей в жизни не повезло, потому как она вышла замуж очень рано и уже в 18 лет родила своего первого ребенка. Однако, его она все же любила всем сердцем, маленький Гете, в свою очередь называл маму «Frau Aja». Она прививала ребенку любовь к сочинениям. Стала для него настоящим воплощением мудрости, теплоты и заботы.

Детские и юношеские годы

Маленьким философ жил в роскоши. Дом его родителей был довольно хорошо обставлен. Там была большая библиотека, благодаря которой он уже в ранние годы познакомился с Метаморфозами» Овидия, прочел «Илиаду», а также узнал многих гениальных современников. Она помогала восполнять некоторые пробелы, которые появлялись во время домашнего обучения. Впервые учитель на дом к маленькому мальчику пришел в 1755 году. Благодаря ему мальчик изучил латынь, французский, греческий. Итальянский он выучил самостоятельно, просто слушая, как отец учит Корнелию. Кроме этого, Иоганн занимался танцами, фехтованием и верховой ездой. Отец был таким человеком, который, не удовлетворив, собственные желания, пытался удовлетворить их на детях. В результате он предоставил им огромное количество возможностей и дал хорошее образование.

В 1765 году молодой Гете отправился на учебу в Лейпцигский университет. Он преуспевал в учебе и был достаточно сообразительным студентом. Но даже несмотря на это ему не удалось окончить учебу, потому как в 1768 году он заболел туберкулезом. Он бросил занятия и вернулся домой. Подобный поступок не понравился отцу и между ними начались постоянные ссоры. Все же верх взял опытный отец и в 1770 Гете получил свой диплом и звание доктора права. К сожалению, юриспруденция мало привлекала его. Больше по душе творческой натуре оказалась медицина и литература.

Переплетения любви и творчесва

Еще в стенах университета Страсбурга Гете познакомился с теологом и писателем Иоганном Гердером, о оказал на юное дарование довольно положительное влияние. В том же городе он начал формироваться как писатель. В итоге примкнул к течению «Буря и натиск», который несколько напоминал европейский сентиментализм. Гете влюбляется в молодую особу Фридерику Брион, которой начинает посвящать собственные стихотворения лирического характера. Девушка поначалу отвечала взаимностью, но со временем ее чувства охладели. В 1773 году писатель написал свою первую пьесу, которая принесла ему огромную популярность. Называлась она «Гец фон Берлихинген с железною рукою».

Полностью отдаться литературе писателю не удалось, потому как на него давил собственный отец, требуя, чтобы он начал адвокатскую практику. И тут на его жизненном пути повстречалась очередная любовь – Шарлотта Буфф. С ней начинающий адвокат познакомился на танцевальном вечере. К сожалению, девушка не ответила ему взаимностью. К Гете пришла настоящая депрессия. Возможно, если бы девушка его не отвергла, то он так бы и не написал гениальнейшее произведение «Страдание юного Вертера», где Шарлотта оказалась прототипом Лотты. В этом романе в письмах молодой юноша рассказывает о своей безответной любви. Завершается рассказ самоубийством влюбленного. Роман очень хорош встретили читатели, он стал крайне популярным и тут появилось «Но». После входа работы Гете в Германии начала наблюдаться волна самоубийств. Власти даже на время запретили публикацию и продажу данной книги.

Личные качества

Гете по своей натуре был добрым человеком. Как профессионал он был обязателен, любил узнавать для себя что-то новое. Так, он с самого детства читал классику, возможно благодаря ей он и стал гениальным писателем. Он был одновременно и общительным и замкнутым в себе человеком. Исследователи считают, что некоторые свои черты он передал персонажу Фауста. В фотографических его портретах часто присутствовала некоторая мистичность, а в глазах явно скрывалось что-то непознанное.

Гете был очень популярным среди женского пола. Кажется, что не хватит целой книги, чтобы описать все его похождения. По-настоящему сильно он сумел влюбиться только в Кристиану Вульпиус, которую писатель без памяти любил в течение 30 лет. Девушка была не настолько красива, как Шарлотта, но была очень искренней, что и пленило творческую личность.

Встретил Гете Кристиану совершенно случайно, когда бедная крестьянка передавала ему письмо. Она настолько понравилась мужчине, что он вскоре предложил девушке поселиться в его имении. Остальные его любовницы посчитали это действие настоящим оскорблением. В итоге у пары родилось 5 детей (Гете имел еще и много внебрачных детей). Умер он в 1832 году в Веймаре и был похоронен рядом со своим хорошим другом Фридрихом Шиллером в усыпальнице Веймарских герцогов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: