Гомункулус: сочинение

Николай Плавильщиков: Гомункулус

Здесь есть возможность читать онлайн «Николай Плавильщиков: Гомункулус» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 1958, категория: Детская образовательная литература / sci_zoo / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Гомункулус: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Гомункулус»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Николай Плавильщиков: другие книги автора

Кто написал Гомункулус? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Гомункулус — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Гомункулус», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Николай Николаевич Плавильщиков

Простоте этого рецепта мог бы позавидовать всякий: «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди». Что случится? Через двадцать один день появятся мыши: они зародятся из испарений слежавшегося зерна и грязной рубашки.

Второй рецепт требовал некоторых хлопот. «Выдолбите углубление в кирпиче, положите в него истолченной травы базилика, положите на первый кирпич второй, так, чтобы углубление было совершенно прикрыто; выставьте оба кирпича на солнце, и через несколько дней запах базилика, действуя как закваска, видоизменит траву в настоящих скорпионов».

Автором этих рецептов был один из крупнейших ученых своего времени (первая половина XVII века) — алхимик Ван-Гельмонт. Он утверждал, что сам наблюдал зарождение мышей в горшке, и мыши появились вполне взрослыми.

Гельмонт не был одинок, он не был и первым. Еще философы древней Греции — Аристотель[1] и другие — утверждали, что лягушки родятся из ила, что насекомые, черви и прочая мелочь заводятся сами собой во всех мало-мальски подходящих местах.

Эти мысли, нисколько не измененные, легли в основу тогдашней науки о живом. Ученые средневековья преклонялись перед авторитетом Аристотеля. Это был он, непогрешимый и великий мудрец. Кто осмелится критиковать его?

Ученые, уставив свои столы банками и склянками, соорудив перегонные кубы и прочие аппараты и приборы, десятки лет проводили возле пузатых колб и громоздких реторт. Они кипятили и перегоняли, настаивали и процеживали. Они клали и лили в колбы все, что им подвертывалось под руку. Они старались изо всех сил. Одни из них звали на помощь бога, другие черта: очень уж им хотелось увидеть, как завертится в колбе какой-нибудь лягушонок или головастик. Увы! Кроме смрада, обожженных рук и пятен на платье, ничего не получалось.

Вся суть в рецепте. Если бы найти его!

И вот за дело взялся сам великий Парацельз. Это был умнейший человек, но жил-то он в годы алхимии. И эта алхимия, со всей присущей ей наивностью, с ее смесью суеверия, зачатков знания и грубейшего невежества, наложила свой отпечаток и на Парацельза, человека блестящего ума.

Парацельз был слишком широкой натурой, чтобы возиться с лягушками, мышами и скорпионами. Это мелко. То ли дело изготовить в колбе… человека.

Этому существу было даже придумано имя — «гомункулус». Для незнакомых с латинским языком оно непонятно и выглядит странно. Тех, кто знает, как по-латыни называется человек, это слово не удивит. На латинском языке человек — «гомо». Уменьшительное от слова «человек» — человечек, а по-латыни «гомункулус».

Имя «гомункулус» говорит о происхождении «человечка»: не просто крохотного человечка, а фантастического существа, изготовленного в лаборатории. Он может вырасти, этот гомункулус, но если бы он и оказался великаном, все равно его имя останется прежним — гомункулус.

Гомункулус — памятка о людях-фантазерах, мечтавших изготовить в лаборатории живое существо. Пусть это будет не «человечек», а самая простенькая инфузория. Даже и такой «скромный» мечтатель-ученый — родной брат алхимиков, веривших в чудодейственные рецепты Ван-Гельмонта и Парацельза.

Великий маг и кудесник не сробел перед ответственной задачей. Окруженный колбами и ретортами, среди перегонных кубов и пузатых бутылок, наполненных разноцветными жидкостями, среди связок сушеных летучих мышей и облезлых, изъеденных молью чучел зверей и птиц, под сенью крокодила, висящего под потолком, Парацельз написал свой рецепт:

Читайте также:
Клавиго: сочинение

«Возьми известную человеческую жидкость и оставь гнить ее сперва в запечатанной тыкве, потом в лошадином желудке сорок дней, пока не начнет жить, двигаться и копошиться, что легко заметить. То, что получилось, еще нисколько не похоже на человека, оно прозрачно и без тела. Но если потом ежедневно, втайне и осторожно, с благоразумием питать его человеческой кровью и сохранять в продолжение сорока седьмиц в постоянной и равномерной теплоте лошадиного желудка, то произойдет настоящий живой ребенок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма маленького роста».

Гомункулус: сочинение

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 720
  • КНИГИ 655 365
  • СЕРИИ 25 091
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 203

Николай Николаевич Плавильщиков

Второй рецепт требовал некоторых хлопот. «Выдолбите углубление в кирпиче, положите в него истолченной травы базилика, положите на первый кирпич второй, так, чтобы углубление было совершенно прикрыто; выставьте оба кирпича на солнце, и через несколько дней запах базилика, действуя как закваска, видоизменит траву в настоящих скорпионов».

Автором этих рецептов был один из крупнейших ученых своего времени (первая половина XVII века) — алхимик Ван-Гельмонт. Он утверждал, что сам наблюдал зарождение мышей в горшке, и мыши появились вполне взрослыми.

Гельмонт не был одинок, он не был и первым. Еще философы древней Греции — Аристотель [1] и другие — утверждали, что лягушки родятся из ила, что насекомые, черви и прочая мелочь заводятся сами собой во всех мало-мальски подходящих местах.

Эти мысли, нисколько не измененные, легли в основу тогдашней науки о живом. Ученые средневековья преклонялись перед авторитетом Аристотеля. Это был он, непогрешимый и великий мудрец. Кто осмелится критиковать его?

Ученые, уставив свои столы банками и склянками, соорудив перегонные кубы и прочие аппараты и приборы, десятки лет проводили возле пузатых колб и громоздких реторт. Они кипятили и перегоняли, настаивали и процеживали. Они клали и лили в колбы все, что им подвертывалось под руку. Они старались изо всех сил. Одни из них звали на помощь бога, другие черта: очень уж им хотелось увидеть, как завертится в колбе какой-нибудь лягушонок или головастик. Увы! Кроме смрада, обожженных рук и пятен на платье, ничего не получалось.

Вся суть в рецепте. Если бы найти его!

Ван-Гельмонт (1577–1644).

И вот за дело взялся сам великий Парацельз. Это был умнейший человек, но жил-то он в годы алхимии. И эта алхимия, со всей присущей ей наивностью, с ее смесью суеверия, зачатков знания и грубейшего невежества, наложила свой отпечаток и на Парацельза, человека блестящего ума.

Парацельз был слишком широкой натурой, чтобы возиться с лягушками, мышами и скорпионами. Это мелко. То ли дело изготовить в колбе… человека.

Этому существу было даже придумано имя — «гомункулус». Для незнакомых с латинским языком оно непонятно и выглядит странно. Тех, кто знает, как по-латыни называется человек, это слово не удивит. На латинском языке человек — «гомо». Уменьшительное от слова «человек» — человечек, а по-латыни «гомункулус».

Имя «гомункулус» говорит о происхождении «человечка»: не просто крохотного человечка, а фантастического существа, изготовленного в лаборатории. Он может вырасти, этот гомункулус, но если бы он и оказался великаном, все равно его имя останется прежним — гомункулус.

Гомункулус — памятка о людях-фантазерах, мечтавших изготовить в лаборатории живое существо. Пусть это будет не «человечек», а самая простенькая инфузория. Даже и такой «скромный» мечтатель-ученый — родной брат алхимиков, веривших в чудодейственные рецепты Ван-Гельмонта и Парацельза.

Великий маг и кудесник не сробел перед ответственной задачей. Окруженный колбами и ретортами, среди перегонных кубов и пузатых бутылок, наполненных разноцветными жидкостями, среди связок сушеных летучих мышей и облезлых, изъеденных молью чучел зверей и птиц, под сенью крокодила, висящего под потолком, Парацельз написал свой рецепт:

«Возьми известную человеческую жидкость и оставь гнить ее сперва в запечатанной тыкве, потом в лошадином желудке сорок дней, пока не начнет жить, двигаться и копошиться, что легко заметить. То, что получилось, еще нисколько не похоже на человека, оно прозрачно и без тела. Но если потом ежедневно, втайне и осторожно, с благоразумием питать его человеческой кровью и сохранять в продолжение сорока седьмиц в постоянной и равномерной теплоте лошадиного желудка, то произойдет настоящий живой ребенок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма маленького роста».

Теофраст Парацельз (1493–1541).

Никто не знает, что думал Парацельз, ставя последнюю точку на своем рецепте. Но во всяком случае он мог улыбаться ехидно и самодовольно. Поди попробуй! Налить «известную человеческую жидкость» в тыкву нехитро, перелить ее потом в лошадиный желудок и того проще. А вот «питать осторожно и с благоразумием» то невидимое и прозрачное, что закопошится в гниющей жидкости, — это штука не простая.

Прочтите внимательно рецепт, и вы увидите: Парацельз оставил себе столько лазеек, что всегда мог оправдаться.

И я отчетливо вижу, как в его лабораторию входит алхимик, испробовавший рецепт, как он почтительно склоняется перед «учителем» и с дрожью в голосе говорит:

Читайте также:
Гете Иоганн Вольфганг – немецкий поэт и мыслитель: сочинение

— Я сделал все, что сказано в твоем рецепте. Но у меня ничего не получилось!

— Да? — презрительно улыбается Парацельз. — И ты сделал все точно?

— Д-да, — заикается ученик.

— Нет! — резко обрывает его учитель. — Нет, нет, нет. Ты не все сделал! Ты был благоразумен и осторожен? Ты дал жидкости достаточно загнить? Ты вовремя перелил ее из тыквы в желудок? Ты сохранил тайну?

Ученик опускает голову. Насчет тайны он как раз и промахнулся: не утерпел и похвастал перед товарищем, что скоро в его лаборатории появится нерожденный человек.

— Ну. — смотрит на него Парацельз. — Сознавайся!

— Ты прав, учитель, — отвечает смущенный ученик. — Я…

И снова он наполняет тыкву и ждет. Каждый день смотрит — гниет или нет. И когда приходит время, переливает загнившую жидкость в лошадиный желудок, старательно отворачивая нос в сторону: очень уж пахнет.

Да! Парацельз ловко одурачил своих почитателей.

…Одна нелепее другой создавались сказки. Откуда взялись черви, мухи, лягушки, улитки? Почему они появляются иногда тысячами и тысячами? Никто не видел, как они родились, никто не видел их яиц, никто не видел, как они росли. Ясно — они не родились, не выросли, а появились сразу: народились из грязи, мусора, ила, гнили, из всего, чего хотите. Были и критически настроенные умы. Были скептики, которые никому и ничему не верили. Они пытались иногда протестовать, но силен был авторитет греческих мудрецов, недосягаемой звездой сиял на горизонте средневековой науки Аристотель. Кто посмеет пойти против него?

И скептики нерешительно бормотали о своих сомнениях, а большинство — большинство зычно кричало:

— Как? Ты против Аристотеля? Еретик!

Но время шло. Бормотанье скептиков становилось все громче и громче. И к этому бормотанью примешивались и факты.

Позицию за позицией сдавали сторонники учения о самозарождении. Они уступили скептикам мышей и лягушек, отказались от кротов и ящериц, змей и рыб, птиц и, понятно, человека. Но всех позиций долго не сдавали.

Насекомые, черви, улитки и прочая мелкота — они-то, уж конечно, зарождаются из гнили, падали и всякой грязи.

А тут и воинственный задор скептиков начинал остывать, и они нет-нет, да и принимались сомневаться. То им казалось одно, то — другое. Мир насекомых так велик и многообразен… Как знать, может быть, и правда мухи зарождаются из гнилого мяса?

Аристотель (384–322 до н. э.) — величайший из философов древней Греции. В своих сочинениях охватывал все отрасли тогдашних знаний, в том числе и естествознание. Его учение и его теории имели огромное влияние на науку средних веков, выросшую «на Аристотеле». Именно эта вера в непогрешимость Аристотеля и создала многолетний застой в научной мысли средних веков.

ГОМУНКУЛУС

Скачать характеристику

ГОМУНКУЛУС (нем. Homunkulus от лат. человечек) — центральный персонаж второй части трагедии И.В.Гете «Фауст» (1797-1831). Изобретение Г., человекоподобного существа, выращенного в колбе путем химических реакций,— коронная идея средневековой алхимии, владевшая умами на протяжении нескольких веков. Дань этой идее заплатили едва ли не все представители «магического естествознания», в их числе — Парацельс, с трудами которого Гете был хорошо знаком.

В трагедии создателем Г. оказывается ученик Фауста, Вагнер, освоивший науку «кристаллизовать, что жизнь творила органично». Однако рождение этого существа происходит не без участия Мефистофеля. Поэтому Г. называет Вагнера папашей, а Мефистофиля — кумом, дядей, брательником. («Ах, кум-хитрец! Ты в нужную минуту // Сюда явился к моему дебюту».) Сотворенный вследствие союза человеческого ума и дьявольского промысла, Г. получился «неполным», «недово-площенным» человечком. Он наделен сметливостью, любознательностью, на редкость проницателен (мгновенно разгадывает внутренние переживания Фауста). У него хороший вкус и приличные манеры. С момента своего рождения Г. преисполнен жажды деятельности: «… я должен делать что-то, // И руки чешутся начать работу». (В «разговорах» с Эк-керманом Гете отмечал, что Г. «своей тягой к красоте и плодотворной деятельности» превосходит Мефистофеля.) Однако Г., по словам писателя, «не до конца очеловеченное» существо. Это чистый дух, лишенный постоянной плоти, как бы переходное состояние между материей и сознанием. Оттого Г. вынужден оставаться внутри колбы и в таком не слишком удобном положении участвовать во всех путешествиях и приключениях, которые с ним происходят. Так завязывается основная коллизия образа, приводящая к печальной развязке. Заветное желание Г.— стать человеком вполне: «Мне в полном смысле хочется родиться, // Разбив свою стеклянную темницу». С этой целью он покидает лабораторию Вагнера; в компании с Фаустом и Мефистофелем отправляется на поиски Елены Прекрасной. Повстречав на Фарсальских полях древних философов Анаксагора и Фалеса, рассуждающих о том, что жизнь проистекла из воды, Г. тут же выпытывает у них, как бы и ему «проистечь». Такой же вопрос он задает Протею и получает совет: «Глотай других, слабейших, и жирей». Поверив, что в водной среде легче всего «доделаться» до человека, Г. погружается в морскую пучину, и там им овладевает любовное влечение к дочери морского царя Галатее. В порыве страсти он бросается к ногам Галатеи и разбивает колбу о ступени ее трона. Лишившись стеклянной защиты, Г. растворяется в ничто. Так погибает этот человечек, явившийся «на полпути и лишь наполовину во плоти».

Читайте также:
Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете: сочинение

Образ Г. породил множество толкований. В нем усматривали олицетворение «идеи творящей человечности», видели аллегорию «абстрактной» философии Шеллинга и Фихте, чуждой натурфилософии Гете. В системе образов второй части трагедии Г. обычно рассматривается как «антитеза» Фаусту. Г. мечтает о конечности и предельности рода людского. Фауст же, напротив, устремлен в бесконечность, ему тесно в границах земного пространства и времени, как Г. в его склянке. Судьба Г. служит для Фауста предостережением. Она говорит о том, что обретение «абсолютного» возможно лишь с утратой «относительного», чем является человеческая жизнь.

Г. принадлежит к тем фантастическим образам, которые столь же трудно поддаются изображению и тем более сценическому воплощению, как, скажем, разгуливающий по Невскому проспекту Нос майора Ковалева или кот Бегемот из романа «Мастер и Маргарита». Сам Гете высказывал пожелание, что роль Г. должен исполнять чревовещатель.

Образ Г. оставил заметный след в литературе и искусстве. Один из самых обаятельных персонажей Гете спустя столетие перевоплотился в монстров, созданных доктором Моро, героем Г.Уэллса; позднее — в булгаковского Шарикова, а также в Терминаторов и других подобных героев киноиндустрии Голливуда. Однако к Г. восходит и такой вполне симпатичный персонаж, как Пиноккио/ Буратина. В литературе XX века тема Г. одновременно была исследована в «обратной перспективе» превращения человека в механическое существо, сохранившее едва уловимое человекоподобие (судьба персонажей романов-дистопий, начиная с Д-503 — героя Е.Замятина).

/ Характеристики героев / Гете И. / Фауст / ГОМУНКУЛУС

Смотрите также по произведению “Фауст”:

Гомункулус

Автор: Николай Николаевич Плавильщиков
Жанры: Образовательная литература , Биографии и Мемуары , Зоология
Год: 1958

Эта книга, изданная в 1958 году, рассказывает о людях, которые заложили фундамент биологии. Гарвей, Геснер, Мальпиги, Дарвин и Гексли, Мечников и Ковалевский — в книге есть очерки о жизни и деятельности выдающихся учёных от седой древности до начала XX века. Может быть, какие-то их рассуждения или достижения покажутся наивными или вовсе неправильными, но они были шагом в познании тайн живого.

Читатель узнает, как по-разному сложилась жизнь этих ученых, какие мысли волновали их, за что они боролись и наконец какие открытия сделали они в биологии — науке о жизни.

Простоте этого рецепта мог бы позавидовать всякий: «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди». Что случится? Через двадцать один день появятся мыши: они зародятся из испарений слежавшегося зерна и грязной рубашки.

Второй рецепт требовал некоторых хлопот. «Выдолбите углубление в кирпиче, положите в него истолченной травы базилика, положите на первый кирпич второй, так, чтобы углубление было совершенно прикрыто; выставьте оба кирпича на солнце, и через несколько дней запах базилика, действуя как закваска, видоизменит траву в настоящих скорпионов».

Гомункулус скачать fb2, epub бесплатно

Разнообразен мир природы, который так хорошо знал и любил автор многих книг для детей, доктор биологических наук Николай Николаевич Плавильщиков. В этой книге ученый-энтомолог рассказывает о том, как интересно наблюдать жизнь и повадки насекомых, живущих рядом с тобой: жучка трубковерта, слоника, плавунца, светлячка и других обитателей этого огромного мира живой природы.

На опушке растет береза. Некоторые листья ее свернуты наподобие бумажных фунтиков. Они ничем не склеены, не сшиты, будто держатся сами собой. Оказывается, это работа маленького черного жучка трубковерта. Ребята нашли в лесу червивый орех с маленькой дырочкой в скорлупе. Толстые, прочные стенки словно пробуравлены металлическим сверлом. Это сделал небольшой жучок-слоник своим «носом». Зимует на дне пруда жук-плавунец. Он не может обходиться без воздуха и все-таки дышит. Оказывается, плавунец получает кислород для дыхания… из воды.

Для чего трубковерты делают фунтики? Как слоники сверлят скорлупу орехов? Как дышит под водой плавунец? Почему светятся светлячки?

Обо всем этом, а также о многих других удивительных насекомых узнаете вы из книги профессора Н. Н. Плавильщикова.

Для младшего школьного возраста.

Крупный ученый и замечательный писатель Николай Николаевич Плавильщиков долгие годы работал в Зоологическом музее МГУ. Монголия, Корея, Япония, Индия, Иран, Мадагаскар, конечно, Россия — не было на планете уголка, бабочки из которого не попали бы в руки Н.Н. Плавильщикова. В уникальной коллекции ученого одних жуков-дровосеков было собрано более 50 000 экземпляров!

Но ничуть не меньше, чем в науке, сделал Николай Николаевич и в литературе, оставив после себя множество совершенно замечательных научно-популярных и художественных книг. «Недостающее звено», «Бронтозавр», «Сказки крокодила», «Очерки по истории зоологии», «Гомункулус» до сих пор являются настольными книгами для всех активных любителей природы, а на точных и невероятно занимательных переработках Ж. Фабра и А. Брэма выросло не одно поколение.

После первого издания (1946) книга профессора Н.Н. Плавильщикова ни разу не издавалась. Поэтому для современного читателя научно-фантастическая повесть о далеких предках человека представляет собой уникальное издание. Она интересна и научными взглядами крупного ученого, и художественным выражением его идей. Великолепный язык — сжатый, яркий и точный. Есть особенная радость в книгах, которые не умирают со временем.

Читайте также:
Творчество Гете в Веймаре: сочинение

Вы, конечно, догадываетесь, о ком идет речь в рассказе «„Кто-то“ на дереве». Николай Николаевич Плавильщиков рассказывает об обыкновенной березе и ее обитателях — жуках, птицах, гусеницах бабочек… Это только на первый взгляд кажется, что дерево необитаемо, а если к нему приглядеться, можно заметить много интересного. Нужно лишь научиться видеть.

А население на дереве самое разнообразное: это и трубковерт, который маскируется под свернутый в трубочку засохший листок, и самые разнообразные гусеницы, пауки… И с каждым из них очень интересно познакомиться, чтобы знать, кто друг, а кто враг.

В сборнике вы найдете рассказы о необычайных, удивительных животных, таких, как жирафа, осьминог или живое ископаемое — латимерия; узнаете, почему бывает зимняя спячка у животных, почему сова видит в темноте, какие рыбы могут жить на суше…

Рассказы Николая Николаевича Плавильщикова увлекательны и разнообразны, ибо велик и разнообразен мир природы, который так хорошо знал и любил автор.

В антологию включены произведения написанные в первой половине двадцатого века и объединенные темой поисков “недостающего звена” в эволюции человека.

Все они не часто издавались на русском языке и, надеемся, будут интересны читателям.

* Жюль Верн. Воздушная деревня (роман, 1901)

* Уильям Олден. Недостающее звено (рассказ, 1902)

* Михаил Гирели. Eozon. Заря жизни (роман, 1929)

* Николай Плавильщиков. Недостающее звено (повесть, 1945)

Эта книга известного популяризатора науки и крупнейшего отечественного энтомолога, доктора биологических наук Николая Николаевича Плавильщикова посвящена обычному пруду.

Автор рассказывает о том, как образуются пруды, какова их структура и роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Основная же часть книги посвящена живым обитателям прудов. Ведь чтобы разобраться в сложных взаимоотношениях природного населения водоема, нужно знать жизнь каждого из членов этого водяного сообщества, знать место и значение каждого водного животного и растения в общей жизни пруда.

В этой книге собраны рассказы, которые написал доктор биологических наук, профессор Николай Николаевич Плавильщиков. Герои его рассказов — это птицы, ящерицы, зебры, жирафы, комары, стрекозы…

Прочитав эту книгу, вы узнаете, кто такой был Хаус — желтый котенок, и какие птицы называются бунтовщиками, и какие рыбы «вьют» гнезда, и как строят свои жилища муравьи, и еще о многих, многих повадках и особенностях жизни мира животных.

Лаборатория химика [1] .

Простоте этого рецепта мог бы позавидовать всякий: «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и — жди». Что случится? — В банке разведутся мыши, они зародятся из испарений слежавшегося зерна и грязной рубашки.

Автором этого рецепта был один из крупнейших ученых своего времени — алхимик Ван-Гельмонт. Как это часто случается и теперь, он очень охотно давал советы, не делая сам того, что советовал другим. И, дав столь простой рецепт, он, понятно, и не подумал о том, чтобы изготовить десяток-другой мышей в горшке.

Обложка худ. В. Голицына.Следопыт мира животных. (К столетию со дня рождения А. Брэма ). Биографический рассказ Н. Н. Плавильщиковa . ◊ Баиро-Тун. Фантастический рассказ Михаила Вас. Волкова . Удостоен премии на литконкурсе. ◊ За тунгусским дивом. Очерки участника экспедиции помощи Л. А. Кулику — Ал. Смирнова . ◊ На журавлином острове. Рассказ Бенгта Берга. ◊ Как это было: «Хозяин» Мустага. Рассказ Л. Потапова. ◊ Овчарка. Рассказ Г. Месинева. ◊ Горные слезы. Рассказ В. Воронина. ◊ Литературный конкурс «Следопыта» на юмористические рассказы.Из великой книги природы. ◊ Обо всем и отовсюду. ◊ Галлерея колониальных народов: Меланезийцы. ◊ Шахматная доска «Следопыта».

С 1927 по 1930 годы нумерация страниц — общая на все номера года. В № 2 номера страниц с 81 по 160.

Орфография оригинала максимально сохранена, за исключением явных опечаток — Гриня

Данная работа – первый учебник по аккредитованному в 2014 г. направлению профильной магистерской подготовки по специальности «Социология», практикуемой в физкультурно-спортивных вузах.

В едином системном ключе показана связь и преемственность нескольких базовых и вариативных учебных курсов, что существенно облегчает понимание и усвоение целого комплекса учебных курсов и дисциплин общего цикла, таких как общий курс философии и общий курс социологии для студентов, курс по истории и философии науки для аспирантов. Дискретность, относительную обособленность и связанную с этим вынужденную фрагментарность изложения указанных выше курсов позволяет частично «снять» заложенную в основу всех разделов учебника авторская концепция спорта как социального феномена, имеющего свою неповторимую сущность и онтологические основания.

Учебник предназначен для магистрантов, аспирантов, слушателей, изучающих науки философско-социологического цикла. Также он может вызвать профессиональный интерес профессорско-преподавательского состава профильных кафедр, специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Ломоносов первым поймал молнию, первым свел электрический огонь с небес на землю. Его дело продолжила богатырская дружина мужей русской науки, совершив научный подвиг, равный подвигу Прометея.

Как понять нам треволнения той далекой поры, поры первой любви к электричеству?

Лучше всех их поймет в наши дни радиолюбитель — тот, кто с детства занимался радиотехникой.

Полтораста лет назад наши прадеды так же увлекались электричеством, как мы увлекаемся радио.

Пошаговое руководство посвящено вопросам экологии. Представлены возможности создания удобной, переносной установки для обезвреживания вредных выбросов, сохранения урожая. Предназначена для широкого круга читателей: экологам, химикам, дачникам, студентам, аспирантам, фермерам, работникам сельского хозяйства, предпринимателям и всем творческим людям. Проблема защиты окружающей среды, возникающая с особой остротой в последние годы, обусловлена, главным образом, загрязнениями атмосферного воздуха, водного бассейна, а также почвы токсичными веществами и отходами производств. В России насущной является проблема восполнения таких ресурсов, как рекреационные, сельскохозяйственные и экологические (вода, воздух). Чистота воздушного бассейна оказывает влияние на все стороны жизни, особенно в условиях большой концентрации промышленных предприятий и людей. Своевременная нейтрализация газовоздушных смесей вентиляционных выбросов промышленных предприятий от стирола, ацетона, изопропанола с помощью легко тиражируемых на действующем оборудовании региона газоразрядных реакторов позволит внести достойную лепту в частичное лечение экологии региона.

Читайте также:
Гете Иоганн Вольфганг – немецкий поэт и мыслитель: сочинение

Гомункул из яйца — правда или вымысел, и как его сделать

Гомункул из яйца — это мифическое существо, которое создавали средневековые алхимики. На тему этой легенды снято огромное количество видеороликов с повторением средневекового эксперимента. Однако кто же такой гомункулус на самом деле?

Гомункул из яйца — как возникла такая идея

Идея выращивания гомункула как маленького человека, появляющегося на свет нетрадиционным способом, будоражила людей издревле из-за желания избежать осложнений при беременности и родах, избавиться от бесплодия или предоставить возможность одиноким людям завести ребёнка. В каком-то смысле, современные инструменты и методики для искусственного оплодотворения идеологически возникли из подобных экспериментов. Конечно, в сравнении с современной наукой, многие древние идеи и практики кажутся дикими и не имеющими смысла, но в те времена теории создавались путём долгих раздумий и экспериментов, происходящих часто по наитию.

Арнольд из Виллановы

Первые задокументированные опыты по созданию гомункулуса проведены испанским врачом Арнольдусом де Вилланове ещё в 13-м веке. Принимая во внимание, что легендарный алхимик был автором нескольких авторитетных научных книг, считать возможность создания гомункула досужими вымыслами и простыми легендами глупо. Это был настоящий эксперимент, увенчавшийся относительным успехом. Однако средневековые ученые тщательно хранили тайны, поэтому деталей относительно первого выращенного человеком гомункула не осталось.

Наибольшую известность о гомункулах имеют записи алхимика Парацельса, который жил в 16-м веке в Швейцарии. Парацельс остался в истории не как мистик и прорицатель, а как практикующий врач, заложивший основы современной медицины и давший толчок её развитию в эпоху Возрождения. До него большинство врачей в университетах и академиях учились по трудам древнегреческих и римских философов, а их преподаватели игнорировали всё новое. Неудивительно, что пытливый ум молодого врача был открыт для самых необычных экспериментов.

Одним из них стало создание Парацельсом гомункулов. Алхимик описал рецепты, требующие разных ингредиентов и действий. Сейчас наиболее известен вариант создания плода с помощью яйца. Тем не менее, Парацельс считал яйцо просто питательной средой. Согласно его записям, гомункулов можно было выращивать не только в яйцах, но также в специально подготовленных субстратах, например, смеси навоза, компоста и опилок. Помимо Парацельса, в своих исследованиях внимание гомункулам уделяли и граф Сен Жермен, и даже знаменитый предсказатель Нострадамус.

Учение о гомункулах предполагало, что основа жизни и человеческий зародыш содержится в сперматозоидах. Открытие их Левенгуком как отдельных живых клеток, способных к самостоятельному передвижению, позволило учёным 17-го века всерьез отнестись к информации, которую более ста лет назад пытался донести до врачебного и научного сообщества Парацельс. И хотя впоследствии большинство отдельных утверждений знаменитого алхимика скорректированы или даже опровергнуты, учёный опередил своё время.

Как сделать гомункула — классические средневековые рецептуры

Наиболее известный сохранившийся рецепт за авторством Парацельса подразумевает погружение мужского семени в конский навоз на несколько недель с последующей его «магнетизацией». Точного объяснения сути такового процесса алхимик не давал, поэтому повторить эксперимент сложно. Парацельс упомянул, что полученный гомункул выглядит как обычный младенец, только меньшего размера. Вскармливать его надо кровью до взросления. Взрослый гомункул, согласно опытам алхимика, выглядит как обычный человек 10–12-дюймового роста. Конечно, мы не располагаем задокументированными фактами того, что именно этот рецепт воплощения в жизнь гомункула от Парацельса имел успех.

Самые ответственные работы Парацельс сохранял в зашифрованном виде. Одна из современных трактовок его записей позволила воссоздать информацию о том, как сотворить гомункула. Для этого три порции спермы, добытые от одного человека в течение часа, помещают внутрь яйца чёрной курицы. Вводится семя шприцом. Предварительно следует заранее проколоть яйцо и избавиться от небольшого количества белка, чтобы скорлупа не треснула во время инъекции. После этого яйцо закапывается в вышеупомянутую кучу навоза. Точных сроков нет — одни исследователи упоминают 30 дней, другие — 40, третьи — 28. Поэтому современные создатели гомункулов пробуют разные способы в надежде получить ожидаемый результат.

Вы и сами можете присоединиться к экспериментаторам. Мужчинам легко добыть семя путём мастурбации. Женщины просят знакомых о помощи — вопреки распространённому мнению, донорские центры и банки спермы не продают мужское семя ни для каких целей. Переходя к другим ингредиентам и учитывая уже существующие опыты, можно утверждать, что необходимости использовать яйцо именно от чёрной курицы нет. Равно как и нет ограничений на вид птицы, в яйце которой будет развиваться будущий гомункул. Главное, чтобы оно было фермерским, оплодотворённым.

Читайте также:
Клавиго: сочинение

Можно не закапывать яйцо в навоз — подойдёт любое тёмное тёплое место с температурой в диапазоне от 26 до 30 градусов. В этом заключается распространённая ошибка начинающих изготовителей гомункулов. Они не учитывают, что шапка или шарф не дают тепла, а лишь защищают от холода. Поэтому получившиеся существа являются не полноценными гомункулами, а нежизнеспособными уродцами.

Зачем нужен гомункулус

Согласно средневековым трактатам, правильно созданный гомункул с момента рождения обладает даром речи и глубоким пониманием принципов работы Вселенной. Своего создателя он может отблагодарить, поделившись с ним самыми сокровенными тайнами мироздания. Считалось, что рецепт философского камня, способного даровать бессмертие и превращать свинец в золото, можно получить именно от гомункула.

Если вы сумеете правильно создать и взрастить такого человечка, он обязательно отблагодарит вас долголетием, богатством и хорошим здоровьем. Однако помните, что гомункул, как искусственное существо, лишен моральных принципов. Поэтому отнеситесь к воспитанию ответственно, иначе он навредит создателю.

Выращивание таких существ привлекает мужчин, неспособных добиться женского внимания, или же бесплодных людей. У них нет альтернативных вариантов получения потомства и реализации родительских инстинктов. Правильно воспитанный гомункул может заменить ребёнка.

Мнение скептиков о гомункуле — правда или вымысел

История алхимических изысканий врачей и ученых средневековья вызывает сомнения у современных людей. И не всегда они беспочвенны. Так, кровопускание признано вредной и не дающей позитивного эффекта процедурой лишь к концу 19-го века. То же касается практик, вызывавших сомнение и недоверие даже у большинства учёных древности.

Учитывая огромную популярность самостоятельного создания гомункула в наше время, а также большое количество опытов, направленных на выращивание живого существа из куриного яйца, неудивительно, что сейчас появилось множество разоблачений. Так, более половины видеороликов, демонстрирующих появление из яйца различных страшных существ, червей и других псевдогомункулов, позволяют однозначно определить их как подделку.

Но как быть с видеозаписями, где однозначно запечатлено рождение странного живого существа? На этот вопрос с легкостью отвечают практикующие ветеринары. Если для рождения гомункула использовалось оплодотворённое фермерское яйцо, то в нём находился птичий эмбрион. Однако из-за нарушения целостности оболочки, неправильного температурного режима его развитие замедляется, останавливается или идет не тем путём. На свет появляются химеры — изувеченные куриные эмбрионы, чудом сохранившие жизнь.

Однако остается немалое количество записей, на которых изображаются живые в течение долгого времени и уже выросшие гомункулы. Относительно них скептики и последователи этой идеи так и не могут прийти к консенсусу — свидетельств о гомункулах, которые соответствовали представлениям средневековых алхимиков и могли бы посвятить творца в мистические тайны, нет. Но нет и опровержений возможности создания таких существ. К тому же, вряд ли человек, получивший доступ к самым сокровенным секретам Вселенной, стал бы делиться столь ценной информацией ради того, чтобы показать всему миру своего гомункула. Так что смело приступайте к экспериментам — вдруг у вас получится вырастить самого настоящего гомункула из страусиного яйца или другого субстрата.

Голем и гомункулус – искусственная жизнь.

В Средние века, помимо опытов по созданию философского камня и всеобщего растворителя алхимики пытались постигнуть тайны происхождения жизни и, сравнившись в этом с самим Господом Богом, создать искусственное существо – гомункулуса (от латинского “homunculus” – человечек).

Античность знала много искусственных существ – от медного быка Молоха, проглатывавшего осужденных и изрыгавшего из ноздрей дым, до шагающих статуй, охранявших покои царских усыпальниц. Однако все они были лишены самого главного качества, которое делает вещь живой, – души. Наибольшую известность в деле оживления мертвой материи приобрел один из первых европейских алхимиков Альберт Великий.
Об этом существует свидетельство его ученика, крупнейшего католического философа Фомы Аквинского. Фома рассказывает, как однажды он навестил своего учителя. Дверь ему открыла незнакомая женщина, двигавшаяся странными замедленными рывками и говорившая столь же замедленно, с паузами между фразами.

Будущий философ испытал чувство сильного страха в обществе этой служанки Альберта. Страх оказался столь велик, что Фома Аквинский набросился на нее и несколько раз ударил посохом. Служанка упала, и из нее вдруг высыпались какие-то механические детали. Выяснилось, что женщина была искусственным существом (андроидом), над созданием которого Альберт Великий работал в течение тридцати лет. В то же самое время над сотворением искусственного человека бился испанский алхимик Арнольд де Вилланова, чьи достижения позже использовал Парацельс, создавший подробный рецепт выращивания гомункулуса.
В своей работе “О природе вещей” Парацельс написал: “Много споров шло вокруг того, дали ли природа и наука нам в руки средство, с помощью которого можно было бы произвести на свет человека без участия в том женщины. По-моему, это не противоречит законам природы и действительно возможно. ” Рецепт Парацельса по производству гомункулуса таков. Первым делом необходимо поместить в колбу-реторту свежую человеческую сперму, затем запечатать сосуд и закопать его на сорок дней в конский навоз.

В течение всего периода “созревания” гомункулуса надлежит непрестанно произносить магические заклинания, которые должны помочь зародышу обрасти плотью. По истечении этого срока колба открывается и помещается в среду, температура которой соответствует температуре лошадиных внутренностей. Сорок недель маленькое существо, родившееся в колбе, нужно ежедневно подпитывать небольшим количеством человеческой крови.

Читайте также:
Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете: сочинение

Парацельс заверял, что, если все сделать правильно, на свет появится младенец, который затем вырастет до нормальных размеров и будет отвечать на самые сокровенные вопросы. В оккультной литературе того времени имелись и другие рецепты изготовления гомункулуса, но все они так или иначе перекликались с учением Парацельса и отличались от него лишь деталями. Выращивание гомункулусов считалось не только трудным, но и опасным занятием, потому что неверные действия могли породить ужасное чудовище.

Угроза исходила и со стороны церкви, которая запрещала под страхом смертной казни производить человека неестественным образом. Но тяга к “высшему знанию” для алхимиков всегда была сильнее церковных догматов: то и дело находились храбрецы, заявлявшие, что они покорили неодушевленную природу.

На рубеже XVI-XVII веков появилась легенда о раввине Иегуде-Леве Бен-Бецалеле и о его детище Големе. Иегуда-Лев Бен-Бецалель (известный также как Махарал ми-Праг) родился в 1512 году в городе Познань в семье выходцев из Вормса, давших множество известных талмудистов. После учебы в ешиве с 1553-го по 1573 год Иегуда был окружным раввином в Мораве, а затем переехал в Прагу. Здесь он основал ешиву, пользовавшуюся огромной известностью, и общество по изучению Мишны. В Праге он жил до 1592 года. К этому же периоду жизни относится его знакомство с чешским королем и императором Священной Римской империи Рудольфом И. С 1597 года и до конца жизни Махарал был главным раввином Праги. Он умер в 1609 году и похоронен на пражском кладбище. Могила его хорошо известна. По сей день она является местом поклонения – и не только для евреев. Следует сказать, что деятельность Махарала оказала огромное влияние на дальнейшее развитие еврейской этики и философии. Самые известные его сочинения – “Тропы мира”, “Слава Израиля” и “Вечность Израиля” – не утратили своей актуальности и по сей день.

Кроме религиозных трудов, рабби Иегуда-Лев Бен-Бецалель написал великое множество книг нерелигиозного содержания – по астрономии, алхимии, медицине и математике. Вообще следует отметить, что Махарал входил в плеяду тогдашних европейских ученых, и его ближайшим другом был знаменитый датский астроном (и астролог) Тихо Браге. Бецалель искал формулу оживления, полагаясь на указания Талмуда, в котором говорится, что, если бы праведники захотели создать мир и человека, они смогли бы сделать это посредством перестановки букв в непроизносимых именах Бога. Поиск привел Бецалеля к созданию искусственного существа по имени Голем.

Жизнь в Големе поддерживалась магическими словами, имеющими свойство притягивать из Вселенной “свободный звездный ток”. Слова эти были написаны на пергаменте, который днем вкладывался в рот Голема, а ночью вынимался, чтобы жизнь покинула это существо, так как после захода солнца детище Бецалеля становилось буйным. Однажды, как повествует легенда, Бецалель перед вечерней молитвой забыл вытащить изо рта Голема пергамент, и тот взбунтовался. Когда в синагоге закончили читать 92-й псалом, на улице раздался страшный крик. Это мчался Голем, убивая всех, кто попадался на его пути. Бецалель с трудом догнал его и порвал пергамент, оживляющий искусственного человека. Голем тут же превратился в глиняный чурбан, который до сих пор показывают в пражской синагоге на улице Алхимиков.

Позже говорили, что секретную формулу оживления Голема сохранил некий Элеазар де Вормс. Она якобы занимает двадцать три столбца рукописного текста и требует знания “алфавита 221 ворот”, который используется при заклинаниях. Легенда также повествует о том, что на лбу глиняного человека нужно было написать слово “эмэт”, означающее “истина”. То же слово, но со стертой первой буквой – “мэт”, переводимое как “смерть”, превращало Голема в неодушевленный предмет.

Сказания об андроиде, гомункулусах Парацельса и Големе были основной темой для обсуждения в научных кругах XVIII века. То тут, то там рождались новые слухи о найденном способе превращать мертвое в живое. Одна из этих историй повествует о том, что знаменитый врач, ботаник и поэт Эразм Дарвин, дед создателя теории эволюции, хранил у себя в пробирке кусок вермишели, которая могла двигаться сама собой.

Огромный интерес к такого рода экспериментам проявляли и розенкрейцеры, усвоившие и развившие традицию алхимии. “В сосуде, – читаем мы в секретных розенкрейцерских актах, – смешивается майская роса, собранная в полнолуние, две части мужской и три части женской крови от чистых и целомудренных людей. Сосуд этот ставится на умеренный огонь, отчего внизу отложится красная земля, верхняя же часть отделяется в чистую склянку и время от времени подливается в сосуд, куда еще подливается один гран тинктуры из анимального царства. Через некоторое время в колбе будет слышен топот и свист, и вы увидите в ней два живых существа – мужчинку и женщинку – совершенно прекрасных.

Путем определенных манипуляций можно поддерживать их жизнь в течение года, причем от них можно узнать все что угодно, ибо они тебя будут бояться и почитать”. В 1775 году на сцену выходит граф фон Кюфштейн из Тироля со своими десятью “спиритами”, заключенными в бутыли. Граф был богатым австрийским землевладельцем, служившим при императорском дворе. Секретарь его, Каммерер, скрупулезно подсчитывая, во сколько талеров графу обошелся вояж в Италию (гостиничные счета, пудра для париков, расходы на гондолы и чаевые), как бы между прочим упоминает и о случайном знакомстве с аббатом Желони, который, как и его сиятельство, принадлежал к розенкрейцерскому братству. Так совершенно неожиданно среди меркантильных выкладок затесалась более чем фантастическая история, достойная пера Гофмана.

Читайте также:
Творчество Гете в Веймаре: сочинение

За пять недель, проведенных в таинственной лаборатории австрийского замка, графу с аббатом удалось вырастить нескольких “спиритов”: короля, королеву, архитектора, монаха, монахиню, рыцаря и рудокопа. Вдобавок к ним в закопченном стекле возникли и три вовсе фантастических персонажа: серафим и два духа – красный и голубой. Для каждого заранее была приготовлена затянутая бычьим пузырем двухлитровая колба с водой, где им и надлежало жить, как рыбкам в аквариуме.

Следуя рецепту Парацельса, сосуды поместили в навозную кучу, которую аббат каждое утро поливал каким-то раствором. Вскоре началось интенсивное брожение, и на двадцать девятый день колбы вновь оказались на лабораторном столе. Желони какое-то время над ними поколдовал, и вот наконец восхищенный граф вновь смог увидеть своих питомцев. Происшедшие с ними метаморфозы и впрямь были достойны изумления. Кавалеры успели порядком обрасти бородой и усами, а единственная дама заблистала ангельской красотой.

Вдобавок к этим чудесам король дивным образом обзавелся короной и скипетром, рыцарь – латами и мечом, а на груди ее величества засверкало бриллиантовое колье. Но вскоре радость великого свершения была омрачена своенравным поведением крохотных пленников. Всякий раз, когда приходила пора их подкормить, они норовили сбежать из стеклянной тюрьмы! Аббат даже как-то пожаловался, что обнаглевший монах едва не откусил ему палец. Еще хуже повел себя коронованный пленник. Ухитрившись улизнуть во время очередной трапезы, он успел добежать до колбы королевы и даже сорвал подвешенную к пузырю восковую печать.

Очевидно, завет Парацельса отказаться от женщины пришелся ему не по нраву. Смех смехом, но закончилось все довольно скверно. Братья розенкрейцеры отнеслись к демонстрации Кюфштейна весьма скептически. Кто-то даже заметил, что в колбах сидят просто “скверные жабы”. Лишь один из адептов, кстати, целитель, проявил готовность с помощью наложения рук соучаствовать в эксперименте, но его репутация была уже серьезно подорвана откровенным мошенничеством в Лейпциге. Не радовало и столь долгожданное общение с гомункулусами. Вещали они, надо полагать, исключительно через Желони. Вместо мудрых советов и обещанных тайн довольно невразумительно толковали про свои собственные дела. Король был озабочен одними политическими проблемами. Королева не хотела даже думать ни о чем, кроме придворного этикета.

Рыцарь постоянно чистил оружие, а рудокоп ссорился с невидимыми гномами из-за подземных сокровищ. Но хуже всего получилось с монахом. Едва граф попытался спросить его про какую-то рукопись Парацельса, как вздорный инок устроил такой скандал, что колба рухнула со стола и разбилась вдребезги. Спасти беднягу так и не удалось.

После торжественных похорон на той же грядке в саду последовал очередной сюрприз. Король вновь пустился в бега, расколотив чуть ли не всю лабораторную посуду. Неудачей закончились и попытки возместить утрату монаха более лояльной персоной. Графу хотелось заполучить адмирала, но вышло что-то вроде головастика. И впрямь – “скверные жабы”. В конце концов Кюфштейн внял мольбам жены, озабоченной не столько богопротивными занятиями мужа, сколько бессмысленной растратой семейного капитала. На сем записи секретаря и кончаются. Остается только догадываться, как и при каких обстоятельствах имперский граф расстался со своей необычной коллекцией и, что не менее интересно, куда подевался аббат-чернокнижник..

Некоторый ключ к разгадке “чуда” с гомункулусами Желони дает, как ни странно, бычий пузырь. В Европе широкое распространение имеет довольно забавная игрушка, представляющая собой заполненную водой стеклянную трубку с резиновой грушей на конце; внутри груши плавает отлитый из разноцветного стекла чертик, который, стоит надавить на грушу, начинает кувыркаться и двигать рукам и ногами. Среди “спиритов” попадаются не только чертенята, но и рыцари, и утки, не говоря уж про обнаженных красавиц.

Эта игрушка, вероятно, была известна и в средние века. И как знать, была она следствием легенд о гомункулусе или, наоборот, породила их?

Гомункул – Homunculus

Гомункула ( UK : / ч ɒ м ʌ ŋ к J ʊ л ə s / hom- УНК -yuul-əs , США : / ч oʊ – / hohm- , Latin: [hɔmʊŋkʊlʊs] ; “маленький человек”) является изображение маленького человека. Популярный в алхимии шестнадцатого века и художественной литературе девятнадцатого века, он исторически относился к созданию миниатюрного, полностью сформированного человека. Эта концепция имеет корни в преформизме, а также в более ранних фольклорных и алхимических традициях. Этот термин также используется для изображения человека с искаженными размерами частей тела, чтобы показать, сколько области коры головного мозга отведено ему. Например, ноги маленькие, а рот и руки большие.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Алхимия
    • 1.2 Фольклор
    • 1.3 Преформизм
  • 2 Философия разума
  • 3 Терминологическое использование в современной науке
  • 4 В популярной культуре
    • 4,1 Ранняя литература
    • 4,2 Современная литература
    • 4.3 Другие средства массовой информации
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки
Читайте также:
Клавиго: сочинение

История

Алхимия

Гомункул впервые появляется по имени в алхимических сочинениях, приписываемых Парацельсу (1493–1541). De natura rerum (1537) описывает свой метод создания гомункулов:

Чтобы мужская сперма разлагалась сама по себе в запечатанном тыквенном семени в течение сорока дней с наивысшей степенью гниения в чреве лошади, или, по крайней мере, до такой степени, чтобы она оживала, двигалась сама по себе и шевелилась, что легко заметить. По истечении этого времени он будет чем-то похож на человека, но прозрачным, без тела. Если после этого его разумно кормить Арканом человеческой крови, кормить до сорока недель и держать в ровном тепле чрева лошади, из него вырастет живой человеческий ребенок со всеми его членами, подобными другому. ребенок, рожденный женщиной, но намного меньшего размера.

Были сделаны сравнения с несколькими аналогичными концепциями в трудах более ранних алхимиков. Хотя само слово «гомункул» никогда не использовалось, Карл Юнг считал, что это понятие впервые появилось в «Видениях Зосима» , написанных в третьем веке нашей эры. В видениях Зосим встречает священника, который превращается в «противоположность самому себе, в изуродованного антропаря ». Греческое слово «антропарь» похоже на «гомункулус» – уменьшительную форму слова «человек». Впоследствии Зосим встречает во сне других антропариев, но нет упоминания о создании искусственной жизни. В своем комментарии Юнг отождествляет гомункула с Философским камнем , а «внутреннюю личность» – с Христом .

В исламской алхимии , Takwin ( арабский : تكوين ) была цель некоторых мусульманских алхимиков, заметный из которых является Джабир ибн Hayyan . В алхимическом контексте Таквин относится к искусственному созданию жизни в лаборатории , вплоть до человеческой жизни.

Гомункулы продолжали появляться в алхимических сочинениях и после Парацельса. Химическая Свадьба Христиан Розенкреец (1616), например, заключает с созданием мужской и женской формы идентифицированной как гомункул дуэт . Аллегорический текст подсказывает читателю, что конечной целью алхимии является не хризопея , а искусственное поколение людей. Здесь создание гомункулов символически представляет духовное возрождение и христианскую сотериологию .

Считается, что в 1775 году граф Иоганн Фердинанд фон Куфштейн вместе с аббатом Гелони, итальянским священнослужителем, создал десять гомункулов, способных предвидеть будущее, которые фон Куфштейн хранил в стеклянных сосудах в своей масонской ложе в Вене . В масонском справочнике доктора Эмиля Бесетцны « Die Sphinx» целая глава посвящена wahrsagenden Geister (провидению призраков). Считается, что их видели несколько человек, в том числе местные высокопоставленные лица.

Фольклор

Ссылки на гомункула не появляются до алхимических сочинений шестнадцатого века, но алхимики, возможно, находились под влиянием более ранних народных традиций. Мандрагора , известная на немецком языке, как Alreona , Alraun или Alraune является одним из примеров; Жан-Батист Питуа « История и практика магии» проводит прямое сравнение с мандрагорой в одном отрывке:

Хотели бы вы сделать Мандрагору, столь же мощную, как гомункул (человечек в бутылке), которого так восхвалял Парацельс ? Затем найдите корень растения под названием бриония . Выньте его из земли в понедельник (лунный день), немного позже весеннего равноденствия . Отрежьте концы корня и закопайте на ночь в каком-нибудь загородном погосте в могиле покойника. В течение 30 дней поливайте его коровьим молоком, в котором утопили трех летучих мышей. Когда наступит 31 день, выньте корень посреди ночи и высушите его в духовке, нагретой ветками вербены ; затем заверните его в кусок полотна мертвеца и носите с собой повсюду.

Гомункула также сравнивают с големом в еврейском фольклоре. Хотя особенности, описывающие создание голема и гомункула, очень разные, обе концепции метафорически связывают человека с божественным в его построении жизни по своему собственному образу.

Преформизм

Преформизм – это ранее популярная теория, согласно которой животные развились из миниатюрных версий самих себя. Считалось, что сперма содержит полностью сформированных особей, называемых « анималкулы ». Следовательно, развитие было вопросом увеличения его до полностью сформированного существа. Термин гомункул позже использовался при обсуждении зачатия и рождения.

Николас Хартсукер постулировал существование анималкулов в сперме людей и других животных. Это было началом теории спермистов, которая утверждала, что сперматозоид на самом деле был «маленьким человечком», помещенным внутрь женщины для роста в ребенка, – изящное объяснение многих загадок зачатия. Позже было указано, что если сперматозоид был гомункулом, идентичным взрослому во всем, кроме размера, то гомункул мог иметь собственную сперму. Это привело к reductio ad absurdum с цепочкой гомункулов « полностью вниз ». Однако спермисты не обязательно считали это роковым возражением, поскольку оно четко объясняло, почему «в Адаме» все согрешили : все человечество уже содержалось в его чреслах. Теория спермистов также не смогла объяснить, почему дети имеют тенденцию походить на своих матерей, а также на своих отцов, хотя некоторые спермисты полагали, что растущий гомункул ассимилировал материнские характеристики из матки.

Философия разума

Терминологическое использование в современной науке

Гомункул сегодня широко используется в научных дисциплинах, таких как психология, в качестве инструмента обучения или запоминания для описания искаженной масштабной модели человека, нарисованной или созданной для отражения относительного пространства, занимаемого частями человеческого тела на соматосенсорной коре головного мозга («сенсорный гомункул»). и моторная кора («моторный гомункул»). И моторные, и сенсорные гомункулы обычно выглядят как маленькие люди, наложенные на верхушку прецентральных или постцентральных извилин для моторной и сенсорной коры, соответственно. Гомункулус ориентирован так, чтобы ступни были медиальнее, а плечи – латеральны поверх как прецентральной, так и постцентральной извилин (как для двигательной, так и для сенсорной). Голова мужчины изображена перевернутой по отношению к остальному телу, так что лоб находится ближе всего к плечам. Губы, руки, ступни и половые органы имеют больше сенсорных нейронов, чем другие части тела, поэтому у гомункула соответственно большие губы, руки, ступни и гениталии. Моторный гомункул очень похож на сенсорного гомункула, но имеет несколько отличий. В частности, у моторного гомункула есть часть языка, наиболее латеральная, в то время как у сенсорного гомункула есть область для гениталий, наиболее медиальная, и область для внутренних органов, наиболее латеральная. Хорошо известный в области неврологии, его также часто называют «человечек внутри мозга». Эта научная модель известна как корковый гомункул .

Читайте также:
Гете Иоганн Вольфганг – немецкий поэт и мыслитель: сочинение

В медицинской науке термин гомункулюс иногда применяются к определенному плоду -каку яичников кистозных teratomae . Иногда они могут содержать волосы, сальный материал, а в некоторых случаях – хрящевые или костные структуры.

В недавней статье, опубликованной в рецензируемом журнале Леонардо «Пропавшая женщина-гомункул» Хейвена Райта и Престона Фёрдера, пересматривается история гомункулов, проливается свет на текущие исследования в области нейробиологии женского мозга и раскрывается то, что они считают первая скульптура женщины-гомункула, выполненная художником и первым автором Хейвеном Райтом на основе имеющихся исследований.

В популярной культуре

Ранняя литература

Гомункулы можно найти в вековой литературе. Эти выдумки в основном сосредоточены на воображаемых размышлениях о поисках искусственной жизни, связанных с парацельсовой алхимией. Одна из самых ранних литературных ссылок встречается в « Religio Medici» Томаса Брауна (1643 г.), в которой автор заявляет:

Я не сторонник Парацельса, который смело доставляет расписку, чтобы заставить человека без связи .

Басня о созданном алхимическим путем гомункуле, возможно, была центральной в романе Мэри Шелли « Франкенштейн» (1818). Профессор Раду Флореску предполагает, что Иоганн Конрад Диппель , алхимик, родившийся в замке Франкенштейн, мог быть источником вдохновения для Виктора Франкенштейна. В романе немецкого драматурга Иоганна Вольфганга фон Гете « Фауст, часть вторая» (1832 г.) известен алхимический гомункул. Здесь персонаж Гомункула олицетворяет стремление чистого духа родиться в смертной форме, контрастируя с желанием Фауста сбросить свое смертное тело, чтобы стать чистым духом. Алхимическая идея о том, что душа не заключена в тюрьму в теле, но вместо этого может найти свое самое яркое состояние, проходя через материальный план, является центральной для персонажа. Уильям Мейкпис Теккерей писал под псевдонимом Гомункул.

Современная литература

Легенда о гомункуле, Франкенштейн и Фауст продолжали оказывать влияние на произведения в двадцатом и двадцать первом веках. Тема использовалась не только в фантастической литературе , но и для освещения социальных тем. Например, британские детские писатели Мэри Нортон и Румер Годден использовали мотивы гомункулов в своих работах, выражая различные послевоенные опасения по поводу беженцев, преследования меньшинств на войне и адаптации этих меньшинств к «большому» миру. В романе У. Сомерсета Моэма 1908 года «Волшебник» концепция гомункула используется как важный элемент сюжета. В рассказе Дэвида Х. Келлера «Гомункул двадцатого века» (1930) описывается создание гомункулов в промышленных масштабах парой женоненавистников . Точно так же книга Свена Дельблана « Гомункул: волшебная сказка» (1965) обращается к предполагаемому женоненавистничеству и промышленно-военным комплексам Советского Союза и НАТО времен холодной войны . В книге немецкого детского автора Корнелии Функе « Всадник на драконе» главные герои встречаются и им помогает гомункул, созданный алхимиком. Однако гомункулус и алхимия в целом рассматриваются в повествовании скорее как магическое явление, нежели обязательно имеющее символическое значение.

Другие СМИ

Гомункулы появляются на телевидении, в фильмах и играх, основанных на фэнтези, в манере, совместимой с литературой. Примеры можно найти во многих средствах массовой информации, таких как подкаст « Привет из волшебной таверны» , фильмы « Гомункул» (1916 г.), « Невеста Франкенштейна» (1935 г.), «Золотое путешествие Синдбада» (1973 г.), телевизионный фильм « Дон». «Бойтесь темноты» (1973), « Быть Джоном Малковичем» (1999), « Хребет дьявола» Гильермо дель Торо (2001), « Стальной алхимик» (2001), « Шейна Акера (2009), « Последний Фауст» Филиппа Хамма (2019) и театральный римейк не бойся темноты (2011), телевизионные шоу (такие как Bloodfeast ) и американский папа , фантазийные ролевые игры (такие как Dungeons & Dragons ), видеоигры (например, Ragnarok Online , Valkyrie Profile , Shadow of Memories , The Legend of Heroes и Cabals: Magic & Battle Cards ), книги (например, The Secret Series и Sword of Destiny или Seveny-Two Letters Теда Чанга), графические романы (например, Bureau for Paranormal Research and Defense ) и манга (например, Homunculus , Stone Ocean , Fullmetal Alchemist , Fullmetal Alchemist: B rotherhood , Sorcerous Stabber Orphen , Fate / Zero и Gosick ).

Гомункулы представлены как племя в карточной игре Magic: the Gathering .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: