Творчество Гете в Веймаре: сочинение

Время Гёте. Глава 7. Прометей. Годы в Веймаре

Знакомство Гёте с Лафатером и Якоби и изучение Спинозы навели на занятия религиозными темами, особенно интересуют его вопросы о происхождении религиозных учений и эти занятия отразились в его произведениях того времени. Он пишет сатирические шутки, в которых критически относится к распространённым в то время как ему кажется неправильным религиозным представлениям. В этот же период своего творчества, Гёте планирует написать драмы Магомет и эпопеи Вечный Жид, но планы не были осуществлены, а были написаны только отрывки.
Многие поэты нового времени любили возвращаться к мифам античного мира, особенно к греческому сказанию о Прометее. Их представлениям об индивидуализме, о могучей силе человеческой личности, о безграничных стремлениях и задачах человеческого духа говорил греческий миф о титане Прометее, потомок древнего рода богов, который похитил у Зевса божественный огонь и передал этот огонь людям на их благо и был за это прикован Гефестом к скале по приказанию громовержца. Прометей для новых поэтов является самоотверженным борцом за человечество и его цивилизацию, его сопротивление Зевсу представляется им благородной, святой дерзостью и отвагой. В литературе конца XVIII и начала XIX века Прометей был так же популярен, как и всякие другие образы протестантов, созданные поэтическими сказаниями прошлого. “Я восторгался Прометеем Эсхила, ещё будучи мальчиком”, пишет Байрон к Мюррею;- “это была одна из тех греческих драм, которую мы читали трижды в год; в самом деле Прометей, Медея да ещё Семь против Фив были теми греческими пьесами, которые мне всегда очень нравились. Прометей не выходил у меня из головы, и я допускаю его влияние на все, что я когда либо писал.” Прометею Байрон посвятил прекрасное стихотворение, в котором он обращается к нему, как к представителю самых благородных и возвышенных стремлений человеческого духа. Другой одарённый английский поэт Шелли, рано погибший приятель Байрона, написал на эту тему целую лирическую драму, в которой греческий герой является сродни самым смелым и отважным отрицателем нового времени.
Прометей в фрагменте Гёте также самобытный, дерзкий титан, который с помощью Минервы, независимо от Зевса, творит людей и помогает им устроиться на земле. Грозно звучит его заключительный монолог против Зевса: “Мне, почитать тебя? За что это? Облегчил ли ты кому-нибудь страдания, осушил ли ты когда-либо слёзы скорбящего? А меня не сотворило ли мужем всемогущее время и вечная судьба- мои и твои владыки? – Или ты воображал, что я возненавижу жизнь и убегу в пустыню оттого , что не осуществляются все радужные сновидения? – Здесь сижу я, создаю людей по моему образу, – поколение, которое подобно мне будет страдать и плакать, наслаждаться жизнью и радоваться, которое подобно мне не будет чтить тебя”.
Во фрагменте Гёте, проникнутом неукротимым титаном, сквозит влияние Спинозы.
Прометей не подчиняется богам, потому что он признаёт высшую силу, высшее начало, которой повинуется и от которой зависит все существующее. Когда Меркурий упрекает его в неповиновении богам, Прометей говорит ему о них: “вы – бесконечные? Вы всемогущие? А что можете вы? Можете вы все небо и всю землю сжать мне в кулак? Или разлучить меня с самим собой, или расширить меня в целый мир?” Он склоняется перед необходимыми мировыми законами, которых не может изменить ни он сам, ни Зевс, которых вечное течение не может быть нарушено прихотливой волей какого-нибудь Меркурия.
Прометей Гёте показан ещё с одной стороны как художник, который наслаждается
процессом своего творчества, формами, он погружён в художественное воспроизведение своего подобия, своих идей. И эта сторона обозначена в нем резче, чем в аналогичных ему произведениях, этой стороной он ещё ближе подходит к самому Гёте, который сам объясняет происхождение “Прометея” отчасти тем страстным желанием творить. Во втором действии фрагмента “Прометей”, следует указать на то, как вплетены модные в то время идеи об естественном быте человека и вопрос о личной собственности. Устами Прометея Гёте признает принцип личной собственности. Один из первобытных людей, созданных Прометеем, по его указаниям строит себе хижину и потом спрашивает у своего творца, все ли его братья имеют право в ней жить. Нет, отвечает Прометей, ты её выстроил для себя, и она твоя. Ты можешь разделить её с кем хочешь. Кто хочет обитать под кровом – пусть строит сам для себя. Та же мысль получает дальнейшее развитие в следующей сцене.
“Прометей” Гёте был написан осенью 1774 года, незадолго после свидания его с Якоби и на первых порах его изучения пантеизма Спинозы. В Спинозе Гёте находил самого себя, его философия способствовала во многом душевному успокоению, она дала готовые формы для философских воззрений Гёте.
Осенью 1775 года Гёте принимает приглашение герцога Саксен-Веймарского и переселяется в Веймар, который с этих пор становится его постоянным местопребыванием. С этого времени начинают стихать юношеские порывы Гёте, правда ещё впереди остаются несколько бурных лет веймарской жизни, где он предаётся вместе с молодым герцогом необузданным выходкам и шуткам дикого гения. Отступает меланхолическая сентиментальность, которая присутствовала и временами находила на него в 1772-1773 году, проходит та “вертеровская” лихорадка, которая в то время подчас наводила его даже на мысль о самоубийстве.
Веймар в конце XVIII и начале XIX века слыл немецкими Афинами. Это был самый крупный литературный центр того времени. Веймарский двор был магнитом около которого в последних годах XVIII века сошлись все литературные светила того времени: Гёте, Шиллер, Виланд, Гердер и многие другие писатели менее известные. Со стороны тамошнего герцога находили благосклонный приём художники, учёные и разные другие литературные известности, которые посещали Веймар.
В первое время жизни Гёте в Веймаре, этот город сделался как бы резиденцией всех бурных гениев, которые стекались к своему лидеру – Гёте и к его высокопоставленному покровителю – Карлу Августу, который также был увлечён новомодным течением и предавался с молодым поэтом диким шалостям. Первое время Гёте, охваченный новой обстановкой, кружился в вихре бурных, шумных развлечений. Организовывал придворные торжества и руководил всякими празднествами, играл в любительском театре, участвовал в маскарадах, придумывал весёлые экскурсии по окрестностям и увлекал за собой вместе с герцогом всех окружающих в свои затеи и гениальные выходки. Гёте пьёт жадными глотками чару жизни. Как истинный поэт, он должен сам с собою познакомиться с его сложными и разносторонними явлениями.
“Эта пестрота, этот круговорот бытия доставляет мне истинное наслаждение. Досады, надежда, любовь, труд, нужда, приключения, скука, ненависть, дурачества, глупости, радости, неожиданности и нечаянности, мелочи и глубина, притом – как попало, вперемежку с праздниками, танцами, погремушками, шёлком и блёстками, – все это презанятная вещь!” К этому присоединяется новая страсть и самая продолжительная страсть Гёте, его любовь к мадам de Stein.
Но бурное препровождение времени не мешает Гёте обобщать пережитое и анализировать свои впечатления. Его увлекают не столько сами увлечения, сколько постоянная смена ощущений, образы этих бурных сцен в которых он принимает участие.
Эти бурные порывы понемногу улеглись, Гёте успокоился, а между тем полученные за это время впечатления отливались постепенно в художественные образы. Гёте уже освободился от вертеровской меланхолии, и в этом помогло ему изучение Спинозы. Наступило время веймарской жизни, когда Гёте вообще прощается с своей юностью. Он перебесился и с формировался как зрелый мужчина, окончательно утихают его мучительные колебания и душевный разлад. Естественно, его не покидают глубокие сомнения, которые глубоко сидели во всем мировоззрении той эпохи. Для Гёте настают годы полной зрелости.

Читайте также:
Клавиго: сочинение

Веймар служил Гёте местопребыванием с 1775 до 1832 года, до самой его смерти.
В истории обычно встречаются литературные центры, которые совпадают с центрами политической и общественной жизни. Это естественный порядок вещей. Литературное движение может успешно развиваться там, где общественные силы имеют наибольшее значение, где сталкиваются различные общие интересы, где сама жизнь представляет наибольшее разнообразие в своих направлениях, наибольшее богатство в своих формах. Возникновение литературных произведений, художественных полотен подчиняется закону спроса и предложения. Там где сосредотачиваются силы нации, где концентрируются и кипят их культурные элементы, там находит и поэт материалы, необходимые для своих творений и вместе с тем потребителей для своего товара. Публику, которая нарасхват разбирает продукт литературного рынка. Такова была роль Афин в V веке, роль Рима во времена Августа, роль Парижа для Франции в течение трёх столетий начиная с XVII века. В Германии конца XVIII и начала XIX века не имела не только политической жизни, но и вообще лишена была политического центра, развитой общественной жизни и интересов.
Нация раздроблена на мелкие политические территории и разобщена. Поэтому это способствовало развитию искусственных литературных центров под покровительством отдельных дворов и не имеющих тесных связей с жизнью всей нации.
Таким искусственным литературным очагом оказался Веймар. Сюда стекались во всем изобилии литературные силы того времени, привлекаемые дилетантизмом двора, личностью нового немецкого мецената – Карла Августа. В небольшом городке, не имевшем ни политической жизни, ни торговли, ни даже университета, столпились великие таланты того времени.
Меценат-герцог обладающий своими очень незначительными средствами, старался обеспечивать материальное положение веймарских писателей, которые таким образом имели гарантию не свалится на самое дно. У них был досуг и уединение, – последнее сколько душе угодно. Подобный образ жизни подходит для кабинетного учёного, математика или естествоиспытателя и конечно такая мирная веймарская обстановка не благотворно влияла на “учёные” занятия Гёте. Для поэта нужно кое-что другое, чего не давал Веймар. Он должен изучать жизнь своего народа, общества. Необходимы самые разнообразные столкновения с реальностью, жизненной действительностью. Этого не мог дать Веймар, город который предлагал только жалкие реалии провинциального быта и исключительно нравы небольшого немецкого двора. Постоянное прозябание в одних и тех же замкнутых кружках, пребывание в тесных сферах местной придворной обстановки ограничивало кругозор писателя. Против своей воли, был втянут в мелочи, дрязги и сплетни провинциального захолустья. Приучался смотреть на весь мир через душную атмосферу немецкого городка и становился близоруким по отношению к большим, масштабным историческим задачам своего времени. Такое же печальное положение сильно ощущали и Шиллер, и сам Гёте. Шиллер пишет в 1804 году после того, как он побывал в Берлине: “Я чувствую потребность пожить для большого круга; мои драматические сочинения должны действовать на мир, а здесь я нахожусь в таких узких и тесных отношениях, что представляется каким то чудом даже и то, что я ещё могу творить что-нибудь для мира.”. “В сущности, в нашей Германии ведём мы жалкую изолированную жизнь”, говорил Гёте. Он завидует французам, у которых есть Париж, куда съезжаются в одно место лучшие умы большого государства и упражняют свои силы в постоянной взаимной конкуренции. Где выставлено все лучшее из всех областей искусства, где каждый мост и каждая площадь напоминают великие события и каждая улица связана с каким-нибудь моментом из истории. Париж, где в течение трёх поколений такими личностями, как Мольер, Дидро, Вольтер, было выпущено в обращение столько остроумия, сколько не найдётся не в одном центре существующего на тот момент мира.
Веймарские писатели группировались около провинциального двора, имели определённые должности при дворе и получали от него субсидии. Поневоле эта ситуация ставила их зависимость от тесной связи с двором. Есть у Карамзина Н.М. такие строки в “Письма русского путешественника”, которые явно показывают его досаду: “Наёмный слуга немедленно был отправлен мною к Виланду, спросить, дома ли он. – Нет, он во дворце. – Дома ли Гердер? – Нет, он во дворце. – Дома ли Гёте? – Нет, он во дворце”. Большинство произведений веймарских писателей написано, можно сказать не для общества и публики, а для придворного литературного кружка, который был их основным критиком и потребителем.
Веймарский театр, в котором ставились пьесы Гёте и Шиллера, посещался в основном избранной публикой которые и являлись зрителями, то есть теми же придворными литераторами. Единственными освежающим, живым зрителем в этой театральной публике были студенты, приходившие иногда из Йена. Йен небольшой университетский город, знаменит своим университетом , открытый ещё в 1558 году.
Шиллер был в высшей степени удивлён, когда после представления его “Мессинской невесты” при выходе из театра столпившаяся публика приветствовала его восторженными криками. Но это не были жители Веймара, а те же йенские студенты, молодые люди, ещё не опошлившиеся в филистерской будничной обстановке бюргерского быта. Здесь в Веймаре светила первой величины – Гёте и Шиллер, давили остальных силой своих дарований этим самым не давали хода другим менее самобытным деятелям литературы. Веймарская эпоха жизни Гёте, длилась 57 лет, и этот период является главным образом редактором своих впечатлений, мыслителем, теоретиком. Очень важно, что он стал учёным, естествоиспытателем. Естественные науки оживляют его теоретическую деятельность. На научную деятельность Гёте, его пребывание в Веймаре имело положительно благотворное влияние. Оно доставляло ему необходимый для этого досуг, уединение. В то же время имели дополнительные средства – встречи и обсуждения с учёными, пользоваться необходимыми инструментами – были для него доступны как для высокопоставленного деятеля. С другой стороны эта жизнь и пребывание на Рейне, поставила его в придворное окружение и отдалило его от живого непосредственное общение с разносторонними общественными людьми. Эта жизнь заразила его неприступностью и важностью государственного человека.
Несмотря на это, можно только восхищаться удивительным природным дарованиям Гёте и Шиллера, которые дали им возможность, учитывая их окружающую неблагоприятную атмосферу, создавать такие великие произведения. Эти произведения для Германии стали общим национальным достоянием и сблизили между собой в литературной области политически разобщённые слои немецкого народа.

Читайте также:
Гете Иоганн Вольфганг – немецкий поэт и мыслитель: сочинение

Гёте – мудрец из Веймара

Гёте восхищались такие разные люди, как Наполеон, Байрон и Пушкин. Один из величайших гениев мировой литературы, он стоит в одном ряду с такими титанами, как Гомер, Данте и Шекспир. Ну, а широтой научных интересов Иоганн Вольфганг Гёте мог бы сравниться с самим Леонардо. Он совершил важное открытие в анатомии, занимался астрономией, геологией, ботаникой, метеорологией и философией. И это при том, что немало времени тратил на политическую деятельность, будучи министром Веймарского герцогства. Красота и величие его души поражали современников

Иоганн Вольфганг Гёте появился на свет 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. В жилах его текла отнюдь не голубая кровь. Прадед по отцовской линии был кузнецом, дед занимался портняжным ремеслом. Тем не менее, отец будущего писателя, Иоганн Каспар Гёте, сумел стать доктором права. А позднее приобрёл титул императорского советника. Уже в зрелом возрасте он посватался к юной дочери главы франкфуртского сената, Катарине Элизабет Текстор, и в восемнадцать лет та подарила ему первенца – Вольфганга. Почти полтора года спустя у них родилась дочь Корнелия.

Родителя уделяли много времени воспитанию и образованию сына. К пятнадцати годам Вольфганг свободно говорил на трёх европейских языках, а кроме того, прекрасно знал латынь, греческий и древнееврейский. Помимо античной философии его обучали игре на клавесине и виолончели, живописи, истории искусств, верховой езде и фехтованию.
Сочинять Вольфганг начал очень рано, пробуя себя во всех жанрах прозы и поэзии. Однако всё, что он сочинил в ту пору, было им позднее предано огню. Случайно уцелела рукопись драмы «Иосиф», обнаруженная и опубликованная только в 1920 году. Художественными достоинствами она не блистала.

В 1765 году шестнадцатилетний Вольфганг покидает родной Франкфурт, чтобы изучать юриспруденцию в Лейпциге. Нельзя сказать, что он очень усидчив в науках, на лекциях юный студент развлекается рисованием карикатур на своих профессоров. Он бросается в круговорот светской жизни.

Разряженный в пух и прах появляется юный Гёте в свете и ухаживает за модными барышнями, но мало кто знает, что его сердце принадлежит вовсе не им. Всеми его помыслами владеет дочь трактирщика, у которого он столуется. Её зовут Кетхен Шенкопф. Он поклоняется Кетхен, домогается её любви. В нём бушует хаос неудержимых чувств. Но его гложут сомнения. Что ни говори – она дочь трактирщика.

Сыну имперского советника приходится выдержать жестокую борьбу между гордостью и влечением. Он добивается полной близости с Кетхен и решает жениться на ней. Но бессознательное стремление сберечь свою свободу удерживает его от этого шага. Он понимает, что должен пожертвовать своей любовью, но приходит в отчаяние, когда девушка, вняв его уговорам, даёт слово другому претенденту на неё руку. Катастрофа разражается неожиданно.

Однажды ночью Гёте просыпается от кровотечения горлом. Врачи ставят самые противоречивые диагнозы, но ясно одно – болезнь была вызвана бурными переживаниями и внутренним беспокойством молодого человек. Гёте исполняется девятнадцать, когда он оставляет Лейпциг и возвращается домой.

Несмотря на все старания медиков, болезнь не оставляет его и здесь. Тем не менее, молодой человек напряжённо работает: много читает, особенно старых философов, издаёт анонимно стихи, написанные в Лейпциге, заканчивает начатую там же комедию «Совиновники». Но болезнь ещё далеко не побеждена. Её рецидив вызывает опасный кризис. Жизнь его висит на волоске. Родители Вольфганга требуют от лечащего врача, увлекавшегося алхимией, чудодейственного средства, которое может спасти их сына. Тот долго не соглашается, но, в конце концов, приносит склянку с кристаллами какой-то соли и даёт выпить больному. И о, чудо!

Снадобье, приготовленное по рецептам средневековых алхимиков, неожиданно помогло. Вольфганг пошёл на поправку. По совету того же врача Гёте прочитал «Трактат по маго-каббалистике». Устроив на чердаке отцовского дома химическую лабораторию, он проводит там всевозможные опыты. С этого начались естественнонаучные занятия Гёте.

После окончательного выздоровления весной 1770 года Гёте отправляется в Страсбург для продолжения образования. К радости и гордости отца он к сроку предоставляет диссертацию по государственному праву, написанную по-латыни и получает степень доктора.

Первым произведением, принёсшим Гёте известность, стала историческая драма «Гец фон Берлихенген», законченная им в 1771 году, но подлинная национальная и международная слава пришла к нему после выхода в свет в 1774 году романа «Страдания юного Вертера». Произведение это отражало чувства самого Гёте, переживавшего незадолго до этого несчастную любовь к Шарлотте Буфф, которая предпочла Вольфгангу его друга, Иоганна Кристиана Кестнера..

Успех романа был ошеломляющим. В Германии вышло шестнадцать изданий, во Франции – ещё больше. Книга проникла даже в Китай. Китайцы, кстати, изготовили фарфоровую статуэтку Вертера и Шарлотты. Многие молодые немцы в подражание главному герою романа стали носить синий фрак и жёлтый жилет, некоторые, как и он, сводили счёты с жизнью. Обеспокоенный эпидемией самоубийств, Гёте через несколько лет даже предпосылает своему роману стихи, в которых просит не следовать примеру его героя. Он становится признанным главой литературного движения, получившего название «Буря и натиск».

Европейская слава открыла перед поэтом самые знатные патрицианские дома и сделала возможным его помолвку с Лили Шенеман, дочерью недавно скончавшегося богатейшего франкфуртского финансиста. Мать мечтала выдать её за родовитого дворянина, но сватавшийся к Лили бюргер был, как-никак, автором «Вертера». И опять повторяется прежний сценарий. Любовь прекрасная как сказка, а потом… потом снова расторгнутая помолвка. Свадьба не состоится. Гёте опять свободен. Свободен, но не счастлив, ибо по-прежнему увлечен Лили.

Как нельзя более кстати оказывается приглашение юного герцога Саксен-Веймарского посетить его владения. Сюда Гёте и прибывает в начале ноября 1775 года. Герцог, восемнадцатилетний Карл-Август, встречает его с распростёртыми объятьями. Автор «Вертера» – его кумир. Кроме того, герцог мечтает о славе просвещённого правителя. Гёте может быть ему полезен как никто другой. Гёте и сам полон идей по всестороннему реформированию жизни этого крохотного государства.

Читайте также:
Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете: сочинение

Весной 1776 года герцог дарит Гёте дом. Обретя недвижимость, поэт официально становится гражданином Веймара, и вскоре Карл-Август присваивает ему звание тайного советника, и он может уже осуществить кое-какие планы по совершенствованию жизни маленького государства.

В первые же недели своего пребывания в Веймаре Гёте страстно влюбляется в придворную даму Шарлотту фон Штейн. Она была замужем за обершталмейстером герцога. В пору встречи с Гёте ей было тридцать три, ему – двадцать шесть. Вольфганга привлекало в ней всё – открытый нрав, нежный и печальный голос, серьёзная простота, безукоризненные манеры. Гёте стал объясняться Шарлотте в любви уже вскоре после их знакомства. Он писал ей ежедневно, иногда два раза в день.

Обожание такого человека не могло не произвести впечатления даже на такую строгую в вопросах нравственности женщину, как госпожа фон Штейн. Тем более что ее семейная жизнь была безрадостна. Однако Шарлотта положила твёрдый предел их отношениям. Они должны были оставаться чисто дружескими.

Пять лет смогла Шарлотта удерживать Гёте на некотором расстоянии, не переступая границ платонической любви-дружбы. Но затем в их отношениях происходит перелом, и их близость становится полной. Гёте счастлив, но постепенно в его чувствах к Шарлотте происходят изменения. Она уже перестаёт пьянить его. В её неприступности, вероятно, таилось для него главное очарование. Отдавшись ему, она утратила его. Постепенно он начинает отдаляться от Шарлотты.

Известное охлаждение происходит и в отношениях Гёте с герцогом, хотя внешне всё представляется почти идеальным. В 1782 году Карл-Август возводит его в дворянское достоинство и в качестве эмблемы для своего герба Гёте выбирает утреннюю звезду.

Поэт разочаровывается в государственной деятельности, хотя одно время даже числится первым министром. Теперь он фактически управляет только чисто просветительскими и культурными учреждениями – Иенским университетом, музеями, герцогской библиотекой, придворным театром. Это оставляет ему гораздо больше времени для творческой и научной работы. Он создаёт балладу «Лесной царь», завершает трагедию «Эгмонт» и начинает работу над романом «Годы учения Вильгельма Мейстера». Он много работает над проблемами естествознания и счастлив, открыв межчелюстную кость у человека, тем самым доказав единое строение скелета у всех млекопитающих.

Летом 1788 года Гёте встречает женщину, которая на следующие без малого тридцать лет становится его верной и преданной спутницей. Христиана Вульпиус, дочь архивариуса, после смерти отца оставшись без средств, вынуждена была поступить работницей на фабрику искусственных цветов. Гёте – тридцать девять лет, Христиане – двадцать три. Она хороша собой, жизнерадостна, отличная хозяйка. Правда, обожает веселиться и танцевать, но репутация её безупречна. Гёте без ума от новой возлюбленной. Через два года она переезжает в его дом.

Гёте безоблачно счастлив с ней. И, быть может, не помышляя ещё о браке, непременно хочет иметь детей. Проходит полтора года. Христиана рожает ему первенца. Он мечтает сделать свою семью ещё многочисленнее, но один за другим умирают четверо новорождённых, и это омрачает счастье Гёте. При дворе и в обществе он почти не появляется. Супругу обершталмейстера ему простили, но работница с цветочной фабрики! Это уже слишком! Впрочем, герцог отнёсся с понимаем к выбору своего министра и даже стал крёстным отцом его маленького сына.

Досуг Гёте всецело заполняет искусство, поэзия, наука. Он посвящает Христиане свои великолепные «Римские Элегии». Завершает роман «Годы учения Вильгельма Мейстера». Издаёт свой труд «Метаморфоз растений», который в определённой степени предвосхищает эволюционную теорию Дарвина.

Гёте сближается с Фридрихом Шиллером. Их дружба продолжается без малого одиннадцать лет до смерти Шиллера. Гёте неустанно заботится о друге, который моложе его на десять лет. Снимает и обставляет для него дом в Веймаре, снабжает его деньгами. Именно Гёте побудил Шиллера написать самые значительные его произведения, а главное, снял с него все заботы о постановке его пьес. Он предоставил Шиллеру сцену, на которой ставились все его произведения. Единственное, что раздражало Гёте в друге, было его отношение к Христиане.

Шиллера шокировало малообразованность подруги Гёте. Даже в письмах она ухитрялась делать массу орфографических ошибок. Гёте только улыбался. Он вовсе не хочет её образовывать, ему нравится её естественность. А, кроме того, он сам, создатель современного немецкого литературного языка, до конца дней своих так и не смог совладать со знаками препинания.

С годами Гёте находит всё больше совершенств в своей подруге. Она умеет влить в него бодрость, а, кроме того, обладая большим здравым смыслом и естественной проницательностью, порой даёт ему ценные советы. Более того, она была первой читательницей произведений Гёте, и с ее мнением он очень считался.

Христиана обожает театр. Светское общество не принимает её, и потому она заводит знакомства с актёрами. Она рассказывает Гёте, официальному куратору придворного театра, что там делается, какие пьесы пользуются успехом.

Христиана – великолепная хозяйка, не знает праздности и безделья, распоряжается всеми деньгами в доме. Гёте любит вкусно поесть. Он пристрастился к вину и осушает бутылку, а то и две ежедневно. Эту привычку он сохранит почти до самой смерти.

Далеко не самым последним достоинством Христианы было её незаурядное мужество. Особенно ярко оно проявилось, когда в 1806 году после битвы при Иене, Веймар был захвачен французами. Наполеон лично отдаёт приказание обеспечить безопасность великого поэта. Однако в ночь на 16 октября в доме Гёте разворачиваются события, которые вполне могли закончиться катастрофой. В дом врываются два французских стрелка, требуют еды, питья и ночлега. Христиана, уже застлавшая для солдат и беженцев более пятидесяти кроватей и диванов всем имевшимся бельём, не смогла удовлетворить их требования. Тогда пьяные солдаты ворвались в спальню Гёте, угрожая ему оружием. Христиана преградила им дорогу и с силой, удесятерённой страхом за жизнь любимого человека, сбросила с лестницы нетвёрдо стоявших на ногах дебоширов.

Совместно пережитая опасность побуждает Гёте осуществить давно принятое решение обвенчаться с Христианой.

Идут годы. Госпожа Гёте по-прежнему нежно заботится о нуждах мужа. Но отношения их меняются. Пути Господни неисповедимы. Почти двадцать лет для Гёте не существовало другой женщины, кроме его подруги, но сразу же после того, как их соединил законный брак, он нарушает супружескую верность. По состоянию здоровья Гёте довольно часто предпринимает поездки на лучшие европейские курорты. Отправляется он туда один, без жены. В Карлсбаде и Мариенбаде Гёте, которому пошёл седьмой десяток, – любимец женщин. Ему дарят цветы, картины, обожают его, соблазняют. В его жизни появляется вереница женщин. Он любит, любим и наслаждается жизнью.

Впрочем, работает он тоже много. Его слава поэта достигает апогея в 1808 году, когда увидела свет первая часть его бессмертной драмы «Фауст». Замысел этого произведения возник у писателя ещё в 1773 году, когда ему было всего 24 года, и занимал его творческую фантазию на протяжении всей жизни. Однако драма создавалась с такими огромными перерывами, что иногда и самому Гёте казалось, будто над ней тяготеет злой рок, и она так и останется незаконченной.

Читайте также:
Гомункулус: сочинение

В 1816 году Гёте постиг тяжелейший удар. Скончалась его верная Христиана.
Ему минуло семьдесят лет, и он считает, что уже отрёкся от жизни, но он ошибается. В Мариенбаде, куда он несколько лет подряд приезжает летом, он снимает комнаты у фрау Фон Левецов. Лет пятнадцать назад он ухаживал за этой дамой. Сейчас семидесятичетырёхлетний поэт влюбляется в её младшую дочь девятнадцатилетнюю Ульрику. Девушка очень горда, что ей поклоняется знаменитый человек, которого в Мариенбаде за глаза называют Мерлином, как волшебника и мудреца при дворе короля Артура.

Гёте любуется, как она танцует на балах, и предвкушение позднего фантастического счастья волнует его. Ему нет дела до остального мира, который, быть может, осудит его или даже посмеётся над ним. Вполне серьёзно он консультируется с доктором – не повредит ли предполагаемый брак его здоровью? Тот, должно быть, с трудом сдерживая улыбку, успокаивает маститого старца. Гёте просит герцога взять на себя роль свата, и Карл-Август выполняет просьбу друга. Однако родные Ульрики настаивают на годичной отсрочке. Гёте воспринял это как отказ.

После этого жизнь Гёте всецело посвящена труду и наблюдениям за успехами европейской науки и литературы. Между 1825 и 1831 годами он заканчивает вторую часть «Фауста». В июле 1831 года он записывает в дневнике: «Закончено главное дело жизни».

Скончался великий писатель 22 марта 1832 года. Последними словами его были: «Откройте же ставни, чтобы было побольше свету». Его рука ещё что-то писала в воздухе. Потом она медленно упала. Часы показывали половину двенадцатого дня. Час его рождения.

9.05.12 Александр ЗУБКОВ Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье

E–mail: ludmila@maksimchuk.ru
Персональный сайт: http://www.maksimchuk.ru/

* * *
Из сборника «ЛЕПЕСТКИ» – стихотворений, посвящённых великим и любимым поэтам…

* * *
Немецкому поэту Иоганну Вольфгангу Гёте (1749 – 1832)

* * *
«К тебе попал я, Боже, на прием…»
Иоганн Вольфганг Гёте, «Фауст»

* * *
Ему король дорогу уступал,
И чистый лист сам под перо ложился;
С ним Мефистофель тайной поделился,
А Фауст эту тайну не узнал…

Незрячий Фауст… Зрячим невдомек,
Как просто ошибаются слепые.
Не ошибаться в годы молодые
Нельзя; у старых и слепых – другие
Дела – да только всех прощает Бог!

Оправдан Вертер – так бывает прав
«Народ свободный на земле свободной»,
И более того – как символ модный –
Сам Вертер посягнул на прежний нрав!

. Теперь не так толкуют о свободе,
Но Гёте – вечно в авангардной моде.

. Правители – дорогу уступают
Великим мира, опасаясь их.
А гении – среди любых других –
Своих монархов редко замечают.

Иоганн Вольфганг Гете – универсальный гений Нового времени

Гете не только создавал литературные шедевры, но также руководил театром в Веймаре и проводил научные исследования.

Конец XVIII века — эпоха важных перемен в европейском мироощущении, когда европейский индивид стремится к самопознанию и самоутверждению. Из простого коллективного обывателя он постепенно превращается в автономную личность, а традиционные принципы и догматы внешнего мира всё меньше влияют на его личный выбор и формирование собственной судьбы.

Многообразие точек зрения, игра со смыслами и их неоднозначная трактовка стали основой не только творческой программы Гёте, но и собирательным образом его личной биографии. Ещё при жизни Гёте сам старательно создавал свой публичный имидж. Его мало интересовало мнение окружающих, ведь, по его мнению, с обществом «следует себя вести как в дамской горнице — не следует говорить того, чего не желают слышать». Гёте стал основателем особого жанра в немецкой литературе — «Биография Гёте». Прожив довольно долгую жизнь, он сам начинает осознавать себя частью исторического процесса, сочетая в своей личности и черты далёких эпох, и современные эстетические тенденции. Так в письме другому немецкому философу и лингвисту Вильгельму фон Гумбольдту он пишет: «Позволь мне, мой дорогой, выразиться доверительно: в моём почтенном возрасте я всё больше осознаю, что всё является мне исторически, будь то прошедшие времена в далёких краях, или происходи это совсем рядом, сейчас — всё одно, да я и сам являюсь себе больше и больше исторически».

Гете. Источник: wikipedia.org

Двусмысленность, многополярность философских и эстетических взглядов Гёте отмечалась современниками даже в его внешности. Так, один из современников в 1780 году характеризует его как «странную помесь из героя и комедианта», а будущий военный министр Пруссии Эрнст фон Пфюль свидетельствует: «Из одного глаза глядит у него ангел, из другого — дьявол, и речь его — глубокая ирония над всеми делами человеческими». Средствами для создания своего собственного неординарного, неоднозначного образа для Гёте стали и разнообразные портреты, и его собственные работы, переписка, автобиографии, в частности, «Итальянское путешествие» и «Поэзия и правда» и, наконец, его личный секретарь-летописец Эккерманн, автор «Разговоров», которые перед публикацией подвергались тщательной правке Гёте, предлагая тот образ поэта, каким тот хотел предстать перед читателями.

Целью молодого Гёте стало «самообразование посредством превращения пережитого в образ», причём самообразование тут можно трактовать как конструирование своей собственной личности посредством приобретенного опыта. Вероятно, на подобные мысли натолкнуло Гёте знакомство в 1772 году с известным физиогномистом и психологом Иоганном Лафатером. В соответствии со своими внешними данными (открытый и широкий лоб, большой нос, пронзительный взгляд) Гёте смог причислить себя к гениальным личностям. Так, он сознательно надел на себя своеобразную маску, о чем свидетельствуют и воспоминания современников.

Подобное мифологическое конструирование себя ярко проявляется на портрете Фрица Вигу, написанном в период интендантства в Веймарском театре. Гёте буквально восседает в широком кресле, в плаще наподобие античной тоги, что придаёт всей его фигуре своеобразную царственность и торжественность. Его правая рука покоится на голове льва, а свет, падающий слева, оттеняет нарочито мраморную белизну лица — всё это свидетельствует об особом уже прижизненном положении Гёте, месте властителя дум и поэтического Олимпа.

Подобным же образом будет репрезентировать себя Наполеон, который был страстным почитателем творчества немецкого гения. В 1808 году Наполеон даже встретился со своим кумиром в Эрфуртском дворце веймарского герцога Карла-Августа и предложил Гёте переехать в Париж, однако поэт это предложение отклонил.

Читайте также:
Гомункулус: сочинение

Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна. Источник: wikipedia.org

Говоря об универсальности личности Гёте, нельзя не упомянуть о его деятельности как руководителя Веймарского придворного театра (1791—1817) в сотрудничестве с Шиллером, написавшим для репертуара этой сцены все свои поздние трагедии. Как и во всех других придворных театрах Германии конца XVIII века, здесь драматические спектакли исполнялись вместе с опер­ными, причём именно они пользовались у герцога Саксен-Веймарского и его ближайшего круга наибольшей популярностью. Именно пристрастиями зрителей диктовался театральный репертуар, содержащий большое количество заимствованных итальянских опер и мещанских драм.

Несмотря на кратковременность пребывания Гёте на посту директора, им была предпринята попытка переноса на немецкую сцену крупнейших произведений ми­рового классического репертуара. Прежде чем стать руководителем Веймарского театра, Гёте имел опыт работы в качестве актёра-любителя. Вначале он пробовал себя в бродячем кукольном театре, потом открыл собственный кукольный театр (подарок бабушки). Когда игры в марионеток перестали удовлетворять, Гёте собрал любительскую труппу из своих сверстников и на протяжении нескольких лет организовывал домашние спектакли. Для своих постановок он перерабатывал эпические поэмы и романы, а затем приступил к сочинению собственных пьес. В студенческие годы Гёте всё ещё увлекается театром, выступая в любительских спектаклях и сочиняя пьесы (в том числе либретто для опер).

С момента своего приезда в Веймар по приглашению гер­цога Карла-Августа в ноябре 1775 года Гёте активно участвует в придворных любительских спектаклях, которые организовывались матерью царствующего монарха, герцогиней Анной-Амалией, искренней почитательницей театра и покровительницей актеров. Сам Гёте с большим успехом исполнял в этих спектаклях роли героев-любовников. В конце 80-х годов герцог Карл-Август загорелся идеей создать в своей столице образцовый театр. Поэтому сразу после возвращения Гёте из длительного путешествия по Италии он попросил его стать руковод­ителем вновь организуемого Веймарского придворного театра, для которого специально была приглашена труппа профессиональных актёров.

Веймарский театр задумывался Гёте как образцовое культурное учреждение, призванное воспитывать публику в духе высокой классической эстетики и служить примером для подражания как своим репертуаром, так и актерской игрой. В своих сценических опытах Гёте опирался на практику изобразительных искусств. При этом он рассматривал сцену как «картину без фигур, в которой последние заменяются актёрами», а начинающим актерам рекомендовал «делить сцену на не­сколько участков, которые на бумаге можно попробовать изобра­зить в виде ромбических плоскостей». Этот шахматный принцип предлагался для того, чтобы заведомо принять решение о том, на какую клетку встать в тот или иной особенно драматический момент роли и таким образом избежать хаотичных метаний по сцене. Несмотря на излишнюю схематичность, этот приём был впоследствии использован для организации массовых сцен, требующих четко поставленных векторов движения и поведения в сценическом пространстве.

Дом Гёте в Веймаре. Источник: wikipedia.org

Гете стал подлинным литературным Олимпийцем еще при жизни: к нему в дом приезжали молодые писатели показать рукопись, а, услышав отрицательный отзыв, могли посчитать это крушением всей своей жизни (чего стоит трагическая судьба гениального романтика Генриха Клейста). Иронично относящийся к собственным национальным особенностям поэт Генрих Гейне вспоминал о Гете: «Этот великан был министром в карликовом немецком государстве. Он никогда не мог двигаться свободно. О сидящем на троне Юпитере Фидия в Олимпии говорили, что если бы он когда-нибудь внезапно встал, он проломил бы головой крышу храма. Таким же точно было положение Гёте в Веймаре: если бы он когда-нибудь внезапно восстал из своего неподвижного покоя и выпрямился, то он пробил бы государственную крышу или, что ещё вероятнее, разбил бы себе о неё голову».

Всемирное наследие в Веймаре – городе Гёте, Шиллера и Баухауса

В этом небольшом городе есть сразу несколько объектов из списка ЮНЕСКО. В 2019 году здесь широко отмечают 100-летний юбилей Баухауса.

Широкую мировую известность тюрингский город Веймар (Weimar) получил благодаря классикам немецкой литературы Фридриху Шиллеру (Friedrich Schiller) и Иоганну Вольфгангу фон Гёте (Johann Wolfgang von Goethe). Именно здесь на рубеже XVIII и XIX веков были написаны такие шедевры, как “Фауст” Гёте и “Мария Стюарт” Шиллера, а также многие другие их произведения.

Оба классика идеализировали античность, преклонялись перед классической культурой Древней Греции и Древнего Рима, видели в ней абсолютный нравственный ориентир для стремления к красоте и совершенству, образец для подражания. Своим творчеством Гёте и Шиллер стремились приблизить человечество к достижению этих идеалов.

Архитектурные памятники и исторические места, собрания, архивы и документы, связанные с их жизнью и творчеством в этом городе, называют “Классическим Веймаром” (Klassisches Weimar). В 1998 году они стали объектами Всемирного наследия. Среди них – библиотека герцогини Анны Амалии (Herzogin Anna Amalia Bibliothek), Веймарская резиденция (Stadtschloss) и Садовый домик Гёте (Goethes Gartenhaus) с парком на реке Ильм (Park an der Ilm).

От классики – к модернизму

Недалеко от парка расположены объекты Всемирного наследия, внесенные в список ЮНЕСКО на два года раньше. Они связаны с Баухаусом (Bauhaus-Universität) – высшей школой строительства и дизайна, созданной в Веймаре в 1919 году под руководством Вальтера Гропиуса (Walter Gropius). О вкладе его преподавателей и студентов в формирование современной мировой архитектуры в городе напоминают главное учебное здание (Hauptgebäude), Школа декоративно-прикладных искусств (Kunstgewerbeschule), а также экспериментально-образцовый жилой дом “У рога” (Musterhaus “Am Horn”) с обстановкой, созданной Марселем Брёйером (Marcel Breuer). В апреле 2019 года здесь по случаю 100-летия открылся новый Музей Баухауса.

Фотогалерея: Новый музей Баухауса в Веймаре

Музей Баухауса в Веймаре

Современная архитектура

100 лет назад архитекторы, преподававшие и прошедшие обучение в Баухаусе, знаменитой Высшей школе строительства и художественного конструирования, разработали все те элементы, без которых мы не можем представить себе сегодня ни одного современного здания. Музей Баухауса также построен в духе и согласно традициям школы, основанной в Веймаре 12 апреля 1919 года.

Музей Баухауса в Веймаре

Спорный проект

Здание Музея Баухауса, впервые открывшее двери для посетителей 6 апреля 2019 года, спроектировано известным берлинским архитектором Хайке Ханада (Heike Hanada). Жители Веймара приняли проект не сразу. Сначала им не очень понравилась идея строительства в городе огромного куба серого цвета.

Музей Баухауса в Веймаре

Примирение

Неординарный архитектурный проект все же убедил жителей Веймара. Во-первых, здание фантастически смотрится в темное время суток – когда зажигается светодиодная подсветка по периметру здания. Во-вторых, пространство внутри наполнено воздухом и светом, а линии и цветовое оформление радуют глаз.

Музей Баухауса в Веймаре

Праздник в Веймаре

В апреле Веймар официально начал отмечать 100-летний юбилей Баухауса. Помимо того, что открылся музей, по улицам города прошел карнавал. Среди ряженых были и те, кто предстал перед публикой в виде. Музея Баухауса.

Читайте также:
Эстетические взгляды их отражение в произведениях Гете: сочинение

Музей Баухауса в Веймаре

Карнавал в честь Баухауса

Другие костюмы были призваны напомнить об основных формах и цветах, придуманных профессорами и учениками веймарской школы.

Музей Баухауса в Веймаре

По соседству

В 1933 году Баухаус закрыли национал-социалисты. Символично, что Музей Баухауса в Веймаре построили рядом со зданием, построенным нацистами. Gauforum (на фото – справа) должен был символизировать мощь и централизованность власти “третьего рейха”, и при Гитлере здесь располагалась местная администрация. В 1946 году здание заняли советские военные, а сейчас здесь – земельная администрация Тюрингии.

Музей Баухауса в Веймаре

Легендарная колыбель

Эту детскую колыбельку создал немецкий график, дизайнер и архитектор Петер Келер, сначала учившийся, а потом работавший в Баухаусе. Сегодня знаменитая люлька – один из самых ярких экспонатов веймарского Музея Баухауса.

Музей Баухауса в Веймаре

Живопись

В разные годы в Баухаусе работали Кандинский, Клее, Шлеммер, Файнингер, Мохой-Надь, Иттен. Живопись также является частью экспозиции нового веймарского музея.

Музей Баухауса в Веймаре

Мебель

Конечно, не мог обойтись Музей Баухауса и без лампы Вагенфельда, а также без кресел и стульев Мис ван дер Роэ и Брёйера. Без этих предметов сложно себе представить современный офис. Конечно, мебель была модифицирована и выглядит сейчас немного иначе, но начиналось все 100 лет назад!

Музей Баухауса в Веймаре

Экс-канцлер с супругой

На открытии музея в Веймаре было замечено немало известных личностей. Посмотреть на экспонаты, к примеру, пришел экс-канцлер Герхард Шредер с супругой Ким Со Ён. Судя по всему, музей приятно удивил пару.

Автор: Дарья Брянцева

Вопросы эксперту

Кристин Кнебель (Kristin Knebel) знает Веймар с детства. Она выросла здесь и много лет работала. В расположенной неподалеку Йене изучала историю искусств и теологию. С 2009 года работает референтом генерального директора музеев Фонда веймарской классики (Klassik Stiftung Weimar).

DW: Что нельзя пропустить при первом знакомстве с Веймаром?

Кристин Кнебель: В Веймаре находится много памятников, внесенных в список Всемирного наследия. Обязательными для посещения среди них являются дом-музей Гёте (Goethes Wohnhaus), библиотека герцогини Анны Амалии с залом в стиле рококо (Herzogin Anna Amalia Bibliothek), Веймарская резиденция (Stadtschloss) и парк на реке Ильм (Park an der Ilm), в котором находятся Садовый домик Гёте (Goethes Gartenhaus) и Римский дом (Römisches Haus), построенный в стиле раннего классицизма.

На что следует обратить особое внимание?

– На контрасты, возникающие благодаря сочетанию памятников классического периода в истории Веймара и модернизма. Здесь можно глубоко окунуться в историю конца XVIII – начала XIX веков, одновременно знакомясь с тем, что оставили после себя философ Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche), композитор Ференц Лист (Franz Liszt), архитектор Хенри ван де Велде (Henry van de Velde) и школа Баухауза. В Веймаре и его окрестностях есть также места, с культурным наследием не связанные, но важные с точки зрения исторической памяти о преступлениях нацизма: концентрационный лагерь Бухенвальд и так называемый Гауфорум, один из административных и пропагандистских центров “третьего рейха”.

Ваш секрет для посвященных?

– Городской дворец – Веймарская резиденция (Stadtschloss). Снаружи она выглядит как будто слишком строго, но при ближайшем рассмотрении оказывается настоящей жемчужиной – местом, сохранившим историческую аутентичность эпохи классицизма. Особый интерес представляют грандиозная парадная лестница, названная в честь первого архитектора этого дворца Генриха Генца (Heinrich Gentz), а также бальный и другие праздничные залы, оформленные в период около 1800 года. Фонд веймарской классики выставляет в резиденции произведения из своих обширных коллекций: от работ Дюрера, Кранаха, Каспара Давида Фридриха до Родена, Моне и Макса Бекмана.

Фотогалерея: Веймарские достопримечательности

Достопримечательности Веймара

Нашу прогулку по Веймару начнем на Рыночной площади около этого дома с бело-зеленым фасадом – памятника ренессансного стиля. Некоторое время в здании заседал городской совет, позже стали проводить балы и давать концерты. Здесь бывали Ференц Лист, Гофман фон Фаллерслебен и многие другие известные жители и гости Веймара.

Достопримечательности Веймара

Этот дворец был резиденцией герцогов Саксен-Веймара. Великий герцог Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский (1757-1828) привлек в город многих поэтов, художников, музыкантов и мыслителей. Известной покровительницей науки и искусств также была его мать – герцогиня Анна Амалия. Сейчас во дворце находится экспозиция, посвященная веймарским памятникам Всемирного наследия.

Достопримечательности Веймара

В 1775 году по приглашению великого герцога в Веймаре поселился молодой поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте, получивший здесь должность государственного советника. Сначала ему был предоставлен этот садовый домик в парке на берегу реки Ильм, а затем большой дом в городе, в котором он прожил почти полвека.

Достопримечательности Веймара

Фридрих Шиллер впервые побывал в Веймаре в 1787 году, но окончательно поселился здесь в 1799 году при содействии Гёте. Здесь он провел последние годы своей жизни. Несколько лет Гёте и Шиллер вместе руководили Веймарским театром, в котором проходили премьеры всех поздних драм Шиллера – за исключением “Орлеанской девы”. Этот период вошел в историю литературы как Веймарский классицизм.

Достопримечательности Веймара

Перед нами – одна из первых немецких княжеских библиотек, открытых для доступа общественности. Долгое время Библиотекой герцогини Анны Амалии, под которую был отдан один из веймарских дворцов, руководил Гёте. Она считается одной из самых известных в Германии и вместе с другими памятниками эпохи Веймарского классицизма имеет статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Достопримечательности Веймара

В этом здании располагается Немецкий национальный театр, а перед ним установлен памятник Гёте и Шиллеру. В 1919 году здесь проходили заседания парламента первого немецкого демократического государства – Веймарской республики. Конституционное собрание было перенесено сюда из Берлина, так как в столице бывшей империи тогда сложилась напряженная и нестабильная обстановка.

Достопримечательности Веймара

В этом же году в Веймаре под руководством Вальтера Гропиуса была создана Высшая школа строительства и художественного конструирования – Баухаус, оказавшая революционное влияние на архитектуру и дизайн XX века. В число преподавателей Баухауса входили также Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фейнингер и многие другие знаменитые художники и архитекторы. Позже Баухаус переехал в Дессау.

Достопримечательности Веймара

Веймарская республика существовала до 1933 года, когда власть в стране захватили национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером. Около Веймара находится одно из трагических мест, напоминающих о чудовищных преступлениях времен “третьего рейха”. В 1937 году около этого города был создан один из нацистских концлагерей – Бухенвальд, в котором погибло 56 тысяч человек.

Читайте также:
Клавиго: сочинение

Автор: Максим Нелюбин

Что вам больше всего запомнилось во время первого знакомства с этими местами?

– В доме Гёте на площади Фрауэнплан (Frauenplan) и веймарских парках я бывала, конечно, еще ребенком. Сегодня наибольшее впечатление на меня производят комнаты писателя с оригинальной обстановкой, особенно личная библиотека Гёте и рабочий кабинет, где до сих пор ощущается его незримое присутствие, та атмосфера, в которой он работал.

Какое время года здесь самое красивое?

– Весна, лето и ранняя осень. Веймар окружен своего рода зеленым поясом. Его образуют, в частности, парк у реки Ильм, а также дворцовые парки в Тифурте (Schloss Tiefurt) и Бельведере (Schloss Belvedere). В этой связи также стоит упомянуть уютные и тихие сады около домов Гёте. В Веймаре есть, где отдохнуть на природе, под кронами старых деревьев, в беседках, около фонтанов. У зимы тоже есть свои преимущества. Туристов в это время меньше, что позволяет знакомиться с музеями в более спокойной обстановке.

Знакомство с Всемирным наследием стимулирует аппетит. Какие особенные блюда региональной кухни вы можете рекомендовать?

– “Оригинальные” тюрингские деликатесы можно попробовать повсюду в Германии, но только у нас в Тюрингии тюрингская жареная колбаска (Thüringer Bratwurst) вкусна по-настоящему. То же самое можно сказать о мясных блюдах с тюрингскими клецками. Летом в Веймаре достаточно кафе, где можно приятно посидеть на улице и насладиться атмосферой города.

Какой из памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО вы бы сами хотели посетить?

– Муки выбора. Думаю, что в обозримом будущем я точно отправлюсь в Италию, чтобы посетить этрусские некрополи в провинции Лацио и около Рима. Особенно хочу побывать в Тарквинии, но и античный Геркуланум на берегу Неаполитанского залива значится в планах, как и многое другое.

Хотите читать нас регулярно? Подписывайтесь на наши VK-сообщества “DW на русском” и “DW Учеба и работа” и на Telegram-канал “Что там у немцев?” или читайте нас в WhatsApp

Иоганн Гёте крутил по два романа одновременно

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749 – 1832) – поэт, писатель, драматург, основоположник немецкой литературы нового времени, один из самых ярких представителей романтического направления «Буря и натиск». 28 августа читающий мир отметит 270 лет со дня рождения великого литератора, и мы, перелистывая созданные им произведения, в очередной раз подивимся мощи его таланта. Между тем автор «Фауста» сам был подвержен страстям, что в очередной раз доказывает: даже гениям не чуждо ничто человеческое.

Многостаночник

В историю литературы Иоганн Вольфганг Гете вошел прежде всего как автор 1,6 тыс. стихотворений, а также мемуарист, романист, переводчик, журналист, критик. Еще он был неплохим художником и создал «Учение о красках», где расписал влияние цвета на эмоции. Гете изобрел водяной барометр, открыл межчелюстную кость в человеческом черепе, писал трактаты по физике, акустике, астрономии и др. Он же основал науку морфологию, а его труды по ботанике и зоологии считаются предвестниками теории Дарвина. Иоганн Вольфганг интересовался минералами – в его честь назван гетит. В 1806-м он был избран почетным членом Московского общества испытателей природы.

Памятник Гете и Шиллеру перед зданием Немецкого национального театра в Веймаре. Фото: globallookpress.com

Полиглот

Родился в 1749 г. во Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. Был одним из восьми детей, но в живых остались только он и сестра Корнелия. Мать, Катарина Элизабет Текстор, – дочь бургомистра. Отец, Иоганн Каспар, – адвокат. Он в основном и занимался воспитанием детей. Гете-младший владел шестью языками – французским, латынью, греческим, идишем, ивритом, английским – и уже в раннем возрасте сочинял пьесы для кукольного театра. В 1765-м поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Но вскоре переключился на изучение литературы.

Оккультист

Всю жизнь боролся с туберкулезом. В студенчестве дважды чуть не покончил с собой. Оставив университет из-за болезни, вернулся домой. Увлекся оккультной философией, читал труды античного астролога Манимия, составлял гороскопы. Уверился наконец, что появился на свет под счастливой звездой. С поэтом Фридрихом Шиллером разработал астрологическую схему «Роза темпераментов».

Похоронены поэты тоже вместе – в княжеской усыпальнице на старом городском кладбище. Фото: globallookpress.com

Бунтарь

В диссертационной работе задался вопросом взаимодействия государства и церкви. Богословы Страсбурга назвали Гете «безумным противником религии». Во время защиты в университете Иоганн Вольфганг размышлял о допустимости смертной казни для детоубийц. Свои положения развил в драме «Трагедия Гретхен», написанной по следам истории девушки, казненной за умерщвление младенца.

Фаворит

В 1775-м по приглашению друга, 18-летнего великого герцога Карла-Августа, поселился в Веймаре, где занимался горным ведомством, театром и школами, а заодно принимал участие в кутежах юного государя. По ходатайству герцога был возведен в дворянство.

Дом Фауста в Праге на Карловой площади. По легенде здесь жил немецкий ученый и чернокнижник и отсюда улетел в ад. Пробитую им дыру в крыше постоянно заделывают, но она якобы появляется снова. Фото: blesk.cz

Масон

Посвящен в масоны в веймарской ложе «Амалия». В письме одной из возлюбленных сообщал о паре белых перчаток, полученных во время инициации. Сочинял для ложи гимны и речи.

Философ

Незадолго до смерти, 22 июля 1831 г. закончил «Фауста», начатого в 1771-м, взяв за основу сюжет средневековой легенды о докторе, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, благодаря которому неблагородные металлы превращались бы в золото. Автор наполнил историю философским смыслом. Однажды он сказал, что поэт, живописец, композитор умирает, когда задача его жизни на Земле выполнена. 16 марта 1832 г. Гете простудился на прогулке, а 22-го литератора не стало. Его последние слова были: «Больше света. ». 26 марта гроб с телом покойного поместили в герцогской усыпальнице в Веймаре рядом с прахом Шиллера.

КСТАТИ

  • Потомков у Иоганна Вольфганга не осталось – его род по прямой линии прервался в 1885 г. Сестра Корнелия родила двоих детей – племянниц Гете, их потомки здравствуют и сегодня.

Сокровище в постели

Сохранилось множество живописных изображений Иоганна Вольфганга Гете. С них взирает мужчина благородной наружности, в молодости – и вовсе красавчик. Неудивительно, что поэт был неизменно окружен вниманием фройляйн и фрау – чем, свидетельствуют биографы, активно пользовался.

Гретхен. С девушкой, которая была старше на год, 16-летний Вольфганг познакомился на дружеской пирушке. Деньги на вечеринки, кстати, приятели Гете добывали, подделывая векселя и подкидывая юному дарованию заказы на стихи. Гретхен ответила на ухаживания. Но когда полиция приструнила пьяную компанию, она заявила, что молодого человека едва знает, чем задела чувства нового друга.

Читайте также:
Гете Иоганн Вольфганг – немецкий поэт и мыслитель: сочинение

Анна-Катерина Шенкопф. Анхен, она же Кетхен, – 19-летняя дочь трактирщика из Лейпцига, разносчица пива. Поэт отчаянно ее ревновал и в отместку за мнимые измены укатил домой во Франкфурт. А узнав, что официантка выходит замуж, перенес легочное кровотечение.

Люцинда и Эмилия – дочки учителя танцев в Страсбурге. Вольфанг запал на младшую, Эмилию, к несчастью влюбившейся в него старшей, Люцинды. Эмилия, жалея сестрицу, предложила прекратить занятия и призналась, что сохнет по другому юноше.

Фридерика Брион – дочь пастора, 16 лет. Покорила Вольфганга коротенькой юбкой с черным фартуком. Уже через два дня после знакомства поэт сделал предложение. Но вскоре сбежал – оставив невесту-провинциалку с внебрачным ребенком.

Фридерика Брион

Шарлотта Буфф. Дочь управляющего имениями Немецкого рыцарского ордена – прообраз Лоты, героини романа Гете «Страдания юного Вертера». Увы, барышня была помолвлена с другом поэта.

Шарлотта фон Штейн – жена одного из чиновников, в которую Вольфганг влюбился в Веймаре. Мать восьмерых детей была старше на семь лет.

Анна Элизабет Шенеман. Увидев 16-летнюю Лилли за роялем, Гете, по его словам, почувствовал «притягательную силу самого приятного свойства». В дневнике записал: «Эпизод с Лилли. Прелюдия. Соблазнение». Однако родня поэта считала девушку легкомысленной и старалась расстроить брак. Лилли тоже внушали, что Вольфганг ее не любит. В результате та вышла замуж за страсбургского банкира.

Христиана Вульпиус. С 23-летней цветочницей 39-летний Гете встретился в дворцовом парке в Веймаре. В тот же день в беседке они стали любовниками. Девушку, не умеющую ни писать, ни читать, поэт называл «мой маленький эротикон» и «сокровище в постели». 18 лет Христиана сожительствовала с Гете – тот не женился на ней даже после рождения сына Августа. Крестным ребенка стал Карл Август, но мать-простушку на торжество не позвали. Она родила еще четверых детей, но все умерли. Зарегистрировав-таки брак, Вольфганг вскоре потерял к жене интерес. Христина страдала эпилепсией и уремией, отчего все ее тело отекало, сильно пила. Умерла в одиночестве – после ее смерти Гете записал в дневнике: «Не могу поверить, что прожил с этой женщиной более 20 лет».

Кристиана Вульпиус

Беттина – пассия, которую Вольфганг завел втихаря от Христианы (крутить романы с двумя женщинами одновременно – вполне в духе гения). Первое же свидание прошло в постели. Но скоро все кончилось: Гете не мог долго терпеть претензии, которыми его изводила Беттина.

Марианна Виллемер. С женой банкира Вольфганг познакомился в 65, но плотским утехам предавался с юношеской прытью. Расставшись, влюбленные вели переписку 17 лет.

Марианна фон Виллемер

Ульрика фон Леветцоу – последняя страсть 75-летнего Гете. Он сделал 20-летней девушке предложение, но та отказала.

Ульрика фон Леветцоу

Кстати

  • Биограф-фрейдист Курт Эйслер предположил, что до зрелого возраста Гете страдал от преждевременного семяизвержения и не имел нормальных сексуальных отношений с женщинами. Он объяснял это впечатлительностью натуры гения, который приходил в возбуждение даже от поцелуя.

ЦИТАТА

Иоганн Вольфганг фон Гете:

Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра. Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее.

2. 036 Иоганн Вольфганг Гёте

2.036 Иоганн Вольфганг Гёте
(1749—1832)

Вряд ли в краткой биографии отобразишь хоть малую часть человеческой и творческой сути Гёте. Гений немецкой и без преувеличения мировой литературы все свое творчество называл «фрагментами огромной исповеди». А «Фауст», которого он начал писать в 20 лет, а завершил в 82, и стал его автобиографией, сплавом восторгов юности и зрелых размышлений старости.

Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне в семье состоятельного имперского советника. Отец сам занимался образованием сына. Иоганн рано проявил склонность к поэтическому творчеству. Первые стихи он написал в восемь лет.

С шестнадцати лет юноша три года изучал право, медицину и другие науки в Лейпцигском университете, попутно с увлечением занимаясь оккультной философией и астрологией. В 1769 г. вышел его первый печатный сборник стихов «Новые песни».

В Страсбурге, где Иоганн продолжил изучение юриспруденции, а также посещал лекции по химии, медицине и филологии, он встретился с И.Г. Гердером, идеологом движения «Бури и натиска», озабоченного созданием в Германии великой литературы. Под его влиянием Гёте написал «Гёца фон Берлихингена» и множество стихов в манере народной песни.

Значительное количество юношеских произведений, созданных еще в университете, поэт уничтожил, оставив лишь сборник стихов «Аннете» и пасторальную комедию «Капризы влюбленного».

В этом месте сразу же оговоримся. «Аннета» — она же Анна-Катерина, а попросту Кетхен или Анхен — была пассией поэта, которой он и посвятил свои стихи. А до нее была Гретхен, после нее — Фридерика, Шарлотта, Анна, Максимилиана, Минна, Марианна, Фаустина, Беттина… можно сбиться со счету.

Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта. Эта убежденность, действительно, зародилась в весьма любвеобильном и здоровом сердце поэта.

Если судить по количеству поэтических излияний по поводу одних только встреч и разлук с возлюбленными, можно сделать ложный вывод, что вся жизнь гения состояла только из них одних. Сильные душевные муки в том же университете заставили Гёте искать забвения в вине и кутежах, чем он основательно подорвал свое здоровье, но оно было настолько крепкое, что еще не раз выносило над собой подобные эксперименты.

Побывав на юридической практике в городе Вецларе, поэт безответно влюбился в невесту секретаря ганноверского посольства Шарлотту Буфф и в замешательстве покинул место практики.

Уже дома он узнал о самоубийстве секретаря одного из посольств, также безнадежно влюбленного в жену своего друга. В сильнейшем возбуждении Гёте едва не покончил с собой, но… спасло новое увлечение, после успешного завершения которого за четыре недели писатель создал «Страдания юного Вертера», имевшие феноменальный успех в Германии и Европе и оказавшие мощнейшее влияние на всю философию своего времени, на весь образ жизни европейского общества конца XVIII в., в том числе и на художественную литературу.

Однако просветители и церковные служители жестоко раскритиковали апологию самоубийства. И недаром — после издания переводов романа во Франции, Англии, Голландии, Италии, Швеции и России множество молодых людей из-за неразделенной любви свели счеты с жизнью.

В 1775 г. поэт приехал (как оказалось, на всю жизнь) в Веймар по приглашению девятнадцатилетнего герцога Саксонии-Веймара Карла Августа. Став другом и советником герцога, Гёте с энтузиазмом занимался балами и маскарадами, розыгрышами и любительскими спектаклями, охотой и пикниками. Был попечителем парков, архитектурных памятников и музеев, членом герцогского Тайного совета.

Читайте также:
Клавиго: сочинение

Назначенный первым государственным министром, Гёте управлял военной коллегией, руководил дорожным строительством, ведал государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. А еще находил время изучать геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Тогда же им были написаны «Границы человечества», «Ильменау», «Стихи к Лиде» и баллады.

В 1786 г. Гёте отказался от утомительных обязанностей царедворца, а также запутанных отношений с очередной замужней возлюбленной и покинул двор. Поэт направился в Италию, где два года изучал античное и классическое искусство, занимался лепкой, делал пейзажные наброски, а также переделывал драмы «Ифигению в Тавриде», «Торквато Тассо» и «Эгмонта».

После возвращения поэта в Веймар, Карл-Август освободил его от большей части придворных обязанностей, предоставив ему полную свободу деятельности. Эту свободу Гёте распространил и на личную жизнь: взяв в свой дом юную работницу цветочной мастерской Христиану Вульпиус, он стал жить с ней, хотя острой нехватки в знатных невестах при дворе не ощущалось.

Общественность была шокирована, но цветочница вскоре одарила поэта сыном, а еще через семнадцать лет он созрел и до официального вступления с нею в брак — это произошло уже после захвата Францией Германии. Тогда же Христиана спасла Гёте жизнь, защитив его от двух пьяных французских солдат.

В 1790-е гг. Гёте организовал в Веймаре театр и стал первым его руководителем, предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал герцога в его поездке в Бреслау. Великую французскую революцию поэт принял сдержанно, но прозорливо заметил при этом, что началась новая эпоха всемирной истории.

В годы франко-прусских войн Гёте участвовал в военной кампании против Наполеона, а отойдя от баталий, больше занимался физикой, ботаникой и анатомией, чем литературой. В области естествознания он выполнил целый ряд работ по оптике, акустике, минералогии, геологии и метеорологии. Больших успехов достиг в своих морфологических исследованиях. В области сравнительной анатомии животных ему принадлежит открытие межчелюстной кости у человека.

Из литературных произведений этого периода достаточно упомянуть «Римские элегии», драму «Эгмонт» и роман «Годы учения Вильгельма Мейстера».

В 1794 г. у Гёте сложились теснейшие дружеские отношения с Ф. Шиллером, даже переехавшим ради этой дружбы в Веймар. Ежедневное общение поэтов и их совместная работа над стихами и балладами были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Он написал ряд новых стихотворных произведений и сборник рассказов. Это был период самой интенсивной работы над «Фаустом».

Шиллер скончался в 1805 г., накануне начала грандиозных войн, сотрясших Европу в начале XIX в. Гёте в эти неспокойные годы написал сонеты к очередной возлюбленной Минне Херцлиб, роман «Избирательное сродство» и автобиографию. В 1808 г. была опубликована первая часть «Фауста». Позднее Гёте, под влиянием поэзии Хафиза, создал шедевр любовной лирики «Западно-восточный диван», роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» и еще ряд произведений, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта.

В 1816 г. умерла Христиана.

В 1826 г. Гёте стал иностранным почетным членом Петербургской АН.

Когда Гёте было 74 года, он пережил последнее свое увлечение и сделал официальное предложение девятнадцатилетней Ульрике фон Левенцов, которую он сам называл «доченькой». «Папеньке» было отказано.

Когда поэту было за восемьдесят, умер его друг великий герцог веймарский Карл Август, а вскоре за ним последовал и сын Гёте — Август.

По настоятельным просьбам своего секретаря И.П. Эккермана поэт завершил работу над второй частью «Фауста» за год до смерти.

Скончался Гёте в Веймаре 22 марта 1832 г.

В 1833 г. в первом томе «Посмертного издания сочинений» была издана полностью трагедия «Фауст», в которой Гёте воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии.

Влияние «Фауста» на немецкую и мировую литературу огромно. Все критики единодушно утверждают, что поэтической красотой с «Фаустом» не сравнится ничто, а по цельности композиции — разве что «Потерянный рай» Мильтона и «Божественная комедия» Данте.

На русский язык произведения Гёте переводили многие русские поэты и переводчики. Лучшими переводами «Фауста» считаются переводы Б.Л. Пастернака и Н.А. Холодковского.

Гёте в Веймаре: обретение зрелости

Решение о переезде далось не просто. Отец Гёте был категорически против того, чтобы сын променял дух вольного города Франкфурта на придворную зависимость. Разве сам Гёте в “Вертере” не предсказал обречённость подобного рода деятельности? Разве он не заявил в “Гёце фон Берлихингене” и в только что законченной исторической драме “Эгмонт”, что является сторонником свободы и человеческого достоинства? Не лучшие качества для придворного.

Кем он там будет? Эти опасения не были безосновательны. Хотя позже Гёте станет министром и даже первым министром Саксен-Веймарского герцогства, первые годы его положение оставалось неопределённым. Не случайно автобиографию “Поэзия и правда” Гёте доводит лишь до момента переезда.

Гёте приходится измениться, и нельзя сказать, что это были лишь вынужденные перемены. Он уже распрощался со штюрмерством и искал для себя практической деятельности. Его убеждения вполне можно назвать просветительскими. С одним, пожалуй, исключением: он никогда не был человеком, увлечённым лишь жизнью разума, в свете которого всё предстаёт ясным и однозначным. Напротив, Гёте ощущает мир как великую тайну и откликается ему всей глубиной своей душевной жизни. Свидетельство тому — лирика первых лет пребывания в Веймаре. Стихов не так много, но среди написанного — несколько шедевров.

Вместо громогласного “Странника в бурю” пишется “Ночная песнь странника” (1780), настроенная на тишину, исполненная готовности к трудностям и терпению. Она так звучит в знаменитом вольном подражании М. Лермонтова:

Горные вершины Спят во тьме ночной. ихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы; Подожди немного — Отдохнёшь и ты.

Первые любовные стихи Гёте написал, когда ему не исполнилось двадцати лет, последние — когда ему было за семьдесят. И всё же лирическая манера Гёте, однажды определившись, оставалась узнаваемой. Он влюблён в античность, воспринимая её не как строгую норму, а как идеал высшей и естественной красоты, не как чужое, а как своё. От народной поэзии — ощущение связи своего “я” с природой, перерастающее в мистическое чувство проницаемости границ, отделяющих жизнь души от мирозданья. Вероятно, впервые это сказалось уже в раннем тексте “Счастье отдаленья” (1769) и в полной мере в “новой любви”, вдохновившей цикл, обращённый к Лили Шенеман (1775).

Зрелость лирической манеры совпала с переездом Гёте в Веймар и с его любовью к Шарлотте фон Штейн, замужней женщине, многолетние отношения с которой, отмеченные небывалой для Гёте душевной близостью, должны были оставаться тайными. Чувство уходит на глубину и мыслится душевно необходимым, но роковым союзом: “Ах, была во времени далёком // Ты моей сестрой или женой!”. Это стихотворение (“Ты зачем дала глубоким взглядом // Нам двоим в грядущее взглянуть. ”) (1776) на русский язык перевёл один из самых мистически настроенных поэтов русского Серебряного века Сергей Соловьёв. Оно завершается ощущением ушедшей юности, незащищённости перед судьбой и неизбежного противостояния ей:

Читайте также:
Гомункулус: сочинение

Жизни пыл скудеет, исчезает: Ясный день кругом уже погас. Счастье, что судьба — пусть нас терзает, — Изменить не может нас.

Гёте застал европейскую поэзию в тот момент, когда “любовь — не чувство, а галантное времяпрепровождение, где природа — декорация, а декоративные античные боги и античные пастушки — только маски. ” 2 . Гёте вернул жизнь античному прошлому, одухотворил природу и, опережая романтиков, настроил свои любовные признания в лад с голосом мировой души.

Гёте ещё нет тридцати, но он вступает в пору зрелости. Об этом говорит и его желание подводить итоги, и новая значительность замыслов. К 1776 году относится начало работы над романом о Вильгельме Мейстере, который, как и Фауст, прерываясь и вновь возникая, сопровождает Гёте почти всю оставшуюся жизнь. Тогда был начат первый вариант, известный как “Театральное призвание Вильгельма Мейстера” (1776–1786).

Роман не впрямую, но автобиографичен. В нём экспериментально проверяются варианты судьбы, которые сам Гёте не избрал, хотя и чувствовал их притяжение. В данном случае — увлечение театром. Вильгельм, как и Гёте, переходит от кукольных детских спектаклей к юношеским. Сначала признаёт эстетику правильного классицистического театра, затем отходит от неё. Герой, однако, совершает и то, чего сам Гёте не сделал, — уходит вслед за бродячей труппой, ведёт актёрскую жизнь. Здесь возникает Шекспир, как некогда в беседах Гёте с Гердером, только теперь он является не в сфере идей, а непосредственно в жизни театра как её возможный преобразователь. Некоторые мысли Вильгельма Мейстера о Шекспире общеизвестны, но слишком прямолинейно приняты за позицию самого Гёте. Скажем, трактовка Гамлета как человека, на чьи плечи возложено дело, оказавшееся ему не по силам. Слабый Гамлет, не выдержавший испытания, разочарованный — одна из моделей для будущего романтического героя.

В творчестве Гёте властвует иная логика. В отличие от романтиков, его герой живёт не столько разочарованием или бунтом, сколько желанием деятельности. Это справедливо и для Фауста, и для Вильгельма Мейстера. Эти два героя Гёте — его ответ штюрмерству и самому себе, автору “Страданий юного Вертера”.

В первом варианте романа театральное призвание — вызов жизненному укладу, противостояние художника бюргерскому миропорядку. Окончательный вариант этой части, охватывающей юность героя, будет закончен в 1796-м под названием “Ученические годы Вильгельма Мейстера”. Театр отступает на второй план. На первом — подготовка к будущей профессии хирурга, ученичество, которое заставляет как иносказательную воспринимать и саму фамилию героя — Мейстер (нем. мастер), напоминающую о средневековых цехах, о профессии, определяющей место, занимаемое человеком в мире.

В эпоху наполеоновских потрясений Гёте продолжит свой роман — “Годы странствий Вильгельма Мейстера” (1807–1829), который из воспитательного превращается в философский. От странствующего актёра до путешествующего философа — эволюция героя. Гёте завершил размышлением то, что начинал в тоне почти автобиографическом, личном. Не случайно в тексте “Театрального призвания” рождались лирические вставки, в том числе и такие знаменитые, десятки раз переведённые на русский язык, как “Песня арфиста” и “Песня Миньоны”. Первая — “Кто с хлебом слёз своих не ел. ” (пер. Ф.Тютчева) — о мучительном призвании поэта, увлекающем его к познанию тайн бытия. Вторая — о прелести самой поэтической страны — Италии:

Ты знаешь край, где мирт и лавр растёт, Глубок и чист лазурный неба свод, Цветёт лимон, и апельсин златой Как жар горит под зеленью густой? Ты знаешь край. Туда, туда с тобой Хотела б я укрыться, милый мой. (Пер. Ф.Тютчева)

Сдетства, слушая рассказы отца, потрясённого Италией, Гёте мечтал о поездке туда. И вот теперь, уставший от веймарского двора, его интриг и пустоты, он почти на два года уезжает в Италию (1786–1788). Прерванный отъездом первый вариант романа так и останется незавершённым.

Книгу о своей поездке — “Итальянское путешествие” — Гёте закончит спустя тридцать лет (1817). Но впечатление, произведённое на него Италией, где едва ли не самым главным было ощутить дух неумирающей античности, сказалось сразу же:

Радостно чувствую: я вдохновлён классической почвой. Прежний и нынешний мир громче со мной говорит.(Римские элегии. V. Пер. С.Шервинского)

“Римские элегии”, написанные вскоре по возвращении, несколько лет читаются лишь близким друзьям. Гёте знал, какое впечатление должны произвести стихи, в которых античная форма облекает его новое увлечение — Кристианой Вульпиус. И любовь к простолюдинке (у них родится сын, а в 1806 году Кристиана станет женой Гёте), и откровенность “Римских элегий” оскорбляют веймарский свет. Цикл печатался в журнале Фридриха Шиллера “Оры”. Их творческое сотрудничество, начавшееся в 1794 году и продолжавшееся десять лет, вплоть до смерти Шиллера, называют “веймарским классицизмом”. Два гения наперекор общему стилю жизни пытались вернуть в современность достоинство и то, что они понимали как патриархальную простоту античного идеала.

Поездка в Италию стала для Гёте преддверием нового творческого усилия, которое было встречено обществом либо без понимания, либо даже враждебно. Полагали, что стареющий Гёте слишком явно берёт под защиту всё земное и человеческое. Так, скажем, реагировали на его прославленные античные баллады, находя, что “Бог и баядера” оправдывает преступную любовь, а “Коринфская невеста” вызывающе отстаивает языческий культ любви, отвергая христианскую проповедь аскетизма. Подобно деятелям эпохи Возрождения и в отличие от классицистов, Гёте видел в античности идеал свободного человека, а не обязательный образец для подражания.

Со смертью Шиллера (1805) Гёте ощутил усталость и одиночество. Старая Европа рушится в огне наполеоновских войн. Будущая вызывает у него мало надежды. Значительную часть времени в последующие десять лет Гёте отдаёт своим естественнонаучным увлечениям: коллекции минералов, учению о цвете. Вспоминает прошлое в “Поэзии и правде” (1809–1831). Казалось бы, даже его “Фауст” завершён и опубликован. Однако Гёте предстоит ещё творческий взлёт, а “Фаусту” — продолжение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: