Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи: сочинение

Сочинение по повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Александр Николаевич Радищев создавал свое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в течении десяти лет. Среди многочисленных творений автора, именно эта книга стала наиболее популярна в литературных кругах. Сначала она издавалась без всякого упоминания её автора. Литературные критики были поражены смелостью и дерзостью создателя столь откровенного повествования, который не боялся открыто высказываться о сильных мира сего и вообще о существующем в то время самодержавии в таком негативном ключе. Сама Екатерина, после того как имя автора стало известно, сравнила Радищева с самим Пугачевым. Кроме того, книга очень изменила жизнь писателя, ведь сразу после её издания он был арестован за обнародование своих вольных домыслов и якобы призыв крестьян к восстанию. По этой причине Радищев стал некой легендой своего времени, дворянином – революционером, не желающим мириться с купанием в роскоши помещиков и чиновников, между тем как крепостные крестьяне умирают от голода, работая по семь дней в неделю от зари до зари.

В своем произведении он достаточно ярко описывает всю изнанку России, страну, где царит беззаконие и хаос. По пути ему встречаются разные люди, из разных слоев населения и разного социального статуса. Каждый город – новая глава. Рассказ ведётся от лица одного путешественника, который в своем дневнике оставлял заметки о каждом населенном пункте, в котором ему приходилось останавливаться, описывал особенности жизни в том или ином городе. Все его записи сводились к тому, что где бы он не был, везде процветала коррупция и произвол среди чиновников. Помещики не считали своих крестьян за людей, с лёгкостью могли продать крепостного за порцию устриц или за новую карету. Путешественник принимал всю эту несправедливость достаточно близко к сердцу, ему до слез было обидно за русский народ, угнетаемый и униженный этими хозяевами жизни.

Люди, которые попадаются на его пути в большинстве своем обездоленные, бесправные и несчастные крестьяне. Они делятся с путешественником своими проблемами и жалуются на беспредел, творимый в их городе. Иногда среди его собеседников попадаются и помещики, которые отличаются порядочностью, но они, хоть и не довольны сложившейся ситуацией в стране, ничего не могут изменить и идти против всего капиталистического строя. Поэтому Радищев призывает их всех к восстанию и революции.

2 вариант

«Путешествие…» Радищева вошло в историю России как первое литературное произведение, изобличающее общественный и политический порядок России в конце XVIII века. Недаром приводятся слова тогдашней главы государства Екатерины II, мол автор – бунтарь не хуже самого Емельяна Пугачева.

Нужно заострить внимание на данном высказывании. Очевидно, Екатерина была женщиной неглупой. Вряд ли она лукавила, когда считала Радищева опасным человеком для российской государственности. Он не громил дворянские поместья, не вставал под ружье против регулярной армии. У писателя было более эффективное оружие – перо. Если Пугачев своими погромами мог затронуть небольшую часть европейской России, то Радищев распространением своей повести мог затронуть умы всей страны.

Издатели это прекрасно понимали, поэтому не спешили публиковать сей литературный обвинительный приговор. Более того, Радищев был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой. Все напечатанные экземпляры были преданы забвению. Что сказать, ведь даже большинство самых просвещенных русских людей не знали о ее существовании. О ней знал А. Пушкин, несколько литературоведов и ученых.

Используя современную терминологию, можно сказать, что книга было признана экстремистской. Официальный запрет с распространения книги был снят в 1905 году в свете либерализации политической системы после Первой русской революции.

В кратком анализе не стоит акцентировать внимание на сюжете, поэтому скажем, что повесть написана в стиле дорожного путешествия, где протагонист сталкивается с различными бытовыми ситуациями в ходе поездки. Он в сентиментальном ключе связывает эти ситуации с более масштабными политическими и общественными явлениями той поры: формы организации отношений между помещиками и крестьянами, тяжесть рекрутского набора на военную службу, притеснения и страдания крепостных крестьян, возможность продажи людей и другими.

Объединяющей мыслью для всех глав является то, что автор крайне негативно относится к крепостной системе тогдашнего общества. Простой работяга вынужден от зари до зари трудиться, чтобы обеспечить как барина, так и свою семью. Крестьянские девушки вообще приравнивались к скотине: помещик мог ее обесчестить по своему желанию или продать, как надоевшую игрушку.

На основании содержания повести, можно вполне сделать вывод, что Радищев был первым русским просветителем революционного толка.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Популярные сегодня темы

1831 — в деревне Горохово, недалеко от города Орла на свет появился будущий литератор Николай Семенович Лесков. Его раннее детство прошло в Орле, где отец, бывший семинарист, служил следователем.

Роман Достоевского Преступление и наказание еще раз показывает, насколько человек может перенести всю тяжесть нравственных потрясений, сколько было метаний в мыслях у Раскольникова.

Читайте также:
Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

Собакевич – это один из Чиновников в поэме “Мертвые души”, которую написал Н. В. Гоголь. Он был очень жаден и поэтому, когда к нему приехал Чичиков, главный герой поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя,

Авторству Антона Павловича Чехова принадлежит немало прозаических произведений – произведений лаконичных и при этом глубокомысленных. В этом тексте будет проанализировано

«Энеида» – поема, написанная на основе римской мифологии. Произведение описывает легендарного троянца и сына царя Трои Приама – Энея. Римская держава была основана Энеем после распада Трои.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

  • Готові українські шкільні твори
  • Содержания школьных произведений
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения неизвестных авторов
  • Сочинения по зарубежной литературе
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинения по русскому языку
  • Сочинения по современной литературе

  • Закладки
  • Лучшие сочинения
  • Список сочинений
  • Скачать
  • Статьи
  • Получить сочинение

Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи

Для многих поколений русских читателей имя Радищева. окружено ореолом мученичества: за написание “Путешествия из Петербурга в Москву” автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами высылки в Сибирь. Ее преемники на троне восстановили Радищева в правах, однако он не изменил своих взглядов и, не найдя к ним сочувствия со стороны властей, в 1802 году покончил с собой. Для русской революционной интеллигенции XIX века он стал легендарной фигурой, в его взглядах видели радикальный гуманизм и глубину в раскрытии социальных проблем российского общества конца XVIII века. После революции 1917 года доморощенные литературоведы-марксисты увидели в Радищеве даже зачинателя социализма в России и первого русского материалиста, однако в этих более чем смелых суждениях они явно шли по стопам В. И. Ленина, который поставил Радищева “первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости”. Чтобы заново вернуть Радищева современному русскому читателю, требу

ется снять с его имени слой за слоем идеологическую и прочую шелуху и попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, литературное и поэтическое творчество.

Хотя Радищев писал стихи, поэмы, а также сочинил философский трактат “О человеке, его смертности и бессмертии”, в памяти потомков он остался всего лишь автором “Путешествия из Петербурга в Москву”. Это сочинение получило весьма нелестную характеристику у А. С. Пушкина, который написал, что оно “причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге”. У Пушкина, который по праву считается создателем русского литературного языка, были достаточно веские основания для столь сурового приговора. Однако вспомним, что Пушкин создавал этот новый язык, безжалостно разрушая старый, который был, несомненно, громоздким, корявым, чересчур архаичным, зато вполне соответствовал внутреннему строю пусть “варварской”, но самобытной русской души, тогда как язык Пушкина был достоянием довольно узкого круга дерзкой и вольнодумной молодежи, воспитанной в европейском духе и зачастую с трудом изъяснявшейся на родном, “варварском” наречии. Можно ли безоговорочно утверждать, что лег

кость, гладкость, гибкость, плавная текучесть и изящество языка Пушкина — свидетельство его несомненного достоинства по сравнению с языком Державина, Карамзина и Радищева? Быть может, правы те, кто считал стиль Пушкина легковесным, а мысль, выраженную в характерной для него свободной, раскованной форме, — плоской и упрощенной? Безусловно, нет, однако в оправдание Радищева с его “варварским слогом” приведем два отрывка из его стихотворения “Ода к другу моему”:

Летит, мой друг, крылатый век,

В бездонну вечность все валится.

Уж день сей, час и миг протек,

И вспять ничто не возвратится никогда.

Краса и молодость увяли,

Покрылись белизной власы,

Где ныне сладостны часы,

Что дух и тело чаровали завсегда?

Таков всему на свете рок:

Не вечно на кусту прельщает

Мастистый розовый цветок,

И солнце днем лишь просияет, но не в ночь.

Мольбы напрасно мы возводим:

Да прелесть юных добрых лет

Калечна старость не женет!

Нигде от едкой не уходим смерти прочь…

Однако если вернуться к “Путешествию из Петербурга в Москву”, то вопиющие недостатки книги действительно бросаются в глаза. Повесть представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой лишь названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Рассуждения о вопиющей несправедливости помещиков,

которые не считают своих крестьян за людей, перемежаются довольно сомнительными соображениями по поводу некоторых правил личной гигиены. Так, например, смышленые крестьянские девушки в отличие от развращенных светских дам понимают, что чистить зубы — вредно и отвратительно, и “не сдирают каждый день лоску с зубов своих ни щетками, ни порошками”. Такие — по выражению Достоевского — “обрывки и кончики мыслей” соседствуют с вольными переводами из французских просветителей. Кроме того, Радищев включил в повесть свою оду “Вольность” и “Слово о Ломоносове”.

Читайте также:
Радищев Александр Николаевич: сочинение

Радищев, желая привлечь публику к своему сочинению, взял за образец модную в то время повесть Лоренса Стерна “Сентиментальное путешествие по Франции и Италии”, оригинальность которой состоит в том, что Стерн изящно и остроумно дурачил простодушного читателя, развлекая его пустячными рассуждениями о разнородных и ничем не связанных между собой предметах. Поражает и трогает наивность Радищева, который хотел скрыть за модной и привлекательной — по его мнению — формой всем известные идеи французских просветителей о равенстве, выразив их высокопарным стилем: “Возопил я наконец сице: человек родился в мир равен со всем другим”. Увы, повесть Радищева вышла в свет в 1790 году, после Великой французской революции, и попала, что называется, под горячую руку императрицы. Ознакомившись с ней, она почему-то решила, что “сочинитель сей книги наполнен и заражен французскими заблуждениями, всячески ищет умалить почтение к власти”. Она и положила начало мифу о Радищеве, сказав о нем: “бунтовщик хуже Пугачева”. Не здесь ли

начало того рокового процесса, в результате которого русская литература сделалась в конце концов служанкой революции и стало неприличным говорить о чисто художественных достоинствах произведений, авторы которых принадлежали к “передовой” интеллигенции? Достаточно вспомнить хотя бы бездарный роман Чернышевского “Что делать?”, который, по выражению Ленина, “глубоко перепахал” не одно поколение русских революционеров! Как бы то ни было, Радищев должен заново отвоевать себе место в отечественной словесности если не как автор слабых в художественном отношении путевых заметок, то как талантливый поэт, гуманист, философ.

Александр Николаевич Радищев — первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” необходимость революции в ‘России против монархии и крепостного права. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа.

В мае 1790 года на прилавке одного из книжных магазинов столицы появилось произведение А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Работа печаталась без указания автора, в ней с неслыханной для того времени смелостью и прямотой “безымянный путешественник” наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти.

Познакомившись с книгой, напуганная Екатерина II говорила о Радищеве (имя автора вскоре было установлено), что “это бунтовщик похуже Пугачева”.

Александр Николаевич Радищев в то время стоял на высоте наиболее передовых идей своего времени, он был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительской философии, но книга “Путешествие из Петербурга в Москву”, написанная на русской исторической почве, была кровно связана с русской действительностью последней трети XVIII века. В своей внутренней политике Екатерина II отстаивала прежде всего интересы дворянства, затем купечества. Имея в виду “Манифест о вольности дворянства”, Радищев писал в “Путешествии из Петербурга в Москву”, что “крестьянин в законе мертв”. Действительно, подобными указами правительства крестьянин отдался в полное распоряжение помещика, порабощение крестьян становилось все более бесчеловечным. Не существовало никакого закона, определяющего размеры крестьянских повинностей — барщины и оброка. Именно об этом и говорит Радищев в главе “Любани”. Встречаясь с крестьянином, путешественник удивлен, что тот работает в воскресенье:

“— Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

— Нет, барин, я прямым крестом крещусь,— сказал он…— в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…

— Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?

— Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет”.

После этого разговора путешественник грозно предупреждает крепостников:

“— Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение”.

Постепенно автор переходит к рассуждениям о себе и своем слуге Петрушке. Разве не так же несчастен его крепостной, кто дал власть одним людям над другими? “Закон!” Слезы гнева и стыда текут по лицу путешественника. Он серьезно задумался о несправедливости окружающего мира и ужаснулся пропасти, которая разверзлась между ним и крестьянами. Это в силах понять только совестливый человек, именно таким и предстает перед читателями автор-рассказчик. “Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала”. А сам он очень за многое осуждает не только свой класс, но и себя. Радищев “взирает” на действительность взволнованным взором патриота, пламенного гражданина, страстно желающего счастья своей стране.

С каждой новой главой “Путешествия из Петербурга в Москву” перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является неприкрытым орудием классового угнетения. Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники-Помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное морестраданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги.

Классицизм XVII XVIIIвв: сочинение

ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XVII ВЕКА.

Читайте также:
Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

4. Классицизм – ведущее направление литературы XVII в.

Этапы его развития

Провозгласив культ разума, классицизм требовал разумной регламентации художественного творчества. Отсюда в нем четкость, простота и убедительность во всем: в идеях, жизненных ситуациях, человеческих характерах. Идеал прекрасного, который классицизм видел в античности, он пытался соединить с умным.

В своих поисках разумных правил творчества классицизм обращался к античных теоретиков литературы – Аристотеля, Горация, брал за образец их взгляды на литературу. На базе «Поэтики» Аристотеля и «Послание к Пізонів» Горация француз Никола Буало разработал подробную регламентацию писательского творчества в книге «поэтическое Искусство» (1674), которая стала эстетической программой классицизма.

Классицизм (от лат. classicus – «образцовый», «совершенный») – литературное направление, возникшее в XVII веке во Франции и распространился в странах Европы в начале XIX века.

Следовательно, формирование сильных монархических государств на территории Европы, в частности во Франции, способствовал утверждению классицизма как литературного направления. Во многих странах, и прежде всего во Франции, классицизм стал первым официальным художественным методом, который признал правительство. Идея национального единства в политике монархов нашла воплощение в произведениях класицистів. Короли и цари приближали к себе писателей, а они, в свою очередь, прославляли их в своих произведениях, провозглашали необходимость общественного служения государственным интересам. Принципы государственности и дисциплины, которые утверждались в эпоху абсолютизма, повлияли и на регламентацию в искусстве. Произведения становятся более четкими, уравновешенными, цельными, подчиняются общепринятым канонам классицизма.

труды Рене Декарта

порядок и регламентация

укрепление власти короля

Само название «классицизм» подчеркивала тот факт, что представители направления последовали античную «классику». Однако, не следует забывать, что во времена Возрождения тоже почитали античность. Отличие в поддержании и возрождении античного искусства заключалась в том, что во времена Ренессанса ценилось чувство, а классицисты, наоборот, предпочитали ума.

В соответствии с доктриной классицизма литература должна ориентироваться на готовые высокохудожественные образцы, за которые правила, прежде всего, римская литература. Брали сюжеты из античной мифологии и в основном из римской истории, реже – из Ветхого Завета.

«Древние авторы для новых писателей – это «школа поэтического мастерства», – отмечал представитель немецкого классицизма Мартин Опиц. Античное наследие для художников-классиков – это также определенное мерило и образец. «Мы должны, – отмечает Ж. Расин, – постоянно спрашивать себя: что сказали бы Гомер и Вергилий, если бы про-читали эти стихи? Что сказал бы Софокл, если бы увидел презентованной эту сцену?»

Становление и развитие классицистического направления проходила в постоянной борьбе и полемике с литературой барокко.

Если в барочных литературных произведениях были возможны самые капризные сочетания и сплавы, теория классицизма регламентировала авторское воображение. Классицизм создал целый ряд канонов и правил, которых должен был придерживаться писатель.

Основные правила классицизма:

1. Классицисты утверждали вечность идеала прекрасного, что побудило их следовать традиции античных мастеров. Они считали, если одни эпохи создают образцы прекрасного, то задача художников последующих времен заключается в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда – установление общих правил, необходимых для художественного творчества.

2. В литературе прослеживался четкий распределение по определенным жанрам:

– высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма);

– средние (научные произведения, элегии, сатиры);

– низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы).

Темами для произведений высоких жанров были события общенационального и исторического значения, в них принимали участие цари, выдающиеся деятели, придворные и т.д. Высокие жанры были написаны величавым, торжественным языком. Темами для средних и низких жанров были наука, природа, человеческие пороки, социальные пороки. В них действовали представители средних и низших классов, речь приближалась к разговорного стиля. Если в высоких жанрах прославлялись идеи монархии и общественного служения, то в средних и низких жанрах утверждались идеи познания мира и человеческой природы, вы-кривалися пороки общества и характеров.

Устанавливались міжжанрові границы, а любые міжжанрові сплавы (например, трагикомедия) считались недопустимыми.

Для каждого жанра регламентировались язык и герои. Так, трагедии классицизма присуща была возвышенная, патетическая речь, такие же высокие чувства, обрисовывались героические личности.

В комедиях использовалась простая речь, обязательным был сатирический струя, действовали бытовые персонажи. Жанровые формы новой литературы класицистами игнорировались, особенно это касалось прозаических жанров, которые, несмотря на их большую популярность в современной литературе, были отодвинуты в классицизме на второй план. Жанровыми доминантами классицистической литературы были ода и трагедия.

3. Важным элементом в эстетике классицизма были учения о разуме как главный критерий художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты считали, что античные мастера творили по законам разума. Писателям нового времени тоже следует придерживаться этих законов. Отсюда происходили почти математическая точность правил искусства классицизма (иерархия жанров, единство драматургии и т.д.). Это накладывало отпечаток холодного бесстрастия, чрезмерной логичности произведения класицистів.

4. С учением о абсолютность идеала прекрасного и с рационализмом было связано утверждение об универсальности типов человеческих характеров. Опираясь на «Характеры» Теофраста, классицисты утверждали неизменность человеческих характеров. Поэтому созданные ими образы отличались абстрактністю и универсальностью, воплощением только общих черт, а не индивидуальных признаков. Персонажи в основном были схематичны, – строили вокруг изображения какой-то ведущей черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

Читайте также:
Радищев Александр Николаевич: сочинение

5. Характеры четко делились на положительные и отрицательные.

6. Драматические произведения (трагедия, комедия) подчинялись правилу трех единств – времени, места и действия. Пьеса воспроизводила события, которые происходили в течение одного дня и в одном месте.

7. Четкая композиция должна подчеркивать логику замысла автора и определенные черты персонажей.

8. Для классицизма в целом характерны аристократизм, ориентация на требования, вкусы высшего общественного слоя, хотя некоторые представители классицизма нарушали это правило (например, Мольер)

9. Эстетическую ценность для класицистів мало лишь вечное, неподвластное времени, как произведения античности. Следуя древних авторов, классицисты сами создавали «вечные» образы, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы (Тартюф, Сид, Гораций, Федра, Андромаха, мещанин – шляхтич, скряга и т.д.).

Классицисты настаивали на воспитательной функции литературы и искусства. Причем средством воспитания «хорошего вкуса» есть ни дидактизм, ни морализаторство. Воспитывать человека имеет наслаждение, которое должно давать искусство.

Этапы развития классицизма

В историческом плане классицизм прошел два этапа. Первый этап связан с расцветом монархических государств, когда абсолютизм способствовал развитию всех сфер общества (экономики, политики, науки, культуры). Главной задачей класицистів на этом этапе было прославление монархии, национального единства государства под властью короля. Например, Франсуа Малерб (1555 – 1628), Пьер Корнель утверждали идеал мудрого монарха и преданных ему подданных. Особенно известными стали образы Корнеля – Сид («Сид» – 1673), Август («Цинна, или Милосердие Августа») и др.

На втором этапе исторического развития монархия обнаружила свои недостатки, что обусловило изменение направленности классицизма. Писатели уже не только прославляли монархов и времена их правления, но и критиковали социальные пороки, обличали людские пороки, хотя и не отрицали абсолютизм в целом. Если на первом этапе доминировали ода, эпопея, героическая поэма, а художественные образы были величественными и возвышенными, то на втором этапе характеры героев более похожими на реальных людей, на первый план вышли комедии, сатиры, эпиграммы и т.п.

Вывод. Таким в общих чертах поставь классицизм – не только как направление в литературе и искусстве XVII-XVIII веков, но и тип художественного творчества со специфическими принципами, чувством и пониманием формы, как одна из констант европейской художественной культуры. В Украине этот тип художественного творчества появился с засну-ем Киево-Могилянской академии (1632) и широкое распространение получил в конце XVII – начале XVIII века.

КЛАССИЦИЗМ

1
Классицизм

Классицизм художественный стиль в европейском искусстве XVII—начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Поэтому в начале XVII века именно в Рим стекаются иностранцы для знакомства с наследием античности и Возрождения.

Классицизм сформировался в целостный стиль в острой полемике с барокко и сложился во французской художественной культуре XVII века. В его основе лежали принципы философии рационализма (Р. Декарт). С точки зрения классицистов, великие произведения — это упорное следование велениям разума, изучение классических произведений древности и знания правил вкуса, а не плод таланта или вдохновения. Обращение к классицизму во Франции отвечало интересам государственной власти и процесса национального и государственного строительства. Следует отметить, что от античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII —XVIII вв., а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.

Ориентация на разумное начало определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей — разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов Классицизма. Важная составляющая теории классицизма — воспитательная роль искусства.

Архитектуру Классицизма отличает логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов.

В живописи Классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. Выдающимися представителями французского классицизма XVII века были художники Н. Пуссен и К. Лоррен.

Классицизм XVIII века получил свое дальнейшее развитие под влиянием идей Просвещения и в других европейских странах. Крупнейшим представителем «нового классицизма» (второй половины XVIII — первой трети XIX) веков был французский художник Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил как пропаганде идеалов Французской революции так и прославлению личности Наполеона.

2

Жак-Луи Давид «Клятва Горациев», 1784
Лувр, Париж

В 1780 Давид получил заказ на историческое полотно, которое должно было «оживить добродетели и патриотические чувства». Художник завершил его в 1784 г. в Риме. Сюжет был подсказан пьесой Корнеля «Гораций», который был известен из древнеримских легенд VII века до н.э. В ней идет речь о борьбе двух родов (Горациев и Куриациев) за главенство в Риме. Братьям было суждено вступить в смертельный поединок с друзьями детства и родственниками. Давид стремился раскрыть непримиримые и трагические противоречия между гражданским долгом и чувствами людей.

Читайте также:
Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

Действие картины происходит во внутреннем дворике древнеримского дома. Автор запечатлел тот самый момент, когда отец благословляет своих детей на смертельный бой, протягивая им мечи. Клятва между тремя сыновьями и отцом — это акт сплочения во имя торжества справедливости.

Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину. Безвольные и пассивные позы женщин, мягкие и плавные очертания их фигур выражают молчаливую скорбь. Приглушенные золотисто-серые и белые тона одежд еще более подчеркивают локальный красный цвет одежды мужчин. Художник показал не только готовность к самопожертвованию, но и личные переживания отчаявшихся: сестра братьев, невеста одного из Куриациев, склонила голову к сестре противников — жене одного из Горациев, в глубине — мать славных героев, которая нежно обнимает внуков.

Картину отличает логически ясное построение композиции, рациональная организованность пространства. Трехпролетная античная арка разбивает пространство картины, выделяя главные образные группы, создает ощущение монументальности. Сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим, контраст ритмов и жестов (в античной символике скрещение рук и мечей воспринималось как символ величия и оправданности приносимой жертвы) соответствовали строгим художественным принципам неоклассицизма. А современники восприняли картину «Клятва Горациев», как образец героизма и высокой морали, призыв художника к революционной борьбе.

Видеолекция о картине «Клятва Горациев» Ильи Доронченкова, декана факультета истории искусств Европейского университета (Санкт-Петербург)

3

Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) — французский живописец. Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры, изучал античное искусство в Риме. Тщательно изучая творения великих мастеров античности и Ренессанса, художник пишет: «Понимаю, насколько несовершенен мой стиль, и я готов многое пройти, чтобы приблизиться к истине. Мне нужно стремиться к уровню Рафаэля».

Вернувшись во Францию, художник воодушевляется идеями назревающей революции и в 1780–1790-е годы Жак-Луи Давид становится основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма — направления во французском искусстве конца XVIII века. В его творчестве он сумеем соединить реальную действительность и идеалы классики. Его стихией стали героические образы, строгие и неподкупные, готовые жертвовать собой ради Отечества.

Он стремился выразить героические идеалы свободы через образы античной истории («Смерть Сократа», 1787, Метрополитен-музей; «Клятва Горациев» 1784, Лувр, Париж «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей», 1789, Лувр, Париж). Эти произведения воспринимались художественными провозвестниками революционных событий.

Вовлеченный в революционный круговорот, Жак-Луи Давид стремился к созданию художественно — исторической хроники событий («Клятва в зале для игры в мяч», 1791). Он запечатлевает деятелей Великой французской революции, совмещая черты портрета и исторической картины: «Убитый Лепелетье» и, особенно, «Смерть Марата» с их трагическим звучанием, отличаются простотой и лаконизмом композиции, скульптурной монументальностью форм.

Активная деятельность художника, члена Конвента, была многообразна: организация массовых народных революционных празднеств, работа над их декоративной частью, создание моделей революционной одежды и т.д. После термидорианского переворота, падения и казни Робеспьера был арестован и его друг Давид, и только слава последнего как художника спасла его голову от гильотины.

С приходом к власти Наполеона он вновь принимает активное участие в политической жизни и становится пылким поклонником императора, делающего его первым художником Франции и придворным живописцем. Им были увековечены на полотне славные события Консульства и Империи («Наполеон на перевале Сен-Бернар», «Коронация Наполеона», «Раздача орлов» и т.п.).

После низвержения Бонапарта художник был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и бежал в Брюссель, где продолжил руководить образованием молодых художников и писать картины. Жак-Луи умирает в Брюсселе в 1825 году, оставив после себя около 500 учеников.

Основание целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству, — одна из важных заслуг художника. Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабе, Навез, Робер, Энгр и многие другие, менее значительные художники.

Особенности литературы XVII века. Классицизм

XVII век — начало Нового времени; в истории это понятие обозначает период победы и утверждения буржуазного строя в развитых странах Европы и в Америке. Внутри Нового времени принято выделять два периода: XVII– XVIII века — классическое, а с XIX века — новейшее время.

XVII век — ключевая фаза распада феодализма и вызревания внутри западноевропейского общества капиталистического уклада. Это время послереформационных гражданских войн, когда умами овладевают идеи веротерпимости и сильной государственности, которая только и может предоставить простор для гражданского развития личности; главный политический процесс столетия — становление национальных государств. В это время Западная Европа географически делится на два лагеря: страны Севера, где восторжествовала Реформация и победил протестантизм, и страны Юга, где сохранился католицизм. В северных странах бурно развивался новый хозяйственный уклад, в Голландии и в Англии произошли первые буржуазные революции. Правда, свершались они все еще в привычной оболочке религиозных войн. Революция в Голландии приняла форму борьбы за независимость от Испании; фанатичные испанцы, заботясь об утверждении католицизма, истребляли “нечестивцев”, и палач Голландии, герцог Альба, умер с чистой совестью, заявив, что “не повинен в крови ни единого католика”. В английской революции 1645–1649 годов противостояли друг другу сторонники короля и парламента; при дворе были сильны прокатолические настроения, а парламент был оплотом протестантизма. В 1618–1648 годах Германия была охвачена Тридцатилетней войной. Все это показывает, что религиозная сфера еще сохраняла свою важность и, чтобы проникнуть в массы, любая идея все еще должна была быть заключена в религиозную оболочку, но одновременно появляются новые мощные факторы идеологической жизни.

Читайте также:
Радищев Александр Николаевич: сочинение

Во-первых, это период становления науки в современном смысле слова. На протяжении XVII века развитие Галилео Галилеем и Иоганном Кеплером учения Николая Коперника, открытие Уильямом Гарвеем кровообращения, обоснование метода естественных наук математиком Рене Декартом ознаменовали переворот в научном мышлении, произвели изменения в средневековой картине мира. Изобретение микроскопа и телескопа продемонстрировало отсутствие во Вселенной Бога и ее видимого конца, а также наличие всеобщей взаимосвязи в принципах строения Вселенной. Земля перестала восприниматься как твердый, неподвижный центр мироздания; мир был осмыслен как вечное движение, и атомистические представления определяли умонастроение эпохи. Исчезло представление об уютном небесном своде, на его место пришла холодная звездная бездна. Бог больше не следит за каждым движением людей — возникает представление о природе не как о божественной гармонии, благостном космосе, а как о совокупности материи, в принципе безразличной человеческой потребности в истине, добре и красоте. Природа из “матери”, из лона человечества превращается в объект человеческого воздействия, который надо “покорить”. В этом новом, безучастном, покинутом Богом мире человек почувствовал себя одиноким, заброшенным, утратил ощущение своей исключительности в мироздании и превратился в песчинку, затерянную во Вселенной.

В отличие от эпохи Возрождения с ее ясностью и гармонией, человек перестает восприниматься как мера всех вещей. Человек XVII века отказался от ренессансной стихийности, вольности; усталость от религиозных войн привела к стремлению к миру любой ценой, а для мира нужно было самоограничение, отказ от насилия. Жизнь без насилия способна обеспечить лишь сильная власть, сильное государство, в котором отдельная жизнь подчиняется надличным, общим для всех законам. Поэтому и в природном, и в социальном плане человек XVII века начинает осознавать себя как малую частицу огромного целого, как существо, подвластное надличным, природным законам, с которыми необходимо считаться. Поэтому XVII век точнее разглядел несовершенство мира, точнее воспринял человека. Если внешний мир — движущийся, изменчивый хаос, от которого человек целиком зависим, то взаимоотношения личности с этим миром, с обществом воспринимались как более драматичные, лишенные самодостаточности. Опорой человека в случайностях жизни может быть только разум, отсюда знаменитое определение человека, принадлежащее философу и писателю Блезу Паскалю: “Человек — мыслящий тростник”. В этих словах Паскаль передает одновременно и слабость человека — он всего лишь хрупкий тростник, гнущийся на ветру, и его величие — тростник “мыслящий”, значит способный осмыслить свои невзгоды, подняться над ними до трагического величия.

В философии это новое, дискретное видение мира отразил Рене Декарт (1590–1650 гг.), помимо математических трудов создавший книгу, обосновавшую рационализм как методологию естественных наук, — “Рассуждение о методе” .

В XVII веке наука еще не выделилась в самостоятельную форму общественного сознания; кризисная религиозность сложно взаимодействовала со становящейся наукой. Ни науке, ни нравственности в XVII веке было еще не по силам достичь автономии по отношению к религии. Поэтому религиозная проблематика продолжает играть существенную роль в искусстве XVII века.

Его особенности обнажаются сравнением с искусством эпохи Возрождения. Ренессанс отличали идиллическое, жизнерадостное представление о человеке и слиянность в нем личного и общественного, поскольку личное и общественное еще не были расчленены. Искусство XVII века пронизано трагическим гуманизмом, исходит из идеи борьбы антагонизмов во внутреннем мире человека, из представления о социальной обусловленности личности. Поэтому литература XVII века больше воспроизводит социальную действительность эпохи; это век роста публицистических жанров, формирования профессиональной литературной среды, периодической печати. Для литературного процесса XVII века характерна большая разветвленность; впервые так четко выделяются литературные течения, каждое со своей программой и организационными центрами.

Два художественных направления определяют литературу XVII века: классицизм и барокко. Между ними шла постоянная, иногда очень острая полемика, но важно подчеркнуть их глубинное сходство. Оба направления возникают как реакция на гуманизм Возрождения, как осмысление его итогов; оба устремлены к умопостигаемой идеальной гармонии бытия, но при этом парадоксально воспринимают мир как дисгармонию, впервые расчленяют разум и страсть; обоим направлениям свойственны монументальность, высокий нравственный пафос, напряженное биение мысли.

Читайте также:
Радищев Александр Николаевич: сочинение

Барокко пронизано вдохновляющей верой в абсолютную реальность духовного — вот почему изобилие и динамика барокко, его социоцентризм и повышенное внимание к собственно художественной стороне ведут к удивительной предметности, наглядности произведений барочного искусства, к изображению в нем живой полноты бытия. Раньше эти черты барокко трактовали как “барочный реализм”, но на самом деле барокко направлено на постижение нематериального, духовного, чудесного. В барокко сочетаются трагизм и предельно радостное отношение к жизни, и эта целостность отношения к жизни позволяет говорить о барокко как об искусстве тотально религиозном, прибегающем к символизму для выражения божественного смысла сущего. Это новое художественное видение породило новые стилевые черты: повышенную экспрессивность, сочетание иррационального и чувственного, аллегоризм, зрелищность, театральность. Если для мастеров Возрождения искусство было верным зеркалом, поставленным перед благой природой, то для художников барокко природа непознаваема, а, значит, все зеркала искусства дают только зыбкие, изменчивые образы действительности. Самая характерная метафора барокко — павильон волшебницы Армиды, стены которого представляют собой постоянно опрокидывающиеся зеркала, в которых всякий раз возникает новый образ окружающего мира. В барокко, утверждавшем идею иррационального мира, сильна рационалистическая струя: фатальному злу должна противостоять сила разума, и здесь еще одна точка соприкосновения барокко с классицизмом.

Классицизм — ведущее направление в литературе XVII века. Он зародился в начале XVI века в Италии, в среде университетских ученых, создававших собственные сочинения по законам только что заново прочитанной “Поэтики” Аристотеля. Постепенно из Италии классицизм распространился в другие европейские страны и высшего расцвета достиг в XVII веке во Франции, где в 1674 году Никола Буало опубликовал поэтический трактат “Искусство поэзии”, ставший на полтора века непререкаемым сводом требований к литературе.

Часто главной чертой классицизма называют нормативность, требование к художникам следовать всем нормам и правилам классицистической доктрины. Но Буало только обобщил и изящно, афористично сформулировал правила, сложившиеся задолго до него; притом, как видно из самой его поэмы, на практике этим законам не следовали в точности даже самые восхваляемые им литераторы-классицисты. Нормативность следует понимать как следствие отсутствия в классицизме исторического мышления и абсолютной опоры на разум. Классицисты считали, что вечные и неизменные, единые для всего человечества законы разума порождают в сфере прекрасного “хороший вкус”; он уже воплощен образцово и непревзойденно в практике античного искусства, а законы его теоретически сформулированы в “Поэтике” Аристотеля.

Раз существуют вечные и неизменные законы творчества, то художнику остается лишь строго следовать им, изучать их, опять-таки с помощью разума, и подавлять при этом прихоти своей фантазии. Действительность искусство изображает такой, какой она должна быть с позиций разума, — иными словами, классицизм изображает жизнь не такой, какая она есть, а рисует идеал. Жизнь должна предстать в произведении искусства облагороженной, прекрасной, но эстетическое наслаждение не самоцель — классицисты понимают его как сильнейшее средство воздействия на человека, путь к совершенствованию человеческой натуры, воспитанию нравов, а, значит, важнейшая функция искусства — способствовать улучшению общества. Поэтому особое внимание классицисты уделяли театральному искусству, у которого в XVII веке не было соперников по охвату аудитории. Работа для театра имела особое общественное значение — отсюда расцвет драматургии в эпоху классицизма.

Облегченный подход все эти принципы классицизма сводил к одному — к требованию подражания античным авторам, к воспроизведению системы античной литературы. Но верность духу античности не означала, разумеется, простого повторения античных образцов: классицисты учились у античных авторов, но они впитали и уроки Возрождения, и главным образцом для подражания у них все-таки был идеал природы. Рационализм, лежащий в основе классицизма, привел к разработке строгой иерархии жанров, разделению их, в зависимости от материала изображения и употреблявшегося языка, на “высокие ” и “низкие”, причем смешение жанров не допускалось. Как среди “высоких” жанров (эпопея, трагедия, ода), так и среди “низких” (сатира, басня, комедия) первенствовали во французском классицизме жанры драматургические, то есть трагедия и комедия.

Литература

  1. Большаков В. Французская драматургия первой половины XVII века и мировоззрение Нового времени. Орехово-Зуево, 1992.
  2. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.
  3. Бояджиев Г. Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.
  4. Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. М., 1991.
  5. Леонов С. А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.
  6. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
  7. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.
  8. Сигал Н. Пьер Корнель. М., 1957.

Читайте также другие темы главы “Литература XVII века”:

Перейти к оглавлению книги “Зарубежная литература”

Читайте также:
Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

Классицизм: игра в античность

Ренессанс сменился вычурным барокко с его любовью к роскоши. Но вскоре разум и порядок опять взяли верх. Так появился классицизм.

Людовик XIV и его «большой стиль»

XVII столетие ознаменовалось установлением во Франции особой формы государственного устройства, названной впоследствии абсолютизмом. Всем известное изречение «короля-солнца» Людовика XIV: «Государство — это я» имело под собой весьма основательную почву. Верность короне считалась пиком патриотических чувств. Впитав в себя все эти представления, в искусстве «созрел» новый стиль — классицизм.

Буквально слово «классицизм» можно перевести как «основанный на классике», то есть на предметах искусства, признанных эталонами совершенства, образцами, как в художественном, так и в нравственном смысле. Мастера этого направления полагали, что у красоты существуют точные законы, которые можно (и нужно) постигать с помощью разума.

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV, 1701 год. Источник: ru. wikipedia.org

Эстетическим идеалом для классицистов были древнегреческие и древнеримские «образцы». Свои произведения они строили, подражая античности и искусству Возрождения. Из первой эпохи был заимствован сам процесс творчества, который заключался в соблюдении определенных правил и пропорций в архитектуре и скульптуре. От Ренессанса в живопись классицизма пришли сюжеты и образы из античной мифологии и истории.

Классицизм в искусстве: форма, мера, закон и порядок

Кульминацией развития нового стиля в архитектуре явилось возведение грандиозного дворцового комплекса под Парижем — Версаля. В строительстве парадной резиденции французских монархов участвовали прославленные зодчие: Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр. Верх политики над искусством прослеживается и в архитектуре «королевской» Вандомской площади в Париже, сооруженной по проекту Жюля Ардуэн-Мансара.

Во второй половине XVII века классицизм, получивший название «большого стиля Людовика XIV», стал официальным стилем абсолютистского государства. От скульптур, украшавших монаршие резиденции, парадные залы и парковые аллеи, требовались не столько классическая соразмерность и гармония, сколько монументальность и помпезность. Творцы стремились к впечатляющим, живописным решениям, величественным формам.

Совместив в себе черты классицизма и барокко, французская скульптура XVII столетия показала глубокое внутреннее родство этих направлений. Кажущиеся на первый взгляд диаметрально противоположными, они, по сути, явились разными путями, ведущими к одной и той же цели.

Никола Пуссен. Времена года. Осень, около 1660−1664 гг. Источник: ru. wikipedia.org

В XVII веке главным «живописным» центром Франции была Лотарингия с ее главным городом Нанси. Большинство сюжетов картин художников имели литературную основу. Никола Пуссен стоял у истоков живописи классицизма. Применив в своих работах цветовое деление полотна на три горизонтальные зоны: от золотисто-коричневой земли через зелень деревьев и лугов к яркой голубизне бездонного неба, он разработал прием, названный впоследствии «пейзажной трехцветкой». Цикл картин «Времена года», в котором Пуссен показал взаимосвязь человека и природы, стал вершиной его пейзажного творчества.

Неоклассицизм как завершающий аккорд классики

В середине XVIII столетия увлечение античностью вспыхнуло с новой силой и страстью. Объясняет это несколько причин. Во-первых, достижения археологии. В ходе раскопок древнеримских городов Помпей и Геркуланума, засыпанных вулканическим пеплом при извержении Везувия, были обнаружены удивительные по красоте и богатству произведения античного искусства.

Другая, не менее важная причина заключается в распространении просветительских идей. Деятели эпохи Просвещения, размышляя об изменении и совершенствовании личности и мира, в героях Древней Греции и Древнего Рима видели примеры для подражания. Сформировавшееся на этой почве движение получило наименование неоклассицизм, то есть новый классицизм.

Старт зародившемуся стилю дал необычный проект фасада церкви Сен-Сюльпис, разработанный итальянским мастером Джованни Сервандони. В работе архитектора впервые в XVIII веке появились строгие классические колоннады и арки. Вскоре к античным образцам обратились и другие зодчие. Французские скульпторы XVIII столетия творили одновременно в историко-мифологическом, пейзажном и портретном жанрах. Их отношение к процветающим в то время барокко и неоклассицизму также было довольно свободным. Мастера запросто переходили от богатых украшенных барочных монументов к величественным неоклассицистическим сооружениям. В начале XVIII века классические традиции развивал придворный скульптор Людовика XV Эдме Бушардон. Среди самых известных его произведений — фонтан Четырех Сезонов на улице Гренель и конная статуя «Возлюбленного» короля Людовика XV на площади Согласия.

Фонтан Четырех Сезонов в Париже. Источник: commons. wikimedia.org

XVIII столетие ознаменовалось резким уменьшением зависимости художников от частных заказчиков. Оценивать и судить произведения искусства стало общество. Возникла художественная критика, первыми представителями которой стали выдающиеся мыслители эпохи Просвещения. Философы рассуждали о театре, литературе, музыке.

В Париже, столице художественного мира, при поддержке королевского двора появились первые салоны, стали проводиться публичные выставки. Успех произведений живописцев или скульпторов на вернисаже сулил их авторам настоящее признание.

В начале XIX века классицизм со свойственной ему «математичностью» начал отмирать. На смену ему пришло новое направление — романтизм.

Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма

Урок 5. Русская литература 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Читайте также:
Почему жанр произведения А. Н. Радищева путешествие?: сочинение

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма”

Сегодня на уроке мы:

· поговорим об истории классицизма;

· познакомимся с его главными принципами;

· определим особенности классицизма в русской литературе.

Классицизм – одно из главных направлений в искусстве XVII–XVII веков.

История классицизма началась во Франции в конце XVI века, а закончилась в XIX веке.

Тогда ему на смену пришли сентиментализм и романтизм.

Само слово «классицизм» происходит от латинского classicus – образцовый. Интересно, что придумал этот термин итальянский критик Висконти только в 1818 году. Поначалу классицизмом поэты-романтики насмешливо называли устаревшую эстэтику в своих спорах об искусстве.

XVII век во Франции – это время расцвета театрального искусства, появления новых философских течений, развития точных наук и укрепления абсолютной монархии.

Как же всё это повлияло на искусство? Давайте выясним.

В эпоху абсолютной монархии человек считается слугой государства, для него самое важное – долг перед обществом. Поэтому главным конфликтом классицизма становится борьба долга и чувства, разума и страстей. При этом долг всегда побеждает.

Бурное развитие точных наук в семнадцатом веке повлияло и на философию. Например, математик и философ Рене Декарт говорил:

«Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм».

Принципы математики переносились и в творчество. Искусство должно стать стройной системой, которая работает по строгим законам и подчиняется логике.

Образцом для классицизма стала античность.

Французские классики изучали устройство античного театра и философию Аристотеля, чтобы построить каноны нового искусства. Они взяли идею Аристотеля о том, что творчество – это подражание природе. Но подражать следовало не дикой природе, а идеальной. В классицизме мир показывается таким, каким он должен быть.

Основоположниками классицизма в литературе считают французских драматургов Мольера, Корнеля и Расина.

В 1674 году поэт Никола Буало написал поэму-трактат «Поэтическое искусство». В ней Буало изложил основные принципы классицизма.

Кроме того, он хвалил и критиковал поэтов-современников и давал советы, как следует писать:

«Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна».

В классицизме принято делить жанры на «низкие» и «высокие».

Произведения «высоких» жанров рассказывали о крупных исторических событиях. Часто сюжет брали из греческой мифологии или Библии. Героями были монархи, знаменитые полководцы, мифические личности.

Тема «высоких жанров» – гражданский долг и служение государству. В таких произведениях запрещалось использовать разговорную речь, писать их следовало только высоким стилем.

К «высоким» жанрам относятся трагедия, эпопея, ода.

«Низкие жанры» описывали жизнь низшего дворянства, мещан, слуг и крестьян. И если «высокие жанры» прославляли монархию и идею гражданского служения, то в «низких» высмеивались человеческие недостатки.

К «низким» жанрам относятся комедия, сатира, басня.

Разделение на «низкие» и «высокие» жанры было очень строгим, смешанных жанров в классицизме существовать не могло. Но при этом для знаменитого французского драматурга Жана Батиста Мольера сделали исключение: его лучшие комедии приписали к «высоким» жанрам.

Развитие театрального искусства в эпоху классицизма повлияло на литературу.

Драматурги писали пьесы для театра, поэтому строго соблюдался ещё один закон античного театра – закон трёх единств.

Буало об этом писал:

«Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечёт;

Лишь в этом случае оно нас увлечёт».

Единство времени ограничивало длительность пьесы – действие должно продолжаться не более суток.

Единство места запрещало драматургу переносить действие в разные точки, всё должно было происходить в одном месте.

Единство действия подразумевало одну сюжетную линию. При этом все герои связаны с основной сюжетной линией. Действующих лиц должно быть не больше десятка, чтобы не запутать зрителя и не отвлекать его от главной идеи пьесы.

К этим трём единствам можно добавить и четвёртое – единство характера персонажа. Это единство тоже пришло из античного театра. Вот что советует Буало:

«Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий.

Но строгой логики от вас в театре ждут;

В нём властвует закон, взыскательный и жёсткий.

Вы новое лицо ведёте на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остаётся он всегда самим собой».

Все герои в произведениях эпохи классицизма жёстко разделены на положительных и отрицательных. Их характер не меняется, а убеждения остаются прежними.

Как и в античности, драматурги использовали героев-масок: у каждого персонажа была основная черта, которой он подчинялся.

Например, А. С. Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

Читайте также:
Радищев Александр Николаевич: сочинение

Персонаж классицизма – не личность, а маска, набор общих черт.

Существовала система амплуа.

Например, типичная комедия строилась вокруг сватовства. И из комедии в комедию кочевали одни и те же маски.

Положительными героями были добродетельная девушка на выданье, её ловкая подружка-служанка, избранник девушки и так называемый герой-резонёр. Он был образцом добродетели, появлялся в конце и разрешал конфликт в пользу влюблённых. Кроме того, в своих речах он выражал позицию автора.

Отрицательными становились глупый отец невесты и ещё два-три жениха со своими помощниками.

Драматургам предписывалось сохранять чёткую логичную композицию. В пьесе должно быть пять актов: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

В финале обязательно порок наказывается, а добродетель торжествует.

В России классицизм появился в первой половине XVIII века. Создателем канонов русского классицизма стал Александр Петрович Сумароков.

В 1747 году он опубликовал «Эпистолу о стихотворстве» и «Эпистолу о русском языке». В них Сумароков изложил свои взгляды на поэзию. Но на самом деле, эти трактаты были переводом и адаптацией «Поэтического искусства» Буало.

Сумароков перенёс его идеи на русскую почву и определил главную тему русского классицизма. Эта тема – взаимодействие человека и общества.

История литературы XVIII века проходит четыре периода развития.

Первый период – это литература петровского времени. У неё переходный характер: религиозная древнерусская литература становится всё более светской, пока не уступает место современной русской литературе. В это время появляются первые предпосылки возникновения классицизма.

Во второй период с 1730 по 1750 годы начинается формирование русского классицизма. Меняется русский язык и правила стихосложения, появляются новые жанры.

Третий период – расцвет классицизма. Он продолжается с 1760 по 1770 год. В это же время появляются предпосылки возникновения сентиментализма.

Четвёртый период длится до конца XVIII века. В это время начинается кризис классицизма, развивается сентиментализм и намечается склонность к реализму в литературе.

Вместе с Сумароковым основателями русского классицизма считают Антиоха Кантемира, Василия Кирилловича Тредиаковского, Михаила Васильевича Ломоносова.

Сумароков написал двенадцать комедий и девять трагедий, его произведения стали основой репертуара русского театра.

Поэт Антиох Кантемир стал основоположником русской сатиры.

Василий Кириллович Тредиаковский написал первую русскую оду, дал жанровое определение оде, указал её отличительные признаки и разделил оды на два вида: хвалебные и нежные.

М. В. Ломоносов продолжил работать с жанром оды и довёл его до совершенства. Он разработал «теорию трёх штилей» и определил свой «штиль» для каждого жанра.

С эпохой расцвета русского классицизма связаны имена Дениса Ивановича Фонвизина, Гавриила Романовича Державина, Якова Борисовича Княжнина, Александра Николаевича Радищева.

В чем же особенность русского классицизма?

В России не было традиций светской литературы. Переход от религиозной древнерусской литературы к мирской русской в XVI веке был стремительным. По этой причине поэтам и драматургам пришлось осваивать новые жанры и переносить их на русскую почву.

Русские классицисты стремились обличать пороки общества. Кроме того, важнейшей темой для них было просвещение. Высмеивалось невежество и воспевалась наука.

Например, свою первую сатиру Кантемир посвятил защите образования и науки. Называлась эта сатира «К уму своему», в ней поэт жалуется на бедственное положение науки:

«Наука ободрана, в лоскутах обшита,

Изо всех почти домов с ругательством сбита;

Знаться с нею не хотят, бегут ея дружбы».

Почти все оды Ломоносова говорят о долге перед отечеством и пользе науки.

Материалом для творчества русских классицистов становится не античная мифология, а современная русская жизнь. Русский классицизм не обращён к прошлому, он откликается на процессы, которые происходят в обществе в данный момент.

Ещё одна отличительная черта классицизма – идея о равенстве людей.

В своей сатире «Филарет и Евгений» Кантемир говорит о том, что все люди произошли от Адама и были изначально простыми земледельцами:

«От них мы все сплошь пошли, иной поранее,

Оставя дудку, соху, другой попозднее».

А вот слова Сумарокова:

«От баб рождённым и от дам

Без исключения всем праотец Адам».

О бедственном положении крестьянства заговорит и Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву». Тяжёлая жизнь простого народа станет одной из главных тем русской литературы.

Русский классицизм проповедовал идею единства нации, просвещённой монархии и гражданской ответственности.

Писатели прославляли науки, искусство, военную мощь России, создавая возвышенный образ Родины.

Как литературное направление русский классицизм исчерпал себя к началу девятнадцатого века, но его лучшие идеи повлияли на развитие всей русской литературы.

О предназначении писателя-классициста Александр Николаевич Радищев сказал:

«Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: