Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова: сочинение

5 сочинений по комедии Грибоедова “Горе от ума”

­ Пример сочинения 1

Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.

Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.

В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.

Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.

В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.

Пример сочинения 2

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

Читайте также:
БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ: сочинение

Пример сочинения 3

Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.

Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.

Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.

Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.

Пример сочинения 4

«Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.

Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.

Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.

Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».

Пример сочинения 5

Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Читайте также:
Как Скалозуб стал полковником: сочинение

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает откровенная безнравственность. Она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “возыметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти “качества” являются залогом его будущего успеха в фамусовском. мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор. /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить. ” — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не, проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.

Художественное своеобразие комедии «Горе от ума»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ

«Горе от ума».

Художественный метод. Традиционно “Горе от ума” считается первой русской реалистической комедией. Этот факт бесспорен. Вместе с тем в пьесе сохранились черты классицизма (например, единство времени и мес­та, “говорящие фамилии”, традиционные амплуа: “обманутый отец”, “недалекий военный”, “субретка-наперсница”) и проявились элементы роман­тизма, отразившегося в ряде исключительных черт личности главного ге­роя, в его непонятости окружающими и одиночестве, в его максимализме, противостоянии всей окружающей его действительности и выдвижении в противовес этой действительности своих идеальных представлений, а так­же в патетике его речи. Реализм выразился прежде всего в типизации ха­рактеров и обстоятельств, а также в сознательном отказе автора следовать многочисленным нормам построения классицистских пьес. Грибоедов на­рушил целый ряд жанровых и сюжетно-композиционных канонов, кото­рые мешали ему отразить новое, не характерное для традиционных коме­дий, содержание.

Идейно-философское содержание. Если в начале XIX в. главной задачей комедиографа считались развлечение публики и осмеяние личных поро­ков, то Грибоедов ставил перед собой совсем иные цели. Для их понимания следует обратиться к смыслу названия пьесы. Оно, безусловно, отражает главную мысль, идею произведения. Центральный вопрос, поставленный Грибоедовым в его произведении, можно сформулировать так: почему ум­ный человек оказывается отвергнут и обществом, и любимой девушкой? В чем причины этого непонимания? Это вопрос глубоко философский и психологический, вопрос, возникающий в любом времени и в любой соци­альной среде. В самом деле, давно канула в Лету эпоха карет и дворцов, лю­ди, кажется, живут в совершенно иных условиях, но все так же трудно ум­ному человеку найти понимание в обществе, все так же трудно ему объяс­няться с близкими, все так же противостоят друг другу личные и общест­венные психологические стереотипы. Безусловно, в подобной “надвременной” постановке проблемы заключается один из секретов долголетия коме­дии, ее современности и актуальности.

Проблема ума — это тот идейно-эмоциональный стержень, вокруг ко­торого группируются все остальные вопросы философского, социально-политического, национально-исторического и нравственного характера. В связи с особой значимостью проблемы ума вокруг нее развернулась серьез­ная полемика.

Памятуя о пушкинском принципе судить писателя “по законам, им са­мим над собою признанным”, следует обратиться к позиции Грибоедова, к тому, что он сам вкладывает в понятие “ум”. Назвав Чацкого умным, а дру­гих героев — глупцами, драматург выразил свою точку зрения недвусмыс­ленно. Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не раз­деляет ее взглядов. Обнаруживаются два понимания ума. Ум Фамусова и персонажей его круга представляет собой умение приспосабливаться к су­ществующим условиям жизни и извлекать из них максимальную матери­альную выгоду. Жизненный успех выражается в количестве душ крепост­ных крестьян, в получении титула или чина, в выгодной женитьбе или за­мужестве, в деньгах, в предметах роскоши, Тот, кто сумел этого достичь (независимо от средств достижения), почитается умным. Пример “умного” поведения наглядно демонстрируется в рассказе о дяде Фамусова Максиме Петровиче, который, казалось бы, абсолютно проигрышную ситуацию (“на куртаге. упал, да так, что чуть затылка не пришиб”), мгновенно сориенти­ровавшись, сумел обратить в выигрышную для себя, нарочно упав еще дважды и получив за это компенсацию в виде особого расположения развеселившейся императрицы.

Читайте также:
Старая Москва в комедии «Горе от ума»: сочинение

Подобные примеры “умного” поведения показывают и Софья, и Молчалин, и Скалозуб. С их точки зрения, человек, не желающий держать кре­стьян в крепостной зависимости, отказавшийся от должности и карьеры, не желающий лукавить, открыто высказывающий взгляды, идущие вразрез с общепринятыми, наживший себе за один вечер столько недругов, не мо­жет считаться умным — так может поступить лишь безумец. Вместе с тем многие представители фамусовского общества прекрасно осознают, что взгляды Чацкого не безумны, а построены на совсем иной логике, отличающейся от их собственной и таящей в себе угрозу для их привычного со­стояния самоуспокоенности. Логика умного человека, по Чацкому, пред­полагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзято оценить сами условия с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют. Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому умному, бодрому народу, который только что спас русскую монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, исполь­зуя принципы Максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить — теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились. Все эти примеры от­четливо проявляют авторскую позицию: ум, который лишь приспосаблива­ется к уже известному, мыслящий стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно. Вывод, имея в виду ситуацию на­чала XIX в., может звучать так: дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за подобными взглядами право на существование, на них необходимо будет реагировать: либо, осознав их правоту, меняться в соответствии с ними (чего многим делать не хочется, а большинству просто не под силу), либо бороться (что и происходит на про­тяжении 2-го, 3-го и почти всего 4-го действия комедии), тогда как объяв­ление героя сумасшедшим позволяет не обращать внимания на его речь. Так удобно, и можно попытаться восстановить ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Однако сделать это уже оказывается невозможным, ибо Чацкий не просто абсолютно одинокая фигура, но тип, обозначивший целое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки.

Чтобы осветить проблему ума всесторонне, драматург обращается к другим философским, социально-политическим, нравственно-этическим, национально-культурным и семейно-бытовым аспектам. Таким образом, содержание комедии представляет собой сложный комплекс философских, социально-политических, нравственных и национально-исторических проблем. К числу философских помимо проблемы ума можно отнести про­блему смысла жизни, проблему счастья, проблему свободы личности, про­блему судьбы. Очень широко представлены социально-политические про­блемы. Прежде всего следует выделить проблему глубокого размежевания внутри дворянства. Большинство дворян устраивает та жизнь, которой они живут и которую не хотят ни в чем менять. Меньшинство же, напротив, стремятся преобразовать практически все общественные устои.

Завершая анализ содержания «Горя от ума», необходимо обратить вни­мание на абсолютный характер противостояния противоборствующих сил по всем вопросам: ни одна из сторон не только не способна на компро­мисс, но, напротив, совершенно убеждена в том, что истина принадлежит только ей. В переломные эпохи русской жизни общество раскалывается на тех, кто стремится изменить все устои сразу, и тех, кто всеми силами пыта­ется старые основы сохранить. Особенность национального сознания в по­добные моменты срабатывает таким образом, что люди оказываются не способны поставить себя на противоположную точку зрения. В связи с этим особое значение в комедии приобретает мотив глухоты, Проявляю­щаяся как на общественном, так и на межличностном (отец, например, оказывается глух к взглядам дочери, дочь не слушает предостережений гор­ничной, главный герой не может поверить, что его возлюбленная предпо­чла ему другого) уровне, глухота обыгрывается и с помощью сатирических приемов, соотносящих нежелание слушать с глухотой в буквальном смысле слова. Проходя через всю пьесу, мотив глухоты становится лейтмотивом произведения.

Конфликт, сюжет и композиция. Рассматривая конфликт и сюжетную организацию “Горя от ума”, необходимо помнить, что Грибоедов новатор­ски подошел к классицистской теории трех единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени, драматург не счел нужным руково­дствоваться принципом единства действия, которое по существовавшим правилам должно было строиться на одном конфликте и, завязавшись в начале пьесы, получить развязку в финале, причем главная особенность развязки заключалась в торжестве добродетели и наказании порока. Нару­шение правил построения интриги вызвало острые разногласия в критике. Так, Дмитриев, Катенин, Вяземский говорили об отсутствии единого дей­ствия в “Горе от ума”, подчеркивали доминирующую роль не событий, а разговоров, усматривая в этом сценический недостаток. Противоположную точку зрения высказал Кюхельбекер, утверждавший, что в самой комедии гораздо более движения, нежели в пьесах, построенных на традиционной интриге. Суть этого движения состоит именно в последовательном раскры­тии точек зрения Чацкого и его антиподов, “. в сей-то именно простоте — новость, смелость, величие. ” Грибоедова. Итог полемике позже подвел Гончаров, выделивший два конфликта и соответственно две тесно перепле­тенные друг с другом сюжетные линии, составляющие основу сценическо­го действия: любовную и общественную. Писатель показал, что, завязав­шись поначалу как любовный, конфликт осложняется противостоянием обществу, затем обе линии развиваются параллельно, достигают кульмина­ции в 4-м действии, а затем любовная интрига получает развязку, тогда как разрешение общественного конфликта вынесено за рамки произведения — Чацкий изгнан из фамусовского общества, но остается верен своим убеж­дениям. Общество же не намерено менять своих взглядов — следовательно, Дальнейшее столкновение неизбежно. В такого рода “открытости” финала, а также в отказе показать обязательное торжество добродетели отразился реализм Грибоедова, стремившегося подчеркнуть, что в жизни, к сожале­нию, нередко встречаются ситуации, когда порок торжествует. Необыч­ность сюжетных решений с закономерностью привела к необычной компо­зиционной структуре: вместо предписывавшихся правилами трех или пяти Действий драматург создает комедию из четырех. Если бы любовная интри­га не была осложнена общественным конфликтом, то для ее разрешения было бы достаточно и трех действий; если же предположить, что автор задался бы целью показать окончательную развязку общественного кон­фликта, то, очевидно, ему понадобилось бы написать пятое действие.

Читайте также:
Чацкий 3: сочинение

Система персонажей. Рассматривая особенности построения системы персонажей и раскрытия характеров, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, автор создает образы своих героев по принци­пам реализма, сохраняя, однако, верность некоторым чертам классицизма и романтизма. Во-вторых, Грибоедов отказался от традиционного разделе­ния персонажей на положительных и отрицательных, что отразилось и в различии критических оценок, данных образам Чацкого, Софьи, Молчалина. Чацкий, например, помимо положительных качеств — ума, чести, мужества, разносторонней образованности — обладает и отрицательными – излишней горячностью, самоуверенностью и бесцеремонностью. Фаму­сов помимо многочисленных недостатков обладает важным достоинством: он заботливый отец. Софья, так безжалостно и бесчестно оклеветавшая Чацкого, умна, свободолюбива и решительна. Угодливый, скрытный и двоедушный Молчалин также неглуп и выделяется своими деловыми каче­ствами. Попытки критиков абсолютизировать положительные или, напро­тив, отрицательные стороны героев приводили к одностороннему их восприятию и, следовательно, к искажению авторской позиции. Писатель принципиально противопоставил традиционному способу создания персо­нажей, основывавшемуся на классических амплуа и гиперболизации ка­кой-либо одной черты характера, способ изображения общественных типов, прорисованных через индивидуальную детализацию как разносторон­ние и многомерные характеры (названные автором “портретами”).

Очень важно помнить, что как обобщающие, так и индивидуальные черты героев создаются благодаря целому арсеналу художественных средств и приемов. Именно владение драматургической техникой, умение создать яркие, живые, запоминающиеся картины и образы составляют ос­нову мастерства художника. Основную черту личности, которую автор счи­тал центральной для соответствующей сценической роли, обозначает “го­ворящая” фамилия. Важными средствами создания образов являются также поступки персонажей, их взгляды на существующие жизненные проблемы, речь, характеристика, данная другим действующим лицом, самохарактери­стика, сопоставление героев друг с другом, ирония, сарказм.

Чтобы получить представление о системе персонажей, нужно проана­лизировать взаимодействие уровней организации пьесы — главного, второ­степенного, эпизодического и внесценического. Каких героев можно счи­тать главными, каких — второстепенными, каких — эпизодическими, зави­сит от их роли в конфликте, в постановке проблем, в сценическом дейст­вии. Так как общественное противостояние выстраивается прежде всего по линии Чацкий — Фамусов, а любовная интрига основывается преимущест­венно на взаимоотношениях Чацкого, Софьи и Молчалина, становится очевидным, что из четырех главных действующих лиц именно образ Чацко­го несет основную нагрузку. Кроме того, Чацкий в комедии выражает ком­плекс мыслей, наиболее близких автору, отчасти выполняя функцию ре­зонера.

Фамусов выступает в пьесе и как главный идейный антипод Чацкого, и как важное действующее лицо в любовной интриге, и как определенный общественный тип — крупный чиновник, и как индивидуальный характер — то властный и прямолинейный с подчиненными, то заигрывающий с горничной, то пытающийся “наставить на путь истинный” молодого чело­века, то обескураженный его ответами и кричащий на него, то ласковый с дочерью, то мечущий в ее адрес громы и молнии, услужливый и вежливый с завидным женихом, любезный хозяин, могущий, однако, спорить с гостя­ми, обманутый, одновременно смешной и страдающий в финале пьесы.

Еще более сложным оказывается образ Софьи. Остроумная и находчи­вая девушка противопоставляет свое право любить воле отца и обществен­ным нормам. Вместе с тем, воспитанная на французских романах, она именно оттуда заимствует образ возлюбленного — умного, скромного, ры­царственного, но бедного человека, тот образ, который она стремится най­ти в Молчалине и жестоко обманывается. Она презирает грубость и неве­жество Скалозуба, ей претит желчный, язвительный язык Чацкого, говоря­щего, впрочем, правду, и тогда она отвечает не менее желчно, не брезгуя мстительной ложью. Софья, скептически относящаяся к обществу, хотя и не стремящаяся к конфронтации с ним, оказывается той силой, с помощью которой общество наносит Чацкому наиболее болезненный удар. Не лю­бящая фальши, она вынуждена фальшивить и скрываться и вместе с тем находит силы дать понять Чацкому, что ею избран Молчалин, чему, одна­ко, Чацкий отказывается верить. Пугающаяся и забывающая всякую ос­торожность при виде упавшего с лошади возлюбленного, гордо встающая на его защиту, она приходит к тяжелому потрясению, оказавшись свиде­тельницей любовных домогательств избранного ею “рыцаря” к ее же собст­венной горничной. Мужественно перенеся этот удар, приняв вину на себя, она вынуждена еще и выдержать гнев отца и насмешливое предложение Чацкого помириться с Молчалиным.

Не абсолютно однозначен в пьесе и образ Молчалина. Пушкин писал о нем: “Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него и труса?” Из всех персонажей фамусовского круга Молчалин, пожалуй, лучше остальных может приспособиться к существующим условиям. Обла­дающий помимо всего прочего незаурядными деловыми качествами, он способен достичь высокого положения в обществе. Молчалин являет собой тот тип людей, небогатых и незнатных, которые своим трудом, упорством, умением находить общий язык с людьми медленно и неуклонно делают карьеру. Вместе с тем он оказывается в довольно сложном положении. Уважительно относящийся к Фамусову, он обманывает своего начальника в угоду его дочери, к которой, однако, не питает никаких чувств. Постав­ленный перед выбором, он стремится угождать обоим. В результате, чтобы спасти свою карьеру и не наживать опасных врагов, он лжет и Фамусову, и Софье. Вынужденный играть по обязанности столько ролей — и секретаря, и любовника, и учтивого собеседника, и карточного партнера, а иногда да­же и слуги — Молчалин проявляет лишь одно живое чувство (влечение к Лизе), за которое и расплачивается: его карьера оказывается под угрозой.

Читайте также:
Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Второстепенные персонажи соотнесены с главными действующими лицами, но вместе с тем имеют важное самостоятельное значение и непо­средственно влияют на ход событий. Так, Скалозуб являет собой тип воен­ного, недалекого, но самоуверенного и агрессивного. Его появление ос­ложняет и любовный, и общественный конфликт. Лиза — служанка-наперсница. Без этого образа нельзя представить как возникновение, так и развязку любовной интриги. Вместе с тем Лиза остроумна, иронична, дает точные характеристики разным героям. Она сопоставлена со своей хозяй­кой, и в ряде случаев это сопоставление разрешается в ее пользу. Одновре­менно с помощью этого образа Грибоедов подчеркивает противостояние Дворянства и крепостных.

Сопоставлены с главным героем и два других персонажа — Репетилов и Горич. Первый являет собой тип псевдооппозиционера. Для автора, оче­видно, было важно отграничить человека, имеющего свои глубоко проду­манные убеждения, от того, кто склонен повторять чужие. Судьба второго показывает, что могло бы случиться с Чацким, попытайся он выполнить Условия Фамусова и стать как все.

Эпизодические персонажи — Хлестова, Хрюмины, Тугоуховские, г. Н., г. Д. — принимают участие в общественном противостоянии, подхватывают и распространяют сплетню о безумии Чацкого. Они являют собой допол­нительные общественные типажи, благодаря присутствию которых карти­на становится более сатиричной. В их изображении автор широко исполь­зовал приемы гиперболы, иронии, сарказма. Важно также обратить внима­ние не только на то, что их объединяет, делая так называемыми представи­телями фамусовского общества, но и на то, чем они друг от друга отличаются, на их индивидуальные черты и на противоречия, возникающие меж­ду ними.

Необычно много в комедии внесценических персонажей, их даже больше, чем сценических. Они также представляют ту или иную из проти­воборствующих сторон, с их помощью расширяются рамки конфликта: из локального, происходящего в одном доме, он становится общественным; преодолеваются узкие рамки единства места и времени, действие перено­сится из Москвы в Петербург, из XIX в XVIII в.; усложняется и еще более конкретизируется картина нравов тех времен. Кроме того, благодаря внесценическим персонажам читатель получает возможность более точно оценить взгляды лиц, действующих на сцене.

Таким образом, и содержание, и все уровни формы были решены дра­матургом в новаторском ключе, приближавшем, насколько это было воз­можно, художественное произведение к действительности, что послужило одной из основ долголетия комедии.

Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова: сочинение

XIX век – расцвет русской литературы; время, когда появилось множествго замечательных писателей. Один из них-А.С.Грибоедов. Самым же впечатляющим и открывающим глаза на современную автору действительность является комедия «Горе от ума». Датой начала работы над комедией принято считать 1820 год, датой завершения – год 1824. Это время отличалось, с одной стороны, консерватизмом мышления правящего большинства, с другой – зарождением и развитием прогрессивной мысли тех, кого после известных событий 1825 года назовут декабристами.

К сожалению, не многие современники сумели прочитать комедию из-за ее запрета правительством. Кроме того, часть из них не сумела оценить новаторство Грибоедова в построении произведения. Попытаемся понять, в чем же заключалось художественное своеобразие пьесы, поставившее в тупик многих именитых критиков того времени.

Чтобы приблизить свою комедию к современности и показать Россию со всеми ее нарождающимися конфликтами, драматург совместил особенности целых трех литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Это, очевидно, и шокировало более всего современников.

В те времена главенствующие позиции в искусстве занимал классицизм, не предполагающий отступлений от выдвинутых теоретиками норм. Грибоедов, используя его черты, идет дальше. Во-первых, он расширяет и усложняет задачу комедии – высмеять и наказать порок. Следуя за жизнью, драматург не наказывает порок. Его Чацкий уезжает из столицы, «сломанной количеством силы старой». Во-вторых, драматург отказывается от языка «низкого стиля» и включает в комедию много слов высоких, помогающих оценить высокий патриотический настрой главного героя пьесы. В-третьих, Грибоедов нарушает единство действия, добавляя к любовному сюжету общественно-политическую линию. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В-четвертых, он разрушает систему традиционных амплуа классицистической комедии: исчезаю! роли удачливого и неудачливого любовников ( ни Чацкий, ни Молчалин в финале не торжествуют): герои становятся шире своих амплуа. Так, Фамусов не только отец, не догадывающийся о романе своей дочери, но он и идеолог «века минувшего». Роль резонера теперь выполняет не второстепенный персонаж, а главный герой комедии. Наконец, Грибоедов отказывается от деления персонажей на отрицательных и положительных.

Кроме того, в комедии «Горе от ума» явно прослеживаются черты романтизма. Во- первых. одним из центральных мотивов пьесы является мотив одиночества, характеризующий именно романтического героя. Во-вторых, главный персонаж вступает в открытое противоборство со всем обществом, со всей «фамусовской Москвой». В-третьих, налицо мотив путешествия. В-четвертых, основополагающим принципом построения комедии выступает принцип контраста, который прослеживается не только на уровне вступающих в противоборство персонажей, но и на уровне всей образной системы. Особенно показательна антитеза холода, стужи и огня, жары для обрисовки консерваторов и прогрессивно мыслящей молодежи.

Читайте также:
Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий,а с ним и вся комедия»?: сочинение

Третьим направлением, черты которого Грибоедов внес в свою комедию, стал реализм. В ней мы видим типичную картину того времени. Во-первых, она характеризуется общим отношением к чинам и службе. Так. формулой жизни для все барской Москвы становятся слова Скалозуба: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы. » – или Молчалина, обращенные к Чацкому: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И на границе брать и весело пожить. » Во-вторых, общим является отношение к деньгам. «Золотой мешок» – цель всей фамусовской столицы. Каким же образом получают чины и деньги, никого не интересует. Именно поэтому Фамусов готов отдать свою дочь за недалекого и грубого Скалозуба. В- третьих. показательно общее отношение к крепостным. Здесь могут выменять слуг, которые «и честь и жизнь» спасали, на «борзые три собаки». В-четвертых, характерно для консервативного общества и отношение к образованию: « Ученость – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Однако, кроме общих черт, герои обладают и чертами индивидуальными. Например, совершенно по-разному говорят Фамусов и Скалозуб. Первый – оратор, второй – образец солдафонского о косноязычия. Кроме того, система персонажей вся ориентирована на реалистическую манеру. Ни в классицистическом, пи в романтическом произведении не могло появиться такого огромного количества внесценических персонажей. Но именно они помогают Грибоедову показать масштабность назревшего в России конфликта и необходимость борьбы за преобразования в Отечестве.

Прошло много времени с момента появления на свет великой комедии Грибоедова. Но и сегодня мы с удовольствием читаем книгу, в которой находим золотую россыпь мыслей, облеченную в форму пословиц, поговорок, фразеологизмов. Именно их концентрация в значительной степени отличает «Горе от ума» от других произведений, заставляет вновь и вновь обращаться к тексту.

«Художественные особенности пьесы А С Грибоедова «Горе от ума»»

А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных особенностях пьесы «Горе от ума». В России в I четверти XIX в. драматическое искусство стало пользоваться особой популярностью. В репертуаре театров появились пьесы русских авторов, которые в большинстве своем продолжали традиции классицистов.

А.С. Грибоедов отдал дань таланту известных драматургов, с некоторыми из которых состоял в авторском сотрудничестве, но в 1824 г. он завершил работу над пьесой, которой было суждено открыть новую страницу в истории русской драматургии. Пьеса «Горе от ума» начинается как водевиль, но появление современного героя, которому автор придает черты прогрессивных людей своего времени, ломает традиционную комедийную интригу и преобразует «водевильчик» с легким любовным сюжетом в «высокую комедию», в которой сплавлены, по словам Гончарова, «картина нравов», «галерея живых типов» и «жгучая сатира». Своеобразный конфликт и новый герой способствуют воплощению идеи А.С. Грибоедова о создании «высокой комедии», направленной на очищение общества от пороков. Автор представил публике пьесу, в которой запечатлел состояние современного ему общества, зарождение недовольства среди передовой молодежи, раскол, возникший между веком «минувшим» и веком «нынешним». Социальный конфликт в пьесе (борьба старого и нового) осложняется философским (горе от ума) и любовным конфликтами. Можно смело сказать, что «Горе от ума» — это первая реалистическая пьеса в репертуаре русского театра. Пьеса создана на современном материале, в ней отражена жизнь московского общества первой четверти XIX в. Также в пьесе отражен современный социальный конфликт и современный герой. В пьесе параллельно прорисованы две равноправные сюжетные линии: социальная и любовная. Нет в произведении крупных переломных событий, определяющих развитие действия: мы являемся свидетелями частного визита главного героя в дом своих старых знакомых, который к тому же быстро заканчивается. Также в пьесе отсутствует благополучный финал: мы не знаем, что ждет героев произведения. Чацкий заявляет, что в Москву он «больше не ездок», Софью, возможно, отправят «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», от Молчалина требуют, «чтобы в доме здесь заря вас не застала», Фамусов дрожит перед тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».

Итак, пьеса Грибоедова — это реалистическое произведение, но она включает в себя еще элементы классицизма и романтизма. А.С. Грибоедов соблюдает единство места (все события происходят в доме Фамусова), единство времени ’28действие совершается за сутки). В его пьесе фигурирует положительный герой, несущий авторское слово зрителю, сохранены, как в пьесах классицизма, длинные монологи героев, в основе сюжета пьесы лежит острый конфликт героя с обществом. Автор явно выступает продолжателем традиций классицистов, ратующих за воспитывающее воздействие драматических произведений. Также пьеса наполнена элементами романтизма: мы наблюдаем противостояние благородного героя и отвергающего его общества; герой, будучи всеми отвергнут, одинок и вынужден странствовать. Усиливает конфликт драма неразделенной любви, и совсем уже романтическим атрибутом видится мотив сумасшествия. Пьеса носит название «Горе от ума», хотя сначала автор назвал ее «Горе уму». Автор сравнивает разные типы ума: «высокий» ум Чацкого, помыслы которого связаны с размышлением о судьбе России и долге гражданина, и удобный ум Фамусова, Скалозуба и Молчалина, цель жизни которых «и награжденья брать, и весело пожить». Точнее всех об этой проблеме говорит в пьесе Софья, характеризуя Молчалина и объясняя Чацкому свой выбор:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
С проблемой ума в пьесе связана проблема безумия. В третьем действии Чацкого объявляют сумасшедшим. В сплетне Софьи, так быстро и к общему удовольствию распространившейся, мало клеветы: если общество прислушается к тому, что говорит Чацкий, оно должно признать себя преступным. Гораздо легче не задумываться о речах «опасного человека» и считать его «безумным по всему», его можно даже теперь пожалеть: «Любезнейший! Ты не в своей тарелке. С дороги нужен сон. Дай пульс, Ты нездоров».

Читайте также:
Герой времени в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Но у проблемы безумия есть и другая сторона. Речь идет о высоком безумии Чацкого, оно ставит его в один ряд с такими литературными героями, которых человечество провозглашало безумцами, потому что не в силах было осмыслить их речи. Гамлет, Дон Кихот, Сирано де Бержерак — чудаки и сумасшедшие, по мнению толпы. Их окружение предприняло попытку понять их и приблизиться к ним только после их ухода. Безумие этих героев — не клеймо, а знак высокой избранности. Но А.С. Грибоедов создавал комедию, а не философскую драму, поэтому ему было важно, чтобы зритель не только задумывался над проблемами бытия и социальными противоречиями, но и смеялся. Для этого он использовал комические темы и приемы и систему прототипов. Сквозной темой всей комедии является тема сватовства. Уже в начале первого действия мы знакомимся с Софьей, девушкой на выданье, и узнаем о зародившейся интриге. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет ее отец. «Твердила я: в любви не будет в этой прока ни во веки веков», — предупреждает верная служанка. А Софья любит безродного служащего своего отца. Скоро появляются потенциальные женихи: Скалозуб и Чацкий. В третьем действии на бал в дом Фамусова съезжаются гости, среди которых чета Тугоуховских со своими шестью дочерьми. Забота Фамусова о том, чтобы удачно выдать единственную дочь замуж, кажется милой безделицей по сравнению с усилиями Тугоуховских.

Москва всегда считалась ярмаркой невест, в Петербург отправлялись делать карьеру: «на ловлю счастья и чинов», — в Москву жениться. Поэтому как только в Москве открывался бальный сезон, начиналась настоящая охота за женихами. Немало современников Грибоедова смеялись, видя, как он в утрированной комедийной форме рассказывает о Москве как о вечной свахе. Структура пьесы А.С. Грибоедова имеет кольцевую композицию: жизнь юного существа начинается с первого бала и заканчивается также на балу, где-нибудь в незаметном уголке: «Поетем, матушка, мне, прафо, не под силу. Когда-нибуть я с пала та в могилу», — жалуется графиня-бабушка. Кольцевую композицию имеет и сюжет пьесы. Комедия начинается приездом Чацкого в дом Фамусова и заканчивается его отъездом. Особого внимания заслуживает язык комедии. Пьеса написана в стихах, язык персонажей строго индивидуализирован. Мы никогда не спутаем речь жившего в Петербурге образованного Чацкого с речью московского барина Фамусова, в ответах которого слышится век Екатерины II, а язык увлеченной французскими романами Софьи не похож на язык ее шустрой горничной.

Но, пожалуй, главной особенностью языка пьесы является его афористичность. Реплики персонажей давно живут своей жизнью, текст комедии напоминает драгоценное ожерелье, которое случайно порвалось и рассыпалось на десятки жемчужин, и теперь каждая из поэтических жемчужин существует сама по себе. А мы в обыденном разговоре цитируем Грибоедова, даже не задумываясь, чьи слова произносим: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «Счастливые часов не наблюдают», «Кто беден, тот тебе не пара», «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой», «Ум с сердцем не в ладу», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Ах! Злые языки страшнее пистолета», «Я странен, а не странен кто ж?», «Вот нехотя с ума свела!», «Не моего романа», «Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?», «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», «Я езжу к женщинам, да только не за этим», «И награжденья брать, и весело пожить», «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «Ученость — вот чума, ученость — вот причина», «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».
П

ровидцем был И.А. Гончаров, когда писал: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед». Пьеса «Горе от ума» написана почти два века назад, но время оказалось не властно над ней: Чацкий все так же пылок, непримирим и переполнен иллюзиями, Софья по-прежнему любит Мочалина, Скалозуб нисколько не поумнел, Фамусов еще больше боится женских сплетен, а споры о жанре этого произведения идут и в наши дни.

Жизнь и литературная деятельность братьев Гримм в Берлине

Вскоре после переезда в Берлин братья Гримм воспользовались предоставленной им как действительным членам Академии наук возможностью читать лекции в Берлинском университете. Уже 30 апреля 1841 года Якоб Гримм прочитал перед сотнями слушателей свою вводную лекцию «О древностях германского права».

«Встреченный долго не смолкавшей овацией, — писала по этому случаю 8 мая 1841 года «Аугсбургская всеобщая газета», — он поблагодарил с заметной растроганностью, которая еще некоторое время не оставляла его и сообщила всей его лекции мягкую теплоту. Судьба, сказал он, не согнула его, но возвысила, и он тем более благословляет ее, что она привела его в нашу среду».

Вильгельм Гримм прочитал свою первую лекцию 11 мая. Об этом «Аугсбургская всеобщая газета» сообщала в выпуске от 20 мая: «Вильгельм Гримм начал свои лекции о средневерхненемецкой поэме «Кудруна». Его тоже сотни студентов приветствовали громким «УраЬ>; он поблагодарил их за такое сочувствие его судьбе, заметив при этом: о цветах говорят, что они растут ночью, а свою закрытую чашечку тем пышнее раскрывают с наступлением утра; это он мог бы применить и к себе, будь он еще молод; а так он может только заверить, что ночная стужа не причинила ему вреда. Он просил у слушателей доверия, ибо он намерен вести их не по прямому, как стрела, шоссе, обсаженному тополями, которые позволяют видеть лишь цель впереди, но заслоняют виды по сторонам; его дорога ведет в чистое поле, дабы оттуда обозреть природу и найти точку зрения, с которой он мог бы представить ясную картину отечественной старины. После этого Гримм обрисовал особенности поэмы в сравнении с «Песнью о Нибелун-гах».

Читайте также:
Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Примечательно, что ни одна из берлинских газет ни словечком не упомянула об этом все-таки необычайном событии. Зато Беттина фон Арним еще в конце 1841 года находилась под таким сильным впечатлением от того, как встретили Якоба студенты, что сообщала своему сыну Фреймунду: «Якоба Гримма, когда он пришел читатъ лекцию, встретили нескончаемой овацией, собралось около шестисот студентов, пришлось открыть большую аудиторию; когда он шел по коридору, студенты, стоявшие у дверей, кричали: «Виват!» В тот же миг в Виват!» с необычайным пылом возгласили в зале, студенты вскакивали на скамейки, размахивали шапками, хлопали в ладоши и кричали: «Еще раз.!», и эта буря не смолкала в течение десяти минут. Якоб смертельно побледнел, он совершенно растерялся ог такой неожиданной встречи, которой никак не предполагал; он прикрыл глаза рукой, чтобы справиться: с собой, и сказал: -«Я понимаю! Это относится не ко мне, а к постигшей меня судьбе, которая меня не согнула! И которой я обязан теперь еще и тем, что оказался среди вас!». Эти слова были встречены громкими рукоплесканиями, но добрый Якоб уже не мог справиться с собой и так разволновался, что вынужден был часто делать паузы. Домой он пришел тоже сильно потрясенный и на другой день заболел; но теперь он пребывает в хорошем настроении среди своих учеников, его курс насчитывает около двухсот слушателей. Смешно, что перед началом курса к Якобу в приемной обратился профессор Шталь, который стал его утешать и сказал, что его, Шталя, поначалу тоже плохо встретили, так что пусть Гримм не робеет, в Берлине студенты бывают грубоваты с новыми профессорами».

Фридрих Юлиус Шталь, приглашенный в 1840 году в Берлин из Эр

Но этот эпизод показывает также, что среди профессоров Берлинского университета были люди весьма различных политических убеждений. «Меня это совершенно не беспокоит, — писал Якоб Дальману 11 июня 1841 года, — тем более что я еще не имею должности в университете». Вильгельм Гримм больше страдал от такой обстановки — ему было гораздо труднее, чем старшему брату, избегать контактов. А круг известных представителей той эпохи, с которым общались братья Гримм, год от году становился шире. Если они и не принадлежали, как одно время в Касселе, к придворному обществу, то появляться «при дворе», когда их туда вызывали или приглашали, было для них само собой разумеющейся обязанностью. Александр фон Гумбольдт, сам не державший салона, как было принято в те времена, но, несмотря на свой преклонный возраст, игравший главную роль в определении состава гостей на приемах при дворе Фридриха Вильгельма IV в Потсдаме и в Берлине, заботился о том, чтобы братья Гримм не были забыты. Якоб был одним из первых ученых, награжденных вновь учрежденным орденом — по ходатайству Александра фон Гумбольдта.

В салонах, общественных центрах раннебуржуазной эпохи, братья Гримм не вращались — ни в салоне их приятельницы Беттины фон Арним, ни у супругов Варнгаген. Личные взаимоотношения связывали их почти исключительно с университетскими коллегами, а также с известными писателями и художниками, приехавшими в Пруссию после смены монарха, как, например, с Фридрихом Рюк-кертом, который жил в Берлине с перерывами с 1841 по 1848 год, и художником Петером Корнелиусом, приглашенным в 1841 году в Берлин и назначенным директором Академии художеств. К этому кругу принадлежал и философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, который с 1827 года преподавал в Мюнхенском университете, а в 1840-м последовал призыву Фридриха Вильгельма IV и приехал в Берлин.

Помимо контакта с Савиньи, важным было также общение с ученым-правоведом Иоганном Альбрехтом Фридрихом Эйхгорном; в 1815 году в Париже Якоб Гримм вместе с ним пытался отыскать и вернуть в Пруссию научные и художественные ценности, похищенные во время французской оккупации. После того как Эйхгорн в 1840 году был назначен министром просвещения и исповеданий, он стал проводником пиетистски-ортодоксальных тенденций и во время революции 1848 года вынужден был уйти а отставку.

Если братья Гримм даже сравнительно быстро привыкли: к условиям жизни в прусской столице, совершенно иными по сравнению с их родным Каселем, то новое окружение все же оказало на них известное воздействие. Личное общение со старыми друзьями уже не отличалось ТОЁТ сердечностью, какою до этого была отмечена их многолетняя переписка. Старых приятелей Лахмана и Савиньи Якоб встречал преимущественно на заседаниях в Академии наук, однако «их письменное сообщение было теплее, чем впоследствии личное», — читаем мы в письме от 9 апреля 1851 года к Гервинусу. Это не значит, что братья Гримм жили совершенно изолированно

«Жизнь и литературная деятельность братьев Гримм в Берлине»

Вскоре после переезда в Берлин братья Гримм воспользовались предоставленной им как действительным членам Академии наук возможностью читать лекции в Берлинском университете. Уже 30 апреля 1841 года Якоб Гримм прочитал перед сотнями слушателей свою вводную лекцию «О древностях германского права».

«Встреченный долго не смолкавшей овацией, — писала по этому случаю 8 мая 1841 года «Аугсбургская всеобщая газета», — он поблагодарил с заметной растроганностью, которая еще некоторое время не оставляла его и сообщила всей его лекции мягкую теплоту. Судьба, сказал он, не согнула его, но возвысила, и он тем более благословляет ее, что она привела его в нашу среду».

Читайте также:
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Вильгельм Гримм прочитал свою первую лекцию 11 мая. Об этом «Аугсбургская всеобщая газета» сообщала в выпуске от 20 мая: «Вильгельм Гримм начал свои лекции о средневерхненемецкой поэме «Кудруна». Его тоже сотни студентов приветствовали громким «УраЬ>; он поблагодарил их за такое сочувствие его судьбе, заметив при этом: о цветах говорят, что они растут ночью, а свою закрытую чашечку тем пышнее раскрывают с наступлением утра; это он мог бы применить и к себе, будь он еще молод; а так он может только заверить, что ночная стужа не причинила ему вреда. Он просил у слушателей доверия, ибо он намерен вести их не по прямому, как стрела, шоссе, обсаженному тополями, которые позволяют видеть лишь цель впереди, но заслоняют виды по сторонам; его дорога ведет в чистое поле, дабы оттуда обозреть природу и найти точку зрения, с которой он мог бы представить ясную картину отечественной старины. После этого Гримм обрисовал особенности поэмы в сравнении с «Песнью о Нибелун-гах».

Примечательно, что ни одна из берлинских газет ни словечком не упомянула об этом все-таки необычайном событии. Зато Беттина фон Арним еще в конце 1841 года находилась под таким сильным впечатлением от того, как встретили Якоба студенты, что сообщала своему сыну Фреймунду: «Якоба Гримма, когда он пришел читатъ лекцию, встретили нескончаемой овацией, собралось около шестисот студентов, пришлось открыть большую аудиторию; когда он шел по коридору, студенты, стоявшие у дверей, кричали: «Виват!» В тот же миг в Виват!» с необычайным пылом возгласили в зале, студенты вскакивали на скамейки, размахивали шапками, хлопали в ладоши и кричали: «Еще раз.!», и эта буря не смолкала в течение десяти минут. Якоб смертельно побледнел, он совершенно растерялся ог такой неожиданной встречи, которой никак не предполагал; он прикрыл глаза рукой, чтобы справиться: с собой, и сказал: -«Я понимаю! Это относится не ко мне, а к постигшей меня судьбе, которая меня не согнула! И которой я обязан теперь еще и тем, что оказался среди вас!». Эти слова были встречены громкими рукоплесканиями, но добрый Якоб уже не мог справиться с собой и так разволновался, что вынужден был часто делать паузы. Домой он пришел тоже сильно потрясенный и на другой день заболел; но теперь он пребывает в хорошем настроении среди своих учеников, его курс насчитывает около двухсот слушателей. Смешно, что перед началом курса к Якобу в приемной обратился профессор Шталь, который стал его утешать и сказал, что его, Шталя, поначалу тоже плохо встретили, так что пусть Гримм не робеет, в Берлине студенты бывают грубоваты с новыми профессорами».

Фридрих Юлиус Шталь, приглашенный в 1840 году в Берлин из Эрлангена в качестве профессора философии права, государственного и церковного права, всего через несколько лет ставший главным рупором реакции, уже в то время прославился как противник какой бы то ни было прогрессивной теории естественного права. То, что его, в отличие от Якоба Гримма, «плохо встретили» студенты, характеризует настроения университетской молодежи предмартовской поры.

Но этот эпизод показывает также, что среди профессоров Берлинского университета были люди весьма различных политических убеждений. «Меня это совершенно не беспокоит, — писал Якоб Дальману 11 июня 1841 года, — тем более что я еще не имею должности в университете». Вильгельм Гримм больше страдал от такой обстановки — ему было гораздо труднее, чем старшему брату, избегать контактов. А круг известных представителей той эпохи, с которым общались братья Гримм, год от году становился шире. Если они и не принадлежали, как одно время в Касселе, к придворному обществу, то появляться «при дворе», когда их туда вызывали или приглашали, было для них само собой разумеющейся обязанностью. Александр фон Гумбольдт, сам не державший салона, как было принято в те времена, но, несмотря на свой преклонный возраст, игравший главную роль в определении состава гостей на приемах при дворе Фридриха Вильгельма IV в Потсдаме и в Берлине, заботился о том, чтобы братья Гримм не были забыты. Якоб был одним из первых ученых, награжденных вновь учрежденным орденом — по ходатайству Александра фон Гумбольдта.

В салонах, общественных центрах раннебуржуазной эпохи, братья Гримм не вращались — ни в салоне их приятельницы Беттины фон Арним, ни у супругов Варнгаген. Личные взаимоотношения связывали их почти исключительно с университетскими коллегами, а также с известными писателями и художниками, приехавшими в Пруссию после смены монарха, как, например, с Фридрихом Рюк-кертом, который жил в Берлине с перерывами с 1841 по 1848 год, и художником Петером Корнелиусом, приглашенным в 1841 году в Берлин и назначенным директором Академии художеств. К этому кругу принадлежал и философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, который с 1827 года преподавал в Мюнхенском университете, а в 1840-м последовал призыву Фридриха Вильгельма IV и приехал в Берлин.

Помимо контакта с Савиньи, важным было также общение с ученым-правоведом Иоганном Альбрехтом Фридрихом Эйхгорном; в 1815 году в Париже Якоб Гримм вместе с ним пытался отыскать и вернуть в Пруссию научные и художественные ценности, похищенные во время французской оккупации. После того как Эйхгорн в 1840 году был назначен министром просвещения и исповеданий, он стал проводником пиетистски-ортодоксальных тенденций и во время революции 1848 года вынужден был уйти а отставку.

Если братья Гримм даже сравнительно быстро привыкли: к условиям жизни в прусской столице, совершенно иными по сравнению с их родным Каселем, то новое окружение все же оказало на них известное воздействие. Личное общение со старыми друзьями уже не отличалось ТОЁТ сердечностью, какою до этого была отмечена их многолетняя переписка. Старых приятелей Лахмана и Савиньи Якоб встречал преимущественно на заседаниях в Академии наук, однако «их письменное сообщение было теплее, чем впоследствии личное», — читаем мы в письме от 9 апреля 1851 года к Гервинусу. Это не значит, что братья Гримм жили совершенно изолированно

Читайте также:
Горе от ума - политическая комедия: сочинение

Роль братьев Гримм в немецкой филологии (Сочинение на свободную тему)

О братьях Гримм – Якобе и Вильгельме – слышали многие. На самом деле братьев было пятеро, но именно старшие вошли в историю филологии. Причем их часто упоминают неразрывно друг от друга, поскольку они всю жизнь работали вместе, многие труды стали результатом их совместной работы. Гриммы большую часть жизни предпочитали работать в двух рядом расположенных кабинетах. Это было место, где они чувствовали себя лучше всего, и откуда их периодически изгоняла Доротея – супруга младшего брата Вильгельма, «чтобы мужчины не заплесневели за словарями». Они идеально вписываются в образ кабинетных ученых. Вторым любимым занятием братьев с молодости было посещение библиотек с их несметными богатствами.

В общей сложности на протяжении 30 лет они исполняли должности библиотекарей, и это занятие их вполне устраивало.

Образ братьев Гримм практически у любого современного человека неизбежно вызывает ряд стереотипных ассоциаций. Якоба и Вильгельма Гримм заслуженно считают отцами германской филологии, основателями мифологической школы в немецкой фольклористике, авторами-составителями первого немецкого словаря этимологии. Всемирная слава пришла к братьям через издание сборника «Детские и семейные сказки» – сборника немецких народных сказок, подвергшихся литературной обработке и изданных в 1812 году. Сегодня этот сборник мы знаем как «Сказки братьев Гримм». Все читали, слушали или смотрели киноверсии сказок братьев Гримм. Они – создатели многотомного «Немецкого словаря». Старший брат Якоб – автор классической «Немецкой грамматики».

Якоб и Вильгельм Гримм появились на свет в семье чиновника в немецком городе Ханау (Ганау) в 1785 и 1786 году соответственно. &񗝟Вильгельм был младше брата на 13 месяцев. Когда Якобу было 11 лет, их отец умер, практически не оставив никаких средств. Тетя взяла детей на свое попечение. Детство и юность братьев прошли в Штейнау (небольшой городок в Ландграфстве Гессен-Дармштадт).

Тетя мальчиков поместила Якоба и Вильгельма в Кассельский лицей. В данном заведении имелись хорошие педагоги, однако система обучения имела серьезные недостатки: в день занимались по 10 – 11 часов; преподавалось множество наук, среди которых – антропология, логика, философия, мораль, а истории и языкам не уделялось достаточно внимания.

Отучившись в Кассельском лицее, Гримм поступили в Марбургский университет, мечтая изучать вслед за отцом юридические науки. Но затем их обоих все больше увлекало изучение немецкой и зарубежной литературы. Наставник братьев, знаменитый юрист Фридрих Карл фон Савиньи, познакомил Якоба и Фридриха с новым направлением в литературе – романтизмом. Братья стали яркими представителями второго поколения немецких романтиков – Гейдельбергского романтизма, сторонники которого обращались к идее «народного духа» и проявляли особый интерес к национальной культурно-исторической традиции.

По смерти матери Якоб как старший взял на себя роль главы семьи, поступил на службу и некоторое время состоял библиотекарем короля Вестфалии Жерома Бонапарта, а затем статсаудитором в кассельском замке Вильгельмсгеге. В начале XIX века (1808 – 1813) братья Гримм активно собирали фольклор (легенды и сказки) непосредственно от сказителей в разных немецких землях или из фольклорных литературных источников. Результатом работы стало издание в Берлине первого тома «Детских и семейных сказок» 20 декабря 1812 года.

16 апреля 1816 года Якоба назначили вторым библиотекарем Кассельской библиотеки, там же секретарем работал Вильгельм. В этот период братья плодотворно работают: продолжают научные языковедческие исследования и изучают закономерности немецкого языка. Результатомстала «Немецкая грамматика», первый том которой был издан в 1819 году.

Летом 1829 года братья были приглашены на работу в Гёттинген. Якоб стал профессором в Гёттингенском университете, оба служили там библиотекарями. Якоб Гримм вместе с братом создал «Немецкий героический эпос» (1829 г.) и был издателем большого числа стихотворных произведений средневековья.

Кроме того, братья Гримм активно участвовали в политической жизни, активно пропагандировали идею объединения немецких земель и создание единого государства – конституционной монархии, в которой бы соблюдались основные права и свободы всех граждан. После протеста «Геттингенгской семерки» в 1837 году, вызванного изменением ганноверским герцогом Эрнстом Августом I действующей конституции, обоих братьев сняли с университетских должностей в Марбурге и выслали из страны.

По истечении трехлетнего изгнания и по приходе к власти прусского императора Вильгельма Фридриха IV братьев Гримм пригласили в Берлин. В Берлине Якоб и Вильгельм долго работали над составлением «Немецкого словаря». В словаре охвачен лексический состав немецкого языка начиная от Лютера и до Гёте. Труд был задуман как исторический словарь немецкого языка, вмещающий практически всю лексику и указывавший значения каждой единицы на разных этапах развития, ее этимологию, примеры употребления в живом немецком со ссылкой на источник. Работа над совместным монументальным произведением «Немецкий словарь» началась еще в 1838 году, но завершилась уже после смерти обоих братьев.

Также в Берлине была издана «История немецкого языка».

Вильгельм Гримм умер в 1859 году, Якоб пережил его только на три года. Только на 81-м году он стал ощущать некоторую слабость и был вынужден работать умереннее. В большом объеме изданы статьи, речи и доклады Якова Гримма, а также его письма к ученым сродных специальностей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: