Эссе по рассказу Ф. Искандера О погоде.: сочинение

Сочинение-рассуждение «Он летел на похороны матери…», Ф. Искандер, проблема роли матери в жизни человека

Повествование идет от самого героя повести, он учится в грузинской школе для мальчиков в 5 классе. Эта история произошла при военных действиях.

Главный герой – быстрый, зоркий и хитрый мальчишка. Он, как и большинство других ребят, обожает играть в мяч, бывает, не выходит решить задачку, высмеивает вместе с другими своих же одноклассников, которых выставляет в невыгодном положении Харлампий Диогенович – их преподаватель.

С одноклассниками мальчик общается не плохо, с не большой ноткой сарказма. Герой рассказа внимателен и отлично расписывает основные черты своих знакомых. Подчеркивает вечное благополучие Сахарова, который, даже смеясь над другими, остается отличником, замечает стеснительность и невзрачность Комарова и суровость Авдеенко. Но в классе у педагога нет любимцев. Причудливым может стать любой. И вот приходит такое мгновение, когда класс смеется над ним самим.

Мальчик не сумел решить задание по математике. И не стал обращаться к одноклассникам за советом, ребенок до занятий играл в мяч, решив, что это в учебнике ошиблись с ответом. После попытался уйти от ответственности за свои проступки, жульничеством и враньем, убедив докторов поставить уколы во время занятий по математике. Но когда же пришло время отвечать у доски, он не может честно сказать, что не сумел решить задачу, тогда преподаватель осознает, отчего доктора зашли во время его урока. Преподаватель карает смехом не главного героя, а его трусоватость. Преподаватель сообщает, что мальчик сотворил «тринадцатый подвиг Геракла», сделал то, чего не было по правде, и по сути это хорошим поступком не считается. Мальчик изменил положению, но из хороших мыслей, а из-за своей трусоватости.

Сочинение на тему «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера Фазиля

Писатель, Фазиль Искандер, знаменитая творческая личность, написал произведение, которое называется «Тринадцатый подвиг Геракла». Рассказ очень интересен, и вместе с тем – прост и ясен всем читателям, и в особенности детям и подросткам. Недаром это произведение произвело в свое время фурор. В рассказе Искандера рассказывается о детстве, юношестве, мечтах, а также, небольших проступках, которые нужно несмотря ни на что преодолевать. Иначе все эти небольшие прегрешности войдут в привычку, и останутся как следствие – на всю жизнь. Именно это и хочет подчеркнуть автор, так как это необъяснимо важно.

Сам сюжет рассказа Искандера очень занимателен, и может заставить человека, читающего его, читать до конца с большим негасимым интересом. Также, название подобрано очень эпично и под сам сюжет рассказа — «Тринадцатый подвиг Геракла». Ведь на самом деле по легендам и мифам древнегреческим – достойный герой того времени Геракл совершал только двенадцать, но вовсе не тринадцать подвигов, что подчеркивает с какой иронией был названии рассказ. И недаром, ведь назван он так потому, что в этом произведении присутствует главный герой – Геракл, который очень ловок, немного хитер и смекалистый.

Этот герой – мальчик определенного младшего возраста. Его имя не называется на протяжении рассказа, так как он сам – и есть рассказчик, что делает все еще более открытее. Этот мальчик учится в пятом классе, самом обычном для мальчишек. Так как школа – для мужчин, то есть мужская, которая находится в Грузии. Он дразнит своего соседа по парте, так как является очень веселым и озорным мальчишкой. Его учитель, который ведет у них основные школьные предметы – Харлампий Диогенович, который все прекрасно всегда понимает.

Сам мальчик любит играть в футбол, а потому когда однажды у него не получалось решить задачу по математике, он просто решил пойти поиграть в футбол с местными мальчишками, думая, что потом решение само как-то придет на ум. Но ничего не ум не пришло, задача так и осталась не решенной. А потому мальчик в тот день решил схитрить. Что вышло совсем не так, как он хотел. Именно потому его действия назвал учитель – Тринадцатый подвиг Геракла. Мальчик ведь подговорил врачей школьных прийти делать прививку, которую в тот день собирались делать, именно на урок математики, и ни на какой другой. Но все немного вышло не так.

Другие сочинения: ← Теория Раскольникова и ее крах↑ ДругиеЧеловек и природа в сказке Кладовая солнца →

Сочинение на тему милосердия по тексту искандера

Вспоминаются слова гётевского Мефистофеля: «Теория, мой друг, суха…» Можно сколько угодно рассказывать о том, как писать сочинения, составлять всевозможные алгоритмы и схемы работы над письменным высказыванием. Теория останется теорией. А чтобы научиться писать сочинения, нужно их писать! Предлагаю вашему вниманию сочинения выпускников, заслуживающие, на мой взгляд, достаточно высоких баллов. Сочинение по тексту Ф. Искандера «Милосердие» (пособие Н.А.Сениной, 2021 год, вариант 4) Автор сочинения — Владислав Соболев Часто люди совершают благие поступки: уступают место старшим, помогают донести тяжёлую сумку или дают милостыню. Но лишь немногие задумываются о важности этих дел для каждого из нас. Так какова же роль милосердия в жизни человека? Ответ на поставленный вопрос даёт автор текста, размышляя над данной проблемой. Милосердие — истинная общечеловеческая ценность. Это поступки, совершаемые не задумываясь, от чистого сердца, поступки, не требующие ничего взамен. Именно милосердие делает человека человеком, ведь помощь слабому — высшее проявление гуманности. Такие поступки имеют очень важное значение в жизни людей, они позволяют развиваться духовно. Об этом пишет автор данного текста: «Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человека в области духа…» Человек с высоко развитой моралью не будет допускать несправедливости, ужасов войны или иных бедствий. Именно поэтому Ф. Искандер говорит, что духовные ценности намного важнее материальных: «Обмен духовными ценностями…, может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.» Таким образом, автор солидарен с мыслью о том, что милосердие играет очень важную роль в жизни человека. И я абсолютно с ним согласен. Проиллюстрирую это примерами. Проявив милосердие, человек может обрести истинных друзей. Так, в произведении Джека Лондона «Зов Предков» рассказывается история жизни пса Бека. Однажды, после долгого путешествия в упряжке, собака была измождена. Бек не мог идти дальше, и хозяин уже хотел побить его, но за пса заступился Джон Торнтон. Он стал ухаживать за собакой. Такой акт доброты поразил пса, и Бек был верен Джону до самой его смерти. Данный пример доказывает, что милосердие играет очень важную роль в жизни человека. Бывает, милосердие позволяет человеку кого-то простить. Так, в кинокартине «Выживший» рассказывается о тяжкой судьбе следопыта Хью. Его сына убивают, и он хочет отомстить убийце. Но, проделав труднейший путь и поймав виновника смерти, главный герой отпускает его. Хью понимает, что месть — это не выход из ситуации. Милосердие дарует ему душевное спокойствие. Данный пример ещё раз доказывает важность этого качества для человека. Подводя итог, можно с уверенностью сказать: милосердие играет огромную роль в жизни каждого. Ведь это именно то, что делает человека человеком. Сочинение по тексту Е.Г. Макаровой (Н. А. Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014, вариант 2) Автор сочинения — Лариса Александрова Елена Григорьевна Макарова создала множество рассказов и статей, посвящённых детской психологии. Её произведения заставляют задуматься о том, как удивителен и многогранен внутренний мир ребёнка. В тексте Е.Г. Макаровой затрагивается нравственная проблема гуманного воспитания. В современном мире, погружаясь в хаос жизни, человек подчас теряет свой облик. Люди, находясь в постоянном напряжении, срываются друг на друге. Некоторые из нас уже не способны разумно оценить масштабов причинённых близким обид… Почему современный человек далеко не гуманен, в отличие, например, от очевидцев Великой Отечественной войны? Что позволяло нашим предкам оставаться людьми даже в тяжёлые времена? На эти вопросы трудно дать ответ… Е.Г. Макарова, затрагивая непростую проблему, рассказывает о том, как воспитывала малолетних узников концлагеря художница Фридл. С помощью рисования она смогла научить своих подопечных адекватно оценивать страшные реалии войны. Дети изображали «тарелки с кашей и людей с жёлтыми звёздами, несущих носилки с мёртвым по зимнему Терезину». Ребята, занимаясь искусством, забывали страх, боль. Фридл создала «педагогическую систему душевной реабилитации детей посредством рисования», основанную на гуманности. Авторская позиция заключается в том, что любовь к окружающим и вера в торжество добра дают силы для поддержки детей даже в страшных условиях концлагеря. Я полностью согласна с Е.Г. Макаровой. Фридл помогла и себе, и воспитанникам остаться гуманными, не озлобиться и не сойти с ума. Дети в трудных жизненных ситуациях нуждаются в понимании и помощи со стороны взрослых. Во время Великой Отечественной войны по всей России эвакуировали ребят в Сибирь. В моём селе Усть-Ламенка проживали дети блокадного Ленинграда, среди них Крикунова Галина Андреевна, Кискины Галина Дмитриевна и Александр Дмитриевич. В их классе учителем была Сусликова Анастасия Ульяновна. Она смогла помочь выжить своим воспитанникам, деля с ними кусочек хлеба и поддерживая надежду на освобождение родного города. Дети больше думали о близких людях, что остались там, в блокадном Ленинграде. Ведь холод, голод, обстрелы и бомбёжки уносили жизни горожан. Многие эвакуированные ребята остались сиротами. Благодаря учительнице, дети продолжали жить одной дружной семьей. Среди них царило согласие, взаимопонимание. Данная ситуация доказывает, что любовь к детям и вера в Победу помогли А.У. Сусликовой поддержать маленьких ленинградцев. Они вернулись в освобождённый город и до сих пор вспоминают с благодарностью «вторую маму». Только гуманные люди, на мой взгляд, способны не потерять своё достоинство перед лицом опасности. Главный герой рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», оказавшись в плену, во время допроса проявил потрясающую силу духа. За это немецкий комендант не стал его расстреливать, а отпустил в блок с буханкой хлеба и куском сала. После допроса Андрей Соколов думал только об одном – как не упасть и донести ребятам «этих харчей». Он не зачерствел душой во время войны. Это ещё раз подтверждается тем фактом, что, узнав о потере своей семьи, герой принимает решение взять на воспитание маленького мальчика – сироту. Так два одиноких человека нашли друг друга. Прочитав и проанализировав текст Е.Г. Макаровой, я пришла к выводу: только любящий, добрый человек может поддержать детей войны и помочь им. И во все времена главным принципом в воспитании подрастающего поколения должна быть гуманность.

Читайте также:
Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Как Васютка выжил в тайге по рассказу Васюткино озеро 5 класс
    В рассказе В. П. Астафьева речь идет о мальчике Васютке. Он был из семьи рыболовов. Стоял август, рыбаки расположились на берегу Енисея. Васютка скучал и ждал начало учебного года.
  • Характеристика и образ Василисы Премудрой в сказке Царевна лягушка сочинение для 5 класс
    Василиса Премудрая является главной героиней народного произведения, олицетворяющая собирательный образ русского женского характера, сочетающего в себе прекрасные человеческие качества.
  • Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье, 6 класс (описание)
  • Сочинение Почему Татьяна полюбила Онегина?
    В центре романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина находится Татьяна Ларина и её любовь к главному герою. Любовь Татьяны к Онегину – это образец смелого чувства.
  • Характеристика и образ Художника в рассказе Портрет Гоголя сочинение
    Первый образ — молодой художник Чартаков. Знакомство с ним проходит ещё в самом начале рассказа, когда он находился рядом с картинной лавкой

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. (3)И другие рейсы отодвигали. (4)Аэропорт был переполнен пассажирами.

(5)Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.

(6)Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. (7)Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.

(8)И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.

(9)Мать — короткий праздник на Земле.

(10)Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. (11)Какая несправедливость! (12)И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. (13)«Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.

Читайте также:
Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

(14)Мать — короткий праздник на Земле.

(15)Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. (16)Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. (17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. (18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.

(19)Он остановился, поражённый лицом этой женщины. (20)Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. (21)Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. (22)Что они ей сказали? (23)Вряд ли что-нибудь утешительное. (24)Иначе откуда такая скорбь на её лице?

(25)Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. (26) В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. (27)Но сейчас оно было необыкновенным. (28)Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.

(29)Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. (30)И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. (31)И только сейчас понял. (32)И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.

(33)В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. (34)И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.

(35)И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.

(36)Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. (37)Он знал, что, даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. (38)Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.

(39)И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. (40)И ему почему-то становилось легче, просветлённее. (41)«В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно».

(42)И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. (43)И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально.

Читайте также:
Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

(44)А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.

* Фазиль Абдулович Искандер (род. 6 марта 1929г.) — советский и российский прозаик и поэт. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

Сочинение ЕГЭ: Проблема материнской любви в тексте Ю.М. Нагибина «Мать и сын»

Каждый из нас представляет себе любовь матери по-своему, опираясь на личный опыт или его отсутствие. Самым популярным представлением о ней является чередование нежностей, слез, признаний и уступок. Мама всегда нежная, заботливая, добрая. Однако в жизни бывают и другие примеры не менее пронзительной и искренней любви, которые внешне выглядят не так впечатляюще. Об одном из таких пишет Ю.М. Нагибин, поднимая проблему вынужденной суровости матери, которая скрывает глубокое чувство к сыну из любви к нему.

«Мать выращивала его на холоду» — пишет автор, используя это народное выражение, чтобы усилить эмоциональный эффект и погрузить читателя в мир «столетнего молчания», где если и есть слова, то звучат они нарочито грубо и бесстрастно. Мать специально заменяет сыну отсутствующего отца, боясь изнежить его своей заботой. Для ее любви противовеса не было, и она решила создать крепкую хватку для воспитания мужчины. «С тех пор как он себя помнил, ему было заказано плакать и жаловаться» — вспоминает герой. Однако такое воспитание дало свои плоды: мальчику было интересно общаться с мамой, они стали очень близки. «Она неутомимо открывала ему мир — в природе, книгах, искусстве, окружающих и ушедших людях, в истории, географии, археологии, воспитывая в нем чувство мирового бытия, а не бытового существования» — пишет автор, объясняя заинтересованность своего героя. Мать заменила ему отца, и он получил закалку, необходимую для формирования мужского характера. Ради сына героиня смогла подавить свои чувства и стать сильной — это ли не самое героическое проявление материнской любви?

Автор одобряет вынужденную суровость своей героини, ведь перечисляет все то, что дало ее сыну строгое воспитание, и достигнутая цель в данном случае оправдала средства. Кравцов вырос настоящим мужчиной, что доказывает его добровольный уход на фронт.

Я согласен с автором, потому что строгость в воспитании мальчика — необходимая жертва нежной матери. Одинокая женщина сделала мудрый выбор и помогла ребенку встать на ноги, разделив его мужские интересы и подавив свои женские эмоции. Так же поступила героиня произведения М. Горького «Мать». Пелагея стала незаменимой помощницей для своего сына. Чтобы быть ближе к нему, она вникла в суть его революционных убеждений и начала вести подпольную работу, поддерживая Павла в его борьбе. Она глубоко запрятала свои страхи за него, свою нежность к нему. Когда же его арестовали и осудили, несчастная мать пожертвовала собой и выступила открыто против власти, разбрасывая листовки в людном месте и выкрикивая лозунги. Именно ее поддержка помогла герою самореализоваться и найти свой жизненный путь.

Таким образом, сдержанность и строгость в материнской любви являются одним из самых глубоких и сильных ее проявлений. Женщина преображается и жертвует частью своей природы, чтобы вырастить сына настоящим мужчиной и подготовить его к взрослой жизни. Такое самоотречение достойно уважения.

РУСТЬЮТОРС

  •  Главная
  •  ЕГЭ по русскому языку 
    • Пробный ЕГЭ
    • Проверка сочинения ЕГЭ
    • Теория ЕГЭ
    • Варианты ЕГЭ
    • Практика ЕГЭ по заданиям
    • Сочинение ЕГЭ
    • Примеры сочинений ЕГЭ
    • Тексты ЕГЭ
  •  Итоговое сочинение 
    • Направления ИС
    • Примеры итоговых сочинений
    • Аргументы для ИС
  •  ОГЭ по русскому языку 
    • Устное собеседование
    • Изложение ОГЭ
    • Теория ОГЭ
    • Варианты ОГЭ
    • Практика ОГЭ по заданиям
    • Сочинение ОГЭ
    • Примеры сочинений ОГЭ
    • Тексты ОГЭ
  •  ВПР по русскому языку 
    • ВПР 4 класс
    • ВПР 5 класс
    • ВПР 6 класс
    • ВПР 7 класс
    • ВПР 8 класс
  •  Диктанты 
    • Входные диктанты
    • Итоговые диктанты
    • Контрольные диктанты
  •  Литература 
    • Теория литературы
    • Краткие содержания
    • Анализ произведений
    • Литературные герои
    • Списки ллитературы
    • Короткие рассказы
  •  Русский язык для всех 
    • Синтаксис
    • Язкознание
    • Стилистика
    • Правила русского языка
  •  Изложения
  •  Платные материалы

Сочинение ЕГЭ по тексту Ф. Искандера о милосердии.

Сочинение по тексту ЕГЭ Ф. Искандера о милосердии. “Прохожу по подземному переходу возле гостиницы. “

Что такое истинное милосердие? Именно над этим вопросом задумывается Ф. Искандер.

Автор раскрывает проблему, рассказывая историю о музыканте, который играет в безлюдном переходе. Рассказчик дает ему милостыню, но не находит в «мелком акте милосердия» возвышенной цели. Для него это обыденный, естественный поступок, плата за возможность послушать музыку, чтобы играли «для него одного». Ф. Искандер приходит к выводу: добро должно быть безвозмездным, отдай равнодушно то, что можешь отдать, и «иди дальше, не думая об этом».

Читайте также:
Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

Позиция автора очевидна: истинное милосердие – это доброта человеческой души по отношению к другим, которая не требует благодарности за совершенные поступки.

Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, истинное милосердие должно быть искренним, идти от сердца.

Тема милосердия находит свое отражение в творчестве многих писателей и поэтов.

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова является примером человека, способного на истинно милосердные поступки. Проявив сострадание, она смогла спасти Родиона Раскольникова от духовной гибели. При этом она ничего не требовала взамен, а ее милосердие было естественным.

Другим примером, подтверждающим мою позицию, может служить рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». В этом произведении описывается жизнь мальчика из бедной семьи, которому посчастливилось встретить на своем пути неравнодушную учительницу французского Лидию Михайловну. Понимая, что мальчику не хватает денег на питание, она идет на хитрость и играет с ним на деньги, чтобы хоть как-то помочь. Она проявляет по отношению к нему истинное милосердие, даже несмотря на то, что она рискует своей работой. Лидия Михайловна поступает так, как считает нужным, не ожидая благодарности.

В заключение хотелось бы сказать, что нельзя назвать истинным милосердием то, что совершает ради благодарности или для личной выгоды.

Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Содержимое разработки

Урок литературы по теме

Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Учитель: Тарба О.О.

Класс: Всего:______, присутствовали:_____

Тема: «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Тип урока: урок-исследование.

Вид урока: традиционный.

Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, путь анализа литературного произведения исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, индивидуальный,

ознакомить учащихся с биографией Ф.Искандера и его рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла»,

повторить средства выразительности, используемые в художественном тексте,

совершенствовать навыки чтения и анализа художественного текста,

продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся,

развивать интерес к родной литературе,

воспитывать внимательное отношение к слову.

Развивать межпредметные связи (сообщение учителя географии)

ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. III. Работа над темой урока. Актуализация имеющихся знаний.

Учитель: Сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями, в которых в центре оказывается ребёнок. Что мы уже прочитали?

Ученики: «Конь с розовой гривой» Астафьева, «Уроки французского» Распутина.

Учитель: Наша цель сегодня- познакомится с писателем Фазилем Искандером. Откройте тетради, запишите тему.

Сегодня главным будет вопрос о том, какие нравственные уроки получили ученики в рассказе.

1. Знакомство с биографией Искандера.
(Рассказ сопровождается презентацией).( Доклад ученицы + сообщение учителя географии)

Беседа с учащимися:

Дома вы познакомились с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла».

Раздел ВОПРОСЫ в презентации.

О чём он? Кто появляется в первых строчках? (Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание. На первых страницах мы видим учителя математики — Харлампия Диогеновича).

От чьего лица ведётся повествование? В какое время произошла история, описанная в рассказе? ( Послевоенное время, Абхазия. Рассказчик – пятиклассник).

Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)

Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)

По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)

Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)

Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).

Задание 1. Составление цитатного плана и выводы по образам мальчиков.

Шурик Авдеенко

Отличник Сахаров

Адольф Комаров

Загорелое угрюмое лицо;

Показывая мощные усилия ума и воли;

Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;

Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.

Чёрный лебедь (сравнение)

Умное добросовестное лицо;

Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония)

– Опрятный, худой и тихий;

Привычка держать руки на промокашке;

Считался способным троечником;

Его редко ругали, но ещё реже хвалили.

Адольф стал Аликом.

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:

Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».

Сведения о значении этого слова мы найдём в словаре литературоведческих терминов на с.________

Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)

Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие , поскольку о себе человек рассказывает сам.

1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)

– Смог избежать герой наказания? (Нет.)

Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:

1. Прочитаем эпизод на стр.153
2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:

Состояние главного героя

В воздухе запахло какой-то опасностью.

Захлопнулся маленький капканчик.

Сердце моё с размаху влепилось в спину.

Читайте также:
Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

Голос мой подымается прямо из живота.

От ужаса и отвращения.

Звонок – погребальный колокол.

Какой троп помогает ярче описать состояние героя?

Троп этот – метафора.

Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.

Смотрел на меня и ждал

Ждал, что я буду проваливаться

Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.

Автор использует градацию.

Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.

– Какой урок извлёк герой?

На этот вопрос вы ответите после прослушивания записи.

Прослушивание аудиозаписи:

(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.

С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)

Ответы учащихся.

(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)

Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.

Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.

Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

– Обратите внимание на имя учителя.

Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа?

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. (Найдите цитаты из текста)

А что такое подвиг?

Подвиг- это героический, самоотверженный поступок.

Подведение итогов. Сегодня мы познакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим. Рекомендую вам прочитать ещё несколько рассказов этого автора.

1. Рефлексия.

Какие слова или цитаты вы можете предложить? (Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.)

– Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)

– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

– Чтобы больше узнать о творчестве Ф. Искандера, прочитайте рассказ «Дедушка». В нём тоже затронуты проблемы нравственного становления подростка.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Ф. Искандера «Совесть»

Урок русского языка в 10 классе

Тема: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Ф. Искандера «Совесть»

Цель урока: обучить школьников моделированию вторичного текста (задание №27 в формате ЕГЭ) на основе исходного текста публицистического стиля Ф.Искандера «Совесть»

Задачи урока:

– Формировать навыки анализа текста публицистического стиля.

– Развитие умений структурировать текстовую информацию в формате ЕГЭ (№27).

– Формирование умений аргументировать собственное мнение по проблеме исходного текста с опорой на личный и читательский опыт.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, словари, презентация о Ф.Искандере, памятка для учащихся, рабочий лист.

Тип урока: совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока: урок-практикум.

1. Первая учебная ситуация.

– Знакомство с информацией о Ф.Искандере.

? О чем писал Ф.Искандер? С какой целью?

2. Вторая учебная ситуация.

Вопросы и задания:

Составьте логическую цепочку из терминов: предложение, слово, словосочетание.

Аргументируйте ответ, определяя каждое понятие в цепочке.

Как вы понимаете это высказывание пословицы о совести…..(работа толковым и лексическим словарями).

Цепочка языковых единиц слово – словосочетание – предложение логически завершена? (Нет. Еще – текст. )

В течение минуты запишите все, что вы знаете о тексте (работа в парах методом мозгового штурма, представление результатов).

Предполагаемый ответ: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, единство стиля, определенный порядок предложений, грамматическая связь предложений, абзацное членение в зависимости от микротем, типы: повествование, описание, рассуждение.

Предположите, какова будет тема урока? (тема – работа с текстом.)

Итак, мы будем работать с текстом. Точнее с текстами. Первичным, т.е. текстом, написанным мастером художественного слова, и готовиться к созданию своего текста, вторичного.

3. Третья учебная ситуация.

Работа с первичным текстом

Итак, вступаем в диалог с текстом Ф. Искандера. Читаем по абзацам, делаем остановки, обсуждаем.

(1)0ткуда взялась человеческая совесть? (2)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. (3)Бессовестность нападает коварно и неожи­ данно, а совесть не готова к нападению – ведь она сторожит не врага, а нас самих. (4)И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.

(5)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (6)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы. (7)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (8)Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (9)А человек с возмущённой совестью становится сильнее негодяя. (10)Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совест­ ливыми, да, в общем-то , и стараются быть совестливыми, то есть бессовестность проявляют с большими паузами и под мощным прикрытием пропаганды.

Читайте также:
Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

(11)Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (12)Вряд ли. (13)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. (14)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

(15)Можно ли воспитать совесть? (16)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (1?)Если человек со слабо выраженной совестью попадёт в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (18)Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (19)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

(20)А самое опасное для страны – это государственная бессовестность. (21)На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (22)От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. (23)Народ отвечает на новую ложь соответственно. (24)И так до бесконечности, до анархии и бунта.

(25)Но эта тема не уложилась у меня в одну только прозу:

Совесть есть, друзья,

И реальность совести есть Бог.

Чтение первой части текста (1-й абзац) и первая остановка

Фронтальная форма работы.

Прочитайте только первое предложение. Как вы думаете, о чем будет идти речь в тексте?

Какова роль первого предложения?

Ключевые слова первого абзаца?

Каковы смысловые отношения между этими словами?

К какому приему прибегает автор, с какой целью?

Чтение второй части (2-й абзац), вторая остановка

Каково движение слова «совесть» в этом абзаце?

Лексическое значение слова «пропаганда»?

Найдите контекстуальные антонимы.

Чтение третьей части (3-й абзац), третья остановка

Роль этого абзаца? Звучит ли здесь т.з. автора текста?

Чтение четвертой части (4-й абзац), четвертая остановка

Прослеживается ли здесь антитеза «совестливые – бессовестные»? Ответ аргументируйте.

Чтение пятой части(5-й абзац)

В каком семантическом поле представлено ключевое слово?

Автор дает ответ на поставленный вопрос, его точка зрения понятна. А вы согласны с ней?

Чтение шестой части (6-й абзац)

Какими художественными средствами автор подчеркивает опасные последствия государственной бессовестности?

Чтение последней части

Ф. Искандер закончил рассуждение стихами. Почему?

Роль последнего предложения?

Вам понятно отождествление совести с Богом ?

Принимаете ли вы эту точку зрения автора? Какой прием позволяет ее ярко раскрыть?

4. Четвертая учебная ситуация.

Работа по заполнению рабочего листа с использованием памятки.

Задания (в парах):

на основе ключевых слов оформите на рабочих листах проблему исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме, обратитесь к памятке.

– Что такое позиция автора? Каковы способы ее выражения в данном тексте?

– Какие литературные аргументы содержат подобную проблематику? Каким образом они связаны с проблематикой текста Ф.Искандера?(работа в парах по каждому произведению: «Капитанская дочка», «Матренин двор», «Тарас Бульба», «Война и мир», «Преступление и наказание», Автобиографическая трилогия» Л.Н.Толстого)

5. Рефлексивная стадия. Написать сочинение-рассуждение на основе исходного текста Ф.Искандера «Совесть», используя памятку и рабочие материалы.

Памятка для учащихся

Прочитай внимательно текст (несколько раз).

Определи тему и проблему (смотри начало и конец текста).

Сформулируй одну из проблем текста (проблема – это противоречие, которое возможно или невозможно разрешить).

Отрази позицию автора, его точку зрения.

Определи собственный взгляд на заявленную проблему (согласен, не согласен, во многом согласен).

Подбери 2 аргумента в защиту своей позиции (опираясь на жизненный и читательский опыт).

Продумай композицию сочинения, деление на абзацы.

Продумай переход от одной части к другой, чтобы не было нарушения логики.

Продумай языковые средства своей работы.

Перепиши аккуратно, разборчивым почерком, этично выражая свои мысли.

Сведения об авторе : Степанова Юлия Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 г.Красноярска.

“Цветы незнакомого искусства…” (Из китайской и японской поэзии)

Вы бросали в нас цветами
Незнакомого искусства,
Непонятными словами
Опьяняя наши чувства.
Н. Гумилев
Колокол смолк вдалеке,
Но ароматом вечерних цветов
Отзвук его плывет.
М. Басе
Открывая томик старинных стихов, мы всякий раз встречаемся с чудом. Давным-давно стали прахом империи, истлели одежды, дома, цветы, исчез след многих поколений, а мы все еще слышим – через сотни лет! – звуки давно умолкнувших голосов, стук сердец, наполненных нежностью, гневом, любовью или покоем. Со страниц поэтических сборников

Related posts:

Сочинение Цветы незнакомого искусства (Из китайской и японской поэзии)Открывая томик старинных стихов, мы всякий раз встречаемся с чудом. Давным – давно стали прахом империи, истлели одежды, дома, цветы, исчез след многих поколений, а мы все еще слышим – через сотни лет! – звуки давно умолкнувших голосов, стук сердец, наполненных нежностью, гневом, любовью или покоем. Со страниц поэтических сборников веет на нас слабым ароматом […].

Читайте также:
Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

“Бездна темная” и стремление к “свету” в поэзии “Цветы зла” БодлераБодлер стремится поразить читателей откровенно жуткими картинами внутреннего мира человека для того, чтобы пробудить в нем желание противостоять злу, бороться с животным в себе, искать и стремиться к идеалу и красоте. “Только достигая глубочайших пропастей падения, воображение по закону противоположности зажигает светоч высочайших идеалов. Цветы добродетелей в воображении поэта не могут расцветать без цветов зла, […].

Сочинение по картине “Цветы в вазе” А – Я – ГоловинаСочинение по Картине “Цветы в вазе” А. Я. Головина Натюрморт А. Головина “Цветы в вазе” – яркая и красочная картина. На белой скатерти стоит простая стеклянная ваза. В ней – охапка пестрых цветов. Видимо, их сорвали во время прогулки по саду. Тот, кто ставил цветы, не думал о том, чтобы составить композицию по всем правилам […].

Вопросы и ответы к темам “Из китайской и персидской лирики”Какие мотивы общие для авторов персидской и китайской лирики? Общими можно назвать раздумья над сущностью человеческого бытия: проблему жизни и смерти, мотив непостижимости мира, текучести земной жизни человека, жизненных наслаждений как способ укротить горечь и тоску, которую ощущает душа. Персидские лирики часто обращаются к теме утраченной молодости, призывами жить настоящим, ценя каждый миг жизни. В […].

Сочинение по картине “Цветы, фрукты, птица” Толстого Ф. ПКартину “Цветы, фрукты, птица” написал русский художник Федор Петрович Толстой. Он славится своими прекрасными натюрмортами. В натюрмортах художник изображает окружающий его мир вещей и предметов. При этом художник сам выбирает предметы для картины и их расположение. В этом проявляется его душа и характер. Описание картины “Цветы, фрукты, птица” Толстого полностью соответствует названию этой картины. Художник […].

О ЧЕМ “ГОВОРЯТ” ЦВЕТЫРазве можно представить себе жизнь без цветов? Они окружают нас повсюду, радуют разноцветьем, говорят с нами своим пахучим языком. О чем же могут рассказать цветы? Да обо всем! Зацветая, они указывают на время года, а распускаясь утром, днем или вечером, – на время суток. Приносимые в дом, они говорят о празднике или, напротив, о большом […].

Сочинение на тему: ЦветыЦветы Мне кажется, что цветы – это самое удивительное творение на Земле. Благодаря их чудесным свойствам, они способны очищать воздух в помещении, быть лекарствами. Но самое, пожалуй, главное, они являются украшением и радуют глаз каждого, кто их любит. В нашей семье цветы есть всегда, они у нас повсюду: и на подоконниках, и на балконе, и […].

Сочинение по картине А. М. Герасимова “Натюрморт. Полевые цветы”А. М. Герасимов очень любил писать на­тюрморты на протяжении всей своей творче­ской жизни. Главные герои “тихой натуры” этого художника – цветы. Букеты в натюр­мортах Герасимова всегда составлены элегант­но, с большим вкусом и пониманием прелести каждого вида растений. Он стремился к выде­лению, иногда контрастом, той или иной груп­пы цветов. Особенно ему удавалось сочетание светлых тонов ромашек […].

Сочиненин по картине Головина Натюрморт. Цветы в вазеСреди работ многих художников можно встретить полотно, на которой изображен натюрморт. Казалось бы, при таком изобилии, разнообразии, сложно уже чем-то удивить. Но, несмотря на это, картина Головина “Цветы в вазе” мне показалась достаточно необычной. Первое, что привлекает внимание – это буйство красок. На столе с белоснежной скатертью стоит стеклянный кувшин с букетом цветов. Кувшин используется […].

Сочинение по картине А. Я. Головина “Натюрморт. Цветы в вазе”Среди работ многих художников можно встретить полотно, на которой изображен натюрморт. Казалось бы, при таком изобилии, разнообразии, сложно уже чем-то удивить. Но, несмотря на это, картина А. Головина “Цветы в вазе” мне показалась достаточно необычной. Первое, что привлекает внимание – это буйство красок. На столе с белоснежной скатертью стоит стеклянный кувшин с букетом цветов. Кувшин […].

Сочинение “Мои любимые цветы – лилии”Цветы – это чудо, сотворенное природой. Не бывает некрасивых цветов. Все они разные – большие и маленькие, пышные и изящные, пестрые и строгие. Из всех прекрасных цветов я больше всего люблю лилии. Еще с раннего детства мое внимание привлекали эти яркие и необычные цветы. Лилии – будто принцессы, нарядные, стройные, гордые, приветливо кивают […].

Сочиненин по картине Герасимова “Натюрморт. Полевые цветы”Я считаю, что художника Герасимова, можно назвать одним из талантливых. Мое внимание привлекла картина ” Натюрморт. Полевые цветы”, на которой изображены в разной форме вазах букеты, собранные из цветов, которые собирали на полях. Зеркало на заднем плане, как бы увеличивает пространство комнаты, отражая предметы, и цветов становится в два раза больше. Я люблю полевые цветы, […].

Цветы в саду Галинки (сочинение-описание)Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в палисады и жилища. Они пришли из глубины веков, Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище. С. Красиков Я живу в многоэтажном доме, и у меня нет приусадебного участка, зато есть Галинка, а у нее – сад. Вы думаете Галинка маленькая? Нет! Галина Петровна – взрослый человек, просто ласковая форма имени […].

Читайте также:
Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

Цветы на подоконникахНа подоконниках нашей школы стоят цветы. Родители приобрели или вырастили их собственноручно и принесли летом, перед праздником 1 сентября. Но через неделю часть горшков была загрязнена: в них появились бумажки, жвачки, листки были оборваны, сломаны, цветочки валялись на полу. Неужели ученики не понимают, что красоту нужно беречь? Ведь все это создается для нас! Выходя на […].

Сочинение-рассказ “Цветы, которые цветут в сентябре”В сентябре зацветает гладиолус. Его название происходит от латинского слова “меч”. Листья растения длинные, напоминают шпагу. Оно высоко поднимается к небу. Особенно радуют глаз необычайное цветение. Цветы гладиолуса бывают разного цвета: синие, белые, красные, фиолетовые. Цветы большого размера и очень красивые. Первого сентября я с радостью подарила учительнице свои любимые цветы хризантему. Хризантема зацветает в […].

Сочиненин по картине Хруцкого Цветы и плодыХруцкий Иван Трофимович – известный белорусский художник-живописец. Названный многими исскуствознавцами мастером натюрмортов. Среди множества его работ особое внимание гаммой цветов и насыщенностью привлекает к себе полотно “Цветы и плоды”. Сама по себе картина очень сложная. В ней множество крупных и мелких элементов, которые переплетаются между собой. В самом центре картины мы видим красивую вазу с […].

Сочинение по картине И. Т. Хруцкого “Цветы и плоды”Хруцкий Иван Трофимович – известный белорусский художник-живописец. Названный многими исскуствознавцами мастером натюрмортов. Среди множества его работ особое внимание гаммой цветов и насыщенностью привлекает к себе полотно “Цветы и плоды”. Сама по себе картина очень сложная. В ней множество крупных и мелких элементов, которые переплетаются между собой. В самом центре картины мы видим красивую вазу с […].

Сочинение на тему: “Полевые цветы”Теплая пора. На полях и на лугах ковром стелятся цветы, большие и малые. Ослепительно-белые и ярко-синие, оранжевые и красные, желтенькие и голубые, как небо. Большинство из них невелики. Один цветочек в густой траве мы бы и не заметили. Но их просто тысячи! Нежно-голубые незабудки радуют глаз. Качаются на тончайших стебельках нежные колокольчики, белые […].

Сочинение на тему: ЦВЕТЫ-СИМВОЛЫЦВЕТЫ-СИМВОЛЫ На уроках природоведения мы познакомились с различны­ми цветами и деревьями. Но никто из нас не задумывался над тем, что цветок может являться символом. Об этом нам расска­зал учитель русского языка. Информация была интересной и увлекательной. Моя подруга попросила меня рассказать ей о цветах-символах, но я многого не могла вспомнить. На помощь мне пришел школьный […].

Особенности японской лирикиТо, что не высказал я, Сильнее того, что сказал. Из японского стихотворения Запад и Восток… Не секрет, что эти понятия обычно резко противопоставляют друг другу. В чем же причина? Только ли в географии? И что имел в виду Киплинг, когда говорил, что “…вместе им не сойтись”? В поисках ответов на эти вопросы попытаемся определить границу […].

Анализ стихотворения Пушкина Цветы последние милейОдно из прекрасных стихотворений А. С. Пушкина “Цветы последние милей” вышло в свет в 1838 году. Произведение было издано в журнале “Современник” уже после смерти автора. Эту красивую миниатюру поэт посвятил своей закадычной приятельнице Прасковье Александровне Осиповой, которая являлась владелицей имения под названием Тригорское. Впервые они встретились еще в 1817 году в Михайловском. Поэт не […].

Цветы для детей из реабилитационного центраЛето. Ура! Наконец-то каникулы! А если в дни школьных каникул дома не сидится? Июнь 2015 года выдался жарким. Вот однажды встречаю своих выпускников 4 “В” класса МБОУ СОШ № 5 на улице, вижу: отдохнувшие! и замечаю, что очень они скучают друг по другу. Идея совместного доброго дела родилась в наших головах как-то одновременно. Предложение участия […].

Сочинение “Весенние цветы”Сочинение “Весенние цветы” С приходом весны природа оживает. Тает Снег, возвращаются перелетные птицы, земля покрывается зеленой травой. Весной зацветают всевозможные цветы – сначала пролески и подснежники, затем одуванчики и ландыши, тюльпаны и нарциссы, а в мае распускаются пышные пионы и роскошные розы. Более того, цветут в садах деревья и кусты, что летом и Осенью порадуют […].

Почему люди платят деньги за цветы?Почему люди платят деньги за цветы – вот проблема, над которой размышляет В. Солоухин. В приведенном тесте автор рассуждает о том, что человек, который покупает цветы, хочет быть ближе к природе. В огромном городе, по мнению публициста, у людей появляется “голод на красоту”, и поэтому они готовы платить большие деньги даже за один цветок, чтобы […].

Полевые цветы (Бунин Иван Алексеевич Стихи)ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ В блеске огней, за зеркальными стеклами, Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из-за синих морей; Их не пугают метели холодные, Бурные грозы и свежесть ночей… Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов: Их […].

Читайте также:
Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

Конспект урока ИЗО “Полевые цветы”Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 168 “Детский сад комбинированного вида” Конспект урока ИЗО “Полевые цветы” Подготовила Педагог-психолог Коваленко Оксана Анатольевна Г. Кемерово 2012 Цели занятия : создание эмоционального комфорта, развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, рефлексии. Задачи: Коррекционно-развивающие: развитие пространственной ориентировки, координации движений и тонкой моторики. Воспитательные: совершенствование навыка работы в группе; развитие способности строго […].

Анализ стихотворения Рубцова “Зеленые цветы”Летом 1967 года Рубцов отдыхал в гостях у своего доброго друга Сергея Чухина в деревне Погорелово Вологодской области, где сохранились остатки непременных атрибутов барской жизни – дома, пруда, сада. Окружающая обстановка породила у Николая Михайловича мысли о том, что находится вне времени, не подчиняется его власти. Так возник нетривиальный образ – зеленые цветы. Из него […].

Аппликация. Цветы в вазе из цветной бумаги для старшей группыМастер-класс. Аппликация “Ваза с цветами” Автор: Платнова Кира, воспитанница старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы. Руководитель: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы. Назначение работы: мастер-класс предназначен для воспитателей детей старшего дошкольного возраста и родителей. Данную работу можно использовать на выставке по аппликации на […].

Сочинение “Как распускаются цветы”Самая волшебная пора года – весна. Это период, когда все пробуждается от длительного зимнего сна и оживает буквально на глазах. Все начинается с воздуха. Он становится сладким, пьянящим. Дуновение легкого ветерка способно поднять настроение на весь день. Кроме небывалой свежести воздух наполнен ароматами цветов. Эти символы весны начинают радовать нас своими яркими красками. Я восхищаюсь первыми весенними цветами. Они ведь настоящие первопроходцы, цветут в очень суровых условиях. Лишь только снег начинает таять, на проталинах сквозь землю пробиваются упорные нежные росточки. А иногда и просто сквозь подтаявший снег и льдинки. Ни ледяной весенний дождь, ни запоздалый снег, что падает с неба, ни заморозки не могут остановить их. Весенняя […].

Цветы незнакомого искусства… (Из китайской и японской поэзии): сочинение

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
5 КЛАСС

ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
ОТВЕТАХ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
РАБОТЫ.10 КЛАСС

КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
ТАБЛИЦАХ

ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
ЛЕГЕНДЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
9 КЛАСС

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
АСТРОНОМИЯ

ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
СИСТЕМА

АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
ОТВЕТАХ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
КОСМОЛОГИЯ

КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

Войти через uID

Вы бросали в нас цветами

Опьяняя наши чувства.

Колокол смолк вдалеке,

Но ароматом вечерних цветов

Отзвук его плывет.

Открывая томик старинных стихов, мы всякий раз встре­чаемся с чудом. Давным-давно стали прахом империи, ист­лели одежды, дома, цветы, исчез след многих поколений, а мы все еще слышим — через сотни лет! — звуки давно умолкнувших голосов, стук сердец, наполненных нежностью, гневом, любовью или покоем. Со страниц поэтических сбор­ников веет на нас слабым ароматом вечерних цветов, шумом сосен у подножия горы, запахом морских водорослей, даль­ним звоном бронзовых колокольчиков во дворе старинного храма.

“Вначале было слово. ” Нет, вначале был Китай (а еще раньше — светлая Эллада!) — великая держава, давшая миру не только шелк и порох, бумагу и звонкий, как гонг, фарфор. Она подарила великих поэтов эпохи Тан — Ли Бо, Ду фу, Лю Юй-Си. Их стихи — это раздумья о смысле бытия и о судьбах родины, гимн вечной красоте природы и светлая печаль понимания, что жизнь человеческая так коротка.

Проходят годы и сильней печаль,

Привычкой стало грусти предаваться.

Ведь нет такой весны,

Когда б не стало жаль

С весенними цветами расставаться!

В японской и китайской древней поэзии мы видим все мно­гообразие мира: и эпикурейское наслаждение его радостями, и тонкую прелесть пейзажей, и добродушную насмешку над че­ловеческими слабостями друга, и осеннюю печаль, и пронзаю­щее душу одиночество нищего старика или брошенного ребен­ка и еще — удивительное единение человека с природой:

И лотос хочет мне

Сказать о чем-то грустном,

Чтоб грустью и моя

Душа была полна.

Грустящий лотос и грустящее человеческое сердце — это не только “отзвук забытого гимна”, но и символ союза всего живущего на земле, размышление о человеке как части неко­его великого целого.

Эти же мысли мы находим в поэтических миниатюрах Басе. 10 долгих лет скитался он по дорогам Японии, ночевал в саду возле старого монастыря, в поде, в хижине знакомого печника, на горном перевале. Дорога странствий стала его вдохновением, его творческой мастерской:

В саду, гдераскрылись ирисы,

Читайте также:
Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

Беседовать с другом старым своим —

Какая награда путнику!

Нет ни одной лишней детали в этой поэтической мини­атюре, но какая глубина открывается нам за этой немного­словностью, какое богатство ассоциаций! Увидеть в малом великое, в полете мотылька — полет чувств, в душе камня или цветка — душу человека, в приглушенности красок — элегическую грусть — таковы хокку Басе, эти застывшие мгно­вения вечности. В них сквозит осенняя грусть цветов:

Сыплются, падают семена,

Как будто слезы.

Подвенечная красота цветущей земли, затмевающая вели­чие небес:

Перед вишней в цвету

Померкла в облачной дымке

Вечный круговорот жизни:

Ты стоишь нерушимо, сосна!

А сколько монахов отжило здесь,

Сколько вьюнков отцвело.

Радость встречи со старым другом:

Два наших долгих века.

А между нами в кувшине

Вишен цветущие ветви.

И всюду цветы, цветы, цветы, хрупкие и вечные!

Когда вы устанете от городской суеты, от работы, телефон­ных разговоров и даже от друзей (бывает ведь и такое, прав­да?), возьмите в руки маленький томик японской или китай­ской поэзии — и вы ощутите, как покой наполняет ваше сердце.

Зашуршит крыльями мотылек над белым маком, зашу­мит в ночном саду осенний дождь, заколосятся летние тра­вы. Исчезнут усталость, “жизни мышья беготня”, останется лишь целительная магия слов, магия вечной, непреходящей красоты и мудрости.

Сочинение 8220 Цветы незнакомого искусства 8230 8221 Из китайской и японской поэзии

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

8220 Цветы незнакомого искусства 8230 8221 Из китайской и японской поэзии

Открывая томик старинных стихов, мы всякий раз встречаемся с чудом. Давным-давно стали прахом империи, истлели одежды, дома, цветы, исчез след многих поколений, а мы все еще слышим – через сотни лет! – звуки давно умолкнувших голосов, стук сердец, наполненных нежностью, гневом, любовью или покоем. Со страниц поэтических сборников веет на нас слабым ароматом вечерних цветов, шумом сосен у подножия горы, запахом морских водорослей, дальним звоном бронзовых колокольчиков во дворе старинного храма…

“Вначале было слово…” Нет, вначале был Китай (а еще раньше – светлая Эллада!) – великая держава, давшая миру не только шелк и порох, бумагу и звонкий, как гонг, фарфор. Она подарила великих поэтов эпохи Тан – Ли Бо, Ду Фу, Лю Юй-Си. Их стихи – это раздумья о смысле бытия и о судьбах родины, гимн вечной красоте природы и светлая печаль понимания, что жизнь человеческая так коротка.

Проходят годы и сильней печаль,

Привычкой стало грусти предаваться.

Ведь нет такой весны,

Когда б не стало жалъ

С весенними цветами расставаться!

В японской и китайской древней поэзии мы видим все многообразие мира: и эпикурейское наслаждение его радостями, и тонкую прелесть пейзажей, и добродушную насмешку над человеческими слабостями друга, и осеннюю печаль, и пронзающее душу одиночество нищего старика или брошенного ребенка и еще – удивительное единение человека с природой:

И лотос хочет мне

Сказать о чем-то грустном,

Чтоб грустью и моя

Душа была полна.

Грустящий лотос и грустящее человеческое сердце – это не только “отзвук забытого гимна”, но и символ союза всего живущего на земле, размышление о человеке как части некоего великого целого.

Эти же мысли мы находим в поэтических миниатюрах Басе. 10 долгих лет скитался он по дорогам Японии, ночевал в саду возле старого монастыря, в поде, в хижине знакомого печника, на горном перевале. Дорога странствий стала его вдохновением, его творческой мастерской:

В саду, где раскрылись ирисы,

Беседовать с другом старым своим –

Какая награда путнику!

Нет ни одной лишней детали в этой поэтической миниатюре, но какая глубина открывается нам за этой немного-словностью, какое богатство ассоциаций! Увидеть в малом великое, в полете мотылька – полет чувств, в душе камня или цветка – душу человека, в приглушенности красок – элегическую грусть – таковы хокку Басе, эти застывшие мгновения вечности. В них сквозит осенняя грусть цветов:

Цветы увяли.

Сыплются, падают семена,

Как будто слезы.

Подвенечная красота цветущей земли, затмевающая величие небес:

Перед вишней в цвету

Померкла в облачной дымке

Пристыженная луна.

Вечный круговорот жизни:

Ты стоишь нерушимо, сосна!

А сколько монахов отжило здесь,

Сколько вьюнков отцвело…

Радость встречи со старым другом:

Два наших долгих века…

А между нами в кувшине

Вишен цветущие ветви.

И всюду цветы, цветы, цветы, хрупкие и вечные!

Когда вы устанете от городской суеты, от работы, телефонных разговоров и даже от друзей (бывает ведь и такое, правда?), возьмите в руки маленький томик японской или китайской поэзии – и вы ощутите, как покой наполняет ваше сердце.

Зашуршит крыльями мотылек над белым маком, зашумит в ночном саду осенний дождь, заколосятся летние травы… Исчезнут усталость, “жизни мышья беготня”, останется лишь целительная магия слов, магия вечной, непреходящей красоты и мудрости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: