Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

Сейчас 3298 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Новости сайта

16.05.2021 – на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2 по сборнику С.Ю.Ивановой “ОГЭ-2021” Подробнее >>

08.03.2021 – На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

01.03.2021 – На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

07.02.2021 – На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой “Сдавай ЕГЭ на все 100!” Ссылка >>

27.12.2020 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

Уважаемые гости! Друзья, до экзаменов остается совсем немного времени. Предлагаем вам воспользоваться нашим ВИП-разделом, где ваши работы будут закрыты от любопытных взглядов. Кстати, цена на месяц в условиях пандемии руководством сайта снижена. Заходите в ВИП-раздел, выставляйте свои сочинения как по литературе, так и по русскому языку. Мы проверим столько ваших работ, сколько вы напишите. Ждем вас в ВИП-разделе. Мы поможем вам! Подробнее >>

  • Обсуждения
  • Категории
  • Теги
  • Пользователи
  • Значки
  • Войти

    Исходный текст:
    (1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал,
    когда наша учительница читала нам вслух на уроке “Капитанскую дочку”. (2)Это были
    счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
    (3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует,
    что будущая мятежная поэтесса, читая “Капитанскую дочку”, с таинственным наслаждением все
    время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим
    наслаждением все время ждал появления Савельича.
    (7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему
    Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле
    хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и
    преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и
    понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.
    (13)Еще почти ребенком, слушая чтение “Капитанской дочки”, я чувствовал комическую
    перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин.
    (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее
    всех.
    (16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически
    переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
    (17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является
    желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных
    обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта
    вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)
    Фазиль Абдуллович Искандер (род. в 1929 г.) – советский и российский прозаик и поэт

    Сочинение:
    Что такое литература? Чему учат художественные произведения? Именно над этим размышляет советский и российский поэт Ф.А.Искандер.
    В своем тесте автор поднимает злободневную проблему влияния литературы на жизнь человека.
    Фазиль Абдуллович вспоминает о том, как на него в детстве произвело впечатление произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» . Его тронула преданность и рабская любовь Савельича к Петруше. Но несмотря на «деспотичную любовь» Ф.А.Искандер все-таки убеждает читателя в том, что «любовь-главнее всех». Также автор считает, что в данном произведении произошла «перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин».
    По-моему мнению, позиция автора заключена в следующих словах: «главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение».
    Не могу не согласиться с мнением автора, потому что данная проблема близка мне так же, как и автору статьи. У меня есть произведение, которое я могу перечитывать множество раз. Этим произведением стала повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». Борис рассказывает о судьбах пяти женщин, командиром которых был Васков. Судьба каждой девушки сложная и тяжелая, так как им довелось жить в военное время, и не только жить, но и убивать врагов. До сих пор меня удивляет то, как женщина, будущая мать, которая должна воспитывать детей, нести любовь и добро миру, хладнокровно и безжалостно убивает фашистов. Каждый раз, читая данную повесть, я все больше и больше восхищаюсь смелостью, мужеством и героизмом этих женщин. Ведь все до одной погибли, сражаясь за свою Родину.
    Также хотелось бы привести в пример влияния литературы на человека роман-антиутопию Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в котором автор считал, что человек может своими глазами увидеть только сотую часть, все остальное он познает через книги. Также поэт утверждал, что книги, сожженные в произведении на костре, означают упадок духовного мира и образованности.
    Обобщая сказанное, сделаю вывод: каждый человек должен читать книги, хотя бы потому что «книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает»

    Размещено на реф.рф
    Он с восторгом вспоминает прочитанные книги и ӊᴇ жалеет об ϶том.

    Я ӊᴇ могу ӊᴇ согласится с автором, ведь книги на самом деле, имеют величайшее значение в жизни человека.
    Вспомним произведение Максима Горького ʼʼСтаруха Изергильʼʼ. Главная героиня повествует о Данко, который показывает нам любовь к человечеству, подает пример бесстрашия и бескорыстия, ни кто из людей ӊᴇ может оставаться равнодушным к ϶тому персонажу.
    Влияние книг на человека бесконечно важно. Есть такие произведения, которые могут поменять все мировоззрение или небольшую, но важную ᴇᴦο часть. В моем случае – ϶то произведение Роберта Кийосаки ʼʼБогатый папа, бедный папаʼʼ. Это моя самая любимая книга, я её несколько раз перечитывал, и каждый раз при её упоминании я прихожу в восторг.
    В заключение хочу сказать, что книги читать нужно, ведь они делают нас умнее и правильнее, главное подобрать подходящее произведение.

    Текст Фазиля Абдуловича Искандера:

    (1) В тринадцать лет я впервые прочел ʼʼАнну Каренинуʼʼ. (2) Война подкатила к самому Туапсе. (3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у однои̌ соломеннои̌ вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие ӊᴇ менее изумительные по тем временам овощи. (5) В ϶том доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.

    (6) Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности ϶того романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда ӊᴇ бывал ни до, ни после чтения ϶той книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того ӊᴇ склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже ӊᴇ откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Аннои̌ Каренинои̌ раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спинои̌. (12) К сожалению, ϶тот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальнои̌ безграмотности, а аналогичным образом отсутствия музыкальнои̌ памяти. (13) Впрочем, возможно, я ᴇᴦο вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак ӊᴇ могу до сих пор выпасть.

    (14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с ʼʼАннои̌ Каренинои̌ʼʼ. (15) Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где невозможно было всплыть, ӊᴇ утоляли мою тоску. (17) И ʙοᴛ, должна быть, по϶тому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18) Впервые я читал книгу, под которой ӊᴇ мог нащупать дна. (19) Каким-то образом возникло ощущение моря. (20) Незнакомые сцены усадебнои̌ жизни воспринимались как родные. (21) Хотелось к ним. (22) Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с ᴇᴦο умнои̌ собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был роман-дом, где хочется жить, но я ещё ϶того ӊᴇ понимал.

    (24) Читаешь ʼʼВойну и мирʼʼ, и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25) Полный лад с собственнои̌ совестью, семьей, народом.

    Понятие и виды, 2018.
    (26) И ϶то счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизирует с методом Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни черта о нем ӊᴇ знает. (31) Наполеон — мировоззренческий враг Толстого. (32) По Толстому, обновить человечество можно, только лишь в случае если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34) По Толстому, только лишь так можно было и нужно было завоевывать человечество.

    (35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) По϶тому, по Толстому, Наполеон — ϶то огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательнои̌ характеристики Наполеона Толстой ӊᴇ намерен. (38) Он боится этим самым ᴇᴦο перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильнои̌ личностью, от ещё более кровавых триумфаторов.

    По Фазилю Искандеру

    Сочинение ЕГЭ. Проблема влияния литературы на человека. Ф. Искандер – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Сочинение ЕГЭ. Проблема влияния литературы на человека. Ф. Искандер”2017-2018.

    Сочинение Тринадцатый подвиг Геракла по рассказу Искандера

    СКОРБЬ (1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько …

    (1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. (3)И другие рейсы отодвигали. (4)Аэропорт был переполнен пассажирами.

    (5)Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.

    (6)Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. (7)Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.

    (8)И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.

    (9)Мать — короткий праздник на Земле.

    (10)Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. (11)Какая несправедливость! (12)И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. (13)«Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.

    (14)Мать — короткий праздник на Земле.

    (15)Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. (16)Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. (17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. (18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.

    (19)Он остановился, поражённый лицом этой женщины. (20)Ко- нечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. (21)Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. (22)Что они ей сказали? (23)Вряд ли что-нибудь утешительное. (24)Иначе откуда такая скорбь на её лице?

    (25)Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. (26)В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. (27)Но сейчас оно было необыкновенным. (28)Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.

    (29)Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. (30)И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. (31)И только сейчас понял. (32)И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.

    (33)В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. (34)И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.

    (35)И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.

    (36)Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. (37)Он знал, что, даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. (38)Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.

    (39)И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. (40)И ему почему-то становилось легче, просветлённее. (41)«В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно». (42)И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. (43)И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально. (44)А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.

    (По Ф. Искандеру)

    Из предложений 19–26 выпишите антонимы (антонимическую пару).

    Сочинения по русскому языку и литературе

    Сочинение ЕГЭ по тексту Ф.Искандера. 4.00/5 (80.00%) 4 votes

    Совесть. Какое это важное, значимое понятие и человеческое качество. Что такое совесть? Для чего она нужна? И какую роль она играет в современном обществе? В одном из толковых словарей написано: «Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль». С самого детства мы хотим поступать по совести и стыдимся, когда нам говорят «бессовестный» за совершенный поступок. В современном обществе, к сожалению, совесть ценится уже не так как раньше. Советский и российский прозаик и поэт Фазиль Абдулович Искандер в своем тексте рассуждает именно об этом и поднимает важную, актуальную проблему совести. Он рассказывает нам о том, как в современном обществе обесценилось такое важное понятие, как совесть. Во все времена бессовестные люди имели больший успех, чем люди обладающие совестью. Так как человеку без совести нечего бояться, нечего стыдиться, он способен на ужасные поступки, из-за которых быстро получает свою популярность и успех. Но ведь, во все времена существует мудрость, что «добро всегда побеждает зло», что только совестливый человек способен обрести настоящее счастье. Так и есть, просто понять это можно лишь со временем. То, что человек получил быстро, бессовестным путем, так же быстро от него и уйдет.

    Авторская позиция мне ясна, Ф.Искандер убежден, что каждый человек должен обладать совестью, вне зависимости от его социального и материального положения. Я полностью согласна с позицией автора и считаю, что совесть должна быть неотъемлемым качеством каждого человека. Ведь только с ее помощью человек распознает свои ошибки, делает правильный выбор и приходит к верному решению. Проблема совести хорошо освещена в литературе. Вспомним семейство Курагиных из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Обладая жаждой наживы, Василий Курагин и его дети Элен и Анатоль шли на ужасные поступки ради достижения своих целей. И они их достигали и радовались своим победам. Но в конце мы видим, как жестоко они были наказаны: Элен умерла от болезни, Анатоль умер в военном госпитале, а их отец Василий сошел с ума. Мы видим, как жестоко были наказаны герои, потому что поступали бессовестно и счастье из было недолговечным, да и можно ли назвать это счастьем?! Главное украшение человека – чистая совесть. «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно», – писал Д. С. Лихачёв. И с ним нельзя не согласиться, ведь совесть – важнейшее качество человека, обладая которым, пусть даже будучи бедным и некрасивым, челочек обретет счастье. В заключение хочется сказать, что обществу, основанному на подлинных нравственных ценностях, очень нужно такие статьи, какую написал Ф.Искандер.

    Похожие сочинения

    • Сочинение на тему: Цель искусства — дарить людям счастье Цель искусства – дарить счастье людям Человека всегда окружало искусство. Это и гениальные музыкальные произведения, […]
    • Сочинение на тему: Евгений Онегин «Лишний человек» Евгений Онегин «Лишний человек» Евгения Онегина считают «лишним человеком» из-за его эгоизма и отсутствия в жизни […]
    • Сочинение на тему: Каким должен быть идеальный ученик Каким должен быть идеальный ученик? На этот вопрос не существует однозначного ответа. У каждого учителя свои […]
    • Сочинение на тему: родительский дом начало начал Родительский дом имеет особое значение для каждого. Именно в нем человек начинает познавать жизнь, получает […]
    • Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри Тема свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». План сочинения: 1. История создания поэмы. 2. Свободолюбивый […]
    • Сочинение по картине Григорьева: Вратарь Футбол всегда был другом мальчишек. Ведь нет ничего интересней, чем забить мячик в ворота противника, преодолевая […]

    Сочинение по творчеству Фазиля Искандера

    Свойство карнавальной традиции с целью поэтики Фазиля Искандера (род. 1929) основательно дискуссируется в монографии Н. Ивановой «Смех насупротив страха, или Фазиль Искандер» (1990). По наблюдениям критика, Искандер воскрешает в своих текстах предварительно в (итоге праздничный, пиршественный, момент карнавального гротеска: в его прозе долговременны сцены пиров и застолий, его сквозной богатырь в то же время гениальный бездельник и великий тамада. Пару раз у Искандера сталкивается картина жизнерадостной смерти, в качестве кого в частности в рассказе «Колчерукий», где умерший весельчак ухитрился подшутить нас своим стародавним конкурентом и спустя смерти. «Жизнь стреляет что собак нерезанных, не удовлетворенная обыкновенным стандартом. Торжествуют расцветание и роскошь физического (…) Жизнерадостная торжественность жизни насмехается над смертью, над болезнью, превозмогая и усмиряя их», – строчит критик25. Но, в свой черед у Алешковского и Войновича, карнавально торжественный мир народной жизни у Искандера развертывается в перспективе самых неприветливых десятков лет русской истории. Соединение многознаменательного проекта с разомкнутой в обязательность стихией общенародного пиршества и создает уродливо-комический эффект. Искандер активизировал как поэт, но славу ему принесла опубликованная в «Новом мире» историю «Созвездие козлотура» (1966). Нацарапанная в качестве кого карикатура для необдуманные хрущевские реформы (кукуруза, разделение хозяйств, исследование лежбищных вселенных и т. п. ), она переводила положительный общественный сюжет в больше безграничный образ действий фикциям «тотальной козлотуризации», демагогичным фонтанам и карьерным упованиям, колотящим кругом анекдотической мысли перекрестить высокого ладья с семейнее козой – противостояли бесхитростные и достоверные самом деле море, благодать девушек, воспоминания о детстве, добросердечное застолье, нормальный общекрестьянский опыт, прадедовский дворец в Чегеме, в конце концов канон природы, повинуясь тот или другой несчастливый козлотур азартно разгоняет предлагаемых ему коз. Магнетизм формулировок, общественно-политическая кампанейщина, администрацию «мертвой буквы» (говоря словами Пастернака) – всегда это оказывается протокольный нелепицей, упирающейся в окончательное уклонение козлотура «приносить плодородное потомство»: «Нэнавидит! – произнес руководитель приблизительно восторженно… Превосходное начинание, но не для нашего атмосферного климата » В сущности, Искандер приводить доказательства себе и читателю, что все суперфантомные учения идеологии и власти в конце концов не имеют возможности не рухнуть, ибо им оказывают сопротивление значительно больше постоянные массы – натура и сама жизнь. Искандеровский оптимизм бряцал в качестве кого некоторое количество припозднившийся отблеск молодежной прозы, разработанной конфессии в «неизбежное свершение многознаменательной справедливости». Жизнерадостная доверенность во всесилие жизни, заблаговременно то есть (т. е.) время идти на покой сокрушающей администрацию общественно-политических фикций, сберегается и в цикле рассказов о Чике, и в прилегающей к нему потащить «Старый дворец под кипарисами» (другое наименование «Школьный вальс, или Энергия стыда»). На этом месте прирожденный ход жизни с ее праздничностью и мудростью воплощен посредством воспринятие основного богатыря – мальчугана Чика. Впрочем в данных творениях шарж раскрывается в том, как ложные изображения закрадываются в сознание «естественного» богатыря («Мой человек самых беспорочных правил», «Запретный плод»), как трудно усваивается распознавание промежду «внеисторическими ценностями жизни» и навязываемыми эрой фикциями («Чаепитие и привязанность к морю», «Чик и Пушкин»), как интуитивно изготавливаются механизмы феноминальной обороны от «хаоса глупости» и вздора («Защита Чика»), как постепенно, посредством неисправимые погрешности и невзгоды стыда, прибывает искусство «понимать время» («Старый дворец под кипарисами»). Самое сложноватое соответствие промежду многознаменательными химерами и вековечным мировозрением раскрывается в основном творенье Искандера, тот или другой он активизировал записывать в 60-е, а закончил уже во второй благоверной 80-х – цикле «Сандро из Чегема». Эту книгу то и дело давать имя «романом» (сам Искандер и Н. Иванова) то есть (т. е.) даже если «эпосом» (Ст. Рассадин). Впрочем накануне нами безоговорочно прогон и не чрезвычайно стройный26. Интересно, что фактически всякая изо новелл, помещающихся в прогон препровождает на лицо обыкновенный «монументальный рассказ», заключающийся изо много микроновелл, варьирующих фундаментальной сюжет. Так действительно организовывается бесстрастная доминанта цикла (что вторично сдвигает Искандера с Войновичем и Алешковским). Как бы то ни было рано или поздно в центре рассказа нет эпического норова то есть (т. е.) бесстрастного события, эта жанровая конструкция проворно опустошается, дегенерируя в слабоорганизованный комплект тематически подобных то есть (т. е.) и наоборот ни в чем же не сходных, но цепляющихся доброжелатель после товарища анекдотов. (Этим, на наш принцип разъясняется образная гибель таковых рассказов, как «Дядя Сандро и гроб козлотура», «Хранители гор, или Народ располагать сведениями своих героев», «Дороги», «Дудка престарелого Хасана»).

    Сочинение по творчеству Фазиля Искандера: сочинение

    • Сочинения
    • ЕГЭ по русскому языку
    • Сочинения по литературе
    • Сочинения на свободную тему
    • Сочинения 5 класс
    • Сочинения 6 класс
    • Сочинения 7 класс
    • Сочинения 8 класс
    • Сочинения 9 класс
    • Сочинения 10 класс
    • Сочинения 11 класс
    • Сочинения про весну
    • Сочинения про лето
    • Сочинения про осень
    • Сочинения про зиму
    • Сочинения по картинам
    • сочинение про школу
    • Сочинения про животных
    • Сочинения описания
    • Рефераты
    • Краткие содержания
    • Украинская литература
    • Сочинения, рефераты, краткие содержания
    • Шпаргалки по философии
    • Шпаргалки по истории
    • Биографии
    • Анализ стихотворения
    • Пословицы
    • Cчиталки для детей
    • Поздравления учителям
    • Поздравления ученикам
    • Сочинения ОГЭ и ЕГЭ
    • Подготовка к ЕГЭ по биологии

    Проблема понимания истинного милосердия. Сочинение по тексту Искандера

    Сочинение по тексту:

    В современном обществе люди, к сожалению, всё чаще стали забывать о том, как важно проявлять милосердие к тем, кому так нужна поддержка и сострадание. Этот душевный порыв зачастую несёт благо не только принимающему бескорыстную помощь, но и самому отдающему. Однако случается и так, что человек проявляет добро лишь из эгоистических побуждений, неосознанных, возможно, но всё же нисколько не менее тщеславных. Именно проблеме понимания милосердия посвящён текст Фазиля Искандера. : Автор рассказывает о поступке, который, на первый взгляд, кажется рядовым — герой подаёт милостыню слепому музыканту. Но писатель особо акцентирует внимание на внутреннем монологе. Герой-рассказчик пытается понять, отчего не отдал всю мелочь, лежащую в кармане, сразу: «Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты?» Ответ приходит мгновенно — всё дело в равнодушии. Удивителен, впрочем, вывод главного героя: он находит в этом «мелком акте милосердия» не возвышенную цель, не благодать, высокопарные слова им отвергаются: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман [. ] Но через миг я остыл». Оказывается, что это обыденный и само собой разумеющийся поступок в ответ на возможность послушать музыканта: ведь «он как бы играл для» него одного, а значит и сам «дарил благо». Писатель проводит необычную параллель между обменом нематериальными ценностями и обычной торговлей в духовной сфере, доказывая, что «бартер», «благодарность в ответ на добро» является важнейшим для развития человеческого духа и нравственности.

    Таким образом, Искандер убеждает нас в том, что не следует проявлять милосердие и делать добро, заранее ожидая благодарности и сетуя впоследствии на её отсутствие («Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся»). Ведь это совершенно естественный процесс.

    Я не могу не согласиться с позицией автора. Акт милосердия не имеет права вытекать из тщеславных побуждений, это порыв души, который невозможно рационально измерить словами «выгода» или «должная благодарность». Когда человек проявляет сострадание к другому или хотя бы оказывает небольшую услугу, он должен в последнюю очередь думать о том, какую пользу это принесёт ему самому. Этому же учит нас и русская литература, в которой есть множество примеров милосердия, проявленного героями. Например, таковым можно считать поступок Маргариты из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная героиня произведения самоотверженно и бескорыстно просит помиловать Фриду, к судьбе которой она прониклась участием, хотя, приняв это решение, она добровольно отказывалась от шанса спасти своего возлюбленного. Маргарита ни на секунду не задумывалась о том, что никакой выгоды — скорее напротив — от своего поступка она не получит.

    Героиня другого произведения, Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, тоже является примером человека, способного на поистине милосердные поступки. Проявив сострадание, она смогла спасти от духовной гибели Раскольникова. Это было естественное желание помочь нуждающемуся в поддержке и мучающемуся человеку, поскольку Сонечка видела, что Раскольников способен на добрые поступки.

    Таким образом, произведение Фазиля Искандера учит нас тому, что невозможно проявлять милосердие, заранее желая лишь благодарности и выгоды для себя. Обмен добром должен составлять естественный процесс взаимоотношений людей, ведь чувство сострадания — та нравственная основа, без которой невозможно представить гармоничный мир.

    Текст Фазиля Искандера:

    (1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». Впереди нищий музыкант в черных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (2)Переход в это время почему-то был пуст.

    (3)Поравнялся с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. Иду дальше.

    (4)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (5)Что за чёрт! Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане.

    (6)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём черные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова гребанул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.

    (7)Пошёл дальше. Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (8)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»

    (9)Но через миг остыл. Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (10)Их там много скопилось. Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (11)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (12)Потому что делал это небрежно и автоматически. (13)Почему же небрежно и автоматически? Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (14)Тогда почему же всё-таки гребанул из кармана мелочь?

    (15)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (16)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (17)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (18)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (19)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

    (20)Впрочем, во всём этом что-то есть. (21)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (22)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (23)3начит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (24)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (25)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.

    (26)Но можно поставить вопрос и так. (27)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. Товарообмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

    Эссе по рассказу Ф. Искандера О погоде.: сочинение

    Сейчас 3275 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

    Новости сайта

    16.05.2021 – на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2 по сборнику С.Ю.Ивановой “ОГЭ-2021” Подробнее >>

    08.03.2021 – На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

    01.03.2021 – На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

    07.02.2021 – На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой “Сдавай ЕГЭ на все 100!” Ссылка >>

    27.12.2020 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

    31.12.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

    10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

    20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

    20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

    20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

    Уважаемые гости! Друзья, до экзаменов остается совсем немного времени. Предлагаем вам воспользоваться нашим ВИП-разделом, где ваши работы будут закрыты от любопытных взглядов. Кстати, цена на месяц в условиях пандемии руководством сайта снижена. Заходите в ВИП-раздел, выставляйте свои сочинения как по литературе, так и по русскому языку. Мы проверим столько ваших работ, сколько вы напишите. Ждем вас в ВИП-разделе. Мы поможем вам! Подробнее >>

    • Обсуждения
    • Категории
    • Теги
    • Пользователи
    • Значки
    • Войти

      Мама…Сколько тепла и ласки в одном слове! Мама-это единственный никем не заменимый человек, который способен принять своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, простить ему все сделанные на жизненном пути ошибки и поддержать в нужный момент. Сколько бы лет ни исполнилось человеку, его душа всегда будет нуждаться в материнской заботе и ее безграничной самоотдаче. Проблему отношения человека к собственной матери раскрывает в своем тексте и Ф.А. Искандер.
      Герой, о котором повествует писатель, глубоко несчастен, ведь совсем недавно он потерял близкого ему человека-маму. «Мать-короткий гость на Земле» -именно эта фраза посещала мысли мужчины. Понимая, что самоотверженную любовь матери, ее безграничное терпение уже нельзя вернуть, герой будто приходит в смятение, ведь никто не узнает о женских подвигах, которые она совершала во благо своих близких. Встретив горестную женщину с больным ребенком, он словно вспомнил черты его родной матери. Скорбь, изображенная на лице женщины, заставила героя вспомнить о «самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни матери».
      Автор убежден, что человек должен ценить каждый момент, проведенный с матерью. Смерть матери – это невосполнимая потеря, порождающая скорбь.
      Безусловно, я разделяю мнение автора. На мой взгляд, мама- это символ чистоты, любви и искренности. Это не просто человек, который дарит нам жизнь, но и некий луч света, который наполняет наши серые дни яркими моментами.
      Особенно сильно любовь к матери ощущается при чтении произведения С.А.Есенина «Письмо к матери». Идеей стихотворения можно считать желание поэта обратить наше внимание на то, что мы не должны забывать своих матерей. Мы должны чаще навещать их, ухаживать за ними и просто любить их. Лирический герой сожалеет о том, что не делал так раньше и хочет измениться.
      А сколько чувств и эмоций вызывает произведение К.Г. Паустовского «Телеграмма»! Молодая девушка Настя настолько увлечена работой и городской суетой, что забывает написать письмо единственной матери, уже пожилой, но безумно любящей дочь, женщине. Когда Настя приезжает домой, она не застает мать в живых. На душе у девушки остается рана, которую бы смогла залечить лишь улыбка погибшей матери…
      Таким образом, сила материнской любви может иметь различное воплощение. И мы должны быть бесконечно благодарны нашим матерям за то душевное понимание и тепло, которое они нам дарят безвозмездно!

      Вот текстСКОРБЬ
      (1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. (3)И другие рейсы отодвигали. (4)Аэропорт был переполнен пассажирами.

      (5)Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.

      (6)Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. (7)Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.

      (8)И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.

      (9)Мать — короткий праздник на Земле.

      (10)Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. (11)Какая несправедливость! (12)И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. (13)«Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.

      (14)Мать — короткий праздник на Земле.

      (15)Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. (16)Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. (17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. (18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.

      (19)Он остановился, поражённый лицом этой женщины. (20)Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. (21)Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. (22)Что они ей сказали? (23)Вряд ли что-нибудь утешительное. (24)Иначе откуда такая скорбь на её лице?

      (25)Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. (26) В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. (27)Но сейчас оно было необыкновенным. (28)Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.

      (29)Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. (30)И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. (31)И только сейчас понял. (32)И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.

      (33)В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. (34)И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.
      (35)И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.

      (36)Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. (37)Он знал, что, даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. (38)Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.

      (39)И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. (40)И ему почему-то становилось легче, просветлённее. (41)«В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно».

      (42)И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. (43)И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально.

      (44)А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.

      Языковая игра в эссеистике Ф. Искандера

      УДК 81’373:811.161.1
      ББК 81.411.2 – 3
      Г 95

      Цель работы – выявление различных приемов языковой игры, представленных в эссеистике Ф.Искандера, анализ их типов, их роли и функций в тексте. Авторские новообразования как тип языковой игры в цикле эссе выполняют экспрессивную и стилеобразующую функции и являются важным компонентом идиостиля писателя.

      Ключевые слова: языковая игра, авторские новообразования, функции в тексте, способы образования

      Фазиль Искандер – крупнейший современный философ, прозаик, поэт. Его перу принадлежит и блистательная эссеистика. В жанре эссе Ф.Искандер «снова и снова напоминает нам о вечном»: о жизни, искусстве, культуре, литературе. Писатель дает своим эссе звучащие названия – «Размышления писателя», «Поэты и цари», «Государство и совесть», «Попытка понять человека». Некоторые эссе содержат в своих названиях онимы известных личностей – «Моцарт и Сальери», «Слово о Пушкине», «Пастернак и этика ясности в искусстве». Вынесенные в заглавие, онимы тем самым заявляются уже как ключевые слова, вокруг которых осуществляется концентрация смыслов.

      Эссеистика – благодатный жанр для создания и изучения словотворчества «абхазскоперсидско-московского» писателя Фазиля Искандера. Авторские новообразования (далее – АН), функционирующие в эссеистике писателя, представляют разнообразный фактический материал для анализа. Однако богатство материала не позволяет описать его в рамках одной статьи.

      В одном из своих эссе, в частности в «Случайных записках», Ф.Искандер записывает услышанные в разговорах с людьми или сам сознательно «искажает слова» в устойчивых оборотах, используя разные приемы замены слов(1) и способы деривации(2) для создания комического эффекта.

      1.В тесноте, но не вопите! [1: 522]– налицо семантическая и формальная близость искандеровского афоризма известному фразеологизму «В тесноте, да не в обиде».

      «Паршивочная мастерская» [1: 531] является шуточным перефразированием названия «пошивочная мастерская», явно намекающим на частую недоброкачественность работы в подобных заведениях.

      Сюда же можно отнести следующее искандеровское новообразование: «Одни говорят: «Меланхолия». Другие: «Вонь безволия [1: 526]. В данном случае представлена «некоторая языковая неправильность (или необычность) и что очень важно, неправильность, осознаваемая говорящим (пишущим) и намеренно допускаемая. При этом читатель должен понимать, что это нарочно так сказано» [6: 23]. Такое ассоциативное обыгрывание слов, как нам кажется, служит экспрессивной цели.

      В эссе «Из записных книжек» выделяем пару: Арфистка – аферистка [1: 566], демонстрирующую нам, очевидно, звуковые аналогии и интерпретации, а также элемент игрового словесного приема как палиндром (греч. возвращающийся) – морфемы арфафер.

      Комический эффект при этом достигается за счет омофонии имени собственного и какого-либо другого слова. Такой прием весьма ярко прослеживается в обыгрывании названия сигаретной продукции «Честерфильд»:

      «Министр с некоторой полемичностью прихлопнул его:

      – Зато я курю «Чистый фильтр», – сказал он, и заместитель, подавленный, смолк.

      Конечно, он знал, что министр курит «Чистый фильтр», но, видимо, не придавал этому должного значения. Когда министр несколько раз повторил про «Чистый фильтр», наша приятельница догадалась, что он имеет в виду сигареты «Честерфильд». » [1: 528].

      2. Безумпция невиновности [1:573] Ср.: (пре)зумпция невиновности.В данном случае налицо субституция – «замена морфем, сегментов слов, компонентов сложного слова. Субституция характерна для контрастных образований по конкретному образцу под влиянием непосредственной аналогии с равномотивированным словом» [2: 132].

      Одна не очень грамотная женщина забавно сказала: Георгий Бедоносец [1: 568]– часть антропонима Бедоносец образован неморфемным усечением начального слога ↔ Георгий (По)бедоносец (см. об этом [3]).

      Писатель записывает и отдельные с слова, без контекста. Их словообразовательная стуруктура настолько прозрачно, что не вызывает разночтений.. Таковы

      Банкформирование [1: 525], производящей базой которого служит слово «бандформирование», которое семантизирует новообразование и говорит о криминальной стороне банковской сферы.

      Лицевер [1: 520], производящей базой которого служит конкретное слово-лицемер, в котором произошла замена одного звука другим.

      Для образования АН в эссе Ф.Искандер также использует префиксацию:

      1. с компонентом полу– для обозначения неполноты признака: «Один культурный экономист сказал мне: экономика – полунаука-полуискусство» [1: 463]. «Репутация малопонятного поэта сразу же установилась за Пастернаком и остается до сих пор, хотя совершенно прозрачные стихи позднего периода его творчества, безусловно, подтверждают его давнее полуобещание-полуугрозу» [1: 446]. «Она (революция – Г.Г.) требует и полусочувствия ей со стороны значительной части народа» [1: 395]. «Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше полуграмотности» [1: 365]. «Маленький ребенок в состоянии полуразумности, как маленький дикарь, тянет в рот все, что попадает ему под руку» [1: 363];
      2. с компонентом псевдо-: «Но зачем в сатирическом романе о левых экстремистах, выражаясь современным языком, этот псевдопоэт [1: 429]. «Псевдопоэтическая размашистость наших правителей всегда оборачивалась уходом от новой жизни, дезертирством в будущее» [1: 406]. «Псевдограндиозность великого завоевателя дискредитировала всякую грандиозную задачу» [1: 428]. «Маяковский и Горький, смолоду отличавшиеся величайшей силой сострадания, потом примкнули к марксизму, псевдопролетарскому ницшеанству» [1: 570]. Такие образования сообщают «семантику неистинности, мнимости, фиктивности со значением отрицательной экспрессии» [6: 92];
      3. с элементом взаимо-:«Взаимозацикленность писателя и власти удивительна» [1: 371]. «По-абхазски война обозначается с первобытной откровенностью. Война поабхазски – «взаимоубийство» [1: 494].

      Наконец, следует отметить частое обращение Ф.Искандера к двум антропонимам, богатым коннотациями.- это Моцарт и Сальери В.М.Калинкин в работе «Поэтика онима» считает, что «особым свойством поэтики онима является аллюзивность общеизвестных имен, их способность нести с собой некий спектр представлений о денотате» [5: 123]. Такую точку зрения можно с уверенностью применить и к эссе Ф.Искандера

      В эссе «Моцарт и Сальери» Ф.Искандер использует прием оксюморона, когда осуществляется «тесное соседство в синтагме двух слов с противоположными значениями. Чаще всего это сочетание прилагательного и существительного» [5: 366]. Напр., «Искусство – чудо возвращения человека к его истинной человеческой сущности. И если ты действительно Моцарт, осуществляй это чудо, сделай из большого Сальери хотя бы маленького Моцарта!» [1: 418]. Тем самым Ф.Искандер прилагательными -антонимами как бы уравновешивает подлинную сущность композиторов.

      Особое место в эссе занимает антономазия – «троп, состоящий в метафорическом применении собственного имени для обозначения лица, наделенного свойствами первоначального (широко известного в литературе, истории и т.п.) носителя этого имени (Морфей вместо сон, Отелло вместо ревнивец), что в определенном смысле сближает его с аллегорией» [5: 364]. Ф.Искандер, используя этот прием, философски говорит о связи Гамлета с Моцартом общей идеей зависти: «Интересно с этой точки зрения перечитать «Гамлета», – пишет Ф.Искандер. – Не потому ли он не может отомстить на протяжении всей пьесы, что он здесь тоже Моцарт, Моцарт мысли, анализа» [1: 423].

      Например, в искандеровской фразе «Как должен относиться к своему делу Сальери? В полном согласии со своим мировоззрением здесь должен царить культ мастерства. Сальери всего мира этот культ проповедуют до сих пор» [1: 410] «функцией множественного числа передано не только оценочное и обобщающехарактеризующее значения», но и представление о Сальери как о символе. Или: «Миллионы Робинзонов основали Америку» [1: 518]. Употребление данных онимов во множественном числе вовсе не обозначает множества лиц, сходных в том или ином отношении, а представляет определенное свойство или качество. «Чаще других в форме множественного числа используются широко известные имена исторических лиц, ставших символами определенных качеств» [4: 343]. Например, «Но я читал этот роман, когда малые и большие Пугачевы правили страной» [1: 457].

      В размышлениях писателя присутствуют абстрактные АН- существительные на —изм и -анство, мотивированные от этих имен: «Через сто лет победа сальеризма обернется пусть временной, но кровавой победой фашизма» [1: 422]. Имя Сальери во многом стало нарицательным для обозначения зависти бездарного человека к человеку талантливому: «Сальерианство возможно на достаточно высоких уровнях таланта, лишь бы при этом знаменатель, то есть корысть, был соответственно большим» [1: 414]. «Быть рядом с Моцартом, более признанным музыкантом, – это получать дополнительное благо от музыки, облагородить свой облик духом моцартианства» [1: 414]. Подчеркнем, что «термины апеллятивизация (иногда: апеллятивация) и онимизация относятся к динамическому плану словопроизводства и призваны означать переход (превращение) имени собственного в нарицательное и имени нарицательного в собственное» [4: 24].

      Нельзя обойти стороной тему дома и бездомья, которую Ф.Искандер подробно анализирует в своих эссе. Концептосфера «дом» также является источником для создания АН. В эссе «Воспоминание о романе» автор проводит параллели между писателями и их творческим наследием периода классической и советской литературы. В частности, выделяя тему отчего дома в мотивах Горького, Маяковского, Шолохова, Ф.Искандер образует различные комбинации АН с компонентом «дом». Например, писатель обозначает в творчестве любимого Маяковского новую тему – «дом-будущее»: «Домбудущее, борьба за этот дом, ностальгия по этому дому – вот главная тема советской литературы, утвержденная творчеством Маяковского» [1: 439]. «Идея дома и поэтика литературы дома с огромной силой выплеснулись в «Тихом Доне». Тихий Дон – тихий дом» [1: 438], –пишет Ф.Искандер.

      Размышления «чегемского мудреца» привлекают своей неординарностью, глубиной авторского видения. Анализируя творчество Л.Н.Толстого, роман «Анна Каренина» Ф.Искандер определяет как «роман-дом, где хочется жить…» [1: 426] – мысль семейная. «Дом-Пушкин и почти сразу же бездомье-Лермонтов» [1: 433] – так разделяет эту пару писатель. Отметим, что с именем А.С.Пушкина Ф.Искандер связывает несколько своих новообразований. Напр., «Бедность умственной жизни – Пушкин-гейзер, брызжущий оригинальными мыслями» [1: 460]. Или: «Пушкин-Сильвио, как бы живущий строками: И мщенья бурная мечта Ожесточенного страданья. И Сильвио-Пушкин, дважды имея право на выстрел, не решается разрушить дом. Уходит» [1: 435-436].

      Ф.Искандер – «уже давно прижизненный классик» [8: 35]. Его эссеистика представляет, на наш взгляд, богатый и разнообразный фактический материал для исследования идиостиля писателя. Ф.Искандер широко применяет для усиления выразительности речи, создания иронического эффекта различные приемы языковой игры, среди которых особое место занимают его новообразования, демонстрирующие словотворческие возможности русского языка и потенциальные возможности Ф.Искандера как языковой личности.

      “Сочинение-рассуждение по тексту Ф. Искандера” в 10-11 классах
      план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме

      Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для учащихся своеобразным образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего восприятия, отношения, оценки. На основе текстов публицистического стиля (в основном!) исследуются общественно-значимые проблемы: политические, экономические, социальные, духовные.
      Тексты отбираются с учетом того, чтобы на их материале можно было не только выполнять задания речеведческого характера (у учителя и ученика есть возможность выбора), но и заниматься орфографией и пунктуацией, разными видами разбора. Упражнения можно использовать на уроках-практикумах, уроках-зачетах и при самостоятельной работе дома. Текст, предлагаемый для анализа, должен содержать разнообразную информацию о мире. Работая над текстом, выпускники учатся выражать свои мысли, чувства, размышлять о прочитанном, доказывать, аргументировать свою точку зрения.
      На данном уроке и на последующих уроках возможно использовать презентацию « В помощь выпускнику». Данная работа (презентация) помещена на этом сайте. Пользуйтесь на здоровье.

      Скачать:

      Вложение Размер
      sochinenie-rassuzhdenie_v_11_klasse_doc.doc 45.5 КБ

      Предварительный просмотр:

      Готовимся к ЕГЭ «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

      Пишем сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

      Голомидова Маргарита Леонидовна, учитель высшей категории

      МОУ «СОШ №3 п. Советский» Республики Марий Эл.

      Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для учащихся своеобразным образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего восприятия, отношения, оценки. На основе текстов публицистического стиля (в основном!) исследуются общественно-значимые проблемы: политические, экономические, социальные, духовные.
      Тексты отбираются с учетом того, чтобы на их материале можно было не только выполнять задания речеведческого характера (у учителя и ученика есть возможность выбора), но и заниматься орфографией и пунктуацией, разными видами разбора. Упражнения можно использовать на уроках-практикумах, уроках-зачетах и при самостоятельной работе дома. Текст, предлагаемый для анализа, должен содержать разнообразную информацию о мире. Работая над текстом, выпускники учатся выражать свои мысли, чувства, размышлять о прочитанном, доказывать, аргументировать свою точку зрения.

      На данном уроке и на последующих уроках возможно использовать презентацию « В помощь выпускнику».

      1. подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту;
      2. совершенствование навыков анализа текста;
      3. формирование умения корректно и доказательно аргументировать свою точку зрения.

      1.Вспоминаем, что такое сочинение-рассуждение (тезис, доказательство, вывод)

      Для работы над текстом можно предложить примерный план сочинения-рассуждения по заданному тексту:

      1. Вступление. Тезис. Формулировка проблемы, поставленной автором текста. (Слайд 21 )
      2. Основная часть. Доказательство.1) Комментирование заявленной проблемы с опорой на текст . (Слайд 28-29) 2) Формулировка позиции автора текста по заявленной проблеме. (Слайд 30-31) 3) Согласие-несогласие пишущего с авторской позицией. (Слайд 32-33 ) 4) Аргументация собственной точки зрения (1 аргумент обязательно! литературный, второй аргумент может быть взят из любого источника) (Слайд 34)
      3. Заключение. Вывод. Следует обратить внимание учащихся на завершенность сочинения-рассуждения. Для этого при написании заключения необходимо обратиться к началу текста и сказать об актуальности исследуемой проблемы. (Слайд 35)

      2.Работа с текстом . Прежде чем приступить к анализу текста, необходимо вспомнить, что такое тема, проблема, идея текста

      ( Тема-это предмет речи, это то, о чем говорится в тексте;

      проблема- вопрос, требующий исследования; проблемный вопрос должен быть значим для общества. (Слайд 22- 27)

      идея – это основная мысль текста, то, чему хотел научить нас автор текста.)

      3. Читаем текст Ф.Искандера.

      (1) Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».(2) Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

      (3) Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5) У меня было совсем другое. (6) Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.

      (7) Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8) Невероятная трогательность. (9) Разве Савельич раб? (10) Да он на самом деле хозяин положения! (11) Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12) Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность – именно от любви и преданности ему.

      (13) Еще почти ребенком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15) Любовь – главнее всего.

      (16) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

      (17) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.

      – Какова тема текста?

      -Сформулируйте проблемы, поднятые в тексте (целесообразно заметить, что в тексте может быть не одна проблема). Хорошо, если проблема оформлена вопросительным предложением: учащимся проще будет сформулировать позицию автора, так как авторская позиция- это ответ на поставленный проблемный вопрос.

      – Теперь находим авторскую позицию по проблемам текста (обратите внимание, что в текстах публицистического стиля позиция автора чаще всего находится в конце текста, в последнем предложении или в последнем абзаце).

      Например, проблема: какое влияние художественное произведение оказывает на формирование личности?

      Позиция автора текста по данной проблеме: любимое художественное произведение вселяет в сердце надежду, мечту, «придает жизненные силы».

      После такой работы предлагаем учащимся несколько клише:

      (Обращаю внимание, что хорошо подготовленному выпускнику с языковым чутьем клише не понадобятся: он сам прекрасно сформулирует свои мысли. Но написать сочинение на экзамене должны все, поэтому некоторые обороты речи будут необходимым подспорьем в работе.)

      Что такое…? Вот одна из основных проблем, исследуемых автором текста….

      Рассуждая о данной теме, писатель говорит о…

      (Учащиеся испытывают трудности при комментировании проблемы: здесь не должно быть пересказа текста, рассуждения по всем проблемам, рассказа о действиях героев. Что можно посоветовать в этом случае? Можно вывести своеобразную формулу: взять одно ключевое предложение из текста, плюс 5-6 своих предложений по проблеме)

      Размышляя таким образом, автор текста подводит нас к основной мысли: ( формулировка позиции автора текста – это ответ на проблемный вопрос )…

      Мне понятна позиция автора текста, и я с ним полностью согласен (а)

      Вспомним произведение ( название произведения и его автора ) ( Слайд 3-19 )

      Кроме того, хочется обратить внимание на…( 2 аргумент )

      Таким образом, можно прийти к выводу, что… ( возвращаемся к вступлению )

      Проблема, исследуемая автором текста, актуальна и для современного общества.

      1. Домашнее задание: Написать черновик сочинения. При написании обратить внимание на этическое оформление: в работе не должно быть оскорбления, угрозы, грубости, насмешки, обвинения, бранных слов. Повторить тему «Капитанская дочка» А.С.Пушкина».

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести .

      Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно.

      Данная работа поможет учащимся отработать навыки в написании сочинения-рассуждения.

      Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность.

      В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому).

      Открытый урок по русскому языку в 11 классе.Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ). Презентация в приложении.

      Урок 3. Проблема текста. На данном уроке даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в.

      Читайте также:
      Эссе по рассказу Ф. Искандера О погоде.: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: