История театра: сочинение

Сочинение про Театр

Театр зародился в Древней Греции, как вид зрелищного развлечения публики. И на протяжении более двух тысяч лет он не утратил своей актуальности. Но почему же в век интернета и гаджетов театр остается востребованным?

Еще с детства маленький человек приобщается к театральному искусству: постановки в детском саду, драматические кружки в школе. Ребенок осознает, что сцена – это нелегкий труд. Во-первых, актеру необходимо вникнуть в самую суть работы: не просто выучить диалог действующих лиц, но отразить его смысл с помощью мимики, движений и жестикуляции. А во-вторых, артисту нужно вжиться в образ своего персонажа, прочувствовать его боль и счастье. Смеющийся взгляд, искренний смех, глубокая печаль под маской улыбки – вот в чем кроется истинный талант. Мы привыкли наблюдать на сцене маленькую жизнь полную больших событий и совершенно не задумываемся, какая работа стоит за грандиозным перевоплощением.

Нет лучшего способа провести культурно свой досуг, чем посетить театр. Уже на входе в здание чувствуется особая атмосфера. Обстановка в фойе сдержанна и величественна одновременно. Колонны, статуи, грандиозные лестницы – это все подготавливает зрителя к скорому представлению и наполняет сознание спокойствием и чувством прекрасного. Гардероб и буфет также обладают особой утонченностью и шармом. Еще до начала спектакля кажется, как будто театральная постановка уже началась.

Первый звонок. Зрители предупреждены, что пора занимать свои места, так как представление скоро начнется. Второй звонок – просьба поторопиться для тех, кто еще не в зале. Мужчины и женщины всех возрастов сидят в ожидании чуда. Третий звонок. Наступает тишина, и действие начинается. В зале приглушают свет, и все зрители проживают маленькую жизнь вместе с персонажами постановки.

В заключение хочется сказать, что театр всегда будет будоражить сердца. Есть множество новых постановок, которые поймет только зритель нашего времени. Но существуют и такие вечные темы, как любовь, дружба, предательство, верность. Эти понятия близки людям всех времен, и поэтому театральное искусство всегда найдет место в жизни человека.

2 вариант

Театр как искусство был придуман в древние времена для того, чтобы рассказать людям о том, над чем им стоит подумать. Часто целью театральных пьес становилось обличение каких-то явлений, человеческих пороков. Сказать человеку в лицо о его недостатках не всегда красиво, а подать их в диалоге в сюжете спектакля, дающего зрителю пищу для размышлений, очень даже корректный способ помочь человеку стать лучше.

Известный поэт и драматург Вильям Шекспир однажды сказал: «Весь мир – театр, а люди в нём актёры», и эта фраза разлетелась по миру. Согласитесь, что наше общество запросто можно рассматривать как сцену грандиозного спектакля, в котором у каждого человека своё предназначение – роль. По факту у каждого из нас несколько ролей, которые мы «исполняем» дома, в школе, на работе, где-то ещё. Развивая эту тему, хочется сказать, что каждая роль – это так называемая маска, имидж, образ, который мы «примеряем» в нужном месте в нужное время. Роль в театре – это здорово и это классно, все знают, что это игра во имя высокого искусства. Роль в жизни – это всё-таки ложь, но без «масок» в нашем мире жить не умеют. Искренние, такие, какие мы есть на самом деле, мы только наедине с собой. Для других мы пытаемся кого-то из себя изображать, что-то представлять. Найти свою нишу, не нося «маски» в нашем мире невозможно.

Но вернёмся к театру в обычном его представлении. Говорят, что в наши дни интерес к нему угас, но хочу не согласиться с этим утверждением. Несмотря на то, что в моду вошли другие способы получения информации и развлечения, интерес к театру был и будет всегда. Дело в том, что каждый человек предпочитает свой вид искусства: кому-то по душе кинематограф, кому-то живопись, кому-то театр. Театралами, наверное, всё-таки не становятся, ими рождаются. Мне кажется, что любовь к театру передаётся на уровне генов, впитывается с молоком матери, а потом прививается детям родителями с самых ранних лет. Такие заядлые театралы таскают своих детей в театр чуть ли не с рождения, а, заметив в них артистические способности, спешат отдать их в театральную студию, не столько проча ему театральное будущее, а для того чтобы ребёнок был ближе к театру сердцем и душой. В такой семье поход в театр – праздник, а билеты на премьеру – лучший подарок, все спектакли, игра актёров обсуждаются.

Изобретение театра – это большая культурная удача человечества, она позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, стать лучше. Я рад, что рождён и вырос в семье театралов. Ежегодно, 27 марта, в Международный день театра, походом в театр всей семьёй мы отмечаем этот важный для нас праздник.

Также читают:

Картинка к сочинению Театр

Популярные сегодня темы

Вода, ветер, огонь и земля – являются одними из основных элементов, которые имели особое значение для древних жителей планеты Земля. Спустя многие века их значимость не потеряла своего веса и магическим образом

Австралия – самый отдаленный континент, а также шестая по величине страна, входящая в мировую 10-ку. Австралийское содружество состоит из объединенных штатов и острова Тасмания

Мысли о том, кем хочется стать в жизни, формируются еще в детстве. Повзрослев, приходится делать осознанный выбор среди большого количества профессий. Я намерен остановить свой выбор на работе в полиции.

Каждый год с наступлением апреля приходит Пасха. Мне нравится этот праздник. Он светлый, радостный и добрый.

Создавая собственные басни, Крылов, конечно, не хотел изобразить нечто наподобие передачи В мире животных, он не претендовал на достоверность, а через образы животных представлял различные человеческие пороки или особенности отношений между людьми.

Театроведение. История зарождения театра

Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса.

Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.

Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами.

Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

Если перевести слова «трагедия» и «комедия» с греческого языка на русский, то они дадут пояснение происхождения греческой драмы.

Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.

Читайте также:
Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко: сочинение

Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса».

Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии.
По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр.

Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир.

В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов.
Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.

Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики.

Живший в то время трагик Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя – актера, которого еще называли «гипокрит» – «ответчик».

Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.
Феспид – это первый афинский трагический поэт.
Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису.

В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача иностранца к больному и пр.).

В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры.

Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.

История театра начинается с античных времен, а точнее, с легендарных времен гомеровской Греции.

Тогда народные обрядовые игры в честь бога Диониса стали предшественниками изначальных форм театра. Несколько позже, в V веке до н. э., в демократических Афинах, считавшихся тогда наиболее прогрессивным государством рабовладельческого мира, наступил расцвет древнегреческого театра.

Римский театр появился значительно позднее, в III—II веках до н. э. В театральном искусстве Древнего Рима довольно отчетливо выразились классовые черты тогдашнего рабовладельческого общества.

При существующих в то время исторических условиях трагический жанр утратил свою народность и героические тона, а комедия приобрела сатирическую направленность. В последнем веке римской истории театра уже просто не существовало, имелись лишь примитивные формы простонародных мимов да пышные, с огромной помпой, зрелища, призванные отвлекать народ от насущных вопросов бытия.

Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

История античного театра охватывает почти целое тысячелетие.

В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения. Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа.

Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками.

Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой – «каррус навалис».

Отсюда возникло слово карнавал.

Диониса окружала толпа спутников – ряженых в козлиные шкуры и маски.

Сама маска – это не случайность, это «личина» – символ театра. Ну, а где игра – там должны быть и правила игры, которые тоже формировались постепенно.

Первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров.

Люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, собирать людей, соединять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое.

Прошло много времени, прежде, чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа.

Театральные представления стали организовывать специально, появились театральные здания.

Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров.

Амфитеатр (от греч. amphi – вокруг, theatron – театр)
римское монументальное сооружение для публичных зрелищ, преимущественно эллипсовидного типа.

Сохранились в Риме (Колизей), Помпеях, Вероне, Капуе, Арли (Франция) и др. местах. А. является прототипом современных стадионов.

У римского амфитеатра вход у основания здания.

Страницы истории русского театра

В Москве издавна любили музыкальные представления. Поэтому задолго до открытия императорского Большого театра богатые дворяне создавали у себя в имениях домашние театры, где играли свои же крепостные актеры. Представления могли начаться засветло и длились дотемна, пока хозяин и его гости досыта не насмотрятся на игру талантливых крепостных. А если кто-нибудь сгоряча очень хвалил какой-то эпизод, его могли повторить, играя заново всю сцену.

Ведь это были частные театры, и все в них было запросто.

При царе Алексее Михайловиче актерские труппы из крепостных крестьян были особенно модны. В России еще не знали самого слова “театр”, называя храм Мельпомены “комедийною хороминой”, но ценителей театрального искусства было достаточно. Почти в каждом дворянском поместье просвещенный барин считал своей почетной обязанностью завести собственный театр.

Актеров обучали иностранные педагоги, многих талантливых певцов, драматических артистов Досылали учиться за границу. Известны и печальные истории из жизни крепостных талантов, которых можно было продать, обменять, насильно женить или выдать замуж. Против жестокого обращения с крепостными артистами протестовали передовые деятели русской культуры.

Изредка в Москву приезжала издалека на гастроли итальянская опера, а потом снова выступала русская музыкальная труппа, которая была создана при Московском университете.

Читайте также:
На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия): сочинение

Но москвичи мечтали о постоянном театре.

В 1775 году князь Петр Урусов решил организовать постоянный русский театр. Сперва он подал императрице Екатерине II прошение о выдаче ему привилегии на содержание в Москве театра, а уж потом приступил к его созданию.

Днем основания Большого театра считается 28 марта 1776 года. В этот день в деревянном зале был дан первый спектакль. Сначала театр размещался в доме, наскоро пристроенном к дворцу одного из московских аристократов. Но успех труппы был настолько велик, что Урусов построил для нее большое каменное здание.

Однако новое помещение театра вскоре сгорело.

Со дня основания театра и до 1856 года в нем так часто случались пожары, что его приходилось сызнова отстраивать не один раз. Здание, в котором сейчас размещается Большой театр, было восстановлено в 1825 году по проекту знаменитого Карло Росси и в 1856 году заново перестроено в последний раз после очередного пожара.

Твір на тему: Страницы истории русского театра

Related posts:

Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицына Как лихо может измениться жизнь человека за несколько лет. Так уж случилось, что и в России в XX веке произошло множество событий, которые очень серьезно меняли ход ее истории. Александр.

Мотив игры и театра в романе Л. Толстого “Война и мир” Слово “театр” имеет множество значений. Это и театр как таковой, это и жизнь, это и театр военных действий. Принято считать, что наша жизнь – игра, сцена. Избитая, пошлая фраза: “Что.

История театра Драматическая поэзия получила свое название от греческого слова “драма”, что значит действие, так как сущность драматической поэзии состоит в изображении событий, как бы совершающихся перед глазами зрителей. Драматические произведения пишутся.

Рецензия на спектакль театра имени моссовета по комедии О. Голдсмита “Ошибка одной ночи” Любовь – это средство, пользуясь которым, вы помогаете ближним добиваться успеха. Роберт Энтони Недавно я была на спектакле в театре имени Моссовета и вернулась домой полная ярких впечатлений. Перед началом.

Тайнопись Анны Ахматовой на сцене гимназического театра Как помочь юному читателю в осмыслении исторически отдаленного художественного произведения? Прием интерпретации через средства другого искусства позволяет проникнуть в замысел автора, услышать его голос. Это внутреннее общение и есть смысл.

Краткое содержание “Директор кукольного театра” Андерсен Когда директор кукольного театра давал представление на почтовой станции, среди публики был интересный господин: с виду студент, но по слухам кандидат политических наук. Его лекция впечатлила директора. На следуюший день.

“Византийский миф” в Истории одного города Персонаж очерка “Война за просвещение” Василиск Семенович Бородавкин обладал, по указанию автора, “какою-то неслыханной административной въедчивостью”, однако же руководил городом Глуповом дольше, чем остальные градоначальники, – около двадцати лет: с.

О развитии речевых коммуникативных умений с помощью театра Мы играем в театр Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше. Константин Станиславский Автор: Галина Николаевна Крук, воспитатель МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления №17.

Незабываемые страницы романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Роман-эпопея “Тихий Дон” занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой.

Мастерство писателя в изображении истории. (Тема истории в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.) Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и.

Иван Бунин: страницы судьбы и творчества Творческий портрет писателя на уроке литературы – это не биография и не анализ творчества, но отчасти и то и другое, это способ представить художника в разных его ипостасях – чтобы.

Первый раз в музее истории Вчера наш класс ездил в музей истории. Здание музея большое, старинное и красивое. В вестибюле музея стояла елка, потому что были зимние каникулы, только что наступил Новый год. По лестнице.

Искусство театра В Древней Греции существовали два вида драматической поэзии: трагедия и комедия. Со времен Шекспира появился третий вид драматической поэзии, средний между трагедией и комедией, – драма в тесном значении этого.

Любимые страницы поэзии Бориса Пастернака Давай ронять слова, Как сад – янтарь и цедру, Рассеянно и щедро, Едва, едва, едва. Б. Пастернак Лирику Пастернака читаешь исподволь, медленно, привыкая к его необыкновенной поступи, его речи, ритму.

Об истории создания и публикации повести “Собачье сердце” В январе 1925 г. М. А. Булгаков по заказу журнала “Недра”, где ранее были опубликованы его произведения “Дьяволиада” и “Роковые яйца”, начал работу над новой повестью. Первоначально она называлась “Собачье.

Характерные черты театра В. Шекспира Использование заимствованных сюжетов, которые в его обработке получали новое художественное воплощение, поэтическое дыхание и философское содержание; особая роль шута в пьесах – персонажа, наиболее ярко иллюстрировавшего идею всемирной театральности и.

Урок – игра по истории средних веков “Звездный час” Урок – игра “Звездный час”. Тема: “Великие географические открытия” Автор: Богданова Ирина Дмитриевна, учитель истории и обществознания Новомихайловской средней школы, Мамлютский район Северо-Казахстанская область Описание материала: Предлагаю вам конспект урока.

Об истории создания романа “Преступление и наказание” Исследователи творчества писателя предполагают, что замысел романа “Преступление и наказание” возник у Ф. М. Достоевского на каторге. Подтверждением тому служит его письмо к брату, датированное 9 октября 1859 года, в.

Сочинение Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в.

Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года (по роману Л. Толстого “Война и мир”) Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в.

Тема русского бунта в повести Пушкина “Капитанская дочка” В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин изображает историческое прошлое русского народа. Многолетние угнетения и притеснения привели к тому, что тысячи крепостных двинулись на своих обидчиков. Бунт Пугачева был настолько сильным.

104 страницы про любовь краткое содержание Радзинский Э. В молодежном кафе “Комета” поэт читает стихи. Председатель общественного совета кафе пытается устроить обсуждение. Девушка-посетительница хвалит стихи. Для сидящего неподалеку парня это становится поводом для знакомства. Девушку зовут.

Реформирование русского языка Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю, – ты ответствуй, Иду, – ты будь готов к борьбе! Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты.

Читайте также:
Моя любимая картина -- сикстинская Мадонна Рафаэля (эссе): сочинение

Уроки истории Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему.

Сатира на русское самодержавие в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин, родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, тем не менее, выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог.

Образы градоначальников. в “Истории одного города” Сатира – резкое высмеивание политических и социальных пороков. Сатира всегда направлена против общественных недостатков. Идейный ученик Белинского, М. Г. Салтыков-Щедрин успешно воплотил эту идею в жизнь. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился.

Пожалуста помогите написать сочинение рассуждение не меньше одной страницы, на тему что я знаю о войне? Моя первая учительница много рассказывала нам о Великой Отечественной войне. Каждый год 9 Мая в г. Шяуляй мы с ветеранами войны возлагали цветы на могилу неизвестного солдата. А потом они.

Волнующая страница истории Откроем лишь одну страницу в истории российского флота. В тысяча девятьсот двадцать восьмом году итальянский генерал Нобиле, участвовавший в полете Амундсена к полюсу, решил повторить неудавшееся путешествие. В сопровождении видных.

Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение характер великого народа в момент, когда решалась его историческая судьба. Главной задачей для Л. Н. Толстого было раскрытие “характера.

Театральная карта России Что можно смотреть с детьми в НОВГОРОДЕ ВЕЛИКОМ Год назад, возвращаясь со своими выпускниками из Москвы (тогда мы смотрели спектакль “Вишневый сад” во МХТ имени Чехова в постановке А. Шапиро.

Страницы истории русского театра

История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты

История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям – большому религиозному празднику.

Теперь театр, несомненно, нечто большее, чем шествие поющих мужчин в козлиных шкурах по городу. Он стал высоким искусством, способом отдыха высшего общества, местом культурного просвещения. История возникновения театра – это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день. Ее мы и поведаем читателю в нашей статье. Много интересных фактов вы также найдете в представленном материале. Итак, начнем.

Начало

В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.

А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.

Интересен тот факт, что древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на 100% – при необходимости, он должен был быть готов даже умереть.

В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.

Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.

История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.

Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире “фонограммы”. Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.

Некоторые термины античного театра

Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже:

  • Орхестра – часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра.
  • Скена – место для переодевания. Первоначально была простой палаткой, затем соединялась с фрагментами художественного оформления сцены, например, фоном.
  • Проскений – колоннада перед скеной.
  • Параскений – боковые каменные пристройки.
  • Эстрада – возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры.
  • Эккиклема – передвижная платформа из дерева, позволяющая трансформировать место действия и перемещать актеров по сцене.
  • Котурны – обувь с высокими подошвами, напоминающими ходули. С помощью такой обуви актеры становились выше, более внушительными и похожими на мифических существ.

Примечательным фактом является то, что именно в Риме впервые была произнесена фраза «Финита ла комедиа».

Куклы в театральном мире

История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.

В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. театр под названием «Хлеб и кукла». Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно.

Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.

Читайте также:
Цветы незнакомого искусства... (Из китайской и японской поэзии): сочинение

Характерной особенностью любого кукольного театра является высмеивание чего-либо, наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься. Часто героями в театре кукол становятся непривлекательные, даже уродливые персонажи, например, французский Полишинель с носом крючком.

Вам наверняка будет интересно знать то, что актеры – народ не всегда богатый. В истории кукольного театра Америки есть факты, что театралы могли посмотреть постановку в обмен на еду.

Драма

История драматического театра восходит к античным временам. Это один из видов искусства, вместе с театром кукол, пантомимы, оперой и балетом. Главная отличительная черта драматического театра – действия актера сочетаются с произнесенными им словами. Сценической речи уделяется в этой разновидности жанра особенное внимание. Основой драматического спектакля является пьеса. В процессе актерской игры возможна импровизация, действие может включать танец, пение. Спектакль строится на основе литературного произведения. Главным интерпретатором пьесы или сценария является режиссер.

Довольно примечателен тот факт, что у работников театра считается, что уронить сценарий – не к добру. Если эта неприятность произошла, надо обязательно на него сесть.

Возникновение отечественных театральных традиций

Историю театра в России разбивают на этапы:

  • Начальный («игрищный»).
  • Средний.
  • Зрелый.

Игрищный этап

Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами. Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.

Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными. Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов. Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.

Средний этап

Следующий этап истории русского театра – промежуточный между игрищным и зрелым. На данной фазе возникает придворный и школьный театры. В то время правил царь Алексей Михайлович, актерами придворного театра были иностранцы, школьного – учащиеся. После смерти Алексея Михайловича деятельность придворного театра приостановилась до прихода к власти Петра I. Он относился к «зрелищам» положительно, но, помимо развлекательной, он стал наделен еще и пропагандистской функцией. В 1702 году появился театр для широких масс – публичный. Его здание называлось «Комедиальной храминой», там давались представления немецкой труппой. Народ этот театр не принял. Хотя Петр I и не достиг своей цели, не сделал театр любимым местом людей, общедоступным и популярным, но он заложил к этому все необходимые предпосылки.

Зрелый этап в истории театрального искусства

Данный промежуток истории создания театра в России самый важный. На этом этапе театр стал приобретать те черты, которые привычны современному человеку, оформился в серьезное профессиональное сообщество. 30 августа 1756 года был дан старт, а именно, открылся Императорский театр. Эта же дата является днем основания Александринского театра в Петербурге. Произошло это при Елизавете Петровне.

Особенностью театра того времени было одновременное участие в постановках и русских, и иностранных артистов. Именно на этом этапе исполнение ролей впервые было доверено не только мужчинам, но и женщинам. Екатерина II придавала большое значение театру, при ней в Петербурге существовало три труппы, тратилось фантастическое количество средств на развитие этой отрасли.

Помимо развития государственных, Екатерина уделяла внимание и частным театрам дворян, существовал, например, театр Шереметьева, Волконского, Румянцева. Даже в провинции создавались свои помещичьи труппы. Строился русский театр, а именно сами постановки, по образцам французских коллег. Во главе французской школы актерского мастерства стоял И. А. Дмитревский, воспитавший не одно поколение прекрасных актеров.

А вы знали?

Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.

Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.

Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.

В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.

П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.

Самый знаменитый театр Москвы

История Большого театра начинается с даты 28.03.1776 г. Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет. Назывался он сначала Петровским театром (в честь улицы, на которую выходил вход). В 1805 году здание полностью сгорает, архитектором Осипом Бове создается новый проект. В 1820 году начинается строительство, продолжающееся 5 лет.

Построенный театр стал больше, поэтому и получил такое название. Радовало это прекрасное, гармоничное, богатое здание жителей Москвы до 1853 года, когда случился второй пожар. На этот раз реконструкция была доверена архитектору Альберту Кавосу. Восстановлен театр был уже в 1856 году. Императорский Большой театр стал известен не только в России, но и в мире: здесь была великолепная акустика. В 1917 году после Революции, название было изменено на Государственный Большой театр. Убранство было дополнено советской символикой.

Он серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, приняв на себя бомбу. Здание снова реконструировали. До 1987 года постройка подвергалась только небольшому косметическому ремонту. Сейчас Большой театр – это здание с новой сценой, где можно использовать современные эффекты. В то же время, оно сохранило дух классической архитектуры, свою «фирменную» акустику, что дает ему право считаться одним из лучших театров в мире. Вот такая история у Большого театра.

Читайте также:
Цветы незнакомого искусства... (Из китайской и японской поэзии): сочинение

И напоследок еще один, не менее интересный факт. Фильмы, действие которых полностью или частично происходит в театре: «Бердмэн», «Горе-творец», «Ла-Ла Ленд», «Призрак оперы», «Бурлеск сказки», «Нокаут», «Натыкаясь на Бродвей», «Черный лебедь», «Кукловод», «Ужасно большое приключение», «Влюбленный Шекспир», «Убийство в маленьком городке», «Набережная Орфевр».

История театра (драматического и остальных жанров этого искусства) будет развиваться и дальше, так как интерес к нему остается неизменным уже более двух тысяч лет.

Реферат на тему: «Леонард Эйлер — великий математик » — биография, жизнь и труды ученого

15 апреля 1707 года в Базеле родился великий математик Леонард Эйлер. Рефераты по его работам до сих пор играют важную роль в обучении физике, в том числе механике, математике, астрономии и во многих другими областях. Даже если перечислить его достижения и открытия кратко, то сразу понятно, про каких людей обычно говорят «талантливый человек талантлив во всем». Несмотря на то что ученый имел швейцарское происхождение и немецкое имя (Leonhard Euler), бо́льшую часть жизни он провел в России.

Ранние годы

Биография ученого крайне насыщена событиями.

Леонард родился в Швейцарии, в семье священнослужителя Пауля Эйлера, который был знаком с семьей Бернулли, и Маргариты Эйлер. Почти сразу после рождения ребенка семья по долгу службы перебралась в небольшое поселение Рихен недалеко от Базеля.

В первое время образованием ребенка занимался отец, учившийся математике у Якоба Бернулли. Основной целью пастора была подготовка ребенка к дальнейшей службе в церкви, точные науки же нужны были для развития логики. Маленький Эйлер отлично впитывал в себя знания и проявлял математические наклонности.

Позже Леонарда отвезли в Базель, где он жил у бабушки и ходил в гимназию. В учебном заведении он продолжал интересоваться математикой, и его даже допустили к лекциям в университете города. Там им заинтересовался Иоганн Бернулли и дал дополнительные статьи для изучения. Если у Эйлера возникали трудности, он помогал ему.

20 октября 1720 года Леонард начал обучение на факультет искусств университета Базеля, было ему тогда 13 лет. Математика никак не отпускала подростка и он познакомился с детьми Бернулли — Николаем и Даниилом, которые углубленно изучали предмет. Через четыре года Эйлер на латинском языке сдал работу о философских воззрениях Рене Декарта и Исаака Ньютона, получив после этого звание магистра искусств.

Еще через два года, когда ему исполнилось 19, он подготовил научный труд «О физике звука». В это время из учебного заведения ушел один профессор, так что диссертация была представлена на конкурс по открытой вакансии. Работа получила положительный отзыв, но юный возраст стал камнем преткновения.

В те времена научных вакансий в стране было мало, поэтому братья Бернулли поехали в Россию, в только открывавшуюся Академию наук. Николай и Даниил пообещали подыскать что-нибудь и для Леонарда. Зимой 1726 года Эйлер получил из России письмо, в котором говорилось о приглашении его на должность адъютанта по кафедре физиологии. Даниил Бернулли был на этой кафедре профессором. В год молодому швейцарцу обещали платить 300 рублей.

В России считали, что Эйлер отличный врач, и поэтому ему пришлось серьезно углубить знания по медицине. 5 апреля 1727 года Леонард уехал из Швейцарии и больше там не появлялся.

Жизнь в России

В 1724 году было утверждено открытие Петербургской академии. Преподаватели и их помощники, прибывшие в первые годы, работали над следующими предметами:

  • механика;
  • физика;
  • Астрономия;
  • картография;
  • кораблестроение и др.

Когда Эйлер прибыл в страну, в Академии царило уныние и подавленность, ведь умерла Екатерина I, которая покровительствовала Академии. Несмотря на это, Эйлера приняли и разместили, а Якоб Герман, приходившийся молодому адъютанту родственником, помогал освоиться. Леонарда Эйлера, вопреки ожиданиям, сделали помощником профессора по высшей математике. Через несколько месяцев Эйлер стал неплохо говорить по-русски.

Уже в 1728 году работы математика были опубликованы в научном издании «Комментарии Петербургской Академии наук». В дальнейшем этот журнал опубликует еще около 400 статей ученого. Еще через три года Леонард занимает должность профессора, занимаясь физикой. Его жалованье увеличилось до 400 рублей в год.

В 1733 году Даниил Бернулли, руководящий кафедрой высшей математики, покидает пост и возвращается в Швейцарию. На его место приходит Леонард.

В то же время Эйлер поженился на Катарине Гзель. Новая семья поселилась на набережной Невы. Позже у них родились 13 детей, но выжили всего 5.

Леонарду Эйлеру без дела сидеть не приходилось, так как он проводил работы над картами, устраивал экспертизы, консультировал специалистов по кораблестроению и артиллеристов, делал различные руководства и т. д. Помимо этого, он делал научные доклады, читал лекции и выполнял разные заказы по вычислениям.

Известность в Европе Эйлер получил после издания работы «Механика, или наука о движении, изложенная аналитически». Немалое влияние он оказал и на подготовку российских кадров. Так, при Академии функционировали гимназия и университет.

После смерти императрицы Анны Иоановны Леонард Эйлер принял решение покинуть страну. Он принял щедрое решение короля Пруссии и перебрался в Берлин. Там он должен был занять пост директора математического департамента.

Работа в Пруссии

Эйлер покинул Россию летом 1741 года вместе со своей многочисленной семьей. В общей сложности в Берлине он провел 25 лет, издав за это время 260 работ. Как и в России, ему доверили множество дел: чеканку монет, работу с водопроводом, даже издание календарей. Его статьи публикуют в журналах академий, а сам он издает такие работы:

  • «Введение в анализ бесконечно малых» (1748).
  • «Морская наука» (1749).
  • «Теория движения Луны» (1753).

Связь с предыдущей страной проживания он не терял и общался, консультировал и приобретал книги для академии. Известно, что швейцарец активно переписывался с Ломоносовым и дал на него благоприятный отзыв.

Современники считали Леонарда отзывчивым и добрым человеком, который всегда мог прийти на помощь. Однако королю Фридриху он не нравился. Тот считал его чересчур скучным и несветским. В 1765 году Эйлер закончил работу «Теория движения твердых тел». Еще через год было издано творение под названием «Элементы вариационного исчисления».

Когда к власти в России пришла Екатерина II, она всерьез занялась популяризацией науки и культуры. Эйлеру она предложила занять пост конференц-секретаря Академии и солидное вознаграждение. Швейцарец выдвинул собственные условия, которые императрица приняла. Король Фридрих не хотел отпускать ученого, но российское представительство настойчиво попросило от имени Екатерины и он уступил.

Возвращение в Петербург

В возрасте 60 лет Эйлер, а с ним и 18 человек родственников и домочадцев прибыли в Россию. Императрица оказала ему теплый прием и выделила деньги на покупку дома. К несчастью, у ученого после приезда образовалась катаракта и он перестал видеть. Это не помешало ему издать еще более 400 статей и 10 книг.

Читайте также:
На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия): сочинение

Во время второго приезда в Россию Эйлер издал монографию «Универсальная арифметика». Оригинальный язык — русский. Книга переиздавалась десятки раз, была переведена на множество языков и оказала большое влияние на математику. Все выходившие после этой книги опирались на нее. В конце 60-х — начале 70-х ученый закончил работу над «Диоптрикой». Написанная простым языком в 1768 году научно-популярная энциклопедия была тоже хорошо известна во всем мире.

1771 год стал для российского ученого непростым. Сначала сгорел его дом со всем имуществом, сам математик Эйлер и его научные труды остались целыми. Затем ему сделали операцию по удалению катаракты, он снова стал видеть, но из-за спешки рано снял повязку и уже окончательно потерял зрение.

Через год математик, наконец, дописал «Новую теорию движения Луны». В 1773 году в Россию прибыл Николаус Фусс, рекомендованный Даниилом Бернулли. Талантливый математик после приезда начал помогать Эйлеру, а позже женился на его внучке.

Леонард Эйлер работал до самой своей кончины в 1783 году. После обеда 7 (18) сентября он потерял сознание и умер от кровоизлияния в мозг.

Интересные факты

Краткие факты об ученом тоже можно внести в реферат, сообщение или доклад. Леонард Эйлер прожил долгую и интересную жизнь, работал в Швейцарии, России и Пруссии, поэтому с ним происходили разные случаи:

  • Во время Семилетней войны дом математика в Берлине был полностью уничтожен русской артиллерией. Узнав об этом, российская сторона сразу же выплатила ему компенсацию, а Елизавета от себя добавила еще 4 тыс. рублей.
  • Вклад в математику Леонардом Эйлером был просто колоссальным, так что термины и определения все еще используются в предмете, особенно в матанализе.
  • В честь него названы две константы: число Эйлера, равное 71828; константа Эйлера — Маскерони, которая равна 0,57721.
  • Леонард и его соотечественник Даниил Бернулли были явными противниками монизма Лейбница.
  • Изображение математика есть на швейцарской банкноте номиналом в 10 франков.
  • Обнаруженный в 1973 году Тамарой Смирновой астероид был назван в честь ученого.
  • Швейцарец всю жизнь был кальвинистом.
  • Эйлеру не нравились театры.
  • Хорошо дружившие семьи Эйлер и Бернулли стали родственниками, когда внучка Леонарда Шарлотта вышла замуж за племянника Даниила Бернулли.

Леонарда Эйлера по праву считают одним из лучших математиков, когда-либо живших на планете. Его потомки продолжили дело, добившись огромных высот в математике, физике, инженерии, в военном и врачебных делах. Творчество швейцарца ценили многие ученые и считали его идейным предшественником.

Эйлер — великий математик: сочинение

Эйлер принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор школьники всех стран изучают тригонометрию и логарифмы в том виде, какой придал им Эйлер. Студенты проходят высшую математику по руководствам, первыми образцами которых явились классические монографии Эйлера. Он был, прежде всего, математиком, но он знал, что почвой, на которой расцветает математика, является практическая деятельность.

Имя Эйлера дорого всему прогрессивному человечеству, которое чтит в нём одного из величайших геометров мира. В качестве члена Петербургской и Берлинской Академий наук Эйлер содействовал развитию математических наук в обеих странах и распространению в них физико-математических знаний.

Леонард Эйлер был избран академиком (и почётным академиком) в восьми странах мира. Он оставил важнейшие труды по самым различным отраслям математики, механики, физики, астрономии и по ряду прикладных наук. Трудно даже перечислить все отрасли, в которых трудился великий учёный. Но в первую очередь он был математиком.

Неоценимо велика роль Эйлера в создании классических образцов учебной литературы и в стимулировании творчества многих поколений математиков. “Читайте, читайте Эйлера, он — наш общий учитель” , — любил повторять Лаплас. И труды Эйлера с большой пользой для себя читали — точнее, изучали — и “король математиков” Карл Фридрих Гаусс, и чуть ли не все знаменитые учёные последних двух столетий.

Даже сейчас, через много лет после смерти Эйлера, его работы побуждают учёных всего мира к творчеству в самых различных областях математики и её приложений.

Всем нам знакомы понятия о точках Эйлера, прямой Эйлера и окружности Эйлера в треугольнике; о теореме Эйлера для многогранников. Один из простейших методов приближённого решения дифференциальных уравнений, широко применявшийся до самых последних лет, называется методом ломаных Эйлера; во многих разделах математики важную роль играют Эйлеровы интегралы (бета-функция и гамма-функция Эйлера) . В механике при описании движения тел пользуются углами Эйлера, в гидродинамике рассматривается число Эйлера… Нет, пожалуй, ни одной значительной области математики, в которой не оставил бы след один из величайших математиков всех времён и народов, гений XVIII в. Леонард Эйлер.

В 1963 г. 23-летний Пауль Эйлер окончил курс теологии в Базельском университете. Но учёных теологов было в те годы больше, чем требовалось, и лишь в 1701 г. он получил официальную должность священника сиротского дома в Базеле. 19 апреля 1706 г. пастор Пауль Эйлер женился на дочери священника. А 15 апреля 1707 г. у них родился сын, названный Леонардом.

Начальное обучение будущий учёный прошел дома под руководством отца, учившегося некогда математике у Якоба Бернулли. Добрый пастор готовил старшего сына к духовной карьере, однако занимался с ним и математикой — как в качестве развлечения, так и для развития логического мышления. Мальчик увлёкся математикой, стал задавать отцу вопросы один сложнее другого.

Когда у Леонардо проявился интерес к учёбе, его направили в базельскую латинскую гимназию — под надзор бабушки.

20 октября 1720 г. 13-летний Леонард Эйлер стал студентом факультета искусств Базельского университета: отец желал, чтобы он стал священником. Но любовь к математике, блестящая память и отличная работоспособность сына изменили эти намерения и направили Леонарда по иному пути.

Став студентом, он легко усваивал учебные предметы, отдавая предпочтение математике. И немудрено, что способный мальчик вскоре обратил на себя внимание Бернулли. Он предложил юноше читать математические мемуары, а по субботам приходить к нему домой, чтобы совместно разбирать непонятное. В доме своего учителя Эйлер познакомился и подружился с сыновьями Бернулли — Николаем и Даниилом, также увлечённо занимавшимися математикой. А 8 июня 1724 г. 17-летний Леонард Эйлер произнёс по- латыни великолепную речь о сравнении философских воззрений Декарта и Ньютона — и был удостоен учёной степени магистра (в XIX в. в большинстве университетов Западной Европы ученая степень магистра была заменена степенью доктора философии) .

Читайте также:
Моя любимая картина -- сикстинская Мадонна Рафаэля (эссе): сочинение

В последующие два года юный Эйлер написал несколько научных работ. Другая работа, “Диссертация по физике о звуке” , также получившая благоприятный отзыв, была представлена на конкурс для замещения неожиданно освободившейся в Базельском университете должности профессора физики. Но, несмотря на положительный отзыв о “Диссертации” , 19-летнего Эйлера сочли слишком юным, чтобы включить в число кандидатов на профессорскую кафедру. Однако это обстоятельство обернулось счастьем и для самого Эйлера и для науки в целом.

Вначале зимы 1726 года Эйлеру сообщили из Петербурга: по рекомендации братьев Бернулли он приглашён на должность адъюнкта по физиологии. Эйлер был молод и полон энергии. Ни в магистрате, ни в университете он не мог найти применения своим силам и способностям. 5 апреля 1727 года он навсегда покидает Швейцарию.

В начале XVIII в. великий философ и математик Г. В. Лейбниц разработал проект создания академий в различных городах Европы.

По просьбе Петра I Лейбниц прислал и в Петербург несколько писем-рекомендаций по организации Академии.

22 января 1724 г. Пётр I утвердил проект устройства Петербургской Академии. 28 января вышел указ сената о создании Академии. Из 22 профессоров и адъюнктов, приглашённых в первые годы, оказалось 8 математиков, которые занимались также механикой, физикой, астрономией, картографией… С первых лет своего существования Петербургская Академия занялась и подготовкой русских учёных. Позднее, при Академии созданы университет и гимназия.

Академия обратилась к своим членам с просьбой: составить руководства для первоначального обучения наукам. И Эйлер, не считаясь со временем, составил на немецком языке прекрасное “Руководство к арифметике” , которое вскоре было переведено на русский и сослужило добрую службу многим учащимся. Перевод первой части выполнил в 1740г. первый русский адъюнкт Академии, ученик Эйлера Василий Адодуров. На русском языке это было первым изложением арифметики как математической науки.

В 1730 г., когда на русский престол вступила Анна Иоанновна, страной фактически стали править её приближённые. Они видели в Академии учреждение, которое требовало много денег и не приносило ощутимой пользы. Ходили даже слухи о скором закрытии Академии.

Однако Академия продолжала существовать. Освободившееся место профессора физики было предложено Эйлеру. Одновременно он получил и значительное увеличение оклада. Ещё через два года Эйлер стал академиком и профессором чистой математики.

В один из последних дней 1733 г. 26-летний Леонард Эйлер женился на дочери живописца Екатерине Гзель, которой в это время тоже было 26 лет. Свадьба, Новый год — два праздника сразу! Вся Академия сердечно поздравляет молодожёнов. Оказывается, великий математик может не только вычислять и анализировать, он не чужд и мирской жизни.

Молодожёнам преподнесли сочинённые к случаю стихи. Вот одна строфа из них: В том усомниться мог ли кто-то, Что Эйлер удивит весь мир, Что только цифры и расчёты Его единственный кумир. Теперь совсем в другом он мире, Где чувства, счастье и любовь И то, что дважды два — четыре, Доказывать придётся вновь!

Эйлер отличался феноменальной работоспособностью. Он просто не мог не заниматься математикой или её приложениями. В 1735 г. Академия получила задание выполнить срочное и очень громоздкое астрономическое вычисление. Группа академиков просила на эту работу три месяца, а Эйлер взялся выполнить работу за 3 дня — и справился самостоятельно. Однако перенапряжение не прошло бесследно: он заболел и потерял зрение на правый глаз. Однако учёный отнёсся к несчастью с величайшим спокойствием: “Теперь я меньше буду отвлекаться от занятий математикой” , — философски заметил он.

До этого времени Эйлер был известен лишь узкому кругу учёных. Но двухтомное сочинение “Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении” , изданное в 1736 г., принесло ему мировую славу. Эйлер блестяще применил методы математического анализа к решению проблем движения в пустоте и в сопротивляющейся среде.

“Тот, кто имеет достаточные навыки в анализе, сможет всё увидеть с необычайной лёгкостью и без всякой помощи прочитает работу полностью” , — заканчивает Эйлер своё предисловие к книге.

Дух времени требовал аналитического пути развития точных наук, применения дифференциального и интегрального исчисления для описания физических явлений. Этот путь и начал прокладывать Леонард Эйлер.

“30-летний Эйлер стал знаменитостью, — пишет его биограф Отто Шпис. — Однако плохо, что он жил в далёком Петербурге, где Академия не пользовалась должным уважением, и к тому же в постоянной вражде с “правителем дел” Шумахером” .

Обстоятельства ухудшились, когда в 1740 г. умерла императрица Анна Иоанновна, царём был объявлен малолетний Иоанн VI. “Предвиделось нечто опасное, — писал позднее Эйлер в автобиографии. — После кончины достославной императрицы Анны при последовавшем тогда регентстве… положение начало представляться неуверенным” .

Эйлер принимает предложение прусского короля, который приглашал его в Берлинскую Академию на весьма выгодных условиях.

В соответствии с поданным “Эйлером прошением он был “отпущен от Академии в 1741 году” и утверждён почётным академиком. Он обещал по мере своих сил помогать Петербургской Академии — и действительно помогал весьма существенно все 25 лет, пока не вернулся обратно в Россию. В июне 1741 г. Леонард Эйлер с женой, двумя сыновьями и четырьмя племянниками прибыл в Берлин.

В течение всего времени пребывания в Берлине Эйлер продолжал оставаться почётным членом Петербургской Академии. Как он и обещал при отъезде из Петербурга, он по-прежнему печатал многие из своих трудов в изданиях Петербургской Академии; редактировал математические отделы русских журналов; приобретал из Петербурга книги инструменты; при иной раз и у него на квартире, на полном пансионе, разумеется, за соответствующую оплату (которую, кстати, канцелярия Академии присылала с большим опозданием) , годами жили молодые русские учёные, командированные на стажировку.

В 1742 г. вышло четырёхтомное собрание сочинений И. Бернулли. Посылая его из Базеля Эйлеру в Берлин, старый учёный писал своему ученику: “Я посвятил себя детству высшей математики. Ты, мой друг, продолжишь её становление в зрелости” .

Эйлер оправдал надежды своего учителя. Одна за другой выходят его научные работы колоссальной важности: “Введение в анализ бесконечных” (1748 г.) , “Морская наука” (1749 г.) , “Теория движения луны” (1753 г.) , “Наставление по дифференциальному исчислению” (1755 г.) — не говоря уже о десятках статей по отдельным частным вопросам, печатавшихся в изданиях Берлинской и Петербургской Академий.

Огромную популярность приобрели в XVIII, а отчасти и в XIX в. Эйлеровы “Письма о разных физических и философических материях, написанные к некоторой немецкой принцессе…” , которые выдержали свыше 40 изданий на 10 языках.

Эйлер не стремится удивить читателя; он вместе с читателем как бы проходит весь путь, ведущий к открытию, показывает всю цепь рассуждений и умозаключений, приводящую к результату. Он умеет поставить себя в положение ученика; он знает, в чём ученик может встретить затруднение и стремится предупредить это затруднение.

Читайте также:
Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко: сочинение

В 1757 г. Эйлер впервые в истории нашёл формулы для определения критической нагрузки при сжатии упругого стержня. Однако в те годы эти формулы не могли найти практического применения.

Почти сто лет спустя, когда во многих странах — и, прежде всего, в Англии — стали строить железные дороги, потребовалось рассчитать прочность железнодорожных мостов. Модель Эйлера принесла практическую пользу в проведении экспериментов.

Эйлер “выдавал” в среднем 800 страниц “ин-кварто” в год. Это было бы немало даже для создателя романов; для математика же такой объём научных трудов очень чётко изложенных, включающих механику и теорию чисел, анализ и музыку, астрономию и физику, теорию вероятностей и оптику… — просто не укладывается в сознании!

Однако в 1762 г. на русский престол вступила Екатерина II, получившая прозвище “Великая” , которая осуществляла политику “просвещённого абсолютизма” . Она хорошо понимала значение науки как для процветания государства, так и для собственного престижа; провела ряд важных по тому времени преобразований в системе народного просвещения и культуры.

Фридрих II “отпускал” на Берлинскую Академию лишь 13 тыс. талеров в год, а Екатерине II ассигновала свыше 60 тыс. рублей — сумму более значительную.

Императрица приказала предложить Эйлеру управление математическим классом (отделением) , звание конференц-секретаря Академии и оклад 1800 рублей в год. “А если не понравится, — говорилось в письме, — благоволит сообщить свои условия, лишь бы не медлил приездом в Петербург” .

Эйлер подаёт Фридриху прошение об увольнении со службы. Тот не отвечает. Эйлер пишет вторично — но Фридрих не желает даже обсуждать вопрос об отъезде Эйлера. В ответ на это он перестаёт работать для Берлинской Академии.

30 апреля 1766 г. Фридрих разрешает наконец-то уехать в Россию великому учёному. Сразу же по прибытии Эйлер был принят императрицей. Екатерина осыпала учёного милостями: пожаловала деньги на покупку дома на Васильевском острове и на приобретение обстановки, предоставила на первое время одного из своих поваров и поручила подготовить соображения о реорганизации Академии.

После возвращения в Петербург у Эйлера образовалась катаракта второго, левого глаза — он перестал видеть. Однако это не отразилось на его работоспособности. Он диктует свои труды мальчику-портному, который всё записывал по-немецки.

В 1771 г. в жизни Эйлера произошли два серьёзных события.

В мае в Петербурге возник большой пожар, уничтоживший сотни зданий, в том числе дом и почти всё имущество Эйлера. Самого учёного с трудом спас приехавший ранее из Базеля швейцарский ремесленник Петр Гримм. Все рукописи удалось уберечь от огня; сгорела лишь часть “Новой теории движения луны” , но она быстро была восстановлена с помощью самого Эйлера, сохранившего до глубокой старости феноменальную память.

Слепому старцу пришлось переселиться в другой дом, расположение комнат и предметов в котором было ему незнакомо. Однако эта неприятность оказалась, к счастью, лишь временной.

В сентябре того же года в Санкт-Петербург прибыл известный немецкий окулист барон Венцель, который согласился сделать Эйлеру операцию — и удалил с левого глаза катаракту. За работой приезжей знаменитости приготовились было наблюдать 9 местных светил медицины. Но вся операция заняла 3 минуты — и Эйлер снова стал видеть!

Искусный окулист предписал беречь глаз от яркого света, не писать, не читать — лишь постепенно привыкать к новому состоянию. Но разве мог Эйлер “не вычислять” ? Уже через несколько дней после операции он снял повязку. И вскоре потерял зрение снова. На этот раз – окончательно. Однако, как ни странно, отнёсся он к событию с величайшим спокойствием. Научная продуктивность его даже возросла: без помощников он мог только размышлять, а когда приходили помощники, диктовал им или писал мелом на столе, кстати сказать, вполне разборчиво, ибо кое-как мог отличить белый цвет от чёрного.

В 1773 г. по рекомендации Д. Бернулли в Петербург приехал из Базеля его ученик Никлаус Фусс. Это было большой удачей для Эйлера. Фусс обладал редким сочетанием математического таланта и умения вести практические дела, что и дало ему возможность сразу же после приезда взять на себя заботы о математических трудах Эйлера. Вскоре Фусс женился на внучке Эйлера. В последующие десять лет — до самой своей смерти — Эйлер именно ему диктовал свои труды.

В 1773 г. умерла жена Эйлера, с которой он прожил почти 40 лет. Это было большой потерей для учёного, искренне привязанного к семье.

В последние годы жизни учёный продолжал усердно работать, пользуясь для чтения “глазами старшего сына” и ряда своих учеников В сентябре 1783 г. учёный стал ощущать головные боли и слабость. 18 сентября после обеда, проведённого в кругу семьи. Беседуя с А. И. Лекселем об недавно открытой планете Уран и её орбите, он внезапно почувствовал себя плохо. Эйлер успел произнести “Я умираю” — и потерял сознание. Через несколько часов, так и не приходя в сознание, он скончался от кровоизлияния в мозг.

“Эйлер перестал жить и вычислять” . Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Надпись на памятнике гласила: “Леонарду Эйлеру — Петербургская Академия” .

1) К 150-летию со дня смерти Эйлера — сборник. — Изд-во АН СССР, 1933 г.

2) К 250-летию со дня рождения Л. Эйлера — сборник. — Изд-во АН СССР, 1958 г

3) Котек В. В. Леонард Эйлер. — М.: Учпедгиз, 1961 г.

4) Прудников В. Е. Русские педагоги-математики XVIII—XIX веков. 1956 г.

5) Юшкевич А. П. История математики в России. — М.: Наука, 1968 г.

Русская судьба швейцарского гения

О дна из отличительных сторон Эйлера — его исключительная продуктивность. Список трудов ученого содержит примерно 850 названий, из них около 550 было опубликовано при его жизни. В 1909 году Швейцарское естественно-научное общество приступило к изданию полного собрания сочинений Эйлера, которое завершено в 1975 году; оно состоит из 72 томов.

Необыкновенно широк был круг занятий Эйлера, охватывавших все отделы современной ему математики и механики, теорию упругости, математическую физику, оптику, теорию музыки, теорию машин, баллистику, морскую науку, страховое дело и многое другое.

Несостоявшийся врач и теолог

Леонард Эйлер родился в Швейцарии, в Базеле, 14 апреля 1707 года.

Его отец, скромный пастор, располагал очень скудными средствами, но был большим любителем математики, которой постоянно посвящал свой досуг. В тайны этой науки Эйлера-старшего посвятил его друг и учитель Якоб Бернулли. А сам Пауль Эйлер под влиянием Бернулли преподавал математику своему сыну, которого, правда, предназначал к духовному званию.

Дружба отца с семейством Бернулли оказала решающее влияние на судьбу Леонарда. Брат Якоба, Иоганн Бернулли, заметив в молодом Эйлере необыкновенный математический дар, выразил желание заниматься с ним. Он давал Эйлеру один урок в неделю, по субботам. Преподавание состояло в разъяснении трудностей, с которыми Эйлер сталкивался при самостоятельном изучении математики в течение недели.

Читайте также:
Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко: сочинение

Братья Бернулли написали Эйлеру, что ему легче всего получить в России должность врача. И Эйлер, до того времени не имевший никаких познаний в медицине, тотчас же поступил на медицинский факультет Базельского университета

Осенью 1720 года тринадцатилетний Эйлер поступил в Базельский университет, через три года окончил философский факультет и записался, как того хотел отец, на теологический.

Дети Иоганна Бернулли, Николай и Даниил, тоже с большою страстью предавались математике и оба были лучшими друзьями Леонарда. Молодым Бернулли нечего было заботиться о карьере: имя Бернулли пользовалось такою известностью в Европе, что они легко могли рассчитывать на кафедру математики за границей; и оба брата вскоре получили приглашение в Россию. Эйлеру тоже хотелось в Россию, и братья обещали ему помочь. Проводив Бернулли, Эйлер с нетерпением стал ожидать от них известий, но в первом же письме братья Бернулли сообщили ему, что легче всего получить в России должность врача. Эйлер, до того времени не имевший никаких познаний в медицине, нимало не был опечален таким известием. И тотчас же поступил на медицинский факультет Базельского университета.

Занятия медициной не отвлекли его от математики. В 1727 году он написал диссертацию о происхождении и распространении звука, сделал совсем прикладную работу о мачтах кораблей.

В России

В 1727 году двадцатилетний Леонард уехал в Россию. Когда он приехал в Петербург и устроился в Академию наук, городу было всего около двадцати пяти лет. На месте Адмиралтейства росла густая трава и паслись коровы.

В то время в России царствовала Екатерина I, которая продолжила дело Петра Великого и занималась организацией Академии, основанной указом императора в 1724 году. На ее решение повлиял герцог Голштинский, муж дочери Петра I Анны Петровны, который настойчиво советовал императрице выполнить волю покойного мужа.

Шестого мая 1727 года Екатерина скончалась от воспаления легких. Преемником был назначен Петр II, а фактическим правителем государства оставался князь Меншиков, который велел герцогу Голштинскому «уезжать к себе в Голштинию».

Меньшиков видел в академии учреждение, которое дорого стоило и не приносило никакой пользы. Вероятно, все это высказывалось без малейшего стеснения, потому что академики в первые же дни нового правления почувствовали всю шаткость своего положения. Эйлеру поневоле пришлось подумать о своем будущем. И он решил поступить в морскую службу, тем более что адмирал Сиверс, для которого математик Эйлер стал истинной находкой, обещал ему блестящую карьеру. Но обстоятельства снова быстро переменились, Меншиков лишился своего влияния. Академия уцелела, и Эйлеру не пришлось стать моряком.

От дифуров до топологии

Эйлер создал как самостоятельную дисциплину теорию обыкновенных дифференциальных уравнений и заложил основы теории уравнений с частными производными. Здесь ему принадлежит большое число открытий. Например, выяснение основных свойств уравнения Риккати, интегрирование линейных уравнений с переменными коэффициентами с помощью бесконечных рядов, различные приближенные методы и ряд приемов решения уравнений с частными производными.

Эйлер высказал и подкрепил примерами убеждение в целесообразности применения расходящихся рядов и предложил методы обобщенного суммирования рядов, предвосхитив идеи современной строгой теории расходящихся рядов, созданной на рубеже XIX и XX веков. Он открыл так называемую формулу суммирования Эйлера—Маклорена, предложил преобразование рядов, носящее его имя и ввел в математику новые важные типы рядов (например, тригонометрические ряды).

По замечанию Пафнутия Чебышёва, Эйлер положил начало всем изысканиям, составляющим общую часть теории чисел. Так, он доказал ряд утверждений, высказанных Ферма (например, малую теорему Ферма). В работах о разбиении чисел на слагаемые и по теории простых чисел Эйлер впервые использовал методы анализа, став тем самым создателем аналитической теории чисел.

Велики заслуги Эйлера и в других областях математики. В алгебре ему принадлежат работы о решении в радикалах уравнений высших степеней и об уравнениях с двумя неизвестными, а также так называемое тождество Эйлера о четырех квадратах. Эйлер значительно продвинул аналитическую геометрию, особенно учение о поверхностях второго порядка. В дифференциальной геометрии он детально исследовал свойства геодезических линий, впервые применил натуральные уравнения кривых, а главное, заложил основы теории поверхностей. Эйлер занимался и отдельными вопросами топологии и доказал, например, важную теорему о выпуклых многогранниках.

Девятнадцатого февраля 1730 года Петр II скончался. На престол взошла Анна Иоанновна. И долгое время об Академии наук вообще никто не вспоминает. Но начавшиеся беспрестанные аресты и пытки нагнали на академиков такой страх, что, забывая все выгоды, они уезжали из России, освобождая свои посты. Благодаря этому Эйлер вначале получил место профессора физики, а в 1733 году, после отъезда Бернулли, занял и кафедру математики.

Пользуясь результатами Стирлинга и Ньютона, Эйлер в 1732 году (одновременно с Маклореном) открыл общий закон суммирования. Другими словами, выразил частную сумму, интеграл и производную бесконечного ряда sn= ∑ u (k) через ряд с общим членом u (n). Исследуя полученные данные, а также отношение чисел Бернулли, Эйлер определил, что данный ряд — расходящийся, но тем не менее смог вычислить его приблизительное значение. Это открытие привело к понятию асимптотического ряда, которому в дальнейшем посвятили свои труды многие известные математики. Формула Эйлера—Маклорена стала основой теории конечных разностей.

Беспрестанные аресты и пытки нагнали на академиков такой страх, что, забывая все выгоды, они уезжали из России, освобождая свои посты. Благодаря этому Эйлер вначале получил место профессора физики, а в 1733 году, после отъезда Бернулли, занял и кафедру математики

Увлекшись работами Даламбера, Эйлер начинает изучать теорию струн. В своей статье «О колебании струны» ученый находит общее решение уравнения колебания, принимая начальную скорость за нулевую величину. Одним из главных открытий Эйлера стала формула, названная его именем: для любого действительного x верно равенство e ix = cosx + isinx (i — мнимая единица, e — основание натурального логарифма). Таким образом, ученый связал тригонометрическую функцию и комплексную экспоненту. Продолжая исследования в этой области, Эйлер получил показательную форму комплексного числа вида z = re iφ . Работы Эйлера в этом направлении положили начало теории функций комплексного переменного. Но главным делом Эйлера как математика стала разработка математического анализа.

Наряду с теоретическими исследованиями Эйлер уделял много времени и практической деятельности, исполняя многочисленные поручения Академии наук. Он, например, обследовал разнообразные приборы и механизмы, участвовал в обсуждении способов подъема большого колокола в Московском Кремле. Одновременно он читал лекции в академической гимназии, работал в астрономической обсерватории, сотрудничал с «Санкт-Петербургскими ведомостями», вел большую редакционную работу в академических изданиях.

Читайте также:
Моя любимая картина -- сикстинская Мадонна Рафаэля (эссе): сочинение

Значительны открытия Эйлера в небесной механике (например, в теории движения Луны), механике сплошных сред (основные уравнения движения идеальной жидкости в форме Эйлера и в так называемых переменных Лагранжа, колебаниях газа в трубах и проч.).

Однако энергичный академик поплатился за свое усердие: он тяжело заболел, был при смерти и навсегда лишился правого глаза. Эйлер уезжает в Берлин по приглашению короля Пруссии Фридриха Великого. Несмотря на это, вступившая на престол Елизавета Петровна назначила ему пенсию.

На Берлин

Фридрих Великий был известен как просвещенный государь, покровитель философов и ученых. И он намеревался преобразовать Королевское общество, основанное по предложению Лейбница, в Академию наук. Именно с этой целью он и пригласил Эйлера, известного своей плодотворной деятельностью.

В 1744 году Фридрих Великий основал Берлинскую академию наук. И уже первые сборники трудов новой академии Эйлер украсил своими работами. Это не помешало ему, однако, не прерывать своей связи с Россией: авторство половины того, что печатала Петербургская академия наук, принадлежало Эйлеру. Он был поставлен директором математического отделения Берлинской академии и тотчас же ознаменовал это назначение, обнародовав свою теорию движений планет и комет. В том же году он получил премию от Французской академии наук за гипотезу, объясняющую явления магнетизма.

И в том же 1744-м Эйлер впервые корректно сформулировал механический принцип наименьшего действия и показал его первые применения. В своей монографии «Теория движения твердого тела» Эйлер разработал кинематику и динамику твердого тела и дал уравнения его вращения вокруг неподвижной точки, положив начало теории гироскопов. Разрабатывая теорию корабля, Эйлер внес ценный вклад в теорию устойчивости. Обширный цикл работ он посвятил математической физике: задачам о колебании струны, пластинки, мембраны и др.

Уже первые сборники трудов Берлинской академии Эйлер украсил своими работами. Это не помешало ему, однако, не прерывать своей связи с Россией: авторство половины того, что печатала Петербургская академия наук, принадлежало Эйлеру

Все эти исследования стимулировали развитие теории дифференциальных уравнений, приближенных методов анализа, специальных функций, дифференциальной геометрии. Эти достижения Эйлера имеют не только важное теоретическое значение, они легли в основу ряда практических наук, таких как сопромат, теория машин и механизмов.

В оптике Эйлер дал формулу двояковыпуклой линзы, предложил способы устранения хроматических аберраций линз и дал методы расчета оптических узлов микроскопа.

По поручению Фридриха II Эйлер перевел на немецкий язык «Новые принципы артиллерии» английского механика Бенджамена Робинса и дополнил книгу анализом движения снаряда в канале ствола орудия, а также учением о движении круглого снаряда в воздухе.

Из писем Фридриха к Эйлеру видно, что последнему часто приходилось заниматься применением математики на практике: ему поручали рассматривать различные финансовые проекты, наблюдать за тем, чтобы водяные насосы в Сан-Суси действовали правильно, проверять разные отчеты.

В 1749 году Фридрих поручил ему осмотреть канал Фуно между Гавелом и Одером и дать рекомендации по исправлению недостатков этого водного пути. Затем ему было поручено исправить водоснабжение в Сан-Суси.

Результатом этого стало более двадцати мемуаров по гидравлике, написанных Эйлером в разное время. Уравнения гидродинамики первого порядка с частными производными от проекций скорости, плотности к давлению называются гидродинамическими уравнениями Эйлера.

Несмотря на такие труды, вознаграждение Эйлера было вдвое меньше, чем, например, у известного французского математика Мопертюи, тоже члена Берлинской академии. Фридрих называл Эйлера своим одноглазым геометром, но находил, что Эйлер скучен, потому что слишком благочестив. Это привело к постепенному осложнению отношений между Эйлером и королем.

Между тем русская академия и русский двор никогда не переставали считать Эйлера своим, и то же относилось к русской армии. Когда русские войска в 1760 году в ходе Семилетней войны вступили в Берлин, дом Эйлера пострадал от русской артиллерии, но русское правительство тотчас же компенсировало ему потери с избытком.

Снова в Россию

Со времени отъезда Эйлера в России многое изменилось: наступила блестящая эпоха Екатерины Великой. Тем более что, как утверждал Фусс, родственник Эйлера, его неудержимо влекло в Россию. Однако Фридриху Великому не хотелось отпускать Эйлера в Петербург: он составлял славу академии и был очень полезен своим трудолюбием; король нехотя, но понемногу улучшал его материальное положение, а Эйлер, не имея веского предлога к отъезду в Россию, покорялся воле Фридриха и скрепя сердце оставался в Берлине.

Но в мае 1766 года русский посол в Берлине князь Долгорукий сообщил Эйлеру, что императрица Екатерина II, соглашаясь на любые условия, приглашает его снова приехать в Россию и занять «свое неотъемлемое место» в Академии наук. Эйлер едет в Петербург и наносит визит императрице, которая сразу же жалует ему восемь тысяч рублей серебром на покупку дома. Великий математик решает остаться.

Но едва ученый успел устроиться в Петербурге, его постигла болезнь, в результате которой он лишился второго глаза. Казалось, окончательная потеря зрения должна была лишить его возможности заниматься математикой. Но он как ни в чем не бывало продолжал свои труды, диктуя тексты, а его ученик Румовский переводил их на русский язык.

«Россия подает пример цивилизованной Европе, как чествовать великих людей при жизни и уважать их память по смерти; и другим нациям приходится в данном случае краснеть, что они не только в этом отношении не могли предупредить Россию, но даже не в силах ей подражать»

Эйлера продолжали преследовать несчастья. Внезапно дом его и большая часть имущества сгорели. Императрица Екатерина заботилась об Эйлере и на этот раз настояла на том, чтобы Эйлер пригласил лучшего окулиста того времени и подверг свой глаз операции. Само собой разумеется, что императрица дала ему необходимые на то средства. Эйлер пригласил барона Вентцеля, который снял с его глаза катаракту, и он снова увидел свет.

Но радость была непродолжительной. Несмотря на предостережение врача, Эйлер начал вновь усиленно работать и вторично лишился зрения.

Умер Эйлер 7 сентября 1783 года в возрасте 76 лет.

Петербургская академия наук облачилась в глубокий траур. Было решено, что мраморный бюст Эйлера всегда будет украшать собой зал, в котором происходят академические заседания.

Как писал французский философ и математик Кондорсе, Россия «подает пример цивилизованной Европе, как чествовать великих людей при жизни и уважать их память по смерти; и другим нациям приходится в данном случае краснеть, что они не только в этом отношении не могли предупредить Россию, но даже не в силах ей подражать».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: