Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко: сочинение

Каган М.С.: Проблема барокко в искусствознании и культурологии

Каган М.С.
Проблема барокко в искусствознании и культурологии

Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 146 С.

XVII век — самый неопределенный период истории Европы Нового времени. Как уже отмечалось, и предшествующее состояние ее культуры, и последующее, изначально получили содержательные имена: Возрождение и Просвещение, тогда как понятие «семнадцатый век», на что в свое время уже обратил внимание исследователь европейской литературы этой эпохи Ю.Б. Виппер, «не заключает в себе прямого указания на ведущие черты, на смысл общественной и идеологической жизни эпохи, которую оно обозначает», справедливо считая это не случайным, а «по-своему знаменательным».

Знаменательно и то, что попытки дать этому столетию культурологическое имя оказывались безуспешными — не получило всеобщего признания рожденное в немецком искусствознании его определение «Век барокко», как ни соблазнительно было с помощью этого понятия в его убедительной вельфлиновской трактовке покончить с неопределенностью и поднять такое «промежуточное» столетие на квалификационный уровень XVI-го и XVIII-го. Век этот оказался столь сложным, пестрым, противоречивым, что не укладывается ни в одно однозначное определение, и это касается не только его искусства, но и философской мысли, и политической, и отношения к религии, и его этического и эстетического сознания. Объяснение такого состояния нужно искать прежде всего в самом материальном основании культуры.

XVII век, по заключению С. Лилли, был «преддверием широкого перехода к мануфактурной системе производства, происходившего в XVIII и ХIХ веках» — «преддверьем» потому, что испытывал сопротивление и со стороны цеховых объединений ремесленников, и со стороны правителей: так в 1663 и даже сто лет спустя, в 1767 годах, английские ремесленники уничтожали механические лесопилки, уничтожались льноткацкие станки и другие машины, а Чарльз I издал в 1623 году указ об уничтожении машины, производящей иглы. Подобные действия, заключает историк, не могли остановить технический прогресс, но они «настолько задерживали ход его развития, что для преодоления такого сопротивления потребовались коренные политические перемены…» Вместе с тем, по справедливому замечанию Э.Ю. Соловьева, «ни одна из европейских стран не была застрахована от того, что зачатки промышленно-капиталистической деятельности не будут погребены под обломками средневековья и что феодальный милитаризм не опрокинет общество в варварство»; это делало общую атмосферу времени особенно напряженной.

Контрреформация, не только на уровне идеологии, но и в практических действиях инквизиции, вывела религиозные конфликты на авансцену культуры. Вот как характеризовал сложившуюся ситуацию Дж. Бернал: «Резко изменяется отношение католической церкви ко всему, в чем можно усмотреть хоть тень свободы мысли. Повсюду свирепствует инквизиция. А исправленная, реформированная церковь оказывается такой же нетерпимой и беспощадной к инакомыслящим, как и старая, неисправленная. В эпоху процесса над Галилеем, почти тридцатилетнего заточения Кампанеллы, казни Бруно и Ванини, конфликт между философией и религией, между знанием и верой так остер, как никогда раньше. В Риме и в Париже, в Лондоне и в Женеве пылают костры: людей сжигают живьем за их веру или за их научные взгляды. В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии — рождается скептицизм».

Известно, какое место описание страшных бедствий, принесенных непрекращающейся, словно вообще имманентной социальному бытию, тридцатилетней войной заняло в одном из первых реалистических романов — в «Приключениях Симплициссимуса» Х.Я.К. Гриммельсгаузена и в иллюстрациях к нему. Еще один пример — описание немецким поэтом и драматургом А. Грифиусом ужасов этой войны:

В другом стране и в другом виде искусства эта же трагическая тема породила серию гравюр Ж. Калло «Ужасы войны».

Удивительно ли, что XVII век входит в историю европейской культуры трагическим осознанием кризиса ренессансной веры в возможность разрешения противоречий между реальным и идеальным, человеком и Богом, природой и духом, разумом и чувством, что сделало его временем «утраченных иллюзий»? Такая идеологическая и социально-психологическая ситуация повторится в Романтизме (что и оправдывает использование в данном контексте названия романа О. Бальзака): казавшаяся обретенной, или хотя бы возможной, гармоничная целостность бытия не выдержала проверки реальностью политические, религиозные, этические, эстетические, гносеологические конфликты оказались неразрешимыми, и основной психологической, идеологической и эстетической «краской» эпохи стал драматизм.

XVII век начинается — и в сознании пришедших в него из ренессансной культуры В. Шекспира, М. Монтеня, Микеланджело, Тициана, Эль Греко, и в мировосприятии новых поколений мыслителей и художников, в атмосфере разочарования в ренессансной вере в гармонию бытия, трагического переживания несовершенства мира и человека, скептицизма и пессимизма. Обобщая представления современного шекспироведения, В.С. Рабинович четко сформулировал произошедшее: «Как раз на стыке двух столетий в мировосприятии Шекспира происходит резкий перелом. Гуманизм Шекспира до 1600 года — это гуманизм эпохи Возрождения, гуманизм, базирующийся на утверждении безграничной красоты свободного и деятельного человека, сбросившего цепи средневекового самоотречения… Гуманизм Шекспира после 1600 года — это трагический гуманизм, исполненный разочарования в человеческой природе, вызванный к жизни переоценкой идеалов Возрождения».

Маньеризм и барокко в искусстве и стали художественным отражением этого антиренессансного и проторомантического сознания. Нельзя, однако, не видеть того, что культуры XVII века не менее характерны поиски выхода из социального и духовного кризиса — в ней вырабатывались опиравшиеся на завоевания Возрождения эмпирико-сенсуалистическая и рационалистическая программы деятельности личности, в которых преодолевались и неомистицизм Я. Беме, и скепсис М. Монтеня, и гамлетово нравственное смятение; эта историческая роль XVII века в истории европейской культуры обозначена девизом родоначальника английской философии Нового времени Ф. Бэкона «Знание — сила!» и тезисом Р. Декарта «Мыслю, следовательно существую», горделиво утверждавшим основополагающую для бытия человека мощь Разума.

в том, что «человек Ренессанса был носителем одной, определенной, раз навсегда данной virtu. Он, так сказать, звучал одноголосно», а у названных писателей человек «является лоном, таящим в себе множество подчас самых противоречивых возможностей…» А это приводит к драматическим «столкновениям», к «борьбе» этих возможностей за душу и поведение героя. Поэтому «человек Ренессанса — титан, но не герой», остроумно и точно заключает историк, тогда как «идеальный человек «великого века», нашедший свое совершеннейшее воплощение в трагедии Корнеля, построенной на теме конфликта личного влечения с велением закона», должен «превзойти себя, стать выше себя,… пожертвовать собой».

Читайте также:
Моя любимая картина -- сикстинская Мадонна Рафаэля (эссе): сочинение

Однако трудно согласиться с замечательным историком, будто такое мироощущение «проявило себя, прежде всего в новой религиозной концепции, общей как протестантству, так и новому католичеству» — это опровергается приведенными им самим примерами, ибо ни у М. Монтеня, ни у М. Сервантеса, ни у В. Шекспира, не говоря уже о не менее типичных для этого времени Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса, Я. Вермеера или же Ф. Бэкона, «внутреннее сродство» которого с В. Шекспиром он сам отмечает, или Б. Спинозы, пантеизм которого противостоял и протестантизму, и католицизму, и иудаизму. Это значит, что XVII век противостоит Возрождению не только появлением и, действительно, широким распространением «трагического мироощущения», но и противостоянием, борьбой, непримиримыми подчас конфликтами различных мироощущений и мировоззрений, методов познания и способов художественного творчества, фанатического мистицизма и полного религиозного индифферентизма.

Противостояние различных мировоззренческих, методологических, конфессиональных, политически-юридических, этических, эстетически-стилистических позиций, пронизывающее всю культуру этого столетия, и сделало несостоятельными попытки его однозначного определения: историки Франции, начиная, видимо, с Вольтера, называли его «веком Людовика XIV», историки философии — «веком картезианства», историки литературы и искусства — «веком классицизма» (это казалось тем более обоснованным, что данный стиль был эстетически и идеологически «узаконен» академиями в разных странах, распространив свое влияние по всей Европе и сохранив его и в XVIII, а в России и в ХIХ столетиях); вместе с тем, выявленная Г. Вельфлиным историко-стилевая антитеза «Ренессанс — барокко» содержала не предусмотренный исследователем соблазн распространения понятия «барокко» с пластических искусств на все виды художественного творчества, по примеру О. Вальцеля, обнаружившего барокко в поэзии, а затем и на культуру этого столетия в целом, сделав популярными понятие «век барокко», хотя это приводило к явным абсурдам — например, к объявлению французского классицизма «разновидностью барокко», не взирая на противоположность их стилевых структур, которая была не только убедительнейшим образом показана Г. Вельфлиным, но отчетливо осознавалась современниками — достаточно вспомнить развернувшуюся во Франции дискуссию «пуссенистов и рубенсистов» как эстетических противников (история теоретического осмысления противостояния барокко и классицизма хорошо описана в посвященном этому историографическом исследовании Е.Н. Шпинарской, в котором убедительно показано — что особенно важно — как это противостояние осознавалось самими современниками).

Д.И. Чижевский, например, определял XVII век как «эпоху Барокко» на том основании, что этот стиль выражал стремление «от индивидуалистической богоотдаленности Ренессанса вновь возвратиться к христианскому Богу; такое «возвращение», действительно имело место в акциях контрреформации и «подвигах» инквизиции — известный немецкий искусствовед В. Вейсбах так и назвал свою книгу «Барокко как искусство контрреформации», — однако вряд ли нужно в наше время доказывать, что барокко имело не менее характерные для него чисто светские появления и что художественная жизнь XVII века не сводилась к влиянию контрреформации — не менее характерными для культуры этого столетия были и «возвращение» к языческому мироощущению, типа рубенсовского, и полное отвлечение от всякой мифологии — и в реалистическом искусстве, и в материалистической философии, и в политических утопиях.

Особенно удивительно, что именно в этой стране, культура которой была наименее податлива для восприятия иррационалистического склада барочного стиля, распространение понятия «барокко» на всю культуру XVII века нашло немало сторонников: литературовед Ж. Руссе назвал это столетие «эпохой барокко», а философ Ж. Делёз посвятил данной проблеме специальное исследование, причудливо названное им «Складка. Лейбниц и барокко», поскольку суть данного стиля состоит, будто бы, в такой особенности его структуры как «бесконечная складка», с помощью которой «переменная кривизна свергает с престола круг»! Нечто подобное французский философ умудрился найти и в трудах Г.В. Лейбница — великого рационалиста, ставшего основоположником чуждого барочному духу европейского Просвещения, и более того, в различных явлениях европейского искусства других эпох, от творчества П. Учелло до «великих барочных художников эпохи модерна», то есть ХХ столетия, и не только в живописи, но и в других областях художественного творчества…

свести культуру этого духовно предельно неоднородного столетия к одному только барокко решительно невозможно.

Суть дела именно в том и состоит, что в отличие от предшествующего и последующего состояний культуры — Возрождения и Просвещения — культура XVII века не подда

ется какому-либо однозначному определению, ибо впервые в истории это столетие являет сущностно разнородную и остро конфликтную картину во всех сферах материальной, духовной и художественной деятельности. Используя приведенную метафору Ж. Делёза, можно сказать, что символизирующая рационализм идеальная геометрическая форма «круга» далеко не всеми мыслителями и художниками этого времени была «свергнута с престола» — этого не сделали ни Р. Декарт, ни Н. Пуссен, ни П. Корнель, ни сам Г.В. Лейбниц, монады которого были образцовыми «круговыми» объектами, а представление о царящей в мире «предустановленной гармонии» — столь же идеальным образцом мышления «кругом», а не «бесконечно искривляющей и загибающей» пространство социального бытия «складчатой» формой; как тут не вспомнить, что он поистине «закруглил» сенсуалистическую формулу Дж. Локка: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве», изящным добавлением: «кроме самого разума»… Использование понятия «барокко» не в его первоначальном конкретно-стилистическом, а в расширительном культурно-психологическом, значении имело, разумеется, определенные основания: порожденный кризисом ренессансной культуры, сам этот стиль выражал новое, драматическое состояние общественной психологии, независимо даже от идеологического смысла воплощавших ее произведений: смысл этот мог быть духовно-экстатическим, как у Л. Бернини, плотски-языческим, как у П.П. Рубенса, светски-гедонистическим, как у П. Веронезе, в архитектуре мог быть и религиозно-спиритуалистическим, и гедонистически-декоративным; столь широкое социально-психологическое содержание данного стиля и позволяет метафорически применять его имя при характеристике других видов искусства и даже внехудожественных культурных явлений — ведь сам Г. Вельфлин в последней своей монографии рассматривал барокко как специфическую национальную структуру германского духа, а в Латинской Америке барокко считают стилем ее культуры — характерно, например, утверждение А. Карпентьера, что в культуре Кубы «барокко сохранилось не только в камне или в дереве, оно — на улице, в криках уличных торговцев, в форме кондитерских изделий и даже в силуэтах кубинцев. На кубинской улице мы видим пестрые тележки продавцов фруктов, листки с молитвами, бусы, искусственные цветы, ярко одетых женщин в облегающих платьях».

Читайте также:
История театра: сочинение

художественной культуры, — высказывали решительное неприятие представления о барокко как о «едином стиле эпохи», рассматривая его как одно из основных движений в европейской культуре XVII века, целостная характеристика которой требует признания ее духовной, идейной, мировоззренческой и эстетической гетерогенности; точно так же Б.Р. Виппер подчеркивал стилевую разнородность голландского искусства XVII века и «острую борьбу» между его основными течениями, как и конфликты между живописцами и протестантскими иконоборцами, которые не останавливались перед физическим уничтожением произведений искусства (об этом рассказывал современник — Карель ван Мандер — в своей «Книге о художниках»).

Исследования других национальных школ искусства, литературы, философии, политической мысли приводят к аналогичным выводам: П. Соколов в уже цитированной «Истории педагогических систем» не ограничился разделением этих учений в XVII веке в соответствии с раздвоенностью философских позиций мыслителей на бэконов эмпиризм и картезианский рационализм, и выделил шесть (!) самостоятельных систем — Ратихия, Амоса Коменского, Франке, Пор-Руаяля, Фенелона, Роллена, ибо свести их к двум вышеобозначенным оказалось невозможным.

«переход внутри перехода», как закономерно обретенную ею хаотичность, возникшую в ходе распада наивно-прекрасной ренессансной целостности под влиянием обострения борьбы отмиравшего социокультурного «порядка» с набирающим силы новым, демократическим социальным строем и соответствующей его потребностям типом культуры. Поскольку же формы этой борьбы и меры ее успешного завершения зависели от конкретных национальных условий ее протекания, а условия эти были весьма различными даже в таких соседних странах как Франция и Германия, или Голландия и Фландрия, или Италия и Швейцария, то процесс этот, рассматриваемый в общеевропейском масштабе, протекал нелинейно, и только следующие столетия показали, какая его траектория отвечала в наибольшей степени требованиям исторического аттрактора — успешному формированию демократического общества и культуры, обеспечивающей свободное развитие и творческую деятельность личности.

Эпоха Ренессанса и Возрождения: архитектура, живопись, художники

Эпоха Возрождения имеет мировое значение в истории становления и развития культуры в странах Западной и Восточной Европы. Период идейного и культурного развития приходится на 14-16 вв., когда на смену религиозного доминирования и системе вассалитета возникла культура светского характера. Возрождается интерес к античности, откуда и берет название период Ренессанса.

История возникновения

Первые признаки начала эпохи возникли еще в 13-14 вв. в Италии, но в свои права она вступила только в 20-х годах 14-го столетия. Незыблемый феодальный строй Средних Веков начинает расшатываться – торговые города вступают в борьбу за права самоуправления и собственную независимость.

Именно в это время появляется общественно-философское движение под названием «гуманизм».

Человек теперь рассматривается как личность, поднимается вопрос о свободе и личной деятельности. В крупных городах появляются светские центры искусства и науки, функционирующие вне тотального контроля церкви. Наблюдается активное возрождение античности – она олицетворяет яркий пример неаскетичного гуманизма. В середине 15-го века изобретается книгопечатание, благодаря чему новое мировоззрение и античное наследие широко распространились по территории Европы. Пик рассвета Ренессанса приходится на конец 15-го века, но менее чем через столетие назревает идейный кризис. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм.

Периоды

Проторенессанс

Проторенессанс начался во 2-й половине 13-го столетия и закончился в конце 14-го века.

Этот период тесно связан с византийскими, готическими и романским стилем архитектуры.

Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса. До 1337 года известных архитектор и художник Джотто ди Бондоне занимался разработкой нового подхода к изображению пространственных фигур. Он наполнил религиозные композиции светским содержанием, наметил переход от плоского изображения к рельефному, а также изобразил интерьер в живописи. В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция). Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио. Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо.

После смерти Джотто ди Бондоне на Италию обрушивается эпидемия чумы и активное развитие периода завершается.

Раннее Возрождение

Длительность периода Раннего Возрождения составила не больше 80-ти лет (1420-1500 гг). За время этого этапа не произошло существенных изменений в области искусства, и лишь некоторые элементы из классической древности дополняли работы художников того времени. Но к концу 15-го века средневековые основы полностью заменяются примерами античной культуры, что наблюдается как в концепции картин, так и в мелких деталях.

Высокое Возрождение

Самым непродолжительным, но в то же время пышным периодом Ренессанса стал третий этап, названный Высоким Возрождением. Продлился он всего 27 лет (1500-1527 гг.). После вступления на престол Юлия II центр влияния искусства Италии перемещается в Рим. Новый римский папа привлек ко двору самых талантливых итальянских художников, что привело к активному развитию культуры и искусства:

  • Возводятся шикарные монументальные здания.
  • Пишутся картины и фрески.
  • Создаются уникальные скульптурные творения.

Каждая отрасль искусства тесно переплетается друг с другом, гармонируя и развиваясь в унисон. Идет более основательное изучение античности.

Позднее Возрождение

Последний период Возрождения охватывает примерно 1590-1620 годы. Его отличительной чертой является разнообразие культуры и искусства. На территории Южной Европы активно продвигалась Контрреформация. Это движение не приветствовало свободомыслие, выражало протест против возрождения античности в культуре и искусстве, а также воспевания человеческого тела.

Контрреформация – это католическое движение, целью которого было восстановление христианской и римско-католической веры. Начало развития наблюдалось после высказывания своих идей Кальвином, Цвингли, Лютером и другими европейскими реформаторами.

Во Флоренции противоречия привели к тому, что появилось направление под названием маньеризм.

Маньеризм – это западноевропейский художественный и литературный стиль, возникший в 16-м веке. Особенности маньеризма: утрата гармонии между духовным и телесным, человеком и природой.

Точных сроков Позднего этапа как таковых не существует. В Британской энциклопедии говориться, что эпоха Ренессанса закончилась после падения Рима (1527 г).

Интерьер

На новое понимание внутреннего пространства глубокое влияние оказали простые и четкие интерьеры Филиппо Брунеллески. Это можно наблюдать на примере капеллы Пацци (церковь Санта-Кроче, Франция). Талантливый скульптор и архитектор использовал светлые тона для отделки оштукатуренных тонированных стен, добавляя архитектурные рельефные членения из серого камня. В богатых домах и дворцах особое внимание уделялось вестибюлям, где принимали гостей. Выделялись огромные комнаты под библиотеки. Появление книгопечатания сразу же привлекло внимание богачей Европы. Столовых комнат как таковых не существовало, и обеденные столы были преимущественно раскладными. Их выставляли на лоджии, которые играли важную роль в загородных и городских домах. Изображения на мебели были без оттенков, почти монохромными. Самые распространенные композиции декоративного характера:

  • Акантовый лист.
  • Натюрморт.
  • Городские пейзажи.
  • Вьющиеся стебли.
  • Музыкальные инструменты.
Читайте также:
Цветы незнакомого искусства... (Из китайской и японской поэзии): сочинение

На створках резных буфетов, шкафов и прочих деталях мебели применялся прием позитивно-негативного узора. Технология изделия выглядела следующим образом:

  • Два листа фанеры окрашивались в разные цвета и накладывались один поверх другого.
  • Выпиливался фрагмент определенного узора.
  • Готовый узор наклеивался на основу.
  • Разные по цвету, но одинаковые по рисунку фрагменты, менялись местами.

Мотивы и приемы украшения поверхности мебели видоизменялись и ширились: применялось окрашенное дерево, появлялись фигуральные композиции, гротеск, осваивался прием тонирования при помощи раскаленного песка.

Искусство

В Италии 14-го века стали появляться предвестники искусства Ренессанса. Создавая полотна на религиозную тематику, художники использовали за основу интернациональную готику. Интернациональная готика – это один из стилистических вариантов готического стиля, который развивался в Северной Италии, Бургундии и Богемии (1380-1430 гг). Отличительные черты: изысканность форм, красочность, утонченность, декоративный характер. Также присутствуют признаки стиля классицизм и маньеризм: гротеск, острота и экспрессивность ярких форм, графичность. Свои картины они дополняли новыми художественными приемами:

  • Использование объемных композиций.
  • Изображение пейзажей на задних планах.

Благодаря использованию этих приемов художникам удавалось передать реалистичность изображения и его оживленность.

Активное развитие изобразительного искусства начинается на первом этапе эпохи Возрождения – Проторенессанс. В истории изобразительных направлений в Италии существует несколько периодов:

  • 13-й в. – дунченто (двести). Интернациональная готика.
  • 14-й в. – треченто (триста). Проторенессанс.
  • 15-й в. – кватроченто (четыреста). Ранний – Высокий этап.
  • 16-й в. – чинквеченто (пятьсот). Высокое – Позднее Возрождение.

Впоследствии, модернизм в живописи включал в себя множество течений и стилевых направлений: неоромантизма, романского стиля, готики, ренессанса и других стилей.

Архитектура

Архитектура эпохи Ренессанса стала активно видоизменяться. Большое внимание уделяется формам античного зодчества: четкой симметричности, порядку составных деталей и пропорции. Ассиметричные очертания сменяются на полукруги арок, купольные полусферы и эдикулы. А четкое расположение мощных колонн, притолок и пилястр заменяют сложные пропорции построек средневековья.

Выдающиеся личности

Философы Ренессанса придерживались общего мнения о том, что человеческий разум является бесценным даром свыше, который делает человека богоподобным и отличается от всего сущего. Яркими личностями, поддерживающими гуманизм, были французский писатель Мишель де Монтень и Дезидерий Эразм Роттердамский, которого прозвали «князь гуманистов».

Культура

Основой культуры Ренессанса считается принцип гуманизма, который говорил о красоте и достоинстве человека, его творческих возможностях, разуме и воле. Жизнеутверждающая культура гуманизма имела светский характер, что в корни отличалось от культуры средневекового времени. Европа освободилась от мощного церковного влияния, что способствовало быстрому подъему и развитию науки. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Но гуманистический характер направленности искусства выражал поддержку не только развивающейся буржуазии, но также и прогрессивным слоям населения. Непреодолимое стремление познания окружающего мира отразилось на изобразительном искусстве. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий.

Вас интересует Обои в детскую комнату для девочек: как правильно выбрать и что нужно учесть при подборе цвета.

Все, что вы хотите знать про изготовление флорентийской мозаики, читайте у нас в этой статье.

Как создавались эпохи: Мир глазами Леонардо да Винчи

Одной из ключевых фигур в становлении Эпохи Ренессанса был Леонардо да Винчи. Это великий творец, художник, создатель и основоположник развития науки во Флоренции. Более подробно с его работами можно ознакомиться с этим видео. Приятного просмотра!

Выводы

В эпоху Возрождения наступил невиданный ранее рассвет искусства, который возник в виде отблеска классической древности в стиле ампир. На основе культуры Ренессанса возникло множество стилистических ответвлений, благодаря которым появлялись новые произведения искусства в области живописи, архитектуры и скульптуры. Как пример, комната в скандинавском стиле, где за основу взяты светлые тона мрачной Скандинавии. Или же стиль прованс, получивший широкое применение в Америке.

Культура Ренессанса

В конце XIII – начале XIV вв. в Европе, а именно – Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название “культура Возрождения” (Ренессанс). Термин “Возрождение” указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.

Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрения носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое” (от лат. humanus – человеческий).

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве “идеального человека” признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы.

Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и, в конце концов, люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги.

Образованных и одаренных людей в этот период окружали атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375) – знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего, красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев.

Читайте также:
История театра: сочинение

Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XIV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение – время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы – “Тайная вечеря” – фреска в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: “Один из вас предаст меня”, а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название – “Джоконда”, по фамилии ее мужа.

Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель “Сикстинской мадонны”, величайшего произведения мировой живописи: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) – скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур “Утро”, “Вечер”, “День”, “Ночь”, выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью “превзойти природу”.

Замечательными художниками венецианского Возрождения были Джорджоне (1477-1510), создавший знаменитые полотна “Юдифь” и “Спящая Венера”, и Тициан (1477-1576), воспевавший красоту окружающего мира и человека. Он также создал галерею великолепных портретов могущественных и богатых современников.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине 16 в. папой Павлом IV был составлен “Индекс запрещенных книг”, впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В “Индекс” вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения “О бесконечности, Вселенной и мирах”.

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации – движением за реформу (от лат. reformatio – преобразование) католической церкви, за создание “дешевой церкви” без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой “Похвалы глупости”, для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо.

В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора “Утопии”, представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью – из него делают цепи для преступников. Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий “Гамлет”, “Король Лир”, “Отелло”, исторических пьес “Генрих 4”, “Ричард III”, сонетов. Шекспир был драматургом в лондонском театре “Глобус”, который пользовался большой популярностью у населения. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские романы. В этом жанре впервые выступили Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии “Селестина” (написана около 1492-1497гг.). Эту линию продолжил и развил испанский писатель Мигель де Сервантес (1547-1616), автор бессмертного “Дон-Кихота”, писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580-1645), создавший знаменитый роман “История жизни пройдохи”. Основоположник испанской национальной драмы – великий Лопе де Вега (1562 -1635), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких как “Собака на сене”, “Учитель танцев”. Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660),чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи не только в Испании, но и других странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”. В 40-е г. XVI в. во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием “Плеяды”. Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566). Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение – “Опыты” представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. “Опыты” Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

Читайте также:
На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия): сочинение

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако, идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не имели свою значимость и привлекательность и в XVII веке. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов – Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт Ван Рейн (1606 -1669), главный живописец голландской школы.

Нельзя не вспомнить и о классицизме, который сформировался как стиль мировоззрение под эгидой идей, свойственных эпохе Возрождения, но, сузив и несколько изменив основные критерии. Классицизм апеллировал не к античности в целом, а непосредственно к древнегреческой классике наиболее гармоничному, соразмеренному и спокойному периоду в истории древнегреческой культуры. Обретя строгие, незыблемые формы в эпоху правления “короля-солнца” Людовика XIV, классицизм призван был служить укреплению идеи незыблемости общественного устройства, долга человека перед государством.

Идея “долга”, служения”, которая красной нитью проходит через эстетику классицизма, совершенно чужда античности с ее культом естественного и непринужденного выявления нормальных человеческих стремлений и чувств. Классицизм развивал другую сторону гуманистических идеалов – стремление к разумному гармоническому строю жизни. Классицисты ищут гармонию личного и общественного. Но они ищут ее на путях подчинения индивида абстрактному государственному принципу. Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Николо Буало (1636-1711). Свою теорию он изложил в стихотворном трактате “Поэтическое искусство” (1674). В своих суждениях Буало опирается на картезианскую философию (Декарт), а также на уже сложившуюся художественную практику (Корнель, Расин, Мольер). Одним из основных принципов эстетики Буало является требование во всем следовать античности. В своем творчестве Корнель и Расин действительно очень часто обращаются к античным сюжетам, хотя трактовку дают им современную. Буало считал, что совершенным может быть только один тип эпоса, трагедии или комедии. Всякий другой тип объявлялся отклонением от совершенства. Угодный для него образец того или иного рода и жанра от считал соответствующим самому разуму. Опираясь на априорные законы разума, Буало формулирует ряд непререкаемых правил поэтического творчества. Таково правило трех единств – единства места, времени и действия, – которое он рассматривает как закон самого разума.

Но при всех недостатках и исторической ограниченности эстетика классицизма содержала рациональные моменты. Основной заслугой классицистов является культ разума.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

17. Особенности культуры Возрождения. Наука, литература и общественная мысль

17. Особенности культуры Возрождения. Наука, литература и общественная мысль

Возрождение (франц. «ренессанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением.

Эпоха Возрождения – это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха гуманизма и просвещения.

Меняются представления о самом человеке. Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Другой характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания.

Еще одна интересная черта – явление Северного Возрождения в странах Центральной и Северной Европы. В Нидерландах Средневековье еще довлело над образом жизни людей, поэтому городская культура Нидерландов дала иной вид Ренессанса. Характерной чертой Севера стало углубление культуры во внутренний мир человека.

В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:

1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);

2) медицине (Ф. Парацельс и др.);

3) математике (Дж. Кардано и др.);

7) ботанике и др.

Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в.

книгопечатания, появление газет дало возможность большему числу людей соприкоснуться с печатным словом.

Характер и содержание новой эпохи разносторонне выразила художественная литература. Первые ростки гуманистической идеологии нашли свое выражение в творчестве Данте.

Крупнейшие писатели итальянского Возрождения:

1) Данте Алигьери (1265–1321);

2) Джованни Боккаччо (1313–1375);

3) Франческе Петрарка (1304–1374).

Ярким писателем эпохи Возрождения был Николо Макиавелли (1469–1527 гг.) – политический деятель Позднего Возрождения. Крупнейшей фигурой европейского Возрождения был Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.) – писатель, филолог, философ, богослов, автор трудов по педагогике, переводчик с греческого и латыни. Наиболее ярко передовые идеи французского Возрождения были воплощены в творчестве Рабле, Ронсара и других писателей, придававших огромное значение литературе и искусству в утверждении гуманистических идеалов.

Творчеству выдающихся испанских гуманистов эпохи, таких как М. Сервантес (1547–1616), Лопе де Вега (1562–1635) и другие, были свойственны глубокое национально-историческое содержание, патриотизм, высокая оценка достоинства человека. В Англии также наблюдался величайший взлет литературного творчества. Достаточно назвать имя гениального драматурга и поэта В. Шекспира (1564–1616).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

10.3. Наука как интегрирующий элемент культуры. Особенности науки в России

10.3. Наука как интегрирующий элемент культуры. Особенности науки в России Многие элементы культуры: язык, традиции, обычаи, обряды – служат факторами, различающими, разобщающими людей, тогда как знание по своей природе – объективно, вненационально и, следовательно,

3. Особенности китайской культуры Образование и наука. Религия. Литература. Китайская беллетристика 1920–1930 гг

3. Особенности китайской культуры Образование и наука. Религия. Литература. Китайская беллетристика 1920–1930 гг Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тысячелетия до н. э. Китайская культура

5 Особенности индийской культуры. Литература. Наука. Религия. Музыка. Танец. Театр. Кино

5 Особенности индийской культуры. Литература. Наука. Религия. Музыка. Танец. Театр. Кино Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества.Индийская литература насчитывает примерно 40 веков существования. Она настолько

6. Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта. Религия. Образование и наука. Литература

6. Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта. Религия. Образование и наука. Литература Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Историю культуры Древнего Египта принято делить на следующие периоды:1. Додинастический период

Читайте также:
Цветы незнакомого искусства... (Из китайской и японской поэзии): сочинение

9. Просвещение, наука и литература античной культуры

9. Просвещение, наука и литература античной культуры Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев, умеющих держать в повиновении рабов и защищать свое государство от внешних врагов. В зависимости от условий развития

11. Особенности японской культуры. Литература. Религия

11. Особенности японской культуры. Литература. Религия Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его

15. Общая характеристика культуры Средневековья. Образование и наука. Мировосприятие. Литература. Театр

15. Общая характеристика культуры Средневековья. Образование и наука. Мировосприятие. Литература. Театр В IV столетии началось Великое переселение народов – вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи. Западная Римская империя пала; другой ее

19. Особенности культуры Нового времени. Наука и техника. Духовная жизнь человека

19. Особенности культуры Нового времени. Наука и техника. Духовная жизнь человека С начала XIX в. происходит резкое изменение среды обитания человека – городской образ жизни начинает превалировать над сельским. В XIX в. начинается бурный процесс. Изменяется мышление

20. Литература, Общественная мысль, музыка, мода, живопись, архитектура и скульптура эпохи нового времени

20. Литература, Общественная мысль, музыка, мода, живопись, архитектура и скульптура эпохи нового времени Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на

29. Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль

29. Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль Процесс складывания единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые

38. Литература и общественная мысль, театр и живопись эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления

38. Литература и общественная мысль, театр и живопись эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в.

44. Литература и общественная мысль, музеи, театр, музыка Золотого века русской культуры (вторая половина)

44. Литература и общественная мысль, музеи, театр, музыка Золотого века русской культуры (вторая половина) Художественная литература второй половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в

46. Общая характеристика культуры серебряного века. Образование и наука. Литература. Театр. Кинематограф

46. Общая характеристика культуры серебряного века. Образование и наука. Литература. Театр. Кинематограф Русская культура конца XIX – начала XX в. получила название серебряного века (термин Н. А. Бердяева). В этот период произошла встреча двух разных культурных потоков: с

48. Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука. Спорт. Литература. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр

48. Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука. Спорт. Литература. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр Культурная жизнь Советского Союза в 1920-30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взрослого населения, приобщение к достижениям культуры,

52. Особенности Советской культуры 1950-1980-х гг. Образование и наука

52. Особенности Советской культуры 1950-1980-х гг. Образование и наука Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу

53. Уровень жизни. Литература, общественная мысль Советской эпохи 1950-1980-х гг

53. Уровень жизни. Литература, общественная мысль Советской эпохи 1950-1980-х гг Кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 1940-х – начале 50-х гг., отрицательно сказалась на развитии литературы и искусства. Гонениям подверглись известные советские

На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия)

Чужая мысль вошла в мою плоть и кровь.

Я пересоздал ее и только тогда выпустил в свет…

Ганс Христиан Андерсен

Недавно я побывала на персональной выставке московского художника Геннадия Павлова. Я люблю иконопись, а в работах Павлова я почувствовала элементы иконописи. Яркие, глубокие цвета, четко означенные предметы, смещенная перспектива. Точнее сказать — обратная перспектива: чем дальше предмет, тем он крупнее. И наконец, все это высвечено таким волшебным светом, что видишь сказочную прозрачность воздуха. Это изумительно, потому что воздух невидим, его можно только ощутить, как ветер. И еще я заметила некоторый светский изыск в его работах, который настраивает на глубокие раздумья, потому что от таких картин веет красивым, благородным и невозвратным прошлым.

Я не считаю себя знатоком живописи, но мой скромный опыт, надеюсь, позволит мне немного порассуждать и даже пофилософствовать на тему: художник — картина — жизнь.

Скажу сразу, что очередность этих слов-понятий в строке ничего не значит. У каждого художника на первом плане всегда что-то свое: у одного — жизнь, у другого — он сам, у третьего… Пожалуй, Павлов — третий вариант: у него на первом плане все же картина.

Несмотря на простоту сюжетов, картины Павлова точны по замыслу, затрагивают нежные струны души и, как я уже отмечала, обращены в прошлое. Печальны, но светлы чувства, пробуждаемые этими картинами.

Вот древние храмы Пскова, Новгорода, которые на холстах Павлова светятся как бы изнутри, а точнее — «источают» свет. Мне кажется, так вспыхивает свеча перед тем, как погаснуть. Я знаю, что это достигается довольно простым приемом, который называется «контржур» (против света). Но Павлов это использует удивительно: словно солнце встает из-за дома. Церковь взметнулась вверх, словно крутогрудый лебедь расправляет перед взлетом свои крылья. Здесь интересен момент передачи художником чувств тех зодчих, которые построили изображаемую им красоту. Точно по Андерсену: «пересоздал»!

Пересоздавая, художник внес в эти, как бы уходящие в прошлое, архитектурные памятники мысль о возможности их возрождения в будущем. Художник предупреждает соотечественников: прежде чем ударить молотом по этим стенам, подумайте, кто создаст вам еще такую красоту и величие.

Я обратила внимание, что на картинах Павлова храмы безлюдны: мир как бы застыл внутри них. Фон совершенно условный, как на древних иконах. Пейзажи более производят впечатление своеобразных портретов. Храмы будто имеют свой лик — одушевленный и мудрый. Я долго и неспешно разглядывала картины, словно обходила здание кругом. Было ощущение, что я где-то уже видела такое чудо — может, в снах, где все происходит словно в сумерках.

Читайте также:
Моя любимая картина -- сикстинская Мадонна Рафаэля (эссе): сочинение

Итак, сумерки, преддверие ночи и — ночь. Освещенные закатным или восходящим солнцем встают на картинах Павлова дома и храмы, неспешно идут люди по улицам горячо любимой художником древней Москвы. Один из его героев, городской чудак, бродит по улицам с единственной целью — созерцать знакомые с детства виды.

Картины Павлова мне напомнили строчку из Лермонтова: «Спит земля в сиянье голубом». Лермонтовский дух открыл мне еще одну грань творчества Павлова: мир торжествен и спокоен, и лишь человек терзается страстями. Но это я почувствовала только благодаря сумеречному свету. В действиях людей, изображенных на картинах Павлова, нет ничего особенного. Терзания эти — скорее, терзания их духа. Внешне они заняты обычными делами: катаются на лодках, ловят рыбу, смотрят на звезды в полночь с котом. Но… Это же кот баюн на цепочке! И деревья какие-то не настоящие: в их кронах отражаются звезды. А как это случилось, что рыбаки ловят рыбу с парусных лодок в центре Москвы? Да еще и паруса полосатые… Нет, это скорее дух Андерсена, а не Лермонтова, а впрочем — это живет и дышит сказочный мир художника Геннадия Павлова.

В выставочном зале было много народу, но я заметила это, когда собралась уходить. Творчество художника, стало быть, располагает к интимному восприятию. Это тоже, мне кажется, достоинство.

Выставка состоялась на чудесной холмистой окраине, в Раменках. У Павлова обычная для нашей действительности судьба. Широкой известности нет, но художник продолжает идти по избранному пути — упорно и твердо. Как у многих московских художников, его картины тоже, наверное, идут в коллекции за границу, а у него остаются только слайды. Так, от выставки к выставке — вперед, может быть, к мировой славе. Я искренне желаю ему большого творческого пути.

Пронзительная тонкость японской живописи Японская живопись так же необычна, как и японская поэзия. Подобно сочинителям танки или хокку, мастера кисти Страны восходящего солнцаотличались умением передать тонкое наслаждение неприметным мгновением повседневности, показать с неожиданной стороны привычный взгляду мир, обозначить глубинную связь человека с природой. Скажем. Читать далее.

Русская не подцензурная проза (творчество Г. Н. Владимова) (рецензия) И я упаду, Пораженный своею победой… А. Галич Самая жестокая, так называемая «третья волна» эмиграции пришлась на время после крушения политических надежд «оттепели» шестидесятых годов. Тогда оказались за границей А. Солженицын, А. Галич, В. Аксенов, В. Некрасов, В. Войнович и. Читать далее.

Павлова Каролина Карловна Родилась 10 (22) июля 1807 года в Ярославле. Детство, юность и зрелую пору жизни провела в Москве. Отец ее, обрусевший немец, профессор Карл Иванович Яниш, был широко образованным человеком. Медик по специальности, он преподавал физику и химию, занимался астрономией и. Читать далее.

Портрет Пушкина в русской живописи В 1832 году великий русский писатель Н. Гоголь сказал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская. Читать далее.

Биография Ивана Павлова Павлов Иван Петрович — известный российский ученый-физиолог, лауреат Нобелевской премии. Является автором учения о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, основателем самой крупной физиологической школы в России. Его труды внесли неоценимый вклад в развитие медицины, психологии и физиологии. Родился Иван. Читать далее.

Теорія Павлова про типи вищої нервової діяльності В цій статті розглянемо Типи вищої нервової діяльності (ВНД) людини за Павловим. Теорія І. П. Павлова про типи вищої нервової діяльності І. П. Павлов пов’язав Чотири типи темпераменту, визначених античною класифікацією, з властивостями нервової системи, виділивши серед них Силу, зрівноваженість. Читать далее.

Дети художника — его ученики (опыт статьи) Имя народного художника, основателя Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве Ильи Сергеевича Глазунова известно всему миру. Воспитанники его школы достойно продолжают традиции русского реализма. Среди учеников художника и его родные дети — Иван и Вера. Бытует мнение, что. Читать далее.

Сочинение ЕГЭ по тексту Олега Павлова Родина. Патриотизм. Историческая память. Какое место занимают эти понятия в жизни каждого из нас? И насколько важна их роль? Именно над этими вопросами задумывается Олег Павлов в своей статье. В тексте поднимается проблема сохранения исторической памяти. Она относится к нравственной. Читать далее.

МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА (по рассказу «Бирюк») МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА (по рассказу «Бирюк») 1 вариант Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей», — писал он. Пейзажная живопись Тургенева восхищает читателя. Читать далее.

Трагедия художника в окружающем мире (По роману Джека Лондона «Мартин Иден») Популярность нередко оборачивается для писателя не только приобретениями, она ведет и к известным потерям. Возникает опасность облегченного и выборочного восприятия его опыта. Складывается определенный образ, обобщивший первое впечатление, произведенное книгами, но не помогающий, а скорее мешающий понять его творчество во. Читать далее.

Образы романа «Идиот» Ф. М. Достоевского в интерпретации художника И. С. Глазунова Глубоко национальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский обладал особой способностью видеть душу человека, постигать его психику, улавливать тончайшие оттенки внутренней жизни человека. Как художник-психолог Достоевский представлял собой редчайшее, исключительное явление. Ему была присуща поразительная чуткость к самым сокровенным и потаенным. Читать далее.

НА ВЫСТАВКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ Я человек увлекающийся, мне всегда интересно узнавать что-то новое и интересное. У меня дома много книг — художественная литература, справочники, словари и энциклопедии, которые мне помогают, когда я чего-то не знаю, пишу реферат в школе или делаю домашние задания. Телевизионные. Читать далее.

Пейзаж в палитре и слове (пейзажи французского художника Камиля Коро, стихи Сергея Есенина) Как прекрасна Земля. И на ней человек. С. Есенин В нашей стране хорошо известен знаменитый французский художник Камиль Коро. Он принадлежит к числу самых популярных мастеров пейзажной живописи XIX века. Мне кажется, что пейзажи Коро кроме тонкого чувства природы пронизаны. Читать далее.

Читайте также:
Цветы незнакомого искусства... (Из китайской и японской поэзии): сочинение

«Портрет Доріана Грея» образ художника Безіла «Портрет Доріана Грея» характеристика художника Безіла Художник Безіл Голуорд — втілення ідеї служіння мистецтву. Він творить красу, для нього немає нічого вищого за малярство. У Безіла гаряче, чуйне, добре серце, яке він вкладає в кожний свій твір. Портрет Доріана Грея. Читать далее.

Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита» 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии Пилате. 3. Мастер сломан жизнью. III. Гражданская позиция Булгакова. Судьба. Читать далее.

Проблема творчества и судьбы художника «Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена». И. Бунин Если бы Архимед не открыл закон Архимеда, его бы открыл бы кто-нибудь другой. Вон Леонардо изобрел не то вертолет. Читать далее.

Он весь — дитя добра и света…» (Образ художника в лирике А. А. Блока) Как-то в разговоре с Блоком Ахматова передала ему замечание молодого поэта Бенедикта Лившица, «что он, Блок, одним своим существованием мешает писать стихи». Блок не засмеялся, а ответил вполне серьезно: «Я понимаю это. Мне мешает писать Пев Толстой». В другой раз. Читать далее.

Мастерство Есенина — художника в изображении вечерней природы (по стихотворению «О красном вечере задумалась дорога…») Одной из характерных черт в творчестве С. А. Есенина является соединение жизни природы и жизни человека, перенесение свойств и характера человека на явления природы, одухотворение различных понятий и предметов быта. Также произведениям поэта. Читать далее.

Н. В. Гоголь о назначении художника в «Мертвых душах» Повесть «Мертвые души» можно по праву назвать лучшим произведением Николая Васильевича Гоголя. По словам В. Г. Белинского, вся творческая жизнь писателя до работы над ней была лишь предисловием и подготовкой к этому поистине гениальному творению. «Мертвые души» являются одним из. Читать далее.

Драматические события русской истории в творчестве художника В. И. Сурикова Государственная Третьяковская галерея — крупнейший всемирно известнейший музей русского искусства. Это гордость Москвы. Это символ культурной жизни России. Эта галерея была основана во второй половине XIX века богатым московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым. Он был прогрессивно мыслящим человеком и поставил. Читать далее.

ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы. Читать далее.

«Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова Мастер и Маргарита В романе Булгакова встречается множество перекрестных тем. Одна из них — это тема дьявола, с этого собственно и начинается роман. Еще с эпиграфа: так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно. Читать далее.

Судьба художника и тема искусства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них — это тема дьявола, с этого, собственно, и начинается произведение. Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех измерений: прошлого, настоящего и потустороннего. Эта сюжетная. Читать далее.

«Трагическая судьба художника в тоталитарном государстве» Лишив меня морей, разбега и разлета И дав стопе удар насильственной земли, Чего добились вы? Блестящего расчета: Губ шевелящихся отнять вы не могли. О. Мандельштам. «Самая полная диктатура называется тоталитаризмом: ее цель — подчинить человека тотально, поставить под контроль власти. Читать далее.

Творчество Символисты В. Я. Брюсов Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти летаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Читать далее.

Судьба художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — один из последних романов М. А Булгакова. Он явился итогом жизни самого автора, чья судьба была похожа на судьбу его героя. В своем произведении Булгаков органично совместил трагико-патетическую историю об Иешуа и сатирическое повествование жизни. Читать далее.

Портрет художника в юности ИРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Джеймс Джойс (James Joyce) Портрет художника в юности (A portrait of the artist as a young man) Роман (1916) Стивен Дедал вспоминает, как в детстве отец рассказывал ему сказку про мальчика Бу-бу и корову Му-му, как мама играла. Читать далее.

Рецензия на рассказ Чехова «Дом с мезонином» Рассказ А. П. Чехова «Дом с мезонином» вышел в свет в 1896 году. Что же заставляет читателей вот уже целое столетие обращаться к творчеству Чехова? Прежде всего, это глубоко исследуемая в его произведениях проблема любви. Повествование ведется от лица художника. Читать далее.

Краткое содержание Портрет художника в юности Джеймс Джойс Портрет художника в юности Стивен Дедал вспоминает, как в детстве отец рассказывал ему сказку про мальчика Бу-бу и корову Му-му, как мама играла ему на рояле матросский танец, а он плясал. В школе в приготовительном классе Стивен —. Читать далее.

Реалистическое творчество А. Ф. Писемского Перечисляя имена писателей-классиков девятнадцатого века, нельзя не сказать об Алексее Феофилактовиче Писемском. Начиная с 1850 года критики стали упоминать его имя рядом с именами Тургенева, Гончарова, Григоровича. Известность писателя началась с повести «Тюфяк». В этой повести значительно углубился реализм писателя. Читать далее.

Мандельштам не раз говорил, что смерть художника — это его «последний творческий акт». Применима ли данная формулировка к самому поэту? Мандельштам не раз говорил, что смерть художника — это его «последний творческий акт». Применима ли данная формулировка к самому поэту? Вспомните основные вехи творческого пути О. Э. Мандельштама (от акмеистического сборника «Камень» до «Воронежских тетрадей», созданных в ссылке). Отметьте такую. Читать далее.

Читайте также:
На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия): сочинение

Жизнь и творчество Михаила Кузмина Михаил Алексеевич Кузмин — поэт, прозаик, критик, а также музыкант и композитор — имя, громко звучавшее в русской культуре начала века. Он был забыт надолго еще при жизни. Забыт как литератор, несозвучный современности. Он умер в нищете и забвении в. Читать далее.

Творчество Гофмана Как известно немецкий романтизм сложился на протяжении трех этапов. Именно с последним, который пришелся на период Реставрации, и пришлась Творческая работа Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. Родился писатель 1776 года в Кенигсберге в семье чиновника. Всего через несколько лет после его. Читать далее.

Жизнь и творчество Генриха Белля Генрих Белль родился в Кельне, вырос в доме родителей — католиков-антифашистов. Отец его — скульптор. Белль работал столяром, потом служил в книжном магазине. С 1939 до 1945 г. был солдатом. В конце 40-х гг. выступил как автор сатирических и лирических. Читать далее.

Творчество Державина Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Читать далее.

«Творчество» Э. Золя в кратком содержании Клод Лантье, художник, повесился в своей мастерской перед неоконченной картиной в ноябре 1870 г. Его жена Кристина, позировавшая для этой картины и мучительно ревновавшая к ней, потеряла рассудок от горя. Клод жил в полной нищете. От него не осталось ничего. Читать далее.

Краткое содержание Творчество Эмиль Золя Творчество Клод Лантье, художник, повесился в своей мастерской перед неоконченной картиной в ноябре 1870 г. Его жена Кристина, позировавшая для этой картины и мучительно ревновавшая к ней, потеряла рассудок от горя. Клод жил в полной нищете. От него. Читать далее.

«Портрет художника в юности» Джойса в кратком содержании Стивен Дедал вспоминает, как в детстве отец рассказывал ему сказку про мальчика Бу-бу и корову Му-му, как мама играла ему на рояле матросский танец, а он плясал. В школе в приготовительном классе Стивен — один из лучших учеников. Детей удивляет. Читать далее.

Рецензия на повесть К. Д. Воробьева «Это мы, Господи!» Война… Это страшно… Мы знаем и слышали о ней много, но нам, детям послевоенных лет, не осознать до конца, что такое война. Однако ясно одно: война — ад, «мясорубка», перемалывающая человеческие жизни, коверкающая людские судьбы. Не дай нам, Господи, когда-либо. Читать далее.

Сюжет — Родина (Творчество К. Г. Паустовского) Почти все рассказы К. Паустовского посвящены родине — ее всероссийским полям, ее лесам, рекам и озерам. Он был внимательнейшим и благодарным слушателем неиссякаемой музыки природы. Потому-то все рассказы его так разнообразны, несмотря на то что в них чаще всего нет. Читать далее.

Сочинение: Сочинения на свободную тему – На выставке живописи творчество художника геннадия павлова рецензия

Чужая мысль вошла в мою плоть и кровь.
Я пересоздал ее и только тогда выпустил в свет.
Ганс Христиан Андерсен

Недавно я побывала на персональной выставке московского художника Геннадия Павлова. Я люблю иконопись, а в работах Павлова я почувствовала элементы иконописи. Яркие, глубокие цвета, четко означенные предметы, смещенная перспектива. Точнее сказать – обратная перспектива: чем дальше предмет, тем он крупнее. И наконец, все это высвечено таким волшебным светом, что видишь сказочную прозрачность воздуха. Это изумительно, потому что воздух невидим, его можно только ощутить, как ветер. И еще я заметила некоторый светский изыск в его работах, который настраивает на глубокие раздумья, потому что от таких картин веет красивым, благородным и невозвратным прошлым.
Я не считаю себя знатоком живописи, но мой скромный опыт, надеюсь, позволит мне немного порассуждать и даже пофилософствовать на тему: художник – картина – жизнь.
Скажу сразу, что очередность этих слов-понятий в строке ничего не значит. У каждого художника на первом плане всегда что-то свое: у одного – жизнь, у другого – он сам, у третьего. Пожалуй, Павлов – третий вариант: у него на первом плане все же картина.
Несмотря на простоту сюжетов, картины Павлова точны по замыслу, затрагивают нежные струны души и, как я уже отмечала, обращены в прошлое. Печальны, но светлы чувства, пробуждаемые этими картинами.
Вот древние храмы Пскова, Новгорода, которые на холстах Павлова светятся как бы изнутри, а точнее – “источают” свет. Мне кажется, так вспыхивает свеча перед тем, как погаснуть. Я знаю, что это достигается довольно простым приемом, который называется “контржур” (против света). Но Павлов это использует удивительно: словно солнце встает из-за дома. Церковь взметнулась вверх, словно крутогрудый лебедь расправляет перед взлетом свои крылья. Здесь интересен момент передачи художником чувств тех зодчих, которые построили изображаемую им красоту. Точно по Андерсену: “пересоздал”!
Пересоздавая, художник внес в эти, как бы уходящие в прошлое, архитектурные памятники мысль о возможности их возрождения в будущем. Художник предупреждает соотечественников: прежде чем ударить молотом по этим стенам, подумайте, кто создаст вам еще такую красоту и величие.
Я обратила внимание, что на картинах Павлова храмы безлюдны: мир как бы застыл внутри них. Фон совершенно условный, как на древних иконах. Пейзажи более производят впечатление своеобразных портретов. Храмы будто имеют свой лик – одушевленный и мудрый. Я долго и неспешно разглядывала картины, словно обходила здание кругом. Было ощущение, что я где-то уже видела такое чудо – может, в снах, где все происходит словно в сумерках.
Итак, сумерки, преддверие ночи и – ночь. Освещенные закатным или восходящим солнцем встают на картинах Павлова дома и храмы, неспешно идут люди по улицам горячо любимой художником древней Москвы. Один из его героев, городской чудак, бродит по улицам с единственной целью – созерцать знакомые с детства виды.
Картины Павлова мне напомнили строчку из Лермонтова: “Спит земля в сиянье голубом”. Лермонтовский дух открыл мне еще одну грань творчества Павлова: мир торжествен и спокоен, и лишь человек терзается страстями. Но это я почувствовала только благодаря сумеречному свету. В действиях людей, изображенных на картинах Павлова, нет ничего особенного. Терзания эти – скорее, терзания их духа. Внешне они заняты обычными делами: катаются на лодках, ловят рыбу, смотрят на звезды в полночь с котом. Но. Это же кот баюн на цепочке! И деревья какие-то не настоящие: в их кронах отражаются звезды. А как это случилось, что рыбаки ловят рыбу с парусных лодок в центре Москвы? Да еще и паруса полосатые. Нет, это скорее дух Андерсена, а не Лермонтова, а впрочем – это живет и дышит сказочный мир художника Геннадия Павлова.
В выставочном зале было много народу, но я заметила это, когда собралась уходить. Творчество художника, стало быть, располагает к интимному восприятию. Это тоже, мне кажется, достоинство.
Выставка состоялась на чудесной холмистой окраине, в Раменках. У Павлова обычная для нашей действительности судьба. Широкой известности нет, но художник продолжает идти по избранному пути – упорно и твердо. Как у многих московских художников, его картины тоже, наверное, идут в коллекции за границу, а у него остаются только слайды. Так, от выставки к выставке – вперед, может быть, к мировой славе. Я искренне желаю ему большого творческого пути.

Читайте также:
Моя любимая картина -- сикстинская Мадонна Рафаэля (эссе): сочинение

На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия)

Чужая мысль вошла в мою плоть и кровь.
Я пересоздал ее и только тогда выпустил в свет.
Ганс Христиан Андерсен
Недавно я побывала на персональной выставке московского художника Геннадия Павлова. Я люблю иконопись, а в работах Павлова я почувствовала элементы иконописи. Яркие, глубокие цвета, четко означенные предметы, смещенная перспектива. Точнее сказать – обратная перспектива: чем дальше предмет, тем он крупнее. И наконец, все это высвечено таким волшебным светом, что видишь сказочную прозрачность воздуха. Это изумительно, потому что воздух невидим, его можно только ощутить, как ветер. И еще я заметила некоторый светский изыск в его работах, который настраивает на глубокие раздумья, потому что от таких картин веет красивым, благородным и невозвратным прошлым.
Я не считаю себя знатоком живописи, но мой скромный опыт, надеюсь, позволит мне немного порассуждать и даже пофилософствовать на тему: художник – картина – жизнь.
Скажу сразу, что очередность этих слов-понятий в строке ничего не значит. У каждого художника на первом плане всегда что-то свое: у одного – жизнь, у другого – он сам, у третьего. Пожалуй, Павлов – третий вариант: у него на первом плане все же картина.
Несмотря на простоту сюжетов, картины Павлова точны по замыслу, затрагивают нежные струны души и, как я уже отмечала, обращены в прошлое. Печальны, но светлы чувства, пробуждаемые этими картинами.
Вот древние храмы Пскова, Новгорода, которые на холстах Павлова светятся как бы изнутри, а точнее – “источают” свет. Мне кажется, так вспыхивает свеча перед тем, как погаснуть. Я знаю, что это достигается довольно простым приемом, который называется “контржур” (против света). Но Павлов это использует удивительно: словно солнце встает из-за дома. Церковь взметнулась вверх, словно крутогрудый лебедь расправляет перед взлетом свои крылья. Здесь интересен момент передачи художником чувств тех зодчих, которые построили изображаемую им красоту. Точно по Андерсену: “пересоздал”!
Пересоздавая, художник внес в эти, как бы уходящие в прошлое, архитектурные памятники мысль о возможности их возрождения в будущем. Художник предупреждает соотечественников: прежде чем ударить молотом по этим стенам, подумайте, кто создаст вам еще такую красоту и величие.
Я обратила внимание, что на картинах Павлова храмы безлюдны: мир как бы застыл внутри них. Фон совершенно условный, как на древних иконах. Пейзажи более производят впечатление своеобразных портретов. Храмы будто имеют свой лик – одушевленный и мудрый. Я долго и неспешно разглядывала картины, словно обходила здание кругом. Было ощущение, что я где-то уже видела такое чудо – может, в снах, где все происходит словно в сумерках.
Итак, сумерки, преддверие ночи и – ночь. Освещенные закатным или восходящим солнцем встают на картинах Павлова дома и храмы, неспешно идут люди по улицам горячо любимой художником древней Москвы. Один из его героев, городской чудак, бродит по улицам с единственной целью – созерцать знакомые с детства виды.
Картины Павлова мне напомнили строчку из Лермонтова: “Спит земля в сиянье голубом”. Лермонтовский дух открыл мне еще одну грань творчества Павлова: мир торжествен и спокоен, и лишь человек терзается страстями. Но это я почувствовала только благодаря сумеречному свету. В действиях людей, изображенных на картинах Павлова, нет ничего особенного. Терзания эти – скорее, терзания их духа. Внешне они заняты обычными делами: катаются на лодках, ловят рыбу, смотрят на звезды в полночь с котом. Но. Это же кот-баюн на цепочке! И деревья какие-то не настоящие: в их кронах отражаются звезды. А как это случилось, что рыбаки ловят рыбу с парусных лодок в центре Москвы? Да еще и паруса полосатые. Нет, это скорее дух Андерсена, а не Лермонтова, а впрочем – это живет и дышит сказочный мир художника Геннадия Павлова.
В выставочном зале было много народу, но я заметила это, когда собралась уходить. Творчество художника, стало быть, располагает к интимному восприятию. Это тоже, мне кажется, достоинство.
Выставка состоялась на чудесной холмистой окраине, в Раменках. У Павлова обычная для нашей действительности судьба. Широкой известности нет, но художник продолжает идти по избранному пути – упорно и твердо. Как у многих московских художников, его картины тоже, наверное, идут в коллекции за границу, а у него остаются только слайды. Так, от выставки к выставке – вперед, может быть, к мировой славе. Я искренне желаю ему большого творческого пути.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: