Цветы незнакомого искусства… (Из китайской и японской поэзии): сочинение

Интегрированный урок литературы (литература, живопись, музыка) по теме “Знакомство с некоторыми жанрами китайской и японской поэзии”

Презентация к уроку

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование:

  • Проектор
  • Экран
  • Ноутбук
  • Раздаточный материал: словарь понятий и тексты хокку (см. Приложение)
  • Чистые листы бумаги
  • Репродукции картин русских, китайских, японских художников, фотографии
  • Музыкальные фрагменты китайской традиционной музыки, запись песни А.Вертинского на слова Н.Гумилёва «Китай»
  • Жетоны

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Цель урока: Познакомить учащихся с литературными жанрами китайской поэзии: цзацзуань, синквейн, сформировать понятие о японских трёхстишиях – хокку.

Задачи урока:

  • образовательная: Расширить кругозор учащихся.
  • развивающие:
    1. Развивать умение вдумчиво читать художественный текст.
    2. Способствовать эмоциональному восприятию художественных текстов, произведений живописи, музыкальных произведений.
    3. Создать условия для развития творческого мышления учащихся.
  • воспитательные:
    1. Учить видеть прекрасное в произведениях искусства.
    2. Оказать эмоциональное, эстетическое воздействие посредством слова, живописи и музыки.

Ход урока (первый час)

I этап. Вступление.

Объявление темы (слайды 1,2,3,4 – настрой на тему – звучит песня А.Вертинского на стихи Н.Гумилёва «Китай» на фоне репродукций китайских и японских художников). Обоснование, пояснение темы.

Культура стран Дальнего Востока очень своеобразна, совсем не похожа на европейскую культуру, в этом вся трудность, но в этом и интерес.

На первом уроке мы познакомимся с двумя жанрами китайской поэзии, на втором – с жанром японской поэзии. Культура Китая более древняя, многое в культуре Японии заимствовано из Китая.

II этап. Знакомство с литературной формой цзацзуань.

Определение понятия. Цзацуань – своеобразная литературная форма. Это изречения китайских писателей (начиная с 9 века), подаваемые в виде перечня ситуаций, объединённых одним названием. Например, «жалко» – и далее перечисляется, что именно жалко.

Учителем читается пример цзацзуаней китайского поэта Ван Цзюнь-Юя [4] ( слайд 5):

Если скряга богат
Если красивая девушка выходит за урода
Если хорошую картину изгрызли крысы
Когда осёл объедает цветы

Жить в комнате, за которую задолжал
Когда поссорился с женой
Когда нужно переправиться и нет лодки
Когда тебя не любит начальство

Учителем читается пример стихотворения японского поэта Татибана Акэми «Как хорошо» [2] :

Как хорошо,
Когда, при своей нищете,
Чашки расставив,
Можешь спокойно сказать:
«Ешьте и пейте, друзья!»

Как хорошо,
Когда, на столе развернув
Редкостный свиток,
Чтенью предашься душой
И созерцанью картин…

Как хорошо,
Когда беспокойные гости
Рано ушли
И никто тебе не мешает
С головой погрузиться в книгу…

Задание: учащиеся делятся на группы (по 3 человека в группе), каждая группа должна составить цзацзуани к названиям на выбор (слайд 6):

Невыносимо: Не удержишь:
Как хорошо: Очень важны:
Неумно: Стыдно бывает:
Не научишься: Не скроешь:

Обсуждение составленных цзацзуаней, лучшая работа записывается на доску.

III этап. Знакомство с жанром синквейн.

Определение понятия (слайд 7). Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 4-я – смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.

Демонстрируются примеры ученических синквейнов (слайды 8,9,10,11).

Задание: в группах составить синквейны, темы выбрать самим.

Обсуждение составленных синквейнов, лучший записывается на доску.

IV этап. Подведение итогов 1-го часа занятия.

Вопрос: чем отличаются цзацзуань и синквейн от привычных нам стихотворений? (отсутствие рифмы, размера, есть ритм). Главная особенность – краткость, лаконизм, поэтому каждое слово становится особенно значимым.

Ход урока (2-й час).

I этап. Вступление.

На первом уроке мы остановились на слове «краткость». Именно японской культуре, как никакой другой, присуще стремление к малым формам. Стоит вспомнить складные непрочные японские дома, знаменитые «сады камней», знаменитое искусство составления букетов (где традиционно всего три компонента), в конце концов, ещё одно изобретение японцев – складной веер (можно продемонстрировать его учащимся).

Выбранная японцами стихотворная форма с наибольшей выразительностью характеризует их тягу к малому.

II этап. Знакомство с жанром хокку.

Определение понятия (слайд 12). Хокку (хайку) – миниатюрное нерифмованное трёхстишие, состоящее из 17 слогов (1-йстих – 5 слогов, 2-й – 7 слогов, 3-й – 5 слогов).

Хокку часто выглядят по-детски наивными, но на самом деле за ними – упорный труд стихотворца и богатейшая поэтическая и философская традиция стран Дальнего Востока.

Основная тема хокку – нерасторжимое единство природы и человека. Трёхстишия всегда имеют второе дно, картины природы служат символами для иносказательного описания печалей и радостей человека. Ёмкость и лаконизм в японской поэзии доведены до предела. На стихотворном пространстве в три строки автору удаётся выразить и мгновенное состояние природы, и тонкое движение души.

Главная особенность хокку – это стихотворение всегда оставляет чувство недосказанности и требует от читателя ответной игры воображения, участия в творческом труде писателя.

Часто в японских трёхстишиях поэтический образ создаётся за счёт выделения какой-либо яркой детали или оригинального сравнения.

Пример хрестоматийного хокку М.Басё, ставшего в Японии пословицей (слайд 13). Толкование хокку.

Задание: подобрать к демонстрируемым хокку названия-темы (слайды 14, 15, 16). Темы записаны на доске: «любовь ко всему живому», «равенство», «одиночество», «приход весны».

III этап – основной. Толкование хокку.

Демонстрируются слайды с текстами хокку, к каждому тексту подобрана иллюстрация. Учащиеся предлагают свои варианты толкований, затем на каждом слайде включается видеофрагмент, на котором записано толкование сверстников (учащихся другого класса). Многообразие толкований доказывает мысль о том, что действительно хокку «будит воображение», заставляет творчески мыслить каждого внимательного читателя. (слайды 17,18,19,20,21,22, 23).

Вопрос к учащимся: как вы думаете, каким будет домашнее задание? – Составить собственные хокку, по возможности подобрать или нарисовать к ним иллюстрации.

Читайте также:
На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия): сочинение

Демонстрируются ученические хокку (слайды 24, 25, 26), даётся им толкование.

IV этап. Объявление домашнего задания.

Учащимся сообщается, что творческие работы можно будет напечатать в школьной газете, можно создать электронный сборник собственных работ. (Примеры творческих работ учащихся см. в Приложении).

V этап. Подведение итогов. Выставление оценок.

  1. С какими поэтическими жанрами вы познакомились?
  2. В чём главная особенность этих жанров? (призваны «в немногих словах сказать о многом»).

На протяжении двух уроков за правильные ответы, за творческие работы учитель раздаёт жетоны лично каждому учащемуся, они же засчитываются в зачёт группы. Жетоны подсчитываются, определяется группа-победитель, оцениваются личные результаты, выставляются оценки. В качестве жетонов можно использовать гравий для аквариумов – разноцветные камешки (этот недорогой материал легко найти в продаже), а в конце урока разрешить ребятам оставить заработанные камешки «на память». (Можно быть уверенным, что урок о восточной поэзии «Камешки на ладони» останется в памяти детей надолго).

VI этап. Завершающий.

Звучит традиционная китайская музыка на фоне слайд-шоу из репродукций китайских и японских художников (слайд 27).

Учитель прощается с классом, благодарит за работу.

Растения в японской поэзии

Растения в японской поэзии

Астра
Из Хиакунин иссю
29.
пер. «Пр. Б.» — Николай Николаевич Бахтин (Нович)

‎О, если б мог я
срывать, что пожелаю!
‎Тогда нарвал бы
я белой астры, — с нею
и первый белый иней.

Глициния в Кокинвакасю

Перевод А.А. Долина.

119 Увидев, как женщины, возвращавшиеся из Сига с богомолья, по дороге зашли в храм Кадзан полюбоваться цветущей глицинией, посвятил им песню

Вы, глициний цветы,

обвейте лозой, привлеките

тех, кто улицезрел

только что божественный облик,

ветви им пожертвуйте щедро.

120 Cлагаю песню, заметив человека, что остановился полюбоваться глицинией возле моего дома

Перед домом моим

вздымаются гроздья глициний,

словно волны в прилив, —

и теперь, волною подхвачен,

он уйдет, чтобы вновь вернуться…

Положил на ладонь —
Пламенеет густо-
багровый
Спелый плод хурмы…
Танэда Сантока
пер. А.А. Долина
***
Гортензия

Кацусика Хокусай. Гортензия и ласточка

Гортензия Отакэ,
Всех принимает она:
Вечерами, вижу,
Как слетаются под листвой
Толпы светляков.

Фудзивара Садаиэ
***
Каштан

Каштан Может быть,
каштан — это Будда?
А может быть, Бог?
Каштан — это и Будда,
и Бог, и просто каштан.
Печально, что мы, люди,
воспринимаем каштан,
чья сущность так сложна и неоднозначна,
как самый обыкновенный каштан.
Вот откуда и возникает трагедия…
Такахаси Синкити
(1901-1987)

Перевод: А.А. Долин
Из сборника «Японская поэзия Серебряного века».

Виноград
Росистую кисть винограда
Под вечер утащит лисица,
Что в тенях осеннего сада
От взгляда людского таится.
Пусть чувство моё — не лисица,
И пусть ты не гроздь винограда,
Таясь от нескромного взгляда,
Украсть тебя сердце стремится.
Симадзаки Тосон

Перевод: А.А. Долин

Ирис
Ирис на берегу.
А вот другой — до чего похож! —
Отраженье в воде.

1424
Я в весеннее поле пошел за цветами,
Мне хотелось собрать там фиалок душистых,
И поля
Показались так дороги сердцу,
Что всю ночь там провел средь цветов до рассвета!

Ямабэ-но Акахито
Из антологии «Манъёсю» (Перевод А. Глускиной)
(Все переводы из «Манъёсю» даются по книге: «Манъёсю».- «Собрание мириад листьев», т. 1-3, перевод с японского, вступительная статья и комментарии А. Е. Глускиной, М., «Наука», 1971-1972.)1.

Обратно не придет
Минувшее, но в сновиденье
Вдруг ожило опять.
У изголовья моего
Благоухает померанец.

Сикиси-Найсинно, пер.В. Марковой
«Сикиси-найсинно (яп. 式子内親王), известна также как Сёкуси-найсинно (1151—1201) — средневековая японская поэтесса, признанная одной из величайших женщин-поэтов Японии, дочь императора Го-Сиракава.»
Помера́нец (лат. Cítrus aurántium), или кино́тто, или бигара́дия — вечнозелёное древесное растение, вид рода Цитрус (Citrus) семейства Рутовые (Rutaceae). Вероятно, является гибридом мандарина (Citrus reticulata) и помело (Citrus maxima)

Сочинено во временной обители для жриц накануне праздника Мальвы

* («Сочинено во временной обители для жриц…» — Поэтесса в бытность свою жрицей при храме Камо должна была, по обычаю, провести ночь в особой хижине, украшенной листьями китайской мальвы (Malva verticillata L.). Хижина возводилась на поле, к северу от храма. Праздник устраивался в середине четвертой луны, то есть ранним летом. Из травы изголовье — поэтический образ дорожного ночлега.)

Разве могу я забыть,
Как мальву для изголовья
Сбирала я на лугу?
Как мимолетную дрему
Прогнал росистый рассвет?
Сикиси-Найсинно, пер.В. Марковой

Байрэй Коно Мальва и журавль

Он отмечается в Киото в 15 день 5-й луны начиная с VI в. Как и каждый праздник, Аой Мацури включал в себя множество ритуалов, которые исполнялись императорской семьей и придворными каждый год.

История праздника связана с преданием, гласящим, что в древности в 5-м месяце часто шли ливневые дожди, которые вызывали наводнения и приводили к неисчислимым бедствиям.

Люди обратились к богами и возносили им моления в храмах. Наконец боги услышали мольбы и дожди прекратились. Тогда в знак благодарности люди преподнесли богам в дар листья, китайской мальвы аой), которые имели форму сердца.

Павлонии палый лист
Так затруднил дорогу,-
Не протоптать тропы.
Пропал остаток надежды,
Что друг мой придет ко мне.
Сикиси-Найсинно, пер.В. Марковой
«Павлония» — род растений семейства Павловниевые (Paulowniaceae) (ранее этот род иногда относили к семейству Бигнониевые и Норичниковые

Пустынный сад…
Давно заглушил тростник
Следы людей.
На дне осенней росы
Звенят голоса цикад.

Сикиси-Найсинно, пер.В. Марковой

Бакуфу Оно. Камелия

Камелии лепестки…
Может быть, соловей уронил
Шапочку из цветов?

Камелия «Каме́лия (лат. Camellia) — вечнозелёное растение семейства Чайные (Theaceae). Наиболее известный вид — Camellia sinensis (Камелия китайская, или Чай, или Чайный куст), из листьев которого получают сырьё для приготовления чая. Многие виды камелии используются в декоративном садоводстве.»

Читайте также:
Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко: сочинение

Такой же аромат и цвет у вишен был…
И как тогда, в давно минувший год,
Они цветут теперь!
Но я уже другой…
Прошло немало лет, и я уже не тот…

Сакура — японская вишня. Один из центральных образов японской поэзии, символ весны. Любование цветущей вишней — старинный японский обычай.

Все, все бело! глаза не различат,
Как тут смешался с цветом сливы снег…
Где снег? Где цвет?
И только аромат
Укажет людям: слива или нет?
Оно Такамура

‘Во-от такой!’ —
Разводит дитя руками,
Показывая пион.

Утагава Хиросигэ. Птица среди распустившихся пионов

Видели всё на свете
Мои глаза — и вернулись
К вам, белые хризантемы.

Хризантема — означает долголетие, счастье. Цветок хризантемы — эмблема Японии.

Песнь дровосека.
Птичий нестройный щебет.
Ручья журчанье.
Росой омытые травы.
Сосны до самого неба…

Изголовие из дерева цугэ,
Лишь придет вечерняя пора,
Ты все время неотступно ждешь на ложе…
Отчего ж никак дождаться ты не можешь,
Чтоб хозяин твой пришел сюда?

Из «песен западных провинций»

Цугэ — японский самшит (Buxus microphylla)

На старых ветвях
Осеннего хаги
Цветы расцвели.
Подумал я, на них любуясь,
Что прежнюю любовь мне не забыть!

Хаги — Lespedeza bicolor. Цветы хаги лилового и розоватого цвета, являются традиционным символом осени. Травянистные растения, полукустарники или листопадные кустарники, часто с ползучими или свисающими побегами. Поверхность стебля иногда бывает покрыта мягкими пушистыми волосками. Листья непарноперистые, с супротивными листочками.

О, если бы трава «влюбленных ложе»,
Что на Горе свиданий расцвела,
Недаром так звалась —
Тогда б ко мне, быть может,
Тайком от всех людей ты все-таки пришла!

Трава «влюбленных ложе» — старинное народное название плюща.

Где горы Тамукэ — я не молюсь в дороге,
И жертвы приносить я не хочу.
Что жертва бедная,
Когда имеют боги
Из кленов алых драгоценную парчу?

Клен — Осенние клены в горах Японии представляют собой зрелище редкой красоты. В классической поэзии их листья сравнивают с парчей. Кленовая парча — один из постоянных образов осенних песен.

О юри — лилии цветы!
Ведь «юри» может значить «после»…
Когда б в сердечной глубине
Я не надеялся бы боле, что после будем вместе мы,
Я не прожил бы и сегодня!

Юри — лилия, омонимично слову «юри» — «потом». На этом часто строится игра слов.

Ветер поднялся.
Дождем опадает листва,
Кружа в полете.
Шелестят, ветвями качая,
Криптомерии у дороги…

Меня ты любила —
На память об этом
Цветы нежные фудзи, что льются волною,
ты тогда посадила у нашего дома,
А теперь — полюбуйся их полным расцветом!

Фудзи — японская глициния Wistaria floribona, цветет поздней весной или в начале лета сиреневыми и белыми цветами, спускающимися с ветвей длинными гирляндами

Сухие листья лотоса —
Одни сломаны, другие нет —
Несёт весенняя вода.

Накамура Тэйдзё
Пер.:
Александр Белых

Наползают сумерки.
Папоротник-давалия полонил
Святую гору Хиэй.
Пер.:
Александр Белых
Нинё Соодзёё

Бледно-голубенький
Выцвел вьюнок. Как жаль
Остаток дней моих!

Томиясу Фуусэй
Пер.:
Александр Белых
Мискант в кувшине —
Словно кусочек дикой равнины,
Пылающей закатом.

Ооно Ринка
Пер.:
Александр Белых
Мискантус китайский, или Веерник китайский (лат. Miscanthus sinensis) — многолетнее травянистое растение, вид рода Мискантус (Miscanthus) семейства Злаки (Poaceae). В диком виде встречается на Дальнем Востоке. Культивируется как декоративное растение

Макушка осени.
Клубятся цветы гречихи,
Словно облако…

Ямагучи Сэйсон
Пер.:
Александр Белых

Сыплются листья?
Окрашены в пестрый узор
Водопада белые нити.
Сайге
Пер.Веры Марковой.

Сочинил в храме Сориндзи стихи на тему: «Полевые травы во время зимних холодов»
* («Сочинил в храме Сориндзи…» — Храм этот стоял на горе Хигасияма в окрестностях Киото. Возле этого храма находился луг, на котором росли осенние цветы оминаэси (патриция).)
Семь осенних растений — хаги (клевер), обана (серебряная трава, мискантус), кудзу (пуэрария лопастная), надэсико (гвоздика пышная), оминаэси (японская валериана), фудзибакама (посконник прободенный), кикё (китайский колокольчик). Число семь в буддизме символизирует «счастье».
Цветы ямабуки в японской поэзии

Бадьян — «звездчатый анис» — почитается буддистами священным
деревом. Его сажают возле храмов, ветками бадьяна украшают алтари.

Холодно в храме.
Мышка где-то в углу грызет
Ветку бадьяна *.
Еса Бусон.
Перевод: Т. Соколовой-Делюсиной

153. «Манъёсю», 1418

Песня радости, сложенная принцем Сики:

Когда расцветать начинают

У стремительных горных потоков,

Вараби или Рахисы папоротника
Рахисы папоротника — молодые, ещё неразвернувшиеся во время вегетации побеги папоротника, так же известны как улитки папоротника. Рахис — ботаническое название сложного листа, состоящего из центральной жилки с черешком. Рахисы некоторых папоротников съедобны и заготавливаются в пищу во многих регионах. Они содержат антиоксиданты, омега-3 и омега-6 жирные кислоты с высоким содержанием железа и клетчатки.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Искусство Японии и Китая: традиции, наследие, стилизация

«Если ты хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей.»
Кацусика Хокусай

На протяжении столетий богатейшая культура Японии и Китая развивалась почти в полной изоляции от Европы и России. Более или менее активное взаимодействие с Китаем началось только в XVIII веке, с Японией — и того позднее, во второй половине XIX века. Однако это не помешало самобытному искусству Восточной Азии занять достойное место в мировой истории.

Китай. Особенности

Китайское искусство формировалось совершенно иначе, чем европейское. В нем не было последовательной смены разных стилей, да и сами стили отличались не столько творческим методом, сколько применением тех или иных материалов и технических приемов.

Читайте также:
История театра: сочинение

Китайские мастера много внимания уделяли теоретическим вопросам: в трактатах об искусстве, например, описаны восемнадцать видов контурных линий и шестнадцать видов мазков, подходящих для изображения гор.

Китайская художественная традиция основана на созерцании природы. Личность художника в ней имеет второстепенное значение, а искусство не так подвержено внешним влияниям, как европейское. Живописец в Китае не столько выражал себя, сколько запечатлевал окружающий мир, стараясь передать всю его сложность и красоту. Стили при этом различались не манерой письма, а тем, какое именно состояние пейзажа требовалось изобразить: «бегущий поток», «бамбуковый лист на ветру», «небеса, прояснившиеся после снегопада»…

Принадлежности для рисования и письма — кисть, тушь, бумагу и тушницу — в Китае называли «четырьмя драгоценностями»

Традиции Китая и природа Японии

Китайская национальная живопись получила название гохуа, что в переводе означает «живопись нашей страны». Это очень древнее искусство, неразрывно связанное с развитием каллиграфии. У них можно обнаружить много общего: материалы, инструменты и техника письма — не объемная, а линейная, без использования цветов и светотени.

Традиционная китайская картина написана тушью или акварелью на шелке, хлопке, пеньковой ткани или на специальной бумаге и выполнена в форме свитка, вертикального или горизонтального. Изображение создается с помощью кистей разной толщины, от пяти миллиметров до пяти сантиметров.

Японцы издревле обожествляли природу и воспевали ее как в литературных памятниках, так и в произведениях скульптуры и живописи. Скульптура — самый древний жанр японского искусства: первые идолы«дог у » появились здесь еще за несколько тысяч лет до начала нашей эры. Дальнейшее развитие скульптуры было тесно связано с распространением в Японии буддизма.

Самые древние японские картины представляли собой яркие горизонтальные свитки, на которых изображались в основном пейзажи или сюжеты литературных произведений. Самые ранние из них датированы X веком.

Позже в Стране восходящего солнца приобрела популярность монохромная акварель, а в первой половине XVII века появился жанр цветной ксилографии (гравюры на дереве) — укиё-э (буквально: плывущий мир). На таких гравюрах обычно изображались сцены из повседневной жизни японских горожан.

Технологию изготовления фарфора в Китае держали в секрете, мастерам Европы и России пришлось изобретать его самостоятельно

Изящная «китайщина» и «японизм»

После того как европейцы установили постоянные контакты с Ост-Индией и познакомились с китайским изобразительным искусством, в западных странах родилось особое направление — шинуазри (от фр. chinoiserie), или «китайщина». Оно распространилось на живопись, декоративно-прикладное искусство, костюм, ландшафтный дизайн. В оформлении интерьеров вошли в моду ширмы и фарфоровая посуда, в архитектуре — очертания пагод, в костюме — цвета и линии, характерные для китайской живописи на шелке.

Шинуазри считается ветвью европейского рококо.

Японское искусство стало источником вдохновения для многих европейских художников. В частности, Сезанн и Моне создали целые серии работ на основе традиционной японской цветной гравюры. Повлияла она и на творчество Винсента Ван Гога : он с увлечением изучал произведения мастера укиё-э Хокусая. К «японизму» относят некоторые работы американского художника Уистлера , который жил и творил в Великобритании.

Влияние японской культуры чувствуется также во многих произведениях стиля модерн: оно отразилось в узорах, орнаментах, форме ваз, посуды.

Что касается России, к нам мода на японские мотивы пришла из Европы в конце XIX — начале XX века и ярче всего проявилась в творчестве Александра Бенуа (1870–1960), Льва (Леона) Бакста (1866–1924), Евгения Лансере (1875–1946) и других живописцев — членов российского художественного объединения «Мир искусства».

В Японии, как и в Китае, каллиграфия считается одним из искусств и носит название сёдо («путь письма»)

Цветы незнакомого искусства… (Из китайской и японской поэзии): сочинение

“Цветы незнакомого искусства. ” (Из китайской и японской поэзии)

    • Сочинения
    • Зарубежная литератур

Вы бросали в нас цветами
Незнакомого искусства,
Непонятными словами
Опьяняя наши чувства.
Н. Гумилев

Колокол смолк вдалеке,
Но ароматом вечерних цветов
Отзвук его плывет.
М. Басе

Открывая томик старинных стихов, мы всякий раз встречаемся с чудом. Давным-давно стали прахом империи, истлели одежды, дома, цветы, исчез след многих поколений, а мы все еще слышим — через сотни лет! — звуки давно умолкнувших голосов, стук сердец, наполненных нежностью, гневом, любовью или покоем. Со страниц поэтических сборников веет на нас слабым ароматом вечерних цветов, шумом сосен у подножия горы, запахом морских водорослей, дальним звоном бронзовых колокольчиков во дворе старинного храма. . .
“Вначале было слово. . . ” Нет, вначале был Китай (а еще раньше — светлая Эллада!) — великая держава, давшая миру не только шелк и порох, бумагу и звонкий, как гонг, фарфор. Она подарила великих поэтов эпохи Тан — Ли Во, Ду Фу, Лю Юй-Си. Их стихи — это раздумья о смысле бытия и о судьбах родины, гимн вечной красоте природы и светлая печаль понимания, что жизнь человеческая так коротка.

Проходят годы и сильней печаль,-
Привычкой стало грусти предаваться.
Ведь нет такой весны,
Когда б не стало жаль
С весенними цветами расставаться!

В японской и китайской древней поэзии мы видим все многообразие мира: и эпикурейское наслаждение его радостями, и тонкую прелесть пейзажей, и добродушную насмешку над человеческими слабостями друга, и осеннюю печаль, и пронзающее душу одиночество нищего старика или брошенного ребенка и еще — удивительное единение человека с природой:

И лотос хочет мне
Сказать о чем-то грустном,
Чтоб грустью и моя
Душа была полна.

Грустящий лотос и грустящее человеческое сердце —г это не только “отзвук забытого гимна”, но и символ союза всего живущего на земле, размышление о человеке как части некоего великого целого.
Эти же мысли мы находим в поэтических миниатюрах Басе. 10 долгих лет скитался он по дорогам Японии, ночевал в саду возле старого монастыря, в поле, в хижине знакомого печника, на горном перевале. Дорога странствий стала его вдохновением, его творческой мастерской:

Читайте также:
Моя любимая картина -- сикстинская Мадонна Рафаэля (эссе): сочинение

В саду, где раскрылись ирисы,
Беседовать с другом старым своим —
Какая награда путнику!

Нет ни одной лишней детали в этой поэтической миниатюре, но какая глубина открывается нам за этой немногословностью, какое богатство ассоциаций! Увидеть в малом великое, в полете мотылька — полет чувств, в душе камня или цветка — душу человека, в приглушенности красок — элегическую грусть — таковы хокку Басе, эти застывшие мгновения вечности. В них сквозит осенняя грусть цветов:

Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы.

Подвенечная красота цветущей земли, затмевающая величие небес:

Перед вишней в цвету
Померкла в облачной дымке
Пристыженная луна.
Вечный круговорот жизни:
Ты стоишь нерушимо, сосна.
А сколько монахов отжило здесь,
Сколько вьюнков отцвело. . .
Радость встречи со старым другом:
Два наших долгих века. . .
А между нами в кувшине
Вишен цветущие ветви.

И всюду цветы, цветы, цветы, хрупкие и вечные!
Когда вы устанете от городской суеты, от работы, телефонных разговоров и даже от друзей (бывает ведь и такое, правда?), возьмите в руки маленький томик японской или китайской поэзии — и вы ощутите, как покой наполняет ваше сердце.
Зашуршит крыльями мотылек над белым маком, зашумит в ночном саду осенний дождь, заколосятся летние травы. . . Исчезнут усталость, “жизни мышья беготня”, останется лишь целительная магия слов, магия вечной, непреходящей красоты и мудрости.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭПОХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО В ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гейзер М.Л., Беленко Д.А.

Искусство таких эпох как Возрождение и Барокко подарило современности множество памятников искусства , а также оставила множество тайн, загадок, что позволяет изучать данную тему и сегодня. Пришедшая на смену Средних веков эпоха Возрождение принесла в искусство гуманизм , антропоцентризм и светский характер. Появившейся в это время интерес к античной культуре , происходит ее « возрождение », вследствие чего получило свое название. В недрах культуры Ренессанса зарождалась в зачаточном виде стиль барокко . Эпоха пришла вследствие кризиса, вызванного Реформацией. Именно в это время сформировался новый взгляд на искусство и жизнь в целом – «весь мир – это театр». Эмоциональность, вычурность, масштабность, динамика, сложность композиции, контрастность, но в то же время и гармония, единство, цельность переплетаются и характеризуют эпоху барокко .

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гейзер М.Л., Беленко Д.А.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE RENAISSANCE AND BAROQUE ERAS IN ART

The art of such epochs as the Renaissance and the Baroque gave many modern monuments of art, as well as left many secrets, riddles, which allows us to study this topic today. The Renaissance, which replaced the Middle Ages, brought humanism, anthropocentrism and a secular character to art. The interest in ancient culture, which appeared at this time, is its «revival», as a result of which it received its name. In the depths of the Renaissance culture, the Baroque style was born in its infancy. The era came as a result of the crisis caused by the Reformation. It was at this time that a new view of art and life in general was formed – «the whole world is a theater». Emotionality, pretentiousness, scale, dynamics, complexity of composition, contrast, but at the same time harmony, unity, integrity are intertwined and characterize the Baroque era.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭПОХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО В ИСКУССТВЕ»

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭПОХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО В ИСКУССТВЕ

М.Л. Гейзер, магистрант Д.А. Беленко, магистрант

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова (Россия, г. Симферополь)

Аннотация. Искусство таких эпох как Возрождение и Барокко подарило современности множество памятников искусства, а также оставила множество тайн, загадок, что позволяет изучать данную тему и сегодня. Пришедшая на смену Средних веков эпоха Возрождение принесла в искусство гуманизм, антропоцентризм и светский характер. Появившейся в это время интерес к античной культуре, происходит ее «возрождение», вследствие чего получило свое название. В недрах культуры Ренессанса зарождалась в зачаточном виде стиль барокко. Эпоха пришла вследствие кризиса, вызванного Реформацией. Именно в это время сформировался новый взгляд на искусство и жизнь в целом -«весь мир – это театр». Эмоциональность, вычурность, масштабность, динамика, сложность композиции, контрастность, но в то же время и гармония, единство, цельность переплетаются и характеризуют эпоху барокко.

Ключевые слова: Возрождение, Северное Возрождение, маньеризм, Барокко, искусство, культура, гуманизм.

Возрождение (Ренессанс) – период в культурном, идейном развитии ряда стран Европы, наступивший после Средневековья, характеризующийся антифеодальной направленностью, гуманистическим мировоззрением, расцветом наук, искусства, обращением к античному культурному наследию [5, с. 479].

Эта эпоха как часть европейской истории связана с множеством знаменательных событий, таких как экономическое и общественное укрепление и стабилизация городов, сменой церковных идеалов, которые впоследствии привели к Реформации и Контрреформации; Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), открытию и исследованию новых континентов, изобретением европейского книгопечатания, открытием новой системы в астрономии, также сопровождалось расцветом философии, литературы и особенно искусства. Новые стили в живописи, скульптуре и декоративном искусстве Ренессанса появились в Италии в конце XIV века. Начиная с ХШ-ХГУ веков благодаря творчеству поэтов Данте, Петрарки, Боккаччо в культуре возникали иные тенденции – видеть в человеке сотворца Гос-

Читайте также:
Подъем культуры, литературы, науки в эпоху Ренессанса и барокко: сочинение

пода, вместе с Ним выполняющего миссию преображения земли и человека. Познания Божьего мира, открытия его тайн, проникновений в изначальный замысел. В тоже время флорентийский живописец Джотто, самый известный художник про-то-Ренессанса, сделал огромные успехи в новые техники – реалистического изображения человеческого тела [2, с. 47-60].

Но главной отличительной чертой эпохи Возрождения стал «расцвет искусств». После долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita, от которого произошло французское слово Renaissance, Джорджо Вазари. В период Раннего Возрождения в итальянских городах сформировались местные художественные школы со своими особенностями, а также открыты перспективы реализма, конечно, на античной традиции. Из Древней Греции и Рима пришли в итальянское искусство понимание пластической гармонии человеческого тела, соразмерность пропорций, изучение анатомии и открытие изображения обнаженной натуры. Мазаччо по праву можно считать основателем Ренессансной живописи, за

его интеллектуальность, монументальность, высокою степень натурализма, линейность и воздушность перспективы.

Еще одна отличительная черта Возрождения, ее отношение к феодализму и церкви. С конца XV века люди, чья деятельность была связана с «изучением человеческого», стали называть гуманистами (от латинского homo – человек; humanus – человеческий). Жизнеутверждающая, гуманистическая культура периода Ренессанса носила преимущественно светский характер, в отличие от культуры Средневековья. Подъему науки способствовало освобождение от догматики и церковной схоластики. Познания реального мира и восхищения им привело к отображению в искусстве самых различных сторон действительности, передавая величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным творениям художников. В изобразительном искусстве все чаще стали появляться отдельные фигуры вместо стереотипных или символических, внимание к деталям, развитие линейной перспективы и увеличение реалистического изображения человеческого лица и тела [6, с. 6972].

Начиная еще с XV в. гуманистическое движение вышло за пределы Италии, тем самым оказав мощное воздействие на развитие культуры в странах, расположенных к северу от «колыбели» Ренессанса. Именно поэтому Возрождение в Англии, Германии, Нидерландах и Франции – странах которые стали известны под собирательным названием Северное Возрождение. Северное Возрождение характеризирова-лось реалистичным подходом к живописи, распространением печатной продукции, формированием новых жанров искусства, активным творчеством выдающихся мастеров, которые переняли и адаптировали идеи итальянского Ренессанса. Например, Альбрехт Дюрер, немецкий художник и гравер, знал многих итальянских художников и переняв их мышление к художественному представлению, симбиозировал с печатью создавая неповторимые гравюры. Главная идея его творчества понималась как «новое искусство должно быть основано на науке». Европейский «Север» вы-

ходил из средневековья с опорой на собственную культуру, отчасти обращаясь к античности. Искусство Северного Возрождения развивалось одновременно, но независимо от итальянского аналога. Художники Северного Возрождения уделяли большее внимание цвету, сильной детали-зированостью, а не пропорциональности, анатомии и перспективе, как это было в итальянском Возрождении. Бургундские герцоги были покровителями искусства на севере, но искусство, которое они спонсировали отличалось от итальянского. Их интересовали рукописи, гобелены, мебель [1, с. 52-58].

Маньеризм — направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее определенный кризис культуры Возрождения. Как сложившееся течение маньеризм возникает в Средней Италии в начале 1520-х гг. Уже в картинах «Снятие с креста» Росса Флорентина (1521 г.) и особенно Якопо Понтормо (1528 г.) ощущается разрушение гармонии и жизнерадостности Высокого Возрождения. Эмоциональная напряженность (у Понтормо доходящая до истерии), вытянутые, причудливо изгибающиеся фигуры, пребывающие в беспокойном движении, сверхинтенсивные краски весьма характерны для раннего маньеризма. В это же время Пармиджани-но в своих работах создает утонченный, идеал красоты, для которого свойственны удлиненная фигура с маленькой головой, изысканность жестов, грациозная отрешенность. В зрелом маньеризме (15401590-е гг.) изящество форм, отвлеченная декоративность цвета окончательно побеждают «реализм» Высокого Возрождения. У Бронзино («Венера и Амур», 1545 г.) проявляется изломанность тел наряду с резкими контурами фигур. В портретах наблюдается стремление к эффектной передаче внешности изображаемых, в результате чего люди превращаются в красивые оболочки без внутреннего содержания. Вместе с тем Д. Вазари и Б. Челлини выражают типичную для маньеризма «змеевидность» фигур. Таким образом, к концу XVI в. маньеризм теряет жизненные силы, исчерпав себя как искусство «воображаемой реальности», «мечты о прекрас-

ном» [4, с. 73-75]. На смену маньеризму приходит «Болонская школа» и «Каравад-жизм», а после барокко.

Барокко – термин, выдуманный писателями XVIII столетия, чтобы подчеркнуть нелепость и причудливость стиля. Слово «барокко» в переводе означает и «жемчужина с дефектом», и «скрученный камень», и «силлогизм, основанный на метафоре», одним словом нечто невероятное, будоражащее своими странными формами. Это стиль резких контрастов, неожиданных сопоставлений. Главными чертами стиля являются: напряженная динамика, декоративность, театральность, пафосом [3, с. 13-15].

Основными мастерами барокко в живописи считаются итальянец Микеланджело Меризи да Караваджо и нидерландец Питер Пауль Рубенс. Они совершенно различны по манере исполнения живописных полотен. В работах Караваджо присутствует и реализм, в написании религиозных композиций, и иллюзорность: при помощи композиционных приемов он создавал видимость проделывания плоскости холста. Питер Пауль Рубенс, воспевал красоту бытия с непревзойденным жизнелюбием. Обращаясь к античным или библейским образам, он неизменно передавал чувственную прелесть земли [3, с. 67-70].

1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. – М.: Искусство, 1973. – 264 с.

2. Бойл Д. Искусство Возрождения. – М.: АСТ, 2003. – 144 с.

3. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко: исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 284 с.

4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000. – 368 с.

Читайте также:
Моя любимая картина -- сикстинская Мадонна Рафаэля (эссе): сочинение

5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1998. – 750 с.

6. Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. – М.: Искусство, 1974. – 216 с.

Эпоха Возрождения и Барокко оставили сильное воздействие на прошлое и настоящие. Известный как Ренессанс, период сразу после Средневековья в Европе возродил интерес к классическому обучению и ценностям Древней Греции и Рима, а также расцвету науки, гуманистическому мировоззрению, антифеодальной направленности. В художественных школах учили пониманию пластической гармонии человеческого тела, пропорциональности, перспективы. Гуманистическое движение дало своеобразное развитие для Северного Возрождения. В последствие Западная Европа пошла по этому пути развития, но путь был краток, и Реформация привела к новым жанрам – маньеризму, а после к барокко. Где каноном стало деформация человеческого тела, эмоциональная напряженность, вычурность, декоративность, пафос. Аллегория является неотъемлемой частью искусства. Для аллегории не обязательна реалистичность сюжета, реальная жизненная среда. Это давало широкие возможности для обобщений, иносказаний. Поэтому художники часто пользовались аллегорией, чтобы выразить вместе с вечными истинами и своё отношение к злободневным проблемам.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE RENAISSANCE AND BAROQUE

M.L. Geyser, Graduate Student D.A. Belenko, Graduate Student

Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov (Russia, Simferopol)

Abstract. The art of such epochs as the Renaissance and the Baroque gave many modern monuments of art, as well as left many secrets, riddles, which allows us to study this topic today. The Renaissance, which replaced the Middle Ages, brought humanism, anthropocentrism and a secular character to art. The interest in ancient culture, which appeared at this time, is its «revival», as a result of which it received its name. In the depths of the Renaissance culture, the Baroque style was born in its infancy. The era came as a result of the crisis caused by the Reformation. It was at this time that a new view of art and life in general was formed – «the whole world is a theater». Emotionality, pretentiousness, scale, dynamics, complexity of composition, contrast, but at the same time harmony, unity, integrity are intertwined and characterize the Baroque era.

Keywords: Renaissance, Northern Renaissance, Mannerism, Baroque, art, culture, humanism.

Литература эпохи Возрождения

Литература эпохи Возрождения – это произведения, созданные с конца XIII по начало XVII столетия. В этот период сформированы основы современной литературы. Для текстов Ренессанса характерны гуманизм, жизнерадостность, опора на античность, гармония мироощущения, эмоциональность. Сочинения эпохи Возрождения характеризуются обновлением, обращением писателей и мыслителей к культуре и искусству античности, подражанием ее высоким идеалам.

  1. Особенности литературы Ренессанса
  2. Литературное Возрождение в разных странах
  3. Италия – колыбель Ренессанса
  4. Франция – развитие абсолютизма
  5. Англия: Тюдоры и буржуазия
  6. Германия – ученый гуманизм
  7. Нидерланды: народный Ренессанс
  8. Испания и Португалия – плутовской роман
  9. Значение произведений Ренессанса

Особенности литературы Ренессанса

Понятие «гуманизм» ввели в обиход ученые XIX века, но сформировался он именно в эпоху Ренессанса. В Средневековье процветала религиозная и феодальная идеология, в период Возрождения наметился переход к идеологии, направленной к человеку, духовной культуре и человеческой природе. Возникли идеи раскрепощения личности, ее достоинства. утверждения высокого достоинства человека, как свободного творца земного счастья.

Гуманизм — это мировоззрение светского характера, антидогматическое и антисхоластическое.

Формирование гуманизма начинается в XIV веке в творчестве знаменитых деятелей: Данте, Петрарка, Боккаччо; Пико делла Мирандола и пр. В XVI столетии процесс созревания нового мировоззрения замедляется из-за влияния феодально-католической реакции. На смену гуманизма приходит Реформация.

Гуманистические идеалы стали характерной чертой литературы Возрождения. В данный период возникли новые жанры и зародился ранний реализм, который получил собственное название «ренессансный реализм».

«Реализм Возрождения» во многом отличается от более поздних форм – критического, просветительского, социалистического реализма. Для него характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), их поэтизация, склонность к большому чувству. При этом ему присущ высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»).

В работах таких творцов, как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, отображено новое понимание жизни человеком, которое отвергает рабскую покорность, пропагандирующуюся религией. Данные авторы представляют человека как высшее создание природы, раскрывая физическую красоту облика и богатство ума, души.

Словесность Ренессанса кардинально трансформировала жанровую систему. Некоторые литературнные жанры, знакомые с периода античности, были возрождены и переосмыслены с точки зрения гуманизма, иные образованы заново.

В литературе данной эпохи доминировали определенные литературные формы. Самым популярным был жанр новеллы, типологические основы которого заложил Боккаччо. Широкое распространение получила пастораль. Эпос был представлен в разных формах: эпическая поэма, рыцарский и плутовской роман. Специфическим ренессансным жанром стал диалог.

Для поэзии эпохи Возрождения характерно преобладание лирической тематики. Характерной стихотворной формой становится сонет (строфа из 14 строк: 4–4‑3–3 с определенной рифмовкой). Из античных жанров поэзии возрождаются ода и гимн, а также мадригала. Развитие получают также эпиграмма, элегия, баллада.

Драматургия переживает большое возрождение трагедии и комедии. Широко распространена публицистика и философская проза. В число писателей этого периода попадают и коронованные особы. Герцог Лоренцо Медичи пишет стихи, а Маргарита Наваррская, сестра французского короля Франциска I, стала автором сборника «Гептамерон».

С эпохой Возрождением связано возникновение целого ряда поэтических форм, названных в честь их создателей – дантовские терцины, октава Ариосто, спенсеровская строфа, сонет Сидни и др. Вместо превосходства стиля утвердилась доминанта жанра. Теоретики литературы этого времени почти каждому жанру посвятили отдельное исследование.

Литература Возрождения отталкивалась от античных достижений. Например, возникла «ученая драма» как подражание античной драматургии. В это же время ренессансная литература творчески развила народные традиции средневековой литературы, черты которой в той или иной степени были свойственны каждой национальной литературе.

Читайте также:
История театра: сочинение

Литературное Возрождение в разных странах

Рассуждая о Возрождении, имеют в виду непосредственно Италию и Северный Ренессанс, который развивался в странах северной и западной Европы: Франция, Германия, Англия, Нидерланды, Испания и Португалия.

Италия – колыбель Ренессанса

Зарождение идей гуманизма в итальянской литературе можно проследить уже у Данте Алигьери на рубеже XIII и XIV веков, однако полного расцвета новое движение достигло в середине XIV века. Италия считается колыбелью всего европейского Ренессанса, поскольку здесь для этого были созданы все социально-экономические предпосылки.

В Италии раньше всех начали созревать капиталистические отношения, для развития которых необходим был выход из-под гнета феодализма и опеки церкви. Участниками политических событий стала буржуазия с широким кругозором, образованная, владеющая несколькими языками.

Культурные деятели боролись со схоластикой, мистикой, аскетизмом, с подчинением искусства и литературы религии. Писатели итальянского Возрождения прочитывали и исследовали целые произведения ранних эпох, обращая внимание на их существо.

Они обращались и к народному творчеству – фольклору. Первыми гуманистами признаны Франческо Петрарка – автор цикла сонетов в честь Лауры, и Джованни Боккаччо — создатель «Декамерона» и сборника новелл.

Для литературы того времени характерно то, что главным предметом изображения является человек, наделенный сильным характером. Другой отличительной чертой считается широкий показ жизни со всеми ее противоречиями.

По-новому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она еще является символом психологических настроений и красок, то у более поздних авторов природа приносит радость своей реальной прелестью.

Более поздний Ренессанс дает целую плеяду солидных представителей литературы: группа поэтов-петраркистов, Макиавелли, Лудовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Бернардо Довици и др.

Франция – развитие абсолютизма

Если итальянская буржуазия была передовой и состояла из людей отдельных республик Италии, то во Франции была монархия, в которой активно развивался абсолютизм. Буржуазия большой роли не играла. Кроме того, здесь происходило становление новой религии – протестантизма прогрессивного, а затем реакционного.

Во французской литературе Возрождения чувствуется большое влияние итальянской культуры. Король Франциск I, правивший в первой половине XVI века, чтобы создать свой образцовый двор, привлек на службу множество известных итальянских писателей и художников, в том числе и Леонардо да Винчи, который умер на руках у короля.

Для писателей французского Возрождения характерно существенное расширение кругозора, огромный круг умственных интересов, реалистический подход к действительности.

В развитии литературы Франции эпохи Ренессанса выделяют два этапа. Ранний – с преобладанием гуманистических идей и оптимизма, и поздний – с проявлением сомнений и разочарований, вследствие политического и религиозного раскола.

Самыми яркими представителями французского Возрождения считаются Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль») и Пьер де Ронсар, который возглавлял группу поэтов «Плеяда».

Англия: Тюдоры и буржуазия

В Англии прогресс капиталистических взглядов проистекает быстрее, чем во Франции. Возникает мощная сведущая буржуазия, формируется новое дворянство, которое противостоит старой, нормандской верхушке.

Главной особенностью английской литературы того периода является отсутствие единого языка. Знать, которой были потомки норманнов, разговаривала на французском, горожане и крестьяне общались на многочисленных англо-саксонских диалектах, а в качестве официального языка использовалась латынь.

Многочисленные труды выходили на французском языке. К середине XIV века начинает созревать английский литературный язык на основе лондонского диалекта.

В конце XIV века лишь у Джефри Чосера ощущается влияние итальянского Возрождения. И только в конце XV столетия идеи гуманизма прочно закрепляются в английской культуре. Ренессанс в Англии почти полностью совпадает с временем правления Тюдоров (1485–1603). Литература Англии тоже подвергается влиянию других стран. В XVI веке она испытывает расцвет во всех областях творчества и мысли.

Самыми значимыми представителями английской литературы Возрождения являются Шекспир, Томас Кид, Кристофер Марло в драматургии; Эдмунд Спенсер и Джефри Чосер в поэзии; Джон Лили и Томас Нэш в области романа; а в области гуманистических работ – Томас Мор.

Германия – ученый гуманизм

В XV-XVI веках Германия испытывает экономический подъём, однако развитие на ее территориях проходило неравномерно. Сильно ощущались и классовые противоречия. Знать усиливала свою власть за счет императора, а дворянство разорялось. В городах происходила борьба между патрициатом и мастерами-ремесленниками.

Немецкая литература тоже характеризовалась разнородностью. Гуманисты творили, как правило, на латыни, поскольку они были обособленными от жизни и нужд простого народа. Ярчайшие представители ученого гуманизма — Иоганн Рейхлин и Ульрих фон Гуттен.

Развивалась также реформаторская литература, представителями которой были Мартин Лютер и Томас Мюнцер. Лютер, который выступал против римской церкви, поддерживал сначала народные массы, а потом князей. Мюнцер же, наоборот, поддерживал крестьянское движение до конца, призывая рушить монастыри и замки, конфисковать и разделить имущество.

В этот же период происходит становление народно-бюргерской литературы, которая хранит средневековые черты с оттенком провинциализма. Представителем и родоначальником бюргерской сатиры считается Себастьян Брант. Его «Корабль дураков» по характеру близок «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. Другой крупный представитель – поэт Ганс Сакс, написавший множество стихов, песен, басен, шванки, фастнахшпили (масленичные фарсы).

Нидерланды: народный Ренессанс

В Нидерландах становление литературы Возрождение совпало с национальным освобождением и реформацией. Она развивалась прежде всего на латыни: знаменитым поэтом был Иоанн Секунд, автор «Поцелуев»; а крупнейшим прозаиком и гуманистом — Эразм Роттердамский, автор знаменитой «Похвалы глупости», посвященной Томасу Мору.

В этот же период закладывались основы народного литературного языка Нидерландов. Величайшим поэтом и драматургом был Йост ван ден Вондел, автор трагедий на библейские и исторические темы, чьи пропитанные духом времени произведения способствовали дальнейшему формированию национального самосознания.

Читайте также:
На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия): сочинение

В период «Золотого века Нидерландов» (XVII век) в Амстердаме создался «Мёйденский кружок», в который вошли многие писателей и художников, в том числе ярчайший деятель Питер Хофт, написавший прозаическую «Историю Нидерландов». Хофт также создал много драм и любовных поэзий, соединив в них простоту голландской средневековой народной песни с изысканностью веяний Ренессанса.

Испания и Португалия – плутовской роман

В этих странах литература развивалась своеобразно. Абсолютизм (при Изабелле и Фердинанде) сложился поздно. Тормозилось развитие промышленности и формирование буржуазии.

Однако, литература испанского и португальского Возрождения богата, и представлена довольно крупными именами. К примеру, Мигель Сервантес де Сааведра, оставивший серьёзное наследие, как прозу, так и поэзию. В Португалии крупнейшим представителем Возрождения является Луис де Камоэнс, автор «Лузиад», исторического эпоса португальцев.

Испанская драматургия Возрождения связана была с процессом секуляризации театра. Начало расцвета испанского театра обязан творчеству Лопе де Вега, который, по сути, создал новый испанский театр. Ему приписывали более 2000 пьес, из которых до нас дошло 468, в том числе 426 комедий. Именно он определил характер испанской драмы, соединяя в пьесах элементы комического и трагического.

Его лучшие произведения: комедии «Собака на сене», «Учитель танцев», «Девушка с кувшином», пьесы «Звезда Севильи», «Глупая для других, умная для себя», «Наказание без мщения», «Овечий источник» с усилением трагического начала, во многом предвосхищается развитие театра эпохи барокко.

Развивались, как поэзия, так и жанры романа и новеллы. Тогда появился типично испанский жанр плутовского романа. Образцы: «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (без автора), «Жизнь и похождения Гусмана де Альфараче» Матео Алемана.

Значение произведений Ренессанса

Литература считается одним из главных достижений культуры Возрождения, именно в ней в наибольшей степени проявились новые представления о человеке и мире, присущие Ренессансу. Объектом литературы стала земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что принципиально отличает литературу Возрождения от средневековой литературы.

Особенностью литературы Ренессанса был глубочайший интерес к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты человека, обостренное восприятие поэзии земного мира.

Как и гуманизму, литературе этого периода было присуще стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеческого бытия, а также обращение к национальному историческому и легендарному прошлому. Отсюда невиданный со времен античности расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических форм, а впоследствии подъем драматургии.

Именно культура Ренессанса поставила поэзию и занятия языком и литературой, выше других видов человеческой деятельности. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Возрождения.

С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии обозначаются как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако почти все высшие ее достижения оказались связаны с первыми.

Культ слова и острое осознание гуманистами собственной личности впервые поставил вопрос об оригинальности и самобытности литературного творчества, что привело и к поиску новых художественных поэтических форм.

Литература эпохи Возрождения в полной мере отразила все особенности данной культуры, ее светский характер, устремленность к человеку и его чувствам, интерес к земному миру. Литература Ренессанса стала классической, создала новые жанры и определила пути ее дальнейшего развития.

Эпоха Ренессанса – выдающиеся деятели и характерные черты эпохи

Предпосылки и зарождение

Многие историки утверждают, что идеи, характеризующие эту эпоху, возникли в конце XIII века во Флоренции, в частности, в трудах Данте Алигьери и Петрарки, а также в картинах Джотто ди Бондоне. Некоторые авторы датируют Ренессанс довольно точно, одна из предложенных отправных дат — 1401 год, когда Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески соревновались за контракт на строительство бронзовых дверей для Баптистерия во Флорентийском соборе.

Другие видят общую конкуренцию между художниками и полиматами (определение для выдающегося человека эпохи Возрождения, который в нынешнем понимании являлся эрудитом), такими как Брунеллески, Гиберти, Донателло и Мазаччо, за художественные заказы, катализатором творчества, характерного для этого периода.

Во времена Ренессанса деньги и искусство шли рука об руку. Художники полностью зависели от меценатов, в то время как последние нуждались в деньгах для развития художественного таланта. Италия обогатилась в XIV, XV и XVI веках за счёт расширения торговли в Азии и Европе. Добыча серебра в Тироле увеличила поток денег, а роскошь из восточного мира, привезённая домой во время Крестовых походов, повысила благосостояние Генуи и Венеции.

Хронологическая периодизация эпохи выглядит следующим образом:

  1. Проторенессанс и Треченто (Раннее Возрождение) — с XIII до XIV века.
  2. Кватроченто (Высокое Возрождение) — до XV века.
  3. Чинквеченто (Поздний этап) — XVI век.

Жюль Мишле охарактеризовал Ренессанс XVI века во Франции как период европейской культурной истории, который представлял собой разрыв со средневековьем, создавая современное понимание человечества и его места в мире.

Социально-политическая ситуация в Италии

Уникальные политические структуры позднего Средневековья Италии привели некоторых учёных к предположению, что её необычный социальный климат поспособствовал появлению культурного расцвета. Италия как политическое образование не существовала в раннем современном периоде. Вместо этого она была разделена на более мелкие территории:

  1. Королевство Неаполь контролировало юг.
  2. Республика Флоренция и Папские государства — в центре.
  3. Миланцы и генуэзцы — на севере и западе.
  4. Венецианцы на востоке.

Указывается, что Отто Фрайзинг, немецкий епископ, посетивший Северную Италию в XII веке, заметил широко распространённую новую форму политической и социальной организации, отметив выход Италии из феодализма таким образом, что её общество основывалось на купцах и коммерции. С этим было связано антимонархическое мышление, представленное в раннем ренессансном цикле фресок «Аллегория добра и зла» Лоренцетти Амброджо, где он заложил послание о достоинствах справедливости и республиканизма.

Читайте также:
На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия): сочинение

Города и государства за пределами центральной Италии, такие как Флоренция, также были известны своими торговыми республиками, особенно Венецианской. Хотя на практике они были олигархическими и мало походили на современную демократию, они всё же имели её черты. Относительная политическая свобода, которую они предоставляли, способствовала академическому и художественному прогрессу.

Местоположение некоторых итальянских городов, таких как Венеция, составило им хорошую службу. Торговцы привозили с собой идеи из дальних уголков земного шара, особенно из Леванта. Венеция была кратким путём Европы для торговли с Востоком и производителями тонкого стекла, а Флоренция являлась столицей текстильной промышленности. В результате финансовое состояние страны дало возможность появлению крупных государственных и частных художественных проектов.

Культурные условия во Флоренции

Историки отмечают несколько особенностей, уникальных для флорентийской культурной жизни, которые, возможно, послужили зарождению Ренессанса именно во Флоренции. Особо подчёркивается роль, которую Медичи, олигархическое семейство, сыграли в покровительстве и стимулировании искусства. Лоренцо Медичи был катализатором огромного количества меценатства, побуждая своих сограждан заказывать работы у лучших художников Флоренции, в том числе у Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти.

Возрождение, безусловно, развивалось и до прихода к власти Лоренцо Медичи.

Некоторые учёные утверждают, что Флоренция стала центром Ренессанса случайно, только потому, что выдающиеся деятели эпохи родились именно там. Тем не менее многие историки не согласны с этой теорией, утверждая, что эти люди смогли достичь своего положения из-за преобладающих в то время культурных условий.

Общие особенности

Возрождение значимости человека в эпоху Ренессанса заключалось в отвергнутых идеалах средневекового аскетизма. Отрицая схоластику и иерархию «Тёмных веков», новая эра подчеркнула необычайное достоинство человека и ценность его земной жизни. Любопытство и желание познать мир вылились в великие географические и научные открытия.

Ренессанс также являлся периодом процветания искусства. Средневековье не окружало античные памятники особым почтением, а древняя мысль была всего лишь набором мудрых фраз. Антиквариату было дано новое значение. Он стал критерием оценки эпохи Возрождения, каноном красоты в искусстве и философии. Появилась печать, которая революционизировала весь мир. Книги, которые до сих пор были почти недоступны и недостижимы для большинства людей, стали общим благом, повлияв на скорость передачи идей и мыслей.

Ренессанс оставался эпохой, в которой латынь всё ещё доминировала. Это был универсальный язык, используемый образованной Европой. Ренессансная латынь, однако, была более прозрачной, чем средневековая, обретая древнее великолепие и красоту. Таким образом развивались литература и национальные языки.

Характеристика Ренессанса была сформирована важными событиями в Европе:

  1. Стремление к национальному объединению.
  2. Растущее значение городов.
  3. Развитие национальных языков.
  4. Изобретение печати.
  5. Распространение меценатства.
  6. Отход от универсализма Европы.
  7. Распад единой феодальной структуры.
  8. Появление Реформации и гуманизма.

Реформация и гуманизм считаются двумя наиболее важными течениями эпохи Возрождения. Например, первое сыграло большую роль в Германии и Англии, а гуманизм — в Италии и Испании.

Философские течения

Гуманизм — это философское и культурно-нравственное движение, созданное в XV веке в Италии, которое было очерчено уже в XIV веке многими аспектами средневековой культуры, направленными на возрождение знания литературы и классических языков. Он был главным интеллектуальным течением Ренессанса. Хотя многие современные мировоззренческие установки основаны на гуманизме эпохи Возрождения, его не следует отождествлять с современными формами, которые присутствуют в экзистенциализме и персонализме.

Эта тенденция имела две характерные черты: увлечение культурой Древней Греции и Рима, а также антропоцентризм. Сильная привязанность к древней культуре, в свою очередь, отличает ренессансную форму гуманизма от других тенденций. Гуманизм возродил исследования классической латыни и греческого языка, что привело к обновлению древней науки и философии, а также классической поэзии и искусства.

Поставив человека в центр интересов, гуманизм заложил основы для современного индивидуализма. Он сосредоточился на человеческих вопросах, достоинстве и свободе. Направление способствовало физическому, умственному и интеллектуальному развитию, а также гармоничному сосуществованию в обществе, подчёркивая возможности человеческого разума и ценность знаний о мире.

В список известных представителей ренессансного гуманизма входят, среди прочих, голландский богослов Эразм Роттердамский, английский писатель (и святой католической церкви) Томас Мор, французский писатель Франсуа Рабле, итальянский поэт Петрарка, философ Джованни Пико делла Мирандола и Леонардо да Винчи.

Реформация — религиозное движение, появившееся в Европе XVI века, в котором иерархия церкви и обычаи духовенства были подвергнуты критике. Это было второе основное течение Ренессанса, направленное на обновление духовенства, реформирование доктрин и практик римско-католической церкви в условиях кризиса.

Мартин Лютер в «Тезисах об индульгенциях» требовал перевода Библии на национальные языки. Реформационные движения способствовали религиозным войнам и расколам между людьми, в результате чего власть Ватикана была ослаблена. Национальные церкви были созданы в разных странах и стремились стать независимыми от папства.

Ещё одним следствием Реформации стало активное развитие литературы, особенно на национальных языках. Протестанты всё больше и больше привязывались к знанию Священного Писания, чему способствовали многочисленные переводы, особенно на национальные языки.

Кратко можно выделить следующие отличительные тенденции эпохи:

  1. Гуманистический взгляд на природу человека.
  2. Антропоцентризм.
  3. Познание мира.
  4. Уважение к плодам человеческого труда.
  5. Возрождение светских идеалов жизни.
  6. Образ Бога как Творца, который позволяет человеку наслаждаться чарами природы.
  7. Борьба за развитие литературы на национальном языке.
  8. Возвращение к древности, возрождение античной философии, изучение великих произведений древней литературы.
  9. Создание чувства патриотизма и национальной гордости.
  10. Формирование нового идеала человека, всесторонне образованного, свободного от суеверий и авторитетов.

Это время также характеризуется уникальным и органичным слиянием различных сфер деятельности человека. Искусство, архитектура и наука были тесно связаны в период Возрождения.

Читайте также:
История театра: сочинение

Искусство и наука

Такие художники, как да Винчи, включили в свои работы научные принципы, например, анатомию, для воссоздания человеческого тела с необычайной аккуратностью. Архитекторы изучали математику, чтобы точно спроектировать и создать огромные здания с обширными куполами.

Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении: Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Открытие в 1492 году Нового Света Христофором Колумбом подтолкнуло людей к новому умонастроению, заставив задуматься о величине окружающего мира. По мере столкновения протестантской Реформации и Контрреформации Северный Ренессанс продемонстрировал решительный сдвиг в акценте с аристотелевской натурфилософии на химию и биологические науки (ботаника, анатомия и медицина). Готовность подвергать сомнению ранее утверждённые истины и искать новые ответы привела к периоду значительных научных достижений.

Во Флоренции, Риме, Венеции и других итальянских городах художники обратились к античности. Они снова начали изображать людей и даже библейских персонажей. Мифологические темы также стали очень популярными. На родине Ренессанса была создана портретная живопись, а прототип ландшафтного барокко был популярен в позднем искусстве Нидерландов. Важной новинкой стало изобретение сходящейся геометрической, линейной и воздушной перспективы.

Художники эпохи Возрождения основывались на трёх важных принципах:

  1. Возобновившийся интерес к систематическим исследованиям древнего искусства.
  2. Изучение человека (в рамках гуманизма).
  3. Открытие и овладение принципами линейной перспективы.

Благодаря им произошла настоящая революция в искусстве Запада.

Как отмечают специалисты, переход от скульптуры, типичной для средневековья, к скульптуре эпохи Возрождения был довольно плавным. Самым важным правилом скульптуры Ренессанса было стремление к реализму, согласно которому люди хотели как можно точнее подражать природе, человеку и его телу и выразительнее демонстрировать свои чувства. Именно поэтому скульпторы постоянно совершенствовали свою технику и мастерство. Они были склонны к монументализму и композиционным паттернам, основанным на простых геометрических формах.

Театр начинает приобретать большое значение в общественной жизни. Выступать на публике теперь могут как и профессиональные труппы, так и бродячие актёры — частые литературные персонажи того времени.

В XV веке музыка уже считалась искусством — результатом знаний, умений и таланта. Внимание было уделено ценности музыки и её влиянию на людей. Возник общий, объединяющий музыкальный язык, в частности, полифонический стиль франко-фламандской школы. С появлением и ростом буржуа возрастал и спрос на музыку.

Хотя вокальная музыка ещё была популярна в какой-то мере, инструменты начали играть всё более важную роль. Особенно популярным в качестве сопутствующего и сольного инструмента была лютня. Растёт число мастерских по изготовлению инструментов, где создаются целые «семьи», соответствующие хоровой аранжировке, например, альт, тенор и бас-флейты. Эталоном считался эвфонический звук, подчёркивающий согласованность голосов.

Мода Западной Европы в период 1500—1550 годов характеризуется объёмной одеждой и изобилием слоёв (что являлось одной из реакций на малый ледниковый период, особенно в Северной Европе и на Британских островах). Контрастные ткани, скошенные черты, обилие вышивки, накладные планки и другие формы поверхностного орнамента стали править балом. Высокие узкие линии костюмов позднесредневекового периода сменились широким силуэтом, коническим для женщин и квадратным для мужчин. Рукава платьев были надуты, разрезаны и повёрнуты назад, чтобы показать контрастные накладки.

XIV век также ознаменовался восстановлением интереса людей (а особенно — вельмож) к уходу за собой.

Ренессанс в России

Тенденции Возрождения из Италии и Центральной Европы в некоторых отношениях повлияли и на Россию. Царь Иван III представил архитектуру этой эпохи на Руси, пригласив нескольких итальянских инженеров, которые принесли с собой новые строительные технологии и элементы стиля эпохи Возрождения, в целом следуя традиционным устоям русского зодчества.

На Руси сложилась своеобразная традиция каменной шатровой архитектуры в середине XVI века. Этот стиль являлся совершенно уникальным и не был похож на современную архитектуру Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют его «русской готикой» и сравнивают с европейской готической архитектурой раннего периода.

К XVII веку влияние европейской живописи привело к тому, что русские иконы приобрели черты реализма, но в то же время следовали большинству старых канонов иконописи. Постепенно появился новый тип светской портретной живописи под названием «парсуна», являющийся переходным стилем между абстрактной иконографией и реальными картинами.

В целом страна получила некоторые архитектурные и технологические идеи европейского Возрождения, но в основном не была с ним связана из-за большого расстояния между Россией и сердцем ренессансного движения, а также сильной приверженности русских к своему византийскому наследию.

Закат эпохи

Учёные считают, что упадок Ренессанса был результатом влияния нескольких факторов. К концу XV века многочисленные войны охватили итальянский полуостров. Испанские, французские и немецкие захватчики, сражавшиеся за итальянские территории, вызвали разрушения и нестабильность в регионе.

Кроме того, изменение торговых маршрутов привело к периоду экономического спада и ограничило количество денег, которые богатые меценаты могли вложить в искусство.

Позже в движении, известном как Контрреформация, католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей в ответ на протестантскую Реформацию. Многие мыслители того времени боялись быть слишком смелыми, что подавляло творчество. К тому же в 1545 году Совет Трента учредил римскую инквизицию, которая сделала гуманизм и любые взгляды, бросившие вызов католической церкви, актом ереси, караемой смертью.

К началу XVII века исторический период Ренессанса угас, уступив место эпохе Просвещения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: