«Как слово наше отзовется»: сочинение

Тема урока: «Как слово наше отзовется…» (подготовка к сочинению-рассуждению)

Презентация к уроку

Цели урока:

  • Образовательные: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ, формирование умения понимать текст и выполнять анализ содержания и формы исходного текста.
  • Развивающие: развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитание у подростков осознанного отрицательного отношения к сквернословию;
    • воспитание бережного отношения к языку, формирование речевой культуры.

Тип урока: урок развития речи.

Методы: словесный, наглядный, проблемный, исследовательский (анкетирование и наблюдение за речью окружающих), частично-поисковый (использован при работе с текстом), репродуктивный метод (работа с учебником, опорными схемами ), метод наблюдения (сравнение текстов), метод моделирования (создание текста по опорным словам).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Приёмы: постановка проблемы, выразительное чтение, анализ текста, составление плана, работа со словарями.

Вид урока: практикум.

Оборудование: компьютер, проектор, листы с алгоритмом написания сочинения, раздаточный материал для аргументации (Приложение).

Ход урока

1. Оргмомент

Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность – просмотр видеоролика с выпусками передачи «Ералаш» («Почему мы так говорим?», вариант – «Педагогическая драма»)

2. Целеполагание и мотивация

– Как вы думаете, над чем мы сегодня с вами будем работать? Какую проблему решать?

Действительно, проблема сохранения русского языка актуальна. Не случайно по приказу Президента России В.В.Путина 2007 год был объявлен Годом русского языка, в 2014 году вернулось в школу итоговое сочинение, а 2015 год стал Годом литературы.
Сегодня на уроке мы продолжаем подготовку к ЕГЭ. Используя полученные знания, попробуем провести целостный (комплексный) анализ текста. Итогом работы будет сочинение- рассуждение на основе исходного текста – это цель нашего урока.

– Чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, что мы должны уметь? Какие задачи сегодня мы должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?

  • понять авторский текст,
  • сформулировать проблему исходного текста,
  • прокомментировать её с опорой на текст,
  • сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,
  • сформулировать собственную позицию и аргументировать её,
  • написать сочинение-рассуждение.

3. Определение темы урока

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
Ф.И.Тютчев

– Как вы думаете, какие слова из строк Ф.И.Тютчева могут быть темой нашего урока? Поясните свое мнение.

4. Постановка проблемного вопроса

– Согласны ли с высказыванием Вадима Шефнера?

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
(Вадим Шефнер)

– Таким образом, ответ на какой вопрос мы сегодня на уроке попытаемся ответить? Какую проблему будем разрешать?
(Какова роль слова? Проблема развития и сохранения русского языка)

5. Работа с интернет-источниками (выступления учащихся)

1) Тексты по этой проблеме (обзор).

  1. Д.С.Лихачёв www.egeteka.ru Проблема культуры речи.
  2. С.М.Казначеев www.saharina.ru Проблема состояния русского языка под влиянием современной жизни.
  3. И.А.Ильин vopvet.ru Проблема значения родного языка.
  4. И.Руденко капканы-егэ.рф. Проблема бережного отношения к языку.
  5. С.Виноградов samopodgotovka.com. Проблема сквернословия как культурной катастрофы.
  6. Нора Галь www.saharina.ru Проблема сохранения чистоты нашей речи.
  7. М.А.Кронгауз www.5splusom-school.ru Проблема изменения речи с течением времени.

Каждый человек несет ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке.

Призыв бережно относиться к родному языку.

2) Интернет-сайты в помощь (обзор)

3) Вред сквернословия

4) Итоги анкетирования

1. Люди употребляют в порыве гнева, таким образом выражают свои эмоции, либо имеют маленький словарный запас.

2. Есть такие, кто не использует бранные слова, а большинство выражают свои эмоции.

3. Большинство употребляющих бранные слова произносят их редко.

4. Употребление этих слов происходит в различных ситауциях. Например, во время спортивных игр или же при общении с друзьями.

5. К счастью, все ребята относятся негативно к сквернословию.

6. Многие ничего не чувствуют, когда употребляют их.

7. Люди думают о невоспитанности ребёнка.

8. Ничего не чувствуют.

9. Чаще всего слышны бранные слова от сверстников и взрослых людей.

10. Предлагают контролировать свою речь, наказывать штрафами сквернословов.

11. Нужно следить за своей речью, сдерживать свои эмоции.

12. Не хотят, чтобы дети использовали бранные слова, потому что это некультурно.

6. Работа с текстом

Вспомните алгоритм написания сочинения-рассуждения (взаимопроверка).

2. Проблема, над которой размышляет автор.
Комментарий (2 примера-иллюстрации).

3. Выявление позиции автора.

4. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).

5. Первый аргумент.

6. Второй аргумент.

7. Вывод (заключение).

Обратимся к тексту С.Виноградова (раздаточный материал). Впервые этот текст был напечатан в журнале «Наука и жизнь» №4 за 1993 год.

1) чтение текста,

– Какая проблема поднимается автором?

– В каком предложении содержится формулировка проблемы?

– Что делает автор, чтобы раскрыть проблему?

– К какому выводу приходит С.Виноградов?

– Согласны ли вы с мнением автора? Поясните свой ответ.

– Кто из писателей писал о русском языке, понимал важность слова, переживал за судьбу языка?

5) Выступление ученика: Литературные аргументы

1) Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».

2) Стихотворение Ивана Бунина «Слово».

4) Иван Сергеевич Тургенев «Русский язык». http://petrova09.rusedu.net/post/451/22101

6) А.С.Грибоедов. «Горе от ума»; А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»;
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/20/problemy-i-argumenty-ege-po-russkomu-yazyku-chast-s

7) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
http://5litra.ru/ege-sochineniya/543-s-kakoy-celyu-pushkin-v-romane-evgeniy-onegin-izobrazhaet-osobennosti-literaturnoy-zhizni-nachala-xix-veka.html

7. Составление группового сочинения-рассуждения и его представление( возможно использование опорных слов с раздаточного листа):

2) 1-й пример-иллюстрация

3) 2-й пример-иллюстрация,

4) авторская позиция,

8. Вывод

– Какой же вывод можно сделать, исходя из темы урока?

– Чтение стихотворений Э.Асадова «О скверном и святом» и И.С.Тургенева «Русский язык»

Вывод учителя. В любых ситуациях нужно помнить, что каждый человек делает свой выбор, и важно сделать его правильно. Давайте же будем говорить грамотно, а значит, красиво, не употребляя в собственной речи нецензурных выражений. Старайтесь искоренять их из своей речи. Нужно думать о том, «как слово наше отзовется».

9. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на основе текстов (см. раздаточный материал), используя один из них как исходный текст, два любых других как аргументы.

Полный анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» (Ф.И. Тютчев)

Полный анализ стихотворения «Нам не дано предугадать», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность разобраться в темах, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Команда Литеровед.ру подготовила материал по данной теме, с помощью которого ученикам будет легче готовиться к предстоящему уроку.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Произведение «Нам не дано предугадать» было написано Федором Ивановичем зимой 1869 года. На тот момент он находился в Санкт-Петербурге. Стихотворение появилось за несколько лет до смерти автора, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Но опубликовано оно было не сразу. Лишь в начале двадцатого века оно появилось в альманахе «Северные цветы», когда автора уже не было в живых.

Литература была далеко не главной в жизни Федора Ивановича. Свою жизнь он больше посвятил дипломатии, в которой достиг очень многого. Царь очень ценил труд Тютчева, поэтому он неоднократно приставлялся к награде и премировался.

Федор Иванович был ответственный так же за цензуру, которой подвергалась иностранная литература. Поэтому у Тютчева были нередко разногласия с правительством. Автор всеми путями старался оказать помощь в распространении свободы слова, а так же либерализации цензурных ведомств.

Благодаря специфике своей работы, которая была связана с огромным количеством литературы, автор делает выводы о значимости сова. В данном стихотворении он поднимает именно эту немаловажную тему, которую выражает через свои размышления. Мы можем видеть мысли автора, изложенные на бумаге, которые касаются роли слова в нашей жизни. Его огромная роль и необходимость показывается автором.

Жанр, размер

Данное произведение относится к философской лирике. Размер написания – четырехстопный ямб. Рифма смежная. Данное стихотворение так же часто именуют стихотворным афоризмом. Данное название появилось не просто так. В стихотворении «Нам не дано предугадать» автор выражает свои мысли очень ёмко и в полном объеме.

Часто можно встретить то, что творчество данного автора называют «чистым искусством». Тютчев не использует насущные темы, которые поднимают проблемы общества. Он пишет о красоте, которая нас окружает ежедневно. Так же в его творчестве можно заметить рассуждения автора на данную тему.

У Федора Ивановича большое количество философских произведений, которые поднимают тему вечного, а не насущного. Это дало лирике Тютчева своего рода бессмертие, потому что она не потеряла своей актуальности и по сей день.

Композиция

Произведение делится на две части. Первая часть показывает, что у нас нет возможности знать наверняка, какую именно реакцию понесет за собой сказанное слово. Люди и их взгляды меняются, поэтому реакцию на творчество предугадать невозможно. Поэт старался понять настроение народа и жить с ним одним целым.

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»

Вторая часть произведения говорит о том, что необходимо снисходительно относиться к высказыванию других людей и уметь прощать. Автор говорит о божественной любви к людям. Автор считает, что сочувствие и есть великой благодатью. Автор грамотно показывает на двух частях произведения то, как может обернуться сказанное слово. Какую силу оно несет, и какие последствия могут быть из-за этого.

Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло…
Коль не дано, так будем ждать.

Произведение «Нам не дано предугадать» написано очень красиво, поэтому читается на одном дыхании. Автор использует достаточно устаревшие обороты речи, это придает стихотворению особую изюминку. Его легко понять любому читателю. Автору удалось добиться понимания каждого читателя и затронуть самые потаенные струны души.

Образы и символы

Автор представляет в образе лирического героя поэта, который многое повидал в жизни, и имеет богатый опыт за плечами. Он ведет интересные рассуждения на тему слова и его ценности, о том, как оно влияет на жизнь и судьбы народа. Лирический герой вступает в диалог с читателем, рассказывая о духовных и нравственных ценностях. Ему удается убедить читателя, что слово вызывает сочувствие в человеческом сердце.

Он хочет, чтобы люди были более человечны и гуманны. Порой умение сдерживать внезапные порывы гнева, который всегда являлся плохим советчиком, является одним из самых главных качеств человека. Этому и пытается научить его поэт в своем стихотворении. Сдержанность, чувство такта и терпимость – вот одни из главных качеств человека. Своим примером он дает пример. Ведь сам он является добрым и мудрым человеком, а главное – он умеет прощать.

Все стихотворение имеет спокойный характер, чем немного заражает и читателя. Спокойствие и умиротворение появляется на душе после прочтения данного произведения.

Темы и проблемы

Основной темой данного произведения является сила и роль слова в жизни обычного народа. Так же автор задумывается о том, как же влияет его творчество на людей. Он размышляет на тему того, сможет ли слово изменить жизнь и мир в лучшую сторону. Он ищет ответ на это вопрос, ведь он далеко не первый, кто задумался об этом. Тютчев уверен в том, что это возможно.

Так же, автор заставляет задуматься над тем, что невольно брошенное слово способно принести весьма печальные последствия. В этом и видит основную проблему поэт. Никогда не стоит бросать слова, за которые потом может быть стыдно. Человек может невольно обидеть сказанным словом, даже не заметив этого. Поэтому необходимо несколько раз подумать и взвесить то, что хочешь сказать другому человеку, чтобы потом не пожинать плоды своего же легкомыслия и неосторожности.

Средства выразительности

В стихотворении «Нам не дано предугадать» мы не видим большого количества троп.

Автор использует развернутое сравнение, метафоры и анафоры. Но и без большого количества средств выразительности стихотворение получилось очень ярким и живым. Не последнюю роль так же сыграла возвышенная лексика, которую использует поэт для передачи своих мыслей и размышлений.

Основная мысль произведения

Основной мыслю произведения «Нам не дано предугадать» является то, что каждое свое слово необходимо взвешивать и обдумывать, прежде чем сказать другому человеку. Мы с сочувствием должны понимать, что можем невзначай обидеть чувства другого человека.

Мы очень часто срываемся и своими словами и выражениями больно раним чувства других людей? Почему так происходит? Ведь мы не желали этому человеку зла и не хотели наговорить гадостей. Что же произошло, что мы своей речью нанесли человеку весомый удар. Все это происходит потому, что чаще всего человек сразу выплескивает свои эмоции, а лишь потом задумывается над тем, а не обидел ли он кого-то.

Стоит с осторожностью подбирать слова, которые не обидят и не заденут чувства других людей. Параллельно, автор вскользь упоминает то, что самые главные мысли, мечты и желания мы все равно не сможем выразить словами. Самое главное обычно понятно без слов.

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.
История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать“.

Метафора – “слово наше отзовется“.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать»

Анализ стихотворения Нам не дано предугадать следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.

Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.

Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.

Обобщение «наше слово», которое дает Федор Тютчев в самом начале своего стихотворения, сразу же отсылает нас к некой объединенности, общности поэта с прочими окружающими людьми, а заодно подчеркивает, что любые слова, не только принадлежащие великим поэтам или писателям, могут оказать поистине магическое воздействие, и требуют большой осторожности в обращении с ними. Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение – это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.

Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.

Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций – период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая – следственная. Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф. Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.

К-во Просмотров: 8663

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать», то Вам точно к нам!

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

«Размышления у парадного подъезда» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – образы, жанр, эпитеты и антитеза

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать. » (восприятие, истолкование, оценка)

Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.

В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.

Ф.И. Тютчев (1803 — 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»). В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)

Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта — в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.

Рассмотрим первые две строки стихотворения:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля.

Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей. Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений — в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно.

Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда — как бы помимо своей воли:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.

Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.

В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие.

Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам — нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.

Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Вклад поэта в наследие русской литературы

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.
Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Основная мысль

Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:

«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…»,

Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.

Роль и значение стихотворения

Глубина и духовность стихотворения несёт в себе и некий познавательный смысл, который имеет большое значение для представителей разных возрастных категорий вне зависимости от каких-либо временных рамок. В этом и состоит привлекательность не только данного стихотворного произведения, но и многих иных творений Тютчева.
Русские поэты, которые воспитывались на поэзии Тютчева, впитывали в себя её колорит и глубину, в собственных произведениях поднимали темы, которые ранее освещались этим легендарным представителем поэзии позапрошлого века. В связи с этим, можно заметить продолжение его творчества в произведениях более поздних авторов, что формирует определённую преемственность нравственных категорий в поэзии.

Эссе «Учусь профессии журналиста». Как слово наше отзовется

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Решение пойти учиться на факультет журналистики и связать с этой нужной и важной профессией жизнь мне пришло относительно недавно. Я и раньше задумывался об этом, ведь 14-15лет – это время выбора, а профессия журналиста – для людей активных, неравнодушных, смелых и любознательных, открывающая новые горизонты. Утвердиться в этом мне помогла и встреча с ветераном журналистики Татьяной Евгеньевной Торопцевой.

Встреча, знакомство, общение может оказать большое влияние на жизнь человека. Так это произошло у Татьяны Евгеньевны с учительницей по литературе и русскому языку Клавдией Даниловной. Я тоже встретился недавно с замечательными увлеченными ребятами из редакции нашей школьной газеты “Сорока”. Они младше меня, начинали с нуля, а сейчас по-взрослому обсуждают темы, факты, планы, материалы у них получаются интересные. Думаю, и надеюсь, что и у меня получится. Например, недавно я брал интервью на вечере встречи выпускников школы №137 у выпускницы 2014 года Стасюк Ирины. Она поделилась своими впечатлениями о изменениях, произошедших в школе, рассказала несколько занимательных фактов о учителях, о том, как школа изменила ее саму, и как она скучает по тем временам. Так что интервью – это всегда любопытно, главное не бояться и, конечно, готовиться.

Мне близка журналистика, нравится многое подмечать, говорить о проблемах, разбирать их, обсуждать разные ситуации и узнавать мнение других. В каждой пытаюсь увидеть положительные и отрицательные стороны. Мне хочется дойти до сути, анализировать и обязательно быть объективным.

О точности, объективности, ответственности журналиста много говорила Татьяна Евгеньевна, цитировала тютчевские строки. Очень важно учиться чувствовать и понимать, как могут отозваться наши слова, нести ответственность за них. Словом можно возвысить, а можно уничтожить, можно пробудить добрые чувства, а можно самые неприглядные. Люди не так часто задумываются “как слово наше отзовется”, а журналист обязан быть ответственным и осторожным, тогда сочувствие, хорошие дела и поступки, как отклик на слова, будут для него наградой. Именно словом журналистика влияет на мысли и чувства людей, организовывает, управляет.

Татьяна Евгеньевна работала корреспондентом во времена СССР в областной газете “Советская Бухара” в Узбекистане. Тогда не обо всем можно было писать, или о том, что хотелось, но качество, точность, достоверность были обязательны. Сегодня нет цензуры и журналист свободен в выборе тем, интерпретации фактов, но это налагает и еще большую ответственность, а этого как раз зачастую не наблюдается. Об этом с огорчением говорила Татьяна Евгеньевна.

Она спрашивала нас и сама рассказывала, какими качествами должен обладать журналист. Обязательно – быть внимательным к деталям и наблюдательным. Может возникнуть вопрос: с чего начать, как построить материал, но благодаря одной интересной детали можно выстроить разговор с читателем.

Важно быть грамотной, интересной, многогранной личностью. Знаю, для этого нужно много читать. Думаю, я сам прекрасно справлюсь с этой задачей. За последний месяц я решил познакомиться с творчеством Стивена Кинга, а также с классиком приключенческой литературы – Жюлем Верном. Прочитав несколько книг Кинга, я понял – это не мое. Жюль Верн заинтересовал меня захватывающим описанием самых обыденных ситуаций, из которых вырастает целая повесть. Я читаю его книги, и мне очень нравится.

Журналист должен быть открытым миру и иметь активную жизненную позицию, не быть равнодушным. Я – человек любознательный, увлекающийся и дотошный. Об одной и той же проблеме можно посмотреть и написать по-разному, у многих свой угол зрения, но он должен быть. Мне очень нравится писать тексты. Нравится, что для этого нужно много, а иногда многих узнать, погрузиться в тему.

Татьяна Евгеньевна давно не работает в журналистике, но она так заинтересованно говорила о литературе, политике, работе в редакции, а затем в сфере научно-технической информации, что стало понятно – даже сменив специальность, журналист остается таким же неуспокоенным и интересным человеком. Она и сама говорила об этом: ” Думаю, годы в журналистике сформировали черты характера, с которыми комфортно жить мне и тем, кто рядом – работал, дружил и дружит”.

Я, конечно, еще молодой и зеленый и, наверно, многого еще не понимаю, для этого нужны опыт, знания, возраст и важны такие встречи. Думаю, что журналистика – это здорово!

Сочинение по роману Ильфа и Петрова «Золотой теленок»

Сочинение на тему «Сатира и юмор советской литературы начала XX века на примере романа И. Ильфа и Е. Петрова»

«Золотой теленок» — второй сатирический роман Ильфа и Петрова. С романом «Двенадцать стульев» его связывает главный герой — Остап Бендер. Кроме того, действие «Золотого теленка» разворачивается в те же годы — конец 20-х годов, а в основе сюжета — та же погоня за богатством, только в окружении других героев и персонажей, и такие же неотразимые, как в «Двенадцати стульях», выражения: «дети лейтенанта Шмидта», «при наличии отсутствия», «эх, прокачу!», «ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству», и жизнерадостные улыбки, и хорошее настроение. Но на самом деле в романе «Золотой теленок» заключен более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд. В романе отражены события, происходящие в стране в конце двадцатых годов. «Золотой теленок» состоит из трех частей. Первая называется «Экипаж “Антилопы”», вторая — «Два комбинатора», третья — «Частное лицо». Эти три части представляют собой самостоятельные небольшие повести, и в то же время они неразрывно связаны основной сюжетной коллизией — приключения Остапа Бендера в погоне за деньгами подпольного миллионера Корейко, причем Остап — исключительно законопослушный гражданин, который никогда не прибегает к краже или ограблению. Он и сам признается, что чтить уголовный кодекс — это его слабость.

В первой части читатель знакомится с главными героями романа: Шурой Балагановым, Паниковским и Адамом Казимировичем Козлевичем. Им предстоит стать одной командой, помогающей Остапу охотиться за миллионом Корейко. По-своему интересна судьба каждого «антилоповца». Шура Балаганов был обычным мошенником и аферистом, зарабатывающим на жизнь тем, что представлялся сыном лейтенанта Шмидта и требовал материальной помощи. Паниковский до 17-го года был «слепым» в Киеве, а после Октябрьской революции ему тоже пришлось переквалифицироваться в «сына лейтенанта Шмидта ». Козлевич не был обычным вором, он шел «на дело» только с применением собственных изобретений, из-за чего неоднократно попадался и садился в тюрьму. После последней «отсидки» он понял, что можно и честным трудом зарабатывать на жизнь, поэтому собрал свой собственный автомобиль «лорен-дитрих» и решил заняться частным извозом.

Именно с образом Козлевича связан первый сатирический эпизод в романе. Когда в городе Арбатове «пересажали» половину населения из-за растраты казенных денег, Адам Казимирович, выступавший главным свидетелем по всем их делам и потерявший клиентов в результате этого, упрекал их в том, что они должны были кататься на свои деньги. «При этих словах должностные лица юмористически переглядывались и запирали окна. Катанье на машине на свои деньги казалось им просто глупым».

Этим эпизодом авторы хотели показать, что советский служащий никогда не станет тратить собственные деньги на какие-либо свои нужды, а с удовольствием потратит на них казенные. Также Ильф и Петров в первой части романа высмеивают глупость и доверчивость председателей исполкома. Так, один из них забывает имя «очаковского» героя и ужасно стыдится этого. Высмеивается в романе и обстановка помещения исполкома, которая в основном состоит из вещей дореволюционной эпохи, что никак не вяжется с новой властью.

Сатира в первой части романа в основном направлена против довер чивости и политической безграмотности людей, живущих вдали от столицы. Прямое тому доказательство — автопробег, в котором «антилоповцы» приняли участие по воле Остапа. На протяжении всего пути до Арбатова «антилоповцы» безвозмездно пользуются дарами и щедротами наивных деревенских жителей. Именно пассивность простого, не искушенного поручениями партии народа позволяет Остапу беспрепятственно добраться до города Арбатова. Во второй части сопоставляются два великих комбинатора. С одной стороны, Корейко — подпольный миллионер, вынужденный скрывать свое состояние от советской власти и ждать прихода капитализма, с другой стороны, Остап Бендер — бедный аферист, который наоборот старается жить роскошной жизнью, тратя последние деньги на вещи, которые нужны лишь ему.

При всем этом авторы неоднократно употребляют слово «глупый», описывая Корейко, а Остапу приписывается высокий ум. Это объясняется тем, что у Корейко нет будущего, потому что капитализм не наступит в России при его жизни. Но он этого не понимает, потому что глуп. Наибольшей насмешке во второй части романа подвергается работа в обычной советской организации. «Геркулес» воплощает в себе всю советскую Россию конца 20-х — начала 30-х годов. Бюрократия, которую якобы искоренили вместе с царизмом, на самом деле процветает в «Геркулесе». Например, Егор Скумбриевич «принадлежал к многолюдному виду служащих, которые или «только что здесь были», или «минуту назад вышли». Некоторые из них в течение целого дня не могут добраться до своего рабочего «кабинета». Несмотря на это, Егор собственноручно перекрашивал агитационный гроб с надписью «Смерть бюрократизму», который «геркулесовцы» по большим праздникам вытаскивали на улицу и с песнями носили по всему городу.

Вплоть до малейших деталей Ильф и Петров описывают один рабо чий день такого человека, вызывая порой недоумение у читателя, а порой и добродушный смех. Но на самом деле авторам не до смеха, а скорее, наоборот. Так, выписанный из Германии за большие деньги немецкий специалист — инженер Генрих Мария Заузе — в течение месяца не может попасть к Полыхаеву, начальнику «Геркулеса », для получения указаний по работе, которую он должен будет выполнять; вместо этого он исправно получает свое жалованье, хотя, естественно, ничего не делает. «Бюрократизмус!» — кричит немец, от возмущения переходя на русский язык. Третья часть романа является кульминационной. Здесь Ильф и Петров в пух и прах разбивают мечту Остапа о поездке в Рио-деЖанейро и счастливой жизни миллионера. Поддерживаемый ими в предыдущих главах Остап остается один на один с реальной действительностью. Из всевластных покровителей авторы становятся грустными сатириками. Их сатира не язвительна, а печальна. Им жаль Остапа, но они ничего не могут поделать.

Остапа ожидает полный крах. Обретя наконец-таки свой миллион, он понимает, что теперь стал таким же заложником денег, каким до него был Корейко. Он не может ничего купить, не может жить открыто и богато, потому что все остальные живут бедно и плохо. Единственное спасение Остап видит в бегстве, в предательстве своей родины, этот вариант его абсолютно не смущает. Но родина не отпускает его, она крепко держит того, кто так высокомерно обращался с ней и пытался обмануть. И Остап покоряется ей: «Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы».

В заключение можно сказать, что роман «Золотой теленок» — это больше, чем просто сатирическое произведение. Роман не просто показывает отрицательные стороны общества страны Советов, а подтверждает мудрую русскую поговорку: «Один в поле — не воин». Идя в одиночку против общества, можно легко погибнуть «под колесами» жизни.

Золотой теленок

Илья Ильф, Евгений Петров

11 сентября 2021 г. 10:04

5 «Вы не в церкви, вас не обманут»

Мне кажется, что в литературе нету аналогов историям Ильфа и Петрова про приключения Остапа Бендера. Читая эту книгу, не перестаёшь улыбаться. Каждый абзац, каждая строка содержит в себе какой-то сатирический приём. Вообще, вызвать смех у своего читателя – это очень непростая задача, но этот роман справляется с ней идеально.

Понятно, что книга пропитана пропагандой и то, что хотели сказать авторы лежит на поверхности. Как и в «12 стульев», Ильф и Петров показывают нам как менялось общество с приходом советской власти. Мы видим, что идеалы дореволюционной России совсем не актуальны в новом строе. Так, получив наконец свой миллион, Остап понимает, что ему негде его потратить. Бюрократическая машина оказывается сильнее денег. Да, это пропаганда, но это тот случай, когда она вообще не мешает…

7 октября 2021 г. 19:14

0 Спойлер С ним не пропадёшь.

Дуэт авторов – Ильфа и Петрова – это отличная комбинация авторов, создающих произведения, которые делают нас лучше. Таким произведением и является “Золотой телёнок” – отличный роман, написанный в 1931 году. “Золотой телёнок” является косвенным продолжением великолепного произведения “12 стульев” и сохраняет антураж и атмосферу этого романа! В “Золотом телёнке” полностью, совершенно виртуозно раскрыты характеры всех персонажей, оттого мотивы их действий, логику их мышления можно предугадывать. Ильф и Петров передали дух времени – 30-е годы двадцатого века в СССР: коллективизация, индустриализация, технический и экономический рывок – всё это находит отражение в нетленном “Золотом телёнке”. Увлекательный сюжет, комбинации великого Остапа Бендера – всё это настолько увлекательно, что просто…

5 сентября 2021 г. 10:52

5 ️Золотой теленок ️Илья Ильф и Евгений Петров

Остап Бендер – остроумный мошенник, который любит и страдает, все мы знаем от чего;)

Бендер замечательный оратор и тонкий психолог. Знает что говорить, кому и когда. Смеялась над его фразочками и восхищалась планами!

Сатира, юмор и ирония. Философия жизни, богатства. В нем ли счастье?

В народ ушли громады цитат из этого произведения! И все они «на злобу дня» даже сейчас.

️Финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь

Просто чёрной строчкой…

17 мая 2021 г. 20:34

5 О Рио!

Ну кто не наслышан об этом великолепном мошеннике, сыне турецкоподданого, а может и самого лейтенанта Шмидта? Остапа Бендера знают все! И вот какой казус получился: если в 12 стульях я ещё немного потешалась над персонажем, то здесь мне было его жалко, особенно в финале. И безумно обидно, что мечты о Рио остались мечтами. А так то да, хохотала над его, ставшими уже классическими фразами, да и вообще, не стыжусь признаться, симпатизирую этому обаятельному плуту. На всё у него готов ответ, всё он знает, ничто его не пугает. Красив, начитан, умён, обладает тонким чувством юмора и острым чутьём на деньги. Почти бессмертен («12 стульев» тому пример). Ну и так, как он умеет любить, … деньги :) наверное, не умеет никто. Хотя все мы их любим, вот только не все умеют в этом признаться. Ну…

27 августа 2021 г. 20:45

5 Пассажиры «Антилопы-Гну» наводят смуту

В свое время роман «12 стульев» в лице Остапа Бендера вошел в мою читательскую жизнь летящей походкой, взошел на пьедестал и беспринципно потеснил напудренную «Анну Каренину» Льва Толстого. Знакомством с Ильей Ильфом и Евгением Петровым я обязана моей маме, чьи нечастые советы для меня бесценны. Все книги, предложенные ей, например, Два капитана или Молодая гвардия, стали для меня просто разрывом сердца, ценным открытием. Такими же словами можно охарактеризовать и романы Ильфа и Петрова.

От «Золотого теленка» я ожидала такого же эффекта взорвавшейся бомбы, взрыва хлопушки, как и от «12 стульев». Чтобы даже после прочтения хотелось пробежать глазами по запавшим в душу моментам и вновь поднять себе настроение.

Сюжет достаточно интересный и захватывающий. Если кратко, то четыре жулика хотят…

Рецензия к произведению Двенадцать стульев и Золотой теленок. Часть 1. (Ильф И. А. и Петров Е. П.)

Первый роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» вышел в свет двадцать девять лет назад. Со времени опубликования «Золотого теленка». прошло двадцать пять лет. Отошло; в: прошлое многое из того, что осмеяно в этих романах, канули и небытие некоторые из выведенных в них типов, но самые книги Ильфа и Петрова не устарели и не утратили своей силы и прелести. Пользуясь критической терминологией, о них можно сказать, что они прошли проверку времени, а говоря проще — их по-прежнему читают и любят.

Чтобы любить эти книги, у читателей есть достаточно оснований.

Прежде всего они написаны людьми, любившими все то, что мы любим, и ненавидевшими все, что. мы ненавидим, людьми, глубоко верившими в победу светлого и разумного мира социализма над уродливым и дряхлым миром капитализма. Кроме того, это книги талантливые и, наконец, очень смешные.

Илья Ильф и Евгений Петров писали свой первый роман, засиживаясь по вечерам в редакции газеты «Гудок», где они работали в те годы в качестве литературных сотрудников в отделе читательских писем, рабкоровских заметок и фельетонов. Их литературный путь от построенных на безбрежном рабкоровском материале сатирических заметок в «Гудке» к «Двенадцати стульям» и «Золотому теленку» и от этих романов к сотрудничеству в «Правде» в качестве авторов десятков фельетонов, блестящих по форме и полновесных по силе наносимых ими ударов, — путь естественный, целеустремленный. Что бы ни писали Ильф и Петров, вся сила их сатирического дарования была отдана борьбе с пережитками прошлого, борьбе с миром тупости, косности и стяжания.

Чтобы написать такие романы, как «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», нужно было обладать большим журналистским опытом и хранить в памяти тысячи встреч, связанных с самой разносторонней и кропотливой из всех редакционных работ — с обработкой приходящих в редакцию писем. Содержание романов Ильфа и Петрова не оставляет сомнений относительно того, чем была продиктована для авторов внутренняя необходимость их создания. Рабкоровские письма и заметки, жалобы читателей, приходившие с редакционной почтой, обличали все злое, нелепое, старорежимное, мещанское, пошлое и тупое, чего еще предостаточно было в ту пору в окружающей жизни. За фактами стояли живые носители зла с именами и фамилиями — и откровенно ненавидящие советский строй «бывшие люди», и пытающиеся пролезть в новый мир буржуазные прохвосты, и всякого рода чинодралы, бюрократы и перерожденцы. Прямые и частые столкновения со всей этой нечистью, вероятно, и побудили Ильфа и Петрова попробовать свои силы в большой литературе и выразить свои чувства и мысли не в коротких газетных заметках, а основательно, со вкусом и, главное, с размахом. Эта потребность, думается, появилась у авторов прежде, чем им пришел на ум сюжет их первого романа, сюжет, о правомерности которого немало спорили в критике.

Сюжет «Двенадцати стульев», конечно, не бесспорен хотя бы уж потому, что он традиционен и весьма условен. Но авторы нисколько и не стремились эту условность скрыть. История двух жуликов, которые рыщут по стране в погоне за брильянтами, зашитыми старорежимной дамой в обивку стула, была удобна прежде всего потому, что она позволяла авторам непринужденно и естественно переходить от одной встречи к другой и от другой к третьей, почти в каждой из них острым сатирическим пером расправляясь с проявлениями старого быта. Если бы роман писался просто для того, чтобы поведать читателю историю погони за брильянтами, а находка их двумя проходимцами представляла бы собой счастливый конец, такая книга вряд ли пережила бы в памяти читателей год своего появления в свет. Но сюжет в «Двенадцати стульях», при всем его остроумии и тщательной разработанности, всего лишь нить, скрепляющая сатирические эпизоды, составляющие подлинную суть книги. Если же говорить о счастливом конце, то как нам ни интересно узнать, чем завершатся поиски Бендера и Воробьянинова, однако финал, при котором брильянты мадам Петуховой попали бы в их руки, воспринимался бы нами не как счастливый, а скорее как несчастный. И наоборот, когда потерявший человеческое подобие, перерезавший горло своему компаньону, бывший предводитель дворянства Воробьянинов приходит к новому рабочему клубу и узнает, что клуб построен на найденные стариком сторожем брильянты, этот безусловно несчастный для обоих героев романа конец ощущается читателем как счастливый, как закономерный и даже как символический.

Действие «Двенадцати стульев» развертывается в том же 1927 году, в котором был написан роман. В богатой коллекции отрицательных типов, выведенных в нем, можно найти персонажей с особенно отчетливой печатью того времени. Но рядом с ними есть и такие, которые дожили до наших дней, весьма мало изменившись и самым фактом своего существования подтверждая, что пережитки капитализма не так-то легко победить.

К первой категории принадлежат деятели «Меча и орала» — начиная со злобствующего пустозвона и бездельника Полесова и кончая председателем «Одесской бубличной артели» нэпманом Кислярским, готовым пожертвовать немалую сумму на дело реставрации капитализма и тут же, при первой опасности разоблачения, донести на всех своих соратников по организованному Бендером «Союзу меча и орала». К галерее этих типов примыкает и бывший чиновник канцелярии градоначальства Коробейников, сохраняющий у себя на дому копии ордеров на реквизированную в начале революции мебель в ожидании дня, когда господа вернутся и за соответствующую мзду получат у него сведения о том, где обретается их обстановка. К этим же типам принадлежит, разумеется, и сам Воробьянинов, живущий надеждой прокутить тещины брильянты в незабвенных для него с дореволюционного времени заграничных кабаках и домах терпимости.

Конечно, современный читатель, в особенности молодой, даже порывшись в памяти, не найдет в ней ни архивариуса, надеющегося при реставрации выгодно сбыть ордера на реквизированную мебель, ни нэпмана, жертвующего . на эту реставрацию триста рублей. Эти типы, связанные в нашем представлении больше всего с первым десятилетием после революции, однако написаны в романе с такой злостью, с такой насмешкой над старым миром, что и сейчас невольно протягиваешь нити от этих людишек из романа «Двенадцать стульев» к каким-нибудь выжившим из ума Керенским, все еще свершающим турне по европам и америкам и разглагольствующим о том, как все было бы хорошо, если бы после Февральской революции не последовало Октябрьской. Вспоминаются и зловещие фаюнины и кокорышкины, с такой силой изображенные в леоновском «Нашествии», — жалкие и злобные последыши, которые в период фашистской оккупации зашевелились кое-где по нашим градам и весям в обликах полицаев и бургомистров. Выведенные в «Двенадцати стульях» все эти типы тогда, в 1927 году, имевшие своих многочисленных и реальных прототипов в жизни, смешны в своем бессилии и отвратительны в своих упованиях. Благодаря меткости нанесенного авторами удара и сейчас, став тенями прошлого, эти фигуры не потеряли своего интереса для читателей.

Есть в романе и другая галерея типов. Это «людоедка» Эллочка с ее птичьим лексиконом из тридцати слов, с ее фантастической, смехотворной манией следовать модам американских миллионерш и с ее вполне практической людоедской хваткой в области выколачивания денег из своих ближних. Это застенчивый «голубой воришка» Альхен, маленький жестокий хапуга, присосавшийся к органам собеса и обкрадывающий беспомощных старушек во имя прокормления своего обширного семейства сытых бездельников; это «молодой человек с бараньей прической и нескромным взглядом», поэт-халтурщик Никифор Трубецкой-Ляпис, с его неизменными стихами о Гавриле, который был и хлебопеком, и лесорубом, и почтальоном, и охотником — в зависимости от того, в какой отраслевой журнал предлагалась очередная «Гаврилиада». Сколько ни трудились потом авторы литературных пародий, пожалуй никто после Ильфа и Петрова так зло и смешно не изобличил позор литературной халтуры и приспособленчества.

То же можно сказать и о страницах романа, живописную постановку гоголевской «Женитьбы» в театре «Колумб». Здесь авторы не вывели типов, подобных Ляпису, но это не помешало им с великолепной меткостью высмеять трюкачество и формализм в театральном искусстве, которые одно время пытались с большим шумом и треском выдавать себя за нечто передовое и ультра-р-р-революционное.

Но все это не исчерпывает содержания романа. Оно значительно шире. Даже в эпизодах, где преобладает юмор в чистом виде, разбросаны резкие сатирические штрихи. Вспомним хотя бы описание бесконечных речей о международном положении, которые на открытии трамвая в Старгороде произносят люди, хорошо потрудившиеся, но в силу нелепой инерции портящие длинными речами заслуженный праздник и себе и другим. Или эпизод взимания Бендером платы за обозрение Пролома в Пятигорске — жульническое предприятие, успех которого психологически основан на том, что экскурсанты привыкли к нелепой деляческой системе взимания городскими властями платы за осмотр чего угодно и где угодно.

Сатирические картины преобладают в романе, но нет нужды грешить против истины, представляя дело так, что «Двенадцать стульев» — сатирический роман в чистом виде. Рядом с главами и эпизодами сатирическими, и притом всегда смешными, в нем есть главы, не содержащие в себе элементов сатиры. Напрасно было бы искать их, скажем, в такой главе, как «Междупланетный шахматный конгресс», или в обрисовке характера Авессалома Изнуренкова. В романе много молодого, задорного, брызжущего через край юмора. В иных местах этот по-марктвеновски здоровый и щедрый юмор доходит до преувеличений, стоящих на грани вероятного. Однако за редкими исключениями авторам почти никогда не изменяет чувство меры, и их разноплановый, пестрый роман во всем его сложном переплетении сатирических и комических элементов остается произведением цельным, написанным единым почерком и единым дыханием.

Источники:

    Илья Ильф. Евгений Петров. Двенадцать стульев. Золотой теленок. Издательство: Нижне-волжское книжное. Волгоград. 1981 год.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: