Памятник Ф. Кафке в Праге: сочинение

Памятник Францу Кафке

Pomník Franze Kafky

Один из пражских памятников выдающемуся писателю XX века, певцу абсурда Францу Кафке, расположился неподалеку от места его рождения, между Пражским еврейским музеем и костелом Святого Духа. В конце XIX века здесь находились ворота между районом отверженных – иудейским Йозефовым кварталом – и христианской Прагой. Мрачные мистические легенды, витавшие вокруг еврейского гетто, нашли отзвук в фантасмагорическом мире кафкианских произведений, которой, в свою очередь, служит источником вдохновения для художников настоящего.

Скульптурная композиция, созданная Ярославом Роной (Jaroslav Rónа) в 2003 году, часто включается в десятку самых необычных памятников мира. Кафка восседает на плечах пустого костюма, шагающего по улице по щиколотку в мостовой. Писатель жестом указывает направление своему носильщику. Кафка был вечным скитальцем в родном городе: творил на немецком языке, поскольку Чехия была частью Австро-Венгерской империи, сменил 13 съемных квартир, не получил признания при жизни… Можно только догадываться, знал ли он наверняка, куда держит путь.

Авторская идея Роны доподлинно не известна, и аллегоричность статуи открывает безграничное пространство для трактовок.

Одна из версий восходит к рассказу Кафки «История одной борьбы», герой которого позавидовал случайному попутчику и взобрался к нему на плечи, чтобы увидеть мир чужими глазами. Оказавшись в «чужой шкуре», герой новеллы избавился от зависти к незнакомцу, поскольку у каждого своя боль…

Другое предположение связано с пражскими мифами о Големе – глиняной кукле, которую раввин Леви волшебным образом оживил и сделал своим слугой. Под влиянием иррационального метафизического наследия Кафки оказались многие гуманитарии. Оно оказало огромное влияние на европейскую литературу и философскую мысль, исподволь «направляя» их.

Статую можно также воспринимать как призыв подняться над собственной мелочностью и зашоренностью. Ведь человек часто закован в свои привычки, как в костюм, и неадекватно оценивает происходящее вокруг. Более того, внешнее проявление должно подчиняться внутреннему, то есть человек должен быть способен управлять своим имиджем, указывать ему, куда следовать. Только тогда он обретает истинную свободу.

Некоторые усматривают в скульптуре Роны социальную сатиру на безликий бюрократический аппарат, в котором чиновники равнозначны своим функциям. Тут не лишне вспомнить блистательный роман «Мастер и Маргарита», в котором пустой костюм отлично справляется с должностными обязанностями.

Такое обилие толкований вполне в духе книг писателя, которые затягивают, как омут, но при этом избегают прямых ответов на возникающие вопросы.

Памятник Францу Кафке в Праге

Памятник Францу Кафке в Праге был открыт 4 декабря 2003 года. Бронзовая скульптура, изготовленная по проекту Ярослава Роны (Jaroslav Rónа), отсылает к одному из произведений самого известного писателя и жителя столицы Чехии (тогда еще Австро-Венгрии) «Описание одной борьбы». Памятник Кафке составляет 3,75 м в высоту, а весит он 700 кг. Отлито скульптурное произведение было на литейном заводе Милоша Вацка (Miloš Vacеk).

Идея предложить такое архитектоническое решение для создания памятника писателю, который бы напрямую отсылал к его творчеству, пришла в голосу Ярославу Роне, который и занялся ее реализацией, опираясь на исследования произведений Кафки Давида Вавры (David Vávrа). Само же возведение памятника писателю стало одним из проектов Общества Франца Кафки. За 4 года он был реализован при финансовой и организационной поддержке Городского управления Праги 1, правительства Праги и благотворительно фонда Nova. Открытие памятника было приурочено к 120-летию со дня рождения Кафки.

Идея памятника Кафке

Идея установить в Праге памятник Францу Кафке возникла еще во время первых заседаний Общества, прямо после его образования в 1990 г. Издание писательского наследия автора в чешских переводах, учреждение международной премии в области литературы, носящей имя Кафки, а также создание памятника в честь писателя стали тремя важнейшими задачами, которые поставило перед собой Общество Франца Кафки.

Идея создания памятника приобрела более конкретные очертания после того, как проект поддержала общественность столицы в рамках проекта «Европейский город культуры 2000». В том же году состоялся художественный конкурс, в рамках которого скульпторы и архитекторы могли представить собственные проекты. Выставка проходила в Галерее Франца Кафки на Старомнесткой площади, к ней был дополнительно выпущен каталог.

Конкурс на создание скульптуры

Откликнувшись на приглашение Общества Франца Кафки, в конкурсе приняло участие семь

Читайте также:
Жизнь и судьба Франца Кафки: сочинение

передовых чешских скульпторов и художников: Никос Армутидис (Nikos Armutidis), Ян Гендрих (Jan Hendrych), Ян Кобласа (Jan Koblasa), Стефан Милков (Stefan Milkov), Карел Непраш (Karel Nepraš), Ярослав Рона a Olbram Zoubek (Олбрам Зоубек). Их художественные проекты, которые были созданы специально для участия в конкурсе, сегодня находятся в здании Общества Франца Кафки, в комнате, где хранится библиотека писателя.

Все участники конкурса получили фотографии избранной для установки памятника местности и были ознакомлены с основными правилами. Проекты в двух отборочных турах оценивало жюри из 11 человек. Как уже известно, во втором туре было выбрано предложение Ярослава Роны. За его проект проголосовало восемь членов жюри, остальные поместили идею Роны на второе или третье места.

Где найти памятник Кафке в Праге?

Местом для установки памятника был выбран парк между храмом св. Духа и Испанской синагогой. Такое расположение отлично вписалось в идейную составляющую проекта, а также стало безупречным с технической точки зрения.

Кстати, уменьшенная копия памятника Кафке, также отлитая из бронзы, стала символом Международной литературной премии Франца Кафки, которую с 2001 года присуждает известным писателям Чехии и других стран Общество Франца Кафки и правительство Праги. Ее лауреатами, а значит и обладателями статуэтки, стали писатели Филип Рот (Philip Roth), Иван Клима (Ivan Klíma), Петер Надас (Péter Nádas), Эльфрида Елинек (Elfriede Jelinek) и Гарольд Пинтер (Harold Pinter).

Вращающаяся голова Кафки в Праге — мыслеформы великого чешского писателя

Голова Кафки в Праге — это, пожалуй, та достопримечательность, о которой особо ничего не нужно говорить. Ее нужно просто медитативно созерцать. К тому же, создатель этой скульптуры Давид Черный, как всегда, умолчал о сути своей необычной задумки. Тем не менее, сам Франц Кафка однозначно заслуживает внимания, потому пройти мимо «его головы» ни в коем случае нельзя.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Зачем посещать: очень необычная и впечатляющая скульптура.
Сколько стоит: бесплатно.
Где находится: в пешей доступности от Вацлавской площади (подробнее о том, как добраться, и карта ниже в статье), район Нове-место — его подробное описание в моей статье Где остановиться в Праге удобнее всего

Франц Кафка — известный в европейском мире писатель чешского происхождения, основоположник нового литературного направления XX века. Сегодня в Праге много мест, связанных с его именем — музей Кафки, возле которого расположен знаменитый фонтан «Писающие мужчины», могила Кафки на Ольшанском кладбище, та самая вертящаяся голова Кафки…

Даже проводятся такие вот экскурсии по местам посещаемым в прошлом самим Францом Кафка, с маршрутами по улочкам, которыми он ходил на учебу, и с душевными посиделками литературных кафе города.

Что значит крутящаяся голова Франца Кафки в Праге

После установки конструкции в 2014 году, скандальный чешский скульптор Давид Черный не поделился подробностями философии своего творения. Это уже его фирменный стиль — сделать нечто малопонятное, поставить это посреди Праги, но никому не объяснить что это все значит.

На самом деле, гигантская вращающаяся голова популярного чешского писателя хоть как-то дает представление о том, кто здесь изображен. А вот, скажем, безликие младенцы или писающие мужчины того же скульптора вообще остаются загадкой и объектом демагогии как среди туристов, так и самих пражан.

Что же касается своеобразного выражения, то здесь «на лицо» портрет известной личности, а его трансформация может означать произведение Франца Кафки под названием «Превращение». Это один из самых популярных рассказов писателя, в основе которого лежит странная история о том, как один «маленький» человек превратился в гигантское отталкивающее насекомое. Буквально проснулся жуком, из-за чего от него отвернулись все близкие. По общему настроению, безнадежности, бессилию и одиночеству, это произведение иногда сравнивают с «Шинелью» Гоголя. Кстати, Франц Кафка считал Николая Гоголя «братом по духу».

Как мы экономим на проживании в отпуске

При помощи сервиса РумГуру, который показывает спецпреложения со скидками на отели, а также помогает найти лучшую цену за ночь, сравнивая стоимость сразу во всех системах бронирования. Выгода порою достигает 2-3 тысячи рублей за сутки.

В общем, хоть доподлинно и неизвестно, что именно имел ввиду скульптор Давид Черный, но бесконечное превращение головы Кафки из одной формы в другую, вполне возможно отражает не только его неординарный ум и видение, но и его известное произведение.

Читайте также:
Жизнь и судьба Франца Кафки: сочинение

Вертящаяся голова Кафки в Праге — отзыв с фото

Туристов эта достопримечательность притягивает больше за ее абсолютную своеобразность. Голова Франца Кафки стала визитной карточкой Праги на ряду с другими памятниками чешской столицы.

Больше всего, наверное, впечатляет практически бесшумность движения. Учитывая огромный вес каждой из металлических пластин и громоздкость всей головы, удивительно, что никакого скрежета или иного раздражающего шума нет.

Скульптура Голова Кафки оставляет ощущение легкости, а отражения и солнечные зайчики от зеркальной поверхности добавляют еще больше положительных эмоций. Очень красивая и приятная работа!

Прага голова Кафки видео

Вот видео, которое выложил сам создатель крутящейся головы — Давид Черный.

Сейчас голова Кафки не крутится вокруг своей оси, как на видео, пластины вращаются только по полукругу. Тем не менее, вид все равно завораживающий. Даже мои дети восхищенно зависли, наблюдая за такой гипнотизирующей картиной.

Находится памятник возле торгового центра Quadrio в районе Нове-Место.

В ближайшей пешей доступности находятся также следующие достопримечательности: Висящий человек, Гавельский рынок, Францисканский сад, перевернутый конь и Вацлавская площадь. Если же идти с детьми, то совсем недалеко расположился пражский музей Лего.

Голова Кафки на карте Праги

Этот необычный памятник Кафке расположен по адресу Charvátova, 110 00 Nové Město. На карте я его отметила оранжевой меткой со значком головы робота.

При необходимости карту можно увеличивать или уменьшать, а также нажимая на метки других достопримечательностей Праги, узнать о них подробнее.

Голова Кафки в Праге где находится и как до нее добраться

Очень просто добраться до скульптуры головы Кафки на метро по желтой ветке до станции Národní třída, при выходе из которой сразу оказываешься у торгового центра Quadrio. Голова Кафки находится на внутренней площади, можно сказать во дворе ТЦ, так что нужно пройти сквозь него, чтобы выйти к памятнику.

Также перед главным входом в торговый центр останавливаются трамваи №2, №9, №18, №22, №23, №93, №97, №98 и №99.

Голова Франца Кафки в Праге — один из необычных памятников и арт-объект

Читайте также:

Музей Воеводины в Нови Саде — выставка военной техники и немного истории

Площадь Свободы в Нови Саде — главная туристическая площадь города

Движущаяся голова Кафки в Праге – лишь одна из целого ряда необычных памятников и скульптур Праги. Кроме неё здесь есть перевёрнутый конь, и «Трифот», и висящий Зигмунд Фрейд.

Кстати сказать, последние две скульптуры создал Давид Черный, он же сделал и движущуюся голову Кафки. Сегодня я расскажу вам, за счет чего она двигается, когда установлена и как до неё добраться. Поехали!

1. Краткая историческая справка

Архитектор Черный славится своими необычными проектами. То гигантские младенцы ползают по лужайке, то автомобили на деревьях. Поэтому идея с вращающейся головой известного писателя совсем не должна удивлять (тем более что и творчество самого Кафки сложно назвать обычным).

Строительство велось с апреля по октябрь 2014 года, а открыт памятник был 31 октября. Немного фактов о стройке:

  • было создано более 2 тысяч чертежей;
  • 3-D модель головы «весила» более 20 гигабайт;
  • всего было затрачено почти 9 тысяч человеко-часов.

Голова состоит из 42 панелей, движущихся в определенном порядке. Сложная система механизмов позволяет программировать разные движения по задумке автора. Каждая панель вращается индивидуально.

2. Полезная информация

2.1. Где находится

Голова Кафки установлена рядом со зданием огромного торгового центра OC Quadro.

Точный адрес – Charvátova, 110 00 Nové Město, Прага, Чехия.

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

Если хотите добраться до скульптуры пешком, то удобнее всего дойти от Вацлавской площади, до неё тут минут 6-7 ходьбы.

Теперь рассмотрим, как добраться на общественном транспорте:

  • ближайшая станция метро называется Národní třída, через неё проходит линия метро B;
  • точно так же называется и остановка трамваев №6, №9, №18, №22, №53, №57 – 59, №91.

Также можно воспользоваться такси, но лучше вызовите службу вроде Uber, цены в Праге на такое удовольствие кусаются.

При путешествии на автобусе Hop-On можно выйти на остановке под названием Национальный театр. Такой автобус колесит по всему городу, делая остановки в определенных местах, на любой из них можно выйти и сесть. Во время езды Вы можете пользоваться аудиогидом (доступен и русский язык). Билет обойдется в 27,2 евро за 24 часа пользования.

Читайте также:
Жизнь и судьба Франца Кафки: сочинение

Также можно увидеть этот арт-объект и в рамках экскурсии. К примеру, прогулка «Современная Прага — от Танцующего дома до головы Франца Кафки» позволит открыть для себя много образцов современного искусства за 2,5 часа пешеходной экскурсии, участие в которой стоит 19 евро с человека.

Другая экскурсия, включающая в себя посещение и этой скульптуры, называется «Скрытые места и подземелья Старой Праги». Вы услышите много местных легенд, узнаете побольше об арт-работах Давида Черны, а также испытаете, каково ехать в патерностере. Экскурсия продлится пару часов, рассчитана на группу до 10 человек. Стоимость за группу – 100 евро.

2.3. Время посещения

Памятник увидеть можно круглосуточно.

2.4. Официальный сайт

Отдельного сайта нет, но имеется страница на сайте ТЦ Quadrio, рядом с которым и находится скульптура.

3. Голова Кафки в Праге — фото и видео

Видны панели в момент перестроения:

Вот голова уже почти «собралась»:

Все панели складываются на несколько секунд, а потом скульптура снова как бы распадается:

А вот и видео, как «складывается» и «распадается» голова Кафки:

4. Выводы

Можно совместить осмотр головы с визитом в торговый центр. В принципе, на неё достаточно посмотреть минут 5, чтобы получить впечатление. Впрочем, есть и те, кто смотрит на неё по часу – каждому своё :) Учитывая, что недалеко расположена Вацлавская площадь, я бы советовала прийти к памятнику именно после посещения знаменитого «Вацлавака».

Как вам такая скульптура? Может быть, видели другие работы Черны? Расскажите о своих впечатлениях! Как по мне, очень неординарная творческая личность.

Уверена, рассказ Вас точно удивил. Впереди еще много интересного, так что подписывайтесь на обновления и делайте репост – а мы пойдем готовить для Вас новый материал. До скорой встречи!

Кстати, если вы только собираетесь в Прагу, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

А я в Праге воспользовалась сервисом airbnb и остановилась вот в этой квартире (прочитать отзыв) — так оказалось намного дешевле и удобнее. Если тоже хотите выбрать квартиру, а не отель, обязательно воспользуйтесь нашей ссылкой — так вы получите бонус (около 30 евро) и сможете сэкономить уже на первом бронировании.

Франц Кафка: как неудачник стал самым культовым писателем века

После смерти Франц Кафка повелел своему душеприказчику и другу Максу Броду сжечь без исключения всё им написанное, но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал большую часть его работ, которая вскоре начала привлекать к себе внимание. И спустя 25 лет после смерти от туберкулеза он становится едва ли не самым знаковым и популярным писателем XX века. Мрачное насупленное лицо и образ несчастного человека до сих пор прельщают зрелые и не очень умы. Его боготворят, ему поклоняются, его чтят. Хотя многие его литературу не понимают. В чем же причина? В чем магия личности, которая впечатляет даже тех, кто его произведения не читал вовсе? Что же так прельщает людей, выстраивающихся в очередь на поклон его могиле и рыдающих над «Превращением»?

Франц Кафка — слишком трагическая фигура

Жизнь дает нам множество шансов хоть как-то оправдать собственное существование. И если первый этап оказался, мягко говоря, не очень удачным, то возможно, при должном старании тебе представится еще один шанс. Единственная проблема — даже в этом случае надо что-то делать, причем делать качественно, ибо дерьмо классикой стать не может.

Кафка именно таков. Сгусток комплексов, страхов и противоречий, которые не давали Францу ни жить в полную силу, ни раскрыться и превратиться в большого писателя. А всё благодаря собственному страху быть воспринятым отталкивающим как физически, так и умственно. И всё это при том, что Франц с младых ногтей крутился в обществе германоязычных поэтов Чехии. При его жизни было опубликовано всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, а потому странное творчество Франца Кафки привлекало мало внимания.

Читайте также:
Жизнь и судьба Франца Кафки: сочинение

Кафка разрывался между чувством и долгом — с одной стороны, Франц считал себя «должным» своим родителям, навязывающим ему юриспруденцию, с другой — его тянуло к литературе и писательству. «Всё, не связанное с литературой, я ненавижу, — записывал он, — …мне скучно ходить в гости, страдания и радости моих родственников наводят на меня безмерную скуку».

Некоторое время Кафка был простым скучным офисным работником в страховом отделе по несчастным случаям, что приводило его в полное отчаяние и еще больший пессимизм. В дневнике Франц писал: «Для меня это ужасная двойная жизнь, из которой, возможно, есть только один выход — безумие».

Боязнь быть высмеянным и непризнанным вкупе с деспотией родителей — как же это знакомо. Читая письма и дневники Кафки, понимаешь, что за 100 лет ничего не изменилось, — до сих пор непонимание и конфликты поколений мешают таким вот талантам раскрыться и наслаждаться прижизненной славой. Чтобы понять всю полноту трагедии, нужно прочитать его знаменитое письмо отцу, так и не дошедшее до адресата. Хотя Франц Кафка и винил во всех бедах отца, главными причинами его бед были неспособность подстроиться под реалии мира и гора комплексов.

И была третья группа, которая жила в Праге едва ли не с момента ее основания, жила в изолированном гетто, окруженном высокой стеной. Жила обособленно, лепя мифических големов и насылая проклятия на несчастных христиан. Это были евреи, к коим Франц Кафка и относился. Евреи, евреи, кругом одни евреи. Абсолютные чужаки, которые так и не стали своими, с которыми связывали ряд суеверий (в том числе и пресловутого голема), которых выгоняли, а потом возвращали в город. В середине XIX века гетто сделали официальным кварталом, а сынам иудейским наконец дали все гражданские права. И, казалось бы, жизнь наладилась, отец Кафки стал одним из успешнейших предпринимателей города, его дядя был генеральным директором железных дорог Испании. Но в 1897 году, когда Францу было 14, случился очередной еврейский погром. Немецкую речь, разносившуюся эхом над Влтавой, сменила чешская, Австро-Венгрия распалась на куски, образовав единую Чехословакию в 1918, а евреи так и остались чужаками.

Изгнанник, ставший везде своим

К чему этот объемный исторический экзерсис? Чтобы лучше понять ощущение ничтожности маленького человека, после смерти превратившегося в большого писателя. Франц писал: «Прага никогда не выпустит, у этой матушки те еще клешни», — вот так он любил родной город и всё равно стал его маскотом. Домов, где он бывал, проживал и останавливался — уйма, на каждом втором — мемориальная табличка, но надо отметить, что речь идет о самом читаемом немецкоязычном писателе. Отбросим стереотипы о нехороших взаимоотношениях германцев и иудеев, появившихся после Второй мировой, не стоит забывать, что это был государственный язык страны, в которой он прожил большую часть жизни. Кафка и чешским владел, но чего изменять традициям, если все твои произведения пишутся в стол, а сам ты просишь их уничтожить? Может быть, если бы Франц Кафка писал на чешском, то не стал бы таким популярным (все же на немецком говорит гораздо больше людей), но важно другое. Вот что он говорит о немецкоязычных писателях еврейского происхождения: «Они живут с тремя невозможностями: невозможностью не писать, невозможностью писать по-немецки, невозможностью писать иначе. Можно добавить четвертую невозможность — невозможность писать вообще».

И хотя еврейские погромы не затронули семью Кафки, сам он чувствовал себя чужаком, о чем писал: «Prasive plemeno — поганая кровь. Так при мне называли евреев. Не правда ли, естественно покинуть место, в котором тебя так яростно ненавидят. Героизм, который требуется для того, чтобы остаться несмотря ни на что — героизм таракана, которого тоже ничем не выжить из ванной».

Но сама ситуация абсурдна: еврей из Чехии пишет на немецком, становится символом города, который он любил, но отождествлял со злом, которое высасывает из него силу. Так что абсурд есть не только в его романах, но и во всей жизни Франца Кафки. Чужак, изгой, ставший маскотом — это ли не квинтессенция абсурда? Правда, всё поклонение писательскому гению выражается не только в паломничестве к могиле Кафки.

Читайте также:
Жизнь и судьба Франца Кафки: сочинение

Например, они построили музей, сильный и впечатляющий, но после него испытываешь всю экзистенциальную глубину и ходишь два часа как мешком прибитый. Памятник в виде огромной крутящейся головы писателя и монумент пониже, где он верхом на своем костюме. А напротив того самого музея сияет изящный скульптурный комплекс: двое мужчин стоят на карте Чехии и писают на нее, вырисовывая буквы национального алфавита. Олицетворяют, конечно же, отношение правительства. И хотя у всех выдающихся чешских авторов была особенная страсть к высмеиванию общества и политиков, это абсурдное творение смотрится более логично возле музея Кафки, чем музея Чапека и Гашека.

Швейк, конечно, издевательски абсурден, «Война с саламандрами» и вовсе пугает, но с «Замком» и «Процессом» они не сравнятся, там уровень абсурдности не поддается исчислению. Этим и ценен Кафка, за это его и любят: так обличать бюрократию, как он, не мог и не может никто. За эту его уникальность его и любят.

Франц Кафка — любимец женщин

Образ забитого, запуганного собственным отцом паренька, неспособного существовать в этом мире, рисует образ закоренелого девственника поневоле. Однако у этого рефлексирующего и слабого человека не было проблем с женщинами. Женщины его влекли и вместе с тем пугали. Встречам и общению с ними Франц предпочитал письма. Сейчас это называется «хорошо устроился» — встречался, когда хотел. Но это же Кафка, и причины у него были не такие приземленные.

Четыре женщины, 3 помолвки (причем с одной женщиной дважды). Некоторые недалекие неудачники считают, что если такой затворник, как Кафка, охмурял девиц, то и у них получится. Некоторые даже считают Франца «красавчиком» — обломал женщину, дважды унизил, не пошел на брак. Но это была патологическая боязнь брака и полной потери независимости, которой и так не было. Единственную женщину, на которой Франц Кафка готов был жениться, забраковал деспотичный папаша — не дал согласия, слишком низкородная и бедная у нее была семья.

К женщинам у Кафки странное отношение. Ту, что он обломал дважды — Фелицию Бауэр — он сам называл некрасивой и говорил о сходстве ее лица с лошадиной мордой. Единственное, что его в ней привлекало — берлинская прописка. Нет, Берлин как таковой тут не важен. Важно то, что она живет далеко. Ее можно не видеть. С ней можно не разговаривать.

Зато одна женщина была под стать ему. Милена — талантливая, эмоциональная бисексуалка, балующаяся наркотиками и отлежавшая в психушке. А на вопрос, почему они расстались, отвечает Франц Кафка так: «Я любил девушку, которая тоже любила меня, но я должен был ее покинуть. Почему? Не знаю… Я очень страдал. Была ли виновата девушка? Не думаю, или, скорее, я в этом не уверен, поскольку предшествующее сравнение неполное».

Вот такой вот половой декаданс, но образ неудачника, так нагло и сурово обращающегося с женщинами, привлекает не только биографов. Дело в том, что в кумире всегда хочется видеть идеал. Но Кафка идеалом не был, как и нормальным человеком. Но женщины в его жизни дают надежду на то, что он все-таки был мужиком.

Но говоря откровенно, инициатором разрыва становился всегда Кафка. Когда понимал, что всё зашло слишком далеко, или когда женщины его утомляли. Но кое в чем Франц тебя разочарует — его не особенно интересовал секс.

Жизненные, пугающе абсурдные произведения

И самая главная причина — это, конечно же, произведения, написанные, как любят говорить критики, кровью. Франц Кафка дал возможность людям понять, что страдание субъективно. Человек превращается в таракана, но все вокруг воспринимают это слишком по-бытовому.

Другой персонаж пытается узнать, в чем же его обвиняют. Но сделать это невозможно из-за ужасающей бюрократии. Так и ведет свою обычную жизнь Йозеф К.: в ожидании суда, пытаясь найти справедливость.

Или абсурдный роман про чужака, который пытается попасть в проклятый замок. Вся жизнь в близлежащей деревне крутится вокруг Замка, его поручений и нелепых официальных писем-уведомлений. Существование людей не имеет смысла. Главному герою советуют сблизиться с любовницей важного чиновника, чтобы получить возможность поговорить с ним. Полный абсурд, но так сильно напоминает жизнь.

Читайте также:
Жизнь и судьба Франца Кафки: сочинение

Или роман «В исправительной колонии». Тот самый, про жестокую казнь, в которой специальный аппарат выцарапывает на теле человека заповедь, которую он нарушил. С каждым разом всё глубже, пока провинившийся не умрёт.

В колонии появляется новый начальник, которому такая жестокая казнь не по душе. В итоге из великой любви к аппарату палач убивает сам себя.

Казалось бы, что за бред? Что за идиотизм? Но абсурд, в общем, а если присмотреться, то начинаешь разглядывать вполне банальные элементы из жизни.

Кафкианская модель мира неоднозначна, как неоднозначен и сам абсурд. Для кого-то это злая ирония, а для кого-то настоящая боль. Франц Кафка не загоняет в рамки, поэтому каждый при прочтении видит свое. Кто-то видит свои собственные страдания, кто-то видит несовершенство мира, а кто-то слишком любит абсурд.

Кафка свой, Кафка для всех

Феномен Кафки — в его универсальности. Он вроде как для всех, но сам не относил себя ни к кому. Его трактует кто хочет и как хочет. Его причисляют к анархистам и даже борцам за независимость Чехии, а в своем дневнике он написал: «2 августа. Германия объявила войну России». Называли иудеем, а сам он на одном хасидском собрании сравнивал их с африканским племенем. Но при этом некоторый период времени, прежде чем разочароваться в иудаизме, тщательно интересовался историей и мифами иудеев. Атеисты считают его своим, хотя в бога он верил. Модернисты сделают его своим символом, Камю сделает его аргументом своей философии абсурда, экзистенциалисты провозгласят Богом.

А самому Кафке на всё это было плевать. Прикованный личной болью к трагедии жизни, Кафка острее других ощущал абсурдную компоненту бытия. Страдание сделало его визионером, и он просто-напросто стал пророком пессимизма. Но людям свойственно копать глубже, чем оно есть, выискивать всякую дрянь и трактовать по-своему.

Он сам — жертва бытия, не эпохи, не строя, не семьи, не болезни, а именно нескончаемо-мучительного бытия. Бытия, в котором так трудно — быть. Отношение Франца Кафки к миру — это отношение ребенка, столкнувшегося с мировым несчастьем — надежда на чудо. Феномен Кафки — инфантильная беспомощность перед выбором, чего бы этот выбор ни касался — службы или писательства, действия или мечты, одиночества или брака, преданности семье или бунта против нее. Страхи и душевные страдания — результат бесконечного напряжения, вызванного столкновением между внутренней и внешней реальностью, возвышенной любовью и сексом, преданностью семье и ее неприятием, притязаниями инстинкта и стремлением к духовной жизни.

В итоге

Святой покровитель Праги стараниями туристических агентств. Символ абсурдизма стараниями Камю, философ и теоретик стараниями критиков и литературных исследователей; и бог неудачников стараниями самих нытиков и неудачников. Кафка оказался писателем для всех: для тех, кто читал его книги, и особенно для тех, кто изучал его биографию. От него оторвали по куску и растащили каждый себе, не оставив ничего ему самому. Казалось бы, он родился зря, так и не реализовав свой потенциал, но время показало, что его абсурдизм с вплетенными жестокими реалиями жизни как раз очень нужен очумевшему и сходящему с ума XX веку. В этом веке читателю стали важны не только произведения, но и судьба автора. А увидев судьбу этого несчастного человека, мы нашли себе оправдание и начали искать отсутствующий у нас гений. И слава Богу, что Брод ничего не уничтожил, иначе бы нытики не поняли, что такое экзистенциальная яма, а любители хорошего чтива не узнали про потрясающе-печальную сатиру на этот мир.

Биография и удивительное творчество Франца Кафки

Франц Кафка – это один из ярких феноменов в мировой литературе. Те читатели, которые знакомы с его произведениями, всегда отмечали какую-то безысходность и обреченность в текстах, приправленную страхом. Действительно, в годы его активной деятельности (первое десятилетие XX века) вся Европа были увлечена новым философским течением, позже оформившимся как экзистенционализм, и данный автор не остался в стороне. Именно поэтому все его произведения можно интерпретировать как некие попытки осознать свое существование в этом мире и за его пределами. Но вернемся к тому, с чего все началось.

Читайте также:
Жизнь и судьба Франца Кафки: сочинение

Итак, Франц Кафка был еврейским мальчиком. Он родился в июле 1883 года, и, понятно, что тогда еще гонения этого народа не достигли своего апогея, но некое пренебрежительное отношение в обществе уже было. Семья была довольно обеспеченная, отец держал свой собственный магазинчик и вел в основном оптовую торговлю галантереей. Мать происходила тоже не из бедных. Дедом Кафки по материнской линии был пивовар, причем довольно известный в своей местности и даже богатый. Семья хоть и являлась чисто еврейской, но говорить предпочитала на чешском языке, да и жили они в бывшем пражском гетто, а в то время – небольшой районе Йозефов. Сейчас это место относят уже к Чехии, но в период детства Кафки оно принадлежало Австро-Венгрии. Именно поэтому мать будущего великого писателя предпочитала разговаривать исключительно на немецком языке.

Вообще, еще будучи ребенком, Франц Кафка отлично знал сразу несколько языков, мог свободно говорить и писать на них. Предпочтение он отдавал, как и сама Юлия Кафка (мать) тоже немецкому, однако активно пользовался и чешским, и французским, вот только родным практически не владел. И лишь достигнув возраста двадцати лет и столкнувшись близко с еврейской культурой, писатель заинтересовался и идишем. Но специально учить его так и не стал.

Семья была очень большая. Кроме Франца, у Германа и Юлии Кафки было еще пятеро детей, а всего три мальчика и три девочки. Старшим был как раз будущий гений. Однако братья его не дожили и до двух лет, а вот сестры остались. Жили они довольно дружно. И не позволяли ссориться по разным мелочам. В семье очень чтились вековые традиции. Так как «кафка» с чешского переводится как «галка», то изображение этой птицы считалось фамильным гербом. А сам Густав имел собственное дело, и на фирменных конвертах красовался именно силуэт галки.

Мальчик получил хорошее образование. Сначала он учился в школе, затем перешел в гимназию. Но на этом его обучение не закончилось. В 1901 году Кафка поступил в Карлов университет в Праге, из которого выпустился уже со степенью доктора юридических наук. Но на этом, собственно, карьера по профессии и закончилась. Для этого человека, как для истинного гения, главным делом всей жизни было литературное творчество, оно и душу излечивало, и являлось отрадой. Поэтому по карьерной лестнице Кафка никуда не двигался. Как после университета он поступил на невысокую должность в страховом ведомстве, так с такой же и уволился в 1922 году, всего лишь за два года до кончины. Страшная болезнь точила его тело – туберкулез. Писатель боролся с нею несколько лет, но безуспешно, и летом 1924 года, не дожив всего лишь месяца до дня рождения (41 год), Франц Кафка скончался. Причиной столь ранней смерти до сих пор считают не саму болезнь, а истощение вследствие того, что он не мог глотать пищу из-за сильных болей в гортани.

Становление характера и личная жизнь

Франц Кафка как человек был очень закомплексованный, сложный и довольно трудный в общении. Его отец был очень деспотичным и жестким, и особенности воспитания повлияли таким образом на мальчика, что он только сильнее замкнулся в себе. Появилась и неуверенность, та самая, которая не раз потом будем сквозить в его произведениях. Уже с детства у Франца Кафки проявлялась потребность в постоянном писательстве, и она вылилась в многочисленные дневниковые записи. Как раз благодаря им, мы знаем, насколько неуверенная в себе и боязливая это была личность.

Отношения отцом не заладились изначально. Как и любой писатель, Кафка был ранимым человеком, тонко чувствующим и постоянно рефлексирующим. Но суровый Густав не мог этого понять. Он, истинный предприниматель, много требовал от своего единственного сына, и такое воспитание вылилось в многочисленные комплексы и неумение Франца строить прочные отношения с другими людьми. В частности, работа для него являлась адом, и в своих дневниках писатель не раз жаловался на то, как тяжело ему идти на службу и как люто он ненавидит свое начальство.

Читайте также:
Жизнь и судьба Франца Кафки: сочинение

Но не ладилось и с женщинами. Для молодого человека время с 1912 по 1917 года можно охарактеризовать, как первую любовь. К сожалению, неудачную, как и все последующие. Первая невеста, Фелиция Бауэр – та самая девушка из Берлина, с которой Кафка дважды разрывал помолвку. Причиной было полное несоответствие характеров, но и не только это. Молодой человек был неуверенным сам по себе, и в основном именно из-за этого роман развивался преимущественно в письмах. Конечно, расстояние тоже было тому виной. Но, так или иначе, в своем эпистолярном любовном приключении, Кафка создал идеальный образ Фелиции, очень далекий от реальной девушки. Из-за этого отношения и разрушились.

Вторая невеста – Юлия Вохрыцек, но с ней все было еще более быстротечно. Едва заключив помолвку, сам же Кафка ее и расторг. И уже буквально за несколько лет до собственной смерти, писатель имел некие романтические отношения с женщиной по имени Мелена Есенская. Но тут история довольно темная, ибо Мелена была замужем и отличалась несколько скандальной репутацией. По совместительству она же являлась главной переводчицей произведений Франца Кафки.

Особенности творческого пути

Кафка – признанный литературный гений не только своего времени. Даже сейчас, через призму современных технологий и стремительного бега жизни, его творения кажутся невероятными и продолжают поражать уже довольно искушенных читателей. В них особенно привлекает характерная для этого автора неуверенность, страх перед существующей реальностью, боязнь сделать хотя бы один шаг и знаменитая абсурдность. Чуть позже, уже после смерти писателя, по миру торжественным шествием прошел экзистенционализм – одно из направлений философии, пытающее осознать значимость человеческого существования в этом бренном мире. Кафка застал только лишь зарождение этого мировоззрения, но его творчество буквально пропитано им. Наверное, сама жизнь подтолкнула Кафку к именно такому творчеству.

Невероятная история, произошедшая с коммивояжером Грегором Замзой в “Превращении” Кафки, во многом перекликается с жизнью самого автора – замкнутого неуверенного в себе аскета, склонного к вечному самоосуждению.

Абсолютно уникальная книга Франца Кафки “Процесс”, которая фактически “создала” его имя для культуры мирового постмодернистского театра и кинематографа второй половины XX в.

Примечательно, что при жизни этот скромный гений никак не прославился. Были изданы несколько рассказов, но они не принесли ничего, кроме небольшой прибыли. А между тем, в столах пылились романы, те самые, о которых после заговорит весь мир, и не умолкнет до сих пор. Это и знаменитые «Процесс», «Замок», – все они увидели свет только после смерти своего создатели. И вышли исключительно на немецком языке.

А случилось это вот как. Уже перед самой кончиной, Кафка позвал своего доверителя, довольно близкого ему человека, друга, Макса Брода. И высказал тому довольно странную просьбу: сжечь все литературное наследие. Ничего не оставить, уничтожить до последнего листа. Однако Брод не послушался, и вместо того, чтобы сжигать, он их издал. Удивительно, но в большинстве своем незавершенные работы понравились читателю, и вскоре имя их автора стало известным. Однако все же некоторая часть произведений так и не увидела свет, потому что их все же уничтожили.

Вот такая трагическая судьба была у Франца Кафки. Похоронен он в Чехии, но Новом еврейском кладбище, в семейной могиле рода Кафки. Произведениями, опубликованными при жизни, стали всего лишь четыре сборника малой прозы: «Созерцание», «Сельский врач», «Господарь» и «Кары». Кроме того, Кафка успел издать и первую главу его знаменитейшего творения «Америка» – «Пропавший без вести», а также еще небольшую часть очень коротких авторских сочинений. Они не обратили на себя практически никакого внимания публики, и не принесли писателю ничего. Слава настигла его уже только после смерти.

Франц Кафка (1883-1924) – биография, жизнь и творчество писателя

Семья и детство

Франц Кафка (иногда его имя переводят неправильно — Фрац Кавка) родился 3 июля 1883 года. Его родиной является чешский город Прага, который в то время был крупным экономическим и культурным центром Австро-Венгерской империи. Родители Франца были евреями. Герман Кафка, отец мальчика, занимался оптовыми продажами галантерейных товаров. Мать будущего писателя звали Юлия. Она была дочерью богатого пивовара. Поскольку Юлия хорошо владела немецким, она научила сына писать и говорить на этом языке. Также Кафка знал чешский и французский, а еврейский стал изучать только с двадцати лет.

Читайте также:
Жизнь и судьба Франца Кафки: сочинение

Франц был старшим ребёнком в семье. У него было три сестры и два брата. Оба мальчика умерли в раннем возрасте.

У Франца были сложные отношения с отцом. Герман Кафка строго относился к своим детям. Он пытался вырастить их в соответствии со своими идеалами. Герман хотел, чтобы Франц продолжил его бизнес, но тот не соответствовал его ожиданиям. Будущий литератор отличался застенчивостью и замкнутостью. Отец нередко насмехался и издевался над ним. Однажды ночью мужчина выставил собственного сына на балкон, когда мальчик попросил воды.

В своих будущих работах Франц часто писал о взаимоотношениях со своим родителем. В «Письме моему отцу» он отразил конфликты между ним и Германом Кафкой. Деспотичную фигуру родителя он описал и в некоторых других произведениях. Писатель стремился помириться с отцом, но понимал, что это невозможно. Поэтому он надеялся на мирное сосуществование с ним.

Учёба и работа

Информация о школьных годах будущего писателя дана кратко в Википедии. Франц Кафка поступил в начальную школу для мальчиков в 1889 году. С 1893 по 1901 он учился в немецкой государственной гимназии. В этот период у Кафки появились первые друзья — Оскар Поллак и Рудольф Иллови. Во времена учёбы в гимназии Франц понял, что хочет связать свою жизнь с литературой.

Затем Кафка поступил в Карлов университет в Праге, где изучал химию, немецкую литературу и философию. Позже ему пришлось выбрать юридический факультет, чтобы избежать очередного конфликта с отцом, который желал для сына успешной карьеры. В период обучения в университете Франц активно участвовал в студенческой жизни. Он изучал труды Платона, Гоголя, Достоевского и Гёте. Близкими друзьями юноши были будущий журналист Макс Брод и публицист Феликс Вельч, с которыми его сблизил интерес к литературе.

В 1906 году Франц получил полное высшее образование, став доктором права. Осенью того же года он поступил на службу чиновником в страховое ведомство. В течение 14 лет он занимался страхованием травматизма на производстве и выступал в суде по этим делам.

Франц не любил свою работу. Он ненавидел своих коллег и начальников, хотя многие его уважали и считали отличным чиновником. Кафка сумел улучшить условия труда на производстве в северной части страны. Поскольку начальство ценило труд Франца, его несколько лет не отпускали на пенсию.

Творческая деятельность

Кафка находил спасение в литературе, которая помогала ему сбежать от суровой реальности. Он трудился над своими произведениями параллельно с основной работой. Франц писал произведения ночью или вечером после службы. Первые рассказы Кафка опубликовал в 24 года. Позже он выпустил сборник этих произведений под названием «Размышления».

Его следующей работой стал роман «Свадебные приготовления в деревне». В 1909 году газета «Богемия» опубликовала рассказ Кафки «Аэропланы в Брешии». С 1910 Франц изучал сионизм и иудаизм, а также делал записи в дневнике.

Кафка опубликовал ещё 4 сборника со своими рассказами:

  • «Созерцание» (1913).
  • «Кары» (1915).
  • «Сельский врач» (1919).
  • «Голодарь» (1924).

Франц начал работать над следующим романом, который назвал «Пропавший без вести». Его первым большим рассказом стал «Приговор», в котором писатель описал свой внутренний мир и отношения между властным отцом и принципиальным сыном.

В 1813 году Кафка завершил работу над рассказом «Кочегар», который был включён в виде главы в роман «Пропавший без вести». За это произведение в 1915 ему дали премию имени Теодора Фонтане.

Среди последних произведений Кафки были «Маленькая женщина» и «Жозефина, или мышиный народ». Последняя работа позже была включена в сборник «Голодарь».

Главными творениями Франца Кафки считаются три романа:

  • «Америка» (новое название произведения «Пропавший без вести»).
  • «Процесс».
  • «Замок».

Писатель не успел завершить эти работы и перед смертью попросил Макса Брода сжечь все свои работы, которые он не успел опубликовать. Однако журналист хотел, чтобы об этих произведениях узнали другие. Уже после смерти своего друга Брод отредактировал, дописал романы и выпустил их от имени Кафки. Он опубликовал не только эти произведения, но и внушительный список небольших рассказов писателя.

Читайте также:
Жизнь и судьба Франца Кафки: сочинение

Большую часть произведений Франц написал на немецком языке в форме романов, коротких рассказов и малой прозы. Он практически не использовал эффектные литературные приёмы. Кафка описывал серую реальность доступным языком, однако произведения в жанре абсурда привлекли загадочностью, а также тревогой и отчаянием, которые передаются читателю. Через многие годы люди стали использовать слова «кафкианство» и «кафкианский», чтобы описать абсурдность происходящего.

Болезни и смерть

В письмах и дневниках Кафка часто писал о неуверенности в себе, самоосуждении и болезненном восприятии окружающего мира. Франц рано покинул семью. Он жил скромно и часто менял место проживания, что отразилось на его эмоциональном состоянии и здоровье. У писателя было несколько хронических заболеваний. Он страдал от головных болей, бессонницы, импотенции, потери веса, запоров, нарывов и иных патологий.

Первые симптомы туберкулёза появились у Кафки в 1917 году. Семья поддерживала его во время рецидивов болезни. Сам Франц боялся возможных физических ограничений из-за патологии, однако не раскрывал свои страхи окружающим, которые видели его спокойным и строгим человеком.

В 1918 году Кафка заболел испанским гриппом. Из-за болезни писатель стал физически слабее, что отрицательно отразилось на его психике. Франц не доверял врачам и выбирал натуропатические методы лечения:

  • вегетарианство;
  • гимнастика;
  • употребление непастеризованного коровьего молока.

Поскольку Кафка страдал непроходимостью кишечника, он искал различные способы лечения пищеварительного тракта. Писатель пользовался жевательной диетой Горация Флетчера, который был сторонником здорового образа жизни. Американский диетолог считал, что для пережёвывания пищи необходимо 46 движений. Из-за того, что Франц медленно ел, Герман Кафка злился и часто закрывался от него газетой.

Кроме того, писатель интересовался нудистским движением. Он посещал оздоровительный курорт «Фонтан юности», но предпочитал обнажаться не полностью. Франц считал, что такие процедуры дают коже хорошо дышать, а организм начинает лучше функционировать.

В течение жизни здоровье Кафки ухудшалось. В 1923 году он поехал лечиться на Балтийское море, а весной 1924 вернулся в Прагу. В апреле он лечился в клинике и санатории рядом с Веной. Франц быстро терял вес, с трудом проглатывал еду и не мог говорить. 3 июня 1924 года Кафка умер. Писателя похоронили на Новом еврейском кладбище в Праге.

Личная жизнь

Писатель никогда не был женат. В молодости он боялся интимной близости с женщинами, но в его жизни было несколько возлюбленных.

Его первой женщиной стала Фелиция Бауэр, с которой он познакомился в августе 1912 года. Отношения между ними длились почти пять лет. Они два раза планировали пожениться, но до брака дело не дошло. Причиной разрыва отношений стала измена Франца с подругой Фелиции Гретой Блох.

В 1918 году Кафка встретил Юлию Вохцырек. Она владела шляпным магазинчиком. Девушка происходила из бедной купеческой семьи, что не понравилось отцу Франца. У молодых людей не хватало средств на жильё. Через какое-то время они расстались.

Позже Франц влюбился в журналистку Милену Есенскую, которая была замужем за его другом. Она переводила работы Кафки на чешский язык. Постепенно деловое общение между ней и Францем переросло в бурный роман. Их отношения длились около года. Поскольку Милена не хотела разводиться с мужем, в 1923 году Франц расстался с ней.

Когда Кафка лечился на Балтийском море, он встретил Дору Диамант. Девушка работала учителем в детском саду. Дора сразу очаровала Франца своей естественностью и скромными манерами. Они переехали жить в Берлин, а затем отправились в пригород Вены, когда у писателя ухудшилось здоровье. Дора опекала и поддерживала своего возлюбленного до самой его смерти.

Подробную биографию писателя (Franz Kafka Biographie) выпустил французский литературовед Клод Давид. С помощью его работы можно составить хронологическую таблицу жизни и творчества знаменитого писателя.

Франц Кафка был интеллектуальным и порядочным человеком, которого уважали коллеги и знакомые. Несмотря на сложные отношения с отцом и серьёзные проблемы со здоровьем, он смог создать немало великих произведений, повлиявших на творчество других писателей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: