«Цикл абсурда» в творчестве Камю: сочинение

Мировоззренческие позиции Камю

Философия, изложенная Камю в художественных произведениях, дает возможность для разнообразнейший толкований. Так, для европейцев 40-50-х годов, Камю был одним из классиков экзистенциализма. Его непременно объединяли с Сартром, несмотря на их философские, а со временем и политические расхождения. А их идеи, независимо от стремлений самих философов, вошли в массовое сознание как пессимистическое учение о абсурдности человеческого существования. Один из виднейших философов-экзистенциалистов Карл Ясперс писал в 1951 году: “Когда в Париже молодой человек эксцентрично одевается, позволяет себе свободу в эротических отношениях, не работает, проводит жизнь в кафе и говорит непривычные фразы, то говорят, что он – экзистенциалист.

Полстолетия тому назад в Берлине молодого человека, который вел такую жизнь, назвали бы ницшеанцем. Но первый имеет так же мало общего с Сартром, как второй имел с Ницше”. В Париже появились “экзистенциалистские кафе” с обязательным черным потолком, чтобы посетители легче могли бы сосредоточиться на переживании “скуки”, “тревоги”, “абсурда” или “дурноты”. Подобная мода вызвала у Камю негодование. Мало того. Свою принадлежность к экзистенциализму он решительно отбрасывал. “Нет, я не экзистенциалист, – говорит Камю в 1945 г. – Сартр и я всегда удивляемся, когда наши имена связывают. Сартр – экзистенциалист, а единственная книга идей, которую я опубликовал, – “Миф о Сизифе” – была написана против так называемых философов-экзистенциалистов”.

Заметим: Камю говорит об этом задолго до знаменитой ссоры с Сартром, тогда как общим местом многих работ из творчества Камю является то, что он начинает свой путь под знаменами экзистенциализма, но порывает с ним в 1951 г. Интересно, что Камю считал себя “моралистом”, а не философом, и с позиций такого моралистического гуманизма он действительно видел в 50-е годы основные положения экзистенциалистского учения. Он посвятил несколько страниц в “Мятежном человеке” опровержению краеугольных Сартровых постулатов.

Так кто же все-таки Альбер Камю? Экзистенциалист? Антиэкзистенциалист? Как справедливо отмечает Д. Наливайко, “здесь все дело в том, как понимать сам экзистенциализм. Конечно, Камю тяжело отнести к нему, если понимать экзистенциализм как философскую доктрину или же определенную, довольно четко очерченную понятийную систему. На самом деле это лучше распространенное умонастроение, которому присущи общие мировоззренческие мотивы. “. Ими проникается значительная часть писателей XX. ст., среди них Ф. Кафка и Р. Музиль, А. Жид и Ж. Ануй, М. де Унамуно и Носсак, В. Голдинг и А. Мердок, Н. Мейлер и Кобо Абе. Английский писатель Джон Фаулз метко отметил, что относится к экзистенциализму как к “набору инструментов, которыми каждый мастерит по-своему”.

По-своему мастерил ими и Камю. Но, анализируя произведения как “ортодоксальных” экзистенциалистов (Сартр), так и “еретиков” (Камю), о общих “инструментах” непременно нужно помнить. Итак, именно общая мировоззренческая эволюция главным образом и определила характер и идейную направленность, проблематику и философскую насыщенность художественных и публицистических образов писателя. Согласно эволюции философских взглядов Камю его художественное творчество принято делить на три этапа (названия и характер первых двух определил сам писатель).

Первый, определен как “цикл абсурда”, охватывает довоенный и военный периоды творчества и такие произведения, как повесть “Посторонний” (1942), философское эссе “Миф о Сизифе” (1942), драмы “Калигула” и “Недоразумение” (1944), в которых раскрывается тезис абсурдности человеческого бытия. Второй период (конец 40-х – начало 50-х годов) определен Камю как “цикл бунта”. Сюда входят роман “Чума” (1947), драмы “Состояние осады” (1948) и “Праведные” (1949), а также философское эссе “Бунтующий человек” (1951), в которых художник старается обосновать необходимость борьбы с абсурдностью бытия. Третий период, который охватывает 50-е годы и ознаменован философским скепсисом Камю, называют “циклом изгнания”.

Повесть “Падение” (1956), книга рассказов “Изгнание и царство” (1957), три книги публицистики “Актуальное” (1950-1958) и хронологически соотнесенный с этим периодом незавершенный роман “Первый человек “.

По ту сторону. О романе Альбера Камю «Посторонний»

…И я уйду. А птица будет петь,

и будет сад, и дерево в саду,

и мой колодец белый.

На склоне дня, прозрачен и спокоен,

замрёт закат, и вспомнят про меня

колокола окрестных колоколен.

С годами будет улица иной;

кого любил я, тех уже не станет,

и в сад мой за белёною стеной,

тоскуя, только тень моя заглянет…

И я уйду; один – без никого,

без вечеров, без утренней капели

и белого колодца моего.

А птицы будут петь и петь, как пели.

Хуан Рамон Хименес

Перевод Анатолия Гелескула

Альбер Камю (1913–1960) – французский прозаик, эссеист, публицист, журналист, драматург, уникальный автор не только в контексте истории европейской литературы, но и всей мировой. Когда в 1957 году писателю была присуждена Нобелевская премия, известнейший американский романист Уильям Фолкнер отправил ему телеграмму со словами: «Приветствую душу, которая неустанно ищет и вопрошает самое себя».

400px-Albert_Camus_gagnant_de_prix_Nobel_portrait_en_buste_pose_au_bureau_faisant_face_a_gauche_cigarette_de_tabagisme.jpg

Вдохновение для творчества Альбер Камю черпал в пейзажах родной алжирской природы, окружающих людях, своих наставниках, жизни как таковой, несмотря на все сложности и удары, которые она наносила. Тяжёлое детство в нужде и болезнь не стали причиной отказа от любви к миру, а лишь только обостряли её, укореняли желание исследовать действительность, вступать с ней в диалог.

Читайте также:
Своеобразность творчества А. Камю ее связь с экзистенциализмом: сочинение

Значительное влияние на творческое становление мыслителя и его мировоззрение оказали идеи экзистенциализма, где в центре внимания находится человеческое существование, переживание его через страх, боль, желание разобраться в законах мира, которое в итоге неизбежно приводит к осознанию беспомощности перед абсурдностью бытия.

Альбер Камю исследовал различные варианты выхода из абсурда. Первая возможность – через самоубийство, которое следует понимать как путь к уничтожению абсурда, вторая – философское самоубийство, представляющее собой смирение, третья – бунт против несправедливости мира и четвёртая – при помощи художественного творчества. Как говорил сам писатель: «Творить – это жить дважды».

Дебютный роман Альбера Камю «Посторонний», впервые опубликованный издательским домом «Галлимар» в 1942 году, по своему смысловому наполнению является воплощением понятий экзистенциализма. Ещё задолго до написания романа автор предвещал: «… Я не стану говорить ни о чём, кроме своей любви к жизни. Но я расскажу о ней по-своему. Другие пишут под диктовку неудовлетворённых желаний. Из каждого своего разочарования они создают произведение искусства, ложь, сотканную из обманов, наполняющих их жизнь. Но мои книги явятся плодом счастливых мгновений моей жизни. Хотя они будут жестокими». Ролан Барт отмечал неоспоримые достоинства стиля романа, его труднодостижимую «нулевую степень письма». Жан-Поль Сартр в «Объяснении «Постороннего» указывал на очевидную здесь родственность со стилем Эрнеста Хемингуэя, у которого, по его словам, «каждая фраза рождается из небытия, как бы в результате дыхательной спазмы».

Роман входит в «Цикл абсурда». Первая часть являет собой иллюстрацию полноты бытия на уровне инстинктов вопреки абсурду, вторая раскрывает диссонанс, возникший из-за столкновения жизни с абсурдом. По Альберу Камю абсурд заключён в отношениях, которые существуют между окружающей действительностью и личностью. Не случайно мы видим, как отчётливо в книге проведена черта, разделяющая настоящую страсть к жизни и ужас от осознания несправедливости, которое говорит разуму о его бессилии, неспособности что-либо изменить, лишает свободы. Однако главный герой, он же персонаж-повествователь – «посторонний» – Мерсо, свободный молодой человек. Это романтик, который не играет, не хитрит, умеет открыто смотреть на всё, что происходит в его отношениях с миром, потому они простые и понятные. В них нет цинизма. Для «постороннего» жить, отказавшись от поиска смысла, без рефлексии и есть самоцель. Он ни за что не цепляется, не хочет себя ничем ложно утешать, находить какие-то ответы на вопросы существования, ибо осознаёт абсурдность. Повествователь говорит: «Жизнь всё равно не переменишь. Как ни живи, всё одинаково».

Бороться с абсурдом согласно Альберу Камю способна красота, которая может дать ощущение гармонии. Анализируя жизнь Мерсо, мы понимаем, что он влюблён в небо, солнце, море… Качаясь на волнах стихии, такой прекрасной, переменчивой и равнодушной, молодой человек сливается с ней, вступая как бы в вечный круговорот мира, полного удовольствий и боли. Главный герой это понимает и не отчаивается. Ведь наедине с природой все моменты своего счастья ценит вовремя.

Автор практически ничего не сообщает о биографии «постороннего»: детстве, юности. В тексте Альбер Камю уклоняется от изображения откровенно определяющих черт героя. Тем не менее из описаний в романе, раскрывающих образ главного действующего лица, мы осознаём, что Мерсо, отстранённо наблюдая за действительностью, никого не осуждает, с лёгкостью и терпением принимает других людей. Однако окружающие не столь терпимы к нему самому. То, что он не плакал на похоронах матери, на следующий день после погребения вступил в связь с женщиной, ходил в кино смотреть комический фильм с участием Фернанделя, было воспринято как его исключительная моральная неполноценность.

В шестой главе первой части романа, будучи оглушённым полуденным зноем, главный герой, в силу необъяснимым образом сложившихся обстоятельств, убивает человека. На первый план в произведении выходит важнейший персонаж, который и является настоящим виновником преступления – солнце. Согласно сюжету моментом наивысшей точки жизнедеятельности светила является полдень, когда оно жгучее, палящее, интенсивное как настоящий «огненный ослепительный дождь». Именно в это время «на сцену мира» в романе выходят также море, небо и земля. Во главе с солнцем в полдень они совершают магический, непонятный человеческому разуму ритуал – реализуют, проявляют себя в мире, но на этот раз, уже переступив допустимый предел накала своего выражения. Тогда, не выдержав наконец интенсивности полуденного солнца в сложившейся почти ирреальной действительности, Мерсо достаёт револьвер и начинает стрелять. Эмоциональный фон героя в этот момент нарушен, сознание замутнено и его выстрелы можно расценивать как бунт против солнца, которое вводит в какой-то кошмар, обрекает молодого человека своими же руками разрушить чувство настоящей гармонии с природой, благодаря которому ещё совсем недавно был счастлив. Персонаж бунтует, понимая, что бунт такого рода неправильный, ведь он убивает, хотя и не убийца. Вспомним эти его слова: «Сразу разрушилось равновесие дня, необычайная тишина песчаного берега, где только что мне было так хорошо». Также содеянное можно объяснить как восстание против смерти и неискренности, ведь «посторонний» не хочет лгать. На суде честно называет причину своего убийства: «Я быстро сказал, путаясь в словах и чувствуя, как я смешон, что всё случилось из-за солнца». Всепоглощающая страсть к истине, желание пробиться к чему-то настоящему отчуждают повествователя от мира, в котором он не нашёл любви, правды и даже готов за это умереть.

Читайте также:
Литературная деятельность Альберта Камю: сочинение

Главный герой не пытается себя спасти, однако то, в чём его обвиняют и за что приговаривают к смертной казни, не раскрывает преступное, поскольку преступного в нём нет. Согласно приговору «постороннему» прилюдно на площади отрубят голову, а ведь на суде не было проведено расследование обстоятельств убийства. Рассматривали только характеристику личности Мерсо, его якобы бесчувственный, нечеловеческий моральный облик. Здесь целесообразно подчеркнуть мастерское изображение Альбером Камю абсурда судебной системы во второй части романа. Относительно исключительной меры наказания позиция писателя была однозначной: «Никто не бывает абсолютно виновен, следовательно, никого нельзя приговаривать к абсолютному наказанию…».

Автор этого исповедального художественного текста даёт нам понять, что повествователь, даже сидя на скамье подсудимых, всё ещё отзывчив к прекрасному миру, который его окружает: «На меня нахлынули воспоминания о прежней жизни, той, что мне уж больше не принадлежит, жизни, дарившей мне очень простые, но незабываемые радости: запахи лета, любимый квартал, краски заката в небе…». Смысл бытия молодого человека заключается в том, чтобы его не искать, наслаждаться удовольствиями, к которым привязан. И пока он жив, сегодня, сейчас – чувствует себя по-настоящему живым и для него жить, ощущая мир, означает бунтовать. «Посторонний» бунтует и счастлив в своей борьбе с абсурдом.

Мерсо являет собой, безусловно, положительный персонаж. Таково объяснение самого автора: «Я просто хотел сказать, что герой моего романа осуждён за то, что не притворяется. В этом смысле он чужд обществу, в котором живёт; он бродит в стороне от других по окраинам жизни – замкнутой, одинокой, чувственной жизни». Мы отчётливо видим позицию Альбера Камю-абсурдиста и также являемся свидетелями, как писатель выступает противником конформизма, стоит в оппозиции к обществу, которое не принимает тех, кто выделяется.

В камере смертников «посторонний» размышляет о гильотине, вспоминает маму. Альбер Камю уводит нас от идеализации образа подруги Мерсо – Мари, той, что равнодушна и не любит: «Она уже давно перестала мне писать. В тот вечер я, поразмыслив, решил, что, ей, вероятно, надоело считаться возлюбленной убийцы, приговорённого к смертной казни». Осознав свой обвинительный приговор, молодой человек понимает, как мало осталось от всех прожитых дней – только отдельные моменты, которым время никогда не позволит вернуться снова.

Альбер Камю создал героя, который не придаёт жизни ясный конкретный смысл. Однако согласно мировоззренческим взглядам писателя нужно всегда пытаться найти идею существования, укреплять её, следовать ей. Также отметим, что Мерсо не опирается на религию. Герой далёк от этого. Для него есть только ценность всего земного. И она велика. Её не может заменить надежда на вечную жизнь.

Финал романа наводит на мысль о том, что «посторонний» немного себя обманывает. Он говорит: «Мне всё равно». Но это не совсем так. Молодой человек наделён врождённой способностью быть «на одной волне» с природой, которая успокаивает его. Все ощущения, пережитые Мерсо, иллюстрируют насколько тонко он воспринимает реальность. Мир чувственных наслаждений и природных стихий для повествователя как прекрасный подарок, и его эмоции улавливаются как самый живописный язык. Порой даже более выразительный, чем человеческая речь, которой иногда неподвластно донести переживания.

Альбер Камю мастерски раскрыл кризисное, болезненное сознание «постороннего», которого сам любит, высказываясь, что в его понимании это «единственный Христос, которого мы все заслуживаем».

Проблематика данного художественного произведения и все образы героев не теряют своей актуальности в современном мире. Одиночество человека, сложности его существования в непростой, а порой даже шокирующей реальности, право на признание ценности личности и поиск пути к себе для обретения гармонии с окружающей действительностью – эти вопросы звучат всё также остро и требуют обязательного разрешения.

В заключение хотелось бы отметить: роман, наполненный нетипичным очарованием главного героя, повествуя об абсурде, напоминает о трагическом крутом вираже линии жизни автора его создавшего. На довольно широком и прямом участке дороги с небольшим движением издатель Мишель Галлимар внезапно потерял контроль над своим автомобилем, передним пассажиром которого был Альбер Камю. В одном из карманов пиджака погибшего писателя был найден неиспользованный билет на поезд.

Экзистенциализм. Альбер Камю. «Чума»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Его называли «человеком нищеты и солнца», или «мятежным художником». В 1937 году в сборнике «Левое и правое» французский писатель Альбер Камю писал: «…мои бунты были освещены солнцем. Нищета помешала мне поверить, будто все в порядке под солнцем и в этой истории, а солнце научило меня, что история – ещё не все. Менять жизнь – да, но не мир, который я обожал». А в 1951 году в философском эссе «Мятежный человек» Камю заявляет: «Я бунтую – значит, мы существуем».

Читайте также:
Своеобразность творчества А. Камю ее связь с экзистенциализмом: сочинение
Файлы: 1 файл

Zhizn_v_Alzhire.doc

Экзистенциализм. Альбер Камю. «Чума».

Его называли «человеком нищеты и солнца», или «мятежным художником». В 1937 году в сборнике «Левое и правое» французский писатель Альбер Камю писал: «…мои бунты были освещены солнцем. Нищета помешала мне поверить, будто все в порядке под солнцем и в этой истории, а солнце научило меня, что история – ещё не все. Менять жизнь – да, но не мир, который я обожал». А в 1951 году в философском эссе «Мятежный человек» Камю заявляет: «Я бунтую – значит, мы существуем».

Альбер Камю – один из величайших представителей модернистской интеллектуально-философской прозы, лауреат Нобелевской премии 1957 года, представитель литературы экзистенциализма. В своем творчестве разрабатывал экзистенциалистские категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «пограничной ситуации». Рисуя человека в «мире без бога», Камю последовательно отстаивал позиции «трагического гуманизма», который базировался на идее морального сопротивления, направленного на сохранение человеческого «Я» в абсурдном мире. Помимо художественной прозы, творчество писателя охватывает драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.

Творчество Камю развивалось по составленному им плану, охватывающему философскую, драматическую и прозаическую грани его дарования и предполагающему последовательное движение через этапы «абсурда» и «бунта» к конечной цели – «любви».

Влияние лицейского преподавателя Жана Гренье, который познакомил Камю с трудами выдающихся философов Запада XIX века – Фридриха Ницше, Льва Шестова, Николая Бердяева, Сёрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра

Факторы, сформировавшие мировоззренческо-эстетические позиции Альбера Камю

Сближение с прокоммунистическими кругами французской интеллигенции

Французская литература: Монтень, Руссо, Вольтер, Ларошфуко

Открытие близости смерти (в 17 лет заболел туберкулезом)

Утвердился на позициях сопротивления любому политическому насилию

«Язычник» по мироощущению, противопоставлял безумию мировой истории мудрость и гармонию природы

«Социалист в душе»

Сторонник бунта человека против абсурда, который должен быть направлен на утверждение и сохранение моральных ценностей

Альбер Камю – человек и художник (1913 – 1960). Важные факты биографии

Родился 07.11.1913 года в Алжире (в городке Мондови) в бедной французской семье. Отец умер от ран, полученных в боях на Марне, когда Альберу был всего один год. Мать была служанкой в зажиточных семьях.

Обучение – коммунальная школа, Алжирский лицей, Алжирский университет. Увлечение литературой и философией.

В 17 лет заболел туберкулезом.

1935 год – увлечение театром, организовал «Театр труда», в котором выступал как драматург, режиссёр и актёр.

1936 год – вступление в коммунистическую партию.

1937 года – исключён из неё.

С 1936 года началась литературная деятельность Камю.

С 1943 года поселился в Париже, присоединился к Движению Сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после восстания, что выбросило оккупантов за пределы города.

Вторая половина 40-х – первая половина 50-х годов – период творческого расцвета таланта Камю.

1957 год – стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы.

04.01.1960 года – погиб в автомобильной катастрофе.

Экзистенциальный (от лат. ехіstеntia – существование) – тот, который касается главных, внеисторических и вневременных, т. е. вечных вопросов бытия личности.

Представители этого направления сосредоточены на проблеме человеческого существования, на переживании индивидом своего «бытия в мире». Сущность собственного существования, по экзистенциализму, «заброшенная» в мир личность открывает в кризисные моменты, когда попадает на «грань жизни и смерти» (так называемая «пограничная ситуация») – переживает тяжёлую болезнь, угрозу смертельной опасности, потерю близких и т. п. Именно тогда с бытия исчезает обманчивая личина повседневной жизни – автоматической, банальной, бессознательной, полной наивно-прагматических стремлений, и человек переживает свой «момент истины»: осознает абсурдность повседневного существования, открывает своё экзистенциальную одиночество, делает определённый моральный выбор.

Литература экзистенциализма («экзистенциализм» – одно из ведущих направлений в философии XX в.) – течение, которое получило наивысшее развитие в 30-60-е годы. Его представители Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар – выступали одновременно и как писатели, и как философы. Экзистенциалистские умонастроения были распространены в литературе других стран: Испании (М. де Унамуно), США (Н. Мейлер, Дж. Болдуин), Великобритании (У. Голдинг, А. Мердок), Японии (Кобо Абэ) и др. Влияние идей экзистенциализма наблюдается и в творчестве таких художников, как Ж. Ануй, М. Фриш, Ф. Дюрренматт, Э. Ионеско, С. Беккет и др. В литературе экзистенциализма запечатлелось напряженное переживание кризиса западной цивилизации, ощущение потери смысла бытия, изображение непреодолимого трагизма человеческой жизни – его обречённости на одиночество, отчуждённость, заброшенность во враждебном мире, изображение ситуации морального выбора личности в «пограничной» ситуации и т.д.

Художественный мир Альбера Камю

Этапы творчества, определённые самим писателем

«Цикл абсурда» Повесть «Посторонний», эссе «Миф о Сизифе», драмы «Калигула» и «Недоразумение»

Читайте также:
Литературная деятельность Альберта Камю: сочинение

Цикл бунта» Роман «Чума», эссе «Бунтующий человек», пьесы «Состояние осады» и «Праведники»

«Цикл изгнания» Повесть «Падение», книга рассказов «Изгнание и царство», три книги публицистики «Актуальное»

«Цикл любви» Этот цикл, остался в основном в замыслах (его должны были представлять роман «Первый человек» и пьеса «Дон Фауст»), должен был стать путем Альбера Камю от отрицания абсурдного мира к утверждению любви как главной ценности жизни. «Следует любить жизнь более её смысла, – говорит Достоевский. – Да, потому что когда любовь к жизни исчезает, ни один смысл не может дать нам утешения».

Особенности творческой манеры А. Камю

Тесная связь с экзистенциалистскими идеями и концепциями.

Анатомический анализ абсурдных взаимоотношений между личностью и миром.

Создание моделей «абсурдного мира» и « абсурдного человека».

Раскрытие трагического положения человека в «мире без бога»: её отчуждения, заброшенности, одиночества «под пустым небом», её обречённость на смерть мыслится как абсолютное исчезновение.

Художественная разработка категорий «бунта», «свободы», «страсти», «морального выбора», «ответственности», присущих «истинному существованию».

Поиск настоящих духовных ценностей и нравственных опор внутри личности; утверждение «стоического гуманизма».

Изображение мужественного человека как своеобразного морального эталона современности.

Изображение «пограничной ситуации»,выражающей абсурдность жизни и ставящей человека перед нравственным выбором.

Тяготение к притчевости, философская насыщенность сюжетов и образов, «классицистические» по своей ясности композиция и стиль.

Обращение к мифологическим сюжетам и образам, наличие «мифотворческих» тенденций.

Целостность, единство, взаимодополняемость его философских и литературных произведений.

Воплощение в творчестве идеи активного гуманизма.

Метафоричность, иносказательность, символичность художественного письма.

В философском эссе «Бунтующий человек» Альбер Камю даёт определение бунтовщика: «Человек, который говорит «нет». В годы фашистского нашествия писатель провозгласил новую философско-этическую программу, художественным воплощением которой является эссе «Миф о Сизифе». Осознав абсурдность жизни человека в условиях неразумной действительности и ужасно-бессмысленной истории, Камю сохраняет за человеком право быть мыслящим существом, которое должно вмешиваться в эту гнусную жизнь и без всякой надежды на успех выполнять свой долг. Именно выполнение человеком своего долга, своей работы, по Камю, и является началом бунта и свободы.

В романе «Чума» (1947) пессимизм Альбера Камю по отношению к абсурдному миру сочетается с моральным оптимизмом. Концепция человека в этом произведении Камю полна стоицизма: назначение человека – страдать, бороться и выстоять. Роман создавался в 1941 – 1943 годах и был опубликован в 1947 году (начало текста: «Интересные события взятые сюжетом этой хроники, произошли 194 … года в Оране»). В хронотопе произведения гораздо важнее указание именно на историческое время: сороковые годы XX века – время наибольшей трагедии поры – время Второй мировой войны. По свидетельству самого Камю, «явное содержание» «Чумы» – это борьба европейского Сопротивления против нацизма».

«С помощью чумы я хочу передать атмосферу удушья, в которой мы корпели, атмосферу угрозы и изгнания, в которой мы жили. Однако я распространил значение этого образа на бытие вообще». Чума – ещё одно проявление абсурдности мира, символ жизни. Поэтому главным в романе является трактовка вневременных философских проблем бытия, с чем связан его второй, глубинный план.

Философский смысл реализовался в форме романа-притчи.

Фабулу романа составляет хроника чумного года в Оране. Автором этой хроники является врач Бернар Риэ, который в силу своей профессии оказывается в центре событий. Доктор хочет оставить память о несправедливости и насилии, совершённых над зачумлёнными. Он провозглашает: «Люди заслуживают скорее восхищения, чем пренебрежения».

Рассказчик стремится наиболее полно воссоздать то, что видел и слышал, ссылаясь на документы, записи, показания оранцев, пытаясь придерживаться тона беспристрастного свидетеля. Хроника прослеживает зарождение и развитие этой эпидемии в зависимости от времён года и распространения болезни. Смерть подстерегает всех без исключения, и важнейшим для автора является поведение людей в «пограничной ситуации».

Чума нападает неожиданно, её никто не ждал. Когда массово умирают в городе крысы, никто не воспринимает этих предвестников эпидемии чумы серьёзно. «Как же они могли поверить в чуму, сразу перечеркивающую будущее. Они считали себя свободными, но никто не будет свободен, пока существует беда».

Три плана повествования в многоуровневой структуре смыслов «Чумы» (по Ю. Ковбасенко):

1. реалистическое описание борьбы оранцев со страшной болезнью (хотя исторически такой эпидемии в Оране не было, здесь автор выходит в сферу вневременного обобщения);

2. аллегорическое изображение движения Сопротивления против «коричневой чумы», против фашизма и нацизма (сам Камю тоже был участником Движения Сопротивления);

3. «художественная иллюстрация» важных положений философии экзистенциализма, прежде всего – необходимости нравственного выбора человеком своего пути в условиях « пограничной ситуации». Именно свободный выбор, по словам Камю, создаёт личность. «Существовать – значит выбирать себя».

Смысловая многоплановость делает это произведение близким к мифу, к притче, и одновременно – это роман-предостережение, что делает его вневременным, общечеловеческим явлением.

Литературовед Д. Наливайко так характеризует роман Камю «Чума»: «По жанровой природе данное произведение Камю – это роман-притча, принадлежит он к распространённому в новейшей интеллектуальной прозе жанру, характеризуется универсальностью, многозначностью содержания. К тому же «Чума» – одно из величайших явлений в этом жанре, наряду с «Процессом» и «Замком» Кафки, «Котлованом» Платонова, «Повелителем мух» Голдинга т. д.».

Читайте также:
Своеобразность творчества А. Камю ее связь с экзистенциализмом: сочинение

Использовав стилизацию под жанр хроники, Альбер Камю подчеркнуто акцентирует внимание читателя на объективности изображаемого, подбирая для этого специальные языковые средства – каждое слово отличается удивительной точностью лексического значения, даже если оно употреблено в переносном смысле; рассказ почти не имеет экспрессивно-эмоциональной окраски, изложение событий и комментариев очень сдержанны, даже несколько отстранены, как в эпических поэмах. Почти протокольно фиксируется история борьбы с чумой. Камю вводит кроме точки зрения основного рассказчика ещё и видение чумы и её влияния на Оран и оранцев и других персонажей произведения (дневник Тарру, проповеди отца Панлю, диалоги героев, описание их мыслей и стремлений), за счёт чего образуется многогранная и правдивая картина трагедии.

Доктор Риэ одним из первых осознал критичность ситуации и понял, что происходит в Оране. Многочисленные мнения рассказчика и его друзей, рассыпанные по тексту романа, постоянно напоминают о «двойном видении вещей». Уже эпиграфом Камю акцентировал внимание на сочетании вымышленного сюжета о блокаде зачумленного Орана с реальной исторической ситуацией в Европе, поражённой бациллами «коричневой чумы» (метафорически так определяли гитлеровскую эпидемию, поэтому уже само название произведения воспринималась как намёк на нацистскую оккупацию).

Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист

  • Биографическая справка

    Жизнь Альбера Камю, как сам он часто подчеркивал, началась на задворках алжирской бедности.

    Заметка 1 Ранняя смерть отца стала для семьи причиной долгих денежных тягот и скитаний.

    Камю обучался философии в университете Алжира, где его главным философским наставником становится учитель Жан Гренье. Не проучившись и месяца, Камю узнает, что болен туберкулезом легких.

    Заметка 2 С детства далекий от христианства, он обращает свой взор внутрь самого себя, к неизбежному уединению, пытаясь найти там ответы на извечные вопросы.

    Может быть, именно затяжная болезнь подтолкнула Камю задуматься о жизни и смерти, несправедливости судьбы и роли самого человека в круговороте бытия. С 1938 г. он становится журналистом.

    Заметка 3 Следует отметить, что на Камю повлияли идеи Серена Кьеркегора, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера, Франца Кафки, Льва Шестова и во многом творчество Достоевского.

    Философская система

    Камю занимался политико-пропагандистской и просветительской работой, организовал театр, морализаторское значение которого в жизни людей он всегда подчеркивал.

    Пример 1 Он ставил спектакли по трагедиям Эсхила, перерабатывал «На дне» Горького, «Братьев Карамазовых» и «Бесов» Достоевского.

    Согласно с развитием философском мысли А. Камю его творчество зачастую подразделяется на три своеобразных цикла. Камю рассматривал его как схему своеобразного триптиха, каким ему виделось собственное творчество.

    Заметка 4 Третий цикл в черновиках Камю еще не обозначен конкретно, в нем значатся лишь замыслы, согласно с которыми формируется его название.

    Пример 2 Цикл абсурда, цикл бунта, и заключительный цикл любви, который Камю вследствие своей внезапной смерти законченно оформить не успел.

    Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

    Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

    Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

    Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

    В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

    В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

    Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

  • Нужна помощь с курсовой или дипломной работой?

    Повесть Н. М. Карамзина Бедная Лиза глазами современного читателя: сочинение

    Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы.

    Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н.М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов.

    Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка – изящного, утонченного, «салонного».

    Читайте также:
    Литературная деятельность Альберта Камю: сочинение

    Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» – показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия.

    Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны.

    В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом.

    Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью.

    Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, – говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста».

    Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» – думал Эраст.

    Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую.

    Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл.

    Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду.

    Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо. Он не мог простить себе гибели Лизы до конца своей жизни.

    Интересно, что в повести есть еще одно действующее лицо – это автор. Он активно участвует в повествовании, всей душой сочувствует Лизе, как взрослый товарищ, журит Эраста.

    Именно образ автора вносит большой лиризм и дает образцы «салонного» языка: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!», «Они обнимались – но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия», «Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»

    Повесть «Бедная Лиза» явилась первым образцом сентименталистской прозы в России. Оно, помимо художественных достоинств (язык, стиль, попытка передачи психологического состояния героев), провозглашает ценную идею. По Карамзину, все люди равны, в одинаковой степени достойны уважения. Больше того, простолюдины могут быть благороднее дворян.

    Именно Карамзин показал, что главным героем произведения словесности может быть простой человек, мир его чувств, жизнь его сердца.

    Н.Карамзин. «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

    Отечественная литература включает в себя массу великолепных произведений, среди которых почётное место заняла повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Автор написал её ещё в 1792 году, когда российское дворянство в большинстве своём вело праздный образ жизни. Главными персонажами повести являются молодые люди — Лиза и Эраст.

    Казалось бы, очередная история любви парня и девушки, но особенной её делают несколько нюансов. Первое, на что стоит обратить внимание — это принадлежность молодых людей к разным социальным сословиям. Девушка родилась в крестьянской семье, а Эраст — дворянской.

    Читайте также:
    Литературная деятельность Альберта Камю: сочинение

    Бедная Лиза сочинение-рассуждение

    Весь сюжет строится на любовной истории и её трагичном завершении.

    Когда-то в довольно обеспеченной крестьянской семье умер глава, оставив после себя дочь Лизу и жену. Женщина, оставшись без поддержки, заболела и все заботы о пропитании пали на хрупкие плечи девушки. Милая представительница крестьянского класса рвала прекрасные цветы, составляла букеты, и носила их в город на продажу. Вырученные деньги помогали сводить концы с концами и не умереть от голода.

    Однажды в городе скромная и обаятельная девушка привлекла к себе внимание Эраста, который купил у неё все букеты. Юноша был образован, и сумел без особых усилий очаровать Лизу, делая ей примитивные комплименты. Эта первая встреча вызвала в душе Лизы бурю эмоций и ввела её в большое смущение.

    Это интересно: Горе от ума, характеристика героев Грибоедова.

    Девушка из народа была очарована словами Эраста, и поэтому быстро поддалась на его уговоры и обещания. Она даже по своей наивности, представляла себя в роли жены своего возлюбленного.

    Парень же, соблазнив наивную девушку, вскоре ушёл на войну. И даже защита Родины не пропитала душу юноши патриотизмом. Его легкомысленная натура во время военной кампании раскрывается во всей красе, где он, азартно играя в карты, проматывает своё состояние.

    Вернувшись домой Эраст, дабы избежать позора банкротства, принимает решение — жениться на богатой зрелой женщине. Деньги для Эраста самый важный аргумент. Печально то, что он даже не вспомнил о бедной крестьянской девушке, которая преданно его ждала.

    И только после случайной встречи в городе после его возвращения с войны, Лиза узнаёт о намерении Эраста жениться на богатой даме. Вот такой краткий рассказ неравной любви.

    Горю девушки нет границ, она решается на самоубийство и бросается в пруд.

    Сочинение Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя

    Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы. Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н. М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов. Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка — изящного, утонченного, «салонного». Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» — показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия. Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны. В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом. Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью. Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, — говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста». Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» — думал Эраст. Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую. Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл. Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду. Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо.

    Читайте также:
    Своеобразность творчества А. Камю ее связь с экзистенциализмом: сочинение

    —> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

    «Бедная Лиза» глазами современного читателя (сочинение)

    Образ Лизы стал показательным не только в русской литературе, схожие истории можно встретить у многих народов. Подобный социальный подтекст был раскрыт Карамзиным не зря. В те времена в России можно было обнаружить немало таких реальных историй, где молодые дворяне, пользуясь своим положением и безнаказанностью, совращали и соблазняли крестьянских девушек.

    Основные причины легкодоступности крестьянских девушек:

    • зависимость от господ,
    • необразованность,
    • наивность,
    • бесправность,
    • безденежность.

    Это интересно: что такое кульминация в литературе, ее литературное и музыкальное значение.

    Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя

    Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы. Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н. М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов. Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка — изящного, утонченного, «салонного». Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название — «Бедная Лиза» — показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия. Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны. В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом. Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность — то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью. Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, — говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста». Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» — думал Эраст. Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую. Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл. Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду. Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо. Он не мог простить себе гибели Лизы до конца своей жизни. Интересно, что в повести есть еще одно действующее лицо — это автор. Он активно участвует в повествовании, всей душой сочувствует Лизе, как взрослый товарищ, журит Эраста. Именно образ автора вносит большой лиризм и дает образцы «салонного» языка: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!», «Они обнимались — но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия», «Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности!» Повесть «Бедная Лиза» явилась первым образцом сентименталистской прозы в России. Оно, помимо художественных достоинств (язык, стиль, попытка передачи психологического состояния героев), провозглашает ценную идею. По Карамзину, все люди равны, в одинаковой степени достойны уважения. Больше того, простолюдины могут быть благороднее дворян. Именно Карамзин показал, что главным героем произведения словесности может быть простой человек, мир его чувств, жизнь его сердца.

    Читайте также:
    Своеобразность творчества А. Камю ее связь с экзистенциализмом: сочинение

    Модернизация повести «Бедная Лиза» Карамзина Н

    Возможно, причиной всему было отсутствие настоящей любви у парня к Лизе. Современный читатель может без лишнего труда перенести сюжет повести в наши дни. Современная интерпретация может выглядеть подобным образом, где парень-мажор знакомится на улице с милой девушкой, начинает с ней изредка встречаться, соблазняет её и бросает. В заключение, девушка узнаёт о его планах жениться на даме из своего окружения и решается на суицид.

    Если бы сочинение Бедная Лиза Карамзин (9 класс) писалось современником, то акцент в нём мог быть немного другим.

    В свете последних событий и ажиотажа с группами — смерти, общественность стала проявлять озабоченность участившимися случаями гибели подростков. У каждой жертвы были свои причины для ухода из жизни, но не исключено, что одной из них была неразделенная любовь. Характеристика Лизы из произведения Карамзина впишется в образ потенциальной жертвы группы-смерти. Её не отличает способность трезво смотреть на жизнь, она весьма сентиментальна, романтична и лишена практицизма.

    Такие люди легко поддаются влиянию и теряют волю. Девушка не смогла найти в себе силы простить подлость Эраста, и покончила с собой. Такая же импульсивность присуща и многим современным девушкам. Под характерный образ Эраста подходит немало современных парней.

    В чём схожесть образа жизни Эраста и современных парней — мажоров:

    • живут за счёт родителей,
    • пользуются незаслуженными благами,
    • ведут богемный образ жизни,
    • не знают отказа в средствах,
    • позволяют себе массу удовольствий,
    • особо не утруждаются.

    Каждый выбирает для себя свой путь. Будет ли он счастливым — никто не знает. Для одних аргумент — деньги, для других — любовь. Жизнь бедной Лизы закончилась слишком рано. Она умерла так и не познав настоящего счастья. А что было бы, если девушка смогла сдержать свой импульсивный порыв и продолжила жить? Сочинение по произведению «Бедная Лизаможет лишь предположить другое развитие событий.

    Судьба Эраста сложилась так, как пожелал, но стал ли он счастливым? Вот вопрос, который стоит задать читателю после прочтения повести.

    Повесть Н. М. Карамзина Бедная Лиза глазами современного читателя: сочинение

    Лиза – бедная крестьянская девушка. После смерти отца, она и ее мать обеднели, девушке приходилось браться за любую работы, чтобы хоть что-нибудь заработать.

    Характер Лизы раскрывается после встречи с Эрастом, когда она продавала цветы. Лиза – застенчивая, скромная девушка, не привыкшая к мужскому вниманию, от того и чересчур наивна и доверчива. После этой встречи она всем сердцем полюбила Эраста. Любовь оказалась взаимна.

    После ночи вместе Лиза не могла простить себя за такой поступок, а чувства молодого барина начали угасать. Не справившись с предательством любимого человека, Лиза бросается в пруд и утопает.

    Образ Лизы – чистый, светлый, образ человека, который из-за потери смысла жизни готов умереть.

    Вариант №2. “Чему учит повесть Карамзина ” Бедная Лиза”?

    Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза» имеет трагическую концовку, хотя её начало не предвещает настолько горького финала. А речь в произведении идет о любви Лизы, девушки-крестьянки, к зажиточному дворянину Эрасту. Молоденькая неопытная девушка сразу полюбила этого человека – он казался ей самым лучшим, и она даже надеялась на счастливое совместное будущее.

    Однако молодой человек охладел к Лизе после близости, а впоследствии предал её, вознамерившись жениться на богатой вдове. Потрясенная девушка пришла в отчаяние, и не в силах стерпеть вероломство, бросилась в пруд.

    Повесть учит нас не поддаваться полностью нахлынувшим чувствам, сначала следует внимательно присмотреться к объекту своего внимания. Очень важно правильно оценить чувства молодого человека, серьезность его намерений, проявлять осторожность, чтобы позже не пожалеть о последствиях.

    Читайте также:
    Литературная деятельность Альберта Камю: сочинение

    Влюбляться можно, но нельзя терять благоразумие, поскольку нахлынувшие чувства могут затмить реальность. Автор показывает нам, что любовь может приносить не только счастье, но и огромное разочарование, а это может привести к потере смысла жизни. Произведение учит нас в сложных ситуациях держать себя в руках и помнить, что бог дает нам лишь одну жизнь, которую нужно ценить.

    Вариант №3. “Какие черты характера могут помешать человеку сохранить любовь?

    Многие семьи действительно не могут сохранить любовь, близкие отношения. Сохранить брак тяжело, легче развестись. Чтобы сохранить брак, нужно непременно друг другу в чем-то уступать. По другому не получится. Необходимо считаться с желаниями своей половинки.

    Существуют черты характеры, которые мешают сохранить любовь. В произведении “Бедная Лиза” героиня Лиза была обречена на потерю отношений с возлюбленным. Лиза и Эраст они разные. Лиза любила его преданно, а Эраст имел слабый характер. Он ввязался в какие-то игры, и должен был жениться на богатой, чтобы расплатиться с долгами. Это говорит о том, что Эраст был очень легкомысленный в отличии от Лизы. Между ними не стало отношений и Лиза не смогла этого пережить.

    План сочинения

    1. Вступление. Несколько слов про автора и само произведение, можно рассказать чем оно отличается от остальных работ Карамзина. Чем интересен сюжет рассказа «Бедная Лиза».
    2. Основная часть.
    3. Развитие сюжета. Психологический аспект в картине.
    4. Роль, характер главных героев. Что автор хотел выразить образами главных героев.
    5. Роль природы, пейзажей. Описание окрестностей Москвы. Какие чувства передает Карамзин говоря о городе.
    6. Заключительная часть сюжета. Что стало кульминацией.

    Вариант №4. “Бедная Лиза” глазами современного читателя

    Повесть “Бедная Лиза” была написана Карамзиным в 1792 году, в конце восемнадцатого века, но не смотря на это, его произведение остается актуальным и востребованным в наши дни, у современного читателя.

    Причин этому несколько. Прежде всего отметим тему повести – любовь, причем любовь между людьми разных слоев общества. В наши дни разделение общества на слои никуда не делось. И если сейчас мы не обращаем внимания на знатность рода, но есть разделение по уровню доходов, месту жительства и даже интеллектуальному развитию. А потому страдания главных героев повести близки и понятны многим читателям.

    Отметим трагичный финал повести, который последовал за известием о предательстве любимого. Это тоже болезненная тема, которая всегда останется актуальной, пока люди не разучатся любить. Многие невольно сравнивают события своей жизни с событиями в жизни главной героини и думают о том, как бы они поступили на месте Лизы.

    Конечно, за пролетевшие годы изменилось многое как в образе жизни, так и в морали человека, но главное осталось неизменным. И это – способность любить, потребность быть любимым. А значит и сама повесть не устарела.

    Вариант №5. “Что толкает человека на измену?”

    В повести Карамзина “Бедная Лиза” мы встречаем и описание беззаветной преданности, верности к Эрасту со стороны Лизы, и описание измены, которую совершил по отношению к Лизе Эраст.

    Лиза полюбила молодого красивого господина с первого взгляда. Это становится понятным по ее поведению, по тем мечтам, которые опутывали девушку ночью. Все в нем ее нравилось – и внешность, и манеры, и благородство. Лизе на тот момент было всего 17 лет и она отдалась своей первой любви вся, без остатка. Они начали встречаться с Эрастом, они обнимались и целовались, но долгое время хранили непорочность этих встреч.

    Однако мать Лизы была женщиной простой, она считала, что дворянин не пара для дочери и искала ей жениха из той же среды. она не догадывалась о мечтах Лизы, и невольно стала виновницей того, что отношения между Лизой и Эрастом перешли на новый уровень.

    Лиза хранила верность своему любимому и поклялась хранить ее вечно. Эраст также дал ту же клятву, но вот сдержать ее не сумел.

    Ах, эти обстоятельства, которые заставили Эраста совершить измену, да что там, предательство! Он обнищал, проигрался в карты и решил жениться на богатой вдове. Он все еще любит Лизу, но е видит другого пути. И при встрече он решительно заявляет Лизе о разрыве.

    Как тронула девушку эта измена, она словно оцепенела, она посмотрела в небо и решила, что ей незачем больше жить.

    Эраст прожил несчастную жизнь, продолжая любить Лизу и обвиняя себя в ее смерть.

    Вот какова цена и расплата за измену. Но чтобы ее уплатить, должна была пострадать и верность. Такой печальный финал этой истории.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: