Повесть Н. М. Карамзина Бедная Лиза глазами современного читателя: сочинение

Сочинение на тему трагизма повести «Бедная Лиза» Карамзина Н. М

Отечественная литература включает в себя массу великолепных произведений, среди которых почётное место заняла повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Автор написал её ещё в 1792 году, когда российское дворянство в большинстве своём вело праздный образ жизни. Главными персонажами повести являются молодые люди — Лиза и Эраст.

  • Бедная Лиза сочинение-рассуждение
  • «Бедная Лиза» глазами современного читателя (сочинение)
  • Модернизация повести «Бедная Лиза» Карамзина Н
  • В чём схожесть образа жизни Эраста и современных парней — мажоров:

Казалось бы, очередная история любви парня и девушки, но особенной её делают несколько нюансов. Первое, на что стоит обратить внимание — это принадлежность молодых людей к разным социальным сословиям. Девушка родилась в крестьянской семье, а Эраст — дворянской.

  1. Бедная Лиза сочинение-рассуждение
  2. «Бедная Лиза» глазами современного читателя (сочинение)
  3. Модернизация повести «Бедная Лиза» Карамзина Н
  4. В чём схожесть образа жизни Эраста и современных парней — мажоров:

Бедная Лиза сочинение-рассуждение

Весь сюжет строится на любовной истории и её трагичном завершении.

Когда-то в довольно обеспеченной крестьянской семье умер глава, оставив после себя дочь Лизу и жену. Женщина, оставшись без поддержки, заболела и все заботы о пропитании пали на хрупкие плечи девушки. Милая представительница крестьянского класса рвала прекрасные цветы, составляла букеты, и носила их в город на продажу. Вырученные деньги помогали сводить концы с концами и не умереть от голода.

Однажды в городе скромная и обаятельная девушка привлекла к себе внимание Эраста, который купил у неё все букеты. Юноша был образован, и сумел без особых усилий очаровать Лизу, делая ей примитивные комплименты. Эта первая встреча вызвала в душе Лизы бурю эмоций и ввела её в большое смущение.

Это интересно: Горе от ума, характеристика героев Грибоедова.

Девушка из народа была очарована словами Эраста, и поэтому быстро поддалась на его уговоры и обещания. Она даже по своей наивности, представляла себя в роли жены своего возлюбленного.

Парень же, соблазнив наивную девушку, вскоре ушёл на войну. И даже защита Родины не пропитала душу юноши патриотизмом. Его легкомысленная натура во время военной кампании раскрывается во всей красе, где он, азартно играя в карты, проматывает своё состояние.

Вернувшись домой Эраст, дабы избежать позора банкротства, принимает решение — жениться на богатой зрелой женщине. Деньги для Эраста самый важный аргумент. Печально то, что он даже не вспомнил о бедной крестьянской девушке, которая преданно его ждала.

И только после случайной встречи в городе после его возвращения с войны, Лиза узнаёт о намерении Эраста жениться на богатой даме. Вот такой краткий рассказ неравной любви.

Горю девушки нет границ, она решается на самоубийство и бросается в пруд.

«Бедная Лиза» глазами современного читателя (сочинение)

Образ Лизы стал показательным не только в русской литературе, схожие истории можно встретить у многих народов. Подобный социальный подтекст был раскрыт Карамзиным не зря. В те времена в России можно было обнаружить немало таких реальных историй, где молодые дворяне, пользуясь своим положением и безнаказанностью, совращали и соблазняли крестьянских девушек.

Основные причины легкодоступности крестьянских девушек:

  • зависимость от господ,
  • необразованность,
  • наивность,
  • бесправность,
  • безденежность.

Это интересно: что такое кульминация в литературе, ее литературное и музыкальное значение.

Модернизация повести «Бедная Лиза» Карамзина Н

Возможно, причиной всему было отсутствие настоящей любви у парня к Лизе. Современный читатель может без лишнего труда перенести сюжет повести в наши дни. Современная интерпретация может выглядеть подобным образом, где парень-мажор знакомится на улице с милой девушкой, начинает с ней изредка встречаться, соблазняет её и бросает. В заключение, девушка узнаёт о его планах жениться на даме из своего окружения и решается на суицид.

Если бы сочинение Бедная Лиза Карамзин (9 класс) писалось современником, то акцент в нём мог быть немного другим.

В свете последних событий и ажиотажа с группами — смерти, общественность стала проявлять озабоченность участившимися случаями гибели подростков. У каждой жертвы были свои причины для ухода из жизни, но не исключено, что одной из них была неразделенная любовь. Характеристика Лизы из произведения Карамзина впишется в образ потенциальной жертвы группы-смерти. Её не отличает способность трезво смотреть на жизнь, она весьма сентиментальна, романтична и лишена практицизма.

Такие люди легко поддаются влиянию и теряют волю. Девушка не смогла найти в себе силы простить подлость Эраста, и покончила с собой. Такая же импульсивность присуща и многим современным девушкам. Под характерный образ Эраста подходит немало современных парней.

В чём схожесть образа жизни Эраста и современных парней — мажоров:

  • живут за счёт родителей,
  • пользуются незаслуженными благами,
  • ведут богемный образ жизни,
  • не знают отказа в средствах,
  • позволяют себе массу удовольствий,
  • особо не утруждаются.

Каждый выбирает для себя свой путь. Будет ли он счастливым — никто не знает. Для одних аргумент — деньги, для других — любовь. Жизнь бедной Лизы закончилась слишком рано. Она умерла так и не познав настоящего счастья. А что было бы, если девушка смогла сдержать свой импульсивный порыв и продолжила жить? Сочинение по произведению «Бедная Лизаможет лишь предположить другое развитие событий.

Судьба Эраста сложилась так, как пожелал, но стал ли он счастливым? Вот вопрос, который стоит задать читателю после прочтения повести.

Сочинение на тему “Бедная Лиза” глазами современного читателя”, что писать?

Повесть “Бедная Лиза” была написана Карамзиным в 1792 году, в конце восемнадцатого века, но не смотря на это, его произведение остается актуальным и востребованным в наши дни, у современного читателя.

Причин этому несколько. Прежде всего отметим тему повести – любовь, причем любовь между людьми разных слоев общества. В наши дни разделение общества на слои никуда не делось. И если сейчас мы не обращаем внимания на знатность рода, но есть разделение по уровню доходов, месту жительства и даже интеллектуальному развитию. А потому страдания главных героев повести близки и понятны многим читателям.

Читайте также:
Исторические повести Карамзина: сочинение

Отметим трагичный финал повести, который последовал за известием о предательстве любимого. Это тоже болезненная тема, которая всегда останется актуальной, пока люди не разучатся любить. Многие невольно сравнивают события своей жизни с событиями в жизни главной героини и думают о том, как бы они поступили на месте Лизы.

Конечно, за пролетевшие годы изменилось многое как в образе жизни, так и в морали человека, но главное осталось неизменным. И это – способность любить, потребность быть любимым. А значит и сама повесть не устарела.

В повести “Бедная Лиза” никаких особых занятий у Эраста не было. Он был богат,был дворянином, он мог позволить себе просто вести светскую жизнь не занимаясь никакими иными делами. Автор описывает его как умного и доброго, но ветряного человека. Эраст ищет от жизни только удовольствий но в обычных светских забавах того времени не находит его. Поэтому его часто гложет скука. Эраст много читает и обладая богатым воображением часто переносится мысленно в те места, о которых прочитал. ему по душе античная идиллия и свобода.

Впрочем, далее мы читаем, что Эраст отправился в армию, но провел там время играя в карты и проиграв свое имение – достойное занятие для скучающего идеалиста.

Повесть Карамзина “Бедная Лиза” полна интересных мест, можно даже сказать, что вся она очень интересная.

Вот взять например вступление и описание природы в окрестностях монастыря, жизни монахов, как ее представляет автор.

Или картина жизни Лизы после смерти отца, ее стремление облегчить жизнь своей матери.

Или сцена встречи Лизы и Эраста, развитие их отношений. В этот момент кажется, что все у такой красивой пары будет замечательно, что они не зря нашли друг друга. Сцены их романа читаются быстро и на одном дыхании.

Ну а предательство Эраста. Это грустная сцена, которая влечет за собой еще более грустный финал.

И завершающие строки, наверное вообще самые замечательные – “может быть они уже помирились”.

Действие повести “Бедная Лиза”, написанной Николаем Карамзиным в конце 18 века, происходит в Москве, в окрестностях Симонова монастыря. В годы написания романа здесь существовала Тюфелева роща и знаменитый пруд, где согласно сюжету повести покончила с жизнью “Бедная Лиза” из-за своей несчастной любви к молодому аристократу.

В начале 19 века это место, благодаря повести, стало настолько популярным, что среди светских дам появился обычай приезжать сюда каждую весну и собирать ландыши возле “Лизиного пруда”.

В 20 веке на месте этих заповедных мест появились заводы “Динамо” и ЗИЛ. Роща и пруд исчезли с лица земли. Остался только Симонов монастырь.

В наши дни не стало и заводов. Например, завод “Динамо” превратился в деловой квартал “Симоновский”. Расположены эти места на территории Даниловского района Москвы, вблизи улиц Восточная и Ленинская слобода.

Повесть “Бедная Лиза” написал Николай Михайлович Карамзин в 1792 году.

Немного сюжета: Лиза поехала в Москву продавать ландыши, там ей встречается Эраст – молодой дворянин. Как сам Карамзин описывает Эраста,

это описание позволяет читателю понять, что Лиза нужна ему лишь для развлечения. Но, к большому несчастью девушки, она влюбляется в него чистой безответной любовью.

После всех их романтических приключений, Эраст уезжает. Позднее Лиза встречает молодого человека в городе, но он ее прогоняет, и уже помолвлен на другой, старой вдове. Бедная Лиза. она не могла простить, жить и осознавать, что любовь обманула её.. Лиза бросилась в воду.Потому что слишком сильно полюбила Эраста, настолько сильно, что не представляла без него жизни.

Урок «Контрольное сочинение №1. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»»

9 класс литература 13.10.2017

Цель: проверить уровень сформированности навыков написания сочинения по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; развитие письменной связной речи; развивать логику и внимание; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Сообщение темы, цели урока.

Работа над темой и целью урока.

1.Выбор темы для написания сочинения.

Образ Лизы в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».

Образ Эраста в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».

Повесть Н.Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы.
Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н.М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов.
Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка – изящного, утонченного, «салонного».
Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» – показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия.
Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны.
В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом.
Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью.
Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, – говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста».
Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» – думал Эраст.
Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую.
Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл.
Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду.
Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо. Он не мог простить себе гибели Лизы до конца своей жизни.
Интересно, что в повести есть еще одно действующее лицо – это автор. Он активно участвует в повествовании, всей душой сочувствует Лизе, как взрослый товарищ, журит Эраста.
Именно образ автора вносит большой лиризм и дает образцы «салонного» языка: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!», «Они обнимались – но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия», «Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»
Повесть «Бедная Лиза» явилась первым образцом сентименталистской прозы в России. Оно, помимо художественных достоинств (язык, стиль, попытка передачи психологического состояния героев), провозглашает ценную идею. По Карамзину, все люди равны, в одинаковой степени достойны уважения. Больше того, простолюдины могут быть благороднее дворян.
Именно Карамзин показал, что главным героем произведения словесности может быть простой человек, мир его чувств, жизнь его сердца.

Читайте также:
Темы, идеи, образы - Карамзин: сочинение

Образ Эраста в Повести Карамзина «Бедная Лиза»

Николай Михайлович Карамзин – крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления.

Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься? » – настораживается Эраст. «Жестокий! Можешь ли ты об этом спрашивать? » – успокаивает его Лиза.

Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. ». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть. одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.

Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках.

Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове.

Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.

Читайте также:
Славная дочь Новгорода (характеристика Марфы Борецкой в повести Н. М. Карамзина Марфа-посадница, или Покорение Новагорода): сочинение

С образом Эраста как антагониста Лизы в способности культивировать чувство, доводить его до уровня эмоциональной экзальтации осуществлено в повести также традиционное для сентиментализма противопоставление человека «цивилизованного» «естественному». «Отравленный» меркантильностью общества Эраст оказался не способным исполнить долг по отношению к соблазнённой им Лизе. Причём, одним из мотивов скоротечности любви у Эраста, наряду с ветреностью, является у Карамзина также и потеря Лизой духовного совершенства: «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Трагическое противоречие, возникшее между Лизой и Эрастом, – результат несовпадения экзальтированного природного чувства героини, нарушившей мораль, и «рассудочной» расчётливости героя, породивших аморальный поступок. В контексте созданного Карамзиным сюжета аморальность поступков Эраста связана как со слабостью характера и меркантильностью, так и с обусловленным «каменистостью» среды его мира отсутствием способности к чувству. Нарушение героями морального закона ведёт к разрушению мира идиллии.

Восстановление идиллии в топосе повести оказывается невозможным – встречи введённого в сюжет на правах равноправного образа автора-повествователя с раскаявшимся Эрастом происходят у пустой, «без дверей, без полу» хижины Лизы.

В “Бедной Лизе” Н.М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.

Образ Эраста в Повести Карамзина «Бедная Лиза»

Николай Михайлович Карамзин – крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления.

Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься? » – настораживается Эраст. «Жестокий! Можешь ли ты об этом спрашивать? » – успокаивает его Лиза.

Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. ». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть. одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.

Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках.

Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове.

Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.

С образом Эраста как антагониста Лизы в способности культивировать чувство, доводить его до уровня эмоциональной экзальтации осуществлено в повести также традиционное для сентиментализма противопоставление человека «цивилизованного» «естественному». «Отравленный» меркантильностью общества Эраст оказался не способным исполнить долг по отношению к соблазнённой им Лизе. Причём, одним из мотивов скоротечности любви у Эраста, наряду с ветреностью, является у Карамзина также и потеря Лизой духовного совершенства: «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Трагическое противоречие, возникшее между Лизой и Эрастом, – результат несовпадения экзальтированного природного чувства героини, нарушившей мораль, и «рассудочной» расчётливости героя, породивших аморальный поступок. В контексте созданного Карамзиным сюжета аморальность поступков Эраста связана как со слабостью характера и меркантильностью, так и с обусловленным «каменистостью» среды его мира отсутствием способности к чувству. Нарушение героями морального закона ведёт к разрушению мира идиллии.

Восстановление идиллии в топосе повести оказывается невозможным – встречи введённого в сюжет на правах равноправного образа автора-повествователя с раскаявшимся Эрастом происходят у пустой, «без дверей, без полу» хижины Лизы.

В “Бедной Лизе” Н.М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор “благозвучных” и “не портящих вкуса” слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.

Читайте также:
Анализ стихотворения Карамзина Берег.: сочинение

«Бедная Лиза»: основная мысль произведения. Насколько актуальна повесть Н. М. Карамзина сегодня?

Сюжет

События здесь не будут рассматриваться подробно, просто стоит напомнить читателю, что эта чрезвычайно драматичная история о бедной наивной девушке по имени Лиза и богатом красивом, но бессовестном юноше по имени Эраст.

Сначала он показывает ей, что любит, что ему приятна ее чистота и невинность, потом, когда Эраст добивается своего, он бросает девушку под разными предлогами.

Лиза расстраивается, находит глубокий пруд и сводит счеты с жизнью.

Н. М. Карамзин хочет убедить читателя, что юный Эраст тоже мучился и прожил жизнь без счастья, но почему-то в это слабо верится. Если жизнь чему и учит, так это тому, что люди бессовестные и эгоистичные живут значительно лучше тех, у кого есть хоть какие-то моральные принципы и убеждения. Произведение «Бедная Лиза», основная мысль, скрытая в нем, не подводят читателя к такого рода пониманию, а жаль.

Модернизация повести «Бедная Лиза» Карамзина Н

Возможно, причиной всему было отсутствие настоящей любви у парня к Лизе. Современный читатель может без лишнего труда перенести сюжет повести в наши дни. Современная интерпретация может выглядеть подобным образом, где парень-мажор знакомится на улице с милой девушкой, начинает с ней изредка встречаться, соблазняет её и бросает. В заключение, девушка узнаёт о его планах жениться на даме из своего окружения и решается на суицид.
Если бы сочинение Бедная Лиза Карамзин (9 класс) писалось современником, то акцент в нём мог быть немного другим.

В свете последних событий и ажиотажа с группами — смерти, общественность стала проявлять озабоченность участившимися случаями гибели подростков. У каждой жертвы были свои причины для ухода из жизни, но не исключено, что одной из них была неразделенная любовь. Характеристика Лизы из произведения Карамзина впишется в образ потенциальной жертвы группы-смерти. Её не отличает способность трезво смотреть на жизнь, она весьма сентиментальна, романтична и лишена практицизма.

Такие люди легко поддаются влиянию и теряют волю. Девушка не смогла найти в себе силы простить подлость Эраста, и покончила с собой. Такая же импульсивность присуща и многим современным девушкам. Под характерный образ Эраста подходит немало современных парней.

В чём схожесть образа жизни Эраста и современных парней — мажоров:

  • живут за счёт родителей;
  • пользуются незаслуженными благами;
  • ведут богемный образ жизни;
  • не знают отказа в средствах;
  • позволяют себе массу удовольствий;
  • особо не утруждаются.

Каждый выбирает для себя свой путь. Будет ли он счастливым — никто не знает. Для одних аргумент — деньги, для других — любовь. Жизнь бедной Лизы закончилась слишком рано. Она умерла так и не познав настоящего счастья. А что было бы, если девушка смогла сдержать свой импульсивный порыв и продолжила жить? Сочинение по произведению «Бедная Лиза»может лишь предположить другое развитие событий.

Судьба Эраста сложилась так, как пожелал, но стал ли он счастливым? Вот вопрос, который стоит задать читателю после прочтения повести.

Насколько свежо придание, поведанное Карамзиным?

История бедной Лизы вечна. Всегда будут находиться глупенькие и наивные девицы и парни-сластолюбцы, желающие этих девочек совратить. Сейчас в определенных кругах модно говорить о любой классике, что она, мол, предостережение – «роман-предостережение», «повесть-предостережение» и т. д. Если можно сказать, что сочинение «Бедная Лиза» (основная мысль его) – это предостережение, то оно пустое, потому что девушки так или иначе будут попадаться в сети к парням черствым, бездушным. Почему? Потому что молодые женщины всегда будут хотеть «большой и чистой любви», и это стремление будет вести их по лабиринту страданий.

Сочинение на тему: Чем интересна повесть современному читателю в повести Бедная Лиза, Карамзин

­Чем интересна повесть современному читателю

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в самом конце восемнадцатого века. Она привнесла много новшеств в русскую литературу той эпохи и продолжала влиять на писателей последующих поколений. Для современного читателя это абсолютно новый тип драмы, затрагивающий чувства и вызывающий бурю эмоций. Повесть проникнута глубокой человечностью и гуманизмом. Она учит сопереживать и видеть достоинства людей, вне зависимости от их классовой принадлежности.

Автор не зря подчеркивает

выражение: «и крестьянки любить умеют». Тем самым он обращает внимание читателя на то, что все сословия, по сути, равны. Всем людям свойственно любить, просто одни умеют делать это искренне, а другие готовы на предательство из-за своей природной слабости, глупости, недальновидности. Все эти отрицательные характеристики можно в полной мере применить к герою повести — молодому дворянину Эрасту. И, наоборот, все известные нам добродетели, такие как честность, порядочность, чистота, искренность, надежность, верность — все они применимы к главной героине повести сельской девушке Лизе.

Любовная линия, связывающая

этих двух различных по характеру и сословию персонажей, являлась наиболее обсуждаемой при жизни автора. Для современного читателя она интересна, прежде всего, своей неординарностью. Давно уже не существует такого понятия, как крепостное право. Классовое неравенство приняло иные формы. Сегодня любой человек волен влюбиться в того, кто ему кажется привлекательным. Во времена написания повести крестьянки были подневольны. Они не имели права сами выбирать себе женихов. Такой смелый шаг со стороны главной героини Карамзина стал очередным новшеством в русской литературе, наряду с сентиментализмом.

Лиза сама решила быть рядом с Эрастом, ради него отказываясь от предложения руки и сердца, поступившего от сына зажиточного односельчанина. Даже зная то, что человек дворянского сословия, скорее всего, не станет ей в будущем мужем, она выбрала любовь. Он же, в свою очередь, обещал всегда о ней заботиться и после смерти матушки забрать ее к себе на содержание. Такой поступок кажется нам в высшей степени благородным, если бы не одно обстоятельство. Своего слова Эраст не смог сдержать. Во время армейской службы он часто играл в карты и проиграл почти все свое состояние. По этой причине он предпочел Лизе даму в летах, которая обещала покрыть его долги.

Читайте также:
Творческие противоречия в творчестве Карамзина: сочинение

Финал повести довольно печальный. Лиза решает проститься с жизнью, так как мир без ее любимого для нее теряет смысл. Еще труднее осознавать, что они с Эрастом когда-то были счастливы, а теперь он ее предал. Мать Лизы также умерла, не в силах перенести такого удара, а Эраст до конца жизни остался несчастным. Помимо художественных и стилистических достоинств, эта повесть несет в себе ценную идею. Автор хотел донести до своих современников и их потомков то, что все люди равны и в равной степени заслуживают уважения, если они обладают гуманным характером. Более того, он считал, что простолюдины могут быть благороднее дворян: они могут жить, полагаясь на свои чувства и нравственные устои.

Существует ли противоядие от несчастной судьбы?

Конечно, да, и оно только одно – тренировка разума, образование. Если бы Лиза была цинична, умна, образованна (к тому же она еще и красива, как ангел), нужен ли ей был бы такой пустой и бессодержательный человек, как Эраст? Ответ отрицательный. Конечно, представленное в этом пункте размышление – не основная мысль произведения «Бедная Лиза», но когда ее читает современный человек, такой вывод напрашивается сам по себе.

У Лизы была низкая самооценка вследствие того, что ее учили с малых лет: «Твой удел – жить на коленях и не перечить господам». К сожалению, ее и не могли учить иначе в те времена (18-й век). Итак, остановимся на том, что основная мысль повести «Бедная Лиза» – «любовь зла». В свою очередь, надеемся, что современным девушкам история Лизы все же послужит предостережением.

«Бедная Лиза» глазами современного читателя (сочинение)

Образ Лизы стал показательным не только в русской литературе, схожие истории можно встретить у многих народов. Подобный социальный подтекст был раскрыт Карамзиным не зря. В те времена в России можно было обнаружить немало таких реальных историй, где молодые дворяне, пользуясь своим положением и безнаказанностью, совращали и соблазняли крестьянских девушек.

Основные причины легкодоступности крестьянских девушек:

  • зависимость от господ,
  • необразованность,
  • наивность,
  • бесправность,
  • безденежность.

Это интересно: что такое кульминация в литературе, ее литературное и музыкальное значение.

Чем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Н. М. Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой человечностью и гуманизмом. Предметом изображения в них являются душевные переживания героев, их внутренний мир, борьба страстей и развитие отношений.

Самым лучшим произведением Н. М. Карамзина справедливо считается повесть «Бедная Лиза». В ней затронуты две основные проблемы, раскрытие которых требует глубокого анализа и понимания русской действительности XVIII в. и сущности человеческой природы в целом.

Большинство современников были в восторге от «Бедной Лизы», они совершенно правильно поняли идею автора, который одновременно анализировал сущность человеческих страстей, взаимоотношений и суровую русскую действительность.

Наиболее интересной является любовная линия этого произведения. Никогда раньше в русской литературе любовь не описывалась так ярко и так красиво, анализ чувств и переживаний героев поглощает автора.

Лиза и Эраст являются представителями разных социальных классов: она из бедной семьи, он – богатый дворянин. Образ Лизы прекрасен и романтичен, она покоряет своей душевной чистотой и благородством.

Девушка родилась в семье честных и трудолюбивых людей, она сама работает не покладая рук. Лиза с глубоким почтением и любовью отзывается о своей матери, испытывает благодарность за то, что она дала ей жизнь. Кроме того, девушка предельно честна и считает, что деньги можно брать только за работу, и отказывается брать у Эраста рубль за цветы, потому что они не стоят так дорого. Лиза – образец душевной чистоты и непорочности.

Совершенно в ином свете представлен ее избранник Эраст, автор дает ему следующую характеристику: «…сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил». Эраст – полная противоположность Лизе, у него нет ее цельности, нет ее чистоты, он развращен светской жизнью, уже многое познал, но и разочаровался.

Лиза покоряет Эраста своей красотой и невинностью, он восторгается ею, даже пытается бороться с желанием быть с ней в более близких отношениях. «Я буду жить с Лизою как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!»

Но благим намерениям Эраста не суждено воплотиться в жизнь, молодые люди поддаются страсти, и с этого момента их отношения меняются. Лиза страшится наказания за свой поступок, она пугается раскатов грома: «Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Она счастлива и глубоко несчастна одновременно. Автор высказывает свое отношение к любви и говорит, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Но тем не менее он все равно не осуждает свою героиню и по‑прежнему восторгается ею, потому что прекрасную, чистую душу ничто не может опорочить.

В конце концов Эраст решает покинуть Лизу, сначала он уходит на войну, там в карты проигрывает все свое состояние, возвращается и ради денег женится на богатой вдове. Эраст пытается откупиться от Лизы деньгами. Девушка переживает сильное душевное потрясение и, не выдержав, бросается в пруд. Смерть ее трагична и ужасна, автор говорит о ней с глубокой скорбью.

Эраст на первый взгляд предстает коварным соблазнителем, но на самом деле это не совсем так. Недаром, чтобы хоть как‑то оправдать героя, Карамзин говорит о том, что Эраст был несчастен всю свою жизнь и считал себя убийцею.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин затронул очень серьезные и важные проблемы, но не указал пути их разрешения, да он и не ставил перед собой такой цели. Несовершенство общественного устройства и несовершенство человеческой природы – действительный факт, и кого‑либо упрекать за это бессмысленно. П. Берков по этому поводу пишет следующее: «Вероятнее всего идея повести состоит в том, что устройство мира (не современного, а вообще!) таково, что прекрасное и справедливое не всегда может осуществляться: одни могут быть счастливы… другие… не могут».

Читайте также:
Счастье есть дело судьбы, ума и характера: сочинение

Влияние творчества Карамзина на русский сентиментализм

Какое влияние творчество Карамзина оказало на русский сентиментализм

Скачать:

Вложение Размер
geroy_literatury_russkogo_sentimentalizma13456_-_kopiya.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние творчества Карамзина на русский сентиментализм

Огромное значение в истории русского сентиментализма имела литературная деятельность Н. М. Карамзина. Разумеется, его творчеством не исчерпывается все направление, но он остался, несомненно, самой крупной фигурой в русском сентиментализме.

Карамзин был человеком чувства и потому в нем виднее всего ошибки чувства и тех увлечений, в которые оно уходит, если не встречает проверки и мысли.

Последователи Карамзина видели в нем, прежде всего «чувствительного автора». Автор одним из первых в русской литературе ставит вопрос о воспитании прекрасным, воспитании красотой. Следовательно, и возникает новый аспект: воспитание писателя. В статье «Что нужно автору?» Карамзин рассуждает на эту тему: «Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо; но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов». Карамзиным не забыты «знания» и «острый проницательный разум», но они не остаются значимыми, если нет «доброго сердца».

Первое и роковое влияние на все творчество Карамзина, однозначно, имели масонство и новиковский кружок. В новиковский кружок, по словам Дмитриева в своих «Записках», ввел Карамзина И. П. Тургенев, являющийся одним из деятельнейших членов «Дружеского общества», и в этом кружке «он воспитался окончательно под влиянием друга своего Александра Петровича Петрова». Мы до сих пор остаемся в неведении того, что же повлияло на такое тесное сближение с масоном Кутузовым и с Петровым, но не сомневаемся в том, что это все отразилось уже в «Письмах русского путешественника», которые оказали, несомненно, важное влияние на общество в целом.

«Другие два произведения Карамзина, имевшие вместе с «Письмами русского путешественника» такое огромное влияние на общество, были «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Лиза – «прекрасная телом и душою поселянка», в которую влюбляется добрый, но слабый и ветреный дворянин Эраст. Слабый и ветреный Эраст, увидев Лизу, стал мечтать, подобно Карамзину в Швейцарии, о тех временах, когда пастухи были братьями и когда «все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни проводили». Вообразив такие, никогда не существовавшие времена, Эраст забывает о своем дворянском происхождении, отрешается от всех социальных условий и предрассудков и предлагает Лизе руку и сердце. Но одно непредвиденное обстоятельство помешало Эрасту поступить, как следовало. Обаятельный полумрак вечера, когда «никакой луч не мог осветить заблуждения», довел Лизу и Эраста до такого головокружения, что затем уже не было никакой необходимости в браке, и обманутая Лиза бросилась в пруд. В «Наталье» Карамзин идеализирует старинный русский быт, когда наши бояре тоже, подобно первобытным и счастливым пастухам, жили по душе, как братья, и говорили, как думали».

Сентиментализм, естественно, будил чувства, возбуждал новые ощущения в душе, расширял границы внутреннего мира, но и он был бессилен выработать свою собственную идею и оставлял человека игрушкою противоречий между практикой установившихся идеалов и образов и сентиментальной теорией новых чувств.

Карамзин был всегда мечтателем и идеалистом. Он мог явиться только проповедником хороших чувств, мог писать только для грамотной толпы, – для тех, чья мысль была не в силах переступить пределы личного эгоизма и личных повседневных отношений».

Мысль М. Б. Храпченко о том, что «важно подчеркнуть в литературном направлении действенную роль творческой индивидуальности художника… В произведениях отдельных крупных писателей раскрываются ведущие тенденции направления». Она как нельзя лучше подтверждается творчеством Карамзина наиболее удачно и совершенно выразилась проблематика дворянского сентиментализма: всемирное богатство и единение людей, идея внесословной ценности личности, интерес к национальной истории и вместе с тем осуждение революции и поиски мирного разрешения социальных и политических противоречий.

Творчество Карамзина вызывает к себе интерес не только со стороны русских, но также и зарубежных исследователей. Английский литературовед Генри Небель-младший, автор монографии «Карамзин – русский сентименталист», видит в нем писателя, творчество которого «было выдержано в лучших традициях русского Просвещения».

О связи Карамзина с Просвещением пишет и другой английский литературовед – А. Г. Кросс (1971). Но термин «просвещение» исследователь понимает «слишком узко – только как заботу о распространении знаний и культуры».

Просветительский период литературной деятельности Карамзина начинается с 1791 – 1792 гг., когда в «Московском журнале» были напечатаны «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др. кроме того, почти в каждом произведении помещались «Письма русского путешественника», перешедшие позже в альманах «Аглая» и вышедшие отдельным изданием в 1797 – 1801 гг.

Мы считаем, что наиболее правильным будет та оценка «Писем…», если их рассматривать в целом как одно из проявлений просветительских взглядов Карамзина, что, разумеется, не исключает их из круга сентиментальных произведений.

Карамзин считает своим долгом обязательно познакомить читателя с природой, в какую бы страну он не приехал, потому что, по его убеждению, именно природа во многом определяет физический и духовный облик человека.

Карамзин в «Письмах…» старается показать не только общее в людях, но и различие между ними. Как просветитель, он видит причину человеческого несогласия в различных «заблуждениях», к числу которых относит проявление национальной замкнутости и национального самомнения.

Лучшей повестью Карамзина справедливо считается «Бедная Лиза» (1792). Неумирающая идея внесословной ценности человеческой личности спасла ее от забвения. Успеху немало способствовал и общественный подъем начала 90-х годов, обусловивший социальную проблематику повести.

Многие исследователи считают, что Карамзин в этом произведении подменяет социальные вопросы этическими. Г. А. Гуковский еще в 1939 году писал: «… «Бедная Лиза» построена на основе сюжета, распространенного в европейских литературах XVIII в. о любви дворянина и простой девушки» писатели антифеодальной настроенности видели в этом сюжете возможность показать губительные последствия сословного неравенства, возможность потрясти читателя чувством обиды за попранные человеческие права. Ничего этого нет у Карамзина».

Позже, другой исследователь – Н. К. Пиксанов утверждает, что драматическим событиям произведения автор дает «не социальное, а моралистическое осмысление и разрешение», называя Карамзина «идеологом крепостнической монархии».

Проза Н. М. Карамзина и русский сентиментализм

Проза Н. М. Карамзина и русский сентиментализм

Проза Н. М. Карамзина явилась важной вехой в развитии русской литературы: он был главой русского дворянского сентиментализма и предромантизма. В отличие от сентиментально-реалистической литературы, представителем которой был А. Н. Радищев, творчество Н. М. Карамзина носило сентиментально-романтический характер.
Русский сентиментализм зародился в семидесятые годы XYIII века во время крушения идеологии классицизма в связи с социальной ситуацией и шедшим с Запада воздействием. Русский сентиментализм унаследовал с одной стороны активные, радикальные элементы, а с другой – аполитичный, идиллический характер, который был свойствен русскому дворянскому сентиментализму – новому направлению в литературе XYIII века.
Русский сентиментализм создавал «не только Карамзин и даже не впервые Карамзин, хотя именно в его творчестве оно кристаллизовалось с наибольшей законченностью. Новое течение было настолько органическим и естественным проявлением судьбы русской дворянской интеллигенции в последнюю четверть XYIII в., что оно возникало в сознании ряда писателей как новая задача литературы. Оно вызревало, начиная с 70-х годов, в творчестве М. Н. Муравьева, Н. А. Львова, Нелединского-Мелецкого, затем у И. И. Дмитриева, Карамзина, Капниста, Хованского»… (Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект-Пресс», Москва, 1999, стр. 263).
Творчество писателя Н. М. Карамзин рассматривает прежде всего как отражение души писателя, его «зеркало души» (о чем он пишет в своей критической работе «Что нужно автору?») Поэтому проза Карамзина носит предромантический, субъективно-лирический характер; в ней постоянно присутствует «я» автора.

Идея личности занимает центральное место в прозе Карамзина. Ему была чужда воинствующая гражданственность и стремление передать действительность. Его тема – это сам человек, с его чувствами и переживаниями, человек со своей психологией и внутренним неповторимым миром. Хотя Карамзин во внимании к эмоциональной жизни героя имел своих предшественников, он был первым, кто показал психологические переживания человека в качестве процесса. В этом плане наиболее характерна своего рода психологическая зарисовка «Чувствительный и холодный. Два характера».
Карамзин считает нелепым утверждать, что «обстоятельства и случаи воспитания… дают характер человеку» и убежден, что «Одна природа творит и дает». (Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, Издательство «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 740). В этом стремлении отрицать роль социального аспекта в формировании личности и человеческой души (известное «Ибо и крестьянки любить умеют!») и в убежденности в том, что важна сама натура («Гони природу в дверь: она влетит в окно!») заключается «сентиментальность» Карамзина. Его проза – это произведения о чувствах, в которых большое внимание уделяется характеру героя и его соответствию событиям, которые случаются в повседневной, обыденной жизни с обычными людьми. Это было свойственно литературе сентиментализма.
«Исподволь, с разных сторон подготовлявшееся, с опорой на соответствующие западноевропейские образцы, новое большое литературное направление – сентиментализм – окончательно оформляется в 90-е годы XYIII века, оттесняя назад классицизм и в боях с ним победоносно выходя на первый план новой русской литературы…
… Общее направление в изменении содержания литературы сентиментализма по сравнению с классицизмом – ее тематики, сюжетики,
3

героев – может быть определено словами: от дворца к хижине (не только как к перифрастическому обозначению дворянской усадьбы, с чем неоднократно будем сталкиваться в поэзии конца XYIII – начала XIX века, а как и к реальной крестьянской избе). С олимпийских высот хвалебно-торжественной одописи, из аристократического мира трагедий литература спускается в обыкновенную жизнь обыкновенных людей. Соответственно этому происходит коренная перегруппировка и решительные изменения всей жанровой системы. Вместо стихотворных жанров на первое место выходят жанры прозаические, в которых в связи с повышенным вниманием к внутреннему миру человека повествование, как правило, ведется от первого лица». (Д. Благой, «От Кантемира до наших дней», Москва, «Художественная литература», 1979, том первый, стр. 89-91).
Карамзин раскрыл внутреннее «я» человека и его богатую духовную жизнь в своей прозе. Он стал одним из первых в русской литературе, кто ввел биографию в качестве принципа построения образа героя.
Наиболее известная повесть Карамзина – «Бедная Лиза». В ней есть все, что внес сентиментализм в русскую литературу: изображение нравственного мира представителей крестьянства, выбор в качестве героя произведения обыкновенного человека, интерес к внутреннему миру персонажей, приближение языка произведения к разговорному.
Сюжет повести «Бедная Лиза» – обольщение крестьянской девушки дворянином, – часто встречался в западных литературах XYIII века. Но идея повести не в социальной пропасти, не в желании отмены сословного неравенства, не в нарушении добродетели, а в том, что прекрасному не всегда суждено сбыться, что справедливое зависит от обстоятельств. Карамзина привлекает само «воспоминание о плачевной судьбе Лизы», потому что он любит то, что заставляет «проливать слезы нежной скорби». На первый план выступает человеколюбие и лиричность повести.
4

Восторг и умиление вызывает повесть «Наталья, боярская дочь», в которой также присутствует лиричность и человечность сентиментализма романтического направления. Сюжет повести «Наталья, боярская дочь» построен так, «что в ней «общечеловеческая» проблема получала «национальное», «русское» решение. Этим самым писатель снова, но уже на историческом материале, показывал, что в художественном, поэтическом отношении русская действительность и история не уступают действительности и истории европейских народов». (П. Берков, Г. Макогоненко, вступительная статья «Жизнь и творчество Н. М. Карамзина», Н. М. Карамзин, том первый, Издательство «Художественная литература», Москва – Ленинград, 1964, стр. 29). Таким образом, Карамзин обнажил независимость своего сентиментализма от иностранных влияний и проявил себя в качестве основоположника русской исторической прозы.
«Как художник, будучи признанным главою русского сентиментализма, Карамзин постоянно находился в поисках. Тенденции к отставанию духовного космополизма, свойственные ранним годам его творчества, сочетаются в то же время с обостренным чувством утверждения национальных культурных традиций». («На путях к романтизму», Ленинград, «Наука», 1984).
Можно утверждать, что Карамзин стал первым романтиком в русской литературе. Повесть «Остров Борнгольм» – одно из лучших произведений Карамзина – является образцом его романтики: в ней есть таинственность, трагичность. Неизвестно кем являются друг другу герои этой повести, что сгущает мрачный колорит этого произведения.
В повести «Остров Борнгольм» поставлен тот же вопрос, что и в «Бедной Лизе»:
Законы осуждают
Предмет моей любви;

Но кто, о сердце! Может
Противиться тебе?

Речь идет о том, что чувства людей вкладываются в них природой и что они не всегда совместимы с добродетельностью. Эта повесть глубоко лирична и пропущена через душевное состояние рассказчика, который имеет желание убежать от действительности: «от вьюг и метелей – укроемся в тихом кабинете своем».
Лиризм и субъективизм остались навсегда творческой манерой Карамзина, сентименталиста-романтика.
Еще более лирична маленькая повесть «Сиерра-Морена», являющаяся по своему характеру не повествованием, а лирическими записками «человека, перенесшего трагическое несчастье, но уже сумевшего в какой-то мере победить себя, отчасти изжить свое горе, сумевшего если не обрести душевное равновесие, то, во всяком случае, выйти из состояния отчаяния и погрузиться в холодное равнодушие». (Вступительная статья Беркова и Макогоненко, Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 39).
В этой повести звучит та же мысль, что и в других повестях Карамзина: «Можно сражаться с сердцем долго и упорно, но кто победит его?» Для современников Карамзина «Сиерра-Морена» была интересна не только лиричностью языка, стремительно развивающимся сюжетом, неожиданной развязкой, необычным названием… В этой повести была предпринята попытка объяснить смену душевных состояний человека, прошедшего путь от большого личного счастья до великого горя; в ней было стремление объяснить психологию героя.

Проза Карамзина соответствовала потребностям своего времени: в ней есть раскрытие внутреннего «я» человека, отображение «языка сердца», раскрытие богатства индивидуальности и ее внутреннего мира. Карамзин создал образы, лишенные «боевого духа», и обреченных на страдания героев. В его прозе звучит тема смирения перед неизбежностью законов сердца и природы.
В повестях и очерках Карамзина читатель искал «настроения, создания эмоциональной атмосферы, – до сентиментализма, до Карамзина неизвестной русской литературе и открывшей для нее перспективы нового и плодотворного понимания сложности душевной жизни человека». (Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект – Пресс», Москва, 1999, стр. 433).
Проза Карамзина и русский сентиментализм стоят в преддверии литературы XIX века и являются ступенью к реализму. Проза Карамзина способствовала развитию романтических тенденций и одновременно сыграла большую роль в становлении реалистической психологической литературы.
«У Карамзина, мастера сюжетной повести, лирического очерка, психологического этюда, автобиографического романа, учились главным образом люди следующего поколения, начиная от А. Бестужева – Марлинского и продолжая Пушкиным, Лермонтовым и другими писателями 1830-х годов». (Вступительная статья П. Беркова и Г. Макогоненко, Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 55).
В конце XYIII века Николай Михайлович Карамзин «стал если не вождем, то, во всяком случае, главой нового направления… а направление это, несмотря на свойственную ему аффектацию и – местами – слащавость и приторность, оказалось на некоторый краткий период прогрессивным этапом в развитии русской литературы и общественности». (П. Н. Берков, «История
7

русской журналистики XYIII века», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952, Ленинград, стр. 531).

Список использованной литературы:
1. Н. М. Карамзин, избранные сочинения, два тома, «Художественная литература», Москва- Ленинград, 1964;
2. «Русская литература XYIII – начала XIX века в общественно-культурном контексте», Ленинград, «НАУКА», Ленинградское отделение, 1983;
3. «Русская литература XYIII – XIX веков», Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995;
4. П. Н. Берков, «История русской журналистики XYIII века», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952, Ленинград;
5. Д. Благой, «От Кантемира до наших дней», Москва, «Художественная литература», 1979, том первый;
6. Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект-Пресс», Москва, 1999.

Сочинения по русскому языку и литературе

1 декабря в 1766 году в семье дворян Карамзиных появился на свет сын Николай. Он, когда вырос, стал писателем, с историческим уклоном, издателем, заложил основы нового направления в русской литературе, которым стал русский сентиментализм. Он смог создать большую энциклопедию по истории «История государства Российского» в 12 томах.

Образование он начал получать дома. Потом отдали его в симбирский пансион для дворян, затем он поехал в Москву, где стал учиться в частном пансионе. Он стал изучать иностранные языки, и посещал как вольнослушатель лекции в Московском университете.

Карамзин идет служить в Преображенский полк, в 1781 году. Через два года он печатает своё первое произведение «Деревянная нога», а ещё через год он уходит в отставку в звании поручика.

В 1785 году писатель переезжает жить в Москву. Тут он знакомится с Новиковым, знакомится с масонским орденом и становится его членом, в котором знакомится с И. С. Гамалеей и А. М. Кутузовым. Он принимает активное участие в помощи выхода первого русского журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума».

С 1787 года Карамзин печатает переводы иностранных произведения. А через два года, в 1789 году, он печатает свой рассказ «Евгений и Юлия» в журнале для детей, который он издавал.

В 1789 году писатель отправляется путешествовать по заграничным странам. Он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии. В этих странах он знакомится с известными людьми того времени. В 1791 году он пишет свои «Письма русского путешественника», которые принесли ему большую популярность в литературных кругах на Родине, в них он изложил свои путевые заметки

Карамзин путешествовал по Европе три года, и в поездке, и по возвращению домой он не бросает своё литературное творчество. В 1791 году он стал выпускать «Московский Журнал». В нем он печатал свои повести и рассказы. В 1802 году в печать выходит «Марфа – посадница, или Покорение Новагорода».

В 1803 году писатель начинает писать свои глобальный труд «История государства Российского», по указу императора Александра I для него были открыты все архивы страны. Работа написана в 12 томах. В них обозревается период от древних времен до XVI века. В 1818 году были изданы 8 томов, в 1821 – 1824 годах вышли ещё три тома. А 12 том вышел после смерти автора.

Не стало Николай Михайловича 22 мая 1826 года, смерть его настигла в Санкт – Петербурге. Погребение состоялось в Александро-Невской лавре.

Его творческая деятельность оказало большое влияние на дальнейшее развитие родного языка.

Русский писатель, историограф Николай Михайлович Карамзин жил в XVIII веке – в одно время с полководцем Суворовым и поэтом Державиным.

Главный труд Карамзина — «История государства Российского». При жизни автора вышло 11 томов его «Истории». Рассказывал он о первых русских князьях и княжествах, о XVII веке, «смутном времени».

В 12-м томе историк хотел описать роль народного ополчения с Мининым и Пожарским в борьбе за освобождение отечества против иноземных захватчиков. Но в 1826 году Карамзина не стало…

Двадцать лет жизни ушло на составление монументального исторического труда. Два десятка лет усидчивости и вдохновения! В предисловии автор делился с читателями, что в повествовании о временах отдалённых была для него какая-то неизъяснимая прелесть: «Там источник поэзии!», «…любовь к отечеству даёт кисти жар, силу, прелесть».

«История государства Российского» часто переиздавалась и раз за разом прочитывалась новыми поколениями. Книга Карамзина призывала верой и правдой послужить Родине, убеждала в том, что народ и государство Российское проделали свой тернистый путь в истории не зря. Всякое бывало в истории: и слава, и трагические ошибки.

Многими признано, что «История государства Российского» представляет собою остросюжетное художественное произведение, словно цикл романов с историческими персонажами. Вот писатель повествует о московском царе Иване Грозном. Сила характера, ум царя, к сожалению, не победили роковых страстей и жестокости своего времени. Бесконтрольное самовластие Иоанна дорого обошлось народу. Царь расправился с новгородской вольницей, казнил попов, бояр, простолюдинов. Но ведь Иван Грозный одерживал победы над татарскими ханами под Казанью и Астраханью!

Книга Карамзина приглашает к размышлению над историческими фактами и уроками, которые нельзя забыть. Историк не скрывал своего отношения к факту. По мнению писателя, историк «…должен всё неприятное, всё позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии, говорить с радостью и энтузиазмом».

Во взглядах автора прослеживались монархические наклонности: он в каждом из русских царей находил нечто своё, порой даже симпатичное, мечтал о просвещённом человеколюбивом властителе и о рачительных к благу отечества его подданных. И сегодня в «Истории государства Российского» есть мысли, факты и чувства, которые соответствуют потребностям нашего времени.

Многие художники слова находили у Карамзина сюжеты и характеры для своих сочинений. Пушкин, например, писал «Бориса Годунова» так, как объяснял эту историческую фигуру историк Карамзин.

Интересны и поучительны сентиментальные путевые заметки «Письма русского путешественника», сочинённые двадцатитрёхлетним Николаем Карамзиным, когда он путешествовал по странам Европы. «Письма» он опубликовал в «Московском журнале», который сам основал и редактировал. Сколько в этих «Письмах» сведений! Можно многое узнать о Пруссии, Швейцарии, Франции, Англии, Голландии. А пишет их хорошо образованный, умный, говорящий на всех европейских языках юноша из России.

В девятом классе изучают короткую, но трогательную повесть «Бедная Лиза». Как искренне автор переживает за судьбу простой девушки, как горюет по поводу несчастливой жизни дворянина Эраста! Любовный роман героев не имел надежды на счастливый конец.

Даже устаревшая стилистика авторских оборотов не заслоняет вечное чувство любви, беззащитность и гибельность его перед несправедливостью мира, перед строгим расчётом.

Сочинение ученика

Сопоставительный анализ Лизы и Аннушки из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и главы «Едрово» А.Н. Радищева
(«Путешествие из Петербурга в Москву»)

Лиза из повести Карамзина живёт в одной из подмосковных деревень с матерью, берётся за любую работу, чтобы прокормить семью, так как отец её, добрый и трудолюбивый крестьянин, умер. Она заботится о матушке, следует её советам: ничего не брать даром, вести себя скромно и честно.

Автор не даёт полного описания внешности Лизы, упоминает о её нежной молодости, редкой красоте и чувствительности. Когда Эраст навещает Лизу, он замечает её аккуратность и деликатность. Красота и целомудрие девушки уже при первой встрече впечатляют молодого дворянина.

Рассказчик из главы «Едрово» тоже говорит о привлекательности крестьянской девушки. Аннушка недоверчиво и сурово отвечает барину, когда разговаривает с ним. По обыкновению своему, дворяне могли позволить себе оскорбительные шутки, общаясь с деревенскими девушками.

Отец Анюты умер, и живёт она с матерью и сестрой. Семья имеет пять лошадей, три коровы, мелкий скот и птицу. Трудно справиться с таким хозяйством без мужской силы, без работника. И поэтому девушка мечтает выйти замуж за крестьянина, привыкшего к труду. Но за жениха просят сто рублей, и тот вынужден ехать на заработки в столицу. Когда рассказчик предлагает деньги, мать и жених отказываются их взять. Благородство крестьян удивляет повествователя, и долго он вспоминает своё знакомство с Аннушкой, которая «всем взяла», «перед ней все плюнь»: она мастерица плясать, а как пойдёт в поле жать – загляденье.

У Лизы и Аннушки разные черты характера. Героиня Карамзина более открыта и доверчива, чем Анюта. Лиза скрывает от матери любовь к Эрасту, а ведь раньше доверяла ей самые сокровенные тайны. Она оказывается беззащитной, когда её предают любимый человек, страдает, пытается вернуть расположение Эраста, но «нежная страсть» приводит её к гибели.

Могла ли Аннушка поступить так, как Лиза? Нет, она бы не откупилась от матери, передав её десять империалов, не бросилась бы в пруд, чтобы скрыть свой грех. Аннушка слишком хорошо знает господ, которые могут обмануть и обесчестить крестьянскую девушку, чтобы доверять им. Она держит себя строго и упрекает рассказчика, который заигрывает с ней. Аннушка выбирает себе в мужья ровню: «Меня было сватали в богатый дом за парня десятилетнего, но я не захотела». Она отказывает трём молодцам. кто к ней сватался: «Иван всех отбоярил, они и тем и сем, но не тут-то». Мать Аннушки не берёт деньги потому, что приданого даром не дают, да и люди мало ли о чём подумают.

Карамзин пишет о Лизе, называя её «бедной», неслучайно: он сочувствует её горю, сожалеет о несчастной судьбе. А Радищев восхищается откровенностью и целомудрием Аннушки.

Литература

1. Горышин Г. «Где нет любви, нет и души…» К 225-летию со дня рождения Н.М. Карамзина / Искорка. — 1991. — №12.

2. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. — М.: Молодая гвардия, 1998.

3. «Столетья не сотрут…» : Рус. классики и их читатели. — М.: Книга, 1989.

Н.М. Карамзин. Историческое сочинение

Карамзин Николай Михайлович – великий российский историк, знаменитый литератор эпохи сентиментализма. Главным трудом жизни стала для него «История государства Российского», над которой Карамзин работал более двадцати лет. Кроме того, Николай Михайлович был известным издателем популярных в России журналов; знатоком и реформатором традиционного русского языка.

Важнейшее событие биографии Николая Михайловича – это его многолетнее изучение истории России с самых древнейших времён и создание одного из первых фундаментальных исторических исследований на данную тематику.

Данная работа оказалась настолько удачной, что император Александр I специальным именным указом от 31 октября 1803 года присвоил Карамзину звание историографа и назначил ему 2 тысячи рублей ежегодного жалования.

Николай Михайлович постепенно отошёл от занятий художественной литературой и ушёл с головой в исторические исследования. В связи с этим, он даже отказывался от предлагавшихся ему государственных постов – например, от должности тверского губернатора.

Причинами тому послужили не только искреннее увлечение Карамзина отечественной историей, но и несомненный успех первых томов «Истории государства Российского» в обществе.

Книга Карамзина не была первым описанием отечественной истории России (до него это уже делали Татищев и Щербатов).

Однако именно Карамзин, благодаря своему незаурядному таланту литератора, открыл историю России для широкой образованной публики. Как отмечал А. С. Пушкин, «все под влиянием Карамзина бросились читать историю своего Отечества, ранее им неизвестную, и она стала для них новым открытием. Древняя Россия как будто была найдена Карамзиным для общества, как Америка – Колумбом».

Следствием данного интереса, популярности и всеобщего внимания к труду Николая Михайловича и стало появление одного из лучших трудов по истории России, который замечательно читается даже в наше время – даже несмотря на то, что написан он уже довольно устаревшим языком, а его автор является убеждённым монархистом.

Второе главное направление деятельности Николая Михайловича Карамзина – это художественная литература. Публикация его произведений имела большой успех у читателей того времени, а самое популярное из них – повесть «Бедная Лиза» – вызвала множество подражаний. Причиной тому была новизна изложения, а также лёгкий, приятный слог. Карамзина-писателя всегда интересовал не только и не столько внешний, физический мир, сколько внутренний, духовный мир человека.

Следствием этого стало большое влияние, которое сентиментализм Карамзина оказал на развитие русской литературы. В том числе – на творчество Жуковского и Пушкина. Влияние Никлая Михайловича на развитие отечественной исторической науки вообще трудно переоценить. Его «История государства Российского» даже ещё через много веков останется одной из лучших книг по отечественной истории.

Читать далее >>

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему «Творчество Н.М.Карамзина» 5.00/5 (100.00%) 2 votes

Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф. Его многотомный труд «История государства Российского» и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени. Благодаря многолетней титанической работе Карамзина русские люди получили возможность узнать о самых отдаленных этапах становления родной страны. Плод его исследования не сухие факты и цифры, а непростая, противоречивая жизнь России. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно изложил огромное количество исторических сведений, накопленных летописцами. Историк и писатель, Карамзин вложил в свой труд чувство любви к родине и преклонения перед величием Бога и человека, а равно и ужас перед великими злодеяниями, часто имевшими место в жизни страны и ее правителей.

Однако Н.М.Карамзин начал свою литературную деятельность не с исторических исследований. Именно он явился одним из первых русских писателей-сентименталистов. В повести «Бедная Лиза» писатель продемонстрировал совершенно иной подход к созданию литературного произведения, чем утвердил господствовавший до того классицизм. Принципы сентиментализма коренным образом отличались от раз и навсегда застывших форм классицизма. Писателю-сентименталисту интересны, прежде всего, чувства и переживания героев, их внутренний мир. Классицизм требовал, чтобы герои воплощали в себе какие-либо идеи; их индивидуальные, неповторимые черты характера не были объектом пристального внимания писателей. В произведениях сентименталистов мы находим живых людей. Карамзин обращался и к жанру исторической повести: примером могут служить «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница или Покорение Новгорода». Карамзин не был чужд и поэтическому творчеству; мы можем найти в его литературном наследии, например лирическую осеннюю зарисовку. Поэтическое наследие Карамзина характеризуется многообразием тем, к которым обращался автор: он писал о любви и природе, об изменении человеческих чувств и о государыне. Писал он и эпиграммы, проникнутые философскими раздумьями. В небольшой его фразе подчас отражается глубокая философия жизни, ее смысл и вечная загадка. Карамзин писал и в публицистическом жанре. Его статьи не потеряли своей современности и в наши дни, хотя были написаны в начале 19 века. Все вышесказанное свидетельствует о многогранности литературного таланта Карамзина, его глубоком понимании истинной сущности и вещей и явлений, которая мало изменятся во времени. Карамзина по праву можно назвать одним из классиков русской литературы, непреходящая ценность его литературного наследия проверена временем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: