Славная дочь Новгорода (характеристика Марфы Борецкой в повести Н. М. Карамзина Марфа-посадница, или Покорение Новагорода): сочинение

Марфа-посадница — Балашов Дмитрий Михайлович

Карамзин: «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета

Новгородцы предвидели, что такое противостояние принесет им много горя, но не могли поступиться своею гордынею. И вот вечевой городской колокол созывает всех горожан немедленно собраться на Великой площади.

Народ со всех концов устремился туда, встревоженный гул его заглушал колокольный звон. Люди собрались и стали требовать начать вече.

Напротив белокаменного дома Ярославова собрались посадники с медалями на груди, бояре со знаменами, старосты с серебряными секирами и много другого народа.

Вдруг на лобном, или, иначе, на Вадимовом, месте, где возвышался мраморный образ витязя Вадима, появился посланец – доверенный царя Иоанна князь.

Посол

Это был князь Холмский, который должен был объявить новгородским жителям о том, что они должны мирно подчиниться требованиям Великого Московского князя и не доводить конфликт до кровопролития. Он говорил им, что только дикий народ любит независимость, а мудрый – порядок, которого без самодержавия в государстве добиться невозможно.

Он продолжал, что в стенах Новгорода родилось и утвердилось самодержавие русской земли. Великодушный Рюрик здесь начал творить суд и правду, благодаря этому варяжскому герою, новгородцев стали бояться другие народы.

Речь посла была очень пылкой и яростной, он взывал людей к совести и упрекал их в том, что они бросили русских братьев на растерзание Орде, а сами в это время благоденствуют и утопают в роскоши. Москва, Киев, Владимир проливают кровь своих защитников. Русские, вооружившись мечом, встречают чужеземцев, а корыстолюбивые же новгородцы принимают их в свои объятья, позарившись на их изысканные товары, золото и серебро.

Очень сильно действуют на народ своими выступлениями главные герои произведения «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Краткое содержание дальше продолжается тем, что князь Иоанн узнал и о тайном сговоре новгородских правителей с вражеским княжеством Литовским и Польским и предупредил, что поработят эти чужеземцы их, потому что так всегда бывает с теми, кто безрассудно требует независимости от родных братьев. Он считает, что больше нельзя допускать раздробленности государства Русского, ведь все беды его отсюда исходят. Закончив свою речь, Холмский сошел с лобного и потребовал ответа, чтобы люди скорее выбрали между миром или войной.

Политические взгляды

Благодаря своему гигантскому богатству Марфа Борецкая имела в княжестве значительный политический вес. В на­роде еще долго оставался ее образ властной прави­тельницы, которая могла покарать за что угодно. Она могла быть безжалостной и умела мстить. Согласно легенде, когда до нее дошла весть о том, что ее сыновей — Феликса и Антона — убили в Заонежье, она приказала сжечь несколько десятков деревень, не пощадив даже малых детей. Она была беспощадна к своим врагам. Зная об этом, люди не рисковали бороться с ней, а просто бежали с глаз долой. Так, например, знатный боярин Василий Своеземцев был вынужден бежать со всем своим семейством из Новгорода, чтобы спастись от интриг Марфы. Не лучшая участь досталась боярину Мирославскому, который в результате тяжбы с «посадницей» был заключен в подземелье. Во 2-й половине 15-го века Марфа Борецкая возглавила группировку бояр, которые открыто выступали против политики московского княжества. В 1471 году она вместе с вдовами-боярынями Анастасией и Ефимией выдвинула своего кандидата, некоего Пимена, на сан архиепископа. Став приближенным Ионе, он передал немало средств из Софийской казны «партии» Марфы. Затем она направила послов в Москву. Вернувшись оттуда, они рассказали, что Московский князь называет Великий Новгород отчиной своей…

Речь Марфы

Дальше еще интереснее закручивает свой сюжет краткое содержание. Марфа-посадница под восклицающие звуки тихо и величаво вошла на железные ступени лобного места. На ее лице читались скорбь и величие. Она спокойно начала свою вдохновенную речь и сказала, что по праву может быть защитницей вольности, так как именно ее отец и супруг положили голову, сражаясь за этот славный город.

Народ слушал ее, затаив дыхание. А она продолжала свое выступление тем, что не стоит ее народ упрекать в том, что он не участвовал в междоусобных войнах и сам отбился от монголо-татарских завоевателей, когда свирепый Батый хотел растерзать их город. Она поминала и отцов, которые знали, что умрут в сражениях, но не станут рабами, и без робости точили свои мечи. Теперь Великий Новгород процветает, и многие чужеземные купцы, приезжая к себе домой, рассказывают, что подобного по красоте города не видели больше нигде. И неудивительно, что теперь Иоанн, видя все величие и красоту Новгорода, хочет править им.

И вот до предела накаляет сюжет даже краткое содержание. Марфа-посадница дальше говорит, что Небеса правосудны, и если корыстолюбие движет ими, а не добродетели и слава, то скоро ударит их вольницы последний час, а при потере свободы иссохнет и источник благосостояния, слава города померкнет, и он превратится в печальные развалины. Народ затрепетал в негодовании и закричал: «Война Иоанну! Мы умрем за наше Отечество и свободу!»

Посол московский хотел еще что-то сказать, но напрасно – толпа не хотела слушать и чуть не разорвала его. Тогда он с огромной душевной скорбью произнес свои последние решающие слова: «Да будет война!» — и быстро удалился из города со своею дружиною.

«Партия» Марфы

Сторонниками Марфы были Овиновы, Казимеровы, Селезневы, Коробовы, Афанасьефы, Есиповы и др. Согласно исследованиям новгородского землевладения имения Марфы Борецкой и ее сторонников были самыми богатыми и многочисленными. В отличие от них другие новгородские вотчинники, приверженные к Москве, были намного беднее и незначительнее. Посадница и ее сторонники жили в «аристократической» части города. На Софийской стороне. По вечерам они собирались в «Чудном дворе», где велись шумные совещания о судьбе Новгорода.

Война

Необыкновенно интересно описывает подготовку к войне повесть «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета дальше рассказывает, что, когда загремел в набат колокол, народ стал готовиться принять последнее сражение. А Марфа сразу поспешила к благочестивому праведнику старцу Феодосию, который после 70 лет службы своему отечеству удалился от суетного мира в дремучий лес. Именно он сообщил ей про скорую беду, но Марфа была непреклонна. Она привела с собой молодого отрока Мирослава и хотела получить от старца благословение на брань. После этого Марфа торопилась его женить на своей дочери Ксении. Перед сражением они сыграли свадьбу, и сам епископ венчал молодых в Софийском соборе. Так Мирослав стал вождем новгородских витязей.

Читайте также:
Исторические повести Карамзина: сочинение

Марфа надеялась, что Псков не останется в стороне, станет им союзником и даст свое войско, однако те отказались поддержать мятеж новгородцев. Вскоре пришло известие, что Иоанн с лучшим войском выдвинулся к великому граду. Полки Мирослава выдвинулись им навстречу.

Тройственный женский союз

Три женщины играли главную роль в обороне Новгорода. Первая — Марфа Борецкая, вторая – Анастасия — вдова боярина Ивана Григорьевича, и третья — Евфимия, также вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова. Все трое были богаты, обладали властью, обширными земельными угодьями и людьми. Все говорило о том, что женский элемент в Новгороде занимает видное место, особенно во время восстаний и бунтов. Вот почему Иван Третий, победив этот город, взял обет верности, не только от мужчин, но и от их жен, вдов, и даже пожилых женщин. Однако главную опасность для власти Ивана все же представляла Марфа Посадница.

Ожидание

Грозная тишина поселилась в городе в ожидании, только храмы не затворили свои двери, оставшийся народ встал на колени, звучало молебное чтение. Долго не было известий. В день решительной битвы Марфа с высокого лобного места увидела облако пыли. Закрыв глаза, она произнесла: «Мирослав погиб, Иоанн стал победителем!»

На колеснице в город привозят тело Мирослава, раненые воины рассказывают о страшных сражениях. Русские были против русских, воины обеих сторон хотели доказать, что они славяне. Взаимная их злоба и есть самое ужасное! Двое сыновей Марфы тоже погибли.

Но битва продолжалась, Иоанн в прямом столкновении не смог одолеть витязей новгородских, тогда он пошел на длительную осаду. Город начинал голодать, защитники вольности стали гибнуть.

Старец Феодосий, покинув свой затвор, пришел в город и опять стал посадником, однако после победы сам же вручил ключи от города царю Иоанну и попросил у него пощады для народа, взамен пообещав, что эти люди будут служить ему верой и правдой.

Ответный ход Ивана III

Когда до Московского Великого князя дошла весть о том, что из Новгорода в Литву послано посольство, он собрал войско и двинулся в сторону мятежного города. На реке Шелони произошла битва, которая закончилась поражением антимосковской группировки. Сын Марфы Дмитрий Борецкий был казнен. Новым посадником был назначен Фома Андреевич. Чтобы помириться с Иваном Третьим, он поднес ему тысячу серебряных рублей, который князь Московский взял, как “пеню за проступок”. Зимой он вновь приехал в Новгород и посетил дома многих знатных бояр, но Марфа Посадница Борецкая не была удостоена этой великой чести. Он решил держать ее на расстоянии, опасаясь ее новых козней.

Помилование

Князь Московский решает помиловать новгородцев, но на этом не заканчивается краткое содержание. Марфа-посадница и ее дочь Ксения все же не минуют своего страшного наказания. Для них в скором времени выстраивают эшафот, на который Марфа гордо всходит и объявляет народу, что умирает гражданкою новгородскою, в то время как они стали поданными Иоанна.

В это же время с древней башни снимают колокол и отвозят его в Москву.

По-своему уникально произведение «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Краткое содержание, к большому сожалению, не может передать тот яркий древний слог и необыкновенный колорит, поэтому лучше прочитать это произведение полностью.

Славная дочь Новгорода (характеристика Марфы Борецкой в повести Н.М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»)

Сюжет и тема

В повести описываются события, происходящие в те времена, когда Иоанн III желал освободить Русь от власти Золотой Орды. Но на пути его возникает помеха – город Новгород, провозгласивший о своей независимости и желающий отстаивать древние права и уставы.

В город отправляется посол Холмский, и обращаясь к народу с речью, в которой упрекает их в принятии иностранцев на своей земле и взывает к миру, объединению с другими русскими землями для свержения захватчиков. Сообщая при этом, что Иоанн пойдет даже против своего народа ради достижения цели.

Выслушав посла, народ приглашает Марфу – Посадницу, свою заступницу, ответившей на речи после тем, что Новгород будет отстаивать свою независимость и не прогнется ни перед кем. Говорит о причине желания подчинить князем города только с целью захвата богатых новгородских земель.

На такой ответ князь обнажает меч и сообщает о войне с новгородцами.

Марфа отправляется к своему деду – отшельнику, тот, предвещая горе все же благословляет народ новгородский на бой.

У Марфы было двое сыновей и дочь, покойный муж завещал женщине отстаивать независимость родной земли. Дочь она выдала замуж за Мирослава, которого выбрали на вече военным вождем, он и возглавил народное войско.

Начались сражения, в первом из них погибли Мирослав и оба сына Марфы, но народ не сдавался и принял еще несколько сражений. Потом началась осада Новгорода, люди начали голодать, потеряли всех своих ярых защитников и наконец признали поражение и сдались князю. Марфа была казнена.

Тема стремления к свободе и независимости раскрывает храбрость и силу духа человека, служащего верой и правдой своей цели.


Образ и характеристика Кабанихи (Кабановой) в пьесе Гроза Островского сочинение

Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения. Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее есть дети – Тихон и Варвара. Она обладает большим богатством, не нуждается в дополнительных финансовых средствах. Муж ее умер.

Читайте также:
Повесть Н. М. Карамзина Бедная Лиза глазами современного читателя: сочинение

В произведении ее образ необходим для того, чтобы читатель проникся образом Катерины. Для того, чтобы выявить основные черты характера, идеалы Кабанихи, попробуем сделать некоторый сравнительный анализ этих двух героинь. Ведь эти две героини являются абсолютными противоположностями по отношению друг к другу.

Естественно, между ними есть и сходства, но они незначительны. Во-первых, и Кабаниха и Катерина имеют четко сформированную систему ценностей, при этом они совершенно не готовы мириться с человеческими слабостями и нерешительностью, требуя такого же отношения к жизни и к миру. Также обе героини не верят в прощение.

Итак, а какие же существенные отличия мы можем отметить между двумя этими героинями. Катерина – девушка мечтательная, витающая в облаках. Кабаниха же более приземленная женщина, ее интересуют бытовые вопросы, человеческие взаимоотношения.

Она требует беспрекословного подчинения, все должно быть так, как скажет она. Для нее основными понятиями являются приказ, страх и дисциплина.

Кабаниху совершенно не смущает ее поведение, она даже не задумывается о том, что, возможно, она поступает нецелесообразно, грубо.

Кабаниха придерживается консервативного уклада, она протестует против нововведений, новых взглядов. Мало того, она считает, что и другие всенепременно должны считать также. Ее умозаключения не на чем не основаны, она просто считает свою точку зрения единственно верной и правильной.

Во все эти суеверия она заставляет верить и своих детей. Дети не могут проявить самостоятельность, им приходится поступать так, как велит их мать. Своему сыну она говорит о том, что жена должна бояться мужа, только тогда она будет слушать его и выполнять все его прихоти и просьбы.

Даже после смерти Катерины, Кабаниха ничего не поняла и продолжила себя деспотично и недостойно себя вести, считая себя правой абсолютно во всем.

Сочинение Кабаниха в пьесе Гроза

Марфа Игнатьевна Кабанова, имеющая прозвище Кабаниха – один из образов, демонстрирующих сущность русского купечества, созданных Островским.

Кабаниха не принадлежит к положительным персонажам драматурга.

Это богатая вдова, сама ведущая дела, представительница старшего поколения одной из самых влиятельных семей провинциального поволжского города Калинова.

В своей семье Кабанова контролирует всех и выступает в роли домашнего тирана. Ни начисто лишенный воли ее сын Тихон, ни невестка Катерина, обладающая более сильным характером, не выходят из воли главы семейства.

Однако Кабаниха отличается от другого самодура города Калинова – Дикого, для которого характерно просто делать все что вздумается и упиваться своей безнаказанностью.

Купчиха придерживается некоторых собственных принципов, считая, что подавление младших членов семьи служит их же собственному благу.

Если Дикой может издеваться над человеком, а потом (пусть и в силу своего самодурства) просить у него прощения, то Кабанова, к несчастью для окружающих более цельная натура.

Островский противопоставляет Кабаниху духу времени. Рисуя темными красками ее суеверность, веру в приметы, лицемерие, невежество и ханжество, он высказывается против традиционных устоев, консерватизма, идущего из глубины веков.

С сочувствием показывая страдающую Катерину и изобретателя Кулигина, Островский в лице купчихи выступает против деспотизма, прикрывающегося традициями и устоями. Деспотичная глава семьи осуждается не как представитель своего класса, не как несущая зло в силу высокого имущественного и общественного положения.

Будь Кабаниха бедной крепостной крестьянкой, но, согласно вековой традиции, также державшей домашних в узде, ничего бы принципиально не изменилось. Сила Марфы Игнатьевны не в богатстве, а в сильной воле и неумолимой жестокости. Ее не трогает даже смерть Катерины, когда труп утонувшей невестки выносят, она стремится всеми силами сохранить благопристойность.

Угрожая своему сыну Тихону, бросившемуся к мертвой жене, проклятием – одним из самых сильных наказаний в традиционном обществе, она думает лишь о сохранении своих порядков, удержании власти в семье.

Для контраста показана демонстративная религиозность и благотворительность Кабанихи. Купчиха любит общество странствующих нищенок, тратит на их содержание деньги. Соответственно она любит слушать их благочестивые рассказы и тщательно соблюдает церковные обряды. Однако показное православие не оставляет никакого следа в душе Кабанихи и служит лишь поддержанию имиджа.

Марфа Игнатьевна Кабанова олицетворяет косность, невежество и жестокость, имевшую место в купеческой среде.

Вариант 3

В пьесе «Гроза» Островского есть героиня по имени Марфа Игнатьевна Кабанова, но все за глаза называют ее Кабанихой. Она очень богатая женщина, купчиха. Кабаниха вдова и у нее есть двое детей. Мальчика зовут Тихон, а девочку Варвара. Сын со своей супругой проживают в доме Марфы Игнатьевны.

Островский наградил Кабаниху такими качествами как зависть, злость, лицемерие. Женщина ненавидит всех людей. Единственное, что она любит делать, это выказывать недовольство и читать морали своим детям. Жена Тихона, Катерина очень утонченная, нежная и ранимая молодая девушка. Молодая особа сильно боится Кабаниху. Катя считает ее грозной, бесцеремонной и грубой женщиной.

Островский не случайно придумал для главной героини такое прозвище. Он хотел, что бы читатель сразу представлял себе ее. Кабаниха представлена как бессердечная женщина.

Из-за своего сильного и властного характера она подавила в своем сыне мужской стержень. Мальчик вырос бесхарактерным человеком. Он полностью зависит от мнения матери. Тихон ничего не решает сам. Даже когда Кабаниха донимает его жену Катю, он молчит и боится за нее заступиться. Но мать неспроста не любит невестку. Она ревнует ее к сыну.

Не смотря на то, что Кабаниха творит злые вещи, она является верующим человеком. Женщина искренне верует в Бога. Она совершает много противоречивых поступков. Например, дает милостыню бедным (поступок хорошего человека), но в тоже время обижает родных людей (поступок плохого человека). На людях она прикидывается старой и немощной старухой, но на деле она решительна, энергична и полна сил.

Читайте также:
Анализ стихотворения Карамзина Берег.: сочинение

Катя и Кабаниха это две противоположности, но у них есть одно сходство. Обе женщины уважают старость, но по-разному. Кабаниха считает, что молодежь должна слушать и подчиняться старикам. Она думает, что молодое поколение должно беспрекословно и незамедлительно выполнять все приказы старших. Катерина считает, что старость заключает в себе любовь, заботу, тепло и понимание.

Кабаниха откровенно издевается над Катериной. Она ее унижает и ругает. Все это Катя принимает близко к сердцу. Варвара же наоборот только делает вид, что прислушивается к наставлениям матери. Втихаря она делает, что сама считает нужным.

Дочитав пьесу до конца можно понять. Что Кабаниха в большей степени виновата в гибели молодой Катерины. Она хотела подавить и сломить характер своей невестки, а в итоге довела е до самоубийства. В конце из-за своего скверного нрава Кабаниха остается одна. Потому, что Варвара ушла от нее, а Тихон начал спиваться.

← Характеристика и образ Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице← Характеристика и образ Тихона в пьесе Гроза↑ ОстровскийСравнительная характеристика Тихона и Бориса →Паратов в пьесе Бесприданница →

  • Сочинение Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразыФедор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения, остающиеся самыми читаемыми в мире по сей день
  • Анализ романа Достоевского ИдиотРоман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период
  • Сочинение по рассказу Васюткино озеро АстафьеваГерой повести «Васюткино озеро» такой же мальчик, как мы, нашего возраста. Он парень не промах: смелый, решительный, бойкий
  • Сочинение Знание – сила (рассуждеие)Знание – мощная сила. Мудрецы с древних времен до наших дней определяют стремление к познанию среди естественных качеств человека, что помогает ему развивать свои способности, идти вперед и достигать своих целей.
  • Анализ сказки Огниво АндерсенаПроизведение по жанровой направленности является авторской сказкой. Главный герой сказки представляется простым солдатом, отличающимся прямолинейностью, смелостью,

Главные герои

Марфа – посадница – статная русская женщина, мудрая и храбрая, сильная духом, способная направить народ к цели, поддерживая в нем стремление к свободе. До смерти супруга вела спокойную жизнь, наслаждаясь домашним. Позже исполнила клятву, данную ему перед последним походом – заняла место в народном совете и стала защитницей великого Новгорода.

Князь Холмский – посол, прибывший по поручению Иоанна III, для объявления ультиматума Новгороду.

Великий Московский князь Иоанн – видел своей целью объединение всех отдельных княжеств в одно государство, путем подчинения.

Мирослав – сирота, соратник Исаака Борецского, мужа Марфы. Мудрый и бесстрашный, по предложению Марфы возглавил войско в битве за свободу, а так же стал мужем единственной дочери Борецких.

Известные люди

Марфа (Марта) Сабинина ((1831 — 1892) российская общественная деятельница) Марфа Алексеевна ((1652 — 1707) русская царевна) Марфа Щепкина ((1894 – 1984) русский славист и палеограф, доктор исторических наук) Графиня Марфа Остерман ((1698 — 1781) урождённая — Стрешнева; статс-дама Екатерины I, жена графа Остермана, знаменитого государственного деятеля времён Анны Иоанновны) Марфа Шубина ((1918 — 2011) в девичестве – Косорукова; советский строитель, Герой Социалистического Труда) Марфа Борецкая (известна как Марфа-посадница, в различных источниках указывается отчество Семёновна или Ивановна; жена новгородского посадника Исаака Борецкого) Марфа Мусина-Юрьева ((1801 — 1803) внебрачная дочь императора Павла I) Марфа Трубина ((1888 — 1956) чувашская детская писательница, заслуженная учительница РСФСР и Чувашской республики) Марфа Апраксина ((1664 – 1715/1716) русская царица, вторая жена царя Федора Алексеевича) Марфа Муравьёва ((1838 — 1879) российская балерина) Инокиня Марфа, великая старица Марфа ((ум.1631) в миру — Ксения Романова, до брака -Шестова; мать царя Михаила Федоровича) Марфа Собакина ((ум.1571) третья жена Ивана Грозного)

Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новагорода. С какими чувствами завершает свою речь на вече Марфа?

Марфа умело использует различные приемы для привлечения внимания к сво­ей личности, к предстоящей речи. Эти приемы призваны воздействовать на эмо­ции слушателей, пробуждение личностно­го отношения к судьбе города: «Она восхо­дит на железные ступени тихо и величаво; взирает на бесчисленное собрание граж­дан и безмолвствует… Важность и скорбь видны на бледном лице ее… Но скоро осе­ненный горестию взор блеснул огнем вдохновения, бледное лицо покрылось ру­мянцем, и Марфа вещала…» В речи Мар­фы присутствуют многие личностные мо­тивы, придающие особую эмоциональ­ность и задушевность. Таково начало ее слова, объясняющее, почему именно она, женщина, «дерзает говорить на вече», по­чему имеет право «быть защитницею вольности». Это сразу привлекает симпа­тии людей к Борецкой. Марфа выдвигает антитезис, доказывая который она опро­вергает аргументы противника.

Речь Марфы как произведение оратор­ского искусства выстроена лучше выступ­ления Холмского, она выше по силе убеж­дения и воздействия на слушателей.

Какую оценку дает Марфа Рюрику и Иоан­ну III? Как это характеризует личностные качества Марфы и ее политические взгляды?

Марфа, говоря об Иоанне III, отдает справедливое уважение «знаменитому ви­тязю», несмотря на его желание владеть Новгородом. Она говорит о его заслугах, его величии: «Да славится князь москов­ский истреблением врагов христианства, а не друзей и не братий земли Русской, которыми она еще славится в мире!»

С какими чувствами завершает свою речь на вече Марфа? Как они ее характеризуют?

Защитница Новгорода с горечью гово­рит о том, что с утратой вольности исчез­нут и богатства новгородские, померкнет слава великого града, исчезнет его велико­лепие, опустеют улицы, все придет в за­пустение. И странник не найдет ничего сре­ди печальных развалин и скажет только: «Здесь был Новгород. » Эти слова свиде­тельствуют о ее боли за родной город, стра­стном желании уберечь его от падения.

Читайте также:
Счастье есть дело судьбы, ума и характера: сочинение

Какие художественные приемы использует автор для изображения Марфы? Найдите эпитеты, которыми она наделяется в повести.

Речь, жесты, манера поведения Марфы во время вече помогают читателю ярче представить образ защитницы Новгоро­да. Автор наделяет ее эпитетами мудрая, великодушная, смелая.

Почему Карамзин, намеренно отступая от исторических фактов, приводит Марфу на эша­фот? Для чего нужна в повести эта сцена?

Будучи убежденным сторонником мо­нархической формы правления и единства централизованного государства, Ка­рамзин как писатель был захвачен инте­ресом к героическим напряженным ситу­ациям русской истории, необычным ярким образам, одержимым страстной идеей, в частности к личности женщины — по­литического деятеля, и поэтому героизи­ровал Марфу, ее убежденность и бескомп­ромиссность. Драматический финал про­изведения соответствует логике характера героини, подчеркивает непокоренность ее натуры, готовность отдать жизнь за свои убеждения, героику и трагизм ее судьбы.

Как изображен в повести новгородский на­род? Почему в итоге он принимает власть Иоанна? Как в этом сказалась позиция писателя?

Народ на площади своим криком заглу­шает колокол и требует открытия веча. Юные новгородцы в штыки воспринима­ют появление Холмского и призывают его смириться перед новгородской вольни­цей, остальные безмолвствуют. Безмолвие продолжается и после речи боярина: чи­новники и граждане находятся в недоуме­нии.

Появление Марфы предваряется воск­лицаниями толпы, она сразу вызывает к себе симпатию. Окончание ее речи сопро­вождается возгласами народа, готового умереть за отечество и не допустить Иоан­на в Новгород. Но падение башни с вече­вым колоколом приводит граждан в ужас, и, пораженные этим зрелищем, они за­стывают в безмолвии. Успокаивается на­род только тогда, когда слышит звон ко­локола, повешенного на другой башне.

Казнь Марфы воспринимается людьми с ужасом и горестью, а явление москов­ского князя и чтение Холмским хартии встречается молчанием. И только когда было поднято «белое знамя Иоанново», граждане воскликнули: «Слава государю российскому!», приняв его власть. Народ согласился с неизбежностью.

Защищая идею монархического правле­ния, Карамзин, вероятно, считал такое за­вершение событий вполне закономерным.

Марфа-посадница, или покорение Новгорода

Марфа-посадница, или покорение Новгорода

С чего следует начинать работу с текстом

О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.

В предыдущих лекциях мы сконцентрировали внимание на методике формирования общеучебных и предметных навыков, а также на организации контроля за освоением и применением навыков учащимися во время уроков. При рассмотрении этих вопросов основные теоретические положения сопровождались примерами, представляющими собой не что иное, как определённую текстовую информацию. Как с ней работать? Тому, как организовать работу с текстом, будут, посвящены наши следующие лекции — 4 и 5.

Хорошо известно, что историкам по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные тексты и к этому сложно добавить что-либо новое. Однако я рассчитываю, что определённую новизну вы сможете увидеть в системном подходе к организации работы с текстами и в предлагаемых принципах работы с ними.

Для начала определим, что такое текстовая информация, и какие при работе с ней существуют трудности и проблемы.

Текст — понятие многоплановое. Поэтому сразу оговорюсь, что мы будем использовать его в самом широком смысле, имея в виду любую текстовую информацию: объявление, рекламу, учебник, схему, график, слайдовую презентацию, книгу.

То, что в настоящее время существует ряд проблем, имеющих прямое отношение к тексту, проиллюстрирую лишь двумя примерами — это создание и деятельность Русской Ассоциации Чтения, реализующей проект «Школа, где процветает грамотность», основная задача которого — привлечь интерес учащихся к книге и научить их работать с текстовой информацией, а также результаты проведения международного тестирования российских школьников PISA, выявившие проблему «грамотности чтения», которая означает, прежде всего, неумение наших учеников работать с информацией. Вот основные выводы по результатам тестирования.

Анализ результатов тестирования российских школьников

Дефициты, выявленные у школьников при работе с текстами

Не умеют:

• составлять развёрнутый ответ в виде текста;

• выделять и анализировать детали;

• сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;

• использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;

• формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ.

Дефициты, связанные с анализом всей совокупности заданий

Не могут:

• привлечь информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях;

• уточнить и переформулировать вопрос, содержащий дополнительную информацию к заданию;

• ответить на вопросы, предполагающие многократное возвращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

• учесть точку зрения или знания адресата;

• определить замысел и цели автора текста.

Общие результаты

Неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение самостоятельно анализировать описанную ситуацию; отсутствие навыка целостного анализа информации.

Выявленные проблемы и трудности, возникающие у школьников при работе с текстом, обусловлены целым рядом причин, которые можно свести к нескольким позициям, представленным для наглядности в виде схемы.

Схема 1

Согласитесь, что суть обозначенных причин сводится к следующему: учащиеся не умеют понять прочитанное — мало думают сами, что, на мой взгляд, является двумя сторонами одной медали. Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание этим двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых — заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения».

Остановимся на первом направлении и постараемся выяснить, почему учащимся бывает сложно работать с текстовой информацией.

Читайте также:
Творческие противоречия в творчестве Карамзина: сочинение

Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.

Чаще всего при работе с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста.

Мне бы хотелось показать определённую зависимость успешности выполнения одних этапов ученической деятельности (фазы чтения) от качества освоения других этапов (уровни понимания).

Схема 2

Так, выявление информации

предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет
раскрыть
содержание текста.

Осмысление информации

требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — всё это позволяет
интерпретировать
текст.

Наконец, преобразование информации

подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит
присвоение
текста.

Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.

Рассмотрим возможность организации подобной работы с текстом при изучении темы «Покорение Новгорода Иваном III». Учитель предлагает два текста: «Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород» и «Московская повесть о походе Ивана III на Новгород», а также фрагмент произведения Карамзина «Марфа-посадница».

Задания учащимся

1. Выделить основные позиции, характеризующие присоединение Новгорода к Московской Руси в описании Новгородской и Московской летописей, а затем сравнить их.

2. Оценить описание присоединения Новгорода в каждой из летописей с точки зрения исторической достоверности, сформулировать причины различного изображения одного и того же события в указанных источниках.

3.Определить позицию Карамзина в отношении присоединения Новгорода.

4. Сформулировать собственное мнение о данном событии и обосновать его.

Задания составлены таким образом, чтобы ученик последовательно осуществлял этапы работы с текстом. Изучение фактического материала в летописях подводит к пониманию причин разной трактовки события летописцами, это помогает лучше понять позицию Карамзина, что, в свою очередь, позволяет аргументированно высказать собственное мнение.

Марфа-посадница, или покорение Новгорода

Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новгородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж сопротивление новгородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев, они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новгороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.

Фрагмент ответа учащегося (задания № 3, 4)

Карамзин оценивает присоединение Новгорода к Москве объективно. Он приводит аргументы в пользу Новгорода — наличие прав, установленных ещё Ярославом, но в то же время он поддерживает Ивана III по поводу присоединения Новгорода, поскольку противоборство князей наносит вред единому правлению. Следовательно, автор является сторонником создания сильного государства.

Ясно, что, по мнению Карамзина, Новгород находится в безвыходном положении — его присоединение неизбежно. Москва слишком сильный соперник для Новгорода, поэтому его сопротивление «только безрассудно» (хотя автор и проявляет к нему сочувствие).

Я согласен с точкой зрения Карамзина, так как невозможно при создании централизованного государства и единой системы правления наличие двух центров власти. Присоединение Новгорода — исправление этой ошибки, и это должно было произойти в связи с усилением Московской власти.

Для успешного определения авторской позиции учащемуся необходимо определить: почему и чему именно автор уделяет наибольшее внимание, почему и каким образом он описывает события, почему и чьи позиции он защищает, — то есть, осуществить интерпретацию исторического источника.

В обобщённом виде выполненную учащимися работу можно представить следующим образом.

Таблица 1

№ задания Уровни понимания текста Применяемые общеучебные и предметные навыки Фазы чтения текста
1 Выявление информации – отделение главного от второстепенного – выявление необходимых элементов информации – сравнение содержащейся в двух текстах информации Раскрытие содержания текста
2 Осмысление – сопоставительный анализ источников – оценивание источника, события с определённой позиции – установление причинно-следственных связей Интерпретация
3 Осмысление – определение позиции автора – соотнесение новой информации с имеющимися знаниями Интерпретация
4 Преобразование – определение собственной точки зрения – аргументация собственного мнения Присвоение

В результате мы видим, что ученик при выполнении заданий последовательно осуществил все этапы работы с текстом:

• выявил необходимую информацию;

• осмыслил текстовую и подтекстовую информацию;

• определил собственное отношение к информации.

Однако успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом на уроке. Таким образом, мы подошли ко второй составляющей «грамотности чтения» — созданию условий для заинтересованной работы школьников с информацией.

В связи с этим следует отметить, что тексты на уроках истории изучаются достаточно часто, однако проблема заключается в том, что они являются, как правило, приложением к параграфу учебника. При таком использовании тексты не несут самостоятельной смысловой нагрузки и воспринимаются учащимися как нечто обязательно-безусловное, требующее уже заложенного кем-то ответа. Подобный подход к работе с текстом не оставляет простора для творчества, поиска ответов, рассуждений, то есть не вызывает желания погружаться в текст и анализировать его.

Поэтому особо хочется подчеркнуть важность использования текста как самостоятельного объекта познания, а также как основы для изучения той или иной темы (вопроса). В такой ситуации ученики проявляют заинтересованность в работе с информацией, выдвигают и обосновывают свои предположения, вспоминают пройденный материал, самостоятельно получают новые знания.

Рассмотрим возможность организации такой деятельности на примере изучения темы «Великая греческая колонизация» при работе с документом:

Читайте также:
Темы, идеи, образы - Карамзин: сочинение

Анализ повести Карамзина «Марфа Посадница, или покорение Новгорода»

«Марфа Посадница, или покорение Новгорода» — лучший образец карамзинской исторической повести. Действие ее происходит в XVI в. В повести сталкиваются два начала: объединительные устремления Ивана III и защита новгородской вольности, главной представительницей которой и является Марфа Борецкая. Оба этих начала в равной мере могут вызвать симпатию автора; первое — выражением идеи единой, сильной, самодержавной Руси, второе — героической защитой свободы и независимости. Марфа изображается Карамзиным как «чудная женщина», энергичная, решительная, героическая, всеми средствами и жертвенно защищающая свободу своего города. Иван III, сломив сопротивление Новгорода и жестоко расправившись с его жителями, присоединил Новгородскую землю к Московской Руси. Таким образом, в историческом плане торжество монархии приветствуется автором и соответствует его социально-политическому мировоззрению. Но автор исполнен самых высоких чувств к трагической и героической судьбе Марфы, которая в повести является идейным противником князя Холмского, посла московского царя. Марфа обращается к памяти легендарного борца за вольность и независимость Новгорода — Вадима, смело выступившего против Рюрика: «Вадим! Вадим! Здесь лилась священная кровь твоя; здесь призываю небо и тебя во свидетели, что сердце мое любит славу отечества и благо граждан».

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. — Воронеж: «Родная речь», 1995

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

Рассмотрение лирики Карамзина в аспекте времени, исследование способов выражения авторской позиции и специфических особенностей индивидуального стиля автора. Пейзаж в сентиментализме и интерпретация художественного текста с философской точки зрения.

Рубрика Литература
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 16.01.2012

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Времена года. Анализ произведений Н.М. Карамзина

студентка группы Л22.

1. Русский певец чувств нежных

2. Сентиментализм. Пейзаж в сентиментализме

3. Виды пейзажа у Н.М. Карамзина

3.1 Идеальный пейзаж

3.2 Унылый пейзаж

3.3 Бурный пейзаж

3.4 Антропологический пейзаж

4. Времена года. Сопутствующие темы

Николай Михайлович Карамзин жил и на рубеже 18 и 19 веков, именно он творил русскую литературу, на его произведениях воспитывались ныне признанные гении пера. Тем поучительней для филолога изучать его творческое наследие, глубже проникать в механизм мастерства и сущность авторской поэтики.

Предмет исследования – интерпретация одной из сквозных тем, которая представлена в его творческом наследии ярко и многопланово. Природа. Сущность её. Красота, образность и философская наполненность – вот что руководило нами при выборе темы исследования

Цель работы заключается в сопоставлении и анализе авторских текстов, в которых предложенная тема тесно переплетена с другими, не менее важными: времени, любви, жизни и смерти, Бога.

Рассмотрение лирики в аспекте времени даёт возможность проследить насколько значительна роль данной темы в творчестве различных периодов; исследование способов выражения авторской позиции позволяет лучше понять специфические особенности индивидуального стиля Н.М. Карамзина.

Новизна предложенной работы заключается в попытке интерпретации художественного текста с философской точки зрения.

а) изучение критической литературы по творчеству Карамзина.

б) сопоставление произведений, относящихся к различным периодам творчества, интерпретация темы в поэтических и прозаических текстах.

в) самостоятельное исследование художественных текстов.

1. РУССКИЙ ПЕВЕЦ ЧУВСТВ НЕЖНЫХ

Николай Михайлович Карамзин. Русский писатель, дворянин, реформатор, патриот, публицист, сентименталист, историограф. Множество определений можно подобрать к его личности, и все они будут верны. Его деятельность в области русской словесности того времени поистине всеохватна: он, в первую очередь, модернизировал литературный язык, отточил его, как оттачивают скальпель хирурги, дабы донести до читателя прекрасное, многогранное Слово. “Слово для него замкнуто в себе и обращается не столько к воображению, сколько к фантазии, не столько к зрению вещей, сколько к созерцанию отраженной в них души” [1]. Внешне он ведёт, рассеянную, как тогда выражались, жизнь молодого и необременённого философскими раздумьями повесы, но внутренне он стремиться к самопознанию и самоопределению. Множество факторов повлияло на формирование личности писателя: прекрасное европейское образование, дворянский лоск, блестящие покровители. Но, главное, Карамзин – Гений. Начав свой творческий путь как журналист и переводчик, он постепенно приходит к новому для 18 – 19 веков стилю – сентиментализму (sentiment — чувство, чувствительность — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.). Оно более всего совпадало с его эстетическими взглядами – Карамзин, вслед за Джоном Локком, придерживался идей эмпирического, чувственного познания мира и эгоцентрической индивидуальности (“источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя” – Дж. Локк.), это подтверждается и его письмом к Дмитриеву от 1820 года, где он совершенно ясно понимает необходимую связь между чувством к природе и философией: “Чувство к природе ещё живо в моем сердце, несмотря на чистый идеализм моей философии.

2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. ПЕЙЗАЖ В СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ

“Карамзин не открыл впервые для России того сентиментализма, который связывался с его именем. Он добился, однако, величайшей кристаллизации этого стиля, сделал его общим достоянием, добился его победы. Он связал со своим именем целое течение, зародившееся до него, но выразившееся полноценно именно в его творчестве” [3].

Одной из особенностей русского сентиментализма было особое отношение к природе. Пейзаж в произведениях писателей С. получает эмоциональную характеристику — это не просто бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем. В полной мере это воспринял и Карамзин. “Едва ли не главная заслуга его заслуга как пейзажиста – осознание глубинной поэтичности самой природы как предмета созерцания и источника вдохновения. Слова “Природа”, “Натура” пишутся у Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые создается поэтический культ природы как таковой, отсюда и значение пейзажа, как средства “воспитания души”” [4].. У Карамзина впервые поэзия вообще и пейзажная в особенности размышляет о самой себе. Михаил Эпштейн пишет в книге “Природа, мир, тайник вселенной”: “Создатель унылого, печального пейзажа, пронизанного мотивами томления, увядания, прощания с жизнью (“Осень”, 1789; и др.), Карамзин предвосхитил скорбную, “рыдальческую” линию в развитии русского чувства природы (Н. Некрасов, А. Белый и др.). Введя мотив несоответствия между состояниями природы и души (“Весенняя песнь меланхолика”, 1788; “К самому себе”, 1795), заложил основу для психологизма в лирике”[5].

Читайте также:
Счастье есть дело судьбы, ума и характера: сочинение

Природа у Карамзина – живой единый организм, чьё существование неразрывно слито с существованием Человека. Можно сказать, что одним из признаков для писателя была тесная связь с природой (Лиза – как существо, выросшее среди лугов и полей и Эраст – как дитя города).

“Характерна также деформация, которую претерпел культ природы, свойственный западным сентименталистам, в творчестве Карамзина. Карамзина тянет в природу, красоты которой он умеет и ценить и изображать, подальше от бурь общественной жизни, в мирную обстановку деревни, где помещики — отцы своих крестьян, и крестьяне благополучны в меру своего трудолюбия, покорности и “добродетели”. “Руссоизм” стал для Карамзина не стимулом разрушения феодального уклада, а методом оправдания свободы от политики. Само собой разумеется, что относительная реалистическая зоркость западных сентименталистов была в сильной мере ограничена у Карамзина идеализацией существующего мира, бытовой реализм западных сентименталистов — орудие вскрытия противоречий жизни — заменялся у него рисовкой бытовых деталей, наблюденных через розовые очки” [6].

Единственная подлинная тема такого искусства — это внутренний мир человека, во всей пестроте индивидуальных переживаний, от возвышенного пафоса и до бытовых случайностей.

Отметим, что тема природы как связующая нить тянется через все его произведения. Так или иначе она связана со многими темами и проблемами (см. приложение № 4):

3. ВИДЫ ПЕЙЗАЖА У КАРАМЗИНА

Из всех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значению следует поставить идеальный пейзаж, сложившийся еще в античной литературе – у Гомера, Феокрита, Вергилия, Овидия,а затем на протяжении многих веков разрабатывавшийся в литературе средневековья и Возрождения. Это как бы точка отсчета развития пейзажа в поэзии нового времени. Именно постепенное разложение этого господствовавшего в поэзии канона дало материал для создания новых жанровых типов пейзажа, уже не столь цельных и самодостаточных.

Элементами идеального пейзажа, как он сформировался в античной и средневековой европейской литературе, можно считать:

1)мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи

2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду

3) цветы, широким ковром устилающие землю

4)деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень

5) птицы, поющие на ветвях

6) элементы пасторали (пастухи пастушки на лугах)

7) изображаемому времени года это чаще всего весна:

карамзин лирика пейзаж сентиментализм художественный

На персях нежныя Природы

Играет, резвится Зефир.

Дождь тихий с неба к нам лиется

И всё творение живит;

В полях все травы зеленеют,

И луг цветами весь покрыт.

Уже фиалка распустилась,

Смиренно под кустом цветет,

Амброзией питает воздух;

Не ждя похвал, благотворит.

На ветвях птички воспевают

Хвалу всещедрому творцу;

Любовь их песни соглашает,

Любовь сердца их веселит.

Овечки кроткие гуляют

И щиплют травку на лугах;

В сердцах любовь к творцу питают —

Без слов его благодарят.

Пастух играет на свирели,

Лежа беспечно на траве;

Питаясь духом благовонным,

Он хвалит красоту весны.

Везде, везде сияет радость

(“Весенняя песнь меланхолика”)

Характерны уменшительно-ласкательные суффиксы, присоединенные к каждому слову идеального пейзажа – “идиллеме” ( травка, овечки). В идиллию вносятся мотивы элегии:

Но я, печалью отягченный,

Брожу уныло по лесам.

В лугах печаль со мною бродит.

Смотря в ручей, я слезы лью;

Слезами воду возмущаю,

Волную вздохами ее.

(“Весенняя песнь меланхолика”)

Голос автора звучит в поддержку красоты пейзажа против унылого настроения:

Когда придет весна моя,

Зима печали удалится

(“Весенняя песнь меланхолика”)

В XVIII веке идеальный пейзаж был значим сам по себе, как поэтическое представление природы, ранее вообще не входившей в систему эстетических ценностей русской литературы. Поэтому у Ломоносова, Державина и, особенно, Н.М. Карамзина этот пейзаж обладал художественной самоценностью, как поэтизация той части действительности, которая раньше, в средневековой литературе, не считалась поэтической: как знак овладения античным, общеевропейским искусством пейзажа.

3.1 Унылый пейзаж

Унылый пейзаж – истинное дитя сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим – он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность элегии. Исторически первый тип унылого пейзажа окрашен в темные, сумеречные тона – его можно назвать “мрачным”,: “Но за красным летом следует мрачная осень. Цветы и в поле и в саду увяли; зелень поблекла; листья слетели с деревьев; птички. бог знает, куда девались — и все стало так печально, так уныло” (“Юлия”).

Унылый пейзаж занимает как бы промежуточное место между идеальным (светлым, мирным) и бурным пейзажем. Тут нет ясного дневного света, зеленых ковров, пестреющих цветами, напротив, все погружено в молчание, покоится во сне. Не случайно через многие унылые пейзажи проходит кладбищенская тема:

Тихо в могиле, мягкой, покойной.

Ветры здесь веют; спящим прохладно;

Травки, цветочки растут.

Особый час дня: вечер, ночь или особое время года – осень, что определяется удалением от солнца, источника жизни: “..мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения” (“Бедная Лиза”).

Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина: “Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина” (“Бедная Лиза”)

Читайте также:
Творческие противоречия в творчестве Карамзина: сочинение

туман и тишина, таинственный, жутковатый, бледное светило царства мертвых: “Ночь была ясная, свет полной луны осребрял темную зелень на древних дубах и вязах, которые составляли густую, длинную аллею” (“Остров Борнгольм”) – отраженный свет, к тому же рассеянный туманом, льет печаль на душу.

Картина обветшания, увядания, тления, развалин: “Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.” (“Бедная Лиза”).

Образы северной природы, куда вела русских поэтов оссиановская традиция. Север – часть света, соответствующая ночи как части суток или осени, зиме как временам года, вот почему мрачный унылый пейзаж включает детали северной природы, прежде всего такие характерные, легко узнаваемые, как мох и скалы: “Волны пенились под рулем корабля нашего, берег гревзендский скрылся в отдалении, северные провинции Англии чернелись на другом краю горизонта — наконец все исчезло, и птицы, которые долго вились над нами, полетели назад к берегу, как будто бы устрашенные необозримостию моря. Волнение шумных вод и туманное небо остались единственным предметом глаз наших, предметом величественным и страшным” (“Остров Борнгольм”).

Таковы основные черты унылого пейзажа в его ранней, “мрачной” разновидности, вдохновляемой в основном предромантическим мироощущением.

3.2 Бурный пейзаж

Изображает картины природы зимой. В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного, поэтического пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья – все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой: “Между тем сильный ветер нес нас прямо к острову. Уже открылись грозные скалы его, откуда с шумом и пеною свергались кипящие ручьи во глубину морскую. Он казался со всех сторон неприступным, со всех сторон огражденным рукою величественной натуры; ничего, кроме страшного, не представлялось на седых утесах. (“Остров Борнгольм”). Природа в бурном пейзаже часто является олицетворением Божьей карой за грехи: “Между тем блеснула молния и грянул гром….Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности” (“Бедная Лиза”). Какие же устойчивые признаки бурного пейзажа можно выделить?

– звуковой: шум, рев, грохот, свист, гром, вой, столь отличные от тишины и мягкого шелеста идеального пейзажа

– черная мгла, сумрак, вспышки молний:

Во тьме ночной ярилась буря;

Сверкал на небе грозный луч

– ветер; волны, пучины – кипящие, ревущие; дремучий лес или груды скал. При этом волны бьются о скалы; трепет, дрожь мироздания, шаткость, крушение всех опор: “Пенистые волны от начала мира сражаются с гранитными утесами” (“Остров Борнгольм”).

Именно в бурном пейзаже звуковая палитра поэзии достигает наибольшего разнообразия: “с шумом и пеною свергались кипящие ручьи” – аллитерация передаёт пугающее шипенье волн.

В полной мере раскрывается тема вечности, но вечности неспокойной: С ужасом видел я там образ хладной, безмолвной вечности, образ неумолимой смерти и того неописанного творческого могущества, перед которым все смертное трепетать должно” (“Остров Борнгольм”).

Причем если через идеальный пейзаж лирическому герою открывается образ Бога, то бурный олицетворяет непреодолимый рок, враждебные человеку силы.

3.3 Антропологический пейзаж

Человек – часть Природы, нельзя отделять их. В стихотворении “Выздоровление” лирический герой прославляет свою нежную матерь Природу за возвращённую жизнь.

Здесь отчётливо заметна связь между стадиями болезни и временами года:

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Читайте также:
Анализ стихотворения Карамзина Берег.: сочинение

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Анализ стихотворения Карамзина Берег.: сочинение

5.1. Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

5.2. Как в стихотворениях Н. А. Некрасова представлены картины жизни народа?

5.3. Какие нравственные проблемы ставит Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

5.4. Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1.1.1. Какую роль в развитии судьбы Гринева играет данный эпизод?

1.2.1. В чем проявилась связь некрасовского стихотворения с русским фольклором?

1.1.1. Судьба Гринева, осужденного — и, с точки зрения формальной законности дворянского государства, справедливо, — в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?» — Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». Противопоставление милости и правосудия, невозможное ни для просветителей XVIII в., ни для декабристов, глубоко знаменательно для Пушкина. В основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность..Екатерина II помиловала Гринева, подобно тому как Пугачев Машу и того же Гринева.

1.2.1. В образах стихотворения «Несжатая полоса» нетрудно заметить связь с традициями устного народного творчества. В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели» даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу…» Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

5.1. Смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

В самом названии «Капитанская дочка» содержится соединение двух миров: частного и общего. Повествование облечено в формы «семейственных записок». Название романа подчеркивает косвенное отношение центральных героев к истории: Маши — капитанской дочки, Гринева — дворянского сына. Все происходящие события оцениваются прежде всего с нравственной, человеческой точки зрения, что очень важно для самого автора. Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в победу добра, честности, благородства. Все эти качества воплощены в образе простой девушки — дочери капитана Миронова.

Читайте также:
Темы, идеи, образы - Карамзин: сочинение

5.2. Как в стихотворениях Н. А. Некрасова представлены картины жизни народа?

Тема народных страданий и социального неравенства — ведущая тема творчества Некрасова. В его произведениях народ изображен в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью. Вот эта-то рабская покорность и заставляет Некрасова сомневаться в скором изменении народной жизни к лучшему.

В 1864 году Николай Алексеевич Некрасов пишет стихотворение «Железная дорога» — одно из самых драматичных своих произведений. Повествование открывается картиной природы, написанной сочно, пластично и зримо. Красота и гармония природы оказываются поводом, чтобы заговорить о мире людей.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни.

Нет безобразья в природе!

В отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, — описанию сна одного из участников повествования.

Цензура поняла взрывную силу «Железной дороги», а история ее опубликования и искажений, которым она подверглась, только подчеркивает демократизм произведения и правильность линии, выбранной автором. Стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.

5.3. Какие нравственные проблемы ставит Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

В духе сентиментализма написано произведение Н.М.Карамзина «Бедна Лиза». Типичным проявлением сентиментализма в повести является отражение позиции про-свещенного дворянина, сочувствующего горестям простого человека: с этой точки зрения довольно демократичны для своего времени слова автора, звучащие в повести: «и крестьянки любить умеют». Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. Лиза добрая, честная, открытая, способна любить самозабвенно, отдаваясь чувству без остатка, она любит всем своим существом, растворившись в этой любви.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений, которые находит в отношениях с Лизой. Но он не способен на глубокие чувства, поэтому, как не мучительно для него понимание его «преступления» по отношению к Лизе, он бросает ее.

Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.

5.4. Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя приравнивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь. Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматривает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка». Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума. », «чужих и вкривь и вкось не рубит». Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «. не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 5. Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок 2 Допущены три-четыре речевые ошибки 1 Допущены пять или более речевых ошибок

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: