Творческие противоречия в творчестве Карамзина: сочинение

Проза Н. Карамзина: проблематика, поэтика

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Если не считать подготовительного периода литературной работы К. до его путешествия за границу, вся его деятельность как писателя-беллетриста и даже журналиста замыкается в короткий период с 1791 по 1803гг.; после этого времени 23 г. его жизни ушли на «Историю Государства Российского». К. уже в 1790-х гг. выступает в роли учителя и вождя литературы. Влияние его было огромно; представители самых разных умственных течений в русском обществе открыто признавали это влияние, говорили об увлечении К., через которое они прошли.

Выдающимся отражением Сентиментализма в русской литературе являются «Письма русского путешественника» Карамзина (1797—1801). Автор «Писем» не скрывает своего восторженного отношения к Стерну, неоднократно упоминает о нём, в одном случае цитирует отрывок из «Тристрама Шэнди». В чувствительных обращениях к читателю, субъективных признаниях, идиллических описаниях природы, восхвалениях простой, непритязательной, нравственной жизни, обильно проливаемых слезах, о которых автор каждый раз сообщает читателю, сказывается одновременно влияние Стерна и Руссо, которым также восторгался Карамзин. Приехав в Швейцарию, путешественник видит в швейцарцах каких-то детей природы, чистых душою пастухов, живущих в стороне от соблазнов суетной городской жизни. «Для чего не родились мы в те времена, когда все люди были пастухами и братьями!» — восклицает он по этому поводу.

«Бедная Лиза» Карамзина — также прямой продукт влияния западноевропейского сентиментализма Автор подражает Ричардсону, Стерну, Руссо; совершенно в духе гуманного отношения лучших представителей сентиментализма к их несчастным, гонимым или безвременно погибающим героиням Карамзин старается растрогать читателя судьбою скромной, чистой крестьянской девушки, сгубившей свою жизнь из-за любви к человеку, который безжалостно покидает её, нарушив своё слово.

В литературном отношении «Бедная Лиза», как и другие повести Карамзина, — произведение довольно слабое; русская действительность почти не отразилась в ней или изображена неточно, с явною склонностью к идеализации и приукрашению. Тем не менее, благодаря своему гуманному, мягкому колориту эта повесть, заставившая широкий круг читателей проливать слезы над судьбою совершенно незаметной, скромной героини, составила эпоху в истории русской повествовательной литературы и оказала довольно благотворное, хотя и непродолжительное влияние на читающую публику. Даже в повести «Наталья, боярская дочь» (1792), сюжет которой взят из старой русской жизни, сентиментальному элементу принадлежит первое место: старина идеализирована, любовь носит томный и чувствительный характер. Сочинения Карамзина вскоре стали предметом подражания.

Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н. М. Карамзина (1766-1826)

Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н. М. Карамзина (1766-1826)

Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналиста замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии – созданию 12-томной «Истории Государства Российского». Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.

Влияние Карамзина на своих литературных современников и ближайшее вслед за ним поколение писателей было огромным. Жуковский, Батюшков, Пушкин, арзамасцы, прозаики 1830-х гг., Гоголь – все они прошли литературную школу Карамзина, признавали испытанное ими влияние Карамзина. И для поколения великих романистов второй половины XIX в. карамзинское творчество продолжало оставаться живым эстетическим фактом: в романе «Бесы» Достоевский, сам в своем раннем творчестве находившийся под сильным влиянием карамзинской художественной прозы[197], изобразил Тургенева под именем Кармазинова, засвидетельствовав тем самым актуальность карамзинской традиции и для поздней русской литературы XIX в.

И все современники, и литературные потомки, начиная с Белинского, означившего именем Карамзина допушкинский период русской литературы, видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Так же, как имя Сумарокова стало синонимом понятия «русский классицизм», имя Карамзина неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм». В этом смысле год рождения Карамзина-сентименталиста (1766) символичен: Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу.

С именем и творчеством Карамзина связана окончательная переориентация русского эстетического сознания на новые принципы литературного творчества, новый тип амбивалентных связей между литературой и жизнью, новый характер взаимоотношений между писателем и читателем, новый тип восприятия художественного текста читательским сознанием. В творчестве Карамзина русская литература нового времени сделалась по преимуществу искусством, изящной словесностью, а не формой выражения идеологических тезисов или публицистических деклараций. Именно Карамзин заложил основы русской литературы нового времени как искусства художественного слова и сформировал своими текстами нового читателя, руководствующегося эстетическими критериями в восприятии художественных текстов.

Читайте также:
Исторические повести Карамзина: сочинение

Читайте также

Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826)

Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) Наиболее последовательно радикальные настроения декабристов выразила поэзия Кондратия Федоровича Рылеева. Он начал свой творческий путь в русле карамзинского направления. Но вскоре, как многие из его собратьев, офицеров-декабристов,

Н. М. Карамзин (1766–1826)

Н. М. Карамзин (1766–1826) 35. Осень Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья. Поле и сад опустели; Сетуют хо?лмы; Пение в рощах умолкло — Скрылися птички. Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным

М. Е. Салтыков (Н. Щедрин) (1826–1889)

М. Е. Салтыков (Н. Щедрин) (1826–1889) Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина соединяет в себе острейшую политическую злободневность и вечные проблемы, обращение к понятным только русскому читателю-современнику реалиям и создание на их основе образов всечеловеческих. Проблемы

Тема 3. Эстетика и поэтика французского символизма в поэме Артюра Рембо «Пьяный корабль»

Тема 3. Эстетика и поэтика французского символизма в поэме Артюра Рембо «Пьяный корабль» 1. А. Рембо: биография и творческая судьба.2. История и время создания поэмы «Пьяный корабль».3. Теория ясновидения Рембо, эстетические принципы и разнородность образов.4. Путь «пьяного

Глава четвертая. В Михайловском. 1824—1826

Глава четвертая. В Михайловском. 1824—1826 В Михайловское Пушкин прибыл 9 августа 1824 г. В черновиках «Путешествия Онегина» он писал: …я от милых Южн дам, От устриц черноморских, От оперы, от темных лож, И, слава Богу, от вельмож Уехал в тень лесов

Глава пятая. После ссылки. 1826—1829

Глава пятая. После ссылки. 1826—1829 Пушкин прибыл в Москву 8 сентября и прямо с дороги был доставлен в кабинет Николая I. Новый царь, всего лишь две недели тому назад официально коронованный, был только на три года старше Пушкина. Николай Павлович был высок ростом, строен и

Этика, эстетика, поэтика, философия произведений М.А. Булгакова

Этика, эстетика, поэтика, философия произведений М.А. Булгакова Исследуя этико-философскую и мифопоэтическую концепцию человека и бытия в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», болгарский литературовед Николай Звезданов прежде всего рассматривает

Идеологическая проза первой трети XVIII в.: жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича. Поэтика ораторской прозы

Идеологическая проза первой трети XVIII в.: жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича. Поэтика ораторской прозы Если в безавторских гисториях Петровской эпохи создается бытовой образ нового человека, то другой, также чрезвычайно распространенный и популярный жанр –

Типологическая структура повествовательной прозы Радищева. «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»

Типологическая структура повествовательной прозы Радищева. «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» Идея неприятия абсолютизма, нашедшая в примечании к переводу из Мабли свое выражение на уровне максимальной абстракции, в виде чистого абстрактного понятия

Поэтика и эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза»

Поэтика и эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза» Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после публикации повести «Бедная Лиза» (Московский журнал. 1792 г.). Показателем принципиального новаторства Карамзина и того литературного потрясения, каким

Предромантические тенденции в повествовательной прозе Карамзина: «Остров Борнгольм»

Предромантические тенденции в повествовательной прозе Карамзина: «Остров Борнгольм» Написанная и опубликованная в 1794 г. в альманахе «Аглая» повесть «Остров Борнгольм» тематически соотнесена с «Письмами русского путешественника», представляя собой своеобразный

Практическое занятие № 6. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Практическое занятие № 6. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Литература: 1) Карамзин Н. М. Бедная Лиза // Карамзин Н. М. Сочинения: В 2 т. Л., 1984. Т. 1.2) Канунова Ф. З. Из истории русской повести. Томск, 1967. С. 44-60.3) Павлович С. Е. Пути развития

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЗЕ По примерам из рассказов А. П. Чехова[450]

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ПРОЗЕ По примерам из рассказов А. П. Чехова[450] Через сопоставления–противоречия художник добирается до сущности предмета. […] Через остроумное противопоставление открывается сущность взаимоотношений людей. Виктор Шкловский: «А. П.

Поэтическое творчество Н.М. Карамзина

Краткий обзор биографии знаменитого русского литератора – Николая Михайловича Карамзина. Этапы становления поэтической деятельности Н.М. Карамзина. Анализ особенностей поэтических произведений автора: смысл, литературная ценность, значение для общества.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.09.2016
Размер файла 18,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Тема данной контрольной работы – «Поэтическое творчество Н. М. Карамзина». Данная тема является весьма интересной, поскольку Н. М. Карамзин был достаточно неординарной и разносторонней личность. Его произведения являются такими же. Каждое из них наполнено каким-то особенным смыслом.

Читайте также:
Счастье есть дело судьбы, ума и характера: сочинение

Каждым из своих стихотворных произведений автор пытался донести до читателя определенную информацию, мысль.

Характерной чертой стихотворных произведений Карамзина является то, что они были актуальными не только во времена жизни автора, но и в наше время. И будут оставаться таковыми еще долгие годы.

По ходу написания данной работы нами будут рассмотрены вопросы, касающиеся жизни автора. Мы рассмотрим наиболее интересные и важнейшие факты из его биографии.

Также мной будет рассмотрен вопрос, который касается непосредственно произведений автора. Их смысла и значения для общества.

1. Краткий обзор биографии Н. М. Карамзина

Прежде, чем рассматривать вопрос, касающийся поэтической деятельности Николая Михайловича Карамзина, необходимо рассмотреть его биографию.

Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года в родовом поместье Симбирского уезда Казанской губернии.

Детство его прошло в усадьбе отца Михаила Егоровича Карамзина, который являлся отставным капитаном, дворянином.

Образование Николай Михайлович получил домашнее.

В 1778 году его отправили в Москву в пансион И. М. Шадена.

В то же время он ходил на лекции И. Г. Шварца в Университете с 1781 по 1782 год. литератор карамзин поэтический

Николай Михайлович Карамзин являлся почетным членом Императорской Академии наук, действующим членом Императорской Российской академии.

В 1783 году Карамзин по совету отца поступил на службу в петербургский гвардейский полк, однако, прослужил он недолго и очень быстро ушел в отставку.

Уже во время военной службы Карамзин делал первые попытки в создании литературных произведений.

Уже после выхода в отставку Николай Михайлович Карамзин недолгое время жил в Симбирске, а после – переехал в Москву.

В то время, когда он проживал в Симбирске, он был зачислен в масонскую ложу «Золотого венца». После переезда в Москву он с 1785 по 1789 год являлся членом «Дружеского ученого общества».

Во время своего проживания в Москве Карамзин познакомился с множеством писателей и литераторов того времени. Среди них А. А. Петров, Н. И. Новиков, А. М. Кутузов.

Карамзин принимал участие в издании первого российского журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума»

В 1989 догу Карамзин совершил поездку в Европу, где пробыл до 1790 года. В ходе поездки он встретился с И. Кантом, находившимся в Кенигсберге, также он посетил Париж, в котором в то время проходила революция.

Благодаря данной поездке было написано знаменитое произведение автора, такое как «Письма русского путешественника», которое сразу же сделало Карамзина известным.

Многие считают, что именно эта книга является первой в истории современной российской литературе. Поэтому Карамзин считается одним из главных деятелей современной литературы.

Николай Михайлович Карамзин умер 22 мая 1826 года в городе Санкт-Петербург. Смерть явилась причиной простуды.

Похоронен Карамзин был на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

2. Этапы становления поэтической деятельности Н.М. Карамзина. Особенности поэтических произведений

Начальный период деятельности Карамзина в качестве поэта можно датировать 1787-1788 годами. Именно в это время на его мировоззрение и творчество активно влияли идеи А. М. Кутузова. Литература Англии была втору гораздо ближе популярной в то время французской. Причем литература, касающаяся религиозно-философских идей. Именно они оказывали влияние на первоначальное творчество автора. Но, тем не менее, на них не замыкался кругозор автора.

Вкусовым предпочтением автора являлся предромантизм. Это подтверждается написанием одного из первых стихотворений – «Поэзия». Очень своеобразной является историко-литературная иерархия данного стихотворения автора. В нем была продемонстрирована и противоклассовая позиция Карамзина, и его недовольство тем, в каком состоянии находится современная литература. В данном стихотворении идет перечисление множества великих поэтов. Это и Давид, и Орфей, и Софокл, и Гораций, и Овидий, и многие другие.

Интересным является тот факт, что Карамзин совершенно пренебрегает общепринятой шкалой литературных ценностей.

К началу 1790 года Карамзин начинает поддерживать идею существования внешнего мира и ставит под сомнение возможность его познания. Важное место в поэзии Карамзина занимает не сам человек и его место в этом мире, а именно душевные качества человека.

В своих поэтических произведениях Карамзин оценивает душевные качества человека. Карамзин искренне верит в существование человеческой доброты, он ценит эту доброту.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что позицией Карамзина является антиобщественная и индивидуалистическая позиция.

Поэзия для Карамзина являлась не заложницей политики, а заложницей общественности.

Несмотря на то, что Карамзин больше известен в качестве прозаика и историка, стихотворные его произведения также нашли своих почитателей.

Удивительным, однако, закономерным остается факт, что Карамзин внес свой весомый вклад в уже сложившуюся модель стихотворного стиля того времени.

Как мы уже говорили, Карамзин является сентименталистом. В творчестве Николая Михайловича прослеживается стремление увеличить количество жанров в российской поэзии.

Читайте также:
Повесть Н. М. Карамзина Бедная Лиза глазами современного читателя: сочинение

Именно Карамзиным были написаны первые русские баллады. Они повлияли на творчество множества авторов, среди которых Жуковский и Пушкин. Так, Жуковский именно под влиянием творчества Карамзина напишет множество «романсов», а Пушкин использует четырехстопный хорей при написании баллад «Родриг» и «Жил на свете рыцарь бедный».

Следующая баллада, написанная Карамзиным – «Раиса», является очень схожей по содержанию с прозаическим произведением автора «Бедной Лизой».

Особой чертой поэтических произведений Карамзина является наличие в них своеобразного культа природы. В своем стихотворении «Волга» автор воспевал величие и красоту реки. Надо отдать должное, что он был первым поэтом, который это сделал. Данное произведение было написано под глубоким впечатлением и воспоминаниям детства.

В стихотворении «Меланхолия» Николай Михайлович использует так называемую поэзию настроений. Поэт рассматривает проявления человеческих чувств – радость, злость, грусть. Он рассматривает особенности перехода человека от одного чувства к другому.

Карамзин получил репутацию меланхолика, которой определенно соответствовал. Именно печальные мотивы являлись гранью его поэзии. В лирических произведениях автора находилось место, тем не менее, и жизнерадостным эпикурейским мотивам.

Карамзина по праву считают основателем «легкой» поэзии. Данные настроение были основаны на просветительстве, которым провозглашалось право человека на удовольствия, которые были предоставлены ему самой природой.

Что касается анакреонтических стихотворений Карамзина, в которых прославлялись пиры, то к ним относятся такие стихотворные произведения, как «Веселый час», «К Лиле», «Непостоянство» и несколько других.

Карамзина заслужено считаю мастером малых форм. Написанная им поэма «Илья Муромец», которую автор в подзаголовке именует «богатырской сказкой», так и не была закончена. Данное произведение автора многие считают неудавшимся. Это связано с тем, что Карамзин изобразил крестьянского сына Илья Муромца в роли утонченного и галантного рыцаря.

Несмотря на неудачу, само обращение Карамзина к народным темам, его стремление создать сказочный эпос, является достаточно показательным. Именно Николай Михайлович Карамзин одним из первых использовал манеру повествования, которая насыщена всякого рода лирическими отступлениями не только литературного, но и личного характера.

Коснемся более подробно вопроса, который касается особенностей поэтических произведений автора.

Тот факт, что Карамзин не был приверженцем классицистической поэзии, очень повлияло на его произведения, в том числе и поэтические.

Автор стремился высвободить свои произведения от общепринятых классицистических форм и как можно больше приблизить их к разговорному жанру, разговорной речи.

В поэтическом творчестве Карамзина преобладают такие жанры, как баллада, песня, лирическая медитация. Большая часть его стихов не содержит строф либо является написанной в форме четверостиший. Рифмовка в большинстве случаев является не упорядоченной. Данное обстоятельство предавало тексту определенную непринужденность.

Наиболее яркими произведениями, которые написаны автором в данном стиле, являются стихотворные послания друзьям автора.

В поэтическом творчестве автора имеют место и стихи, в которых полностью отсутствует рифма. К таковым можно отнести баллады, стихотворения «Песня», «Осень и несколько других».

Используя четырехстопный ямб, Карамзин нередко использует четырехстопный хорей. Это связано с тем, что именно хорей считался автором национальной формой.

Как уже было указано выше, именно Карамзина считают родоначальников «чувствительной» поэзии, поэзии, в которой основным объектом выступает природа. В отличие от своих современников, Карамзин в своем творчестве тяготеет к дворянской романтике. Это видно даже несмотря на мотивы, которые были заимствованы автором в древней литературе, а частности, на определенные черты классицизма в его стихах.

Не удивляет тот факт, что самым первым, кто вводит в российскую литературу балладу и романс, является Карамзин. Да и в таком произведении, как поэма, хорей не использовался, пока его не ввел Карамзин.

Также практически не был употребим дактилический строф и хореический строф. Почти никем не употреблялся, до Николая Михайловича, белый стих. К нему Карамзин обращался, по всей видимости, под влиянием немецкой литературы.

Основным характером поэзии Карамзина является его стремление к созданию лирики. Данная лирика должна быть субъективной и психологической лирики. Она должна быть уловимой читателю во время прочтения произведения.

В лирических стихотворных произведениях Карамзина характерной чертой является чувство природы, которое понимается в психологическом плане. Именно ему уделяется немаловажное внимание со стороны автора. Николай Михайлович описывает природу, которая одухотворена чувствами живущего рядом с ней человека. Сам же человек составляет с ней единое целое.

Если на начальных этапах поэтического творчества Карамзина чувствуется влияние на его творчество немецкой и английской литературы, то в будущем он возвращается к французской литературе. Такое возвращение внесен в его творчество определенный сентиментализм. Ранние произведения Карамзина окажут большое влияние на творческую деятельность Жуковского, на его произведения, написанные в стиле романтизма.

Именно влияние французского опыта в сфере литературы стало причиной интереса автора к поэтическим «мелочам». Под мелочами понимаются остроумные и изящные стихотворные «безделушки». К ним Карамзин относит стихи к портретам и так далее.

В произведениях стихотворного типа автор делает попытки выразить всю изысканность и тонкость взаимоотношений между людьми, порой он вмещает это в четыре стиха, порой в два. Это определенные мгновения, настроение, которое быстро проходит.

Читайте также:
Темы, идеи, образы - Карамзин: сочинение

Что касается произведений, написанных под влиянием немецкой литературы, то в них все складывалось наоборот. Автор проводит продвижение культа хорея, занимается написанием стихов трехсложным размером, а также активно пишет белые стихи.

По мнению Карамзина, ничто так не способствует индивидуализации звучания стиха, и ничто так не содействует достижению каждым стихом своего предназначения, как разнообразие размеров и свобода от обыденного звучания.

Немаловажную роль поэтическое творчество Карамзина сыграло в процессе разработки новых жанров.

Как написал Вяземский П. А. в одной из своих статей о творчестве Карамзина: «С появлением Карамзина, у нас возникла поэзия чувства и любви к природе. Можно сказать, что это поэзия внутренняя и задушевная. Если в творчестве Карамзина и можно заприметить какой-либо недостаток, то он уж явно не касается чувства и сознания новых поэтических форм».

Одним из новаторств Карамзина в сфере поэзии является расширение поэтической тематики. Одной из центральных тем в его произведениях является гармония. Именно она составляет «душу» стиха. Представление о душе носило в произведениях автора определенный умозрительный и философский характер.

Мной были рассмотрены вопросы, касающиеся биографии и поэтического творчества одного из величайших деятелей науки и культуры – Николая Михайловича Карамзина.

По ходу написания работы, мной было выяснено, что именно Карамзина считают основателем современной российской литературы.

Также можно сделать вывод, что произведения, написанные Николаем Михайловичем Карамзиным, при чем, не только стихотворные, оказали весомое влияние на творческую деятельность множества автором.

К литературным приемам и стилям, предложенным Карамзиным, не раз обращались такие авторы, как Жуковский и Пушкин.

Николай Михайлович Карамзин внес весомый вклад в развитие стихотворных произведений в российской литературе.

По ходу изучения эго поэтического творчества мы видим, что стиль его изменяется. Первоначально мы видим влияние германской и английской поэзии на его творчество, потом существенное влияние оказала французская литература.

Карамзин дал путевку в жизнь такому литературному жанру, как баллада, также он возродил малоприменимый в то время стиль написания стихотворных произведений – белый стих.

Во множестве произведений автора вообще отсутствует рифма.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что поэтическая деятельность в жизни Карамзина является не менее важной, чем остальные виды его деятельности и оказала огромное влияние на развитие российской культуры в целом и литературы в частности.

Список использованной литературы:

1. Берков П. и Макогоненко Г., Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. В кн.: Н. М. Карамзин, Избр, соч. в двух томах, т. 1

2. Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей, т.2, СПб, 1910

3. Виноградов В.В. История русского литературного языка. – М., 1978.

4. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. – М., 1991.

5. Русская критика от Карамзина до Белинского, сборник статей. – М., 1981

6. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Сборник статей. – Ленинград, 1986.

7. Платонов С.Ф. Н.М. Карамзин… – СПб, 1912.

8. Пирожкова Т.Ф. Карамзин – издатель Московского журнала. – М., 1978.

9. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969.

10. Карамзин Н. М., Избр. соч. в двух томах, т. 1, с. 244.

11. Русская критика от Карамзина до Белинского, сборник статей. – М., 1981.

12. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. – М., 1982.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Н.М. Карамзина – крупнейшего русского литератора эпохи сентиментализма. Основные события детства и юности, его семейная жизнь. Влияние прозы и поэзии Карамзина на развитие русского литературного языка.

презентация [484,7 K], добавлен 08.12.2015

Рассмотрение лирики Карамзина в аспекте времени, исследование способов выражения авторской позиции и специфических особенностей индивидуального стиля автора. Пейзаж в сентиментализме и интерпретация художественного текста с философской точки зрения.

доклад [237,6 K], добавлен 16.01.2012

Детство и юность Николая Карамзина. Годы обучения в московском пансионе. Первая печать идиллии немецкого поэта С. Гесснера. История писем русского путешественника. Значение капитальной работы придворного историографа – “Истории государства Российского”.

биография [23,0 K], добавлен 12.07.2011

Николай Михайлович Карамзин и европейский сентиментализм. Детство и юность писателя. Сюжет повесть “Бедная Лиза”. Деятельность Карамзина как журналиса и историка. Карамзинская реформа русского литературного языка. Спор “карамзинистов” с “шишковистами”.

реферат [37,1 K], добавлен 14.07.2011

Сентиментализм – художественный метод, возникший в Англии в середине XVIII в. и получивший распространение в европейской литературе. Повесть Карамзина “Бедная Лиза”. Ода Державина “Фелица”. Новаторство автора в трактовке образа просвещенного монарха.

контрольная работа [16,1 K], добавлен 10.03.2009

Н.Карамзин. «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Отечественная литература включает в себя массу великолепных произведений, среди которых почётное место заняла повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Автор написал её ещё в 1792 году, когда российское дворянство в большинстве своём вело праздный образ жизни. Главными персонажами повести являются молодые люди — Лиза и Эраст.

Читайте также:
Славная дочь Новгорода (характеристика Марфы Борецкой в повести Н. М. Карамзина Марфа-посадница, или Покорение Новагорода): сочинение

Казалось бы, очередная история любви парня и девушки, но особенной её делают несколько нюансов. Первое, на что стоит обратить внимание — это принадлежность молодых людей к разным социальным сословиям. Девушка родилась в крестьянской семье, а Эраст — дворянской.

Бедная Лиза сочинение-рассуждение

Весь сюжет строится на любовной истории и её трагичном завершении.

Когда-то в довольно обеспеченной крестьянской семье умер глава, оставив после себя дочь Лизу и жену. Женщина, оставшись без поддержки, заболела и все заботы о пропитании пали на хрупкие плечи девушки. Милая представительница крестьянского класса рвала прекрасные цветы, составляла букеты, и носила их в город на продажу. Вырученные деньги помогали сводить концы с концами и не умереть от голода.

Однажды в городе скромная и обаятельная девушка привлекла к себе внимание Эраста, который купил у неё все букеты. Юноша был образован, и сумел без особых усилий очаровать Лизу, делая ей примитивные комплименты. Эта первая встреча вызвала в душе Лизы бурю эмоций и ввела её в большое смущение.

Это интересно: Горе от ума, характеристика героев Грибоедова.

Девушка из народа была очарована словами Эраста, и поэтому быстро поддалась на его уговоры и обещания. Она даже по своей наивности, представляла себя в роли жены своего возлюбленного.

Парень же, соблазнив наивную девушку, вскоре ушёл на войну. И даже защита Родины не пропитала душу юноши патриотизмом. Его легкомысленная натура во время военной кампании раскрывается во всей красе, где он, азартно играя в карты, проматывает своё состояние.

Вернувшись домой Эраст, дабы избежать позора банкротства, принимает решение — жениться на богатой зрелой женщине. Деньги для Эраста самый важный аргумент. Печально то, что он даже не вспомнил о бедной крестьянской девушке, которая преданно его ждала.

И только после случайной встречи в городе после его возвращения с войны, Лиза узнаёт о намерении Эраста жениться на богатой даме. Вот такой краткий рассказ неравной любви.

Горю девушки нет границ, она решается на самоубийство и бросается в пруд.

Сочинение Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы. Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н. М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов. Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка — изящного, утонченного, «салонного». Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» — показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия. Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны. В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом. Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью. Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, — говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста». Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» — думал Эраст. Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую. Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл. Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду. Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо.

Читайте также:
Анализ стихотворения Карамзина Берег.: сочинение

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

«Бедная Лиза» глазами современного читателя (сочинение)

Образ Лизы стал показательным не только в русской литературе, схожие истории можно встретить у многих народов. Подобный социальный подтекст был раскрыт Карамзиным не зря. В те времена в России можно было обнаружить немало таких реальных историй, где молодые дворяне, пользуясь своим положением и безнаказанностью, совращали и соблазняли крестьянских девушек.

Основные причины легкодоступности крестьянских девушек:

  • зависимость от господ,
  • необразованность,
  • наивность,
  • бесправность,
  • безденежность.

Это интересно: что такое кульминация в литературе, ее литературное и музыкальное значение.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы. Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н. М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов. Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка — изящного, утонченного, «салонного». Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название — «Бедная Лиза» — показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия. Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны. В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом. Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность — то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью. Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, — говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста». Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» — думал Эраст. Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую. Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл. Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду. Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо. Он не мог простить себе гибели Лизы до конца своей жизни. Интересно, что в повести есть еще одно действующее лицо — это автор. Он активно участвует в повествовании, всей душой сочувствует Лизе, как взрослый товарищ, журит Эраста. Именно образ автора вносит большой лиризм и дает образцы «салонного» языка: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!», «Они обнимались — но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия», «Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности!» Повесть «Бедная Лиза» явилась первым образцом сентименталистской прозы в России. Оно, помимо художественных достоинств (язык, стиль, попытка передачи психологического состояния героев), провозглашает ценную идею. По Карамзину, все люди равны, в одинаковой степени достойны уважения. Больше того, простолюдины могут быть благороднее дворян. Именно Карамзин показал, что главным героем произведения словесности может быть простой человек, мир его чувств, жизнь его сердца.

Читайте также:
Исторические повести Карамзина: сочинение

Модернизация повести «Бедная Лиза» Карамзина Н

Возможно, причиной всему было отсутствие настоящей любви у парня к Лизе. Современный читатель может без лишнего труда перенести сюжет повести в наши дни. Современная интерпретация может выглядеть подобным образом, где парень-мажор знакомится на улице с милой девушкой, начинает с ней изредка встречаться, соблазняет её и бросает. В заключение, девушка узнаёт о его планах жениться на даме из своего окружения и решается на суицид.

Если бы сочинение Бедная Лиза Карамзин (9 класс) писалось современником, то акцент в нём мог быть немного другим.

В свете последних событий и ажиотажа с группами — смерти, общественность стала проявлять озабоченность участившимися случаями гибели подростков. У каждой жертвы были свои причины для ухода из жизни, но не исключено, что одной из них была неразделенная любовь. Характеристика Лизы из произведения Карамзина впишется в образ потенциальной жертвы группы-смерти. Её не отличает способность трезво смотреть на жизнь, она весьма сентиментальна, романтична и лишена практицизма.

Такие люди легко поддаются влиянию и теряют волю. Девушка не смогла найти в себе силы простить подлость Эраста, и покончила с собой. Такая же импульсивность присуща и многим современным девушкам. Под характерный образ Эраста подходит немало современных парней.

В чём схожесть образа жизни Эраста и современных парней — мажоров:

  • живут за счёт родителей,
  • пользуются незаслуженными благами,
  • ведут богемный образ жизни,
  • не знают отказа в средствах,
  • позволяют себе массу удовольствий,
  • особо не утруждаются.

Каждый выбирает для себя свой путь. Будет ли он счастливым — никто не знает. Для одних аргумент — деньги, для других — любовь. Жизнь бедной Лизы закончилась слишком рано. Она умерла так и не познав настоящего счастья. А что было бы, если девушка смогла сдержать свой импульсивный порыв и продолжила жить? Сочинение по произведению «Бедная Лизаможет лишь предположить другое развитие событий.

Судьба Эраста сложилась так, как пожелал, но стал ли он счастливым? Вот вопрос, который стоит задать читателю после прочтения повести.

Сочинение: Счастье есть дело судьбы, ума и характера По роману Гончарова Обломов

Жизнь человека, безусловно, зависит от него самого. Есть те, кто привык полагаться на случай, судьбу или другие «высшие силы». Но, в основном, в наш век прагматизма и реализма, люди, прежде всего, рассчитывают на собственные силы, предпочитая лишь ответственность за ошибки перекладывать на плечи Госпожи Неудачи. Но жизненный путь не всегда удачен и нередко счастье ускользает от человека. А вот, чтобы оно стало постоянным спутником только силы духа мало, нужно еще, чтобы и Фортуна от тебя не отворачивалась, да и ум приложить стоит. Но не менее важно, проявить характер, стойко перенести многие невзгоды, не сломаться.

Читайте также:
Повесть Н. М. Карамзина Бедная Лиза глазами современного читателя: сочинение

«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели», — так характеризует И.А. Гончаров Штольца в романе «Обломов». Безусловно, Андрей Иванович является прекрасным образцом человека, в котором так удачно сочетаются все три составляющие счастья: острый ум, стойкий характер и довольно удачная судьба.

«Сам он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды, и разве только тогда отказывался от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая пропасть». Человек с таким характером, наверняка должен добиться своего счастья; так и происходит. Штольц женится на Ольге, занимается делами, увеличивая свое состояние, и жизнь его устроена, уютна и прекрасна.

Но ведь счастье это не всегда жена, состояние, устроенный дом и постоянное движение. Счастьем может быть самый простой, ленивый, но такой желанный покой.

«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».

Обломовка… вот рай земной для Ильи Ильича Обломова. Жизнь он проводил преимущественно в постели, подремывая и мечтая о возвращении с женой в ту самую Обломовку, где он мог бы спокойно прожить свой век.

«Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как жив, слава Богу!» — говорит Обломов, сравнивая себя с «другими». Он барин, он не «другой». Конечно, Обломова можно обвинить в лености и неумении устраивать свою жизнь. Но разве существенны эти проблемы с точки зрения самого Ильи Ильича? Разве не счастлив он? По его представлениям, в доме на Выборгской стороне он достиг идеала жизни земной: жена-хозяйка, сын, уютный дом и достаток. Лишь иногда, очень-очень редко, вспоминал он с грустью Ольгу и Штольца, но для того только, чтобы вновь увериться в том, что не создан он для подобной жизни. Его затянула Обломовщина, и он нашел там счастье. Пусть оно не соответствует представлениям о жизни Штольца или других людей, но сам Илья Ильич находит свое существование вполне мирным и соответствующим своим представлениям о счастье, ведь оно дело его ума, безвольного характера и благосклонной судьбы.

«Ольга просто умна: вот хоть сегодняшний вопрос, как легко и ясно разрешила она, да и всякий! Она тотчас видит прямой смысл события и подходит к нему по прямой дороге», — так Гончаров описывает Ольгу Ильинскую. Эта девушка действительно человек необыкновенный. Она чиста и прекрасна, словно ангел, милосердна и жертвенна. Но главным ее достоинством все же остается тот ум, которым наградила ее природа. Не знания приобретенные и даже не жизненный опыт, но разум, с которым она распорядилась своей жизнью. Она смогла забыть Обломова, рассудив и себя, и свои чувства, смогла полюбить Штольца, сделать правильный выбор. Ольга заслужила свое счастье. Обломов и Штольц — выбор, предоставленный ей жизнью. Стойкий характер помог пережить драму с Ильей Ильичом, ум подтолкнул ее к Штольцу и мирной жизни.

«Штольц тоже любовался ею бескорыстно, как чудесным созданием, с благоухающею свежестью ума и чувств», — душа ее подвергалась многим испытаниям, сама Ольга повзрослела, но все же осталась тем прекрасным светлым ангелом, который смог вывести Обломова из тьмы его жизни.

«У ней (Ольги), в умненькой, хорошенькой головке, развился уже подробный план, как она отучит Обломова спасть после обеда, да не только спать, она не позволит ему даже прилечь на диване днем: возьмет с него слово», — Ольга могла выбрать этот путь, не отступаться от Обломова. Возможно даже, что ей бы удалось вырвать его из замкнутого круга Обломовщины. Но на спасение Ильи Ильича не хватило даже Ольгиного терпения. Другая судьба, другие стремления и идеалы. Любовь к такому доброму и чрезвычайно недеятельному существу, как Обломов, не изменило их.

Чем объяснить разные судьбы людей? Различными характерами и стремлениями. У каждого свое счастье, к которому он будет стремиться, прикладывая все возможные силы не только воли и духа, но и всей своей сущности.

Ум человека всегда подсказывает выход из различных жизненных ситуаций; характер помогает перенести несчастья и потери, выстоять и не сломаться; а судьба все же управляет нами… вряд ли с этим можно поспорить. Счастье можно построить, заработать и выстрадать. Счастье можно найти в чем угодно. Важно лишь правильно распорядиться тем, чем наградила тебя природа и жизнь.

«Счастье есть дело судьбы, ума и характера» (Н. М. Карамзин) (по одному или нескольким произведениям 19 века)

Скачать сочинение
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

На свете есть немало книг, которые способны сподвигнуть человека на какое-либо дело, немало писателей, раскрывших в своих произведениях тайны бытия, или, хотя бы, попытавшихся это сделать. И практически каждое произведение мировой литературы говорит о том, что такое счастье.

Читайте также:
Темы, идеи, образы - Карамзин: сочинение

Каждая эпоха имеет свои неповторимые особенности в трактовке вопросов человечества: что такое любовь, счастье, дружба. Вот и 19 век не стал исключением. Именно в это время в русской литературе появилось произведение, темой которого стали поиски счастья – поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор пытается серьезно разобраться в этом вопросе, перенеся его на художественную почву, так как именно в сфере литературы возможны обобщения, недоступные в реальной жизни.

Поиском счастья у Некрасова занимаются те, кто счастливым, по мнению автора, быть не мог – крестьяне. Они обращаются к помещикам, духовенству. Везде, казалось бы, есть все предпосылки, чтобы быть счастливым. И помещики, и попы имеют деньги, власть, освобождены от тяжелого изнуряющего труда… Но счастья нет!

Так значит, счастье не в деньгах и довольстве? А в чем оно?

Вспомним Чичикова из романа «Мертвые души» Гоголя, для которого главной целью в жизни было богатство. И когда этот герой однажды добился своей цели (служба на таможне) и начал покупать батистовые рубашки и душистое мыло для щек, он был абсолютно счастлив и не желал более ничего?

Как же быть? Значит, счастье в деньгах?

Тургенев в своих романах также пытался ответить на вопрос о том, что такое счастье. Он испытывал своих героев любовью, заставляя раскрываться перед объектом любви и добиваться чувств. Но его герои часто пасовали перед этим чувством, отдавая предпочтение службе или своим убеждениям: так поступил Базаров из «Отцов и детей», Рудин из одноименного романа. Так значит, по мнению автора, счастье не в любви, как нам обычно представляется. Ведь иначе герои не отказывались бы от своих чувств…

А вот Евгений Онегин Пушкина, отказавшись от любви, обрек себя на вечно несчастную жизнь. Совершив однажды ошибку, отвергнув Татьяну Ларину, ту, которая смогла бы осветить жизнь героя светом своей души, он уже никогда не будет иметь возможности исправить содеянное.

Как же быть? Значит, счастье в любви?

В чем же еще видят обычно счастье? Любовь, деньги… А, семья, дети! Но вспомним «Анну Каренину» Л. Толстого. Героиня уходит от семьи, бросает ребенка (хотя и невольно). И все ради того, чтобы быть счастливой, но с кем, где…

А вспомним господ Головлевых из романа Салтыкова-Щедрина. Мать Иудушки посвятила себя семье. Но была ли она счастлива?

А крылатая фраза Пушкина, сказанная в адрес семейства Лариных из «Евгения Онегина»: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она…» Как быть с этим? Значит, счастья нет, есть его замена, которую многие воспринимают как наконец-то наступившее благоденствие.

И можно привести массу подобных примеров, массу случаев, когда хорошее для одних оборачивается горем для других.

Так что получается: что либо счастья нет, либо… я чего-то не понимаю…

А ведь все просто, как все гениальное. Ошибка счастьеискательства как цели жизни состоит в том, что мы ищем универсальный рецепт, одну единственную правду! А это невозможно!! Нельзя быть одинаково счастливыми.

Для одного счастье – семья и дети (Наташа и Пьер Безуховы, Николай Петрович Кирсанов и Фенечка), для других – любовь (Ленский), для третьих – самопожертвование или служение обществу (Сонечка Мармеладова, Базаров), для четвертых – богатство или власть (Чичиков, Органчик). И самое главное, что и этого бывает недостаточно, недостаточно для счастья только одного аспекта. Человек постоянно стремится к чему-то большему, лучшему.

И нет универсального рецепта счастья, потому что все мы индивидуальны. Самое главное, это понять, чего хочешь именно ты, не слушать общество, не идти на поводу у предрассудков. И прав был Карамзин, сказав, что «счастье есть дело судьбы, ума и характера». Он этим как раз и указывал на индивидуальность запросов каждого человека.

Да и вообще, счастье – это не эмоция, а состояние души, по-моему, не соотносящееся с внешними обстоятельствами. Если ты делаешь то, что тебе действительно хочется, следуешь своей судьбе, никому при этом не вредя – ты счастливый человек.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / 19 век / «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» (Н. М. Карамзин) (по одному или нескольким произведениям 19 века)

Смотрите также по произведению “19 век”:

«Счастье есть дело судьбы, ума и характера»

«Счастье есть дело судьбы, ума и характера». Н.М.Карамзин. (По одному из произведений русской литературы.)

Откуда берётся счастье? Ангелы ли его приносят с небес, на земле ли оно рождается, в душе ли человеческой? Или счастье
есть во всём что нас окружает, главное его увидеть? Обратимся к рассказу Дмитрия Шеварова “Второй день Рождества”.

Читайте также:
Славная дочь Новгорода (характеристика Марфы Борецкой в повести Н. М. Карамзина Марфа-посадница, или Покорение Новагорода): сочинение

Рассказ читается на одном дыхание и вызывает целый вихрь самых добрых, чистых и желанных чувств. Главный герой рассказа
поистине счастлив и его счастье настолько огромно и чисто, что невольно сам заражаешься им. Одухотворённость которую
видит герой во всём, даже в зимнем воздухе поражает, удивляет и душе становится легче. В чем же секрет счастья героя?

Герой произведения с дочкой Асей едет по командировке в Вологду, в город где он родился, где прошло его детство.
Приезжает он всего на один день, второй день Рождества. Он хочет прикоснуться к своему детству, повидать свою
учительницу. Для него счастье заключается в простых вещах. Отец Аси счастлив, когда сторожит сон своей дочки. Он
счастлив, потому что ему удалось вернулся в родные места. Утренний родной город пробуждаясь, пробуждает в нём детские
воспоминания. Они необычайно светлые. И необычайно светлые не по тому, что детство его было каким-то особенным, а по
тому что он видет всё вокруг себя светлым. И девятиэтажку, и зеленые буквы “Хлеб”, и первый утренний троллейбус.

Особую роль в рассказе играет цвет. В памяти героя белая зима, убелённые сединой старики, белая рубашка деда, белый от
яблоневого цвета сад и “на столе всё белое по утрам — творог, сметана, молоко”. Белый цвет сам по себе символизирует
чистоту, свет и нежность, но в сочетании с удивительно трогательными образами он становиться главным цветом, фоном
рассказа.

Умиротворяет вездесущая доброта и приветливость Вологды и его жителей, которых мы видим глазами главного героя. “Самый
вкусный на свете торт”, который очень любила бабушка, называется “Паутинка”. Сразу представляется что-то очень тонкое,
прозрачное, невесомое, как та настоящая паутинка, что делает каждое лето паук на одном и том же месте, под крышей
дачного домика. Там где будут делать свои первые паутинки и его потомки, маленькие паучки. Это же счастье — чувствовать
пульс окружающего мира, уметь увидеть природу совсем рядом!

Означает ли возвращение героя рассказа роскошь, “непозволительную в рамках одной жизни”? Счастье — не соглашаться со
словом “никогда”, которое так полюбили у нас. Против этого «никогда», принципа «Смейтесь, расставаясь с прошлым!»
борется автор. Счастье – явление большей частью субъективное. Ведь герой мог бы не задерживаться в городе или прозибать
в каком-нибудь развлекательном заведение. Но он поступает мудрей. Он не хочет быть доволен, герой создает себе счастье.
Человек видит чистые белые улицы родного города, тот же дом, где жили его бабушка с дедушкой, так же как и в детстве,
открытую в спальне форточку. Всё, что было им так простодушно любимо, сохранилось, но теперь это любят другие, и у героя
возникает ощущение, что его лишили чего-то очень дорогого. “Зачем же они так прикрывают форточку, что мне хочется
крикнуть: “Бабушка!”?” Счастлив тот человек, который хранит в себе любовь, теплоту лучших воспоминаний, который
чувствует прилив эмоций, стоит лишь ему увидеть внов!
ь то, что запомнил он ещё в детстве. Такой замечательный человек обязательно передаст эту способность своим детям, а
они, пройдя некоторую часть жизни, отблагодарят его. Никогда не будет он обделён заботой и вниманием. И будет счастлив.
Это дело его ума героя.

Автор с необыкновенным лиризмом и гармонией ведет своё простое повествование, описывая ту атмосферу, в которой он вырос
и которую он чувствует сейчас, во второй день Рождества. Так для него с самого детства библиотека была “ослепительным
храмом”. В семье всегда ценили верность традициям: закончив лишь три класса приходской школы, дедушка благоговел перед
книгой. И внук унаследовал это качество. А ведь, наверняка, книга сыграла не малую роль в создании характера героя,
воспитании его ума. Не всем доступно такое счастье — любить книгу. Это его судьба.

В рассказе подчёркивается огромное значение памяти для человека, для его души. Разве не испытывала истинного счастья
учительница героя произведения, которую он навестил после стольких лет, да ещё принёс тот самый торт “Паутинка”? Ему
самому приятно было вспомнить своих одноклассников, первую любовь. Он и учитель были счастливы. «…болел зимой, и
что-то потянуло в шкаф. Достал оттуда картон с фотографией, рассматривал долго». Это счастье – дело характера героя.

Снова наступит белый день, отец с дочерью сядут в белый автобус. Поедут домой и начнутся рабочие будни, но счастье
испытанное на малой родине ещё долго будет светить в душе героя, грея и его близких. Ведь теперь у него ещё больше
прекрасных воспоминаний. Они созданы его умом, судьбой и характером

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: