Сказки жанровом арсенале В. Катаева: сочинение

Сочинение за меня писал сам Катаев

25 августа 2003 10:48

Мы жили на Тверской и в бараке на Скаковой

Мой дедушка был крупным военным, и до моего рождения мама и бабушка жили с ним на Тверской улице, в доме напротив Центрального телеграфа (там сейчас «Макдоналдс»). Но в 1937 году деда посадили, и их отселили в барак на улице Скаковой (район ипподрома). Там я и появилась на свет. В роддоме имени почему-то Надежды Крупской, у которой не было детей. Он был недалеко от Лесной улицы. Папа с мамой не были расписаны, у папы была другая жена, а по Союзу писателей ходила шутка: «У писателя Васильева родилась дочь. А его жена об этом знает?»

Потом наш барак снесли, а нам дали комнату в коммуналке на улице Кирова (ныне Мясницкая) в доме напротив магазина «Чай». В песне Высоцкого есть фраза «На тридцать восемь комнаток всего одна уборная». Это про нас. На первом этаже нашего дома был магазин «Рыба», и мы просыпались в пять утра, когда приезжали машины с рыбой. Грузчики дико матерились. Процесс сопровождался ну очень сильным запахом рыбы, мы к нему привыкли. Папа не был прописан в этой комнате, и, когда он приходил к маме, соседи заявляли в милицию, что в квартире находится «незаконный» жилец.

На Беговой мама плакала от счастья – умер Сталин

В пятьдесят третьем году бабушку и маму собрались выселять из Москвы. Докатилась волна репрессий. И папа решил расписаться с мамой, хотя она его отговаривала. Они пошли в загс на Беговой, который почему-то был закрыт. К ним вышла заплаканная женщина и спросила: «Зачем вы пришли?» Родители ответили, что собираются жениться. Женщина проникновенно произнесла: «Вы что, с ума сошли?! Такое горе – умер Сталин». После этих слов мама заплакала от счастья и пошла на похороны убедиться, что в гробу лежит именно Сталин. Затем родители не женились еще лет пять. Расписались они только тогда, когда я пошла в школу. Там требовалась справка об их браке.

В 1957 году на улице Черняховского (район Ленинградского проспекта) был построен дом, куда мы переехали. Тогда в этом районе были только поле, лес и деревянные домики. В первый день мы очень долго шли к своему новому дому по жуткой грязи. Когда дошли до подъезда, мама села на ступеньки и заплакала: «Аркадий, куда ты меня завез?!» Мне тогда было пять лет.

На Ленинградке из-за нас смолкал мат

Рядом с нашим домом был инвалидный рынок, где инвалидам войны разрешалось торговать продукцией своего производства. Одно из воспоминаний моего детства – это безрукие и безногие люди, в основном пьяные. Ходить в школу через рынок было страшно. Там была чайная, рядом с которой водители-дальнобойщики мыли машины перед въездом в Москву. В ней продавались пирожки с повидлом, за которыми мы с подружкой приходили класса со второго. Нам запрещали туда ходить, ведь у водителей вся лексика была ненормативная. Когда мы входили, буфетчица на всю чайную кричала: «Дети пришли!» – и весь зал смолкал. Пока мы покупали пирожки, никто не матерился. Как только выходили, все продолжалось. А потом, в один день, рынок исчез, и на его месте выросла улица Усиевича.

Летом мы жили в Переделкине, на даче от Союза писателей. Папы не стало в 1972 году, но нас с мамой не выгоняли до 1986 года. Когда все-таки выгнали, мы снимали комнату в Доме творчества «Переделкино». Сейчас строим свой дом, но не в Переделкине. Прежняя атмосфера этого поселка исчезла. При Чуковском были бесплатные костры «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето». Для нас, детей, это стоило десять шишек, которые мы бросали в костер. Причем Корней Иванович не разделял детей писателей и детей обслуживающего персонала. Сейчас костры другие.

Я долго считала, что все люди вокруг – писатели или актеры. Как-то в школе мне задали сочинение на тему «Что хотел сказать Катаев в произведении «Белеет парус одинокий». Будучи девочкой нахальной и находчивой, я пошла к Валентину Петровичу на дачу и попросила написать это сочинение. Он написал и получил три! Его очень развеселили замечания, сделанные красной ручкой на полях: «Не верно. Катаев хотел сказать другое». Но учительнице я ничего не рассказала, а то бы ее инфаркт хватил.

. и гуляла с Лилей Брик

Однажды, по дороге к подружке, я вслух повторяла поэму Маяковского «Владимир Ильич Ленин», которую мне задали на лето. Навстречу мне вышла женщина с рыжей косой и в белых сапогах. Она спросила: «Ты любишь Маяковского?» На что я ответила: «Терпеть не могу! Он был революционным поэтом, а мне нравится Есенин».

Лиля взяла мой учебник, зашвырнула его в канаву и сказала: «Пойдем, я расскажу тебе, какой был Володя». В Переделкине было много сумасшедших. (Помню, как к папе приходил литературовед – специалист по Пушкину, – который говорил: «Я же знал, что Дантес убьет Пушкина. Почему я его не остановил?!») . Я приняла эту женщину за одну из них. Но все же пошла с ней и узнала о стихах Маяковского много того, что нам не рассказывали в школе. Мы прогуляли с ней все лето, и она уехала в Париж. Когда я рассказала Катаеву о нашей встрече, он обратился к жене: «Удивительно, что Лиля не порвала девочку в клочья за такое отношение к Маяковскому». Я решила уточнить, правда ли она его знала. А Валентин Петрович ответил: «Бог мой, она даже с ним спала!»

Ходила в «консерваторию» Дома литераторов

В детстве мама хотела, чтобы я стала балериной, и повела меня в училище на 3-ю Фрунзенскую улицу. После просмотра к родителям вышла учительница. Она коротко охарактеризовала всех детей, а меня вывела за руку и сказала, что такого ребенка не видела никогда. Мама приосанилась: «Уланову привела». Но ей сказали, что у меня какие-то совсем неправильные ноги, странная стопа и что-то еще. Мало того, медведь сел мне не только на уши, а прямо целиком. Мама решила, что будет развивать мой слух, и водила меня три раза в неделю в консерваторию. Это было мучение. Чтобы отвлечься, я считала трубы у органа. Заснуть было невозможно, потому что очень громко звучала музыка, а бабушка подпихивала локтем. С походами в консерваторию меня примирял буфет – бутерброды с копченой колбасой и ситро «Буратино». Но однажды я пошла на концерт с папой. Через десять минут он заснул. Я спросила: «Папа, ты спишь?» – он ответил: «Боже, как я ненавижу музыку!» Я в восторге зашептала: «Пойдем в Дом литераторов в буфет». Он с удовольствием ответил: «А им наврем, что были в консерватории». Так мы периодически ходили с папой «в консерваторию».

В «Национале» кофе стоил 30 копеек!

Папа работал в Доме литераторов, и я бывала у него постоянно. Как-то в метро со мной захотел познакомиться молодой человек. Он сказал: «Вы не представляете, куда я могу вас пригласить! В Дом литераторов!» Более удачного варианта он не мог предложить.

В студенческие годы мы с однокурсниками ходили в «Шоколадницу», в «Яму» – это пивной бар в Столешниковом переулке, куда нельзя было войти без болотных сапог. В кафе «Московском» на Тверской, где сейчас японское суши, были подъемные цены для студентов. Ну и, конечно, кафе «Космос», где мы ели мороженое «Космос» с шоколадом, «Планету» с орешками и «Солнышко» с медом.

Вот и все «наши» места. Студенты психфака ходили в «Националь», где чашка кофе стоила всего 30 копеек. Но журфак с ними не пересекался.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Сказки жанровом арсенале В. Катаева: сочинение

Мне довелось часто встречаться и беседовать с Валентином Петровичем, когда я была редактором его самого большого собрания сочинений. Последний, десятый том Катаев взял в руки в больнице, перед своей кончиной 12 апреля 1986 года.

Валентин Петрович был открыт и смел в общении с людьми. Не боялся кривотолков и непонимания. Своей приязнью и доверием он окрылял, как бы делился своим творческим капиталом. При этом он никогда не поучал и не произносил проповедей.

Думаю, и юный читатель заразится от Катаева смелостью, творческим отношением к жизни и к слову.

Ольга Новикова

Дудочка и кувшинчик

Поспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберет.

Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

– Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.

Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.

Видит – у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

– Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

– А ты хорошенько искала?

– Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

– А под листики ты заглядывала?

– Вот видишь! Надо заглядывать.

– А почему Павлик не заглядывает?

– Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

– Ягодки – они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

– Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится.

– Хорошо, – сказала Женя. – Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвет и приговаривает:

– Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

«Хватит с меня, – думает. – Я уж и так, наверное, много набрала».

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.

Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

– Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок – даже дно еще не закрыто.

«Ну, – думает, – так собирать мне совсем не нравится. Все время нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенек отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладет. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!»

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка.

– Здравствуй, девочка, – говорит.

– Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик – коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чем вздыхаешь? Кто тебя обидел?

– Обидели меня, дедушка, ягоды.

– Не знаю… Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

– Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

16. Жанрово-стилевое многообразие русской литературной сказки 20 века (п. Бажов, в. Катаев, н. Носов, в. Медведев, э. Успенский, е. Шварц и др.)

В 1939 году появился сборник «Сказов старого Урала» — «Малахитовая шкатулка». Вслушаемся в звучание литературного термина сказ. Короткое слово определяет специфический жанр. Сказ — особый строй повествования уже хотя бы потому, что строится как рассказ лица, отдаленного от автора. Своеобразие манеры повествования и в том, что нет привычного «жили-были. », «в некоем царстве, в некоем государстве. » и других аналогичных примет народной сказки. Сказ ближе к литературной, авторской сказке. Включая сказочные сюжетные линии в повествование, сказочные ситуации в фабулу, сказ отталкивается от реального жизненного факта, истории.

Главное место действия почти всех сказов П.П.Бажова — Полевский завод, его окрестности. И основной рассказчик — полевчанин дед Слышко.

Пожалуй, главный смысл сказов П.П.Бажова и состоит в том, что его любимые реальные герои состоят в удивительной, добродетельной дружбе с тайными силами природы. Им открывается невиданная красота. Оказываются доступными богатства земных недр, открывается невиданное в камне, в цветке, в ящерице. Перечитывая сегодня сказы, когда многое из того, что было «тайным» пятьдесят лет назад, уже объяснено наукой, невольно ловишь себя на том, что трудолюбивый Данила-мастер и другие близкие к нему герои действительно владели особым даром общения с матерью-землей — со всем, что спрятано в ее недрах и что находится на поверхности (леса, горы, реки. ). Особый глаз„,особые черты мастера, неустанность в работе, которая выше усталости, гордость профессиональная — все сказывается не в погоне за большим рублем, а в мечте о красоте, в потребности гармонии, в чем-то возвышенном. Этим и силен простой и бедный внешне трудяга-человек.

(«Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка»).

В 1925 году в издательстве «Радуга» выходят книжки-картинки Валентина Петровича Катаева (1897—1986): «Радиожираф», «Бабочки», сказка «Приключение спичек». В 1936 году — повесть «Белеет парус одинокий». Она, начиная с заглавия, зовет читателя в неизвестное далеко, знакомит с возвышенно мыслящим, храбрым, совестливым Гавриком. С чистым, изящным, несколько робким, но верным человеком, настоящим другом Гаврика Петей. Повесть включает детей в анализ сложнейших исторических революционных событий, сталкивает с трудностями, которые и взрослому опасны, страшны. Но не запугивает читателя, а возвышает его самосознание.

Первый рассказ Н.Н.Носова “Затейники” был издан еще в 1938 году. Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она “Тук-тук-тук”. 1947 — “Веселые рассказы”; 1951 — “Дневник Коли Синицына”; 1953 — сборник “На горке”; 1955 — повесть “Веселая семейка”; 1956 — “Прятки”; 1958 — “Веселые рассказы и повести”; 1959 — “Незнайка в Солнечном городе”; а в 1960 — “Приключения Незнайки и его друзей” в серии “Школьная библиотека”. Книга включала повесть-сказку “Приключения Незнайки и его друзей” и роман-сказку “Незнайка в Солнечном городе”.

«Веселый писатель», — привычные слова в статьях, в докладах и лекциях о Н.Н.Носове. Нормальные, не изломанные жизнью, не больные (именно о таких рассказывает Носов) дети, конечно, в своем вихре открытий, чаще всего так деятельны, что деятельность эта проявляет все нюансы противоречий между желанием и возможностями ребенка.

Книга В. Медведева «Баранкин, будь человеком!». Она вышла в свет в 1962 году. Переиздавалась многократно на русском и других языках народов СССР и во многих других странах. В 1983 году в «Золотой библиотеке детской литературы» вышла книга «Фантазии Баранкина», включающая, кроме названной повести, ее продолжение — книгу вторую: «Сверхприключения сверхкосмонавта (Двадцать воспоминаний Юрия Баранкина о себе самом, написанные им самим)»

Книга радовала детей необычными интересными превращениями мальчишек в птиц и насекомых. А взрослых убеждала, что сказочный жанр, лукавая ирония — прекрасная форма ниспровержения лентяйства.

Но вершиной творчества Евгения Шварца, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром. Автор совмещает сказочную поэтику с какими-то бытовыми деталями и делает это столь искусно, что зритель, читатель безоговорочно принимает героев, нисколько не сомневаясь в их подлинности. Привычные сказочные стереотипы меняются, и все соглашаются с новыми условиями сказочного быта. И в этом плане заслуга Шварца как новатора в пересказе сказочных сюжетов неоценима.

Валентин Катаев

краткая биография

Роль и место в литературе

Советский писатель Валентин Петрович Катаев прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Этого человека отличало сочетание невероятной отваги, порядочности, доброты и разностороннего таланта. На его глазах свершались многие важные исторические события, он – участник трех войн – Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Эти вехи нашли отражением в его творчестве: рассказах и повестях, пьесах, стихах и очерках. Его работы взяты за основу многих сценариев к художественным и мультипликационным фильмам, к постановкам театральных пьес.

Происхождение и ранние годы

Родился Валентин Петрович в Одессе, 16 января 1897 года. Отец его, Петр Васильевич, был высокообразованной личностью с высшим духовным образованием. После семинарии он продолжил обучение в Новороссийском университете, окончив который стал преподавателем Одесского епархиального училища. Мать, Евгения Ивановна, была генеральской дочерью родом из Полтавских помещиков. К сожалению, она умерла в молодом возрасте после рождения второго ребенка от воспаления легких.

Дом, в котором родился писатель

Семья Катаевых обладала огромной библиотекой, которая насчитывала сотни книг самого разного направления и жанров. Здесь были и классика, и энциклопедии, и справочники и исторические книги. Сыновьям с детства прививали любовь к чтению, в доме часто устраивались литературные вечера, во время которых родители читали вслух своим детям.

Младший брат Валентина, Евгений впоследствии также стал известным писателем, который в паре с Ильей Ильфом написал бессмертные «Двенадцать стульев».

Образование

В 1906 году Валентин поступил в мужскую гимназию Одессы. Свое первое стихотворение он написал в девятилетнем возрасте, через год оно было опубликовано.

Валентин и Евгений с отцом

Еще до начала Первой мировой войны юному Валентину довелось познакомиться с писателем Буниным, творчество которого приводило юношу в восторг. Он и стал первым творческим наставником Катаева. Позже к кругу его знакомых присоединились Э. Багрицкий и Ю. Олеша.

В 1915 году Катаеву пришлось прервать обучение в гимназии и литературное творчество из-за войны. Молодой человек добровольцем ушел на фронт.

Творчество

В 1922 году Валентин покидает Одессу и переезжает в Москву, где устраивается в газету «Гудок» и пишет юморески на злободневные темы. В этот период он подписывает свои работы он разными псевдонимами: Твист, Горчица, Старик Саббакин и др.

Кроме юморесок Катаев пишет о гражданской войне, в этот период он является автором уже двух изданных произведений – романа «Время, вперед!» и повести «Я сын трудового народа».

С женой и детьми

После выхода в 1936 году повести «Белеет парус одинокий» имя писателя стало известно за пределами СССР. В 1937 году это произведение стало основой сценария для одноименного фильма. Не менее популярной была очередная повесть Катаева «Сын полка», которую он написал в 1945 году. По этому произведению в 1946 году сняли фильм с тем же названием.

В послевоенное время вышли такие рассказы и повести как «Хуторок в степи» и «Зимний вечер». После выхода повести «Маленькая железная дверь в стене» писатель сменил манеру изложения и тематику своих произведений.

С дочерью Женей

В новом стиле, который сам писатель окрестил «мовизмом» вышел ряд его мемуарных повестей лирико-философского направления «Святой колодец», «Трава забвенья». Большой резонанс и споры критиков вызвал роман «Алмазный мой венец».

Государство оценило заслуги писателя Катаева и в 1974 году присвоило ему звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина.

Главные произведения

Главный посыл повести «Белеет парус одинокий» заключен в том, что положительные поступки можно совершать независимо от возраста. Главным героям, мальчикам Пете и Гаврику еще не было десяти лет, когда они помогли спасти матроса Родиона Жукова. Ребята также доставляли патроны восставшим рабочим, оказавшимся в заблокированном районе.

Памятник Катаеву в Одессе

В романе «Время, вперед!» нет выраженного главного героя, его место занимает инженер Маргулиес. Действие разворачивается на одной из уральских строек. Сюжет романа незамысловат – рабочие бригады соревнуются, кто больше выработает бетона, то есть повысит производительность труда. Делается это не в целях прибыли, а ради славы и самоутверждения.

В романе искусно передан напряженный ритм строительства, а также физический, творческий и интеллектуальный вклад людей. Роман ни к чему не призывает и ни за что ни агитирует, напротив, автор хорошо передает несовершенство социалистического соревнования. С одной стороны, руководство борется за новые рекорды, а противоположная сторона предъявляет в противовес этому резонные технические и финансовые контраргументы.

Памятник Пете и Гаврику

В повести «Сын полка» сюжет разворачивается вокруг судьбы осиротевшего мальчика Вани, которого встречают разведчики и определяют в свой полк. Там он становится подопечным всех бойцов, но особую заботу о Ване проявляют Биденко и Горбунов.

Так, постепенно, под руководством старших товарищей мальчик обучается не только военному ремеслу, но и способам выживания в экстремальных условиях без пищи и воды. Ваня помогает солдатам ориентироваться на местности при разведывательных операциях, удовлетворяя, тем самым, жгучее желание отомстить фашистам за своих родных.

Последние годы

Под конец жизни Валентин Петрович собрал разрозненные записи своих стихов и переписал их от руки, в итоге у него получилось семь блокнотов. При жизни писателя не было издано ни одного его стихотворного сборника. По словам сына, Катаев не очень к этому и стремился. Его последнее произведение «Сухой Лиман» осталось незамеченным ни читателями, ни критиками.

В пожилом возрасте у писателя обнаружили онкологическое заболевание. Операция была очень сложной, но после нее писатель прожил еще двенадцать лет. Умер он от инсульта 12 апреля 1986 года. Жена Катаева пережила его на 23 года. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) Событие
1897 Год рождения В.П. Катаева
1906 Поступление в мужскую гимназию
1910 Выход первого стихотворения «Осень»
1912 Выход рассказов «Пробуждение» и «Темная личность»
1914 Знакомство с Э. Багрицким и Ю. Олешей
1915 Уход добровольцем на фронт
1918 Участие в литературном кружке «Зеленая лампа»
1920 Валентина вместе с братом арестовывает ЧК
1922 Переезд в Москву, Знакомство с Булгаковым
1923 Начало работы в сатирических журналах «Крокодил» и др.
1924 Выход романов «Остров Эрендорф» и «Повелитель железа»
1926 Знакомство с М. Зощенко
1927 Выход пьесы «Квадратура круга». Отъезд в Италию
1928 Выход книги «Отец»
1931 Публикация пьесы «Миллион терзаний»
1932 Выход романа «Время, вперед!»
1937 Экранизация повести «Белеет парус одинокий»
1940 Переезд в Переделкино
1942 Публикация рассказов «Лейтенант», «Третий танк»
1943 Работа военным репортером на Калининском фронте
1945 Выход повести «Сын полка»
1946 Сталинская премия за «Сын полка»
1951 Выход романа «За власть Советов»
1955 Назначение главным редактором журнала «Юность»
1963 Поездка в Париж и США
1969 Выход повести «Кубик»
1973 Публикация рассказа «Фиалка»
1976 Избрание членом Гонкуровской академии
1980 Публикация повести «Уже написан Вертер»
1985 Выход повести «Спящий»
1986 Не стало Валентина Петровича Катаева
Интересные факты
  • дед писателя по материнской линии был генералом;
  • младший брат Валентина, Евгений и есть тот самый Петров, который в паре с И. Ильфом написал «Двенадцать стульев»;
  • до конца жизни писатель не мог избавиться от одесского говора;
  • со своей будущей профессией писателя мальчик определился уже в 9 лет;
  • трижды награждался орденом Ленина;
  • Катаев никогда не водил машину. За рулем всегда была жена или водитель.
  • именно Валентин подсказал брату сюжет «Двенадцати стульев»;
  • преклонялся перед творчеством Ивана Бунина;
  • открыто осуждал А.И. Солженицына;
  • после войны был склонен к многодневным запоям;
  • помимо рассказов и повестей Катаевым было написано несколько киносценариев.
Память о писателе

На доме в Одессе, где родился В.П. Катаев, установлена мемориальная доска.

Один из одесских переулков носит имя писателя.

Катаеву посвящена отдельная экспозиция в Литературном музее Одессы.

Скульптурная композиция «Петя и Гаврик» (герои повести «Белеет парус одинокий») расположена в центре Одессы.

Одесская детская библиотека названа именем В.П. Катаева.

Недалеко от пермского театра кукол находится скульптура «Цветик-семицветик».

Памятник Кафке в Праге

В Праге есть множество скульптур и памятников, каждый чем-то отличается и привлекает туристов. Особый интерес вызывает памятник Францу Кафке. Уникальный объект искусства был разработан известным архитектором Давидом Черным. Скульптор-провокатор смог воплотить в жизнь кинематографический образ самого загадочного писателя ХХ века. Арт-объект создан из нержавеющей стали в виде множества горизонтальных элементов, которые постоянно находятся в движении. Каждый из 42 элементов находится в движении и не зависит от остальных частей. Лишь на несколько минут останавливается, и туристы могут рассмотреть точное изображение Франца Кафки. У архитектора получилось передать многогранность писателя и его стойкость. Образ этого писателя был выбран неслучайно, ведь Кафка – уроженец Праги и повлиял на развитие литературы в стране. В XX веке писатель работал над романами, которые повлияли на многих читателей, а сейчас «Блестящая голова Франца Кафки» величественно стоит над небольшой площадью и напоминает про огромный вклад писателя в литературу. Это напоминание о великом человеке при помощи современного арт-объекта.

  1. Голова Кафки в Праге: чего ожидать
  2. Адрес памятника на карте
  3. Как найти памятник Францу Кафке в Праге
  4. Фото

Голова Кафки в Праге: чего ожидать

Давид Черный создал в Праге несколько скульптур, которые отличаются от ранее созданных объектов. У архитектора нестандартное виденье мира и все это он переносит на свое творчество и арт-объекты. Изначально архитектор создал несколько вариантов памятника, но после рассмотрения выбрали самый необычной, который идеально дополнил Старую часть Праги.

Памятник «голова Франца Кафки» достигает 10 метров в высоту и весит 45 тонн. Все детали выполнены из нержавеющей стали, также внутри статуи находится множество кабелей и электронного оборудования, которое создает движение элементов. Все детали, которые находятся по горизонтали, двигаются независимо от других частей, скорость также постоянно меняется по замыслу архитектора. Движущиеся части постоянно создают разный эффект, это может быть движение волны сверху вниз или хаотическое движение с разной скоростью. Но в результате скульптура останавливается и можно рассмотреть точное очертание лица Франца Кафки. Воздвижение памятника обошлось местным властям в 30 миллионов крон.

При помощи этого памятника архитектор с точностью отобразил творчество известного во всем мире писателя. Общие черты можно найти между восприятием мира писателем и скульптурным сооружением. Ведь Франц Кафка часто показывает, как ломается сознание под воздействием техники и тоталитарного общества. Лишь иногда человек возвращается к прежнему обличию, также как и элементы скульптуры.

Особенно величественно выглядит статуя в ночное время. Подсветка влияет на восприятие, и голова Франца Кафки завораживает туристов со всего мира. Особую атмосферу создает торговый центр и рекламные банеры, которые отображаются на скульптуре. Зеркальные диски отображают окружающие объекты, также напоминает о быстротечности жизни. Работает скульптура постоянно, только во время сильного снегопада и холода покрывается специальным чехлом, который защищает от негативного воздействия.

Памятник высоко оценен критиками и считается одним из самых нестандартных и интересных в мире. И это закономерная вещь, ведь памятник посвящен не менее нестандартному писателю. Ежегодно тысячи туристов приезжают в Прагу и одной из обязательных достопримечательностей есть памятник Францу Кафки. Особенно много туристов наблюдает за постоянным движением элементов в вечернее время.

Туристы должны быть готовы к тому, что памятник гипнотизирует и не отпускает взгляд. Это действительно завораживает.

Адрес памятника на карте

    Charvátova, Nové Město, Чехия

Как найти памятник Францу Кафке в Праге

Добраться до памятника можно на общественном транспорте:

  • на метро до станции Narodni trida;
  • на трамвае до остановки Narodni trida;
  • на автобусе до остановки Narodni trida;
  • можно пешком, потому что памятник находится в центральной части Старой Праги.

Памятник Францу Кафке находится недалеко от Староместской и Вацлавской площадей, поэтому найти будет не сложно.

Памятник Кафке в Праге

«О Праге с грустью!» – так хотелось бы коротко охарактеризовать эту статью, так как она будет посвящена биографии и деятельности одного из ее Сынов, Великому и Непонятному Францу Кафке. Его творчество, как нельзя лучше отражает враждебность и холодность окружающего мира к маленькому человеку, которым и считал себя Кафка. И хотя большинству его произведения покажутся абсурдом и нелепостью, они отражают его внутренний мир, страдание от непонимания, одиночество, горечь и обиду.

Странный памятник писателю-оригиналу

Пражане установили памятник Кафке в Праге на границе между Еврейским кварталом и Старым Городом, между Костелом Святого Духа и Испанской Синагогой. Непонятная скульптура, выполненная Ярославом Роном, представляет собой человека в шляпе, который оседлал огромного «мужчину» в костюме. Правда у мужчины нет ни головы, ни ладоней, поэтому это фактически костюм на ком-то, кем может быть кто угодно. Совсем в духе Кафки – абсурд, нереальность, отсутствие здравой логики.

Почему Ярослав Рон именно так решил выполнить свою скульптурную композицию? Версий несколько: возможно, фигура человека – это один из известных персонажей Кафки, который забрался верхом на любителя путешествий, чтобы увидеть мир глазами другого. Это может быть и своеобразной аллегорией, как маленький и «серый» человечек может одержать победу над своими страхами, мелочностью, самообманом, привычками.

Одна из существующих версий, что человек на костюме, это сам Кафка, который скитался в своих мрачных мыслях, боялся реальности, придумал свой мир. При жизни писатель не получил признания, хотя он был образованным, начитанным и интеллигентным человеком. Нелепость скульптуры еще и в том, что костюм, якобы разгуливающий по городу в направлении, заданном седоком, НЕ МОЖЕТ двигаться, раз он по щиколотку увяз в мостовой.

Необычный памятник был установлен в 2003 году, и он не единственный в честь «мастера абсурда». Чехи считают его «своим» писателем, хотя Кафка писал на немецком языке. Почему же он был так беспощаден к своему мастерству, так одинок и неуверен в себе, хотя его талант отмечал Макс Брод и другие? Конечно, ответ нужно искать в детстве, отрочестве и окружении Кафки.

Биография

Родился будущий писатель в Праге, летом 1883 года. Прага тогда принадлежала Австро-Венгрии. Еврейский болезненный мальчик проживал вместе с отцом, матерью и сестрами в еврейском гетто. Фамилия Кафка не псевдоним, а реальная, принадлежавшая отцу Франца – Герману. Тот был чешского происхождения, являлся торговцем галантереи со своим фирменным знаком. Кстати, по-чешски «кафка» обозначает галку – небольшую серую птичку с вздрагивающим хвостиком.

Мать Кафки была из зажиточной немецкой семьи и изъясняться предпочитала по-немецки, поэтому Франц хорошо говорил и писал на немецком, хотя в совершенстве знал чешский. У Франца были братья и сестры, однако мальчики умерли маленькими, остался лишь он, старший из детей, и девочки.

Кафка получил отличное образование, закончив Карлов университет в Праге. После учебы он поступил на службу в страховую компанию простым чиновником, да так и прослужил на скромных должностях все время, пока не отправился на пенсию. У Франца были проблемы со здоровьем, и уже в 39 лет он покинул службу.

Но он был даже рад такому исходу, потому что службу не любил, ненавидел начальство и сослуживцев. Единственной отрадой его была литература и склонность к сочинительству.

Франц рано ушел из отчего дома и вынужден был вести скромный, даже аскетический образ жизни. 13 раз он менял жилье в Праге и частенько уезжал из родного города, но снова и снова возвращался обратно. Он боялся Прагу, и одновременно любил ее.

Помимо проблем со здоровьем (Кафка часто страдал бессоницей, мигренями, нарывами и разными заболеваниями), он еще и долго не мог создать семью. Историки приписывают это импотенции, но скорее всего дело было в личной скромности, способности Франца наделять возлюбленную теми чертами, которые ему бы хотелось видеть. К тому же Франц был абсолютным романтиком: ему претили даже мысли о разнузданности отношений. И если со здоровьем было еще как-то понятно: он знал свои «болячки» и старался поддерживать организм ежедневной гимнастикой, употреблением вегетарианских блюд и большого количества нежирного молока, то с женским полом у Кафки было полное непонимание.

Встречи, помолвка, расставание, общение через письма с одной девушкой, опять встречи и опять разлука – с другой. В 1920 году Кафка стал встречаться с замужней чешской писательницей и журналисткой Миленой Есенской. Это была самая яркая встреча с женщиной в его жизни. Про нее он писал своему другу: “Это живой огонь, которого я никогда раньше не видел”. Кафка “пил” свою любовь, как величайшее благо за все свои страхи и страдания. Любовная связь то прекращалась, то восстанавливалась, но в результате они расстались. А через три года он уехал с молоденькой Дорой Димант в Берлин, ненадолго.. И снова вернулся «домой».

Окончательно подорвал силы Франца прогрессирующий туберкулез гортани. Он не мог проглотить даже маленький кусок пищи – дикие боли заставляли его сильно страдать. Кафка умер в австрийском санатории, 3 июня 1924 года, не дожив до своего 41-летия ровно месяц. Причина смерти – крайнее истощение организма. Тело писателя перевезли в Прагу, где он был захоронен в семейной могиле на еврейском кладбище 11 июня 1924 года.

Творческая сторона

При жизни Кафка опубликовал всего 4 сборника рассказов и романов, хотя их было много больше. К сожалению, некоторые из рукописей сожгла по его же воле Дора Димант. Именно Максу и только Максу Броду мир обязан опубликованными произведениями Франца Кафки. Брод, лучший друг и соратник писателя, получил рукописи под честное слово сжечь их все до единой. Такова была воля умирающего.

Брод сделал иначе. Он стал сотрудничать с издательствами: большая часть работ Кафки была опубликована и вскоре привлекла внимание общественности. Произведения Кафки были написаны в стиле экзистенциализма, которому были присущи абсурд положения, безысходность и внутренние терзания главных героев.

Через творчество писателя красной нитью проходят его взаимоотношения с деспотичным отцом, которому он подчинялся и пытался от него отдалиться. Однажды Франц написал «письмо отцу» – длинное сочинение на несколько страниц он передал для старого Германа через мать. Но она вернула его обратно сыну: не хотела конфликта. Между тем, «Письмо отцу» впоследствии стало классическим примером сложных отношений отцов и детей. Опубликованное уже после смерти писателя, оно вошло в Золотой Фонд мировой литературы. Как считают психологи, да и рядовые читатели, с ним надо ознакомиться любому родителю, прежде чем браться за воспитание детей. Письмо было вызовом молодого человека семейному деспотизму, хотя он и написал его в возрасте 36 лет.

Не надо забывать, что Франц был евреем, и поэтому еврейская культура и традиции тоже повлияли на мировоззрение автора. Среди самых известных произведений Кафки наиболее выделяются:

  • «Сельский врач»;
  • «Голодарь»;
  • «Превращение»;
  • «Процесс».

И хотя сам Кафка не считал себя талантливым, чурался общества, своей внешности, образа мыслей, главной его удачей в жизни стало знакомство и дружба с Максом Бродом. Их альянс был сродни плюса и минуса, которые тяготели друг к другу. В отличие от Кафки, Брод был жизнерадостным и оптимистичным человеком. Кафка же часто замыкался в себе, был задумчивым и депрессивным. Именно Брод, прочитав первые сочинения Франца, настаивал на том, что тот должен писать и писать. Он «чувствовал» душевные смятения своего товарища и понимал всю необходимость «выплескивать» их на «бумагу». Однако, даже Брод не смог оценить всю гениальность произведений странного друга. Значительно позже, Хорхе Луис Борхес оценил внутренние переживания, присутствующие в каждом произведении Кафки, как его стремление найти Истину (Бога).

Памятник Кафке в Праге – это тоже аллегория, призыв подняться над самим собой, наметить цель и идти к ней, не сворачивая с пути, даже если будет страшно, вразрез с всеобщими понятиями и моралью. Истинная свобода – вот что должен ощущать счастливый человек. Был ли им Кафка? Вряд ли. Но он очень этого хотел и всю жизнь стремился обрести себя и свое собственное «я». Сегодня о скромном и застенчивом человеке знает каждый чех, да и миру он известен, как эпохальный писатель. Народное признание он получил: не об этом ли мечтал Франц Кафка?

Специально для Лилия-Тревел.РУ – Анна Лазарева

Пражские «Писающие мальчики» и Франц Кафка — задвигались (путевые заметки)

Памятников разного рода в столице Чехии очень много, самые древние, конечно, находятся в Пражском Граде. Именно там расположен знаменитый Костёл святого Вита, заложенный в середине 14 века и поэтапное строительство которого продолжалось до середины 19 века. Здесь знаменитых скульптур и барельефов очень много. Сам костёл по объему даже превосходит Собор Парижской Богоматери, хотя в длину несколько короче. Уникальным является и Карлов мост, украшенный десятками памятников и скульптурных групп.

Но есть в Праге и яркие скульптуры нового времени. В их числе памятник жертвам коммунизма. В составе мемориала – семь бронзовых скульптур, фигуры изможденных людей символизируют страдания политических заключённых от коммунистического режима. Угнетающее впечатление усиливает то, что в соответствии с замыслом архитекторов каждая скульптура выглядит неполноценно: у одной нет какой-либо конечности, на теле другой виден разлом.

В Чехии успешно работает ставший широко известным скульптор Давид Черный. Он, в частности, создал памятник писателю Францу Кафке, сумев воплотить в жизнь образ самого загадочного писателя ХХ века. Арт-объект создан из нержавеющей стали в виде 42-х горизонтальных элементов, которые не зависят от остальных частей и постоянно находятся в движении, останавливаясь лишь на несколько минут и позволяя рассмотреть точное изображение Франца Кафки. Писатель работал над романами, которые повлияли на многих читателей, а сейчас «Блестящая голова Франца Кафки» величественно стоит над небольшой площадью и напоминает про огромный вклад писателя в литературу.

Во дворе дома-музея Кафки в Праге установлено другое оригинальное творение Давида Черного – «Памятник писающим мужчинам». Мужчины справляют малую нужду на заполненную водой карту Чехии, что символизирует раздел Чехословакии. Памятник интерактивен: благодаря специальному электронному устройству мужчины-скульптуры могут двигать бедрами и определенными органами, выводя струями на водной поверхности резервуара разные цитаты. То, что будет «написано», можно заказать, отправив платную смс-ку на определенный номер телефона.

Одна из наиболее провокационных скульптур Давида Черного – скульптура «Подхалимство», представляющая собой две белые пятиметровые фигуры обнажённых безголовых мужчин, упирающихся руками в бетонную стену. Кроме монументальной сатиры в работе Давида Черного присутствует и политическая ирония. Прочувствовать ее можно если подняться по специально установленной железной лестнице и посмотреть непрерывно демонстрируемое видео с Вацлавом Клаусом, экс-президентом Чехии, и Миланом Книжаком, известным чешским художником, скульптором, музыкантом и диссидентом. Последний кормит Вацлава Клауса кашей, стекающей по его подбородку и капающей на стол, и при этом звучит композиция Queen «We are the champions».

Памятники – это важнейший элемент человеческой цивилизации – их во все времена ставили и разрушали. Почти три тысячи лет назад Египтом более двух десятков лет в обличии мужчины-фараона правила царица Хатшепсут, и правила неплохо. Когда она умерла, ее преемник, кстати, племянник, в гневе за оскорбление образа мужчины-фараона стал разрушать все памятники и монументы, посвященные Хатшепсут. Но правил он Египтом значительно хуже предшественницы.

В наши дни продолжают разрушать памятники и создавать новые. Чехия – хороший пример бережного отношения к истории и предоставления свободы для творчества скульпторов и художников. Сегодня чешские модернистские скульптуры отражают наше непростое время. Время всё расставит на свои места.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: