Колька: сочинение

Колька: сочинение

Сейчас 2570 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Новости сайта

16.05.2021 – на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2 по сборнику С.Ю.Ивановой “ОГЭ-2021” Подробнее >>

08.03.2021 – На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

01.03.2021 – На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

07.02.2021 – На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой “Сдавай ЕГЭ на все 100!” Ссылка >>

27.12.2020 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

Уважаемые гости! Друзья, до экзаменов остается совсем немного времени. Предлагаем вам воспользоваться нашим ВИП-разделом, где ваши работы будут закрыты от любопытных взглядов. Кстати, цена на месяц в условиях пандемии руководством сайта снижена. Заходите в ВИП-раздел, выставляйте свои сочинения как по литературе, так и по русскому языку. Мы проверим столько ваших работ, сколько вы напишите. Ждем вас в ВИП-разделе. Мы поможем вам! Подробнее >>

  • Обсуждения
  • Категории
  • Теги
  • Пользователи
  • Значки
  • Войти

    (1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить. (5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком. (7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. (14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие. (16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18) Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты. (24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад. (29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать. (По С. Мизерову*) * Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.

    В тексте писателя С.В. Мизерова поднимается проблема зависимости человека от обстоятельств, для преодоления которых необходима решительность.
    Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, С.В.Мизеров показывает, как Колька не смог добраться до своей цели- мечты, когда вышел из поезда, ему просто не хватило решительности. Автор раскрывает проблему, как случай из жизни, ведь каждый может мечтать, но для каждого мечта- цель. Герой столкнулся с выбором: оставить все как есть или все изменить.
    Позиция С.В.Мизерова относительно поднятой проблемы понятна. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: “Жить как все- привычная позиция обывателя. Сначала ты свыкаешься с жизненной рутиной, постепенно забываешь о детских мечтах Но “смотреть в небо” никогда не поздно, нужно захотеть и воплотить в жизнь свою мечту”.
    Я согласна с автором данного текста в том, что каждый человек, мечтая, должен достигнуть своей мечты.
    Вспомним рассказ А.Грина ” Алые паруса”. Главная героиня – Ассоль всегда следовала за местой, она жила мечтой. Мечта стала ее целью и тогда мечта сбылась. Она верила и все получилось, она стала счастливой.
    Также можно вспомнить британскую певицу Сьюзан Бойл. Она с детства мечтала стать певицей. Она смогла попасть на сцену и прославиться, несмотря на многочисленный насмешки и жизненные преграды.
    В заключение всего вышеперечисленного еще раз подчеркну: если у вас есть мечта, то стремитесь к ней, несмотря на различные препятствия. Ведь только реализуя истинные желания, мечты, можно обрести настоящее счастье и достичь успеха.
    Поверьте ,пожалуйста, по критериям, пожалуйста.

    • Нравится
    • Наибольшее число голосов
    • Самое последние
    • Старые первыми

    Ответ принят

    Ответ принят

    Проверяю, так как есть в работе интересные ошибки: К1-К4-обнуляются.

    В тексте писателя С.В. Мизерова поднимается проблема зависимости человека от обстоятельств, для преодоления которых необходима решительность.(Нет такой проблемы!Значит К1-К4 обнуляются! Теряешь сразу 8 баллов. Здесь проблема: КАК(ИЛИ ПОЧЕМУ) ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНИЛ СВОЕЙ МЕЧТЕ!)
    Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, С.В.Мизеров показывает, как Колька не смог добраться до своей цели- мечты, когда вышел из поезда, ему просто не хватило решительности.(КОММЕНТАРИЯ НЕТ!)
    Автор раскрывает проблему, как случай из жизни, ведь каждый может мечтать, но для каждого мечта- цель. Герой столкнулся с выбором: оставить все как есть или все изменить.Логика.
    Позиция С.В.Мизерова относительно поднятой проблемы понятна. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: “Жить как все- привычная позиция обывателя. Сначала ты свыкаешься с жизненной рутиной, постепенно забываешь о детских мечтах Но “смотреть в небо” никогда не поздно, нужно захотеть и воплотить в жизнь свою мечту”.(ВОТ ВЕДЬ ПИШЕШЬ О МЕЧТЕ! А цитата откуда?)
    Я согласна с автором данного текста в том, что каждый человек, мечтая, должен достигнуть своей мечты.
    Вспомним рассказ А.Грина ” Алые паруса”. Главная героиня – Ассоль всегда следовала за мечтой(Р), она жила мечтой. Мечта стала ее целью(знак?) и тогда мечта сбылась. Она верила(знак?) и все получилось, она стала счастливой.
    Также можно вспомнить британскую певицу Сьюзан Бойл. Она с детства мечтала стать певицей. Она смогла попасть на сцену и прославиться, несмотря на многочисленный насмешки и жизненные преграды.
    В заключение всего вышеперечисленного еще раз подчеркну: если у вас есть мечта, то стремитесь к ней, несмотря на различные препятствия. Ведь только реализуя истинные желания, мечты, можно обрести настоящее счастье и достичь успеха.(Вот об этом и нужно было писать в К1!)
    К1-0 К2-0 К3-0 К4-0 К5-1 К6-0 К7-3 К8-2 К9-2 К10-0 К11-1 К12-1=10

    Ответ принят

    Ответ принят

    Любовь Михайловна, а если проблема будет такой: не каждый человек может осуществить свою мечту, преодолевая разные трудности.

    А комментарий может быть таким: Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, С.В. Мизеров повествует о судьбе Кольки, особенно грустно, по мнению автора, что наш герой так и не смог осуществить свою мечту, он испугался. Ведь Колька сделал шаг на встречу мечте, но в последний момент страх охватил его и он сдался, поэтому в конце он грустно вздыхает, глядя в небо.

    Ответ принят

    Ответ принят

    Любовь Михайловна, можете пожалуйста проверить по критериям вот это сочинение, я попробовала написать по другому тексту, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста. Надеюсь у меня получилось уже лучше))))
    Текст: (1)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (З)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал. (6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки — и только и видели вы этого горе-змееборца. (9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку. (11)— Девушка, вам помочь? — спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил: (14)—Куда вам? (15)- Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт! (17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы — найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки. (24)— Девушка, там у вас кирпичи? (25)— Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни. (27)Господи, эти деревенские чудаки. (28)Картошку в сумке возить. (29)Она на рынке пять рублей стоит. (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон? (32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (ЗЗ)Просто так бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (35)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя. (38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал: (39)— Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес. (42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой. (44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! — сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок. (48)А потом пошёл в университет. (49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело. (По М. Худякову*) * Михаил Георгиевич Худяков (род. в 1936 г.) — современный публицист.

    Сочинение:
    В своем тексте публицист М.Г. Худяков рассматривает проблему совести и ответственности за свои поступки.
    Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу Худяков рассказывает историю о человеческой слабости на примере случая из жизни нашего героя. автор показывает, что некоторые люди берутся за непосильные им задачи и бросают их незаконченными, а от этого другим людям может быть очень плохо. Из-за слабости некоторых страдают другие люди.
    автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но подводит читателя к мысли о том, что человек должен быть ответственен за свои поступки. ответственность необходимо развивать в себе, она не позволит струсить перед трудностями.
    Я согласна с автором данного текста в том, что человек многое не может сделать или доделать из-за своей слабости, не думая как от этого будет другим людям.
    в доказательство справедливости всего вышеперечисленного приведу литературный пример. вспомним произведение В. Распутина ” Живи и помни”. Герой андрей Гуськов прошел все войну, но в конце, попав в госпиталь, сдался, проявил слабость, не думая как это отразится на окружающих.
    Приведу еще один литературный пример. В повести М. Булгакова ” Собачье сердце” профессор начал сложный эксперимент, но он понимает, что эксперимент может стать опасным для человечества. Вскоре ученый нашел в себе силы прекратить опят, потому что он обладал ответственностью за свои поступки.
    В заключение всего вышеперечисленного еще раз подчеркну: если вы беретесь за что-то, то доделайте дело до конца, не сдавайтесь. умейте отвечать за свои поступки.

    Вариант 2

    Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам.

    Как часто мы задумываемся о том, какие последствия могут быть у того, что мы делаем и как мы мыслим?

    В данном тексте Виктор Иванович Дроганов поднимает актуальную проблему ответственности за свои поступки.

    Публицист рассматривает проблему на примере из своей жизни. Автор раскрывает нам случай из своего детства, последствия которого красной нитью прошли через всю его жизнь. Рассказ начинается с описания бытия школьников: главному герою нравилось одалживать своим одноклассникам книги из домашней библиотеки, и в один из дней его товарищ, будучи в классе, вернул мальчику какую-то из книг. Затем Виктор Иванович заостряет наше внимание еще на одной проблеме, которая очень тесно связана с главной проблемой текста – жестокость детей. Рассказчик, объясняя всю суть совершенного им поступка, пытается оправдаться историей Кольки Бабушкина: у него не было отца и воспитанием мальчика занималась только мама, именно поэтому, как тогда казалось герою, Коля спокойно мог явиться предметом для насмешек и «презрительно-высокомерного» отношения. Книга, которую вернули главному герою истории, лежала как раз на половине парты Бабушкина, и тот по своей наивности подумал, что она является подарком ему на День рождения. Мальчик искренне и от всей души обрадовался сюрпризу и даже успел выразить благодарность, однако главный герой очень грубо и цинично оборвал его радость и приказал Коле положить книгу на место и больше её не трогать. Рассказчик даже отмечает, что эта фраза больше была похожа на рык: по всей видимости, его жестокость в тот момент больше напоминала жестокость зверя. Естественно, Коля Бабушкин виновато вернул книгу на место, и рассказчик, вспоминая растерянность и стыдливый румянец на его щеках, клянёт себя за каждое сказанное в адрес Коли грубое слово и за всю злость, которую проявлял по отношению к мальчику. И причиной этой рефлексии является не только взросление главного героя, но и тот факт, что позже Коля трагически погиб на войне в Афганистане, и после этого муки совести, сожаления о содеянном еще много лет продолжали гложить рассказчика. Сквозь годы он восклицает: «Колек, да я отдал бы тебе всю библиотеку!». Но время нельзя было повернуть вспять.

    Автор считает, что нужно всегда обдумывать все свои поступки, потому что жизнь слишком коротка, чтобы жалеть то, «что можешь отдать» и отнимать то, «что у тебя просят». Сделав однажды неправильный выбор, можно внести негативные, кардинальные изменения не только в собственную жизнь, но и в жизнь других людей.

    Я согласна с мнением Виктора Ивановича Дроганова и тоже считаю, что жить нужно по законам чести и гуманизма. Важно обдуманно совершать поступки и в каждый из них вкладывать добро. Иначе, как вышло с главным героем текста, даже через десятки лет оглядываясь назад, результатом мы будем видеть лишь несчастья и беды, а боль и сожаление будут преследовать нас всю жизнь.

    В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» автор на примере главного героя показывает, что за любым действием следуют последствие и в любом случае придется отвечать за содеянное. Родион Раскольников имел интигуманистическую философию и считал, что есть два типа людей: достойных жить и недостойных. Безусловно, такая позиция априори не могла привести к благоприятным последствиям, и с развитием сюжета Ф.М. Достоевский это показывает. Раскольников собственными руками совершил убийство, и все было выполнено настолько продуманно, что, казалось бы, раскрыть это преступление можно было с трудом, и главный герой мог остаться безнаказанным и продолжать следовать своей теории. Однако подобное деяние оставило глубокий отпечаток в душе у героя и в его судьбе. Раскольников не смог убить в себе человека, не смог пересилить себя и не смог сам поверить в собственную теорию. Муки совести портили здоровье героя и сводили его с ума, день за днем он не мог обрести покой и в конечном итоге сам признался в содеянном и попросил наказания. Ответственностью за убийство человека послужило не столько тюремное заключение, сколько ужасные муки совести.

    Григорий Печорин в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» не имеет совершенно никакой моральной и физической ответственности за свои поступки. Герой портит жизнь всем, кто попадается на его жизненном пути. Печорин намеренно играет с чувствами людей, потому что сам не умеет чувствовать и никогда не испытывал мук неразделенной любви. Что-то похожее было в случае с Верой, но и эти чувства герой быстро смог в себе заглушить. Печорин рушит жизнь мелким контрабандистам просто из-за собственного любопытства и после этого исчезает, оставляя слепого мальчика и старую женщину умирать от нищеты. Цинизм и потребительское отношение к людям никак не отражаются на жизни Григория Александровича, но существование героя с трудом можно назвать жизнью. В его скитаниях по Кавказу нет никакого смысла, как и нет смысла во всей его жизни. Поэтому за действиями Печорина не следует никакой прямой моральной ответственности: отсутствие смысла жизни, любви и дружбы в его жизни и есть наказание.

    Таким образом, можно сделать вывод, что, совершая какое-либо действие, нужно понимать, что оно в любом случае отразиться на нашей жизни в будущем. Поэтому нужно как можно меньше лгать, причинять боль и распространять негатив: наша жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на это.

    Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В.Н.Распутина «Прощание с Матерой»)

    Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»(1976) описывает, казалось бы, самую обычную ситуацию – затопление маленькой старинной деревни на Ангаре. Но этот единичный случай приобретает в повести философский, общечеловеческий смысл. В произведении автор пытается найти решение многих проблем: судьба «малой родины», проблема взаимоотношений человека и природы, спор поколений, раздумья о нравственной судьбе народа.
    Социально-философский смысл повести помогает понять разговор с чиновником, который звучит в начале произведения. Этот чиновник объясняет коренным жителям, почему необходимо переселение с острова: «У нас семьдесят точек под затопление и везде кладбища». Писатель В.Распутин посмотрел на эту «точку», ничем не выделяющуюся на карте, и показал, что с каждой подобной деревней уходит Россия. Простая человеческая судьба, пейзажные зарисовки получают здесь философское звучание.
    Открывается повесть рассказом о прошлом Матеры. Неслучайно автор выбирает для деревни это название. Так зовется срединное течение реки в Сибири. Так определяется ее естественная, живая сила. Прилагательное «матерый» означает «старинный», «зрелый», «опытный». Корень этого слова – «мать». Все вместе эти понятия образуют единую систему. Задушевные авторские идеи звучат в устах одной из главных героинь повести – Дарьи. Она много прожила, повидала в жизни. Даже в старости ее отличает сильный, мужественный характер. Эта героиня ощущает себя частью природы, живой стихии. Она гармонично, целостно воспринимает мир. Старуха Дарья понимает, что вокруг происходит что-то не то, «свет переломился и переломился по старикам. Все сломя голову вперед бегут». Дарья еще не раз пожалеет современного человека за то, что он оторвался от своих корней, напрасно «жизнь раскипятил».
    Человек думает, что победил природу, стал хозяином жизни. Но он уже давно не ее хозяин. Жизнь взяла верх, именно жизнь «погоняет человеком». В этих размышлениях Дарьи раскрывается важная философская проблема: люди становятся заложниками цивилизации, чужого способа мысли. Дарья не очерчивает этот вопрос целиком, но сердцем понимает, что в этом трагедия будущего поколения. Безоглядный век, беспамятство ведут к духовной смерти. Сама старуха живет памятью о родных и все свои действия соотносит с этой памятью.
    С образом Дарьи связаны фольклорно-мифологические мотивы, придающие повести художественную многозначность. Природа в повести – источник нравственности, ответственности для человека. Показательна в этом отношении судьба Павла – сына Дарьи. Это не последний мужик в деревне, крепкий, хозяйственный. Но он даже не заметил, как пробежал в этой жизненной суете мимо самого главного. Форма монолога, исповеди показывает, в чем сын отошел от правды матери. Павел стоит на перепутье. Он утратил силу, опору, присущие Дарье, потерял связь с землей. Его несло прочь от природы вместе со всеми. Символично, что в конце повести он пытается отыскать Матеру в тумане, но так и не находит. Герои мечется не только внешне, но и душевно. Поэтому и его охватывает беспамятство.
    Третий герой – Андрей, сын Павла. После армии он вернулся на Матеру, удивился здешней жизни и уехал в город работать на заводе. Свою позицию Андрей защищает так: «Нельзя на одном месте сидеть. Молодым хочется везде побывать, все посмотреть». Кажется, что его точка зрения оправдана, естественна. Но в споре со своей бабушкой он проигрывает. Именно у Дарьи есть нравственная сила, за ней стоит правда родной земли. Андрей пытается противопоставить свою позицию правде земли. Это и приводит героя к опустошению. Бегство человека с одного места на другое может привести к тому, что он потеряет свои корни. Так поступает Андрей. Он уезжает с Матеры и даже не оборачивается. Дарья не может так поступить. Она чувствует зов предков. Кульминация повести – ее монолог, который она произносит перед умершими людьми. За собой она чувствует строй многих поколений своих предков. Дарья ощущает себя лишь звеном в этой общей великой цепи. Итог ее размышлений: правда – в памяти.
    Повествование открывается весенним пейзажем. Расколовшийся лед, пробудившиеся к жизни деревья, птицы, – все символизирует перемены. Но перемены эти далеко не к лучшему. Многие дворы в деревне заросли крапивой, остались заброшенными. Баба Настасья специально вновь посадила огород, «лишь бы отсрочить, обмануть себя». Природа и люди сосуществуют так близко, что подчас происходят неожиданные встречи: например, появление медведя на Матере.
    Могучая вековечная лиственница, как дерево жизни, охраняет маленький мир деревни. Часто Дарья сравнивает жизнь человека с жизнью природы: «нет ничего на свете, когда что-то, будь то дерево или человек, доживает до бесполезности». Только Дарья видит Хранителя острова, «маленького, чуть больше кошки зверька». Во многом этот образ создан с помощью фольклорных мотивов. Каждую ночь Хозяин обходил свой остров. Он знал привычки, характер каждого обитателя деревни. Он прекрасно понимал, «что наскоро ставится, то скоро и старится», тому, кто не работал на этой земле, не жаль расставаться с ней. Так, в образе мифического Хозяина проявляется теснейшая взаимосвязь человека и природы.
    Природа при этом показана как главенствующее начало, целостная стихия. Природа чувствует приближающееся несчастье. Хозяин острова видит суматоху, гибель бабы Катерины, но он понимает закономерности развития человека. Участь острова уже предрешена. Но его коренные жители не готовы, не понимают смысла новой жизни – вне острова, вне связи с землей. Они не привыкли жить на всем готовом, гнаться за наживой. Матера оживает лишь тогда, когда люди работают на земле, вкладывают в нее свою любовь и труд. Короткое оживление острова было связано с июньскими работами по хозяйству. Только в этот момент все жители почувствовали радость, отраду от того, что они делают сообща, вместе. Это было своеобразным прощанием с Матерой. А рядом с этим заповедным уголком уже шло наступление грозной, подчас разрушительной цивилизации. Она представлена в образе ГЭС. «Все на свете имеет смысл службы»,- говорят старожилы. Земля, опустевшая, одинокая, обречена в современном мире. Но не все жители готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Старики не охвачены болезнью века – забвением, эгоизмом. Они чувствуют свою кровную связь с островом, не представляют своей жизни без него. Они сохраняют в себе «благость, человечность». Вместе с заповедной природой и обреченной деревней они глубоко переживают свое одиночество, ненужность в этом новом мире, где превыше всего ставится комфорт. Так, люди и природа разделяют одну трагическую судьбу. Сначала уничтожению подвергают могучий «листвень» с вековыми корнями – опору острова, так же легко рабочие разрушают и жизнь простых людей.
    Заканчивается повесть символически. Петруха кричит в туман: «Ма-а-ать. Эй, Матёра-а!», прощальный тоскливый вой Хозяина сменяется звуком мотора, остров уже сгинул «в кромешной темноте тумана», а вместе с ним покинули людей память, покой и первозданная гармония.

    Природа в повести Прощание с Матерой Распутина сочинение

    Можно сказать, что понятия «природа» и «Родина» в произведении являются тождественными. Именно поэтому ей уделяется довольно большая роль. Для местных жителей остров значит многое – они не желают покидать места, к которым привыкли. В их речах и действиях чувствуется неимоверная любовь к родным красотам, которые они ни на что не променяют.

    В отличие от более старшего поколения, молодежь согласна покинуть остров. Им нечего терять, ведь они не трудились на благо родного края. Что же касается «старух», которые возделывали свои угодья не одно десятилетие, им очень больно и обидно. Действительно, разве можно просто так уйти, оставив то, что дорого?

    Но природа острова – это не только красоты, земля – это не только урожай. Также остров – это память об ушедших из жизни предках, которые навсегда останутся в здешней земле. Но могилы хотят сжечь – это нужно ради строительства ГЭС. Разве может какая-то память конкурировать с промышленностью?

    Однако символ острова, «царский листвень» оставался нетронутым. Это дерево олицетворяло всю ту духовность пожилых людей, потому никто не осмелился срубить или сжечь его. Осознавая это, невольно приходит мысль о том, что в людях еще остались некие крупицы человечности. Хоть, конечно, для сохранения острова их недостаточно.

    Природа Матеры описывается весьма красивой. Только вот душу омрачает тот факт, что человеческая деятельность, в перспективе, способна нарушить все это великолепие. Подобное очень удручает.

    Своим произведением автор словно просит людей задуматься о своих губительных для природы и экологии действиях, о своей безжалостности по отношению к окружающему миру. Он показывает, что память о предках должна быть важнее всякой гонки технологий, а те дары, что преподносит родная земля – действительно бесценны. Их стоит не губить, а хранить и преумножать, использовать разумно.

    Жаль, что в современное время придерживаться этой точки зрения очень сложно. Честно говоря, герои Распутина порой и сами понимают, что от того, что человек является царем природы, вряд ли произойдет что-то путное – кроме ее полного уничтожения.

    Ведь род людской умеет только брать, ничего не давая взамен. Он привык тратить земные ресурсы, забывая о том, что они не безграничны. По сути, в этом и трагедия. Великое горе, которое можно наблюдать собственными глазами.

    Порой кажется, что природа острова живая – и она грустит, осознавая, что конец идиллии близок. Рано или поздно все будет сожжено и срублено, погибнет все живое, а вместо торжества цветов и красок пространство займет новое «детище» – холодное, металлическое и пугающее.

    2 вариант

    Повесть В.Распутина “Прощание с Матёрой” – повесть-предупреждение. Это горькие думы о том, кто мы на этой земле? Есть ли у нас право вмешиваться в природу? Что ждет нас в дальнейшем?

    Матера – так называется остров и деревня на этом острове. Есть что-то символическое в данном названии: “матёрый” – старинный, опытный, Матёра – мать-земля. Веками селились на острове люди, сеяли хлеб, хоронили своих близких. И всем давала кров эта земля. А сейчас остров должен быть затоплен. Плодородные пашни уйдут под воду: на Ангаре запускают ГЭС. Но движение вперед не должно разрушать жизненный уклад человека!

    Мы видим Матеру в последние дни ее существования. Природа Матеры живая! Вот посреди острова стоит могучий, в три обхвата, “царский” листвень – образ, символизирующий единство человека и природы. Вот обследует свои “владения” Хозяин острова – зверек, олицетворяющий душу этой земли. Свою кровную связь с родной землей остро чувствуют “старинные старухи”, не желающие покидать Матеру: здесь родились они и их дети, отсюда уходили на фронт мужья и братья, здесь родные могилы. Поэтому-то оставшиеся в деревне жители встают против бригады “пожогщиков”, равнодушно зачищающих территорию. Для крестьян это не просто точка на карте, подлежащая санации, – это их родина.

    Особенно остро чувствует свою связь с землей, с предками старуха Дарья Пинигина. Именно земля дает ей нравственную опору. Дарья живет по заветам отцов: “. чтоб совесть иметь и от совести не терпеть”. Поэтому не спешит она перебраться на большую землю, где для переселенцев построен поселок. Отчий дом свой она моет и белит перед сожжением, обряжает, как человека перед похоронами.

    Горит земля, горят кресты на могилах, горят избы на Матёре. Прерывается связь, соединяющая прошлое, настоящее и будущее. Отрывается от родной земли Павел, сын Дарьи. На большой земле его ждут комфортные условия : свет, газ – все прелести цивилизации. Наблюдая за горящей избой, Павел пытается найти в себе жалость, но не чувствует ничего. “Памяти никакой не стало, вся износилась”, – скажет Дарья. Вот и блуждает Павел в утреннем тумане. Сцена символична: не может Павел найти Матеру, утрачены связующие нити. А его сын Андрей, внук старухи Дарьи, вообще после армии переехал жить в город. Ни памяти, ни совести у тех, кто, торопясь перебраться в поселок, сжигает сам свои избы, как Клавка Стригунова и Петруха. “Разорены душой,”- это о них, о тех, кто без сожаления покидает родные места.

    Дарья , не потерявшая совесть, чувствует свою вину перед отчей землей, свою ответственность за происходящее. Отвечать за окружающий нас мир должен каждый человек – так считает В.Распутин. Нужна ли людям гидроэлектростанция? Да, нужна. Да, наша жизнь меняется. Но как важно остаться Человеком в любых обстоятельствах!

    Также читают:

    Картинка к сочинению Природа в повести Прощание с Матерой Распутина

    Популярные сегодня темы

    А. П. Чехов в своих многочисленных небольших рассказах изобразил ряд интересных героев, принадлежащих к разным социальным слоям. Каждый из них интересен по-своему. А вот в произведении «Хамелеон»

    Еще каких-то пару десятков лет назад Россия, впрочем, как и все страны бывшего постсоветского пространства, находилась на грани краха. Упадок в экономике, отсутствие социальной линии поддержки граждан

    Карамзин по сути своей являлся очень ранимым и чутким человеком, верившим в искреннею любовь, но также верившим в несправедливость этого мира. Это прекрасно видно в его повествовательном произведении

    Милон, сам по себе, человек храбрый и благородный, как и положено любому офицеру. Он никогда не боялся отдать жизнь за свою державу.

    Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

    Сочинение: Человек и природа в произведениях современных авторов Астафьев, Распутин

    Человек и природа в произведениях современных авторов (Астафьев, Распутин)

    Автор: Разное

    Издавна природа и человек были единым целым. Тысячи лет назад древние люди не представляли своего существования вне окружающей среды. Ведь природа всегда была и будет колыбелью человечества. Она зародила мир, смогла из одноклеточного организма развить целые поколения, сменяющие друг друга уже на протяжении нескольких тысяч лет. Но как в сказке с плохим концом, добро природы, данное человеку, обратилось злом. Мир забыл, кто его создал, человек забыл, что он часть природы. Теперь он хозяин. Но так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос помогают произведения современных авторов, а именно произведения В. Астафьева и В. Распутина.

    До 60-70гг. главной темой в литературе была тема страданий человечества, тема их существования. Но для 70-ых годов характерно дальнейшее расширение проблематики прозы. И если в этот же период разносторонне исследуется одна из кардинальных проблем – «личность, народ и история», то В. Астафьев в «Царь-рыбе» поднимает не менее животрепещущую проблему – «человек и природа», «природа и духовное состояние человека».

    Роман состоит из цикла рассказов и повестей, объединенных одной темой. В повествовании Астафьев говорит о необходимости возвращения к природе. Автор с тревогой подчеркивает невосполнимый урон, который приносят всему человечеству люди, живущие лишь своими потребительскими интересами. И поэтому соотношения природы и человека интересуют автора не только в прямом, но и в нравственном аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения.

    В «Царь-рыбе» Астафьев поднимает три проблемы. Во-первых, по мнению автора, человек – это часть природы, то есть природа и человек представляют собой единое целое. И об этом нельзя забывать. Образ Акима, главного героя романа, построен на контрасте с образом Гоги. Всю красоту души человеческой Астафьев выразил именно в Акиме. Для героя не чужды доброта, бескорыстная помощь людям, чуткость к природе. Аким чуток и человечен к окружающей среде. Да, он убивает животных, но делает это не в потребительском смысле, не ради наживы, а только для существования. То есть Аким действует согласно закону выживания: хищник – жертва. Однако С. Ломинадзе говорил о герое Астафьева: «… такой уверенный, разворотливый, умелый в лесу, не то чтобы жалкий был, а потерянный какой-то, до крика одинокий, всем чужой, никому не нужный».

    Противный Акиму образ Гоги – это контраст. Умный и интеллигентный в жизни Гога считает себя царем природы, считает, что может все. Он многого хочет от жизни, но ничего не предлагает взамен. Вспомним подобного героя М. Горького. В Ларре – объекте повествования старухи Изергиль, себялюбие перерастает в гипертрофию прихоти и каприза. Он также требует жизненных благ, но то полезное, за что он мог бы получить эти блага, Ларра не совершает. Именно поэтому он обречен на вечное одиночество. У Астафьева все намного печальнее. Автор приводит героя к смерти, но это закономерность, так как Гога, вознеся себя, порывает все нравственные связи с людьми и природой и разрушается внутренне. Его жизнь попросту теряет смысл.

    Вторая проблема, поднятая Астафьевым – это браконьерство. И здесь мы видим насколько двойственны могут быть люди. Яркий пример – браконьер Игнатич. Отличный работник, уважаемый в обществе человек, нравственные ценности которого подавляет желание наживы. И таких людей, губящих природу и живущих в ладу со своей совесть, много. Творя зло и находя оправдание, они допускают зло везде. Астафьев представляет браконьерство как страшное деяние. И он ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы, но и об уничтожении человека, человеческих качеств внутри себя. Таким образом, последняя из проблем, поднятая Астафьевым – это бездуховность человечества. Бездуховность, в смысле отказа человека соединиться с природой в единое целое, и отказа от ответственности за все, совершенное зло.

    Таким образом, можно сделать вывод, что Астафьев поднимает проблемы действительно характерные для современного мира. Ведь и на самом деле человек, являясь частью природы, губит ее своими руками, не понимая того, что, убив ее, погибнет сам.

    Немного другая проблема поднята в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Здесь наиболее четко показаны нравственные и духовные переживания людей. Природа в повести приобретает образ творца поколений, так как трагедийность ситуации состоит в бездушном отношении к прошлому, к человеческим привязанностям. В результате строительства гидроэлектростанции, люди, живущие на Матере, вынуждены покинуть родные земли. Наиболее тяжкий это выбор для стариков, где каждый камень, каждая веточка напоминает о прошлых радостях и горе, о живых и умерших. Распутин показывает природу в образе хранителя прошлого, того, что ушло навсегда и что дорого своей памятью.

    Правильно ли то, что людей лишают их воспоминаний, заменяя потерю благоустроенной квартирой? Я думаю, что нет. Человек должен жить там, где прошли лучшие годы его жизни, где «лежат» его родители, где все близко и все родное.

    Вот мы и подошли к концу. Сейчас с уверенностью можно сказать, что тема человека и природы одна из ведущих в литературе. Но это не просто тема практического взаимодействия человека с окружающей средой. Это тема влияния природы на внутренний мир человека, в результате которой происходит становление духовного созерцания и нравственного начала общества.

    Человек и природа в повестях В.Распутина “Прощание с матерой” и “Пожар”

    «ВЕК ЖИВИ — ВЕК ЛЮБИ»

    (ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОВЕСТЯХ В. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» И «ПОЖАР»)

    Перед человечеством в конце XX столетия остро встала проблема выбора: либо голый практицизм, признающий лишь материальное благополучие, либо установка на духонные ценности, на опыт предшествующих поколении, на любовь ко всему живому на земле. Валентин Распутин относится к тем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной откровенностью и жесткостью. И это понято: от того, каким путем пойдет человек в своих взаимоотношениях с окружающим миром, с природой, зависит его ближайшее будущее.

    Повесть Распутина «Прощание с Матерои» можно назвать повестью-предупреждением. Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода.

    Каждый из нас знает, что он смертен, и проблему небытия мы в большинстве случаев решаем оптимистически: я умру, но будут жить мои потомки. Сейчас же наряду с таким традиционным пониманием жизни и смерти формируется повое миропонимание: мысль о возможности космической катастрофы. о гибели всей человеческой цивилизации в связи с ядерной и экологической угрозои. «Прощание с Матерои» выражает в художественной форме именно эту эсхатологическую концепцию: для героев распутинской повести конец света как будто уже наступил

    Казалось бы, речь идет о «немногом»: как организованно и быстро провести затопление острова, необходимое в связи со строительством ГЭС на одной из сибирских рек. Однако для жителей Матеры (в основном это старые люди) переселение из затопляемой деревни, где прошла вся их жизнь, на новое место равносильно смерти. будто свет «пополам переломился». Раньше деревня «худо-бедно», но все же держалась «своею места» на яру у левого берега, «встречая и провожая годы» «И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие.» Крестьянин осознавал себя звеном в вечной движущейся цепи времен, событии, человеческих судеб Теперь же, когда Матера «сошла с привычного хода», ясно видится неестественность происходящего

    Человек не должен творить насилие над окружающим миром. так как он посягает нс только на нс принадлежащие ему души деревьев, зверей, птиц, но прежде всего на самого себя. Если людей, подобных старухам Дарье, Настасье, Катерине, занимавшихся каждодневным созидательным трудом: сеяли и убирали хлеб, воспитывали детеи, обиходили скотину — можно уподобить царственному лиственю, которым островная Матера кренится к речному дну, то пожогщики (дома прежде, чем затоплять, нужно предварительно сжечь) — скорее сорная трава, «перекати-поле», люди. -забывшие о душе и совести.

    Для распутинских старух в окружающей их действительности нет ничего случайного Они хорошо ощущают свою сращенность с природным миром. Чувство природы для них—гораздо большее, чем простое любование ее красотами. Нс любование, а любовь движет распутинскими героинями. Поэтому домашние животные, будь то конь, корова, кошка, естественно включаются в систему семейных отношении и видят в человеке своего нокровителя, защитника, хозяина в самом полном и глубоком значении этою слова. Такое любовное, а не потребительское отношение к живой твари, постоянная забота о ней очищают и самою человеческую душу. вносят в нее спокойствие и уверенность. Через природу и Дарья в «Прощании с Матерой», и старуха Анна в повести «Последний срок» чувствуют приток живительных сил, понимают свою причастность к бытию Вселенной. Поэтому их кругозор не замкнут крестьянским бытом. Возникает парадоксальная на первый взгляд ситуация: героини, жившие просто и естественно, на одном месте, как деревья в лесу, знают и понимают больше образованных, поездивших по свету людей. В споре с внуком Андреем, склонным к «перемене мест», старуха Дарья так объясняет свое преимущество: «Я мало видала, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-о-олго на его смотрела, а не походя, как ты». К этому надо добавить, что на жизнь Дарья смотрит не только своими глазами, но как бы мудрым взором предшествующих поколений, твердо знавших свое место в жизни.

    Отчуждение от земли, невосприимчивость к веками накопленным духовным ценностям — вот главная причина невосполнимых моральных потерь, взаимонепонимания, тех бед, которые обрушились на человечество с победой бездушной цивилизации.

    Гонимые со своей земли, насильственно вырванные из привычных обстоятельств бытия, ставшие «квартирантами» люди теряют себя, живут не своей, а чужой жизнью. «Ты это или не ты? А если ты, как ты здесь оказался?» — горестно размышляет о своей судьбе сын старухи Дарьи Павел Пинигин. «Не своим ходом живем» — таков лейтмотив повести «Прощание с Матерой». А вот персонаж по имени Петруха, который, не дожидаясь пожогщиков, преднамеренно опережая их, собственноручно сжигает родную избу. Горящая изба символизирует всеобщий пожар, самосожжение, саморазрушение России. Не случайно показываемое в произведении событие характеризуется необычайной обобщенностью: «Пылало так. что не видно было неба. Далеко кругом озарено было этим жарким недобрым сиянием. »

    Разрушая природу, разрушаем себя, свое прошлое, настоящее и будущее. Эта мысль остро звучит и в повести «Пожар», которую можно рассматривать как сюжетное и логическое завершение «Прощания с Матерой». В «Пожаре» мы видим уже последствия тех социально-нравственных метаморфоз, которые произошли в результате уничтожения Матеры и подобных ей поселений. Двадцать лет стоит выстроенный поселок, собравший жителей нескольких затопленных деревень. Но люди воспринимают свою жизнь в нем как временное, переходное, бивачное состояние. Поселок строился наспех, без расчета на детей и внуков, и хотя дети и внуки появились, ослабло не только чувство рода, по и чувство самого себя. Люди «так разошлись всяк по себе, так отвернулись и отбились от общего и слаженного существования», что им прежде всего «себя. недостает». Отсюда— та легкость, с которой нарушаются границы добра и зла: «Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитается за ловкость и доблесть» Процесс жизни, осмысление своего пребывания на земле как формы проявления космической мудрости, свойственное распутинским старухам, вылилось здесь в «процедуру жизни», в жизнь навыворот, которая и не есть жизнь человека и природы Понадобилось несчастье, пожар, чтобы осознать это

    «Век живи — век люби» — так называется один из рассказов Распутина Люби природу, народ, свой род — все это не только однокренные слова, но и сферы бытия, друг без друга невозможные Восстановление единой родственной основы всего существующего на земле — первоочередная задача наших дней Воспримем ли мы предупреждение писателя, жестко и однозначно сформулировавшего эту задачу?

    Природа и судьбы людей в повести В. Распутина « Прощание с Матёрой» и кинофильме « Прощание». Работа удостоена диплома 2-й степени на региональном уровне в рамках проекта “Зелёная планета”.

    Природа и судьбы людей в повести В. Распутина « Прощание с Матёрой» и кинофильме « Прощание»

    Произведения талантливого и самобытного писателя Валентина Григорьевича Распутина по праву входят в сокровищницу русской литературы. В своих произведениях, таких , как: « Уроки французского» , « Живи и помни», « Прощание с Матёрой», писатель раскрывает самобытные характеры, сформированные вековыми традициями, нравственными заповедями и глубокой любовью к родной земле , к родному краю. В. Г. Распутин в своих немногочисленных интервью подчеркивал, что истоки его произведений – сибирская земля, где он родился и вырос. Писатель очень болезненно переживал одно из противоречий современной жизни: неизмеримые научно-технические возможности человека и его духовно-нравственная недостаточность. Любое произведение В. Г. Распутина- это предупреждение нам, потомкам: человек жив, пока не утратил связи с родной землёй и природой, пока он не разучился ПОМНИТЬ!

    В этом смысле очень актуальной остаётся повесть « Прощание с Матёрой», в которой мы видим противопоставление памяти и беспамятства, временного и вечного. Это противостояние говорит о разрушении общинных ценностей, разрыве связи между поколениями, духовном обнищании.

    Судьба Матёры – ведущая тема произведения. «…Первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший ,что лучше этой земли ему не сыскать.» Три века на Матёре кипела жизнь, « но теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода.» Вот в этих последних днях существования островной деревни и раскроется сущность каждого живущего здесь и пришедшего разрушить то, что казалось незыблемым ,вечным.

    Матёра для всех её жителей родная, первоосновная .Она живоё существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Она – стержень, на котором держится жизнь « старинных старух» и стариков. Главная героиня повести, Дарья Пинегина ,и Тунгуска, и Настасья – все понимают, что затопление Матёры уничтожит их связь с природой, родной землёй. Предчувствуя эту беду, Дарья осознаёт себя будто виноватой: «…а ить они с меня спросют. Спросют, как допустила такое хальство. Куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая.» Эти слова Дарьи, пронизанные болью и горечью, открывают простую истину: перед лицом природы все едины и все за неё ответственны. Только вот мера ответственности, к несчастью, всеми понимается по- разному… Люди, не утратившие связи с землёй, с древними традициями, наделённые личной и родовой памятью, показаны не только в книге В. Распутина, но и в кинофильме, снятом в 1981 году.

    Фильм был задуман и начат Ларисой Шепитько, а после её смерти продолжен кинорежиссёром Элемом Климовым. Он же изменил и название ленты: « Прощание с Матёрой» стало «Прощанием». В драме подобран великолепный актёрский состав: Лев Дуров, Майя Булгакова, Алексей Петренко, Вадим Яковенко. Главную героиню сыграла замечательная белорусская актриса Стефания Станюта.

    То, что конкретная жизненная ситуация (предстоящее затопление Матёры) приобретает обобщенно-символическое значение, понятно уже с первых черно-белых кадров фильма. Будто из небытия, из тумана высаживается на берег спящей деревни бригада пожогщиков. Туман редко бывает спасителем для людей, чаще он предвестник беды. Так и в начальных кадрах эти «санитары» будто крадутся средь тумана, предчувствуя, что и жители Матёры, и сама природа не простят им этого вторжения. В одном из эпизодов фильма, когда пытаются уничтожить «царский листвень», одновременно показано, как беззащитна природа перед человеком и в то же время сильна. Ни рёву бензопилы, ни огню не поддалось дерево, осталось «неповалимым» ,израненным, но живым.

    Коренные жители Матёры, понимая, что прощаются с родной землёй, будто бы старались облегчить расставание и себе, и родным местам. Ярким, праздничным показан эпизод последнего сенокоса , когда все объединились и , казалось, забыли о скором исчезновении этого уголка земли. Все работали со страстью и радостью, каких уже давно не испытывали. Люди и природа слились воедино , когда «Матёра ожила пускай не прежней…,но всё-таки похожей на неё жизнью…» Очень трогательным в фильме показывается момент, когда Дарья Пинегина, возвращающаяся с погоста, прощается с родными местами .Каждое деревце, каждый кустик, каждая былинка- ничто не ускользает от её взора . Как молитва звучат в этот момент её слова: « Мать-сыра земля! Ты благословенна!» Дарья понимает, что с потерей Матёры закончится и её прежняя жизнь, потому она готовит к смерти родной очаг. Параллель между убранством дома ,который будет сожжён, и покойником очевидна. Неслучайно создатели фильма именно в этом эпизоде, на мой взгляд, приглушают краски и музыка А. Шнитке звучит особенно печально. Героиня « омывает» и белит своё жилище, украшает его пихтой – всё, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своём доме живую душу и обращается к нему , как к самому дорогому человеку. Выполнив свой долг, утром Дарья ушла из деревни . На этом кончалась её жизнь, потому что вместе с Матёрой была сожжена и её душа. Все поступки Дарьи, уклад её жизни служат подтверждением мысли, что человек на земле должен быть не временным жильцом, а вечным её хранителем.

    Последние кадры фильма вновь обращают внимание зрителя на вековое дерево Матёры, которое стоит не обугленное, а покрытое зелёной листвой. «Царский листвень» оказался символом стремления к жизни и в повести, и в фильме. Одним дано «заблудиться в тумане» (как Павлу, искавшему Матёру, или Петрухе ,самолично поджёгшему дом), а другим -видеть эту жизнь в единении с родной землёй и природой.

    На мой взгляд, и писатель, и создатели фильма сумели донести до нас мысль: любые преобразования в жизни должны соотноситься с особенностями души человека, его жизненного уклада. Иначе многое может стать губительным для людей. Как напутствие нам звучат слова Дарьи: «Душа человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался. Благость в себе имел.»

    Скачать:

    Вложение Размер
    priroda_i_sudby_lyudey_v_povesti_v.docx 18.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Природа и судьбы людей в повести В. Распутина « Прощание с Матёрой» и

    Произведения талантливого и самобытного писателя Валентина Григорьевича Распутина по праву входят в сокровищницу русской литературы. В своих произведениях, таких , как: « Уроки французского» , « Живи и помни», « Прощание с Матёрой», писатель раскрывает самобытные характеры, сформированные вековыми традициями, нравственными заповедями и глубокой любовью к родной земле , к родному краю. В. Г. Распутин в своих немногочисленных интервью подчеркивал, что истоки его произведений – сибирская земля, где он родился и вырос. Писатель очень болезненно переживал одно из противоречий современной жизни: неизмеримые научно-технические возможности человека и его духовно-нравственная недостаточность. Любое произведение В. Г. Распутина- это предупреждение нам, потомкам: человек жив, пока не утратил связи с родной землёй и природой, пока он не разучился ПОМНИТЬ!

    В этом смысле очень актуальной остаётся повесть « Прощание с Матёрой», в которой мы видим противопоставление памяти и беспамятства, временного и вечного. Это противостояние говорит о разрушении общинных ценностей, разрыве связи между поколениями, духовном обнищании.

    Судьба Матёры – ведущая тема произведения. «…Первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший ,что лучше этой земли ему не сыскать.» Три века на Матёре кипела жизнь, « но теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода.» Вот в этих последних днях существования островной деревни и раскроется сущность каждого живущего здесь и пришедшего разрушить то, что казалось незыблемым ,вечным.

    Матёра для всех её жителей родная, первоосновная .Она живоё существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Она – стержень, на котором держится жизнь « старинных старух» и стариков. Главная героиня повести, Дарья Пинегина ,и Тунгуска, и Настасья – все понимают, что затопление Матёры уничтожит их связь с природой, родной землёй. Предчувствуя эту беду, Дарья осознаёт себя будто виноватой: «…а ить они с меня спросют. Спросют, как допустила такое хальство. Куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая.» Эти слова Дарьи, пронизанные болью и горечью, открывают простую истину: перед лицом природы все едины и все за неё ответственны. Только вот мера ответственности, к несчастью, всеми понимается по- разному… Люди, не утратившие связи с землёй, с древними традициями, наделённые личной и родовой памятью, показаны не только в книге В. Распутина, но и в кинофильме, снятом в 1981 году.

    Фильм был задуман и начат Ларисой Шепитько, а после её смерти продолжен кинорежиссёром Элемом Климовым. Он же изменил и название ленты: « Прощание с Матёрой» стало «Прощанием». В драме подобран великолепный актёрский состав: Лев Дуров, Майя Булгакова, Алексей Петренко, Вадим Яковенко. Главную героиню сыграла замечательная белорусская актриса Стефания Станюта.

    То, что конкретная жизненная ситуация (предстоящее затопление Матёры) приобретает обобщенно-символическое значение, понятно уже с первых черно-белых кадров фильма. Будто из небытия, из тумана высаживается на берег спящей деревни бригада пожогщиков. Туман редко бывает спасителем для людей, чаще он предвестник беды. Так и в начальных кадрах эти «санитары» будто крадутся средь тумана, предчувствуя, что и жители Матёры, и сама природа не простят им этого вторжения. В одном из эпизодов фильма, когда пытаются уничтожить «царский листвень», одновременно показано, как беззащитна природа перед человеком и в то же время сильна. Ни рёву бензопилы, ни огню не поддалось дерево, осталось «неповалимым» ,израненным, но живым.

    Коренные жители Матёры, понимая, что прощаются с родной землёй, будто бы старались облегчить расставание и себе, и родным местам. Ярким, праздничным показан эпизод последнего сенокоса , когда все объединились и , казалось, забыли о скором исчезновении этого уголка земли. Все работали со страстью и радостью, каких уже давно не испытывали. Люди и природа слились воедино , когда «Матёра ожила пускай не прежней…,но всё-таки похожей на неё жизнью…» Очень трогательным в фильме показывается момент, когда Дарья Пинегина, возвращающаяся с погоста, прощается с родными местами .Каждое деревце, каждый кустик, каждая былинка- ничто не ускользает от её взора . Как молитва звучат в этот момент её слова: « Мать-сыра земля! Ты благословенна!» Дарья понимает, что с потерей Матёры закончится и её прежняя жизнь, потому она готовит к смерти родной очаг. Параллель между убранством дома ,который будет сожжён, и покойником очевидна. Неслучайно создатели фильма именно в этом эпизоде, на мой взгляд, приглушают краски и музыка А. Шнитке звучит особенно печально. Героиня « омывает» и белит своё жилище, украшает его пихтой – всё, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своём доме живую душу и обращается к нему , как к самому дорогому человеку. Выполнив свой долг, утром Дарья ушла из деревни . На этом кончалась её жизнь, потому что вместе с Матёрой была сожжена и её душа. Все поступки Дарьи, уклад её жизни служат подтверждением мысли, что человек на земле должен быть не временным жильцом, а вечным её хранителем.

    Последние кадры фильма вновь обращают внимание зрителя на вековое дерево Матёры, которое стоит не обугленное, а покрытое зелёной листвой. «Царский листвень» оказался символом стремления к жизни и в повести, и в фильме. Одним дано «заблудиться в тумане» (как Павлу, искавшему Матёру, или Петрухе ,самолично поджёгшему дом), а другим -видеть эту жизнь в единении с родной землёй и природой.

    На мой взгляд, и писатель, и создатели фильма сумели донести до нас мысль: любые преобразования в жизни должны соотноситься с особенностями души человека, его жизненного уклада. Иначе многое может стать губительным для людей. Как напутствие нам звучат слова Дарьи: «Душа человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался. Благость в себе имел.»

    Читайте также:
    Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина): сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: