Творчество Кольцова — важное и необходимое звено в истории: сочинение

Творчество Кольцова — важное и необходимое звено в истории: сочинение

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни. (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною. ». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора.

(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой.

(19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её “Чернобыльская молитва”, — это творческий и нравственный подвиг. (33)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) — русский советский писатель, публицист.

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? пример готового итогового сочинения 2021

ПОДЕЛИТЬСЯ

Пример готового итогового декабрьского сочинения 2021 по литературе на тему всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? С аргументами и литературными произведениями.

Готовое итоговое сочинение 2021 на тему всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

Сегодня мы не представляем свою жизнь без технического прогресса. Его достижения очевидны, мы пользуемся ими ежеминутно. Но всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? К сожалению, нельзя ответить на этот вопрос утвердительно. Порой успехи человеческой цивилизации наносят урон окружающей среде и самим людям. Рассмотрим такие примеры.

Так, Евгений Носов в рассказе «Кукла» описывает последствия локальной экологической катастрофы в своем регионе. Если раньше он ходил на глубокие и чистые озера и уносил с собой богатый улов, то теперь водные резервуары иссохли и обмельчали, воду затянуло болото. Так случилось из-за промышленного бума и индустриального развития данного городка. В воде он видит обломки пенопласта, голышки бутылок и другой мусор. С полей в реки и озера попадали удобрения и пестициды. Из-за этого воду заволокла черная тина. Разбушевалось дурнотравье, и рыба ушла из этих мест, как и былая красота местности. Обмелели водоемы, и рыбаки махнули рукой, ведь теперь здесь зияла пустота, сотворенная руками человека. Таковы негативные последствия технического прогресса: мусор, промышленные и сельскохозяйственные выбросы сделали водную эко-среду непригодной для жизни рыб и многих других живых существ.

Не менее серьезные проблемы затронул Чингиз Айтматов в романе «Плаха». Чтобы соответствовать невыполнимым планам и не срывать заготовки мяса, жители села решают разорить заповедник. Их сложно винить: за невыполнение требований, далеких от реальности, можно было получить тюремный срок. И вот они решили истребить всех сайгаков — основной рацион волков. Мяса добрали до нормы, но уничтожили целое звено в пищевой цепи и обрекли животных на мучительную голодную смерть. В процессе истребления сайгаков погибло множество волков. Ими охотники не брезговали: всегда можно было взять волчьи шкуры или волчат на забаву. В итоге заповедник оскудел, от него осталось одно название. Будущее этого места печально, ведь экосистема восстанавливается сотни лет, а этого времени ей никто не даст. Очередные планы сверху поставят под удар природу. И нашим потомкам останутся голые разоренные земли — последствия нашей жадности.

Читайте также:
Песенное творчество Кольцова: сочинение

Таким образом, прогресс таит в себе угрозу, так как ценой блага для общества нередко становится чья-то жизнь. Люди разрушают окружающую среду ради сиюминутной выгоды и не думают наперед. Бурное развитие техники и производства оставляет возле себя разоренные земли, которые не смогут восстановиться и через сотню лет. Столько еще осталось у нас земель? Как долго природа сможет давать ресурсы, которых меньше с каждым мгновением? Нужно серьезно задуматься об этом и контролировать технический прогресс, чтобы от не было больше блага, чем вреда.

Пример сочинения №2

Никто не станет отрицать важность технологий в современной жизни. Теперь у каждого человека есть новейшие мобильные телефоны и компьютеры. Но всегда ли технический прогресс приносит пользу человечеству? На мой взгляд, индустриализация рушит нашу привычную жизнь. Из-за введения новых технологий люди перестают общаться друг с другом вживую, становятся черствыми машинами. В правильности моей точки зрения меня убеждает литература. Так, тема влияния технического прогресса на человека раскрывается в фантастическом рассказе Рэя Брэдбери «Вельд». Писатель повествует о том, как изменилась жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Все для счастья». В доме была особенная комната «Вельд», которая воспроизводила любые желания детей.

Дети Венди и Питер увлеклись, иногда оттуда доносились пугающие звуки. Родители Джордж и Лидия были обеспокоены чрезмерным увлечением детей. Они обратились за помощью к психиатру, который сделал вывод: Питера и Венди слишком избаловали. Ситуация вышла из-под контроля: дети убивают своих родителей. Автор показывает, к каким последствиям может привести безрассудное использование новых технологий. Нельзя забывать о том, что достижения науки и техники произведены в первую очередь помогать людям, что взаимопонимание между людьми — основа жизни. Приведу другой пример, важный для понимания моей позиции. В рассказе Л. Куликовой «Я, мой муж и телевизор» повествуется от лица главной героини, у которой остыли чувства с мужем. Постоянное влечение к телевизору овладело ее супругом настолько, что он потерял жизненные ценности. Технологический прогресс безжалостно искореняет из этого мира все чувства, оставляя лишь механизированность и бесчувственность.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что технический прогресс не всегда приносит пользу человечеству. Все мы должны больше общаться друг с другом и учиться достигать взаимопонимания.

Пример сочинения №3

Постоянно ли приносит человечеству пользу цивилизация? Это очень сложный вопрос, ответ на который может быть положительным и отрицательным. Технический прогресс, несомненно, упрощает нашу жизнь, делает ее лучше и проще: стиральные машинки, микроволновки, посудомоечные машины. Они и многие другие предметы помогают нам существенно сэкономить время.

Однако если посмотреть с другой стороны, цивилизация негативно влияет на общество. Последнее забывает, что такое нравственные ценности. Общество не помнит, каково это быть людьми, что такое доброта, понимание, милосердие. За всем этим люди не всегда могут найти время для близких людей, для общения с ними, поддержки. Все это способствует ухудшению психологического состояния не только одной личности, но и всего социума. Мы становимся потребителями, а материальные ценности иногда вытесняют нравственные.

В рассказе Распутина «Прощание с Матерой» рассказывается об отрицательных сторонах технического прогресса. В деревне Матерой собирались построить ГЭС, для чего начали выселять жителей из деревни. Люди отреагировали на это по-разному. Так, молодежь была рада изменить уклад жизни, переехать в город, в то время как старики не желали расставаться с детства полюбившимися местами. Технический прогресс здесь фактически заставил враждовать представителей не сколько деревни, сколько одну большую семью. Дети стали возмущаться и ругаться с родителями, что в итоге породило только конфликты.

Также «Собачье сердце» Михаила Булгакова поднимает данный вопрос. В произведении читатель узнает о необыкновенной операции по пересадке гипофиза бездомной собаке. Замечательный человек и талантливый доктор профессор Преображенский провел все хирургические манипуляции успешно, однако человеческое сердце оказалось грубым и алчным.

С одной стороны эта ситуация показывает положительное влияние технического прогресса, ведь операции по пересадке сердца позже смогут спасти тысячи жизней. С другой — отрицательное. Профессор Преображенский создал существо негативное и злое. Хотя это произошло случайно, он все же должен был взять ответственность за него. В сущности, он стал родителем всех низких действий Шарикова.

Таким образом, технический прогресс может оказывать как полезное, так и негативное воздействие. Результат и восприятие этого явления зависит только от человека, ведь если использовать технику только во благо, то наш мир будет становиться все лучше и лучше. Самое основное — это помнить о моральных ценностях, и о человечности, которые часто уничтожаются техническим прогрессом.

Примеры сочинений “Слово о полку Игореве” (по плану с заключением) – 9 класс

­ План сочинения

1. Вступление. Споры вокруг «Слова о полку Игореве»

2. Основная часть.

2.1 Реальное историческое событие — основа « Слова … ».

2.2 Основная идея произведения и способы её раскрытия.

Древняя Русь – эпоха для нас загадочная и неоднозначная, о которой до сих пор спорят ученые. Одна из главных загадок того времени – известный на весь мир памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это древнейшая историко-героическая поэма, повествующая о походе князя Игоря против половецких войск в 1185 году. До сих пор достоверно неизвестно, кто и когда написал «Слово о полку Игореве». История этого произведения начинается с А.И. Мусина-Пушкина, русского государственного деятеля, ценителя и собирателя рукописей и русских древностей. Кроме того, он проверял подлинность старинных документов. Однажды среди них он наткнулся на «Слово о походе Игоревом, сына Святославова, внука Олегова». Эта находка поразила чиновника. В 1800 году произведение было опубликовано в его посредничестве. Именно он назывался подлинным владельцем рукописи и издал ее. Однако в 1812 году оригинал рукописи сгорел, из-за чего навсегда появился вопрос о ее подлинности. Существует множество версий происхождения произведения. Но и в Российской империи, и в Советском Союзе было принято считать, что произведение подлинное.

Сейчас прошло уже очень много времени с того момента, как оно было создано. За это время количество самых разных фактов, теорий, мнений постоянно растет, но, несмотря на это, «Слово о полку Игореве» навсегда останется литературным памятником русской культуры.

Читайте также:
Песенное творчество Кольцова: сочинение

Конечно, «Слово о полку Игореве» — произведение древнерусской литературы, вокруг которого не только по сей день не утихают споры ученых о том, кому же принадлежит авторство, но и к какому литературному жанру его можно отнести. Несомненно, тот, кто создал «Слово … », был не просто талантливым поэтом и очень образованным человеком, но и настоящим патриотом своей Родины.

Искусные переплетения публицистики, лирики и фольклора дают нам возможность насладиться художественным описанием реального исторического события — неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича в 1185 году. Отправиться в этот поход князя подвигли чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике и желание претворить в жизнь новую идею — общерусскую.

Автор наделяет Игоря всеми качествами настоящего воина, готового на любые свершения и жертвы во благо Русской земли. «О Русская земля! Ты уже за холмом» — эти повторяющиеся строки, рефреном звучащие в тексте произведения, каждый раз обращают читателей к главной идее автора. А основная идея произведения — патриотизм.

В полной мере передать силу этого чувства автору помогают некоторые литературные приемы. Масштабное изображение Руси — один из них. Русь представлена не только декорацией для происходящих событий; она является одним из героев повествования. Кроме описания широких границ родной земли, автор прибегает к одушевлению природы. Так, например, именно природа предостерегает князя от задуманного похода солнечным затмением, а уже в пути звери и птицы нарушают криками да свистами задуманную внезапность наступления на врага.

Природа не просто предостерегает князя, она сопереживает ему: сияет радостью, когда Игорь спасается бегством из плена, или плачет листвой деревьев, когда он терпит поражение в битве.

Размышлять над происходящим, оценивать поступки героев — вот то, чего ждёт от читателя автор, не просто пересказывая исторический эпизод, но и давая свою оценку событиям. Ощущение живого разговора с рассказчиком складывается благодаря тому, что в тексте присутствуют многочисленные авторские отступления и обращения, а исторические эпизоды то и дело уступают место вымышленным. Например, плач Ярославны или вещий сон Святослава.

Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные невероятным лиризмом страницы, на которые откликается душа. Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, — в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали делить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы. Свои мысли о междоусобицах автор вкладывает в слова Святослава, осуждающего братьев Игоря и Всеволода за то, что они нарушили закон феодального послушания и спровоцировали новое нападение половцев на русские земли.

Образ Святослава — это воплощение авторского идеала мудрого, сильного правителя. Призывая князей выступить за землю Русскую, автор в лирических отступлениях вспоминает первых русских князей и их походы на врагов Родины. Конечно, автор хорошо понимал, что невозможно просто уговорить князей не враждовать между собой. Нужна была сильная централизованная власть, которая бы объединила Русь и сделала её сильным государством. Автор «Слова … » видит центром Руси Киев. Киевского князя Святослава он изображает как могучего и грозного властителя, способного обуздать произвол мелких князей. Но героем «Слова … » является не кто-либо из князей, а весь русский народ.

Создавая своё произведение, автор окинул взором всю Русь, объединив в своём поэтическом описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. «Заразить» читателя патриотизмом — это и есть основной замысел произведения. И его автор, и его герои, и он сам — истинные, горячие патриоты земли Русской.

Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.

Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод, сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.

Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит своё «золотое» слово, который содержал в себе упрёк и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчёт, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.

Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

Одним из таких шедевров является «Слово о полку Игореве». Созданное в 1185 году, оно и по сей день потрясает своей актуальностью и мудростью. И неслучайно это творение, глубокими корнями связанное с культурой народа, считается памятником древнерусской литературы. Как известно, для произведений данного жанра неприемлем был художественный вымысел. Ей присущ исключительно исторический характер. Описание реальных исторических событий и есть основа произведений древнерусской литературы.

Уже по названию можно определить тематику «Слова…». Поводом для его написания стал поход князя Игоря Святославича на половцев. Этот поход оказался неудачным: дружина Игоря была разбита, сам же северский князь пленён.

Поддержку немногочисленному войску храброго, но опрометчивого князя оказали его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Однако количественный перевес половцев предрешил исход сражения. Это поражение имело трагические последствия не только для участников кампании, но и для всего русского народа. Окрыленные победой, половцы всё чаще стали вторгаться в пределы земли русской.

Читайте также:
Песенное творчество Кольцова: сочинение

Очень трогателен образ природы в произведении. Она является полноправным героем. Природа в «Слове…» предупреждает, запрещает, помогает, плачет, предсказывает…

Перед походом на русские полки падает темная тень. Но солнечное затмение не останавливает Игоря. Он пренебрёг предупреждением солнца, которое закрывает ему путь тьмою кромешной. Не пугает Игоря и разразившаяся гроза. Вся природа восстала против выдвижения русских войск. Птицы и звери тревожатся за воинов.

Совсем иное отношение к силам природы у жены Игоря Ярославны. Именно к ним обращается она за помощью, взывая о спасении мужа и его дружины.

И вновь всколыхнулась природа. Море взыграло, промчался к родному северу вихрь… Сам господь указывает Игорю путь домой. Природа ликует по возвращении отважного князя.

Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.

Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.

И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».

Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» для итогового сочинения 2021-2022

Содержание:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В повести Пушкина поднимается важный вопрос о необходимости нравственного ориентира на жизненном пути. Правильно выбранный нравственный принцип поможет человеку ориентироваться на жизненной дороге и находить верный путь к цели. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» руководствовался советом отца — «Береги честь смолоду». В жизни героя постоянно встречались ситуации выбора, и Гринев ни разу не изменил этому завету. В Белогорской крепости во время восстания Пугачева на его глазах казнят капитана Миронова и других защитников гарнизона. Тем не менее герой, зная, что может погибнуть, отказывается сохранить свою жизнь ценой измены присяге и офицерской чести. Мужество молодого офицера вызывает уважение даже у его врагов.
Читайте также:
Песенное творчество Кольцова: сочинение

Защита своей чести и защита страдающих и униженных — явления одного порядка. Так понимает это Петр Гринев, заступаясь за Машу, которой нанес оскорбление Швабрин. Ради освобождения дочери капитана Миронова из рук ее мучителя, Гринев отправляется в ставку Пугачева и вновь рискует своей жизнью. Однако справедливость и спасение страдающих для героя важнее всего — поэтому он вновь вспоминает завет отца. Как воздаяние за твердость, мужество и честь, автор награждает Гринева счастливой семейной жизнью. Этим Пушкин показывает, как важно человеку руководствоваться высокими нравственными принципами на дороге жизни.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показаны жизненные дороги многих героев. Каждый из них прошел через испытания и приобрел опыт на этом пути. Так, князь Андрей приходит от увлечения личностью Наполеона и мечтой о своем Тулоне к пониманию истинных ценностей бытия, идее прощения и принятия своей судьбы. На поле Аустерлица он осознает всю тщетность и честолюбие своего желания славы и понимает, что есть нечто высшее, чему должна быть доступна душа человека. Смертельно раненый в Бородинском сражении, он находит в себе силы простить измену Наташи и смириться. Не бывает легкой дороги у тех, кто постоянно в поисках истины, однако искать ее необходимо — такова мысль автора.

Другой герой, Пьер, также пережил увлечения идеями наполеонизма, масонства, вынашивал мысль убить Наполеона, участвовал в Бородинском сражении. А в эпилоге романа мы видим, что пришел он к идеям декабристов; Пьер — член тайного общества. Однако можно сказать, что все его искания на жизненной дороге были продиктованы одним чувством: страстным желанием делать добро, быть нужным своему Отечеству. Именно поэтому он оказывается в рядах декабристов. Так, жизненный путь человека идет через препятствия и заблуждения, но приводит его к достижению цели.

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума». На примере главного героя своей комедии автор показывает, как важно уметь отстоять свой жизненный выбор перед окружающими, не сломиться, не отказаться от своих идеалов. Для этого часто необходимо мужество и твердость характера. Человек выбирает свой путь самостоятельно, не оглядываясь на других. Только он несет ответственность за свой выбор. А суд людской всегда необъективен и неоднороден — невозможно угодить всем, на этом пути можно себя потерять. Поэтому нужно твердо идти своей дорогой, не обращая внимания на то, что говорят люди. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» испытал на себе суд людской в полной мере. Оказавшись в фамусовском обществе, он сразу бросается в бой с консервативными взглядами помещиков-крепостников. Чацкий выступает против чинопочитания и низкопоклонства молчалиных, девиз которых «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он осуждает крепостное право и преклонение перед иностранным, выступает против правила Фамусова «ну как не порадеть родному человечку». Нравственный принцип Чацкого — «служить бы рад, прислуживаться тошно». За один день своими пылкими речами он восстановил против себя всех, даже когда-то влюбленную в него Софью. На протяжении пьесы многие вступают с ним в спор — но Чацкий не отступает от своих идеалов. Герой не изменяет себе и тогда, когда собравшиеся начинают придумывать про него небылицы («шампанское стаканами тянул — нет, бочками сороковыми») и в итоге объявляют его сумасшедшим. Герой покидает негостеприимный дом Фамусова непобежденным. Именно так и должен вести себя человек, выбравший свою дорогу в жизни.
  • В. Каверин «Два капитана». В повести В. Каверина «Два капитана» главный герой однажды, будучи любознательным мальчиком, нашел сумку почтальона со старыми письмами. Оказалось, что это письма капитана Татаринова, отважного мореплавателя, отправившегося в экспедицию. «Святая Мария» потерпела крушение и все члены экипажа погибли. Однако Саня решает раскрыть тайну писем и узнать, кто виновен в этой трагедии. Путешествие в прошлое становится для него целью жизни. А судьба готовит ему встречи с теми, кто имеет непосредственное отношение к этой истории — дочерью капитана и его братом. Саня становится военным летчиком, его упорство и вера в успех помогают ему открыть место последней стоянки экспедиции Татаринова и восстановить справедливость. Теперь имя первооткрывателя новой земли на Севере станет известным географическому обществу, а имя его брата, Николая Ивановича, по вине которого погибли путешественники, покрыто позором. На пути к этому открытию главный герой обрел бесценный опыт, почувствовал настоящую цену жизни, узнал цену дружбе и предательству. Путешествие в прошлое не только открыло новые имена и тайны, но и определило жизненные ориентиры, а ещё связало два любящих сердца — Катю Татаринову и Саню.
  • И.А. Гончаров «Обломов». На примере трагической судьбы главного героя писатель показывает, к чему приводит пассивное отношение к жизни. Илья Ильич Обломов, типичный представитель дворян-помещиков, всю свою сознательную жизнь проводит на диване. Диван и халат стали символами его существования. То, что происходит за стенами его дома, для него не интересно, имением своим он не занимается, поэтому управляющий его бесстыдно обворовывает, а крестьяне бедствуют. Его активный и деятельный друг Штольц, зная о прекрасных душевных качествах Обломова, пытается его спасти, вырвать из тины повседневности и апатии. Но даже любовь к Ольге Ильинской, вспыхнувшая в сердце главного героя и озарившая на миг его существование, оказалась бессильна сдвинуть его с места. Обломов ощущает трагедию своей жизни, но в борьбе с самим собой терпит поражение. Он не сумел воспользоваться возможностью возрождения, которую подарила ему судьба, и возвращается на свой диван, к привычному прозябанию. Жизнь его вроде бы и идет, и в то же время стоит на месте. Автор показывает, как даже натура, богатая духовно, способная принести много пользы обществу, гибнет под влиянием лени и апатии, заканчивает свое существование, ничего не оставив миру. И. А. Гончаров призывает читателей помнить о необходимости развития, самосовершенствования, духовного роста — именно это жизненный путь, достойный человека.
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Жизнь героя поэмы «Мцыри» можно назвать коротким и трагическим путешествием ради высокой цели. Мальчик, спасенный русским генералом во время кавказской войны, прожил до юношеских лет в монастыре. Однако суровый уклад и размеренная жизнь в неволе не устраивали романтическую натуру героя. Он одержим мечтой о родине, о свободе. Бегство из монастыря и три дня, проведенные на воле, в итоге приводят его к гибели, но они же дают ему бесценный опыт свободы и силы страсти. «Что делал я на воле? — Жил!» — восклицает он в своей исповеди перед смертью. Мцыри понял самого себя, узнал во время сражения с барсом, что «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов», однако понял и то, что не сможет найти дорогу домой. Вернувшись в свою тюрьму-монастырь, он не жалеет о своем побеге и готов заплатить за эти три дня своей жизнью. Судьба героя поэмы дает нам понять, какие ценности следует искать на жизненном пути и как относиться к неудачам и потерям.
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Дорога в жизни человека мыслящего — это всегда возможность приобрести необходимый жизненный опыт, узнать мир и познать самого себя. Повесть А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой эпизоды народной жизни, рассказанные неравнодушным путешественником. Для повествователя встреча с ужасами и несправедливостями крепостного права стала нравственным потрясением. Встреча с крестьянином, вынужденным из-за большой семьи работать на помещика круглосуточно и без отдыха, зрелище плачевного состояния дорог и городских построек, знакомства с людьми, рассказывающими свои истории — все это наводит повествователя на размышления. О пагубности крепостничества для народа, о корыстолюбии, о необходимости просвещения, о причинах пьянства и разврата, о вреде чинопочитания. Но одновременно и о духовном богатстве русского народа, о природной красоте русских крестьянок, о том, в чем главное достоинство человека. Таким образом, путешествие дает возможность совершающему его осмыслить многое в своей жизни, получить ответы на непростые вопросы или, наоборот, задуматься о том, чему ранее не придавал значения.
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой повести, написанной больше для взрослых, чем для детей, путешествие героя мыслится как путь к познанию самого себя и мира. Маленький принц знакомится с жителями других планет, и каждый из них — иллюстрация к определенному восприятию смысла жизни. Кто-то, как Король, видит его в безграничной власти, для Честолюбца важнее всего почитание и восхищение окружающих, Деловой человек занят подсчетами и присвоением всего, что можно учесть, Пьяница находится в плену своей страсти и в то же время страдает от нее. И лишь на одной планете герой встречает человека, занятого делом: Фонарщик единственный, кто не смешон, «потому что думает не только о себе». Путешествуя между мирами, Маленький принц приходит к пониманию важности заботы о своем доме, о тех, кто ему доверился. Его отношение к жизни изменилось, потому что он приобрел важный опыт и понимание истинных ценностей.
  • Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Сюжет знаменитого романа представляет собой рассказ о путешествии главного героя по реальной Испании, как сам он говорит, ради борьбы со злом и воскрешения «золотого века». Начитавшись рыцарских романов, Дон Кихот отправляется в странствие, подобно их героям, Его оруженосец Санчо Панса называет его Рыцарем Печального образа, потому что в сражениях часто с вымышленными врагами Дон Кихот терпит унижения, побои, насмешки окружающих. А его поединок с ветряными мельницами чуть не приводит героя к гибели. Дон Кихот не осознает различия реальной жизни современной ему Испании и воображаемого мира, где царствуют идеалы благородства и мужества. Однако образ благородного безумца привлекает стремлением защищать обиженных, вступаться за бесправных. Герой романа воспринимается как символ борьбы за идеалы справедливости, права, свободы. По избранному им пути Дон Кихот следует, не предавая своих идеалов, не обращая внимания на осуждение и издевательства окружающих, без раздумий вступая в бой с пороками — в этом его достоинство как личности и пример для читателей.
  • Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе». В фантастической повести Ч. Диккенса говорится о путешествии героя в собственное прошлое. Скупой и черствый старик Скрудж, кажется, забыл о любых человеческих побуждениях и чувствах: отказывается прийти на праздник к племяннику, выгоняет из дома пришедших просителей. Отказывается помочь своему клерку, у которого болен ребенок. Пожалуй, в его окружении нет ни одного человека, который любил бы его. Да и сам он никого не любит и никому не сочувствует. Перед Рождеством ему в снах поочередно являются три добрых Духа, которые переносят героя сначала в детство, затем в его юность, показывая, как растерял Скрудж все доброе и чистое в своей душе, как постепенно ожесточился и стал равнодушен к страданиям и боли других. Старику больно вспоминать о своем прошлом, и он просит Духов скорее вернуть его домой. Третий Дух — Будущего Рождества — показывает Скруджу его будущее: смерть старого скряги и человеконенавистника не вызовет слезы сочувствия ни в ком, воры разграбят его имущество. И не будет на свете человека, который вспомнит его с теплотой и поблагодарит за помощь. Увидев показанные Духами картины прошлого и будущего, Скрудж решает изменить, пока не поздно, свое настоящее: помогает клерку вылечить больного ребенка, идет на праздник к племяннику, раздает деньги неимущим — и начинает ощущать изменение отношения к нему. Так, путешествие в прошлое стало путем к возвращению героя в мир людей, к пониманию истинных ценностей жизни.
  • Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Знаменитый роман о мореплавателе, оказавшемся после кораблекрушения на необитаемом острове вдали от цивилизации, поднимает важный вопрос о силе человеческого духа и способности противостоять в одиночку ударам судьбы. Его герой с детства мечтал о мореплавании и реализовал свою мечту. Все неудачи и трудности первых морских путешествий не отвратили его от выбранного пути. Оставшись в живых после крушения корабля, Робинзон постепенно обживается на острове, используя полученные им знания для обустройства жилища и обеспечения себя пищей и одеждой. Он находит несколько зерен и постепенно засевает участок земли, обходя остров, обнаруживает пригодные к пище растения, учится обжигать глину и изготавливать посуду. Дневник, в который он записывает свои впечатления и наблюдения, становится для героя возможностью не забыть язык, не утратить способность к общению, не одичать. Двадцать восемь лет, прожитые им вдали от человеческого общества и привычных условий, были наполнены борьбой за жизнь, противостоянием пиратам и стихии. История Робинзона — доказательство могущества человеческого разума и воли, напоминание читателям о том, что никогда не следует опускать руки в борьбе за свою жизнь и свои убеждения. Какие бы препятствия ни встретились на дороге жизни — их нужно встречать с достоинством и верить в свою победу.
  • Читайте также:
    Песенное творчество Кольцова: сочинение

    Дополнительный материал к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

    • Литература
    • Темы
    • Цитаты

    Материал для подготовки к итоговому сочинению

    Сочинение: Песенность народной поэзии Алексея Кольцова

    И. С. Тургенев заметил однажды: «…У Кольцова есть штук двадцать маленьких поэм, которые будут жить, пока жив русский язык». Писатель был прав. Лучшее из написанного Кольцовым навсегда вошло в сокровищницу нашей национальной художественной культуры. Это песенные стихи про шумящую рожь, про пахаря, который при свете занявшейся зари выехал в поле, о ночном соловье, поющем о любви, надеждах и грусти, стихи о степной траве, вянущей осенней порой, о вьющихся хмелем кудрях молодца, о горе горьком, где-то сеянном и где-то выросшем, но таком знакомом бедняку. Однако Кольцов интересен нам не только всем известными стихами, ставшими песнями, но, к примеру, и такими строчками:

    Скучно и нерадостно

    Я провел век юности:

    В суетных занятиях

    Не видал я красных дней;

    Жил Е степях с коровами,

    Грусть в лугах разгуливал,

    По полям с лошадкою

    Один горе мыкивал.

    Жизнь и быт Кольцова полны интереса для нас. Он привлекает даже своими подражательными стихами. Поэт искал мастерства у Пушкина, к которому испытывал столь благоговейное чувство, что признался В.Г. Белинскому: «Если литература дала мне что-нибудь, то именно вот что: я видел Пушкина…» (письмо от 25 марта 1841 года).

    Одаренный от природы живым воображением и умом, Кольцов следовал своему призванию художника, преодолевая многие препятствия. Поэт не встретил понимания в родной семье, не сразу осознал ложь советов тех из столичных литераторов, которые желали сделать из него официального поэта: на сусальное золото верноподданнической поэзии – такой, каким явилось стихотворение о царской фамилии «Ура!» – они ставили клеймо поэзии настоящей.

    В Воронеже у Кольцова были друзья, ценившие его талант, помогавшие ему книгами и советами. Они поддерживали веру юноши в себя. А спустя некоторое время судьба подарила ему дружбу с Белинским. Наставления критика очень помогли поэту, но еще до знакомства с ним Кольцов понял, на кого он должен равняться в поэзии, что делать предметом творчества: сказались природная чуткость и непосредственное ощущение прекрасного. «А степь опять очаровала меня», – писал поэт Белинскому (15 июля 1836 года). «Опять» – как в пору ранней молодости.

    Читайте также:
    Песенное творчество Кольцова: сочинение

    Прирожденный лирик, Кольцов много и пламенно писал о любви. Есть у него песня «Если встречусь с тобой…». В ней говорится о счастливой поре любви: Кольцов любил крепостную девушку, жившую в доме отца; любовь оказалась такой короткой. По отцовскому приказу любимую увезли далеко в степь, на Дон. Она рано умерла. Кольцов горько пережил утрату… Беда еще была впереди, а пока поэт с восторгом писал:

    Если встречусь с тобой

    Что за трепет, за огонь

    Разольется в груди.

    Чувство вылилось в слова страстного признания:

    Если взглянешь, душа,

    И бесчувствен и нем

    Пред тобою стою!

    Если молвишь мне что,

    На приветы твои,

    Что сказать – не сыщу.

    Такой строй поэтической речи мог быть верно найден лишь при переживании неудержимого душевного порыва:

    А лобзаньям твоим,

    А восторгам живым

    На земле у людей

    Поэт находит и такие слова;

    Это жизнь – мы живем!

    Не хочу я другой

    Жизни в жизни моей!

    Написав стихотворение, Кольцов не раз возвращался к нему, менял отдельные слова, убирал целые строки, дописывал новые, но идущее через все стихотворение движение чувства было найдено с самого начала, в первой редакции…

    Жизнь Кольцова была полна той самой печали, которая заполнила до краев народную жизнь. В письме поэта В. Г. Белинскому от 28 сентября 1839 года есть одно примечательное суждение, которое весьма точно характеризует жизненную почву душевных переживаний Кольцова: «… вся причина – это сушь, это безвременье нашего края, настоящий и будущий голод. Куда ни глянешь – везде унылые лица; поля, горелые степи наводят на душу уныние и печаль, и душа не в состоянии ничего ни мыслить, ни думать».

    Ощущение народных радостей и горя как собственных позволило Кольцову необычайно художественно воспроизвести крестьянский быт.

    В стихотворении «Урожай» поэт глядит на все глазами земледельца: дождь, пролившийся на истомленную солнечным зноем землю, – великая радость и для Кольцова. Глубокое удовлетворение, даже ликование слышится в строчках:

    Напилась воды Земля досыта;

    На зеленые Люди сельские

    Так мог писать лишь человек, близко принявший к сердцу заботы и думы простого люда.

    С Кольцовым в поэзию пришли пахари, косари, жнеи, веселые удалые работники. Поэзия крестьянской работы возносится до подлинного апофеоза. Тон стиха – полнота радостного ощущения труда:

    Уже в самых первых поэтических опытах Кольцов задавался сложными вопросами об устройстве мироздания, о безграничности видимого мира, о постижении тайн природы, о назначении человека на земле. Природа предстала глазам поэта во всем блеске красоты, удивляя стройностью, как бы обдуманной связью своих звеньев. Чувство удивления и восторга перед миром продиктовало поэту простодушные строки:

    Тучи носят воду,

    Вода поит землю,

    Земля плод приносит;

    Бездна звезд на небе,

    Бездна жизни в мире;

    То мрачна, то светла

    Стихи поэта удивляют нас искусством, с каким сложены; поражает безошибочно найденное соотношение, связь частей. Кольцов придает изложению мысли строгую последовательность и порядок. В песне «Много есть у меня…» пять строф, и первые четыре начинаются одинаково:

    Много есть у меня

    Жемчугов и мехов,

    Много есть у меня

    Для пиров – серебра,

    Для бесед красных слов,

    Для веселья – вина!

    У обладателя сказочных богатств есть и терема, и поля, и леса, много деревень, людей, знакомых. Мы ждем: чем-то закончится эта речь? И вот завершается строфа, короткая, сильная, – она сразу делает всю песню единым законченным целым:

    Но я знаю, на что

    Трав волшебных ищу;

    Но я знаю, о чем

    Читайте также:
    Песенное творчество Кольцова: сочинение

    Сам с собою грущу…

    Стихотворение изобразило драматизм человеческой судьбы: есть власть, даваемая богатством, но она бессильна перед любовью. Соотношение частей стихотворения, последовательность и порядок в развитии мысли целиком вышли из общего замысла. В мастерстве композиции – в строгой простоте строения стихотворения, в ясности, обдуманности членения произведения на части -виден поэт пушкинского времени.

    Стихам поэта чужды и избыток, и недостаток изобразительности. Показательно в этом отношении стихотворение “Домик лесника”. Оно рассказывает о затерянном в лесном краю доме: заперты его ворота. Кто живет здесь? Рыболов? Разбойник, теперь спасающий душу молитвой? Нет -Лесной староста с женою, С третьей дочкой молодою. Он живет здесь с давних пор, Караулит царский бор.

    Заперты ворота из-за дочери.

    Лесник боится за нее:

    Чтобы в каменны палаты

    Не увез купец богатый;

    Чтоб боярин окружной

    Не прильнул бы к молодой

    Чтоб не быть ей горемыкой.

    В стихотворении есть замечательная недосказанность. Она оставляет простор для воображения. Ясно только: глухой край таит возможность человеческой драмы. Соблюдена художественная мера – поэт заставил работать наше воображение: этого бы не было, если бы он рассказал нам подробнее о леснике и его дочери.

    У каждого рода и жанра в поэзии есть своя стилевая система, вне которой они не существуют. Это становится очевидным, когда речь заходит о стихах Кольцова, ставшими романсами. Песням-романсам поэта присуща интенсивность в выражении чувства – без этого свойства нет романса. Автор следовал стилевой традиции жанра. Образцом созданной им песни, ставшей популярным романсом, может служить «Разлука» («Назаре туманной юности…»):

    Что пред ней ты, утро майское,

    Ты, дуброва-мать зеленая,

    Степь-трава – парча шелковая,

    Поэт не мог мыслить своей лирики без фольклора, как не мыслили без него своей жизни миллионы людей. Песни, пословицы, причет, сказка – это был целый художественный мир, мир привычных жизненных сравнений, уподоблений, поэтических ассоциаций, вошедших в повседневный быт, язык, обычаи и обряды. Как многие другие песни Кольцова, «Ах, зачем меня силой выдали…» в существенной части повторяет фольклор. Несомненно, поэт слышал у себя в Воронеже, как пели:

    Ах, кабы на цветы не морозы,

    И зимой бы цветы расцветали;

    Ох, кабы на меня не кручина,

    Ни о чем-то бы я не тужила.

    Фольклорный образ обретает новое значение у Кольцова:

    Не цвести цветам

    У народа поэтом заимствован и образ кораблей, плывущих из-за моря с золотом, – и сыплется золото на пол, а не помочь загубленному человеку:

    Пусть из-за моря

    На пол сыплется.

    Вся песенно-сюжетная ситуация фольклорна от начала до конца. В народных песнях Кольцов нашел все ему необходимое, но не просто усвоил готовое. Ведь даже фольклорный образ цветов, погубленных морозом, у поэта уже не такой, каким был раньше. Кольцовская категоричность «Не цвести цветам зимой по снегу» не походит на сожалеющее раздумье народной песни о небывалом: «Ах, кабы на цветы не морозы». Беря у народа образы, автор оставался самим собой.

    Стихи поэта были голосом самой жизни. Кольцову подходят слова, сказанные о народе: «Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню; меткого, как стрела; задушевного, как песня над колыбелью; певучего и богатого».

    Песенность народной поэзии А. В. Кольцова

    Облякова Алина, ученица 8 класса
    Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Челяпина Н. И.
    Районная ученическая научно-исследовательская конференция «Первый шаг в науку»

    Введение

    Поэзия давно полюбила воронежскую землю. Она дала России замечательных поэтов, среди которых имя Алексея Васильевича Кольцова (Приложение 1) по праву занимает почетное место в ряду имен, составляющих гордость нашей Родины.

    Лирика Кольцова – это проникновенный и очень искренний рассказ о себе самом: о юности, о взаимоотношениях с родителями, о первой любви, размышления о своём месте в мире. Это те жизненные впечатления, которые он получил дома, на службе, это встречи и разлуки, радости и горести, пережитые им. История его жизни в его стихах.

    Заслуга и оригинальность Кольцова – поэта состоит в том, что он первый в русской литературе представил в поэзии точку зрения крестьянина. Он нашел в нем удаль, безудержное веселье, глубину и искренность чувств, широту натуры. Кольцов ясно показал, что крестьянин наделен высокими духовными качествами. Поэт воспроизвел народный быт и внутренний мир простого человека. Глубоко народный поэт, он был одним из наиболее ярких выразителей духовных сил русского народа.

    Кольцов создал много лирических стихотворений, очень глубоких по мысли философских дум. И все же в историю русской поэзии он вошел как автор песен.

    Цель моей работы – исследовать и оценить вклад Кольцова в развитие культурной жизни и Воронежского края.

    Задачи:

    изучить биографию А. В. Кольцова и его писательскую деятельность;

    определить степень влияния его произведений на песенное творчество;

    расширить представление о родном крае

    Актуальность исследования обусловлена тем, что песенные стихи Кольцова являются частью русского народа.

    Предмет исследования: стихи А. В. Кольцова

    Теоретическая значимость нашего исследования заключается в знакомстве с произведениями А. В. Кольцова.

    Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении заочной экскурсии по произведениям А. В. Кольцова.

    Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о поэте А. В. Кольцове.

    В работе использовались методы исследования: анализ и синтез информации; анализ стихотворений.

    Жизненный и творческий путь А. В. Кольцова

    Певец страданья и полей –
    Чьи песни, как река,
    В сердца вливаются людей
    Любовно, на века.

    Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в Воронеже, в зажиточной мещанской семье Василия Петровича Кольцова. С девяти лет Кольцов учился грамоте на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в уездное училище, минуя приходское. Проучился он в нем один год и четыре месяца: из второго класса отец взял его в помощники. Но страсть к чтению, любовь к книге уже проснулись в мальчике.

    В 1825 году Кольцов купил на базаре сборник стихов И. И. Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с его русскими песнями «Стонет сизый голубочек», «Ах, когда б я прежде знала». Он убежал в сад и стал распевать в одиночестве эти стихи. К концу 1830-х годов Кольцов становится известным в культурном кругу провинциального Воронежа «поэтом-прасолом», «самоучкой», «стихотворцем-мещанином». Он сблизился с А. П. Серебрянским, сыном сельского священника, студентом Воронежской семинарии, поэтом, талантливым исполнителем своих и чужих стихов.

    Читайте также:
    Песенное творчество Кольцова: сочинение

    В 1827 году, «на заре туманной юности», Кольцов переживает тяжелую сердечную драму. В доме отца жила крепостная прислуга, горничная Дуняша, девушка редкой красоты и душевной кротости. Юноша страстно полюбил ее, но отец счел унизительным родство со служанкой и во время отъезда сына в степь продал Дуняшу в отдаленную казацкую станицу, Кольцов слег в горячке и едва не умер. Оправившись от болезни, он пускается в степь на поиски невесты, оказавшиеся безрезультатными. Неутешное свое горе поэт выплакал в стихах «Первая любовь», «Измена суженой».

    В 1831 году Кольцов выходит в большую литературу с помощью Н. В. Станкевича, который встретился с поэтом в Воронеже и обратил внимание на его незаурядное дарование.

    Летом 1837 года Кольцова навещает в Воронеже Жуковский. Этот визит возвышает поэта в глазах отца, который к литературным трудам сына относился прохладно, однако ценил связи с высокопоставленными людьми, используя их для продвижения торговых предприятий и успешного решения судебных дел.

    В 1838 году он охотно отпускает сына в Петербург, где поэт посещает театры, увлекается музыкой и философией, тесно сближается с Белинским. Под влиянием критика он обращается к философской поэзии, создавая одну за другой свои «думы». В этот период происходит стремительный интеллектуальный рост Кольцова, достигает расцвета его поэтический талант.

    Невыгодно завершив свои торговые дела, прожив вырученные деньги, Кольцов возвращается в Воронеж к разъяренному отцу. Охлаждение сына к хозяйственным хлопотам вызывает у отца упреки «грамотею» и «писаке». Начинаются ссоры. В семейный конфликт втягивается некогда близкая поэту, любимая им сестра Анисья. Драму довершает скоропостижная чахотка, которая сводит Кольцова в могилу 29 октября 1842 года, тридцати трех лет от роду.

    В 1846 году выходит в свет подготовленное Белинским первое посмертное издание стихотворений Кольцова. Поэт вырос среди степей и мужиков. Он не для фразы, не для красного словца, не воображением, не мечтою, а душою, сердцем, кровью любил русскую природу и все хорошее и прекрасное, что, как зародыш, как возможность, живет в натуре русского селянина. Не на словах, а на деле сочувствовал он простому народу в его горестях, радостях и наслаждениях.

    Песням Кольцова нельзя подобрать какой-нибудь «прототип» среди известных фольклорных текстов. Он сам творил песни в народном духе, овладев им настолько, что в его поэзии создается мир народной песни, сохраняющий все признаки фольклорного искусства, но уже и поднимающийся в область собственно литературного творчества. В «русских песнях» поэта ощущается общенациональная основа.

    Кольцов поэтизирует праздничные стороны трудовой жизни крестьянина, которые не только скрашивают и наделяют смыслом тяжелый его труд, но и придают особую силу, стойкость и выносливость, охраняют его душу от разрушительных воздействий окружающей реальности.

    Песенность народной поэзии А. В. Кольцова

    «Русские звуки поэзии Кольцова должны
    породить много новых мотивов русской
    национальной музыки. И придет время,
    когда песни Кольцова пройдут в народ и
    будут петься на всем пространстве
    беспредельной Руси».

    Кольцов создал много лирических стихотворений, очень глубоких по мысли философских дум. И все же в историю русской поэзии он вошел как автор песен.

    Поэт Виктор Боков говорил: «Если бы даже не было музыки на его стихи, все равно мы пели бы их про себя – так вольно дышится в них каждому слову, так хочется каждое слово спеть».

    Рано почувствовал он бессознательное стремление выражать свои чувства складом русской песни, которая так очаровала его в устах простого народа. Кроме песен, созданных самим народом и потому называющихся «народными», до Кольцова у нас не было художественных народных песен, хотя многие русские поэты и пробовали свои силы в этом роде. Русские песни мог создать только русский человек, сын народа… В песнях и содержание и форма чисто русские. Кольцов родился для поэзии, которую он создал. Он был сыном народа в полном значении этого слова. Быт, среди которого он воспитался и вырос, был тот же крестьянский быт, хотя несколько и выше его. Кольцов вырос среди степей и мужиков. Не на словах, а на деле сочувствовал он простому народу в его горестях, радостях и наслаждениях. Он знал его быт, его нужды, горе и радость, прозу и поэзию его жизни, – знал их не понаслышке, не из книг, не через изучение, а потому, что сам, и по своей натуре и по своему положению, был вполне русский человек.

    Триста композиторов написали музыку на стихи Алексея Кольцова, семьсот песен и романсов создано на его слова. К кольцовским текстам обращались М.Глинка, А.Варламов, А.Даргомыжский и многие другие известные композиторы.

    По числу стихотворений, положенных на музыку, а также по числу созданных на его стихи музыкальных произведений Кольцов стоит на первом месте после Пушкина.

    Целый ряд старинных бытовых романсов на стихи нашего земляка сделался в полном смысле русскими народными песнями. Яркими примерами этого могут служить «Соловьем залетным» В.Т.Соколова, «Грусть девушки» А.Л.Гурилева, «Хуторок» и многие другие.

    В 1830 году Кольцов пишет стихотворение «Кольцо» (Приложение 2), поразившее читателей своей самобытностью. У трех композиторов – А.Л.Гурилева, А.Е.Варламова и С.В.Рахманинова – есть романс под названием “Кольцо”.

    У каждого рода и жанра в поэзии есть своя стилевая система, вне которой она не существует. Это становится в особенности ясным, когда речь заходит о стихах Кольцова, которые стали романсами. Песням-романсам присуща интенсивность в выражении чувства – без этого свойства нет романса. Поэт следовал стилевой традиции жанра. Образцом созданной им песни, ставшей популярным романсом, может служить «Разлука» («На заре туманной юности»)

    В 1849 году Кольцов пишет стихотворении «Разлука», о котором поэт Е. Матусовский скажет: «… За одну только песенную строку «На заре туманной юности», от которой замирает сердце, можно считать Алексея Кольцова великим мастером русского стиха». На это стихотворение обратил внимание композитор А. Гурилев. Романс «Разлука» – один из самых проникновенных русских романсов.

    Стихотворение «Соловей» (Приложение 3) стало поэтической основой романса Н. Римского-Корсакова. Композитор прочел его по – своему, он уловил в нем восточный колорит и дал свое название – «Восточный романс». Музыка романса исполнена томительной мечтой о счастье, светлыми поэтическими чувствами.

    Читайте также:
    Песенное творчество Кольцова: сочинение

    В годы Великой Отечественной войны по радио часто звучала песня «Хуторок», которую исполняли по заявкам фронтовиков. Слова этой песни, напоминавшие солдатам о мирной жизни, о доме, также принадлежат нашему земляку А.Кольцову.

    Пел эту, как называл ее сам Кольцов, «русскую балладу» воронежский учитель Иван Нечаев. Сюжет «Хуторка» вовсе не был вымыслом. Сколько ямщиков во времена Кольцова сгинуло, замерзнув в метель в степи! Сколько не сумело спастись от ножа лихих людей!

    Первой спела «Хуторок» любимая сестра Кольцова Анисья. Баллада имела успех и очень понравилась самому поэту.

    И вот через 100 лет уже не в купеческом доме Кольцовых – во фронтовых землянках снова и снова хотели слушать «Хуторок». Ведь эта баллада, как и лирические песни довоенной поры, была родным, милым сердцу преданием – оттуда, из мирной жизни.

    Из воспоминаний композитора и летописца русской музыкальной жизни

    Ю.К. Арнольда: «Раз пришел я к Белинскому и застал у него гостя. Это был поэт Кольцов. «Вот Арнольд, сказал Белинский,- вот у кого берите стихи для написания музыки. Если поймете его да угодите под слова, я и впрямь вас почту за того русского…». Я с радостью согласился и просил назначить мне песню. Поэт сконфузился… Однако ж, сказал, что любимое его произведение есть стихи «Не шуми ты, рожь, спелым колосом». «В неё-то всю душу свою я вложил!» – прибавил он, и глаза у него невольно покрылись влагою». Через день Кольцов уже слушал романс в исполнении композитора и горячо его благодарил.

    В песне «Косарь» (Приложение 4) простой труженик выступает в образе богатыря. Он идет в степь с «косой вострою». Ему давно «гулять по траве степной вдоль и поперек с ней хотелося»:

    Создавая такие песни, Кольцов «никогда. не проговаривался против народности – ни в чувстве, ни в выражении» (В.Г. Белинский. О жизни и сочинении Кольцова).

    Поэт мужественно призывал к борьбе с лишениями жизни. Герои его наделены энергией, упорством, способностью устоять в беде. В их жалобах нет уныния, бессмысленной покорности, тупого терпения. Они неустанно и настойчиво борются со злосчастиями, обнаруживая при этом громадную силу духа («Размышление поселянина», «Последняя борьба»). Есть у Кольцова цикл стихотворений, рисующих обаятельные образы русских удальцов, будущих бунтарей: («Удалец», «Стенька Разин», « Бегство», « Тоска по воле», « Путь»). Это песни о сильных, энергичных, благородных натурах с ярко выраженным чувством личности. В полном соответствии с духом народных песен, наделяет поэт своих удальцов горячей, страстной тоской о воле, буйной удалью, молодечеством.

    Последние годы жизни Кольцова проходили в бедности и одиночестве. Отвергнутый семьей, он умер 33 лет отроду. Его похоронили на Митрофановском кладбище, вначале установили чугунный обелиск с безграмотной надписью (Приложение 5), позднее он был заменен пирамидой из черного мрамора (Приложение 6). Одним из первых литературных памятников в нашем отечестве стал скромный бюст А. В. Кольцова (Приложение 7), установленный в центре города Воронеж, в сквере, с тех пор носящем его имя. Мраморный бюст воздвигли в 1868 году на народные средства. Он стал своеобразным символом города, а в 1976 году на Советской площади установили новый памятник работы скульптора П.И. Бондаренко. С образом поэта связано многое в нашем городе: улица и сквер, школа и драматический театр, ежегодно проходят кольцовские чтения. Его стихи и песни знают в России и за рубежом. Время быстротечно, стремится куда-то, мир меняется. Постепенно имя «Кольцов» становится мифом для поколения новых читателей, еще не знакомых с его творчеством. Без стихов Кольцова Воронежский край представить нельзя! Строки поэта должны звучать повсюду, в любое время года, в любое время суток: они оживают в душе, звенят вместе с ветром, будто рождаются заново при прикосновении к природе. А. В. Кольцов – визитная карточка города Воронежа.

    Заключение

    Таким образом, в своей работе я попыталась доказать, что стихи А. В. Кольцова дают заряд правды и красоты, без которого трудно представить себе русскую литературу. Поэтическое наследие Кольцова невелико, но, бесспорно, ценно. Мы благодарны поэту за его песни, полные любви к женщине, человеку труда, природе, Родине.

    Новаторство Кольцова явственно обнаруживается в его песнях, в которых повествуется о тяжелых жизненных условиях крестьянина. Поэт сумел рассказать о бедняке с такой душевной скорбью, с таким сочувствием, как никто из его предшественников. Больше того, в ряде кольцовских стихотворений на эту тему уже намечаются те тенденции, которые будут характерны для поэтов демократов 60 х гг.

    Талантливое, самобытное творчество Кольцова стало достоянием каждого грамотного русского человека. Сочинения Кольцова печатались на протяжении всего XIX века и позднее. Они издавались народно-учебными библиотеками, давались в виде приложений к журналам, помещались в хрестоматиях и книгах для чтения. Песни Кольцова издавались огромными тиражами.

    Кольцов велик именно тем глубоким постижениям всех мельчайших подробностей русского простонародного быта, тою симпатией к его инстинктам и стремлениям, которыми пропитаны все лучшие его стихотворения. В этом отношении русская литература не представляет личности равной ему.

    Кольцовские песни – с их грустью и тоской, жаждой счастья, надеждой на лучшее – трогают умы и сердца и сегодня. Они волнуют нас, таких разных. Почему? Наверное, потому что это песни о земле, которая нас кормит, о душе русского народа. Прекрасные произведения стали гордостью не только Воронежского края, но всей России.

    Имя Алексея Кольцова неразрывно связано с Воронежским краем. Именно с ним, в первую очередь, ассоциируется столица Черноземья. В Воронеже сегодня именем Кольцова назван главный сквер города, в котором поставлен памятник поэту. Его имя носит драматический театр, а также престижная гимназия, библиотека и улица.

    Литература:

    1. Акимова Т. М. О фольклоризме русских писателей: Сб. ст. 2001

    2. Акиньшин А. Н. Два века воронежского краеведения: люди, труды, события: краткий обзор / А. Н. Акиньшин // Воронеж, 2000.

    3. Воронежская историко-культурная энциклопедия. Под общей редакцией О.Г. Ласунского.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006.

    4. Иванов П. В. Краеведение / П.В. Иванов // Большая Российская энциклопедия – М., 1993. – Т.1

    5. Русские писатели и поэты / Краткий биографический словарь – М., 2000.

    КОЛЬЦОВ
    Алексей Васильевич
    (1809-1842)


    «Кольцо»
    (Песня)

    Я затеплю свечу
    Воска ярого,
    Распаяю кольцо
    Друга милова.
    Загорись, разгорись,
    Роковой огонь,
    Распаяй, растопи
    Чисто золото.
    Без него для меня
    Ты ненадобно;
    Без него на руке —
    Камень на сердце.
    Что взгляну — то вздохну,
    Затоскуюся,
    И зальются глаза
    Горьким горем слёз.
    Возвратиться ли он?
    Или весточкой
    Оживит ли меня,
    Безутешную?
    Нет надежды в душе…
    Ты рассыпься же
    Золотой слезой,
    Память милова!
    Невредимо, черно,
    На огне кольцо,
    И звенит по столу
    Память вечную.

    Читайте также:
    Песенное творчество Кольцова: сочинение


    «Соловей»

    Пленившись розой, соловей
    И день и ночь поёт над ней;
    Но роза молча песням внемлет,
    Невинный сон её объемлет…
    На лире так певец иной
    Поёт для девы молодой;
    Он страстью пламенной сгорает,
    А дева милая не знает —
    Кому поёт он? отчего
    Печальны песни так его.


    Строки из стихотворения «Косарь» стали эпиграфом к музыкальной поэме П. И. Чайковского в альбоме «Времена года» – «Песнь косаря».

    27 октября в 1868 году в Кольцовском сквере установлен памятник – бюст из белого мрамора на высоком постаменте. Автор – итальянский скульптор А.Трискорни. Идея поставить памятник принадлежала родной сестре поэта А. В. Ароновой.


    Первый надгробный памятник на могиле А.В. Кольцова (в конце XIX века)


    Надгробный памятник на могиле А. В. Кольцова в 2008 году (до реконструкции)

    Надгробный памятник на могиле А. В. Кольцова в 2009 году (после реконструкции)

    Песенное творчество Кольцова

    Песенное творчество Кольцова

    «Глаза» (Русская песня), «Измена суженой» (Русская песня), или, чаще: «Русская песня» («Ах, зачем меня. »), «Русская песня» («В поле ветер. »), «Русская песня» («Так и рвется душа. »). Эта подчеркнутость – не только дань литературной традиции, но и свидетельство первоначального острого осознания национальной самобытности. Но отнюдь не абстрактные сами по себе начала народной жизни владеют поэзией Кольцова.

    Впоследствии Глеб Успенский писал как о главном, всеохватывающем и всепроникающем начале такой жизни – о власти земли. Но у Успенского понятие «власть земли» раскрывается и как особый характер отношений с природой, так что слово «земля» по сути оказывается синонимом слова «природа». Такие отношения зиждутся на особом характере земледельческого труда. В качестве одного из главных аргументов Успенский привел поэзию Кольцова как поэта земледельческого труда: «Поэзия земледельческого труда – не пустое слово. В русской литературе есть писатель, которого невозможно иначе назвать, как поэтом земледельческого груда – исключительно. Это – Кольцов».

    Именно идея такого труда стала главной идеей поэзии Кольцова. Что касается «земледельческого труда исключительно», то здесь Успенский впадает в односторонность – поэзия Кольцова многим шире. Подобно Пушкину, Кольцов мог бы сказать, что и он в «жестокий век» «восславил свободу», ибо человек Кольцова это прежде всего свободный человек, в подлинном смысле слова «землепашец вольный». Есть у Кольцова стихотворение, которое, может быть, наиболее полно выражает такую «идею» земледельческого труда. Это многими поколениями заученная, прославленная, хрестоматийная «Песня пахаря». «В целой русской литературе едва ли найдется что-либо, даже издали подходящее к этой песне, производящее на душу столь могучее впечатление»,- писал в 1856 г. М. Е. Салтыков-Щедрин.

    Что такое сама эта картина труда в «Песне пахаря»?

    Вроде бы пахота? Но ведь и сев? И молотьба?

    Потому что пахарь есть и сеятель, и сборщик урожая:

    На гумно, на скирды,

    Ну! Тащися, сивка!

    И не в конце пройденной борозды, а в конце всех работ:

    Зазвенят здесь косы;

    На снопах тяжелых!

    В «Песне пахаря» – не просто поэзия труда вообще, да и вряд ли такая возможна. Это поэзия труда одухотворенного, органичного, носящего всеобщий, но не отвлеченный характер, включенного в природу, чуть ли не в космос, ощущающая себя в нем и его в себе.

    В статье «Народные песни старой Франции» Анатоль Франс писал: «. Спору нет, жизнь землепашца сурова. Жалобы провансальского пахаря, погоняющего своих волов, неизбежно трогают нас, так же как жалобы его беррийского сотоварища. И все же для нас очевидно, что к этим жалобам примешиваются радость, удовлетворение и гордость.

    радостен и весел: «Весело на пашне. Весело я лажу. Весело гляжу я. » Труд этот органично связан с природой; потому-то и природа, одухотворенная, ощущается тоже как организм.

    Герои Кольцова укреплены в труде, в природе, в истории, в традиции. Вот чем определены их сила и мощь. Это и укоризна современности, упрек, подобный тому, что бросил другой великий поэт того времени – Лермонтов: «богатыри – не вы». Мир поэзии Кольцова – мир живущий. Живут люди. В унисон им живет природа. И они с природой как бы уравниваются. Богатырство героев Кольцова природное. Таково богатырство Косаря, проявляющееся в труде («Косарь»). И природа – его мера или, вернее, безмерность. Сама степь, в которую уходит Косарь и которую он косит,- без конца и без края: не какие-то там десятины или гектары. Даже в народной песне, с которой связана кольцовская песня, есть ограничения и прикрепления: «Ах ты, степь моя, степь моздокская». У Кольцова своя география, его степь чуть ли не вся земля:

    Ах ты, степь моя,

    Широко ты, степь,

    Но это и определение человека, пришедшего к ней «в гости», идущего по ней, по такой «вдоль и поперек». Почти как сказочный богатырь: «зажужжи коса, как пчелиный рой»; почти как Зевс Громовержец (или Илья пророк): «болоньей, коса, засверкай кругом».

    Это действительно «слуга и хозяин» природы, слушающий ее и ею повелевающий. Все это чудное богатырство возникает именно и момент труда. При этом слово Кольцова не просто говорит о природной силе, о мощи и размахе, но эту силу, этот разворот несет в самом себе. Само это слово распирает внутренняя энергия, найденная поэтом в языке. «Русский язык,- писал Белинский в рецензии 1845 г. на одну грамматическую книжку,- необыкновенно богат для выражения явлений природы. В самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности заключается только в глаголах русских. На каком другом языке передали бы вы поэтическую прелесть этих выражений покойного Кольцова о степи: расстилается, пораскинулась, надвинулась. » В «Косаре» работает не только косарь – мощно и вдохно-венно трудится сам язык. По окончании труда все умеренно, всему возвращены реальные бытовые рамки:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: