Война в повести Кондратьева Сашка: сочинение

Анализ и проблематика произведения Кондратьева «Сашка»

Обличие литературы советского времени в существенном размере определено творчеством Вячеслава Кондратьева. Автор был участником Второй мировой войны, по этой причине отлично знал то, о чем писал. Писатель хорошо показал себя в битве подо Ржевом и даже получил орден. Примером литературы, восхваляющей человечность, является произведение Кондратьева «Сашка», анализ которого поможет читателю чётче понять затрагиваемые проблемы.

  1. История создания
  2. Описание главных героев и их прототипы
  3. Сюжетная линия
  4. Жанр, тема и проблематика

История создания

Несмотря на то что война уже давно прошла, она не была забыта. В 1979 году Вячеслав Леонидович принялся за написание повести «Сашка». Автор вновь ворошит эту тему, так как душевные увечья от пережитого на поле боя никогда не заживают. В. Л. Кондратьев принимает решение поделиться своими душевными переживаниями, эмоциями, запомнившимися военными действиями с широкой публикой. Скорее всего, автор боялся, что правдивая информация о настоящей войне перестанет существовать вместе с его гибелью.

Получив серьёзное ранение, Кондратьев был госпитализирован в ближайшую больницу, а с выздоровлением — перенаправлен в войска железнодорожного назначения. Такие действия привели к тому, что большинство товарищей были разбросаны в разных боевых точках. С прошествием войны Кондратьев принялся за поиски друзей и товарищей по роте, но поиски оказались безуспешными.

Автор пришел в ужас, осознав, что он один из оставшихся в живых участников битвы подо Ржевом. Эта мысль не давала ему покоя, ведь кто, если не он, представил бы народу всю правду о происходящем на войне. Впервые произведение было опубликовано в журнале «Дружба народов» в феврале 1979-го.

Описание главных героев и их прототипы

Центральным персонажем повести является обычный сержант Сашка. Подобная бытовая форма имени используется для приближения героя к читателю. Сашкиным прообразом стал семнадцатилетний боец Александр Капустин, доблестно воевавший за честь родины. К аргументам о его заслугах можно отнести: атака вражеских пулеметных сооружений, а также взятие в плен немецкого солдата. Боец трагически скончался спустя несколько месяцев после начала военных действий и был похоронен в братской могиле.

Другим основным персонажем является немец, попавший в плен к русским. Сашке поступил приказ о расстреле плененного солдата, но ему не хватало жестокости для того, чтобы его выполнить.

Немец встретился лицом к лицу с милосердием со стороны советской армии, чему был сильно удивлен. Действие из этого эпизода стало хорошим уроком для обоих солдат.

Первые любовные чувства Сашка испытывает на войне. Знакомство с сестрой милосердия Зиной происходит на поле боя, она спасает сержанту жизнь. Он понимает, что влюбляться в такое время не лучшая идея, ведь любовь делает человека уязвимым и слабым, но все же совладать с чувствами не получилось. Он сделал приглашение Зине пойти с ним на танцы, но она выбирает лейтенанта и отправляется с ним. В этот момент происходит крах всех мечтаний и падение духом.

Сюжетная линия

Произведение поделено автором на три главы. Повествование начинается с картины, представляющей военную жизнь солдат. Еда и чистая питьевая вода в дефиците, не говоря о теплой одежде и обуви. Кондратьев детально описывает элементы военного быта, чтобы читатель глубоко вник в положение солдат в те годы. В такой обстановке очень нелегко оставаться похожим на человека как внутренне, так и внешне.

Несмотря на всё это, писатель показывает Сашку с хорошей стороны, отмечая его доброту и милосердие. На войне сержант совершает много хороших поступков:

  • Оставляет жизнь пленному немцу;
  • Находит теплые валенки и отдает ротному, несмотря на то, что у самого обувь была в ужасном состоянии;
  • Спасает товарища Володю от военного суда.

Чудесным образом Сашке удалось взять в плен немецкого ефрейтора, хотя на поле боя он был всего несколько месяцев. Проведя допрос, сержант понимает, что у пленного нет никакой ценной информации, которая пригодилась бы начальству. Ему было поручено доставить ефрейтора в штаб. В пути Сашка испытывал непонятные чувства. С одной стороны, он был горд, когда видел листовки, говорящие о человечность советских войск, а с другой — ему было стыдно за множество трупов, которые никто не торопился хоронить. Сержант говорил пленному, что его не расстреляют.

Ситуация изменилась, когда они прибыли в точку назначения. Командир батальона был сокрушен горем, потому что была убита его любимая медсестра. Сгоряча комбат отдал приказ — расстрелять немецкого солдата, но сержант не собирался подчиняться этому распоряжению. У него был другой план — спрятать пленного. Сашке сообщили, что командир отменил приказ.

В дороге сержант получает ранение, из-за чего вынужден вернуться. Ему сделали необходимую перевязку и отправили в медицинскую роту. В пути он встретил такого же раненого бойца и помог ему с обработкой раны. В санитарной роте Сашка познакомился с медсестрой Зиной, но, вопреки ожиданиям, она выбрала лейтенанта.

Отправившись по приказу в Бабино, где находилась продовольственная точка, Сашка и его раненые товарищи не нашли нужного места. По этой причине они попросились на ночевку к местной женщине. Еды у нее не было, поэтому есть им было нечего. Поговорив утром с пожилым мужчиной, они узнали, что можно собрать в поле оставшийся картофель и приготовить из него хоть какой-то перекус. Выйдя из поселения, сержант с другими солдатами узнали, что Георгий погиб на мине в поле.

Жанр, тема и проблематика

Произведение «Сашка» является повестью по своему жанровому направлению. В нем очень подробно рассказывается о жизни солдат и обычных людей в военное время, их быте, проблемах, поэтому повесть относится к направлению реализма в русской литературе.

Проблематика нравственного выбора в трудных условиях выносится в центр произведения. Основной персонаж проходит через множество испытаний и является показателем настоящего облика человека. Важный момент в рассказе — взятие в плен немецкого солдата. В бою единственной целью Сашки является победа в военной схватке, но немного позже на него восходит озарение — перед ним такой же человек, но преследующий идеи фашизма.

Молодой сержант успешно выдерживает испытания любовью и властью. Он становится типизированным образом солдат, которые оказались на поле боя и лицезрели все ужасы войны. Основная идея повести гласит, что всегда и при любых условиях нужно сохранять человечность, не становиться противным самому себе. Вопрос «Можно ли и почему нужно оставаться нравственно живым во время ужасных военных действий», можно вынести как тему произведения.

В повести рассматриваются следующий проблемы:

  • Нехватка продуктов питания;
  • Моральная ответственность;
  • Значимость жизни человека;
  • Человеческая судьба.

Персонажи встречаются лицом к лицу с недостатком продуктов. Немного позже Сашка не решается убивать немецкого солдата, которого взял в плен, потому что считает низким поступком отнять жизнь у беззащитного. Автор подчеркивает главное: каждый герой может стать создателем своей судьбы.

Разбор и характеристика главных персонажей, сюжетной линии, а также жанра и проблематики помогает для написания сочинения с анализом произведения. Это будет полезно для учеников 11-ых классов, так как произведения Кондратьева, тема мести и великодушия довольно часто попадаются на ЕГЭ. Повесть помогает воссоздать образ солдат того времени, показать их тяжелую жизнь, заботы и переживания.

Анализ «Сашка» Кондратьев

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 155.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 155.

В отечественной литературе немало достойных произведений, посвящённых Великой Отечественной войне. К ним относится и повесть Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Сашка». В произведении описываются не доблестные подвиги воинов, а повседневный жизнь, труд и мужество простых солдат. Автор является писателем-фронтовиком, и в основу повести легли его собственные впечатления и воспоминания о страшных событиях войны. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Год написания – 1979 год.

История создания – Повесть «Сашка» во многом автобиографична, поскольку автор сам принимал участие в тяжелых боях под Ржевом. Эти воспоминания долгие годы не давали ему покоя, и в зрелом возрасте вылились в повесть, в которой раскрывается проблематика войны.

Тема – Центральная тема произведения – проблема нравственного выбора в условиях войны.

Композиция – Композиция повести имеет мозаичную структуру и состоит из микросюжетов, с помощью которых в полной мере раскрывается сущность главного героя. Для произведения характерен неспешный темп повествования, что позволяет лучше понять внутренний мир Сашки, мотивы его поступков.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Вячеслав Леонидович отправился на фронт, когда ему едва исполнился 21 год. В составе стрелковой бригады он отчаянно сражался за город Ржев, получил ранение, был награждён медалью «За отвагу».

Воспоминания о военном лихолетье не оставляли Кондратьева на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. По признанию писателя, он перечитал много художественной литературы о Великой Отечественной войне, но ни одно произведение не смогло по-настоящему зацепить его, ни в одном из них он не находил описания «своей» войны.

И тогда, на пороге своего 60-летия, Кондратьев решил поделиться с миром тем, что на протяжении многих лет не отпускало его душу, рассказать о «своей» войне, чтобы воспоминания не канули в лету, а остались жить на бумаге. Толчком к написанию повести послужил и тот факт, что Кондратьеву так и не удалось отыскать ни одного из своих ржевских однополчан. Писателя охватил страх: он мог остаться единственным выжившим свидетелем тех страшных событий, о которых должен узнать мир.

Повесть Вячеслава Леонидовича «Сашка» была опубликована в 1979 году в журнале «Дружба народов».

В повести, описывающей все реалии Великой Отечественной войны, Кондратьев мастерски раскрывает центральную тему произведения – проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.

Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного немца, Сашка сам подставляет себя под удар.

Весьма показательной является сцена, в которой Сашка вступается за своего нового знакомого и берет его вину на себя. Его благородный поступок невольно вызывает чувство восхищения, поскольку герой ставит интересы товарища выше собственных.

Достойно проходит Сашка и испытание фронтовой любовью. Узнав, что избранница Зина разлюбила его, герой с достоинством принимает её измену. Несмотря на глубокое разочарование, он находит в себе силы, чтобы понять её и отпустить без слов упрёка.

По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли своё отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. В своём произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею – нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Композиция

Проводя анализ повести «Сашка», следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и ёмко раскрыть характер главного героя.

Повесть построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Для названия повести автор намеренно выбрал самое распространенное мужское имя, придав ему сниженно-бытовую форму. Благодаря этому ходу герой с первых страниц становится близким и понятным читателю.

Произведение написано в жанре повести. В произведении детально воспроизводится быт военных лет, события того времени, основные сражения, поэтому его относят к литературному направлению реализм.

Война в повести Кондратьева Сашка: сочинение

  • Добавить сочинение
  • Карта сайта
  • Обратная связь
  • Биографии
  • Главная

Классическая литература

  • Андреев Л. Н.
  • Анненский И. Ф.
  • Ахматова А. А.
  • Бабель И. Э.
  • Бажов П. П.
  • Бальмонт К. Д.
  • Баратынский Е. А.
  • Батюшков К. Н.
  • Белинский В. Г.
  • Бестужев А. А.
  • Блок А. А.
  • Булгаков М. А.
  • Бунин И. А.
  • Герцен А. И.
  • Гоголь Н. В.
  • Гончаров И. А.
  • Горький А. М.
  • Грибоедов А. С.
  • Грин А. С.
  • Гумилев Н. С.
  • Державин Г. Р.
  • Достоевский Ф. М.
  • Есенин С. А.
  • Жуковский В. А.
  • Замятин Е. И.
  • Зощенко М. М.
  • Карамзин Н. М.
  • Короленко В. Г.
  • Крылов И. А.
  • Куприн А. И.
  • Лермонтов М. Ю.
  • Лесков Н. С.
  • Ломоносов М. В.
  • Макаренко А. С.
  • Маяковский В. В.
  • Набоков В. В.
  • Некрасов Н. А.
  • Осоргин М. А.
  • Островский А. Н.
  • Пастернак Б. Л.
  • Платонов А. П.
  • Пришвин М. М.
  • Пушкин А. С.
  • Радищев А. Н.
  • Салтыков-Щедрин М. Е.
  • Сумароков А. П.
  • Толстой А. Н.
  • Толстой Л. Н.
  • Тургенев И. С.
  • Тютчев Ф. И.
  • Фет А. А.
  • Фонвизин Д. И.
  • Чернышевский Н. Г.
  • Чехов А. П.
  • Шварц Е. Л.
  • Шолохов М. А.

Зарубежная литература

  • Вальтер Скотт
  • Джеймс Олдридж
  • Джек Лондон
  • Джордж Байрон
  • Иоганн Гёте
  • О. Генри
  • Проспер Мериме
  • Роберт Бернс
  • Эдгар По

Глубокий импульс, который послужил толчком к написанию Вячеславом Кондратьевым произведений о тяжких боевых буднях, — непоколебимая вера в то, что он должен поведать о войне, о своих друзьях, сложивших голову в сражениях подо Ржевом. Автор считал своей обязанностью поведать читателю военную правду, какой бы горькой она ни была.

Повесть В. Кондратьева “Сашка” была сразу же замечена и литературной критикой, и читателями. Она заняла достойное место в ряду лучших литературных произведений о военном времени. Какой мы видим войну в повести Вячеслава Кондратьева? Это редеющий в атаках и от постоянных немецких обстрелов батальон; разные его роты, в каждой из которых осталось по полтора десятка из первоначальных ста пятидесяти бойцов. Это три захваченные фашистами деревни — Панове, Усово, Овсянниково. Это овраг, маленькие рощицы и поле, за которым вражеская оборона, простреливаемая пулеметным и минометным огнем.

В центре повествования Кондратьева именно это овсянниковское поле, в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из первых боев танком. Казалось бы, овсянниковское поле ничем не примечательно — обычное поле боя. Но для героев повести Кондратьева все главное в их жизни совершается именно здесь. И многие из них останутся здесь навсегда.

В. Кондратьев во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником военных событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная деталь навсегда врежется в память. Для бойцов овсянниковского поля содержанием жизни стали и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. И пока солдат жив и цел, ему снова ходить в атаку, есть, что придется, спать, где придется. Из этого и складывалась жизнь солдата. Даже смерть была здесь привычной, и мало у кого оставалась надежда выбраться отсюда живым и неискалеченным.

Кому-то может показаться, что повествование Вячеслава Кондратьева содержит и несущественные подробности: дата, которой помечена пачка концентрата, лепешки из гнилой, раскисшей картошки. Но это все правда, та правда, которая помогает понять по-настоящему, чего стоила русскому народу Великая Отечественная война. Картина военного быта дополняется постоянным обращением В. Кондратьева к тылу. Война в тылу легла на плечи людей непосильной работой, слезами матерей, у которых сыновья на фронте, вдовьей долей солдаток.

В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны. Люди, показанные в повести, — самые обыкновенные. Но в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейшей войны.

Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека. Когда Сашка, сам раненый, перевязал тяжело раненного солдата из “папаш”, и, добравшись до санвзвода, привел санитаров, он совершил этот поступок, ни минуты не раздумывая. Таков был зов его совести. Он сделал то, что считал само собой разумеющимся, не придавая этому большого значения.

Но тот раненый солдат, которому Сашка спас жизнь, наверняка никогда его не забудет. И пусть он не знает даже имени своего спасителя — он знает гораздо большее: это благородный человек, сострадающий такому же, как он сам, бойцу.

Против нас была очень сильная армия — хорошо вооруженная, уверенная в своей непобедимости. Армия, отличавшаяся необычайной жестокостью и бесчеловечностью, у которой не было никаких нравственных преград в обращении с противником. А как же обращалась с противником наша армия? Сашка, что бы там ни было, не сможет расправиться с безоружным. Для него это означает утрату чувства собственного достоинства, нравственного превосходства над фашистами. Когда у Сашки спрашивают, как он решился не выполнить приказ — не стал расстреливать пленного, разве не понимал, чем ему это грозило, он отвечает просто: “Люди же мы, а не фашисты”. И простые его слова наполнены глубоким смыслом.

Несмотря на то, что война изображена Вячеславом Кондратьевым в жутких подробностях — грязь, кровь, трупы, повесть “Сашка” проникнута верой в торжество человечности. Тяжкий период войны изображает В.А. Кондратьев: мы учимся воевать, дорого стоит нам эта учеба, многими жизнями плачено за науку. Постоянный мотив В.А.Кондратьева: уметь воевать — это не только, преодолев страх, пойти под пули, не только не терять самообладания в минуты смертельной опасности. Это еще полдела — не трусить. Труднее научиться другому: думать в бою и над тем, чтобы потерь — они, конечно, неизбежны на войне — все-таки было поменьше, чтобы зря и свою голову не подставлять, и людей не класть.

И нехитрые слова Сашки, о том, что “люди же мы, а не фашисты” преисполнены глубокого смысла: они сообщают о необоримости этого человека. Произведение Кондратьева, в котором он с мужеством и бесстрашием изобразил страшное лицо войны, в своем основании — светлая и ясная книга, так как пронизана непоколебимой верой в торжество человеколюбия и гуманности.

Война в повести Вячеслава Кондратьева “Сашка”

Глубинным импульсом, послужившим написанию Вячеславом Кондратьевым рассказов и повестей о тяжелых военных буднях, стала его вера в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах, которые сложили голову в стоивших нашей стране больших жертв боях подо Ржевом. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей.
Повесть В. Кондратьева “Сашка” была сразу же замечена и литературной критикой, и читателями. Она заняла достойное место в ряду лучших литературных произведений о военном времени.
Какой мы видим

Related posts:

Человек на войне. По повести В. Кондратьева “Сашка” Наверное, до конца своих дней мы не сможем разобраться с наследием Великой Отечественной войны. И кому, как не писателям, лучше всего понимать это. Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И поэтому вновь и вновь берутся за перо писатели и рассказывают об уроках войны. Страстная вера в то, что […].

“Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь” (Г. А. Медынский) (по повести В. Кондратьева “Сашка”) Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, – повесть В. Кондратьева “Сашка”. Когда Кондратьева спросили, как получилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне, он ответил: “Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, […].

Рецензия на повесть В. Л. Кондратьева “Сашка” Автор этой повести – бывший фронтовик. Он открывает нам правду о войне, пропахшей потом и кровью. Действие повести разворачивается подо Ржевом в 1941 году. Мы первый раз застаем Сашку, когда ночью он задумал достать валенки для ротного. Война есть война, и несет она только смерть. И такая война с первых страниц повести: “Деревни, которые они […].

Краткое содержание Сашка – Кондратьев Вячеслав Леонидович Сашка Краткое содержание рассказа Сашка влетел в рощу, крича: “Немцы! Немцы!” – чтоб упредить своих. Ротный велел отойти за овраг, там залечь и ни шагу назад. Немцы к тому времени неожиданно замолкли. И рота, занявшая оборону, тоже притихла в ожидании, что вот-вот пойдет настоящий бой. Вместо этого молодой и какой-то торжествующий голос стал их морочить: […].

Великая Отечественная война в повести Ю. Бондарева “Батальоны просят огня” Лев Толстой сказал в свое время: “Я думаю, что самое важное и полезное, что может написать человек, это то, чтобы рассказать людям правдиво пережитое, передуманное, перечувствованное им”. Военное поколение, к которому принадлежит писатель Юрий Бондарев, сформировало целое “литературное” поколение, представители которого перенесли на страницы своих произведений убедительную правдивость, пронзительную достоверность каждого эпизода, каждой детали, каждого […].

Краткое содержание Сашка – Полежаев Александр Иванов Сашка Краткое содержание поэмы Поэма написана от первого лица. Студент Московского университета Сашка Полежаев, приятель, едет в Питер к дяде. Помните, как у Пушкина в начале романа “Евгений Онегин” герой тоже едет к дяде? Похоже на то. Он родился в маленьком селе близ Саранска Первым его домашним учителем был лакей из дворни его отца. Ребенок […].

“Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой” (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие… “) Тема войны, подвига, человеческих страданий не могла оставить равнодушными наших современников. Повесть “А зори здесь тихие… ” сразу завоевала читательские сердца. Б. Васильев пришел в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние своего современника, меру его страданий и радостей. Отсюда – подлинная человечность его героев, их высокая мера ответственности за себя, свой народ и […].

Світ уявлень і вражень малого Сашка (за фрагментами повісті Довженка “Зачарована Десна”) (1894-1956) Народився в с. В’юнище на Чернігівщині. Навчався у Сосницькому міському училищі, Глухівському учительському інституті (з 1914 по 1917роки вчителював у Житомирі), комерційному інституті, Академії мистецтв. Обіймав посаду секретаря Київського відділу народної освіти, посаду комісара Першого театру УРР ім. Т. Г. Шевченка. У 1921 році його було відряджено на дипломатичну роботу спочатку до Варшави, а […].

“Ненужная война” (По роману “Война и мир” ) … Там незачем было драться. Л. Толстой Жизнь и судьбы героев романа Льва Николаевича Толстого “Война и мир” теснейшим образом связаны с историей России. Глазами действующих лиц романа мы видим смотры войск, военные советы, подвиги солдат на полях сражений, слышим распоряжения главнокомандующих; видим раненых и убитых, муки и страдания людей, победы и поражения. В октябре […].

Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Повествование о войне 1812 года Л. Н. Толстой начинает с суровых и торжественных слов: “12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”. Толстой прославляет великий подвиг русского народа, показывает всю силу его патриотизма. Он говорит о том, что в Отечественной войне […].

Народная война в изображении Л. Н. Толстого (По роману “Война и мир”) Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война объединила все общество, всех русских людей в общем порыве. Именно так изображает в своем романе-эпопее эту эпоху Л. Н. Толстой. Для любимых героев писателя Отечественная война явилась испытанием, проверкой их нравственных качеств. Чувство причастности к […].

Война в изображении Льва Толстого в романе “Война и мир” Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни… Л. Н. Толстой Чтобы разобраться в многообразии героев и в сложных событиях, я дважды перечитывал “Войну и мир”. Не знаю почему, но страницы, посвященные философским размышлениям, я не пролистывал, как другие, а старался понять. Конечно, многого я все-таки не понял, но кое-что важное (над чем еще […].

Партизанская война в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе “Война и мир” Толстой описывает события двух […].

Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Один из основных вопросов, который волнует Толстого, – вопрос о патриотизме. и героизме русского народа – рассмотрен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о своем романе и о верных сынах Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение […].

Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести “Поединок”) Время, когда человечество вступает в новый век, особенно остро ставит вопрос о судьбе России. На рубеже XIX-XX вв. этот вопрос остро обсуждался во всех слоях общества. Это не могло не отразиться в литературе того времени, а потому многие литераторы обратили внимание на эту тему. Повесть Куприна “Поединок” ставит перед читателем подобные животрепещущие вопросы. Армия всегда […].

Мастерство Л. Н. Толстого в изображении славной победы русского оружия Бородинской битве (по роману “Война и мир”) Внимательно были прочитаны Толстым газеты и журналы эпохи Отечественной войны 1812 года. Много дней провел он в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства. Здесь писатель познакомился с большим числом неопубликованных документов (приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). В частной переписке Лев Николаевич находил драгоценные подробности, рисовавшие […].

Бородинская битва – кульминация романа Л. Н. Толстого “Война и мир” 26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого – это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев – Андрея и Пьера. Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. […].

Принципы изображения действительности в романе “Война и мир” Л. Н. Толстой в своем романе “Война и мир” сумел всесторонне показать жизнь России начала XIX в., затронуть множество проблем, в том числе и общечеловеческих. Судьбы отдельных персонажей удачно сочетаются здесь с изображением уклада русской жизни и историческими событиями, что позволяет говорить о многоуровневости романа. В целом, можно выделить пять уровней: исторический, философский, психологический, сюжетный […].

Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” построен на антитезе. В этом произведении мы наблюдаем сосуществование противоположностей, их борьбу и их сочетание, называемое жизнью. Борьба и сочетание противоположностей берут начало в названии романа и наполняют его вплоть до последних строк эпилога. Толстой противопоставляет войну и мир, необходимость и свободу, смерть и жизнь. Но не существует […].

Историческая основа и художественный вымысел в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман-эпопея “Война и мир” – это действительно монументальное произведение. До сих пор критики и литературоведы удивляются гению Толстого, которому удалось в рамках одного романа показать широчайшую панораму жизни всей страны, всего общества. Целью автора было изображение жизни русского народа в начале XIX в., когда Россия стояла на грани катастрофы, и только единство и сплоченность русских […].

Нравственный идеал Л. Н. Толстого и его художественное воплощение в романе “Война и мир” В романе-эпопее “Война и мир” Толстой изображает огромный период русской жизни, излагает свои философские взгляды. Одной из важнейших проблем романа является вопрос о месте человека в обществе, смысле его жизни. Раскрывая эту проблему, Толстой уделяет серьезное внимание внутреннему миру человека, формированию его нравственных позиций. Духовная красота любимых героев автора проявляется во внутреннем борении мыслей и […].

Композиция романа “Война и мир” Какая громада и какая стройность. Н. Н. Страхов “Война и мир” – широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С. А. Толстой записаны прямые высказывания об этом Л. Н. Толстого. “Я стараюсь писать историю народа”, – говорил он. “Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в […].

Гений Наполеона – игрушка в руках истории (Размышления над эпилогом романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Война… Против нее выступают миллионы людей. В Украине не так давно студенты с плакатами “Войне не быть!”, “Мы не хотим войны” голосовали за нынешнего президента. При рыночной экономике практически во всех сферах деятельности вступает в силу закон чистогана, близкий к закону джунглей: “Кто сильнее, тот и прав”. И человеку некогда думать о Родине, об общем […].

Правда о войне в произведениях современных писателей (по повести В. Некрасова “В окопах Сталинграда”) сВ военной прозе неслучайно сильны исповедальные начала. Вспомним произведения Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Гроссмана, В. Кондратьева. Речь идет не только об организации повествования, скажем, от первого или от третьего лица. Военная повесть несет в себе правду чувств, мыслей и нравственного состояния народа в период жесточайшей схватки двух тоталитарных режимов. Повесть В. Некрасова […].

Смысл названия романа Л. Н. Толстого “Война и мир” (1) В процессе написания художественного произведения неизбежно возникает вопрос о его заглавии. Обычно оно выступает в роли сжатой до нескольких слов основной проблемы или коллизии – ” Горе от ума”, “Отцы и дети”, “Преступление и наказание”, а также метафоры – “Мертвые души”, обозначения изображенного характера – “Обломов”, “Герой нашего времени” или отображаемой общественно-исторической ситуации – “Обрыв”, […].

Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” (2) Лев Николаевич Толстой как писатель-реалист и как создатель ‘ романа-эпопеи, то есть романа о жизни целого народа, показывает эту жизнь в различных ее проявлениях: жизнь в исканиях, в желании приносить пользу окружающим, жизнь ради жизни, жизнь в смирении и бесполезную жизнь людей, мертвых духовно. И смерть у Толстого также неоднозначна: это и смерть как составляющая […].

Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” Большое место в романе-эпопее “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона. С помощью показа двух великих полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность или массы. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях? Находясь во главе армий, Наполеон и Кутузов не только направляли […].

Кутузов и Наполеон (По роману “Война и мир”) Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузове и Наполеоне. Толстой в романе “Война и мир” изображает этих людей диаметрально противоположными. Поведение Кутузова порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим, бездействующим. Но в этом видна особая мудрость этого старого человека. Он не отдает приказы, а […].

Жизнь Гринева в Белогорской крепости (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась Для меня… приятной. А. Пушкин. Капитанская дочка Петр Гринев – главное действующее лицо повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является. Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в […].

Сцены Шенграбенского сражения и их значение в романе “Война и мир” Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы […].

Метель в повести А. С. Пушкина (сочинение-раздумье) А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с […].

Сашка Токар – Ми гасили руками небо Ми гасили руками небо, Притушували пальцями зірки, Прицмокували, і говорили одне-одному Ніколи не буде “назавжди”, розумієш, “назавжди” – воно, Воно як долонями по воді – Ти відчуваєш, а вода – ні. Зірки мерехтіли, я говорила: – у небі – свічки. А ти: – ні, то лампочки, Або максимум лампадки, Такі безмежно гливкі, і зовсім не […].

Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Смысл жизни… Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого “Война и […].

Советская Россия и “новый человек” глазами М. А. Булгакова (по повести “Собачье сердце”) Основным художественным приемом в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” является гротеск, основной темой – гротескный образ современности. Здесь присутствует типичный для этого приема мотив превращения: появляется на свет существо, соединившее в себе обычную бродячую дворняжку и люмпена-алкоголика Клима Чугункина. Очень реальна и натуралистична Москва, переданная через восприятие пса Шарика, он знает эту жизнь изнутри, […].

Мечта – могучая творящая сила (По повести-феерии А. Грина “Алые паруса”) Древние греки говорили, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека. Александр Грин силой своей мечты создал целый мир, в котором живут отважные, чистосердечные мужчины, поэтичные и прекрасные женщины, где у моря стоят города с чудесными именами – Лисе, Зурбаган. Грин знал силу мечты и силу любви. […].

Лучшие люди из дворян в романе “Война и мир” Главные герои эпопеи – Болконский и Пьер Безухов, проходят на протяжении романа наиболее сложный путь развития, характеризуются глубиной и богатством идейно-психологического содержания. Но Толстой не идеализирует Безухова и Болконского. Облик каждого из них в какой-то мере омрачен пороками, привитыми средой и воспитанием. Так он раскрывает слабоволие, лень Пьера; честолюбие, стремление к личной славе Андрея. Но […].

Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. […].

Первый бал Наташи Ростовой (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) “В романе-эпопее “Война и мир” есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые очень важны для развития романа как целого соединяющего в себе идеи о человеке, истории мироздании”, – справедливо замечает писатель В. Круковер. Самый в этом ряду значительный эпизод, на мой взгляд, это первый бал Наташи Ростовой. Множество человеческих судеб, тесно связанных с крупнейшими […].

Внутренние монологи героев как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” (1) В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” широко представлены все формы психологического анализа состояния героев: портреты, речь и поступки героев, пейзаж, внутренние монологи и др. Остановимся подробнее на последнем художественном приеме где ярче всего проявляется мастерство писателя передавать тончайшие переживания, что и дало повод Н. Г Чернышевскому назвать эту сторону таланта Толстого “диалектикой души”. […].

Духовное становление личности (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) Русская литература со времен Пушкина умела раскрывать психологию человека, его сокровенные мысли и чувства. Лев Николаевич Толстой внес в психологизм русской литературы свое открытие, названное Чернышевским умением передавать “диалектику души”. “Люди, как реки… ” – говорил Толстой, подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей. По […].

Урок-исследование по литературе в 11 классе «Наследие В. Г. Короленко. «Письма к Луначарскому»

Светлана Кузнецова
Урок-исследование по литературе в 11 классе «Наследие В. Г. Короленко. «Письма к Луначарскому»

Урок-исследование по литературе в 11 классе

«Наследие В. Г. Короленко. «Письма к Луначарскому»

И хранить чуткость к

человеческому страданию, и искать

Оформление кабинета: выставка с книгами Короленко, портрет В. Г. Короленко. Запись на доске: «Я желал бы, чтобы голос печати звучал как труба на горе, чтобы подхватить ее, передать дальше, разнести всюду до самых дальних уголков, заронить в наименее чуткие сердца, самые беспечные души» (В. Г. Короленко)

Цель урока: постижение художественного мира писателя, нравственной и эстетической ценности его произведений.

1. повторение и углубление усвоенных ранее (в курсах литературы и русского языка) знаний о публицистике как особом роде литературы; о видах и жанрах публицистических произведений;

2. формирование представления о языковых особенностях публицистического текста;

3. формирование умений создавать публицистические высказывания в разных жанрах.

Ход урока. Вступительное слово. Учитель. Наш сегодняшний урок посвящен изучению публицистическго наследия известного русского писателя, общественного деятеля В. Г. Короленко. Мы узнаем, какие актуальные темы поднимались в начале 20-ого века в публицистике. Какие произведения В. Г. Короленко вам знакомы? (обращает внимание на выставку книг)

Ученики. «Чудная». «Река играет», «История моего современника», «Мгновенье», «Огоньки», «В дурном обществе» или вам знакомо как «Дети подземелья», «Парадокс», «Слепой музыкант», «Сон Макара», «Мороз», «Лес шумит», «За иконой», «Соколинец», «Марусина заимка».

Учитель. Чем близок нам этот человек?

Ученики. Его имя носит наша школа.

Учитель. А знаете ли вы когда присвоено нашей школе это имя, за что и почему?

Ученики. Да, конечно. Имя Короленко связано с историей нашей школы. В декабре 1946 года по указу И. В. Сталина за заслуги в годы Великой Отечественной войны имя великого гуманиста ХХ века было присвоено нашей школе.

Учитель. Имя Короленко для нынешних поколений несколько забыто, а это совершенно напрасно. Владмимир Галактионович жил, как и мы сегодня, на резком сломе истории, когда гибнут вековые традиции, рушатся авторитеты, пересматриваются привычные понятия. Он сумел выстоять в бушующей стихии событий. И то, во что он верил, чем жил, в чем нашел для себя опору, может послужить и нам. Обратите внимание на эпиграф: что для этого человека было самым важным в жизни?

К 1917 году авторитет Короленко как писателя-художника, публициста и общественного деятеля был чрезвычайно высок. После смерти в 1910 году Л. Н. Толстого Короленко стоял во главе русской литературы. Он был широко известен и за рубежом. Все свои силы он отдает борьбе с угнетением, насилием и произволом, за элементарные человеческие права. Прошедший царскую ссылку писатель олицетворял собой совесть и достоинство русской литературы, его авторитет среди самых широких слоев общественности был огромен. Подлинный патриот и гражданин, он стремится живым словом публициста участвовать в общественной жизни страны. Как вы думаете, почему именно в качестве публициста?

Ученик. Публицистика призвана воздействовать на общественное мнение, во многом формирует его.

Учитель. Совершенно верно. Сам Короленко пишет «Для меня – это не второстепенный придаток, а половина моей работы и моей литературной личности». Около 700 статей и около 50 названий газет и журналов, в которых они печатались, говорят об огромной работе, проделанной Короленко-публицистом. Голос журналиста должен быть свободным и мужественным, принципиальным и справедливым. «Это было время, – как писал Короленко в одной из своих статей, – когда работа в провинциальной прессе являлась настоящим подвигом». Как ни ограничивала цензура возможности публицистики, все же и при этих условиях была велика ее действенность, ее огромное влияние на общественную жизнь страны. С первых же дней февральской революции 1917 года, несмотря на уже преклонный возраст, переутомление и болезни, со своей силой своего темперамента Короленко ринулся в общественную борьбу. Октябрьскую революции Короленко не принял, считал, что в основу революции должна быть положена человечность. Он выступал против всего, в том числе и красного террора, против бессудных расстрелов. Об этом во многом повествуют его письма к наркому просвещения Анатолию Васильевичу Луначарскому. Об истории их создания расскажет ученик (подготовленный).

Ученик. В. Г. Короленко написал А. В. Луначарскому 6 писем, датированные 1920 годом. Луначарский отказывался, что получил их. Но существуют доказательства, подтверждающие, что все 6 писем были доставлены адресату. Короленко не имеет возможности свободно протестовать против злодеяний, творящихся на территории Полтавы, его статьи не печатают. И приезд Луначарского в Полтаву, и его обещания опубликовать переписку с писателем вдохновили старого борца с несправедливостью. Однако уже первое письмо поставило Луначарского в тупик.

Известно, что инициатором контактов Луначарского и Короленко был Ленин. Он надеялся, что Луначарскому удастся убедить Короленко прекратить критику советской власти. И не случайно именно к Ленину Луначарский обратился за советом, как отвечать Короленко. Но ответа не получил. Вместо ответа писателю ограничился посылкой ему «блестящей книги т. Троцкого» «О терроризме». Короленко же, надеясь на справедливость и веря в обещание наркома, наблюдая все новые и новые акции террора, писал Луначарскому, даже не получая ответа, одно за другим 6 писем. Не мог не протестовать против «бессудных расстрелов, которые происходили уже десятками, и никакое заступничество и покровительство писателя не помогало. Не получив ответа на свои письма, Владимир Галактионович собрал их копии и еще в 1920 году передал для распространения в России для публикации за границей. Парижское издание этих писем в «Задруге», тотчас после их выхода в свет, было доставлено В. Ленину. Он их с интересом прочитал. Короленко уже не было в живых. Опровергнуть аргументы, факты и цифры, приводившиеся в письмах, было делом нелегким да и попросту невозможным, – они полностью разоблачали бессмысленный и беспощадный «красный террор». И не случайно «Письма к Луначарскому» ожидали своей очереди на публикацию в России с октября 1920 года до октября 1988 года, до десятого номера журнала «Новый мир» за 1988 год.

Учитель. Домашним заданием было прочитать письма Короленко к Луначарскому, определить тему, признаки публицистического стиля.

Ученик. Первое письмо датировано 19 июня 1920 года. В. Г. Короленко сообщает Луначарскому о массовых расстрелах, проводимых без суда и следствия. Короленко пытается обратиться к сердцу наркома. В. Г. использует точные даты и названия газет. Употреблены устойчивые выражения «сеял не одни розы», «пошел на встречу народному чувству» и т. д. Обилие вводных слов, относящихся к категории уверенности в своих суждениях, помогают понять личность Короленко как человека убежденного в своей правоте. Обращает на себя внимание большое количество вставных конструкций. Несмотря на то что письмо адресовано должностному лицу и в основе лежит преимущественно книжная лексика, сквозь официально-деловой тон пробивается возмущенная речь Короленко. Все письмо написано крайне эмоционально, а порой содержит экспрессию. Употребление многоточия, как формы умолчания, становится обоснованным, когда Короленко пытается представить себя на месте человека, знающего о подобных «кошмарах». В письме используется огромное количество эмоциональной лексики, передающей крайнее возбуждение автора: «кошмарный эпизод», «я нервничал», «смутное предчувствие», «имена жертв», «темной ночью на кладбище», «расстреливали в затылок». Все приведенные примеры свидетельствуют о крайней степени возмущения Короленко в подобной ситуации, возможной в социалистическом обществе, основой которого считается гуманизм. Повелительное наклонение, свойственное публицистике, встречается в предложении : «Не говорите, что революция имеет свои законы». Множественное число глагола подчеркивает не только уважительное отношение к адресату, но и то, что письмо рассчитано на большую аудиторию. Отрицательная частица «не» помогает уловить детали письма, Короленко хорошо представляет себе, какие аргументы могут ему предложить оппоненты. Все языковые средства письма направлены на решение одной задачи: прекратить массовые «расстрелы без суда и следствия».

Учитель. Спасибо за подробный анализ Первого письма. Кто выразит свое мнение по поводу изложенного материала?

Ученик. Очень смелые заявления со стороны Короленко. Может, стоило задуматься о собственной безопасности?

Ученик. Я не согласен, человек только тогда может оставаться человеком, когда не пытается скрыться за чужими спинами. Короленко не мог быть другим. Он всю жизнь отдал служению идеалов добра и гуманизма.

Учитель. Спасибо за точку зрения. Второе письмо.

Ученик. Целью второго письма стало суждение Короленко, что ни одна страна в мире не может стать социалистической сразу, для этого необходимы перемены в каждой категории: будь то свобода, просвещение или человеческие нравы. Упоминание имен конкретных людей свидетельствует о публицистическом характере письма. Сочетаются как разговорные, так и книжные средства: «эх, все это не то», «сохрани Бог». «крупные волнения», «делегация английских рабочих». Совмещены элементы публицистического и разговорного стилей. Письмо эмоционально. Использует форму диалога с мистером Стоном. По мнению автора, ни Россия, ни Европа не готовы для социальных потрясений. Для этого нужно определенное время.

Учитель. Какое ваше мнение по данному письму? А может и не стоило затевать социальных переворотов?

Ученики. Скорее всего это именно так.

Учитель. Хорошо. Третье письмо.

Ученик. Написано 4 августа 1920 года. Целью обсуждения становятся те же бессудные расстрелы и социальные революции. В этот раз Короленко обращается не только к Луначарскому, но и ко всей партии большевиков. Короленко не может понять, почему председатель губисполкома Порайко совершает «детоубийства». Ходатайствует о малолетней дочери крестьянина, которая приговорена к расстрелу. Он не может с этим мириться., не может допустить мысли, что в высших инстанциях могут одобрить расстрел малолетних. Глаголы, употребленные в прошедшем времени и множественном числе и адресованные Луначарскому, как представителю власти, заставляют задуматься о том, что не сумела сделать советская власть: «вы забыли», «вы пожертвовали», «вы спохватились».

Учитель. Каково ваше мнение о данном письме?

Ученик. Это просто чудовищно. Расстреливать малолетних детей недопустимо в любом случае. Причем тут политика?

Ученик. Короленко вызывает огромное уважение. Он не только пишет, но сам ходатайствует о девочке, приговоренной к расстрелу.

Учитель. Четвертое письмо.

Ученик. Четвертое письмо написано 19 августа 1920 года. Автор говорит о проблеме с заложниками. Приводит конкретные случаи. Расстрел заложников, по мнению автора, не выход из сложившейся ситуации. Короленко считает данную меру «бессмысленной» и «жестокой». Вспоминает, что во время войны во Франции не было действительных расстрелов заложников. Упоминает Нестора Махно. Для Советской власти Махно – враг. Но Короленко вспоминает о его заслугах перед властью : «Вам он помог при взятии Донецкого бассейна». теперь же Советская власть обвиняет его, он «вне закона». Но, по мнению Короленко, Махно смеется, и его смех «напоминает истинно мефистофельскую гримасу». Письмо написано эмоционально, экспрессивно. «Я …думал, что у нас не возможны такие суды Линча…», «время величайшего озверения», «варварский институт», «сколько горя». Вновь заводит разговор о «свободе мысли» и «свободе печати».

Учитель. Спасибо. Ситуация в стране накаляется. Уже появляются заложники. Короленко пишет об этом ярко, обращаясь прежде всего к чувствам людей.

Ученик. Становится просто страшно от того произвола, который царит в стране. Даже предположить нельзя было, что такое возможно в нашей стране и делали это все официально.

Учитель. А теперь Пятое письмо.

Ученик. Пятое письмо написано 22 сентября 1920 года. Целью письма становится обсуждение разлада между западноевропейскими вожаками социализма и вождями российского коммунизма. Короленко пытается выяснить особенности поведения руководящей партии. Он видит причины в том, что вожди социализма в России всегда были вне закона, всегда выступали нелегально. Риск тюрьмы, ссылки, каторги заменяли им «ответственность». Поэтому вожди привыкли к «самым крайним мерам». Короленко обращает внимание, что врагом новой власти могут быть теперь уже не конкретные физические лица (Колчак,Юденич, но и «враждебные силы природы», этим самым доводя страну до «ужасного положения». Россия «поражена голодом», начиная со столицы, где были случаи голодной смерти на улицах. Голод продолжает охватывать пространства гораздо большие, чем в 1891-1892 году в провинции. Короленко говорит о том, что потеряна связь между городом и деревней, и ее невозможно вернуть «искусственными мерами» (с помощью карательных отрядов). Автор с горечью замечает ошибки, чувствует настроение народа, возмущение которого назревает. Отсутствие свободной печати ведет к неминуемым волнениям среди крестьян: «сельская Украина кипит ненавистью и гневом». Власти видят один выход: Чрезвычайная Комиссия думает о «расстреле деревенских заложников». Короленко уверен, что ЧК приобретает слишком большую власть и свободу в действиях, что в свою очередь приведет к неминуемой трагедии.

Учитель. Ваше мнение по поводу данного письма?

Ученик. Серьезные замечания Короленко о ЧК. Переживания, связанные с карательными отрядами. Голод, который входит уже в большие города.

Учитель. Шестое письмо.

Ученик. Шестое письмо написано 22 сентября 1020 года. Скорее всего это продолжение разговора, затронутого в пятом письме. Короленко обсуждает общественное устройство жизни. Но поднимается вопрос о судьбе интеллигенции. Душевное волнение автора «сердце сжимается», «трудно описать», «с печалью думаю», «предчувствия». Короленко переполнен болью за страну и свой народ: «…мы только еще у порога. бедствий». Позиция автора очевидна: он не просто писатель, а человек, болеющий сердцем за все, что происходит на Родине. Он хочет поделиться с читателями, но «свободы печати» нет. Его резкое обращение к власти напоминает прямоту русских классиков : «А вы убили свободную печать». Короленко предупреждает, что «правительства погибают от лжи…». Обращается к власти со словами, которые должны, по его мнению, вернуть их на путь истинный: «Но… возможно ли это для вас? Не поздно ли, если вы даже захотели это сделать?

Учитель. Что скажите о шестом письме?

Ученик. Резкая критика власти вызывает уважение.

Учитель. Подведем итоги.

Ученик. «Письма к Луначарскому» наглядно доказали, что Короленко – блестящий публицист, темпераментный и неутомимый общественный деятель, гражданин, патриот, простой, отзывчивый, с кристально чистой и честной судьбой. Он вне политики. Его не интересует, что у власти стоят большевики. Он остается верен своим идеалам добра и справедливости. Выступает против грабежей и погромов, ходатайствует за арестованных, не находит оправдания революционному террору. Гражданская позиция основана на гуманистических ценностях. Владимир Галактионовия не мог высказать в печати все то, что камнем лежало на его сердце, и он пишет письма к Луначарскому. Эти письма принадлежат публицистическому стилю, написаны согласно основным параметрам данного стиля, но отличаются от многих публицистических произведений. Своеобразие прежде всего в тематике этих писем. За каждой цифрой и фактом, приведенным автором, стоит судьба человека. Для Короленко ничего не может быть важнее этого. Все содержание писем пропущено через сердце автора, болеющего за судьбу своего народа и своей страны. Важная задача, которую решает автор, – это формирование у читателей неравнодушного отношения к поднятой проблеме. Именно проблема взаимоотношения власти и человека становится для многих видных общественных деятелей запретной в годы советской диктатуры. Нужна была «безумная смелость».

Учитель. Мы увидели, что «Письма к Луначарскому» – пример яркой публицистики, затрагивающей самые животрепещущие вопросы того времени. «Я желал бы, чтобы голос печати звучал как труба на горе, чтобы подхватить ее, передать дальше, разнести всюду до самых дальних уголков, заронить в наименее чуткие сердца, самые беспечные души»,- писал В. Г. Короленко. Его слова призывают нас не молчать о зле и насилии, о произволе и жестокости. Каждому из публицистов необходима смелость, мужество на своем пути. Но для любого журналиста останутся в сердце слова Короленко: «И хранить чуткость к человеческому страданию, и искать выхода».

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру: «Каким я увидел (а) В. Г. Короленко».

Конспект урока письма в 3 классе для детей с ОВЗ «Ударение» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. Цели урока по содержанию. Образовательная: Систематизировать.

Конспект урока по литературе в 6 классе по ФГОС «А. П. Платонов «Неизвестный цветок» Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Лазарево Домрачева Татьяна Викторовна 1. Цель урока: Формирование умений работы с текстом.

Открытый урок по литературе «Сергей Есенин. Жизнь и творчество» Сабаты таырыбыТема: «С. Есенин. Жизнь и творчество» Сабаты асатыЦели:.

Открытый урок-исследование по физике в 7 классе по теме «Атмосферное давление» Цель урока: закрепить знания об атмосферном давлении, научить видеть проявление законов в простых опытах. Задачи урока: Образовательные:.

Открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу Платонова «Юшка» «Я тоже, всему свету нужен…» – открытый урок по литературе в 7 классе. Учитель: Стучкова Лариса Александровна Предмет: литература Класс:.

Открытый урок по природоведению в 5 классе по программе VIII вида. Обобщающий урок «Вода» Открытый урок по природоведению в 5 «в» классе по программе VIII вида. Тема урока : «Обобщающий урок по теме «Вода». Цели коррекционно.

Профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях в первом классе с лёгкой степенью умственной отсталости 1 класс 2 часа в неделю – профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях. №/№ Тема. Цели. Коррекционная работа.

Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые» Тема: «Полезные ископаемые»Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать: – названия полезных ископаемых, добываемых.

Конспект урока по литературе в 4 классе «Сказка В. М. Гаршина «Attalea Princeps» Тип урока: комбинированный Цель урока: анализ художественного произведения Задачи: Образовательные: познакомить с биографией В. М. Гаршина,.

Урок письма в коррекционной школе «Письмо слов и предложений с изученными буквами» Урок письма «Письмо слов и предложений с изученными буквами» Цели и задачи: повышение эффективности освоения обучающимися, воспитанниками.

Издание сочинений В. Г. Короленко

В. Г. Короленко, Собр. соч. в десяти томах, Гослитиздат, М. 1953- 1956. Подготовка текста и примечания С. В. Короленко и Н. В. Короленко-Ляхович.

Собрание сочинений В. Г. Короленко, недавно выпущенное Гослитиздатом, является шестым по счету. Первое полное собрание сочинений в девяти томах было издано в 1914 году товариществом А. Ф. Маркс как приложение к журналу «Нива». Это издание, выпущенное двухсоттысячным тиражом, было подготовлено самим автором. В 1917 – 1922 годах издательство «Задруга» выпускало собрание сочинений Короленко, оставшееся незавершенным (вышли только отдельные художественные произведения и «История моего современника»).

В 1922 году Государственное издательство Украины начало выпускать полное посмертное собрание сочинений Короленко, но издание это, выходившее не в порядке очередности томов, прекратилось о 1929 году. Из намеченных сорока восьми томов вышло двадцать три. Ценность этого издания в том, что в нем впервые напечатаны многие работы Короленко, впоследствии не переиздававшиеся, в частности, четыре тома дневников, два тома писем я ряд художественных произведений.

В 1930 году издательство «Земля и фабрика» выпустило в качестве приложения к журналу «30 дней» собрание сочинений Короленко в двадцати четырех томах. Оно не содержало каких-либо новых материалов по сравнению с предшествующими изданиями, а научный аппарат его отличался исключительной небрежностью. В 1953 году, в связи со столетием со дня рождения Короленко, собрание его сочинений в восьми томах было выпущено издательством «Правда» как приложение к журналу «Огонек». Это издание также не содержало новых текстов и новой текстологической и комментаторской работы для него произведено не было.

Из этого краткого обзора видно, насколько назрела необходимость в тщательно выполненном собрании сочинений Короленко, которое могло бы заменить издание 1914 года, являвшееся до сих пор ‘Основным источником знакомства читателей с произведениями выдающегося русского писателя.

В издании Гослитиздата прежде всего следует отметить новые материалы, впервые включенные в собрание сочинений Короленко. В восьмом томе читатель найдет статьи «Суммистские ребусы» (о шарлатанской живописи) и «Котляревский и Мазепа» (об украинской культуре). Последняя перепечатана с восстановлением значительных цензурных купюр, В девятый том включены знаменитые статьи Короленко «Бытовое явление» и «Черты военного правосудия», написанные в 1910 году и не пропущенные цензурой в собрание сочинений 1914 года; в связи с этим Короленко писал: «Из моей публицистики вынули душу» (т. 9, стр. 756). Впервые перепечатана из сатирического журнала «Пятница» за 1907 год политическая сатира «Из записок (Павла Андреевича Тентетникова».

Эпистолярное наследие Короленко представлено тремястами шестью избранными письмами, включенными в десятый том. Из них восемьдесят три письма публикуются впервые. Кроме того, тридцать пять писем, публиковавшихся ранее в отрывках, теперь впервые приведены полностью. Отметим кстати, что общее количество писем Короленко превышает десять тысяч, из которых опубликовано не более одной пятой.

Таким образом, в новом издании читатель найдет ряд материалов, печатающихся впервые или малоизвестных. Но, к сожалению, пробелы, допущенные в нем, и притом пробелы совершенно необъяснимые, превышают этот актив. Проиллюстрируем это несколькими примерами.

В книге Ф. Д. Батюшкова о Короленко можно прочесть о том, что Л. Толстой признал «…его вполне несомненный талант, лишь ознакомившись с очерками Короленко «У казаков», особенно оценив сцену в трактире «Плевна», которую и Чехов причислял к самым удачным художественным страницам в произведениях Владимира Галактоновича» 1 К сожалению, в рецензируемое собрание сочинений очерки «У казаков» не включены.

В письме М. Горького к мальчику Илюше Френкелю есть такие строки: «А еще, Илюша, есть превосходнейший писатель Владимир Короленко, и я советую тебе: попроси папу, пусть он прочитает вслух для тебя маленький рассказ Короленко «Старый звонарь» 2 Увы, и этот шедевр Короленко не включен в собрание сочинений, так же как и другой известный рассказ «В ночь под светлый праздник».

В разделе литературно-критических работ отсутствует известная статья «О сборниках товарищества «Знание» за 1903 г.», в которой Короленко дает анализ произведений М. Горького, Л. Андреева, И. Бунина и других писателей. Отсутствует статья «Тургенев и «Записки охотника».

Много непонятных пробелов я среди писем. Мы не находим здесь таких значительных документов, как заявление Короленко шефу жандармов (1879) с протестом против беззаконного ареста, письмо в редакцию газеты «Молва» (1880) с рассказом о ссыльно-тюремных мытарствах, нет писем Короленко к Чернышевскому, к А. Серафимовичу, нет телеграммы председателю Совета Министров Витте с протестом по поводу побоища в Полтаве 18 октября 1905 года, нет письма с ответом на приветствия по поводу шестидесятилетия (1913).

Возражая на подобные упреки, обычно ссылаются на объем издания.

Однако при отсутствии перечисленных произведений и писем, значительных по содержанию, в собрание сочинений включены произведения, которые автор не хотел публиковать («Художник Альмов»), незаконченные, опубликованные лишь посмертно («Софрон Иванович»), и письма, лишенные как общественного, так и литературного значения (см, например N 32, 48, 49, 73, 77, 235). Таким образом, ссылки на объем не могут быть убедительными.

Следует признать ошибкой рецензируемого издания, что произведения, не публиковавшиеся автором и незаконченные, напечатаны в общей массе, а не выделены в специальный раздел. Не выдержан и хронологический принцип, о котором объявлено в первом томе: «внутри каждого тома произведения даются в хронологическом порядке» (стр. 483).

  1. Ф. Д. Батюшков, В. Г. Короленко как человек и писатель, М. 1922, стр. 43. [↩]
  2. М. Горький, Собр. соч., т. 29, М. 1955, стр. 151 – 152. [↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Жизненные взгляды В. Г. Короленко

Данная работа была представлена на ежегодных Короленковских чтениях. Ученица анализирует влияние жизненных взглядов писателя на его творчество.

Скачать:

Вложение Размер
zhiznennye_vzglyady_korolenkomicrosoft_office_word.docx 25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.

Средняя общеобразовательная школа №7

Жизненные взгляды В.Г. Короленко

И их отражение в творчестве

Выполнила: Черкашина Анна

ученица 9 «А» класса

Руководитель: Воротникова Ольга Григорьевна

  • Формирование жизненных взглядов В.Г. Короленко….1
  • Творчество……………………………………………………1
  • Сибирские рассказы. Тема пробуждения народа……. 2
  • Гуманистический идеализм………………………………..3
  • Повесть «Слепой музыкант» – отражение жизненных позиций В.Г. Короленко…………………………………….4
  • Заключение…………………………………………………..5

Формирование жизненных взглядов

Владимир Галактионович Короленко — русский писатель украинско-польского происхождения, журналист , публицист , общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью, как в годы царского режима, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства.

С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению . В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции.

В Кронштадте молодому человеку пришлось зарабатывать себе на жизнь собственным трудом. Он занимался репетиторством, был корректором в типографии, перепробовал ряд рабочих профессий.

в 1881 году , Короленко был отправлен в ссылку в Сибирь. Однако суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжёлые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

«Радуешься, что живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература», – писал о Короленко И. А. Бунин.

Он являет собой пример нравственной безупречности, жертвенности, служения человечеству. Короленко – один из официальных издателей народнического журнала «Русское богатство», а в 1904–1917 гг. он возглавил это издание. «Полного совпадения с идеологией этого направления не было, но такие взгляды были более всего близки», – признавался сам писатель.

В то время ему казалось, что движение народников способно победить самодержавие, и что для этого необходимы только усилия передового общества.

« Его собственное понимание целей революции принципиально идеалистично. И политические взгляды, и литературное творчество Короленко связаны с утверждением представления о первенстве светлой, идеальной стороны человеческой натуры. Но здесь не идёт речь о наивном «прекраснодушии», о мечтательности в негативном понимании, когда идеалистические представления отчуждают от реальности, правды жизни, практики. Короленко был, если можно так выразиться, «идеалистом-практиком», который помог огромному числу людей, отстаивая их интересы в судах, канцеляриях и т.д. Эта сторона его деятельности была известна не менее чем литературная», – вспоминал Максим Горький.

Свое литературное призвание Короленко осознал еще в юношеские годы. Как говорил сам писатель, у него еще “с юности была привычка облекать в слова свои впечатления, подыскивая для них наилучшую форму, не успокаиваясь, пока не находил ее”.

Тема пробуждения народа

Вхождение В.Г. Короленко в большую литературу связано с сибирскими рассказами, опубликованными в середине 1880-х гг. после переселения в Нижний Новгород. Они не связаны сюжетно, сибирский материал объединяет рассказы условно. Но они пронизаны одной идеей, волнующей Короленко. Главная тема сибирских рассказов – тема пробуждения народа.

Одним из наиболее значительных рассказов начала творчества является “Яшка”. Основной персонаж рассказа – крестьянин, заключенный в тюремную камеру для умалишенных за то, что он открыто протестовал против полицейского произвола. Яшка верит в идею добра, его протест направлен против кабалы и рабства. Для Короленко важна именно эта сторона характера Яшки – его непримиримое, не знающее компромиссов возмущение против реальных условий жизни. “Яшкой” Короленко начинал одну из центральных тем своего творчества: тему свободолюбия и протеста.

В «Чудной» жандарм Степан Петрович пробуждается из-за революционерки Морозовой. Только героиня — бесстрастная, хладнокровная, остается охваченной идеей борьбы. Морозова является символом силы духа, непоколебимости характера, готовности к революции. Она непримирима, во что бы то ни стало, отстаивает свои позиции. В произведении наиболее важна точка зрения самого Степана Петровича, на основе его воспоминания строится произведение. Процессы, происходящие с героем, важнее писателю-народнику, они гораздо ближе и к человеческому измерению жизни, к истинным целям революционного движения. Автор стремится открыть народу правду, другую, реальную сторону жизни.

Одним из сибирских рассказов, написанных Короленко в ссылке, является “Сон Макара”. Главный герой — крестьянин. Вся его жизнь — это борьба за существование. В рассказе в центр выдвигается ситуация сна и пробуждения героя. Макар попадает к Якутскому Богу. Дело не только в ситуации, реальном сне, который снится замерзающему герою. Макар всё время жил в духовном сне, и в момент рождественского сна-видения, он, наоборот, пробуждается, задумывается о собственной жизни. Почему он, человек трудящийся, сильный духом, живёт в таких бесконечно тяжёлых условиях существования? Разве он не достоин правды? Писатель показывает беспробудно пьющего, живущего в нравственных потёмках человека, но верит в то, что в каждом есть светлое начало, которое ждёт пробуждения.

«Соколинец» – рассказ о бывшем каторжнике с острова Сахалин, «Соколиного острова». Пробуждение этого героя связано с бродяжьей судьбой.

В Якутии он имеет хорошее хозяйство, но вспоминает о своем побеге, о страданиях, которые выпали на его долю. Судьба героя тяжела, «… этот ребенок готов теперь расплакаться над собственною разбитою жизнью!». «Потухшие глаза старого, разбитого незадачливою жизнью бродяги давно уже глядели на мир тускло и с угрюмым равнодушием». Случайная встреча с сахалинцем произвела громадное впечатление на автора, который погружен в глубокую тоску, испытывает чувства одиночества и отчаяния. Рассказ Василия показался ему, близким – «не трудностью пути, не страданиями, даже не «лютою бродяжьей тоской», а только поэзией «вольной волюшки». История бродяги – источник возрождения надежды. На его примере автор показывает, что всем необходимо вера в наилучшее будущее.

Самый известный очерк – «Река играет». Перевозчик Тюлин большую часть своей жизни ведущий никчёмное существование, оказался способным в острые минуты стать властным, героическим, мастером своего дела. В этом проявляются черты национального характера.

Мировоззрение В.Г. Короленко, его гуманистический идеализм, утверждение светлой стороны в человеческой природе и в характере реальности ярче всего выражаются в «Огоньках» . В этом стихотворении в прозе, утверждается надежда, светлая цель человеческого пути. Начиная рассказывать об огнях далекого и желанного берега, Короленко подводит читателя к рассуждениям о смысле и цели человеческой жизни. Чем увереннее, настойчивее идешь вперёд, тем быстрее достигаешь желаемого. Конечно, жизнь не стоит на месте, меняемся мы, меняются ориентиры, к которым мы стремимся. Потом появляются новые рубежи, такие же далекие и манящие, как огни родной пристани. «Но все-таки. все-таки. впереди — огни. ». В этих строках заключается главная мысль произведения и авторская позиция. Какими бы тяжёлыми не были дни, люди стремятся к лучшей жизни, стараются воплотить свои мечты в реальность. Каждый из нас желает достичь намеченной цели, верит в себя, в благосклонность судьбы. Конечно, наши ожидания не всегда оправдываются, но мы неумолимо продолжаем двигаться вперёд, через проблемы и трудности, которые каждый раз добавляет жизнь. Каждый знает, что счастье рядом, близко, стоит только сделать шаг навстречу мечте, как оно найдёт тебя.

«Человек создан для счастья, как птица для полёта», – сказано в другом известном произведении писателя «Парадокс». Процитированные слова были сказаны рассказчику этого произведения калекой, рождённым безруким и вынужденным зарабатывать себе на жизнь, выставлением себя потеху. Слова о счастье сказаны человеком, обделённым самой природой и униженным в обществе. Человек создан для счастья, но счастье не всегда создано для человека. Писатель считает, что человек должен быть счастлив настолько, насколько он этого заслуживает. Каждый имеет право на счастье.

Весь рассказ Короленко пронизан мыслью о назначении человека и о смысле его жизни. Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь. Противоречие жизни заключается в том, что человек, который может по-настоящему оценить счастье и быть благодарным за него, не в состоянии обрести это счастье. Другие же, даже не замечают его в обыденных вещах. Счастьем может быть что угодно. Кто-то мечтает о любви, богатстве, кому-то достаточно смотреть на небо, чтобы радоваться каждому дню. В итоге все просто хотят быть счастливыми. Смысл жизни – стремление к своим целям, преодоление препятствий.

Повесть «Слепой музыкант» –

Отражение жизненных позиций В.Г Короленко

Главный герой – слепой, человек обделённый природой. Он не имеет возможности видеть мир, но у него тонкий музыкальный слух. Одновременно с бедой мальчик «возвышен» жизнью. Его талант – компенсация, которая играет самую важную роль в судьбе. Музыка для него – выход из тяжёлого положения. Искусство вошло в его жизнь внезапно. Это было что-то непонятное, неясное, тревожащее его детские сны. Он не находил этому объяснений.

Перед Короленко стояла сложная задача. Необходимо было показать читателям образ счастья без тех обличий, которые ему приписывают люди. Обычно счастье ассоциируется с чем-то ярким, светлым, безумно желанным. Писателю нужно было объяснить это без красок, видимых человеком. Он описывал счастье со стороны больного, не имеющего возможности зрительно оценить мир. Поэтому Короленко усилил в произведении слуховое представление. Реальность тускнеет, становится более смутной.

Мир показан сквозь призму восприятий слепого мальчика, поэтому он не имеет конкретного, предметного представления.

Мальчик отчаянно борется с реальностью, желая жить по собственным идеалам. Слепорожденный стремится к «свету», как и каждый человек. Он, подавленный несчастьем, исключил в себе сострадание к своей личности, научился жить и выживать в данных условия, проявляя сочувствие к обездоленным людям. Он не смиряется и не успокаивается. Через все невзгоды мальчик добивается желаемого, достигает своей цели!

Таким образом, первой целью творчества Владимира Галактионовича Короленко было открытие реальности жизни простому народу, живущему в нравственных потёмках. Короленко считал, что каждый должен знать правду, он активно боролся за справедливость, помогал людям отстаивать права.

Второй целью писателя было стремление донести читателям мысль о выборе своего пути. Кто-то не видит радость своей жизни, а кто-то, пусть даже обделённый природой или судьбой, ищет всевозможные способы воплощения мечтаний в жизнь, не останавливается перед преградами, верит и надеется, не перестаёт самостоятельно двигаться к цели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: