Литературно критическое наследие Короленко: сочинение

Литературно критическое наследие Короленко: сочинение

Владимир Галактионович Короленко

Собрание сочинений в десяти томах

Том 8. Статьи, рецензии, очерки

В нынешнем месяце истекает ровно пятьдесят лет со дня смерти Виссариона Григорьевича Белинского. Прошло полвека с тех пор, как перестало биться одно из самых чутких сердец и угас самый подвижной, беспокойный, пламенный ум, страстно, мучительно и искренно искавший истины, никогда не боявшийся расстаться с тем, что он признавал заблуждением, и пуститься в новый путь для новых исканий. Полвека! Это, как известно, более, чем средняя продолжительность жизни. Как мало осталось людей, которые жили и думали одновременно с Белинским! Как много родившихся в год его смерти тоже сошли уже со сцены! Целая человеческая жизнь, целое поколение, масса жизней, своего рода биологический пласт залег между последним вздохом Белинского и настоящей минутой, когда, благодаря этому юбилею, его образ оживает в нашем воспоминании. И, однако, оживает светлый и ясный, как будто ничто не отделяло нас от него, как будто он жил с нами все время, не переставая стремиться и пламенеть, спорить и отрекаться, как во время своей недолгой жизни.

Да, пятьдесят лет много времени. Мы давно уже не читаем большинства из тех книг, которые разбирал Белинский, о многих только и знаем потому, что их Белинский разбирал. Нужно сказать правду: часть его собственных писаний отошла уже в область истории литературы, многие страницы его сочинений читаются все реже той массой публики, для которой главным образом и назначены книги, и тревожатся чаще рукой специалистов-историков. Но эти же пятьдесят лет показали ясно, что для сочинений Белинского в целом уже не будет смерти в обычном значении этого слова. Некоторые из них останутся всегда живыми, как и те творения, которым они были посвящены, которые они объяснили и осветили раз навсегда. «Нет, весь я не умру», — мог бы сказать Белинский вместе с великим поэтом, и пока будет звучать русская речь, до тех пор, наряду с именами Пушкина, Лермонтова и Гоголя, каждое новое поколение будет вновь и вновь слышать имя Виссариона Белинского и перечитывать его пророческие страницы.

Но и помимо этой формы посмертной жизни писателя в умах последующих поколений, помимо существования его книг, возобновляемого в целом или частью на печатном станке, — есть еще другие формы этой жизни. Мы не говорим уже о том, что в каждом новом творении литературы, в каждой живой статье, стихотворении, рассказе и философском трактате, во всем этом многоголосом хоре, который мы называем своей литературой, — возобновляются и звучат давно смолкшие голоса и оживают давно угасшие мысли людей, думавших и писавших ранее, «их же имена ты, господи, веси!» Это все-таки мы называем смертью. Ведь и над каждой могилой зарождается новая жизнь — в аромате цветка, в колыхании травы, в шопоте буйной листвы намогильного дерева мы слышим веяние жизни, истлевшей под могильным дерном, растворившейся безлично, но не бесследно в общем никогда не останавливающемся жизненном потоке.

Белинский живет для нас, будет жить всегда не только этой безличной жизнью. Кроме той массы идей, которые он в течение своей недолгой карьеры пустил в обращение, которыми мы и за нами наши дети будут пользоваться, не всегда даже связывая их с первоисточником, — кроме стольких-то печатных томов и страниц, Белинский завещал нам еще цельный, живой образ, который останется навсегда, наряду с лучшими созданиями гениальнейших поэтов.

Этот образ — он сам, с его страстною жаждой истины, с его исканиями и искренностью.

Искренность была главная черта Белинского, и притом искренность в лучшем, самом глубоком значении этого слова. Знаете ли вы, что такое искренность, — спрашивал, помнится, Помяловский. Это то свойство человека, когда он не способен к тени обмана, не только перед другими, но и перед самим собою. Мы так склонны держать истину, всю истину, в собственном обладании, мы так рады этому обладанию, что готовы пожертвовать многим для того, чтобы не расстаться со своей уверенностью, порой даже с ее иллюзией. Как часто случается, что человек уверяет себя и других, что он обладает истиной, когда она давно уже подточена в его душе темными сомнениями, как часто мы продолжаем курить фимиамы перед алтарями, которые давно уже покинуты божеством, или начинаем курить их перед такими, где божества никогда не было. Нет, — чутко прислушиваться к голосу, хотя бы самому тихому, самому робкому голосу сомнения, не заглушать его в темных углах души, а вызвать из этой глубины на свет сознания, прислушаться к нему, как к тихому лепету ребенка, устами которого, быть может, скоро заговорит твердый голос новой истины, — и не успокоиться, не примириться с собой до тех пор, пока в уме останется хоть тень неуверенности, пока она не смолкнет, побежденная, или не даст новой истины на место старой — вот что такое искренность мыслителя и писателя.

«Неистовый Виссарион», как его называли друзья, останется для нас навсегда лучшим воплощением такой искренности. Всю жизнь он горел этой жаждой, вся его жизнь — это неустанное стремление к такой чистой истине, не омраченное ни тенью сделок с собой, ни тенью компромисса с ложью. Он пламенел восторгами уверенности более, чем кто-либо другой, когда считал, что нашел ее, он страдал, когда являлось сомнение, глубже всех своих сверстников, и, однако, он скорее всех готов был отречься от того, что перестало быть истиной в его глазах. Кто знает, быть может, он именно оттого сгорел так быстро. К нему более, чем к кому бы то ни было, приложимо скорбное восклицание поэта:

Читайте также:
Петрусь: сочинение

Жизнь Пушкина и Лермонтова прекращена случайностью выстрела, Писарев утонул, Помяловский, Левитов и многое множество других писателей сами сокращали свою жизнь недугом, который еще Гоголь назвал «недугом талантливых людей»… Целая масса причин усложняла явление, в среднем выводе называемое «роковой судьбой» русского писателя. Только в жизни Белинского оно является в чистом виде, в виде ничем не затемненной и не усложненной борьбы духа, того пламенного сгорания нервов среди окружающей тьмы, которого и одного достаточно для объяснения, «почему он так скоро сгорел». Это был истинный рыцарь духа, без страха и упрека, и русская литература всегда с гордостью будет обращать на него взгляды, как на своего подвижника и святого!

И это — быть может, самая бессмертная доля того, что нам осталось от Белинского. Поэзия дала нам идеальные образы, — но мы не можем забыть, что настоящий Дон-Карлос был только хилый и слабый волею отпрыск вырождающегося дома, что маркиз Поза жил только в воображении Шиллера, что действительная Мария Стюарт и жила, и умерла совсем не так, как в бессмертной драме. Между тем, кристально-чистый образ Белинского не разрушит уже никакая самая придирчивая историческая критика. Он был именно таков, и его жизнь, скристаллизовавшаяся в его творениях, письмах, поступках, выдерживает сравнение с самыми идеальными творениями фантазии, с несомненным преимуществом полной реальности.

Около четверти века назад Некрасов вздыхал о том времени, когда народ

С тех пор прошло почти три десятилетия, в которые российский прогресс двигался своим неторопливым и неровным ходом, а мы все еще далеки от этого времени. Правда, газеты приносят то и дело известия, что в том или другом городе думы или просветительные общества собираются чествовать память великого русского критика. В Саратове инициатива принадлежит литературно-артистическому обществу, в Самаре вопрос внесен в думу; в то время, когда читатель будет пробегать эти строки, родина Белинского, Пенза, — соберет у себя много интеллигентных людей в память Белинского. Но народ еще не знает его имени, к нему оно достигает разве отдаленными, смутными отголосками. Вскоре после смерти Белинского многомиллионная масса русского народа получила свободу и (теоретическое, правда) равенство перед законом. Предстоит еще длинный путь до того исторического пункта, в котором исчезнет великое неравенство перед образованием. Белинский верил, что оно, наконец, исчезнет; для нас это уже не только вера, а убеждение, оправдываемое хотя бы и тихим, но несомненным направлением общественного движения.

Литературно-критическое наследие Короленко

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921). В период декаданса, реакционной ревизии подлинных ценностей русской передовой культуры, «веховских» настроений среди либеральной интеллигенции важно было даже простое отстаивание старых традиций, напоминание о Гоголе, Белинском, Чернышевском, объективная оценка Г. Успенского, Чехова. В сложном водовороте толков и кривотолков печати об «учителе жизни» Л. Толстом надо было продолжить рассмотрение вопроса о «деснице» и «шуйце» великого реалиста.

И всю эту работу проделал Короленко-критик в специальных статьях, тогда же увидевших свет. Короленко разъяснял новым поколениям писателей и читателей «трагедию великого юмориста» Гоголя. Ее корни было полезно знать в тот момент, когда символисты по-своему «переписывали» творческий портрет Гоголя.

Вечную жизненность идей Белинского Короленко подчеркивал в юбилейной статье о критике в 1898 году. «Неистовый Виссарион»,- писал Короленко,- останется для нас навсегда лучшим воплощением искренности». Короленко только сожалел, что народ еще почти ничего не знает о Белинском и мечта Некрасова о том времени, когда народ с базара понесет «Белинского и Гоголя», еще не сбылась.

Молодой Короленко был свидетелем гражданской панихиды на похоронах Некрасова. В «Истории моего современника» он рассказал о своих живых впечатлениях об этом дне. Россия действительно «просыпалась», и похороны поэта превратились в демонстрацию.

Живым теплом согреты его воспоминания о Чернышевском, по следам которого он побывал в сибирской ссылке и потом лично, познакомился с ним в Саратове в год смерти великого демократа. Короленко еще в Сибири старательно собирал сведения о Чернышевском, о каторжном быте оторванного от живого дела мыслителя. Смелый очерк Короленко о Чернышевском не мог появиться своевременно в печати и вышел первоначально в Лондоне (1894), а потом в России (1904). Правда, Короленко ошибался, полагая, что Чернышевский отстал за время ссылки от поколения 80-х годов. На самом деле Чернышевский оставался на голову выше деятелей типа Михайловского и тем более либерального народничества. Недоверия к «прежним путям прогресса» у Чернышевского не было, зеру в разум, в конечную победу он сохранил, а философский субъективизм народников решительно отвергал.

Короленко отдал дань современному ему народничеству. Но он никогда не отказывался от борьбы. Он особенно живо чувствовал свое родство с правдивым Г. Успенским. От неустанных поисков этого писателя, говорит Короленко, «веяло гениальностью». В специальной статье «О Глебе Ивановиче Успенском» (1902), построенной на личных воспоминаниях, Короленко воспроизвел образ неуемного «подвижника», «писавшего соком своих больных нервов». Литературные вкусы обоих писателей во многом оказались сходными. Главным героем их произведений была правда. Этой полной и точной правды они не находили даже в произведениях Достоевского, казавшегося им слишком вычурным выдумщиком мнимых проблем, тогда как мимо действительных проблем писатель проходил.

Читайте также:
Владимир Галактионович Короленко (1853—1921): сочинение

С Толстым Короленко встречался несколько раз, с 1886 по 1910 год. Демократ Короленко с захватывающим интересом следил за «великим пилигримом» с мировой славой, за «максимализмом» его отрицания и моральных требований, за возраставшим «государственным» размахом его влияния, потрясавшим всю империю. Короленко изложил свои взгляды на Толстого в ряде статей и заметок, дневниковых записей и писем. В юбилейном 1908 году Короленко захотел трезво разобраться, в чем сила художника, сумевшего поднять печатное слово на высоту, недосягаемую для властей. В статье «Лев Николаевич Толстой» («Русское богатство», 1908) Короленко поставил вопрос о Толстом как о «зеркале» жизни. Отражение действительности не должно быть механическим, мертвым, ибо художник – зеркало, но зеркало «живое», оно должно «верно» отражать реальный мир. Между тем «нынешний период литературы особенно богат искривлениями и иллюзиями».

Короленко выдвинул тезис о необходимости рассмотрения Толстого, художника и мыслителя, в неразрывной связи: «Толстой-мыслитель- весь в Толстом-художнике»1. Здесь все его крупные достоинства и не менее крупные недостатки. Это было новым словом после статьи Михайловского о «деснице» и «шуйце». И это единство для Короленко не нечто мертвое. Взвешивая теоретический уровень философствования Толстого, Короленко считал, что «ведущим» началом у него является все же художественное творчество, писательская концепция мира, а теоретические занятия были «служебным» оружием при художественной интуиции.. Слишком заметны свойство Толстого подгонять все теории к своей схеме, дидактический, моралистический уклон его мысли. Он подчиняет себе чужие системы или отвергает их, но не движется между ними, расширяя, меняя свои взгляды. Но если он и меняет свои взгляды, испытывает на себе чье-то влияние, то это касается не влияния Канта, Спенсера, Песталоцци, а влияния крестьян.

Кажется, всего коснулся великий художник. Но если вглядеться, то Толстой «знает и чувствует, видит только два полюса» в России – барина и мужика, а средний, разночинный, демократический слой его не интересует: «Совсем нет ни самостоятельной, городской жизни, ни фабрик, ни заводов, ни капитала, оторванного от труда, ни труда, лишенного. собственного крова, ни трестов, ни союзов рабочих, ни политических требований, ни классовой борьбы, ни забастовок. »2.

У Толстого есть не только этот пропуск, у него наблюдается «неумение самому ориентироваться в запутанностях этого строя, из которого он желает нам указать выход». Он, как моралист, видит зло в самих деньгах, а не в их общественной роли, он зовет к патриархальности, как «иудей первого века», веря в возможность братства по соглашению людей. Еще одно замечание делает Короленко. Проповедуя святость физического труда, опрощения, Толстой был способен «заражаться народными настроениями», и это определяло крупнейшие повороты в его взглядах и творчестве. Это сообщало его произведениям искренность, размах в отрицании произвола, смертных казней. Короленко кладет последний штрих на установленную им связь толстовской мечты о лучшем мире с «народными интересами». Мы, люди более ясных убеждений, говорит Короленко, не можем последовать за Толстым в «измечтанную им область», но эта искренность дает ему силу, и мы уважаем Толстого, более того, «идеальная мечта» «всегда была отличным критерием действительности». Связь с крестьянством порождает искренность Толстого и его мечту о лучшем будущем.

Но на этом пункте оканчиваются замечательные прозрения Короленко. Сразу же тут выступают слабые места его суждений. Короленко оперирует суммарным представлением о народе, никак не выделяя специфические социальные требования русского крестьянства. Он совсем не представляет себе реального положения крестьянства в революции и связь Толстого с крестьянством, а через него с революцией. «Зеркало» было большое и в общем прямое, но Короленко совсем не задумался проследить сложные связи, двойную, тройную аберрацию, которые в конечном счете сделали «непротивленца» Толстого «зеркалом революции». Короленко увидел связь Толстого с крестьянством только в области проповеди «непротивления», а связи критицизма Толстого с протестом народа он не увидел. Толстой не изображал города, рабочего движения. Это верно. Но, изображая барина и мужика, Толстой уже вовлекался в тот круг противоречий, который определял их реальное положение в обществе и противоречивую связь с русской революцией.

Короленко не одобрял народнического и толстовского идолопоклонства перед народом, будто бы уже живущего идеей нормального общественного уклада. Но он считал, что и марксисты слишком идеализируют пролетариат как класс, знающий пути истории. «Лично я,- говорил писатель,- давно отрешился от этого двустороннего классового идолопоклонства». Короленко не заметил, что правильно понять Толстого можно было, только направив на него свет с двух сторон: судить о нем с точки зрения крестьянства, интересы которого он отражал, и с точки зрения рабочего класса, который был главной силой революции и руководил крестьянством в борьбе. Короленко не дошел до трезвого понимания расстановки классовых сил в русской революции и свойств толстовского «зеркала»- отражать противоречия исторического момента.

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

Короленко до конца своих дней был стойким демократом и гуманистом. Он страстно осуждал террор обеих борющихся сторон в гражданской войне. Его письма к А. В. Луначарскому, посетившему писателя в Полтаве, показывают, что, в целом сочувствуя новой власти и видя ее народный характер, Короленко выступал решительно против бессудных расстрелов, произвола и насилия, которые чинили представители местной Советской власти. Короленко зорко усматривал в красном терроре зачатки кощунственных извращений самого духа социалистического переворота. Слабым местом в деятельности Советской власти он считал чрезмерное злоупотребление насилием, недостаточное внимание к экономически-созидательным проблемам. Слишком велика была разруха в стране, невыносим голод и страдания детей, и нужно было как можно скорее организовать народ. Только через труд можно было накормить страну.

Короленко В.Г. – сочинение

Короленко Владимир Галактионович

15(27).7.1853, Житомир, – 25.12.1921, Полтава

Русский писатель, публицист, общественный деятель

Отец – судебный чиновник из дворян, мать – из семьи небогатого польского помещика. В 1871 Короленко поступил в Петербургский технологический институт, в 1874 перешЕл в Петровскую земледельческую академию в Москве. Под влиянием революционной пропаганды стал “лавристом”, намеревался идти “в народ”. В 1876 за подачу коллективного студенческого протеста был исключен из академии, арестован и сослан на год в Кронштадт под полицейский надзор. Освободившись, поступил в 1877 в Петербургский горный институт.

В 1878 впервые выступил в газете “Новости” как журналист. В 1879 опубликовал в журнале “Слово” первый рассказ “Эпизоды из жизни “искателя””. В 1879-81 Короленко находился в тюрьмах и ссылках в Европейской России и на Урале; в 1881 за отказ присягать Александру III был выслан в Якутию. С 1885 жил в Н. Новгороде.

В тюрьме Короленко написал рассказ “Чудная” (1880, опубликован 1905), в котором создал образ ссыльной девушки-революционерки, мужественной и непримиримой. На еЕ примере писатель показал, что пропасть взаимного недоверия разделяет народ и народническую интеллигенцию. Короленко был свободен от ограниченности народнических иллюзий. В его произведениях русская действительность конца 19 – начала 20 вв. нашла во многом верное отражение. Он показал в них, как жизнь опровергает коренные догматы “революционеров без народа”.

В отличие от народнических эпигонов, Короленко показал, что мужицкая масса неоднородна – рядом с бедняком стоит кулак (очерк “Ненастоящий город”, 1880): в народе растет протест (“Яшка”, 1880), тяга к справедливости и правде (“Убивец”, 1882), вера в их торжество (“Сон Макара”, 1883). Сибирские наблюдения обогащали творчество Короленко на протяжении многих лет: “Соколинец”, “Федор Бесприютный” (оба – 1885), “Черкес” (1888), “Ат-Даван” (1892), “Марусина заимка” (1899), “Огоньки”, “Мороз” (оба – 1901) и др. В этих произведениях, как и в рассказах “Волынского цикла” – “В дурном обществе” (1885), “Лес шумит” (1886), “Парадокс” (1894), – появляются “выломившиеся” из “приличного” общества и противостоящие ему вольнолюбивые бродяги, каторжники, поселенцы, нищие.

В повести “Слепой музыкант” (1886) мажорно звучит характерный для Короленко мотив преодоления физических и нравственных недугов, мешающих человеку стать активным членом общества. Вера Короленко в скрытые до поры силы народные отразилась в рассказе “Река играет” (1892). Путешествие в Америку в 1893 дало писателю материал для ряда художественных и публицистических произведений, самое значительное из которых повесть “Без языка” (1895, 2-я редакция – 1902).

Выступления в защиту эксплуатируемых скупщиками кустарей (“Павловские очерки”, 1890) и голодающих крестьян (очерки “В голодный год”, 1892), участие в реабилитации удмуртских крестьян, ложно обвинЕнных в ритуальном убийстве (цикл статей “Мултанское жертвоприношение”. 1895-96), выдвинули Короленко в число передовых демократических русских публицистов.

В 1896-1900 Короленко жил в Петербурге, входил в редакцию либерально-народнический журнал “Русское богатство” (в 1904-1918, с перерывами, – его редактор). С 1900 Короленко жил в Полтаве. В 1902 он защищал крестьян – участников аграрных волнений на Полтавщине. В 1903 ездил в Кишинев, где произошел еврейский погром, и откликнулся на него очерком “Дом N 13” (опубликован в России в 1905). Предчувствием народной революции пронизаны очерк “В облачный день” (1896), рассказ “Мгновение” (1900).

Избранный в 1900 почетным академиком по разряду изящной словесности, Короленко в 1902 совместно с А. П. Чеховым отказался от звания, протестуя против беззаконной отмены академией выборов М. Горького. В статье “Сорочинская трагедия” (1907) Короленко обвинил начальника карательной экспедиции Филонова в убийствах крестьян и потребовал публичного суда над ним; статьи “Бытовое явление” (1910) и “Черты военного правосудия” (1910-11) – яркие выступления против смертной казни, обличение деятельности военно-полевых судов.

Вмешательство Короленко в так называемое “дело Бейлиса” способствовало разоблачению его устроителей и помогло добиться оправдательного вердикта присяжных. Авторитет Короленко – публициста был огромен; в течение долгих лет Короленко олицетворял собой совесть и достоинство русской демократической литературы.

В 1905-21 Короленко работал над мемуарами “История моего современника” (опубликованы 1922), в которых раскрывается процесс становления личности молодого человека разночинского этапа освободительного движения. Значительный интерес представляют литературно-критические статьи: “Воспоминания о Чернышевском” (1890), “О Глебе Ивановиче Успенском” (1902), “А. П. Чехов” (1904), о Н. В. Гоголе – “Трагедия великого юмориста” (1909), две статьи о Л. Н. Толстом (1908) и др.

Отношение Короленко к Великой Октябрьской социалистической революции было сложным и противоречивым. Называл себя “беспартийным социалистом”, не разделял идей большевистской партии, но активно выступал против контрреволюции и творимых ею бессудных казней, погромов.

Читайте также:
Петрусь: сочинение

Реализм Короленко, продолжая традиции классической русской литературы (в том числе традиции тургеневской школы), открывал и новые перспективы: писатель стремился найти художественные средства для выражения предчувствия неизбежного обновления жизни; литературу, считал он, необходимо обогатить чертами героического: “Мы признаем и героизм. И тогда из синтеза реализма с романтизмом возникнет новое направление художественной литературы. ” (Избранные письма, т. 3, 1936 с. 29).

Литературная и общественная деятельность Короленко – демократа и гуманиста, ненавидевшего самодержавие, боровшегося против произвола царских властей, защитника угнетЕнных – оказывала большое революционизирующее влияние на передовые слои русского общества. В речи “Из воспоминаний о В. Г. Короленко” (1918) М. Горький выразил уверенность в том, что в “. великой работе строения новой России найдет должную оценку и прекрасный труд честнейшего русского писателя В. Г. Короленко, человека с большим и сильным сердцем” (Собр. соч., т. 14, с. 245).

В Полтаве в 1928 открыт литературно-мемориальный музей Короленко.

В. Г. Короленко Лев Николаевич Толстой

В. Г. Короленко Лев Николаевич Толстой

Теперь от художественной области, в которой величие Толстого очевидно и неоспоримо, мы переходим к области более спорной, около которой и в настоящую минуту возникают разногласия, вскипают страсти.

Толстой – публицист, моралист и мыслитель не всегда был достаточно благодарен Толстому-художнику. А между тем, если бы не поднялся на высоту, откуда он виден и слышен всему миру, едва ли мир с таким вниманием прислушивался бы к словам мыслителя. И кроме того, Толстой-мыслитель весь и целиком заключен в Толстом-художнике. Здесь все его крупные достоинства и не менее крупные недостатки.

Давно уже отмечено, что в произведениях Толстого-худож-ника нашла отражение вся наша жизнь, начиная от царя и кончая крестьянином. Эти полюсы намечены верно: действительно, в «Войне и мире», например, есть поразительно яркий и реальный образ царя в лице Александра I. Это с одной стороны. На другой – мы имеем почти бессловесных солдата Каратаева и мужика Акима (из «Власти тьмы»). Между этими крайностями располагается множество персонажей – аристократия, деревенские дворяне – много деревенских дворян, – крепостные, дворовые, мужики – много мужиков… Однако есть в этой необыкновенно богатой коллекции и один существенный пробел: вы напрасно станете искать в ней – «среднего сословия», интеллигента, человека свободных профессий, горожанина, будь то чиновник на жаловании, конторщик, бухгалтер, кассир частного банка, ремесленник, заводский рабочий, газетный сотрудник, технолог, инженер, архитектор… Родовитое дворянство в произведениях Толстого подает руку мужику через головы людей среднего состояния, которые в этом богатом собрании персонажей почти отсутствуют или являются только мельком, без существенных особенностей своего положения, своей психологии и быта.

Город для Толстого – это место, где влюбляется Левин, где Стива Облонский 1 видит во сне своих дамочек и рюмочки, куда деревенские ходоки приходят с своими ходатайствами за разоренных Стивой и его собратьями однодеревенцев, куда, наконец, идут на скорую погибель детски беспомощные деревенские парни и девицы. Но горожанина, как такового, и городской жизни, независимой от деревни с ее особенной самостоятельной ролью в общей жизни великой страны, не знает художественное внимание Толстого. В нем всего устойчивее отразилось два полюса крепостной России: деревенский дворянин и деревенский мужик. Нашего брата, горожанина-разночинца, чья жизнь вращается между этими полюсами, великий художник не видит, не хочет знать и не желает с нами считаться.

Не знаю, попадалось ли уже это замечание в огромной критической литературе о Толстом. Во всяком случае оно принадлежит не мне: впервые я слышал его от одного из моих друзей, и оно поразило меня своей меткостью. Разумеется, было бы странно ставить это обстоятельство на счет «недостатков» в художественном творчестве Толстого. Пожалуй, наоборот, оно подчеркивает огромный захват этого творчества: в то время как у других художников мы указываем, что именно, какой угол жизни они изобразили, у Толстого легче отметить то, что он пропустил. Но для Толстого – мыслителя и публициста этот пробел имел очень существенное, почти роковое значение.

Дело именно в том, что Толстой-мыслитель – целиком порождение Толстого-художника. Конечно, Толстой – человек очень образованный, много читавший и много изучавший. Для своих религиозных изысканий он изучал даже древнееврейский язык. Но его публицистические и моральные схемы никогда не истекали из этого изучения как самостоятельный вывод из накопленных знаний. Наоборот, изучение являлось служебным орудием для готовой схемы, которая рождалась из художественной интуиции.

В комплексе душевных свойств этого замечательного человека есть одна черта, заслуживающая более пристального и обстоятельного анализа. Может быть, я остановлюсь еще на ней в другой раз, а пока отмечу ее лишь общими чертами. В недавно опубликованных г-ном Чертковым материалах из семейной хроники и переписки Толстых есть одно письмо старшего брата писателя, а в письме есть характерная фраза: «Левушка все юфанит». В примечании к письму говорится, что Юфан был работник в имении Толстых, который очень нравился Льву Николаевичу. Нравился до такой степени, что он подражал его движениям, его манере держать соху и т. д. И это было далеко уже не в детском и даже, кажется, не в юношеском возрасте.

Читайте также:
Владимир Галактионович Короленко (1853—1921): сочинение

Таких примеров можно было бы привести очень много и из произведений, и из биографии великого писателя. Эта способность увлекаться чужой личностью, вовлекаться, так сказать, в ее сферу составляет парадоксальную, на первый взгляд, но очень заметную черту нравственной физиономии Толстого. И наверное, этот Юфан ничем особенным не выделялся из ряду.

Здесь не нужно ни особенной глубины, ни оригинальности, ни богатства душевного строя. Нужна только непосредственность и цельность. Солдат Каратаев не умеет связать трех последовательных фраз. Аким 2 закрывает свое туманное миросозерцание магической и почти нечленораздельной формулой: таё-таё. Убогость душевного мира несомненная. Мало слов, мало понятий, мало образов и мало ощущений. Зато эта убогая душевная меблировка расставлена удивительно просто и гармонично: тут нет места разным душевным беспорядкам вроде столкновения различных противоречивых понятий, нет места рефлексии и сомнениям. Отсюда спокойная уверенность в своей правоте, отсюда непосредственность и цельность. А этого достаточно, чтобы великий художник, обуреваемый целым миром образов, идей, понятий, которые вечно волнуются, сталкиваются в душе и не позволяют ей окончательно сложиться в каком-нибудь прочном и гармоническом «стиле», остановился перед Каратаевым, перед Акимом, перед Юфаном, зачарованный почти до гипноза их простою и убогою цельностью. И в своем увлечении он силою таланта заставит и нас преклоняться перед этой цельностью и верить, что в солдате Каратаеве мерцает какая-то необыкновенная мистическая мудрость, которую не дано разгадать даже гениальному художнику.

Вся многообразная история толстовских душевных переживаний сводится, по моему мнению, к жадному исканию цельности и гармонии духа. Если это возможно только при душевном и умственном обеднении, то за борт душевное и умственное богатство! Для Толстого наступает период общения с юфанами, Каратаевыми и акимами в «простой народной вере», «у одной чаши», у одного обряда… Вместе со своим Левиным он идет тогда в деревенский храм и с сердечным сокрушением раскрывает перед немудрым деревенским попиком свою гениальную душу. Он вовлечен в душевную сферу юфанов и Каратаевых, и ему кажется, что он «научился» верить так же бездумно, просто и «правильно», как правильно, «по-юфановски», научился держать соху. Он задул свой диогеновский фонарь 3 и с наслаждением погружается в океан непосредственной веры, без критики, с подавленным анализом в душе.

Но, конечно, это только иллюзия. «Научиться» акимовой вере нельзя, во-первых, а во-вторых, не стоит потому именно, что невозможно научиться непосредственности, а только она одна и влекла Толстого. Между тем кипучая, богатая красками и мыслью натура художника протестует против обеднения. Наступает кризис. Анализ сух и безрадостен, но ведь он тоже стихия, живущая своей непосредственной жизнью… А «народная вера» глупа и полна нехристианских суеверий… Гармония исчезает. Период нерассуждающей ортодоксии закончен. Вечный искатель пускается в новый путь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882–1945)

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882–1945) В литературном наследии одного из крупнейших советских писателей А. Н. Толстого существенное место занимает научная фантастика. Писатель создал всего несколько таких произведений, но они имеют основополагающее значение для развития

Лев Николаевич Толстой (28 августа (9 сентября) 1828 – 7 (20) ноября 1910)

Лев Николаевич Толстой (28 августа (9 сентября) 1828 – 7 (20) ноября 1910) Богат, разнообразен и насыщен духовный, художнический и человеческий мир Льва Толстого, только что кончившего роман «Воскресение», опубликованный в 1899 году, над которым он работал десять лет. В своей

Алексей Николаевич Толстой 29 декабря 1882 (10 января) 1883 – 22 февраля 1945

Алексей Николаевич Толстой 29 декабря 1882 (10 января) 1883 – 22 февраля 1945 Алексей Николаевич Толстой родился в семье графа Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны (в девичестве Тургеневой). В семье было уже трое детей, когда молодая писательница Александра

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна. Предок писателя по отцовской линии был сподвижником Петра I и одним из первых в России получил графский титул. По матери Толстой был родственником А.С. Пушкина. В

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна. Предок писателя по отцовской линии был сподвижником Петра I и одним из первых в России получил графский титул. По матери Толстой был родственником А.С. Пушкина.Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя – сподвижник Петра I – П.А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. По матери Толстой был родственником А.С. Пушкина.Он рано осиротел, потеряв

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой Творчество Л. Н. Толстого вам уже отчасти знакомо. В будущем вам предстоит узнать и его лучшие произведения: «Войну и мир», «Анну Каренину», «Хаджи-Мурата», «Смерть Ивана Ильича». Пока же предлагаю вашему вниманию небольшое произведение

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой Русский писатель-реалист второй половины XIX века Л. Н. Толстой по праву считается одним из лучших мастеров, изображавших внутренний мир человека. Он обладал умением передать «диалектику души» в удивительно жизненных образах, то есть показать

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ В наследии Толстого для потомков отчетливо выделяются три ипостаси: художественное творчество, «голгофа» его жизни и дневники. В каждой из них нам видится свой Толстой, не похожий ни на одного, ни на другого. В каждой из них известный и на первый

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич 29. XII.1882 (10.I. 1883), Николаевск (ныне Пугачевск) Самарской губернии — 23.II.1945, санаторий «Барвиха» под Москвой

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич 29. XII.1882 (10.I. 1883), Николаевск (ныне Пугачевск) Самарской губернии — 23.II.1945, санаторий «Барвиха» под Москвой «Третий Толстой», как назвал Алексея Николаевича Бунин, — фигура совершенно особая в ряду Серебряного века. Его судьба — яркая

ЛЕВ ТОЛСТОЙ Лев Николаевич, граф 28. VIII(9.IX).1828, Ясная Поляна Тульской губернии — 7(20).XI.1910 — станция Астапово (ныне ст. «Лев Толстой» Липецкой области)

ЛЕВ ТОЛСТОЙ Лев Николаевич, граф 28. VIII(9.IX).1828, Ясная Поляна Тульской губернии — 7(20).XI.1910 — станция Астапово (ныне ст. «Лев Толстой» Липецкой области) Льва Толстого, конечно, странно причислять к деятелям культуры Серебряного века. Он — классик из XIX века, реалист золотой

Константин Николаевич Леонтьев Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой (1888)

Константин Николаевич Леонтьев Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой (1888) Было время, когда я не любил военных. Я был тогда очень молод; но, к счастью, это длилось недолго!Воспитанный на либерально-эстетической литературе 40-х годов (особенно на Ж.Санд, Белинском и

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) «Кавказский пленник» (Рассказ) Пересказ IНа Кавказе служит офицером барин по имени Жилин. Ему приходит письмо от матери, в котором она пишет, что хочет повидаться с сыном перед смертью и, кроме того, нашла ему хорошую невесту. Тот решает ехать

Алексей Николаевич Толстой

Алексей Николаевич Толстой Имя этого русского писателя XX века тебе должно быть хорошо известно: ведь именно он написал прекрасную сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Вообще-то А. Н. Толстой писал в основном для взрослых. Ему принадлежат исторический роман

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич Толстой – гордость не только русской, но и мировой литературы. Его повести «Хаджи Мурат», «Казаки», «Крейцерова соната», романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», многочисленные новеллы переведены почти на все языки мира

Анализ произведения В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

В. Г. Короленко намного опередил своих современников, исследуя тему смысла жизни. Это подтверждается при анализе произведения «Слепой музыкант». Талант позволял писателю гораздо качественнее и осмысленнее воспринимать окружающий мир, что давало ему возможность поднимать вопросы, которые не были свойственны литературе того времени.

  1. История создания
  2. Литературный жанр
  3. Тематика и проблематика
  4. Краткое содержание
  5. Ключевые моменты

История создания

Короленко создавал повесть в течение 13 лет. Он начал работать над ней в 1885 г., годом позднее ее впервые опубликовали в газете «Русские ведомости». Но писатель не бросил задумку, а всячески ее перерабатывал для других изданий. Отдельно повесть вышла в 1888 г., но и здесь без исправлений не обошлось. В 1898 г. вышло очередное издание «Слепого музыканта», здесь Короленко добавил важнейшие детали: встречу со слепыми звонарями и уход Петра к нищим.

В повести много биографичных моментов из жизни самого Короленко. Он знал девушку, которая была рождена слепой, проводил с ней много времени. Большинство ее впечатлений от жизни были положены в основу характера Петруся. Также у писателя был ученик, который терял зрение. Короленко довелось познакомиться со слепым музыкантом, пообщаться с ним, чтобы понять, как такие люди чувствуют музыку. Сцена со звонарями была полностью взята из жизненного опыта писателя, когда он в 1890 году посещал Саровский монастырь.

«Слепой музыкант» был любим современниками писателя и литературными критиками. Только при жизни Короленко это произведение переиздавали 15 раз.

Литературный жанр

«Слепой музыкант» является повестью реалистического направления. В ней рассказывается о становлении героя. Характер Петра развивается в соответствии с канонами реалистического направления:

  1. Личность сформирована окружением. На нее влияют происходящие с героем события.
  2. Внутренний мир Петруся постоянно находится в процессе изменения. Писатель оставляет финал открытым, чтобы дать читателю самому придумать конец повести.
  3. Чувствуется влияние других литературных направлений — романтизма и сентиментализма. В синтезе течений тоже проявляется характерная черта реализма.

Наиболее реалистичным персонажем в повести является Эвелина, исключение составляет только ее романтично описанная внешность. Короленко считает, что она была настоящей любящей женщиной.

«Слепой музыкант» — повесть одновременно философская и психологическая. Сам же писатель называет свое произведение этюдом. Это связано с тем, что в музыке этот жанр обозначает изучение чего-либо. В книге Короленко проникается жизнью слепого музыканта, который поначалу потерян, а затем постепенно находит смысл жизни и становится счастливым.

Тематика и проблематика

Писателю понадобилось 13 лет, чтобы закончить повесть «Слепой музыкант». Темой Короленко сделал рассуждение о том, как стать счастливым. Прочитав книгу, становится понятно, что главное — дарить другим людям добро и счастье. Аргументы этого встречаются на протяжении всего произведения.

Также читатель увидит, что в произведении поднимается масса философских вопросов: смысла жизни, трудностей на жизненном пути, народной памяти, истинного искусства. Короленко становится едва ли не первым писателем, кто поднимает проблему инвалидов в XIX веке. Эта тема станет по-настоящему актуальной лишь в следующем столетии.

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

Краткое содержание

События повести развиваются на Волыни. В семье рождается первенец. Младенец оказывается слепым. Ему дают имя Петрусь. Вокруг него и будут разворачиваться все действия.

Временные рамки произведения затрагивают 20 лет — от рождения Петруся до момента, когда у него самого появляется ребенок. События описываются в 7 главах, в эпилоге герои показаны через три года после завершения основных действий повести.

Важную роль в сюжете играет дядя Петруся Максим. Он делает вывод, что ему стоит заняться развитием талантов племянника, чтобы компенсировать слепоту другими способностями. Мужчина запрещает чрезмерно заботиться о мальчике, давая ему возможность познавать мир самостоятельно и на ощупь. Это приводит к тому, что с ранних лет Петр опережает своих сверстников в физическом развитии.

В пять лет Петрусь проникается любовью к свирели и сам овладевает навыком игры на ней. Он чувствует с ней духовную связь. Дядя Максим также учит Петруся играть на пианино, но этот музыкальный инструмент воспринимается мальчиком как нечто чужеродное, пусть он и свободно музицирует на нем.

Мальчику приходится несладко, потому что он не может играть вместе с другими детьми. Но он знакомится с Эвелиной — девочкой, которая живет по соседству. Она становится ему настоящим другом. Впоследствии Петр проникается к ней искренними чувствами. Девушка будто была послана слепому юноше как подарок судьбы.

В то же время Петр понимает, как ему будет тяжело жить дальше, ведь он слепой, а значит, ни на что не годится. Темные думы постепенно завладевают душой юноши, но на помощь ему снова приходит дядя Максим. Он приглашает в гости помещика Ставрученко и его сыновей. Один из них был музыкантом, второй — филологом. Петр чувствует свою отрешенность от молодежи, но лишь до тех пор, пока его игру на фортепиано не слышат гости. Они признают, что она отличается от тех, что они уже слышали.

Шестая глава является в повести кульминационной. В ней Петр осознает, что может добиться многого в жизни. Это осознание настигает его, когда он приходит на могилу ватажка гайдамаков Игнатия Карого, которого похоронили вместе со слепым бандуристом Юрком, сопровождавшим его отряд даже в бою.

Вторым кульминационным эпизодом в повести служит встреча со звонарями. Они тоже были слепы, но символизировали разные вещи. Первый звонарь, Егорий, был похож на Петра чем-то, но отличался озлобленностью на весь мир. Роман, второй звонарь, ослеп в детстве, но жизнь любил, как и все вокруг себя. Их отношение читатель видит по тому, как они общаются с детьми, пришедшими на звонницу.

После этой встречи Петрусь понимает, что ему ближе Егорий. Главный герой таит в себе обиду на весь свет, считает себя для всех обузой. Даже отношения с Эвелиной не приносят ему радости. Парню кажется, что он лишь отягощает ее существование.

Третьим кульминационным моментом можно назвать встречу Петра со слепыми возле католической иконы. Он завидует им, поскольку все, что их волнует, — это то, где найти для себя пропитание и кров. Это отвлекает от мыслей по поводу собственной неполноценности.

В итоге Петр принимает решение отправиться в путешествие вместе с другими слепыми. Там он знакомится с их главарем Федором Кандыбой, который лишился зрения на войне. Это путешествие переворачивает жизнь главного героя. Теперь он находит истинные ценности и понимает, где совершал ошибки.

После возвращения парень женится на Эвелине, тем самым избавляя себя от страха, что будет всегда никому не нужен. У пары рождается здоровый ребенок.

Ключевые моменты

В эпилоге главный герой потрясает присутствующих игрой на пианино. Он находит собственное счастье. Дядя Максим считает, что племяннику это удалось лишь потому, что он смог забыть свои «эгоистичные страдания». В этих иллюстрациях читатель видит, что путь Петра состоял из трех ключевых моментов:

  1. Осознание героем того, что жизнь в его руках. Он может добиться всего, если захочет.
  2. Встреча со звонарями, где Петр отходит от своей главной цели ради прокрастинации и того, чтобы жалеть себя. Ложный путь.
  3. Возвращение Петруся на истинную дорогу судьбы. Обретение себя, победа над страхами, создание семьи и нахождение настоящего предназначения.

Жизнь Петра не была легкой, но именно она создала его как личность и человека. Совершая ошибки и возвращаясь к своим настоящим амбициям, он в итоге обретает счастье. К этой мысли подводит читателя в своей повести «Слепой музыкант» В. Г. Короленко. Анализ литературного сочинения писателя позволяет в этом убедиться.

Внутренний мир Петра тесно связан с природой, хоть герой и не может ее увидеть. Характерной чертой произведения Короленко можно назвать то, что окружающий мир отражает психическое состояние героя.

Повесть закончилась счастливо. Петр осознал, что только через сострадание к другим его душа очистится от эгоизма, станет зрелой и наполнится истинными чувствами. Свое призвание он находит в том, чтобы делать людей счастливыми с помощью музыки. Его семья тоже счастлива рядом с ним.

Читайте также:
Владимир Галактионович Короленко (1853—1921): сочинение

«Слепой музыкант»: краткое содержание и анализ

Повесть Владимира Короленко «Слепой музыкант» — самое значимое произведение писателя. При жизни автора книга переиздавалась пятнадцать раз, ее тепло принимали современники, и сегодня читатели с удовольствием с ней знакомятся. О чем повествует «Слепой музыкант»? Краткое содержание повести предлагаем ниже.

«Слепой музыкант»: краткое содержание

Это могла бы быть трагичная история о несчастном мальчике, который родился слепым. Однако Владимир Короленко преследовал другую цель. В произведении он представил жизнеутверждающие посылы. Разгадать их поможет пересказ повести «Слепой музыкант». Кратко изложенное ниже, пригодится для читательского дневника:

Краткое содержание «Слепого музыканта»: завязка

В семье украинского помещика Попельского родился мальчик. Поначалу никто не заметил, что он слепой. Догадывалась только мама, вскоре врач подтвердил ее подозрения.

Отец маленького Петруся — добродушный помещик, который интересовался в основном хозяйством. С семьей жил мамин брат — дядя Максим. Его знали как опасного забияку и бойца.

Уехав в Италию, Максим вступил в отряд Гарибальди, бился с австрийцами, а вернулся без ноги и с множеством ранений. Он решил заняться воспитанием племянника и посоветовал сестре меньше опекать сына. Вскоре Петрусь научился сам ползать по дому.

С приходом весны мама и дядя повели Петра к реке. Обилие звуков природы так впечатлило мальчика, что он потерял сознание. Взрослые стали постепенно знакомить его со звуками и ощущениями.

«Слепой музыкант»: увлечение музыкой и знакомство с Эвелиной

Однажды Петрусь услышал, как конюх Иохим играл на дудке, и попросил научить его музицировать. Мама Анна Михайловна приревновала сына и купила фортепиано.

Но Петруся не впечатлила ее сложная и грубая музыка. Позже, прислушиваясь к мелодиям Иохима, мама тоже стала передавать через музыку свои чувства. Тогда фортепиано заинтересовало Петруся, и он принялся осваивать инструмент.

Петрусь: YouTube / Классное Чтение

Дядя научил Петра самостоятельно убирать комнату и даже ездить верхом. Друзей у мальчика не было — соседские ребята сторонились его.

Вскоре по соседству поселилась семья Якульских с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Она была рассудительной и спокойной. Однажды девочка подошла к Петру, и тот по привычке стал ощупывать ее лицо. Эвелина испугалась, но скоро все поняла. Между ними завязалась дружба.

Книга «Слепой музыкант» вкратце: душевные терзания Петра

Дядя Максим позвал в гости друга Ставрученко вместе с сыновьями-студентами. Дядя хотел внести разнообразие в размеренное бытие поместья и показать, какая жизнь течет за его пределами. Но молодые люди вели беседу, не обращаясь к Петру. Мальчик почувствовал себя лишним в этом мире.

Его утешает Эвелина: девочка хочет, чтобы они поженились, ей важна не его слепота, а их чувства. Петр возвращается к гостям и играет на пианино. Все восхищаются и предрекают ему большое будущее. Наконец он чувствует, что тоже способен сделать что-то в жизни.

Осенью Попельские отправляются в гости к Ставрученко. Вместе они посещают монастырь, где их провожает звонарь Егорий. Он с рождения слеп и внешне похож на Петра. Между молодыми людьми завязывается разговор. Егорий жалуется, что завидует другому звонарю Роману: тот потерял зрение в семь лет, успел увидеть мир и лицо матери. Егорий кажется Петру сердитым и озлобленным, постепенно он сам становится таким же.

Пришла зима. Петр мучается вопросом, зачем жить слепому. Встреча с Егорием погрузила его в тоску. Дядя Максим объясняет ему цвета, парень ловит каждое слово и пытается выразить услышанное в музыке. Петр делится с дядей, что завидует нищим слепцам: их заботит лишь выживание, и от этого они менее несчастны.

Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека

Однажды Максим, Петр и Иохим пошли к чудотворной иконе. У выхода сидели слепцы и завывали унылую песню. Петру хотелось поскорее сбежать. Но Максим напомнил, что это и есть счастливцы, которым он завидовал, и заставил дать им милостыню.

Рассказ «Слепой музыкант»: судьбоносное путешествие Петра

Петр сообщает семье, что уедет с дядей в Киев и будет брать уроки у известного пианиста. Однако на половине пути он встречает двоих слепцов и отправляется с ними в путешествие до Почаева.

В дороге Петр познает мир, узнает о тяжелых судьбах других, наполняется состраданием и забывает о своем несчастье. Дядя Максим тем временем прикрывает племянника перед семьей.

Петр возвращается домой совсем другим, его душа исцелилась. Они с Эвелиной играют свадьбу. Вскоре он узнает, что станет отцом, переживает, что его ребенок тоже будет незрячим. Но опасения не оправдываются, тогда Петр по-настоящему чувствует себя счастливым. Казалось, будто он сам все видит.

Спустя три года Петр становится знаменитым музыкантом:?

  • В Киеве о нем ходят легенды, на ярмарке собирается публика, чтобы послушать известного слепого пианиста.
  • Его выступление слушает и дядя Максим. Петр вплетает в музыку и народные мелодии, и мотивы песен слепых нищих. Тогда Максим понимает, что Петру удалось познать полноту жизни, да и сам он сделал доброе дело, не зря жил на свете.

«Слепой музыкант»: анализ произведения

Какие философские темы затронуты в повести Владимира Короленко «Слепой музыкант»? Анализ произведения позволит в них разобраться:

Читайте также:
Петрусь: сочинение

История создания

Работу над произведением «Слепой музыкант» Короленко начал в 1885-м. Уже через год его напечатали в газете «Русские ведомости».

Однако после первой публикации писатель неоднократно дорабатывал повесть: что-то исправлял, добавлял новые главы. В 1898 году он внес последнюю правку и ввел важные для сюжета эпизоды — о встрече со слепыми звонарями и путешествии главного героя. В общей сложности над книгой «Слепой музыкант» автор трудился тринадцать лет.

Портрет Владимира Короленко: Wikipedia / И. Е. Репин

О жизни слепых людей Короленко был хорошо осведомлен:

  • В детстве был знаком с девушкой, которая родилась незрячей. Ее воспоминания Короленко использовал, чтобы передать ощущения героя.
  • Писатель знал слепого музыканта, который послужил прототипом Петра Попельского.
  • У автора был ученик, который постепенно терял зрение.

«Слепой музыкант»: жанр

«Слепой музыкант» — повесть, написанная в традициях реализма. Автор раскрывает характер главного героя со всеми его недостатками, описывает контекст, который их обусловил. К примеру, читатель замечает, что Петрусь растет эгоистичным. В этом нет ничего удивительного, ведь его одного растила любящая семья.

Кроме того, повесть носит психологический и философский характер:

  • Психологическая составляющая проявляется в том, что Короленко филигранно раскрывает душевную организацию героя, его чувства и переживания.
  • Повесть поднимает философский вопрос о поиске смысла жизни. Так, и Петр, и его дядя — инвалиды. Но в итоге каждый из них осознает свое предназначение.

Любопытно, что сам автор обозначил «Слепого музыканта» как этюд — об этом свидетельствует подзаголовок повести. Этюд — музыкальный жанр, эти произведения используют пианисты, чтобы отточить технику. Эта деталь не только относит нас к тематике повести, но и символизирует работу главного героя над собой.

Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека

Идеи произведения

В повести «Слепой музыкант» герои помогают раскрыть основные идеи автора:

  • Природа человеческого счастья.

Каждый человек достоин счастья и должен за него бороться. Более того, счастье не эгоистично. Достичь его можно, проявив сострадание к окружающим и познав жизнь во всех ее проявлениях.

  • Проблема выбора и сила духа.

«Слепой музыкант» учит не опускать руки, какой бы безвыходной ни казалась ситуация. Человек сам строит свою судьбу, делая выбор — сетовать на несправедливость жизни или находить в ней прекрасное.

  • Формирование личности.

На главного героя повести повлияли два разных человека — нежная и заботливая мама и мужественный дядя Максим. Он не остался равнодушным к судьбе племянника, понял, что его нужно научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности.

  • Роль искусства в жизни человека.

Незрячий герой находит отдушину в музыке. Она помогает выразить чувства, является катализатором его внутреннего мира. Более того, автор показывает, что настоящему таланту и стремлению не могут помешать никакие преграды.

Урок, который преподает повесть, полезен для каждого читателя. «Слепой музыкант» внесен в школьную программу, но и взрослым произведение будет интересно и полезно.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Примеры сочинений по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

Сочинение №1

Тема: «Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры», направление: «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня»

(Автор сочинения – Гончарова Алина Николаевна)

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, какую книгу он считает величайшим достижением культуры. Так, с раннего возраста ребенок познает мир с помощью книг. Родители читают сказки, стихи, были, и нам кажется, что лучше этих произведений нет. Но это не так. Когда мы вырастаем, то по-другому смотрим на мир, понимаем, какие книги оказывают на нас наибольшее эмоциональное воздействие. Я только с четырнадцатилетнего возраста начала осознанно читать и анализировать книги. И если после прочтения произведения и смогла найти ответы на вопросы, то данную книгу я считаю великой.

Размышляя о великой книге, я не могу не братиться к произведению Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в котором поднимается множество актуальных проблем.Одна из них – поиск смысла жизни. Главный герой, Андрей Болконский, ищет свое предназначение в жизни. Так, в салоне у Анны Павловны Шерер о понимает, что ему неинтересна свеская жизнь, пустые разговоры войне. Но чего же тогда хочет Андрей? Он жаждит славы. Чтобы стать наменитым , он отправляется на войну с целью наград и званий. Война готовила герою другую историю. В битве при Аустерлице Болконский был тяжело ранен, истекая кровью, он смотрел на небо, плывущие облака и понимал, что нужно что-то зменить в своей жизни.

После сражения Андрей переосмысливает жизнь. Герой винит себя в смерти жены, но решает не опускать руки и заботиться о своей семье . Андрей Болконский впадает в депрессию. И только юная девушка , Наташа Ростова, смогла вернуть его к жизни. Благодаря ей, он понимает, что такое настоящая любовь. Беззаботность, привлекательность девушки заставляют Андрея жить. Он хочет вместе с Наташей создать семью, воспитывать своего ребенка. Узнав об этом, отец героя отправляет его в армию . Правильно ли поступил Андрей, уехав в армию? Однозначного ответа никто дать не может. Ведь в то время нельзя было ослушаться отца и нужно было ехать. Но и молодую девушку опасно оставлять одну на долгое время, потому что вокруг много соблазнов. Когда Наташа изменила Андрею, он не смог ее сразу простить, хотя все равно любил. Смысл жизни героя заключался в служении Родине. Жаль, что герой не сразу понял, чего он хочет от жизни. Что не нужна ему слава, всеобщее признание, а верное служение Отечеству и тихая жизнь рядом с любимым человеком.

Читайте также:
Петрусь: сочинение

Таким образом, величайшим достижением культуры я считаю роман Л.Н. Толстого «Война и мир». К даннму произведению хочется возвращаться вновь и вновь, так как там отражены главные проблемы человечества. Когда возникает какой-либо вопрос, то ответ на него всегда можно найти в данном романе. И я знаю, что еще неоднократно вернусь к прочтению данного памятника культуры.

  1. Соответствие теме зачёт
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала. зачёт
  3. Композиция и логика рассуждения. незачёт
  4. Качество письменной речи. зачёт
  5. Грамотность. зачёт

ИТОГ: зачёт

Рекомендации

P.S. Алина! Работа неплохая, но при прочтении возникает впечатление, что она самостоятельна на 50%, словно писали два разных человека. Роман «Война и мир» – это масштабное произведение, в котором именно на примере Андрея Болконского можно было показать становление как главного героя, так и то, какое влияние он своими поступками оказал на Вас. А в этой работе просматривается поверхностное прочтение романа. Старайтесь внимательнее читать произведения, привлекая больше фрагментов произведения для более детального анализа. Удачи и терпения!

Сочинение №2

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату, провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: