Петрусь: сочинение

Как правильно писать сочинения: с чего начать, структура сочинений

Как писать сочинения разных типов, преодолеть страх чистого листа и что делать, если ребёнок не любит сочинительство.

Сочинение — это рассуждение на заданную тему, изложение своих эмоций и мыслей в тексте. В школе сочинения пишут с начальных классов — сначала это описания картин или вида из окна. В средней школе подросткам предлагают проанализировать литературные произведения и порассуждать на вечные темы: дружба и любовь, жизнь и смерть, выбор профессии. Школьники пишут сочинения не только по литературе, но и по истории, обществознанию и иностранным языкам.

Хорошее владение письменной речью незаменимо не только в учёбе — в дальнейшем этот навык может стать конкурентным преимуществом в работе и даже основным источником заработка (журналистика, копирайтинг, ведение блога).

В этой статье вы найдёте пошаговое руководство по написанию сочинений разных типов, а также универсальные приёмы и советы, которые помогут вашему ребёнку создавать лаконичные и интересные тексты.

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Шаг 1. Обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. Изучите контекст

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.

Структура сочинения

Любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении читателя обычно знакомят с темой. Как правило, оно занимает не более 20% текста. В основной части заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена. В заключении подводятся итоги. Его объём не должен превышать объём вступления.

Однако в зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. На школьных уроках литературы встречаются три основных вида сочинений, каждый из которых преследует свои цели и требует индивидуального подхода.

Как писать сочинение-описание (характеристика)

Сочинение-описание предполагает изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них. Темой описания могут быть внутренние и внешние портреты персонажей, предметы живописи, природа и так далее.

Примеры тем таких сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”», «Природа поздней осенью».

План сочинения-описания лучше всего строить по следующей модели:

  1. Представление предмета сочинения. Если сочинение о реальном человеке, то ученику необходимо написать, кто этот человек, когда жил и чем прославился, если о персонаже — обозначить его роль в сюжете.
  2. Основные признаки предмета сочинения. Во второй части следует рассказать о внешности и характере человека или персонажа либо описать признаки предмета или явления. Важно, чтобы ребёнок не просто перечислил свойства, но выделил особенности, которые отличают предмет описания, рассказал, как они проявляются и на что влияют.
  3. Мнение учащегося о предмете сочинения. Ученик может рассказать, какие ощущения и ассоциации вызывает у него предмет, изложить любые мысли на заданную тему. Можно провести параллели с литературными произведениями и событиями из жизни.
    В конце этой части следует выразить личное отношение к предмету описания. Если ребёнку не нравится герой, персонаж или событие, он имеет полное право написать об этом. Главное — аргументировать свою позицию, то есть объяснить, почему.
  4. Заключение. Последняя часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного. Помогите ребёнку ответить на вопрос: какое значение для жизни или сюжета имеют индивидуальные особенности предмета сочинения.

Как писать сочинение-повествование

Повествование предполагает рассказ о событиях в их временной последовательности. Например: «Блокада Ленинграда», «Как я провёл лето», «Весёлый случай из моей жизни».

Чтобы подготовить ребёнка к работе над повествованием, обсудите с ним тему и убедитесь, что он владеет достаточной информацией о ней. Если необходимо, воспользуйтесь интернетом, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Затем попросите ребёнка рассказать историю, которую он собирается перенести на бумагу. Этот устный рассказ и станет основой для сочинения.

План сочинения-повествования соответствует классической структуре литературного произведения:

  1. Вступление. Для начала ученику требуется кратко обозначить время и место событий, о которых пойдёт речь.
  2. Завязка. Начало действия. Здесь даются краткие характеристики героев предстоящего рассказа и описываются события, предшествующие кульминации.
  3. Кульминация. Развитие действия приводит к главному событию повествования. Это должен быть самый напряжённый и яркий момент рассказа, то, ради чего всё писалось.
  4. Развязка. Финал истории. Описание событий, последовавших за кульминацией: к чему привели действия героев и чем всё закончилось.
  5. Заключение. В конце ученик может порассуждать о том, какие выводы он сделал из данной истории, и выразить своё отношение к героям и их поступкам.

Как писать сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение предполагает изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному явлению и тому подобное. Для написания рассуждения важно рассмотреть проблему с разных сторон и сделать выводы. Примеры: «Что такое дружба», «Как общество влияет на человека», «Что я понял, прочитав рассказ А.П. Чехова “Человек в футляре”».

Перед началом работы над сочинением-рассуждением попробуйте подискутировать с ребёнком на заданную тему, пусть он выразит своё отношение к ней и объяснит, почему считает именно так, а не иначе. Из этих обсуждений, а возможно, и споров, ребёнок сможет составить материал для работы.

Структура у сочинения-рассуждения:

  1. Вступление (тезис). Начиная рассуждение, ученик должен выразить своё отношение к проблеме, обозначенной в теме. Удобнее всего сделать это двумя способами:
    • начать сочинение-рассуждение с цитаты, которая отвечает заданной теме, и прокомментировать её, выразив своё согласие или несогласие;
    • если тезис уже заявлен в теме, например «Красота спасёт мир», можно задать встречный вопрос: «Почему. », «Действительно ли. ».
  1. Аргументы. В основной части работы школьнику нужно убедить читателя согласиться со своей точкой зрения. Для этого можно использовать собственный опыт, цитаты из литературы, мнения экспертов, данные статистики и так далее. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы — тем лучше.
    Если тема сочинения достаточно спорная, стоит рассмотреть альтернативную точку зрения и привести контраргументы: «С другой стороны…», «Существует и другое мнение…».
  1. Заключение. В финале нужно чётко и лаконично подытожить вышеизложенное: описать, какое значение имеет поставленная проблема для общества, что можно и нужно сделать для её решения.
Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ

Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.

Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.

Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.

С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Почему писать сочинения полезно

  • Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт.
  • Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
  • Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру, все части которой должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе.
  • Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать нечто по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.

Как полюбить писать сочинения

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.

Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.

Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.

Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

Читайте также:
Владимир Галактионович Короленко (1853—1921): сочинение

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

Читайте также:
Владимир Галактионович Короленко (1853—1921): сочинение

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

Запомни!

С какими литературными героями вы ассоциируете себя и почему?

С какими литературными героями вы ассоциируете себя и почему? Конечно, каждый человек ответит по-своему на этот вопрос. Прочтя множество произведений, всякий из нас отметит для себя самые лучшие и любимые. Уже из них человек берет одного из главных, второстепенных персонажей и сравнивает себя с ним. И в этой ситуации я не исключение. В подтверждение свои слов приведу примеры из художественных произведений.

В романе Уильяма Голдинга “Повелитель мух” присутствует персонаж, который вызывает симпатию у многих людей. Его имя – Ральф. Это добрый, рассудительный и здравомыслящий мальчик, который пытается вести цивилизованное общество на необитаемом острове. Мальчики выбрали его предводителем. Изначально деятельность Ральфа шла отлично, дети слушались и не сопротивлялись. Ведь Ральф, как предводитель, должен следить за каждым и оберегать от опасности. Для этого он придумал несколько несложных правил, тем самым показав детям, что хоть они и находятся на необитаемом острове, но нужно жить как цивилизованное общество. Но, неожиданно появляется и другой желающий возглавить детей – Джек. Именно за Джеком и идут все ребята, ведь он предлагает жить не в цивилизованном обществе, а в обществе дикарей. По итогу Ральф остается один, так как двух его верных друзей убили, среди дикарей. Они устраивают на него охоту, для этого они поджигают лес. Именно этот огонь и был замечен с корабля, и дети были спасены. Таким образом, главный герой Ральф своими личными качествами и умением оставаться цивилизованным человеком в экстремальных ситуация привлек мое внимание. И я, проанализировав свою жизнь, нашел много общего с Ральфом и стал ассоциировать себя с ним.

Читайте также:
Литературно критическое наследие Короленко: сочинение

Вспомним героя романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Андрея Николаевича Болконского. Он привлек внимание людей своими действиями и состоянием души. Андрей Болконский является богатым и знатным дворянином, но при этом он не любит высшее общество. В высшем свете присутствует пустота и лицемерие, которые противны Андрею. Говоря о обществе, то Болконский заработал репутацию образованного, начитанного и деятельного человека. Сам полководец Кутузов выделял его среди своих адъютантов как преданного и надежного офицера. На войне Болконский заслужил две репутации. Одни восхищались им и подражали, а другие считали его холодным и неприятным человеком. Подведем небольшой итог, Андрей Болконский является не повседневным персонажем. Личные качества Андрея схожи с моими. Я, как и Андрей, много тружусь и меня выделяют в обществе. Благодаря этому я могу себя ассоциировать с Андреем Болконским.

Подведем итог, каждый человек выбирает персонажа под свои качества и свою деятельность. Я же в свою очередь ассоциирую себя с Ральфом и Андреем Болконским. Они полностью описывают меня, как внутри, так и снаружи.

Вам удалось написать сочинение в соответствии с выбранной темой, выстроив логичную структуру и не допустив орфографических ошибок. Однако вы не вполне убедительно доказали, почему сравниваете себя с этими литературными персонажами. К сожалению, ваша работа демонстрирует ограниченный словарный запас и пестрит речевыми ошибками.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

И я, проанализировав свою жизнь, нашел много общего с Ральфом и стал ассоциировать себя с ним.
Я, как и Андрей, много тружусь и меня выделяют в обществе. Благодаря этому я могу себя ассоциировать с Андреем Болконским.
Прочтя множество произведений, всякий из нас отметит для себя самые лучшие и любимые. Уже из них человек берет одного из главных, второстепенных персонажей и сравнивает себя с ним. И в этой ситуации я не исключение.
Подведем итог, каждый человек выбирает персонажа под свои качества и свою деятельность.
Мальчики выбрали его предводителем.
Именно за Джеком и идут все ребята, ведь он предлагает жить не в цивилизованном обществе, а в обществе дикарей.

К 4 (речь) + 1 балл

Это добрый, рассудительный и здравомыслящий мальчик, который пытается вести цивилизованное общество на необитаемом острове.
Изначально деятельность Ральфа шла отлично , дети слушались и не сопротивлялись.

Кроме того, некорректным представляется выбор слова деятельность .

Для этого он придумал несколько несложных правил, тем самым показав детям, что хоть они и находятся на необитаемом острове, но нужно жить как цивилизованное общество .
По итогу Ральф остается один, так как двух его верных друзей убили, среди дикарей.

Конец предложения выбивается из логики. Убили сами мальчики-дикари.

Они устраивают на него охоту, для этого они поджигают лес.
Таким образом, главный герой Ральф своими личными качествами и умением оставаться цивилизованным человеком в экстремальных ситуация привлек мое внимание .
Он привлек внимание людей своими действиями и состоянием души .
На войне Болконский заслужил две репутации .
Говоря о обществе , то Болконский заработал репутацию образованного, начитанного и деятельного человека.
Подведем небольшой итог, Андрей Болконский является не повседневным персонажем .
Подведем итог, каждый человек выбирает персонажа под свои качества и свою деятельность .
Я же в свою очередь ассоциирую себя с Ральфом и Андреем Болконским. Они полностью описывают меня, как внутри, так и снаружи.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 10

Но , неожиданно появляется и другой желающий возглавить детей – Джек.
По итогу Ральф остается один, так как двух его верных друзей убили , среди дикарей.
Подведем небольшой итог ДВОЕТОЧИЕ Андрей Болконский является не повседневным персонажем.
Подведем итог ДВОЕТОЧИЕ каждый человек выбирает персонажа под свои качества и свою деятельность.
Я, как и Андрей, много тружусь ЗПТ и меня выделяют в обществе.
Я же ЗПТ в свою очередь ЗПТ ассоциирую себя с Ральфом и Андреем Болконским.
Они полностью описывают меня , как внутри, так и снаружи.
В высшем свете присутству ет пустота и лицемерие, которые противны Андрею.
Говоря о обществе , то Болконский заработал репутацию образованного, начитанного и деятельного человека.

Союз то неуместен.

Общий вывод по работе

Итак, Данил, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако вам следует уделить внимание логике построения фраз и поработать над речью.

Сочинение по произведению Слепой музыкант Короленко

Главный герой произведения В.Г. Короленко «Слепой музыкант» слепой от рождения. С младенчества он рос в безмятежном покое, чувствуя себя защищённым и любимым. Конечно, невозможность видеть всё, что происходит вокруг него, природу, своих близких и просто солнечный свет печалило его, но зато взамен отсутствию зрения Петруся был очень чувствителен к звукам окружающего мира.

Знакомство с семьёй Ставрученков становится, наверное, первым в жизни потрясением для мальчика, его первым столкновением с реальным миром. Он вдруг узнает, что помимо его усадьбы, за ее пределами существует совсем другой мир. Сперва он заинтересованно слушал эти разговоры, но затем он почувствовал себя чужим здесь. Эта встреча заставила его задуматься и принесла ещё больше страданий.

Когда Петр посетил монастырь и встретился со слепыми звонарями, это произвело на него такое сильное впечатление, что он кардинально изменил свое отношение к жизни. Звонарь Роман ослеп, когда ему было 7 лет, он был очень добродушен и мил, а вот Егорий обозлился на весь мир, не переносил детей, он корил судьбу, что она так несправедливо с ним обошлась. Петр ощущал, что похож на Егория и думал, что все, кто родился слепыми злые. Он испытывал зависть к слепым попрошайкам на улице, ведь им некогда думать о своем горе, надо добывать себе пропитание и ночлег.

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

Встреча со слепым дядей Максимом потрясла его до глубины души. Дядя предлагает своему племяннику отказаться от всех благ сытой и богатой жизни и испытать на себе все «радости» бедных. В итоге Петр примыкает к компании слепых музыкантов.

После скитания со слепыми и совершив паломничество к чудотворной иконе, злость Петра уходит. Он избавился от своей болезни, но не от слепоты, а от душевного озлобления на весь мир. Злоба неожиданно сменилась другими чувствами: сочувствием, состраданием и непреодолимым желанием оказывать помощь другим людям.

Немаловажную роль в жизни Петра сыграла Эвелина. Она явилась для него теплым лучиком надежды, которая помогла ему справиться со своим несчастьем и обрести гармонию с самим собой.

Петр справился со своим душевным дискомфортом, он пришел к своему счастью, снося все преграды, встречавшиеся на пути. Он избавился от злобы и эгоизма. Он хорошо уяснил для себя, что несмотря на все невзгоды, надо идти вперёд, стремиться к заветной цели, изживать из себя весь негатив и тогда ты непременно увидишь « свет в конце тоннеля».

«Слепой музыкант»: анализ произведения

Какие философские темы затронуты в повести Владимира Короленко «Слепой музыкант»? Анализ произведения позволит в них разобраться:

История создания

Работу над произведением «Слепой музыкант» Короленко начал в 1885-м. Уже через год его напечатали в газете «Русские ведомости».

Однако после первой публикации писатель неоднократно дорабатывал повесть: что-то исправлял, добавлял новые главы. В 1898 году он внес последнюю правку и ввел важные для сюжета эпизоды — о встрече со слепыми звонарями и путешествии главного героя. В общей сложности над книгой «Слепой музыкант» автор трудился тринадцать лет.


Портрет Владимира Короленко: Wikipedia / И. Е. Репин

О жизни слепых людей Короленко был хорошо осведомлен:

  • В детстве был знаком с девушкой, которая родилась незрячей. Ее воспоминания Короленко использовал, чтобы передать ощущения героя.
  • Писатель знал слепого музыканта, который послужил прототипом Петра Попельского.
  • У автора был ученик, который постепенно терял зрение.

«Слепой музыкант»: жанр

«Слепой музыкант» — повесть, написанная в традициях реализма. Автор раскрывает характер главного героя со всеми его недостатками, описывает контекст, который их обусловил. К примеру, читатель замечает, что Петрусь растет эгоистичным. В этом нет ничего удивительного, ведь его одного растила любящая семья.

Кроме того, повесть носит психологический и философский характер:

  • Психологическая составляющая проявляется в том, что Короленко филигранно раскрывает душевную организацию героя, его чувства и переживания.
  • Повесть поднимает философский вопрос о поиске смысла жизни. Так, и Петр, и его дядя — инвалиды. Но в итоге каждый из них осознает свое предназначение.

Любопытно, что сам автор обозначил «Слепого музыканта» как этюд — об этом свидетельствует подзаголовок повести. Этюд — музыкальный жанр, эти произведения используют пианисты, чтобы отточить технику. Эта деталь не только относит нас к тематике повести, но и символизирует работу главного героя над собой.


Иллюстрация к повести «Слепой музыкант»: YouTube / Лукояновская библиотека

Проблематика повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (банк аргументов)

Повесть В.Короленко «Слепой музыкант»
Проблема
Аргумент

Нравственные проблемы

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Его герой — слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он — музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и «унижен», и «возвышен» природой.

-Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения.

— А вскоре он овладел и высотами классической музыки. Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Петр стал уверенным, сильным.

Что такое счастье?

1) В.Короленко. Слепой музыкант

«Человек создан для счастья, как птица для полета»;
«дорогу осилит идущий»
-Каждый человек должен бороться за свое счастье, преодолеть физические и нравственные преграды, мешающие человеку найти свое предназначение в жизни.

-Любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.

— проблематика повести «Слепой музыкант» Короленко – это утверждение необходимости борьбы за счастье

— Может ли человек с ограниченными возможностями добиться счастья и успеха?

— Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течение долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно”, — “будто прожгли в мозгу огненную дорогу”.

Проблема формирования характера человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки . Максим, лишенный ног, инвалид, как никто понимает сложности будущей жизни своего племянника. Он, мужественный старый воин, не может оставаться равнодушным к судьбе племянника, не позволит сестре сделать из ребенка «тепличное растение». Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогают Петру узнать мир.

— Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека

— На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг

— Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног, у другого — зрение. Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Читайте также:
Литературно критическое наследие Короленко: сочинение

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор утверждает: если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни. Герой Короленко проходит испытания. Это стремление к свету, преодоление преград на пути к свету.

— человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.

-Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства

Роль искусства в жизни человека

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Музыка выступает в книге еще одним героем и ангелом хранителем необычного мальчика. Увлечение музыкой открыло для ребенка небывалые краски существующего мира, мир эмоций, который он понимал на универсальном языке. Звуки давали Петрусю всю палитру чувств и их переливов. Именно профессиональные занятия фортепиано, игра на дудке позволили мальчику, который не видел от рождения, прочувствовать всю полноту жизни, найти подругу, построить семью и чувствовать себя полноценным человеком. Петрусь прошел ряд возрастных кризисов, справится с которыми ему помогли близкие и соседская девочка Эвелина. Музыка же позволила герою реализовать себя как личности, почувствовать уверенность и дало осознание, что он такой же полноценный член общества, как и все остальные.

— Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар. На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима

— Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и “живое чувство родной природы”, и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает “счастливым о

1) В.Короленко. Слепой музыкант

«Раз в жизни к каждому человеку приходит судьба и говорит: выбирай!»

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика. Вокруг него огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями. Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.

-Герой лишен способности видеть. Знакомство с новыми людьми и большим миром приносят понимание, что выбор жизненного пути, жизненной цели принадлежит самому человеку, что человек должен найти способ реализоваться, чтобы выжить в обществе. На смену злобе и отчаянию приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни, то, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

— Рождение слепого ребенка – это всегда трагедия. Так трагично воспринимают известие о слепоте Петруся мать и его дядя. Герои оказываются перед выбором. Как быть? Какое представление о жизни дать ребенку?

— Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

-Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель нас убеждает, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

— Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

1) В.Короленко. Слепой музыкант

-Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями других.

— После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его душу: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

— Только познав настоящую беду, обиду, горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

Смыл жизни, человеческого существования

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе.

Автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами. Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни.

— Произведение заканчивается концертом Петра Попельского. Среди зрителей в зале находится и его дядя. Максим, как никто слышит и чувствует музыку своего племянника. Он слышит звуки природы, звуки народной музыки и мелодию нищих слепцов-бандуристов. Дядя понимает, что племянник нашел свой путь в жизни, он нашел свое счастье в музыке, своей семье, Эвелине и сыне. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря. Понимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни, в этом его счастье.

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

1) В.Короленко. Слепой музыкант

— Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Познание окружающего мира

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Первый контакт с внешним миром происходит у мальчика приблизительно в три года. Тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: «звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей». Болезненно вслушивается мальчик в незнакомые звуки, испуганно протягивает руки, разыскивая мать, прижимается к ней. Это первое его знакомство с миром природы, закончилось тем, что он несколько дней был в бреду. Сложный путь предстоит герою в познании окружающего его мира и мира собственных ощущений. Этот мир вызывает у него любопытство и страх. Но ему повезло. Рядом с ним любящие его мама и дядя, которые стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у него игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.

Искренняя, самоотверженная любовь

1) В.Короленко. Слепой музыкант

Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием.

Сочинения к варианту №3 ОГЭ-2021

Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 “Типовые экзаменационные варианты” под редакцией И.П. Цыбулько.

Посёлок Нюйский станок расположен на берегу Лены. Лена в этом месте узка, необыкновенно быстра и очень угрюма. Унылый гул лиственниц на горных хребтах составляет вечный аккомпанемент к этому печальному существованию.

В избушке, где я ночевал, на столе горела керосиновая лампочка, примешивая к сумеркам комнаты свой убогий желтоватый свет. За столом сидел старик с довольно красивым, но бледным лицом. Борода у него была серая, с ровной густой сединой, высокий обнажённый лоб отливал желтизной воска. Рядом с ним сидел мальчик лет около восьми. Мне была видна только его наклонённая голова с тонкими, как лён, белокурыми волосами. Старик, щуря сквозь очки свои подслеповатые глаза, водил указкой по странице лежавшей на столе книги, а мальчик с напряжённым вниманием читал по складам.

C-о. со, л-о. ло, в-е, и краткое.

Мальчик остановился. Незнакомое слово, очевидно, не давалось.
Старик сощурился и помог:

Соловей, — прочёл он.

Со-ло-вей. Что такое?

Птица, — сказал старик.

Птица. — И он продолжал чтение: — Соловей си-дел. на че. на че-рё. на че-рё-му-хе.

Что такое? — опять вопросительно прозвучал, как будто деревянный, безучастный голос ребёнка.

На черёмухе. Черёмуха, стало быть, дерево. Он и сидел.

Сидел. 3ачем сидел. Болыная птица?

Махонькая, поёт хорошо.

Мальчик безучастно прочёл ещё какую-то фразу и вдруг остановился.

А что, дед, — спросил он, — нам не пора ли, гляди. — На этот раз в его голосе слышались уже живые, взволнованные ноты, и светлые глаза с видимым любопытством обратились на деда.

Тот посмотрел на часы, потом на окно с клубившеюся за стёклами мглою и ответил спокойно:

Рано ещё. Только половина.

Прошло минут двадцать. Старик взглянул на часы.

Одевайся, — сказал он мальчику.

Тот принялся одеваться с осторожной торопливостью, и вскоре обе фигуры промелькнули в сумерках комнаты. Мой сон прошёл. Я решил посмотреть, что это их выманило из избы в туман и холод.

Оба — старик и мальчик — стояли на крыльце, заложив руки в рукава и как будто чего-то ожидая.

Что это вы ждёте? — спросил я у старика.

Да вот, внучку охота солнушко посмотреть, — ответил он.

Мальчик резко задвигался и тронул деда за рукав.

До сих пор это место казалось каким-то тёмным жерлом, откуда всё ещё продолжали выползать туманы. Теперь над ними, в вышине, на остроконечной вершине каменного утёса, внезапно как будто вспыхнула и засветилась верхушка сосны. Прорвавшись откуда-то из-за гор противоположного берега, первый луч солнца уже коснулся этого каменного выступа. Мальчик стоял неподвижно, держась за рукав деда. Его глаза были расширены, бледное лицо оживилось и засветилось восторгом. Между тем в вышине что-то опять дрогнуло, затрепетало, и другой утёс, до сих пор утопавший в общей синеве угрюмого фона горы, загорелся, присоединившись к освещённой группе.

Мальчик опять дёрнул деда за рукав, и его лицо уже совершенно преобразилось. Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-жёлтых щеках, казалось, проступал румянец. За горами совершалось что-то ликующее и радостное. Дно расселины всё разгоралось. Казалось, солнце подымается с той стороны по склонам хребта, чтобы заглянуть сюда, в эту убогую щель, на эту тёмную реку, на эти сиротливые избушки, на старика с бледным мальчиком, ждавших его появления. И вот оно появилось. Несколько ярко-золотистых лучей брызнули беспорядочно в глубине расселины между двумя горами, пробив отверстия в густой стене леса. Огненные искры посыпались пучками вниз, вырывая из синего холодного сумрака то отдельное дерево, то верхушку сланцевого утёса, то небольшую горную полянку. Косые лучи скользнули по убогим лачугам, отразились в слюдяных окнах, ласково коснулись бледного, восхищённого лица мальчика.

(По В. Г. Короленко*)
Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) — писатель, журналист, публицист, общественный деятель.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Б. Голуб: «Качественные имена прилагательные – самая живописная часть речи».

Лингвист И.Б. Голуб считает качественные имена прилагательные яркой, богатой оттенками частью речи. В отличие от прилагательных других разрядов, качественные могут иметь краткую форму и образовывать степени сравнения. Кроме того, эта часть речи обозначает самые разнообразные признаки.

Например, в предложении 8 употребляется прилагательное «белокурые», которое согласуется с существительным «волосами» и характеризует его по цвету. Благодаря этому определению мы можем представить себе внешность одного из героев В.Г. Короленко.

Читайте также:
Владимир Галактионович Короленко (1853—1921): сочинение

С помощью качественного прилагательного «радостное» (предложение 51) автор подчёркивает, насколько удивительным событием был для мальчика восход солнца. Так, подобные определения могут очень точно передавать эмоциональное состояние человека.

Таким образом, качественные имена прилагательные выполняют важную функцию: они делают нашу речь особенно выразительной.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-жёлтых щеках, казалось, проступал румянец. За горами совершалось что-то ликующее и радостное.

Смысл данного фрагмента я понимаю так: счастье складывается из мелочей. Например, герой произведения В.Г. Короленко чувствует прилив сил, когда наблюдает за восходом солнца.

Мальчику хочется поскорее познакомиться с этим природным явлением, поэтому он выказывает нетерпение и с «видимым любопытством» обращается к деду (предложения 29-30). Когда герой думает о том, что ему предстоит увидеть настоящее чудо природы, он преображается даже внешне.

В предложении 47 описывается, как изменяется лицо мальчика, как только он замечает первый луч солнца. Это стало настоящим событием, наполнившим безрадостное, «печальное» существование деда и его внука смыслом.

Таким образом, человек может почувствовать себя счастливым в любой момент жизни. Для этого нужно только уметь находить прекрасное в самых простых вещах.

9.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?

Человек сам создаёт своё счастье, именно поэтому оно может складываться из разных компонентов. Счастливым можно назвать того, кто умеет делать жизнь осмысленной и получать удовольствие от каждого момента.

Например, герой произведения В.Г. Короленко радуется возможности увидеть восход солнца. В самом начале текста автор называет его существование «печальным», но в момент наблюдения за удивительным природным явлением мальчик преображается. В предложении 57 писатель использует антитезу: убогие лачуги противопоставляются ласковым лучам, а всегда бледное лицо героя становится «восхищённым».

Счастлив тот человек, который умеет довольствоваться малым. Известный оратор и писатель Ник Вуйчич родился без рук и ног, однако не отчаялся и путем усиленных тренировок научился писать и печатать, а также освоил многие виды спорта. Его жизнь можно назвать полноценной, и теперь он вдохновляет своим примером людей со всего мира.

В заключение хочется сказать, что каждый имеет право быть счастливым и должен стремиться к этому. Как писал в одном из очерков В.Г. Короленко: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта».

КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853–1921) Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — К.А. Жулькова

Текст научной работы на тему «КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853–1921)»

вы натуры К. указывала и исполнительница русских песен Н.Плевицкая: “Что-то затаенное и хлыстовское было в нем, но он был умен и беседой не утомлял, а увлекал, и сам до того увлекался, что плакал и по-детски вытирал глаза радужным фуляровым платочком” (Плевицкая Н. Мой путь с песней. Париж, 1930. Цит. по: Русское зарубежье о Есенине. Т. 1. С. 104).

Частая тема воспоминаний – взаимоотношения К. и Есенина. В подавляющем большинстве публикаций к творчеству и личности К. обращались лишь в связи с Есениным. О влиянии К. на Есенина говорилось в упомянутых статьях Ходасевича, Г.Иванова, Ф.Иванова, а также Г.Забежинского (“О творчестве и личности Сергея Есенина” // Мосты. 1960. № 4), Д.Святополк-Мирского (“Есенин” //Воля России. 1926. № 5) и др.

Яркая образность была свойственна не только клюевской поэтике, но и его манере поведения, многим казавшейся претенциозной. Но в ряде публикаций был подмечен и подлинный артистизм поэта. О “большой мужицкой сметке” К. и одновременно об его “игре в небесные пути” в литературных кругах писал А.Ремизов (Ремизов А. Встречи. Петербургский буерак. Париж, 1981. С. 37). О перевоплощениях К., его манере читать собственные произведения вспоминал Г.Гребенщиков (“Сережа Есенин” // Зарница. Нью-Йорк, 1926. № 9). В целом в воспоминаниях эмигрантов, как и писателей советской России, трагическая судьба К. была осмыслена как проявление закономерностей сталинского режима. Так, Н.Берберовой имя поэта упомянуто в ряду других имен – жертв литературной политики партии, цель которой – “уничтожение двух, если не трех поколений” (“Курсив мой”. М., 1996. С. 175).

КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853-1921)

Русская эмиграция сразу и с глубоким сожалением откликнулась на известие о кончине К. Он умер 25 декабря 1921, а уже 30 декабря в парижской газете “Последние новости” появилось сообщение об этом. Следующий выпуск “Последних новостей” дал статью о К., где назвал его “совестью литературы”, “безапелляционным судьей в вопросах морали и литературных традиций” (ПН. 1921. 31 дек.). В январе 1922 в этом издании выходит еще две статьи, посвященные художнику слова. “Короленко самый нежный и самый ясный среди русских лириков”

(Карцевский С. // ПН. 1922. 10 янв.). “Не выказывая своих религиозных чувств, он несомненно носил в себе Бога, Толстовского Бога” (Гребенщиков Г. Слово, сказанное на Литературном Утре имени Короленко в Париже 22 янв. 1922. // ПН. 1922. 28 янв.). «Владимира Галактионови-ча называли часто совестью русского народа, — пишет М.Алданов после публикации шести писем Короленки к Луначарскому, — он, который никогда не выступал с проповедью противления злу добром, был неизмеримо мягче Толстого» (СЗ. 1922. № 9. С. 51-52). Петр Струве отмечает, что в К. “справедливость судьи органически сочеталась с живым интересом защитника, бескорыстно, по внутреннему влечению, избиравшего предмет своей заботы и защиты” (РМ. 1922. № 1-2. С. 277). В том же 1922 в Берлине вышла книга В.Беренштама “В.Г.Короленко”, в которой автор ставит вопрос: “Короленко — чей он?” — и отвечает: “. он не эмиграции, он не большевиков и не отдельной партии, хотя по взглядам всегда был социалистом. В.Г.Короленко — всей своей родины, всего великого народа” (с. 4). Книга характеризует К. и как общественного деятеля, и в домашнем кругу, но литературоведческих оценок не дает.

Русская эмиграция в Праге отозвалась на смерть К. статьей Н.С.Русанова в №1 “Воли России” за 1922. В ней отмечаются первые произведения писателя: “Слепой музыкант”, “Сон Макара”, “Лес шумит”, “В дурном обществе”, “исполненные такой чарующей и оригинальной свежести, что даже злецы и перевертни из реакционного лагеря. не могли отрицать, что на небе русской литературы взошла и загорелась звезда первой величины” (с. 8). Автор статьи считает, что К. должно было бы поставить в один ряд с величайшими художниками слова Тургеневым, Толстым, “будь последующие произведения. так же непосредственно свежи и сильны. Все, что он писал позже, было высокоталантливо, изящно, гармонично, но в этих вещах не было той силы”. Отмечен Русановым и дар К.-публициста, он пишет: “Короленко был не только писатель, но и гражданин, при случае смелый и доблестный гражданин. публицист не столько политический, сколько культурно -гуманный, умевший, однако, доходить в этом отношении до истинного пафоса” (там же). Тем не менее в художественном творчестве публицистический пафос только мешает его обладателю — так считает проф. Н.Кульман. “Нет сомнения, что этот темперамент писателя-публициста вредил темпераменту писателя-художника уже тем, что поглощал много времени и сил” (Кульман Н. В.Г.Короленко. Прага, 1922. С. 12). Критик полагает, что именно это явилось причиной того, что К. «оказался более ярким в тех своих произведениях, которые ему давались “сразу, с одного

Читайте также:
Литературно критическое наследие Короленко: сочинение

размаха”» (с. 12), и именно в этом видит успех миниатюр, среди которых называет “За иконой”, “Река играет”, “На Волге”. “Более крупные произведения Короленки всегда надуманны и несколько тягучи”, — замечает Н.Кульман. На эту точку зрения становится Б.Каменецкий. Он также усматривает давление политики на художественное творчество К. и считает, что писатель “мог бы быть гораздо шире, мог бы проявить больше духовной свободы и художнической независимости, он мог бы просторнее расправить крылья своему дарованию, если бы над ним не тяготело чужое мнение и засилие политики” (Руль. 1923. 18 марта). Эти взгляды разделяет и О.Грузенберг, он пишет, что “беспокойное, деятельное” сердце толкало К. “от подвига к подвигу, захватывало все его существо, посягая на самый творческий процесс” (На чужой стороне. 1925. № 13. С. 71). Иначе толкует эту проблему Н.Минский. Он видит “трагедию Короленки” в убеждении отражать мир зеркально точно, портретно, реалистически. Тут и возникает противоречие, “ибо от природы Короленко одарен был живым воображением, светлым юмором и исключительно нежным сердцем, склонным к всеоправданию и всепримирению” (Грани. 1923. № 2. С. 168). В своей обширной литературно-аналитической статье Н.Минский указывает на наследование К. традиций Н.Гоголя. “Как только Короленко переходит к своей главной теме — о России и русском народе, его преемственность с Гоголем-обличителем становится очевидной” (с. 169). Литературный критик “Современных записок” М.Цетлин, замечая, что К. — один из тех писателей, о которых критику трудно много говорить — “до такой степени он ясен, душевно здоров, гармоничен” (СЗ. 1928. № 37. С. 479), уподобляет его английскому писателю: “Короленко, как Диккенс, умеет вызывать слезы умиления и добрый смех” (с. 480). В той же статье М.Цетлин отмечает незначительность “Истории моего современника”, признавая ее “живость и занимательность”, считает, что она “недостойна долгой литературной жизни” (С. 481). А П.Ершов находит связь К. с писателями-народниками, “лейтмотив его художественной прозы — правдоискательство” (В. 1953. № 29. С. 131). Поиск правды — основная задача К.-публициста, который, не прячась за псевдонимами, всегда открыто выступал против любой несправедливости: “Протесты его, высказанные, как всегда, откровенно, а иной раз с удивительной резкостью — в письмах к Луначарскому, — были таковы, что нарком просвещения не осмеливался напечатать эти письма маститого писателя ни в “Известиях”, ни в “Правде”. Правда Короленки была страшна для большевистской правды. Письма эти, с предисловием Дионео, были опубликованы через год после смерти Короленки загра-

ничным отделом издательства “Задруга” (Париж, 1922)” (с. 136). На литературное творчество К. Ершов обнаруживает взгляд, сходный с точкой зрения Минского. “Быть художником для него особо трудная задача, — пишет П.Ершов. — Больше того, ему иной раз кажется, что художник по специфичности своего творчества — уклоняется от правды. А если так, то, может быть, лучше не быть художником: у него было органическое отвращение от всякой лжи, в том числе и художественной, отсюда у него своеобразная борьба с художником внутри самого себя” (с. 131). Эта борьба, по мнению Ершова, оказалась проигранной, так как К. помимо своей воли испытывает тягу “изображать не только внешние факты, лица, обстоятельства, он заглядывает в сердца людей” (с. 132).

КУЗМИН Михаил Алексеевич (1872-1936)

Творчество, а в еще большей степени сама личность петербургского поэта и композитора, человека разносторонних дарований – одна из устойчивых тем в литературной критике и мемуарной прозе русского зарубежья. Поскольку многие из активных деятелей культуры русской эмиграции были связаны с К. личными отношениями, литературно-критические отклики на его сборники 20-х зачастую содержат элементы мемуарной рефлексии. Мемуарные зарисовки включают в себя оценки наследия этого “общего баловня и насмешника”, как назовет его Анна Ахматова в “Поэме без героя”. Не столько беспристрастный анализ поэзии и прозы К., сколько лирически окрашенные размышления о “знако-вости” его творческого поведения – вот основная тональность наиболее показательных характеристик поэта на страницах эмигрантской периодики.

Первым в русском зарубежье выступил с развернутой оценкой творчества писателя К.В.Мочульский – критик, не связанный “партийными” пристрастиями ни с одним из литературных течений предреволюционного десятилетия и тяготевший, в отличие от большинства писавших о самом ярком “денди” начала века, в аналитической литературно-критической манере. Три его статьи, полностью или частично посвященные поэзии К., появились уже в пору организационного оформления русской литературной эмиграции – в 1922-23. Первая из них – рецензия “Новые сборники стихов” (ПН. 1922. 12 мая) опубликована в кн.: Мо-чульский К.В. Кризис воображения. Статьи. Эссе. Портреты. Томск, 1999) – формально является откликом на новые сборники К. “Нездеш-

Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) – биография, жизнь и творчество писателя

Биография Короленко заслуживает признания и уважения. Уроженец Украины попробовал себя во многих направлениях общественной жизни, публицистики и литературы. Был уважаем современниками за свою активную правозащитную деятельность и книги на революционную тематику.

Во времена правления Императора Всероссийского Николая II Короленко часто подвергался репрессиям по причине критики политики государства. Школьникам фамилия Короленко известна по книге «В дурном обществе» и рассказу «Дети подземелья», которые он написал в ссылке в Сибири.

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

Родители и детство будущего писателя

Полное имя писателя и публициста – Короленко Владимир Галактионович. Родился в июле 1853 г. на Украине в Житомире.

Отца Владимира звали Галактион Афанасьевич, он служил уездным судьей в родном городе, имел чин коллежского асессора. Галактион Короленко был человеком скупым на эмоции, серьезным, справедливым, человеком чести. Он сильно повлиял на становление мировоззрения и кругозор сына.

Мать Эвелина Иосифовна по происхождению была полькой и в детстве научила сына родному языку.

В семье кроме Владимира было еще трое детей: брат по имени Илларион и две сестры – Маша и Эвелина, названная в честь матери. Еще одна младшая сестра Александра, умерла совсем малюткой.

Семья имела родственные связи с семьёй известного академика Владимира Ивановича Вернадского: бабушка Вернадского была сестрой дедушки Короленко.

Образование и воспитание

Первое образование Владимир Короленко получил в польском Рыхлинском пансионе. После учился в гимназии родного города, которую не смог окончить по причине перевода отца в город Ровно. Поэтому родители устроили сына в Ровенское реальное училище, во время обучения в котором умер отец Владимира.

Настали тяжелые времена в семье, однако юноше удалось поступить в Технологический институт в Петербург, но из-за голодного и тяжелого положения пришлось бросить учебу. Владимир решает поступать на учебу, где он смог бы получать стипендии и выбирает Московскую Земледельческую Академию.

Через три года обучения был исключен и отправлен в ссылку в Удмуртию за участие в студенческих протестах и распространение листовок к призыву к революции.

Первый рассказ В. Г. Короленко

Начался творческий путь писателя в 1886 г., когда в печать вышла первая работа «Очерки и рассказы». Это был сборник повестей и рассказов о сибирском опыте.

Почти сразу же Короленко выпускает «Павловские очерки». В нем он описывает тяжелые трудовые будни кустарей металлистов, которые ему пришлось наблюдать во время посещения села Павлова в Нижегородской губернии.

Задолго до этих работ, ещё в 1879 г., писатель выпустил рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”», однако он остался незамеченным в широких читательских кругах.

Отношение к революции и советской власти

Современники и нынешнее поколение считают интересным сам факт того, как относился Владимир Короленко к революции и утверждению в стране Советской власти. Ведь писатель был ярым противником, боровшимся и критикующим царскую власть.

Короленко еще в юношеские годы агитировал за свержение монархии, за что подвергался репрессиям со стороны власти. Однако после революции 1917-го года и прихода к власти большевиков, осуждал их за зверские методы, которые те применяли к «неугодному» населению.

Писатель, всегда отстаивавший гуманные ценности, права и свободы каждого человека страны, не смог принять новый «варварский» режим. О чем говорил открыто в «Письмах к Луначарскому» и «письмах из Полтавы» в 1920 – 1921 гг. Сам Луначарский, еще в 1917 г. на вопрос о том, кто смог бы стать самым лучшим президентом новой России, отвечал: Короленко.

Жизненная позиция Владимира Галактионовича неотъемлемо связана с отношением к событиям 1917-го года и последующих лет, происходивших в советской России. Писатель ждал перемен, но не был солидарен с политикой Советов. Осуждал методы, которыми осуществлялась власть: репрессии против родного народа и произвол, который большевики себе позволяли.

Основные темы творчества Короленко

В своем творчестве Владимир Галактионович всегда отражал проблемы обездоленных, несправедливо арестованных.

Главные темы творчества писателя:

принцип гуманизма в обществе;

отстаивание прав и свобод граждан страны;

борьба с несправедливостью и угнетением;

стремление каждого индивида к лучшей жизни;

громко воспевает духовную стойкость личности.

Главный герой его произведений — это собирательный портрет из качеств обычного человека, преподнесение его как индивида и личности.

Некоторые из тем его произведений:

В сборнике рассказов 1891 г. «В голодный год» разбирал и доносил до читателя проблему голода среди населения страны.

В знаменитом «Мултанском деле» обвинял власть в ущемлении прав людей, несправедливых арестах.

В «Сорочинской трагедии», написанной в 1906 г., привлек внимание к жестоким подавлениям восстаний народа, боровшегося за свои законные права.

Личная жизнь писателя

Владимир Короленко был женат единожды и на всю жизнь. Жену звали Евдокией, и она имела похожие политические взгляды, что и муж.

До замужества, супруги были долго знакомы и находились в приятельских отношениях. Сестры и брат Евдокии Короленко, в девичестве Ивановской, так же, как и она, были революционерами-народниками.

Преданная жена подарила писателю двух дочерей: Наталью и Софью. У супругов было еще двое детей, которые умерли в младенчестве.

Имел много влиятельных и уважаемых знакомых и друзей. Среди них были: нарком просвещения Луначарский, писатели Чехов, Бунин, Горький.

Последние годы жизни и смерть

Под конец жизни писатель осел на родине, в Полтаве. Там находилась семейная дача, где часто собиралась вся семья. Вел спокойную размеренную жизнь среди своих родных.

В это время Короленко занимался написанием автобиографии под названием «История моего современника».

В 1921 г. в возрасте 68 лет Владимир Галактионович умер от пневмонии, так и не завершив автобиографическое сочинение.

Афоризмы и цитаты В. Г. Короленко

За годы жизни было сказано множество мыслей, которые быстро схватывались и становились афоризмами.

Если нужно составить краткий конспект о жизни и творчестве русского писателя и журналиста, то включите туда самые известные из них:

«В юности все мы пессимисты, так как хотим многого, но достигаем малого».

«Власть, в основе которой ложная идея, обречена на погибель от собственного произвола».

«Душа каждого человека – целый мир».

«У каждой профессии есть свои выдающиеся личности».

«Народ – это толпа, неразвитая политически, мнение толпы по-детски неустойчиво».

«Сила революции в возвышенных стремлениях человечности, разума и свободы, а не в разнуздании животных инстинктов, вражды, произвола, насилия».

«Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества».

«Человек создан для счастья, как птица для полета».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: