Владимир Галактионович Короленко (1853—1921): сочинение

Владимир Короленко. Властелин сердец

Наш колумнист Яков Миркин известен своими блестящими аналитическими статьями о текущем моменте. А еще он пишет неожиданные исторические эссе. Герои его рубрики “Большая родня” – императоры и крестьяне, писатели и банкиры, художники и воины – связаны неразрывными, почти семейными узами.
Все они живые, даже если давно ушли. Все они любят Родину.

Есть люди, которые должны жить вечно.

Родился до Крымской войны, в 1853 г., пробежал с Российской империей весь короткий век исканий – свободы, модернизации, революций, воевал с властями, стал учителем для всех, кто думает, – и ушел в разгар беды, в 1921 году.

Инстинкт защиты невинных

Владимир Короленко, властитель дум. Его первый, родной язык – польский, отец – из старого казацкого, полковничьего рода, российский чиновник, честный судья. Мать – из шляхтичей. Короленко думал, безукоризненно писал и говорил на трех языках сразу – на русском, украинском и польском. Универсальный человек – трех культур, а, точнее, всемирной, потому что не раз писал о соединении человечества, а не о том, как оно будет разобщено. Патриотизм – как “живая ветвь на живом стволе общечеловеческой солидарности” 1 .

Кто он еще? Человек с врожденным инстинктом защиты невинного – любой крови, происхождения, языка и веры. По всей стране. “Мне случалось защищать мужиков-вотяков в Вятской губернии, русских мужиков в Саратовской, сорочинских украинцев в Полтавской – против истязаний русских чиновников. Вотяк, черемис, еврей, великоросс, украинец – для меня были одинаково притесняемыми людьми” 2 .

УКРАИНЦЫ. Короленко лично расследовал тяжелейшую трагедию в Сорочинцах Полтавской губернии – карательную экспедицию 1905 г. против крестьян. Собирал месяцами доказательства, нашел виновных, опозорил на всю Россию, несмотря на сопротивление властей. Именно он публично защитил украинский язык в дурной истории 1903 г. об открытии в Полтаве памятника поэту Котляревскому – отцу литературной “мовы”, когда в торжественном заседании российским подданным запретили зачитывать поздравительные адреса на украинском языке. Он автор чудесной, сострадательной повести “Без языка” – о западных украинцах в Америке. Написана легким, галопирующим русским языком, но таким, в каждой щелочке которого сквозит мягчайший украинский.

“Русский язык, наша богатая и прекрасная литература, – неужели они требуют подавления другого, родственного языка и родственной культуры. ” 3 “С. чувствами горечи и осуждения русское общество относится к дальнейшим проявлениям того же вандализма. в виде закрытия просветительных учреждений, газет и журналов на украинском языке. ” 4

РУССКИЕ . В 1918 г. в Полтаве, под гетманом, при немцах, Короленко публично осудил истязания невинных жителей – русских и евреев. “Граждане офицеры и солдаты украинской армии! Лестно ли для вас такое прославление украинства. Я уверен, что. краска негодования и стыда покрывает при этом и ваши лица. ” 5 В ответ – “письменные угрозы расправы” и “смертные приговоры”.

Хлеба и надежды! В голодную весну 1892 гг. Короленко месяцами кружил по Поволжью, доказывая, что помощи “сверху” крайне недостаточно. “Как жалки показались мне в эту минуту эти наши благодеяния, случайные, разрозненные, между тем, как огромная мужицкая Русь требует постоянной и ровной, дружной и напряженной работы вверху и внизу” 6 .

УДМУРТЫ (ВОТЯКИ). Короленко спас целый народ! Знаменитое “Мултанское жертвоприношение”. В 1895 – 1896 годах он доказал фальсификацию дела, добился его пересмотра и полного оправдания после двух уже вынесенных в судах обвинительных приговоров. Ибо иное значило, что “в европейской России, среди чисто земледельческого вотского населения, живущего бок о бок с русскими одною и тою же жизнью, в одинаковых избах, на одинаковых началах владеющего землей и исповедующего ту же христианскую религию, существует до настоящего времени живой, вполне сохранившийся, действующий культ каннибальских жертвоприношений!”

Именно тогда он стал болеть. Смерть подряд двух годовалых дочерей (1893, 1896 гг.). “Мултанский процесс, страшная работа над отчетом, потом 71/2 дней заседания, последние 3 ночи без сна и в это время смерть Оли. После 2-й речи мне подали телеграмму, из которой я понял, что все кончено. Затем осенью, после лета без отдыха, на первом же напряжении – наступила тяжелая болезнь. Я шел еще, как человек, у которого сломана нога. Сначала не чувствуешь. Но – еще шаг и человек падает” 7 .

ЕВРЕИ. Короленко, приехав в Кишинев сразу же после погрома 1903 г., собрал свидетельства и дал почти будничное описание механизма погрома – действий толпы и властей. От его очерка хочется плакать и кричать (“Дом N13”) 8 .Человек за человеком, семья за семьей, этаж за этажом – он рассказал, что именно происходило: кто, кого и как убивал и мучил, час за часом, чеканным русским языком писателя-реалиста. “Нужны будут годы, чтобы хоть сколько-нибудь изгладить подлое воспоминание о случившемся, таким грязно кровавым пятном легшее. не только на совесть тех, которые убивали сами, но и тех, которые подстрекали к этому человеконенавистничеством и гнусною ложью, которые смотрели и смеялись, которые находят, что виноваты не убийцы, а убиваемые, которые находят, что могут существовать огульная безответственность и огульное бесправие” (“Дом N13”).

Читайте также:
Литературно критическое наследие Короленко: сочинение

Короленко публично, месяц за месяцем разбирал всю механику дела Бейлиса (1911 – 1913 гг.) как фальсифицированного при намеренной предвзятости властей 9 . Все в этом деле было настроено на обвинение невинного (Короленко собрал свидетельства и раскрыл). И когда вдруг случился оправдательный приговор 28 октября 1913 года, “. ты, брат, не можешь и представить себе, что это делалось на улицах Киева в момент оправдания. Такая общая радость, такой поток радости. ” 10 . “Русские и евреи сливаются в общей радости” 11 .

Спасал от расстрелов

Слиться в общей радости, в чести, справедливости. Быть вместе. Праведник мира. Человек, любивший людей, кем бы они ни были. Именно он поднял открытую кампанию против смертной казни в 1900-х годах, успев спасти нескольких невинных. В самых простых словах, в самом обыденном описании процесса, с достоверностью и реализмом, от которого умирает сердце, он рассказал публично, как приговаривают, как это делают ни за что и буднично, как держат перед казнью, как постыдно и мусорно она проходит, и как много гибнет невинных.

“Бытовое явление” – это многостраничная статья Короленко 1910 г. о смертной казни 12 . Неслыханная по силе воздействия, по состраданию, по таланту слова. Громко читаемая.

В 1918 – 1921 гг. в Полтаве, в последние годы жизни, именно Короленко, всем известный, пользующийся всеобщим уважением и любовью, стал заступником, последней надеждой перед расстрелами, пытками и погромами. Вместе со своей семьей – и при любой власти. Кто бы ни пришел в Полтаву – немцы и гайдамаки (1918), петлюровцы (1918), красные (1919), деникинцы (1919), снова красные (1920), он занимался одним и тем же: шел к ним, шел туда, где бессудно пытали и расстреливали, шел в контрразведку, ЧК, шел в отели, превращенные в пыточные камеры, и взывал к милосердию. Спасал тех, кого еще можно было спасти.

“Я попросил. чтобы меня допустили в номер, где они содержатся. Меня привели туда. Я объявил заключенным, что их сейчас переведут в тюрьму. Они стали просить, чтобы им гарантировали, что их не расстреляют дорогой и не изобьют. Мы опять вышли, и я взял с Ч. (офицер, похвалявшийся тем, что собственноручно застрелил 62 человека, на убитом он оставлял свою визитную карточку) слово, что он даст надежную охрану для препровождения. Он дал слово. ” 13

Берёг от расколов

Три “национализма”, “из которых каждый заявлял право на владение моей беззащитной душой, с обязанностью кого-нибудь ненавидеть и преследовать. “[14]. Вместо этого – триединство. Поляк, украинец, русский.

Три культуры, три родственности, три одновременных бытия.

А знаете, что было бы ему легко? Ненавидеть. Родился в Житомире, рос в Ровно, из студентов (Москва и Петербург) был выслан в Кронштадт (1876), затем в Глазов Вятской губернии (1879), в Бисеровскую волость (1879). Дальше – пересыльные тюрьмы в Вышнем Волочке и в Сибири, в Томске (1880). “Диктатура сердца” Лорис-Меликова вернула его в европейскую Россию, в Пермь (1880 – 1881). Отказ от личной присяги Александру III – снова тюрьма в Томске и ссылка в Якутию, в земледельческую Амгинскую слободу (1881 – 1885 гг.), где жизнь соединила давних поселенцев, бродяг, политических, якутов и ссыльных татар. Зимой – до минус 50 – 60.

Все это – без суда, в административном порядке, только из подозрения, подлога, из-за того, что лично неугоден! Без суда! Как раз, чтобы сгинуть где-нибудь бесследно – в тысячемильном пространстве, на перекладных, по случаю, в холоде, в почве.

Но вместо ненависти – доброта, наблюдательность.

Сапожник, корректор, чертежник, землепашец, табельщик, письмоводитель, учитель. Очень любил ходить по людям, по их домам, по разговорам. Дать их портреты, записать, как на пластинке, их склад речи, их жизнь. После Сибири – еще 10 лет добровольных блужданий по Поволжью (1885 – 1895), 5 лет редакторства в Петербурге, как в людской воронке (все люди в гости к нам), и 20 лет – в гнезде, в Полтаве, чтобы оглядеться и отписаться.

Из этого родилась великая, внимательная проза. Тысячи людей живут на его страницах. Без него мы бы их потеряли. Чистейший русский язык, приправленный местными наречиями. Бытописание, но внутри – шрамы, яркость, беда. Мистическая проза – шаманство, град Китеж, бытие в тайге, в сопках, в морозных дорогах, под неподвижной стопой зимы. Или мир нафабренный, мир ярчайшего солнца Ровно. Или же слитый в темноту мир Петербурга.

Перечислить? Величайший “Парадокс”, написанный в один день. “Сон Макара”, “Без языка”, “Братья Мандель”, “Слепой музыкант”, “Марусина заимка”, “В дурном обществе”, “За иконой” и, наконец, обширная, захватывающая “История моего современника”.

Сотни других страниц для чтения не отрываясь.

Жил народничеством

Еще раз вспомним: первым, родным, был польский язык. Был украинский, местечковый. Были татарский, якутский, были десятки местных говоров. Были гимназические языки. И русский – как язык особый, “теплой и сильной волны”. “. Меня вдруг охватило какое-то особое ощущение, теплой и сильной волной прилившее к сердцу, ощущение глубокой нежности и любви. ко всем этим людям, ко всей деревне с растрепанными под снегом крышами, ко всей этой северной бедной природе, с ее белыми полями и темными лесами, с сумрачным холодом зимы, с живой весенней капелью, с затаенной думой ее необъятных просторов. Судьба моя сложилась так, что это захватывающее чувство мне пришлось пережить на севере. Случись такая же минута и при таких же обстоятельствах на моей родине, в Волыни или на Украине, может быть, я бы почувствовал себя более украинцем. Но и впоследствии такие определяющие минуты связывались с великорусскими или сибирскими впечатлениями. ” 15

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

А была ли хоть какая-то философия в этом хождении в народ? Русский, украинский, польский, к евреям, якутам, татарам, удмуртам?

Да, была, не только инстинкт писателя. Это – народничество как “цельная общественно-литературная система”, по выражению Короленко. Вот что он пишет: “. Этим словом обозначалось настроение просвещенного общества, которое ставило интересы народа главным предметом своего внимания. И именно интересы простого народа: не государства, как такового, не его могущества по отношению к другим государствам, не его славу, не блеск и силу представляющего его правительства, не процветание в нем промышленности и искусства, даже не так называемое общенациональное богатство, а именно благо и процветание живущих в нем людей. ” 16

Такое народничество? Тогда это мышление, имеющее и сегодня, через сто с лишним лет, фундаментальную ценность. Народ как главный предмет внимания – когда мы этого добьемся, в России будет другая жизнь.

Верил в наше счастье

Нужно заканчивать, а не хочется. Его любили. Его семью в самые голодные годы подкармливал весь город. Он был неустрашим. Даже под присланными ему “смертными приговорами” ходил невооруженным. Когда умирал в Полтаве в декабре 1921 г., к нему шел поток подношений – кто чем мог: кто свежеиспеченную булку, кто ампулу камфары, а на пакетах – “Нашему защитнику”, “Другу несчастных”, “Только поправляйтесь” 17 .

“Он – за нас”. Он и был – за всех, за нас любых кровей, любых культур, любых слогов, но за нас – живущих вместе, не разобщенных. Чтобы никто не мог нас разделить, разбить, вывести друг на друга. Полтава прощалась с ним три дня. “Двери нашего дома стояли настежь с утра до ночи. Не было ни распорядителей, ни почетного караула, никто не направлял движения непрерывного людского потока. Но тишина и порядок не нарушались” 18 .

Не нарушим и мы тишины. Будем за нас, за тех, кто соединен человечностью. За тех, кто столетиями жил вместе, рядом на огромном пространстве. За тех, у кого общий язык – рациональность, гуманизм, ясность, честные знания. И когда у Короленко искривленный, искореженный человек говорит: “Человек создан для счастья, как птица для полета” (“Парадокс”), это – о нас с вами. Да, искорежены, да, разделены, да, измучены – но созданы для счастья, общего для всех. Для тишины, для нормальности, для спокойной жизни наших семей на пространстве, которое соединено дорогами, а не стенами.

1. Рукопись В.Г. Короленко “О патриотизме”. См.: Софья Короленко. Книга об отце. Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1968. С. 117.
2. Короленко В. Г. Два ответа // Наша мысль, 1918, 5 апреля.
3. Короленко В. Г. Случайные заметки. Опыт ознакомления с Россией // Русские записки, 1916. N 11. стр. 262-263.
4. Короленко В.Г. Котляревский и Мазепа // Русские записки, 1916. N 10.
5. Софья Короленко. Книга об отце. Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1968. С. 311-312.
6. Короленко В.Г. В голодный год. М.: Собрание сочинений в десяти томах. Том девятый. ГИХЛ, 1955. Опубликован в журнале “Русское богатство”, N 2, 3, 5 и 7 за 1893 год, затем вышел отдельной книгой.
7. Короленко В. Г. Дневник. 1895-1898. Т. III. Госиздат Украины, 1927. С. 335-336.
8. Короленко В.Г. Дом N13. М.: Собрание сочинений в десяти томах. Том девятый. ГИХЛ, 1955. Был напечатан в 1905 г. отдельной брошюрой.
9. Короленко В.Г. Дело Бейлиса. Там же.
10. Короленко В.Г. Письмо И.Г. Короленко от 5 ноября 1913 года.
11. Короленко В.Г. Присяжные ответили. // Русские ведомости. 29 октября 2013 г.
12. Короленко В.Г. Бытовое явление // Русское богатство. 1910. N 3, 4.
13. Софья Короленко. Книга об отце. Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1968. С. 326.
14. В.Г.Короленко. История моего современника. Книга 1. М.: Собрание сочинений в десяти томах. Том пятый. ГИХЛ, 1955.
15. В.Г.Короленко. История моего современника. Книга 2. М.: Собрание сочинений в десяти томах. Том шестой. ГИХЛ, 1955.
16. Короленко В.Г. Земли, земли! Наблюдения, размышления, заметки. – “Голос минувшего”, 1922. N 1. стр. 22-24.
17. Софья Короленко. Книга об отце. Ижевск: Издательство “Удмуртия”, 1968. С. 359.
18. Там же.

Читайте также:
Петрусь: сочинение

Материалы рубрики “Родичi Родины” о братских связях России и Украины – на стр. 45.

«Владимир Галактионович Короленко (1853—1921)»

C большой чуткостью и заботой Короленко относился к детям. Из далекой ссылки он просил своих родных прислать книги для того, чтобы читать их детям,— сказки Пушкина, стихи Лермонтова, «Конек-Горбунок» Ершова и др. В своих произведениях он часто изображал детей. Особенной известностью пользовалась его повесть «В дурном обществе», напечатанная в журнале «Русская мысль» в 1885 году, а затем в переработанном виде под измененным названием «Дети подземелья» — в журнале «Родник» (1886). В этой повести Короленко рассказал об участи нищих, голодных, больных детей, живущих в подземелье на городском кладбище.

Знакомство и дружба с этими детьми —первый серьезный жизненный урок мальчика Васи, сына местного судьи. Он начинает понимать, что бездушные законы так называемого «порядочного общества» противоречат нормам человечности и любви. Глубоким знанием психологии ребенка проникнута повесть Короленко «Слепой музыкант», которая в сокращении издавалась и для детей. Слепой от рождения мальчик Петр Попельский ценой упорного труда побеждает свой физический недуг и, казалось бы, добивается в жизни счастья: становится знаменитым музыкантом и женится на любимой девушке — подруге детства. Однако это лишь иллюзия счастья. Подлинное счастье слепой музыкант находит тогда, когда он по-настоящему приобщается к страданиям, думам, чаяниям народным, когда начинает чувствовать себя нужным и полезным людям.

В детское чтение вошли также главы о детских годах Короленко из «Истории моего современника», рассказы «Чудная», «Сон Макара», «Огоньки». В эти же годы появилась повесть «Детство Темы», принадлежащая перу писателя-демократа Николая Георгиевича Михайловского (1852—1906), выступавшего под псевдонимом Н. Гарин. Он был инженером-путейцем и постоянно общался со строителями-рабочими и крестьянами. Не оставляя профессии инженера, он много лет занимался литературной работой. Его повесть «Детство Темы» (1892) была началом серии книг, в которых писатель создал образ молодого человека своего времени. Кроме повести «Детство Темы», в серию входили «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (1906). «Детство Темы» — автобиографическая повесть. Продолжая традиции трилогии Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», Н. Гарин поставил перед собой две цели: показать формирование характера героя и дать резкую критику той дворянско-буржуазной среды, в которой он воспитывается. Н. Гарин — глубокий знаток психологии детей и обладает умением мастерски передать тончайшие душевные движения, живую речь ребенка.

Сюжет повести «Детство Темы» построен на острых конфликтах, непрерывно возникающих между героем и окружающими его взрослыми. Благородные стремления и порывы Темы Карташова наталкиваются на жестокие условности семьи и школы. Унизительные порки дома, отвратительная муштра в школе, доносы— все это ранит душу мальчика. Тема не знает, как бороться с теми, кто унижает и мучит его, ни семья, ни школа не учат борьбе. Он мечется, делает еще больше ошибок и в конце концов вынужден прийти к покорности и примирению с обстоятельствами, со своей средой. В последующих книгах Гарин показывает, каким неприспособленным к жизни оказывается Тема Карташов. Его попытки вырваться из обывательской среды беспомощны и безуспешны.

В детское чтение вошли и некоторые «Корейские сказки», собранные Н. Гариным во время его путешествия по Корее. Эти сказки знакомят с бытом, нравами, обычаями корейского народа. с его своеобразным юмором.

Активно вторгались в сознание подрастающего поколения этих лет идеи молодой пролетарской литературы. Верная традициям передовой реалистической эстетики, исполненная революционно-романтического пафоса, пролетарская литература помогала юным читателям постичь суровую правду жизни, обнажая ее классовые противоречия. Она воспитывала у молодежи чувство социальной симпатии к трудящимся и ненависти к их угнетателям, подготавливая ее к участию в борьбе на стороне рабочего класса, внушая уверенность в его неизбежной победе.

Биография Короленко

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 118.

Короленко Владимир Галактионович (1853–1921) — русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель. Получил известность благодаря своим публицистическим выступлениям, в которых привлекал внимание общественности к самым острым вопросам современности. Несмотря на тяжелые жизненные испытания, оставался верен своим идеям. В его творчестве отразилось глубокое понимание человеческой природы.

Детство и юность

Владимир Галактионович родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире в семье уездного судьи. На формирование личности мальчика большое влияние оказал отец — человек замкнутый, суровый, невероятно ответственный и справедливый. В будущем образ отца был запечатлен в самом известном произведении Короленко — рассказе «В дурном обществе».

У Владимира Короленко было два брата и три сестры. Самая младшая сестра умерла в раннем возрасте, и мать, женщина мягкая и добрая, с трудом пережила эту трагедию.

В детстве Владимир несколько раз сменил образовательные заведения: он начал учебу в польском пансионе Рыхлинского, продолжил образование в Житомирской гимназии, затем — в Ровенском реальном училище.

Читайте также:
Литературно критическое наследие Короленко: сочинение

В 1871 году Короленко поступил в Петербургский технологический институт. Однако после смерти отца финансовое положение семьи было трудным, и молодой человек был вынужден бросить учебу. В 1874 году ему удалось перейти на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве.

Революционная деятельность

В юности Короленко стал членом народнического движения, за что был исключен из академии и в 1876 году отправлен в ссылку в Кронштадт. Чтобы как-то сводить концы с концами, Владимир занимался чертежной работой.

Вернувшись в Петербург в 1877 году, Короленко поступил в Горный институт. В этот же период он начал пробовать писать: в 1879 году была опубликована его первая новелла «Эпизоды из жизни “искателя”». Однако в том же году он был исключен из института по подозрению в революционной деятельности и выслан в Вятскую губернию.

В 1881 году Владимир Галактионович Короленко, биография и творчество которого неразрывно связаны с революционной деятельностью в царской России, отказался от присяги новому императору Александру III. В результате его выслали в Сибирь. Однако суровые испытания не сломили писателя, для которого самым важным было сохранить верность собственным идеалам.

Литературная деятельность

В 1885 году Владимир Короленко поселился в Нижнем Новгороде и принялся писать небольшие рассказы и новеллы. Год спустя были опубликованы «Очерки и рассказы» и «Павловские очерки», которые принесли первый успех Владимиру Галактионовичу.

Настоящий фурор произвели рассказы «Сон Макара», «В дурном обществе» и «Слепой музыкант», ставшие вершиной творчества Короленко. Мастерски созданные образы, глубокое знание человеческой психологии и философский подход к разрешению конфликта человека и общества сделали эти произведения очень популярными среди читателей.

После визита в США Короленко написал повесть «Без языка», получив признание не только в России, но и за границей. Его книги стали публиковать на иностранных языках.

В последние годы жизни Короленко работал над самым главным своим произведением — «История моего современника», в котором систематизировал собственные философские взгляды, обобщил все пережитое в жизни. Однако это произведение так и осталось незавершенным.

Личная жизнь

Владимир Галактионович был женат один раз. Его супругой стала Евдокия Семеновна Ивановская, которая полностью поддерживала революционные взгляды Короленко, была ему верной подругой и соратницей. Они прожили долгую семейную жизнь, став родителями двух дочерей.

Скончался писатель 25 декабря 1921 года, в Полтаве. Причиной смерти стала пневмония.

История жизни поэта и революционера полна интересных фактов: краткая биография Короленко поможет подготовиться к уроку литературы в 5 классе, написать конспект на заданную тему.

Новое в блогах

Сообщество «Клуб интеллектуалов»

Владимир Короленко – о революции

Книгу «Моя революция» мы подготовили к 100-летию Октябрьской революции. Книгу составляют яркие дневниковые записи людей, которые в течение 1916-1918 гг. день за днем, месяц за месяцем фиксировали на бумаге свою жизнь. Это живые свидетельства и одновременно панорама взглядов людей разных сословий, родов занятий, возрастов и взглядов — от убежденных монархистов до ярых революционеров большевистского направления. Сегодня мы публикуем дневниковые записи писателя Владимира Короленко.

Владимир Галактионович Короленко (1853–1921) — украинский и русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель. Автор знаменитой повести «Слепой музыкант».

В молодые годы Короленко участвовал в революционном народническом движении, подвергался репрессиям со стороны царского правительства, несколько лет провел в ссылках.

Литературную деятельность начал в 1879 г., всенародное признание пришло почти на десять лет позже, когда вышла его первая книга «Очерки и рассказы», в которую вошли сибирские новеллы, навеянные ссылкой в Сибирь. Наблюдения и философские обобщения, воспоминания о детстве, проведенном на Украине, послужили материалом для дальнейших работ писателя.

Короленко был известен и своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и советской власти. Он привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности, публикуя статьи в различных печатных изданиях.

С 1900 г. до своей кончины писатель жил в Полтаве, где работал над большим автобиографическим произведением «История моего современника», которое должно было обобщить все, что он пережил. Произведение осталось незавершенным.

15 марта (2 марта). У нас введен новый стиль. Таким образом, благодаря большевикам, мы все-таки шагнули вперед на 13 дней!

На днях получил письма Сергея Малышева. У него соседи-крестьяне (“комитет” и без комитета) забрали все, до кур и запаса солонины. Из этого запаса назначили ему самому и няне-старухе, кажется, по 4 фунта.

На старика Жебунева, живущего у него, не отпустили ничего, а также и на рабочих-военнопленных. «Взяли все, оставили только дом с домашним хламом». Но теперь пишет, что, «углубление приостановилось».

Сегодня приходил Сельский комитет и объявил, что мне назначены 2 лошади и 2 коровы. И на том спасибо. Хлеба оставили 120 пудов и пока право жить в доме. Я этому обрадовался, т. к. с течением времени можно будет отправить деда (С.А. Жебунева) в Харьков по железной дороге. Его положение меня смущает: он такой слабый и беспомощный. Повинностей граждане не желают платить. Больницы и школы предположено закрыть…

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

6 апреля (24 марта). Большевистские эшелоны сгрудились на Южном вокзале. Дорога запружена. Беспорядок. Каждая часть грозит машинистам, комендантам, кондукторам. В городе тревога. На улицах беготня. Колокол сзывает оборону. Выстрелы. Мы выходим на крыльцо. Облака, где-то за ними бродит луна. Трещат пулеметы, но теперь где-то дальше, хотя все-таки в городе. Часов в 11 мы с Авдотьей Семеновной вышли на нашу улицу. Лунная тихая ночь, по-видимому, все спокойно. Только где-то все-таки слышны выстрелы. Раз бухнула пушка. На углах «оборона».

7 апреля (25 марта). За ночь ограблено 6 магазинов. Днем разгромы продолжаются. Идет стрельба. Грабят и громят красногвардейцы и хулиганы. Милицию разоружают. Конечно, если бы была какая-нибудь сила, эту банду грабителей следовало бы разоружить. Теперь город во власти открытого грабежа. На улицах перекрестная стрельба.

В нашем углу пока тихо. Часов с 2–3-х большевистскому начальству удалось удалить орду грабителей. У вокзалов поставлены сильные заставы. К вечеру спокойно. Отчасти этому содействовало то, что, кажется, опять двинулись поезда. Эвакуируются лишь по одному направлению — на Лозовую. Беспорядочная орда, грозя расстрелами, вынуждает железно-дорожников пускать поезда без очереди и без «отходов». От этого произошло крушение, к счастью, в таком месте, что можно было скоро очистить путь.

11–12 апреля (29 марта). Около 8 часов утра мне сказали, что над нашим домом летает аэроплан. Я тотчас вышел. Ясное холодное утро, небо синее, но какие-то низкие облака носятся по синеве. Когда я вышел, аэроплан только что скрылся за одно из таких облаков. Оказалось, что это не облака, а дым. Большевики в 4 часа утра облили керосином и зажгли два моста. Грохнул не то пушечный выстрел, не то взрыв.

Трещат ружейные выстрелы и пулеметы. Немцы и гайдамаки вступили в город. Пули залетают изредка и на нашу улицу. Пролетают ядра и рвутся над городом. Это большевики, застигнутые еще на вокзале, обстреливают город. Зачем. Стрельба эта совершенно бессмысленная: немцы и гайдамаки не в крепости, а в разных местах города. Шансов попасть именно в них — никаких нет. А жителей уже переранили немало. В этом — весь большевизм. Все небольшевистские — враги. Весь остальной народ — для них ничто.

Я иду по близким улицам. У лавочки стоит кучка народа и толкует о том, что недавно по Шевченковской мимо этой лавочки проехали 17 немецких кавалеристов по направлению к институту. Их вел кто-то местный. Проезжая, они кланялись направо и налево встречающимся.

Киев 1918 года на фото немецких военных

На Петровской улице какой-то солдат с приятным и умным лицом объясняет полет ядер. Крупный калибр — гудит и точно поворачивается в воздухе. Поменьше — свистят.

— Какой смысл большевикам, — спрашиваю я, — стрелять по городу?

Он пожимает плечами:

— Видно, что у них нет опытного командования. Есть пушки и пулеметы — и палят куда попало, хоть и без толку.

— Вон недавно, — говорит другой, — пролетело над этими местами большое ядро. Летело невысоко и потом разорвалось, так приблизительно над Кобелякской. Пошел дым белый, как облако. Какие там немцы? А своих верно перекрошило порядочно.

9 мая (26 апреля). Сегодня молоденький офицер-украинец в сопровождении немецких пехотинцев явился ко мне с предписанием коменданта (украинского социалиста-революционера!!) Самойленко произвести обыск для отобрания оружия. Офицер конфузился и на мое заявление, что оружия у меня нет, решил уйти.

— Раз вы даете честное слово.

— Позвольте. я предлагаю вам произвести обыск.

И они пошли дальше, заходя в дома по какому-то списку. Очевидно, комендант Самойленко счел меня опасным. Третьего дня Прасковья Семеновна ходила к нему по поручению партии социалистов-революционеров объясняться по поводу обыска и ареста у одного из членов партии. Он, прежде всего, отказался объясняться по-русски, заявив, что он русского языка не понимает.

Сергей Якунин # написал комментарий 20 марта 2021, 13:43 В.Короленко о Ходынке.
Когда это торжество с царскими подарками кончилось, на площади оказалось множество трупов. Их уложили рядами. Родные узнавали тут своих, и над Ходынкой, над прилегающими к ней местами, над всей Москвой встали плач, стоны, отчаяние.

Так кончился царский праздник с подарками доброму московскому народу. Ждали, что будет наряжено строгое следствие, что будет установлено, по чьей вине случилось это великое несчастье. Конечно, погибших этим не воротишь, но народное чувство нашло бы некоторое удовлетворение в сознании, что и царь тоже огорчен и разгневан невнимательностью и беспечностью распорядителей, виновных в гибели стольких людей. Но, так же как у его отца после холерных бунтов, настоящих виновных не нашлось. Царю не хотелось огорчить распорядителей, ему знакомых и известных, и они получили свои награды. Придворные говорили: “Какой добрый наш царь. Он не захотел огорчать распорядителей в эти радостные дни”. А горя и отчаяния тех тысяч простых людей, которые на царском празднике потеряли своих жен или мужей, братьев или детей, “добрый царь” не видел и не хотел слышать, и некому было смело сказать ему об этом.

Читайте также:
Петрусь: сочинение

Сочинение В дурном обществе по произведению Короленко (5 класс)

Короленко Владимир Галактионович является русским писателем, журналистом, публицистом, общественным деятелем и автором рассказа “В дурном обществе”, о котором и пойдёт речь в данном сочинении. Родился он в 1853 году, умер же в возрасте 68 лет 1921 года городе Полтава.

В данном рассказе повествуется о мальчике Васе который дружил с нищими детьми Валеком и Марусей. В начале рассказа писатель описывает Васю, а если быть точнее, то он сам себя описывает. Ведь рассказ ведётся от первого лица, затем сам так называемый “Княж – городок”, в котором стоит замок брошенный уже давно его владельцем. Там поселились все бродяги, нищие и бомжи. Но случилось так что через некоторое время там остались только бывшие слуги и потомки слуг графа. А всех остальных выгнали. Ознакомляясь с повестью, мы понимаем, насколько мальчик одинок ведь его мать умерла, когда ему было всего шесть лет. Его отец уделял больше времени его сестре Соне, ведь она было очень сильно похожа на мать. Он часто прогуливается по городку. Как-то раз они с друзьями захотели заглянуть в заброшенную часовню. Об этой часовне ходили страшные слухи.

Когда Вася залез в часовню через окно, его друзья испугались и бросили Васю там, Здесь он и познакомился с Марусей и Валеком. Они решили дружить. Жизнь у его новых друзей не простая и Вася это понимает. Он старается помочь его нищим друзьям как может, например, приносит им фрукты из сада. Маруся оказалась родственницей Васиной сестры Сони. Она очень слабая всё это из-за того что она больна. Валек говорит, что это серый камень высасывает из нее жизнь. Как-то раз Вася попросил у его сестры Сони куклу, которую ей подарила мать. Она дала ему куклу, и он её отнёс Марусе. Заметив пропажу, отец мальчика приходит в ярость и думает, что мальчуган её своровал. Но мальчишка не хочет рассказывать правду, чтобы не навредить нищим друзьям. Поэтому судья наказал Васю и не выпускал его из дома. Через несколько дней Ваське приносит куклу один человек и сообщает что Маруся умерла от тяжести болезни. Отец Васи теперь понимает почему Вася так решил поступить, и осознаёт то, что он может быть верным товарищем. После этого отец иногда разрешает им посещать могилку Маруси. Когда Вася и Соня выросли, то решили уехать из их Княж – городка и пред этим посещают могилку Маруси и прощаются с ней.

Читая данное произведение мне было жалко Марусю и её брата не меньше чем самому Васе.

Вариант 2

Этот интересный рассказ имеет цель рассказать о не совсем простых дружеских взаимоотношениях. Василий, ребенок из вполне респектабельной и обеспеченной семьи дружит с бедными ребятами, Валей и Марусей.

Вася еще в раннем возрасте похоронил родную маму, с отцом же отношения складывались не так радужно: то и дело происходили конфликты по разному поводу. Для папы смерть жены стала тяжелым ударом, он никак не мог смириться со смертью супруги, к сыну же он относился достаточно прохладно. Вася, по сути, был чуть ли не беспризорным, поэтому его дружба с означенными выше ребятами вполне обоснована. Их любимым времяпрепровождением было просто гулять целыми днями по городским закоулкам.

В один прекрасный день ватага, в которой слонялся Вася, оказалась недалеко от православной церкви. Она находилась в неприглядном состоянии и, по-видимому, была заброшена долгое время, здание имело дурную славу, мол, там уже поселилась нечистая сила. Вася решился на отчаянный поступок и, рискуя жизнью, залез в православное святилище, другие же не были столь смелыми. Тогда – то он, собственно, и познакомился с Валей и Марусей.

Дружеское сердце не обманешь, Вася видел, в каком тяжелом материальном положении парочка находится. Он тяжело переживал это, и всеми силами старался им помогать. Например, он угощал их фруктами и сладостями. Ребята были безмерно ему благодарны, и взамен давали крепкую дружбу и поддержку. Маруся была тяжело больна, и это было видно невооруженным взглядом. Болезнь ребятня наивно называла «серым камнем».

Чтобы сделать приятно подруге, Вася взял из дома игрушку. Девочка больна, и это одна из немногих вещей, что могла порадовать ее. Отец же узнав о пропаже, был крайне раздосадован и устроил разнос мальчишке.

Отец никак не мог выяснить, с какой целью мальчик совершил кражу из собственного дома. Мальчик сдается и рассказывает всю правду о том, что похитил игрушку для своего больного друга.

Отец оказался человеком понимающим, и простил сына. Он понял, что, несмотря на все трудности в жизни, он стал достойным маленьким членом общества.

Читайте также:
Петрусь: сочинение

Чему учит произведение? Во-первых, что для спокойно жизни нужно, чтобы в семье сохранялся комфорт, не в смысле материальных благ, а чтобы в доме царили радость и веселье. Необходимо, чтобы члены семьи доверяли другу друг, не смотря ни на что.

Во-вторых, автор хочет сказать то, что с раннего возраста нужно иметь верных друзей, способных выручить в беде и скрасить серые будни.

В дурном обществе по произведению Короленко

Популярные сочинения

Моя любимая еда? Её много – серьезно! Но, вообще, я очень люблю пельмени и вареники, хинкали… В общем, вареное тесто с начинкой.

Золотой век русской литературы подарил миру большое количество талантливых личностей, которые внесли большой вклад в развитие не только русской, но и мировой литературы.

Моя семья празднует не только Новый год, но и Рождество. Мы очень любим этот праздник. В этот день родилась моя двоюродная бабушка. Я с родителями еду ее поздравлять. Потом я с мамой готовлю праздничный ужин

Сочинение по рассказу В дурном обществе Короленко

Произведение Владимира Короленко «В дурном обществе» повествует о не совсем обычной дружбе. Вася, мальчик из благополучной и состоятельной семьи водит дружбу с двумя бедными ребятами Валеком и Марусей.

Василий в шестилетнем возрасте похоронил мать, а с отцом, отец Васи занимает почетную должность судьи, никак не могут найти общий язык. Пережив потрясение в связи со смертью жены он ходил сам не свой и не уделял сыну достаточно внимания. Мальчишка чувствовал себя заброшенным и частенько бесцельно болтался по городу, иногда один, иногда вместе со своими друзьями.

Как – то Василий вместе с друзьями оказались около церкви. Она была заброшенной и наполовину разрушенной, в городе про нее витали жутковатые слухи. Вася отважился влезть в окно церкви, а его приятели, испугавшись, убежали. Вот именно тогда и произошло первое его знакомство с Марусей и Валеком, впоследствии переросшее в настоящую крепкую дружбу.

Василий, несмотря на свой юный возраст прекрасно понимает, как тяжело выживать бедным ребятам. Хотя он никогда не сталкивался с нищетой, ведь он вырос в зажиточной семье и у него всегда были все комфортные к проживанию условия, он искренне сочувствовал своим новым друзьям. Вася тайком таскал для них сладости из дома или яблоки с собственного сада, в общем старался, как мог облегчить ребятам жизнь и скрасить их существование. К тому же Маруся была очень истощена и измучена неизлечимой болезнью, иногда она просто еле держалась на ногах. У Васи была сестра, ровесница Маруси и поэтому он ещё тяжелее осознавал то, что из Маруси «высасывает жизнь серый камень» – так пояснял недомогание сестры Валек.

Как – то раз Вася приносит Марусе куклу, которую выпросил у своей сестры, чтобы девочка хоть на маленько забыла о своем страшном недуге и отвлеклась на красивую игрушку. Отец через некоторый промежуток времени обнаружил пропажу и просто впал в ярость, ведь кукла, которую сын взял у дочери была памятью о его умершей и горячо любимой жене. Васин папа подумал, что сорванец и негодник украл её.

Он накидывается на сына, но тот упорно молчит, он никак не может откровенно все рассказать, вдруг это как – то навредит его верным друзьям. Когда все – таки правда выходит наружу, отец смотрит на сына уже совершенно другими глазами. В них чувствуется уважение и восхищение сыном. Судья понимает, что его Василий настоящий человек, способный к состраданию, сопереживанию и любви.

2 вариант

Это произведение о социальном неравенстве в обществе. Автор показывает два разных мира. В городе живёт благопристойное общество, а за его пределами – на острове, в развалинах графского замка обитают бездомные люди. Но даже там не нашлось места самые обездоленным нищим. Они вынуждены ютиться в подземелье старой заброшенной часовни на кладбище. Этих жителей мрачного места называют в городе «дурным обществом». Их предводителем является пан Тыбурций. Люди из этого общества добывают средства для своего существования воровством. Такой образ жизни осуждается горожанами.

Неожиданный случай сводит мальчика из обеспеченной семьи Васю с детьми пана Тыбурция – Вальком и Марусей. Несмотря на принадлежность к разным социальным слоям, между ними завязываются дружеские отношения. У этих детей есть и общее – отсутствие матери, а так же наличие у мальчиков младших сестричек одного возраста. Разница в том, что Вася с Соней живут в прекрасных условиях, а Валек с Марусей – в сыром склепе под землёй. У Васиной сестрёнки есть няня, много игрушек и красивых платьев. Детям пана судьи не нужно заботиться о еде. Они не знают, что такое голод. Совсем другая жизнь у друзей Васи. У Маруси от природы красивые внешние данные – белокурые пышные волосы, бирюзовые глаза, длинные ресницы. Вместе с тем, от недостатка солнечного света малышка выглядит очень бледной. Она настолько худенькая, что её ручки кажутся прозрачными. От слабости Маруся не может бегать и очень редко смеётся. Она одета в старое и грязное платье. От невыносимых условий жизнь в девочке постепенно угасает. Недетские заботы заставили рано повзрослеть старшего брата Маруси – Валека. Он вынужден, чтобы не умереть с голоду, добывать еду воровством.

Читайте также:
Авторское сочинение по рассказу В.Г. Короленко В дурном обществе: сочинение

Всё это непонятно для Васи. Он пытается хоть как-то помочь своим новым друзьям – приносит им из дома продукты. Чтобы облегчить страдания больной девочке и доставить ей немного радости, Вася дарит Марусе куклу своей сестры. Сын пана судьи обладает редким даром – умением сострадать. Он преподносит урок милосердия и любви не только своему отцу, но и всем взрослым людям. Благородный поступок Васи способствует объединению семьи. Между ним и отцом устанавливаются добрые отношения. Дружба с детьми подземелья открыла Васе мир с другой стороны.

Сочинение по повести

Рассказ Владимира Галактионовича о жителях подземелья частично автобиографичен. Был напечатан журналом «Русская мысль» в 1885 году. Одними из главных героев являются Валек и Маруся, Вася и Соня.

Василий, сын судьи, обеспечен всем необходимым. Однако это не может восполнить душевной утраты после смерти матери. Отец холоден к нему, так как уверен, что его сын бесчувственный, негодный мальчишка, который болтается с утра до вечера неизвестно где. Вася любит и жалеет отца, но боится ему в этом признаться. Даже Соня, живая, жизнерадостная девочка, которую всей душой любил наш герой, считала брата разбойником. Всеобщая любимица не знает ни в чем отказа. Жизнь ее полна любви и беззаботности. Брат же чувствует себя одиноким и не любимым.

Но если сын почтенного судьи, будучи сытым, одетым и обутым, чувствует себя лишним в собственном доме, то Валек окружен любовью близких людей. Его всегда поддержат и помогут. С сестрой Марусей они большие друзья. Вместе играют, веселятся, насколько возможно в их положении. Им хорошо вместе. Однако дети живут в постоянной нужде. Место жительства детей – мрачное подземелье, куда не проникают солнечные лучи. Высокий свод, каменные полы, огромные щели, сквозь которые дует пронизывающий ветер. Поэтому в любое время года здесь холодно и сыро. Ютится мальчик в убогом жилище с сестренкой и отцом. Каждый день семья думает о том, где достать хлеб насущный. Горя добавляет им непонятная болезнь девочки, выматывающая силы. Тыбурций Драб полагает, что виной всему серый камень, который высасывает из нее жизнь. От отчаяния и голода отец с сыном вынуждены добывать пропитание воровством.

Случай свел мальчишек. Знакомство переросло в крепкую дружбу, которая помогла Васе осмыслить жизнь по-новому. Вначале он удивлялся увиденному в подземелье. Затем в мальчике вспыхнули жалость, сострадание, желание помочь другу и близким ему людям. Он понял, что не является никчемным человеком, в чем убедили домочадцы. Ребенок привязался к маленьким друзьям. Не мог представить ни дня без их общества. Узнал, что значит настоящая привязанность. Желая порадовать Марусю, Василий на время крадет у Сони куклу. В глазах умирающей малышки была такая благодарность, что страх перед наказанием за содеянное на время. Благодаря этому случаю отец как бы по-новому взглянул на сына. Судья наконец-то понимает, что его сын – великодушный, любящий, неравнодушный ребенок. Теперь никто не отгоняет брата от Сони. Он любим.

Валек же с отцом, после смерти Маруси, навсегда покидает городишко в не известном направлении, надолго оставив добрую память о себе.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу В дурном обществе

Популярные сегодня темы

«Книга» – как величественно и гордо звучит это слово. Написанные от руки, дорогие и тяжелые, и, в конце концов, очень ценные. Однако все это можно было сказать про те книги, которые писались в далеком прошлом

Образность стихов Пастернака удивляет, его строки, особенно о природе и человеке, заставляют задуматься.

Стародума стоит отметить по одной простой причине. Он является сплошь положительным персонажем данной комедии, в которой так много присутствует отрицательных героев.

Читаемое и по сей день произведение «Четыре дня» написано известным русским писателем Всеволодом Михайловичем Гаршиным. Анализ данного творения представлен в этой статье.

В сказке Паустовского Заячьи лапы мы видим Ваню немного упрямым, но очень человечным мальчиком. Про него можно было бы сказать: Маленький человек с большим сердцем. Он захотел зайчику помочь

1702. Сочинение В дурном обществе 5 класс рассуждение по рассказу Короленко Русский язык

Сочинение — В дурном обществе. Русский язык

Произведение Короленко «В дурном обществе» произвело на меня большое впечатление. Читалось оно на одном дыхании, героям я сопереживал. И заставило всё это меня задуматься о многом.

В первую очередь – о семейных ценностях. Точней, о том, что за чувства в них вкладываются. Так обидно за главного героя, о котором, после смерти матери, все будто хотели бы забыть. Такое впечатление, что он всем мешал. Нянькам Вася не нравился, так как шумный и бойкий мальчишка, отцу мешал – просто потому, что обуза лишняя, всем в городе – так как ходил неприкаянный. Только новым друзьям – тоже отвергнутым он был нужен таким, каким он и был.

Читайте также:
Литературно критическое наследие Короленко: сочинение

Ещё вопрос об этих «отвергнутых». О стереотипах, царящих в обществе. На этих людях поставили клеймо, гнали их отовсюду, хотя они никого не обижали. А если и приходилось воровать, то только на еду своим детям – не ради развлечения. Просто работы им никто не хотел давать. И гнали-то их первыми другие нищие, которые были во много раз противней и вредней, а сами милостыню выпрашивали. Так и задумаешься над тем, что говорят в обществе сейчас: по телевидению, на радио, в газетах… Просто между собой. Точно ли это правда? И Васю тоже оговаривали, так как он был всем неудобен.

Заставляет повесть задуматься и о ценностях жизни, вообще. Деньги, игрушки, дома – насколько они необходимы? Без денег и жилья тяжело, конечно, но стоит ли делать из этого культ? Вот кукла Васиной сестры важна для неё, но не так, как для бедной девочки, у которой совсем нет игрушек. И в той ситуации, получается, правильно Вася украл куклу у собственной маленькой сестры, чтобы скрасить последние дни нищенки.

Приходишь к тому выводу, что всегда нужно стараться самому разобраться. Люди много говорят, боятся многого. Нужно самому разбираться, но не только «включать» голову, но ещё и сердце.

Вариант 2

“В дурном обществе” – повесть о непростом, начале жизненного пути, девятилетнего мальчика Васи, родившегося в довольно состоятельной семье.

В своём юном возрасте, наш герой ощутил на себе, потерю близкого человека, умерла его мама. В семье остались отец и Соня, сестра Василия.

Отец мальчика — суровый, но справедливый человек. Известный в своих кругах городской судья. После смерти жены он отстранился от сына, старался большее количество времени проводить с Соней. Повлияло на это обстоятельства, её сильная схожесть с матерью. Оставшись наедине с самим собой, Василий старается обрести дружбу с бездомными людьми.

События, по описанию автора происходят в окрестностях города Ровно, с интересным названием Княжье-Вено. Главной достопримечательностью был старый, полуразрушенный замок, в котором нашли своё пристанище бездомные бродяги. Спустя некоторое время, бывший прислужник графа, начинает жёсткий отбор среди бездомных, оставляя в замке только угодных ему людей, всех остальных бродяг выдворяет на улицу, бездомным ничего не остается, как перебраться жить в заброшенную часовню.

Однажды играя с мальчишками в часовни, Василий замечает странных, неопрятно одетых людей, ребятня с которыми он пришел, от испуга разбежались, а Вася решил остаться. Так он и обрёл себе друзей, Валека, его сестру Марусю и их приёмного отца пана Табурция. С той поры, жизнь Василия очень изменилась, ему нравилось находиться с другой категорией людей, не таких как он сам.

Детвора настолько сдружилась, что основное время проводили вместе. Василий приносил им различные угощение, которые считались непозволительной роскошью. Одному пану Тыбурцию было невдомек, как мальчик из состоятельной семьи дружит с детьми из трущоб. Валек настолько доверился своему другу, что однажды открыл передним детскую тайну подземелья.

Незаметно для детей наступила осень, холодная пора дождей и ветров. Хрупкое, без того больное Марусино тельце, быстро подхватило простуду и стало высыхать. Леденящее, сырое помещение часовни делали своё дело. Вася чтоб хоть как-то взбодрить девочку, выпросил у сестры куклу и сделал подарок Маруси. Девочка первый раз за свою крохотную жизнь увидела такой необычайно красивый подарок и на мгновение к ней снова вернулась жизнь.

Через некоторое время, Васин отец узнаёт о том, что пропала кукла. Решив, строго наказать сорванца, но не успел, в дом постучались. На пороге стоял Тыбурций, держа куклу в руках. Вася всё понял без слов. Переговорив, наедине с отцом Тыбурций ушёл, лишь с грустью взглянув на Васю.

После смерти Маруси часовня опустела, все бездомные разошлись кто куда. Осталась только маленькая могилка не успевшей пожить девочки Маруси. После всего произошедшего, отец стал вновь относиться с добротой и лаской. Каждую весну, всей семьёй, приходили на могилку к маленькой девочки Маруси.

Сочинение по рассказу В дурном обществе

Мне очень понравилось название произведения «В дурном обществе», которое написал Короленко. И мне сразу же стало интересно, что там за общество описано. Здесь он включил все свои мысли и идеи, которые давно носил в голове. Кроме этого в этом произведении он показывает свой протест против несправедливой жизни и пытается изменить мир.

Когда я начала читать, то столкнулась с приятным и очень красивым городом, а вот рядом с ним располагаются развалины. И в этих развалинах, оказывается, живут люди, у которых нет денег, купить себе нормальное жилье. Они постоянно ссорятся и спорят и это приводит жизнь жителей невыносимой и неспокойной. Именно эти люди и считаются дурным обществом. И никто не хочет с ними общаться. Среди этих бедняков живут и бывшие ученые, которые раньше работали в специальной лаборатории и создавали различные препараты или лекарства для того чтобы вылечить все человечество.

Читайте также:
Петрусь: сочинение

Главным героем здесь является молодой и очень красивый парень по имени Вася. У него очень рано умерла мать и порой ему ее очень даже не хватает. А отец так сильно занят своей работой, что на него просто времени не хватает. Да отец и не старается это изменить. Он очень сильно переживает, потому что никак не может подружиться с единственным близким человеком.

И тогда парень решает отправиться искать себе лучших друзей, которые будут его понимать и поддерживать в сложной ситуации. И таких друзей он находит, хотя они совершенно другого уровня и слоя населения. Они живут в тех самых развалинах, про которые рассказывалось выше. Но парень видит и чувствует, что жизнь у них практически одинаковая. И он может с ними поделиться всеми тайнами и секретами и они ему помогают и подсказывают. Вася старается помочь им выбраться из этой жизни и начать новую и счастливую жизнь. И часто из дома он приносит им еду.

Кроме этого он видит маленькую девочку по имени Маруся и ему ее очень жалко, но помочь ей уже никак нельзя. И для того чтобы хотя бы немного скрасить ее жизнь, Вася приносит куклу, которой раньше играла его сестра.

Когда об этом узнал отец, то был очень сильно зол на сына и хотел даже его наказать. И тогда Вася решил рассказать ему всю правду и после этого отец на сына стал смотреть совсем другими глазами. Он понял почему он так сделал. Он понимает, что у него растет замечательный, искренний и очень добрый сын и за такое поведение его ругать нельзя. А ведь отец этого и добивался, чтобы сын был именно таким, каким он стал сейчас и был очень горд за него.

И после этого поступка отец стал относиться к своему сыну совсем по-другому. И очень жалел, что не сделал это раньше и потерял много времени. А ведь они являются самыми родными людьми на всем белом свете.

Образец 4

Произведение «В дурном обществе» было написано в 1885 году, русским писателем, публицистом и общественным деятелем Владимиром Короленко.

Помимо писательской деятельности Короленко был юристом-правозащитником. В последние десятилетия Российской империи он прославился как защитник (в суде) революционных деятелей. Член Академии наук (1908 почётный член). После октябрьского переворота когда большевики взяли власть, критиковал их методы управления и репрессии. Но, несмотря на трудности и преследования он проявил гражданскую мужественность и остался в Советском Союзе.

Теперь непосредственно вернёмся к произведению. Для начала нужно определить «что же такое общество?».

Общество — это сообщество людей, у которых есть свои интересы, определённые установки, понятия (об порядке вещей).

Общество, делится по социальным слоям (или как писал Ульянов-Ленин по классам). Социолог и антрополог Уильям Уорнер писал: общество делится на шесть групп.

Первая группа: Аристократия.

Вторая: Миллионеры (которые добились социального положения сами).

Третья: Интеллигенция (писатели, доктора и др.), представители бизнеса.

Четвёртая: Офисные (канцелярские) служащие.

Пятая группа: Рабочий класс (электрики, слесаря, кладовщики).

Шестая: Низшие классы, безработные, люмпены.

Произведение в первую очередь о том что не нужно судить людей по их социальному статусу. Не всегда богатый может быть хорошим человеком, не всегда бедный будет хорошим. Исключения подтверждают правила, — это аксиома.

Произведение описывает дружбу двух мальчиков, один из них Василий, он сын судьи (но судья беден), у которого ещё есть дочка. Василий мучается тем что отец больше обращает внимание его сестру. Однажды гуляя на улице (они с ребятами гуляли рядом с развалинами), Василий знакомится с Валеком (у которого тоже есть сестра).

В дальнейшем взаимоотношения Василия и отца налаживаются, но сестра Валека умирает. Отец Валека благодарен Васе и его отцу за добрые отношения и ту куклу, которую Вася подарил его умирающей дочери.

Произведение, предназначено для детей и подростков. Оно учит отзывчивости, доброте и самое главное, — не обращать внимания на социальный статус, что бы это не влияло на взаимоотношения людей. Короленко показывает, что делить людей по классам это глупо. Люди, которые «скатились» за частую не повинны в том, что с ними произошло.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: