Крестьянский вопрос в прозе Пушкина: сочинение

По тексту Н.С. Шер «В Болдине, как никогда раньше, столкнулся Пушкин с нищетой и бесправием крепостных крестьян, он пристально вглядывался в их жизнь, узнавал о крестьянских волнениях, которые всё усиливались.Глубже задумывался он над вопросами» (ЕГЭ по русскому)

ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ 1

В своём тексте Надежда Сергеевна Шер знакомит нас с небольшой историей из творчества известного поэта и писателя А. С. Пушкина. Надежда Сергеевна затрагивает проблему неравнодушного отношения и внимания к жизни простых и незаметных русских людей.

Внимательно читая текст, можно увидеть, как Пушкин проникся жизнью бесправных крепостных людей. Он увидел их нищую и невероятно сложную жизнь, а также захотел показать правдивую картину жизни этих простых людей.

Надежда Сергеевна отмечает это желание – мужеством, любовью к отечеству и неравнодушным отношением к народу. Ведь говорить правду о жизни во времена Пушкина – было трудно. Многие произведения о жизни крестьян оставались незаконченными.

Также Надежда Сергеевна отмечает, что Пушкин стремился обратить внимание читателей на окружающие проблемы и серьёзно задуматься. Пушкин пытается понять, что именно легче и понятнее для читателя. То есть Пушкин настолько неравнодушен к проблемам незаметных русских людей, что ищет способы распространить большему числу людей, идею сочувствия и уважения к крестьянским людям. И чтобы повести дошли до людей, Пушкин даже начинает печатать их под чужим именем.

Исходя из этого, можно увидеть позицию Надежды Сергеевны. По её мнению, неравнодушное отношение и внимание к простому народу-необходимо в творчестве писателей, ведь с помощью них большинство людей задумается и увидит жизнь других людей.

Я согласна с мнением автора. Я также думаю, что внимание к простому русскому человеку очень важно в деятельности писателей и поэтов, чтобы донести это для окружающих людей.

О неравнодушном отношении и большом внимании к простым русским людям говорили многие отечественные писатели и поэты. Среди них был и Н. Некрасов. В своей известной поэме «Кому на Руси жить хорошо» он изображает крестьян и их тяжёлую жизнь. Некрасов показывает, что никому из крестьян не живётся хорошо. Мужчины и женщины много работают, делают всё для помещика, живут в нищете, а их дети часто умирают. Поэт неравнодушен к крестьянским людям, он сочувствует им и уважает их стойкость в такой жизни.

Текст Надежды Сергеевны Шер помог мне увидеть, как повести Пушкина, на которых учились и другие русские писатели, были очень необходимы, чтобы многие увидели правдивую тяжёлую жизнь незаметных бесправных людей и серьёзно задумались, а также испытывали ненависть к насилию и жестокости, пробудив в себе гуманизм.

ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ 2

В своём тексте Надежда Сергеевна Шер поднимает проблемный вопрос, который актуален и в нашем современном мире: Как писатель может достучаться до сердец своих читателей?

Приглашая нас к соразмышлению проблемного вопроса, автор создает яркий образ Пушкина. Мы сразу видим, что несмотря на трудности, связанные с печатью своих произведений из-за “той правды, о которой запрещалось говорить”, поэт всё равно не сдавался. Пушкин хотел показать своему народу “жизнь такой, какая она есть”. И только человек, который имеет мужество и сильную любовь к своему отечеству найдет силы продолжать писать в такой ситуации – таким человеком и был Пушкин.

Читая текст дальше, мы видим то, как Пушкин относится к своему народу. Так, во время своих странствований по России он посещает домишки станционных смотрителей, беседуя с их жителями, а также писатель часто обращает своё внимание на города, которые он проезжал и всегда задавался вопросами о жизни их людей. Всё это показывает нам то, что Пушкину было очень интересно как и чем живет его народ. Пушкин сам верил в свои повести и в то, что сможет заставить многих задуматься над тем, что их окружает. Далее мы видим, что у Пушкина это получается. Он смог вызвать у читателей много мыслей о суровой правде жизни. Более того, такие повести Пушкина стали образцом для многих русских писателей, а сам поэт стал учителем для них.

Читайте также:
Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина Медный всадник: сочинение

Прочитав текст, можно понять позицию, которой придерживается Надежда Сергеевна. Она считает, что только тот писатель, который близок со своим народом, сможет написать так, чтобы народ смог услышать его.

Я не могу не согласиться с автором, потому что только любовь и преданность писателя к своему народу сможет разрушить преграду недопонимания между ними. Так, читая стихотворения таких поэтов, как Пушкин, Есенин, Лермонтов мы видим в их строках нежные чувства к своему отечеству и к тем, кто тут живет. Именно эти строки находят отклики в нашей душе и делают нас ближе с поэтами даже сквозь время.

Подводя итоги, я могу сделать вывод, что если писатель не понимает свой народ, не живет с ним, не видит или не хочет видеть простую жизнь своего народа такой, какая она есть в действительности, то и народ не сможет понять того, что ему пытаются донести через произведения.

ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ 3

Читая книги, не каждый может понять смысл того или иного произведения, также может не понять мысль автора, которую он передает читателю. Прочитав произведение и не поняв его суть, возникает вопрос: «Какова роль писателя в жизни людей и что они передают читателям?» Так и Н. С Шер задумалась над этим.

Размышляя над поставленным вопросом, писательница показывает нам, что многие русские поэты, создавая свои произведения, ставили много больших вопросов, которые могли «вызвать у читателя мысли о суровой правде жизни, сочувствие к маленьким, незаметным русским людям, ненависть ко всякому насилию, произволу».

Также, Надежда Сергеевна привела в пример Пушкина и рассказала его роль в жизни людей. В некоторых своих произведениях Александр Сергеевич рассказывает о жизни разных классов и сословий общества, показывает жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая её. И «верит, что маленькие его повести заставят многих серьезно задуматься над окружающей жизнью». А ведь и правда, после прочтения произведений Пушкина, может поменяться взгляд на мир.

Внимательное чтение данного текста, помогает понять позицию автора. Все русские писатели играют огромную роль в жизни людей, ведь они затрагивают такие жизненные проблемы, описывают их и иногда дают ответы как справляться с ними. А также поэты становятся для нас учителями. (позиция автора по проблеме определена верно – 1 балл)

С таким мнением трудно будет не согласиться, потому что чтение книг формирует мировоззрение, улучшает интеллект, воспитывает в человеке доброту.

Подводя итог, хочу сказать, что творчество русских писателей становятся для нас образцом. Их произведения нужно читать, ведь книги и произведения творческих личностей учат нас всему.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сочинение на тему Творчество Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — это известный русский поэт, прозаик, драматург, который создал множество прекрасных произведений. В его библиографии можно найти произведения на все случаи жизни. Он освятил абсолютно любые проблемы, с которыми может столкнуться каждый человек.

Самые первые произведения Пушкина, с которыми знакомится человек — это сказки. Например, «Сказка о золотой рыбке» учит читателя тому, что нужно уметь быть благодарным за то, что имеешь. Старухе, героини сказки, вечно мало было того, чего ей приносил старик от золотой рыбки. И в результате она осталась ни с чем. Эта книга говорит о том, что нужно уметь наслаждаться жизнью, а также не превозносить материальные ценности выше духовных. Главное, это моральное удовлетворение, счастье, говорит автор.

Также Александру Сергеевичу Пушкину принадлежат такие сказки как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Конек-горбунок».

Далее человек знакомится с поэмой Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Она очень похожа на сказку. На это указывают и волшебные существа, эпитеты, которые украшают героев. В ней, как и положено, добро побеждает зло, Руслан жениться на Людмиле. Они счастливо живут. Это произведение учит быть сильным и храбрым, бороться до конца и добиваться своих целей.

Читайте также:
Тайна безмерного обаяния Пушкина: сочинение

Много создано им стихотворений о природе. Особенно сильно вдохновляла автора осень, которой он посвятил много произведений. Автор видел в ней что-то волшебное, необычное, вдохновляющее. Он описывал ее с разными эмоциями: и с грустью, и с радостью, и с печалью, и с упоением. Писал поэт и о других вещах: о дружбе, о любви к родине, к женщине, о роли поэта в искусстве, в мире. Его стихотворения составляют большую часть его литературного наследия.

Произведения Пушкина всегда легко читать, так как они написаны простым и понятным языком. Но это не делает речь литератора сухой и невыразительной. Наоборот, простота изложения достигается путем использования перекрестной рифмовки, эпитетов, метафор, сравнений. Есть, конечно, в текстах и историзмы, архаизмы. Но можно легко объяснить их значение, используя исторический материал и словари.

Конечно, Александр Пушкин создал множество и других произведений. Это и «Повести Белкина», и «Капитанская дочка», и «Евгений Онегин», но нам только предстоит открыть прекрасный мир творчества Пушкина, познакомившись с этими произведениями.

Вариант 2

Александр Сергеевич Пушкин появился на свет в дворянской семье, в XVIII века, а если быть точным, то 6 июня 1799 года, стал самым ярким писателем классической русской литературы.

Он внес огромный вклад не только в русскую, но и в мировую литературу нельзя недооценивать. О его творчестве знают все люди на земле, даже за пределами его родины. Не одно поколение выросло на сказках Пушкина. Все дети знают героев сказок царя Додона; бедного рыбака и золотую рыбку; князя Гвидона и многих других. В этих произведениях зло всегда наказуемо. Во всех сказках имеется глубокий смысл. Его сказки с одной стороны простые, вышедшие из народа, с другой несут образовательную цель.

Все произведения имеют художественную форму, по прочтению этих книг начинаешь верить в дружбу, преданность, честь и любовь. Они имеют народный дух, любовь к окружающему миру.

Пушкина считают основоположником русской реалистической литературы. Все его произведения пронизаны любовью и в тоже время предстают в совершенной художественной форме.

Его стихотворения отражают красоту и эстетику. Они полны сопереживания героям, они нежные и искрение. В его стихотворениях тонко изображен мир, в котором он жил.

Читая стихотворения поэта начинаешь чувствовать, то что чувствовал поэт в момент написания того или иного произведения. А стихи о природе дают возможность почувствовать эмоции поэта в этот момент.

Пушкин любил свою страну и переживал события происходящее в ней. Он сопереживал декабристам. Его волновала тема свободы личности в России. Его стихотворения о любви к Родине будут жить еще очень много лет.

Все его герои любят свободу. Свобода это и идеал и проблема в творчестве Пушкина.

Поэт оставил огромное наследие. Его произведения легко учатся наизусть, и западают в память на всю жизнь.

Хотя Александр Сергеевич прожил не долго, но оставил большое количество произведений, которые стали классикой литературы. Стихотворение «У лукоморья дуб зелёный» знают все наизусть со школьной скамьи.

В романе «Евгений Онегин» поэт показал, что клятва и слово имеет силу. Мораль этого произведения в том, что надо любить друг друга, не отталкивать свою судьбу, а то потом может быть поздно.

Он был мужчиной с большой буквы, вступился за честь жены, вызвал на дуэль профессионального дуэлянта Дантеса. Если бы он на ней не погиб, то наша литература была бы наполнена еще больше гениальными произведениями Пушкина.

5 класс. 7, 10 класс

Творчество Пушкина

Несколько интересных сочинений

События романа происходят в тяжелые времена когда началась гражданская война. Главным героем является мужчина по имени Гриша, которому больше всего на свете нравится соседка Аксинья.

Визитной карточкой Антона Павловича Чехова являются его юмористические рассказы, именно с маленьких его историй, где обычно рассказывается о печальной или забавной драме одного героя

Читайте также:
Стихотворение А. С. Пушкина Вновь я посетил (Восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Мова – це не тільки засіб спілкування, а й надзвичайно велика цінність будь якого народу. Це скарбниця усіх духовних надбань нації, досвіду життя, праці й творчості багатьох поколінь. Недаром кажуть, що мова – душа народу

Сказка рассказывает о борьбе добра со злом. В образе добра представлена молодая царевна. Девушка рано потеряла мать, воспитывается в семье отца и мачехи.

Великий народный поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин внес неповторимый вклад в становление русского литературного языка.

Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сочинение сообщение доклад

Понятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы, и свободы выбора соответственно. Пушкин по сути своей был человеком высокомерным, который не терпел когда у него что-то отнимают или запрещают. Это отразилось и на его творчестве.

В своих произведениях он всегда подчёркивал мысль, что надо ценить и уважать как свою свободу, так и свободу окружающих. В её произведениях также можно встретить строки о родине, природе, любви к ней, и прочие вещи, олицетворяющие его свободолюбивую душу.

Впрочем, Пушкин всегда старался передать тот свободолюбивый дух, который витал в нём, и всегда старался передать его своему окружению. Он активно продвигал идею либерализма, дабы все были свободными, и сами управляли своими жизнями. Что не могло не вызвать негодование со стороны правящей власти. Пушкин иногда испытывал гонения со стороны власти, но благодаря своему авторитету ему удавалось всегда выходить сухим из воды. Но благодаря своему статусу он также не мог уйти из конфликта с кем- либо просто так. Из-за чего, в конце концов, он получил ранение и умер от него. Пушкин всегда был и есть человеком, для которого превыше всего была его свобода и нравственное состояние души, а он не мог её держать в покое пока он был лишён свободы, или пока эту свободу притупляли.

В большинстве произведений он также буквально оскорблял большинство поэтов за их стереотипность, весело над ними подшучивая, из-за чего были люди, которые откровенно его недолюбливали и просили больше ничего в таком духе не делать, но из-за него, опять же, свободолюбивой, он считал, что слово должно было свободно и не должно быть скрыто от всеобщего обозрения. Таким образом, он имел множество врагов в своём окружении, но и чувствовал себя прекрасно, ведь, он думал, что если тебя ненавидят, значит, ты в чём то лучше тех, кто тебя ненавидит. Таким был Александр Сергеевич Пушкин, человеком своенравным, несомненно, высокомерным.

В данном сочинении я проанализировал поэзию и лирику Пушкина и сделал вывод, который описан выше. Моё мнение является субъективным, из-за чего не стоит относиться к нему как к истинно верному.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

На протяжении своего творчества поэт неоднократно обращался в стихотворениях к теме свободы, при этом выражение мыслей автора в этом отношении менялось в зависимости от происходящих в стране событий и взросления поэта.

Впервые свободолюбивые ноты прозвучали с написанной юным поэтом оде «Вольность», в которой автор размышляет о необходимости сочетания свободы с законами, упоминая убитого французского короля, но предполагает, что призывая к бунтарским призывам обрести свободную жизнь невозможно.

Размышляя над идеей о вольности, поэт объединяет свободу с патриотическим чувством и любовью к родной земле, рассуждает об этом в дружеском послании «К Чаадаеву». В произведении поэт выделяет образ родины, находящейся в тяжелом положении, и правящей власти. Здесь начинают прослеживаться революционные мысли автора и его мечты об освобождении родины от власти самодержавия.

Выражением идей дворянской молодежи, является написание поэтом произведения «Деревня», в котором он размышляет о проблеме крепостного права. Используя в качестве художественного приема антитезу, автор на примере деревенского пейзажа рисует волшебные картины природы с отсутствием борьбы и разногласий, а затем акцентирует внимание читателя на ужасающих фактах жизни крепостных людей.

Читайте также:
Моё восприятие Татьяны Лариной: сочинение

По прошествии нескольких лет поэт меняет отношение к понятию свободы, находясь под воздействием романтических настроений, и отображает идею вольности как абсолютный абстрактный факт, как вольную стихию в образе могучего океана, олицетворяющего абсолютную свободу («К морю», «Узник»).

Позже к поэту приходит разочарование освободительными движениями, он резко высказывается о людях, неспособных ощутить чувство вольности («Свободы сеятель пустынный»).

После подавления восстания декабристов в произведениях поэта начинают присутствовать мысли, что долгожданная свобода достается невероятной ценой, забирая жизни близких людей («Во глубине сибирских руд», «Арион»).

Ряд стихов посвящены автором поэтической свободе, которую он воспевает как приверженность творческого человека к собственному вдохновению, независимому от непросвещенного мнения общества («Поэт», «Поэт и толпа»).

В последние годы жизни, находясь в зрелом возрасте, поэт снова обращается к свободолюбивой тематике, раскрывая понятие внутреннего освобождения, когда человек мечтает о жизненном покое, далеком от революций («Пора, мой друг, пора!»).

В конце своего творчества, поэт создает поэтическое завещание, снова и снова проповедуя различные проявления свободолюбия («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).

Вариант 3

Что такое свобода? Рано или поздно этим вопросом задается каждый. В моем понимании свобода – это состояние души, при котором человек делает то, что хочет, а не то, что ему велят окружающие. Это отсутствие неволи, рабства, границ и ограничений. Когда человек свободен, он волен выбирать и быть счастливым.

Тема свободы стала одной из центральных в творчестве многих поэтов, писателей и философов. Каждый из них понимал волю по – своему; воспевал ее и Александр Сергеевич Пушкин. Еще в юности, учась в лицее, поэт не представлял свою жизнь без свободы, посвящая ей множество стихотворений. Одним из таких произведений стала ода «Вольность», в которой Пушкин категорически отвергает рабство, отдавая предпочтение равенству и гуманности. «Хочу воспеть Свободу миру», – говорит поэт. Воля для Пушкина – это главная жизненная ценность, высшее благо и счастье. При этом источник несвободы поэт видит в государстве, крепостничестве и в самих людях.

В годы Южной ссылки тема свободы становится главной для Пушкина. В это время он пишет стихотворение «Узник», где основной мотив – личная свобода. Душа Пушкина томилась в неволе, на которую его обрекла государственная власть, поэтому в произведении «Узник» он ассоциирует себя с орлом, который вынужден обитать за решеткой в темнице. Во время ссылки в Михайловском селе Александр Сергеевич пишет другое стихотворение о свободе – «Во глубине сибирских руд…». В нем Пушкин использует множество аллегорий неволе, такие как «мрачные затворы» и «оковы тяжкие». Итоговым произведением о свободе можно считать стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанное в 1836 году. Именно тогда поэт по – новому взглянул на волю и рабство. Пушкин понял, что никакие тираны не могут отнять духовную свободу человека. Каждый имеет право наслаждаться природой и волей.

Таким образом, можно сделать вывод, что свобода для Пушкина – это независимость, отсутствие рабства и подавления личности, возможность иметь свое мнение и высказывать его. Волю, по мнению Александра Сергеевича, нужно уважать, ведь только с ней человек может быть по – настоящему счастливым.

Также читают:

Картинка к сочинению Свободолюбивая лирика Пушкина

Популярные сегодня темы

Повесть «Собачье сердце», написанная в жанре научной фантастики, в 1925 году, русским писателем Михаилом Булгаковым, не принимавшим революцию, и не понимавшим понятия «разруха».

Родители часто навязывают детям свое мнение, так как думают, что гораздо умнее и опытнее их. Конечно, с тем, что взрослые люди прожили дольше и у них больше жизненного опыта, не поспоришь, но жизнь меняется

Из разнообразных примеров искусства мы можем узнать о том, чем является сила духа. Также есть много примеров и из повседневности, когда такое качество проявляется.

В основном, все направления и темы лирика Бальмонта проникнуты романтизмом. И всегда, даже страшные и неприятные вещи, если вдруг они попадаются в его стихах, показаны очень эстетично.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. С. Пушкина К***: сочинение

Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ

Сочинение на тему: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Тема свободы, “вольности святой” была центральной в лирике А. С. Пушкина и имела решающее значение для всего творчества поэта. Развитие этой темы связано со становлением его личности, изменением взглядов на саму сущность понятия “свобода”. Свобода для пушкинского поколения — это и политическое освобождение от “гнета власти роковой”, и вольный дух дружеского союза, и наслаждение вольным простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы вдохновения и творчества. Так, на протяжении всей жизни у великого мастера наблюдалась эволюция творческого метода изображения действительности и, следовательно, эволюция образа лирического героя. Свободолюбивые взгляды начали формироваться у поэта еще в Царскосельском лицее. Примерно в это же время стали образовываться тайные политические общества, поэтому по окончании лицея Пушкин был полон прогрессивных взглядов. Одно из самых ранних революционных произведения Пушкина — это ода “Вольность”, написанная в 1817 году,- пример гражданской витийственной лирики. Поэт использовал приемы классицизма, но развил их в декабристском направлении. Ода проникнута новым, романтическим пафосом. Несмотря на то, что впоследствии Пушкин называл оду “детской”, она делает его одним из первых поэтов декабристского направления. В начале оды Пушкин лирике лицейских лет противопоставляет поэзию вольности и обличения порока. Поэт взывает к Музе гражданской лирики, у свободы он ищет вдохновения: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Далее поэт призывает рабов восстать против “тиранов мира”: Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Вокруг Пушкин видит только несчастье и слезы, которые были вызваны неправедной властью. Господство самовластья он объясняет непросвещенностью и предрассудками. Поэт считает, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Он обращается к “владыкам” и говорит о том, что, как бы ни были они могущественны, закон стоит выше них: Владыки! Вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Пушкин рассказывает о смерти Людовика XVI и проводит параллель со смертью Павла I. Оба правителя преступили закон и за это были наказаны. Особенно сильна ненависть к тиранам в последующих строках: Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу! Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. В заключительной части оды, которая включает последнее восьмистишие, Пушкин обращается к царям с призывом соблюдать закон: Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. Ода “Вольность” — одно из самых ярких декабристских произведений Пушкина. Хотя политические идеи “Вольности” были более умеренны, чем идеи оды “Вольность” Радищева, тем не менее автор выступает в защиту свободы и призывает к восстанию против тирании. Среди друзей Пушкина было много людей с революционными, передовыми взглядами, например, Пущин, Кюхельбекер, Чаадаев, которому посвящено одно из лучших вольнолюбивых стихотворений “К Чаадаеву” . По жанру — это дружеское послание, которое приобрело политические черты. Обращение “мой друг” подчеркивает, что Чаадаев — близкий друг поэта, а в обращении “товарищ” есть новый оттенок — это не только друг, но и соратник в борьбе, единомышленник, участник дела освобождения. В начале послания Пушкин говорит о том разочаровании, которое постигло его: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман. Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман. Но, несмотря на это, все прогрессивные люди ждут “минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”, и верят, что “звезда пленительного счастья” обязательно взойдет. В послании противопоставляются два образа: образ Отчизны и образ “власти роковой”. При сопоставлении этих двух образов возникает тема тяжелого положения Родины. В слове “Отчизна” чувствуется оттенок сердечности, слово “звезда” в политической лексике эпохи символизировало революцию. Восход звезды означал победу дела освобождения. Наличие политической лексики (“Отчизна”, “власть роковая”, “самовластие”) и устаревших слов (“внемлем”, “упованья”) соответствует высокому пафосу политического послания. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом. Год спустя, в 1819 году, во время поездки в Михайловское, Пушкин пишет стихотворение “Деревня”. В нем отразились антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи. “Деревня” построена по принципу антитезы. В первой части перед нами предстает идиллическое описание деревенской природы, данное в сентиментальном, светлом, спокойном тоне: Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда… Везде следы довольства и труда. Перед читателем предстает детально выписанный пейзаж. Но с самого начала второй части ритм и характер стиха резко меняются: Но мысль ужасная здесь душу омрачает… В стихотворении возникают два образа: “барства дикого” и “рабства тощего”. Это обобщенные образы помещиков и крестьян: Здесь Барство дикое без чувства, без Закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. В стихотворении присутствует и образ самого поэта. Он выступает “как друг человечества”. Это означает, что он — ярый противник рабства, сторонник свободы во всех ее проявлениях и просвещения. Стихотворения “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня” зачинают в русской литературе поэзию декабризма. Гражданские стихотворения Пушкина, написанные до 14 декабря 1825 года, проникнуты пафосом освободительной борьбы. После трагических событий на Сенатской площади их содержание и направленность резко меняются. Послание Пушкина “Во глубине сибирских руд…” адресовано сосланным декабристам. Оно проникнуто сочувствием. Поэт старается поддержать дух борцов и убедить их в том, что их дело не пропало: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. А. С. Пушкин уверен в том, что: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. На третий день годовщины казни декабристов было написано стихотворение “Арион”, в котором поэт говорит о кровной, духовной связи с декабристами, о том, что он верен делу свободы: Я гимны прежние пою… Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, выделяя одну из своих главных заслуг перед народом и потомством, — прославление идеалов свободы: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал… Пушкин не был поэтом революции, но был певцом свободы во всех ее проявлениях. Для поэта как внутренняя свобода личности, так и независимое развитие целых народов было необходимым условием жизни на земле.
Тема свободы в лирике поэта — ведущая. Политические взгляды поэта, его мировоззрение менялось с годами, но верность идеалам свободы он сохранил на всю жизнь.

Читайте также:
Передовые люди XIX века в романах Пушкина и Лермонтова: сочинение

Сочинение: Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

Тема свободы и воли присутствует в творчестве Александ­ра Сергеевича Пушкина на протяжении всей его жизни и проходит эволюцию от раннего творчества к позднему. Под­водя итоги своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », поэт написал такие строки:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу.

Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы сво­боды и воли в своей поэзии.

В раннем творчестве поэт понимает свободу как внеш­нюю — свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представля­ет только внутренняя свобода, которая ограничивается нрав­ственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт вос­принимает вольность как философскую категорию.

В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает госу­дарство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Воль­ность», в которой поучает царей и воспевает свободу и воль­ность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит.

[sms]
Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:

Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические при­меры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском Замке.

В конце стихотворения автор преподносит урок правите­лям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления спра­ведливости:

Читайте также:
Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»: сочинение

Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лириче­ский герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Более глубокое понимание свободы поэт выражает в сти­хотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопостав­ленных друг другу, то есть Пушкин использует прием анти­тезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Приро­да живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в Истине блаженство находить,
Свободною душой Закон боготворить.

Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой пере­водит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают Закон.

В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой — сомнева­ется, что это возможно:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Постепенно Пушкин отказывается от былых идеалов и приходит к осмыслению внутренней свободы. В стихотворе­нии «Чаадаеву» (1824) Пушкин снова обращается к теме сво­боды, но осознает ее по-другому. Это произведение перекли­кается со стихотворением шестилетней давности, тоже обращенным к Чаадаеву. Поэт размышляет об истории хра­ма в Тавриде, сравнивая свою дружбу с Чаадаевым с дружбой Ореста и Пилада. В конце стихотворения Пушкин делает вы­вод, что теперь считает дружбу главной ценностью и готов отдать за нее жизнь:

. И, в умиленьи вдохновенном,
На камне, дружбой освященном,
Пишу я наши имена.

Поэт остается верным своим друзьям на протяжении всей жизни, поэтому после поражения восстания декабристов в 1825 году, несмотря на то что его взгляды изменились, он возвращается к понятию внешней свободы, чтобы поддер­жать участников восстания, среди которых было много его друзей. В качестве примера могут служить стихотворения «Во глубине сибирских руд. » и «Арион».

В стихотворении «Во глубине сибирских руд. » поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало да­ром, что «темницы рухнут и свобода. примет радостно у входа. ».

Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пяти декабристов. В этом произведении автор в иносказа­тельной форме описывает события, связанные с декабриста­ми. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пуш­кин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихо- творения свидетельствуют, что лирический герой продолжа­ет начатое дело:

. Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

К концу жизни для Пушкина свойствен философский взгляд на окружающую действительность. Это касается и от­ношения к свободе. Философское осмысление категории сво­боды раскрывается в стихотворении «(Из Пиндемонти)». В нем поэт отказывается от общественного положения (госу­дарственной службы), от мирской суеты: «Всё это, видите ль, слова, слова, слова».

Читайте также:
Судьба человеческая судьба народная в «Борисе Годунове»: сочинение

Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностя­ми. Для Пушкина главное — это внутренняя свобода, кото­рая ограничена нравственным идеалом самого человека:

Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.

В противовес идеалам общества Пушкин называет другие ценности, которые составляют содержание жизни человека: это природа и искусство. По мнению поэта, человек, приоб­щившийся к этим «правам», постигает истину и счастье: «Вот счастье! вот права. »

Таким образом, проследив развитие темы свободы и воли в лирике Александра Сергеевича Пушкина, читатель может сделать вывод, что эта тема проходит сложную эволюцию. Вместе с поэтом меняется и его мировоззрение: желание из­менить окружающую действительность сменяется желанием усовершенствовать себя.[/sms]

Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

Большое влияние на становление Пушкина как поэта оказали годы, проведенные в Царскосельском лицее. Именно под влиянием юношеских идей автор создает «Лицинию», потому что Александр Сергеевич питает большой интерес к древнеримской истории. И не случайно, ведь в годы республики и империи в римском государстве царил рабовладельческий строй и сам понимание свободы для варварских племен в призме римского права не предусматривалось. Поэт отмечает, что Рим креп и рос во времена свободы, а крушение империи произошло при торжестве рабства.

В 1817 году Пушкин пишет «Вольность», где выдвигает постулат неразделимости таких понятий как «закон» и «свобода». На следующий год он пишет «К Н.Я. Плюсковой» и обозначает свое место в обществе, декларируя свою значимость и назначение не в развлечении монархов, а в служении и любви к народу и его отражением в литературной деятельности. В 1819 году молодой Пушкин пишет стихотворение «Деревня». В нем находится отражение мыслей Пушкина касательно того, что человек может разрушить уклад окружающего мира, ведь он нарушает ее законы, появляясь на свет свободным.

Спустя 4 года Пушкину суждено будет пережить душевный застой, отражением которого станет стихотворение «Свободы сеятель пустынный». Поэт осознал преждевременность своих взглядов и идей. Они не могли правильно восприниматься страдающим от закрепощенния народом. Он осознавал безнадежность своих призывов. Исчерпав все средства к пробуждению в людях чувств, подобных своим, он сузил понятие «свобода» до небольшого радиуса вокруг себя.

Теперь свободой для поэта являлась его независимость, возможность жить так, как он хочет. В стихотворении «Анчар» поэт не использует конкретизации мест и времени, отождествляя покорного раба с русским народом и его тяжелой судьбой.

Со временем понятие свободы у поэта изменяется до критерия независимости нравственной жизни. С этим пониманием и уйдет из жизни величайший поэт России.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

Пушкин – великий русский поэт, в творчестве которого нашли отражение многие проблемы, волнующие каждого человека и актуальные по сей день. Одной из таких является тема свободы. Она звучит в его произведениях на протяжении всего его творческого пути.

В разные периоды своей жизни поэта волновали различные стороны этой проблемы: социально-политическая свобода, личная свобода человека и свобода слова и творчества.

Для раннего творчества Пушкина характерна тема социально-политической свободы. Писатель выражал свое несогласие с политическим порядком того времени, а именно, неограниченной власти царя и крепостной зависимости. Решение данных проблем он видел в идее просвещенной монархии. Это отразилось в стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Пушкин хотел свободы для каждого человека, независимо от слоя населения, к которому он принадлежит. Он считал, что все люди должны обладать равными правами и привилегиями, и чтобы воля одного человека не ограничивала свободу другого. Свобода для Пушкина – не своеволие и анархия, а осмысленное подчинение разуму и справедливому закону («Вольность»).

Читайте также:
Мой Пушкин: сочинение

В зрелом возрасте для поэта становится наиболее важна свобода личности. В этот период происходит переосмысления им темы социально-политической независимости, и он начинает задаваться вопросом о том, кто достоин свободы, всем ли она необходима. Данная мысль лежит в основе произведений «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». На первый план в его творчестве выходит свобода самовыражения, которая тесно связана с темой поэта и поэзии. Пушкин считает, что настоящий деятель искусства не должен следовать за мнением толпы, а должен творить от души и сердца, независимо от оценки окружающих. Также под свободой творчества он понимал отсутствие ограничений со стороны власти, снижение цензуры. Примерами стихотворений, содержащих данную проблему являются «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг…» и др.

Итак, можно сделать вывод о том, что тема свободы – одна из главных в творчестве А. С. Пушкина. Поэт освещает множество граней этой проблемы, но в основе каждой из них стоит гуманность и уважение к человеку и людям в целом.

Свободолюбивая лирика Пушкина

Несколько интересных сочинений

В жизни происходят одни события за другими, неизбежно формируясь в категорию «прошлое». Одни ситуации нам кажутся масштабными и значимыми, другие – не очень, одни ситуации доставляют радостные эмоции, другие – не очень.

Творчество, Александра Сергеевича Пушкина, описывает Петербург, как город красоты и свободы. Александр относится к нему с любовью, восторгом, и как в нем сокрыт целый мир.

В современном мире проблема совести очень актуальна. Люди перестали испытывать муки совести при совершении плохих поступков. Чиновники врут на всю страну о состоянии города, на работе врут о заработной плате

Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» скрывает в себе глубокий философский смысл. Здесь автор как бы ведет размышление о смысле жизни. О роли человека в обществе.

Рождение каждого нового дня начинается с рассвета. Это время, когда оживает природа. Некоторые люди уже проснулись, вышли на утреннюю пробежку, а есть и такие, которые трудятся по ночам и всякий раз могут наблюдать всю прелесть рассвета.

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Русская литература на протяжении всей своей истории была самой демократичной и передовой литературой в мире. Она всегда отстаивала интересы народа и отражала прогрессивные идеи своего времени.

Пушкин жил и творил, когда на арене освободиельного движения появились первые русские революционеры, дворяне-декабристы. Их вольнолюбивые мысли и нашли свое отражение в творчестве великого поэта.

В начале девятнадцатого века в России возникают тайные политические общества. В них объединяются передовые дворяне, которые своей главной задачей провозласили борьбу с самодержавием и крепостным правом.

Пушкин встречался с декабристами, со многими из них он был дружен. Свободолюбивые стихи Александра Сергеевича находили отклик в сердцах людей. Почти у каждого декабриста после ареста были найдены вольнодумные произведения поэта, Конечно, стихотворения Пушкина о свободе не могли быть напечатаны, но они расходились в рукописях и заучивались наизусть.

Одним из первых свободолюбивых стихотворений молодого Пушкина явилось стихотворение «Лицинию», написанное в 1815 году. Уже в столь раннем возрасте поэт привнес в творчество политические мотивы. В этом стихотворении Пушкин выступает против рабства и тирании. Изобразив древний Рим, он подразумевал Россию. Современники поэта хорошо понимали, что означает знаменитая строка: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». В ней содержится грозное предупреждение тиранам.

Призывом к борьбе звучат строки из оды «Вольность» (1817). Вопреки установившимся традициям, поэт прославляет не царя, а свободу:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Ужасна атмосфера, царившая тогда в стране:

Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы…

Читайте также:
Первый лишний человек в русской литературе (по роману «Евгений Онегин»): сочинение

Звучат здесь и прямые угрозы самодержавию:

Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Обращаясь к французскому королю, Пушкин восклицает:

Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

Эти слова ненависти, конечно же, были обращены не к Людовику, а к Александру. Хотя владыки и стоят высоко над народом, но есть закон, который выше их, и горе тем, кто этот закон справедливости не соблюдает.

В 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Чаадаеву» (1818), посвященное своему близкому другу, связь с которым скрепилась общностью политических убеждений, В начале стихотворения поэт говорит, что рухнули надежды на улучшение жизни народа, лучшие люди страны теперь ждут «вольности святой», которой Пушкин призывает отдать все свои силы:

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Пушкин предвещает бесславный конец самодержавию:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Горячей любовью к русскому народу проникнуто стихотворение «Деревня» (1819), в котором Пушкин обращается к теме крепостного права, «барства дикоо» и «рабства тощего». Поэт задает вопрос:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Пушкин знает, что отмены крепостного права от царя ждать нечего, и вопрос его звучит скорее как призыв к борьбе за освобождение народа.

С ненавистью поэт говорит о поработителях народа в стихотворении «На Аракчеева» (1820):

Полон злобы, полон мести,
Без ума,без чувств, без чести…

Казнь декабристов глубоко потрясла Пушкина и в то же время укрепила веру в торжество их идеалов. В годовщину казни декабристов в 1827 году поэт пишет стихотворение «Арион». В основу его положен миф о певце, который был сброшен разбойниками в море, а дельфин, очарованный песней Ариона, вынес его на берег.

Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою,

— утверждает Пушкин устами лирического героя. Как и прежде, поэт больше всего в жизни ценит свободу. За нее многие декабристы отдали свои жизни.

Всем известно стихотворение «Во глубине сибирских руд. » (1827), которое Пушкин передал с женой декабриста Муравьева своим ссыльным друзьям. Поэт призывает их к мужеству и стойкости, говорит о своем уважении к ним, верит, что «придет желанная пора», когда «оковы тяжкие падут, // Темницы рухнут», и свобода радостно встретит героев.

В 1828 году Пушкин пишет еще одно стихотворение о ненавистном ему самодержавии. Это «Анчар». Так называется древо яда:

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…

Но туда, куда не осмеливается подойти ни одно живое существо, «. человека человек // Послал к анару властным взглядом. ». Поэт говорит о деспотизме власти правителя, обрекающего раба на гибель, чтобы добыть яд, с помощью которого тиран будет нести смерть другим людям.

В 1836 году Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », в котором он подводит итог своей творческой деятельности, обращаясь не только к современникам, но и к последующим поколениям:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробежал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Свободолюбивая лирика Пушкина явилась выражением единомыслия его и друзей-декабристов. Ее праву можно считать значительным явлением в общественной жизни страны. Политические стихотворения Пушкина — это взволнованная реакция мыслящего человека на ужасы и позор самодержавного деспотизма и крепостного рабства. Его дерзкое свободомыслие, позиция независимо действующего человека, высокая нравственная чистота дают ему право быть и оставаться «неподкупным голосом» и «эхом русского народа». Творческий путь Александра Сергеевича был гражданским подвигом, не уступавшим революционному подвигу декабристов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: