Агата Кристи мастер детективного романа: сочинение

Агата Кристи. Все книги и рассказы (полный список произведений)

Как известно, Агата Кристи писала детективы. Еще в детстве она зачитывалась страшными рассказами Эдгара По, и это, несомненно, отложило свой отпечаток на ее любовь к этому литературному жанру, который тогда еще только зарождался. Кстати, родоначальником детективного жанра считают именно Эдгара По, а первым детективом «Убийство на улице Морг». Однако по-настоящему популярными детективы стали в Англии после выхода романов английского писателя Уилки Коллинза «Женщина в белом» (1860 г) и «Лунный камень» (1868г). Так же в то время были популярны романы Артура Конан Дойля, который, можно сказать, был современником Агаты Кристи. Годы жизни Артура Конан Дойля: 1859 -1930.

1. Что такое детектив?

Детектив (от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — литературный жанр, который описывает процесс расследования загадочного происшествия с целью выяснения обстоятельств его совершения. Обычно таким происшествием является преступление. Если же в происшествии нет ничего загадочного, то это уже не детектив, а один из родственных ему жанров, например, полицейский роман.

Детективы бывают разных видов, но все они пишутся по определенным правилам. Правила эти придумал в 1928 году английский писатель Уиллард Хэттингтон. Всего 20 правил, вот основные их них:

2. Правила и заповеди детектива

Правило 1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.
Правило 2. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.
Правило 3. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.
Правило 4. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.
Правило 5. Обязательное преступление в детективе — убийство.
Правило 6. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.
Правило 7. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.
Правило 8. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.
Правило 9. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.
Правило 10. Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.
Правило 11. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

Прежде чем приступить к изучению творчества Агаты Кристи, давайте продолжим изучение детективного жанра и его канонов. Еще один англичанин Рональд Нокс придумал 10 заповедей детектива, частично они совпадают с правилами, но есть и несколько новых:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.
II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.
III. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.
IV. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчетной, но верной интуицией.
VI. Детектив не должен сам оказаться преступником.
VII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.
VIII. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.

3. Виды детектива

Дорогой читатель, вы несомненно являетесь поклонником детективного жанра. Наберитесь терпения! Ведь хотите же вы узнать о видах детектива.

Агата Кристи была мастером классического детектива закрытого типа. Это детектив, в котором преступление совершается в уединенном месте и число подозреваемых ограничено. Поэтому уже с самого начала понятно, что убийство совершил кто-либо из людей, которые известны читателю с самого начала. На месте преступления всегда появляется частный детектив, который помогает полиции расследовать убийство. Часто у такого детектива есть помощник, который по своим умственным способностям соответствовует среднему читателю. Как правило, в таком детективе убийцей оказывается хорошо знакомый читателю персонаж, который совсем не вызывал подозрений. Иногда в закрытых детективах совершается целая серия убийств и, таким образом, число подозреваемых сокращается. Практически все произведения Агаты Кристи являются такими детективами, но самым ярким произведением можно назвать «Десять негритят».

Психологический детектив — это вид детектива, который делает акцент на изучение поведения преступника и личных мотивов совершения преступления (например, «Убийство Роджера Экройда»).

Очень интересен исторический детектив. В этом случае действие происходит в прошлом или расследуется давнее преступление. Очень рекомендую прочитать книгу Агаты Кристи «Смерть приходит в конце», действие которой происходит в древнем Египте. Еще один исторический детектив Агаты Кристи — «Пять поросят».

Если говорить об ироническом детективе, то тут уже место Агаты Кристи заняла Дарья Донцова, так как все ее книги относятся к этому поджанру.

Фантастический детектив можно по праву назвать русским детективом. В таком жанре работали Станислав Лев, Кир Булычев, Айзек Азимов, Сергей Лукьяненко, Братья Стругацкие, Борис Акунин.

Еще есть полицейский детектив (в нем описывается работа группы полицейских), криминальный детектив (события описываются от лица преступника), политический и шпионский детективы, но они далеки от классического жанра и в данной статье я не буду их рассматривать. Из произведений Агаты Кристи к политическому детективу модно отнести произведение «Большая четверка», а к шпионскому «Кошка среди голубей», «Человек в коричневом костюме», «Часы», «Багдадские встречи» (и некоторые другие произведения).

Ну и, наконец, пришло время познакомится с произведениями Агаты Кристи. Лучшие из них выделены жирным шрифтом, и вы можете прочитать их или посмотреть экранизацию.

Список книг Агаты Кристи по годам:

Названия произведений даны на английском языке с переводом. Указан год издания. Лучшие книги Агаты Кристи и можете прочитать на сайте на английском языке или посмотреть экранизацию.

1. The Mysterious Affair at Styles (1920) – Загадочное происшествие в Стайлзе (убийство расследует Пуаро)

2. The Secret Adversary (1922) – Таинственный противник

3. Murder on the Links (1923) – Убийство на поле для гольфа (убийство расследует Пуаро)

4. The Man in the Brown Suit (1924) – Человек в коричневом костюме

5. Poirot Investigates (1924) – Пуаро ведет следствие. Сборник из 11 рассказов:

Тайна «Звезды Запада»
Трагедия в Марсдон-Мэнор
Загадка дешевой квартиры
Убийство в Хантерс-Лодж
Кража в миллион долларов
Месть фараона
Переполох в отеле «Гранд Метрополитен»
Похищение премьер-министра
Исчезновение мистера Дэвенхейма
Тайна смерти итальянского графа
Пропавшее завещание

6. The Secret of Chimneys (1925) –Тайна замка Чимниз

7. The Murder of Roger Ackroyd (1926) (убийство расследует Пуаро, один из лучших детективов)

8. The Big Four (1927) – Большая четверка (убийство расследует Пуаро)

9. The Mystery of the Blue Train (1928) – Тайна голубого поезда (Пуаро расследует убийство богатой наследницы, которое произошло в поезде)

10. Partners in Crime (1929) – Партнеры по преступлению. Сборник из 15 рассказов:

A Fairy in the Flat / A pot of Tea — Фея в комнате / Котелок Чая
The Affair of the Pink Pearl — Дело о розовой жемчужине
The Adventure of the Sinister Stranger — Визит мрачного незнакомца
Finessing the King / The Gentleman Dressed in Newspaper — Избавиться от короля / Джентльмен, одетый в газету
The Case of the Missing Lady — Дело об исчезнувшей леди
Blindman’s Bluff — Слепой и смерть
The Man in the Mist — Человек в тумане
The Crackler – Шуршатель
The Sanningdale Mystery — Тайна Саннингдейла
The House of Lurking Death — Смерть, живущая в доме
The Unbreakable Alibi — Железное алиби
The Clergyman’s Douther / The Red House — Дочь священника / Дом под черепичной крышей
The ambassador’s Boots — Ботинки посла
The Man Who Was No. 16 — Человек, который был номером 16

11. The Seven Dials Mystery (1929) – Тайна семи циферблатов

12. The Murder at the Vicarage (1930) – Убийство в доме Викария (впервые появляется мисс Марпл)

13. The Mysterious Mr. Quin (1930) – Таинственный мистер Кин (сборник рассказов)

14. The Sittaford Mystery (1931) – Загадка Ситтафорда

15. Peril at End House (1932) – Загадка Эндхауза (убийство расследует Пуаро)

16. The Hound of Death (1933) – Гончая смерти. Сборник из 12 рассказов:

Гончая смерти
Красный сигнал
Четвёртый человек
Цыганка
Лампа
Я приду за тобой, Мэри!
Свидетель обвинения
Тайна голубого кувшина
Удивительное происшествие с сэром Артуром Кэрмайклом
Зов крыльев
Последний спиритический сеанс
SOS

17. Lord Edgware Dies (1933) – Смерть лорда Эджвера (убийство расследует Пуаро)

18. The Thirteen Problems (1933) – Тринадцать загадочных случаев. Сборник из 13 рассказов:

Вечерний клуб «Вторник»
Убийство в храме «Астарты»
Золотые слитки
Кровь на мостовой
Мотив и возможность
Перст Святого Петра
Синяя герань
Компаньонка
Четверо подозреваемых
Трагедия под Рождество
Трава смерти
Происшествие в бунгало
Смерть мисс Розы Эммот

19. Murder on the Orient Express (1934) – Убийство в «Восточном экспрессе» (одно из наиболее известных произведений, убийство расследует Пуаро)

20. Parker Pyne Investigates (1934) – Расследует Паркер Пайн. Сборник из 12 рассказов:

Случай дамы среднего возраста
Случай скучающего солдата/ Майор Уилбрехем ищет опасностей
Случай совестливой девушки
Случай несчастного мужа
Случай уставшего клерка
Случай богатой дамы
Все что душе угодно
Дорога в Багдад
Дом в Ширазе
Бесценная жемчужина
Смерть на Ниле
Дельфийский оракул

21. The Listerdale Mystery (1934) – Загадка Листердейла. Сборник из 12 рассказов:

Тайна Листердейла
Коттедж «Филомела»
Девушка в поезде
Песенка за шесть пенсов
Метаморфоза Эдварда Робинсона
Несчастный случай
Джейн ищет работу
Плодотворное воскресенье
Приключение мистера Иствуда
Красный шар
Изумруд раджи
Лебединая песня

22. Three Act Tragedy (1935) – Трагедия в трех актах (убийство расследует Пуаро)

23. Why Didn’t They Ask Evans? (1935) – Почему не Эванс?

24. Death in the Clouds (1935) – Смерть в облаках (убийство расследует Пуаро)

25. The A.B.C. Murders (1936) – Убийства по алфавиту (убийство расследует Пуаро)

26. Murder in Mesopotamia (1936) – Убийство в Месопотамии (убийство расследует Пуаро)

27. Cards on the Table (1936) – Карты на стол (убийство расследует Пуаро)

28. Dumb Witness (1937) – Безмолвный свидетель (убийство расследует Пуаро)

29. Death on the Nile (1937) – Смерть на Ниле (одно из наиболее известных произведений, убийство расследует Пуаро)

30. Murder in the Mews (1937) – Убийство в проходном дворе (убийство расследует Пуаро)

Убийство в проходном дворе
Невероятная кража
Зеркало мертвеца
Треугольник на Родосе

31. Appointment with Death (1938) – Свидание со смертью (убийство расследует Пуаро)

32. Ten Little Niggers (1939) – Десять негритят (еще одно название «И никого не стало», одно из наиболее известных произведений)

33. Murder is Easy (1939) – Убить легко

34. Hercule Poirot’s Christmas (1939) – Рождество Эркуля Пуаро (убийство расследует Пуаро)

35. The Regatta Mystery and Other Stories (1939) – Тайна Регаты и другие рассказы (9 рассказов)

36. Sad Cypress (1940) – Печальный кипарис (убийство расследует Пуаро)

37. Evil Under the Sun (1941) – Зло под солнцем (убийство расследует Пуаро)

38. N or M? (1941) – Н или М?

39. One, Two, Buckle My Shoe (1941) – Раз, раз — гость сидит у нас (убийство расследует Пуаро)

40. The Body in the Library (1942) – Труп в библиотеке (убийство расследует Мисс Марпл)

41. Five Little Pigs (1942) – Пять поросят (убийство расследует Пуаро)

42. The Moving Finger (1942) – Одним пальцем (убийство расследует Мисс Марпл)

43. Towards Zero (1944) – Час ноль

44. Sparkling Cyanide (1944) – Сверкающий цианид

45. Death Comes as the End (1946) – Смерть приходит в конце (малоизвестное, но интереснейшее произведение)

46. The Hollow (1946) – Лощина (убийство расследует Пуаро)

47. The Labours of Hercules (1947) – Подвиги Геракла (убийство расследует Пуаро)

48. Taken at the Flood (1948) – Берег удачи (убийство расследует Пуаро)

49. Witness for the Prosecution and Other Stories (1948) – Свидетель обвинения (11 рассказов)

50. Crooked House (1949) – Скрюченный домишко

51. A Murder is Announced (1950) – Убийство объявлено (убийство расследует Мисс Марпл)

52. Three Blind Mice and Other Stories (1950) – Три слепых мышонка (сборник рассказов)

53. They Came to Baghdad (1951) – Багдадские встречи

54. The Under Dog and Other Stories (1951) – Затравленный пес (9 рассказов, убийства расследует Пуаро)

55. Mrs McGinty’s Dead (1952) – Миссис Макгинти с жизнью рассталась (убийство расследует Пуаро)

56. They Do It with Mirrors (1952) – С помощью зеркал (убийство расследует Мисс Марпл) Смотреть экранизацию

57. A Pocket Full of Rye (1953) – Зернышки в кармане (убийство расследует Мисс Марпл)

58. After the Funeral (1953) – После похорон (убийство расследует Пуаро)

59. Hickory Dickory Dock (1955) – Хикори Дикори Док (убийство расследует Пуаро)

60. Destination Unknown (1955) – Место назначения неизвестно

61. Dead Man’s Folly (1956) – Глупость мертвеца (убийство расследует Пуаро)

62. 4.50 from Paddington (1957) – В 4.50 из Паддингтона (убийство расследует Мисс Марпл)

63. Ordeal by Innocence (1957) – Испытание невинностью

64. Cat Among the Pigeons (1959) – Кошка среди голубей (убийство расследует Пуаро)

65. The Adventure of the Christmas Pudding (1960) – Приключения Рождественнского пудинга. 6 рассказов, убийства расследует Пуаро:

Приключение рождественского пудинга
Тайна испанского сундука
Тихоня
Чёрная смородина
Сон
Потерянный ключ

66. The Pale Horse (1960) – Вилла «Белый конь»

67. Double Sin and Other Stories (1961) — Двойной грех (сборник рассказов, убийство расследует Пуаро)

68. The Mirror Crack’d from Side to Side (1962) – И, треснув, зеркало звенит… (убийство расследует Мисс Марпл)

69. The Clocks (1963) – Часы (убийство расследует Пуаро)

70. A Caribbean Mystery (1964) – Карибская тайна (убийство расследует Мисс Марпл)

71. At Bertram’s Hotel (1965) –Отель Бертрам (убийство расследует Мисс Марпл)

72. Third Girl (1966) – Третья девушка (убийство расследует Пуаро)

73. Endless Night (1967) – Бесконечная ночь

74. By the Pricking of My Thumbs (1968) – Щелкни пальцем только раз

75. Hallowe’en Party (1969) – Вечеринка в Хэллоуин (убийство расследует Пуаро)

76. Passenger to Frankfurt (1970) – Пассажир из Франкфурта

77. Nemesis (1971) –Немезида (убийство расследует Мисс Марпл)

78. The Golden Ball and Other Stories (1971) – Золотой мяч и другие рассказы (15 рассказов)

79. Elephants Can Remember (1972) – Слоны могут помнить (убийство расследует Пуаро)

80. Postern of Fate (1973) – Врата судьбы

81. Poirot’s Early Cases (1974) – Ранние дела Пуаро (убийство расследует Пуаро):

Дело на Балу победы
Исчезновение клэпемской кухарки
Корнуолльская тайна
Приключение Джонни Уэйверли
Двойная улика
Король треф
Наследство Лемезюрье
Затерянный прииск
Плимутский экспресс
Коробка конфет
Чертежи субмарины
Квартира на четвёртом этаже
Двойной грех
Тайна Маркет-Бэйзинга
Осиное гнездо
Дама под вуалью
Морское расследование
Как всё чудесно в вашем садочке…

82. Curtain (1975) – Занавес (убийство расследует Пуаро, последнее дело)

83. Sleeping Murder (1976) – Спящее убийство (убийство расследует Мисс Марпл)

84. Miss Marple’s Final Cases and Two Other Stories (1979) – Последние дела Мисс Марпл

Святое место
Необычная шутка
Мерка смерти
Дело смотрительницы
Дело лучшей из горничных
Мисс Марпл рассказывает
Кукла в примерочной
В сумраке зеркала
85. Problem at Pollensa Bay and Other Storie (1991) – Хлопоты в Польенсе и другие истории:
Сервиз «Арлекин»
Второй удар гонга
Дело о любви
Жёлтые ирисы
Цветок магнолии
Случай в Поллензе
Вместе с собакой
Таинственное происшествие во время регаты

86. The Harlequin Tea Set (1997) – Чайный сервиз «Арлекин»

87. While the Light Lasts and Other Stories (1997) – Доколе длится свет и другие рассказы (убийства расследует Пуаро, сборник рассказов):

Дом его грез
Актриса
На краю
Приключение на рождество
Одинокий божок
Золото Мэнкса
За стенами
Тайна Багдадского сундука
Доколе длится свет…

Вот вроде и все книги Агаты Кристи. Оставляйте свои отзывы о прочитанных произведениях в комментариях.

Агата Кристи мастер детективного романа: сочинение

130 лет со дня рождения королевы детектива Агаты Кристи

15 сентября отмечается 130 лет со дня рождения английской писательницы, автора всемирно известных детективных романов, рассказов и пьес, создательницы знаменитых сыщиков Эркюля Пуаро и мисс Марпл – Агаты Кристи (1890–1976).

В литературном наследии Агаты Кристи – 68 романов, более ста рассказов и 17 пьес.

Ежегодно по всему миру продаются сотни миллионов экземпляров книг А. Кристи в переводе более чем на 100 языков. Многие произведения инсценированы и экранизированы.

«Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве», – написала А. Кристи в автобиографии.

Агата Мэри Кларисса Миллер родилась 15 сентября 1890 года в небольшом английском курортном городке Торки, графство Девон.

Систематического образования не получила. Увлеченно читала Вальтера Скотта и Чарльза Диккенса, училась музыке и пению, мечтала выступать на сцене. Но этому помешала сильная природная застенчивость – черта, которая сохранилась у неё на всю жизнь. Возглавляя с 1958 по 1976 года Клуб детектива, Кристи никогда не произносила речей.

В 1914 году Агата вышла замуж за Арчибальда Кристи, военного лётчика.

Писать начала, приняв вызов старшей сестры Мардж. Мардж уже издала несколько своих рассказов и поспорила с Агатой, что та не сможет написать детективную историю.

Спор сестёр пришёлся на годы Первой мировой войны. Дебютный детективный роман «Таинственное происшествие в Стайлсе» был написан без особого труда, во время работы в военном госпитале сиделкой.

Роман был издан в 1920 году, до этого рукопись шесть раз возвращали автору. Было продано около 2 тысяч экземпляров книги, Агата получила гонорар в 25 фунтов.

В начале карьеры гонорары были маленькими, и Кристи писала больше, чтобы заработать. Когда пришли слава и достаток, – стала сочинять меньше, чтобы избегать больших налогов.

Вскоре писательница приобрела известность, но настоящую славу – скандальную – ей принёс роман «Убийство Роджера Экройда» (1926). Роман нарушал детективный канон. И критика, и читатели приняли роман остро и неоднозначно.

Один из трёх самых популярных сыщиков XX века Эркюль Пуаро – детектив с поразительной интуицией и феноменальной наблюдательностью – появляется уже в ранних произведениях Кристи «Пуаро расследует» (1924), «Тайна каминов» (1925) и многих других.

Автор относится к своему герою с доброй иронией. Его имя Эркюль – французский вариант имени Геркулес – мало ассоциируется с низкорослым плотным человеком с огромными усами – Пуаро. Эркюль Пуаро – беженец-бельгиец, каких А. Кристи видела множество в годы войны.

Отставной полицейский инспектор Пуаро – «Геркулес интеллекта», он распутывает преступления с помощью своего незаурядного ума и своего метода. Метод Пуаро – психологический. Он должен определить характер преступника, чтобы раскрыть преступление.

«Убийство в доме викария» (1930), «Тело в библиотеке» (1942), «Зеркало треснуло» (1962), «Карибская тайна» (1964) – названия некоторых историй расследований второй героини Кристи – мисс Марпл.

Прототипом мисс Марпл стала её бабушка миссис Миллер, которую писательница очень любила. Бабушка не была старой девой, но олицетворяла собой жизненный уклад, который делает истории с участием мисс Марпл размеренными, спокойными и уютными, – несмотря на то, что в каждой истории совершается преступление.

Агата Кристи всю жизнь очень высоко ценила понятие «дома» – как надёжной защиты от любых вмешательств внешнего мира.

Дома были её страстью. В юности ей удалось сохранить дом, который чуть не продали после ухода отца из жизни.

Позже все гонорары знаменитой писательницы уходили на покупку недвижимости. Некоторое время она была владелицей сразу семи домов. Она жила то в одном из них, то в другом, – чтобы почувствовать, какой из них ей больше подходит.

С домами связан не только успех писательницы Кристи, но и её личная жизнь. В 1926 году, во время пребывания в одном из домов, очевидно обладавшем плохой историей (прежние хозяева не раз разрушали свои семьи), муж писательницы увлёкся другой женщиной и ушёл от Агаты.

Вскоре писательница вышла замуж во второй раз, удачно. Все остальные её дома были «счастливыми».

В одном из домов Агата Кристи, наконец, оборудовала себе кабинет. До этого она работала, где придётся, не имея даже собственного письменного стола, чем очень удивляла фотокорреспондентов, желавших запечатлеть знаменитость за работой.

Кроме детективов, Агата Кристи под псевдонимом Мэри Уэстмаккот написала восемь психологических романов, в которых попробовала писать иначе, поделилась воспоминаниями из своего детства и юности. В 1930 году вышел первый из них – «Хлеб великанов», в 1956 – последний, «Ноша». Большого признания эти произведения не получили.

Кристи – автор шпионских романов, а также – пьес «Свидетель обвинения», «Мышеловка» и других.

Удивительный факт: в лондонском Уэст-Энде существует театр, где играется единственная пьеса – «Мышеловка» А. Кристи. Играется с 1952 года.

В ноябре 2012 года пьеса была сыграна в 25-тысячный раз! Это непревзойдённый рекорд непрерывного показа спектакля при полном зале.

Пьеса знаменита своей непредсказуемой развязкой. В конце спектакля зрителей просят не рассказывать друзьям и знакомым, чем всё заканчивается.

Книги Агаты Кристи награждены многочисленными премиями, ей была присвоена степень доктора литературы, королева Елизавета в 1971 году пожаловала писательнице дворянский титул.

Однако при всех многочисленных успехах и признании сама А. Кристи стеснялась называть себя «писателем».

А между прочим именно Агата Кристи создала жанр детектива – такой, каким мы его теперь знаем.

Да, читатели, включая самых преданных поклонников, вынуждены признать, что многие сюжетные схемы Кристи несколько надуманны и однообразны, разгадки не всегда правдоподобны. Язык произведений довольно прост, – при этом нельзя отрицать, что словом она владеет мастерски.

Возникает вопрос – чем же объясняется столь значительный успех писательницы? Её читают во всём мире. Почему?

Агата Кристи писала о том, что знала. Например, поучившись фармакологии в аптеке при военном госпитале, она познакомилась с ядами, и эти знания потом пригодились ей в детективах.

Из жизни взяты многие её персонажи, она меняла только имена и некоторые черты характера. В её книгах нет ни идеальных героев, ни безнадёжных злодеев. Возможно, они прописаны не очень глубоко, но это в том числе продиктовано и законами жанра.

Писательница много путешествовала и очень точно описывала в книгах те места, в которых побывала.

У Кристи-автора детективов есть свой приём – «убийство в закрытой комнате». Преступление совершено в определённом месте – в доме, на острове, в поезде, преступник – точно один из находящихся на месте преступления. Детективные ловушки строятся на том, что автор заставляет читателя подозревать каждого участника событий по очереди, а виновным оказывается тот, на кого подозрение падает меньше всего.

Агата Кристи – это ещё и ироничный тон рассказа, который помогает автору отстраниться от происходящего, но не мешает ей выражать искреннюю симпатию – и к Пуаро, и к его помощнику капитану Гастингсу, и к мисс Марпл.

Главное для автора в её книгах – это «изящество мысли», ход расследования. Интересны мысли как преступника, так и того, кто намерен его разоблачить.

Нет однозначного отношения к её творчеству среди читателей и критики – одни утверждают, что, прочтя два романа, третий читать не станешь, поскольку наскучит примитивная авторская схема. А другие предупреждают: если начнёте читать книгу А. Кристи из серии о Пуаро или мисс Марпл, будьте готовы к тому, что не остановитесь, пока не прочтёте всю серию.

Книги Агаты Кристи обладают огромным психотерапевтическим зарядом. Известно, что англичане читали её простые и очень добрые романы в годы Второй мировой войны, потому что они укрепляли в них уверенность в том, что справедливость и добро в конце концов одержат верх, и всё будет хорошо.

А ещё в автобиографических записках Агата Кристи написала: «Один из величайших секретов существования — уметь наслаждаться даром жизни, который тебе дан». Она очень любила жизнь и умело наслаждалась ею. Возможно, именно это придаёт её книгам непередаваемое очарование и притягательность.

Тайна Агаты Кристи

Патография королевы детектива

Было бы странно, если бы в биографии писательницы детективных романов не оказалось какой-нибудь тайны! У Агаты Кристи она есть!

С самого детства девочка считалась не слишком сообразительной. А игры у нее были и вовсе странные. Она совершенно игнорировала игрушки, на которые не скупились родители, зато, оставаясь в одиночестве, беспрерывно разговаривала сама с собой. Вернее, даже не с собой, а с несуществующими собеседниками: дома вела долгие беседы с котятами, а в саду здоровалась с деревьями и расспрашивала их о происшествиях минувшей ночи.

С годами творческая фантазия Агаты Кристи была подкреплена разносторонней образованностью. Она долго занималась пением, обучаясь у лучших преподавателей Парижа. Но в конце концов признала очевидное: она обожает музыку, справляется с оперными ариями, но при концертном исполнении на нее нападает такой страх, что о выступлениях не может быть и речи.

Из-за этой робости Агата отказывается от музыкальной карьеры. Любопытно, что свою застенчивость писательница так и не смогла преодолеть даже с годами, хотя в решительности и трудолюбии ей не откажешь. Так, в годы Первой мировой войны Агата трудилась сестрой милосердия, затем работала фармацевтом с экзотическими ядами (которые потом успешно использовала для убийства своих персонажей), ездила на археологические раскопки в Египет, летала на только что изобретенном аэроплане, водила автомашину и совершила кругосветное путешествие.

А теперь перейдем к тому эпизоду из жизни королевы детектива, который, на первый взгляд, целиком подлежит психопатологическому анализу.

Все годы войны писательница ждала своего мужа. Она его очень любила и во всем ему доверяла. В 1926 году после длительной болезни умерла ее мать, с которой они прожили много лет вдвоем. И вот на фоне общего перенапряжения духовных и физических сил, сильной усталости и тревоги полковник Арчибальд Кристи объявил жене, что полюбил другую женщину. И нервы Агаты не выдержали.

«Обезумев от переживания, Агата Кристи потеряла ориентиры, она как бы отключилась от реальности. Покинув свой дом, она куда-то уехала… никого не узнавала, не помнила свое прошлое, забыла имена мужа, дочери и других близких людей. Несчастную женщину поместили в больницу, затем выписали под надзор одной близкой родственницы». Психиатры были склонны рассматривать эту болезненную реакцию самозащиты как типичный случай истерической утраты памяти, длившейся в общей сложности несколько месяцев, хотя некоторые биографы уверяют, что истерическая амнезия продолжалась около двух лет.

Напомним хронологию событий. Исчезла Агата Кристи 3 декабря 1926 г. Вернувшаяся из гостей секретарша нашла двери гаража открытыми и обнаружила, что нет ни машины, ни ее хозяйки. Знаменитую писательницу сразу стали «искать всей Англией». Явившийся рано утром полицейский заявил, что машина Агаты Кристи обнаружена в четырнадцати милях от дома. К поискам подключился и временно покинувший ради такого дела свою любовницу муж писательницы. Когда Арчибальд вместе с секретаршей Агаты Кристи добрались до съехавшей под откос машины, ее уже окружала многочисленная толпа журналистов и зевак. С этого момента исчезновение Агаты становится общенациональной загадкой.

7 декабря пятьсот человек обыскивают окрестности. Местный пруд прочесывают тралом — так все уверены в убийстве или самоубийстве писательницы. В пользу версии возможного самоубийства говорило и то обстоятельство, что Агата Кристи не взяла с собой собаку. Обычно терьер везде путешествовал вместе с хозяйкой. 12-го числа поиски повторяются.

И только 14 декабря «персонал санатория… в Харроугейте… — не исключено, что некоторые из служащих достаточно быстро ее узнали, — распространил информацию, что Агата находится в стенах этого заведения. Она прибыла туда в день своего исчезновения, сняла, по словам дирекции, «хорошую комнату на первом этаже с холодной и горячей водой по ными именами. В конце концов сеансы гипноза заставили-таки ее признать себя Агатой Кристи. А дальше она спасала себя сама, принявшись за сочинения очередных романов. Так быстро и много, как после этой болезни, она не писала никогда. Именно в это время к Эркюлю Пуаро прибавилась мисс Марпл.

Что в действительности произошло с писательницей в декабре 1926 г., остается тайной. Не раскрыла она свой секрет и в 600-страничной «Автобиографии», которая была опубликована уже после ее смерти. В данном случае напрашиваются два объяснения: первое — леди Агата просто не хотела писать об этой странице своей жизни; и второе — она просто вытеснила из памяти все произошедшее с ней в то время, подобное случается при психическом расстройстве. История с исчезновением длилась всего одиннадцать дней, а дотошные поклонники леди Агаты уже больше восьмидесяти лет ломают голову над тем, что же это все-таки было.

Своеобразную лепту в разгадку тайны попытался внести знаменитый писатель детективных романов и «по совместительству» не менее знаменитый парапсихолог сэр Артур Конан Дойл. После таинственного исчезновения Агаты Кристи он раздобыл ее перчатку и обратился к «превосходному психометристу» с просьбой узнать, где сейчас пребывает леди Агата.

Зафиксированный писателем в газете «Морнинг Пост» от 20 декабря 1926 г. ответ оккультиста гласил: «Владелица его находится в полубессознательном состоянии. Но она жива. И я думаю, что в следующую среду вы о ней услышите». Миссис Агату Кристи обнаружили во вторник вечером, а в среду об этом узнал и Конан Дойл.

Существует и другая, более рациональная трактовка происшедшего. Узнав об уходе мужа, писательница решила ему отомстить, продемонстрировав свои уникальные способности автора детективов. Когда полиция обнаружила ее автомобиль со следами борьбы и личными вещами, то полковник Арчибальд Кристи тут же был заподозрен в убийстве и был вынужден давать унизительные показания, которые обсуждала вся страна. Он уже начал бояться того, что своим поведением мог довести жену до самоубийства, хотя больше всего опасался возможности раскрытия своих отношений с любовницей.

С моей точки зрения, какой бы соблазнительной ни представлялась психопатологическая подоплека этой истории, ближе к истине циничная причина происшедшего — женская месть! И пресса, возможно, не без основания подозревала Агату Кристи в намеренном разыгрывании фарса ради рекламы.

Если строго придерживаться психиатрической точки зрения, то можно предположить, что тот психопатологический феномен, который произошел со знаменитой писательницей, представлял собой диссоциативную фугу (1) — одно из проявлений истерического невроза. Оно выражается в неожиданном уходе пациента из дома и в последующей неспособности вспомнить основные сведения о своей личности. Длительность этого истерического расстройства может составлять от нескольких часов до нескольких дней, реже месяцев.

Следует отметить, что подтверждают биографы, необыкновенный всплеск творческой активности писательницы после перенесенного психического расстройства. Неприятные жизненные коллизии, разумеется, не могли не отразиться на сюжетах ее произведений. Так, отрицательными персонажами или жертвами в большинстве ее романов являются неверные мужья, их любовницы и лживые жены.

Есть еще одно любопытное замечание об особенностях ее творческого процесса. Так как Агата Кристи не считала себя профессиональным писателем, то садилась за пишущую машинку не потому, что не могла не писать, а для того чтобы купить новые шторы в столовую или поменять обои в детской. С потрясающей откровенностью она сообщает в «Автобиографии»: «Я говорила себе: «Хочу построить оранжерею-лоджию, где можно будет отдыхать. Сколько это стоит?»

Произведя подсчеты, садилась за машинку, задумывалась, составляла план, и не позже чем через неделю рассказ уже существовал у меня в голове. Далее я записывала его и строила оранжерею». Работать над стилем, оттачивать слог, переделывать финалы и переосмысливать завязки — все это было явно не для нее. Даже преданные поклонники ее творчества признают, что «сюжеты многих ее книг надуманны, разгадки неправдоподобны, персонажи однотипны».

Если верить Книге рекордов Гиннесса, Агата Кристи является одним из самых публикуемых писателей за всю историю человечества, книги которой изданы тиражом более двух миллиардов экземпляров на 103 языках. А в 1955 году Ассоциация американских детективных писателей присудила ей первое в своей истории звание «Гранд-Мастер детективной литературы».

Гений детективов Агата Кристи

1. Как зачастую случается с талантливыми людьми, Агата страдала дисграфией — неспособностью записывать текст. Все ее произведения были надиктованы. Причиной для написания первого романа у Агаты Кристи стал спор с сестрой, которая была литератором. Спор о том, что она сможет сделать что-то более стоящее, чем сестра.

2. Первоначально Агата Мэри Кларисса Маллоуэн, урожденная Миллер, собиралась издаваться под псевдонимом Мартин Уэст или Мартин Грэй, полагая, что женское имя автора детектива может вызвать у читателей некоторые предубеждения, позднее она решила оставить настоящее имя и фамилию первого мужа — Кристи. На фото: Агата Кристи с друзьями

3. Во время Первой мировой войны Агата Кристи работала медсестрой в военном госпитале, затем она попала на работу в аптеку, благодаря чему стала отлично разбираться в ядовитых веществах. Возможно, поэтому именно отравление ядом так часто встречается в ее детективах.

4. 1926 год стал одним из самых сложных в судьбе Кристи, тогда же произошло ее загадочное исчезновение. Умерла ее мать, брат стал законченным наркоманом, издателям не понравился роман «Убийство Роджера Экройда», в котором повествование велось от лица убийцы, и в довершение всего ее муж Арчибальд влюбился в другую женщину и потребовал развода. После этого Агата пропала, ее долго искали и даже обратились за помощью к другому британскому мастеру детективов — Артуру Конан Дойлу. Через некоторое время Агату нашли в небольшом санаторном городке, где она представлялась всем как Тереза Нил. У нее очень сильно пострадала память: она смутно помнила мужа, не могла вспомнить имя дочери, а родную сестру узнала только через несколько дней. Некоторые полагали, что писательница специально разыграла ситуацию со своей «пропажей», чтобы отомстить мужу.

5. Браян Алдисс, знакомый Агаты Кристи, как-то рассказал о ее методах: «Она дописывала книгу до последней главы, потом выбирала самого маловероятного из подозреваемых и, возвращаясь к началу, переделывала некоторые моменты, чтобы подставить его». По словам Кристи, с самого детства и до глубокой старости ей снился один и тот же сон: мужчина с обрубленными руками и страшным лицом. Она называла его Человек-убийца, хотя во сне он ни разу никого не убил.

6. Во время Второй мировой Агата Кристи написала два рассказа — «Занавес» (Curtain) и «Забытое убийство» (Sleeping Murder), которые должны были стать последними книгами об Эркюле Пуаро и мисс Марпл, двух ее самых популярных персонажах. По просьбе Агаты Кристи обе книги были спрятаны в банковский сейф и должны были выйти в свет, когда Агата Кристи уже не сможет писать. Рассказы были изданы в 1974 году, когда писательнице исполнилось 84 года… На фото: писательница с внуком Мэтью

7. Фильм «Убийство в Восточном экспрессе» был единственной экранизацией произведений писательницы, которой Агата Кристи была полностью удовлетворена. В частности, она сказала, что исполнение Альбертом Финни роли Эркюля Пуаро было наиболее близко к созданному ею литературному персонажу. Агата Кристи много путешествовала, а роман, взятый за основу этого фильма, был написан в Стамбуле, куда писательница приехала на отдых со своим супругом.

8. Агата Кристи была замужем дважды, от первого мужа она родила дочь Розалинду. Второй раз она вышла замуж довольно поздно, при этом муж был моложе ее на пятнадцать лет. Он был археологом, и Агата часто шутила, что жена археолога должна быть намного старше мужа, чтобы его заинтересовать. На фото: Агата со вторым мужем Максом

9. Ее книги изданы тиражом свыше двух миллиардов экземпляров и переведены на 103 языка мира. Агата Кристи стала одним из символов Великобритании, ее шедевры являются самыми публикуемыми после Библии и сочинений Шекспира. Также Агата Кристи установила рекорд по максимальному числу театральных постановок произведений, а ее пьеса «Мышеловка» (Mousetrap) впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор непрерывно демонстрируется на подмостках Лондона.

10. Агата Кристи является автором многих великих высказываний, самым знаменитым из которых стало: «Свобода стоит того, чтобы за нее бороться».

«Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведени Крылова»

1. Начало творческого пути И. А. Крылова.
2. Издательская деятельность писателя.
3. Значение журнальной сатиры для развития литературы и общества.

Иван Андреевич Крылов всю жизнь был верен девизу Кантемира: «В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу». Может быть, поэтому именно его творчество стало достойным завершением русской журнальной сатиры XVIII века. Родившись в семье небогатого армейского офицера, Крылов все детство и юношество провел в Твери, где протекала интенсивная литературно-театральная жизнь. Получая образование в Тверской семинарии, юный Крылов не только посещал различные литературный диспуты, но и сам пробовал писать. В 1783 году писатель, прибывший в Петербург, представил комическую оперу «Кофейница». Выбор этого жанра был неслучаен. Молодого литератора привлекала перспектива создания произведения, соединяющего в себе обличительную направленность, непринужденную веселость, легкость действия и доступную музыку. С другой стороны, опера давала пищу для более серьезных размышлений. Большинство комедий и комических опер не попали на сцену из-за разногласий драматурга с театральной дирекцией. Однако эти произведения сыграли огромную роль в творчестве Крылова, поскольку в них оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, что было необходимо для будущего басенного жанра.

В 70—80-х годах XVIII века наблюдается спад в журнальной сатире. Этот жанр не совсем исчез с журнальных страниц, однако острота существенно убавилась. Блистательные успехи русской журналистики, достигнутые в периодических изданиях Новикова, ушли в прошлое. Фонвизин хотел Возродить старые сатирические традиции, однако публикации были запрещены Екатериной II. Крылов решил подхватить знамя сатиры и стал издавать свой журнал. Он продолжил линию Новикова — Фонвизина, однако обличение русского общества осуществлял с более демократических позиций. Первый журнал литератора «Почта духов, ежемесячное издание, или Ученая, Нравственная и Критическая переписка Арабского Философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» просуществовал восемь месяцев. Есть мнение, что в создании журнала принимал активное участие Радищев, а 23 из 48 писем журнала представляют собой перевод из романов маркиза д’Аржана. Однако это совершенно не умаляет заслуг Крылова.

Здесь проявилось огромное мастерство сатирика, который сумел мастерски соединить оригинальные произведения с переводными материалами, кроме того, разделить различные функции между корреспондентами Маликульмулька. В журнале Крылов не делал скидки никаким сословиям, высмеивая на страницах все то, что приносит вред русскому обществу. В «Почте духов» автор использует многие сатирические приемы, в частности применяет зоологизацию. Фамилия откупщика Скотонрава говорит сама за себя, а сравнение щеголя с кривляющейся обезьяной служит для большей выразительности образа. Помимо зоологизации, автор широко использует в своих произведениях гротеск, пародию гиперболу и другие художественные приемы.

В 1792 году Крылов вместе с П. А. Плавилыциковым и А. И. Клушиным начинают выпускать новый сатирический журнал «Зритель». Именно на страницах этого журнала была впервые опубликована едкая антимонархическая сатира Крылова «Каиб». Произведение было создано в жанре восточной повести, что было своеобразным прикрытием критики резкой политики, которую проводила императрица. Писатель в своем произведении также высмеивал классицистическую и сентиментальную эстетику, которая искажала существующую действительность.

Герой калиф встречает на своем пути поэта-одописца, который недавно воспел в своей оде визиря, повешенного за взятки. В произведении добродетели казненного были так хорошо воспеты, что «калиф зачал уже опасаться, не святого ли он повесил». Однако поэт успокоил его словами, что дает «воображению волю в похвалах с тем только условием, чтоб после всякое имя вставить можно было». «Похвальная речь в память моему дедушке» была написана Крыловым в жанре пародийного панегирика. Здесь автор активно разоблачал поместного крепостника, который был убежден, что «собака не слуга», она может и укусить, а с крепостными можно делать все, что угодно.

В журнале Крылов публикует и свои знаменитые басни, высмеивающие человеческую глупость, подлость, жадность и другие отрицательные стороны людского характера. Сатира, по мнению писателя-баснописца, является одним из эффективнейших средств общественного воспитания. Именно поэтому именно к этому жанру литературы предъявляются самые высокие и серьезные требования.

Последним изданием, в котором закончил свою журнальную деятельность Крылов, был «Санкт-Петербургский Меркурий». Практически все произведения писателя не выходят за рамки «просвещенного абсолютизма». Однако это не мешает автору, противопоставляя реального и идеального императора, сатирически подходить к правлению самой Екатерины II. В своем прощальном слове к читателям Крылов и Клушин писали, что «слабо то сочинение, которое в самом себе не заключает своего оправдания». Литературная деятельность Крылова сыграла огромную роль в развитии русской литературы. Именно в произведениях этого автора проявляются первые признаки реализма, созревает демократическая эстетика.

Журналистские работы Крылова нашли свое продолжение в издании Н. И. Страхова «Сатирический вестник». Здесь авторы в лучших традициях сочинений Крылова высмеивают нелицеприятные стороны жизни дворянского корпуса. Главными героями журнала становятся помещики — разорители своих крепостных, картежники, щеголи, моты, взяточники и т. д. Так, перекликаясь с героем крыловского произведения Промотом, погуби- шим для своих нарядов немало сел и деревень, страховский сосед и «многие ему подобные обратили волшебным образом все свои деревеньки и достаточек в одни сии пуговицы».

В своем творчестве Крылов, по мнению П. Н. Беркова, нашел самую удачную форму, когда классические принципы гармонично сочетаются с традициями народного театра, народных игрищ.

Творчество И.А Крылова: журнальная сатирическая проза, драматургия

И.А Крылов (1769 –1844 гг.)

Журнальная проза Крылова

Журнальная сатира Крылова занимает большое и важное место в творческом наследии писателя и принадлежит к наиболее замечательным образцам русской прозы конца XVIII века. Возникнув на основе традиций русской передовой общественной мысли и сатирической журналистики 60 — 80-х годов XVIII века, сатирическая проза Крылова во многом предвещала и подготовляла его позднейшую деятельность баснописца. Целый ряд сатирических мотивов журнальной прозы Крылова перешел впоследствии в его басни.

Начало журнальной деятельности Крылова относится к 1786 году, когда в декабрьском номере журнала Ф. Туманского «Лекарство от скуки и забот» была помещена за подписью «И. Кр.» эпиграмма, являвшаяся первым печатным выступлением начинающего писателя. Гораздо значительнее участие Крылова в журнале И. Рахманинова «Утренние часы», выходившего в 1788—1789 годах. Помимо оды «Утро», помещенной за полной подписью Крылова, им были напечатаны здесь анонимно первые басни (авторство Крылова установлено благодаря находке редакционного экземпляра двух первых частей журнала; см. Ф. Витберг, Первые басни Крылова, СПБ., 1900). Есть основания приписать Крылову также и авторство сатирических очерков «Роднябар», «Письмо Смиреннолюбова», «Модные торговки», помещенных, как и все прозаические статьи, в этом журнале без подписи.

С начала 1789 года Крылов, при содействии И. Рахманинова, издает «Почту духов», задуманную как ежемесячный журнал. Однако «Почта духов» существовала лишь восемь месяцев, и в том же 1789 году издание ее прекратилось.

В декабре 1791 года Крылов совместно с И. Дмитревским, П. Плавильщиковым и А. Клушиным заводит типографию «Г. Крылов с товарищи». Типография являлась не коммерческим предприятием, а скорее издательской базой для облегчения издания произведений членов этого товарищеского объединения С 1792 года во вновь открывшейся типографии стал издаваться журнал «Зритель», редакторами и авторами которого были Крылов, Плавильщиков и Клушин. Помимо них в журнале сотрудничали кн. Горчаков, кн. Хованский, Варакин и др. Направление журнала в основном определялось требованием национальной самобытности русской культуры, наиболее полно выраженном в программной статье «Нечто о врожденном свойстве душ российских», помещенной в первом номере журнала и принадлежавшей П. Плавильщикову.Крыловым в «Зрителе» были напечатаны наиболее блестящие прозаические произведения: повесть «Ночи», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве», «Мысли философа по моде», «Похвальная речь в память моему дедушке», сатирическая повесть «Каиб».

Обличительная ревность сатиры, демократизм всей идейной позиции «Зрителя» навлекли на издателей недовольство и подозрение властей. В мае 1792 года в типографии «Крылова стоварищи» был устроен обыск. Полиция искала не дошедшее до нас сочинение Крылова «Мои горячки» и заодно проверила деятельность издателей «Зрителя». Согласно донесению петербургского губернатора Коновницына гр. П. А. Зубову при осмотре полицией типографии были отобраны сочинения Крылова «Мои горячки» и поэма Клушина «Горлицы», а за «типографиею, Крыловым и Клушиным» было установлено «наблюдение», «не упуская из виду поведения подозрительных издателей»

Злоключения, перенесенные издателями «Зрителя», сделали их осторожнее и осмотрительнее и, возможно, явились причиной прекращения «Зрителя» с конца того же 1792 года. Однако Крылов и Клушин в следующем 1793 году принялись за издание нового журнала — «С.-Петербургский Меркурий», Плавильщиков и Дмитревский, к этому времени, отошли от журнала, и главная роль в нем перешла к Крылову и Клушину. В «С.-Петербургском Меркурии» сатира приобретает более сдержанный и осторожный характер. Крылов помещает здесь всего лишь две сатирических статьи: «Похвальную речь науке убивать время» и «Похвальную речь Ермалафиду», а также две рецензии на пьесы Клушина «Смех и горе» и «Алхимист».

По сравнению с предшествующими журналами «Меркурий» пользовался большим успехом — в столице и провинции подписались на 162 экземпляра. Однако, несмотря на осторожность издателей, Крылова и Клушина вновь постигают неприятности. В третьей части журнала была помещена рецензия А. Клушина, излагавшая содержание только что напечатанной трагедии Княжнина «Вадим», вызвавшей недовольство правительства. Видимо, это обстоятельство имело значение для судьбы журнала и его издателей. Четвертая часть «С.-Петербургского Меркурия» печаталась уже не в типографии «Крылова стоварищи», а в типографии Академии наук. Крылову и Клушину к концу года пришлось отказаться от издания журнала и даже на время оставить литературу и уехать из столицы.

За годы скитаний по провинции (1794—1800) Крылов почти выбывает из литературы. Лишь время от времени в журналах появляются отдельные незначительные и не характерные для него произведения.Последний этап журнальной деятельности Крылова относится к 1808 году, когда Крылов по возвращении в Петербург принимает близкое участие в журнале «Драматический вестник», в котором наряду с баснями помещена была рецензия его на пьесу П. Сумарокова «Марфа-Посадница».Прозаические сочинения Крылова помещаются в данном томе в двух разделах. В первый, основной, раздел включены: «Почта духов» и произведения Крылова,печатавшиеся за его подписью в «Зрителе» и «С.-Петербургском Меркурии», а также театральные рецензии. Во второй раздел отнесены редакционные предисловия, переводы и произведения, приписываемые Крылову.

После смерти отца (1778 год) семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 – 1788 Крылов написал трагедии “Клеопатра” и “Филомела”, комедии “Бешеная семья” и “Проказники”. Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.

. В 1785—1786 создает трагедии «Клеопатра», «Филомела», оперу «Бешеная семья», комедию «Сочинитель в прихожей», но ни одна из них не увидела свет. Первой его публикацией были стихи и эпиграммы, появившиеся в журнале «Лекарство от скуки и забот». В 1787 Крылов лишается самого дорогого и близкого человека — матери, которую он боготворил.

Несмотря на явные неудачи, Крылов продолжает писать комедии и оперы, изобразив в «Проказниках» своих «благодетелей» — драматурга Я.Б. Княжнина и директора Императорских театров П.А. Соймонова. Разразился скандал. Крылов посылает Княжнину письмо, пронизанное едким сарказмом: «Обижая меня, вы обижаете себя, находя в своем доме подлинники толикогнусных портретов». Второе письмо он направляет Соймонову.В этих письмах-памфлетах Крылов прощается со своей театральной молодостью. После отлучения от театра он публикует в журнале «Утренние часы» оду «Утро»» и несколько басен, среди которых «Стыдливый игрок» и «Судьба игроков». Но продолжения им не последовало. Крылов выбирает для себя другое поприще — журнальное.

Иван Андреевич Крылов был достаточно успешным драматургом, но обстоятельства жизни его сломили. Таланту в скором времени пришлось переспециализироваться в баснописца. К сожалению, русская драматургия много потеряла. Но многое обрел другой жанр литературы – басня.Одна из самых успешных комедий Ивана Андреевича – «Трумф», или «Подщипа». Это достаточно открытая сатира на государственных лиц России 19-го века. На беззащитного царя, на придурковатого князя, на решительную царевну. Также не обошлось без трусливых бояр и жаждущей наживы цыганки-обманщицы.В комедии нашли отражение и боязливость князя, которая характеризует настроение мелких землевладельцев относительно войн и междоусобиц. Крылов также показывает цыганку, как она есть – женщина, отбивающаяся от своих клиентов общими фразами. Царь Вакула не умеет расставлять приоритеты и боится лишь за себя-любимого. Про народ он даже и не думает: «А что мне урожаи? У меня всегда будет свежий хлеб, а народ переживет!»

Орлов П.А.: История русской литературы XVIII века
И. А. Крылов (1768-1844)

Традиция сатирических изданий 1769-1774 гг. нашла продолжение в журнальной деятельности молодого Крылова. Баснописцем он стал в XIX в., а в XVIII был известен как мастер сатирической прозы. По своим общественным взглядам Крылов принадлежал к демократическому лагерю русского просветительства, чему немало способствовало общественное положение писателя, сына бедного армейского офицера. Раннее творчество Крылова представлено самыми разнообразными жанрами. Начал он с антикрепостнической комической оперы «Кофейница». Затем им были написаны «классические» трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедии «Сочинитель в прихожей» и «Проказники». После неудачи с постановкой своих пьес на сцене Крылов обращается к стихотворным жанрам. В 1793 г. в «Санктпетербургском Меркурии» появилось стихотворение «К другу моему А. И. К.». Это дружеское послание, адресованное писателю Александру Ивановичу Клушину, бедняку и неудачнику. В ряде лирических стихотворений, таких, как «Утешение», «Мое оправдание», «К Анюте», «Вечер», появляется образ возлюбленной поэта — Анюты, за которым скрывается, видимо, какой-то реальный прототип. Это имя обычно давалось в литературе девушкам демократического происхождения. Дружеские и любовные послания Крылова представляют ранние образцы так называемой легкой поэзии, характерной для творчества Батюшкова и молодого Пушкина.

Однако комические оперы, классические трагедии, оды и лирические стихотворения не могли выразить своеобразие глубоко критического, сатирического таланта Крылова, «Это проказы молодости, это грехи прошлых лет», [1] — обмолвился он как-то о ранних своих произведениях. В неизмеримо большей степени дарование Крылова проявило себя в сатирическом журнале, который издавал сам автор под названием «Почта духов».

Ежемесячный сатирический журнал «Почта духов» выходил в 1789 г. в течение восьми месяцев. Он продолжил традицию сатирической журналистики 1769 г., причем даже название его перекликается с «Адской почтой» Ф. Эмина. Содержание журнала представлено перепиской водяных, воздушных и подземных духов — эльфов и гномов — с волшебником Маликульмульком. Выбор фантастических персонажей рассчитан прежде всего на преодоление цензурных рогаток. Но вместе с тем обращение к вездесущим духам, способным проникать и в лачугу бедняка, и во дворец монарха, облегчало и чисто художественные задачи писателя. Страна, о которой пишут духи, не названа, но читатель легко догадывался, что речь идет о России и об ее столице Петербурге.

«здравого» смысла, «естественного» разума. Люди, с которыми они встречаются, — носители разнообразных пороков. Причиной пороков объявлена глупость, скудоумие героев. «Как мудрость в представлении писателя-просветителя, — пишет о журнале Крылова Н. Д. Кочеткова, — неразрывно связана с добродетелью, так неразумие — неизбежный спутник и причина порока». [2]

Круг героев, выведенный Крыловым, широк и многолик. Он представлен дворянами, купцами, судьями, вельможами. Объединяет их одна черта — это скопище глупцов, огромный сумасшедший дом. Одним из таких «безумцев» представлен молодой дворянин Припрыжкин. Вся его жизнь проходит в светских забавах, сплетнях, карточной игре. Он готовится к свадьбе с развратной модницей Неотказой, ни разу не встретившись с ней, не испытывая к ней никаких чувств. На вопрос гнома Зора, чем оправдывается столь странный брак, Припрыжкин сообщает, что за невестой он получит тридцать тысяч приданого, а это даст ему возможность содержать любовницу, приобрести цуг английских лошадей и купить дорогого мопса. Таковы же представления о браке у невесты Припрыжкина — Неотказы. «Тот, кто мне мил, — признается она своему любовнику Промоту, — никогда не будет моим мужем. Если б я и овдовела, то ты не прежде можешь назвать меня неверною, как разве тогда, когда предложу я тебе мою руку». [3]

Гном Буристон, попав в суд, встречается там с нелепостями другого рода. Бедняка, приговоренного к смертной казни за кражу носового платка, спасает от смерти высокопоставленный вор, похитивший из государственной казны несколько миллионов. Располагая столь крупной суммой, он легко оправдался и занимается теперь благотворительностью. «Мне удивительно, — признается Буристон, — как можете вы жить в такой земле, где чуть было не засекли розгами бедняка, не евшего трое суток. и где преступникам, обворовавшим государственную казну. судьи кланяются чуть не в землю» (Т. 1. С. 78).

На улице гном Буристон был свидетелем того, как десять мастеровых тащили на своих плечах огромный камень, в то время как шестерка лошадей везла карету, в которой сидел высохший от старости богач. «Не лучше ли было бы. — размышляет Буристон, — хотя по нескольку бесполезно припряженных лошадей употребить. на вспоможение этим беднякам везти камень» (Т. 1. С. 153).

Продолжая традиции новиковских журналов, Крылов показывает корыстолюбивых и невежественных французских учителей, которым столь же невежественные родители отдают на воспитание своих детей. «Почта духов» говорит о пренебрежении русских дворян к отечественным художникам и ремесленникам, о предпочтении, которое они оказывают иноземным товарам и модам. Эта порча, по словам гномов, проникла даже в ад, где богиня Прозерпина, побывав на земле, переодела всех адских жителей во французское платье и заставила их отплясывать модные танцы. Так параллельно высмеиванию своих реальных современников Крылов подвергает травестированию, в духе бурлескных поэм, античных богов и героев.

«Почты духов» связаны прежде всего с русскими журналами 1769-1774 гг. «Трутнем», «Живописцем», «Кошельком», «Адской почтой». Кроме того, как считает крупнейший современный советский исследователь М. В. Разумовская, в журнале Крылова представлен материал, почерпнутый у французского просветителя д’Аржана. Ею установлено, что 23 письма переведены Крыловым из его романов «Кабалистические письма» и «Еврейские письма». [4] Судьба первого сатирического журнала Крылова оказалась сходной с его предшественниками. После восьмимесячного существования он был закрыт.

В 1792 г. Крылов совместно с писателем Клушиным и актерами Дмитревским и Плавильщиковым заводит частную типографию и начинает издавать журнал «Зритель». Самым интересным произведением Крылова в новом журнале была «восточная повесть» «Каиб». Термин «восточная повесть» употреблялся в европейских литературах XVIII в. в нескольких значениях: во-первых, так назывались произведения сказочного характера, переведенные с восточных языков, например многотомный сборник «Тысяча и одна ночь», изданный во Франции в 1704-1717 гг.; во-вторых, подражания восточным повестям и сказкам и, в-третьих, просветительские повести, чаще всего сатирического содержания, в которых восточный колорит носил условный, маскировочный характер. Во Франции к этому последнему типу произведений принадлежали «Персидские письма» Монтескье, «Нескромные сокровища» Дидро, «Задиг» и «Принцесса Вавилонская» Вольтера и ряд других. В России к этому типу следует отнести повесть Крылова «Каиб», объектом сатиры в которой служит деспотический образ правления, т. е. самодержавие.

Главный герой повести — правитель Каиб. События происходят в одной из восточных стран. Об этом свидетельствуют и сераль, евнухи, и государственный совет, носящий название «диван», и многие другие черты «местного» колорита. Но природа деспотизма во всех странах одинакова, что дает возможность автору, под видом безымянного «восточного» государства, изображать деспотический строй в России. Главным средством, поддерживающим деспотические порядки, служит страх. И поэтому Каиб, вынося на диван то или иное предложение, обычно добавлял: «. кто имеет на сие возражение, тот может свободно его объявить: в сию же минуту получит он пятьсот ударов воловьей жилой по пятам, а после мы рассмотрим его голос» (Т, 1. С. 365). Желающих не находилось.

Деспоты не любят правды, боятся споров, возражений и поэтому окружают себя льстецами, трусами и глупцами. «Каиб был расчетлив, — указывает Крылов, — обыкновенно одного мудреца он сажал между десяти дураков; умных людей он сравнивал со свечами, которых умеренное число производит приятный свет, а слишком большое может причинить пожар» (Т. 1. С. 361). В диване Каиба почетное место занимают хитрые и глупые вельможи с колоритными именами Дурсан, Ослошид и Грабилей.

Жалкое существование влачит в деспотическом государстве искусство. Оно вынуждено лгать и приукрашать действительность. Поэт, с которым случайно познакомился Каиб во время своего странствия, сообщает, что пишет оды и взяточникам и казнокрадам, лишь бы хорошо за них платили. «Ода, — признается стихотворец, — как шелковый чулок, который всякий старается растянуть на свою ногу» (Т. 1. С. 365).

в самых радужных красках. Читая их, Каиб часто завидовал безмятежной участи пастушков и пастушек. Но когда он повстречался с истинным, а не книжным пастухом и увидел перед собой грязное, голодное, одетое в лохмотья существо, то дал себе слово никогда не судить о судьбе подданных по произведениям стихотворцев.

Важное место отведено в повести изображению бесправия народа. Когда Каиб решил на время оставить столицу, он, опасаясь народных волнений, которые могло вызвать его отсутствие, обратился за советом к вельможам. Речи Дурсона, Ослошида и Грабилея исполнены глубокого пренебрежения к народу. Так, Ослошид советует Каибу на виду у всех выехать из города и при этом сказать, что остается в столице. Он уверен, что никто не усомнится в правоте этого объявления, поскольку подданные должны верить словам государя больше, нежели своим собственным глазам.

Повесть Крылова перекликается с главой «Спасская Полесть» из «Путешествия» Радищева, где также изображены и самодержавный правитель, и его угодливые царедворцы, и бесправный народ. В обоих произведениях важное место занимает «прозрение» государя, помогающее ему увидеть окружающий мир в его истинном виде. Не исключено и прямое влияние на повесть Крылова книги Радищева, вышедшей всего за три года до журнала «Зритель». Но обличительный пафос в каждом из произведений различен. Повествование Радищева отличается гневными, патетическими интонациями. Крылов в полном соответствии со своим сатирическим талантом пользуется другими художественными средствами. Его обличение прячется под покровом похвалы, вследствие чего выступает ирония, т. е. скрытая насмешка над уродливыми нравами деспотического государства.

Кроме «Каиба» в «Зрителе» была напечатана «Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом в присутствии его приятелей за чашею пунша». В данном случае объект сатиры не деспотическое правление, а нравы помещиков-крепостников. Своеобразие произведения в том, что сатира облечена в форму панегирика. Такой прием обогащает ее более тонкими ироническими интонациями и вместе с тем дает автору возможность пародировать один из ведущих жанров классицистической прозы — похвальное слово: «Любезные слушатели! В сей день проходит точно год, как собаки всего света лишились лучшего своего друга, а здешний округ разумнейшего помещика; год тому назад, в сей точно день с неустрашимостью гонясь за зайцем, свернулся он в ров и разделил смертную чашу с гнедою своею лошадью прямо по-братски. О ком из них более должно нам сожалеть? Кого более восхвалять?» (Т. 1. С. 337). По своему содержанию «Похвальная речь» Крылова генетически связана с сатирической журналистикой Н. И. Новикова.

— его «шутотрагедия» «Трумф» (другое ее название — «Подщипа»). Пьеса была написана в 1800 г. в имении князя Голицына, находившегося при Павле I в опале. Сатирическое острие произведения направлено против самодержавия. Государственный совет царя Вакулы, как и диван Каиба, состоит из жалких, бесполезных для общества вельмож. Один из них слеп, другой — нем, третий — глух. Разумеется, эти недостатки следует понимать не в прямом, а в переносном смысле. Во время заседания члены совета играют в кубари. Не лучше и другая разновидность самодержавия, воплощенная в образе «немчина» Трумфа, грубого солдафона, завоевавшего владения Вакулы и требующего себе в жены его дочь Подщипу. В лице Трумфа высмеяны прусские порядки, насильственно вводимые Павлом I.

Политическая сатира облечена Крыловым в форму классицистической трагедии, что дает ему возможность пародировать этот жанр. Отсюда и определение пьесы как «шутотрагедии». Образы в ней четко соотносятся с персонажами «классической» трагедии. Таков прежде всего любовный треугольник, представленный царевной Подщипой, князем Слюняем и наглым соперником Слюняя — немецким принцем Трумфом. Написана пьеса александрийским стихом. Высокий строй мыслей и страстей классической трагедии помогает высмеять ее героев. Царь Вакула глуп и беспомощен. Его дочь Подщипа — обжора и неряха. Ее возлюбленный, князь Слюняй — трус и хвастун. Немец Трумф — грубиян и невежда. Крылов пародирует типично трагедийные сцены. Так, Подщипа призывает Слюняя покончить вместе с ней жизнь самоубийством, но трусливый Слюняй под разными предлогами уклоняется от ее предложения. Глупости правителей противопоставлена смекалка простых людей. Находчивая цыганка избавляет Вакулу от Трумфа.

Крылов прошел длинный и сложный путь формирования его как писателя. «Не скоро, — писал о нем Белинский, — сознал он свое назначение и долго пробовал свои силы не на своем поприще». [5] Отношение Крылова к классицизму сложно, неоднозначно. Он не принимает высоких жанров, которые кажутся ему ходульными, риторическими, далекими от действительности. Отсюда пародийный характер многих его произведений. В «Каибе» он высмеял оду и идиллию. В «Зрителе» поместил ряд пародийных похвальных речей. В «Трумфе» осмеял классическую трагедию.

— сатиры, комедии, басни, художественные принципы которых распространяются во второй половине XVIII в. на сатирическую прозу. Герои Крылова — Припрыжкины, Неотказы, Плуторезы, Ослошиды, Дурсаны и Грабилеи задуманы как носители того или иного «порока». Недостатки героев объясняются их «глупостью», «непросвещенностью». Сатирические зарисовки «Почты духов» подготавливали переход Крылова к жанру басни. Прямолинейное осуждение уступит там место тонкой иронии. Язык обогатится пословичными выражениями. Образы приобретут бытовую и национальную окраску. Но это произойдет уже за пределами XVIII в.

[1] Крылов Я. А. Полн. собр. соч. / Под ред. В. В. Каллаша. Пг., 1918. Т. 1. С. VI.

[2] Сатирическая проза Крылова // Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. Л., 1975. С. 81.

[3] Полн. собр. соч. М., 1945. Т. 1. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте.

[4] «Почта духов» И. А. Крылова и романы маркиза д’Аржана /Русская литература. 1978. № 1. С. 103.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: