Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова: сочинение

Какие человеческие пороки высмеивает крылов в баснях. Сочинение «Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова

Басня – короткий рассказ сатирического характера. С помощью басни с давних пор человек искал ответа на вопрос: как вести себя в огромном и сложном мире, как правильно строить отношения с другими людьми. Басня всегда носит иносказательный характер, а в качестве персонажей в ней чаще всего выступают животные, растения, вещи.

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Мы с детства знакомы с его произведениями. В своих баснях он высмеивает и критикует недостатки общественной жизни и человеческие пороки: хитрость, жадность, лень, тщеславие, трусость, глупость, невежество. Причем делает это просто и доходчиво, понятным языком.

Так, например, Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от согласного труда людей, работающих честно и умело. К чему может привести отсутствие профессиональных знаний, показано в басне «Квартет». Однажды в лесу звери собрались сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Музыканты» принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько раз они менялись местами, усаживались «чинно в ряд», но это не дало желаемого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней.

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Об этом рассказывает замечательная басня «Лебедь, Щука и Рак». Животные собрались везти воз, но каждый был настолько уверен в своей правоте, что не желал прислушаться к мнению других. Каждый из них тянул воз в свою сторону, поэтому тот не сдвинулся с места.

В басне «Щука» автор критикует судей за их безнравственность, хитрость и изворотливость. Он уже не просто высмеивает, а разоблачает судей, которые создают видимость соблюдения всех правил, но «неправдой судят». Мораль этой басни перекликается с известными русскими пословицами: «Законы святы, да судьи супостаты», «Суд прямой, да судья кривой», в которых (как и в баснях) отражено отношение простого народа к жизненным явлениям. Автор часто опирается на народную мудрость, заключенную в преданиях, пословицах и поговорках, чтобы сделать свои выводы (мораль басни) доступными простым читателям.

Иван Андреевич Крылов заслужил всенародную славу и признательность. Созданные им произведения давно вышли за пределы России, он стал известен и в Англии, и в Америке. Его ценят и почитают наряду с великими баснописцами древности и новых времен.

Во многих баснях Крылов осмеивает глупость и невежество со всевозможными оттенками этого недостатка; так, глупая мартышка сердится на очки только потому, что она не умеет ими пользоваться («Мартышка и очки»); обезьяна по глупости не узнает своего отражения в зеркале («Зеркало и обезьяна») – да еще, пользуясь случаем, критикует и осуждает ближних; глупец не умел просто открыть «ларчика»; «Любопытный» по своей умственной близорукости видит только мелкие подробности жизни и не замечает главного. В замечательной басне «Лжец» осмеивается одновременно хвастовство, ложь, глупость и увлечение всем иностранным, то «чужебесие», которым Крылов так возмущался.

Тщеславие и лесть осмеяны в «Ворона и лиса». От лести недалеко до угодничества; как остроумно и тонко оно обличается в басне «Две собаки»! Тяжело живется «верному псу Барбосу», этому честному труженику, между тем, как Жужу, «кудрявая болонка», прекрасно сумела устроить свою жизнь, – каким способом? Лишь тем, что она перед хозяевами «на задних лапках ходит».

«Демьянова уха» до такой степени известна, что ее часто понимают в буквальном смысле, считая, что в ней осмеяно преувеличенное, навязчивое гостеприимство; на самом деле Крылов обличал в этой басне тех авторов, которые слишком расхваливают свои произведения (уху) и против воли угощают ими своих гостей.

Эгоизм осмеян в басне «Лягушка и Юпитер»; тот же эгоизм, да еще с оттенком полного равнодушия к чужой беде, изображен в басне «Чиж и голубь»; неблагодарность – в «Волк и журавль»; жадность – в «Фортуна и нищий» и т. д.

Во втором разряде басен, в которых обличаются общественные недостатки, говорится главным образом о неправосудии, подкупности, взяточничестве, – и затрагивается вопрос воспитания детей.

Неправосудие и взяточничество ярко изображено в таких баснях, как «Крестьянин и овца», «Лисица и сурок», «Рыбьи пляски», «Щука». В этой последней басне Крылов изображает суд с беспощадной насмешкой, которая сквозит в каждом слове. С злой иронией описываются судьи:

    «То были: два осла, Две клячи старые, да два иль три козла. Для должного ж в порядке дел надзора Им придана была лиса за прокурора»; так как обвиняемый, щука. «лисаньке снабжала рыбный стол

То всякими хитрыми уловками лиса спасает щуку, обманывая и одурачивая «почтенных судей: она предлагает заменить назначенную щуке казнь повешенъя, другой, по ее словам более страшной: – «утопить ее в реке». «Прекрасно»! кричат ослы, козлы и клячи, не понимая обмана прокурора, «и щуку бросили в реку», так что она и впредь будет поставлять «лисань-ке» рыбу. Как бы наивно Крылов вставляет посредине своего рассказа глубоко ироническую фразу: «Со всем тем не было в судьях лицеприятья».

Лиса во всех этих баснях играет роль хитрого плута, взяточника, – у нее всегда «рыльце в пушку» («Лисица и сурок»). Овцы – всегда изображают обиженный элемент («Крестьянин и овца»). Лев, как верховная , иногда карает обманщиков («Рыбьи пляски»).

Вопрос воспитания детей затрагивается в баснях «Кукушка и горлинка», «Крестьянин и змея». Крылов осуждает тех родителей, которые отдают своих детей на воспитание посторонним людям, «вверяют их наемничьим рукам»; так кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. Такие родители в старости не могут и не должны ждать любви и ласки от своих детей. В басне «Крестьянин и змея» Крылов намекает на то, что родители часто не разбираются в достоинствах воспитателя иностранца, которому они поручают своих детей. В его басне крестьянин как раз правильно разбирается в этом вопросе и отказывается принять змею в дом.

Читайте также:
Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведени Крылова: сочинение

«Отцы», заканчивает Крылов свою басню, – «понятно ль Нам, на что здесь мечу я»?

Исторических басен у Крылова не так много. Приведем самые известные:

Басня «Волк на псарне» написана в 1812 г. и изображает Отечественную войну. Наполеон – волк, седой ловчий – Кутузов. Волк думал, что легко справится с овцами, – но враги его оказались не овцами, а злыми псами, готовыми растерзать «серого забияку». «Псарня стала адом». «Бегут – иной с дубьем, иной с ружьем» – намек на партизанщину. – «Огня! кричат – огня. Пришли с огнем», – намек на пожар Москвы. Волк хочет пуститься в переговоры, как Наполеон, предлагавший Кутузову начать переговоры о мире; но старый ловчий (Кутузов) прервал речь волка словами: «Ты сер, а я, приятель, сед. И волчью вашу я давно натуру знаю. А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой», – «И тут же выпустил на волка гончих стаю».

Рассказывают, что Крылов послал Кутузову список этой басни, и что Кутузов сам прочел ее вслух своим офицерам, причем при словах: «ты сер, а я, приятель, сед» – снял фуражку и выразительно указал на свои седые волосы.

В басне «Обоз» Крылов намекает на осторожные, медлительные действия Кутузова, которые критиковала большая часть русского общества.

В басне «Щука и кот» осмеивается адмирал Чичагов, упустивший Наполеона при переходе через Березину. В фразе – «и крысы хвост у ней (у щуки) отъели» виден намек на то, что французы захватили часть обоза Чичагова.

В известной басне «Квартет» иронически изображается заседание Шишковской «Беседы», членом которой, впрочем, был сам Крылов; некоторые видели в этой басне насмешку над членами Государственного Совета, образованного по проекту Сперанского.

«Кукушка и петух» изображают журналистов Греча и Бул-гарина, которые в своих статьях взаимно восхваляли друг друга. Можно предполагать, что в басне «Воспитание льва» Крылов намекает на воспитание Александра 1-го. Консерваторы, недовольные реформами Александра 1-го в начале его царствования, обвиняли в духе и направлении этих реформ республиканца Лагарпа (орла), воспитывавшего Александра 1-го.

Невозможно перечислить и разобрать все басни, которые так разнообразны и богаты по своему содержанию и смыслу.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Басни Крылова, в которых осмеиваются общечеловеческие недостатки и пороки . И в закладках появилось готовое сочинение.

Человек имеет столько сторон медали, что иногда просто не возможно разобраться во всех их оттенках. Мы устроены, как самый сложный пазл, решить который может не каждый. Именно по этому нам так сложно строить человеческие взаимоотношения. Именно по этому на планете случаются и войны, и катастрофы, и уничтожения. Мне иногда кажется, что в человеке доминирует инстинкт жадности и безжалостности. Мы наблюдаем, как, даже меленькие дети дерутся за свои игрушки, не желая делиться. На улицах часто встречаются пьяницы, которые не желают решать свои проблемы, а просто заливают их спиртным, лишаясь при этом и жилья, и заработка, и пропитания. Встречаются и ссоры матери с ребенком, которые отказываются понимать друг друга и просто учитывать потребности каждого.

Какие же черты стоит высмеивать в баснях? Что нужно показать в первую очередь в строках литературы? Как достучаться к сердцу и разуму людей, сошедших с правильного пути?

Наиболее уместными и прицельными я считаю басни И. А. Крылова, который старается обратить внимание на любую кричащую ситуацию в человеческих взаимоотношениях. Автор способен подметить все еле уловимые причины проблематичности ссор и высветить их в более широком свете, чтобы любой смог прочитать такую важную, с его точки зрения, истину и мораль. Читать его басни необходимо каждому человеку. Они вмещают в себе глубину народной мудрости. Крылов – мастер своего дела. Из-под его пера вылетали запечатленные в веках мудрости и подсказки каждому, кто захочет стать более совершенным в своих поступках.

Среди Крыловских героев читатель может распознать и себя, и своих близких. Баснописец сумел подобрать тот универсальный язык, который понятен любому, кто решится пробежаться по его строчкам. В его баснях мы видим высмеивание лжи, нахальства, глупости. Не забывает он и о хитрости и жадности, злости и коварстве. Также стоит вспомнить и о высмеивании неквалифицированности, которая губит жизни людей. Так, в басни “Волк и Ягненок” «у сильного всегда бессильный виноват». Волк не видит своей вины и ответственности, он ищет всегда виноватых.

Лично мне очень нравятся басни Крылова, ведь они насыщенны глубокой моралью и широтой мыслью. Автор умело изображает человеческие пороки и помогает читателю разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Особенно это важно для молодого подрастающего поколения, которое только учится жить и понимать моральные устои.

1!нсни И. Л. Крылове знают и любят взрослые и дети, потому что они написаны простым, ярким, живым языком, а смысл их понятен каждому. Излюбленный прием великого баснописца – аллегория. 11од видом мычащих, блеющих, рычащих героев его произведений скрываются обыкновенные люди. Подчеркивая достоинства одних, И. А. Крылов с юмором обличает и высмеивает недостатки других. Так, в своей басне «Волк на псарне» поэт разоблачает трусливую, лживую и лицемерную натуру зубастого хищника, возвеличивая мудрость и житейский опыт старого ловчего.

Читая басню «Осел и Соловей», мы смеемся над напыщенными словами Осла, советующего пернатому мастеру пения Соловью брать уроки у петуха: «Еще б ты боле навострился, когда бы у него немножко поучился».

Вялые, бездейственные судьи в басне «Щука» тоже вызывают насмешку автора. Безропотными глупыми Ослами, Козлами и старыми Клячами ловко командует хитрая Лиса, назначенная Прокурором «для должного ж в порядке дел надзора». Она не новичок в таких делах и умело спасает преступницу Щуку, которая ей « снабжала рыбный стол », присудив «и страшно, и опасно» утопить ее в реке.

Время идет, но и сегодня, как и двести лет назад, мы встречаемся с невежеством и лживостью, глупостью и гордыней. Вот почему басни И. А. Крылова остаются не только близкими и понятными, но и любимыми читателями разных возрастов.

Читайте также:
Афористичность басен И. А. Крылова: сочинение

И. А. Крылов – известный русский баснописец. В своих баснях он высмеивает человеческие недостатки и пороки, такие как глупость, злость, коварство, хитрость, лицемерие, хвастливость, выступает против беззакония и несправедливости. Мы от души смеемся над Ослом из басни «Осел и Соловей», которому вздумалось учить Соловья искусству пения.

Конечно, всем известно, что Соловей – непревзойденный мастер своего ремесла, а Осел слишком далек от музыки, чтобы выступать в качестве судьи по этому вопросу. Ведь не случайно эталоном певческого искусства он считает горластого петуха. Но, к сожалению, и в реальной жизни нам часто встречаются люди, которые пытаются судить о том, в чем совершенно ничего не понимают.

Не менее разоблачительна басня «Щука», в которой Крылов обличает кумовство и взяточничество, беспринципность сильных мира сего. Так, Лиса-прокурор, которой разбойница Щука «снабжала рыбный стол», предлагает судьям в качестве «позорной казни» утопить виновную в реке, на что те и соглашаются.

Но, к счастью, в конце концов на любого злодея находится укротитель, как на Волка, который хотел залезть в овчарню, а попал на псарню, где с ним и разделался ловчий.

Басни И. А. Крылова покоряют читателя своей мудростью и тонким пониманием человеческой сущности, помогают ему стать лучше, чище, добрее.

Если домашнее задание на тему: » ОСМЕЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ В БАСНЯХ КРЫЛОВА оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

Свежие новости

Категории

Новости

Сочинения по теме

    В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора. Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у Книга 1809 г. включает несколько басен, о которых можно сказать, что они не более чем хороший перевод из Лафонтена. Одна Крылов И. А.Сочинение по произведению на тему: Басня «Волк на псарне» Иван Андреевич Крылов – выдающийся русский писатель-баснописец. В своих произведениях 1 варіант 1!нсни И. Л. Крилові знають і люблять дорослі й діти, тому що вони написані простою, яскравою, живою мовою, а
  • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое

Басни Ивана Андреевича Крылова появлялись, как правило, в связи с определёнными событиями в жизни российского общества. Они часто были реакцией на конкретные обстоятельства или поступки конкретных людей: высокопоставленных лиц, литераторов с сомнительной репутацией. Читатели басен, главным образом те, кто были в курсе событий общественной жизни, без труда узнавали «героев». Крылов немедленно реагировал на безнравственность, безответственность, имевшие место быть. Он находился в обществе на положении, которое можно обозначить так – «совесть народа».

События крыловской эпохи ушли в небытие, но уроки мудрого баснописца продолжаются до сих пор. В чём же причина того, что спустя столетия, «школа нравственности имени Крылова» не закрылась, она продолжает функционировать и до сих пор?

Секрет, скорее всего, не только в отточенном литературном мастерстве басенного автора, но и в том, что Крылов не только вскрывал, обозначал и клеймил пороки, а в том, что он беспрестанно развивал позитивные начала, создал настоящую философскую систему воспитания поколений.

Какие же недостатки высмеивал и критиковал баснописец в своих произведениях? Они стары, как мир. Алчность, ненасытность, скупость, плутовство, фальшь, двуличие, бессмысленность, лукавство, лесть. Герои крыловских басен нашли пристанище в мире, где процветает лицемерие, господствуют лень, трусость, хвастовство.

Чем плохи новоявленные Музыканты (басня И.А.Крылова «Музыканты») ? «С прекрасным поведеньем», но главное умение, которое они должны продемонстрировать – петь, к сожалению, не могут. Так что это тогда за Музыканты? Они взялись не за своё дело. Не владеешь ремеслом – не берись, не смеши людей.

Всем хорош и «механики мудрец» из басни «Ларчик», да вот только реквизит открыть он так и не смог. Поворачивал его «мудрец-мастер» с разных сторон, изображая бурную деятельность, да вот только результата не видно. А в деле, главное, не слова — а результат.

А как вам Щука, вызвавшаяся гоняться за мышами («Щука и Кот»)?

Во всех этих баснях Крылов наглядно демонстрирует пустопорожние занятия, отход в сторону от истинного дела, дилетантство.

В басне «Мартышка и очки» — глупость необразованного человека.
В басне «Ворона и Лисица» — лесть, глупость.
В басне «Слон и Моська» — хвастовство.

Людям не свойственно выказывать свои недостатки – большинство старается завуалировать их, дать им привлекательную обёртку. Демонстрировать недостатки и неумения не принято.

Тем не менее, как их не скрывай, они всё равно проявятся. И Крылов это отлично знал. Сам он, начавший свою трудовую деятельность на одиннадцатом году жизни, насмотрелся всякого. С детских лет он примечал то, что творится в обществе, аккумулировал в себе впечатления о жизненных неурядицах, что потом нашло своё отражение в его баснях.

Портал для школьника. Самоподготовка

Какие человеческие пороки в баснях крылова. Сочинение «Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова

Басни Ивана Андреевича Крылова появлялись, как правило, в связи с определёнными событиями в жизни российского общества. Они часто были реакцией на конкретные обстоятельства или поступки конкретных людей: высокопоставленных лиц, литераторов с сомнительной репутацией. Читатели басен, главным образом те, кто были в курсе событий общественной жизни, без труда узнавали «героев». Крылов немедленно реагировал на безнравственность, безответственность, имевшие место быть. Он находился в обществе на положении, которое можно обозначить так – «совесть народа».

События крыловской эпохи ушли в небытие, но уроки мудрого баснописца продолжаются до сих пор. В чём же причина того, что спустя столетия, «школа нравственности имени Крылова» не закрылась, она продолжает функционировать и до сих пор?

Секрет, скорее всего, не только в отточенном литературном мастерстве басенного автора, но и в том, что Крылов не только вскрывал, обозначал и клеймил пороки, а в том, что он беспрестанно развивал позитивные начала, создал настоящую философскую систему воспитания поколений.

Читайте также:
Афористичность басен И. А. Крылова: сочинение

Какие же недостатки высмеивал и критиковал баснописец в своих произведениях? Они стары, как мир. Алчность, ненасытность, скупость, плутовство, фальшь, двуличие, бессмысленность, лукавство, лесть. Герои крыловских басен нашли пристанище в мире, где процветает лицемерие, господствуют лень, трусость, хвастовство.

Чем плохи новоявленные Музыканты (басня И.А.Крылова «Музыканты») ? «С прекрасным поведеньем», но главное умение, которое они должны продемонстрировать – петь, к сожалению, не могут. Так что это тогда за Музыканты? Они взялись не за своё дело. Не владеешь ремеслом – не берись, не смеши людей.

Всем хорош и «механики мудрец» из басни «Ларчик», да вот только реквизит открыть он так и не смог. Поворачивал его «мудрец-мастер» с разных сторон, изображая бурную деятельность, да вот только результата не видно. А в деле, главное, не слова — а результат.

А как вам Щука, вызвавшаяся гоняться за мышами («Щука и Кот»)?

Во всех этих баснях Крылов наглядно демонстрирует пустопорожние занятия, отход в сторону от истинного дела, дилетантство.

В басне «Мартышка и очки» — глупость необразованного человека.
В басне «Ворона и Лисица» — лесть, глупость.
В басне «Слон и Моська» — хвастовство.

Людям не свойственно выказывать свои недостатки – большинство старается завуалировать их, дать им привлекательную обёртку. Демонстрировать недостатки и неумения не принято.

Тем не менее, как их не скрывай, они всё равно проявятся. И Крылов это отлично знал. Сам он, начавший свою трудовую деятельность на одиннадцатом году жизни, насмотрелся всякого. С детских лет он примечал то, что творится в обществе, аккумулировал в себе впечатления о жизненных неурядицах, что потом нашло своё отражение в его баснях.

Человек имеет столько сторон медали, что иногда просто не возможно разобраться во всех их оттенках. Мы устроены, как самый сложный пазл, решить который может не каждый. Именно по этому нам так сложно строить человеческие взаимоотношения. Именно по этому на планете случаются и войны, и катастрофы, и уничтожения. Мне иногда кажется, что в человеке доминирует инстинкт жадности и безжалостности. Мы наблюдаем, как, даже меленькие дети дерутся за свои игрушки, не желая делиться. На улицах часто встречаются пьяницы, которые не желают решать свои проблемы, а просто заливают их спиртным, лишаясь при этом и жилья, и заработка, и пропитания. Встречаются и ссоры матери с ребенком, которые отказываются понимать друг друга и просто учитывать потребности каждого.

Какие же черты стоит высмеивать в баснях? Что нужно показать в первую очередь в строках литературы? Как достучаться к сердцу и разуму людей, сошедших с правильного пути?

Наиболее уместными и прицельными я считаю басни И. А. Крылова, который старается обратить внимание на любую кричащую ситуацию в человеческих взаимоотношениях. Автор способен подметить все еле уловимые причины проблематичности ссор и высветить их в более широком свете, чтобы любой смог прочитать такую важную, с его точки зрения, истину и мораль. Читать его басни необходимо каждому человеку. Они вмещают в себе глубину народной мудрости. Крылов – мастер своего дела. Из-под его пера вылетали запечатленные в веках мудрости и подсказки каждому, кто захочет стать более совершенным в своих поступках.

Среди Крыловских героев читатель может распознать и себя, и своих близких. Баснописец сумел подобрать тот универсальный язык, который понятен любому, кто решится пробежаться по его строчкам. В его баснях мы видим высмеивание лжи, нахальства, глупости. Не забывает он и о хитрости и жадности, злости и коварстве. Также стоит вспомнить и о высмеивании неквалифицированности, которая губит жизни людей. Так, в басни “Волк и Ягненок” «у сильного всегда бессильный виноват». Волк не видит своей вины и ответственности, он ищет всегда виноватых.

Лично мне очень нравятся басни Крылова, ведь они насыщенны глубокой моралью и широтой мыслью. Автор умело изображает человеческие пороки и помогает читателю разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Особенно это важно для молодого подрастающего поколения, которое только учится жить и понимать моральные устои.

Басни Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления.

Читая басню «Демъянова уха», понимаешь: история, которую рассказывает автор, вовсе не про конкретных Демъяна и Фоку и не об ухе и избыточном гостеприимстве. Демъян олицетворяет такие черты, как навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека. И еще басня учит: красивые намерения не всегда имеют хорошие последствия.

Неумение работать совместно, заботясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни «Лебедь, Щука и Рак». Последняя строка этой басни – «Но только воз и ныне там» – стала крылатым высказыванием. Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, нужно хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих сообщников. Иначе выйдет из того дела «только мука».

Невежд и неуков разоблачает Крылов в басне «Мартышка и очки». Некоторые люди очень похожие на персонажа басни: не способные понять какое-то явление, они отрицают или запрещают его. Немало действующих лиц басен Крылова будто пришло из народных сказок. Их «характеры» хорошо известны, но автор создает такие ситуации, в которых раскрывается их сущность.

Лиса – персонаж многих сказок. Этот образ используют, когда нужно изобразить хитрость, лукавство. В басне «Ворона и Лиса» именно хитрость помогают Лисе завладеть куском сыра. Но басня осуждает не лукавство и хитрость, а подхалимство и тех, кто верит любым словам, чтобы только они были приятными. Басни Крылова разоблачают разные изъяны человеческих характеров и учат искусству жить достойно.

Общее и отличное басни Крылова «Волк и ягненок» и одноименной басни Эзопа

Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в древности, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений.

Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Эзопа и Крылова.

Читайте также:
Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведени Крылова: сочинение

Эзоп – легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Эзопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание уделяется столкновению между носителями определенных черт или разных жизненных позиций. В басне «Волк и ягненок» характеры персонажей четко определены: Ягненок олицетворяет беззащитность, Волк – силу. Мораль выплывающая отсюда: справедливая защита не имеет силы для тех, кто намеревается делать несправедливость.

В отличие от Эзопа, Крылов поместил мораль своей басни в начале, но развитие событий в басне не воспринимается как простая иллюстрация морали. У Крылова волк становится воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволия, а развитие сюжета на наших глазах раскрывает механизм действия этой жестокой силы. Читатели становятся свидетелями всего, что происходит с героями.

В начале басни Ягненок не пугается Волка, ведь он никому ничем не вредит и не нарушает установленные правила. Бессмысленные обвинения, которые выдвигает Волк, Ягненок с легкостью опровергает. В ответах Ягненка есть чувство собственного достоинства. На какое-то мгновение читателям даже кажется, что Ягненок загнал Волка в тупик, потому что хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого вовсе не выплывает, что после встречи с Волком Ягненок останется невредимым. Как раз наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше раздражает Волка. Наконец своевольному хищнику надоедает выискивать мнимые вины своей жертвы и он показывает свою сущность. Последние слова басни: «Сказал – и в темный лес Волк поволок Ягненка» – в то же время ожидаемые и неожиданные. Читатель от самого начала знал, что так должно было случиться, но, наблюдая за развитием событий, надеялся, что Ягненок таки доведет свою невинновность.

В баснях Эзопа и Крылова общим является сюжет, персонажи и даже мораль. Басня Эзопа написана прозой, а Крылова стихотворениями. Но, по моему мнению, главнее всего, что отличает эти две басни – это самое читательское восприятие произведений. Басня Эзопа обращение, так сказать, к уму читателя. А басня Крылова – к его сердцу.

У сильного всегда бессильный виноват. Этим выражением начинается басня “Волк и Ягненок” (1808 г.). Само произведение Ивана Крылова написано по популярному в мировой литературе странствующему сюжету, к которому обращались виднейшие баснописцы мира: Эзоп.

С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение – а оно в басне присутствует обязательно – понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага.

Имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова известно всему миру. Басни И. А. Крылова, по словам Н. В. Гоголя, – «подлинная книга народной мудрости». В своих баснях И. А. Крылов высмеивает пороки, недостатки людей, свойственные им плохие.

Творчество И. А. Крылова началось еще в XVIII в., когда он издавал известные сатирические журналы «Почта духов» и «Зритель», сыгравшие важную роль в развитии русской демократической литературы. В конце XVIII – начале XIX в. он написал несколько драматических.

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец XIX века. В. А. Жуковский говорил, что слог басен Крылова чист и приятен, он «то возвышается в описании величественном, тот трогает вас простым изображением нежного чувства, то забавляет смешным выражением или оборотом». В написании басен Крылов следовал классическим традициям. Н. В. Гоголь считал, что басни Крылова – «достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». В баснях Крылова отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость, русский дух и характер, склад русского ума я живописность русской речи.

В своих баснях Крылов поднимал очень много актуальных вопросов: обличал несправедливость господствовавшего государственного строя, стремился пробудить самосознание народа, говорил о нравственном превосходстве народных масс. Смело и решительно баснописец показывал противоречия и столкновения между сильными и слабыми, между богатыми и бедными, властными господами и бесправным народом. Крылов направлял острие своей сатиры против хищников, которые «богаты иль когтем, иль зубком», против львов, тигров, алчных волков, хитрых лисиц, подразумевая под личинами этих животных грабителей вельмож, продажных чиновников, взяточников судей:

* Что Климыч на руку не чист, все это знают;
* Про взятки Климычу читают…

Много внимания уделял Крылов теме насилия и угнетения слабых. В басне «Мор зверей» – целая группа кающихся насильников. Звери хватают добычу по чину:

* что можно великому Льву, то нельзя Волку и Лисе («Лев на ловле»),
* что позволено Орлу, то недоступно Вороненку (« Вороненок »).

Сатира Крылова направлена и против взяточничества, грабежа и преступлений по службе. В басне «Слон на воеводстве» Воевода Слон разрешает волкам с овцы «по шкурке снять», в «Рыбьей пляске»

* Лисанька на воеводство села,
* Лиса приметно растолстела.

В басне «Медведь у пчел» Медведь был назначен надсмотрщиком над пчелами и, конечно, перетаскал весь мед в свою берлогу. В басне, «Лиса-строитель» Лисе поручили строить курятник, а она сделала себе лазейку и понемногу переносила оттуда кур. Смешно и грустно!

Крылов изобличает продажный суд, покровительствовавший нарушителям закона и оправдывавший сильных и богатых. В басне «Крестьянин и Овца» крестьянин обращается к судье Лисе с жалобой на Овцу, которая была на дворе, когда пропали куры. Все свидетели-соседи сказали, что Овца «всю ночь спала», за ней не замечали «ни воровства, ни плутовства», она «совсем не ест мясного», а судья Лиса, не принимая ничего во внимание, выносит приговор:

* Не принимать никак резонов от Овцы,
* Понеже хоронить концы
* Все плуты, ведожо, искусны.
* И вследствие того казнить Овцу…

В баснях Крылова высмеивается кумовство, подкуп чиновников, которые получили должлость по протекции. В басне «Слон в случае » плутовка Лиса попадает в милость к высшим чинам потому, что умеет вертеть пушистым хвостом, Осел, хлопая длинными ушами, говорите Слоне, что без длинных бы ушей он в милость не попал ». В басне «Ручей» говорится: о сильных мира сего, притесняющих народ. А в «Волке и Ягненке» « у сильного всегда бессильный виноват.

Народ Крылов олицетворял в образах мирных зверей, часто – в реальных человеческих персонажах. Симпатии поэта на стороне народа. Крылов всегда подчеркив ал право народа на свободу и труд («Орел и Крот», «Лев и Комар», «Муха и Пчела», «Собака и Лошадь», «Водопад и Ручей»). В баснях бытового цикла Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности, бескорыстию, уважению человеческого достоинства. Басня «Кукушка и Петух » высмеивает угодничество и низкопоклонство, «Две бочки», «Муравей», «Слон и Моська» – хвастовство, «Мыши» – трусость, «Волк и Журавль» – злую неблагодарность, «Напраслина» – лицемерие, «Лжец» и «Любопытный» – ложь, «Свинья: под Дубом», «Петух и Жемчужное Зерно», «Мартышка и Очки» – невежество. За отношениями зверей скрывались отношения людей, запоступ-ками животных и птиц – человеческие поступки.

Читайте также:
Русская журнальная сатира XVIII века на примере произведени Крылова: сочинение

Народность, реализм и высокая художественность – главные достоинства басен Крылова, который всегда стремился писать для народа. «Этот род понятен каждому, его читают слуги и дети», – говорил Крылов о баснях.

асни Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления.

Читая басню «Демъянова уха» , понимаешь: история, которую рассказывает автор, вовсе не про конкретных Демъяна и Фоку и не об ухе и избыточном гостеприимстве. Демъян олицетворяет такие черты, как навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека. И еще басня учит: красивые намерения не всегда имеют хорошие последствия.

Неумение работать совместно, заботясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни «Лебедь, Щука и Рак» . Последняя строка этой басни – «Но только воз и ныне там» – стала крылатым высказыванием. Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, нужно хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих сообщников. Иначе выйдет из того дела «только мука» .

Невежд и неуков разоблачает Крылов в басне «Мартышка и очки» . Некоторые люди очень похожие на персонажа басни: не способные понять какое-то явление, они отрицают или запрещают его. Немало действующих лиц басен Крылова будто пришло из народных сказок. Их «характеры» хорошо известны, но автор создает такие ситуации, в которых раскрывается их сущность.

Лиса – персонаж многих сказок. Этот образ используют, когда нужно изобразить хитрость, лукавство. В басне «Ворона и Лиса» именно хитрость помогают Лисе завладеть куском сыра. Но басня осуждает не лукавство и хитрость, а подхалимство и тех, кто верит любым словам, чтобы только они были приятными. Басни Крылова разоблачают разные изъяны человеческих характеров и учат искусству жить достойно.

Общее и отличное басни Крылова «Волк и ягненок» и одноименной басни Эзопа

Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в древности, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений.

Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Эзопа и Крылова.

Эзоп – легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Эзопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание уделяется столкновению между носителями определенных черт или разных жизненных позиций. В басне «Волк и ягненок» характеры персонажей четко определены: Ягненок олицетворяет беззащитность, Волк – силу. Мораль выплывающая отсюда: справедливая защита не имеет силы для тех, кто намеревается делать несправедливость.

В отличие от Эзопа, Крылов поместил мораль своей басни в начале, но развитие событий в басне не воспринимается как простая иллюстрация морали. У Крылова волк становится воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволия, а развитие сюжета на наших глазах раскрывает механизм действия этой жестокой силы. Читатели становятся свидетелями всего, что происходит с героями.

В начале басни Ягненок не пугается Волка, ведь он никому ничем не вредит и не нарушает установленные правила. Бессмысленные обвинения, которые выдвигает Волк, Ягненок с легкостью опровергает. В ответах Ягненка есть чувство собственного достоинства. На какое-то мгновение читателям даже кажется, что Ягненок загнал Волка в тупик, потому что хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого вовсе не выплывает, что после встречи с Волком Ягненок останется невредимым. Как раз наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше раздражает Волка. Наконец своевольному хищнику надоедает выискивать мнимые вины своей жертвы и он показывает свою сущность. Последние слова басни: «Сказал – и в темный лес Волк поволок Ягненка» – в то же время ожидаемые и неожиданные. Читатель от самого начала знал, что так должно было случиться, но, наблюдая за развитием событий, надеялся, что Ягненок таки доведет свою невинновность.

Сочинение: Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова

Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова

В историю русской литературы Иван Андреевич Крылов вошел как великий баснописец. На протяжении многих поко­лений русские читатели знакомятся с крыловскими баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход, а крылатые фразы из них — в нашу обыденную речь.

Главными достоинствами басен Крылова являются их на­родность и гибкий стихотворный язык. Написанные так назы­ваемым «вольным ямбом», они с удивительной точностью пере­дают разговорную интонацию русской речи. Открытием Крыло­ва в его баснях стал образ рассказчика, который за маской простодушия скрывает ум и иронию, направленную на обличе­ние социальных пороков. Николай Васильевич Гоголь назвал басенное творчество Крылова «книгой мудрости самого народа».

Нравственное значение большинства басен Крылова за­ключается в том, что автор обличает в них различные челове­ческие и общественные пороки.

Рассмотрим, например, басню «Волк и Ягненок». Ее темой является социальное неравенство людей в крепостническом обществе. Мораль этой басни заявлена в первой же строчке: «У сильного всегда бессильный виноват». Беспомощный Ягне­нок ни в чем не провинился перед всесильным Волком. Но ни­какие оправдания, неопровержимые доводы, которые несчаст­ный приводит в подтверждение своей невиновности, не при­нимаются Волком во внимание. Когда ему надоедает слушать жалкий лепет Ягненка, он заявляет прямо: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». И это предопределяет трагическую развязку произведения.

В басне «Свинья под Дубом» Крылов изображает Свинью, ко­торая, «наевшись желудей досыта, до отвала», стала затем подры­вать корни у дерева, давшего ей пищу. Здесь баснописец ведет речь о невежде, который, как сказано в заключительной морали, «в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чув­ствуя, что он вкушает их плоды». Но можно понимать басню еще и как обличение человеческой неблагодарности. А в наши дни давняя сатира Крылова приобретает еще и новые оттенки значе­ния. Сегодня мы видим, что неумеренное потребление природ­ных богатств приводит к истощению земли, к оскудению ресур­сов природы. Таким образом, данная басня не только не утрати­ла своего значения, но и наполнилась новым смыслом.

Читайте также:
Афористичность басен И. А. Крылова: сочинение

Если в двух рассмотренных баснях обличение Крылова несет ясно выраженный социальный характер, то в некоторых других его произведениях усмешка баснописца более добро­душна, и вызывают ее отдельные человеческие недостатки. Так, доверчивых людей, падких на неприкрытую лесть, выво­дит поэт в басне «Ворона и Лисица». Казалось бы, Ворона дол­жна понимать, что ее голос никак не может сравниться с соло­вьиным. Однако —

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, —

И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

И Ворона лишилась лакомого кусочка из-за того, что пове­рила в несуществующие собственные таланты.

Таким же добродушным юмором наполнена басня «Квар­тет». Ее персонажи: «Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» — полагают, что их умение играть на му­зыкальных инструментах зависит от того, кто на каком месте сидит. Но как бы они ни расселись, «Квартет нейдет на лад». Объясняет незадачливым музыкантам, в чем их ошибка, Соло­вей — словами, которые стали крылатыми:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь.

Ушли в прошлое события, непосредственным откликом на которые служили крыловские басни, но остались неизменны­ми взаимоотношения людей и типы человеческих характеров. Поэтому, несмотря на некоторую архаичность лексики и быто­вых деталей, большинство басен Крылова остаются понятны­ми и злободневными в наши дни.

Сочинение Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова

Басни Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления.

Читая басню «Демъянова уха», понимаешь: история, которую рассказывает автор, вовсе не про конкретных Демъяна и Фоку и не об ухе и избыточном гостеприимстве. Демъян олицетворяет такие черты, как навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека. И еще басня учит: красивые намерения не всегда имеют хорошие последствия.

Неумение работать совместно, заботясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни «Лебедь, Щука и Рак». Последняя строка этой басни — «Но только воз и ныне там» — стала крылатым высказыванием. Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, нужно хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих сообщников. Иначе выйдет из того дела «только мука».

Невежд и неуков разоблачает Крылов в басне «Мартышка и очки». Некоторые люди очень похожие на персонажа басни: не способные понять какое-то явление, они отрицают или запрещают его. Немало действующих лиц басен Крылова будто пришло из народных сказок. Их «характеры» хорошо известны, но автор создает такие ситуации, в которых раскрывается их сущность.

Лиса — персонаж многих сказок. Этот образ используют, когда нужно изобразить хитрость, лукавство. В басне «Ворона и Лиса» именно хитрость помогают Лисе завладеть куском сыра. Но басня осуждает не лукавство и хитрость, а подхалимство и тех, кто верит любым словам, чтобы только они были приятными. Басни Крылова разоблачают разные изъяны человеческих характеров и учат искусству жить достойно.

Общее и отличное басни Крылова «Волк и ягненок» и одноименной басни Эзопа

Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в древности, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений.

Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Эзопа и Крылова.

Эзоп — легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Эзопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание уделяется столкновению между носителями определенных черт или разных жизненных позиций. В басне «Волк и ягненок» характеры персонажей четко определены: Ягненок олицетворяет беззащитность, Волк — силу. Мораль выплывающая отсюда: справедливая защита не имеет силы для тех, кто намеревается делать несправедливость.

В отличие от Эзопа, Крылов поместил мораль своей басни в начале, но развитие событий в басне не воспринимается как простая иллюстрация морали. У Крылова волк становится воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволия, а развитие сюжета на наших глазах раскрывает механизм действия этой жестокой силы. Читатели становятся свидетелями всего, что происходит с героями.

В начале басни Ягненок не пугается Волка, ведь он никому ничем не вредит и не нарушает установленные правила. Бессмысленные обвинения, которые выдвигает Волк, Ягненок с легкостью опровергает. В ответах Ягненка есть чувство собственного достоинства. На какое-то мгновение читателям даже кажется, что Ягненок загнал Волка в тупик, потому что хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого вовсе не выплывает, что после встречи с Волком Ягненок останется невредимым. Как раз наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше раздражает Волка. Наконец своевольному хищнику надоедает выискивать мнимые вины своей жертвы и он показывает свою сущность. Последние слова басни: «Сказал — и в темный лес Волк поволок Ягненка» — в то же время ожидаемые и неожиданные. Читатель от самого начала знал, что так должно было случиться, но, наблюдая за развитием событий, надеялся, что Ягненок таки доведет свою невинновность.

В баснях Эзопа и Крылова общим является сюжет, персонажи и даже мораль. Басня Эзопа написана прозой, а Крылова стихотворениями. Но, по моему мнению, главнее всего, что отличает эти две басни — это самое читательское восприятие произведений. Басня Эзопа обращение, так сказать, к уму читателя. А басня Крылова — к его сердцу.

Исследование по литературе “И.А.Крылов – мастер афоризма.”

Автор работы исследует басни как источник афоризмов. В ходе исследования уученик попытался классифицировать афоризмы, появившиеся в русском языке благодаря басням И. А. Крылова.

Читайте также:
Афористичность басен И. А. Крылова: сочинение

Скачать:

Вложение Размер
mityushkin_tyukalinsk_omskaya.rar 655.35 КБ
Исследование по литературе “И.А.Крылов”.- мастер афоризма 143 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

«Крылов – мастер афоризма»

ученик 8а класса

МОУ «Гимназия г. Тюкалинска»

учитель русского языка и

литературы МОУ «Гимназия

Полёт человеческой мысли – афоризм…………………………………………. 7

Исследование уровня распространённости афоризмов…………………………11

Мир литературы сложный, многогранный и интересный. У каждого из нас, наверное, есть

свои предпочтения. Какой-то писатель нравится больше, какой-то меньше. Есть писатели знаменитые, есть популярные, а есть… забытые.

В настоящее время, я думаю, все более забывается И.А.Крылов. Басни мы «проходим» в школе, а вот являются ли они частью нашей современной жизни?

Тема моей работы: «Крылов – мастер афоризмов».

Актуальность: мне интересно разобраться, какие афоризмы появились именно благодаря И.А.Крылову и его басням.

Проблема: какие афоризмы из басен Крылова стали частью нашего языка.

Объект исследования: басни И.А.Крылова .

Предмет исследования: афоризмы из басен И.А.Крылова.

Цель : выявление особенностей афоризмов из басен И.А.Крылова; выявление уровня распространенности афоризмов.

Чтобы достичь цели, мне необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. какая библиография существует по жизни и по творчеству И.А.Крылова;
  2. когда Крылов начал писать басни?
  3. что такое афоризм?
  4. выбрать афоризмы из басен Крылова;
  5. можно ли классифицировать афоризмы из басен Крылова;
  6. насколько афоризмы распространены в гимназии.

Поиск ответов на эти вопросы – это задача моего исследования.

Гипотеза: Басни Крылова известны, можно предположить, что известны и популярны афоризмы из басен Крылова.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

II.1. В мастерской баснописца.

Мне необходимо изучить биографию И.А.Крылова и найти тот отправной момент, с которого начинается народное признание Крылова и любовь к нему. Нужно увидеть ту почву, на которой «выросли» басни, выражения из которых стали

афоризмами. Почему это стало возможным?

Биография Крылова изложена в работах Д.Д.Благого, Н.Н.Степанова, В.И.Коровина. Сохранились воспоминания современников поэта. В интернет-ресурсах также можно почерпнуть информацию о жизни и творчестве баснописца.

Изучив биографию Крылова, я увидел, что его жизнь была наполнена событиями, которые закалили характер Ивана Андреевича: многого приходилось добиваться трудом, преодолевая трудности, сопротивляясь внешним обстоятельствам.

И.А.Крылов не принадлежал к родовитому дворянскому роду. Не было возможности получить систематическое образование. Д.Д.Благой считает, что это положительный фактор, так как будущий писатель не попал под влияние иностранного образования, следовательно, Крылов был ближе к народной среде. В девятилетнем возрасте Иван уже на службе подканцеляристом; знакомится с плутнями, мздоимцами – никто не остается не замеченным внимательным и наблюдательным подростком. Любит Иван народные сборища, торговые площади, качели, кулачные бои, где можно помериться силой, услышать яркое, образное слово. В то же время Крылов занимается самообразованием, начинает писать комедии, трагедии, повести. В 1789-1792 гг. писатель издает сатирические журналы.

Казалось бы, И.А.Крылов, несмотря на трудности, сумел стать литератором, есть признание, популярность, но Крылов не останавливается на достигнутом. Он будто ищет что-то более значительное – главное дело своей жизни. А, может быть, писатель вбирает в себя жизнь, копит наблюдения, чтобы потом – в полной мере в баснях проявить свой талант.

Итак, в 1806 г. Крылов начал писать басни. Вот как Н.В. Гоголь охарактеризовал «существо дарования» И.А.Крылова: «Выбрав себе самую незаметную и узкую тропу, шёл он по ней почти без шуму, пока не перерос других, как крепкий дуб перерастает всю рощу, вначале его скрывавшую. Этот поэт – Крылов. Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку – и в сей басне умел сделаться народным поэтом. Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, которым крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум… Отсюда то и ведёт своё происхождение Крылов. Его притчи – достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа».

В этом высказывании я обратил внимание на ключевые слова «ум, которым крепок русский человек». Возникает вопрос: «Что объединяет басни и ум человека?» И как это «Крепок умом. » Предстоит выяснить.

Пройдя сложный путь творческих исканий, Крылов в зрелые годы пришел к басне. Всего им написано двести басен. Позаимствовав сюжеты у предшественников (Эзопа, Лафонтена, Сумарокова), Крылов наполнил басни новым содержанием; главным стало создание обобщенного образа человеческого характера. Сила сатирического воздействия басен – это результат мастерского владения словом и ритмом. Мораль его басен заключает в себе яркие, точные образные выводы, ставшие широко известными афоризмами. Дидактические выводы подобны пословице, в них «отразилось много народных свойств, в них есть всё: издевка, насмешка, попрёк, словом всё шевелящее и задирающее за живое: как стоглавый Аргус, глядит каждая на человек». (Н.В.Гоголь).

Не только Н.В.Гоголь, но и другие исследователи называют отличительной особенностью басен Крылова яркость, афористичность языка.

А что значит афористичность языка? Близость лексического строя к ярким, запоминающимся оборотам, – афоризмам. Словарь иностранных слов дает такое определение афоризма: «Афори́зм (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем. Пример: «Почему удар в спину наносят те, кого, как правило, защищаешь грудью?»

Воспользовавшись сайтом « Википедия – свободная энциклопедия», я выяснил, что афоризмы возникли в эпоху Гиппократа. Авторами афоризмов – афористами – на протяжении разных эпох становятся острословы и остроумцы, наделенные философским взглядом на жизнь. Мастерами афористики были пророки Ветхого завета, ученые и поэты Средневековья, полководцы Европы, мыслители, писатели 19-20 вв.

Я думаю, И.А.Крылов, будучи остроумным человеком, смог создать яркие выражения, которые заняли достойное место в ряду афоризмов.

Анализируя афоризмы Крылова, стоит обратить внимание на то, что они выросли на русской национальной почве народной лексики. Баснописец смело использует просторечные слова и конструкции: «рыло», «мужик», «навоз», «скотина», «увидь», «то к темю их прижмет», «в ушах у гостя затрещало». В.Г.Белинский отмечал: «Эти идиомы, эти русицизмы, составляющие народную физиономию языка; его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство уловлены Крыловым с невыразимой верностью».

Так как Крылов пришел к басням, уже имея жизненный опыт, разбираясь в людях, он сумел точно выразить народные воззрения на добро и зло, на справедливость и бесправие… Поэтому его поучения становятся народным достоянием, превращаясь в афоризмы, иногда – в пословицы.

По словарю крылатых выражений я выяснил, что существует множество афоризмов, автором которых является И.А.Крылов. Это те афоризмы, которые пришли в нашу речь из басен Крылова. Порой трудно определить, кому они принадлежат: взял ли их Крылов у народа или народ у Крылова.

И.А.Крылов одним из первых в русской литературе проник в самую душу народного языка со всеми его оттенками и богатствами. Он стал писать не для немногих, а для всего народа, не выдумывая новых слов, не калеча и не уродуя языка, не манерничая и не подлаживаясь под простонародную речь. Он хорошо знал, как бесконечно богат и красочен родной язык.

Басни сразу были приняты читателем, к поэту приходили письма издалека, в которых спрашивали, что еще написал Крылов. Завистники не понимали, почему читатель так жадно ищет басен Крылова. Что в них особенного? А особенным в них был как раз тот «задний ум, которым крепок всякий русский человек» (по замечанию Н.В.Гоголя). Читатель находил в баснях отражение своих настроений, чаяний, чувств и видел в авторе человека, который знает жизнь. Действительно, мораль, завершающая басни, очень часто била не в бровь, а в глаз.

Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

Афористичность басен И. А. Крылова: сочинение

6 класс

Сочинения по русской литературе

АФОРИСТИЧНОСТЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА

1 вариант

И. А. Крылов — великий русский баснописец. Он писал свои басни так просто, так доходчиво, что каждый легко запоминает их текст, узнает русский характер. Плохое или хорошее изображено кратко, сильно, с такой ясностью, как будто видишь наяву всех, кто выведен в баснях.

В своих произведениях Крылов доказывал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. С большим искусством изображал он зверей, умел в двух строчках создать характер.

Баснописец не только мастерски выбирал идеи и сюжеты для своих произведений, но и славился афористичностью языка. Строки крыловских басен легко вошли в обиходную речь. Вспомним только известные: «А ларчик просто открывался», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее кошки зверя нет», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «. веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Басни Крылова не стареют, потому что настоящие, поэтически сильные и правдивые слова навечно становятся достоянием народа.

2 вариант

Иван Андреевич Крылов был автором многих комедий, комических опер, трагедий, сатириком-журналистом, стихотворцем. Но из-за господствовавшей в те времена жесткой цензуры ему постоянно приходилось искать новые виды литературной деятельности.

Самые большие возможности опубликовать свои произведения в обход цензуры писателю открывал именно жанр басни.

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Все мы понимаем, что в этой басне — аллегория, и что под насекомыми подразумеваются люди. Но в образе порхающей Стрекозы автор воплотил не просто легкомыслие и беззаботность резвой особы, у которой «в мягких муравах» «голову вскружило». Смысл произведения более глубокий — басня направлена против тунеядства и паразитизма определенных слоев общества.

Обходя преграды, которые ставила на его пути цензура, Крылов дает вполне определенные разъяснения того, как надо читать его басни, как их нужно понимать. Это разъяснение можно увидеть в басне «Ларчик»:

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

Автор говорит о том, что во всяком деле не следует излишне осложнять задачу, а нужно лишь попытаться решить ее самыми простыми и доступными средствами. Таким вот «ларцом с секретом» и является каждая из басен Крылова.

Всеобщее признание писателю принесли его басни «Волк на псарне», «Щука», «Ворона и Лисица», «Квартет» и другие. В этих баснях автор выставляет напоказ основные пороки общества и его отдельных представителей, подвергает критике политический уклад того времени. Писатель рисует правдивую картину общества, в котором рядом с овцами всегда живут волки и другие хищники — специально для того, чтобы прекратить их существование; а рядом с лещами размножаются щуки. Отношения сильных и слабых, хищников и жертв сводятся к жестокой борьбе — не на жизнь, а на смерть. Осуждает автор и несправедливый суд в баснях «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Овца», «Щука», и неправомерность привилегий дворянства, напоминающих притязания Гусей, которые заявляли:

А этого не смыслит неуч сей,

Что он обязан нам почтеньем;

Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,

Которым некогда был должен Рим спасеньем.

Хотя мысль писателя и так ясна, он все же добавляет мораль:

Баснь эту можно бы и боле пояснить —

Да чтоб гусей не раздразнить.

Невозможно более прямо произнести слово «дворяне», утвердив их абсолютную ненужность.

Осуждению Крылова подвергается и неожиданное получение богатства, когда оно «рекою льется», или «дождем червонцы» сыплются, или курица у скупого несет золотые яйца. Автор подчеркивает, что подобный поток обогащения никому и никогда не приносит счастья. Наоборот, по-настоящему счастлив оказывается Сапожник, который утверждает:

А мне, за песни и за сон,

Не надобен ни миллион.

В одной из самых известных басен «Волк на псарне» Крылов повествует о том, как Наполеон, пытаясь спасти от окончательного разгрома свою армию, вступил в переговоры с Кутузовым о немедленном заключении мира. Рассказывают, что Кутузов, прочитав слова «ты сер, а я, приятель, сед», снял фуражку и обнажил свою седую голову. Этим он показал, что ощерившийся Волк — это Наполеон, а мудрый Ловчий, знающий волчью натуру, — это он сам.

Басенное творчество Крылова остается актуальным во все времена, потому что сюжеты, характеры, мотивы и образы его произведений универсальны. А вечные проблемы добра и зла, дружбы и коварства, истины и лжи, подвига и трусости всегда остаются важными.

Басни Крылова — прекрасный образец образного мышления, емкости формул, которые со временем обрели художественную самостоятельность и афористическую завершенность. Многие высказывания, взятые из произведений писателя, вошли в повседневную речь, в быт народа. И в самых разных случаях и жизненных ситуациях нам на ум приходят крыловские образы и афоризмы.

Сочинение на тему «Иван Андреевич Крылов — мастер слова»

«Басни Крылова» — сочинение 6 класс

Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.

А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.

Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.

Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.

Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.

Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.

Образцы работ

Обычно дети любят читать басни, потому что они написаны живым языком и имеют интересный, часто сказочный сюжет. При этом очень легко понять их поучительный характер и мораль. Чтобы написать сочинение, можно предварительно познакомиться с образцами школьных работ.

Почему я люблю басни

С детства я буквально зачитывалась баснями Крылова. Мне очень нравятся эти остроумные и поучительные истории про животных, которые ведут себя совсем как люди. Я считаю, что басни имеют огромное значение в нашей жизни. Это не просто развлечение — с помощью иносказания (этот литературный прием называется эзопов язык) автор обличает человеческие пороки, такие как жадность, глупость, лень, хитрость, коварство, хвастовство, жадность, эгоизм.

Я прочитала очень много басен Крылова:

  • «Слон и Моська»,
  • «Мартышка и очки»,
  • «Лиса и виноград» и т. д.

Одной из моих любимых историй является «Ворона и Лисица». В ней повествуется о том, как ворона раздобыла где-то кусочек сыра и, усевшись на ветке, хотела с удовольствием позавтракать лакомством. Но мимо пробегала хитрая лисица, которая учуяла сыр и решила выманить его у глуповатой птицы. Лисица начала осыпать ворону комплиментами, восхищаться ее оперением, клювом, глазками и в конце концов попросила птицу спеть, предположив, что при такой красоте ворона должна быть еще и отменной певицей. Ворона, которая потеряла голову от похвал, каркнула и выронила сыр. Схватив его, лиса убежала.

В истории о коварной лисичке и вороне Крылов высмеивает такое человеческое качество, как любовь к лести. Опасность лести в том, что она может вскружить голову человеку и таким образом заставить его сделать что угодно — а это на руку нечестным и подлым людям, мошенникам и обманщикам.

Как мы видим на примере вороны, похвалы и комплименты на самом деле оказались лживы и были сказаны лишь с одной целью — выманить сыр.

Конечно, лисица тоже является отрицательным персонажем, но читателю совсем не жаль ворону — не будь она такой глупой, она бы поняла, что все слова лисы — обман. Басня учит тому, что нужно трезво оценивать реальность и не позволять другим людям манипулировать собой с помощью хвалебных слов.

Еще одна прекрасная басня, которую я очень люблю, — «Лебедь, Рак и Щука». Она рассказывает о том, как животные взялись тянуть обоз, но ничего у них не вышло: рак пятился назад, щука тянула телегу в воду, а лебедь рвался ввысь. Результат этой истории всем известен — обоз так и остался на прежнем месте.

Мораль истории в том, что любое дело, за которое берутся несколько людей, требует слаженной работы, согласия между его участниками. Если не следовать общей цели и действовать, не учитывая интересов товарищей, то итог будет плачевным. В этой истории каждое животное поступало эгоистично, руководствуясь лишь своими интересами.

К сожалению, в жизни часто бывает так же. Возможно, поэтому во многих компаниях уделяют так много внимания сплочению коллектива и умению работать в команде.

Еще один тайный смысл этой басни заключается в том, что изначально разные люди вообще не должны браться за общее дело — у них все равно ничего не получится, так как они просто не способны понять целей и интересов другого человека.

Я считаю, что басни никогда не устареют. Ведь качества, которые высмеивает Крылов, вечны, а значит, каждое новое поколение сможет извлечь из иносказательных историй баснописца что-то полезное, мудрое и доброе.

Чему учат нас басни? (сочинение)

Басня — один из любимых жанров литературы. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена, Л. Боровиковского, Есть. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, Л. Глебова, Кантемира, Тредиаковського, И. Крылова знают, любят и ценят во всем мире. Почему же байка есть такой популярной и любимой в народе? Не потому ли, что в этих коротеньких байковых рассказах изображаются необычные герои? Здесь мы видим хищных Волков и Медведей, хитрых, коварных Лисиц и беззащитных Ягнят… «Звери мои за меня говорят», — не раз повторял известный русский писатель И. А. Крылов. О чем же говорят эти необычные герои? Чаще всего они наглядно демонстрируют глупость, невежество, жадность, лукавство, хвастливость, самодурство и жестокость. И совсем нетрудно догадаться, что в этих смешных, а иногда и грустных историях из басен говорится о людях, об их пороки и недостатки.

Читая басню, мы от души смеемся, но в то же время понимаем, что главный ее вывод всегда серьезный. В своих баснях писатели-писатели обличают те недостатки, которые мешают людям жить. Они, безусловно, несут в себе положительный заряд — всегда работают на добро, помогают нам избавиться от недостатков, бороться с теми, кто не хочет жить честно, кому не нравится нормальные человеческие отношения.

Байки осуждают паразитизм, моральную низость. И в то же время учат нас быть человечными, доброжелательными, трудолюбивыми. Немало поучительного находят для себя в баснях все новые и новые поколения людей, что приходят в мир. Всегда интересными, нетленными остаются сюжеты басен, персонажи которых — Лев, Медведь, Волк, Лиса, Ягненок и другие звери — помогают понимать добро и зло, правду и неправду в жизни людей, поэтому воспитательное значение басен трудно переоценить.

Школьное сочинение для младших классов на примере басен

Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чего учит нас басня?

Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как правило, очень хорошо понимает аллегорические образы этих произведений. Герои басни И. Крылова «Квартет» «выдумщица Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка взялись не к своему делу и потому имеют очень смешной и жалкий вид. Эта басня учит нас, что каждый должен выполнять ту работу, к которой имеет дарование, особенно когда это касается такой утонченной сферы деятельности, как искусство. Басня И. Крылова «Свинья под дубом» показывает, что бывает с неблагодарными людьми, которые не хотят ничего видеть дальше своего носу.

Современные люди, к величайшему сожалению, очень часто небрежно относятся к окружающей среде: вырубают дерева, загрязняют реки, воздух, не задумываясь над тем, чем они будут дышать, и что будут потреблять за несколько лет. Эти люди напоминают мне Свинью, которая уничтожает Дуб, который ее кормит.

А Демьян из басни И. Крылова «Демьянова похлебка», который переугощал своего соседа Фоку очень вкусной похлебкой, наглядно доказывает нам, что во всем должен быть мера. Так вот, хотя басни отчасти и «смешные», в них речь идет о серьезных и поучительных вещах. Басни предостерегают людей от глупых поступков. Они, словно через увеличительное стекло, показывают разные стороны человеческой жизни, заставляя читателя задуматься над тем, какой вид он имеет в той или другой ситуации. Басни помогают людям избавиться своих недостатков. И в этом, по моему мнению, секрет долголетия этого литературного Жанра.

  • Автор: И. А. Крылов
  • Произведение: Басни Крылова
  • Это сочинение списано 76 848 раз

Крылов Иван Андреевич — знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений — это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях.

Так, известное произведение Ивана Андреевича «Квартет» учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. «Стрекоза и муравей» заставляет задуматься о том, что все надо планировать заранее, потому что потом времени на раздумья может не остаться. Мораль произведения «Лебедь, рак и щука» заключается в том, что ни оно дело не будет доведено до логического конца до тех пор, пока имеющие к нему отношение люди не найдут общий язык и не начнут действовать вместе, сообща.

Пересказывать басни Крылова и говорить о смысле, заложенном в каждой из них можно бесконечно. Самое главное — понять, для чего они были написаны. Мое мнение — для воспитания. Каждое произведение заканчивается некой моралью, которая должна быть заложена в сердцах детей и взрослых.

В первую очередь басни Ивана Андреевича, великого писателя, учат нас быть добрыми по отношению друг к другу. Еще одна важная мораль — честность. Никогда не нужно врать, потому что самая изысканная ложь все равно выльется наружу. Некоторые басни гласят, что всегда нужно оставаться самим собой, а главное — уметь находить выход из любой ситуации. Крылов повествует о том, что зависть — одно из худших человеческих чувств, а желание учиться и совершенствоваться положительно скажется на каждом из нас.

Именно благодаря таким моралям басни знаменитого Ивана Андреевича Крылова будут полезны не только школьникам, но и некоторым взрослым, которые в дальнейшем смогут подавать хороший, добрый пример своим детям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: