Фенимор Купер (1789—1851): сочинение

Купер, Джеймс Фенимор

Куперстаун, штат Нью-Йорк, США

Джеймс Фе́нимор Ку́пер (англ. James Fenimore Cooper ; 15 сентября 1789, Бёрлингтон, Нью-Джерси — 14 сентября 1851, Куперстаун) — американский романист. Классик приключенческой литературы.

Содержание

Биография

Вскоре после рождения Фенимора отец его, довольно богатый землевладелец, переселился в штат Нью-Йорк и основал там посёлок Куперстаун ( Cooperstown ), превратившийся в городок. Получив первоначальное образование в местной школе, Купер отправился в Йельский университет, но, не окончив курса, поступил на морскую службу (1806—1811); был назначен состоять при постройке военного судна на озере Онтарио.

Этому обстоятельству мы обязаны замечательными описаниям Онтарио, встречающимся в его знаменитом романе «Следопыт, или На берегах Онтарио» («The Pathfinder»). В 1811 г. женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель написал свой первый роман «Предосторожность» («Precaution»; 1820).

Романы

Предполагая, что ввиду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени и перенёс действие своего романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английской жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики. Вторым романом Купера, уже из американской жизни, стал знаменитый «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» («The Spy: A Tale of the Neutral Ground», 1821), имевший громадный успех не только в Америке, но и в Европе.

Затем Купер написал целую серию романов из американской жизни («Пионеры», 1823; «Последний из могикан», 1826; «Степи», иначе «Прерия», 1827; «Открыватель следов», иначе «Следопыт», 1840; «Охотник за ланями», иначе «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841), в которых изобразил борьбу пришельцев-европейцев с американскими индейцами. Героем этих романов является охотник Натти (Натанаэль) Бампо, выступающий под различными именами (Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин), энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев (Чингачгук, Ункас).

Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом. В 1826 г. Купер отправился в Европу, где провёл семь лет. Плодом этого путешествия было несколько романов («Браво, или в Венеции», «The Headsman», «Mercedes of Castile»), действие которых происходит в Европе.

Мастерство рассказа и постоянно усиливающийся интерес его, яркость описаний природы, от которых веет первобытной свежестью девственных лесов Америки, рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем, как живые — таковы достоинства Купера как романиста. Написал также морские романы «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1827).

После Европы

По возвращении из Европы Купер написал политическую аллегорию «Моникины» (1835), пять томов путевых заметок (1836—1838), нескольких романов из американской жизни («Сатанстоу»; 1845 и другие), памфлет «Американский демократ» (The American Democrat, 1838). Кроме того, написал ещё «Историю американского флота» («History of the United States Navy», 1839). Обнаруженное в этом сочинении стремление к полнейшему беспристрастию не удовлетворило ни его соотечественников, ни англичан; полемика, им вызванная, отравила последние годы жизни Купера. Умер Фенимор Купер 14 сентября 1851 года от цирроза печени.

Джеймс Фенимор Купер в России

В начале 1840-х годов романы Купера были весьма популярны и в России. Первые переводы на русский язык были сделаны детской писательницей А. О. Ишимовой. В особенности читался нарасхват печатавшийся в «Отечественных записках» «Открыватель следов» («Следопыт, или На берегах Онтарио», «The Pathfinder», русский перевод 1841), о котором В. Г. Белинский выразился, что это — шекспировская драма в форме романа (Соч. т. XII, стр. 306).

Библиография

  • 1820:
    • сочиняет для дочерей традиционный роман нравов «Предосторожность» (Precaution).
  • 1821:
    • исторический роман «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» (The Spy: A Tale of the Neutral Ground), основанный на местных преданиях. В романе опоэтизирована эпоха американской революции и её рядовые герои. «Шпион» получает международное признание. Купер переезжает с семьей в Нью-Йорк, где вскоре становится видной литературной фигурой и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы.
  • 1823:
    • выходит первый роман, в дальнейшем четвёртая часть пенталогии о Кожаном Чулке — «Пионеры, или Истоки Сусквеганны» (The Pioneers, or The sources of the Susquehanna).
    • короткие рассказы (Tales for Fifteen: or Imagination and Heart)
    • роман «Лоцман» (The Pilot: A Tale of the Sea), первый из многочисленных произведений Купера о приключениях на море.
  • 1825:
    • роман «Лайонель Линкольн, или Осада Бостона» (Lionel Lincoln, or The leaguer of Boston).
  • 1826:
    • вторая часть пенталогии о Натти Бампо, наиболее популярный роман Купера, название которого стало нарицательным, — «Последний из могикан» (The Last of the Mohicans).
  • 1827:
    • пятая часть пенталогии роман «Степи», иначе «Прерия» (The Prairie).
    • морской роман «Красный корсар» (The Red Rover).
  • 1828:
    • Notions of the Americans: Picked up by a Travelling Bachelor
  • 1829:
    • роман «Долина Виш-тон-Виш» (The wept of Wish-ton-Wish), посвящённый индейской теме — сражениям американских колонистов XVII в. с индейцами.
  • 1830:
    • фантастическая история одноименной бригантины «Морская волшебница» (The Water-Witch: or the Skimmer of the Seas).
    • Letter to General Lafayette politics
  • 1831:
    • первая часть трилогии из истории европейского феодализма «Браво, Или В Венеции» (The bravo) — роман из далёкого прошлого Венеции.
  • 1832:
    • вторая часть трилогии «Гейденмауэр, или Бенедиктинцы» (The Heidenmauer: or, The Benedictines, A Legend of the Rhine) — исторический роман из времён ранней Реформации в Германии.
    • короткие рассказы (No Steamboats)
  • 1833:
    • третья часть трилогии «Палач, или Аббатство виноградарей» (The headsman, or The Abbaye des vignerons) — легенда XVIII в. о потомственных палачах швейцарского кантона Берн.
  • 1834:
    • (A Letter to His Countrymen)
  • 1835:
    • критика американской действительности в политической аллегории «Моникины» (The Monikins), написанной в традициях просветительского аллегоризма и сатиры Дж. Свифта.
  • 1836:
    • мемуары (The Eclipse)
    • Gleanings in Europe: Switzerland (Sketches of Switzerland)
    • Gleanings in Europe: The Rhine
    • A Residence in France: With an Excursion Up the Rhine, and a Second Visit to Switzerland
  • 1837:
    • Gleanings in Europe: France travel
    • Gleanings in Europe: England travel
  • 1838:
    • памфлет «Американский демократ» (The American Democrat: or Hints on the Social and Civic Relations of the United States of America).
    • Gleanings in Europe: Italy travel
    • The Chronicles of Cooperstown
    • Hommeward Bound: or The Chase: A Tale of the Sea
    • Home as Found: Sequel to Homeward Bound
  • 1839:
    • «История американского флота» (The History of the Navy of the United States of America), свидетельствующая о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство.
    • Old Ironsides
  • 1840:
    • «Следопыт, или Озеро-море» или «Открыватель следов» (The Pathfinder, or The inland sea) — третья часть пенталогии о Натти Бампо
    • роман об открытии Америки Колумбом «Мерседес из Кастилии» (Mercedes of Castile: or, The Voyage to Cathay).
  • 1841:
    • «Зверобой, или Первая тропа войны» или «Охотник за ланями» (The Deerslayer: or The First Warpath) — первая часть пенталогии.
  • 1842:
    • роман «Два адмирала» (The two admirals), рассказывающий эпизод из истории британского флота, ведущего в 1745 г. войну с Францией
    • роман о французском каперстве «Блуждающий огонёк» (Wing-and-Wing, or Le feu-follet).
  • 1843:
    • роман «Вайандотте, или Дом на Холме» (Wyandotté: or The Hutted Knoll. A Tale) о американской революции в глухих уголках Америки.
    • Richard Dale
    • биография (Ned Myers: or Life before the Mast)
    • (Autobiography of a Pocket-Handkerchief или Le Mouchoir: An Autobiographical Romance или The French Governess: or The Embroidered Handkerchief или Die franzosischer Erzieheren: oder das gestickte Taschentuch)
  • 1844:
    • роман «На суше и на море» (Afloat and Ashore: or The Adventures of Miles Wallingford. A Sea Tale)
    • и его продолжение «Майлс Уоллингфорд» (Miles Wallingford: Sequel to Afloat and Ashore), где образ главного героя носит автобиографические черты.
    • Proceedings of the Naval Court-Martial in the Case of Alexander Slidell Mackenzie, &c.
  • 1845:
    • две части «трилогии в защиту земельной ренты»: «Сатанстоу» (Satanstoe: or The Littlepage Manuscripts, a Tale of the Colony) и «Землемер» (The Chainbearer; or, The Littlepage Manuscripts).
  • 1846:
    • третья часть трилогии — роман «Краснокожие» (The Redskins; or, Indian and Injin: Being the Conclusion of the Littlepage Manuscripts). В этой трилогии Купер изображает три поколения землевладельцев (с середины XVIII в. до борьбы против земельной ренты в 1840-е гг.).
    • Lives of Distinguished American Naval Officers biography
  • 1847:
    • пессимизм позднего Купера выражен в утопии «Кратер» (The Crater; or, Vulcan’s Peak: A Tale of the Pacific), представляющей собой аллегорическую историю США.
  • 1848:
    • роман «Дубовая роща» или «Прогалины в дубровах, или Охотник за пчелами» (The Oak Openings: or the Bee-Hunter) — из истории англо-американской войны 1812 г.
    • Jack Tier: or the Florida Reefs
  • 1849:
    • последний морской роман Купера «Морские львы» (The Sea Lions: The Lost Sealers) о кораблекрушении, постигшем охотников за тюленями во льдах Антарктиды.
  • 1850:
    • последняя книга Купера «Новые веяния» (The ways of the hour) — социальный роман об американском судопроизводстве.
    • пьеса (Upside Down: or Philosophy in Petticoats), satirization of socialism
  • 1851:
    • короткий рассказ (The Lake Gun)
    • (New York: or The Towns of Manhattan) — незаконченная работа по истории г. Нью Йорка.
Читайте также:
Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

Литература

  • Купер, Джемс-Фенимор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Lowell, «American Literature» (т. I);
  • Richardson, «Amer. Literature» (т. II);
  • Griswold, «The Prose Writers of America»;
  • Knortz, «Geschichte der nordamerikanischen Literatur» (т. I);
  • Lounsbury, «Life of J. F. Cooper» (Бостон, 1883);
  • Warner, «American Men of Letters: J.-F. Cooper».
  • Сергей Иванько Фенимор Купер (ЖЗЛ)

Ссылки

Джеймс Фенимор Купер в Викитеке ?
Джеймс Фенимор Купер на Викискладе ?
  • Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper)
  • Онлайн Энциклопедия Кругосвет – Купер, Джеймс Фенимор
Произведения Джеймса Фенимора Купера
Эпопея о Кожаном Чулке: Зверобой, или Первая тропа войны • Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе • Следопыт, или На берегах Онтарио • Пионеры, или У истоков Саскуиханны • Прерия
Морские романы: Лоцман • Красный корсар
Разное: Шпион, или Повесть о нейтральной территории
Герои: Чингачгук • Натаниэль Бампо • Уа-та-Уа • Ункас

Wikimedia Foundation . 2010 .

Купер Джеймс Фенимор — КУПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (1789 1851), амер. романист. В России стал известен в рус. и франц. переводах с сер. 20 х гг. 19 в. Особую популярность получили цикл романов о Кожаном Чулке «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826) и др. и т … Лермонтовская энциклопедия

КУПЕР Джеймс Фенимор — (1789 1851) американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях ( Шпион , 1821; пенталогия о Кожаном Чулке, в т … Большой Энциклопедический словарь

Купер Джеймс Фенимор — (1789 1851), американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы, развивающие традиции В. Скотта, о Войне за независимость в Северной Америке («Шпион», 1821; русский перевод 1825), об эпохе … Энциклопедический словарь

Купер Джеймс Фенимор — Джеймс Фенимор Купер James Fenimore Cooper Портрет Д. Ф. Купера (худ. Джон Уэсли Джарвис, 1822) Дата рождения: 15 сентября 1789 Место рождения: Бёрлингтон, Нью Джерси, США Дата смерти: 14 … Википедия

Читайте также:
Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

Купер Джеймс Фенимор — Купер (Cooper) Джеймс Фенимор (15.9.1789, Бёрлингтон, штат Нью Джерси, ≈ 14.9.1851, Куперстаун), американский писатель. Учился в Иельском университете, в 1806≈11 служил на флоте. Мировую известность приобрёл циклом романов (пенталогия),… … Большая советская энциклопедия

КУПЕР Джеймс Фенимор — КУПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (1789—1851), американский писатель. Эпопея из пяти ром. — пенталогия о Натти Бумпо (Зверобой, Кожаный Чулок): 4 я ч — «Пионеры» (1823), 2 я ч — «Последний из могикан» (1826), 5 я ч — «Прерия» … Литературный энциклопедический словарь

Купер, Джеймс Фенимор — КУ/ПЕР Джеймс Фенимор (1789 1851) американский писатель, автор ряда приключенческих морских романов. Учился в Йельском университете, который оставил в 1806 г., чтобы стать моряком. Совершив океанский рейс на торговом судне, служил затем до 1811 г … Морской биографический словарь

КУПЕР Джеймс Фенимор — (Cooper, James Fenimore) (1789 1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. Родился 15 сентября 1789 в Берлингтоне (шт. Нью Джерси). Детство провел в приграничном Куперстауне, основанном его отцом, У.Купером. Учился в… … Энциклопедия Кольера

Купер Джеймс Фенимор — (1789 1851) американский писатель, автор исторических и приключенческих романов … Словарь литературных типов

Джеймс Фенимор Купер (1789—1851)

Джеймс Фенимор Купер (1789—1851) — первый из американских писателей, чье творчество стало достоянием мировой литературы. Своеобразие Купера как художника во многом определяется его отношением к американской действительности и особой исторической обстановкой, в которой формировалась национальная литература заокеанского государства, основанного европейскими поселенцами.

Английские и французские колонисты, осевшие в XVII веке на побережье Атлантического океана и в долинах рек Гудзона и Святого Лаврентия, продвигались внутрь материка, осваивая нетронутые земли и ведя беспощадную войну с индейцами, коренными жителями Америки. Длительное соперничество англичан и французов привело в конце концов к победе англичан. Уцелевшие индейские племена продолжали оказывать сопротивление, но сила была на стороне европейцев. Действуя не только оружием, но и хитростью, они спаивали индейцев спиртом, подкупали вождей, натравливали друг на друга разобщенные племена.

Отделение английских колоний от метрополии в результате победоносной революции привело в конце XVIII века к созданию в Северной Америке буржуазной республики. На обширных территориях Соединенных Штатов уживались далеко не мирно разные экономические уклады: быстро растущая капиталистическая промышленность на Севере, рабский труд негров на хлопковых плантациях феодального Юга, подвижная граница — «фронтир» на полудиком Западе. Пионеры прокладывали тропы, покоряли первозданную природу, а за ними по пятам следовали фермеры, сельскохозяйственные рабочие, спекулянты земельными участками и всякие авантюристы — искатели легкой наживы.

В произведениях Купера запечатлены противоречия и теневые стороны американского буржуазного прогресса.

Сын богатого землевладельца, Купер в молодости служил на флоте, много путешествовал, несколько лет провел во Франции, а затем, когда вернулся на родину, целиком посвятил себя литературной деятельности, написав свыше тридцати романов. Отношение Купера к современной ему Америке было противоречивым. В остроумных политических памфлетах и романах из европейской жизни он обличал реакционный режим Реставрации и доказывал преимущества американского республиканского строя. Но у себя на родине писатель отстаивал консервативные интересы земельных магнатов, что, однако, не мешало ему резко и решительно критиковать пороки американской действительности — погоню за наживой, продажность государственных чиновников, безнаказанное истребление индейцев и т. д. Непримиримость Купера навлекла на него дикую травлю, которая не прекращалась до последних дней его жизни. В то время как книгами Купера упивался весь цивилизованный мир, американская пресса встречала каждое его произведение злобной бранью.

Разлад Купера с буржуазной Америкой, неприязнь писателя к финансовой олигархии объясняет и особенности его романтических творческих позиций. Современной действительности он противопоставляет величественную природу и первобытную Чистоту нравов индейцев, среди которых живет их верный друг и защитник Натаниель

Читайте также:
Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

Бампо. Индейцы называют его «Длинный Карабин», «Соколиный Глаз», «Кожаный чулок», и это последнее прозвище стало заглавием знаменитой эпопеи из пяти романов. В ней развертывается драматическая, полная приключений история жизни Натаниеля Бампо от юношеских лет до глубокой старости («Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан», «Пионеры», «Прерия»).

  • «Перед читателем живет и действует странный человек,— писал М. Горький о герое Кулера,— безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурного человека: безукоризненной честностью в отношении к людям, ничем не сокрушимой любовью к ним и постоянным органическим стремлением помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил».

Этот вольный американский пионер бродит по диким лесам, прокладывая, сам того не желая, дорогу колониальным войскам и поселенцам. Уходя от жестоких людей, он углубляется все дальше на Запад и уже дряхлым траппером встречает смерть по ту сторону Скалистых гор, среди безлюдных просторов прерии. Действие романов охватывает более шестидесяти лет XVIII века, когда еще только начиналась колонизация Западных земель. Пенталогия публиковалась с 1823 по 1841 год, но не в том порядке, как романы обычно печатаются. Сначала писатель обратился к последним десятилетиям жизни своего героя,, а потом уже — к его молодости.

Перу Купера принадлежат также морские и исторические романы, лучшие из которых переиздаются. Приключения на море связаны обычно с участием главного героя в борьбе американцев за независимость, и в этом смысле морские романы («Лоцман» — 1823, «Красный Корсар»—1827, «Морская волшебница» — 1830 и др.) по теме близки к историческим, в которых Купер рисует драматические эпизоды из истории освободительного движения в американских колониях Англии. В лучшем из таких романов — «Шпион» (1821) — среди персонажей появляется Джордж Вашингтон, главнокомандующий американской освободительной армией, в дальнейшем — первый президент Соединенных Штатов. Роман «Осада Бостона, или Лайонел Линкольн» (1825) воскрешает события начального периода войны— блокаду бостонского порта англичанами в 1775 году и сражение на Дорчестерских высотах, кончившееся победой американцев и провозглашением независимости (1776).

В некоторых романах Купера действие переносится на европейскую почву. «Браво» (1831) —первый из трех романов на темы из истории европейских стран — дает живое изображение Венеции XVII века с характерным для нее олигархическим строем и властью денежной аристократии, к которой писатель относится с нескрываемой враждебностью. Не трудно заметить, что исторический сюжет используется Купером для завуалированной критики власти банкиров и коммерсантов, которая утверждалась в его собственной стране.

Морской роман «Мерседес из Кастилии, или Путешествие в Китай» (1840) —увлекательное повествование о первых плаваниях Христофора Колумба за океан и открытии Америки. Как исторический романист, Купер — ученик и последователь Вальтера Скотта. Оригинальность его исторических романов определяется не художественным своеобразием, а самим материалом и трактовкой событий. Как автор морских романов Купер—продолжатель английской литературной традиции (Дефо, Свифт, Смодлетт), получившей дальнейшее развитие в творчестве многих, писателей Англии и США (Марриет, Майн Рид, Стивенсон, Г. Мелвилл, Д, Конрад, Д. Лондон и др.).

Романы Купера вошли в детскую литературу еще при жизни писателя и выдержали на русском языке несчетное число изданий. «Воспитательное значение книг Купера — несомненно,— писал М. Горький в 1923 году.— Они на протяжении почти ста лет были любимым чтением юношества всех стран, и, читая воспоминания, например, русских революционеров, мы нередко встретим указания, что книги Купера служили для них хорошим воспитателем чувства чести, мужества, стремления к деянию».

Понравилось сочинение » Джеймс Фенимор Купер (1789—1851), тогда жми кнопку of your page –>

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову: Купер Джеймс Фенимор

    Фенимор Купер (1789—1851)

    Джеймс Фенимор Купер был первым американским писателем, чьи романы нашли широкое признание за пределами его родины. К концу XIX в. у него осталось мало поклонников. Сегодня никто не будет отрицать, что в сюжетах американского классика приключенческого жанра мало правдоподобия, что все его герои говорят одним и тем же слогом, что их речи многословны и высокопарны, а пейзажные описания однообразны. Однако Бальзак «рычал от восторга», читая книги американца, а Лермонтов находил в Купере больше поэзии, больше глубины и больше художественной ценности, чем в Вальтере Скотте.

    Будущий писатель вырос и прожил большую часть жизни в Куперстауне, поселении, возникшем на землях его отца, судьи Купера.

    Первый роман он написал на спор, а уже следующий, «Шпион» (1821 г.), принёс ему настоящий успех. Действие романа происходит во время американской революции. Этот период, по словам автора, особенно интересен для каждого американца, потому что именно тогда разум и здравый смысл в управлении судьбами народов начали вытеснять феодальные порядки. Главный герой коробейник Гарви Бёрч переходит в английский лагерь и собирает сведения для американского командования. Только главнокомандующий (а им был не кто иной, как Джордж Вашингтон, хоть он и не назван в книге по имени) знает тайну Гарви, а американские солдаты и офицеры подозревают его в измене и готовы отправить на виселицу. Так у Купера появляется его первый одинокий герой, человек, втянутый в противоборство мощных противников, но действующий сам по себе и не рассчитывающий на поддержку. «Да, я шпион короля», — говорит Бёрч в минуту смертельной опасности. Страстный патриот, он обречён не только на одиночество, но и на презрение сограждан. «Вам придётся до самой могилы слыть врагом своей родины. Не забывайте, что маску, скрывающую ваше истинное лицо, вам не позволят снять ещё много лет, а может быть, никогда», — говорит разведчику Джордж Вашингтон. Подлость и благородство можно встретить и в том, и в другом стане, и Гарви приходится нелегко, когда требуется человеческие отношения подчинить политике.

    Читайте также:
    Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

    «Лоцман» (1823 г.) сделал Купера родоначальником морского романа. О флотской жизни автор знал не понаслышке: исключённый из университета, он поступил на корабль юнгой. Никому до Купера не удавалось превратить морскую стихию в полноправное действующее лицо, бросающее вызов человеческой отваге. События разворачиваются у берегов Англии, воюющей за свои американские колонии. Военные моряки молодой американской республики осуществляют сложную операцию в интересах своей страны. Параллельно развивается и другая, любовная, линия — похищение племянниц политического врага. В центре напряжённой интриги — яркий образ Лоцмана, чьё мастерство спасает от гибели фрегат и шхуну. Легендарный морской волк вступает в единоборство с бушующей водной стихией, без которой он не мыслит своей жизни.

    Из множества книг, написанных Купером, — а он автор свыше тридцати романов и десятка других произведений — самой известной стала эпопея о Кожаном Чулке. У героя много и других прозвищ, вполне его характеризующих: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Длинный Карабин, а настоящее имя — Натти (Натаниел) Бампо. Верный товарищ Бампо — индеец Чингачгук, Великий Змей. Образ «благородного краснокожего» — ещё одно нововведение Купера. Эпопея Купера — это художественная история движения пионеров с востока на запад, к берегам Великих озёр и дальше, через бескрайние просторы прерий, к Скалистым горам. Пионеры-разведчики прокладывали путь поселенцам, шаг за шагом отвоёвывая у индейцев всё новые территории. Позже тема освоения американского Запада войдёт в литературу и кинематограф под названием «вестерн» (от англ, western — «западный»).

    Как-то раз, читая жене модный английский роман, Купер заявил, что мог бы сочинить и получше, и написал роман «Предосторожность» (1820 г.). Действие его происходит в Англии, в нём описываются нравы благородного общества и во всём чувствуется подражательность

    Купер начинает историю Кожаного Чулка с конца. В «Пионерах» (1823 г.), предпоследнем романе серии, Бампо почти комический персонаж, он доживает свой век на задворках поместья судьи Темпля вместе со старым преданным другом, индейцем Джоном. Джон — бывший вождь Чингачгук Последний из могикан принял христианство и превратился в Джона-пьяницу. «Ром — томагавк бледнолицых», — замечает он. Времена переменились, девственные леса гибнут под напором наступающей цивилизации. Бампо пытается увещевать хищных истребителей природы: «Пользуйтесь, но не уничтожайте! Разве леса не для того созданы, чтобы давать приют зверям и птицам и чтобы человек, который нуждается в мясе, шкурах и перьях, мог находить их там?». Старик Бампо плохо уживается с новыми законами, и за незначительную оплошность судья приговаривает его к колодкам, штрафу и тюремному заключению. Чингачгук героически погибает в лесном пожаре — перед лицом смерти в нём воскресает Великий Змей, гордый и невозмутимый. Одинокий Бампо, потерявший друга, сжигает свою хижину и уходит «в сторону заходящего солнца — один из тех пионеров, что проложили путь через материк». Так заканчивается повествование.

    В романе «Зверобой» (1841 г.) мы видим Натти молодым и сильным. Воспитанный племенем индейцев-делаваров, он помогает Чингачгуку освободить невесту, похищенную враждебным племенем мингов. Натти воплощает романтический идеал «естественного человека», благородного дикаря. Он даже не умеет читать, его библия — это звёздное небо, он живёт по собственным твёрдым нравственным законам.

    Действие происходит в начале 40-х гг. XVIII в., когда англичане и французы, враждуя друг с другом за американские владения, поощряли индейцев к взаимному уничтожению: платили им деньги за снятые скальпы. В кровавой охоте за скальпами участвуют и белые поселенцы, алчные Гарри Марч и Том Хаттер. Бампо оказывается втянут в стычку белых с индейцами. Обстоятельства заставляют его впервые целиться в человека, он попадает в плен к мингам, его подвергают изощрённой пытке страхом, но Зверобой не теряет достоинства даже перед лицом смерти. Драматические события разворачиваются на берегах лесного озера. На фоне умиротворённых картин природы людская жестокость кажется особенно страшной.

    На протяжении всего романа не прекращается спор Зверобоя с его идейными противниками. Гарри Марч убеждён в превосходстве белой расы: «Индеец — человек только наполовину». Зверобой непоколебимо верит: «Бог создал всех одинаковыми. Люди отличаются друг от друга цветом кожи, у них разные нравы и обычаи, но, в общем, природа у всех одинакова. У каждого человека есть душа».

    Проблемы, которые волновали Купера, до сих пор не потеряли своей остроты. Писатель угадал противоречивость отношений между обществом и личностью, между природой и цивилизацией, между законом и естественным правом.

    Зверобой, любимый герой Купера, говорит: «Вся земля — это храм для людей со здравым умом. Ни крепости, ни церкви не делают нас счастливее. К тому же в наших поселениях все враждуют друг с другом, в лесах же во всём царит согласие».

    Читайте также:
    Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

    Фенимор Купер (1789—1851): сочинение

    ДЖЕЙМС ФЕНИМОР КУПЕР

    Становление подлинно национального американского романа связано с именем Джеймса Фенимора Купера, аристократа по рождению, моряка по профессии и республиканца по своим политическим убеждениям. Коренные американские авторы писали романы и до Купера, некоторые из них читались и в Европе. Но, кроме происхождения их авторов, в этих романах ничего больше не было типично американского. «Американцы не имеют своей национальной литературы»,— не без основания утверждал в 1818 году журнал «Британский критик». «В четырех частях света кто когда-либо читал подлинно американскую книгу или смотрел настоящую американскую пьесу?— спрашивал в 1820 году английский критик Сидней Смит со страниц журнала «Эдинбургское обозрение».— . Где их Скотты, Кемпбеллы, Байроны, Муры или Крэббы?»[1].

    А ведь в Англии, да и в других странах Европы уже читали и «Историю Нью-Йорка» Вашингтона Ирвинга (1783—1859) и «готические романы» Чарльза Брокдена Брауна (1771—1810), творчество которого весьма высоко ценили Китс, Шелли и Скотт. Но первым подлинно национальным американским романом суждено было стать «Шпиону» Д. Ф. Купера. Он принес его автору национальную и международную известность и поднял американскую литературу до уровня лучших творений мировой словесности.

    Джеймс Фенимор Купер, двенадцатый из тринадцати детей богатого плантатора Уильяма Купера, родился 15 сентября 1789 года. Когда Джеймсу исполнился год, его родители поселились на южной оконечности небольшого озера Отсего, там, где из него вытекает река Саскуиханна. Вокруг поместья родителей образовалось небольшое селение, получившее по имени его основателя название Куперстаун. И в наши дни это глубокая американская провинция с узкими и пыльными дорогами, славящаяся своим яблочным сидром и расположенными неподалеку от Куперстауна живописными подземными пещерами Хоуи, привлекающими в летнее время небольшое количество туристов. Центр штата Нью-Йорк город Олбани находится всего в шестидесяти двух милях к востоку от Куперстауна, но во времена Купера путешествие туда длилось целых двое суток. Развитие промышленности обошло городок стороной, и он сохранил все черты типичного захолустного селения «фронтира» начала XIX века.

    Детство будущего писателя проходило в обстановке типичного богатого американского загородного поместья, с играми на свежем воздухе, вылазками со сверстниками и слугами в глушь лесов, катаниями на лодке по озеру, охотой и рыбной ловлей. Братья Куперы, по свидетельству их сестры Ханны, отличались «необузданным нравом», который «явно свидетельствовал о том, что они выросли в лесу»[2].

    Вольная жизнь среди девственной природы оказала огромное влияние на юного Джеймса. Но не меньшее влияние имела на него и вся господствующая в их доме атмосфера. Отец писателя был человеком далеко не заурядным. Он своими руками сколотил крупное состояние и стал одним из влиятельнейших фигур в штате. Его дважды избирали членом палаты представителей Конгресса США. Он был на дружеской ноге с президентом Вашингтоном и первым председателем Верховного суда Джоном Джеем. Его личным адвокатом был Александр Гамильтон. Так что Джеймс уже с детства жил в мире высокой политики и проблем молодого американского государства.

    Его мать была известна своим гостеприимством, любовью к музыке, книгам и цветам. Грубые нравы «фронтира» не привлекали ее, и она согласилась жить в Куперстауне, только уступив желаниям своих сыновей. Джеймс учился в публичной деревенской школе с громким названием «Академия». Под влиянием матери и отца он рано и много начал читать. Круг его чтения был самым разнообразным — английские и американские романы, английская драма и поэзия, биографии и путешествия, военные труды и труды по философии, книги по проблемам религии и экономики, сельского хозяйства и политики. Он также охотно участвовал в школьном драматическом кружке.

    В их доме часто бывали влиятельные деятели штата и страны. Джеймс чутко вслушивался в их разговоры о войне с Англией, о размерах продаваемых участков из общественных земель, о создании шерстяных и хлопчатобумажных мануфактур, о первом в мире пароходе, построенном Р. Фултоном, о том, как богатели плантаторы юга, используя рабский труд негров на плантациях хлопка. Говорили о политике европейских держав и о Французской революции, о быстром росте торгового и военного флота, о ценах на зерно и на хлопок, о тяге многих на новые земли, о романах Джонатана Свифта и Вальтера Скотта, о книгах собственно американских писателей Чарльза Брауна, Ноя Уэбстера, Уильяма Уэрта.

    Перед мальчиком открывался огромный неведомый мир, в котором происходили необычайные перемены и события. А за окном его комнаты простирался девственный лес, в котором хозяйничали охотники и индейцы и где случались истории невероятные и жестокие. Его притягивал и уходящий в бескрайние дали лес со своими тайнами и приключениями, и книги, которые давали пищу уму и сердцу.

    Для продолжения учебы двенадцатилетнего Джеймса отправили в Олбани. Здесь он в основном занимался латынью, заучивал наизусть длинные пассажи из Вергилия. По вечерам рассказывал соученикам придуманные им самим истории.

    В начале 1803 года родители определили Джеймса в йельский колледж. По возрасту он был значительно моложе остальных студентов, но по своим знаниям, особенно в латыни, значительно превосходил их. Он скучал на лекциях и развлекался тем, что проказничал и дурачился. Однажды он насыпал в тряпочку пороху, заложил этот пакет в замочную скважину одной из студенческих комнат и поднес к пакету спичку.

    Читайте также:
    Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

    После этого ему пришлось покинуть колледж и продолжать образование дома с помощью специально приглашенного учителя. Впоследствии этот учитель вспоминал, что Джеймс «был своенравен, абсолютно не терпел серьезных занятий, особенно отвлеченных наук, и необычайно любил читать романы и забавные истории»[3].

    Своенравный характер сына беспокоил старшего Купера. Осенью 1806 года он отправляет Джеймса простым матросом в плавание в Европу на торговом корабле «Стирлинг». Год тяжелой морской службы на «Стирлинге» пошел на пользу юноше. Он не только хорошо освоил морское дело, но и повзрослел, стал дисциплинированным и выдержанным. Получив в январе 1808 года свой первый морской чин, Джеймс какое-то время служил на бомбардирном судне «Везувий», а затем больше года пробыл в поселке Освего, на берегу озера Онтарио, в составе группы специалистов, наблюдавших за постройкой военных кораблей.

    В ноябре 1809 года Купера перевели в Нью-Йорк, где на него возложили обязанность набрать матросов для сторожевого корабля «Оса-18». Джеймс жаждал служить на корабле, а ему приходилось обитать на берегу и тянуть тяжелую, неблагодарную лямку вербовщика рекрутов.

    Именно в этот период, весной 1810 года, он познакомился с Сюзан Деланси, по его словам, «красивой восемнадцатилетней девицей». Невысокая, хрупкого телосложения, Сюзан была интеллигентной и приятной собеседницей. «Я полюбил ее как мужчина и заявил ей об этом со всей прямотой моряка»,— сообщал он своему старшему брату в мае 1810 года[4]. В январе 1811 года состоялась свадьба.

    После свадьбы Купер вышел в отставку с морской службы. После смерти отца в декабре 1809 года он получил приличное состояние и теперь намеревался серьезно заняться сельским хозяйством. Сначала с женой они жили в местечке Мамаронек неподалеку от Нью-Йорка в доме, перешедшем к Сюзан по наследству. Молодожены намеревались осесть в районе Куперстауна и приобрели там большую ферму на западном берегу озера Отсего. В 1813 году они переехали на новое место и поселились во временном домике, и последующие четыре года Купер руководил постройкой большого каменного дома и занимался сельским хозяйством. Его избрали секретарем вновь созданного местного сельскохозяйственного общества, он активно участвует в создании местной милиции.

    Фенимор Купер. Пагубный цирроз.

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Джеймс Фенимор Купер (англ. James Fenimore Cooper; 15 сентября 1789 года, Бёрлингтон , США — 14 сентября 1851 года, Куперстаун, США) — американский романист и сатирик. Классик приключенческой литературы.

    Вскоре после рождения Фенимора его отец, судья Уильям Купер, довольно богатый землевладелец, переселился в штат Нью-Йорк и основал там посёлок Куперстаун, превратившийся в городок. Получив первоначальное образование в местной школе, Купер отправился в Йельский университет, но, не окончив курса, поступил на морскую службу (1806—1811) и был назначен состоять при постройке военного судна на озере Онтарио.

    Этому обстоятельству мы обязаны замечательными описаниям Онтарио, встречающимся в его знаменитом романе «Следопыт, или На берегах Онтарио». В 1811 году женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове, и чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель написал свой первый роман «Предосторожность» (1820).

    Предполагая, что ввиду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени и перенёс действие своего романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английской жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики. Вторым романом Купера, уже из американской жизни, стал знаменитый «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», 1821), имевший громадный успех не только в Америке, но и в Европе.

    Затем Купер написал целую серию романов из американской жизни («Пионеры», 1823; «Последний из могикан», 1826; «Степи», иначе «Прерия», 1827; «Открыватель следов», иначе «Следопыт», 1840; «Охотник за ланями», иначе «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841), где отобразил войны пришельцев-европейцев между собой, в которые они вовлекали американских индейцев, заставляя племена сражаться друг против друга. Героем этих романов является охотник Натти (Натанаэль) Бампо, выступающий под различными именами (Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин), энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными, хотя и с тонким юмором и сатирой, доступными обычно только взрослому читателю, являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев (Чингачгук, Ункас).

    Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом. В 1826 г. Купер отправился в Европу, где провёл семь лет. Плодом этого путешествия было несколько романов («Браво, или в Венеции»,«Mercedes of Castile»), действие которых происходит в Европе.

    Читайте также:
    Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

    Мастерство рассказа и постоянно усиливающийся интерес его, яркость описаний природы, от которых веет первобытной свежестью девственных лесов Америки, рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем, как живые — таковы достоинства Купера как романиста. Написал также морские романы «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1827).

    По возвращении из Европы Купер написал политическую аллегорию «Моникины» (1835), пять томов путевых заметок (1836—1838), нескольких романов из американской жизни («Сатанстоу»; 1845 и другие), памфлет «Американский демократ» (1838). Кроме того, написал ещё «Историю американского флота» (1839). Обнаруженное в этом сочинении стремление к полнейшему беспристрастию не удовлетворило ни его соотечественников, ни англичан; полемика, им вызванная, отравила последние годы жизни Купера. Умер Фенимор Купер 14 сентября 1851 года от цирроза печени.

    Фенимор Купер за свою жизнь написал 33 романа и по праву вписан в историю как первый американский писатель, чьи труды были признаны во всем Старом Свете, даже в России.

    Задача данной статьи – выяснить, как заложен уход из жизни от цирроза печени знаменитого американского романиста и сатирика ФЕНИМОРА КУПЕРА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

    Смотреть предварительно “Логикология – о судьбе человека”. http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

    Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения.

    11 31 47 53 70 75 83 89 99 112 130 151 157 171 181 194 209 226
    К У П Е Р Д Ж Е Й М С Ф Е Н И М О Р
    226 215 195 179 173 156 151 143 137 127 114 96 75 69 55 45 32 17

    5 13 19 29 42 60 81 87 101 111 124 139 156 167 187 203 209 226
    Д Ж Е Й М С Ф Е Н И М О Р К У П Е Р
    226 221 213 207 197 184 166 145 139 125 115 102 87 70 59 39 23 17

    КУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОР = 226 = 167-ЦИРРОЗ ПЕЧЕНИ + 59-МЁРТВ.

    167-ЦИРРОЗ ПЕЧЕНИ – 59-МЁРТВ = 108 = ЛЕТАЛЬНО.

    226 = ИНФЕКЦИОННЫЙ ЦИР роз .

    226 = ОТМИРАНИЕ ТКАНИ ПЕЧЕН и .

    Цирроз печени – хроническое полиэтиологическое прогрессирующее заболевание с признаками функциональной недостаточности печени и портальной гипертензии различной степени выраженности.

    В экономически развитых странах цирроз печени входит в число шести основных причин смерти у лиц в возрасте 35-64 лет. В США цирроз печени занимает 4-е место среди причин смерти у лиц старше 40 лет, в Германии— 10 место. Смертность от этого заболевания имеет стойкую тенденцию к росту.

    Думается, что сведущий читатель уже смекнул, вряд ли код ПОЛНОГО ИМЕНИ будет изобиловать многочисленными медицинскими терминами – ему чего-нибудь попроще. ( во времена ФЕНИМОРА КУПЕРА на бескрайних просторах Ориноко, Онтарио да и самой Амазонии весьма популярной была песня “Ему кого-нибудь попроще, а он циркачку полюбил. “). Ну это так, к слову.

    Сразу же в глаза бросаются давным-давно знакомые цифры: 87 = ТОКСИН, ОТРАВЛЕН; 111 = ТОКСИНАМИ; 115 = ТОКСИНЫ; 139 = ОТРАВЛЕННЫЙ.

    Читаем: 87 = ТОКСИН. ; 101 = ТОКСИНАМ. ; 111 = ТОКСИНАМИ.

    226 = 139-ОТРАВЛЕННЫЙ, ОТ ТОКСИНОВ + 87-ОТРАВЛЕН, ТОКСИН ами .

    А сейчас перейдём к более точным показаниям:

    При циррозе происходит гибель клеток печени

    226 = 179-ОТМИРАНИЕ КЛЕТОК + 47-ОТМ ирание. .

    179 – 47 = 132 = 76-ПЕЧЕНИ + 56-СГИБЛИ клетки = УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

    167 = ЦИРРОЗ ПЕЧЕНИ
    __________________________
    70 = ИСХОД

    167 – 70 = 97 = БОЛЬНОЙ, ИНТОКСИ кация , МЁРТВЫЙ.

    99 = ОТМИРАНИ е
    _________________________
    137 = ТКАНЕЙ ПЕЧЕНИ

    137 – 99 = 38 = ЛЕТА льно .

    87 = МЁРТВЫ е
    __________________________
    145 = КЛЕТКИ ПЕЧЕНИ

    145 – 87 = 58 = ФИНАЛ, СКОНЧАЛСЯ.

    13 = М ёртвые
    __________________________________
    213 = ГИБЕЛЬ КЛЕТОК ПЕЧЕНИ

    213 – 13 = 200 = БОЛЬНАЯ ПЕЧЕНЬ = 139-ОТРАВЛЕННЫЙ + 61-ОРГАНИ зм .

    139 = ОТРАВЛЕННЫЙ
    _____________________
    102 = СМЕРТЬ

    139 – 102 = 37 = ОРГА низм , ЯД.

    Опасность цирроза заключается в том, что при прогрессировании болезни идет интоксикация всего организма, ведь печень – это фабрика по очистке крови от токсинов.

    Код ДАТЫ СМЕРТИ: 14.09.1851. Это = 14 + 09 + 18 + 51 = 92 = ОТ БОЛЕЗН и .

    226 = 92-ОТ БОЛЕЗН и + 134-УМЕР ОТ БОЛЕЗ ни , УШЁЛ ИЗ ЖИЗНИ.

    Код ДНЯ СМЕРТИ = 178-ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ + 140-СЕНТЯБРЯ = 318 = ОТРАВЛЕНИЕМ ОТ ЦИРРОЗА ПЕЧЕНИ = 226- код ПОЛНОГО ИМЕНИ + 92- код ДАТЫ СМЕРТИ .

    Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 318-ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ СЕНТЯБРЯ + 69- 18 + 51 – код ГОДА СМЕРТИ -КОНЕЦ = 387.

    387 = 187-ОТРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА + 200-БОЛЬНАЯ ПЕЧЕНЬ.

    387 – 226- код ПОЛНОГО ИМЕНИ = 161 = ОКОНЧАНИЕ ЖИЗНИ.

    Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 177-ШЕСТЬДЕСЯТ + 9-ДВА = 186 = 102-СМЕРТЬ + 84-ОРГАНИЗМА.

    226 = 186-СМЕРТЬ ОРГАНИЗМА + 40-КОНЕ ц .

    Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

    Язык не всегда в силах выразить то, что видит глаз.
    — Джеймс Фенимор Купер

    Эпиграф к данному эссе подобран неслучайно. За свою плодотворную и насыщенную жизнь глазам Дж. Ф. Купера действительно удалось повидать немало, однако, его литературный язык сумел передать и донести до читателя мысли автора столь искусно, как это не удавалось до него, пожалуй, ни одному американскому писателю. Собственно говоря, Купер стоял у самых истоков зарождающейся американской литературы. По сей день, многие американцы чтят его как отца-основателя американской прозы и американской классической литературы в целом. Каков же был путь этого великого человека, ставшего писателем мирового значения, произведениями которого, еще при жизни автора зачитывались как на его Родине, так и во многих других частях света?

    Читайте также:
    Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

    Отцом Джеймса Фенимора Купера был Уильям Купер (1754-1809), родившийся в семье квакера в Сомертоне (теперь район Филадельфии, Пенсильвания). 12 декабря 1774 в г. Бёрлингтон (штат Нью-Джерси), Ульям Купер женился на дочери квакера Ричарда Фенимора Элизабет Фенимор. В годы американской революции Уильям Купер сумел серьезно разбогатеть и приобрел довольно обширный участок земли, включающий озеро Отсего, которое в свою очередь является истоком реки Саскуэханны (сейчас там расположен государственный парк «Мерцающее зеркало», Glimmerglass State Park). На берегу озера в 1786 году он основал поселение Отсего, которое после его смерти стало называться Куперстаун (штат Нью-Йорк). В 1791 году Уильям Купер стал местным судьей, и чуть позднее дважды избирался в Конгресс. Все вышеперечисленные факты прямым образом отразились на будущем писателе и его произведениях. Так например, подробнейшее описание окрестностей озера можно встретить в произведениях «Пионеры, или У истоков Саскуэханны», «Зверобой, или Первая тропа войны» и «Последний из Могикан», ведь именно там происходили основные действия этих романов. Более того, именно со своего отца Дж. Ф. Купер списал образ одного из главных героев в романе «Пионеры» – судьи Мармадьюка Темпла. Трудно переоценить влияние этих мест и людей, их населяющих, как на авторский стиль, так и на сам сюжет исторических романов Купера, ведь большая часть всего написанного автором это не просто плод его воображения, а более или менее реальные истории из жизни людей, с которыми ему довелось быть знакомым.

    Сам же Джеймс Фенимор Купер родился 15 сентября 1789 года в городе Бёрлингтоне, и стал двенадцатым ребенком в семье. После того как ему едва исполнился год, вся его семья переехала к отцу в недавно основанную деревню Отсего (Куперстаун). Там юный Джеймс получил начальное образование в местной школе, и, что не менее важно, познакомился с нравами и обычаями тамошних индейцев. Как губка мальчик впитывал рассказы переселенцев из разных стран, слушал многочисленные суровые, ставшие в последствии легендарными истории-воспоминания участников франко-индейской войны и войны за независимость. Его детство и юность прошли там, где в конце 18 века проходил «фронтир» – понятие в Новом Свете более социально-психологическое, нежели географическое – рубеж между уже относительно освоенными территориями и первозданными землями американских индейцев. Героев своих будущих книг: пионеров, фермеров, охотников, индейцев он знал не понаслышке.

    Когда же Дж. Куперу исполнилось 13 лет, он поступил в престижный Йельский колледж и проучился там два года (1803-1805), но так и не получил заветного диплома, т.к. был исключен за «плохое поведение». В списке «шалостей» будущего писателя значится взорванная дверь одного из студентов колледжа, а также студент Купер пытался надрессировать осла, чтобы тот сумел сидеть на стуле профессора. После неудачной попытки получить высшее образование, давно бредивший морем Купер записался на флот. Несколько лет он бороздил океанские просторы на торговых судах, и как только ему исполнилось 18 лет, записался на службу в военно-морской флот США. Во время службы на флоте он участвовал в постройке военного судна на озере Онтарио, и именно этому обстоятельству мы обязаны великолепным описаниям самого озера и его окрестностей в романе «Следопыт, или на берегах Онтарио».

    В 1811 году Дж. Ф. Купер покинул флот в чине мичмана и вскоре женился. Его выбор пал на молодую французскую красавицу Сьюзан Делане, которая происходила из семьи симпатизировавшей Англии в годы американской революции, т.к. ее предки происходили из семьи первых правителей колонии Нью-Йорк. Именно ее влиянием объясняется относительно мягкое мнение автора об англичанах и их правительстве в ранних романах писателя, что никак нельзя назвать выражением настроения общей массы американцев по отношению к англичанам в ту эпоху, ведь еще совсем немного времени прошло с событий американской революции, и еще меньше после англо-американской войны (1812-1815). У Джеймса и Сьюзан было семеро детей, один из которых стал дедушкой другого американского писателя Пола Фенимора Купера(1899-1970).

    Однако на жизнь и творчество писателя его жена повлияла не только прививанием терпимости к англичанам, но и непосредственно подтолкнула Купера на писательскую тропу. Однажды, закончив читать очередной английский роман, Купер воскликнул: «I could write a better story than that myself!». Именно Сьюзан сумела поймать его на слове, и чтобы не показаться хвастуном, Дж. Ф. Купер за нескольких недель написал свой первый роман «Предосторожность» («Precaution»; 1820), однако он был растерзан английскими критиками. Вторым романом Купер, уже из американской жизни стал «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» («The Spy: A Tale of the Neutral Ground»; 1821), и именно этот рассказ принес Куперу известность как у себя на Родине, так и в Старом Свете. Мировое читательское сообщество встретило на ура животрепещущую историю о простом человеке, который, ежедневно подвергая свою жизнь опасности, полностью и беззаветно отдавался служению Родине. Это был первый роман, посвященный истории войны за независимость. Окрыленный таким успехом Купер перебрался в Нью-Йорк, чтобы превратить свое увлечение в карьеру писателя.

    Читайте также:
    Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

    Два года спустя в 1823 году он издает первый роман из своей прославленной на весь мир пенталогии об охотнике, разведчике, и просто чистейшей души человеке – американском гражданине Натанаэле Бампо по прозвищу Соколиный Глаз. Вдохновленный успехом книги, Купер выпускает следующий роман этой серии ставший венцом его писательского искусства – «Последний из Могикан». Главный герой всех пяти частей приключенческого романа, Натти Бампо, появился из рассказов, которые писатель слышал от поселенцев. Обработав местный фольклор, Купер показал, что история жизни простого охотника может быть не менее интересной, чем рассказ о деяниях великого полководца.

    Куперу удалось первым создать эпопею из жизни американского народа и его предков, ранее живших на этой земле. Его романы «Зверобой» («The Deerslayer, or The First Warpath»; 1841), «Последний из могикан» («The Last of the Mohicans»; 1826), «Следопыт» («The Pathfinder»; 1840), «Пионеры» («The Pioneers»; 1823) и «Прерия» («The Prairie»; 1827) охватывают период примерно в шестьдесят два года (ровно столько прожил сам автор), примерно с июня 1744 (действия романа «Зверобой») по 1805 (действия романа «Прерия») годы. Описывая этот период, автор старался показать, как постепенно меняется главный герой, окружающая его действительность. Отношения между людьми становятся более жестокими, человек уходит от понимания природы и становится более прагматичным, можно даже сказать, черствеет душой. Созданные Купером образы индейцев явились открытием для европейских читателей. Его герои вовсе не выглядели традиционными дикарями или необыкновенными, одетыми в золото и перья экзотическими жителями. Они были совершенно обычными людьми, наделенными человеческими страстями, ведущими свой образ жизни. Их поведение отличалось благородством и открытостью, а внутренний мир нередко был богаче мира пришельцев.

    Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом. Другой стороной творчества Купера стали романы, посвященные морской тематике, к ним относятся такие знаменательные работы как: «Два адмирала», «Блуждающий огонек», «На суше и на море», «Морские львы», «Красный корсар», «Морская волшебница». В них Купер рассказывает об открытии Америки, о войне Англии и Франции и, конечно же, о пиратах. Герои писателя совершают невероятные подвиги, ищут сокровища, спасают красавиц. Подлинность описания всех историй, неповторимое описание природы подкупает читателя, и все это объясняется колоссальным жизненным опытом Дж. Ф. Купера.

    В России познакомились с творчеством Купера в 1825 г., когда в Москве был издан роман «Шпион». Книги Купера быстро завоевали любовь и популярность русского читателя. Их высоко ценили М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, В. К. Кюхельбекер, А.С. Пушкин и другие видные прогрессивные деятели культуры.

    Последние годы жизни Купер, уже, будучи главой своего семейного клана (после смерти отца и старших братьев) продолжал работать в качестве писателя-историка. Им были созданы труды, в том числе и по истории военно-морского флота США и по истории города Нью-Йорка. Умер Джеймс Фенимор Купер 14 сентября 1851, не дожив лишь одного дня до шестидесяти двух лет.

    Купер стал основателем своеобразного литературного жанра – романа-вестерна. Несколько поколений американских писателей – Б.Гарт, М.Рид, Р.Хаггард – считали его своим учителем. Наполненные идей подвига и борьбы книги Купера и сейчас продолжают учить чести, мужеству, верности.

    Джеймс Фенимор Купер

    Джеймс Фенимор Купер (1789—1851) является создателем американского исторического романа, основоположником «морского романа» в мировой литературе и, наконец, творцом того особого тина романтического приключенческого повествования, в котором комплексно разрабатывались различные темы национальной жизни.

    Купер обратился к литературной деятельности уже зрелым человеком, жизненные и общественно-политические взгляды которого в значительной мере установились. Ему было присуще двойственное отношение к бурному экономическому прогрессу Америки в первые десятилетия XIX в. Патриот и «националист», он гордился мощным подъемом Америки, но общее направление и издержки прогресса наводили его на грустные размышления.

    Творческая биография Купера может быть условно разделена на два периода: ранний (1820—1832) и поздний (1840—1851). Между ними располагается своего рода «публицистическая интерлюдия». Все основные художественные открытия были сделаны Купером именно в романах, относящихся к первому периоду творчества. По возвращении из Европы, где он прожил семь лет — с 1826 по 1833 г., Купер направил свои усилия на критику нравов Америки в многочисленных памфлетах и немногих сатирических романах. Периодом нового взлета творческой активности для него стали 40-е гг. XIX в., однако в его позднем творчестве новаторство почти отсутствует.

    Роман Дж. Ф. Купера «Шпион» (1821) заложил традицию американского исторического романа. Автор модифицировал модель «валь- тер-скоттовского» романа, приспособив его к нуждам своей литературы. Во-первых, он отыскал новый метод соединения истории и вымысла, выстроив в романе придуманную, но исторически достоверную ситуацию. А во-вторых, выразил во многом иные, нежели Скотт, взгляды на характер и смысл исторического прогресса. Новый тип исторического повествования вполне отвечал стоявшей перед американской литературой нравственной задаче: утвердить моральное превосходство Нового Света над Старым, республики над монархией, государственной независимости над колониальным режимом. С особой четкостью эти мысли прозвучали в романах, написанных Купером на материале европейской истории: «Браво» (1831), «Гейденмауэр» (1832), «Палач» (1833).

    Читайте также:
    Фенимор Купер (1789 – 1851): сочинение

    В таких произведениях, как «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1827), Купер разработал модель «морского романа».

    Есть определенная закономерность в том, что жанр возник именно в Америке, которая изначально была морской державой. Ее торговля, промышленность, транспорт были связаны с мореплаванием. Моряки были почти в каждой американской семье. «Морская жизнь» быстро становилась важной частью национальной действительности.

    Эстетика жанра, разработанная Купером, опиралась на мысль об исключительности и принципиальном несходстве «морской» и «сухопутной» жизни, что позволяло вывести человека за рамки буржуазных общественных отношений и тем самым как бы предоставить ему возможность достичь нравственной высоты и подлинной свободы. Писатель в изобилии ввел в повествование материал корабельной жизни и, перешагнув через традиционные ограничения просветительской эстетики, утвердил необходимость широкого использования в романе специальной терминологии, морского жаргона и т.н.

    Третье направление экспериментов Купера было связано с попыткой исторического исследования некоторых важнейших процессов и явлений современной ему американской действительности. Речь идет прежде всего о территориальной экспансии и о сопутствующем ей особом социальном феномене, который традиционно именуется пионерством, о трагической судьбе коренных обитателей континента — индейцев и в конечном счете о будущем американского народа. Именно этот круг вопросов образует проблематику романов о Кожаном Чулке, представляющих собой наиболее ценную часть художественного наследия Фенимора Купера.

    Серия романов о Кожаном Чулке соединяет в себе признаки приключенческого повествования, исторического романа, романа о нравах, философской прозы и «романа воспитания». Элементы разных жанров здесь, однако, не сливаются воедино, а как бы сосуществуют. Философские аспекты пенталогии сосредоточены в монологах Кожаного Чулка и в его диалогах с другими действующими лицами. Исторические и приключенческие элементы привязаны главным образом к сюжету.

    Модификации, внесенные Купером в традиционную схему исторического повествования, очевидны уже в первом произведении цикла — романе «Пионеры» (1823). Действие отнесено назад, но недалеко — менее чем на 30 лет. В романе нет исторических персонажей или исторических событий. Ключевой в идейном содержании произведения является проблема философско-социального характера, возникающая из сложной системы взаимодействий в «треугольнике»: природа — человек — цивилизация. В глазах Купера природа помимо материальной и эстетической ценности имела еще и ценность нравственную. Уничтожая природу, люди, по его убеждению, лишали себя источника мудрости.

    «Последний из могикан» (1826) исследует тот же круг вопросов, однако акценты здесь переставлены, и конфликт между цивилизацией и природой преобразуется в столкновение «противоестественной» цивилизации пришельцев с естественными навыками и обычаями индейцев, а сама трагическая судьба коренных американцев становится одним из лейтмотивов повествования. Это первый в американской литературе роман, дающий подробное художественное изображение жизни американских индейцев. Но индейский мир в «Последнем из могикан» — это одновременно и воплощение морально-философской концепции. В образе Ункаса нравственное обобщение достигает такой высоты, что он приобретает значение символа. Достоинства, присущие характеру молодого индейца, образуют ту идеальную шкалу ценностей, по которой Купер предлагает читателю измерять моральное содержание прогресса цивилизации. Все сюжетные линии романа сходятся в сцене смерти Ункаса. Купер постоянно подчеркивает огромную важность события: не просто умер человек — угасло целое племя. Через трагическую историю молодого индейца писатель поднимает проблему исторической судьбы коренного населения Америки.

    Именно в этом романе обретает полноту образ Натти Бампо — Кожаного Чулка. Он являет собой сложный сплав философских идеалов Просвещения, фольклорных и литературных традиций, характерных особенностей национальной американской истории и современной действительности, осмысленных в личностных нравственно-психологических категориях.

    «Прерия» (1827) развивает проблематику первых двух романов из «серии Кожаного Чулка» и одновременно является как бы завершением всего цикла. Действие романа разворачивается в 1805 г., т.е. удалено от читателя всего на два десятилетия, и тема современной Америки приобретает здесь более интенсивное звучание. В образах Ишмаэля Буша и его сыновей воплощены не только худшие черты пионерства, но также неприемлемые для Купера общие особенности американской буржуазной цивилизации. Буш — самый отталкивающий из злодеев, действующих в романах Купера. Натти Бампо не может жить в условиях «цивилизации» и «закона», поскольку они противоречат мудрости природы, высшему закону Бога и стихийному гуманизму; Буш — потому, что ему тесно в рамках действующих социальных установлений: его жадность, хищнический инстинкт, страсть к обогащению, нравственный анархизм толкают его подальше от берегов Атлантики, в прерии, где он может развернуться, не считаясь ни с чем, кроме грубой силы. Кожаный Чулок отступает на Запад, Буш — наступает и завоевывает при этом не только прерию, но всю Америку.

    Десятилетия спустя Купер прибавил к циклу еще два романа — «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841). Они органично вошли в него как новые главы жизнеописания Натти Бампо.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: