А. И. Куприн. Жизнь и творчество: сочинение

Сочинение на тему: Жизненный и творческий путь А.И.Куприна

Сочинение.
Жизненный и творческий путь А.И.Куприна

Куприн в своей яркой, самобытной прозе отразил бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX —начала XX столетия. Продолжая демократические и гуманистические традиции русской литературы, прежде всего Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году он печатает свой первый небольшой рассказ (“Последний дебют”) в журнале “Русский сатирический листок”, за что был посажен на гауптвахту. Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков “Киевские типы”. Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей “дна”. В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Во время своей поездки в Донецкий бассейн, он знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 году Куприн пишет большую повесть “Молох”, в которой отразил глубочайшие противоречия между трудом и капиталом. В 1897 году Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах “Лесная глушь”, “Конокрады”, “Серебряный волк”. Тут была написана и замечательная повесть “Олеся”. Изумительны и произведения Куприна о животных (“Изумруд”, “Белый пудель”, “Барбос и Кулька”, “Ю-ю” и другие). В 1905 году журнал Максима Горького опубликовал повесть Куприна “Поединок”. Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что автор правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести “Поединок” — молодой поручик Ромашов — показан в процессе своего духовного роста. В начале произведения он наивно делит всех на “людей черной и белой кости”, думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобе-тинский, армейский служака и пьяница Слива — все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам. В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков “словесности”, подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко обращаются с солдатами. Ромашова же волнует их судьба. И в этом он не одинок. Своеобр азный философ и теоретик, подполковник Назанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого “я” от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но, в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди “абсолютной свободы” человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества (“Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия?”). В отличие от Назанского, Ромашов не может отказаться от заботы о своем ближнем, ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и насилием со стороны офицеров. Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к “одной из лучших сцен в русской литературе”. Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах меж ду ними. Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к свободе. Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна “Гамбринус”. Тема всепобеждающего искусства переплетена здесь с темой демократизма, смелого протеста “маленького человека” против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых фузчиков, рыбаков, контрабандистов. В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным “мерзавцам в папахе”, отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах. Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них оглушительно-веселого “Чабана”. Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы. Куприн участвовал в I мировой войне, затем вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, писатель покинул Россию. Его произведения эмигрантского периода отличает сентиментально-идиллическое приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман “Юнкера”.
Особого внимания заслуживает роман “Планета”. Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без Родины. Он возвращается в Россию в 1937 году, а через год великого писателя не стало: он умер 25 августа 1938 года.

Читайте также:
Настоящая любовь всегда трагедия (по произведениям Суламифь А. И. Куприна и Митина любовь И.А. Бунина).: сочинение

Александр Куприн (жизнь и творчество) краткое сообщение доклад

Александр Куприн – величайший российский писатель, известный своими романами, переводами и рассказами.

Александр Иванович Куприн появился на свет в маленьком городке Наровчате 7 сентября 1870 года в дворянской семье. В раннем возрасте переехал вместе с матерью в Москву по причине смерти отца мальчика. Среднее образование он получил в обычном пансионе, который по совместительству являлся интернатом для беспризорников. Спустя 4 года обучения его переводят во кадетский корпус, также располагающийся в Москве. Юноша решает осваивать военную карьеру и после выпуска становится студентом Александровского военного училища.

Получив диплом, Куприн отправляется служить в Днепропетровский пехотный полк в качестве подпоручика. Но спустя 4 года он бросает службу и посещает несколько городов в западных губерниях Российской Империи. Ему было проблематично найти постоянную работу из-за отсутствия квалификации. Из тяжёлого финансового положения его вытаскивает Иван Бунин, с которым писатель познакомился совсем недавно. Бунин отправляет Куприна в столицу и устраивает его на работу в большую типографию. Александр остаётся жить в Гатчине вплоть до событий 1917 года. В течение Первой Мировой войны он по собственному желанию обустраивает госпиталь и помогает вылечивать раненых военных. За весь период начала 20 века Куприн создал несколько повестей и рассказов, самыми известными из которых были “Белый пудель” и “Гранатовый браслет”.

В последние годы существования Российской Империи Куприн придерживался коммунистических взглядов, яро поддерживая партию большевиков. Он положительно отреагировал на отречение царя Николая 2 и в хорошем тоне воспринял приход новой власти. Спустя несколько лет классик очень сильно разочаровывается в новом правительстве и начинает выступать с речами, критикующими новый политический строй Советской России. В связи с этим, ему пришлось взять в руки оружие и примкнуть к Белому движению.

Но после победы красных Александр немедленно мигрирует заграницу, чтобы избежать преследований. В качестве места проживания он выбирает Францию. В эмиграции он активно занимается литературной деятельностью и пишет свои очередные шедевры: “Колесо времени”, “Юнкера”, “Жанета”. Его произведения пользуются огромным спросом серди читателей. К сожалению, огромная популярность его творчества не принесла писателю огромного количества финансовых средств. В итоге, за 15 лет он смог набрать неимоверный перечень долгов и кредитов. “Денежная яма” и невозможность прокормить собственную семью заставили его пристраститься к алкоголю, который заметно подкосил его жизнь.

Спустя несколько лет его здоровье стремительно начинает ухудшаться. Внезапно в конце 30-ых годов прошлого столетия Куприна приглашают обратно в Россию. Александр возвращается. Но из-за алкоголизма и обострившихся болезней организм классика уже не мог творить или работать. Поэтому 25 августа 1938 года Александр Куприн умирает в Ленинграде по естественным причинам.

Жизнь и творчество писателя Александра Куприна

Александр Иванович Куприн является известным русским писателем и переводчиком. Его произведения были реалистичны, тем и приобрели известность во многих слоях общества.

Детство и родители

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 году.

Детские года Куприна проходят в Москве, куда они с мамой переехали после смерти отца.

Обучение

В 1887 г. Куприн поступает в Александровское военное училище.

Он начинает переживать разные трудные моменты, о которых пишет первые произведения.

Куприн неплохо писал стихи, но не пытался публиковать их или не хотел.

В 1890 году служит в пехоте, где пишет произведения «Дознание», «Впотьмах».

Читайте также:
Тема любви в творчестве А. И. Куприна.: сочинение

Расцвет творчества

Через 4 года Куприн уходит из полка и начинает свое путешествие по разным городам России, смотря на природу, людей и приобретая новые знания для своих дальнейших произведений и рассказов.

Произведения Куприна интересны тем, что он свои переживания и чувства описывал в них или они становились основой для новых рассказов.

Самый рассвет творчества писателя был вначале 20 века. В 1905 году публикуется повесть “Поединок”, получившая огромное признание общества. Затем на свет появляется самый главный труд “Гранатовый браслет”, сделавший Куприна известным.

Нельзя не выделить такое произведение, как повесть “Яма”, которое стало скандальным и не опубликовано из-за порнографических сцен в книге.

Эмиграция

Во время Октябрьской революции Куприн эмигрирует во Францию, потому что не хотел поддерживать коммунизм.

Там он продолжает свою деятельность писателя, без которой он не мог представить свою жизнь.

Возвращение в Россию

Постепенно Куприн начинает тосковать по Родине, на которую вернулся с плохим здоровьем. После возвращения он начинает работу над своим последним произведением под названием “Москва родная”.

Личная жизнь

У Куприна было две жены: с первой Марией Давыдовой брак завершился спустя 5 лет, но этот брак дал ему дочь Лидию. Второй женой была Елизавета Морицовна Гейнрих, которая подарила ему двое дочерей – Ксению и Зинаиду. Супруга покончила жизнь самоубийством во время блокады Ленинграда, не сумев пережить такое жуткое время.

Потомков у Куприна не осталось, потому что единственный внук погиб во Второй мировой войне.

Последние годы жизни и смерть

Правительству было на руку возвращение Куприна на Родину, потому что из него хотели создать образ человека, который сожалел о своем поступке, что он покинул родную землю.

Однако пошли слухи, что Куприн сильно болен, поэтому прошла информация, что его произведение “Москва родная” вовсе написал не он.

Умер Александр Куприн 25 августа в 1928 году от рака.

Сообщение 3

Рождение писателя произошло 7 сентября 1870 г. в Пензенской губернии в городе Наровчат. Очень рано, из-за холеры ушел из жизни отец. В 1874г. мать совершила переезд в Москву, и отдала Александра в училище, в котором обучались сироты. С 1880 по 1888г. проходит путь до военного Александровского училища.

Увлекаться литературой начал в период обучения в кадетах. Рассказ «Последний дебют» появился в 1889г. и писатель был наказан выговором. Получив звание подпоручика в 1890-1894гг. был отправлен на несение службы в Каменец-Подольский. В 1901г. вышел в отставку. Проживал в Киеве, Петрограде, затем в Севастополе. Все это время, писателя преследовала бедность, нищета, у него не было постоянной работы. Эти тяготы и способствовали развитию Куприна, как выдающегося литератора. Подружился с Чеховым А. П., Буниным И.А. , эти писатели оставили неизгладимый отпечаток на творчестве писателя. В свет выходят рассказы и повести: «Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет».

Наступил 1909г., год признания. Александр Куприн получает Пушкинскую премию. Помимо писательской деятельности, помогает сбежать матросам-мятежникам от полиции. 1914г. наступает одно из самых страшных событий в истории человечества – Первая мировая война. Александр Иванович Куприн уходит на фронт добровольцем, но там находится не долго. Его комиссуют по здоровью. Чтобы участвовать хоть как – то в судьбе страны, открывает в своем доме, солдатский госпиталь. Но просуществовал он не долго. В стране начались перемены.

1917г. время революции. Куприн сближается с эсерами, и с радостью встречает революцию. Но ее последствия не оправдали его надежд. Гражданская война, которая началась следом за революцией, повергли его в депрессию. Принимает решение вступить в армию Юденича Н.Н..

Наступает 1920г. Время перемен. Куприн переезжает во Францию, и пишет свою автобиографию. Свет увидел ее под названием «Юнкера». В 1937 году, желание увидеть Родину, заставляет его вернуться домой. Новая страна, СССР, приняла Александра Ивановича спокойно, без последствий. Но прожить великому писателю оставалось недолго.

Умер писатель в возрасте 68 лет, от рака пищевода в 1938г. 25 августа, в Санкт-Петербурге, в то время Ленинград. Был захоронен на Волковском кладбище, возле могилы И.С.Тургенева, сейчас это Фрунзенский район Санкт-Петербурга.

Доклад 4

Александр Иванович Куприн – человек с интересной судьбой, писатель-реалист, чьи образы взяты из самой жизни. Время его творений пришлись на не легкие для русской истории период. Окончание XIX и начало XX столетия отразились на судьбе и и произведениях автора.

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна: сочинение

Александр Иванович, родившийся в 1870г., был уроженцем Пензенской губернии г. Наровчате. Мама будущего писателя имела татарские корни, чем впоследствии очень гордился Куприн. Иногда он наряжался в татарский халат и носил тюбетейку, выходя в такой одежде в свет.

Мальчику не было еще и года, когда ушел из жизни его отец, мать была вынуждена отдать сына в сиротский приют, переехав в Москву, уроженкой которой она являлась. Для маленького Александра пансионат явился местом уныния и угнетения.

Окончив училище, Куприн поступает в военную гимназию, по окончании которой в 1887 г. продолжил учебу в Александровском военном училище. События периода жизни писатель описал в произведении «Юнкера». Именно в период обучения Александр Иванович пробует писать. Первый опубликованный рассказ «Последний дебют» был написан в 1889г.

По окончании училища с 1890г. Куприн четыре года отслужил в пехотном полку. Богатейший жизненный опыт, приобретенный на службе, не раз становился темой его произведений. Параллельно писатель публикует свои произведения в журнале «Русское богатство». В этот период увидели свет: «Дознание», «Впотьмах», «Лунный свет», «Поход», «Ночная смена» и многие другие.

Закончив военную службу, Куприн живет в Киеве и пытается определиться с будущей профессией. Множество работ испробовал писатель. Он был рабочим на заводах, борцом в цирке, мелким журналистом, землемером, псаломщиком, актером, летчиком. Всего испробовал более 20 профессий. Везде ему было интересно, везде его окружали люди, ставшие героями купринских произведений. Скитания привели Александра Ивановича в Петербург, где устраивается по рекомендации Ивана Бунина на постоянное место работы в в редакцию « Журнал для всех».

Первой супругой писателя была Мария Карловна, свадьба с которой состоялась в зимой 1902г. Через год в семье появилась дочь Лидия, подарившая впоследствии Куприну внука Алексея.

Повесть «Поединок», вышедший в свет в 1905г., принес огромный успех Александру Ивановичу. Гуляка, авантюрист по натуре, был всегда в центре внимания. Возможно, это стало причиной развода с первой супругой в 1909г. В этом же году писатель вступил в повторный брак с Елизаветой Морицовной, в браке с которой родилось две девочки, младшая из которых умерла в раннем возрасте. Ни дочь, ни внук не оставили детей, поэтому прямых потомков писателя нет.

Предреволюционный период отличался изданием большинства произведений Куприна. Среди написанных произведений: «Гранатовый браслет», « Жидкое солнце», «Гамбринус».

В 1911г. переезжает в Гатчину, где во время Первой мировой войны открывает в своем доме госпиталь для раненных военных. В 1914г. был мобилизован и направлен на прохождение службы в Финляндию, но по состоянию здоровья был уволен.

Первоначально Куприн с радостью встретил известие об отречении царя Николая II от престола. Однако столкнувшись с диктатурой власти, был разочарован. Во время Гражданской войны примкнул к белогвардейцам и после поражения был вынужден уехать в Париж.

Бедность, склонность к употреблению алкоголизма вынудили Куприна вернуться в 1937г. на Родину. К этому периоду писатель был уже сильно болен и не мог заниматься творчеством. Умер Александр Иванович в 1938г.

Сообщение про Куприна

Популярные российские авторы отличаются от любых других авторов, так как они обычно являются приверженцами классического направления литературы. Эти писатели не зря стали одними из самых узнаваемых лиц, как и на своей родине, так и далеко за рубежом. Обычно это писатели, которые с самого детства всю свою жизнь развивали свой писательский талант, при этом знакомясь с ключевыми персонами своего времени, что также приносило им немалую популярность, отчего они становились ещё более успешными. Таким образом, подобные люди и становились известными и успешными, однако также в их развитии сыграл немаловажную роль их безмерный талант. Прекрасным примером подобного автора послужит писатель Куприн.

Александр Куприн – очень известный автор, которого в своё время читали очень активно, как и на России, так и далеко за рубежом. Этот автор писал достаточно уникальные и интересные произведения, в которых автор раскрывал самые интереснейшие темы, через которые автор также доносил свою точку зрения, которой делился со своими читателями. В произведениях Куприна также присутствовали различные художественные приёмы, которые поражали своих читателей своей гениальностью, ведь Куприн был настоящим мастером слова, который писал так, как ни мог писать, ни один автор, классический автор, если быть точнее. Даже его классические произведения были наполнены достаточно интересным сюжетом.

Читайте также:
Художественное мастерство А. И. Куприна: сочинение

Александр Куприн 7 сентября в городе Наровчате. Родился он, как и большинство известных классических писателей в дворянской семье, в которой мальчика с самого детства очень сильно любили и заботились о нём. И с самого детства в мальчике была замечена его сильная склонность к литературе. С самого детства он начал проявлять достаточно хорошие навыки в литературе, а также в написании различных произведений и стихов. Позже он отправился получать образование, которое успешно получил и начал работать над собой и своим творчеством. Работая над ним, он смог выработать свой собственный стиль написания произведений, и таким образом он стал одним из самых читаемых авторов своего времени, если не самым читаемым. Он прожил хорошую жизнь, написав огромное количество произведений, он закончил её в Ленинграде 25 августа 1938 года. Вся его семья скорбела об утрате, однако умер он от естественных причин, или проще говоря, от старости.

Куприн Александр

Интересные ответы

Алтайский край это субъект Российской Федерации. Алтайский край расположен на юге России. Граничит с некоторыми районами Казахстана. Алтай живет по Красноярскому времени.

Тэффи – псевдоним Надежды Лохвицкой, великой русской писательницы. Тэффи родилась в конце девятнадцатого века в Петербурге, в семье адвоката. Отец, профессор права, был автором нескольких книг по юриспруденции и славился редким остроумием

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды.

О кончине сына Ивана Грозного сообщалось в большинстве русских летописей. Среди них, например: «Морозовская летопись», «Московский летописец», «Псковская летопись», «Пискаревский летописец». Впрочем, они свидетельствовали лишь о гибели царевича

6 июня 1799 год – Надежда Осиповна Пушкина родила будущего поэта в городе Москва. Александр Сергеевич Пушкин родился в дворянской семье, отца звали Сергей Львович Пушкин.

Сочинение: Куприн а. и. – Особенности творчества а. и. куприна

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз работке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.
Биография Куприна лохожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.
Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала – все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.
В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” – в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой – простой солдат. Герой – не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.
В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия – военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета – судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова – протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.
В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.
Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” – рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.
В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке – дочери уличной газетчицы.
Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода – роман “Юнкера”.
В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Читайте также:
Сочинение по повести А. И. Куприна Олеся: сочинение

Эссе “Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна”.
статья по литературе на тему

Тема любви красной нитью проходит через всю отечественную и мировую литературу. Существует даже такое выражение, что все литературные произведения повествуют о любви – разнятся лишь формы ее проявления. Но есть авторы, в большей мере, нежели остальные, тяготеющие к этой теме, воспевающие и прославляющие Любовь. И одним из них, безусловно, является Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, создавший удивительные творения об этом прекрасном чувстве.

Скачать:

Вложение Размер
Эссе 51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна

Тема любви красной нитью проходит через всю отечественную и мировую литературу. Существует даже такое выражение, что все литературные произведения повествуют о любви – разнятся лишь формы ее проявления. Но есть авторы, в большей мере, нежели остальные, тяготеющие к этой теме, воспевающие и прославляющие Любовь. И одним из них, безусловно, является Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, создавший удивительные творения об этом прекрасном чувстве.

Любовь в представлении А. И. Куприна – сильнейшее, безрассудное чувство, словно стихия охватывающее душу человека и буквально ослепляющее его. Именно ей подчинена наша жизнь, в понимании автора. И он хорошо знал то, о чем писал. «Тысячу раз может любить человек, но только один раз он любит». Так говорил Александр Иванович Куприн, подразумевая и себя тоже: ведь любовь в его жизни была лишь раз. Лизанька, до самых последних дней не расставшаяся со своим любимым, буквально озарила жизнь писателя. Их любовь была сильной, сильной настолько, что преодолела на своем пути множество преград (первый брак Куприна, нищету в эмиграции, болезнь Александра Ивановича), навсегда соединив две родственные души. Именно «родственной», т. е. родной показалась ему с первых же минут знакомства Лизанька – так ласково он всегда называл свою возлюбленную. Поэтому совсем неудивительно, что любовь в творчестве Куприна стала своего рода «живоносным источником», безвозвратно меняющим человека вопреки его привычкам, влиянию среды, социальным предрассудкам.

В своих произведениях Александр Иванович Куприн выступает как удивительный знаток любовных переживаний, тончайший психолог и мастер филигранного слова, показывая разные стадии развития любовного чувства (ее зарождения, развития, достигающего апогея в кульминационный момент сюжета) и заканчивая повествование на его пике, поскольку любовь героев не покидает никогда, но уходят («Олеся») или умирают сами герои, пережив любовную историю («Суламифь», «Гранатовый браслет»).

Любовь в произведениях А. И. Куприна, несмотря на предельную степень ее проявления, разная. На мой взгляд, в каждом своем значительном произведении он показывает ту или иную разновидность любовного чувства, приближенного к идеалу.

В повести «Олеся» это любовь-страсть, буквально оживляющая главного героя при встрече с лесной дикаркой Олесей. Писатель, обращаясь к руссоистской идее о «естественном человеке», показывает жизнеспособность людей, живущих в гармонии с природой. Бледен и духовно слаб главный герой повести Иван Тимофеич – барин, всю свою жизнь проведший в городе. Встреча с Олесей – простой девушкой, живущей по законам природы и в согласии с ней, одухотворяет его: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни. Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью». Их история любви развивается на фоне красивой природы Полесья и приводит к духовному пробуждению главного героя, навсегда запомнившего дикарку и ее бусы красного цвета как символ любовной страсти, «нежной и великодушной» любви Олеси.

«Суламифь» – это любовь-песнь, свободно льющаяся из сердец влюбленных героев. На это указывает и эпиграф к произведению, взятый из «Песни песней» царя Соломона. Данный рассказ можно назвать одой любви, чему соответствует и восточная стилистика повествования. Пышные царские хитоны, переливающиеся самоцветы раскрашивают и великолепно обрамляют любовную трагедию Соломона и Суламифи. И хотя их любовь заканчивается смертью девушки, сама она бессмертна – ведь легенда о ней живет в веках. Такой финал, на мой взгляд, играет и символическую функцию, раскрывая смысл ключевой метафоры повествования, – писатель рассказывает о любви сильной как смерть: «Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее – стрелы огненные».

«Гранатовый браслет» повествует о любви-молитве – прекрасной и возвышенной любви, подобно молитве, просветляющей душу и меняющей человека изнутри. Поэтому через содержащий традиционные для поэтической системы Куприна любовные образы символы (образы красных драгоценных камней), лейтмотивом проходят слова молитвы: «Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твое” . Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. “Да святится имя Твое” ». Здесь любовь мужчины и женщины приравнивается к любви к Богу, и в этом просматривается трепетное отношение писателя к любовному чувству, а триада «жизнь – любовь – смерть» показывает значимость любви во внутреннем, духовном бытии человека.

Таким образом, в произведениях А. И. Куприна не просто замечательно изображена любовь в самых сильных и величественных ее проявлениях, воспетая с удивительной силой литературного мастерства и изяществом слога, но обнаружено ее одухотворяющее светлое начало в жизни человека, а, следовательно, и ее высокое предназначение, которое виделось писателю в беззаветном служении любимому человеку. В этом и заключалось, по его мнение, обыкновенное человеческое счастье.

Александр Блок

Сочинение: Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века.

  • Биография
  • Творчество
  • Карта сайта

Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века.

(А.А. Блок. поэма Двенадцать)

По определению, символ – это один из способов скрытого сравнения. Литературные символы многозначны, то есть каждый человек воспринимает их так, как ему это нравится, и так, как он их лично понимает. В художественном тексте символы появляются не столько благодаря сознательному расчету автора на то, что читатель увидит в них что-то конкретное, сколько по причинам подсознательным, зачастую они связаны с весьма абстрактными ассоциациями писателя по отношению к разным словам, предметам и действиям. В какой-то мере символы служат раскрытию авторской позиции, но из-за неоднозначности их восприятия никаких точных выводов, как правило, сделать нельзя.

Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.

Ритм первой главы “Двенадцати” выдержан в стиле народном, которым обычно сопровождались выступления маленьких кукольных театров – вертепов или разные скоморошьи представления. Такой прием сразу дает ощущение нереальности. Тут же добавлен такой элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот подход, в сочетании с постоянными контрастами “черное – белое”, создает впечатление, что мы смотрим какой-то фильм или выступление того же самого вертепа, и это впечатление не исчезает до самого конца поэмы. Пейзаж опять-таки графичен: белый снег – черное небо – ветер – огни. Эти легко представимые детали отнюдь не придают реальности картинам, зато легко ассоциируются с кадрами из фильма “Терминатор”, который, в свою очередь, сюжетно связан с Апокалипсисом. Черное небо, снег и огонь – вполне подходящие символы для земли, над которой навис гнев Божий.

Для продолжения темы Страшного суда можно взять главную песнь исландской “Старшей Эдды” – “Прорицание Вёль-ви”. Согласно скандинавской мифологи, концу света предшествует трехлетняя зима, называемая “Фимбульветр”, которая начинается с того, что волк поедает солнце. Во время этой зимы происходят братоубийственные войны, так про нее и говорится – “. время волков и троллей – великий блуд”. На это прямо указывают некоторые детали “Двенадцати” – все тот же черно-белый пейзаж, сходка проституток, даже волк имеется, – правда, в виде облезлого пса! По “Эдде”, после этой зимы произойдет Последняя Битва, когда “хорошие” божества – асы и герои выйдут против нехороших троллей, великанов, волка, Феприза и змеи Мидгард – “мировой змеи”. Вспомним эпизод из последней главы, когда “двенадцать” грозят именно штыком псу, то есть волку, и снежным сугробам, в которых, как известно, справляют свадьбы ведьмы, тролли и прочая нечисть. Однако роль “двенадцати” в этой системе четко не определена – то ли это “хорошие” асы, то ли кровавые тролли, пожиратели трупов, разжигатели мирового адского пожара, вместе с которыми – волк.

Двенадцать – ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Прежде всего это двенадцать часов – полночь, двенадцать месяцев – конец года. Получается какое-то “пограничное” число, так как конец старого дня (или года), а также начало нового – это всегда преодоление некоего рубежа, шажок в неизвестное будущее. У Александра Блока таким рубежом стало падение старого мира. Неясно, что впереди. Наверное, “мировой пожар” вскоре перекинется на все сущее. Но это вселяет и некоторую надежду, ведь гибель старого мира обещает рождение чего-то нового. Так в христианстве, где избранные обретут рай, так у скандинавов, где во время Последней Битвы рухнет мировой ясень Иидрасиль, обрушатся и небеса, и преисподняя (кстати, созданные из трупа некоего великана). Но спасутся некоторые асы и мужчина с женщиной, которые

Другая числовая ассоциация – это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них – Андрюхи и Петрухи. Вспомним и историю апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа за одну ночь. Но у А. Блока наоборот: Петру-ха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он – убийца своей бывшей возлюбленной.

Платок, как петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя Иуды играет Ванька (Иоанн).

А чуть раньше: “Эх, эх, без креста!” Получаются какие-то антиапостолы – с винтовками вместо креста, уголовники, грабители, убийцы, готовые стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в собаку, хоть во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа. И вдруг А.Блок неожиданно разрушает концепцию антиапостолов – тем, что возглавляет их шествие, правда, невидимо для них, Иисус Христос с кровавым флагом! Еще одна важная деталь связана с этими “двенадцатью”: “На спину б надо бубновый туз!” Здесь можно подобрать разные объяснения. Во-первых, “двенадцать” – это каторжники, а туз – знак отличия от мирных граждан. Во-вторых, это красочно наряженное языческое шествие, святочные колядки, например. В-третьих – крестный ход, тогда и Иисус Христос на месте. Далее, “туз” по-английски “асе”, и снова вспоминаются скандинавские асы, которых, кстати, было тоже двенадцать. А может быть, это просто революционный патруль и красные тузы – опять-таки для отличия.

Сложная система символики Александра Блока не дает возможности сказать, кто такие эти “двенадцать”. Но это не столь и важно. Благодаря символике поэма получилась весьма емкой. Здесь и история греха с последующей расплатой, и убийства с раскаянием и забвением, но самое главное – это идея гибели и поругания старого мира. Был ли он хорош или плох, уже не имеет значения. Падение свершилось, и можно только надеяться, что впереди будет нечто лучшее.

Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века

Скачать сочинение

. Земля. широко раскинулась. могучая,
дающая жизнь всему, что живет и
растет на ней.
Н.Кун

XX век оказался для русской литературы временем глубоких философских поисков, он подарил нам яркие произведения выдающихся писателей. Для меня вершинной книгой в русской литературе XX века стал роман “Тихий Дон”, произведение, обагренное трагедией социальной борьбы, войн и революций, сохранившее национальную духовность и высокую меру народной нравственности.
Подобно древнему эпосу, “Тихий Дон” густо населен символическими образами, связанными, как правило, с донским пейзажем, природными явлениями: солнце, луна, степь, земля.
Мне бы хотелось проследить, какую роль в романе играет образ земли и связанный с ним образ степи.
Символический образ земли-матушки, дающей жизнь всему живому, возникает уже в эпиграфе: “Не сохами-то славная землюшка наша распахана. ”. Старинная казачья песня как бы возвещает о грядущей кровавой войне.
В образ земли М. Шолохов вкладывает несколько символических смыслов. Прежде всего это кормилица, поддерживающая казаков-земледельцев в их нелегком труде. Даже в тяжелой братоубийственной войне не забывают о ней казаки: “Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду. ”.
Символический образ земли в романе вовлечен в вечное противоборство жизни и смерти. Вспомним, как в первой книге романа М. Шолохов дает картину труда казаков в степи, на родной земле. И вдруг в эту мирную картину врывается тревожный мотив “колючего солнца, укутанного марью”. В данном случае образ “колючего солнца” становится символом тревоги: в размеренную жизнь казаков врывается война.
В центре романа — образ Григория Мелехова, казака-труженика, рожденного для труда и любви, но вынужденного убивать. Это противоречие судьбы героя тоже часто связано с символическим образом земли, родной степи: “Отдохнуть бы Григорию, отоспаться! А потом ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем. и неотрывно пить винный запах осенней, поднятой плугом земли. ”. А сам Григорий, движимый любовью и ревностным чувством к земле, думает: “Бьемся за нее, будто за любушку”. Подобное сравнение раскрывает всю глубину трагедии человека на войне.
Земля-защитница, земля-мать оберегает своих сынов в кровавой схватке: казаки в бою “никли за каждой крохотной складкой земли. влипали в землю”. Подобно ребенку, в минуту опасности ищущему защиту у матери, человек на войне так же прижимается к земле.
В русском фольклоре существует выражение “мать — сыра земля”. Земля и порождает все живое, и погребает своих сыновей. В “Тихом Доне” тело земли прорастает братскими могилами, куда ложатся “под орудийную панихиду” донские казаки.
“Кладбищенская тишина” воцаряется над Донщиной, печаль земли сливается с рыданиями матерей и вдов. Голос автора безутешен, как безутешна вдова Прохора Шамиля, бьющаяся о “жесткую” землю: “Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной тяжкой жизни волосы. и бейся на земле у порога пустого куреня!”.
С образом земли тесно связан и символический образ донской степи. Степь в романе одухотворена, она живет своей жизнью. Она покоряет своей красотой Григория Мелехова: “Григорий лежал. и жадными глазами озирал повитую солнечной дымкой степь”.
Степь хранит и оберегает человеческие чувства. Древней легендой простирается над степью загадочная любовь Прокофия Мелехова к своей турчанке. Только степь знала, о чем думали они, сидя “на макушке кургана”. Словно повторяя судьбу предков, Григорий и Аксинья тоже уходят в степь, чтобы предаться своему чувству: “Григорий и Аксинья молча пошли в степь, манившую безмолвием, темнотой, пьяными запахами молодой травы”.
В финале романа, бросив в воду винтовку, Мелехов возвращается в родной хутор. Как много пережил он за эти годы, скольких потерял! Нет матери, отца, жены, дочери, любимой Аксиньи. Но Шолохов как истинный гуманист твердо уверен, что жизнь продолжается. И символами этого являются ребенок и родная земля: “Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей”.
Я не знаю другого произведения XX века, в котором бы так пронзительно прозвучала мысль о самоценности каждой отдельной человеческой жизни, так глубоко было внимание к судьбе человека, живущего в этом мире, на этой земле.

12295 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века

Смотрите также по произведению “Тихий Дон”:

Куприн А. И. Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века

Куприн А. И.

Сочинение по произведению на тему: Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века.

В своих ранних произведениях Александр Иванович Куприн как, пожалуй, и большинство талантливых писателей, очень романтичен. Я думаю, что молодость не бывает без любви и романтики.
Мягким лиризмом и задушевностью пронизана его повесть «Олеся», написанная в 1898 году. Это наивная, очаровательная сказка о любви молодого чиновника, начинающего писателя к прекрасной простолюдинке, девушке из Полесья, выросшей вдали
от пагубной городской «цивилизации», вдали от людей, в ветхой избушке «в приволье старого бора так же стройно и также могуче, как растут молодые елочки».
Куприн строит повествование, основываясь на множестве символических образов, которые несут в себе идейный смысл произведения.
Судьба забросила героя повести по служебным делам на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, где он невыносимо скучал, не найдя себе круг общения. И эту непреодолимую, разъедающую тоску одиночества символизирует описание
природы в начале повествования: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший, голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой».
Охота была единственным развлечением молодого барина. Однажды, заблудившись во время охоты, он приходит к лесной избушке, в которой живут Олеся со своей бабушкой, известной местным жителям как ведьма, колдунья, наводящая «порчу» на людей, и за это изгнанная из деревни.
Хата, построенная на сваях из-за половодья, затопляющего весной лес, представляется ему «избушкой на курьих ножках», а старая женщина имеет все черты «бабы-яги, как ее изображает народный эпос», хотя герой и не верит в колдовство.
Знакомство с Олесей, а затем привязанность к ней, переросшая в любовь, перекликается с описанием пробуждающейся от зимнего сна природы. «Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная… Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни».
«Радостная… тревога жизни», произошедшая в природе, символизирует неожиданную встречу героя повести с Олесей и его любовь к ней.
Так же глубоко символично и предсказание судьбы по картам. «Падает Вам большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы… Не смейтесь, не надо смеяться, – серьезно, почти строго, заметила Олеся. – Я Вам все только правду говорю… Ох! Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас большой примет, такой, что во всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит».
Если под «трефовой дамой» понимать Олесю, то в дальнейшем предсказании можно усмотреть развитие их отношений и развязку. «Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительных, грустных ощущений».
«Тревога жизни», «тревожные ощущения», – слово «тревога» присутствует в повести не случайно. Вряд ли могла бы легко и безмятежно развиваться их любовь. Героя терзали сомнения. С одной стороны – разгорающаяся страсть к этой умной, самобытной, по-детски наивной девушке, а с другой – невозможность даже представить себе «какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами … сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса», в случае женитьбе на ней.
Недаром автор описывает случившуюся с молодым влюбленным лихорадку и болезненные ведения: «целые гирлянды из человеческих физиономий…, делающих страшные гримасы, скалящих зубы и вращающих огромными белками». Выгнанные из деревни, бабушка и Олеся были прокляты людьми. И, когда, желая сделать приятное своему возлюбленному, Олеся пошла в церковь, толпа прихожан восприняла это как дерзкий вызов, за который надо отплатить позором. Вспомните предсказание: «Позор она
через вас большой примет…». Описание сцены расправы над Олесей созвучно описанию кошмарных видений во время лихорадки.
«…Потом послышались грубые насмешки…, сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни…»
Град, обрушившийся на деревню и сгубивший посевы, – это как бы сбывшаяся угроза, которую в гневе бросила Олеся своим обидчикам. Опасаясь мести со стороны людей за, будто бы, насланную «ведьмами» напасть, Олеся с бабушкой покинули обжитые места.
Девушка ушла, не простившись со своим возлюбленным. Когда он пришел к лесной избушке, там уже никого не было. Его внимание привлек яркий красный предмет, висящий на углу оконной рамы. Нитка дешевых красных бус, известных в Полесье
под названием «кораллов», осталась как напоминание об Олесе, о ее нежной и великодушной любви. Красный цвет бус, по замыслу автора – это символ вспыхнувшего яркого чувства между двумя молодыми людьми, которым из-за невежественности и
дикости, существующих в то время нравов, не суждено было испытать радости зрелой любви.
Таким образом, активно используя в своей повести символические образы, Александр Иванович Куприн смог наиболее полно представить мир человеческих чувств, всю гамму любовных переживаний. Вероятно, поэтому повесть «Олеся» и сегодня, спустя
более ста лет, близка и понятна нам.

kuprin/raznoe26 История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: