Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна: сочинение

Художественное своеобразие одного из произведений А. И. Куприна (“Гранатовый браслет”)

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» – вспоминаются слова М. А. Булгакова, и хочется верить, что действительно она существует, что это чувство посетит и меня. Кроме «Мастера и Маргариты» существует множество трогательных и красивых произведений о любви. «Ромео и Джульетта», «Руслан и Людмила», «Бедная Лиза» всегда будут волновать душу читателя.

Каждый автор касался темы любви в своем творчестве. Большинство рассказов, поэм, стихотворений, баллад, Романо, сказок посвящено «этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять».

Но, на мой взгляд, самое лучшее, самое прекрасное и восхитительное произведение о любви – «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна. Только он смог так выразительно передать мир человеческих чувств. И, безусловно, требовалось мастерство и талант писателя, чтобы создать рассказ, полный музыки, ярких впечатлений и переживаний. И только настоящий кудесник слова может заставить плакать над своим произведением.

к «Гранатовому браслету» является не цитата, не стихотворение, не изречение, а название сенаты Бетховена. Музыка звучит и дальше: «Васючок пел в полголоса, под аккомпанемент Женни Рейтер, итальянские народные компоненты и рубинштейновские восточные песни», и потом пианистка сыграет «то самое место из Второй сенаты», «это исключительное, единственное по глубине произведение». Именно музыка Бетховена поможет главной героине понять Желткова и осмыслить то, что с ней произошло.

Исключительная роль принадлежит и пейзажу. Описания природы предвосхищают события, помогают понять внутренний мир героев. События происходят осенью, порой печальной и унылой. Это время года ассоциируется с расставанием, умиранием всего живого.

«наступили отвратительные погоды», и даже обещает смерть: «пусть неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега», но все же «погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась, что-то хорошее, светлое случилось с героями «Гранатового браслета»: «наступили тихие безоблачные дни, таких не было даже в июле» – как напоминание о чем-то добром и прекрасном, что произойдет с Верой.

А. И. Куприн передает состояние природы с помощью метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), эпитетов («ласковому соленому ветерку»). Искусное использование ярких и выразительных художественных средств языка делает произведение необыкновенно красивым и доказывает, что Куприн – мастер и волшебник слова.

Природа также помогает определить характер героев. Вера и Анна Николаевна обладают уникальным зрением и восприятием всего прекрасного. Она увидела, что в «лунном свете есть какой-то розовый оттенок», но над ней все смеялись, хотя художник, человек, все примечающий, сказал, что давно об этом знает. О тонком восприятии героинь говорят и метафоры, используемые в разговоре: «А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты бисером». Вера и Анна обладают удивительной чувствительностью, природа вызывает у них бурю эмоций и чувств.

«только белая акация пахла … да и та конфетами», а Анна сделала для себя открытие, что морская вода пахнет резедой. Тонким слухом, уникальным обонянием, осязанием, зрением обладают честный, благородный, искренний генерал Аносов, Вера Шеина и Анна Фриессе.

Веру и Анну Николаевну кроме любви к природе и всему прекрасному объединяет также страсть к азарту. Но в остальном они непохожи. Вера «пошла в мать, красавицу англичанку», была экономна, «строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Очаровательная покатость плеч сочеталась с лебединой шеей. Отсюда и фамилия – Шеина.

«Анна, наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца», «живая и легкомысленная, насмешница». Об ее утонченном вкусе говорит подарок, сделанный Вере, – записная книжка, купленная в антикварном магазине.

«»прекрасные серьги из грушевидных жемчужин». Дорогое украшение, но холодное, одаренное не от души. Василий Львович даже не сказал теплые слова поздравления жене.

Вере Николаевне подарили еще одно украшение, «низкопробное», но преподнесенное от всего сердца. Гранатовый браслет был для Желткова очень дорого и ценен, как фамильная драгоценность, и вложил он в свой подарок больше чувств, чем князь Шеин. А сколько любви и преданности было в его словах: «… я осмелюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение», «на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас».

«Смешная» фамилия Желтков произошла от реальной – Жолтиков, человек, который тоже был безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен. А желтый цвет является символом печали и разлуки.

«Г. С. Ж.» понимает Василий Шеин, он чувствует, что присутствует при «громадной трагедии души». И только товарищу прокурора не подвластны пониманию чувства, боль и страдания Желткова. Разговаривая с ним, он делает жест, точно бросает правой рукой на землю от груди какой-то невидимый предмет. Его слова превратились в брошенную «невидимую тяжесть». Он черств и жесток в обращении с людьми, не щадит их чувств, и, конечно, он никогда искренне не полюбит и никогда не поймет Желткова.

«настоящая, самоотверженная, истинная любовь», что она пересекла ее жизненный путь.

В «Гранатовом браслете» А. И. Куприн показал «в нежных звуках» и доказал, что любовь способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира.

Искусно используя преобразительные средства языка, через описания природы, речевую и портретную характеристики, писатель превосходно изобразил героев, их мысли, чувства. Создание такой великолепной жемчужины русской литературы, как «Гранатовый браслет», говорит о таланте и мастерстве писателя и подтверждает, что А. И. Куприн – настоящий художник слова, певец, провозглашающий искреннюю любовь.

«Гранатовый браслет» анализ произведения (вариант 2)

«Гранатовый браслет» анализ произведения (вариант 2)

Огромный жизненный опыт А. И. Куприна и привычка опираться на конкретные жизненные факты при создании художественных произведений помогли ему в создании повести «Гранатовый браслет». В ней обнаруживается своеобразие реализма автора, его романтически-возвышенное отношение к реальной жизненной истории.

История создания произведения

В основу фабулы «Гранатового браслета» (1810) положен реальный факт — история влюбленности телеграфиста по фамилии П. П. Желткова в жену Д. Н. Любимова, российского генерала. Влюбленный имел смелость прислать княгине в подарок золотую цепочку с подвеской. Общество посмеялось над наивным телеграфистом, но Куприна заинтересовала не анекдотичность истории, а любовная трагедия, стоящая за видимым курьезом.

Жанр произведения

В «Гранатовом браслете» представлены персонажи, не имеющие прямого отношения к главным событиям. Это и сестра Веры Анна, и друг семьи Шеиных генерал Аносов. Они изображены достаточно подробно, но на ход событий никак не влияют. Это позволяет определить жанр «Гранатового браслета» как повесть.

Название произведения и его смысл

В честь подарка влюбленного в княгиню «маленького» человека — гранатового браслета и названа повесть. Предмет, давший название произведению, является символом настоящей безбрежной любви, символом высочайшей цели существования человека. Красные и зеленый камни украшения в финале повествования говорят героине о том, что в ее жизни случилось нечто великое – подлинная любовь.

Читайте также:
Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире: сочинение

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Историю «Гранатового браслета» рассказывает сам автор. Этот прием писатель применяет для того, чтобы объективно и беспристрастно изложить события. Однако авторское мнение легко прослеживается: голосом писателя говорит его персонаж генерал Аносов.

Тема, идея и проблематика произведения

Тема повести А. Куприна — это любовь, которая принадлежит к вечным категориям, таким как жизнь и смерть. Подлинное высокое чувство никогда не смотрит на ранги и сословия, не привязано к тому, приносит оно счастье или страдания, — человек просто живет любовью.

Главная идея повести — жизнь пуста без любви, человек не живёт по-настоящему. Жизнь утрачивает смысл, если человек никого не любит или его никто не любит. Вера Шеина отвергает чувства Желткова, он, не желая мешать ее благополучию, выполняя ее желание – разлюбить, уходит из жизни. Вера в финале повести понимает, что любовь выше материальных ценностей, сильнее смерти, поскольку живет в памяти как самое высокое чувство, прошедшее мимо нее.

Сюжетные линии произведения

Событийная линия берет начало со дня именин Веры. Праздник состоялся в кругу родных. В середине торжества Вера получает гранатовый браслет в качестве подарка. Даритель подписался в записке инициалами ГСЖ. Это давнишний почитатель Веры, неизвестный ей человек, отправляющий около 8-

ми лет ей любовные послания. Муж и брат княгини на следующий день идут к нему на квартиру, чтобы вернуть подарок и потребовать прекратить преследование Веры.

В бедном жилище они видят сконфузившегося при их появлении чиновника Желткова, тот покорно соглашается забрать обратно презент и дает обещание никогда не тревожить княгиню. Он просит, чтобы ему разрешили сделать прощальный звонок княгине и убедиться, что она не желает иметь с ним ничего общего. Вера Николаевна говорит Желткову, чтобы он забыл ее.

Наутро последующего дня газеты сообщают, что какой-то чиновник совершил самоубийство. В его предсмертной записке была указана причина смерти — растрата казенного имущества.

Система образов произведения

В повести достаточно широкий круг действующих лиц, центральными из которых являются:

  • Вера Николаевна Шеина (в девичестве Мирза-Булат-Тугановская) — молодая дама, представительница высшего света.
  • Вера внешне похожа на мать-англичанку. Ее манера поведения носят черты аристократизма, она спокойна, со всеми отстраненно любезна, но вместе с тем открыта и искренна с близким окружением. Вера искренне считает свой брак вполне счастливым, но время от времени получает письма от поклонника. После самоубийства Желткова Вера Николаевна понимает, что утратила настоящую, искреннюю любовь.
  • Господин Желтков, мелкий чиновник.

Искренний и бескорыстный человек, давно и безнадежно влюбленный в Веру Шеину. После визита к нему мужа и брата Веры и ее телефонной просьбы оставить ее в покое, совершает самоубийство.

Персонажи второго плана:

  • Анна Фриессе (в девичестве Мирза-Булат-Тугановская) – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – родной брат Веры Шеиной, заместительпрокурора;
  • Василий Львович Шеин — князь, супруг Веры, переживает финансовый кризис;
  • Яков Михайлович Аносов – друг семьи Шеиных, генерал.

Композиция произведения

Временные рамки повести крайне сжаты: от начала действия до трагического финала проходит около двух суток. О предшествующих событиях читатель узнает из диалогов персонажей. Повесть легко разграничить на три композиционные части: день рождения Веры, где зарождаются последующие события, и читатель получает разгадку образа загадочного Г.С.Ж.; объяснение мужа Веры и брата с Желтковым; княгиня видит усопшего, слышит его исповедь внутри своего сознания. Это, безусловно, драматическая композиция: завязка — развитие конфликта — финальная развязка. Благодаря ей автор кратко, без лишних деталей доводит до читателя главную идею повести.

Художественные средства, приёмы, выявляющие главную идею произведения

Один из любимых художественных приемов Куприна — обращение к символам. В повести их немало: перемена погоды в начале действия — символ перемен в судьбе, число гостей – 13, что намекает на грядущую трагедию. Подарок супруга Вере, серьги из жемчуга (жемчуг во все времена называли «слезами моря») каплеобразной формы, подаренная Анной записная книжка, переделанная из старинного молитвенника, – все намекает на предстоящую гибель одного из героев.

На гранатовом браслете, который дарит Желтков, камни загораются, «точно кровь», предсказывая смерть. Среди красных гранатов оказывается необыкновенный сорт граната – зеленый. Он, по преданию, дарует женщинам возможность предвидеть. Вера и впрямь чувствует беду.

Музыка и описание природы также помогают создать нужное настроение — осенний пейзаж готовит читателя к печальным событиям. Музыка – это сила, помогающая человеку познать истину. Слушая любимую Желтковым сонату Бетховена, Вера Николаевна осознает, что той любви, о которой грезит любая женщина, больше не будет в ее жизни.

Важная роль в произведениях Куприн имеют детали. Так, в момент прощания Веры Николаевны с погибшем Желтковым, она поразилась «умиротворенному выражению его лица», словно перед смертью он постиг глубокую тайну бытия, и вспомнила, что подобное выражение ей доводилось наблюдать на посмертных масках великих Пушкина и Наполеона». То есть одной подробностью писатель возвысил своего героя до степени «великих». Исключительно богат язык писателя, он искусно использует изобразительные языковые средства. Посредством описания природы, речевой и портретной характеристики, автор изобразил действующий лиц «Гранатового браслета», передал их мысли и чувства.

Мастерское применение выразительных художественных языковых средств делает «Гранатовый браслет» необычайно поэтичным и красивым.

Предметный ряд в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

А. И. Куприн — одна из ключевых фигур русского реализма в литературе рубежа XIX-XX вв. Богатый жизненный опыт и потрясающее знание жизни позволяли писателю с невероятной точностью, во всех подробностях изображать реальную действительность и, проникая сквозь поверхность предметов к скрывающейся за ними сущности, касаться вопросов философского порядка.

Реализм как художественный метод немыслим без внимания к деталям, подробностям, которые помогают художнику воссоздать картину жизни максимально «плотно». Именно предметный ряд, используемый Куприным, стал темой нашего исследования, цель которого — определить функцию «предметных» номинаций в художественном мире рассказа «Гранатовый браслет».

Пользуясь методом сплошной выборки, мы выяснили, что предметный ряд небольшого по объему рассказа довольно значителен и разнообразен: Куприн упоминает более 50 наименований, среди которых предметы одежды, быта, транспортные средства, мебель и т. п., отдельную группу составляют растения (их более 10).

Все упомянутые предметы тяготеют к двум символическим полюсам и поэтому легко делятся на две, примерно равные в количественном соотношении, группы:

1) «возвышенные», т. е. предметы, вызывающие устойчивые ассоциации, либо с традиционными поэтизмами (розы, письма, свечи, скрипка), либо с предметами роскоши, т. е. маркированными как нечто избранное, изысканное (колье, ювелирный футляр, гранатовый браслет, бриллиант и т. п.);

2) «приземленные», т. е. выполняющие свою прямую функцию номинации (автомобильная карета, наемное ландо, палка с резиновым наконечником, сюртук);

3) соотношение этих двух предметных рядов может быть оценено как антитетичное, символизирующее принципиальную несовместимость двух миров: возвышенной и прекрасной любви и приземленной обыденности, что особенно ярко проявляется при анализе предметных обозначений каждой главы рассказа:

Читайте также:
Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

Рис. 1. Предметный мир Куприна в рассказе «Гранатовый браслет»

Светлый – часть обыденной действительности. Темный — часть поэтического мира.

Что дает эта схема для понимания позиции автора?

Начать стоит с объяснения того, что из себя представляет «возвышенный, поэтический» предметный ряд Куприна. В основном это предметы, с помощью которых автор создает необходимую ему в той или иной сцене романтическую атмосферу. Наглядным примером здесь является седьмая глава рассказа, в которой количество «возвышенных» предметов достигает своего максимума — семь предметов. Это и бутылки вина, лепестки роз, скрипка, а также флакон с душистым розовым маслом.

Стоит выделить отдельную объемную группу предметов – цветы, а также всё, что с ними связано. Гвоздики, пионы и астры появляются в рассказе с самого его начала, но особую и важную роль в предметном мире произведения играет роза.

Она появляется в повествовании три раза, и с каждым разом её роль возрастает. В первой главе, роза, как и остальные цветы на утесе около дома главной героини, представляет из себя лишь декоративное украшение, теряющееся среди прочих цветов. Во второй раз цветок появляется как предмет восхищения старого коменданта Аносова в главе под номером семь, во время его беседы с Анной и Верой. И в третий раз, роза фигурирует в сюжете рассказа в двенадцатой главе во время сцены прощания Веры и погибшего Желткова, как символ её прощального извинения перед человеком, любившим её больше жизни. Княгиня Шейн кладет цветок под голову чиновнику.

Кроме того, особое внимание автор уделяет именно предметам, тем или иным образом, связанным с этим цветком. Кроме самой розы, в рассказе присутствуют масла из неё, а также сухие и душистые лепестки этого цветка.

С помощью предметов, являющихся частью «приземленного мира», автор воссоздает быт персонажей, а также антураж той эпохи, уделяя время описанию самовара или дивана в доме персонажей.

В этом предметном ряду так же можно выделить несколько групп, а именно: транспорт и мебель. Так, например, посмотрев на диаграмму, можно увидеть, что в десятой главе, в которой действие происходит в квартире Желткова, отсутствуют возвышенные предметы. Так, Куприн прибегает к бытописи, создавая четкий и реалистичный образ жизни этого человека.

  1. Бахтин, М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. — СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
  2. Чудаков, А. П. Слово — вещь — мир: от Пушкина до Толстого / А. П. Чудаков. — М.: Современный писатель, 1992. — 320 с.

Художественное своеобразие в «Гранатовом браслете»

Эссе на книгу: «Гранатовый браслет» — Куприн А.И.

Михаил Булгаков написал вопросительные строчки о том, что любовь настоящая, верная и вечная есть, только они были в вопросительном смысле. Очень хочется верить, что это чувство по настоящему прийдет и ко мне. Красивых любовных произведений кроме «Мастера и Маргариты», которую написал Булгаков масса — это и «Руслан и Людмила» и конечно же вечные «Ромео и Джульетта», также можно сказать и о «Бедной Лизе». Думаю, каждый атвор так или иначе в своем творчестве касался любовной темы. Я считаю, что лучшим, прекрасным и самым восхитительным произведением на любовную тему является «Гранатовый браслет», которое написал Александр Иванович Куприн.

У него получилось выразительно осуществить передачу мира чувств человека. Не обошлось без мастерства и таланта писателя для создания рассказа, который полон музыки, переживаний и просто ярчайших впечатлений. У настоящего кудесника слова, есть способность заставить плакать перед своим творением, именно таким и является Александр Куприн. Только читая первые строки мы уже видим, что автор очень талантливый. После открытия книги невольно понимаешь всю необычность этого творения.

К слову, музыка с нами до последней страницы в произведении и у нее очень важная роль. Благодаря музыке великого Бетховена главная героиня понимает Желткова и осмысливает, что же с ней случилось. У пейзажа так вообще исключительная роль! Куприн чудесно описывает природу, это описание помогает понять каков же внутренний мир у наших героев. Все события происходят в осенний период, это печальная и унылая пора. Благодаря природе можно определить характер героев. Как Вера, так и Анна Николаевна могут воспринимать все прекрасное, благодаря своему уникальному зрению. Метафоры лишний раз подтверждают, что наши загадки не случайны. У героев прекрасное обоняние.

Тема любви в творчестве Александра Ивановича Куприна

Особенности творчества А.И. Куприна. Любовь в произведениях А.И. Куприна. Тема поэтической и трагической любви в повести “Олеся”. Трагическая любовь в повести “Суламифь”. Безответная любовь в повести “Гранатовый браслет”. Чистая любовь в повести “Поединок

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 03.02.2014
Размер файла 17,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Творчество Александра Ивановича Куприна – одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей, прежде всего, глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А.И. Куприн – писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов – люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А.И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей – среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники. Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры – в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.

Любовь в произведениях А.И. Куприна – чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни. Его повести о любви “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь” – самые трогательные и проникновенные произведения. Любовь окрыляет героев, возвышает над серым безотрадным бытом, дает ощущение высшей полноты жизни.

Любовь в творчестве Куприна нередко представлена как некая сверхъестественная сила, существующая, словно сама по себе, и полностью господствующая над человеком. Она безжалостна, потому что смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим, она – чистое и возвышенное чувство, и человек не только не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар.

Читайте также:
Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок»: сочинение

Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто заканчивается трагедией. В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести “Олеся”. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей “необычностью”, “в ней не было ничего похожего на местных девчат”, свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: “Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил”. Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно. Размещено на Allbest.ru

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества – любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой – Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” – художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус – последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного” человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни.

Сильное и прекрасное чувство связывает таких разных и по возрасту, и по положению людей, как мудрый царь Соломон и бедная девушка с виноградников в повести “Суламифь”. Эта библейская легенда воспринимается как гимн любви, молодости и красоте. Любовь помогает героине преодолеть страх смерти. Истекая кровью, она называет себя самой счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой “она прильнула, как к сладкому источнику”. Ревность царицы Астис смогла погубить юную соперницу, но она бессильна убить любовь, светлую память царя Соломона об “обожженной солнцем Суламифи”. Трагический отсвет любви, озарившей жизнь мудреца, заставляет его продиктовать глубоко выстраданные строки: “Крепка, как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность: стрелы ее – стрелы огненные”.

Безответная любовь дает бедному телеграфисту Желткову из повести “Гранатовый браслет” высшее блаженство и острую сладкую тоску. Весь мир сосредоточился для него в любви к княгине Вере Николаевне Шейной, замужней женщине, занимающей высокое положение в обществе. Его наивные, трогательные письма, дышащие любовью и обожанием, становятся постоянным источником насмешек и острот благородного княжеского семейства. Но подаренный ко дню именин Веры гранатовый браслет, в котором благодаря удачному освещению “вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни”, нарушает, по мнению Николая Николаевича, брата княгини, всякие границы благопристойности. Заботясь о добром имени князей Шейных, этот сухой и черствый человек начинает поиски этого ничтожного “Ге Эс Же”, чтобы возвратить ему подарок и положить конец его преследованиям княгини Веры. Тягостный и бессмысленный разговор заканчивается обещанием Желткова больше не напоминать о себе, хотя он искренне признается Василию Львовичу в том, что никогда не сможет разлюбить его жену. Эта встреча оставляет у князя Шеина, доброго и порядочного человека, странное чувство, что он присутствует “при какой-то громадной трагедии души”. Княгиня Вера тоже предчувствует, “что этот человек убьет себя”.

Герои купринской повести много говорят об этом чувстве, мечтают о бескорыстной, самоотверженной любви, для которой “совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость”, но не замечают, что именно такая любовь пересекла жизненный путь Веры. Связанный обещанием, данным мужу и брату княгини Шейной, Желтков кончает жизнь самоубийством, так как не в состоянии разлюбить Веру.

Как проявление душевной слабости и безволия нередко трактуется критиками этот поступок героя. Нельзя согласиться с таким утверждением. Вероятно, в самоубийстве Желткова с огромной силой выражается глубина и самоотверженность его любви, заставляющей Веру многое понять и перечувствовать. Каждое слово в прощальном письме героя освещено для нее великим трагическим чувством. Герой воспринимает любовь как награду, как высший дар, посланный ему Богом. Он, не задумываясь, жертвует ради благополучия и спокойствия любимой женщины своей жизнью и благодарит ее только за то, что она есть и что в ней воплотилась красота земли. Исповедь человека, для которого любовь к ней стала смыслом жизни и высшим блаженством, слышится Вере в чудесных звуках бетховенской сонаты.

В повести “Поединок” показана жизнь русского офицерства начала XX века. Читая повесть, мы вместе с автором постигаем внутренний мир его молодого современника, поручика Ромашова, главного героя произведения. Он живет в среде обитателей захолустного военного городка, жизнь офицеров в котором скучна, однообразна, лишена духовных интересов. Их дни заполнены подготовкой к военному смотру, жестокой муштрой солдат, а вечера – пьянством, игрой в карты, пошлыми романами с «полковыми дамами” женами офицеров. Ромашова выделяет из этой среды, прежде всего, то, что он способен на настоящее, большое чувство. То, что он испытывает к Шурочке Николаевой, – не просто увлечение, не попытка уйти от скуки и однообразия жизни, а любовь в самом высоком смысле этого слова. Именно в этой любви проявляются светлые стороны личности Ромашова, его чистота и благородство. Любовь не приносит ему счастья. Женщина, которую он боготворит, оказывается жестокой, бессердечной и расчетливой. Ради карьеры мужа она посылает на верную смерть человека, который готов для ее счастья на самопожертвование.

Читайте также:
Горечь и сладость человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.: сочинение

Повесть А.И. Куприна носит название “Поединок”. Смысл этого названия многозначен. Любовь в повести – тоже своеобразный поединок, столкновение двух очень разных характеров и столкновение внутреннее, психологическое – внутри самой личности Ромашова. Для героини этот поединок заканчивается мнимой победой – Ромашов убит, все препятствия на пути к блестящему будущему устранены. Но эта победа оказывается внутренним крахом; нравственным поражением. Для героя же его физическая смерть оборачивается личностной победой над судьбой, преодолением в самом себе суетного и мелкого, высокой жертвой ради любви. Эта смерть неоспоримо доказывает величие любви, в которое верил А.И. Куприн.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой “полесской колдунье” Олесе в отношениях с “добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем” и умной, расчетливой Шурочке – с “чистым и добрым Ромашовым” (“Поединок”). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир. Размещено на Allbest.ru

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа – специфика художественного таланта А.И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества – в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества – вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Сочинение на тему талант любви в повести куприна гранатовый браслет

Талант любви в произведениях А. Куприна

Александр Иванович Куприн – знаменитый русский писатель-реалист, который действительно получил народное признание, это один из больших мастеров психологической прозы нашей страны , в произведениях которого тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, а также глубоко раскрыт внутренний мир человека, способного на искреннюю любовь.

Так, в повести «Гранатовый браслет» автор повествует нам о любви простого чиновника Георгия Желткова к дворянке Вере Шеиной. В течение целых восьми лет Желтков безответно был влюблен в княгиню Веру Николаевну. Его любовь была высокой, самоотверженной, встречающейся лишь «раз в тысячу лет», мужчина не требовал ничего взамен, ему хватало и того, что он мог видеть Веру Николаевну издали на различных праздниках или же просто на улице.

Для чиновника эта любовь стала смыслом жизни, самой жизнью, мужчина полностью отдался этому чувству и готов был пожертвовать для своей возлюбленной все, что только у него было. Однако самой Вере Николаевне ничего не нужно было от этого человека, и она хотела лишь прекратить эту историю как можно скорее. В конечном итоге, любовь «маленького человека» заканчивается трагически — Желтков покончил жизнь самоубийством, отправив Вере Николаевне последнее письмо, в котором было написано: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.»

В повести «Олеся» также прослеживается любовная линия меду девушкой из глухой деревушки — Олесей и барином Иваном Тимофеевичем. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Любовь главной героини была очень сильной: она любила искренне и нежно, была готова на все ради своего возлюбленного лишь бы только быть всегда с ним рядом. Олеся изначально знала, что эта любовь принесет ей много горя и страданий, однако она все равно любила и отдавала себя всю себя без остатка, добровольно идя на гибель.

Что же касается Ивана Тимофеевича, то это мужчина с «холодным и ленивым» сердцем, он не был способен на искреннюю любовь и переживал, что про него будут говорить люди. Так, из-за своей светской глупости, Иван Тимофеевич потерял свою любовь навсегда, а избитая деревенскими жителями и закиданная камнями Олеся, несмотря на свою сильную любовь, приняла самое верное и разумное решение, которое ранило ее сердце, но в то же время отгораживало от неспособного на искреннюю и настоящую любовь человека: героиня покинула дом вместе со своей бабушкой, покинула Ивана Тимофеевича навсегда.

В заключение хочу сказать, что любовь — глубокое, эмоциональное и сильное сердечное чувство, любить дано не каждому, это талант, это Божий дар.

Полезный материал по теме:

  1. Талант любви в произведениях Куприна
  2. Талант любви в произведениях
  3. Тема трагической любви в произведениях А.И.Куприна
  4. Тема любви в рассказах И.А. Бунина и А.И. Куприна
  5. «Как произведения А. И. Куприна и И. А. Бунина повлияли на мое восприятие любви?» (С анализом «Чистого понедельника» и «Гранатового браслета»)

«Любовь в творчестве Куприна» − сочинение

Вариант 1

Любовь является одной из главных тем в творчестве Куприна. Герои его произведений «освещенные» этим ярким чувством, полнее раскрываются. В повестях этого замечательного автора любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная. Прочитав большое количество его произведений можно понять, что у него она всегда трагична, и она заведомо обречена на страдания.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести «Олеся». Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей «необычностью», «в ней не было ничего похожего на местных девчат», свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Читайте также:
Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна: сочинение

Олеся, выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но не решителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже женится на ней, но его останавливает сомнение: «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил». Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она изменялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества «естественного» человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда, он обращает свой взор к «маленькому» человеку. Так возникает повесть «Гранатовый браслет», в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой «полесской колдунье» Олесе в отношениях с «добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем «и умной, расчетливой Шурочке – с «чистым и добрым Ромашовым» («Поединок»). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Замкнутая в себе, такая любовь обладает творческой созидательной силой. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей», — пишет Желтков перед смертью предмету своего поколения, — «…для меня вся жизнь заключается только в вас». Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, как молитву произнеся: «Да святится имя Твое».

Произведения Куприна, несмотря на сложность ситуаций и часто драматический конец, наполнены оптимизмом и жизнелюбием. Закрываешь книгу, а в душе еще долго остается ощущение чего-то светлого.

Вариант 2

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна — любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.

“Олеся” — художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа — специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества — в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества — вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Вариант 3

Тема любви – наверное наиболее часто затрагиваемая в литературе, да и в искусстве вообще. Именно любовь вдохновляла величайших творцов всех времен на создание бессмертных произведений. В творчестве многих писателей эта тема является ключевой, к их числу принадлежит и А. И. Куприн, чьи три основных произведения – «Олеся», «Суламифь» и краткое содержание «Гранатовый браслет» — посвящены любви, представленной автором в разных проявлениях.

Наверное, нет более загадочного, прекрасного и всепоглощающего чувства, знакомого всем без исключения, чем любовь, ведь с самого рождения человек уже любим своими родителями и сам испытывает, пусть безотчетно, ответные чувства. Однако для каждого любовь имеет свой особенный смысл, в каждом своем проявлении она неодинакова, уникальна. В этих трех произведениях автор изобразил это чувство с позиций различных людей и у каждого из них оно имеет разный характер, при этом суть ее остается неизменной – она не знает границ.

Читайте также:
Одиночество любви (повесть Куприна “Гранатовый браслет”): сочинение

В рассказе «Олеся», написанной в 1898 году, Куприн описывает глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, куда судьба забросила Ивана Тимофеевича, “барина”, городской интеллигента. Судьба сводит его с внучкой местной колдуньи Мануйлихи, Олесей, которая завораживает его своей необычайной красотой. Это красота не светской дамы, а дикой лани, живущей на лоне природы. Однако не только внешность привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе: Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью и дерзостью девушки. Выросшая в глубине лесов и почти не общаясь с людьми, она привыкла относиться к незнакомым людям с большой осторожностью, однако встретившись с Иваном Тимофеевичем, она постепенно влюбляется в него. Тот подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью, ведь для Олеси все это необычно, ново. Девушка очень рада, когда молодой гость часто навещает её. В один из таких визитов она, гадая по его руке, характеризует читателю главного героя как человека «хотя и доброго, но только слабого», признаётся, что доброта его «не сердечная». Что сердце у него «холодное, ленивое», и той, которую он “будет его любить”, принесёт он, хотя и невольно, “много зла”.

Таким образом, со слов юной гадалки, Иван Тимофеевич предстаёт перед нами как эгоист, человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Однако, несмотря ни на что, молодые люди влюбляются друг в друга, полностью отдаваясь этому всепоглощающему чувству. Влюбляясь, Олеся проявляет свои чуткую деликатность, врождённый ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Более того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотверженности, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, терпя издевательства деревенских жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, представляющих собой символ вечной любви и преданности. Образ Олеси для Куприна является идеалом открытого, самоотверженного, глубокого характера. Любовь возвышает её над окружающими, даря ей радость, но в то же время делая ее беззащитной, ведёт к неизбежной гибели. По сравнению с великой любовью Олеси даже чувство Ивана Тимофеевича к ней во многом проигрывает. Его любовь более похожа порой на мимолетное увлечение. Он понимает, что девушка не сможет жить вне природы, окружающей ее здесь, но все же, предлагая ей руку и сердце, подразумевает, что она будет жить с ним в городе. При этом, он не задумывается о возможности отказаться от цивилизации, оставшись жить ради Олеси здесь, в глуши.

Он смиряется с положением, даже не делая попыток изменить что-либо, бросив вызов сложившимся обстоятельствам. Наверное, будь то настоящая любовь, Иван Тимофеевич разыскал бы возлюбленную, сделав для этого все возможное, но, к сожалению, он так и не понял, что упустил.

Тему взаимной и счастливой любви А . И. Куприн раскрыл и в рассказе «Суламифь», повествующем о безграничной любви богатейшего царя Соломона и бедной рабыни Суламифь, работающей на виноградниках. Непоколебимо крепкое и страстное чувство поднимает их выше материальных различий, стирая границы, разделяющие влюбленных, еще раз доказывая силу и мощь любви. Однако, в финале произведения автор разрушает благополучие своих героев, убивая Суламифь и оставляя Соломона в одиночестве. По мнению Куприна, любовь — это светлая вспышка, открывающая духовную ценность человеческой личности, пробуждающая в ней всё лучшее, что скрыто до поры в глубине души.

Совсем иную любовь изображает Куприн в рассказе «Гранатовый браслет». Глубокое чувство главного героя Желткова, мелкого служащего, «маленького человечка» к светской даме княгине Вере Николаевне Шеиной приносит ему столько страданий и мук, так как любовь его безответна и безнадежна, сколько и наслаждения, поскольку она возвышает его, волнуя душу и даря радость. Скорее даже не любовь, а обожание, оно столь сильно и безотчетно, что даже насмешки не умаляют ее. В конце концов, осознав несбыточность своей прекрасной мечты и потеряв надежду на взаимность в своей любви, а также во многом под давлением окружающих Желтков решает покончить жизнь самоубийством, но даже в последний миг все его мысли лишь о возлюбленной, и, даже уходя из жизни, он продолжает боготворить Веру Николаевну, обращаясь к ней словно к божеству: “Да святится имя Твое”.

Лишь после смерти героя та, в которую он был так безнадежно влюблен осознает, “что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё”, жаль, что слишком поздно. Произведение глубоко трагично, автор показывает, как важно вовремя не только понять другого, но и, взглянув в свою душу, быть может найти там ответные чувства. В “Гранатовом браслете” есть слова о том, что “любовь должна быть трагедией”; мне кажется, что автор хотел сказать, что прежде чем человек осознает, духовно дойдет до того уровня, когда любовь – это счастье, наслаждение, он должен пройти через все те трудности и невзгоды, что так или иначе сопряжены с ней.

Любовь в произведениях Куприна искренна, преданна и бескорыстна. Это такая Любовь, которую мечтает однажды обрести каждый. Любовь, во имя и ради которой можно принести в жертву что угодно, даже собственную жизнь. Любовь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит, Она одолеет зло, преобразив мир и наполнив его яркими красками, а, самое главное, сделает людей счастливыми.

Анализ рассказа Куприна Поединок сочинение

Александр Иванович написал данную повесть, чтобы передать все особенности, эмоции и чувства жизни в военной среде. Куприн задел одну из проблем, которая часто встречается в военной области, а именно армейское невежество и грубость в общении людей различных званий.

Главными героями данной повести являются люди, занявшие свои воинские должности. Куприн смог выразить персонажей во время службы, которые выполняют только приказы и им наплевать на личные чувства человека. Одним из основных героев, на котором зациклено внимание в повести – Юрий Ромашков, добродушный и образованный человек, который хотел сделать обстановку на службе более дружелюбной и порядочной. Куприн сравнивает Юрия с самим собой, он называл Юрия своей копией, которая существует в рассказе.

Юрий увидел множество различных событий и ситуаций в воинской части, странные выходки служащих, которые не имели такого понятия, как честь и порядочность. Невежественное обращение офицера с его подчиненными подрывали моральное состояние Ромашкова, он был против такого обращения и не скрывал этого, однако его практически не замечали. Он часто искал справедливость в тех поступках, в которых её не было. Куприн раскрывает тему несправедливости в обычной жизни обычного человека, который находится в подчинении своенравного человека без чувства морали и чести. Александр Иванович старался воплотить Юрия, как образ искреннего мечтателя, мечты которого вряд ли когда-то сбудутся. Также образ Юрия был достаточно наивен, он часто пытался свершить праведный суд, однако это у него никак не получалось.

Читайте также:
Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет»): сочинение

Юрий влюбляется в Шуру, что было ошибкой в данном месте, где у людей нет никакого представления морали и чести, а уж тем более справедливости. В таких местах стоит полагаться только на самого себя, когда тебя могут подставить, покалечить, а то и вовсе лишить жизни. У Юрия случается конфликт с мужем Шуры, в ходе которого завязывается дуэль между Юрием и мужем Шуры, однако Шура уверяла Юрия, что её муж стрелять не будет, дабы сохранить свою честь. Юрий доверился, и его первая дуэль стала последней в его жизни. Таким образом Александр Иванович четко выражает всю несправедливость любви.

Сочинение на тему Поединок Куприна

Повесть Куприна «Поединок», это произведение о русской армии. К теме армии обращались многие писатели. Помимо конфликта поручика Ромашова с другим офицерам (мужем женщины которую он любит) но и кривизну армейской жизни в России. Цук (дедовщина), высокомерие и пьянство офицеров и т. д.

Особого внимания заслуживает время, когда была издана повесть. Это 1905 год, первая русская революция (1905-1908), кровавое воскресенье, террористические акты на министров и даже на царя. В конце года под влиянием общественных настроений и революционной обстановки царь подписал конституцию (17 октября). Она предполагает политическую амнистию и либеральные свободы. Если бы Куприн издал свою повесть раньше, то возможно, что власти привлекли его к ответственности. Была и ещё одна причина это 9 января в Петербурге, когда армия стреляла в народ, дискредитировав себя таким образом. Это было пиком разложения армии, по мнению Куприна. Критики определили повесть как «очень смелую, на злобу дня».

Он нарисовал замкнутую, провинциальную, скучную и бесперспективную жизнь армейского гарнизона. Офицерский корпус разлагается. Офицерская прослойка спивается, тупеет и испытывает ненависть к окружающему миру. В начале повести офицеры на плацу весело обсуждают, как один офицер (будучи не трезвым) застрелил в ресторане «штатского». В армии солдат мордуют, солдаты устали от нескончаемой муштры. Ромашов офицер интеллигент пытается противится, насилию над солдатами и даже вступает в конфликт со старшим офицером. Он не вписывается в офицерскую среду, более того она ему чужда. Он хочет вырваться. Единственный шанс вырваться, это поступить в академию генерального штаба таким образом продвинуться по служебной лестнице. Все офицеры мечтают об академии. Об этом же мечтает и поручик Николаев муж Шурочки в которую влюблён Ромашов. Но, Шурочка кокотка кружит мужчинам голову для забавы и ищет перспективного офицера (что бы вырваться из грязного гарнизона).

Любовь Ромашова погубила его жизнь. Интриги некоторых офицеров привели к дуэли Ромашова и Николаева. Шурочка на кануне, дуэли умоляет Ромашова не убивать мужа, потому как он её надежда. В результате Ромашов гибнет сам.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Поединок

Популярные сегодня темы

В своем романе «Дубровский» А.С. Пушкин затрагивает актуальные во все времена темы: любовь, дружба, честь, благородство, подлость. Движимые любовью, люди совершают немыслимые и удивительные поступки

Лес в разное время года имеет свои привлекательные черты, но особенный шарм у него появляется в зимний период. Потом деревья наряжаются в белоснежные шубы. На ветках расположились красногрудые снегири

Мысли о том, кем хочется стать в жизни, формируются еще в детстве. Повзрослев, приходится делать осознанный выбор среди большого количества профессий. Я намерен остановить свой выбор на работе в полиции.

Ключевым персонажем пьесы Горького «На дне», на мой взгляд, становится Наташа. Именно благодаря ей Горький раскрывает тему того, что плохое общество может сгубить даже самых прекрасных людей.

Проблемой в литературном произведении называют тот вопрос, который ставит и описывает на протяжении всего повествования. Причём писатель, как правило, не ставит вопрос прямо, обычно читателю самостоятельно приходится выделять

Человек и среда в повести А.И. Куприна «Поединок».

Человек и среда. Как часто нам встречается это выражение в газетных статьях, в телевизионных передачах и, наконец, в обычной речи.

Часто, преувеличивая свои силы, человек считает себя царём всего. Но это не так. Он всего лишь игрушка в руках судьбы. От него не зависит, в какую среду он попадёт, а изменить её, то есть сделать приемлемой для себя, ему часто не под силу. Среда формирует личность человека. Она «лепит» его согласно своим законам, увы, не всегда справедливым. Неудивительно, что вопрос о взаимоотношениях человека и среды получил широкое распространение в литературе. Не обошёл его и Куприн в своей повести «Поединок».

Главный герой произведения – Георгий Алексеевич Ромашов. Именно перед ним поставлена задача – бороться за жизнь в тяжёлой гарнизонной среде. В конце повести мы узнаём, сломала ли среда Ромашова или он одержал над ней верх. Но это будет позже, а пока перед нами молодой человек, полный надежд.

«Двадцатилетним мальчиком» покинул Ромашов военное училище. Тогда он видел жизнь в розовом цвете, и ему казалось, что всё в его руках. С какой радостью он покупал вещи для своей комнаты, «какая строгая программа жизни намечалась! В первые два года основательное знакомство с классической литературой, систематическое изучение французского и немецкого языков. В последний год – подготовка к академии…» И ещё много других планов самообразования было у нашего героя.

Но вот прошёл год службы. И каким мы застаём Ромашова? За это время многое изменилось в его жизни. Теперь он, как и все офицеры, ходит в собрание, где много пьёт. Ромашова, как и всех его сослуживцев, тяготит служба, она для него – тяжёлая ежедневная обязанность. А планы, которые он строил на будущее? Они не осуществились. Журналы, выписанные им, так и лежат нераспечатанными, и лишь денщик изредка стирает с них пыль. Все те вещи, которые когда-то с таким восторгом приобретались, теперь просто раздражают владельца. И даже святая любовь запятнана. Ромашов имел пошлую связь с Раисой Петерсон, чем очень тяготился.

Неужели Ромашова «нет», неужели среда слепила из него куклу, и теперь осталось только дёргать за ниточки? Нет, у него осталась душа, которая тянется к прекрасному несмотря ни на что. Может быть, пагубная среда и затронула Ромашова, но только снаружи, внутри же – идёт борьба. Это значит, что он способен жить, а не существовать. Если у него жива душа, то должен наступить перелом в его жизни. И перелом происходит, причём очень тяжело и мучительно. Как ни странно, к переменам Ромашова толкает сама жизнь. Перелом наступает, когда разрушается придуманный им мир, в котором наш герой был всегда первым, лучшим. Вдруг, в один миг этот мир рушится. Это происходит на смотре. Только что Ромашов шёл по плацу впереди своей роты, представлял, как его похвалят, как генерал захочет взять его к себе адъютантом. Но оказалось, что его «полурота вместо двух прямых стройных линий, представляла собой безобразную, изломанную по всем направлениям, стеснившуюся, как овечье стадо, толпу. Это случилось оттого, что подпоручик, упоённый своим восторгом и своими пылкими мечтами, сам не заметил того, как шаг за шагом передвигался от середины вправо, наседая в то же время на полуроту, и наконец очутился на её правом фланге, смяв и расстроив общее движение». Этот позор не смогла перенести романтическая натура Ромашова. В ту же ночь, удручённый происшедшим, он решает покончить с жизнью. Но сталкивается со своим солдатом Хлебниковым. Поговорив с несчастным солдатиком, поручик понимает, насколько мелки его собственные проблемы.

Читайте также:
Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: сочинение

«С этой ночи в Ромашове произошёл глубокий душевный надлом. Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большей частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить. Он тотчас созрел, сделался старше и серьёзней за последние дни и сам замечал это по тому грустному и ровному спокойствию, с которым он теперь относился к людям и явлениям». Но кое-что осталось неизменным в жизни Ромашова – это любовь к Шурочке Николаевой. Это было чистое и светлое чувство. Ромашов, как ребёнок, радовался каждому её слову и взгляду. Но для Шурочки он был слишком слабовольным, бесперспективным, не соответствовал её жизненным запросам.

Между Ромашовым и мужем Шурочки происходит ссора, которая привела к дуэли. В последний вечер перед поединком Шурочка приходи к Ромашову, просит на дуэли стрелять мимо, уверяя, что и её муж поступит так же. Она дарит свою любовь нашему молодому офицеру, для которого эта ночь была самой счастливой в жизни.

И всё же Ромашов убит на дуэли. Кто виноват в его смерти? Ревнивый муж? Или любимая женщина? Скорее всего, нет. Его убила среда, в которой он жил, и его собственное неумение противостоять ей.

Анализ повести «Поединок» (А. И. Куприн)

Литературный талант А. И. Куприна сложно оспорить. Его произведения читают и любят по сей день, а проблемы, затрагиваемые им в текстах, остаются актуальными. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с его литературным наследием, предлагает Вам анализ повести «Поединок» по плану, а также подробное краткое содержание по главам.

История создания

Считается, что замысел масштабного произведения о русской армии появился у Куприна в начале 1890-х годов. В это время выходит множество рассказов, посвященных этой теме, но за усиленную работу писатель принимается только к 1903-му году.

Процесс создания идет тяжело – в то время, как Александр Иванович работает над материалами и черновиками, в свет выходит роман другого автора со схожими идеями. Куприн собирается бросить труд, но благодаря стараниям М. Горького, все же решает закончить повесть. Также автору в работе мешало пагубное пристрастие к спиртным напиткам. О нем часто шутили: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».

Впервые повесть публикуется на страницах сборника «Знание» в 1905 году и практически сразу вызывает бурную реакцию у публики. Одни сочли произведение за попытку очернить тех, кто отважно защищал родную страну от бед, другие – за смелый вызов существующей системе.

История написания повести «Поединок» неотделима от биографии автора. В «Поединке» много автобиографичного – Куприн и сам отслужил четыре года в провинции. Он и сам имел многочисленные романы с замужними женщинами. Он и сам не раз бывал на дуэли. Впечатления о том времени позволили ему достоверно описать характеры героев и нравы офицеров.

Жанр и направление

Произведение «Поединок» относят к жанру повести. Об этом можно судить по объему текста (больше, чем рассказ, но меньше, чем полноценный роман, несмотря на то, что сам Куприн говорил иначе), наличию определенного повествователя (Ромашов), о судьбе которого и узнает читатель. Также история замкнута в пространстве – все события происходят в рамках одного городка – и времени. Во второй главе указывается начало действия: первые числа апреля. Завершается все 2-го июня донесением о трагедии.

Направление интересующей нас повести Куприна — реализм. «Поединок» достаточно реалистичен. Образы и ситуации обычны для той эпохи, автор умело пользуется психологизмом и детализацией для создания живых, правдоподобных персонажей. Тем не менее, главного героя вполне можно назвать романтическим. В нем присутствует типичное для этого направления двоемирие: осознание того, что мир идеальный не соответствует миру реальному, в котором приходится существовать. Поняв это, человек впадает в отчаяние, он не способен смириться с несовершенством повседневности, но и сделать он ничего не может. Не принимают его и окружающие, далекие от духовного развития. Ромашов отличается от них, но едва ли превосходит, ведь наш романтический герой традиционно слишком слаб, чтобы воплотить в жизнь свои идеалы.

Особое внимание уделяется описанию эмоций и чувств, в частности, тех, что связаны с любовными переживаниями.

Композиция

Повесть «Поединок» имеет одну основную сюжетную линию, которая развивается от начала до конца: переосмысление офицером Ромашовым общественного уклада, частью которого он является. Второстепенные же лица и сюжетные ответвления нужны только для раскрытия центрального конфликта.

Финальная глава «Поединка» имеет необычную форму – она представлена в виде рапорта о случившейся дуэли между Николаевым и Ромашовым. Дело в том, что ее оригинал изъяли при обыске квартиры писателя, и Куприну пришлось воссоздавать текст по памяти. Времени до отправки произведения в печать практически не оставалось, поэтому он решил поступить подобным образом, взяв образец из Дуэльного кодекса.

Суть: о чем повесть?

Молодой подпоручик Георгий Ромашов полтора года состоит на службе в небольшом городе. Он командует полуротой, но мечтает о более почетном положении. Тем не менее, ему непонятно, зачем люди участвуют в войнах и понапрасну губят себя, если можно просто решить все мирным путем.

Он разочарован в армии, чувствуя себя лишним среди «чужих, недоброжелательных или равнодушных людей». Не терпит рукоприкладства и грубости со стороны вышестоящих – за попытку заступиться за одного из солдат его даже сажают под домашний арест на четыре дня.

Серые будни Ромашов разбавляет поездками в гости и случайными интрижками с замужними женщинами – сначала с Раисой Петерсон, затем с Александрой Николаевой. В доме последней бывает достаточно часто – ему кажется, что она из тех немногих, кто способен по-настоящему понять. Но как раз чувства к ней и приведут Георгия к трагическому финалу.

Читайте также:
Мой А. И. Куприн: сочинение

На майском смотре полурота героя переживает настоящий позор – захваченный ощущением собственного величия, Ромашов совершенно забывает о правилах, и полностью разрушает построение. Униженный перед всеми, он окончательно отстраняется от людей, считая себя презренным существом. Тут же появляется и муж Шурочки с обвинениями в распространении сплетен и развратном поведении – оказывается, кто-то посылает анонимные письма с намеками на любовные отношения между Георгием и Александрой. Доведенный до предела подозрениями, Николаев в один из вечеров серьезно ссорится с Ромашовым. Дело доходит до суда, на котором назначают дуэль.

Уверенный, что ему не причинят вреда – к нему приходит Шурочка и говорит, что супруг не станет в него целиться – герой отправляется на поединок. На следующий день он умирает от выстрела в живот.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон считает, что главные герои повести «Поединок» могут мирно сосуществовать в одной таблице:

Георгий Ромашов главный герой, глазами которого читатели видят все события, происходящие в повести. Именно его мысли и эмоции позволяют глубже понять окружающий мир. Он не понимает, насколько сложна жизнь во всех ее проявлениях – как позитивных и негативных – думая, что люди запросто могут изменить мир к лучшему. Просто они еще не осознали этого. Идеалистическое мировоззрение делает его крайне уязвимым. Он видит вокруг только грязь и пошлость, ему скучно среди товарищей – нигде Георгий не может найти себе места. Примечательна его склонность составлять в голове подобие книжных фраз при каждом эмоциональном случае. «…он подумал про себя, по своей привычке, в третьем лице: «Мрачное раздумье бороздило его чело»Сам Ромашов немного стесняется этого, называет слабость детской и глупой, но отучиться от нее не может. Представляя себя литературным героем, он уходит от тоскливой повседневности, отделяется от нее. Обособившись, он также становится излишне мнительным. Ему свойственно желание порисоваться, проявить себя. У него есть тщеславие и жажда признания.Единственное, что удерживает его связь с реальностью – чувства к Александре. Ромашов отчаянно ищет родственную душу, но никак не может найти.
Александра Петровна Николаева (Шурочка) образованная женщина, начитанная, желает любыми способами покинуть провинцию («Ты ведь знаешь, я ненавижу до дрожи это мещанское, нищенское офицерское общество. Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!»). Гордая, умело пользуется обаянием, чтобы получить то, что хочется. Ромашова считает близким человеком, но не видит с ним смысла заводить роман («Меня волнует ваша близость и наши прикосновения. Но зачем вы такой жалкий!»). Она резко выделяется на фоне прочих женских образов повести тем, что совсем не интересуется пустой жизнью городка, поэтому и кажется Георгию особенной. Александра тщеславна, как и он, но у нее гораздо больше целеустремленности и силы, чтобы добиться богатства и видного положения.
Владимир Ефимович Николаев сослуживец главного героя, несколько раз пытавшийся поступить в академию. Под чутким присмотром жены готовится к третьей попытке сдать экзамены. Недалекий, глупый, но упорный человек, находящийся под влиянием жены. Сама Шурочка относится к нему с некоторым снисхождением, зовет излишне ревнивым и вспыльчивым (Я своего мужа не люблю, – говорила она медленно, точно в раздумье. – Он груб, он нечуток, неделикатен…», «Он до сих пор мучит меня этим несчастным Назанским. Выпытывает каждую мелочь, делает такие чудовищные предположения, фу…»). В порыве гнева убивает Ромашова на дуэли.
Василий Нилыч Назанский умный и открытый офицер лет 30, к которому Ромашов приходит за поддержкой. Много философствует, говорит о красоте, искренне заботится о состоянии Георгия. «В вас что-то есть, какой-то внутренний свет… я не знаю, как это назвать. Но в нашей берлоге его погасят. Просто плюнут на него и потушат…» – говорит он ему. Прекрасно понимает безнадежность своего существования, отчего старается заглушить чувство опустошенности алкоголем. Мечтатель, как и главный герой. «Нет, мой родной, есть только одно непреложное, прекрасное и незаменимое – свободная душа, а с нею творческая мысль и веселая жажда жизни…»

Можно выделить в повести «Поединок» несколько основных тем: тяготы армейской службы, взаимоотношения мужчины и женщины, поиск места в мире. Тематика «Поединка» интересна и современному читателю:

  1. Тема армейской жизни раскрывается за счет подробного описания солдатского быта. Неравенство – основная причина процветания бесчеловечности в этой среде. Чувствуя власть, люди с более высокими званиями принимают рядовых за расходный материал, с которым можно обращаться как угодно. Людей связывает страх, а не уважение, и это, считает Куприн, неправильно.
  2. Любовная линия Раиса-Георгий-Шурочка показывает читателю, насколько разными бывают чувства. Раиса не понимает причин, по которым Ромашов вдруг в один раз охладел к ней настолько, что даже не пожелал объясниться. Обиженная, она вымещает свою злость в едких словах и угрозах, и, в конце концов, становится причиной смерти главного героя – именно она посылала Николаеву ту анонимные письма со сплетнями. Для Раисы любовь может быть только эгоистической: она любит не мужчин, а их отношение к себе. Поэтому для нее от любви до ненависти один шаг. На контрасте с этим образом Александра кажется более зрелой и мудрой женщиной. Но единственное, что ею движет – желание стать частью столичной элиты, где она сможет вести роскошную праздную жизнь. Ей приятно внимание Георгия, но не более. Единственный человек, которого она способно любить по-настоящему – это она сама. Ромашов же не находит счастья ни в чем. Увлечение Шурочкой не приводит к серьезным отношениям, на службе тоже одни разочарования. Он не знает, где и в чем найти свое призвание, и не вписывается в общество, видя в нем сплошные пороки. Зато он может искренне любить, ведь он беззаветно верит Шурочке. Тема любви в повести «Поединок» раскрыта всесторонне. Автор обратил особое внимание на эгоистическую любовь, которая только разрушает судьбы людей.
  3. Поиск призвания — это тоже основная тема повести «Поединок». Ромашов явно ошибся, став офицером. Он не создан для военной службы. Однако признать это и сделать шаг назад герою мешает непомерно развитое самолюбие. Он все еще стремится в академию, однако ничего толком не делает, чтобы достичь своего. Это говорит о его слабости, а еще указывает на то, что Георгию не нужно туда поступать. Он этого не хочет. Его призванием является литературная стезя, ведь он даже сам с собой говорит на книжном языке.
  4. Тема внутреннего мира. Автор подробно воспроизводит все мысли и чувства героя, чтобы показать духовную уникальность «жалкого» человека. Да, ему не быть генералом, но это не повод его презирать. В его душе действительно есть свет, который гасит окружающая его среда. Однако в других условиях он мог бы развиться и найти себя.
Читайте также:
А.И.Куприн Гранатовый браслет: сочинение

Если тематика повести «Поединок» раскрыта не полностью, напишите об этом Многомудрому Литрекону. Он дополнит ее для Вас.

Проблемы

Проблематика повести «Поединок» тоже очень злободневна и близка многим читателям.

  1. Основная проблема, затрагиваемая автором – удручающее состояние российской армии. Практически в каждой главе можно увидеть, насколько плохо люди на службе относились друг к другу. Повсеместно встречается рукоприкладство – командиры были уверены, что только криками и физическим насилием возможно донести хоть какую-то мысль до обычных солдат. Куприн осуждает не только безнравственность и жестокость офицеров, но и саму систему, поставившую их в такие рамки. Армия, по его мнению, даже самых хороших людей делает порочными, потому что ее иерархия держится на страхе и неудовлетворённости.
  2. Проблема гуманизма получает свое отражение в книге. Автор уверен, что жестокости в армии можно избежать, и приводит характерный пример. Крайне нелестно отзываются подпоручики о командире пятого полка. Он разговаривает с подчиненными редко и тихо, ругается также на пониженных тонах. Имеет строгий нрав, но несмотря на это, солдаты почитают его. Во время майского смотра полков именно они показывают наилучший результат, тогда как остальные оказываются полностью вымотаны от жестоких тренировок. «Молодцеватые, свежие люди проделывали ротное ученье таким легким, бодрым и живым шагом, с такой ловкостью и свободой, что, казалось, смотр был для них не страшным экзаменом, а какой-то веселой и совсем нетрудной забавой…». Так, Куприн дает понять, что жестокость, распущенность офицеров и внушение страха солдатам не приведут к положительному результату.
  3. Проблема половой распущенности в частях тоже занимает особое место. Раиса и Александра заводят романы на стороне и сеют смуту в рядах офицеров. Но даже не любовь движет ими, а простое женское тщеславие. Нищета и провинциальная серость толкают их на безнравственность. Но и этим нельзя оправдать женщин, которые провоцируют дуэли и обманывают своих супругов.
  4. Проблема неудовлетворенности жизнью. Этим недугом больны почти все герои повести. Георгий мучается от своей бесполезности в армии, его гнетут неудачи. Александра чувствует, что могла бы претендовать на большее, и страдает от нищеты и скуки. Назанский отчаялся найти себя за пределами казармы, но и она ему глубоко чужда. Также его мучает отказ Александры.
  5. Проблема безволия. Ромашов мог бы изменить свою жизнь и даже завоевать Александру, но у него не хватает сил на то, чтобы двигаться дальше. Он делает что-то значительное только в мечтах. На практике он ни ни что не способен.

Основная идея

В чем же заключается смысл повести Куприна «Поединок»? Автор показал, как важно искать свое место в мире и не останавливаться на том варианте, который «и так сойдет». Ромашов действительно был способным и творчески одаренным человеком, который мог бы найти себя в искусстве или журналистике, как и сам Куприн однажды нашел себя в этих мирных занятиях. Но герой, в отличие от автора, так и не признался себе, что армия — это не его стезя. Ему не хватило смелости и упорства, чтобы покинуть часть, которая отравляла его жизнь. В итоге он погиб, вновь подчинившись условностям. Именно слабость и неумение возразить убили его. Он не сказал «нет» Раисе, ненужным и навязанным ему амбициям, интриганке Шурочке. Безволие завело его в тупик, как и Назанского. Человек не может противостоять среде без силы духа и внутреннего стержня. А эти качества каждый из нас должен выработать сам.

Видимо, главная мысль повести «Поединок» заключается в необходимости деятельного протеста. Главный герой, заметив, насколько развращены те, с кем он постоянно находится, пытается противостоять сложившимся устоям, но делает это пассивно. Он защищает и утешает слабых, задумывается над действительно важными вещами, но этого оказывается слишком мало, и, в конце концов, среда его уничтожает. Если бы Ромашов проявил энергичность, силу духа и твердую позицию, то ему удалось бы воплотить свои мечты в жизнь. Ведь смог же сам Куприн уйти в отставку и обрести счастье в мирной жизни.

Чему учит?

«Поединок» учит читателя внимательности к ближним, заставляет задуматься об отрицательных поступках, которые мы совершаем. То, как показана армия в повести – лишь отображение реального положения дел той эпохи. Куприн хотел, чтобы публика узнала, насколько далеким от идеала является романтизированное офицерское общество, и надеялся, что сможет изменить ситуацию.

Мораль повести «Поединок» заключается в том, что каждый человек должен соответствовать своей мечте. Ромашов жил иллюзиями и заблудился в романтических представлениях об армии. Его бросает из стороны в сторону: реальность разбивает его грезы, убеждает его в необходимости бросить службу; но в мечтах Георгий снова и снова обманывает себя, представляя ту роль, которая ему чужда. Поэтому Ромашов был несчастен и так бесславно погиб, оказавшись не на своем месте.

Художественные особенности

Благодаря большому количеству монологов и диалогов, мы можем глубже понять персонажей. Вдохновенные речи Назанского, мысли Ромашова, циничные фразы Раисы и Александры – все это создает нужный образ и содержит вложенные автором смыслы.

«Пожалуй, она никогда и никого не любила, кроме себя. В ней пропасть властолюбия, какая-то злая и гордая сила. И в то же время она — такая добрая, женственная, бесконечно милая. Точно в ней два человека…» (Назанский о Николаевой)

«Пожалуйста, Ромочка, не воображайте о себе. Вы и не мужчина вовсе…» (Александра – Георгию)

Можно отыскать эпитеты и портретные детали: «жалкая обстановка», «мясистые красные руки», «бесцветные светлые глаза», «Рослый, патлатый Арчаковский» и др.

Также встречается стилизация речи: «боя бать гречадка», «ум’ляю», «ск’жите» и пр.

Критика

Публика восприняла «Поединок» неоднозначно, кто-то поддержал стремление автора обратить внимание на существующую, но малоизвестную проблему, а кто-то, наоборот, упрекал его в попытке очернить военных.

В журнале «Русская мысль» писали следующее:

«…его бич и его удары бьют и казнят проклятый строй, систему, общую машину, общий дух и рабский склад всей жизни…»

«Петербургские ведомости» придерживались схожего мнения:

«Язвы, поражающие… офицерскую среду в радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни…»

Критик А. А. Измайлов отметил некоторую небрежность писателя и скомканность финала, но согласился с остальными и выразил радость относительно того, что в литературе появился новый талант.

«В его писательском и человеческом темпераменте, по-видимому, неотрицаема черта какой-то типично-русской безалаберности…»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: