Краткие хроники творчества Александра Ивановича Куприна: сочинение

Краткие хроники творчества Александра Ивановича Куприна (1870-1938 гг.)

А. И. Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий. В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия.- Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы «Сны». В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За опубликование рассказа без разрешения начальства Куприн был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку /1894 год/ и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах.

Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы» /1895-1898 гг./ Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей предоктябрьской России. Здесь встречаются образы студента-»белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб. Уже. в 90-ые годы на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы. В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате – взрыв стихийного недовольства. В этих рассказах чувствуется влияние Л. Толстого в вопросах о нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую участь народа. В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох». Здесь он значительнее и глубже, чем его предшественники /Чехов/, отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих.

Писатель показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление сериальной несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является буржуазный делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса «нам принадлежит будущее», «мы соль земли». Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко. Герою повести свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием автора к классовым конфликтам, к завтрашним судьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не обращался.

Рассказывается «В недрах земли». В 1897 г. Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу – это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Мануйлихой бежать из лесного гнезда. В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга «Конокрады», 1903г./ выведен как могучая натура, автор придает ему черты великодушия – Бузыга заботится о своем мальчике Василе.

Изумительны его рассказы о животных «Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и другие. Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей. В рассказе «Мирное житие» /1904г./ создает образ отставного чиновника Наседкина, выступающего в роли богобоязненного «охранителя» государственных устоев и добровольного клеветника. В 1899 г. происходит его знакомство с Горьким, в горьковском журнале «Знание» в 1905 г. публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести «Поединок» – молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва «Молох», показан в процессе духовного роста, постепе. нного прозрения, освобождаясь из-под власти консервативно-традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того, как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива – все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову, В условиях произвола, и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам.

Читайте также:
Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: сочинение

В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнемогающих от жары, задерганных людей. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат Хлебников, украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис /марийцы/ Гайнан, татары Мухаметтинов, Карафутдинов и многие другие. Все они – неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые – тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гайнана и солдата Хлебникова.

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Краткие хроники творчества Александра Ивановича Куприна (1870-1938 гг.).

Куприн: биография писателя, творчество

Писатель Александр Куприн: Wikipedia

Яркими реалистичными произведениями прославился Александр Куприн. Писатель освоил более десятка профессий, получил военный опыт на фронтах Первой мировой войны. Все это стало бесценным материалом для тем, сюжетов и характеров героев его произведений. Краткая биография поможет поближе познакомиться с этой уникальной личностью.

Александр Куприн: детство и юность

Дата рождения писателя — 26 августа (7 сентября) 1870 года. Отец и мать Куприна, а также их старшие дочери Софья и Зинаида жили тогда в уездном городке Наровчате Пензенской области. Сегодня в этом населенном пункте в реконструированном доме Куприных открыт музей писателя.

Мальчику исполнился всего год, когда не стало отца — чиновника и дворянина. Любовь Алексеевна, взяв детей, отправилась в Москву. Там Саша провел детство и получил образование:

«Олеся»: краткое содержание и анализ произведения

  • в шесть лет он поступил в Разумовскую школу;
  • с десяти лет местом его учебы была Вторая Московская военная гимназия;
  • через семь лет Саша стал курсантом Александровского военного училища.

Музей Александра Куприна: Wikipedia

Гимназические годы и армейская юность для Куприна не стали напрасной тратой времени. Опыт и впечатления, которые он получил, позже писатель отразит в повести «На переломе» («Кадеты») и романе «Юнкера». Но до их создания пройдет еще много времени, а тем временем кадет Куприн писал стихи и мечтал о том, как сложится его будущее.

Отметим, что по материнской линии Куприн был потомком татарских князей. Он знал об этом с детских лет, а когда вырос, любил подчеркивать этот факт. К примеру, писатель любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку и в таком виде наносил визиты друзьям или посещал общественные места. Но далеко не только в этом был он человеком необычным и уникальным.

Раиса Мухамедьярова: жизнь и творчество Заслуженной артистки

Александр Куприн: творчество

Первые литературные опыты Куприна совпали с годами его военной учебы. В 19 лет был опубликован рассказ «Последний дебют». Итогом стало дисциплинарное взыскание и ничего больше — ни признания, ни даже похвалы молодой человек не получил. Но это вовсе не умерило его писательский пыл, да и талантом Александр был отмечен, поэтому не сдался. Его дальнейшие годы жизни складывались так:

  • в 1890 году в чине подпоручика он отправился служить в 46-й Днепровский пехотный полк, который обосновался в городе Проскурове (Подольская губерния);
  • выйдя в отставку спустя четыре года, переехал в Киев;
  • в 1901 году уехал вначале в Санкт-Петербург, а затем решил пожить в Севастополе.

Александр Курляндский: биография и творчество писателя

Александр Куприн: Wikipedia

В первые годы ХХ века отставной офицер жил бедно, искал случайные заработки и пытался освоить разные профессии. Будущий писатель понемногу трудился в цирках и театрах, в школах и даже в рекламном деле. Его живо интересовали все стороны жизни, он с искренним удовольствием испытывал себя в неизвестных ранее сферах. Но и о писательстве не забывал.

В это время на страницах «Русского богатства» были напечатаны произведения «Впотьмах», «Лунной ночью», «Дознание», а также рассказы на армейскую тему. Начинающий автор был представлен Бунину, Чехову и Горькому. Он продолжал оттачивать мастерство, используя личный опыт и путешествуя.

Прорывом для творца оказалась повесть «Поединок» (1905). Куприн даже на публике зачитывал отрывки из нее. Рассказы о любви «Олеся» (1898) и «Гранатовый браслет» (1910) стали вершиной раскрытия его романтического дара. В 1909 году творчество автора оценили и вручили ему Пушкинскую премию.

Суюнбай Аронулы: биография акына

В 1915 году была завершена работа над повестью «Яма». За излишний натурализм в описании повседневности публичных домов она была подвергнута осуждению. Одно издательство даже столкнулось с неприятностями из-за откровенности произведения. Тем не менее книги и пьесы автора («Клоун», «Лейтенант фон Пляшке») пользовались популярностью.

Читайте также:
Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок»: сочинение

Наряду с описанными выше работами Куприн писал для детей. Маленьких читателей и сегодня восхищают такие его рассказы, как «Слон», «Скворцы», «Белый пудель».

Александр Иванович всегда был активным участником общественной жизни. Вот некоторые интересные факты:

  • в 1905 году им была укрыта от преследования полиции группа матросов с мятежного крейсера «Очаков»;
  • на заре Первой мировой войны он добровольцем ушел на фронт, а после демобилизации устроил в своем доме госпиталь для раненых;
  • когда прошла Февральская революция, писатель пошел на сближение с эсерами.

Сакен Сейфуллин: биография и наследие

Все эти события творец позже описывал в своих произведениях, а также освещал на страницах газет. В 1918 году произошла встреча Куприна с Лениным. Он хотел стать организатором новой крестьянской газеты «Земля». Но этот проект не был реализован.

Писатель поддержал белогвардейское движение, а в 1920 году эмигрировал в Париж. На родину Куприну удалось возвратился спустя 17 лет, когда был опубликован его последний очерк «Москва родная».

Александр Куприн: личная жизнь и смерть

Две женщины в разные годы были рядом с писателем и становились источником вдохновения и поддержки:

  • Мария Карловна Давыдова;
  • Елизавета Морицовна Гейнрих.

Впервые писатель женился в 1902 году. В браке с Марией Давыдовой он прожил пять лет, у супругов появилась дочь Лидия. Официальный развод они оформили только в 1909-м. В произведении «Годы молодости» Мария Карловна описала первого мужа. По ее словам, этот человек обладал истинным талантом, но при этом отличался неорганизованностью, не любил порядок, но личная жизнь и дети были для него важны.

Бауыржан Момышулы: биография и творческое наследие

Вторая любовь, Елизавета Морицовна, появилась на жизненном пути Купина в 1907 году. С ней он обвенчался через два года и стал жить в Гатчине. В 1908-м жена подарила ему дочь Ксению, которая выбрала путь актрисы и модели. Спустя год родилась еще одна девочка, которую назвали Зинаидой. К несчастью, она скончалась от воспаления легких в три года.

Александр Куприн со второй женой: Wikipedia

Чтобы справиться с семейной трагедией, весной 1911 года Куприны отправились за границу: посетили Францию, Италию, Австрию, Польшу. Когда глава семьи был мобилизован, Елизавета Морицовна выбрала работу сестры милосердия. Позже супруги вместе занялись обустройством госпиталя.

В течение следующих бурных революционных лет Елизавета Морицовна всюду сопровождала мужа:

Островский: биография, личная жизнь и творчество

  • вместе они уехали в эмиграцию во Францию;
  • в 1937 году было получено приглашение возвратиться на родину. После одобрения Сталина писателю разрешили приехать в СССР и предоставили отдельную квартиру.

Данные о последнем годе его жизни, проведенном в Ленинграде, разнятся. Одни источники утверждают, что Куприн не работал из-за болезни. Другие, напротив, подчеркивают его активность и творческий подъем.

Так или иначе, в 1938 году Александр Иванович ушел из жизни. Похоронили его на Волковском кладбище (Ленинград). Его супруга прожила еще четыре года, ее погубила блокада Ленинграда. Дочь Ксения вернулась в СССР в 1958 году, жила в Москве и написала книгу «Куприн — мой отец».

Шакарим Кудайбердиев: биография и философия

Такой непростой и в то же время интересной жизнью жил Александр Куприн. Биография стала основой для создания шедевров мировой литературы. Александр Иванович писал о том, что видел сам, знал и чувствовал. Не удивительно, что его произведения отличаются реалистичностью и увлекают читателей.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Александр Куприн (жизнь и творчество) краткое сообщение доклад

Александр Куприн – величайший российский писатель, известный своими романами, переводами и рассказами.

Александр Иванович Куприн появился на свет в маленьком городке Наровчате 7 сентября 1870 года в дворянской семье. В раннем возрасте переехал вместе с матерью в Москву по причине смерти отца мальчика. Среднее образование он получил в обычном пансионе, который по совместительству являлся интернатом для беспризорников. Спустя 4 года обучения его переводят во кадетский корпус, также располагающийся в Москве. Юноша решает осваивать военную карьеру и после выпуска становится студентом Александровского военного училища.

Получив диплом, Куприн отправляется служить в Днепропетровский пехотный полк в качестве подпоручика. Но спустя 4 года он бросает службу и посещает несколько городов в западных губерниях Российской Империи. Ему было проблематично найти постоянную работу из-за отсутствия квалификации. Из тяжёлого финансового положения его вытаскивает Иван Бунин, с которым писатель познакомился совсем недавно. Бунин отправляет Куприна в столицу и устраивает его на работу в большую типографию. Александр остаётся жить в Гатчине вплоть до событий 1917 года. В течение Первой Мировой войны он по собственному желанию обустраивает госпиталь и помогает вылечивать раненых военных. За весь период начала 20 века Куприн создал несколько повестей и рассказов, самыми известными из которых были “Белый пудель” и “Гранатовый браслет”.

В последние годы существования Российской Империи Куприн придерживался коммунистических взглядов, яро поддерживая партию большевиков. Он положительно отреагировал на отречение царя Николая 2 и в хорошем тоне воспринял приход новой власти. Спустя несколько лет классик очень сильно разочаровывается в новом правительстве и начинает выступать с речами, критикующими новый политический строй Советской России. В связи с этим, ему пришлось взять в руки оружие и примкнуть к Белому движению.

Читайте также:
Настоящая любовь всегда трагедия (по произведениям Суламифь А. И. Куприна и Митина любовь И.А. Бунина).: сочинение

Но после победы красных Александр немедленно мигрирует заграницу, чтобы избежать преследований. В качестве места проживания он выбирает Францию. В эмиграции он активно занимается литературной деятельностью и пишет свои очередные шедевры: “Колесо времени”, “Юнкера”, “Жанета”. Его произведения пользуются огромным спросом серди читателей. К сожалению, огромная популярность его творчества не принесла писателю огромного количества финансовых средств. В итоге, за 15 лет он смог набрать неимоверный перечень долгов и кредитов. “Денежная яма” и невозможность прокормить собственную семью заставили его пристраститься к алкоголю, который заметно подкосил его жизнь.

Спустя несколько лет его здоровье стремительно начинает ухудшаться. Внезапно в конце 30-ых годов прошлого столетия Куприна приглашают обратно в Россию. Александр возвращается. Но из-за алкоголизма и обострившихся болезней организм классика уже не мог творить или работать. Поэтому 25 августа 1938 года Александр Куприн умирает в Ленинграде по естественным причинам.

Жизнь и творчество писателя Александра Куприна

Александр Иванович Куприн является известным русским писателем и переводчиком. Его произведения были реалистичны, тем и приобрели известность во многих слоях общества.

Детство и родители

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 году.

Детские года Куприна проходят в Москве, куда они с мамой переехали после смерти отца.

Обучение

В 1887 г. Куприн поступает в Александровское военное училище.

Он начинает переживать разные трудные моменты, о которых пишет первые произведения.

Куприн неплохо писал стихи, но не пытался публиковать их или не хотел.

В 1890 году служит в пехоте, где пишет произведения «Дознание», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Через 4 года Куприн уходит из полка и начинает свое путешествие по разным городам России, смотря на природу, людей и приобретая новые знания для своих дальнейших произведений и рассказов.

Произведения Куприна интересны тем, что он свои переживания и чувства описывал в них или они становились основой для новых рассказов.

Самый рассвет творчества писателя был вначале 20 века. В 1905 году публикуется повесть “Поединок”, получившая огромное признание общества. Затем на свет появляется самый главный труд “Гранатовый браслет”, сделавший Куприна известным.

Нельзя не выделить такое произведение, как повесть “Яма”, которое стало скандальным и не опубликовано из-за порнографических сцен в книге.

Эмиграция

Во время Октябрьской революции Куприн эмигрирует во Францию, потому что не хотел поддерживать коммунизм.

Там он продолжает свою деятельность писателя, без которой он не мог представить свою жизнь.

Возвращение в Россию

Постепенно Куприн начинает тосковать по Родине, на которую вернулся с плохим здоровьем. После возвращения он начинает работу над своим последним произведением под названием “Москва родная”.

Личная жизнь

У Куприна было две жены: с первой Марией Давыдовой брак завершился спустя 5 лет, но этот брак дал ему дочь Лидию. Второй женой была Елизавета Морицовна Гейнрих, которая подарила ему двое дочерей – Ксению и Зинаиду. Супруга покончила жизнь самоубийством во время блокады Ленинграда, не сумев пережить такое жуткое время.

Потомков у Куприна не осталось, потому что единственный внук погиб во Второй мировой войне.

Последние годы жизни и смерть

Правительству было на руку возвращение Куприна на Родину, потому что из него хотели создать образ человека, который сожалел о своем поступке, что он покинул родную землю.

Однако пошли слухи, что Куприн сильно болен, поэтому прошла информация, что его произведение “Москва родная” вовсе написал не он.

Умер Александр Куприн 25 августа в 1928 году от рака.

Сообщение 3

Рождение писателя произошло 7 сентября 1870 г. в Пензенской губернии в городе Наровчат. Очень рано, из-за холеры ушел из жизни отец. В 1874г. мать совершила переезд в Москву, и отдала Александра в училище, в котором обучались сироты. С 1880 по 1888г. проходит путь до военного Александровского училища.

Увлекаться литературой начал в период обучения в кадетах. Рассказ «Последний дебют» появился в 1889г. и писатель был наказан выговором. Получив звание подпоручика в 1890-1894гг. был отправлен на несение службы в Каменец-Подольский. В 1901г. вышел в отставку. Проживал в Киеве, Петрограде, затем в Севастополе. Все это время, писателя преследовала бедность, нищета, у него не было постоянной работы. Эти тяготы и способствовали развитию Куприна, как выдающегося литератора. Подружился с Чеховым А. П., Буниным И.А. , эти писатели оставили неизгладимый отпечаток на творчестве писателя. В свет выходят рассказы и повести: «Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет».

Наступил 1909г., год признания. Александр Куприн получает Пушкинскую премию. Помимо писательской деятельности, помогает сбежать матросам-мятежникам от полиции. 1914г. наступает одно из самых страшных событий в истории человечества – Первая мировая война. Александр Иванович Куприн уходит на фронт добровольцем, но там находится не долго. Его комиссуют по здоровью. Чтобы участвовать хоть как – то в судьбе страны, открывает в своем доме, солдатский госпиталь. Но просуществовал он не долго. В стране начались перемены.

Читайте также:
Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна Олеся: сочинение

1917г. время революции. Куприн сближается с эсерами, и с радостью встречает революцию. Но ее последствия не оправдали его надежд. Гражданская война, которая началась следом за революцией, повергли его в депрессию. Принимает решение вступить в армию Юденича Н.Н..

Наступает 1920г. Время перемен. Куприн переезжает во Францию, и пишет свою автобиографию. Свет увидел ее под названием «Юнкера». В 1937 году, желание увидеть Родину, заставляет его вернуться домой. Новая страна, СССР, приняла Александра Ивановича спокойно, без последствий. Но прожить великому писателю оставалось недолго.

Умер писатель в возрасте 68 лет, от рака пищевода в 1938г. 25 августа, в Санкт-Петербурге, в то время Ленинград. Был захоронен на Волковском кладбище, возле могилы И.С.Тургенева, сейчас это Фрунзенский район Санкт-Петербурга.

Доклад 4

Александр Иванович Куприн – человек с интересной судьбой, писатель-реалист, чьи образы взяты из самой жизни. Время его творений пришлись на не легкие для русской истории период. Окончание XIX и начало XX столетия отразились на судьбе и и произведениях автора.

Александр Иванович, родившийся в 1870г., был уроженцем Пензенской губернии г. Наровчате. Мама будущего писателя имела татарские корни, чем впоследствии очень гордился Куприн. Иногда он наряжался в татарский халат и носил тюбетейку, выходя в такой одежде в свет.

Мальчику не было еще и года, когда ушел из жизни его отец, мать была вынуждена отдать сына в сиротский приют, переехав в Москву, уроженкой которой она являлась. Для маленького Александра пансионат явился местом уныния и угнетения.

Окончив училище, Куприн поступает в военную гимназию, по окончании которой в 1887 г. продолжил учебу в Александровском военном училище. События периода жизни писатель описал в произведении «Юнкера». Именно в период обучения Александр Иванович пробует писать. Первый опубликованный рассказ «Последний дебют» был написан в 1889г.

По окончании училища с 1890г. Куприн четыре года отслужил в пехотном полку. Богатейший жизненный опыт, приобретенный на службе, не раз становился темой его произведений. Параллельно писатель публикует свои произведения в журнале «Русское богатство». В этот период увидели свет: «Дознание», «Впотьмах», «Лунный свет», «Поход», «Ночная смена» и многие другие.

Закончив военную службу, Куприн живет в Киеве и пытается определиться с будущей профессией. Множество работ испробовал писатель. Он был рабочим на заводах, борцом в цирке, мелким журналистом, землемером, псаломщиком, актером, летчиком. Всего испробовал более 20 профессий. Везде ему было интересно, везде его окружали люди, ставшие героями купринских произведений. Скитания привели Александра Ивановича в Петербург, где устраивается по рекомендации Ивана Бунина на постоянное место работы в в редакцию « Журнал для всех».

Первой супругой писателя была Мария Карловна, свадьба с которой состоялась в зимой 1902г. Через год в семье появилась дочь Лидия, подарившая впоследствии Куприну внука Алексея.

Повесть «Поединок», вышедший в свет в 1905г., принес огромный успех Александру Ивановичу. Гуляка, авантюрист по натуре, был всегда в центре внимания. Возможно, это стало причиной развода с первой супругой в 1909г. В этом же году писатель вступил в повторный брак с Елизаветой Морицовной, в браке с которой родилось две девочки, младшая из которых умерла в раннем возрасте. Ни дочь, ни внук не оставили детей, поэтому прямых потомков писателя нет.

Предреволюционный период отличался изданием большинства произведений Куприна. Среди написанных произведений: «Гранатовый браслет», « Жидкое солнце», «Гамбринус».

В 1911г. переезжает в Гатчину, где во время Первой мировой войны открывает в своем доме госпиталь для раненных военных. В 1914г. был мобилизован и направлен на прохождение службы в Финляндию, но по состоянию здоровья был уволен.

Первоначально Куприн с радостью встретил известие об отречении царя Николая II от престола. Однако столкнувшись с диктатурой власти, был разочарован. Во время Гражданской войны примкнул к белогвардейцам и после поражения был вынужден уехать в Париж.

Бедность, склонность к употреблению алкоголизма вынудили Куприна вернуться в 1937г. на Родину. К этому периоду писатель был уже сильно болен и не мог заниматься творчеством. Умер Александр Иванович в 1938г.

Сообщение про Куприна

Популярные российские авторы отличаются от любых других авторов, так как они обычно являются приверженцами классического направления литературы. Эти писатели не зря стали одними из самых узнаваемых лиц, как и на своей родине, так и далеко за рубежом. Обычно это писатели, которые с самого детства всю свою жизнь развивали свой писательский талант, при этом знакомясь с ключевыми персонами своего времени, что также приносило им немалую популярность, отчего они становились ещё более успешными. Таким образом, подобные люди и становились известными и успешными, однако также в их развитии сыграл немаловажную роль их безмерный талант. Прекрасным примером подобного автора послужит писатель Куприн.

Александр Куприн – очень известный автор, которого в своё время читали очень активно, как и на России, так и далеко за рубежом. Этот автор писал достаточно уникальные и интересные произведения, в которых автор раскрывал самые интереснейшие темы, через которые автор также доносил свою точку зрения, которой делился со своими читателями. В произведениях Куприна также присутствовали различные художественные приёмы, которые поражали своих читателей своей гениальностью, ведь Куприн был настоящим мастером слова, который писал так, как ни мог писать, ни один автор, классический автор, если быть точнее. Даже его классические произведения были наполнены достаточно интересным сюжетом.

Читайте также:
Тема любви в творчестве А. И. Куприна.: сочинение

Александр Куприн 7 сентября в городе Наровчате. Родился он, как и большинство известных классических писателей в дворянской семье, в которой мальчика с самого детства очень сильно любили и заботились о нём. И с самого детства в мальчике была замечена его сильная склонность к литературе. С самого детства он начал проявлять достаточно хорошие навыки в литературе, а также в написании различных произведений и стихов. Позже он отправился получать образование, которое успешно получил и начал работать над собой и своим творчеством. Работая над ним, он смог выработать свой собственный стиль написания произведений, и таким образом он стал одним из самых читаемых авторов своего времени, если не самым читаемым. Он прожил хорошую жизнь, написав огромное количество произведений, он закончил её в Ленинграде 25 августа 1938 года. Вся его семья скорбела об утрате, однако умер он от естественных причин, или проще говоря, от старости.

Куприн Александр

Интересные ответы

Алтайский край это субъект Российской Федерации. Алтайский край расположен на юге России. Граничит с некоторыми районами Казахстана. Алтай живет по Красноярскому времени.

Тэффи – псевдоним Надежды Лохвицкой, великой русской писательницы. Тэффи родилась в конце девятнадцатого века в Петербурге, в семье адвоката. Отец, профессор права, был автором нескольких книг по юриспруденции и славился редким остроумием

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды.

О кончине сына Ивана Грозного сообщалось в большинстве русских летописей. Среди них, например: «Морозовская летопись», «Московский летописец», «Псковская летопись», «Пискаревский летописец». Впрочем, они свидетельствовали лишь о гибели царевича

6 июня 1799 год – Надежда Осиповна Пушкина родила будущего поэта в городе Москва. Александр Сергеевич Пушкин родился в дворянской семье, отца звали Сергей Львович Пушкин.

Особенности творчества А. И. Куприна

Скачать сочинение

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.
Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала — все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.
В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой — простой солдат. Герой — не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.
В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия — военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета — судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова — протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.
В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.
Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” — рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.
В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке — дочери уличной газетчицы.
Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода — роман “Юнкера”.
В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Читайте также:
Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»: сочинение

80586 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок»

Повесть «Поединок» Куприн посвятил М. Горькому. Тот назвал это произведение «прекрасной повестью». Популярность этой книги перешагнула границы России – она переводилась в то время на немецкий, французский, итальянский, испанский, шведский, болгарский, польский языки.

В чём же причина популярности повести? Прежде всего – в её обличительном пафосе.

Куприн показал в своей книге дикие нравы армейской жизни, рассказал о жестоком обращении армейских чинов с солдатами. Жалкими, забитыми предстают перед читателями денщик Гайнан и солдат Хлебников. Солдат Хлебников – больной, физически очень слабый человек. И насколько нужно иметь жестокое сердце, чтобы издеваться над таким человеком! Офицеры ради забавы (это говорит об их примитивности) измываются над Хлебниковым! Они бьют его, смеются, вымогают деньги. И за него некому заступиться! Солдаты, денщики в повести находятся в униженном положении, к ним относятся, как к скоту.

Своим содержанием повесть «Поединок» отвечала на важный вопрос того времени: почему царизм терпел одно поражение за другим в русско-японской войне? Да о каких победах могла идти речь, если в русской армии процветали корысть, разврат, пьянство? Интеллектуальный уровень офицеров, тех, кто муштрует солдат, крайне низок. Так, армейский служака капитан Слива за свою жизнь «не прочёл ни одной книги и ни одной газеты», а другой офицер, Веткин, вполне серьёзно заявляет: «В нашем деле думать не полагается». В этой затхлой армейской жизни задыхаются люди думающие, благородные, интеллектуальные, демократически настроенные, такие, как подполковник Назанский и подпоручик Ромашов.

Ромашов – честный русский офицер, ему очень и очень одиноко на военной службе. Он искренне был убеждён, что офицеры – люди с тонкой душевной организацией, патриоты. Но окунувшись в армейский быт, он вдруг увидел, что здесь царят «грубые армейские привычки, фамильярность, карты, попойки». Досуг офицеров составляют игры на “скверном маленьком бильярде”, «пиво», «сигареты» и проститутки.

Ромашов испытывает «мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей».

В образе подпоручика Ромашова угадываются автобиографические черты. Это и неудивительно: по окончании кадетского корпуса Куприн четыре года находился на военной службе. Всю жизнь его мучили воспоминания о розгах в кадетском корпусе. У Ромашова тоже уже в годы, проведённые в военном училище, «душа была уже навеки опустошена, мертва и опозорена». Ромашов выражает протест против пошлости, невежества, произвола.

В обрисовке семейно-бытовых сцен Куприн показал себя писателем-психологом. В основе конфликта лежит пылкая юношеская влюблённость, любовь Ромашова к привлекательной Шурочке Николаевой. Шурочка, как и Ромашов, на голову выше всех армейских служак, заметно отличается своим интеллектуальным развитием от полковых дам. Шурочка обладает сильной волей, хитростью, дальновидностью. Все её помыслы направлены на то, чтобы вырваться «к простору, свету» из циничной армейской обстановки. «Мне нужно общество, большое, настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники», – говорит Шурочка.
Мечту подобного рода можно было бы приветствовать, если бы не те бесчеловечные средства, которыми она воспользовалась. Ради карьеры мужа (недалёкого по своим умственным данным), ради того, чтобы вырваться из удушающей атмосферы армейского гарнизона, она идёт на подлость: отговаривает Ромашова, который её очень любит, от выстрела, и он погибает на поединке, став жертвой заговора.

Читайте также:
Своеобразие темы любви в прозе Куприна: сочинение

На примере жизни и гибели главного героя мы убеждаемся в безвыходном положении армейских людей, жаждущих осмысленной жизни. Главным виновником физической и духовной трагедии Ромашова является не Шурочка Николаева, которая, в сущности, и сама жертва, а весь общественный строй, порождающий буйных Бек-Агамаловых, деспотичных Осадчих, армейских чинодралов Николаевых, Шульговичей, уничтожающих достоинство офицеров, низших по званию. В такой среде нет места честным людям: они здесь или морально опускаются, находя утеху в пьянстве, как получилось с Назанским, или же погибают, как Ромашов.

Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна “Поединок”

План
1 История создания повести “Поединок”
2 Необходимость перемен в армии непонимание большинством солдат своих командиров
проблема “рукоприкладства” бедственное положение рядовых модель крепостнического строя в русской армии участь тех людей, которые пытаются идти против системы
3 Пути решения проблем
Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть “Поединок” уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал

Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: утомительно однообразными занятиями “словесностью” и отработкой ружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми интрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины,

Работа над повестью “Поединок” в 1902 – 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел – “хватить” по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности.
Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность и реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия – это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять.

Иначе вся важность и образцовость существующего строя – это блеф, пустой звук, и нет никакой “Великой державы”.
Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Выбор автора не случаен: ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание того, что от них требуется, некоторыми солдатами (Хлебников, исполняющий приказания арестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания). Осознать причины этого непонимания несложно.

Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть кого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко – это не более чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: “они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность”. Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии – всех пытаются “подвести под одну гребенку”, не учитывая особенности каждого народа.

Ведь эти особенности, врожденные и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями.
Вообще проблема “рукоприкладства” очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: “Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, – били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю”. Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой?

Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Так даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда “обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью”, как оказалось, тоже бил солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок). То есть завидовать судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит.
Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: “Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову”.

Читайте также:
Письмо литературному герою (По произведению А.. И Куприна Гранатовый браслет) 2: сочинение

Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет: “Но солдаты дружно гаркали, что они “точно так, всем довольны”. Когда спрашивали первую роту, Ромашов слышал, как сзади него фельдфебель его роты, Рында говорил шипящим и угрожающи голосом:
– Вот объяви мне кто-нибудь претензию! Я ему потом такую объявлю претензию!”
Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишаются средств к существованию: то малое жалование, которое они получают, они почти все отдают своему командиру. И эти самые деньги расходуются господами офицерами на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязной игрой (опять-таки на деньги), к тому же в компании развратных женщин. Безусловно, каждый человек имеет право на отдых.

Но этот отдых сильно затянулся и принял очень извращенную форму.
Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии, где офицерство – это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты – это рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена.

Ведь если мы посмотрим на тех людей, которые нас защищают, то есть на простых солдат, то наверняка в глазах большинства из них мы увидим отражение тех же слов, что сказал о себе солдат Хлебников: “Не могу больше, … … не могу я, барин, больше… Ох, Господи… Бьют, смеются… взводный денег просит, отделенный кричит…

Где взять? … Ох, Господи, Господи!”
Тех же, кто пытается пойти против этой системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться с такой “машиной” бесполезно, она “поглощает всех и вся”. Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности), наконец, сам герой повести Ромашов.

Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью “машины”, смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться: “Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить”. Он “точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни”.

Далось ему такое “взросление” не легко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим собой (ведь Ромашов очень любил говорить о себе в третьем лице), ему даже была близка мысль о самоубийстве (он ясно представлял себе картину, на которой изображено его мертвое тело, с запиской в руках и толпа людей, собравшихся вокруг него).
Анализируя положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны – это абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления “армия”, а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны: “Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам”. Я также близок к подобной мысли: для решения таких глобальных проблем в армии, для решения глобальных проблем вообще необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей, так как небольшие группы людей, и уж тем более единицы, неспособны переменить ход истории.

Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна — Сочинение по произведению А. И. Куприна «Поединок»

Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии было в юности страстным и литературное произведениетическим. Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: утомительно однообразными занятиями «словесностью» и отработкой ружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми интрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами «заштатной» интеллигенции.

Читайте также:
Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет»): сочинение

Впечатления этих лет явились как бы «запасом» на много лет вперед (материал для ряда рассказов и в первую очередь повести «Поединок» Куприн почерпнул именно в пору своей офицерской службы). Работа над повестью «Поединок» в 1902 – 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел – «хватить» по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности. Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки.

Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность и реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия – это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего строя – это блеф, пустой звук, и нет никакой «Великой державы».

Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Выбор автор произведенияа не случаен: ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор произведения резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание того, что от них требуется, некоторыми солдатами (Хлебников, исполняющий приказания арестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания). Осознать причины этого непонимания несложно. Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть кого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко – это не более чем пустой звук.

Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор произведения в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: «они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность». Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии – всех пытаются «подвести под одну гребенку», не учитывая особенности каждого народа. Ведь эти особенности, врожденные и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями.

Вообще проблема «рукоприкладства» очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, – били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю». Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой?

Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону. Так даже капитан Стельковский, командующий пятой ротой, лучшей ротой в полку, офицер, который всегда «обладал терпеливой, хладнокровной и уверенной настойчивостью», как оказалось, тоже бил солдат (в пример Ромашов приводит то, как Стельковский выбивает вместе с рожком зубы солдату, неверно подавшему сигнал в этот самый рожок). То есть завидовать судьбе таких людей, как Стельковский, не стоит.

Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: «Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову». Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет: «Но солдаты дружно гаркали, что они «точно так, всем довольны».

Когда спрашивали первую роту, Ромашов слышал, как сзади него фельдфебель его роты, Рында говорил шипящим и угрожающи голосом: – Вот объяви мне кто-нибудь претензию! Я ему потом такую объявлю претензию!» Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются сисПример сочинениятическому избиению, их еще и лишаются средств к существованию: то малое жалование, которое они получают, они почти все отдают своему командиру. И эти самые деньги расходуются господами офицерами на всякие посиделки в барах с выпивкой, грязной игрой (опять-таки на деньги), к тому же в компании развратных женщин. Безусловно, каждый человек имеет право на отдых.

Но этот отдых сильно затянулся и принял очень извращенную форму. Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии, где офицерство – это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты – это рабы-крепостные. Армейская сисПример сочинения разрушает сама себя изнутри.

Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена. Ведь если мы посмотрим на тех людей, которые нас защищают, то есть на простых солдат, то наверняка в глазах большинства из них мы увидим отражение тех же слов, что сказал о себе солдат Хлебников: «Не могу больше, … … не могу я, барин, больше…

Читайте также:
В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок»): сочинение

Ох, Господи… Бьют, смеются… взводный денег просит, отделенный кричит… Где взять? … Ох, Господи, Господи!

» Тех же, кто пытается пойти против этой системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться с такой «машиной» бесполезно, она «поглощает всех и вся». Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности), наконец, сам герой произведения повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы.

Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью «машины», смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться: «Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить». Он «точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни». Далось ему такое «взросление» не легко: он прошел через общественный конфликт, борьбу с самим собой (ведь Ромашов очень любил говорить о себе в третьем лице), ему даже была близка мысль о самоубийстве (он ясно представлял себе картину, на которой изображено его мертвое тело, с запиской в руках и толпа людей, собравшихся вокруг него). Анализируя положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны – это абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления «армия», а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».

Я также близок к подобной мысли: для решения таких глобальных проблем в армии, для решения глобальных проблем вообще необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей, так как небольшие группы людей, и уж тем более единицы, неспособны переменить ход истории. Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести.

Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа. Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку. Сопоставление двух героев, которым свойственны два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна.

Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие. Отношение автор произведенияа к ней двойственно, ему ближе «безрассудное благородство и благородное безволие» Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографичная. Ромашов— «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, т. к. они незрелы и непродуманны, зачастую наивны.

Ромашов близок чеховским героям. Но возникшая необходимость немедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению. После встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим.

Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен. В «Поединке» Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н. Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и автор произведенияский обличительный голос (монологи Назанского). Куприн пользуется излюбленным приемом Толстого — приемом подстановки к главному герою героя-резонера. В «Поединке» Назанский является носителем социальной этики.

Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, литературное произведениетическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: