Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна Олеся: сочинение

Значение человека и природы в повести «Олеся»

Куприн Александр Иванович в своих произведениях уделяет особое внимание не только роли пейзажей и описанию ландшафтов, но и ощущениям главных персонажей. Четко прослеживается связь между человеком и природой в повести «Олеся». Эти составляющие нераздельны и просматриваются на всем протяжении сюжетной линии произведения.

Особенности произведения

Литературное творение было создано в 1898 году. Это одно из ранних и известнейших произведений автора в прозе, удостоившихся признания публики. Даже убежденные критики считали повесть образцом драматичности и искренности. Куприн, однако, имел другое мнение на этот счёт и недооценивал возможности своего творчества.

Чтобы написать сочинение на уроках литературы правильно, стоит привести аргументы к «Олесе» Куприна, указать отрывки и цитаты, которые помогут понять читателю, что большую роль в повести играет природа, она напрямую связана с героями произведения. Основная тема — несчастная любовь. Иван Тимофеевич, богатый горожанин, и Олеся, простая, но проницательная деревенская девушка, были связаны крепкими узами, но по воле судьбы навеки разлучились. Акцент, делающийся на их чувства, переплетается с описанием природы.

Взаимосвязь между человеком и буйством стихии — не менее важный вопрос, поддающийся обсуждению по сей день. Страстные порывы превращаются в бесполезные метания, если нет связи с окружающим миром. Жизнь несправедлива, намерения сильны, а герои не перестают страдать, разочаровываясь все больше.

Чувства главных героев автор пытается выразить через описания пейзажей. «Олеся» Куприна (аргументы к сочинению необходимо указать, делая анализ повести на ЕГЭ) — это произведение, которое стоит прочитать, чтобы понять взаимосвязь природы и человека.

Литератор работал над произведением, пребывая в Полесье (Волынская губерния). Рассказывая о силах природы, он активно использует различные словесные обороты и тропы. Повествование ведётся от первого лица.

Главный герой творения — Иван Тимофеевич, состоятельный барин. Ему пришлось долгое время находиться в глухой деревне, промышляя охотой и прогуливаясь в свободные часы. Недолгие похождения помогали персонажу забыть о будничных неприятностях, на что Куприн неоднократно намекает, давая читателям понять:

  • вдали от суеты обретается надежда,
  • воплощаются честолюбивые мечты.

Главная героиня

Олеся не может представить собственную жизнь без природы. Она радуется каждому явлению, заботится об обитателях леса. Девушка красива не только внутренне, но и внешне. Ее внешность изысканна и необычна, сообразительная и сдержанная героиня наделена прелестными чертами.

Протагонистка имеет простое происхождение, но выражается подобно аристократке, используя верные речевые обороты. Великодушная возлюбленная Ивана Тимофеевича готова ради него на все. Внучка колдуньи жертвует своим достоинством и даже жизнью, соглашается работать в церкви ради благополучия дорогого человека.

Образы влюбленных противопоставляются, чему автор с охотой уделяет внимание. Олеся и природа — единое целое, они совершенно неразделимы. Городской барин и жители деревни — черствые, бесчувственные личности, забывшие о моральных устоях. Им не суждено распознать прелесть в том, что их окружает.

Предназначение ландшафтов

Полесская природа описывается автором с трепетностью и нежностью, словно таинственный мир, спрятанный от греховных натур. Там царствует красота, которую способны разглядеть только избранные. Природа, будто живой человек, наделена особыми свойствами и чувствами:

  • нет суеты, ссор и разногласий,
  • властвуют лишь успокоение и безмятежность.

Ощущения героев придают красочность описаниям литератора, делают их одухотворенными и незыблемыми. На страницах используются литературные средства выразительности, помогающие читателю живо представить происходящее. Жизнь торжествует, что проявляется в чудачествах природы: весенней капели, журчании родников, мелькании облаков в небесных просторах.

Отношение человека к окружающему миру определяет, насколько он совестлив и благороден. Это своеобразная оценка личности. Лишь тот, кто духовно богат, сдержан и способен прочувствовать многое, может быть неразрывно связан с природой, ощутить себя ее составляющей.

Главный герой обладает такими задатками. Он черпает вдохновение, находясь на охоте и любуясь бескрайними просторами. Весенняя пора наделяет его задумчивостью и искренностью, позволяет многое переосмыслить, забыть о тревогах и хлопотах. Ему вспоминается Олеся, красивая, честная, утонченная, податливая на ласку и склонная рассуждать бесхитростно.

Природа помнит и запечатлевает все, что происходит в ее лоне. Любые тайны остаются лишь с ней. Основные события происходят именно там, где персонажи чувствуют себя раскрепощенно и свободно.

Это самые незабываемые мгновения для них, дарующие прекрасные впечатления. Уединившись вместе в одну из ночей, возлюбленные становятся самыми счастливыми, перестают помнить, что их прежде заботило и утомляло.

Читайте также:
Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна: сочинение

Ландшафты в повести Куприна — не только фон, оттеняющий ощущения и намерения. Они отражают переживания, стремления и надежды протагонистов.

Окружающий мир является не безмолвным участником событий, а непосредственной составляющей лирического сюжета. Это становится заметно по окончании прочтения.

Куприн — искусный художник. Он описывает внутренний мир персонажей с поразительной точностью, позволяя читателям задуматься. Философский подтекст произведения поражает, идеологические мотивы впечатляют, как и словесные обороты, умело применяемые автором.

Сюжетная линия, композиция, средства выразительности, удивительный язык — все это переплетается с изображением не только природы, но и человеческих чувств. Писатель заставляет поразмыслить над главнейшими жизненными аспектами, сделать для себя определенные выводы.

Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)

Школьное сочинение

  • 1. Символика в рассказе А. И. Куприна “Гранатовый браслет”
  • 2. Тема любви в рассказе А.И.Куприна “Гранатовый браслет”

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе “Гранатовый браслет”. Это гамсуновская тема о “неразделенной, невознагражденной, мучительной любви “, тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна (“Олеся”, “Поединок”, “Суламифь”).

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения — любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила “доброго, но только слабого” Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. “Чистый и добрый” Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение — восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе “Гранатовый браслет”. Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей “прекратить как можно скорее” навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда “должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!” Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, “дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”. Ее не должны касаться “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”. О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви “грезят женщины”. Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, “виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию”.

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу “Гранатового браслета”, взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Читайте также:
Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: сочинение

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа “Гранатовый браслет” соответствуют образу “маленького человека”. Но этого “маленького” человека можно назвать “великим “: нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”.

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих “избранных”, удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. “В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли”.

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, “которой она в себе не ожидала”. Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: “Да святится имя Твое”. Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась “сильна как смерть”. Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы — о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

Природа в повести Олеся Куприна сочинение

Проблема взаимоотношений человека и природы присуща многим произведениям. Здесь пойдет речь про описание природы в рассказе Александра Куприна “Олеся”

Сюжет повести разворачивается в отдаленной от города деревушке. Жители не приемлют современное общество, поэтому и природа, где происходят события, отличается небывалой красотой. Еще на более далеком от мира расстоянии находится главная героиня рассказа. Она как прекрасный цветок сохранила и многократно увеличивала в себе с каждым годом все лучшие человеческие качества.

Читайте также:
Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

Природа играет в повести не последнюю роль в характеристике героев, их отличии друг от друга. Образ природы в повести ограничен и тесно связан с человеком. Для писателя природа это нечто целостное, что имеет связь с человеческим миром.

В начале повествования рассказчика пугает снежная вьюга. Прожив в городе, он оказался беспомощен перед лицом стихии. Позже, привыкнув к ритму деревенской жизни он ощущает себя чужим.

Описание изображений природы, леса напоминает о характеристиках героини, которые она приобрела от природы. Проживая среди полян, наполненных цветами, она становится зеркалом чувств – искренних и чистых. С приходом солнечных дней, автор представляет ее человеком, гармонирующим с природой и с собой. Девушка выросла вблизи старого соснового леса, олицетворяет жизнелюбие, и свободу мысли. Ее отношение к окружающему миру – выражение доброты вокруг нее. Жизнь в гармонии с природой дала ей способность улыбаться каждому новому дню и дарить радость людям.

В рассказе природа сопоставляется с человеком. Она будто понимает, сопереживает людям, создавая необходимую атмосферу. Предчувствуя невзгоды между людьми, бурю их эмоций, отношение природы к этому показывается автором через природные стихии, оставляющие отпечаток не только на урожае, но и на самих героях. Нет больше того мира, в котором была любовь и вера. Непогода показала настоящее лицо жителей: лицемерие, агрессия местных жителей, и в конце Олеся стала несчастной.

Крепкая связь природы и человека описывается в текстах многими русскими писателями. Человек, не видящий красоту окружающих его лесных массивов, который перестает радоваться каждому новому дню, со временем превращается в эгоиста и внутри погибает.

Подводя итог можно сказать, что человек и природа крепко связаны друг с другом. Природа и человек непрерывно связаны, и это вполне естественно, так как невозможно такое, чтобы целое не было связано со своей частью. Окружение героев наполнено полным взаимопониманием. Это можно понять по тому как происходит описание природы: если в жизни героев происходит что-то радостное, это проецируется через лунные ночи и солнечные дни, а трагические происшествия представлены непогодой.

Расуждение

Природа и человек непрерывно связаны, и это вполне естественно, так как невозможно такое, чтобы целое не было связано со своей частью. Особенно ярко эту связь показывают русские писатели, восхваляя русские поля, леса, реки и озера. Часто описанием природы писатели намекают на внутреннее состояние героев, изображают погоду как конфликт или его решение и сравнивают растения с человеком.

В повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» представлено разделение на людей цивилизованных, более близких к друг другу, чем к природе, и людей, живущих с природой в гармонии, мирно сосуществуя вместе. По одну сторону баррикады показаны жители деревни, местный урядник, да и сам главный герой, по другую же – две ведьмы.

Главный герой – Иван Тимофеевич, молодой писатель из богатой семьи, по воле случая застрявший в деревне. Тем не менее, он не наслаждается местными видами и не ищет вдохновения для новых работ – вместо этого молодой человек предпочитает скучать, время от времени занимаясь разными вещами, вроде лечения больных крестьян и учению грамоте своего слуги. Впрочем, после знакомства с Олесей, молодой девушкой, живущей в лесу вместе со своей бабушкой, ведьмой Мануйлихой, герой проникается любовью к природе, во всем видит отражение своей возлюбленной.

Олесю же предстает перед нами как человек, более близкий к природе, чем к людям. Она с детства жила в лесу со своей бабушкой и почти не общалась с другими людьми. Автор подчеркивает ее красоту, намекая, что она красива больше благодаря своей естественности и непринужденности, чем красоте в прямом смысле. Писатель говорит о ее тесной связи с природой, в то время как общество, наоборот, ее отторгает, принимая за издевки все ее попытки измениться, стать похожей на остальных. Ярким примером служит тому ее поход в церковь, на что девушка решилась из-за главного героя. Несмотря на то, что шла она туда с благой целью – приобщиться к вере, отказаться от своей «ведьминской» жизни, стать ближе к Богу – местные люди подумали, что она пришла навести порчу, сочли ее действия кощунственными.

Читайте также:
В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок»): сочинение

В то же время автор не брезгует и тем самым вышеупомянутым приемом проецирования чувств героев на природу. Особенно четко это видно к концу произведения, когда влюбленные расстаются навсегда. Тем же вечером случается гроза с градом, символизирующая расставание пары и их расстроенные чувства.

Как видно из всего вышеперечисленного, в этой повести человек и природа очень тесно соединены между собой, соединены настолько, что природа здесь продвигает сюжет дальше, к его логичному концу.

Природа в повести Олеся

Популярные сочинения

В современном мире дети уже с детства знают, что такое алкоголь. Алкоголь стал чем-то привычным и абсолютно нормальным для нашего общества. Но доказывать вред алкоголя даже не нужно

Больше всего на свете я люблю играть на гитаре. Я впервые увидел ее еще совсем маленьким, мне было, наверное, лет 10. Это была гитара моего старшего брата. В то время ему было целых 15 лет, и он казался мне очень взрослым и авторитетным парнем.

Год назад, после долгих уговоров мои родители все таки согласились и взяли мне щенка. Он был совсем маленьким и мало что умел делать. Папа предложил имя для нового члена семьи – Грей.

Готовые сочинения по литературе. 11 класс

Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

  • Композиция рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
  • Социальный фон пьесы М. Горького «На дне»
  • Столкновение природы и цивилизации в повести А. И. Куприна «Олеся»
  • Цикл рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи»
  • Символика в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Из серии: Средняя школа (Литера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Столкновение природы и цивилизации в повести А. И. Куприна «Олеся»

Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…

Проза А. И. Куприна.

II. Основная часть.

Основной конфликт повести «Олеся».

1. Образ главной героини повести.

2. Иван Тимофеевич — образ цивилизованного человека.

3. Мир природы и мир человека.

Трагедия любви в повести «Олеся».

Русская литература начала ХХ века отразила пессимистическое, трагическое восприятие жизни писателями. Многие их произведения полны мистических предчувствий, ощущения надвигающейся катастрофы. Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн также создавал свои рассказы и повести в это время. Он продолжил реалистические традиции русской литературы. Герои его произведений обычные люди, как правило, не очень удачливые, с множеством нерешённых проблем. Но рассказы и повести Куприна не производят мрачного впечатления, не вызывают тягостных ощущений. Проза писателя человечная, светлая и лёгкая, его слог мягкий и немного грустный.

Читайте также:
А. И. Куприн. Жизнь и творчество: сочинение

Куприн любит своих героев и сочувствует им. Такова его знаменитая повесть «Олеся», печальное произведение о любви в жестоком реальном мире.

Главная героиня повести, Олеся, живёт в лесу вместе с бабушкой, которую считают в Полесье ведьмой. Олеся — дитя природы, естественное и непосредственное. Она грациозна, красива и без труда пленяет сердце столичного жителя Ивана Тимофеевича. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности». Перед нами «цельная, самобытная, свободная натура». Олеся умна и одновременно по-детски наивна. Она выросла на природе и способна тонко чувствовать её красоту.

Любовь героини к Ивану Тимофеевичу искренняя, крепкая и беззаветная. Олеся — воплощение природной красоты и силы. Она отдаётся первому чувству без остатка. Именно Олеся заставляет сердце главного героя забиться сильнее. Он начинает замечать красоту окружающей природы и ценить её. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц, и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес… Тонкие стволы берёз белели и резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем». Не случайно только лес становится немым свидетелем любви главных героев, сохраняя их тайну.

Ради любимого Олеся не побоялась пойти в церковь, проявив немалое мужество и не испугавшись последствий. Но нравы деревни жестокие. Жители не могут принять того, что внучка ведьмы оказалась в церкви. «Послышались грубые насмешки… сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни». Героине едва удаётся избежать расправы, но её душевные переживания оказываются сильнее физических страданий.

Олеся чувствует, что её любовь не имеет будущего. Перед лицом разлуки именно она утешает главного героя, а не наоборот. Сильная духом девушка говорит любимому ободряющие слова, вселяя надежду на лучшее: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».

Иван Тимофеевич — главный герой повести, от лица которого и ведётся повествование. Барин, интеллигентный и образованный, житель столицы, светский человек оказывается в Полесье, глухой провинции. Иван Тимофеевич — типичный герой русской литературы. Умный, добрый по характеру, он устал жить, его сердце «ленивое». Герою посчастливилось встретить истинную любовь, безоглядную и жертвенную. Но в этой ситуации он ведёт себя, как слабый человек. Не понимая страхов главной героини, Иван Тимофеевич настаивает на её посещении церкви. В данном случае его больше заботят внешние приличия, волнует мнение общества, а не чувства возлюбленной. Герой воплощает в себе современного цивилизованного человека, не плохого, культурного, умного, но слабого, не чуткого, не способного на решительные поступки.

Основные события повести разворачиваются в лесу, где живёт Олеся и где она встречается с главным героем. Дикая величественная природа прекрасно описана Куприным. Даже такой уставший от жизни человек, как Иван Тимофеевич, проникается этой красотой. Только в лесу он и Олеся находят душевный покой. Природа спокойна и торжественна. Но она может быть грозной и неуправляемой стихией. Словно в ответ на оскорбление Олеси дождь и ветер разоряют хозяйства жителей Полесья.

Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича, взаимная и искренняя, оказывается несчастливой. Она, как нечто естественное и природное, стихийное и необыкновенное, невозможна в прозаичном мире людей. Любовь у Куприна — «всегда трагедия».

Читайте также:
Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»: сочинение

Сочинение Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна 10, 11 класс

Всю сознательную жизнь большинство людей ищут свою вторую половинку, кому-то это удается, кто-то терпит фиаско, а в некоторых стрела Купидона попадает так точно, что подаренная любовь может вознести человека на небывалые высоты или ранить, оставив на сердце кровоточащую рану, которая будет напоминать о себе долгое время.

Александр Иванович Куприн в своем произведении «Гранатовый браслет» показал, как любовь может быть многогранна, коварна и жестока. Главный персонаж Желтков, являющийся простым чиновников безумно полюбил замужнюю княгиню Веру Шеину тихой, нежной и искренней любовью.

Эта любовь терзала его долгие семь лет, сводя его с ума, но не лишая при этом разума. Каждый божий день Желтков просыпается с мыслями о своей любимой, время от времени посылая ей анонимные письма с признаниями в чувствах.

В день рождения княгини Желтков решается на отважный поступок, тратя казенные деньги на подарок в виде шикарного гранатового браслета уникальной работы. Не так много любовных историй, которые заканчиваются счастливо, и все главные персонажи живут долго и счастливо, эта история не является исключением. Подарок Желткова был отвергнут, что явилось причиной возникновения череды событий, которые печально скажутся на его жизни.

Буря эмоций разрывает Желткова и бросает его на отчаянный шаг-раскрытие своей личности перед князем Шеиным, который является супругом Веры Шеиной. Не удивительно, что князь Шеин негативно отнесся к Желткову после его разговора с ним о Вере Шеиной, пригрозив законной расправой. Желтков выбрал для себя участь безбожника, решившего покончить с собой. Самое обидное для меня, как для читателя, было то, что Вера Шеина не сожалела о смерти Желткова, а просто восхищалась силой чувств этого человека, допуская мысль, что эта именно та любовь, о которой мечтает любая женщина.

Куприн на основе своего произведения показал людям, что к любви нельзя относиться как к игрушке. Молодые люди, прочитавшие это произведение должны сделать вывод, что порой лучше правда, ведь расскажи Желтков Вере Шеиной о своих чувствах ранее, кто знает, какой оборот событий приняла бы эта печальная история любви.

Вариант 2

В центре внимания рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» события, в каждом из которых имеет место чувство, благодаря которому между людьми выстраиваются взаимоотношения. Это любовь, она проявляется в произведении по-разному. Автор с мельчайшими подробностями представляет разные варианты ее проявления. Но в любом случае любовь сопровождается душевными переживаниями, которые выражаются или через бурю эмоций, или представляют собой страсти на этапе угасания, или скрытые.

Веру Шеину – хозяйку дома – автор наделил чувством, которое в отношении мужа давно преобразилось. Оно стало со временем похоже на дружескую привязанность с долей уважения к супругу. Смирившись с подобным положением, она лишь терпеливо ухаживала за ним.

Одновременно женщина получала письма от местного чиновника Желткова с признанием в любви. Эти побуждения Вера считала несерьезными. Тайные желания обожателя вызывали у нее недоумение. О ее внешнем безразличии к поклоннику свидетельствовали долгие годы молчания и бездействия, когда она холодно читала и уничтожала его послания.

Безответная любовь – чувство, которое суждено было испытать главному герою произведения. В душе мужчины таилась непередаваемая нежность к Вере, безумная страсть, преданность, которую он доказал в конце своего жизненного пути.

Желтков оказался тем редким типом людей, которые способны любить искренне, бескорыстно, не требуя ничего взамен, находясь в готовности жертвовать ради любимой собой в любой момент. Его невероятное чувство осталось без ответа. Это не огорчало его, так как главное для главного героя было любить, наслаждаясь предметом своего обожания.

Однако для самого чиновника любовь стала разрушительной силой. Это связано с тем, что она оказалась предметом огласки. Он поставил себе в вину нарушение спокойствия возлюбленной.

После известия о гибели Желткова Вера посетила его дом и услышала произведение Бетховена. Только тогда женщина осознала, что теперь она самая несчастная на земле, так как позволила себе упустить шанс быть по-настоящему любимой и счастливой, не воспринимая серьезно отношение чиновника к себе.

Читайте также:
Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века.: сочинение

Таким образом, в произведении противопоставляются образы, с одной стороны, черствые, заинтересованные материально, человеку, для которого любовь приводит к отказу от любых ценностей в жизни, принимая возможность быть счастливым, любящим, оставаясь в стороне. Финал показал, что Желтков был предан своему чувству несмотря ни на что, не требуя взамен ничего для себя. При этом вину он приписал себе, чтобы на любимую женщину не упала тень подозрения.

Любовь Желткова к Вере стала уроком для героини. Она научилась видеть истинные чувства, поняла, что испытывал чиновник к ней. Главное – трагедия показала, что настоящая любовь способна изменить человека в лучшую сторону. Вера проявила жалость и попросила прощение. Это стало показателем того, что любовь влюбленного мужчины не была одинокой, бессильной, наоборот, она обладала такой мощью, которую ощутило все окружение в доме Веры.

Тема любви в рассказе Куприна Гранатовый браслет

Рассказы А.Куприна повествуют о настоящей бескорыстной любви, не требующей ничего взамен. По мнению автора, любовь – это глубокое сильное чувство, которое охватывает всю жизнь человека, занимает особое место в его сознании и душе.

Желтков – главный герой рассказа «Гранатовый браслет» – встречает на своем пути настоящую любовь. Это чувство, несмотря на его безответность, делает молодого человека поистине счастливым. Его вдохновляла каждая вещь, тем или иным образам напоминавшая ему о Вере Шеин: будь то забытый платок, письмо, программа выставки – одного только этого было достаточно, чтобы чувства вновь ожили и загорелись с еще большей силой.

Он был счастлив от мысли, что прекрасные руки его возлюбленной однажды коснуться адресованного ей письма, а равно его собственной души. Желтков решает подарить самую дорогую его сердцу вещь – гранатовый браслет, показывая тем самым, насколько сильно и беззаветно он любит.

При всем притом герой не вызывает жалости, а даже наоборот – искренность и глубина переживаний Желткова, его жертвенность и бескорыстие заслуживают уважения и даже восхищения. В нравственном отношении Желтков стоит выше общества Шеиных. Им не понять чувства искренней любви, они способны лишь насмехаться над героем, отчего лишь сами становятся смешны и нелепы в глазах читателя. Один только Василий Львович понимает чувства Желткова и в общении с ним ведет себя достойно, как подобает настоящему дворянину.

Очень точно в своем высказывании генерал Аносов определил понятие настоящей любви. Совершить подвиг ради такой любви, пожертвовать собой, подвергнуть себя страданиям – не есть великий труд, а есть великое счастье. Только особенные люди, исключительные по своей натуре обладают способностью так любить. К ним и относится главный герой рассказа Куприна.

Аносов помог Вере Николаевне осознать всю силу и глубину чувств Желткова. Вот она держит последнее письмо от П. П. Ж. Она понимает, что оно последнее, несмотря на то, что в содержании его отсутствует горечь прощания. Слова в письме проникнуты светлым чувством любви. Желтков отрицает собственничество и эгоизм. Он желает возлюбленной лишь счастья со своим избранником, и пусть житейские проблемы и ненужная суета никогда не беспокоят душу любимой. Очевидно, что к житейскому в судьбе Веры Николаевны Желтков относит и самого себя. Глядя на мертвого Желткова, она понимает, насколько великим был этот человек. У него была заветная мечта, способность к самопожертвованию и сила его огромной любви. Вера Николаевна с горьким сожалением понимает, что упустила навсегда эту великую любовь, которую подарила ей судьба.

Вариант 4

Автор данного произведения был настоящим создателем историй полных романтизма и чистой возвышенной любви. Куприн в своих произведениях описал именно ту любовь, которая возникает у человека в самом сердце и в самых укромных уголках души.

В его рассказах любовь это чистое высокое чувство, которое человек ощущает на духовном уровне. И в этой любви нет ни корысти, ни лжи, ни предательства. Это чувство настолько огромное всепоглощающее и возвышенное что благодаря ему человек становиться радостным, веселым и у него появляется цель и смысл жизни.

Автора многие критики называли настоящим романтиком и купидоном советской литературы. Ведь именно после прочтения его рассказов многие женщины всю жизнь искали такую любовь, которую он рисовал в своих произведениях.

Такие чувства способны понять и найти в жизни люди, которые работают в сфере искусства, так как у них очень тонкая душевная натура. В рассказе о браслете, автор ведет сюжетную линию в лице одного бедного чиновника.

Читайте также:
Горечь и сладость человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.: сочинение

Он безумно полюбил замужнюю женщину, кроме того что она замужем, она еще и из богатой семьи. Но это не остановило Желткова, он очень долгое время просто находился рядом со своей возлюбленной. Радовался ее достижениям и просто любил находиться рядом с ней.

Он часто издалека наблюдал за ее прогулками, встречами с друзьями, беседами с другими людьми. Влюбленный чиновник не требовал от нее ни бросить мужа, не полюбить его. Он просто искренне чисто и бескорыстно любил Веру, но в один прекрасный момент он все же осмелился и решил во всем признаться своей возлюбленной.

Однажды он написал письмо и положил в него подарок в виде гранатового браслета. Вера была очень удивлена данному подарку и пошла обо всем рассказать законному мужу. Желткова вызвал к себе ее муж и у них был серьезный разговор.

Ему запретили приходить к Вере, писать ей и искать с ней встреч. Было разрешено написать записку, в которой он извиняется за свое компрометирующее Веру письмо. Желтков написал это письмо, но в нем ничего прощального не изложил, просто еще раз написал о своей огромной любви и пожелал своей любимой счастья с мужем.

После этого поступка влюбленный чиновник покончил счеты с жизнью. Только после его кончины героиня рассказа поняла, какого человека она потеряла. И то не сама, а с помощью генерала, который объяснил ей, что это была настоящая любовь. Ее многие люди ищут до конца своих дней.

После всего пережитого Вера пошла в оперу, и там ставили пьесу, с похожей как у нее ситуацией и в конце произнесли те фразы, которыми с ней простился Желтков, и тогда она поняла смысл подаренного ей браслета и истинную любовь ее воздыхателя. Но было уже поздно слишком поздно.

Для 10 класса, 11 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна

Популярные сегодня темы

Самым соблазнительными местами для меня являются те уголки природы, где есть и источник воды, и густой лесной массив. Именно поэтому даже одно воспоминание о картине Исаака Левитана «Вечерний звон»

Данная былина повествует о жизни довольно бедного, но очень талантливого человека, который буквально поразил всех окружающих своей мастерской игрой на гуслях. Можно отметить

Откуда же возникла эта фраза? С незапамятных времён собаки верно служат людям. Они ходили вместе на охоту и вместе делили добычу. Они вместе охранили дом и отпугивали диких животных.

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.

Произведение под названием «Чистый понедельник» написана русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным. Относится к жанру рассказа. Анализ данного рассказа представлен в этой статье.

Трагическая любовь в творчестве А. И. Куприна (Куприн А. И.)

Тема любви, а тем более трагической любви, является наиболее популярной в художественной литературе. Любовь — довольно интересное, но очень коварное чувство. Одним людям оно дарит радость, «крылья за спиной», ощущение жизни, а другим лишь боль и разочарование, уничтожая любую надежду на лучшую жизнь. В творчестве Александра Ивановича Куприна данная тема поднимается довольно часто и раскрывается с разных сторон, но, как правило, оно трагично.

Особенно ярко мы может заметить это и проследить в таких произведениях, как «Гранатовый браслет» и «Олеся».

«гранатовый браслет» повествует нам о любви до самоотречения и даже до самоуничтожения, о готовности погибнуть во имя любимой женщины. В произведение речь идёт о безответных чувствах Георгия Желткова к замужней Вере Шеин. Героя ничего не интересовало в жизни, он существовал только любовью к княгине. Периодически Желтков отправлял ей письма, в которых описывал все свои чувства. На именины Веры Николаевны Георгий делает ей подарок- гранатовый браслет, который является семейной ценностью. Брат и муж княгини не принимают данный подарок и просят Желткова больше не появляться в жизни Веры Шеин.

Стремясь воспеть красоту бескорыстного чувства, на которое «способен, быть может, один из тысячи», Куприн придаёт повествованию черты надрывности. Любовь крошечного чиновника Желткова безответна. Романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей противостояли в произведении Куприна циничному глумлению над чувством, живописанию разврата. Конец в данном произведении поистине трагичен, также трагична и любовь в нем. Невероятная преданность предмету своего обожания доводит героя до полного отречения от всего остального мира. При этом, он не сумасшедший, как заметил муж героини: «мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек». Настолько это чувство было значимо для Желткова.

Читайте также:
Сочинение по повести А. И. Куприна Олеся: сочинение

В центре повести находятся герои-антиподы: приезжий из города Иван Тимофеевич и внучка Мануйлихи, гордая и своенравная Олеся. С самого начала понятно, что вспыхнувшее между ними чувство обречено: «паныч» лишь по служебному делу обязан приезду в этот край, а юная колдунья не желает променять свою «волю» на жизнь в пугающем её городе. Судьба Свела этих противоположностей вместе. Именно в героях скрывается весь смысл той трагической любви произведения. Сами характеры героев подтверждают губительность их действий. Олеся — решительный человек, любящий и искренний. Иван Тимофеевич — человек с “ленивым” сердцем. Он очень слаб морально. Герою тяжело принимать серьезные и сложные решения. От того и страдает героиня. К тому же влюбленная Олеся ещё и стоит перед выбором: Иван Тимофеевич или бабушка. Желание, привязанность, влечение к красоте — всё это испытывает герой, но он не может не считаться с мнением своей среды, общества, в котором он живёт. Иван Тимофеевич не понимает молодую девушку, не догадывается с какой же, на самом деле, силой она его любит. Всё это проявляется, когда Иван Тимофеевич утверждает любимой, что: «мужчина может не верить, сомневаться… но женщина должна быть набожна без рассуждений». При этом герой знал, почему же девушка не ходит в церковь. Это заставило героиню страдать как физически, убегая от побоев поселян, так и душевно, зная, что не может выполнить волю своего любимого. Данная повесть показывает историю любви, начиная от предчувствия героя, ещё до знакомства с героиней, и заканчивая трагической развязкой этой любви.

Познакомившись с данными произведениями, не остается и сомнения, что трагическая любовь пропитывает их содержание и героев. Прекрасное поначалу чувство способно превратиться в самую ужасную боль и причинить такой вред, что от него невозможно будет оправиться. Герои произведений Куприна осознавали, что не будет счастливого финала их чувствам, но желание вкусить всю страсть и сладость любви пересилило их. Обреченные на гибель, они добровольно идут по этому пути, желая не скрываться, а испытать данное прекрасное чувство на себе.

Тема любви в повести Олеся Куприна

Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, переводчик, певец возвышенного чувства. Его произведения глубоко проникают в душу человека и заставляют сопереживать и проживать моменты вместе с его героями. Такие повести, как «Гранатовый браслет», « Суламифь» и «Олеся» затрагивают сердце не только прекрасного пола человечества, но и оставляют след в душе мужчин. «Олеся» – это художественное открытие и одно из самых любимых произведений А. И Куприна. Повесть говорит о величайшей любви двух героев, двух натур, двух мировоззрений. В ней повествуется о трагической любви молодой девушки Олеси и ее возлюбленного городского барина и писателя, который приехал в родные края Олеси, чтобы понаблюдать за нравами простых людей – Ивана Тимофеевича.

Героиня повести «Олеся» молодая, красивая девушка, простая, живущая в окружение с природы. Она поражает Ивана Тимофеевича не только своей красотой, но и своей самобытностью, что является полной его противоположностью. Хотя она и слывет среди людей колдуньей, но все же она добра и наивна. Олеся влюбляется в Ивана Тимофеевича и доверяется ему, хоть и знает, что он может навредить любящему его человеку. Зная, что ее ждет, Олеся все равно признается Ивану в любви. Иван Тимофеевич отвечает ей взаимностью. Автор открыл и показал нам невинную, истинную красоту девушки. Молодая девушка готова перебороть свой страх перед суеверием и ради любимого обвенчаться с ним в церкви. Но злобный народ не дает Олесе никаких шансов на счастье и Олесе приходится расстаться с Иваном, с ее первой и возможно последней любовью.

Читайте также:
Роль символических образов в рассказе А. Куприна Гранатовый браслет: сочинение

Александр Иванович Куприн в повести «Олеся» хотел показать, что любовь не имеет границ между сословиями и возрастом. Любовь творит чудеса даже там, где это невозможно. Способность любить глубоко, искренне и по – настоящему умеют далеко не все. Испытать это чувство – большая удача и счастье. Куприн так дает знать, что может разрушать в одночасье такое чистое чувство, как любовь. Это людская злоба, ненависть и предательство. Но без этого чувства люди не могут обходиться. Любовь невозможна без боли.

Такие творения русских классиков заставляют нас задуматься об этом прекрасном, неуловимом чувстве. Любовь. Вот чего так не хватает людям в современной жизни. Ведь только это чувство заставляет нас идти на грандиозные поступки, писать великолепные произведения и посвящать любимым стихи.

Сочинение на тему Любовь в повести Олеся

В XIX веке писатели и поэты в России живо интересовались темой о любви и взаимодействия двух влюбленных людей, они выясняли, что же такое любовь счастье или трагедия. А.И. Куприн тоже освящал проблему любви в своих произведениях. Особенно проблема любви показана в произведении «Олеся».

Почти все произведения писателя о любви, носят счастливый характер. Но не это произведение. Именно это чистое и светлое чувство помогает героям произведений показать свои качества характера, узнать себя с лучшей стороны. Это показано и в повести «Олеся».

Главный герой повести был писателем, звали его Иван Тимофеевич, он приехал в Волынскую губернию. Он умен, образован он интересуется разными направлениями в искусстве, знакомится с разными людьми, которые ему интересны. Он с интересом изучает традиции, обычаи, легенды, народные песни. Он специально приехал в Полесье, что бы познакомится с обычаями этого края, узнать новые легенды и былины, которые ему пригодились бы в его дальнейшем творчестве. Здесь ему все казались самобытными и отсталыми от жизни. Все люди, проживающие здесь, были чистыми и светлыми.

Именно оказавшись здесь, Иван Тимофеевич встречает свою любовь, девушка по имени Олеся, которая покорила его сердце с первого взгляда. Девушка тоже полюбила его всем сердцем, но Иван не смог ответить ответным чувством.

Олеся была рождена для любви и долго шла к этому моменту и ждала того, что бы появился человек, о котором она смогла бы заботиться Девушка полностью отдалась своему чувству.

В деревне, куда приехал Иван Тимофеевич, девушку и её бабушку считали ведьмами, поэтому они ушли жить в лес. Но герой в это не верил. Он понимал, что девушка, ни какая не ведьма, а просто травница. Была лишь одна проблема, он и его любимая из разных миров, он городской человек, а она из леса, была суеверной, что внушало молодому человеку неуверенность. Он не мог представить её в модной одежде на светском вечере.

Они понимали, что им не быть вместе, от этого оба страдали. Для них светлое чувство любви стало трагедией.

Писатель описал отношения с особым трепетом, описывал все в мельчайших подробностях.

А.И. Куприн в своем произведении изобразил очень трагическую ситуацию для влюбленных. Мужчина в этой ситуации показан как трус, он испугался осуждения общества и отказался от своей любви. Автор пытался доказать, что за свою любовь надо бороться и отстаивать её. Если любишь, то не обращаешь внимания на мнение окружающих, и становишься по – настоящему счастливым.

Тема любви в повести Олеся

Популярные сочинения

Василий Тёркин» – поэма известного писателя Александра Трифоновича Твардовского, написанная в 1942 году. Всего в ней 30 глав. Именно данная поэма принесла писателю известность и народную признанность.

Выбор – когда из многих предоставленных возможностей нужно отдать предпочтение чему-то одному. Человек вынужден выбирать в течение всей своей жизни. В детстве за ребенка это делают родители

Одним из главных персонажей в произведении является Лонгрен. Около десяти лет герой был моряком, но когда его супруга умерла, ему пришлось уйти со службы, чтобы воспитывать ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: