Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок»: сочинение

Анализ рассказа Куприна Поединок сочинение

Александр Иванович написал данную повесть, чтобы передать все особенности, эмоции и чувства жизни в военной среде. Куприн задел одну из проблем, которая часто встречается в военной области, а именно армейское невежество и грубость в общении людей различных званий.

Главными героями данной повести являются люди, занявшие свои воинские должности. Куприн смог выразить персонажей во время службы, которые выполняют только приказы и им наплевать на личные чувства человека. Одним из основных героев, на котором зациклено внимание в повести – Юрий Ромашков, добродушный и образованный человек, который хотел сделать обстановку на службе более дружелюбной и порядочной. Куприн сравнивает Юрия с самим собой, он называл Юрия своей копией, которая существует в рассказе.

Юрий увидел множество различных событий и ситуаций в воинской части, странные выходки служащих, которые не имели такого понятия, как честь и порядочность. Невежественное обращение офицера с его подчиненными подрывали моральное состояние Ромашкова, он был против такого обращения и не скрывал этого, однако его практически не замечали. Он часто искал справедливость в тех поступках, в которых её не было. Куприн раскрывает тему несправедливости в обычной жизни обычного человека, который находится в подчинении своенравного человека без чувства морали и чести. Александр Иванович старался воплотить Юрия, как образ искреннего мечтателя, мечты которого вряд ли когда-то сбудутся. Также образ Юрия был достаточно наивен, он часто пытался свершить праведный суд, однако это у него никак не получалось.

Юрий влюбляется в Шуру, что было ошибкой в данном месте, где у людей нет никакого представления морали и чести, а уж тем более справедливости. В таких местах стоит полагаться только на самого себя, когда тебя могут подставить, покалечить, а то и вовсе лишить жизни. У Юрия случается конфликт с мужем Шуры, в ходе которого завязывается дуэль между Юрием и мужем Шуры, однако Шура уверяла Юрия, что её муж стрелять не будет, дабы сохранить свою честь. Юрий доверился, и его первая дуэль стала последней в его жизни. Таким образом Александр Иванович четко выражает всю несправедливость любви.

Сочинение на тему Поединок Куприна

Повесть Куприна «Поединок», это произведение о русской армии. К теме армии обращались многие писатели. Помимо конфликта поручика Ромашова с другим офицерам (мужем женщины которую он любит) но и кривизну армейской жизни в России. Цук (дедовщина), высокомерие и пьянство офицеров и т. д.

Особого внимания заслуживает время, когда была издана повесть. Это 1905 год, первая русская революция (1905-1908), кровавое воскресенье, террористические акты на министров и даже на царя. В конце года под влиянием общественных настроений и революционной обстановки царь подписал конституцию (17 октября). Она предполагает политическую амнистию и либеральные свободы. Если бы Куприн издал свою повесть раньше, то возможно, что власти привлекли его к ответственности. Была и ещё одна причина это 9 января в Петербурге, когда армия стреляла в народ, дискредитировав себя таким образом. Это было пиком разложения армии, по мнению Куприна. Критики определили повесть как «очень смелую, на злобу дня».

Он нарисовал замкнутую, провинциальную, скучную и бесперспективную жизнь армейского гарнизона. Офицерский корпус разлагается. Офицерская прослойка спивается, тупеет и испытывает ненависть к окружающему миру. В начале повести офицеры на плацу весело обсуждают, как один офицер (будучи не трезвым) застрелил в ресторане «штатского». В армии солдат мордуют, солдаты устали от нескончаемой муштры. Ромашов офицер интеллигент пытается противится, насилию над солдатами и даже вступает в конфликт со старшим офицером. Он не вписывается в офицерскую среду, более того она ему чужда. Он хочет вырваться. Единственный шанс вырваться, это поступить в академию генерального штаба таким образом продвинуться по служебной лестнице. Все офицеры мечтают об академии. Об этом же мечтает и поручик Николаев муж Шурочки в которую влюблён Ромашов. Но, Шурочка кокотка кружит мужчинам голову для забавы и ищет перспективного офицера (что бы вырваться из грязного гарнизона).

Любовь Ромашова погубила его жизнь. Интриги некоторых офицеров привели к дуэли Ромашова и Николаева. Шурочка на кануне, дуэли умоляет Ромашова не убивать мужа, потому как он её надежда. В результате Ромашов гибнет сам.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Поединок

Популярные сегодня темы

В своем романе «Дубровский» А.С. Пушкин затрагивает актуальные во все времена темы: любовь, дружба, честь, благородство, подлость. Движимые любовью, люди совершают немыслимые и удивительные поступки

Лес в разное время года имеет свои привлекательные черты, но особенный шарм у него появляется в зимний период. Потом деревья наряжаются в белоснежные шубы. На ветках расположились красногрудые снегири

Мысли о том, кем хочется стать в жизни, формируются еще в детстве. Повзрослев, приходится делать осознанный выбор среди большого количества профессий. Я намерен остановить свой выбор на работе в полиции.

Ключевым персонажем пьесы Горького «На дне», на мой взгляд, становится Наташа. Именно благодаря ей Горький раскрывает тему того, что плохое общество может сгубить даже самых прекрасных людей.

Проблемой в литературном произведении называют тот вопрос, который ставит и описывает на протяжении всего повествования. Причём писатель, как правило, не ставит вопрос прямо, обычно читателю самостоятельно приходится выделять

Повесть А.И.Куприна «Поединок»: проблематика и художественное своеобразие. Литературно-исторические заметки юного техника

Повесть А.И. Куприна «Поединок»: проблематика, сюжет, характеры.

Повести «Поединок» предшествовали рассказы Куприна из армейского быта, который он успел хорошо изучить, пребывая на военной службе. В таких рассказах как «Дознание» (1894), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1903), «Ночная смена» (1903)

уже были намечены основные проблемы, развернутые впоследствии в «Поединке».

Основные проблемы: изображение пороков царской армии с ее социальной несправедливостью и жестокостью — и мотив нравственного становления личности, с другой стороны.

В повести подвергнуты критике нравы офицерской среды, показано моральное разложение армии. Однако проблематика произведения гораздо шире: в нем затронуты проблемы социального неравенства, взаимоотношений личности и среды, интеллигенции и народа, а проблема свободы рассматривается многосторонне: в социальном, психологическом и нравственно-философском аспектах.

Читайте также:
Мой А. И. Куприн: сочинение

Описаны в основном офицеры. Солдаты изображены менее подробно. Куприн создает обобщенный образ многонациональной народной массы, бесправной и вынужденной безропотно переносить муштру, оскорбления и побои. Более детально выписан образ рядового Хлебникова, слабого солдата, в глазах которого «застыл тупой, покорный ужас».

Моральное разложение армейской среды проявляется и в сфере семейно-бытовых отношений. Жены офицеров невежественны, лицемерны, злоязычны и развратны. Все эти качества в полной мере воплощены в образе Раисы Петерсон, которая из мести готова пойти на клевету и погубить человека. Шурочка тоже не так хороша – тщеславна, эгоистична, ни перед чем не остановится, совершает предательский поступок – смерть Ромашова.

Эволюция Ромашова начинается с прозрения, произошедшего во время домашнего ареста, с осознания своего собственного «я», наделенного личной свободой. Оставшись в комнате, Ромашов удивляется тому, что ему приходится подчиняться чьей-то воле. С этого момента нравственный рост.

Армейская машина перемалывает его жизнь. Заглавие повести многозначно. В русской классической литературе XIX века дуэль была одним из испытаний героя на «подлинность», на личностную зрелость.

Офицеры много рассуждают о поединке как способе защитить честь офицера. При этом они не считают за людей «штатских», которых, по их представлениям, можно безнаказанно оскорбить, и не понимают, что сами лишены элементарного человеческого достоинства.

Идеал «естественного человека» в повести А.И. Куприна «Олеся». (1898)

Рассказ построен на приеме антитезе

Противопоставляется жизнь на лоне природы и в обществе, Олеся и Иван.

Образ идеального человека для Куприна в этот период связан с «естественной жизнью», а его любимые герои — дети, звери, обычные люди и «отщепенцы» — бродяги, нищие, артисты. Они выведены писателем в рассказах «Лидочка» (1894), «Локон» (1895), «Детский сад» (1897), «Allez!» (1897), «Чудесный доктор» (1897), «В цирке» (1902), «Белый пудель» (1903).

В центре этих произведений, как правило, честные и чуткие люди, которые не выдерживают столкновения с жестокой действительностью.

Центральная тема повести – противопоставление естественного человека мещанскому миру.

В основе сюжета этого произведения лежит традиционная схема: любовь двух людей, принадлежащих к разным сословиям. В европейской литературе подобная ситуация разрешалась одним из двух способов: либо социальные преграды оказывались непреодолимыми, и влюбленные разлучались, либо любовь побеждала социальные различия, и влюбленные соединялись в браке. Куприн избрал свой особый путь, углубляя вопрос о причинах расставания людей.

Помещик Иван Тимофеевич, и полесская девушка Олеся противопоставлены не только по социально-культурному принципу. он — богатый дворянин, принадлежащий к образованному слою, она — неграмотная нищая крестьянка, сирота, изгнанная из собственной деревни по подозрению в колдовстве; она является изгоем даже в своей среде. Но Олеся обладает такими качествами, которых лишен герой, и симпатия писателя на ее стороне.

Она в полной мере соответствует образу «естественного человека».

Во-первых, Олеся близка природе: отвергнутая человеческим сообществом, она живет со своей бабушкой в лесу и настолько хорошо знает природу, что человек со стороны готов поверить в ее «колдовские» способности. Умение «разговаривать» с животными и растениями, «заговаривать кровь» и гадать — не сверхъестественный дар, а результат ее длительного и постоянного общения с природой.

2- Лишенная книжного образования, Олеся наделена необыкновенной интуицией, «сердечным» зрением — в противоположность рефлектирующему герою, мыслящему преимущественно шаблонами и оперирующему общепринятыми представлениями. Помимо близости к природе Олеся наделена прекрасными душевными качествами: она добра, щедра, великодушна, готова пойти на жертву ради любви. Ради Ивана Олеся приходит в церковь, хотя знает, что односельчане могут выгнать ее.

При расставании герой же думает только о себе. Оплакивая утраченную любовь, герой-рассказчик так и не может понять, что главной причиной их разлуки стало не социальное неравенство и не роковое стечение обстоятельств, а его собственная душевная черствость и эгоизм.

Проблематика повести А. Куприна “Поединок”

Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты.

Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, поднимает проблему взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку.

Сопоставление двух героев, которым свойственны два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика. При этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие. Отношение автора к ней двойственно, ему ближе «безрассудное благородство и благородное безволие» Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична.

Ромашов — «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, однако его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов близок чеховским героям. Но возникшая необходимость немедлен ного действия усиливает его волю к активному сопротивлению. После встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то доказать окружающим. Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен.

В «Поединке» А. И. Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н. Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и авторский обличительный голос (монологи Назанского). Куприн пользуется излюбленным приемом Толстого — приемом подстановки к главному герою героя-резонера. В «Поединке» Назанский является носителем социальной этики. Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств.

Читайте также:
Поэтика произведений А.И. Куприна.: сочинение

Действие повести относится к середине 90-х годов XIX века. Современники увидели в ней осуждение армейских порядков и разоблачение офицерского состава. И это мнение через несколько лет подтвердит сама история, когда русская армия потерпит сокрушительное поражение в боях под Мукденом, Ляоляном, Порт-Артуром. Почему это произошло? Мне кажется, что «Поединок» ярко и четко отвечает на поставленный вопрос. Может ли быть боеспособной армия, где царит античеловеческая разлагающая и отупляющая атмосфера, где офицеры теряются, когда нужно проявить находчивость, сообразительность и инициативу, где солдат доводят до отупения бессмысленной муштрой, побоями и издевательствами?

«За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее. Младшие офицеры, совсем по-школьнически, опаздывали на занятия и потихоньку убегали с них, если знали, что им за это не достанется… При этом все сильно пьянствовали, как в собрании, так и в гостях друг у друга… На службу ротные ходили с таким же отвращением, как и субалтерн-офицеры…» — читаем мы. Действительно, полковая жизнь, которую рисует Куприн, нелепа, пошла и безотрадна. Вырваться из нее можно только двумя способами: уйти в запас (и оказаться без специальности и средств к существованию) или пытаться поступить в академию и, окончив ее, подняться на более высокую ступень по военной лестнице, «сделать карьеру». Однако способными на это оказываются единицы. Судьба же основной массы офицерства — тянуть бесконечную и нудную лямку с перспективой выйти в отставку с небольшой пенсией.

Повседневная жизнь офицеров складывалась из руководства строевыми занятиями, контроля за изучением «словесности» (т. е. воинских уставов) солдатами, посещения офицерского собрания. Пьянки в одиночку и в компании, карты, романы с чужими женами, традиционные пикники и «балки», поездки в местный публичный дом — вот и все развлечения, доступные офицерам. «Поединок» раскрывает то обесчеловечивание, душевное опустошение, которому подвергаются люди в условиях армейской жизни, измельчание и опошление этих людей.

Но иногда они прозревают на какое-то время, и эти моменты страшны и трагичны: ««Изредка, время от времени, в полку наступали дни какого-то общего, повального, безобразного кутежа. Может быть, это случалось в те странные моменты, когда люди, случайно между собой связанные, но все вместе осужденные на скучную бездеятельность и бессмысленную жестокость, вдруг прозревали в глазах друг у друга, там, далеко, в запутанном и угнетенном сознании, какую-то таинственную искру ужаса, тоски и безумия, И тогда спокойная, сытая как у племенных быков, жизнь точно выбрасывалась из своего русла». Начиналось какое-то коллективное безумие, люди словно теряли человеческий облик. «По дороге в собрание офицеры много безобразничали. Останавливали проходящего еврея, подзывали его и, сорвав с него шапку, гнали извозчика вперед; потом бросали эту шапку куда-нибудь за забор, на дерево. Бобетинский избил извозчика. Остальные громко пели и бестолково кричали».

Армейская жизнь, жестокая и бессмысленная, порождает и своеобразных «чудовищ». Это опустившиеся и отупевшие, закосневшие в предрассудках люди — служаки, пошлые мещане и нравственные уроды. Один из них — капитан Слива. Это тупой служака, ограниченный и грубый человек. «Все, что выходило за пределы строя, устава и роты и что он презрительно называл чепухой и мандрагорией, безусловно для него не существовало. Влача всю свою жизнь суровую служебную лямку, он не прочел ни одной книги и ни одной газеты…»

Хотя Слива и внимателен к солдатским нуждам, но это качество сводится на нет его жестокостью: «Этот вялый, опустившийся на вид человек был страшно суров с солдатами и не только позволял драться унтер-офицерам, но и сам бил жестоко, до крови, до того, что провинившийся падал с ног под его ударами». Еще более страшен капитан Осадчий, внушающий «нечеловеческий трепет» своим подчиненным. Даже в облике его есть что-то звериное, хищное. Он настолько жесток с солдатами, что в его роте ежегодно кто-то кончал жизнь самоубийством.

В чем же причина такого духовного опустошения, нравственного уродства? Куприн отвечает на этот вопрос устами Назанского, одного из немногих положительных персонажей повести: «…так и все они, даже самые лучшие, самые нежные из них, прекрасные отцы и внимательные мужья, — все они на службе делаются низменными, трусливыми, злыми, глупыми зверюшками. Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит»; «…для них служба — это сплошное отвращение, обуза, ненавидимое ярмо».

Спасаясь от мертвящей скуки армейской жизни, офицеры стараются придумать для себя какое-то побочное занятие. Для большинства это, конечно, пьянство и карты. Некоторые занимаются коллекционированием и рукоделием. Подполковник Рафальский отводит душу в своем домашнем зверинце, капитан Стельков-ский превратил в хобби развращение молоденьких крестьянок.

Сочинение: Нравственные искания героев Куприна, на примере героев повести Поединок

Нравственные искания героев Куприна, на примере героев повести «Поединок»

Автор: Куприн А.И.

Куприн принадлежит к тем писателям, которых читают везде и всегда. Главный источник вдохновения писателя – жизнь. Герои его произведений не удачливые, не преуспевающие в жизни люди, поэтому они подвержены нравственным исканиям, поискам истины и самих себя.

В повести «Поединок» наиболее подвергнуты нравственным исканиям два героя: Ромашов и Назанский. Два героя, чьи судьбы еще окончательно не сформировались.

Перед читателем предстаёт молодой человек, подвластный мнению более сильного, его характер находится в постоянном развитии, он еще только лишь глина, в руках судьбы – это главный герой, офицер Ромашов. Так же мы знакомимся с дерзким философом – пьяницей – Назанским.

Читайте также:
Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна?: сочинение

В повести, как только перед Ромашовым появляются нравственные вопросы, происходит встреча этих молодых людей. Причем более юный Ромашов , попадает под влияние философа-теоретика , Назанского.

Вначале произведения Ромашов, это стандартный офицер. Он не хочет отличаться чем либо от других. Он плохо относится к своим солдатам, пьет, заводит непристойную связь с женой одного офицера. В то же время, этот герой еще молод и может изменить свои повадки и характер. Автор показывает отношения главного героя с остальным офицерством, особенно внимательно описываются встречи с Назанским.

Уже после первой, освещенной в повести встречи, в душе главного героя начинают зреть и развиваться зерна нравственности. Это и осмысливание вечных вопросов, таких как добро и зло. И,разумеется, переосмысливание отношения к любви и жизни. Благодаря этому духовному движению, рвутся пошлые отношения с Раисой Петерсон. И быть может, впервые герой задумывается о себе, ни как о герое французского романа, а как о реально существующей личности. Ромашов лишь теперь понимает, что человек создание эгоистическое, и, что никому кроме себя самого они не нужен, это понимание приходит очень тяжело, меняются отношения с людьми, внутренний мир героя.

Ко второй встрече в душе героя происходит перелом. Возникает необходимость замены уже не подходящего мировосприятия, на что-то новое, более совершенное.И Ромашов вновь сталкивается с Назанским. В результате, у главного героя окончательно формируются некоторые стороны сознания, например, отторжение армии, желание создавать, а не разрушать. Так же мы видим, благодаря Ромашову, всю трагичность, машины под названием армия , ломающей жизни, как простых солдат, так и офицеров. Через Ромашова автор показывает удивительное свойство души человека. Вначале восприятие мира сквозь розовые очки, все радует, все удивляет. Затем розовые очки сменяются, чем-то черным и мрачным, но и к этому привыкает человек. И лишь взрослая личность начинает реально оценивать события. Ко всему привыкает человеческое сознание, а вот душа противиться многому. Таким образом, появляется дисгармония во внутреннем мире человека. Это тоже нравственное искание, через которое приходится пройти обоим героям.

Назанский – офицер – философ. Теоретически он все понимает, он со всем смирился. А вот в действительности проявляется конфликт внешнего и внутреннего миров. Это очень умный человек, особенностью которого является возможность анализа. Но только вот проблема, за этим анализом, он забывает жить.

В той реальности, которая существует, Назанскому жить очень тяжело, он не находит применения своему уму, так же он наталкивается на стену офицерского произвола и вседозволенности, жестокости и низости существующей армии. Поэтому этот герой начинает пить, таким образом пытаясь заглушить разногласия между душой и сознанием. И в результате он становится таким как все офицеры этого гарнизона.

Но все же Назанский является зеркалом Куприна, именно он направляет главного героя в нравственных исканиях. Так же этот герой отображает , мысли автора о том что такое армия, офицерство, отношения служивых людей.

Итак, перед нами разворачиваются нравственные искания двух героев. Ромашов, мальчик, который ищет правду, и Назанский, который ,увидев часть ее, избегает нормальной жизни. Оба героя прошли несколько этапов духовного развития. Назанский не смог сдвинуться с позиции теоретика, и поэтому действительность его мало интересует, ему более важны размышления о этой действительности. Ромашов, смог больше, он перенес часть теории на настоящую жизнь. Но все же он не сумел устранить дисгармонию своей личности, и как результат его смерть на дуэли, от которой он мог отказаться, но мнение общества для него оказались важнее внутренних чувств .

«Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем более человек в его человеческом деле.»

Анализ повести «Поединок» (А. И. Куприн)

Литературный талант А. И. Куприна сложно оспорить. Его произведения читают и любят по сей день, а проблемы, затрагиваемые им в текстах, остаются актуальными. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с его литературным наследием, предлагает Вам анализ повести «Поединок» по плану, а также подробное краткое содержание по главам.

История создания

Считается, что замысел масштабного произведения о русской армии появился у Куприна в начале 1890-х годов. В это время выходит множество рассказов, посвященных этой теме, но за усиленную работу писатель принимается только к 1903-му году.

Процесс создания идет тяжело – в то время, как Александр Иванович работает над материалами и черновиками, в свет выходит роман другого автора со схожими идеями. Куприн собирается бросить труд, но благодаря стараниям М. Горького, все же решает закончить повесть. Также автору в работе мешало пагубное пристрастие к спиртным напиткам. О нем часто шутили: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».

Впервые повесть публикуется на страницах сборника «Знание» в 1905 году и практически сразу вызывает бурную реакцию у публики. Одни сочли произведение за попытку очернить тех, кто отважно защищал родную страну от бед, другие – за смелый вызов существующей системе.

История написания повести «Поединок» неотделима от биографии автора. В «Поединке» много автобиографичного – Куприн и сам отслужил четыре года в провинции. Он и сам имел многочисленные романы с замужними женщинами. Он и сам не раз бывал на дуэли. Впечатления о том времени позволили ему достоверно описать характеры героев и нравы офицеров.

Жанр и направление

Произведение «Поединок» относят к жанру повести. Об этом можно судить по объему текста (больше, чем рассказ, но меньше, чем полноценный роман, несмотря на то, что сам Куприн говорил иначе), наличию определенного повествователя (Ромашов), о судьбе которого и узнает читатель. Также история замкнута в пространстве – все события происходят в рамках одного городка – и времени. Во второй главе указывается начало действия: первые числа апреля. Завершается все 2-го июня донесением о трагедии.

Направление интересующей нас повести Куприна — реализм. «Поединок» достаточно реалистичен. Образы и ситуации обычны для той эпохи, автор умело пользуется психологизмом и детализацией для создания живых, правдоподобных персонажей. Тем не менее, главного героя вполне можно назвать романтическим. В нем присутствует типичное для этого направления двоемирие: осознание того, что мир идеальный не соответствует миру реальному, в котором приходится существовать. Поняв это, человек впадает в отчаяние, он не способен смириться с несовершенством повседневности, но и сделать он ничего не может. Не принимают его и окружающие, далекие от духовного развития. Ромашов отличается от них, но едва ли превосходит, ведь наш романтический герой традиционно слишком слаб, чтобы воплотить в жизнь свои идеалы.

Читайте также:
Социальная тема в творчестве А.И. Куприна: сочинение

Особое внимание уделяется описанию эмоций и чувств, в частности, тех, что связаны с любовными переживаниями.

Композиция

Повесть «Поединок» имеет одну основную сюжетную линию, которая развивается от начала до конца: переосмысление офицером Ромашовым общественного уклада, частью которого он является. Второстепенные же лица и сюжетные ответвления нужны только для раскрытия центрального конфликта.

Финальная глава «Поединка» имеет необычную форму – она представлена в виде рапорта о случившейся дуэли между Николаевым и Ромашовым. Дело в том, что ее оригинал изъяли при обыске квартиры писателя, и Куприну пришлось воссоздавать текст по памяти. Времени до отправки произведения в печать практически не оставалось, поэтому он решил поступить подобным образом, взяв образец из Дуэльного кодекса.

Суть: о чем повесть?

Молодой подпоручик Георгий Ромашов полтора года состоит на службе в небольшом городе. Он командует полуротой, но мечтает о более почетном положении. Тем не менее, ему непонятно, зачем люди участвуют в войнах и понапрасну губят себя, если можно просто решить все мирным путем.

Он разочарован в армии, чувствуя себя лишним среди «чужих, недоброжелательных или равнодушных людей». Не терпит рукоприкладства и грубости со стороны вышестоящих – за попытку заступиться за одного из солдат его даже сажают под домашний арест на четыре дня.

Серые будни Ромашов разбавляет поездками в гости и случайными интрижками с замужними женщинами – сначала с Раисой Петерсон, затем с Александрой Николаевой. В доме последней бывает достаточно часто – ему кажется, что она из тех немногих, кто способен по-настоящему понять. Но как раз чувства к ней и приведут Георгия к трагическому финалу.

На майском смотре полурота героя переживает настоящий позор – захваченный ощущением собственного величия, Ромашов совершенно забывает о правилах, и полностью разрушает построение. Униженный перед всеми, он окончательно отстраняется от людей, считая себя презренным существом. Тут же появляется и муж Шурочки с обвинениями в распространении сплетен и развратном поведении – оказывается, кто-то посылает анонимные письма с намеками на любовные отношения между Георгием и Александрой. Доведенный до предела подозрениями, Николаев в один из вечеров серьезно ссорится с Ромашовым. Дело доходит до суда, на котором назначают дуэль.

Уверенный, что ему не причинят вреда – к нему приходит Шурочка и говорит, что супруг не станет в него целиться – герой отправляется на поединок. На следующий день он умирает от выстрела в живот.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон считает, что главные герои повести «Поединок» могут мирно сосуществовать в одной таблице:

Георгий Ромашов главный герой, глазами которого читатели видят все события, происходящие в повести. Именно его мысли и эмоции позволяют глубже понять окружающий мир. Он не понимает, насколько сложна жизнь во всех ее проявлениях – как позитивных и негативных – думая, что люди запросто могут изменить мир к лучшему. Просто они еще не осознали этого. Идеалистическое мировоззрение делает его крайне уязвимым. Он видит вокруг только грязь и пошлость, ему скучно среди товарищей – нигде Георгий не может найти себе места. Примечательна его склонность составлять в голове подобие книжных фраз при каждом эмоциональном случае. «…он подумал про себя, по своей привычке, в третьем лице: «Мрачное раздумье бороздило его чело»Сам Ромашов немного стесняется этого, называет слабость детской и глупой, но отучиться от нее не может. Представляя себя литературным героем, он уходит от тоскливой повседневности, отделяется от нее. Обособившись, он также становится излишне мнительным. Ему свойственно желание порисоваться, проявить себя. У него есть тщеславие и жажда признания.Единственное, что удерживает его связь с реальностью – чувства к Александре. Ромашов отчаянно ищет родственную душу, но никак не может найти.
Александра Петровна Николаева (Шурочка) образованная женщина, начитанная, желает любыми способами покинуть провинцию («Ты ведь знаешь, я ненавижу до дрожи это мещанское, нищенское офицерское общество. Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!»). Гордая, умело пользуется обаянием, чтобы получить то, что хочется. Ромашова считает близким человеком, но не видит с ним смысла заводить роман («Меня волнует ваша близость и наши прикосновения. Но зачем вы такой жалкий!»). Она резко выделяется на фоне прочих женских образов повести тем, что совсем не интересуется пустой жизнью городка, поэтому и кажется Георгию особенной. Александра тщеславна, как и он, но у нее гораздо больше целеустремленности и силы, чтобы добиться богатства и видного положения.
Владимир Ефимович Николаев сослуживец главного героя, несколько раз пытавшийся поступить в академию. Под чутким присмотром жены готовится к третьей попытке сдать экзамены. Недалекий, глупый, но упорный человек, находящийся под влиянием жены. Сама Шурочка относится к нему с некоторым снисхождением, зовет излишне ревнивым и вспыльчивым (Я своего мужа не люблю, – говорила она медленно, точно в раздумье. – Он груб, он нечуток, неделикатен…», «Он до сих пор мучит меня этим несчастным Назанским. Выпытывает каждую мелочь, делает такие чудовищные предположения, фу…»). В порыве гнева убивает Ромашова на дуэли.
Василий Нилыч Назанский умный и открытый офицер лет 30, к которому Ромашов приходит за поддержкой. Много философствует, говорит о красоте, искренне заботится о состоянии Георгия. «В вас что-то есть, какой-то внутренний свет… я не знаю, как это назвать. Но в нашей берлоге его погасят. Просто плюнут на него и потушат…» – говорит он ему. Прекрасно понимает безнадежность своего существования, отчего старается заглушить чувство опустошенности алкоголем. Мечтатель, как и главный герой. «Нет, мой родной, есть только одно непреложное, прекрасное и незаменимое – свободная душа, а с нею творческая мысль и веселая жажда жизни…»
Читайте также:
Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: сочинение

Можно выделить в повести «Поединок» несколько основных тем: тяготы армейской службы, взаимоотношения мужчины и женщины, поиск места в мире. Тематика «Поединка» интересна и современному читателю:

  1. Тема армейской жизни раскрывается за счет подробного описания солдатского быта. Неравенство – основная причина процветания бесчеловечности в этой среде. Чувствуя власть, люди с более высокими званиями принимают рядовых за расходный материал, с которым можно обращаться как угодно. Людей связывает страх, а не уважение, и это, считает Куприн, неправильно.
  2. Любовная линия Раиса-Георгий-Шурочка показывает читателю, насколько разными бывают чувства. Раиса не понимает причин, по которым Ромашов вдруг в один раз охладел к ней настолько, что даже не пожелал объясниться. Обиженная, она вымещает свою злость в едких словах и угрозах, и, в конце концов, становится причиной смерти главного героя – именно она посылала Николаеву ту анонимные письма со сплетнями. Для Раисы любовь может быть только эгоистической: она любит не мужчин, а их отношение к себе. Поэтому для нее от любви до ненависти один шаг. На контрасте с этим образом Александра кажется более зрелой и мудрой женщиной. Но единственное, что ею движет – желание стать частью столичной элиты, где она сможет вести роскошную праздную жизнь. Ей приятно внимание Георгия, но не более. Единственный человек, которого она способно любить по-настоящему – это она сама. Ромашов же не находит счастья ни в чем. Увлечение Шурочкой не приводит к серьезным отношениям, на службе тоже одни разочарования. Он не знает, где и в чем найти свое призвание, и не вписывается в общество, видя в нем сплошные пороки. Зато он может искренне любить, ведь он беззаветно верит Шурочке. Тема любви в повести «Поединок» раскрыта всесторонне. Автор обратил особое внимание на эгоистическую любовь, которая только разрушает судьбы людей.
  3. Поиск призвания — это тоже основная тема повести «Поединок». Ромашов явно ошибся, став офицером. Он не создан для военной службы. Однако признать это и сделать шаг назад герою мешает непомерно развитое самолюбие. Он все еще стремится в академию, однако ничего толком не делает, чтобы достичь своего. Это говорит о его слабости, а еще указывает на то, что Георгию не нужно туда поступать. Он этого не хочет. Его призванием является литературная стезя, ведь он даже сам с собой говорит на книжном языке.
  4. Тема внутреннего мира. Автор подробно воспроизводит все мысли и чувства героя, чтобы показать духовную уникальность «жалкого» человека. Да, ему не быть генералом, но это не повод его презирать. В его душе действительно есть свет, который гасит окружающая его среда. Однако в других условиях он мог бы развиться и найти себя.

Если тематика повести «Поединок» раскрыта не полностью, напишите об этом Многомудрому Литрекону. Он дополнит ее для Вас.

Проблемы

Проблематика повести «Поединок» тоже очень злободневна и близка многим читателям.

  1. Основная проблема, затрагиваемая автором – удручающее состояние российской армии. Практически в каждой главе можно увидеть, насколько плохо люди на службе относились друг к другу. Повсеместно встречается рукоприкладство – командиры были уверены, что только криками и физическим насилием возможно донести хоть какую-то мысль до обычных солдат. Куприн осуждает не только безнравственность и жестокость офицеров, но и саму систему, поставившую их в такие рамки. Армия, по его мнению, даже самых хороших людей делает порочными, потому что ее иерархия держится на страхе и неудовлетворённости.
  2. Проблема гуманизма получает свое отражение в книге. Автор уверен, что жестокости в армии можно избежать, и приводит характерный пример. Крайне нелестно отзываются подпоручики о командире пятого полка. Он разговаривает с подчиненными редко и тихо, ругается также на пониженных тонах. Имеет строгий нрав, но несмотря на это, солдаты почитают его. Во время майского смотра полков именно они показывают наилучший результат, тогда как остальные оказываются полностью вымотаны от жестоких тренировок. «Молодцеватые, свежие люди проделывали ротное ученье таким легким, бодрым и живым шагом, с такой ловкостью и свободой, что, казалось, смотр был для них не страшным экзаменом, а какой-то веселой и совсем нетрудной забавой…». Так, Куприн дает понять, что жестокость, распущенность офицеров и внушение страха солдатам не приведут к положительному результату.
  3. Проблема половой распущенности в частях тоже занимает особое место. Раиса и Александра заводят романы на стороне и сеют смуту в рядах офицеров. Но даже не любовь движет ими, а простое женское тщеславие. Нищета и провинциальная серость толкают их на безнравственность. Но и этим нельзя оправдать женщин, которые провоцируют дуэли и обманывают своих супругов.
  4. Проблема неудовлетворенности жизнью. Этим недугом больны почти все герои повести. Георгий мучается от своей бесполезности в армии, его гнетут неудачи. Александра чувствует, что могла бы претендовать на большее, и страдает от нищеты и скуки. Назанский отчаялся найти себя за пределами казармы, но и она ему глубоко чужда. Также его мучает отказ Александры.
  5. Проблема безволия. Ромашов мог бы изменить свою жизнь и даже завоевать Александру, но у него не хватает сил на то, чтобы двигаться дальше. Он делает что-то значительное только в мечтах. На практике он ни ни что не способен.

Основная идея

В чем же заключается смысл повести Куприна «Поединок»? Автор показал, как важно искать свое место в мире и не останавливаться на том варианте, который «и так сойдет». Ромашов действительно был способным и творчески одаренным человеком, который мог бы найти себя в искусстве или журналистике, как и сам Куприн однажды нашел себя в этих мирных занятиях. Но герой, в отличие от автора, так и не признался себе, что армия — это не его стезя. Ему не хватило смелости и упорства, чтобы покинуть часть, которая отравляла его жизнь. В итоге он погиб, вновь подчинившись условностям. Именно слабость и неумение возразить убили его. Он не сказал «нет» Раисе, ненужным и навязанным ему амбициям, интриганке Шурочке. Безволие завело его в тупик, как и Назанского. Человек не может противостоять среде без силы духа и внутреннего стержня. А эти качества каждый из нас должен выработать сам.

Читайте также:
Письмо литературному герою (По произведению А.. И Куприна Гранатовый браслет) 2: сочинение

Видимо, главная мысль повести «Поединок» заключается в необходимости деятельного протеста. Главный герой, заметив, насколько развращены те, с кем он постоянно находится, пытается противостоять сложившимся устоям, но делает это пассивно. Он защищает и утешает слабых, задумывается над действительно важными вещами, но этого оказывается слишком мало, и, в конце концов, среда его уничтожает. Если бы Ромашов проявил энергичность, силу духа и твердую позицию, то ему удалось бы воплотить свои мечты в жизнь. Ведь смог же сам Куприн уйти в отставку и обрести счастье в мирной жизни.

Чему учит?

«Поединок» учит читателя внимательности к ближним, заставляет задуматься об отрицательных поступках, которые мы совершаем. То, как показана армия в повести – лишь отображение реального положения дел той эпохи. Куприн хотел, чтобы публика узнала, насколько далеким от идеала является романтизированное офицерское общество, и надеялся, что сможет изменить ситуацию.

Мораль повести «Поединок» заключается в том, что каждый человек должен соответствовать своей мечте. Ромашов жил иллюзиями и заблудился в романтических представлениях об армии. Его бросает из стороны в сторону: реальность разбивает его грезы, убеждает его в необходимости бросить службу; но в мечтах Георгий снова и снова обманывает себя, представляя ту роль, которая ему чужда. Поэтому Ромашов был несчастен и так бесславно погиб, оказавшись не на своем месте.

Художественные особенности

Благодаря большому количеству монологов и диалогов, мы можем глубже понять персонажей. Вдохновенные речи Назанского, мысли Ромашова, циничные фразы Раисы и Александры – все это создает нужный образ и содержит вложенные автором смыслы.

«Пожалуй, она никогда и никого не любила, кроме себя. В ней пропасть властолюбия, какая-то злая и гордая сила. И в то же время она — такая добрая, женственная, бесконечно милая. Точно в ней два человека…» (Назанский о Николаевой)

«Пожалуйста, Ромочка, не воображайте о себе. Вы и не мужчина вовсе…» (Александра – Георгию)

Можно отыскать эпитеты и портретные детали: «жалкая обстановка», «мясистые красные руки», «бесцветные светлые глаза», «Рослый, патлатый Арчаковский» и др.

Также встречается стилизация речи: «боя бать гречадка», «ум’ляю», «ск’жите» и пр.

Критика

Публика восприняла «Поединок» неоднозначно, кто-то поддержал стремление автора обратить внимание на существующую, но малоизвестную проблему, а кто-то, наоборот, упрекал его в попытке очернить военных.

В журнале «Русская мысль» писали следующее:

«…его бич и его удары бьют и казнят проклятый строй, систему, общую машину, общий дух и рабский склад всей жизни…»

«Петербургские ведомости» придерживались схожего мнения:

«Язвы, поражающие… офицерскую среду в радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни…»

Критик А. А. Измайлов отметил некоторую небрежность писателя и скомканность финала, но согласился с остальными и выразил радость относительно того, что в литературе появился новый талант.

«В его писательском и человеческом темпераменте, по-видимому, неотрицаема черта какой-то типично-русской безалаберности…»

«Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал»

Как известно, Александр Иванович Куприн — писатель был психолог. Свои наблюдения человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы живем, иногда настолько загрязнен ложью, подлостью и пошлостью, что нам порой необходим заряд положительной энергии, чтобы противостоять засасывающей трясине. Кто же укажет нам источник чистоты? По-моему, Куприн обладает таким талантом. Он, как мастер, шлифующий камень, открывает в наших душах богатство, о котором мы сами не догадывались. В своих произведениях для раскрытия характеров героев он использует прием психологического анализа, изображая главным персонажем человека духовно раскрепощенного, стараясь наделить его всеми теми прекрасными качествами, которые нас восхищают в людях. В особенности же чуткостью, пониманием к окружающим и требовательным, строгим отношением к себе. Примеров тому много: инженер Бобров, Олеся, Г. С. Желтков. Все они несут в себе то, что мы называем высоким нравственным совершенством. Все они любят бескорыстно, забывая себя.

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: «. Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел». Что это? Вызов? Неужели же то, что мы чувствуем, не истина? Есть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным нам человеком. Чего же больше? По Куприну, «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.

Я до сих пор не могу забыть, какое впечатление произвели на меня чувства Желткова. Как сильно он любил Веру Николаевну, что смог покончить с собой! Это же безумие! Любя княгиню Шеину «семь лет безнадежной и вежливой любовью», он, ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок — гранатовый браслет. (Он является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким кровавым знаком смерти.) И, наверно, уж не из-за того, что растратил казенные деньги. Для Желткова просто не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать ее улыбку, взгляд, звук походки. Он сам говорит мужу Веры: «Остается только одно — смерть. Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме». Ужасно то, что к этому решению его подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их семью в покое. Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели. Они имели право требовать покой, но со стороны Николая Николаевича была недопустима, даже смешна угроза обращаться к власти. Как власть может запретить человеку любить!

Читайте также:
Художественное мастерство А. И. Куприна: сочинение

Идеалом Куприна является «любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды», та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: «Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: «Да святится имя Твое». Слова эти, которыми была переполнена его душа, чувствует княгиня Вера в звуках бессмертной сонаты Бетховена. Они не могут оставить равнодушным и вселяют в нас безудержное желание стремиться к такому же бесподобно чистому чувству. Его корни восходят к нравственности и душевной гармонии в человеке.

Княгиня Вера не жалела о том, что любовь эта, «о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед возвышенными, почти неземными чувствами.

У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие. Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов. Таких людей, как они, людская молва возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память.

«Дно жизни» трагический образ пьесы А. М.Горького «На дне»

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

В 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра Максим Горький написал пьесу «На дне». Долгое время писатель не мог подобрать точного названия пьесе. Первое название пьесы было «Ночлежка», потом переименовал на «Без солнца», и, наконец, окончательно автор назвал пьесу «На дне».

Само по себе название пьесы уже несет в себе огромный смысл. Люди, попавшие на дно, никогда не смогут подняться наверх — к свету, к другой, новой жизни. В русской литературе тема оскорбленных и униженных не нова. Можно вспомнить и героев Достоевского, которым «уже некуда больше идти». Очень похожи между собой герои Горького и Достоевского: все тот же мир воров, пьяниц, сутенеров и проституток. Только Горький показал его еще более реалистично и страшно.

Впервые Горький в своей пьесе показал незнакомый для многих мир отверженных. Мировая драматургия еще не видела такой беспощадной, суровой правды о беспросветной участи социальных низов. Под крышей костылевской ночлежки оказались люди разного социального положения и самых разных характеров. У каждого из них свои индивидуальные черты.

Здесь собрались и мечтающий о честном труде Клещ, и жаждущий правильной жизни Пепел, и страстно стремящаяся к настоящей, большой любви Настя, и поглощенный воспоминаниями о своей былой славе Актер. Они все достойны лучшей судьбы и участи, и поэтому настолько трагично их настоящее положение. Люди, которые живут в этом похожем на пещеру подвале стали жертвами жестоких и уродливых порядков, при которых человек обречен на жалкое существование и по сути своей перестает быть человеком.

Хоть писатель и не дает биографии героев в подробном изложении, но даже те немногие воспроизведенные их черты, замечательно раскрывают замысел автора. Всего несколькими словами показан весь трагизм судьбы Анны: «Не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…». О безысходной своей участи вздыхает рабочий Клещ:«Работы нет… силы нет… Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»

В силу условий, царящих в обществе, обитатели «дна» выброшены из жизни. Здесь каждый человек предоставлен самому себе. Если он выбился из колеи, споткнулся, ему грозит нравственная, а зачастую и физическая погибель, ему грозит «дно». Покончил с собой Актер, умерла Анна, да и остальные изуродованы, измотаны жизнью до последнего предела.

Волчьи законы «дна» действуют в этом страшном мире отверженных. Отвратителен один из «хозяев жизни», содержатель ночлежки Костылев, который готов выжать последнюю копейку у своих обездоленных и несчастных постояльцев. Под стать ему и его жена Василиса, отвратительная в своей безнравственности.

Особенно очевидной становится страшная участь обитателей ночлежки, если ее сопоставить с тем, каким призван быть человек. Под угрюмыми и темными сводами ночлежки, среди искалеченных и жалких, бездомных и несчастных бродяг торжественным гимном звучат слова о человеке, о его красоте, призвании и силе: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит — гордо!»

Еще резче оттеняют картину действительного положения человека, которую нарисовал писатель, от высоких слов о том, каким может быть и должен быть человек. В этом контрасте заложен особый смысл.

Несколько неестественно звучит пламенный монолог Сатина о человеке, в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как повесился Актер, ушел Лука, посажен в тюрьму Васька Пепел. Сам Максим Горький чувствовал это и объяснял, что в пьесе необходим резонер (выразитель мыслей автора). Но героев пьесы, изображенных писателем, трудно представить выразителями каких-либо или чьих-либо идей вообще. Поэтому свои мысли Горький вкладывает в уста Сатина, самого справедливого и свободолюбивого персонажа.

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему: «Поиски и находки поэтов Серебряного века» В истории русской культуры можно выделить два особенно важных периода, которые дали мировому искусству огромное […]
  • Сочинение на тему: «Красота России, ее полей и лесов, ее туманных омутов… (Ю. Куранов)» «Я люблю, когда сеном пахнет, Когда меркнут закрайки зари, И река с берегами распахнутыми Теплым ветром со мной […]
  • Сочинение на тему «Сходства и различия с лирике Тютчева и Фета» Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого […]
  • Сочинение на тему: «Мифологические мотивы в повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» На протяжении всего своего существования литература всегда соотносилась с мифологическим наследием древности и […]
  • Сочинение по по роману Шолохова «Тихий Дон»: утверждение вечных ценностей дома, труда, любви. «Тихий Дон» — роман-эпопея пера Михаила Шолохова. Михаил Александрович в своем произведении знакомит нас с донской […]
  • Сочинение на тему «Поиск истины и смысла жизни героев романтических произведений М.Горького» Герои романтических произведений М.Горького служат убедительной иллюстрацией поиска истины и смысла жизни. Каждый […]
Читайте также:
Настоящая любовь всегда трагедия (по произведениям Суламифь А. И. Куприна и Митина любовь И.А. Бунина).: сочинение

Изображение правды жизни в пьесе М. Горького «На дне».

Автор в пьесе показывает читателям три смысла жизни, три правды – Бубнова, Луки и Сатина. Первый герой верит в то, что судьбу нельзя изменить. Практически все его высказывания принижают личность. Для него человек – это пустое место: «Все люди на земле – лишние..». Он не может сострадать кому-то. Эпизод с умирающей Анной подтверждает это, когда женщина попросила его не шуметь, то герой лишь огрызнулся. Бубнов привык говорить правду. По его мнению, лишь потеряв всё, можно показать своё истинное лицо. Сам по себе герой эгоистичен и жалок. Для него нет никакого смысла жизни. Есть только запланированное свыше течение всех событий.

Совсем другая правда жизни у Луки. Для героя самое главное – это вера. Вера в человека и в его способности. Он находит добрые слова и утешения для каждого. Анне обещает счастливую загробную жизнь, Настю поддерживает в любовных чувствах, а Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут вылечить алкоголизм. Пересказывая историю о праведной земле, Лука вселяет надежду ночлежникам. Они чувствуют, что могут что-то изменить, но без помощи героя эти «лишние» люди просто ломаются. В отличие от Бубнова, Лука верит в человека. По его мнению, доброта и забота способны поменять чью-то жизнь.

А вот Сатин уверен в то, что человеку не стоит давать мнимую надежду, как это делал Лука. Он убежден, что лишь уважение может что-то изменить. Смысл жизни для него – это правда: «Правда – бог свободного человека!». Для героя личность имеет значение. Именно поэтому он и говорит о человеке с большой буквы. Сам по себе Сатин апатичен. Несмотря на то, что герой наделен умом, он отказывается что-либо делать. Его главное кредо – «ничегонеделание».

Таким образом мы видим три смысла жизни: у Луки – вера, у Сатина – правда, у Бубнова – слепое следование воле судьбы. Горький предлагает читателю сравнить эти жизненные ориентиры и выбрать свой.

22. Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Холодная осень» и «Темные аллеи».

По мнению Ивана Алексеевича, любовь — самая главная, а, может быть, единственная ценность в жизни человека. Она — не только безмерная радость, но и горе, огромная боль. Однако без любви жизнь человека — это «холодная ранняя осень», бесцельное увядание и смерть.

В рассказе «Холодная осень» любовь представлена единственной истинной ценностью, тем чувством, что причиняет невыносимую боль, но и дает стимул жить, дарит надежду на счастье. Героине пришлось выживать, не брезгуя самой черной работой. Она скиталась по всему миру, зарабатывая на жизнь себе и маленькой девочке, которая осталась у нее на руках. Но и не это самое страшное в судьбе героини рассказа. Самое печальное то, что она осталась совершенно одна, совершенно одинокой. Даже эта девочка «давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне…» Героиня потеряла все — любимого, родителей, родину. Под конец жизни она осознала, что все, все без исключения, в ее жизни было не столь уж важным и ценным. В душе героини сохранилась лишь одна, истинная, ценность — любовь к убитому жениху, память о нем и надежда на скорую встречу с ним, уже в другом мире: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».

Цикл «Темные аллеи» по мнению автора «самый совершенный по мастерству». Основной темой цикла становится снова тема любви, но это не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают. Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются. По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого.

Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения.

В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу.

Социальный статус перестает иметь значение, когда в дело вступают чувства. В сборнике «Темные аллеи» нет ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Любовь для Бунина — величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения.

Читайте также:
Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна: сочинение

Он изображает любовь на ее пике, но никогда — при угасании, поскольку угасания нет в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств. «Темные аллеи» — это «философия любви».

Книга «Темные аллеи» стала неотъемлемой частью не только русской, но и мировой литературы, посвященной вечной, нестареющей теме любви

23. Чистая возвышенная любовь в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

В рассказе Гранатовый браслет Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он утверждает, что никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным. Такими чувствами он наделяет своего главного героя, бедного застенчивого чиновника Желткова, который полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства Василия Шеина. Он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. Желтков писал ей письма, собирал ее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. И вот, через восемь лет после того как Желтков первый раз увидел и полюбил Веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней. У Желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к Вере. Она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Он любят бескорыстно, забывая себя.

Идеалом Куприна является любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды, та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: Да святится имя Твое.

24. Тема гражданской войны в рассказе Шолохова «Родинка».

Тема рассказа – гражданская война на Дону – показана как великая трагедия, уносящая жизни обеих противоборствующих сторон.

Михаил Шолохов показывает читателю как бы ни были противоположны военные силы казаков, движимые определенными историческими причинами, они едины в одном. Все устали от бесконечной дурной междоусобной вражды и это есть психологический результат гражданской бойни. Итог этой войны — самоистребление нации, когда в ослеплении лютой злобы отец идет на сына, брат на брата, друг на прежнего друга, и это страшное бессмысленное побоище не дает ничего, кроме накала ненависти, горя и крови.

В центре два действующих лица, олицетворяющих разные политические силы – 18-летний командир красного эскадрона донских казаков Николка Кошевой и антипод Николки яростный, заматерелый в убийствах атаман. в конце рассказа он убьет Николку как своего лютого врага, но увидев на ноге родинку с голубиное яйцо, понял что убил родного сына. «…. К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» Злой и трагической иронией обернулись родинки отца и сына. Не счастье они принесли, а горе.

Итоговое сочинение: В чем заключается смысл жизни? (3 варианта)

Многомудрый Литрекон создал для Вас три примера итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: В чем заключается смысл жизни? Аргументы он взял из произведений «Старуха Изергиль», «Обломов», «На дне», «Чистый понедельник», «Гранатовый браслет», «Фауст».

Вариант 1

(417 слов) Каждый из нас находит в жизни свой смысл. Кому-то хочется просыпаться каждое утро из-за любви и семьи, кто-то обретает себя в призвании, кому-то бытие кажется осмысленным только тогда, когда он решил общественные проблемы и внес большой вклад в развитие человечества. Вопрос о предназначении ставят перед собой многие герои из отечественной литературы.

Например, главная героиня рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» нашла смысл жизни в вере и любви к Богу. Она посвятила себя духовному призванию и обрела покой в монастыре. Конечно, ее выбор многим непонятен, ведь перед нами богатая наследница, красавица, любимая и любящая женщина, которая добровольно отдалилась от всех земных радостей, отказалась от любви, материнства и семьи. Она сблизилась со своим избранником, дала ему надежду на продолжение отношений, а потом вдруг скрылась, оставив его в одиночестве и отчаянии. Сложно понять такую героиню, у которой было все, и это «все» она отвергла с такой легкостью, с таким блаженством. Но какой бы ни была ее позиция, она правильная, так как каждый человек должен сам искать и выбирать свое предназначение в мире. Нет универсального ответа на вопрос о смысле жизни, у каждого из нас он индивидуальный.

Не менее странным выглядит выбор Обломова из одноименного романа И.А. Гончарова. Герой не стремится к успеху в традиционном понимании этого слова. Он не работает, не вращается в кругах знати, не покоряет сердца женщин, словом, никак не самоутверждается в обществе. Илья Ильич почти все свое время проводит на диване в старом халате. В его повседневности нет места даже чтению и созиданию. Он просто лежит и грезит о чем-то своем. Окружение совсем не понимает выбора Обломова. Даже лучший друг винит его в лени и пытается переделать. Андрей Штольц знакомит его с Ольгой Ильинской, и та тоже загорается желанием «спасти» и «перевоспитать» Илью Ильича. Герой влюбляется и пробует переосмыслить свою жизнь: выезжает в свет, красиво одевается, хочет навести порядок в хозяйстве. Однако в такой требовательной и дидактической любви он смысла не нашел. Его вполне удовлетворяла та судьба, по пути которой он следовал все эти годы. Суть его жизни заключалась в том, чтобы не следовать за большинством, не участвовать в честолюбивых гонках. Он нашел свое предназначение в покое, мечтах и близости с родными людьми. Это его выбор, который обретает правильность в отношении Обломова, так как отвечает всем потребностям его души.

Читайте также:
А.И.Куприн Гранатовый браслет: сочинение

Таким образом, нельзя дать единое и универсальное трактование смысла жизни, подходящее для каждого человека. Люди должны искать свое предназначение сами, и у каждого оно свое. Мир прекрасен своим разнообразием, поэтому не стоит пытаться сузить его ассортимент общими и обязательными формулами жизненной пригодности.

Вариант 2

(374 слова) Все люди по-своему интерпретируют смысл жизни, но все формулировки сходятся к одному источнику — любви. Мы все живем ради этого прекрасного и благородного чувства. Его мы находим не только в семье, но и в призвании, творчестве, нашей миссии на этой земле. Об этом писали многие авторы, к творчеству которых мы обратимся за примерами.

Так, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть герой, имя которого стало нарицательным. Оно стало синонимом человеколюбия. Данко жил ради того, чтобы своей деятельной любовью помочь людям. Он пожертвовал собой, чтобы вывести соплеменников из чащи, где невозможно было жить. Юноша взял на себя обязанности лидера, когда племя оказалось в тяжелом положении. Могущественные враги выгнали его с плодородных земель и обрекли на скитание. Люди заблудились в лесу и потеряли надежду на спасение. Но Данко сумел воодушевить их и направить на поиски выхода. Когда отчаяние вновь овладело путниками, их лидер вырвал из груди пылающее сердце и осветил дорогу. Все его соплеменники вышли на свет, но он погиб с улыбкой на устах. Он был горд своим достижением и счастлив, что ему удалось вызволить свой народ. Данко жил осмысленно и добился того, чего хотел — спасения людей. Его предназначение заключалось в деятельной любви к своим собратьям.

К такому же результату в поисках предназначения пришел более зрелый герой — Фауст из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гете. Пожилой врач всю жизнь потратил на изучение наук и теоретические достижения, но так и не нашел ответов на главные свои вопросы. Герой не понимал, зачем живет. Разобраться в этом ему помогло пари Бога и черта на его душу: Мефистофель хотел доказать низость рода человеческого, совратив Фауста. Но зря старался черт: ни кабаки, ни женщины, ни слава, ни эгоистическое счастье не удовлетворили его подопечного. Он искал дальше и не остановился ни на одном соблазне. В итоге Фауст «остановил мгновение» только тогда, когда понял, что смог спасти жителей прибрежных деревень от разрушительного влияния волн. Герой построил плотину и приручил стихию. В этой деятельной любви к людям Фауст нашел смысл своей жизни.

Таким образом, каждый из нас находит предназначение в любви. Эти чувства мы можем питать к людям, окружающему миру, работе, творчеству, семье. Не так важно, что мы любим, главное — как. Если наши эмоции выражаются в деятельности, созидании, реальных поступках, то мы выполняем свою задачу на этой земле, а если нет — то впустую тратим время.

Вариант 3

(425 слов) Смысл жизни — это личное дело каждого человека. Мы сами решаем, кем быть и что делать, сами определяем цель и направление к ней. Не существует никаких стандартов, инструкций и методических рекомендаций к бытию. Каждый сам находит предназначение и следует за ним. Вариантов столько же, сколько людей на земле. Это доказывают многочисленные примеры из книг.

Так, главный герой произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет» нашел свой смысл жизни в любви. Однако его чувство отличается от того, что принято считать любовью. Его привязанность безответна и безнадежна, но очень сильна. Желтков живет только ради того, чтобы посылать возлюбленной письма и мельком видеть ее на улице. Он довольствуется этим и никак не навязывает женщине свое общество. Георгий давно смирился с тем, что она — дворянка, а он — простой телеграфист, что она замужем, а он никогда не сможет завести семью. Верность возлюбленной стала для него приговором к одиночеству, но и к этому он привык. Но когда брат и муж Веры запретили герою присылать письма и хоть как-то проявлять свои эмоции, он принял вполне логичное решение — ушел из жизни, лишенной смысла. Его предназначением была любовь, которая встречается «один раз в тысячу лет». Его выбор не имеет ничего общего с тем, что люди обычно подразумевают под смыслом бытия. Но у каждого из нас свои цели, и их невозможно привести к общему знаменателю.

Не менее оригинальным выглядит предназначение Луки, героя пьесы Максима Горького «На дне». Странствующий старец приходит в ночлежку и дает опустившимся людям надежду на новую жизнь, на позитивные перемены. «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. » — говорит о себе Лука. На протяжении всего своего пребывания в доме Костылевых он увещевает, наставляет, дает советы, внимательно и сочувственно слушает истории нищих. Каждому из них он дарит стимул бороться с судьбой или же принять ее. Ваське Пеплу он рекомендует уехать вместе с Наташей в Сибирь и бросить воровской промысел. Актера он убеждает в том, что ему нужно бросить пить, чтобы устроиться в бесплатную лечебницу для пьяниц и навсегда исцелиться. С Анной он беседует о Боге и обещает ей отдых в раю. Лука живет и странствует, чтобы поддерживать людей и сеять в мире надежду, веру, любовь.

Таким образом, смысл жизни у каждого из нас индивидуальный, ведь в мире нет одинаковых людей. Как правило, человек находит призвание в любви в том или ином ее выражении, ведь это самое лучшее и светлое, что у нас есть. Однако далеко не всегда выбор окружающих будет понятен и близок нам. Мы ограничены рамками собственного опыта и не можем объять всю многогранность мира.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: