Образ народа в повести Куприна «Поединок»: сочинение

Сочинение по произведению на тему: Критическое изображение армейского общества в повести А. И. Куприна «Поединок»

Действие повести относится к середине 90-х годов XIX века. Современники увидели в ней осуждение армейских порядков и разоблачение офицерского состава. И это мнение через несколько лет подтвердит сама история, когда русская армия потерпит сокрушительное поражение в боях под Мукденом, Ляоляном, Порт-Артуром. Почему это произошло? Мне кажется, что “Поединок” ярко и четко отвечает на поставленный вопрос. Может ли быть боеспособной армия, где царит античеловеческая разлагающая и отупляющая атмосфера, где офицеры теряются, когда нужно проявить находчивость, сообразительность и инициативу, где солдат доводят до отупения бессмысленной муштрой, побоями и издевательствами?
“За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее. Младшие офицеры, совсем по-школьнически, опаздывали на занятия и потихоньку убегали с них, если знали, что им за это не достанется. При этом все сильно пьянствовали, как в собрании, так и в гостях друг у друга. На службу ротные ходили с таким же отвращением, как и субалтерн-офицеры. ” — читаем мы. Действительно, полковая жизнь, которую рисует Куприн, нелепа, пошла и безотрадна. Вырваться из нее можно только двумя способами: уйти в запас (и оказаться без специальности и средств к существованию) или пытаться поступить в академию и, окончив ее, подняться на более высокую ступень по военной лестнице, “сделать карьеру”. Однако способными на это оказываются единицы. Судьба же основной массы офицерства — тянуть бесконечную и нудную лямку с перспективой выйти в отставку с небольшой пенсией.
Повседневная жизнь офицеров складывалась из руководства строевыми занятиями, контроля за изучением “словесности” (т. е. воинских уставов) солдатами, посещения офицерского собрания. Пьянки в одиночку и в компании, карты, романы с чужими женами, традиционные пикники и “балки”, поездки в местный публичный дом — вот и все развлечения, доступные офицерам. “Поединок” раскрывает то обесчеловечивание, душевное опустошение, которому подвергаются люди в условиях армейской жизни, измельчание и опошление этих людей. Но иногда они прозревают на какое-то время, и эти моменты страшны и трагичны: ““Изредка, время от времени, в полку наступали дни какого-то общего, повального, безобразного кутежа. Может быть, это случалось в те странные моменты, когда люди, случайно между собой связанные, но все вместе осужденные на скучную бездеятельность и бессмысленную жестокость, вдруг прозревали в глазах друг у друга, там, далеко, в запутанном и угнетенном сознании, какую-то таинственную искру ужаса, тоски и безумия, И тогда спокойная, сытая как у племенных быков, жизнь точно выбрасывалась из своего русла”. Начиналось какое-то коллективное безумие, люди словно теряли человеческий облик. “По дороге в собрание офицеры много безобразничали. Останавливали проходящего еврея, подзывали его и, сорвав с него шапку, гнали извозчика вперед; потом бросали эту шапку куда-нибудь за забор, на дерево. Бобетинский избил извозчика. Остальные громко пели и бестолково кричали”.
Армейская жизнь, жестокая и бессмысленная, порождает и своеобразных “чудовищ”. Это опустившиеся и отупевшие, закосневшие в предрассудках люди — служаки, пошлые мещане и нравственные уроды. Один из них — капитан Слива. Это тупой служака, ограниченный и грубый человек. “Все, что выходило за пределы строя, устава и роты и что он презрительно называл чепухой и мандрагорией, безусловно для него не существовало. Влача всю свою жизнь суровую служебную лямку, он не прочел ни одной книги и ни одной газеты. ” Хотя Слива и внимателен к солдатским нуждам, но это качество сводится на нет его жестокостью: “Этот вялый, опустившийся на вид человек был страшно суров с солдатами и не только позволял драться унтер-офицерам, но и сам бил жестоко, до крови, до того, что провинившийся падал с ног под его ударами”. Еще более страшен капитан Осадчий, внушающий “нечеловеческий трепет” своим подчиненным. Даже в облике его есть что-то звериное, хищное. Он настолько жесток с солдатами, что в его роте ежегодно кто-то кончал жизнь самоубийством.
В чем же причина такого духовного опустошения, нравственного уродства? Куприн отвечает на этот вопрос устами Назанского, одного из немногих положительных персонажей повести: “. так и все они, даже самые лучшие, самые нежные из них, прекрасные отцы и внимательные мужья, — все они на службе делаются низменными, трусливыми, злыми, глупыми зверюшками. Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит”; “. для них служба — это сплошное отвращение, обуза, ненавидимое ярмо”.
Спасаясь от мертвящей скуки армейской жизни, офицеры стараются придумать для себя какое-то побочное занятие. Для большинства это, конечно, пьянство и карты. Некоторые занимаются коллекционированием и рукоделием. Подполковник Рафальский отводит душу в своем домашнем зверинце, капитан Стельковский превратил в хобби развращение молоденьких крестьянок.
Что же заставляет людей бросаться в этот омут, посвящать себя армейской службе? Куприн считает, что в этом отчасти виноваты представления о военных, сложившиеся в обществе. Так, главный герой повести подпоручик Ромашов, пытаясь осмыслить жизненные явления, приходит к выводу, что “мир разделялся на две неравные части: одна — меньшая — офицерство, которое окружает честь, сила, власть, волшебное достоинство мундира и вместе с мундиром почему-то и патентованная храбрость, и физическая сила, и высокомерная гордость; другая — огромная и безличная — штатские, иначе шпаки, штафирки и рябчики; их презирали. ” И писатель выносит приговор военной службе, которая с ее призрачной доблестью создана “жестоким, позорным, всечеловеческим недоразумением”.

Изображение армейского мира в повести А.И.Куприна “Поединок”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Анализ проблематики произведений А.И.Куприна, объединённых общей армейской, военной темой; характериститка ключевых образов повести «Поединок», представляющих различные стороны армейской среды;
характеристика взаимоотношения офицерства и солдатской массы в произведении А.И.Куприна;анализ поэтики заглавия повести «Поединок».

Читайте также:
Нравственные и социальные проблемы повести Куприна Поединок: сочинение
Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
2. ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКО-ОФИЦЕРСКОГО МИРА В ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ПОЕДИНОК» . . . . . . . . . . 6
3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
4. Список использованной литературы . . . . . . . . . 45

Прикрепленные файлы: 1 файл

Изображение армейского мира в повести А.И.Куприна Поединок.doc

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

2. ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКО-ОФИЦЕРСКОГО МИРА В ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ПОЕДИНОК» . . . . . . . . . . 6

3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

4. Список использованной литературы . . . . . . . . . 45

А.И.Куприн – один из выдающихся мастеров русской реалистической прозы. Его художественный метод определяется как «последовательный» или «традиционный» реализм, наиболее непосредственно развивающий традиции классической литературы 19 столетия. По словам Ю.В.Бабичевой, «этот метод органически сочетает в себе суровое отрицание трезво проанализированной социальной действительности и высокий полёт мечты, в принципе осуществимой, но ещё не осуществлённой» (2, 393). Как художник А.И.Куприн был силён, когда ставил и разрешал на материале живой современности остроактуальные общественные проблемы. Шедевры его пера – «Молох», «Олеся», «Поединок» – стали весьма вескими аргументами в научном споре о концепции «кризиса» реализма на рубеже веков.

Особенность художественного дарования А.И.Куприна – повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа. Ценность его творчества в художественно убедительном раскрытии души своего современника, взволнованной и потрясённой социальной действительностью и загадками человеческого бытия.

На сегодняшний день проведено достаточно подробное изучение проблематики и поэтики произведений А.И.Куприна в работах П.Н.Беркова, В.А.Афанасьева, Ф.И.Кулешова и многих других авторов. Но творчество писателя по-прежнему продолжает вызывать большой исследовательский интерес. Нравственные и социальные проблемы, поднимаемые на страницах купринских рассказов и повестей, актуальны и по сей день. Но, будучи сегодня одним из самых читаемых, А.И.Куприн пока остаётся одним из самых непрочитанных писателей начала 20 века, что и обусловило актуальность данной курсовой работы.

ЦЕЛЬ работы – на материале анализа повести «Поединок» попытаться показать своеобразие изображения армейско-офицерского мира в творчестве А.И.Куприна.

Цель курсовой работы определила следующие исследовательские ЗА ДАЧИ:

1) познакомиться с биографическими трудами, научными и критическими работами, посвящёнными различным аспектам творчества А.И.Куприна;

2) обратить внимание на жизненный опыт А.И.Куприна как основу реализма писателя;

3) проанализировать проблематику произведений А.И.Куприна, объединённых общей армейской, военной темой, обратив внимание на особенности изображения армейско-офицерского мира в повести «Поединок»; сделать акцент на духовном убожестве армейско-офицерского мещанского мира;

4) дать характеристику ключевым образам повести «Поединок», представляющим различные стороны армейской среды;

5) охарактеризовать взаимоотношения офицерства и солдатской массы в произведении А.И.Куприна;

6) проанализировать поэтику заглавия повести «Поединок».

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – армейско-офицерская среда в повести А.И.Куприна «Поединок».

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — повесть «Поединок», а также рассказы на военную тему, послужившие своего рода подготовкой, эскизами к анализируемой повести А.И.Куприна.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ курсовой работы послужили труды таких известных исследователей творчества А.И.Куприна, как П.Н.Берков, В.А.Афанасьев, А.А.Волков, Ф.И.Кулешов, Ю.В.Бабичева и другие.

Ссылки на цитируемую научную и критическую литературу даны в тексте курсовой работы в скобках (первая цифра обозначает порядковый номер в списке использованной литературы, вторая – страницу).

СТРУКТУРА: курсовая работа состоит из введения, где обоснована цель, определены задачи, объект и предмет исследования, основной части, посвящённой анализу в избранном аспекте повести А.И.Куприна «Поединок», заключения, где подведены основные итоги работы и сформулированы выводы, и списка использованной литературы, включающего 15 названий.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ курсовой работы связана с тем, что результаты предпринятого исследования могут быть использованы в процессе преподавания русской литературы 20 века.

ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКО-ОФИЦЕРСКОГО МИРА

В ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ПОЕДИНОК»

В творчестве А.И.Куприна довольно видное место занимают произведения, объединённые военной тематикой. В 1903 году в издательстве «Знание» вышел сборник рассказов А.И.Куприна, посвящённых жизни армейской среды. Произведения эти отличались жестокой правдивостью: солдатская казарма и офицерский быт; бессмысленная муштра и высокомерие офицеров, за которым таятся умственное убожество и душевная чёрствость.

Один из рассказов сборника – «Дознание» (первоначальное заглавие – «Экзекуция»). Текст произведения отчётливо делится на две части: сцену «дознания» (его начальство поручило произвести подпоручику Козловскому) и – экзекуцию, произведённую над татарином Байгузиным по приговору полкового суда. В центре внимания автора – мысли и чувства Козловского во время дознания. Сюжетную основу рассказа составляют переживания главного героя, испытывающего чувство жгучего стыда. Это чувство овладевает всеми героями-интеллигентами А.И.Куприна, когда они сталкиваются с жизнью народа. Козловский начинает постигать грубость, цинизм и официальную «мораль» своих сослуживцев-офицеров. Так, когда Козловский взволнованно обратился к ротному командиру со словами о помиловании солдата, он «сначала удивился, а потом расхохотался» (10, 121). А Рыжий офицер, недовольный экзекуцией, говорит: «Отдали б мне этого татарина, я б ему показал! А то не дерут, а щекочут!» После таких речей у Козловского «перед глазами поплыл красный туман» (10, 127).

Те же интонации звучат и в рассказе «Поход». Один из офицеров говорит: «Бить их, подлецов, нужно, вот что! Прежде у нас и Суворовы были, и Севастополь, а почему? Потому что десятерых засекали, а из одиннадцатого делали солдата… Эх!» – и ему вторит другой офицер: «Теперь прямо – пансион благородных девиц; гуманисты какие-то пошли, либералы. Попробовали бы эти либералы с нашими скотами повозиться, небось у самих руки бы опухли от битья». И «они ещё долго тянут этот разговор, точно стараясь не уступить друг другу в равнодушной жестокости к солдату, в презрительном отношении к своему делу» (10, 136).

Все эти рассказы были своего рода подготовкой, эскизами к большой повести А.И.Куприна «Поединок», над которой он начал работать в 1902-1903 г.г., поддерживаемый М.Горьким (которому он, кстати, посвятил первое издание произведения).

«Поединок» – «главный девятый вал» А.И.Куприна (3, 135) – одна из самых правдивых и волнующих книг русской литературы начала 20 века. Повесть А.И.Куприна, как и произведения В.В.Вересаева (“На войне”, “Рассказы о войне“), Л. Андреева (“Красный смех”), С. Сергеева–Ценского (“Бабаев”), была откликом на поражение царской власти в войне с Японией и отражала недовольство народных масс самодержавием – прямым виновником бесславия России, гибели тысяч русских солдат. Повесть создавалась в острое для России время: следовали одно за другим поражения русской армии в Манчжурии, был разгромлен русский флот при Цусиме. Это последнее горестное и позорное для России событие определило необычайно “громкое” звучание повести Куприна. Из зарисовок быта захолустного армейского гарнизона вставала картина разложения как всей армии, так и государственной системы России. Хотя писатель начал повесть до русско-японской войны, хотя об этой войне в произведении не говорилось ни слова, и действие повести “Поединок“ происходит в девяностые годы, читатели все же воспринимали ее как непосредственный отклик на происходящие события, как художественное объяснение причин поражения русской армии на полях и сопках Манчжурии.

Читайте также:
Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»: сочинение

От творческой истории этой повести неотделимо имя А.М.Горького. Поощряя Куприна на создание повести «Поединок» Горький говорил: «Такая повесть теперь необходима. Именно теперь, когда исключенных за беспорядки студентов отдают в солдаты, а во время демонстрации на Казанской площади студентов и интеллигенцию избивали не только полиция, но под командованием офицеров и армейские части …» (цит. по: 7, 125). Известно также, что А.И.Куприн много раз бросал «Поединок», недовольный своей работой. Но, как вспоминал он, «Горький, прочитав написанные главы, пришел в восторг и даже прослезился. Если бы он не вдохнул в меня уверенность в работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил» (7, 127).

Влияние Горького, по словам А.И.Куприна, определило «все буйное и смелое» в повести (7, 56) .

Напечатана была повесть в 1905 году в шестом сборнике “Знание“, который вышел в свет в дни разгрома русского флота при Цусиме. Правдивое изображение А.И.Куприным отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат приобретало важный смысл. «Удивительно ли, – писала 22 мая 1905 года газета «Слово», что полк, жизнь которого описывает автор, окончательно провалился на смотру… Удивительно ли, добавим, что мы проваливаемся на большом кровавом смотру на Дальнем Востоке, хотя и знаем, что смотрит на наши войска не только вся Россия, но и весь свет» (цит. по: 8, 135).

О том, насколько значима была повесть для периода максимального революционного подъема 1905 года, говорит и развернувшаяся вокруг нее полемика. На страницах “Русского инвалида“, “Военного голоса“, “Разведчика“ неистовствовала реакционная военщина; повесть Куприна оценивалась как фактор «подпольной пропаганды, в которой простой народ натравливается на войско, солдаты – на офицеров, а эти последние на правительство» (8, 157).

Черносотенцы, атакуя А.И.Куприна за его якобы «злостно тенденциозный… памфлет на военных», негодовали против сборников «Знания», которые «вычеркивают у нас из списка жизнеспособных одно сословие за другим» (8, 161).

«Поединок» вызвал новую волну нападок на М.Горького. «Герой г. Куприна… мыслит по-горьковски со всеми его специфическими вывертами и радикализмом», – подчеркивали «Московские ведомости», пользуясь случаем приписать М.Горькому ницшеанские взгляды. По мнению «Русского вестника», близость к «великому» Максиму испортила «Поединок» «тенденциозными проповедническими страницами», а в основе «злобно-слепой критики армии» лежит тот же рецепт Максима Горького: «Человек! Это звучит гордо» (цит. по: 7, 88).

Предостерегая читателя от “развращающих“ картин «Поединка», охранительная печать утверждала, что Куприн не только «заносит секиру над всеми военными и именно как над сословием, но вообще пропагандирует какую-то социальную нивелировку с упразднением всяких классовых и сословных различий» (цит. по: 8, 89). С другой стороны, либералы пытались всячески ослабить остроту выступления Куприна, уподобив его повесть роману «Из жизни маленького гарнизона» немецкого беллетриста Бильзе, стоявшего за частичные реформы в армии при сохранении ее основ.

Демократическая общественность и критика, приветствуя «Поединок», стремилась прежде всего раскрыть его революционный смысл. «Военное сословие – лишь часть огромного бюрократического сословия, заполонившего русскую землю…» При чтении повести «вы начинаете интенсивнее ощущать гнет окружающей жизни и искать из нее выхода», – писал «Вестник и библиотека самообразования» (цит. по: 8, 95).

Отмечая реализм повести, обнажившей «всю жалкую подкладку военного дела», газета «Наша жизнь» указывала, что иная армия немыслима «в бюрократическом государстве, где связана воля и мысль народа». «Вся суть, – подчеркивал демократический журнал «Образование», – не в картинах быта, а в том соре, который накопился с годами в жизни общества, остановил его развитие и должен быть выброшен прочь» (цит. по: 8, 98).

Социал-демократический литературный журнал «Правда» приветствовал освободительный дух повести, в которой «трепещет и бьется пульс целой эпохи, рвущейся из мрака безличия и покорности – к свету». Даже либеральная «Русская мысль» должна была признать радикализм разоблачений Поединка: « его бич и его удары… направлены …не в Леха, не в Агамалова и Осадчего, а бьют и казнят проклятый строй, систему, общий дух и рабский склад всей жизни» (8, 127).

Итак, в центре внимания А.И.Куприна «язвы, поражающие офицерскую среду», нуждающиеся в «радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни» (5, 87). Жизнь армии мирного времени и то, как показана эта жизнь, вызвали бурю негодования, восторга и раздражения у современников писателя.

Попробуем разобраться, как же раскрывается в произведении армейская среда. «Поединок» в творчестве А.И.Куприна был итоговым, синтезирующим произведением. Как уже было отмечено выше, в нём нашли более глубокую разработку темы, затронутые писателем в предыдущих произведениях. «Ночлег», «Поход», «Ночная смена», «В казарме» – все это воспринимается как наброски к повести. В рассказах о жизни армии, написанных на протяжении десятилетия (1894 – 1904), А.И.Куприн говорит об отдельных событиях армейской жизни.

В биографии А.И.Куприна много общего с биографией М.Горького. Ему также пришлось перепробовать много профессий, не случайно в его произведениях встречаются представители различных классов русского общества, в том числе и армейских профессий – офицеров, солдат. В описании их чувствуется хорошее знание жизни, основанное на личном, жизненном опыте. Особенно хорошо А.И.Куприн знал военную среду, так как в ней он провел отроческие и юношеские годы.

Читайте также:
Поэтика произведений А.И. Куприна.: сочинение

Окончив в 1890 году Александровское училище, А.И.Куприн в чине подпоручика прибыл в Проскуров для прохождения службы в 46 Днепровском пехотном полку. В полку А.И.Куприн прослужил четыре года, из них два года в Проскурово и два – в Волочинске. И в Проскурово, и в Волочинске круг интересов офицеров ограничивался службой, карточной игрой, кутежами. Книг и газет они не читали, события, происходившие в России, их совершенно не интересовали. Среди офицеров процветали невежество, дикость, бескультурье. В полку между молодыми офицерами была распространена довольно наивная, смехотворная игра: обучать денщиков разным диковинным, необыкновенным вещам… Подпоручик Епифанов любил задавать своему денщику мудреные, пожалуй, вряд ли ему самому понятные вопросы. «Какого ты мнения, – спрашивал он, – о реставрации монархического начала в современной Франции?» И денщик, не сморгнув, отвечал: «Точно так, ваше благородие, это выходит очень хорошо».

Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)

Школьное сочинение

  • 1. Символика в рассказе А. И. Куприна “Гранатовый браслет”
  • 2. Тема любви в рассказе А.И.Куприна “Гранатовый браслет”

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе “Гранатовый браслет”. Это гамсуновская тема о “неразделенной, невознагражденной, мучительной любви “, тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна (“Олеся”, “Поединок”, “Суламифь”).

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения — любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила “доброго, но только слабого” Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. “Чистый и добрый” Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение — восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе “Гранатовый браслет”. Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей “прекратить как можно скорее” навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда “должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!” Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, “дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”. Ее не должны касаться “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”. О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви “грезят женщины”. Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, “виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию”.

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу “Гранатового браслета”, взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа “Гранатовый браслет” соответствуют образу “маленького человека”. Но этого “маленького” человека можно назвать “великим “: нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”.

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих “избранных”, удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. “В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли”.

Читайте также:
Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»: сочинение

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, “которой она в себе не ожидала”. Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: “Да святится имя Твое”. Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась “сильна как смерть”. Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы — о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

Проблема личности и общества в повести Куприна «Поединок»

Юрий Алексеевич Ромашов – главный герой известной повести русского писателя и переводчика Алексея Ивановича Куприна «Поединок».

Ромашов офицер, носит чин подпоручика. Он очень молод – ему всего двадцать один год. Именно юный возраст во многом объясняет склонность героя к мечтаниям, которые часто выражаются в суждении о себе в третьем лице, идеализации жизни вне армии.

Юрий Алексеевич невероятно добрый, отзывчивый человек. Это становится понятным по его негативному отношению к грубости и жестокости армейской жизни. Он заступается за неповинного ни в чем кроме своего происхождения татарина, спасает от самоубийства забитого начальством солдата Хлебникова и всячески опекает его впоследствии. Однажды Ромашов удержит от необдуманного, продиктованного слепой яростью поступка своего товарища Бек-Агамалова, за что тот будет ему безмерно благодарен. Равные по положению офицеры доверяют ему, их связывают товарищеские отношения. Однако старшие офицеры недолюбливают Ромашова, из-за его неприятия откровенной грубости и неприкрытого хамства в ежедневном быте армейской службы.

Но все то положительное, что присутствует в характере Ромашова, безнадежно тонет в бездонной пучине его безволия, робости, неумения воплощать свои идеи в реальной жизни. Так, мечтая стать ученым офицером генерального штаба, он обещает себе покончить с разгульной жизнью, сесть за книги и поступить в Академию генерального штаба. Но светлым помыслам всякий раз не суждено сбыться – Юрию не хватает внутренних сил и воли, чтобы самоорганизоваться. Еще одним ярким примером безволия героя является влюбленность Ромашова в замужнюю женщину – жену его сослуживца Александру Николаеву или Шурочку.

Но наступает момент прозрения, Ромашов снимает с глаз розовые очки детства, в нем пропадают черты инфантилизма. Он взрослеет, начинает понимать, что является личностью, вступает в борьбу за свое Я. Когда муж Шурочки вызовет его на дуэль, он с достоинством примет вызов и погибнет. Это будет осознанный поступок, направленный на спасение чести супруга Николаевой, а значит на ее счастливое семейное будущее с мужем.

Образ Ромашова – это образ молодого человека, доброго, отзывчивого, чистого душой, но чрезмерно мечтательного, а так же безвольного и непрактичного. Но, в конечном итоге, герою удается найти свое Я и стать личностью. Он совершает поистине благородный и решительный поступок в духе того времени. Юрий Ромашов отдает самое дорогое, что у него есть, свою жизнь во имя счастья любимой женщины.

Вариант 2

Повесть выдающегося русского писателя И.А.Куприна под названием «Поединок» была написана в 1905.

Главным героем этой повести является подпоручик Ромашов.

Характер данного героя отличается от остальных. У многих героев есть уже устоявшиеся понятия и видения жизни, тогда как характер Ромашова непрерывно развивался на протяжении всей повести.

Достаточно подробно в произведении описывается судьба героя. Он отслужил около двух лет в полку. В первые дни службы Ромашов мечтал о славе, военных наградах. Однако мечтам не суждено было сбыться, так как служба стала скучной и не вдохновляющей ,поэтому герой повести быстро втянулся в карточные игры и попойки. Кроме того, он вступил в отношения с недостойной женщиной.

У Ромашова есть привычка говорить о себе ,как о герое какого-то старинного романа, отсюда становится понятно, что главной чертой его характера является мечтательность и безволие.

Читайте также:
Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты: сочинение

Позже становится известно о мягкости и теплоте души героя. К сожалению, эти черты не могут проявиться из-за безвольной натуры Ромашова.

Прямо на глазах у читателя в душе главного героя происходит борьба между жестким офицером и чувствительным человеком. Постепенно предрассудки начинают изживать себя. Ромашов понимает, что офицеры глупы и лишь красуются своими мундирами. Они превращают солдат в рабов, позволяя себе ежедневно бить их.

Главный герой начинает осознавать, что армия делает людей неотличимыми друг от друга .В последствие Ромашов учится видеть в солдате приятеля, а не подданного. После того, как он спасает Хлебникова от самоубийства, становится ясно, что Ромашов очень впечатлительная и небезучастная натура.

Также на характер Ромашова большое влияние оказал его сослуживец Казанский, который является спившимся офицером-философом. Этот человек может послужить служит примером плохого влияния армейского быта на человека, подававшего большие надежды.

Он продвигает идеи о свободном человеке, и Ромашов впитывает и много размышляет над ними. Монолог, происходящий в голове Ромашова, стал кризисным моментом в развитии характера героя.

Юрий Ромашов

Многие литературные историки и критики сходятся во мнении, что Куприн вложил в образ главного героя свои автобиографические черты: Юрий родился в городе Наровчата, отца он не помнит (только маму), детство провёл в Москве, учился в кадетском корпусе, а потом пошёл в военное училище. Всё это соответствует обстоятельствам жизни Куприна.

Юрий Ромашов предстаёт перед читателем обаятельным молодым человеком, привлекающим своей душевной чистотой и благородством. Именно эти качества не позволяют поручику адаптироваться к армейской среде. Юрий простодушен и добр, обладает детской мечтательностью и ярким воображением. А практически все люди в его окружении порочны и разучились мыслить. Поэтому поручик чувствует себя среди солдат одиноким и чужим: за полтора года офицерской службы его постоянно мучило ощущение затерянности и одиночества среди равнодушных и недоброжелательных людей. Юрию не по душе были грубые привычки военных, пошлые связи, попойки, карты, издевательства над солдатами.

Образ Ромашова в повести «Поединок» Куприна был продуман таким образом, чтобы пробуждать у читателя сострадание и сочувствие к чужому несчастью. Так, Юрий вступился за татарина Шарафутдинова, плохо знающего русский язык и практически не понимающего приказы полковника. Также он удержал Хлебникова от самоубийства (солдаты довели его до отчаяния побоями и издевательствами). В отличие от других военных, Юрий понимает, что каким бы однообразно-покорным и невзрачным не был Хлебников, он на самом деле живой человек, а не механическая величина.

Человечность поручика проявилась и в другом: в обсуждении солдатских расправ над штатскими, в отношении к денщику Гайнану и его языческим верованиям, в переживаниях насчёт пошлого романа с Раисой Петерсон и т. д.


Смотреть галерею

Сочинение на тему Ромашов

В повести «Поединок» главным героем выступает Ромашов Георгий Алексеевич. Это молодой военный офицер, который последние два года провёл в казарменном положении в окружении одного лишь сухого и даже порой жесткого солдатского режима.

Очень часто он заступается за солдат, на которых, по его мнению, несправедливо ворчат другие офицеры, этим он и раздражает этих самых офицеров, ведь никто не любит белых ворон, в армии не нужны сердобольные люди. А всё это происходило потому, что Ромашов — настоящий романтик, который не обладает сильным и жестким характером, но обладает сильным духом, который и помогает ему выжить в тех условиях, в которых он находится.

Не довольно его слабохарактерностью и Шурочка, жена поручика Николаева, которая запала в сердце к главному герою, которая пленила его, несмотря на то, что она замужем за его сослуживцем. Ромашов любит гулять по вокзалу, мечтая о том, чтобы сбежать из той жизни, которая у него есть сейчас. Он хочет быть в совсем другом мире, он мечтатель и настоящий фантазёр. Как и все романтики, он мнил себя благородным рыцарем, мечтал осуществить какой-то подвиг, чтобы все его признали и увидели в нём самые настоящие качества, достойные всеобщего уважения.

У него трудные отношение с женщинами — как я уже сказал, он любит жену поручика Николаева, Шурочку, но с другой стороны к нему пристаёт жена Петерсона, упрекает его в том, что он не уделяет ей должного внимания, хотя он с ней встречается только от скуки.

Из-за такой угнетающей жизни Ромашов много пьёт, он на самом деле очень несчастен, он не знает, куда ему деваться. Военная жизнь ломает романтиков, ломает все чувства в людях, ломает само нутро тонких и изящных душ. Точно так же сломала она и главного героя, он просто не в состоянии найти силы, чтобы дальше жить. Из-за связей с Шурочкой его настигает дуэль, в которой по её же просьбе он умирает. Он не смог пойти против воли своей любимой — она хотела оставить мужа в живых, но мне кажется, что это не до конца так. Он не хотел поступать по-другому и сам.

Ему было не место в этой жизни, он хотел покинуть этот бренный мир и предаться забвению, потому что его жизнь была невыносимой.

Образ Ромашова в повести «Поединок»

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному на жалкое существование в косной, убогой среде. Главный герой повести «Поединок» подпоручик Ромашов типичен для писателя: герой интеллигентный, обладающий высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающего. Симпатии автора явно на стороне героя, и у читателя возникает симпатия к нему сразу же, как только Ромашов появляется перед нами.

Даже внешний его образ не отталкивает, а скорее вызывает жалость к молодому офицеру. Он невысок и худощав, но довольно силен. Из-за застенчивости неловок. Да и о какой ловкости может идти речь, если даже одежда его будто служит дополнительным унижением. На нем калоши, «облепленные доверху густой, как тесто, грязью», шинель, обрезанная тоже «ради грязи». Оглядывая себя, он краснеет от стыда. Автор постоянно подчеркивает юность, незрелость Ромашова. Лишь раз уже в конце повести упоминается его возраст: двадцать один год. Но читатель и раньше не дал бы ему больше: Ромашов испытывает чувство «мальчишеской неловкости перед солдатами», Шурочка называет его «и не мужчиной вовсе». А более всего о его юности говорит привычка думать о себе в третьем лице. Она же говорит о романтичности героя: думает он о себе словами шаблонных романов. Ромашов — мечтатель. Он ходит на вокзал к курьерскому поезду, чтобы хоть краем глаза взглянуть на жизнь, отличную от его жизни. Чтобы увидеть красивых, нарядных дам, так непохожих на дам полка, вынужденных перешивать бесчисленное число раз одно и то же платье и чистить перчатки бензином. Увидеть «беззаботно самоуверенных» штатских господ, не представляющих себе тягот армейской жизни с ее муштрой, хамством, избиениями, унижениями. Их жизнь представляется Ромашову вечным праздником и торжеством, а досуг офицеров — это пьянство, карты, интриги, супружеские измены да публичный дом. За вечерней зарей чудится юноше прекрасный город с мостовыми из золотых плиток, с башнями, тенистыми садами и фонтанами. И люди живут там иные: светлые, радостные, не знающие преград в желаниях, не знающие скорби, стыда, забот. Но грезит он не только о земном рае, есть у него мечты гораздо более материальные, рожденные, может быть, даже похвальным, честолюбием. Он видит себя ученым офицером генерального штаба, он не пренебрегает полковыми занятиями, но сторонится офицеров. Он все выше поднимается по служебной лестнице, усмиряет бунт рабочих. И уже готов он не ходить более ни разу в собрание, засесть с утра за книги, зубрить, выдержать экзамен в академию генерального штаба. Но в Ромашове честолюбие сталкивается с детской наивностью (романтическая мечта стать шпионом-шарманщиком в Германии), но, хуже того, сталкивается оно со слабостью характера, внутренней несобранностью. В мечтах он — незаменимый офицер генштаба, а на деле он забросил купленные книги, и они пылятся на полке; он не читает выписанных газет и журналов, убивает свободное время на вечера в собрании, пьет много водки и тянет пошлую связь с замужней женщиной. Но для читателя Ромашов все же привлекателен душевной чистотой, человечностью. Его поведение во многом отличается от поведения большинства других офицеров. Он перед самим полковым командиром Шульговичем вступается за солдата-татарина, едва понимающего русский язык. Человеческое берет в Ромашове верх над предписаниями воинского устава, и он не думает в этот момент о неизбежности наказания. Он не может понять «необходимости» расправ со «шпаками», не видя никаких проявлений офицерской чести в демонстрации грубой силы перед беззащитными студентами и буфетчиками.

Читайте также:
Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

Он хотел бы, чтобы все люди осознали бессмысленность войны, весь мир сложил оружие. Но в действительности он может лишь запретить подчиненному не бить солдата («Шаповаленко, не сметь драться!). Он грозится солдафону Сливе подать на него рапорт за избиение солдат, и это уже подвиг, уже поступок, выходящий вон из ряда поступков других офицеров. Многие мелочи, а по правде — совсем не мелочи, в поведении, в жизни подпоручика отличают его от других. Он единственный, кто относится к своему денщику как к человеку, не делает из него зверька, клоуна для развлечения гостей. Он стыдится самого того, что кто-то прислуживает ему, жалеет, что не может даже пожать руку своему верному Гайнану. Ромашов лишь раз идет к Брему, чтобы занять денег, до этого он ходил к нему, движимый человеческой симпатией, любовью к животным. Он вспоминает детскую мечту иметь собаку. Если обратить внимание на то, как относятся к нему другие офицеры, то мы увидим явную нелюбовь к нему Сливы, Осадчего, Дорошенки. Они видят, что в подпоручике есть внутренний стержень, способность к протесту, смелость высказать свое осуждение. Так, он остановит кощунственное насмехательство Осадчего над покончившим с собой солдатом: «Не позволю! Молчите! Зачем смеяться? Капитан Осадчий, вам вовсе не смешно, а вам больно и страшно!» Потому и не любят его начальники, видя, что человек не сломлен до конца. Офицеры же, которые равны Ромашову по положению, относятся к нему почти по-товарищески, ему доверяют. Достаточно вспомнить, что Михин именно его попросил взять в экипаж сестер, чтобы оградить их от приставаний грубияна Дица, вспомнить молчаливую признательность Бек-Агамалова, которого Ромашов уберег от совершения убийства и от позора на всю оставшуюся жизнь. Ромашов не остается неизменным на всем протяжении повести. Напряженные раздумья о жизни, об армии, о себе приводят его к открытию собственного «я», своей личности, индивидуальности. Это открытие сначала даст подпитку его тщеславию, и результатом будет самолюбование, желание похвал и провал во время смотра. Но после в душе Ромашова произойдет глубокий надлом, он окончательно повзрослеет. Исчезнет бесследно привычка думать о себе в третьем лице. Он поймет, что личность — не только он, что свое «я» есть у каждого. Солдаты больше не будут казаться ему серой массой, у каждого из них появится свое лицо. Еще более мучительными станут для него преграды между людьми, созданные армейской иерархией. Но у него достанет смелости и сочувствия, несмотря на насмешки других офицеров, помогать солдату Хлебникову, которого он спас от самоубийства. Но для самого Ромашова жизнь предстанет — еще более бессмысленной, его положение еще более безвыходным. Обдумывая возможность уйти в запас, он понимает, что не найти ему лучшей доли и став штатским. И не поправит положения то, что он поймет, каковы «три гордых призвания человека»: наука, искусство и свободный физический труд. Не помогут вдохновенные рассуждения Назанского о ценности жизни, о грядущем прекрасном времени, когда люди станут богами. Ведь сам Назанский ни на шаг не приблизился к этому времени. Не спасет его и любовь к Шурочке, потому что на его чувство она ответит минутной влюбленностью, благосклонностью и жестоким расчетом. Ромашов не стал победителем в поединке со средой, не стал победителем в поединке с самим собой, не нашел сил изменить свою жизнь. Но стал победителем, сознательно уйдя из этой жизни. Наивно думать, что смертельный исход дуэли был трагической случайностью для Ромашова или для Шурочки. Она понимала, на что толкает влюбленного юношу, и он не мог не чувствовать этого: «. Ромашов почувствовал, как между ними проползло что-то тайное, гадкое, склизкое, от чего пахнуло холодом на его душу». Но отдал свои душевные силы и жизнь свою отдал ради любимой женщины, спасая честь ее мужа, спасая ее будущее, ее желания и мечты. Мы можем осуждать его, не принимать его готовности умереть, не признавать ее. Но его согласие на дуэль было зрелым решением взрослого человека. Победа его в жалости и любви, в простых, спокойных словах: «Хорошо, пусть будет так. Я согласен».

Читайте также:
Письмо литературному герою (По произведению А.. И Куприна Гранатовый браслет) 2: сочинение

Сочинения к варианту №2 ОГЭ-2022 по русскому языку

3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.

Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. Экзамены должны были тянуться более месяца. У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества.

(1)Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. (2)Экзамены должны были тянуться более месяца. (3)У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества. (4)Вдруг я случайно вспомнил, что мой отец советовал мне разыскать в Петербурге Александру Ивановну Грачёву, нашу дальнюю родственницу, и зайти к ней. (5)Я с трудом нашёл комнату Александры Ивановны, вошёл и остановился.

(6)Спиной ко мне стояла полная женщина. (7)Она обернулась и стала присматриваться. (8)В это время откуда-то из угла выскочил и быстро подошёл ко мне мальчик, в распоясанной блузе и босиком. (9)Взглянув на него пристальней, я сразу догадался, что это дурачок. (10)Мальчик глядел на меня бессмысленно и издавал странные звуки, нечто вроде «урлы, урлы».

— (11)Не бойтесь, он не тронет, — сказала женщина, идя мне навстречу. — (12)Чем могу служить?

(13)Я назвал себя и упомянул про своего отца. (14)0на обрадовалась, оживилась и разохалась. (15)Мальчик принялся ещё громче кричать своё «урлы, урлы. »

— (16)Это сыночек мой, он такой от рождения, — сказала Александра Ивановна с грустной улыбкой. — (17)Степаном его зовут.

(18) Услышав своё имя, мальчонка крикнул каким-то птичьим голосом:

(19) Александра Ивановна похлопала его ласково по плечу.

— (20)Да, да, Степан. (21)Видите, догадался, что о нём говорят.

(22)Чтобы оказать Александре Ивановне внимание, я сказал ему: «Здравствуй, Степан» — и взял его за руку. (23)Она была холодна, пухла и безжизненна. (24)Я почувствовал брезгливость и только из вежливости спросил:

— Ему, наверно, лет шестнадцать?

— (25)Ах, нет, — ответила Александра Ивановна, — уже двадцать девятый.

(26)Мы разговорились. (27)Грачёва оказалась тихой, робкой женщиной, забитой

неудачами и долгой нуждой. (28)Во всё время нашего разговора Степан не сводил с меня глаз. (29)Раза три он исподтишка протягивал руку, чтобы притронуться к блестящим пуговицам моего сюртука, и тотчас же отдёргивал её с видом испуга.

— (ЗО)Неужели ваш Степан так и не говорит ни одного слова? — спросил я Александру Ивановну.

(31)Она печально покачала головой.

— (32)Нет, не говорит. (ЗЗ)Есть у него несколько собственных слов, да что же это за слова! (34)Так, бормотанье! (35)Вот, например, Степан у него называется «Папан», кушать хочется — «мня», деньги у него называются «тэки». (36)Степан, — обратилась она к сыну, — где твои тэки? (37)Покажи нам твои тэки.

(38)Степан вдруг спрыгнул со стула, бросился в тёмный угол и присел там на корточки. (39)Я услышал оттуда звон медной монеты и те же «урлы, урлы», но на этот раз ворчливые, угрожающие.

— (40)Боится, — пояснила Александра Ивановна. — (41)Ну, ну, не будем трогать тэки, не будем, — принялась она успокаивать сына.

(42)Я стал довольно часто бывать у Грачёвой. (43)Её Степан заинтересовал меня, и мне пришла в голову мысль вылечить его по системе какого-то швейцарского доктора, пробовавшего действовать на своих слабоумных пациентов медленным путём логического развития. (44)Сначала я принёс Степану куклу.

(45) Он обрадовался, расхохотался и закричал, указывая на куклу: «Папан!»

(46) Потом я приносил ему картинки, пробовал заинтересовать его кубиками, разговаривал с ним, называя разные предметы и показывая на них. (47)Но или система швейцарского доктора была неверна, или я не умел её применять! на практике, только развитие Степана не подвигалось ни на шаг. (48)ЗатО’ [ он необыкновенно полюбил меня в эти дни. (49)Когда я приходил, он кидался мне| навстречу с восторженным рёвом. (50)После моего ухода он долго не отходил! от окна и испускал такие жалобные вопли, что другие квартиранты жаловались! на него хозяйке.

(51)А мои личные дела были очень плохи. (52)Я провалился с необычайным треском на предпоследнем экзамене. (53)Нужно было как можно скорее ехать домой. (54)К этому меня побуждали и финансовые соображения: в моём бумажнике лежали всего-навсего три копейки. (55)Я скрепя сердце пошёл просить взаймы у товарищей, но они все отговаривались пустотой карманов. (56)Три копейки! (57)Я вам скажу, что в эти дни мне было очень тяжело. (58)Скоро голод сделался невыносимым. (59)Я пошёл к Александре Ивановне. (60)Мне очень было тяжело просить бедную женщину о деньгах, но я решился сделать это.

Читайте также:
В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок»): сочинение

— (61)Александра Ивановна, мне есть нечего. (62)Дайте мне взаймы.

(63)Она всплеснула руками.

— (64)Голубчик мой, ни копеечки. (65)Вчера сама заложила брошку.

(66)Я чувствовал себя заброшенным на край света, одиноким и униженным. (67)Вдруг кто-то толкнул меня в бок. (68)Я обернулся. (69)Это был Степан.

(70)Он протягивал мне на ладони кучку медных монет и говорил:

(71)Я не понимал. (72)Тогда он бросил свои деньги мне на колено, крикнул ещё раз «тэки» и убежал в свой уголок.

(73)Я заплакал, как маленький мальчик. (74)Александра Ивановна также плакала вместе со мной от умиления и жалости, а Степан из тёмного угла испускал жалобные, совершенно осмысленные «урлы, урлы, урлы».

(75)Когда я успокоился, мне стало легче. (76)Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание.

(По А. И. Куприну)

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста В.Д. Черняк: «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится».

Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые придают высказыванию образность и выразительность. Современный лингвист В.Д. Черняк отмечает, что важнейшей функцией таких словосочетаний является способность передать отношение говорящего к тому или иному явлению. Докажем это утверждение с помощью примеров из текста.

Например, в предложении 55 употребляется фразеологизм «скрепя сердце». Это значит, что герою было очень тяжело просить деньги в долг у товарищей, но он пытался переступить через свои принципы. С помощью этого устойчивого выражения мы узнаем, что рассказчик – достаточно гордый человек, имеющий чувство собственного достоинства.

В предложении 66 также есть фразеологизм – «на край света». Это словосочетание помогает передать чувства и переживания главного героя. Когда все вокруг отказывают ему в помощи, молодой человек чувствует себя «заброшенным на край света, одиноким и униженным».

Действительно, фразеологизмы помогают выразить отношение личности к предмету разговора и позволяют понять характер человека, а также его эмоциональное состояние.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание».

Смысл данного фрагмента я понимаю так: умение сопереживать – величайший дар, обладая которым можно исцелить душевные раны другого человека. Сочувствие «блаженненького» придаёт главному герою сил и наделяет его жизнь новым смыслом. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Надо сказать, что изначально рассказчик сам проявляет сострадание по отношению к слабоумному Степану. Он даже мечтает вылечить юношу с помощью новой швейцарской методики, о чём говорится в предложениях 42-50. Рассказчик не добился успехов, но в то же время он сумел тронуть сердце Степана, который очень сильно привязался к новому знакомому и всегда встречал его с «восторженным рёвом».

Когда рассказчик сам оказывается в сложной жизненной ситуации, Степан – единственный человек, который пытается ему помочь. В предложениях 67-72 говорится о том, что молодой человек принёс голодавшему рассказчику несколько медных монет. Это приободряет героя, потому что он не ожидал такого искреннего сочувствия.

Таким образом, милосердие на самом деле может изменить мир. Каждый день важно находить время для маленьких добрых поступков. Кто знает, вдруг это спасёт чью-нибудь жизнь?

9.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

В чём заключается сила истинной доброты? Она может изменить жизнь человека. Именно поэтому так важно не забывать делать добрые дела и протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Так, например, слабоумный молодой человек проявляет искреннее сочувствие по отношению к главному герою произведения А.И. Куприна. Из предложения 70 мы узнаём, что Степан приносит голодающему рассказчику медные монеты. Это не может решить проблему героя, но такой жест очень сильно тронул его сердце. В этот момент рассказчик понимает, что ради любви и сострадания стоит жить.

В другом рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» тоже поднимается проблема доброго отношения к людям. Верочка Алмазова помогает своему мужу в трудную для него минуту. Она, не задумываясь, сдаёт в ломбард украшения, чтобы посадить кусты сирени и тем самым спасти Николая, которого могут выгнать из академии. Главная героиня – настоящий альтруист, и она делает всё возможное, чтобы сохранить в семье доверительные отношения.

В заключение хочется сказать, что в современном мире невозможно выжить без добрых поступков. Наш долг – относиться друг к другу с любовью и уважением.

Как вы понимаете выражение “талант человечности”? Какие герои Куприна наделены этим талантом?

  • Авиация и космонавтика
  • Административное право
  • Английский язык
  • Арбитражный процесс
  • Архитектура
  • Астрология
  • Астрономия
  • Банковское дело
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Биографии
  • Биология
  • Биология и химия
  • Биржевое дело
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Валютные отношения
  • Ветеринария
  • Военная кафедра
  • География
  • Геодезия
  • Геология
  • Геополитика
  • Государство и право
  • Государство и право
  • Гражданское право и процесс
  • Делопроизводство
  • Естествознание
  • Журналистика
  • Зарубежная литература
  • Зоология
  • Издательское дело и полиграфия
  • Инвестиции
  • Информатика
  • Информатика, программирование
  • Исторические личности
  • История
  • История техники
  • Кибернетика
  • Коммуникации и связи
  • Компьютерные науки
  • Косметология
  • Краткое содержание произведений
  • Кредитование
  • Криминалистика
  • Криминология
  • Криптология
  • Кулинария
  • Культура и искусство
  • Культурология
  • Логика
  • Логистика
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина
  • Медицинские науки
  • Международное публичное право
  • Международное частное право
  • Международные отношения
  • Менеджмент
  • Металлургия
  • Москвоведение
  • Музыка
  • Муниципальное право
  • Налогообложение
  • Наука и техника
  • Начертательная геометрия
  • Новейшая история, политология
  • Оккультизм и уфология
  • Остальные рефераты
  • Педагогика
  • Полиграфия
  • Политология
  • Право
  • Предпринимательство
  • Промышленность, производство
  • Психология
  • Психология, педагогика
  • Радиоэлектроника
  • Реклама
  • Религия и мифология
  • Риторика
  • Сексология
  • Социология
  • Сочинения по литературе и русскому языку
  • Статистика
  • Страхование
  • Строительные науки
  • Строительство
  • Схемотехника
  • Таможенная система
  • Теория организации
  • Теплотехника
  • Технология
  • Товароведение
  • Транспорт
  • Трудовое право
  • Туризм
  • Уголовное право и процесс
  • Управление
  • Управленческие науки
  • Уфология
  • Физика
  • Физкультура и спорт
  • Философия
  • Финансовые науки
  • Финансы
  • Фотография
  • Химия
  • Хозяйственное право
  • Цифровые устройства
  • Экологическое право
  • Экология
  • Экономика
  • Экономико-математическое моделирование
  • Экономическая география
  • Экономическая теория
  • Эргономика
  • Этика
  • Юридические науки
  • Юриспруденция
  • Языковедение
  • Языкознание, филология
Читайте также:
Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: сочинение
Как вы понимаете выражение “талант человечности”? Какие герои Куприна наделены этим талантом?

Каждый человек имеет свой талант: кто-то имеет прекрасный голос, кто-то может выразить свою душу в пластике. Многие делятся с людьми своими мыслями с помошью стихов и прозы, а у кого-то в руках находиться кисть, дающие нам гениальные творения живописи, графики, авангардизма.

Все эти умения , передающиеся из поколения в поколение, те возможности, дающиеся нам природой, прекрасны. Но существует “талант человечности” , которым наделен далеко не каждый, но но он необходим на более , чем другие. Особенно сейчас, когда общество страдает от недостатка таких важных для человека качеств, как преданность, вежливость.

Для меня “талант человечности” выражается в справедливости, в “движении” к другим людям, преданности, бескорыстной помощи, дружбе. Все это исходит от любви людей друг к другу, которую многие, из живущих в нашем мире, утратили. Нас испортила собственничество, зависть, стремление к богатству, нажитому унижением и оскорблением человека.

Бесспорно, к человечности можно отнести единение человека с природой , любовь к живому и желание сохранить живительные соки бесконечной красоты и гармонии естества окружающего.

С человеком, отвечающим рамкам “таланта человечности”, я познакомилась прочитав рассказ Александра Ивановича Куприна “Олеся”. Прекрасная молодая девушка – героиня произведения, порядочна, вежлива, естественна. Она объединена с природой. Олеся живет в лесу и не променяет эту восхитительную красоту на города, с их суетными, светскими порядками. Героиня цельная, самобытная наткра.

В рассказе показаны отношения между необычной, но естественной красотой Олеси и испорченным цивилизацией Иваном Тимофеевичем. На фоне воспитанного социальной средой , скованного законами, очень далекого от совершенства паныча, еще больше проявляется “талант человечности” главной героини.

Автор восхищается Олесей , романтизирует ее образ , но тем самым он доносит до читателя всю силу ее чистоты, доброты и любви к матери-природе.

В реальной жизни люди, порой, не имеют и малой доли тех качеств, которые отвечали бы понятию “талант человечности”. Все чаще мы можем встретить таких людей с яркой, необычной натурой лишь в великих произведениях наших классиков.

Как вы понимаете выражение «талант человечности»? Какие герои Куприна наделены этим талантом?

Как вы понимаете выражение «талант человечности»? Какие герои Куприна наделены этим талантом?
Каждый человек имеет свой талант: кто-то имеет прекрасный голос, кто-то может выразить свою душу в пластике. Многие делятся с людьми своими мыслями с помощью стихов и прозы, а у кого-то в руках находиться кисть, дающие нам гениальные творения живописи, графики, авангардизма.
Все эти умения, передающиеся из поколения в поколение, те возможности, дающиеся нам природой, прекрасны. Но существует «талант человечности» , которым наделен далеко

не каждый, но он необходим на более, чем другие. Особенно сейчас, когда общество страдает от недостатка таких важных для человека качеств, как преданность, вежливость…
Для меня «талант человечности» выражается в справедливости, в «движении» к другим людям, преданности, бескорыстной помощи, дружбе. Все это исходит от любви людей друг к другу, которую многие, из живущих в нашем мире, утратили. Нас испортила собственичество, зависть, стремление к богатству, нажитому унижением и оскорблением человека.
Бесспорно, к человечности можно отнести единение человека с природой, любовь к живому

Развитие русской любовной лирики в XVIII веке Введение Любовная лирика как разновидность письменной литературы появилась в России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не.

Биография Jesse Jackson The Reverend Jesse Louis Jackson Sr. is a civil rights and political activist in the United States. He was a candidate for the Democratic nomination.

Описание своего дома Описание дома и квартиры Слова и выражения, описывающие дом человека, типы жилья, части дома и прилегающую территорию, а также слова, связанные со строительством и ремонтом.

Что такое талант? В сочинении имеются отсылки к рассказу Б. Кремнева «Бетховен». Вариант 1 Талант — это дар, который может проявляться в различных сферах деятельность человека, чаще всего.

English for Advertising Использование лексического подхода очень важно для изучения специализированного английского. Часто возникают сложности с переводом терминологии, необходимой в различных областях знаний. Для того чтобы облегчить изучение.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

The House of My Dream. Дом моей мечты Every person has his own idea of a perfect house. Since the time immemorial people always wanted to make their dwelling a place, where one.

Я верю этим писателям (обзор произведений о Великой Отечественной войне) Я ненавижу зло. Мне всегда больно, когда обижают человека. Именно поэтому меня очень волнует проблема гуманизма, любви к людям. Но в этом обзоре я хочу.

Авторская исповедь Все согласны в том, что еще ни одна книга не произвела столько разнообразных толков, как «Выбранные места из переписки с друзьями». И — что всего.

Regular and irregular verbs 1. Правильные глаголы. Past simple и past participle правильных глаголов заканчиваются на — ed. Например: Infinitive : Clean, improve, paint, carry Past simple/ past participle.

Талант Маяковского Все сущее увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! А. Блок Талант Маяковского до сих пор поражает нас своим разнообразием. Поэзия, проза, живопись, партийная деятельность.

Past Simple Откройте скобки, используя глаголы в утвердительной, отрицательной и вопросительных формах прошедшего времени: 1 That boy my window. 2 I to work every day last year.

My friend and his flat — Мой друг и его квартира I’d like to speak about my friend Andrey and his flat. Andrey is fourteen. He lives with his parents not far from our school. Andrey.

Читайте также:
Настоящая любовь всегда трагедия (по произведениям Суламифь А. И. Куприна и Митина любовь И.А. Бунина).: сочинение

Автобиографическое начало в творчестве Гоголя СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 «ПОРТРЕТ» ГЛАВА 2 «МЕРТВЫЕ ДУШИ» ГЛАВА 3 «ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» § 1 «Женщина в свете» § 2 «О.

Борис Пастернак В феврале 1990 года мир отмечал 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака — выдающегося поэта ХХ столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен.

Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте Факультета филологии и журналистики Н.

Белинский — критик и теоретик детской литературы 1 Роль детской литературы в воспитании детей » Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются. .. и дети — так же. Все дело.

Повесть «Безумная Евдокия» А. Алексина Повесть А. Алексина затрагивает один из важнейших нравственных вопросов. Это вопрос о посредственности и таланте, об эгоизме и человечности. Оленька… Единственный, обожаемый родителями ребенок. Действительно.

Сочинение на тему: «Проблема человечности» Казалось бы, понятие человечность должна быть характерно для всех людей. Все мы люди и все мы должны быть человечными. Но на самом деле, человек в.

Тема человечности В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение — рассказ «Лапти». В нем И. А.

Как вы понимаете слова Маяковского «Поэт — всегда должник»? Как и великие русские классики А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, В. В. Маяковский уделял большое внимание в своем творчестве вопросу о назначении поэта.

Choosing a Career. Выбор профессии Let me introduce myself. My name is Masha. I have finished school this year. It is my dream to become a student of the English.

Выбор профессии, бизнес английский топики Let me introduce myself. My name is Masha. I have left school this year. It is my dream to become a student of the English.

Моя комната Топик — Topic My Room Моя комната — это место, где я провожу большую часть времени, когда я дома. Она довольно просторная и в ней много света благодаря большому французскому.

Согласование между подлежащим и сказуемым Сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе: The picture Is hanging on the wall. Картина висит на стене. The pictures Are hanging on the.

Моя комната, топики россия английский My family lives in a three-room flat of a typical block of flats with a lift and rubbish chute. Our flat is on the sixth.

Моя квартира Топик — Topic My Flat Я живу в современном многоквартирном доме в спальном районе города. Это двенадцатиэтажное здание, расположенное вдали от магистрали с детской площадкой, скамейками и небольшим прудом на.

Интересные факты об английском языке Television license [ ‘telɪvɪʒən ‘laɪsənt s] An official licence required in many countries for the reception of television broadcasts In the UK, it is a.

At the Post-Office. На почте If you want to buy stamps, postcards, envelopes, to send a telegram or money order, to subscribe to newspapers or magazines, you have to go.

На почте, скачать английский топик If you want to buy stamps, postcards, envelopes, to send a telegram or money order, to subscribe to newspapers or magazines, you have to go.

Prepositions 1 He made his escape by jumping ______ a window and jumping ______ a waiting car. 2 To get to the Marketing department, you have.

Талант любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьей князя Дмитрия Николаевича Любимова. «… В течение нескольких лет к моей матери, Людмиле Ивановне, почти каждый.

Как Вы понимаете эпиграф к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — это произведение не только об исторических событиях, связанных с восстанием под предводительством Пугачева, но и о разных человеческих.

«Демон» и «Мцыри» М. Ю. Лермонтова В настоящей статье ставится задача сравнительного рассмотрения некоторых тем и образов, получивших отражение в поэмах М. Ю.Лермонтова «Мцыри» и «Демон». Известно, что основной конфликт лермонтовского.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

Сравнительная характеристика поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон» Основной конфликт творчества Лермонтова строится на противопоставлении образов «неба» и земли». Контрастные отношения к миру проступают в поэмах «Демон» и «Мцыри». Это видно если сопоставить.

Сочинение на тему: «Как вы понимаете значение слова Бескорыстный?» С самого детства каждого из нас учили быть бескорыстным. Бескорыстный, значит добрый, щедрый, благодушный человек, помогающий людям, не требуя ничего в замен. Для меня бескорыстны.

Куприн Александр Иванович. Олеся. Рассказ Мой слуга, повар и спутник по охоте — полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал.

Анна Ахматова: жизнь и творчество Анна Ахматова: жизнь и творчество На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в.

Сочинение на тему: «Художественный мир Александра Ивановича Куприна. Стихийный талант» «Все люди, наделенные талантом, — писатели, поэты, художники, композиторы, — отмечены в жизни особым знаком. Все они, по примеру Господа Бога творящие мир из ничего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: