Обзор творчества А. И. Куприна: сочинение

Сочинение «Идейно-художественное своеобразие творчества А. И. Куприна»

А.И. Куприна часто называют продолжателем чеховских традиций в русской литературе, потому что он тоже предпочитал короткие рассказы, хотя, конечно, – писал также повести и романы. Герои рассказов А. И. Куприна, как и у А. П. Чехова, это чаще всего выходцы из средних, даже низших слоев русского общества. Это рыбаки, портовые грузчики, разнорабочие, мелкие торговцы, актеры, конторские и типографские служащие, а иногда – нищие бродяги.

Для творческой манеры писателя характерно внимание к личности самого обычного человека, причем А. И. Куприн умеет увидеть достоинства и высокий моральный дух у людей, стоящих на самой нижней ступени общественной иерархии. В этом отношении очень характерен широко известный детский рассказ Куприна «Белый пудель».

Бродячий шарманщик Макар Лодыжкин, мальчик Сережа и пес по кличке Арто идут из поселка в поселок по Черноморскому побережью и зарабатывают свой хлеб нехитрыми акробатическими номерами. Вечером они располагаются для ужина и ночлега где-нибудь под деревом. А. И. Куприн так описывает их вечернюю трапезу: старик делил краюху хлеба на три неравные части и самую большую отдавал Сергею, среднюю – собаке, а себе брал самую маленькую.

Когда по требованию капризного мальчишки старику предлагают продать собаку и дают за нее

огромные деньги, он с достоинством отвечает: «Это, никак невозможно, чтобы продать». Нищий бродяга пытается объяснить образованным, знатным людям, что не все продается, что покупается, что ни за какие деньги нельзя продать друга или брата. Беспаспортный старик в нравственном отношении оказывается неизмеримо выше тех, от кого ему приходится ждать копеечного подаяния.

Сам А. И. Куприн, прежде чем выйти в отставку и заняться только литературным трудом, несколько лет прослужил младшим офицером в армейском пехотном полку. И эти его впечатления нашли отражение в повести «Поединок». Повесть появилась сразу после русско-японской войны, принесшей России позорное поражение. Теперь перед читателями открылись страшные картины деградации русской армии. А. И. Куприн не брался судить о гвардейских офицерах, но жизнь пехотного полка была ему известна до мелочей. Сословное разделение общества доведено здесь до предела, унижение нижестоящего в армейской иерархии – самое обычное дело. Генерал грубо и пренебрежительно обращался с командиром полка, командир, в свою очередь, бесцеремонно понукал офицеров, а те срывали на солдатах всю свою злобу мелких неудачников. И когда сегодня говорят о каком-то особом благородстве офицеров старой русской армии по сравнению с пришедшими им на смену красными командирами, в это верится с трудом, потому что в памяти живы картины армейской жизни из повести А. И. Куприна «Поединок».

Почти все офицеры в «Поединке» – это трусливые карьеристы, невежды, ничтожные пьяницы. Они начисто оторваны от других людей, потому что их сознательно превратили в особую касту, которой свойственно представление о собственной исключительности, спесь и пренебрежение к штатским.

Главный герой повести подпоручик Ромашов – это в какой-то мере двойник самого автора, потому что ему Куприн доверил свои самые сокровенные мысли и чувства. Ему отвратительны всеобщая озлобленность, грубая брань и рукоприкладство офицеров, ему хочется иной жизни и более справедливых отношений между людьми. Он один смог посочувствовать самому забитому, презираемому всеми солдату Хлебникову, но он не в силах предотвратить трагический конец. При всех добрых свойствах своей натуры, Ромашов слишком слаб, и это в нем очень точно угадала Шурочка.

Рисуя взаимоотношения главных героев, А. И. Куприн проявляет себя тонким психологом, подлинным знатоком человеческой души. В Шурочке странным образом переплелись положительные и отрицательные свойства: она умна, интеллигентна, в ней много жизненных сил, ей хочется добиться успеха, но в своем стремлении к этому она переходит дозволенную грань и становится эгоистичной, даже жестокой. Финальная сцена рисует объяснение героев и их недолгое счастье. Последнее впечатление Ромашова в жизни – это запах духов любимой женщины…

А сам поединок вовсе не описан в повести. Вместо этого есть только официальный рапорт о дуэли поручика Николаева и подпоручика Ромашова. Из этого документа читатель и узнает о том, что Ромашов был ранен первым выстрелом и умер через семь минут после ранения…

У Куприна есть заветная тема – тема любви, и самый томительный рассказ о любви в русской литературе – это, конечно, «Гранатовый браслет». Константин Паустовский вспоминал, что сам Куприн плакал над собственным рассказом. Это свидетельствует об огромной жизненности того, что вышло из-под пера писателя.

Читайте также:
Художественное мастерство А. И. Куприна: сочинение

Любовь – это великий дар, который Бог посылает человеку; и этим неожиданным подарком может быть отмечен самый заурядный человек. В рассказе «Гранатовый браслет» такая любовь пришла к маленькому чиновнику, который целыми днями гнет спину за канцелярским столом. Любовь Желткова безнадежна, безответна. Но и такая любовь – счастье, которое поднимает человека над обыденностью. Рефрен «Да святится имя твое» изумительно передает благоговейное чувство истинной любви.

Перечитывая страницы прозы А. И. Куприна, мы и сегодня благодарны писателю за глубокую человечность, за его редкий дар психолога, за его редкое по красоте художественное слово.

Эссе “Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна”.
статья по литературе на тему

Тема любви красной нитью проходит через всю отечественную и мировую литературу. Существует даже такое выражение, что все литературные произведения повествуют о любви – разнятся лишь формы ее проявления. Но есть авторы, в большей мере, нежели остальные, тяготеющие к этой теме, воспевающие и прославляющие Любовь. И одним из них, безусловно, является Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, создавший удивительные творения об этом прекрасном чувстве.

Скачать:

Вложение Размер
Эссе 51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна

Тема любви красной нитью проходит через всю отечественную и мировую литературу. Существует даже такое выражение, что все литературные произведения повествуют о любви – разнятся лишь формы ее проявления. Но есть авторы, в большей мере, нежели остальные, тяготеющие к этой теме, воспевающие и прославляющие Любовь. И одним из них, безусловно, является Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, создавший удивительные творения об этом прекрасном чувстве.

Любовь в представлении А. И. Куприна – сильнейшее, безрассудное чувство, словно стихия охватывающее душу человека и буквально ослепляющее его. Именно ей подчинена наша жизнь, в понимании автора. И он хорошо знал то, о чем писал. «Тысячу раз может любить человек, но только один раз он любит». Так говорил Александр Иванович Куприн, подразумевая и себя тоже: ведь любовь в его жизни была лишь раз. Лизанька, до самых последних дней не расставшаяся со своим любимым, буквально озарила жизнь писателя. Их любовь была сильной, сильной настолько, что преодолела на своем пути множество преград (первый брак Куприна, нищету в эмиграции, болезнь Александра Ивановича), навсегда соединив две родственные души. Именно «родственной», т. е. родной показалась ему с первых же минут знакомства Лизанька – так ласково он всегда называл свою возлюбленную. Поэтому совсем неудивительно, что любовь в творчестве Куприна стала своего рода «живоносным источником», безвозвратно меняющим человека вопреки его привычкам, влиянию среды, социальным предрассудкам.

В своих произведениях Александр Иванович Куприн выступает как удивительный знаток любовных переживаний, тончайший психолог и мастер филигранного слова, показывая разные стадии развития любовного чувства (ее зарождения, развития, достигающего апогея в кульминационный момент сюжета) и заканчивая повествование на его пике, поскольку любовь героев не покидает никогда, но уходят («Олеся») или умирают сами герои, пережив любовную историю («Суламифь», «Гранатовый браслет»).

Любовь в произведениях А. И. Куприна, несмотря на предельную степень ее проявления, разная. На мой взгляд, в каждом своем значительном произведении он показывает ту или иную разновидность любовного чувства, приближенного к идеалу.

В повести «Олеся» это любовь-страсть, буквально оживляющая главного героя при встрече с лесной дикаркой Олесей. Писатель, обращаясь к руссоистской идее о «естественном человеке», показывает жизнеспособность людей, живущих в гармонии с природой. Бледен и духовно слаб главный герой повести Иван Тимофеич – барин, всю свою жизнь проведший в городе. Встреча с Олесей – простой девушкой, живущей по законам природы и в согласии с ней, одухотворяет его: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни. Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью». Их история любви развивается на фоне красивой природы Полесья и приводит к духовному пробуждению главного героя, навсегда запомнившего дикарку и ее бусы красного цвета как символ любовной страсти, «нежной и великодушной» любви Олеси.

«Суламифь» – это любовь-песнь, свободно льющаяся из сердец влюбленных героев. На это указывает и эпиграф к произведению, взятый из «Песни песней» царя Соломона. Данный рассказ можно назвать одой любви, чему соответствует и восточная стилистика повествования. Пышные царские хитоны, переливающиеся самоцветы раскрашивают и великолепно обрамляют любовную трагедию Соломона и Суламифи. И хотя их любовь заканчивается смертью девушки, сама она бессмертна – ведь легенда о ней живет в веках. Такой финал, на мой взгляд, играет и символическую функцию, раскрывая смысл ключевой метафоры повествования, – писатель рассказывает о любви сильной как смерть: «Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее – стрелы огненные».

«Гранатовый браслет» повествует о любви-молитве – прекрасной и возвышенной любви, подобно молитве, просветляющей душу и меняющей человека изнутри. Поэтому через содержащий традиционные для поэтической системы Куприна любовные образы символы (образы красных драгоценных камней), лейтмотивом проходят слова молитвы: «Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твое” . Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. “Да святится имя Твое” ». Здесь любовь мужчины и женщины приравнивается к любви к Богу, и в этом просматривается трепетное отношение писателя к любовному чувству, а триада «жизнь – любовь – смерть» показывает значимость любви во внутреннем, духовном бытии человека.

Таким образом, в произведениях А. И. Куприна не просто замечательно изображена любовь в самых сильных и величественных ее проявлениях, воспетая с удивительной силой литературного мастерства и изяществом слога, но обнаружено ее одухотворяющее светлое начало в жизни человека, а, следовательно, и ее высокое предназначение, которое виделось писателю в беззаветном служении любимому человеку. В этом и заключалось, по его мнение, обыкновенное человеческое счастье.

Сочинение на тему талант любви в повести куприна гранатовый браслет

Талант любви в произведениях А. Куприна

Александр Иванович Куприн – знаменитый русский писатель-реалист, который действительно получил народное признание, это один из больших мастеров психологической прозы нашей страны , в произведениях которого тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, а также глубоко раскрыт внутренний мир человека, способного на искреннюю любовь.

Так, в повести «Гранатовый браслет» автор повествует нам о любви простого чиновника Георгия Желткова к дворянке Вере Шеиной. В течение целых восьми лет Желтков безответно был влюблен в княгиню Веру Николаевну. Его любовь была высокой, самоотверженной, встречающейся лишь «раз в тысячу лет», мужчина не требовал ничего взамен, ему хватало и того, что он мог видеть Веру Николаевну издали на различных праздниках или же просто на улице.

Для чиновника эта любовь стала смыслом жизни, самой жизнью, мужчина полностью отдался этому чувству и готов был пожертвовать для своей возлюбленной все, что только у него было. Однако самой Вере Николаевне ничего не нужно было от этого человека, и она хотела лишь прекратить эту историю как можно скорее. В конечном итоге, любовь «маленького человека» заканчивается трагически — Желтков покончил жизнь самоубийством, отправив Вере Николаевне последнее письмо, в котором было написано: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.»

В повести «Олеся» также прослеживается любовная линия меду девушкой из глухой деревушки — Олесей и барином Иваном Тимофеевичем. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Любовь главной героини была очень сильной: она любила искренне и нежно, была готова на все ради своего возлюбленного лишь бы только быть всегда с ним рядом. Олеся изначально знала, что эта любовь принесет ей много горя и страданий, однако она все равно любила и отдавала себя всю себя без остатка, добровольно идя на гибель.

Что же касается Ивана Тимофеевича, то это мужчина с «холодным и ленивым» сердцем, он не был способен на искреннюю любовь и переживал, что про него будут говорить люди. Так, из-за своей светской глупости, Иван Тимофеевич потерял свою любовь навсегда, а избитая деревенскими жителями и закиданная камнями Олеся, несмотря на свою сильную любовь, приняла самое верное и разумное решение, которое ранило ее сердце, но в то же время отгораживало от неспособного на искреннюю и настоящую любовь человека: героиня покинула дом вместе со своей бабушкой, покинула Ивана Тимофеевича навсегда.

В заключение хочу сказать, что любовь — глубокое, эмоциональное и сильное сердечное чувство, любить дано не каждому, это талант, это Божий дар.

Полезный материал по теме:

  1. Талант любви в произведениях Куприна
  2. Талант любви в произведениях
  3. Тема трагической любви в произведениях А.И.Куприна
  4. Тема любви в рассказах И.А. Бунина и А.И. Куприна
  5. «Как произведения А. И. Куприна и И. А. Бунина повлияли на мое восприятие любви?» (С анализом «Чистого понедельника» и «Гранатового браслета»)

«Любовь в творчестве Куприна» − сочинение

Вариант 1

Любовь является одной из главных тем в творчестве Куприна. Герои его произведений «освещенные» этим ярким чувством, полнее раскрываются. В повестях этого замечательного автора любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная. Прочитав большое количество его произведений можно понять, что у него она всегда трагична, и она заведомо обречена на страдания.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести «Олеся». Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей «необычностью», «в ней не было ничего похожего на местных девчат», свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся, выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но не решителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже женится на ней, но его останавливает сомнение: «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил». Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она изменялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества «естественного» человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда, он обращает свой взор к «маленькому» человеку. Так возникает повесть «Гранатовый браслет», в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой «полесской колдунье» Олесе в отношениях с «добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем «и умной, расчетливой Шурочке – с «чистым и добрым Ромашовым» («Поединок»). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Замкнутая в себе, такая любовь обладает творческой созидательной силой. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей», — пишет Желтков перед смертью предмету своего поколения, — «…для меня вся жизнь заключается только в вас». Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, как молитву произнеся: «Да святится имя Твое».

Произведения Куприна, несмотря на сложность ситуаций и часто драматический конец, наполнены оптимизмом и жизнелюбием. Закрываешь книгу, а в душе еще долго остается ощущение чего-то светлого.

Вариант 2

Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна — любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.

“Олеся” — художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа — специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества — в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества — вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Вариант 3

Тема любви – наверное наиболее часто затрагиваемая в литературе, да и в искусстве вообще. Именно любовь вдохновляла величайших творцов всех времен на создание бессмертных произведений. В творчестве многих писателей эта тема является ключевой, к их числу принадлежит и А. И. Куприн, чьи три основных произведения – «Олеся», «Суламифь» и краткое содержание «Гранатовый браслет» — посвящены любви, представленной автором в разных проявлениях.

Наверное, нет более загадочного, прекрасного и всепоглощающего чувства, знакомого всем без исключения, чем любовь, ведь с самого рождения человек уже любим своими родителями и сам испытывает, пусть безотчетно, ответные чувства. Однако для каждого любовь имеет свой особенный смысл, в каждом своем проявлении она неодинакова, уникальна. В этих трех произведениях автор изобразил это чувство с позиций различных людей и у каждого из них оно имеет разный характер, при этом суть ее остается неизменной – она не знает границ.

В рассказе «Олеся», написанной в 1898 году, Куприн описывает глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, куда судьба забросила Ивана Тимофеевича, “барина”, городской интеллигента. Судьба сводит его с внучкой местной колдуньи Мануйлихи, Олесей, которая завораживает его своей необычайной красотой. Это красота не светской дамы, а дикой лани, живущей на лоне природы. Однако не только внешность привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе: Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью и дерзостью девушки. Выросшая в глубине лесов и почти не общаясь с людьми, она привыкла относиться к незнакомым людям с большой осторожностью, однако встретившись с Иваном Тимофеевичем, она постепенно влюбляется в него. Тот подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью, ведь для Олеси все это необычно, ново. Девушка очень рада, когда молодой гость часто навещает её. В один из таких визитов она, гадая по его руке, характеризует читателю главного героя как человека «хотя и доброго, но только слабого», признаётся, что доброта его «не сердечная». Что сердце у него «холодное, ленивое», и той, которую он “будет его любить”, принесёт он, хотя и невольно, “много зла”.

Таким образом, со слов юной гадалки, Иван Тимофеевич предстаёт перед нами как эгоист, человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Однако, несмотря ни на что, молодые люди влюбляются друг в друга, полностью отдаваясь этому всепоглощающему чувству. Влюбляясь, Олеся проявляет свои чуткую деликатность, врождённый ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Более того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотверженности, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, терпя издевательства деревенских жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, представляющих собой символ вечной любви и преданности. Образ Олеси для Куприна является идеалом открытого, самоотверженного, глубокого характера. Любовь возвышает её над окружающими, даря ей радость, но в то же время делая ее беззащитной, ведёт к неизбежной гибели. По сравнению с великой любовью Олеси даже чувство Ивана Тимофеевича к ней во многом проигрывает. Его любовь более похожа порой на мимолетное увлечение. Он понимает, что девушка не сможет жить вне природы, окружающей ее здесь, но все же, предлагая ей руку и сердце, подразумевает, что она будет жить с ним в городе. При этом, он не задумывается о возможности отказаться от цивилизации, оставшись жить ради Олеси здесь, в глуши.

Он смиряется с положением, даже не делая попыток изменить что-либо, бросив вызов сложившимся обстоятельствам. Наверное, будь то настоящая любовь, Иван Тимофеевич разыскал бы возлюбленную, сделав для этого все возможное, но, к сожалению, он так и не понял, что упустил.

Тему взаимной и счастливой любви А . И. Куприн раскрыл и в рассказе «Суламифь», повествующем о безграничной любви богатейшего царя Соломона и бедной рабыни Суламифь, работающей на виноградниках. Непоколебимо крепкое и страстное чувство поднимает их выше материальных различий, стирая границы, разделяющие влюбленных, еще раз доказывая силу и мощь любви. Однако, в финале произведения автор разрушает благополучие своих героев, убивая Суламифь и оставляя Соломона в одиночестве. По мнению Куприна, любовь — это светлая вспышка, открывающая духовную ценность человеческой личности, пробуждающая в ней всё лучшее, что скрыто до поры в глубине души.

Совсем иную любовь изображает Куприн в рассказе «Гранатовый браслет». Глубокое чувство главного героя Желткова, мелкого служащего, «маленького человечка» к светской даме княгине Вере Николаевне Шеиной приносит ему столько страданий и мук, так как любовь его безответна и безнадежна, сколько и наслаждения, поскольку она возвышает его, волнуя душу и даря радость. Скорее даже не любовь, а обожание, оно столь сильно и безотчетно, что даже насмешки не умаляют ее. В конце концов, осознав несбыточность своей прекрасной мечты и потеряв надежду на взаимность в своей любви, а также во многом под давлением окружающих Желтков решает покончить жизнь самоубийством, но даже в последний миг все его мысли лишь о возлюбленной, и, даже уходя из жизни, он продолжает боготворить Веру Николаевну, обращаясь к ней словно к божеству: “Да святится имя Твое”.

Лишь после смерти героя та, в которую он был так безнадежно влюблен осознает, “что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё”, жаль, что слишком поздно. Произведение глубоко трагично, автор показывает, как важно вовремя не только понять другого, но и, взглянув в свою душу, быть может найти там ответные чувства. В “Гранатовом браслете” есть слова о том, что “любовь должна быть трагедией”; мне кажется, что автор хотел сказать, что прежде чем человек осознает, духовно дойдет до того уровня, когда любовь – это счастье, наслаждение, он должен пройти через все те трудности и невзгоды, что так или иначе сопряжены с ней.

Любовь в произведениях Куприна искренна, преданна и бескорыстна. Это такая Любовь, которую мечтает однажды обрести каждый. Любовь, во имя и ради которой можно принести в жертву что угодно, даже собственную жизнь. Любовь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит, Она одолеет зло, преобразив мир и наполнив его яркими красками, а, самое главное, сделает людей счастливыми.

Сочинение на тему: Жизненный и творческий путь А.И.Куприна

Сочинение.
Жизненный и творческий путь А.И.Куприна

Куприн в своей яркой, самобытной прозе отразил бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX —начала XX столетия. Продолжая демократические и гуманистические традиции русской литературы, прежде всего Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году он печатает свой первый небольшой рассказ (“Последний дебют”) в журнале “Русский сатирический листок”, за что был посажен на гауптвахту. Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков “Киевские типы”. Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей “дна”. В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Во время своей поездки в Донецкий бассейн, он знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 году Куприн пишет большую повесть “Молох”, в которой отразил глубочайшие противоречия между трудом и капиталом. В 1897 году Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах “Лесная глушь”, “Конокрады”, “Серебряный волк”. Тут была написана и замечательная повесть “Олеся”. Изумительны и произведения Куприна о животных (“Изумруд”, “Белый пудель”, “Барбос и Кулька”, “Ю-ю” и другие). В 1905 году журнал Максима Горького опубликовал повесть Куприна “Поединок”. Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что автор правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести “Поединок” — молодой поручик Ромашов — показан в процессе своего духовного роста. В начале произведения он наивно делит всех на “людей черной и белой кости”, думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобе-тинский, армейский служака и пьяница Слива — все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам. В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков “словесности”, подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко обращаются с солдатами. Ромашова же волнует их судьба. И в этом он не одинок. Своеобр азный философ и теоретик, подполковник Назанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого “я” от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но, в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди “абсолютной свободы” человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества (“Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия?”). В отличие от Назанского, Ромашов не может отказаться от заботы о своем ближнем, ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и насилием со стороны офицеров. Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к “одной из лучших сцен в русской литературе”. Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах меж ду ними. Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к свободе. Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна “Гамбринус”. Тема всепобеждающего искусства переплетена здесь с темой демократизма, смелого протеста “маленького человека” против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых фузчиков, рыбаков, контрабандистов. В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным “мерзавцам в папахе”, отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах. Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них оглушительно-веселого “Чабана”. Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы. Куприн участвовал в I мировой войне, затем вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, писатель покинул Россию. Его произведения эмигрантского периода отличает сентиментально-идиллическое приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман “Юнкера”.
Особого внимания заслуживает роман “Планета”. Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без Родины. Он возвращается в Россию в 1937 году, а через год великого писателя не стало: он умер 25 августа 1938 года.

Сочинение Любовь в творчестве Куприна (в произведениях)

В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.

Классик русской литературы А.И. Куприн писал о любви-трагедии, любви-тайне, не подвластной компромиссам и расчетам. Его произведения необычайно увлекательны, но практически в каждом происходит трагедия. Герои или довольствуются неразделенной любовью, или гибнут в столкновении с враждебной средой.

Для произведений этого писателя характерно, что в трагедии виновато, прямо или косвенно, общество. Герои стремятся к счастью, но или не находят его, или погибают. А.И. Куприн описывал неизбежный печальный исход любви, оказавшейся под влиянием условностей. Во многих повестях (напр., «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» и др.) трагедия любви вырастает из трагедии социальной. Так, в повести «Олеся» любовь сталкивается с предрассудками общества. Иван Тимофеевич, интеллигент, городской человек, встречает в глухом Полесье девушку, выросшую вне общества и цивилизации. Между ними возникает сильная любовь. Олеся принимает предложение Ивана Тимофеевича выйти за него замуж и идет в церковь. Здесь и происходит трагедия. Люди, всегда считавшие Олесю ведьмой, которая приносит им только несчастья, накинулись на нее, избили. Иван Тимофеевич оказался, как ему и нагадала Олеся, «хотя и добрым, но только слабым. ». Главный герой не предотвратил трагедию, на которую была обречена его любовь, не пошел против предрассудков.

Любовь в произведениях А.И. Куприна изображена как великое чувство, имеющее естественную власть над человеком. В «Гранатовом браслете» такая любовь становится «громадным счастьем», тем единственным, что наполняет жизнь главного героя. Георгий Желтков – бедный чиновник, который много лет любил одну единственную женщину. При этом он довольствовался только тем, что посылал ей письма и изредка имел возможность увидеть ее. Но именно в этой неразделенной любви, в мечтах о возлюбленной и состоял смысл его жизни, то единственное, ради чего он жил.

Повестям А.И. Куприна свойственно, что описанный в них период жизни героев – самый лучший, самый светлый. Но в то же время и самый краткий. Так, в повести «Суламифь» главные герои наслаждались своим счастьем всего семь дней. Несмотря на то, что Суламифь погибла, Соломон никогда ее не забудет и не будет никого так любить, как ее. В «Олесе» счастье главных героев тоже было недолгим. Иван Тимофеевич может быть и забудет Олесю, но вот она его – никогда. Это также характерно для А.И. Куприна: только для одного из героев прошедшая любовь становится единственной.

По мнению писателя, высокое и чистое чувство любви – единственная ценность в мире, возвышающая человека. Это праздник, но он не долговечен, потому что каждый раз происходит трагедия. И виноваты в ней люди, не достойные великой любви, не умеющие ее оценить и сохранить.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь в творчестве Куприна

Популярные сегодня темы

Местный татарский князь выдавал замуж одну из дочерей. В числе прочих гостей на свадьбу позвал и Максима Максимыча вместе с Печориным. Во время празднования младшая дочь хозяина дома Бэла подошла к Григорию Александровичу и пропела ему комплимент.

Толстой в своем произведении Война и мир знакомит читателя с массой ярких и красочных героев. Но стоит отдать должное и второстепенным персонажам, которые тоже сыграли здесь немаловажную роль

Везде твердят, что спортом нужно заниматься: и в интернете, и по телевидению, даже родители постоянно напоминают об этом детям. Но так ли это нужно?

«Он был составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь» – так характеризует Гончаров одного из главных героев романа «Обломов» Андрея Ивановича Штольца. Пожалуй, это самое емкое и лаконичное описание данного персонажа.

Хлестаков честно признаётся, что он любит покушать. Все мысли о еде. «Я люблю поесть». Это его слабость. «Они едят, а я не ем».

Эссе “Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна”.
статья по литературе на тему

Тема любви красной нитью проходит через всю отечественную и мировую литературу. Существует даже такое выражение, что все литературные произведения повествуют о любви – разнятся лишь формы ее проявления. Но есть авторы, в большей мере, нежели остальные, тяготеющие к этой теме, воспевающие и прославляющие Любовь. И одним из них, безусловно, является Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, создавший удивительные творения об этом прекрасном чувстве.

Скачать:

Вложение Размер
Эссе 51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна

Тема любви красной нитью проходит через всю отечественную и мировую литературу. Существует даже такое выражение, что все литературные произведения повествуют о любви – разнятся лишь формы ее проявления. Но есть авторы, в большей мере, нежели остальные, тяготеющие к этой теме, воспевающие и прославляющие Любовь. И одним из них, безусловно, является Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, создавший удивительные творения об этом прекрасном чувстве.

Любовь в представлении А. И. Куприна – сильнейшее, безрассудное чувство, словно стихия охватывающее душу человека и буквально ослепляющее его. Именно ей подчинена наша жизнь, в понимании автора. И он хорошо знал то, о чем писал. «Тысячу раз может любить человек, но только один раз он любит». Так говорил Александр Иванович Куприн, подразумевая и себя тоже: ведь любовь в его жизни была лишь раз. Лизанька, до самых последних дней не расставшаяся со своим любимым, буквально озарила жизнь писателя. Их любовь была сильной, сильной настолько, что преодолела на своем пути множество преград (первый брак Куприна, нищету в эмиграции, болезнь Александра Ивановича), навсегда соединив две родственные души. Именно «родственной», т. е. родной показалась ему с первых же минут знакомства Лизанька – так ласково он всегда называл свою возлюбленную. Поэтому совсем неудивительно, что любовь в творчестве Куприна стала своего рода «живоносным источником», безвозвратно меняющим человека вопреки его привычкам, влиянию среды, социальным предрассудкам.

В своих произведениях Александр Иванович Куприн выступает как удивительный знаток любовных переживаний, тончайший психолог и мастер филигранного слова, показывая разные стадии развития любовного чувства (ее зарождения, развития, достигающего апогея в кульминационный момент сюжета) и заканчивая повествование на его пике, поскольку любовь героев не покидает никогда, но уходят («Олеся») или умирают сами герои, пережив любовную историю («Суламифь», «Гранатовый браслет»).

Любовь в произведениях А. И. Куприна, несмотря на предельную степень ее проявления, разная. На мой взгляд, в каждом своем значительном произведении он показывает ту или иную разновидность любовного чувства, приближенного к идеалу.

В повести «Олеся» это любовь-страсть, буквально оживляющая главного героя при встрече с лесной дикаркой Олесей. Писатель, обращаясь к руссоистской идее о «естественном человеке», показывает жизнеспособность людей, живущих в гармонии с природой. Бледен и духовно слаб главный герой повести Иван Тимофеич – барин, всю свою жизнь проведший в городе. Встреча с Олесей – простой девушкой, живущей по законам природы и в согласии с ней, одухотворяет его: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоухающие ландышами и медом, утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные, ленивые июньские дни. Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью». Их история любви развивается на фоне красивой природы Полесья и приводит к духовному пробуждению главного героя, навсегда запомнившего дикарку и ее бусы красного цвета как символ любовной страсти, «нежной и великодушной» любви Олеси.

«Суламифь» – это любовь-песнь, свободно льющаяся из сердец влюбленных героев. На это указывает и эпиграф к произведению, взятый из «Песни песней» царя Соломона. Данный рассказ можно назвать одой любви, чему соответствует и восточная стилистика повествования. Пышные царские хитоны, переливающиеся самоцветы раскрашивают и великолепно обрамляют любовную трагедию Соломона и Суламифи. И хотя их любовь заканчивается смертью девушки, сама она бессмертна – ведь легенда о ней живет в веках. Такой финал, на мой взгляд, играет и символическую функцию, раскрывая смысл ключевой метафоры повествования, – писатель рассказывает о любви сильной как смерть: «Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее – стрелы огненные».

«Гранатовый браслет» повествует о любви-молитве – прекрасной и возвышенной любви, подобно молитве, просветляющей душу и меняющей человека изнутри. Поэтому через содержащий традиционные для поэтической системы Куприна любовные образы символы (образы красных драгоценных камней), лейтмотивом проходят слова молитвы: «Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твое” . Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. “Да святится имя Твое” ». Здесь любовь мужчины и женщины приравнивается к любви к Богу, и в этом просматривается трепетное отношение писателя к любовному чувству, а триада «жизнь – любовь – смерть» показывает значимость любви во внутреннем, духовном бытии человека.

Таким образом, в произведениях А. И. Куприна не просто замечательно изображена любовь в самых сильных и величественных ее проявлениях, воспетая с удивительной силой литературного мастерства и изяществом слога, но обнаружено ее одухотворяющее светлое начало в жизни человека, а, следовательно, и ее высокое предназначение, которое виделось писателю в беззаветном служении любимому человеку. В этом и заключалось, по его мнение, обыкновенное человеческое счастье.

Любовь в произведениях А. И. Куприна (Куприн А. И.)

Любовь – одно из самых прекрасных и трепетных чувств, которые может испытывать человек.

Тема любви присутствует во многих произведениях русских писателей. Но каждый автор раскрывает её по своему.

В творчестве А. И. Куприна любовь занимает одно из главных мест мест.

Любовь – это светлое чувство ,которое должно приносить только счастье и радость двум людям, но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.

В произведениях А. И. Куприна любовь чаще всего бывает трагичной.

В произведении «Гранатовый браслет» представлена чистая, бескорыстная, но безответная любовь телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной.

Он, мелкий чиновник, она – представительница высшего сословия. Безусловно, быть они вместе не могут. Разное положение, разный статус. Желтков понимал это, но все равно продолжал любить её долгие годы.

Вера Николаевна никогда не будет рядом с Желтковым, но у Желткова есть его любовь. И этого ему достаточно. Смысл его жизни – это любить княгиню, не требуя ничего взамен.

Он не хочет «врезаться неудобным клином в ее жизнь». Поэтому единственное, что остаётся ему – это писать письма Вере Николаевне.

На именины княгини Желтков прислал письмо, а вместе с ним подарок – гранатовый браслет. Этот браслет – самое дорогое и ценное, что только есть у Желткова. Это украшение – символ его чистой, искренней и самоотверженной любви.

Желтков решает умереть, потому что для него нет жизни без княгини.

На прощание герой оставляет княгине своё благословение. «Да святится имя Твое»- именно эти слова стали ключевыми в произведении.

Только после смерти героя Вера Николаевна понимает, что это и была та любовь, о которой мечтают все женщины. К великому сожалению, она не поняла этого раньше. Все, что осталось у нее теперь, – это память. Память о человеке, который ставил любовь к ней выше всего, даже выше самой жизни.

Другие герои произведения не способны на любовь. Им не знакомо это высокое чувство.

Сестра главное героини, Анна Николаевна, не любит своего мужа. Она с ним ради выгоды, ради денег. Для неё счастье – это обеспеченная жизнь, а не любовь.

Старший брат сестёр, Николай Николаевич, вообще не собирается жениться, а значит и искать свою вторую половинку.

Единственный человек, который призывал княгиню отнестись к незнакомцу серьёзнее, это генерал Аносов. Именно он произнёс слова, которые впоследствии оказались правдивыми: «..Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

В повести «Олеся» автор также повествует о трагичной истории любви..

Главной героиней является девушка Олеся, которая живёт со своей бабушкой Мануйлихой в лесу. Ей присущи такие черты характера, как доброта, простота, открытость, искренность. Живя в лесу, она чувствует себя счастливой и свободной. У неё особая связь с природой. Ей чужд мир цивилизации.

По воле судьбы она встречает Ивана Тимофеевича. Ещё в начале произведения мы поняли, что это писатель, принадлежит к классу интеллигенции. Герой влюбляется в Олесю. Ему нравится в ней ее красота, естественность, открытость и искренность души. Олеся по началу относилась к нему с недоверием, но всё-таки чувства оказались сильнее и она ответила ему взаимностью. Стоит отметить то, что герои совершенно разные. Да, Иван Тимофеевич воспитанный, добрый, но в то же время он нерешительный, слабохарактерный, эгоистичный. Он боится идти на зов своего сердца, в отличие от Олеси.

Как там говорится, противоположности притягиваются? Казалось бы, эти герои должны быть вместе, дополняя друг друга. Но нет, не в этом случае. Герои не могут быть вместе, так как они не готовы отказаться от привычного уклада жизни. Личность Ивана Тимофеевича сформирована под влиянием городской среды и социальных предрассудков,через которые он не может переступить.

Олеся не сможет жить в циничном и жестоком мире. Ведь она, в отличии от Ивана Тимофеевича не испорчена цивилизацией. Она живёт в гармонии с миром природы.

Героиня с самого начала знала, что у их отношений будет трагичный исход, но тем не менее она была готова целиком и полностью отдаться своему возлюбленному. И даже в конце произведения, покидая родные и любимые сердцу места, а покидает их она из-за Ивана Тимофеевича, она не таит злобы на него.

Благодаря произведениям А. И. Куприна мы убеждаемся в том, что любовь – это великий дар, но любить способен не каждый. Именно это чувство, способно возвысить душу человека и сделать его по-настоящему счастливым.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: