Поэтика произведений А.И. Куприна.: сочинение

Проблематика и поэтика рассказа А. И. Куприна

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема. Проблематика и поэтика рассказа А.И. Куприна

Цели: показать, как писатель изображает влияние любви на человека, мастерство А. И. Куприна в изображении мира человеческих чувств; выяснить роль детали в рассказе; развивать навыки исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи, навыки выразительного чтения, мышление.

Оборудование. Портрет А.И.Куприна. Аудиозапись Второй сонаты Л.В.Бетховена

I. Сообщение темы и цели урока

II. Вступительное слово учителя

«Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в ХVII веке известный драматург Ж.-Б.Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Сам же Куприн говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя».

III. Анализ эпиграфов

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая – любовь.

Но еще не любовь – соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, – любовь!

Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте. не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

IV.Исследовательская работа по тексту

Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Давайте вместе попробуем еще раз найти в тексте рассказа слова, выражающие взгляды Куприна на любовь.

– Как развивается тема любви в «Гранатовом браслете»?

– Чувство любви пародируется. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста (гл. VI).

– Рассказ Аносова о своей истории любви, запомнившейся ему навсегда (гл. VII,)– … «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» – говорит генерал. Найдите примеры обыкновенных пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то»? (гл.VIII, ).

– «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…» Две притчи – о том, что есть не любовь, а «так… какая-то кислятина…» (гл.VIII,).

– В чем смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чем причины несчастья во всех 3-х вставных новеллах? (Для чувства любви необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви, а не унижать её.)

– «Что это за история с телеграфистом?» – спросил Верочку Аносов.

– Найдите слова, где генерал почувствовал истинность любви Желткова (гл.VIII)

Как изображается автором Желтков и его любовь?

– Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? (гл.V, стр.290, конец). На основании прочитанного дайте герою свою характеристику.

– Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (гл.V, стр.290).

– Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали? (Это символ его безнадежной восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.)

– А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует?

– Как меняется Желтков за 7 лет «безнадежной и вежливой любви»? Расскажите о «трех шагах» Желткова в последней попытке объясниться с Шеиным (гл. Х, стр.312), с Верой (гл. ХI, стр.315–316) и наконец, со всем миром. (Объяснением со всем миром и со всеми, кто может слышать, является бетховенская соната №2 – о жизни, о смерти и о любви) (гл. ХII, стр.319)

3. Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос (гл. ХI, стр.316) (гл. Х, стр.313)

4. Почему автор дал главному герою имя Георгий? (Имя Георгий означает – победоносец.)

5. Анализ эпизода «Прощание Веры с умершим Желтковым» (гл. ХII):

– Как изображен мертвый Желтков? (с.318)

– Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? (гл. ХII, с.318–319)

– А может быть, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

– Каким настроением проникнут финал рассказа? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет.)

6. Вторая соната Бетховена. Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII, стр.319) (В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)

Читайте также:
Одержимый высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

7. Подумаем над словами Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906 г.) (Обращение к эпиграфу), слушая сонату Бетховена.

8. Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена.

9. Чтение наизусть «молитвы» «Да святится имя Твое» (гл. ХIII,) на фоне мелодии.

VI. Обобщение изученного

1. В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?

2. Есть ли связь «Гранатового браслета» с ранее изученными произведениями Куприна «Олеся» и «Суламифь»?

3. Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

4. Обобщение учителя.

Неисповедимы дороги любви, но есть в них некоторая закономерность: каждый человек проходит «испытание любовью», но не каждый его выдерживает.

Теперь, как и тогда, в веке минувшем, уживаются в одном мире подлинные человеческие ценности и цинизм, душевная опустошенность, холодный расчёт, убивающий душу прагматизм.

Любовь, обнаруживающая себя в трепете первого чувства, теплоте и нежности, способности жалеть, прощать, защищать и спасать – не партнерство (как внушают нам СМИ), а прежде всего глубокая связь, духовное единение.

1. Выставление отметок.

2. Домашнее задание.

– Подготовиться к сочинению.

1. Мои мысли о прочитанном в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

2. « …что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет».)

Нравственная проблематика одного из произведений А.И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет»)

Творчество А.И. Куприна. Основные темы и мотивы его произведений.

Входит в литературу в 90. В его произведениях дана картина жизни конца 19-нач. 20 века. Отразил многие существенные явления современности. Здесь сказалось плодотворное влияние Горького.

Говорили о двойственности его таланта, его простая проза внутренне противоречива. В некоторых текстах есть и автобиографические моменты. Очень реалистична проза чуть не до натурализма.

Первая крупная повесть Куприна – Молох. Противостояние силы природы как источника мудрости, любви и т.д. и машинной цивилизации на самом деле так. Цивилизация -зло, природа- благо. Развитие общества все более делает человека заложником технического прогресса, поэтому на смену древним богам приходят новые боги – машины, которые подобно молоху, вытягивают и физическое и душевное страдание. Тяготеет к жанру социально-аллегорич. Мифичность образов сочетается с конкретностью деталей. Здесь символика цветописи. Адово пространство., теперь в нем оказывается человек. После 30 лет это уже старики, а приходя домой после смены — не до духовности, а только физическое существование. Социальное зло начинает приобретать размах зла антологического. В итоге промышленная цивилизация, уродующая лицо земли, вызывает у автора творца ужас, который мистически охватывает его, это не рациональный ужас. И человек ничего уже не может сделать с этим монстром. В повести беспросветно, гибель любви = гибель всего.

Философско-эстетический комплект представлений о живой жизни. Это особый культ жизни, когда смысл жизни в самой жизни, в самом переживании, интуитивное постижение жизни. Жизнь мудрее, выше, несмотря на обстоятельства вокруг героя. Герои доверяют этой жизни.

Юркина отмечает, что купринская концепция природы-человека- … воплотилась в Полесском цикле. Отношение как к миру вечности, источнику жизни. Одни от мира предельно отлучены, представляют собой цивилизацию, другие наоборот в мире природного, живого, осмысленного бытия. Но есть промежуточный персонаж, который жил в цивилизации, но познал любовь. В цикле: «Олеся», Серебряный волк, Конокрады, Лесная глушь, Оборотень и т.д.

Концепция живого слияния природы и человека связана и с бессознательным. Увлекается Фрейдом, полем инстинктом, которое руководит нашим поступками больше, чем мы думаем. У Куприна возникает концепция доброго бессознательного. Человек отказывается от обдумывания жизни, а инстинктивно подключается к миру и обретает счастье этого мира. Олеся доверяется не рассудочным построениям. Вырабатывает особую манеру письма, когда мы следим за одним и думаем, что вот там весь смысл, но есть постоянные вкрапления природно-пейзажных зарисовок, которые создают важные настроения. Когда же герой встречается с Олесей, природы вокруг него меняется, он видит красоту. То есть есть лиризация в прозе.

Вопрлощает взгляды Соловьева в большей части его произведений. У него тема вечной любви. Любовь это то, что приводит к слиянию с бытием. А вот у Бунина любовь мига.

«Поединок». Множество сравнений с другими произведениями. Обычно поединок это способ проверки героя, его человечности, + это проверка неких законов общества (Онегин стреляет в Ленского, потому что общество иначе будет считать его трусом). Тоже самое делает и Куприн. С одной стороны открывает личный смысл этого Ромашова. С другой стороны выявляется ситуация в обществе. Возникает в разговоре офицеров в доме Шурочке: это способ возродить категорию чести, или это ситуация убийства в любом случае. Получается, что это только флер, который прикрывает совсем гадость.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Был еще некий Нозанский, предпочитает ему серого человека, который может сделать карьеру, если она ему поможет. Но Нозанский проповедовал ницшеанскую картину мира, а Шурочка его самая хорошая ученица, осуществляет это, хотя Нозанский только говорит, но ничего не осуществляет. Шурочка может переступить через любовь другого, через принятые ценности. Эта повесть привела большую известность. Адамович сравнит с прозой потерянного поколения в Америке. Это критика поколения, которое утратило все ценности, вынуждено цепляться только за внешние формы жизни, им обеспечена пустота жизни.

Читайте также:
Мой А. И. Куприн: сочинение

«Суламифь» :возникает абсолютное воплощение любви. А олеся и гранатовый браслет это только ступени. С одной стороны активно используется стиль библейского повествования, с другой стороны прием гиперболизации. Соломон, выбрав мудрость, познал абсолютное счастье. Но Куприн говорит, что он не счастлив, потому что все это суета сует, а вот когда встречает Суламифь — это познание истинной любви. Познав ее, он обретает полное и абсолютное счастье. Но когда она умирает, он познает всю полноту горя. Потому любовь это и выход к вечности, и высшая полнота счастью, но в то же время и полная высшая трагедия.

В 1917г. Куприн имигрирует в Финляндию, затем во Францию. Проза этого периода наполнена ностальгической тематикой, присут.автобиографич.начало. Роман «Юнкера» — самый яркий пример.

В 1937г. Куприн возвращ-ся в советскую Россию, в 1938г.-умирает.

Он пишет как бы вопреки до 1905г., после он воплощает тему человечности как высочайшей ценности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Творчество А.И. Куприна. Основные темы и мотивы его произведений.

Творчество А.И. Куприна. Основные темы и мотивы его произведений.

Творчество А.И. Куприна. Основные темы и мотивы его произведений.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Герои и проблематика произведения А. И. Куприна

У А. И. Куприна было свое, уникальное, восприятие любви.

Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и немногие счастливчики могут испытать любовь. Но, по мнению Куприна, без искренней страсти, любви жизнь пуста и бесполезна. Одним из самых известных и ярких произведений писателя является рассказ «Гранатовый браслет».

Здесь рассказывается о жертвенном чувстве маленького человека, который был очень счастлив до своих последних дней, потому что в его жизни была возможность любить. Вообще, главной темой этого произведения является любовь. В зависимости от того, как она проявляется в жизни героев «Гранатового браслета», выстраивается проблематика произведения. Образ мелкого чиновника Желткова связан с проблемой жертвенной любви, настоящего сильного чувства. Этот герой принимает свою любовь к Вере Николаевне Шеиной как божий дар: «Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Желтков знает, что никогда его возлюбленная не будет с ним.

Слишком велика разница в их общественном положении, образовании, воспитании. Но герою и не нужно, чтобы Вера Николаевна была рядом. Ведь его любовь всегда рядом с ним.

В знак своего чувства Желтков дарит Шеиной самое дорогое, что у него было: гранатовый браслет матери. Образ этого браслета символичен: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …. , каждый величиной с горошину». Сам по себе браслет неказист и непривлекателен для человека с изысканным вкусом. Но, в то же время, это украшение содержит в себе старинные гранаты, красивейшие камни цвета крови и страсти. Так и Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире. Так и его любовь, несмотря на все, была сильной, чистой, искренней, настоящей.

С образом княгини Веры Николаены Шеиной связана другая проблема. Это независимая, спокойная, холодная красавица: «…

Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Эта женщина хочет любви, понимает все ее значение для человека, но она слишком холодна и бесстрастна. Вера Николаевна просто не способна полюбить.

С мужем у нее скорее дружеские, чем любовные отношения. У героини нет детей, наверное, потому, что у нее нет любви. Но Вера Николаевна способна оценить истинное чувство. Именно поэтому она становится божеством для человека, который достоин настоящей любви: она становится предметом обожания Желткова. Несчастлива в любви и сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна. Она, в отличие от Веры, обладает страстным темпераментом и горячей натурой.

Но и Анна несчастлива в браке. Она презирает своего богатого, но глупого мужа и предается флирту во всех столицах мира. У Анны Николаевны есть дети, но и они растут слабыми и «малокровными». Все это от того, что в жизни и этой героини нет настоящей любви.

Вообще, вся семья Шеиных несчастна в этом отношении. Старший брат героинь, князь Николай Николаевич Шеин, не женат и не собирается этого делать. Интересно, что действие рассказа происходит осенью и предваряется описанием увядающей природы.

Этот пейзаж очень символичен. Увядает, умирает духовно российской дворянство. Оно больше не способно на глубокие чувства, на истинную любовь. Особое значение в рассказе имеет образ «тучного, высокого, серебряного старца» — генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «… Может быть, твой жизненны путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Читайте также:
Особенности творчества Куприна: сочинение

Я думаю, Аносов — символ мудрого старшего поколения. Того поколения, когда, по мнению Куприна, еще умели любить.

Проблемы творчества великого А.И Куприна

А.И Куприн особо не отличался от других известных писарей своим стилем в написании повестей. Однако этому талантливому писателю удалось внести весомый вклад в развитие русской литературы. Любимой темой этого писателя являлась тема любви.

Куприн – великий гуманист и правдоискатель. Больше всего этот человек не любил лживых людей. Он не любил двуличных людей. Ему очень не нравились девушки, которые в обществе себя ведут не так как наедине. Однажды на своем жизненном пути он встретил такую девушку. Он получил очень негативный опыт. Однако он вместе с тем сделал выводы.

Хоть это был и негативный опыт, Куприн был ему счастлив, так как он повзрослел и понял, как необходим себя вести в дальнейшем. По этому поводу Куприн даже написал произведение. Все свои чувства талантливый писатель отображал в своих произведениях.

Далее Куприн понял, что ему необходимо писать произведения, основанные на жизненном опыте. Поэт знал, что творения станут популярными, если он в них внесет свои переживания.

Наиболее знаменитыми его произведениями являются повести «Олеся», «Гранатовый браслет», а также «Суламифь».

28. Нравственная проблематика, художественное своеобразие творчества а.И. Куприна.

Творчество А. И. Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает наблюдательность автора и удивительное правдоподобие, с которыми он описывает жизнь людей. Как писатель-реалист, Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны.

а) Это дало Куприну возможность создать в 1896 году крупное произведение «Молох», посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе.

Куприн показывает большой завод, где рабочие подвергаются жестокой эксплуатации. Главный герой, инженер Бобров, честный, гуманный человек, потрясен и возмущен этой страшной картиной. В то же время автор рисует рабочих как безропотную толпу, бессильную предпринять какие-либо активные действия. В «Молохе» наметились мотивы, характерные для всего последующего творчества Куприна. Образы гуманистов-правдоискателей пройдут длинной вереницей во многих его произведениях. Герои эти тоскуют по красоте жизни, отвергая современную им уродливую буржуазную действительность.

б) Стр., исполненные огромной разоблачающей силы, посвятил Куприн описанию царской армии. Армия являлась оплотом самодержавия, против которого в те годы поднимались все прогрессивные силы русского общества. Вот почему произведения Куприна «Ночная смена», «Поход», а затем и «Поединок» имели большое общественное звучание. Царская армия, с ее бездарным, морально выродившимся командованием, предстает на страницах «Поединка» во всем своем неприглядном облике. Перед нами проходит целая галерея тупиц и выродков, лишенных всяких проблесков человечности. Им противостоит главный герой повести подпоручик Ромашов. Он всей душой протестует против этого кошмара, но не способен найти пути к его преодолению. Отсюда и вытекает название повести — «Поединок». Тема повести — драма «маленького человека», его поединок с невежественной средой, который заканчивается гибелью героя.

в) Но не во всех своих произведениях Куприн придерживается рамок строго реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.

В замечат. р-зе «Олеся», проникнутом подлинным гум-м, К. воспевает людей, живущих среди природы, не тронутых стяжательством и растлевающей буржуазной цивилизацией. На фоне дикой, величественной, прекрасной природы живут сильные, самобытные люди — «дети природы». Такова Олеся, которая так же проста, естественна и прекрасна, как сама природа. Автор явно романтизирует образ «дочери лесов». Но ее поведение, психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть реальные перспективы жизни. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар выражается в любви к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает ненадолго утраченную им естественность переживаний. Таким образом, в повести описывается любовь человека-реалиста и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир героини, а она — в его реальность.

г) Тема природы и человека волнует Куприна на протяжении всей его жизни. Мощь и красота природы, животные как составная часть природы, человек, не потерявший с ней связь, живущий по ее законам, — вот грани этой темы. Куприна восхищает красота лошади («Изумруд»), верность собаки («Белый пудель», «Собачье счастье»), женская молодость («Суламифь»). Куприн воспевает прекрасный, гармоничный, живой мир природы.

д) Только там, где человек живет в ладу с природой, любовь прекрасна и естественна. В искусственной жизни людей любовь, подлинная любовь, которая бывает раз в сто лет, оказывается неузнанной, непонятой и гонимой. В «Гранатовом браслете» этим даром любви наделен бедный чиновник Желтков. Великая любовь становится смыслом и содержанием его жизни. Героиня — княгиня Вера Шеина — не только не отвечает на его чувство, но и воспринимает его письма, подарок — гранатовый браслет — как нечто ненужное, нарушающее ее покой, привычный уклад жизни. Только после смерти Желткова она понимает, что мимо прошла «любовь, о которой мечтает каждая женщина». Взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтическое чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открывает путь к прекрасному перерождению другой. Здесь автор показывает любовь как феномен жизни, как нежданный подарок — поэтический, озаряющий жизнь среди обыденности, трезвой реальности и устойчивого быта.

Читайте также:
Письмо литературному герою (По произведению А.. И Куприна Гранатовый браслет) 2: сочинение

Размышляя об индивидуальности героя, его месте среди других, о судьбе России в кризисное время, на рубеже двух веков, Куприн изучал духовную атмосферу эпохи, изображал «живые картины» окружающего.

У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с враждебным миром, но всем своим существованием, всеми своими мечтами они утверждают мысль о возможности счастья на земле.

Любовь — заветная тема для Куприна. Любовью величественной и всепроникающей, вечной трагедией и вечной тайной наполнены страницы «Олеси» и «Суламифи». Любовь, возрождающая человека, раскрывающая все человеческие способности, проникающая в самые потаенные уголки души, входит в сердце читателя со страниц «Гранатового браслета». В этом удивительном по своей поэтичности произведении автор воспевает дар неземной любви, приравнивая его к высокому искусству.

В основе сюжета рассказа лежит курьезный случай из жизни. Единственное, что изменил автор, это финал. Но удивительно то, что анекдотическая ситуация превращается под пером писателя в гимн любви. Куприн считал, что любовь — это дар от Бога. На прекрасное, возвышенное чувство способны далеко не многие. Герой «Поединка» Назанский говорит о любви так: «Она — удел избранных. Вот вам пример: все люди обладают слухом, но у миллионов он как у рыб, а один из этого миллиона — Бетховен. Так во всем: в поэзии, в художестве, в мудрости. И любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов». И такая любовь озаряет «маленького человека», телеграфиста Желткова. Она становится для него великим счастьем и великой трагедией. Он любит прекрасную княгиню Веру, не надеясь на взаимность. Как точно замечает генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Для Желткова и не существует ничего, кроме любви, которая «заключает весь смысл жизни — всю Вселенную!» Но трагедия рассказа не только в том, что Желтков и княгиня Вера принадлежат к разным сословиям, и даже не в том, что он влюблен в замужнюю женщину, а в том, что окружающие прекрасно обходятся в жизни без настоящей любви и видят в этом чувстве все что угодно, но только не святую и чистую привязанность.

Существует мнение, неоднократно высказанное критиками, что в образе Желткова есть некоторая ущербность, ибо для него весь мир сузился до любви к женщине. Куприн же своим рассказом подтверждает, что для его героя не мир сужается до любви, а любовь расширяется до размеров целого мира. Она настолько велика, что заслоняет собой все, становится уже не частью жизни, пусть даже самой большой, а самой жизнью. Поэтому без любимой женщины Желткову нечем больше жить. Но Желтков решил пойти на смерть во имя возлюбленной, чтобы не причинять ей беспокойства своим существованием. Он жертвует собой во имя ее счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни. Желтков никогда не был близко знаком с Верой Шейной, и потому «заочная» утрата Веры не стала бы для него концом любви и жизни. Ведь любовь, где бы он ни находился, всегда была с ним и вселяла в него жизненные силы. Он не так часто видел Веру, чтобы, перестав следить за ней, утратить свое великое чувство. Такая любовь способна преодолеть любое расстояние. Но если любовь может поставить под сомнение честь любимой женщины, а любовь есть жизнь, то нет выше радости и блаженства, чем пожертвовать своей жизнью.

Однако страшное в том, что сама Вера «находится в сладкой дремоте» и еще не способна понять, что «ее жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Куприн создал рассказ не о зарождении любви Веры, а именно о ее пробуждении ото сна. Уже само появление гранатового браслета с письмом Желткова вносит в жизнь героини взволнованное ожидание. При виде «пяти алых кровавых огней, дрожащих внутри пяти гранатов», так не похожих на привычные дорогие подарки мужа и сестры, она ощущает беспокойство. Все происходящее далее обостряет сознание исключительности прошедшей мимо любви, а когда наступает развязка, княгиня видит на мертвом лице Желткова «то самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Величие пережитого простым человеком чувства постигается ею под звуки бетховенской

Читайте также:
Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века.: сочинение

сонаты, как бы доносящей до героини его потрясение, его боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души все суетное, вселяя ответное облагораживающее страдание. Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до высокого трагизма. Оно предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно

глубоким смыслом. Но еще важнее, что со смертью героя не заканчивается звучание патетических мотивов всевластной любви. Желтков, умирая, завещает свою любовь миру и Вере. Великая любовь безвестного человека входит в ее жизнь и будет существовать в ее сознании как неизгладимое воспоминание о таинстве, с которым она соприкоснулась и значение которого не сумела вовремя понять.

Имя героини Куприн выбирает не случайно — Вера. Вера остается в этом суетном мире, когда умирает Желтков, она познала, что такое настоящая любовь. Но и в мире остается вера в то, что Желтков был не единственным человеком, наделенным таким неземным чувством.

Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельного накала в заключительной главе, где тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в величественных аккордах гениальной сонаты Бетховена. Музыка властно овладевает героиней, и в ее душе слагаются слова, которые как бы нашептывает любивший ее больше жизни человек: «Да святится имя Твое. » В этих последних словах звучит и мольба о любви, и глубокая скорбь о недостижимости ее. Здесь и происходит то великое соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.

Ива́н Серге́евич Шмелёв (21 сентября (3 октября) 1873, Москва — 24 июня 1950, Бюсси-ан-От близ Парижа) — русскийписатель, публицист, православный мыслитель. Яркий представитель консервативно-христианского направления русской словесности.

Особенности творчества А. И. Куприна

Скачать сочинение

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.
Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала — все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.
В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой — простой солдат. Герой — не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.
В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия — военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета — судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова — протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.
В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.
Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” — рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.
В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке — дочери уличной газетчицы.
Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода — роман “Юнкера”.
В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Читайте также:
Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна Олеся: сочинение

80586 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Характеристика и образ Желткова в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

Тема любви – одна из основных в творчестве Александра Куприна. Он мог писать о любви как об одном из важных значимых категорий в жизни человека. Сильная, безграничная, все охватывающая любовь показана в повести «Гранатовый браслет». После прочтения данной книги, задумываешься над вопросом, есть ли на свете действительно такое всепоглощающее, искреннее, светлое чувство?

Один из главных героев произведения – господин Желтков. Это был молодой человек 35 лет, довольно приятной внешности. Весь смысл его жизни заключался в чувстве любви к княгине Вере Николаевн Шеине. Именно ей он посвятил всю свою жизнь и не мог представить, как жить ему дальше без этой любви. Думаю, что в мире редко встречаются такие сильные яркие чувства, и княгиня это поняла. Поняла, что мимо нее прошла такая любовь, которой не может быть на этой земле.

Господин Желтков был человек разумный и благородный. Он не хотел доставлять лишние хлопоты Вере Николаевне, поэтому решил уйти из этой жизни. Любовь Желткова была чистой и светлой. От нее веяло романтической умиротворенностью, душевным спокойствием. Он считает, что эта любовь дана ему Богом, это его судьба – любить безответно, любить замужнюю женщину.

И когда понимает, что судьба не даст ему возможность полностью почувствовать себя счастливым, Желтков предпочитает уйти в мир иной. В принципе, эта любовь и была для него счастьем. В ней он видел смысл своей жизни.

Желткова жалко, потому что он так рано попрощался с жизнью, не вкусив все плоды красивой романтической сказки под названием «любовь». Глядя на этого героя, удивляешься тому, как этот маленький человек мог испытывать такое бескорыстное чувство любви, жить этим чувством, дышать им, наслаждаться им. При всем этом он был человеком смелым, целеустремленным, но можно сказать и слабовольным. Он мог бы бороться за свою любовь, ведь он был счастлив даже от осознания того, что она есть. Он был счастлив, когда слышал ее голос, видел ее, ходил по тем местам, по которым она прошла. Думаю, что эта любовь была неземной, и не каждому человеку дается возможность испытать такие чувства. Куприн сумел показать нам на примере своего героя, что наша жизнь должна быть построена на гармонии любви, что нужно ценить и беречь свои чувства.

2 вариант

Желтков это главный персонаж, который вспоминается в течение всего рассказа, он влюбился в княгиню, которая уже замужем, ему 35 лет, он работает чиновником, занимается канцелярской работой.

Внешне он выглядит превосходно, высокий, стройный, подтянутый, у него голубые глаза, при этом цвет лица немного бледноватый, аккуратно одет и причесан, воспитан и имеет хорошее образование.

Читайте также:
Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: сочинение

Он настолько широк душой, самоотвержен в своих чувствах, что не знает что ему делать. Поэтому сначала пишет письма откровенного характера, возлюбленная ему не отвечает.

Вскоре не зная, что же еще предпринять герой переходит на личный контакт с княгиней, но она вначале отшучивалась, потом стала игнорировать его любовные признания. Желтков настолько сильно полюбил, что готов жизнь отдать за эту любовь. Это именно то проявление чувст, о котором всегда пишут в великих историях о любви.

Но этой любви не суждено воплотиться в жизнь в полном объеме так как Вера Николаевна замужем и свою судьбу менять не собирается. Вскоре муж Веры начинает делать ей замечания, из-за ухаживания Желткова. Хоть жена на них никак не отвечает Николая Николаевича, эта вся ситуация компрометирует в глазах общества.

Поэтому он решает серьезно поговорить с влюбленным воздыхателем, этот разговор Желтков выдержал достойно. Он не угрожал мужу возлюбленной, ни о чем не просил, просто рассказал о своих истинных чувствах, но это никак не улучшило ситуацию.

Перед разговором с мужем княгини, главный герой подарил ей свои семейные драгоценности гранатовый браслет. Княгиня польщена его подарком, она даже испытывает некую симпатию к Желткову, но вынуждена вернуть подарок, так ка находясь в браке, это будет дурным тоном, принимать подарки от воздыхателей.

Желтков, который еще не отошел от разговора с мужем княгини, получает назад свой подарок. Эта ситуация совсем выбивает его из колеи, именно в этот момент он понимает, что любовь его не признана. Это известие приносит душевные муки и терзания всей сущности главного героя.

Долго размышляя над этой ситуацией Желтков, решает сделать окончательное действие. Он приходит к княгине прощается с ней, желает ей счастья и любви, после этого он наложил на себя руки.

Этот поступок не слабость, это проявление силы воли главного героя он никого не обвиняет, а просто не может жить на этом свете без любимого человека. Настолько трагично, душевно и возвышенно переданы чувства главного героя, что «Гранатовый браслет» является лучшим лирическим произведением автора об истинной любви.

Сочинение про Желткова

Желтков Г. С. (полное имя в произведении не указано, только инициалы) выступает в качестве одного из центральных персонажей повести известного писателя Александра Ивановича Куприна под названием “Гранатовый браслет”.

Точный возраст героя не называется, однако, упомянуто, что ему приблизительно тридцать лет. Он занимает должность мелкого чиновника, поэтому не имеет больших средств. Желтков снимает небольшую комнату в доме, находящемся по улице Лютеранской. Жилплощадь ему сдает пожилая женщина, которая очень его полюбила и относиться к квартиранту, как к родному сыну.

Что касается внешнего облика персонажа, то автор описывает его следующим образом: высокий рост, стройная фигура, ясные голубые глаза и очень бледное лицо. Таким образом, Желтков имеет достаточно приятную внешность.

Герой повести имеет хорошее воспитание и прирождённое чувство такта. Он скромный и честный, все люди, которые его знают, считают, что Желтков совершенно не умеет лгать.

В повести упоминается, что персонаж любит музыку, в особенности, Бетховена. Также, он имеет красивый почерк. Желтков благородный и самоотверженный человек.

Мужчина влюблён в Веру Николаевну Шеину, образованную и красивую женщину, обладающую тонкой натурой. Она имеет знатное княжеское происхождение, поэтому Желтков не может составить ей партию. Главный герой влюблён в Веру Николаевну уже восемь лет, он увидел её на цирковом представлении и с тех пор начал писать женщине письма, в которых восторгался ею. Влюблённость мужчины приобретает помешательственный характер. Он постоянно о ней думает, хотя и понимает, что не получит взаимности. Желтков знает, где бывает Вера Николаевна, однажды, он даже берёт себе ее платок, который она оставила на стуле во время бала. Эту вещь персонаж считает своей наибольшей ценностью и хранит её.

В день именин Веры, Желтков присылает ей потрясающий подарок. Он преподносит ей гранатовый браслет, который является фамильной драгоценностью и принадлежал ещё его прабабушке. Брат Веры настоял, чтобы украшение было возвращено и попросил Желткова прекратить её преследовать. Мужчина не выдержал этой трагедии, ведь сама Вера также отвергла его подарок и хотела, чтобы он её больше не беспокоил. Желтков в тот же день покончил с собой. Он написал Вере Николаевне последнее письмо, в котором всё также признавался в искренней любви и восторгался ею.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Желткова в рассказе Гранатовый браслет

Популярные сегодня темы

Все люди нуждаются в заботе, тепле и любви. Это все можно назвать словом – человечность. Еще один синоним – гуманность. Гуманность означает то, что человек относится к другим людям с должной терпимостью, толерантностью, пониманием и т.д.

Во многом жизнь Ильи Ильича Обломова символически представляет собой жизнь многих людей в России. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что большинству людей приходится работать и много стараться для того чтобы иметь

Рассказ Чехова «Вишневый сад» считается очень символичным. Символов в рассказе много, как первостепенных героев, так и второстепенных. К примеру Раневская и Гаев, изображают старую беспечную богатую жизнь

Читайте также:
Тема трагической любви в творчестве Куприна (Олеся, Гранатовый браслет): сочинение

Воспитание человека – это одна из жизненно важных категорий в его судьбе, которая является основой мировоззрения, залогом счастливого будущего людей. Важнейшими его спутниками считаются качества, которые преображают людей

Рассказ Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» наполнен духом деревенской жизни и красотой природы, которая прекрасно описана в произведении. Название рассказа говорит само за себя

Сочинение Желтков в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика)

Господин Желтков – один из главных персонажей рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Это молодой человек чуть больше тридцати лет. Он обладает приятной внешностью – высокий, худощавый блондин с длинными мягкими волосами и голубыми глазами на нежном девичьем лице бледного цвета.

Желтков занимает должность мелкого чиновника контрольной палаты. Его имя неизвестно. Квартирная хозяйка, у которой он снимает скромную комнату, называет его пан Ежий.

Молодой человек влюблен в главную героиню произведения – княгиню Веру Николаевну. Кроме её его ничто не интересует в жизни: ни политика, ни наука. Желтков не думает о будущем. Смысл его жизни в безответной любви к княгине. Молодой человек никогда не сможет связать свою жизнь с Верой Николаевной, так как их разделяет разное социальное положение, к тому же, княгиня замужем.

В течение восьми лет Желтков следит за жизнью женщины и пишет ей безответные письма. Взамен своей любви он ничего не требует. Молодой человек преклоняется перед Верой Николаевной и радуется её счастью. Желтков бережно хранит дорогие для него вещицы княгини, случайно попавшие к нему – платок, который она забыла на балу; записку, программу художественной выставки.

В день празднования её именин, он передает любимой женщине в подарок фамильную драгоценность своей семьи – старинный гранатовый браслет и записку. Неожиданный подарок приводит в недоумение её мужа и брата. Они принимают решение вернуть тайный презент хозяину и пресечь преследование Веры Николаевны молодым человеком.

Визит мужчин к Желткову стал для него неожиданным и приводит его в некоторое замешательство. Затем молодой человек берет себя в руки и признается мужу Веры Николаевны, что не сможет разлюбить его жену никогда, и никто не сможет запретить ему это делать.

Судьбу господина Желткова может решить только любимая им женщина. К его сожалению, она тоже просит молодого человека прекратить как можно скорее эту историю и этим убивает его последнюю надежду. В заключение Желтков пишет княгине прощальное письмо, где благодарит её за всё. После ухода гостей он заканчивает свою жизнь самоубийством, так как не представляет своей дальнейшей жизни без любви к Вере Николаевне.

Квартирная хозяйка Желткова отзывается о нем, как о чудном человеке, который казался ей родным сыном.

После его кончины Вера Николаевна поняла, что большая любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо её.

Характеристика 2

Сюжетная линия и герои повести Куприна «Гранатовый браслет» абсолютно реальные, их прототипами стали хорошие знакомые автора. Повесть о любви, о чувстве столь сильном, безграничном, поглощающем целиком и полностью одного из главных героев, господина Желткова.

Г.С. Желтков, молодой мужчина приятной наружности, который служит клерком в контрольной палате, самозабвенно влюблен в княгиню Шеину. Княгиня удачно замужем, считает свой брак счастливым и во всем поддерживает своего мужа, проявление чувств своего тайного поклонника всячески игнорирует. Впервые Желтков увидел Веру в ложе цирка, еще за два года до ее замужества, и с тез пор на протяжении восьми лет любит княгиню до беспамятства и пишет ей длинные, бесконечные письма. В реальной жизни Шеина и Желтков не знакомы.

Желтков, человек искренней, крайне тактичный, воспитанный, благородный, и в тоже время, немного необычный для общества. Необычный своей безусловной, немного сумасшедшей, можно даже сказать виртуальной любовью к почти незнакомой женщине. Эта любовь является единственным смыслом его жизни, ни о чем и ни о ком другом он даже думать не может. Каждый его вздох, биение сердца предназначено ей одной. Это чувство балансирует на грани, оно делает Желткова счастливым и несчастным одновременно. Вся его жизнь как трагичный фарс. Также необычность и отличительная черта героя от общества, в том, что любой другой на его месте, понимая всю безысходность и безответность сложившейся ситуации, старался бы найти свой смысл в чем-то другом…Уехать, полностью поглотить себя работой, поставить какую-то цель и стараться достичь ее. Но, Желтков предпочел уйти из жизни, чем бороться с накрывшим его с головой огненным пламенем чувства, которое прожгло насквозь. Он не захотел освободить свою жизнь от чувства, которое считал судьбой и посланием свыше, он предпочел просто тихо уйти из жизни, забрав свою вечную любовь с собой. Несмотря на безответность, это было единственное чувство в жизни Желткова, которое радовала его и делала счастливым. Он был бесконечно одинок наедине со своим чувством, но это был его выбор и смысл жизни. Желтков покончил с собой, не почувствовав, что его любовь нужна и важна для кого-то.

По сути, образ Желткова вызывает восхищение, так как, не каждому дано ощутить в жизни такое сильное, романтичное, трогательное и неземное чувство любви. А также, появляется чувство жалости к герою, который ушел и не ощутил в реальности счастья взаимной любви, а познал лишь муки безответной.

Читайте также:
Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок»: сочинение

Куприн, на примере героя повести «Гранатовый браслет» показал, как может быть велика, сильна, прекрасна и в то же время трагична любовь. Как важно, жить в гармонии любви, оберегать и ценить свои чувства, и чувства других людей.

Желтков в повести Гранатовый браслет

Популярные сочинения

Недавно мы с семьей посетили музей. Естественно мои родители уже бывали в музее, но для меня это был первый раз. Я очень обрадовался, когда папа предложил такое семейное мероприятие

Василий Поленов выдающийся художник пейзажист. Благодаря ему в искусстве появилось много новых жанров пейзажа, например, поэтический и пейзаж настроения. Все его работы пропитаны чувствами в них много лирики, романтизма. Картины Поленова очень красивы

Что такое жестокость? Это грубое, бесчеловечное отношение к кому-либо, намеренное причинение ему физического или морального вреда. К сожалению, я думаю, каждый человек в своей жизни хоть раз сталкивался

Желтков — образ и характеристика героя повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Любовь Желткова к Вере Николаевне Шеиной называют идеальной, великой, возвышенной, очищающей — такой, которая бывает «один раз в тысячу лет».

Но есть и другие мнения. Например, литературовед и литературный критик Д. Кузьмин считает, что по-настоящему Веру любит не Желтков, несколько лет преследующий её своими признаниями и письмами, а муж, Василий Львович Шеин, который желает счастья своей супруге и поэтому оберегает её от ненужных проблем и волнений. Журналист Ю. Стеклов вообще не считает чувство Желткова настоящей любовью, так как «настоящая, самоотверженная, истинная» любовь познаётся в совместной жизни супругов, а «любовь» Желткова к княгине Вере не прошла испытания браком, поэтому априори не может считаться таковой.

Тем не менее, характеристика образа Желткова очень важна для понимания сути повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Внешность и образ жизни

Георгий С. Желтков (квартирная хозяйка, полька по национальности, называла его Ежий, что по-русски означало «Георгий») — небогатый чиновник контрольной палаты. Свои письма он подписывал инициалами Г. С. Ж. Ему примерно 30–35 лет. Он высок ростом и худощав. Его длинные пушистые мягкие волосы доходили до плеч, а лицо было очень бледным и нежным. Голубые глаза и упрямый детский подбородок с ямочкой посередине делали это лицо похожим на девичье. Голос у Желткова был настолько тихим, что иногда невозможно было разобрать слов. Одет он был в короткий пиджачок.

Во время посещения его мужем и братом Веры он сначала вёл себя довольно взволнованно, у него дрожали руки. На нервический характер Желткова указывали его худые, нервные пальцы, которые «бегали» по борту пиджака, застегивая и расстегивая пуговицы. Он без необходимости то трогал руками лицо, то щипал рыжеватые усы, то снова теребил пуговицы.

Желтков в первые минуты появления в его комнате посетителей вызывает жалость: он напуган, совершенно растерян. Общаться с аристократами на равных он не может, а потому очень робеет. Но когда Николай Николаевич заявил, что после присылки гранатового браслета они с мужем Веры хотели обратиться к власти (вероятно, к полиции), то поведение Желткова резко меняется. Он рассмеялся, сел удобно в угол дивана, закурил и стал держаться увереннее. С чем было связано такое преображение?

Раньше вопросы о чести дамы решались дуэлью. Но это касалось мужчин благородного происхождения. Желткова таковым не считали, и это страшно оскорбило его — он был человеком с обострённым чувством собственного достоинства. После оскорбления он ведёт себя уже не как испуганный «маленький человек», а уверенно и почти вызывающе.

И далее он ведёт себя благородно: даже под угрозой не отказывается от своей любви, считая, что такой любовью его наградил Бог. Не унижается он и перед княгиней, когда разговаривает с ней по телефону и прощается.

О том, что герой повести не был богат, читатели узнают из его собственного признания в письме к Вере Шеиной, а также из описания квартиры, которую он снимал. Подъезд дома был грязным, тёмным, с заплёванной лестницей и неприятным запахом: пахло мышами, кошками, керосином и стиркой.

Маленькая комната на 6 этаже тоже была едва освещена и похожа на кают-компанию грузового корабля. В ней стояли только узкая кровать, большой и широкий диван и стол посередине.

Квартирная хозяйка говорит после его смерти Вере, что у него есть брат, который упросил, чтобы покойного не везли в анатомический театр, а похоронили по-христиански.

Характер

По словам хозяйки, это был чудесный человек. Он жил у неё 8 лет, и за это время стал ей как родной сын.

Желтков не лишён критического отношения к себе. Он, например, признаётся в письме, что у него нет тонкого вкуса; понимает, что не имеет права часто беспокоить княгиню своими письмами. Муж Веры Николаевны при первой же встрече с ним понял, что «этот человек не способен обманывать и лгать заведомо».

Читайте также:
Художественное мастерство А. И. Куприна: сочинение

Желтков ценит и понимает классическую музыку. В своём письме он указывает сонату Бетховена № 2, op. 2. Largo Appassionato как лучшую и просит Веру прослушать её.

О его педантичности и аккуратности говорит каллиграфический, без помарок, почерк.

История любви Желткова

О своей любви Желтков рассказывает в письмах к Вере.

8 лет назад он впервые увидел её в цирке и влюбился, так как понял, что «на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше». Тогда Вера ещё не была замужем, но он понимал, что у него нет никаких шансов — они были людьми разного социального положения. Поначалу он писал ей, по его словам, «глупые и дикие письма» и даже ждал на них ответа.

Все эти годы он постоянно следил за ней, знал, где она бывала и как была одета. Любовь поглотила его настолько сильно, что больше в жизни его ничего не интересовало: ни наука, ни политика, ни социальные проблемы, а вся жизнь заключалась только в ней. Это говорит об ущербности героя и нисколько не возвышает его в глазах читателя.

Он проверял себя и решил, что это не болезнь и не маниакальная идея — это любовь как Божье вознаграждение и единственная радость в жизни.

Муж Веры был согласен с этим заключением.

На очередные именины Желтков прислал Вере в подарок гранатовый браслет, который принадлежал его прабабке, а затем матери. Он переделал его основу, но камни оставил.

Этот браслет вызвал негодование брата Веры, и он решил прекратить эту затянувшуюся любовную историю: разыскал Желткова и попросил его больше не преследовать его сестру. Она, кстати, то же самое сказала по телефону самому влюблённому в неё чиновнику. В тот же вечер он покончил жизнь самоубийством, так как смысл жизни для него был потерян без возможности хоть изредка видеть любимую женщину.

Православный взгляд

Поскольку в повести неоднократно упоминается Бог, интерпретируется молитва «Отче наш», любовь Желткова характеризуется данной от Бога («Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам»), то просто необходимо сказать несколько слов по этому поводу.

Желтков несколько лет преследует чужую жену, хранит её вещи (в том числе украденные им), целует её записку и т. д., что противоречит 10-й заповеди «Не желай жены ближнего твоего». Бог не мог послать Желткову такую греховную любовь, нарушив свою же заповедь.

Влюблённый мужчина превратил женщину в бога, создал из неё своего идола, кумира, которому поклонялся и больше ничего в жизни не видел. Её вещи он превратил для себя в иконы и страстно их целовал. Для Желткова бог — это смертная женщина. Таким образом, нарушена 2-я заповедь «Не сотвори себе кумира».

Самоубийство — нарушение 6-й заповеди «Не убивай». Убийство себя — страшный грех.

В конце повести в уме Веры слагались в молитву слова, как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Но это предложение взято из молитвы «Отче наш», оно только о Боге и не может относиться к смертному человеку, тогда это будет просто кощунством.

Вывод

Все его ухаживания изначально были обречены на провал, даже когда Вера ещё не была замужем — и сам Желтков это прекрасно понимал, поэтому ограничивал себя только письмами.

Но образ Желткова — это не образ «маленького человека», что и было показано в сцене объяснения мужа и брата Веры с ним. После угрозы обратиться в полицию Желтков как будто просыпается и перестаёт чувствовать себя ниже своих посетителей.

Образ Желткова усиливается и музыкой, которая лишь на миг прерывается тревогой, а дальше снова идёт плавно и размеренно — так и жизнь продолжается после гибели героя.

О другом звуковом мотиве — православной молитве — было сказано выше.

К главному герою нет однозначного отношения, как и к его любви. Ведь по существу он совсем не знает Веры, не знаком с её внутренним миром. Однажды случайно увидев её, он создаёт для себя идеальный образ, а потом сам же подпитывает его.

Его поведение иногда напоминает сталкинг — преследование, навязчивое внимание к определённому человеку. Сталкеры считают, что их действия вызваны любовью (или ревностью). Они начинают с попыток «доказать свою любовь», посылают письма, цветы или подарки, а затем переходят к оскорблениям и угрозам. Конечно, Желтков несколько иная личность, но в жизнь любимой женщины он всё-таки вносит тревогу, от которой она хочет избавиться. Любящий же человек должен желать любимой душевного покоя и не трогать её личного пространства.

И последнее замечание: в общении со старшеклассниками нельзя допускать романтизацию смерти — их мировоззрение окончательно ещё не сформировалось.

Характеристика образа Желткова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: