Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты: сочинение

Повесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустоты

Подпоручик Ромашов, главный герой повести, служит всего второй год. И он еще пытается подняться над рутиной армейских будней, сохранить хоть какие-то интересы, выходящие за рамки военной карьеры. «О, что мы делаем! — восклицает Ромашов, — сегодня напьемся пьяные, завтра в роту — раз, два, левой, правой, — вечером опять будем пить, а послезавтра опять в роту. Неужели вся жизнь в этом?» Ромашова Куприн наделил автобиографическими чертами.

Сам писатель выдержал армейскую лямку только четыре года, оставив службу после неудачи с поступлением в Академию Генерального штаба. А своего героя он обрек на скорую гибель во время нелепой дуэли. Честные и совестливые люди вроде Ромашова имели мало шансов сохраниться в среде армейского офицерства

«Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией. Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвиняли писателя в клевете на армию. Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски. Глубокий разрыв между офицерами и солдатской массой, необразованность и душевная черствость офицеров предопределили последующий развал русской армии, не выдержавшей тяжелых испытаний мировой войны.

Однако не только обличение армейских непорядков волновало писателя, когда он создавал «Поединок». Куприн ставил и более глобальную проблему истоков духовной несвободы. Он заставляет Ромашова вступиться за солдата, татарина Шарафутдинова, за что подпоручика даже сажают под арест. Ромашова постепенно начинают волновать судьбы солдатской массы, тысяч «забитых Хлебниковых». Он, однако, не успевает понять, почему в армии даже образованный человек легко может превратиться в тупого исполнителя любых, даже самых абсурдных, приказов начальства. Сам Куприн обличал милитаризм с позиций «естественного человека», отказывающегося убивать себе подобных. То, что и Слива, и Ромашов, и Веткин, и Николаев, и сотни и тысячи их подчиненных в конечном счете своей профессией предназначены именно для убийства людей, по мысли писателя, накладывает неизгладимый отпечаток на их внутренний мир, ^делает ущербными в духовном отношении. Неслучайно один из немногих положительных героев «Поединка» Ромашов гибнет на дуэли от пули карьериста Николаева во многом потому, что морально не способен выстрелить в человека. Интрига жены Николаева Шурочки, ради поступления мужа в академию, ради того, чтобы получить возможность наслаждаться благами столичной жизни, готовая погубить даже симпатизирующего ей подпоручика, могла иметь успех только из-за присущих Ромашову свойств «естественного человека». Главными ценностями человеческой личности Куприн считал способности дышать, чувствовать, мыслить. Другой симпатичный писателю персонаж «Поединка» — Назанский, среди большинства офицеров пользующийся репутацией отпетого человека и собирающийся увольняться со службы по болезни, убеждает

Ромашова: «…Кто вам дороже и ближе себя? Никто! Вы — царь мира… Вы — бог всего живого. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится…» Назанский, подобно самому Куприну, мечтал об «огромной, новой, светозарной жизни». Безусловно, армейский коллектив, армейская дисциплина сильно ограничивают отдельного человека в проявлениях его индивидуальности. Однако в «Поединке» Куприн до некоторой степени впал в анархизм. Он не задумывался тогда над вопросом, насколько свобода делать все, что хочется, и брать все, что нравится, для одного практически ограничит ту же самую свободу для других членов общества. А ведь в этом случае неизбежно придут в противоречие друг с другом права разных людей, что неизбежно приведет к конфликту интересов и созданию для их урегулирования разного рода общественных институтов, опять-таки ограничивающих свободу индивидуумов. Тем не менее это явно ошибочное положение купринской философии отнюдь не умаляет значения содержащейся в «Поединке» критики армейских порядков, подавляющих человеческую природу и деформирующих личности тех, кто долгие годы вынужден нести военную службу.

Писатель должен изучать жизнь, не отварачиваясь ни от чего.А.И.Куприн

Человек и армейская машина — вот, на мой взгляд, основная проблема повести Куприна «Поединок». Это реалистическая повесть о русском офицерстве. В центре ее — конфликт мечтателя с бесчеловечным миром, унижающим человеческое достоинство.

Сюжет произведения буднично трагичен: подпоручик Ромашов погибает в результате дуэли с поручиком Николаевым. Городской интеллигент в мундире подпоручика, Ромашов страдает от пошлости и бессмыслицы жизни, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Общая атмосфера жестокости и безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки для возникновения конфликта.

«Унтер-офицеры жестоко били своих солдат за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке…» Насилие а повести является неотъемлемым атрибутом духа армии: на нем держится воинская субординация и дисциплина, вся армия создана насилием.

Куприн пишет о новобранцах: «Они стояли на полковом дворе, сбившись в кучу, под дождем, точно стадо испуганных и покорных животных, глядели недоверчиво, исподлобья». Попав в армию, эти молодые пареньки быстро утрачивают индивидуальность: «Они плясали, но в этой пляске, как и в пении, было что-то деревянное, мертвое, от чего хотелось плакать». Они сами начинают бить солдат: «Бьют его (Хлебникова) каждый день, смеются над ним, издеваются…»

Читайте также:
Обзор творчества А. И. Куприна: сочинение

Ромашов испытывает к затравленному солдату Хлебникову «прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания». Автор не идеализирует юного Ромашова и вовсе не делает его борцом против уклада армейской жизни. Ромашов способен только на робкое несогласие, на неуверенные попытки убеждения, что порядочные люди не должны нападать с шашкой на безоружного: «Бить солдата нечестно. Это стыдно.»

Обстановка презрительного отчуждения закаляет поручика Ромашова. К концу повести он обнаруживает твердость и силу характера. Поединок становится неизбежным. Любовь же его к замужней женщине, Шурочке Николаевой, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь, ускорила развязку.

Надо сказать, что тема дуэли проходит через всю русскую литературу XIX века. Вспомним рыцарский поединок Петруши Гринева с клеветником Швабриным в «Капитанской дочке» Пушкина и сравним его с факти ческим убийством штабс-капитаном Соленым барона Тузенбаха в «Трех сестрах» Чехова. И мы видим, что перед нами разные поколения, разные люди, разные дуэли. «Единоборство чести» со временем теряет смысл, как теряет смысл система человеческих ценностей. Это и волнует Куприна более всего. Поэтому перед нами не просто дуэль двух военных, это поединок добра и зла, цинизма и чистоты.

Куприн поднял в своей повести болезненную, острую проблему русской армии начала 1900-х годов. Отчужденность, глухое непонимание между офицерами и солдатами, ограниченность, кастовая замкнутости, скудость образовательного уровня русского офицерства очерчены Куприным жестоко, но точно.

Чем больше совершенствуются орудия убийства, тем более важным становится вопрос о состоянии нравственности тех, кто это оружие держит в руках. Читая повесть Куприна, мы обнаруживаем, что среди офицеров бытует следующее понятие о жизни армейской: «Сегодня напьемся пьяные, завтра в роту — раз, два, левой, правой. Вечером опять будем пить, а послезавтра в роту.» Неужели вся жизнь в этом?

Но другого не предлагалось. Офицерам и их женам приходилось довольствоваться таким распорядком жизни. Как убоги их развлечения и увлечения: «В полку между молодыми офицерами была распространена довольно наивная, мальчишеская игра: обучать денщиков разным диковинным, необыкновенным вещам». И человек, оторванный от своей среды, часто терял свое лицо и поддавался всеобщему армейскому «разложению». Большинство офицеров стоят на низком моральном уровне. Их разговоры носят грязный и пошлый оттенок. Высокие материи их не интересуют. Я полностью согласен с мнением Назанского: «Они смеются: ха-ха-ха, это все философия. Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных материях. Это философия, черт возьми, следовательно — чепуха, праздная и нелепая болтовня».

Создатели армейской машины сознательно снижают моральный уровень офицерства. И это неудивительно. Для того чтобы заставить человека убивать себе подобных, нужно разрушить у него представления о добре и зле, о справедливости. Но ведь офицерство — ядро армии. Следовательно, нравственному разложению подверглась вся армия.

Я полагаю, что внушение человеку фальшивых, неестественных нравственных понятий — корень армейского зла. И Куприн ставит в вину армии искажение природного назначения человека. Недаром критика назвала «Поединок» Куприна поединком с армией.

Но среди героев повести есть отдельные офицеры, которых тревожит происходящее. Давайте прислушаемся к словам тех, кто на себе испытал бездушие армейской машины: «Только вопрос: куда же мы с вами денемся, если не будем служить? Куда мы годимся, когда мы только и знаем — левой, правой, — а больше ни бе, ни ме, ни кукареку. Умирать мы умеем, это верно,» — так рассуждает поручик Веткин. Таким офицерам некуда было идти. У них не было специальности, они не умели зарабатывать хлеб иначе, как службой в армии. Эта безысходность кажется мне самой тяжелой в их положении. Рискнувшие порвать с армией офицеры возвращались назад, не найдя себе места в жизни.

Однако Ромашов все же нашел в себе силы порвать с армией, хотя и не сумел довести свой разрыв до конца из-за гибели на дуэли. Ромашоь не дал армейской машине стереть свое личное «я». Главный герой повести не видит и не чувствует смысла в самом существовании армии.

Конечно, у армии свои законы, своя власть, свои методы. Так было и будет. Мне кажется, отважный смельчак, посмевший бросить вызов армейской машине, является в высшей степени гуманистом. Куприн предупредил человечество об опасности, таящейся в армии.

Пророчество и несомненный талант Куприна в том, что он увидел в ненависти военных к «шпакам» завязку будущей гражданской войны. Его книга, несущая правдивое слово, таящая в себе такое гениальное пророчество, бессмертна.

«Поединок» вышел в свет в дни разгрома русского флота при Цусиме. Жестокая, позорная реальность русско-японской войны 1904-1905 годов подтвердила пафос повести и диагноз Куприна. «Поединок» стал литературно-общественной сенсацией 1905 года, первых месяцев первой русской революции. Повесть высоко оценили Горький, Стасов, Репин.

В 1918 году Куприн писал с гневом и скорбью о развале фронта первой мировой войны: «У нас была прекрасная, изумлявшая весь мир армия. Она растаяла, оставив после себя грязные следы…»

Я разделяю мнение великого писателя. И думаю, развенчанные им армейские черты остались и в современной армии. Повесть нашего современника С. Каледина «Стройбат» доказывает актуальность этой темы в наши дни: «Нет управы на губарей, законной — нет. А без закона — можно найти». Наше молодое поколение надеется все-таки на новый гуманный закон, который возродит славу русской армии и изменит положение военнослужащих в нашей стране.

Читайте также:
Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет»): сочинение

Анализ повести «Поединок» (А. И. Куприн)

Литературный талант А. И. Куприна сложно оспорить. Его произведения читают и любят по сей день, а проблемы, затрагиваемые им в текстах, остаются актуальными. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с его литературным наследием, предлагает Вам анализ повести «Поединок» по плану, а также подробное краткое содержание по главам.

История создания

Считается, что замысел масштабного произведения о русской армии появился у Куприна в начале 1890-х годов. В это время выходит множество рассказов, посвященных этой теме, но за усиленную работу писатель принимается только к 1903-му году.

Процесс создания идет тяжело – в то время, как Александр Иванович работает над материалами и черновиками, в свет выходит роман другого автора со схожими идеями. Куприн собирается бросить труд, но благодаря стараниям М. Горького, все же решает закончить повесть. Также автору в работе мешало пагубное пристрастие к спиртным напиткам. О нем часто шутили: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».

Впервые повесть публикуется на страницах сборника «Знание» в 1905 году и практически сразу вызывает бурную реакцию у публики. Одни сочли произведение за попытку очернить тех, кто отважно защищал родную страну от бед, другие – за смелый вызов существующей системе.

История написания повести «Поединок» неотделима от биографии автора. В «Поединке» много автобиографичного – Куприн и сам отслужил четыре года в провинции. Он и сам имел многочисленные романы с замужними женщинами. Он и сам не раз бывал на дуэли. Впечатления о том времени позволили ему достоверно описать характеры героев и нравы офицеров.

Жанр и направление

Произведение «Поединок» относят к жанру повести. Об этом можно судить по объему текста (больше, чем рассказ, но меньше, чем полноценный роман, несмотря на то, что сам Куприн говорил иначе), наличию определенного повествователя (Ромашов), о судьбе которого и узнает читатель. Также история замкнута в пространстве – все события происходят в рамках одного городка – и времени. Во второй главе указывается начало действия: первые числа апреля. Завершается все 2-го июня донесением о трагедии.

Направление интересующей нас повести Куприна — реализм. «Поединок» достаточно реалистичен. Образы и ситуации обычны для той эпохи, автор умело пользуется психологизмом и детализацией для создания живых, правдоподобных персонажей. Тем не менее, главного героя вполне можно назвать романтическим. В нем присутствует типичное для этого направления двоемирие: осознание того, что мир идеальный не соответствует миру реальному, в котором приходится существовать. Поняв это, человек впадает в отчаяние, он не способен смириться с несовершенством повседневности, но и сделать он ничего не может. Не принимают его и окружающие, далекие от духовного развития. Ромашов отличается от них, но едва ли превосходит, ведь наш романтический герой традиционно слишком слаб, чтобы воплотить в жизнь свои идеалы.

Особое внимание уделяется описанию эмоций и чувств, в частности, тех, что связаны с любовными переживаниями.

Композиция

Повесть «Поединок» имеет одну основную сюжетную линию, которая развивается от начала до конца: переосмысление офицером Ромашовым общественного уклада, частью которого он является. Второстепенные же лица и сюжетные ответвления нужны только для раскрытия центрального конфликта.

Финальная глава «Поединка» имеет необычную форму – она представлена в виде рапорта о случившейся дуэли между Николаевым и Ромашовым. Дело в том, что ее оригинал изъяли при обыске квартиры писателя, и Куприну пришлось воссоздавать текст по памяти. Времени до отправки произведения в печать практически не оставалось, поэтому он решил поступить подобным образом, взяв образец из Дуэльного кодекса.

Суть: о чем повесть?

Молодой подпоручик Георгий Ромашов полтора года состоит на службе в небольшом городе. Он командует полуротой, но мечтает о более почетном положении. Тем не менее, ему непонятно, зачем люди участвуют в войнах и понапрасну губят себя, если можно просто решить все мирным путем.

Он разочарован в армии, чувствуя себя лишним среди «чужих, недоброжелательных или равнодушных людей». Не терпит рукоприкладства и грубости со стороны вышестоящих – за попытку заступиться за одного из солдат его даже сажают под домашний арест на четыре дня.

Серые будни Ромашов разбавляет поездками в гости и случайными интрижками с замужними женщинами – сначала с Раисой Петерсон, затем с Александрой Николаевой. В доме последней бывает достаточно часто – ему кажется, что она из тех немногих, кто способен по-настоящему понять. Но как раз чувства к ней и приведут Георгия к трагическому финалу.

На майском смотре полурота героя переживает настоящий позор – захваченный ощущением собственного величия, Ромашов совершенно забывает о правилах, и полностью разрушает построение. Униженный перед всеми, он окончательно отстраняется от людей, считая себя презренным существом. Тут же появляется и муж Шурочки с обвинениями в распространении сплетен и развратном поведении – оказывается, кто-то посылает анонимные письма с намеками на любовные отношения между Георгием и Александрой. Доведенный до предела подозрениями, Николаев в один из вечеров серьезно ссорится с Ромашовым. Дело доходит до суда, на котором назначают дуэль.

Читайте также:
Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок»: сочинение

Уверенный, что ему не причинят вреда – к нему приходит Шурочка и говорит, что супруг не станет в него целиться – герой отправляется на поединок. На следующий день он умирает от выстрела в живот.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон считает, что главные герои повести «Поединок» могут мирно сосуществовать в одной таблице:

Георгий Ромашов главный герой, глазами которого читатели видят все события, происходящие в повести. Именно его мысли и эмоции позволяют глубже понять окружающий мир. Он не понимает, насколько сложна жизнь во всех ее проявлениях – как позитивных и негативных – думая, что люди запросто могут изменить мир к лучшему. Просто они еще не осознали этого. Идеалистическое мировоззрение делает его крайне уязвимым. Он видит вокруг только грязь и пошлость, ему скучно среди товарищей – нигде Георгий не может найти себе места. Примечательна его склонность составлять в голове подобие книжных фраз при каждом эмоциональном случае. «…он подумал про себя, по своей привычке, в третьем лице: «Мрачное раздумье бороздило его чело»Сам Ромашов немного стесняется этого, называет слабость детской и глупой, но отучиться от нее не может. Представляя себя литературным героем, он уходит от тоскливой повседневности, отделяется от нее. Обособившись, он также становится излишне мнительным. Ему свойственно желание порисоваться, проявить себя. У него есть тщеславие и жажда признания.Единственное, что удерживает его связь с реальностью – чувства к Александре. Ромашов отчаянно ищет родственную душу, но никак не может найти.
Александра Петровна Николаева (Шурочка) образованная женщина, начитанная, желает любыми способами покинуть провинцию («Ты ведь знаешь, я ненавижу до дрожи это мещанское, нищенское офицерское общество. Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!»). Гордая, умело пользуется обаянием, чтобы получить то, что хочется. Ромашова считает близким человеком, но не видит с ним смысла заводить роман («Меня волнует ваша близость и наши прикосновения. Но зачем вы такой жалкий!»). Она резко выделяется на фоне прочих женских образов повести тем, что совсем не интересуется пустой жизнью городка, поэтому и кажется Георгию особенной. Александра тщеславна, как и он, но у нее гораздо больше целеустремленности и силы, чтобы добиться богатства и видного положения.
Владимир Ефимович Николаев сослуживец главного героя, несколько раз пытавшийся поступить в академию. Под чутким присмотром жены готовится к третьей попытке сдать экзамены. Недалекий, глупый, но упорный человек, находящийся под влиянием жены. Сама Шурочка относится к нему с некоторым снисхождением, зовет излишне ревнивым и вспыльчивым (Я своего мужа не люблю, – говорила она медленно, точно в раздумье. – Он груб, он нечуток, неделикатен…», «Он до сих пор мучит меня этим несчастным Назанским. Выпытывает каждую мелочь, делает такие чудовищные предположения, фу…»). В порыве гнева убивает Ромашова на дуэли.
Василий Нилыч Назанский умный и открытый офицер лет 30, к которому Ромашов приходит за поддержкой. Много философствует, говорит о красоте, искренне заботится о состоянии Георгия. «В вас что-то есть, какой-то внутренний свет… я не знаю, как это назвать. Но в нашей берлоге его погасят. Просто плюнут на него и потушат…» – говорит он ему. Прекрасно понимает безнадежность своего существования, отчего старается заглушить чувство опустошенности алкоголем. Мечтатель, как и главный герой. «Нет, мой родной, есть только одно непреложное, прекрасное и незаменимое – свободная душа, а с нею творческая мысль и веселая жажда жизни…»

Можно выделить в повести «Поединок» несколько основных тем: тяготы армейской службы, взаимоотношения мужчины и женщины, поиск места в мире. Тематика «Поединка» интересна и современному читателю:

  1. Тема армейской жизни раскрывается за счет подробного описания солдатского быта. Неравенство – основная причина процветания бесчеловечности в этой среде. Чувствуя власть, люди с более высокими званиями принимают рядовых за расходный материал, с которым можно обращаться как угодно. Людей связывает страх, а не уважение, и это, считает Куприн, неправильно.
  2. Любовная линия Раиса-Георгий-Шурочка показывает читателю, насколько разными бывают чувства. Раиса не понимает причин, по которым Ромашов вдруг в один раз охладел к ней настолько, что даже не пожелал объясниться. Обиженная, она вымещает свою злость в едких словах и угрозах, и, в конце концов, становится причиной смерти главного героя – именно она посылала Николаеву ту анонимные письма со сплетнями. Для Раисы любовь может быть только эгоистической: она любит не мужчин, а их отношение к себе. Поэтому для нее от любви до ненависти один шаг. На контрасте с этим образом Александра кажется более зрелой и мудрой женщиной. Но единственное, что ею движет – желание стать частью столичной элиты, где она сможет вести роскошную праздную жизнь. Ей приятно внимание Георгия, но не более. Единственный человек, которого она способно любить по-настоящему – это она сама. Ромашов же не находит счастья ни в чем. Увлечение Шурочкой не приводит к серьезным отношениям, на службе тоже одни разочарования. Он не знает, где и в чем найти свое призвание, и не вписывается в общество, видя в нем сплошные пороки. Зато он может искренне любить, ведь он беззаветно верит Шурочке. Тема любви в повести «Поединок» раскрыта всесторонне. Автор обратил особое внимание на эгоистическую любовь, которая только разрушает судьбы людей.
  3. Поиск призвания — это тоже основная тема повести «Поединок». Ромашов явно ошибся, став офицером. Он не создан для военной службы. Однако признать это и сделать шаг назад герою мешает непомерно развитое самолюбие. Он все еще стремится в академию, однако ничего толком не делает, чтобы достичь своего. Это говорит о его слабости, а еще указывает на то, что Георгию не нужно туда поступать. Он этого не хочет. Его призванием является литературная стезя, ведь он даже сам с собой говорит на книжном языке.
  4. Тема внутреннего мира. Автор подробно воспроизводит все мысли и чувства героя, чтобы показать духовную уникальность «жалкого» человека. Да, ему не быть генералом, но это не повод его презирать. В его душе действительно есть свет, который гасит окружающая его среда. Однако в других условиях он мог бы развиться и найти себя.
Читайте также:
Тема трагической любви в творчестве Куприна (Олеся, Гранатовый браслет): сочинение

Если тематика повести «Поединок» раскрыта не полностью, напишите об этом Многомудрому Литрекону. Он дополнит ее для Вас.

Проблемы

Проблематика повести «Поединок» тоже очень злободневна и близка многим читателям.

  1. Основная проблема, затрагиваемая автором – удручающее состояние российской армии. Практически в каждой главе можно увидеть, насколько плохо люди на службе относились друг к другу. Повсеместно встречается рукоприкладство – командиры были уверены, что только криками и физическим насилием возможно донести хоть какую-то мысль до обычных солдат. Куприн осуждает не только безнравственность и жестокость офицеров, но и саму систему, поставившую их в такие рамки. Армия, по его мнению, даже самых хороших людей делает порочными, потому что ее иерархия держится на страхе и неудовлетворённости.
  2. Проблема гуманизма получает свое отражение в книге. Автор уверен, что жестокости в армии можно избежать, и приводит характерный пример. Крайне нелестно отзываются подпоручики о командире пятого полка. Он разговаривает с подчиненными редко и тихо, ругается также на пониженных тонах. Имеет строгий нрав, но несмотря на это, солдаты почитают его. Во время майского смотра полков именно они показывают наилучший результат, тогда как остальные оказываются полностью вымотаны от жестоких тренировок. «Молодцеватые, свежие люди проделывали ротное ученье таким легким, бодрым и живым шагом, с такой ловкостью и свободой, что, казалось, смотр был для них не страшным экзаменом, а какой-то веселой и совсем нетрудной забавой…». Так, Куприн дает понять, что жестокость, распущенность офицеров и внушение страха солдатам не приведут к положительному результату.
  3. Проблема половой распущенности в частях тоже занимает особое место. Раиса и Александра заводят романы на стороне и сеют смуту в рядах офицеров. Но даже не любовь движет ими, а простое женское тщеславие. Нищета и провинциальная серость толкают их на безнравственность. Но и этим нельзя оправдать женщин, которые провоцируют дуэли и обманывают своих супругов.
  4. Проблема неудовлетворенности жизнью. Этим недугом больны почти все герои повести. Георгий мучается от своей бесполезности в армии, его гнетут неудачи. Александра чувствует, что могла бы претендовать на большее, и страдает от нищеты и скуки. Назанский отчаялся найти себя за пределами казармы, но и она ему глубоко чужда. Также его мучает отказ Александры.
  5. Проблема безволия. Ромашов мог бы изменить свою жизнь и даже завоевать Александру, но у него не хватает сил на то, чтобы двигаться дальше. Он делает что-то значительное только в мечтах. На практике он ни ни что не способен.

Основная идея

В чем же заключается смысл повести Куприна «Поединок»? Автор показал, как важно искать свое место в мире и не останавливаться на том варианте, который «и так сойдет». Ромашов действительно был способным и творчески одаренным человеком, который мог бы найти себя в искусстве или журналистике, как и сам Куприн однажды нашел себя в этих мирных занятиях. Но герой, в отличие от автора, так и не признался себе, что армия — это не его стезя. Ему не хватило смелости и упорства, чтобы покинуть часть, которая отравляла его жизнь. В итоге он погиб, вновь подчинившись условностям. Именно слабость и неумение возразить убили его. Он не сказал «нет» Раисе, ненужным и навязанным ему амбициям, интриганке Шурочке. Безволие завело его в тупик, как и Назанского. Человек не может противостоять среде без силы духа и внутреннего стержня. А эти качества каждый из нас должен выработать сам.

Видимо, главная мысль повести «Поединок» заключается в необходимости деятельного протеста. Главный герой, заметив, насколько развращены те, с кем он постоянно находится, пытается противостоять сложившимся устоям, но делает это пассивно. Он защищает и утешает слабых, задумывается над действительно важными вещами, но этого оказывается слишком мало, и, в конце концов, среда его уничтожает. Если бы Ромашов проявил энергичность, силу духа и твердую позицию, то ему удалось бы воплотить свои мечты в жизнь. Ведь смог же сам Куприн уйти в отставку и обрести счастье в мирной жизни.

Читайте также:
Любовь в повести А.И.Куприна Гранатовый браслет: сочинение

Чему учит?

«Поединок» учит читателя внимательности к ближним, заставляет задуматься об отрицательных поступках, которые мы совершаем. То, как показана армия в повести – лишь отображение реального положения дел той эпохи. Куприн хотел, чтобы публика узнала, насколько далеким от идеала является романтизированное офицерское общество, и надеялся, что сможет изменить ситуацию.

Мораль повести «Поединок» заключается в том, что каждый человек должен соответствовать своей мечте. Ромашов жил иллюзиями и заблудился в романтических представлениях об армии. Его бросает из стороны в сторону: реальность разбивает его грезы, убеждает его в необходимости бросить службу; но в мечтах Георгий снова и снова обманывает себя, представляя ту роль, которая ему чужда. Поэтому Ромашов был несчастен и так бесславно погиб, оказавшись не на своем месте.

Художественные особенности

Благодаря большому количеству монологов и диалогов, мы можем глубже понять персонажей. Вдохновенные речи Назанского, мысли Ромашова, циничные фразы Раисы и Александры – все это создает нужный образ и содержит вложенные автором смыслы.

«Пожалуй, она никогда и никого не любила, кроме себя. В ней пропасть властолюбия, какая-то злая и гордая сила. И в то же время она — такая добрая, женственная, бесконечно милая. Точно в ней два человека…» (Назанский о Николаевой)

«Пожалуйста, Ромочка, не воображайте о себе. Вы и не мужчина вовсе…» (Александра – Георгию)

Можно отыскать эпитеты и портретные детали: «жалкая обстановка», «мясистые красные руки», «бесцветные светлые глаза», «Рослый, патлатый Арчаковский» и др.

Также встречается стилизация речи: «боя бать гречадка», «ум’ляю», «ск’жите» и пр.

Критика

Публика восприняла «Поединок» неоднозначно, кто-то поддержал стремление автора обратить внимание на существующую, но малоизвестную проблему, а кто-то, наоборот, упрекал его в попытке очернить военных.

В журнале «Русская мысль» писали следующее:

«…его бич и его удары бьют и казнят проклятый строй, систему, общую машину, общий дух и рабский склад всей жизни…»

«Петербургские ведомости» придерживались схожего мнения:

«Язвы, поражающие… офицерскую среду в радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни…»

Критик А. А. Измайлов отметил некоторую небрежность писателя и скомканность финала, но согласился с остальными и выразил радость относительно того, что в литературе появился новый талант.

«В его писательском и человеческом темпераменте, по-видимому, неотрицаема черта какой-то типично-русской безалаберности…»

Повесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустоты

Подпоручик Ромашов, главный герой повести, служит всего второй год. И он еще пытается подняться над рутиной армейских будней, сохранить хоть какие-то интересы, выходящие за рамки военной карьеры. «О, что мы делаем! – восклицает Ромашов, – сегодня напьемся пьяные, завтра в роту – раз, два, левой, правой, – вечером опять будем пить, а послезавтра опять в роту. Неужели вся жизнь в этом?» Ромашова Куприн наделил автобиографическими чертами.

Сам писатель выдержал армейскую лямку только четыре года, оставив службу после неудачи с поступлением в Академию Генерального штаба. А своего героя он обрек на скорую гибель во время нелепой дуэли. Честные и совестливые люди вроде Ромашова имели мало шансов сохраниться в среде армейского офицерства

«Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией. Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвиняли писателя в клевете на армию. Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски. Глубокий разрыв между офицерами и солдатской массой, необразованность и душевная черствость офицеров предопределили последующий развал русской армии, не выдержавшей тяжелых испытаний мировой войны.

Однако не только обличение армейских непорядков волновало писателя, когда он создавал «Поединок». Куприн ставил и более глобальную проблему истоков духовной несвободы. Он заставляет Ромашова вступиться за солдата, татарина Шарафутдинова, за что подпоручика даже сажают под арест. Ромашова постепенно начинают волновать судьбы солдатской массы, тысяч «забитых Хлебниковых». Он, однако, не успевает понять, почему в армии даже образованный человек легко может превратиться в тупого исполнителя любых, даже самых абсурдных, приказов начальства. Сам Куприн обличал милитаризм с позиций «естественного человека», отказывающегося убивать себе подобных. То, что и Слива, и Ромашов, и Веткин, и Николаев, и сотни и тысячи их подчиненных в конечном счете своей профессией предназначены именно для убийства людей, по мысли писателя, накладывает неизгладимый отпечаток на их внутренний мир, ^делает ущербными в духовном отношении. Неслучайно один из немногих положительных героев «Поединка» Ромашов гибнет на дуэли от пули карьериста Николаева во многом потому, что морально не способен выстрелить в человека. Интрига жены Николаева Шурочки, ради поступления мужа в академию, ради того, чтобы получить возможность наслаждаться благами столичной жизни, готовая погубить даже симпатизирующего ей подпоручика, могла иметь успех только из-за присущих Ромашову свойств «естественного человека». Главными ценностями человеческой личности Куприн считал способности дышать, чувствовать, мыслить. Другой симпатичный писателю персонаж «Поединка» – Назанский, среди большинства офицеров пользующийся репутацией отпетого человека и собирающийся увольняться со службы по болезни, убеждает

Читайте также:
Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна?: сочинение

Ромашова: «. Кто вам дороже и ближе себя? Никто! Вы – царь мира. Вы – бог всего живого. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. » Назанский, подобно самому Куприну, мечтал об «огромной, новой, светозарной жизни». Безусловно, армейский коллектив, армейская дисциплина сильно ограничивают отдельного человека в проявлениях его индивидуальности. Однако в «Поединке» Куприн до некоторой степени впал в анархизм. Он не задумывался тогда над вопросом, насколько свобода делать все, что хочется, и брать все, что нравится, для одного практически ограничит ту же самую свободу для других членов общества. А ведь в этом случае неизбежно придут в противоречие друг с другом права разных людей, что неизбежно приведет к конфликту интересов и созданию для их урегулирования разного рода общественных институтов, опять-таки ограничивающих свободу индивидуумов. Тем не менее это явно ошибочное положение купринской философии отнюдь не умаляет значения содержащейся в «Поединке» критики армейских порядков, подавляющих человеческую природу и деформирующих личности тех, кто долгие годы вынужден нести военную службу.

Писатель должен изучать жизнь, не отварачиваясь ни от чего.А.И.Куприн

Человек и армейская машина – вот, на мой взгляд, основная проблема повести Куприна «Поединок». Это реалистическая повесть о русском офицерстве. В центре ее – конфликт мечтателя с бесчеловечным миром, унижающим человеческое достоинство.

Сюжет произведения буднично трагичен: подпоручик Ромашов погибает в результате дуэли с поручиком Николаевым. Городской интеллигент в мундире подпоручика, Ромашов страдает от пошлости и бессмыслицы жизни, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Общая атмосфера жестокости и безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки для возникновения конфликта.

«Унтер-офицеры жестоко били своих солдат за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке. » Насилие а повести является неотъемлемым атрибутом духа армии: на нем держится воинская субординация и дисциплина, вся армия создана насилием.

Куприн пишет о новобранцах: «Они стояли на полковом дворе, сбившись в кучу, под дождем, точно стадо испуганных и покорных животных, глядели недоверчиво, исподлобья». Попав в армию, эти молодые пареньки быстро утрачивают индивидуальность: «Они плясали, но в этой пляске, как и в пении, было что-то деревянное, мертвое, от чего хотелось плакать». Они сами начинают бить солдат: «Бьют его (Хлебникова) каждый день, смеются над ним, издеваются. »

Ромашов испытывает к затравленному солдату Хлебникову «прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания». Автор не идеализирует юного Ромашова и вовсе не делает его борцом против уклада армейской жизни. Ромашов способен только на робкое несогласие, на неуверенные попытки убеждения, что порядочные люди не должны нападать с шашкой на безоружного: «Бить солдата нечестно. Это стыдно.»

Обстановка презрительного отчуждения закаляет поручика Ромашова. К концу повести он обнаруживает твердость и силу характера. Поединок становится неизбежным. Любовь же его к замужней женщине, Шурочке Николаевой, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь, ускорила развязку.

Надо сказать, что тема дуэли проходит через всю русскую литературу XIX века. Вспомним рыцарский поединок Петруши Гринева с клеветником Швабриным в «Капитанской дочке» Пушкина и сравним его с факти ческим убийством штабс-капитаном Соленым барона Тузенбаха в «Трех сестрах» Чехова. И мы видим, что перед нами разные поколения, разные люди, разные дуэли. «Единоборство чести» со временем теряет смысл, как теряет смысл система человеческих ценностей. Это и волнует Куприна более всего. Поэтому перед нами не просто дуэль двух военных, это поединок добра и зла, цинизма и чистоты.

Куприн поднял в своей повести болезненную, острую проблему русской армии начала 1900-х годов. Отчужденность, глухое непонимание между офицерами и солдатами, ограниченность, кастовая замкнутости, скудость образовательного уровня русского офицерства очерчены Куприным жестоко, но точно.

Чем больше совершенствуются орудия убийства, тем более важным становится вопрос о состоянии нравственности тех, кто это оружие держит в руках. Читая повесть Куприна, мы обнаруживаем, что среди офицеров бытует следующее понятие о жизни армейской: «Сегодня напьемся пьяные, завтра в роту – раз, два, левой, правой. Вечером опять будем пить, а послезавтра в роту.» Неужели вся жизнь в этом?

Но другого не предлагалось. Офицерам и их женам приходилось довольствоваться таким распорядком жизни. Как убоги их развлечения и увлечения: «В полку между молодыми офицерами была распространена довольно наивная, мальчишеская игра: обучать денщиков разным диковинным, необыкновенным вещам». И человек, оторванный от своей среды, часто терял свое лицо и поддавался всеобщему армейскому «разложению». Большинство офицеров стоят на низком моральном уровне. Их разговоры носят грязный и пошлый оттенок. Высокие материи их не интересуют. Я полностью согласен с мнением Назанского: «Они смеются: ха-ха-ха, это все философия. Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных материях. Это философия, черт возьми, следовательно – чепуха, праздная и нелепая болтовня».

Читайте также:
Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

Создатели армейской машины сознательно снижают моральный уровень офицерства. И это неудивительно. Для того чтобы заставить человека убивать себе подобных, нужно разрушить у него представления о добре и зле, о справедливости. Но ведь офицерство – ядро армии. Следовательно, нравственному разложению подверглась вся армия.

Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты: сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
        • Гранатовый браслет
        • Олеся
        • Поединок
      • Лермонтов М.Ю.
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты

В купринском «Поединке» речь идет о весьма консервативной и застойной общественной среде — среде кадрового российского офицерства конца XIX — начало ХХ века. Писатель изобразил быт офицеров полка в провинциальном захолустье. Здесь он использовал собственный опыт военной службы армейским подпоручиком в пехотном полку в Подольской губернии.

После публикации «Поединка», отвечая на вопрос корреспондента одной из газет,, откуда ему так хорошо известен армейский быт, Куприн с готовностью объяснил: «Как же мне не знать. Я сам прошел эту «школу», был армейским офицером, батальонным адъютантом. Если бы не цензурные условия, я бы и не так еще хватил». Но даже с поправкой на цензуру картина нравов в вымышленном гарнизоне М-ского полка в городе получилась чрезвычайно мрачной. Основные занятия офицеров — пьянство, муштра, интриги, флирт с женами сослуживцев. Все, что не относится к военной службе, офицеров не интересует. Ротный командир капитан Слива, например, за всю жизнь «не прочел ни одной книги и ни одной газеты, кроме официальной части органа военного министерства газеты «Русский Инвалид». Скука провинциальной жизни не только одуряет, но и озлобляет. Злобу господа офицеры срывают на нижних чинах, по всякому поводу к без повода награждая их зуботычинами, и на штатских («шпаках»), над которыми всячески издеваются. Для одного из персонажей повести, поручика Веткина, даже великий поэт Пушкин — всего лишь «какой-то шпак». Офицеры полка в подавляющем большинстве свыклись со своей жизнью, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Их духовные и культурные запросы давно уже атрофировались.
Подпоручик Ромашов, главный герой повести, служит всего второй год. И он еще пытается подняться над рутиной армейских будней, сохранить хоть какие-то интересы, выходящие за рамки военной карьеры. «О, что мы делаем! — восклицает Ромашов, — сегодня напьемся пьяные, завтра в роту — раз, два, левой, правой, — вечером опять будем пить, а послезавтра опять в роту. Неужели вся жизнь в этом?» Ромашова Куприн наделил автобиографическими чертами. Сам писатель выдержал армейскую лямку только четыре года, оставив службу после неудачи с поступлением в Академию Генерального штаба. А своего героя он обрек на скорую гибель во время нелепой дуэли. Честные и совестливые люди вроде Ромашова имели мало шансов сохраниться в среде армейского офицерства.
«Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией. Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвиняли писателя в клевете на армию. Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски. Глубокий разрыв между офицерами и солдатской массой, необразованность и душевная черствость офицеров предопределили последующий развал русской армии, не выдержавшей тяжелых испытаний мировой войны.
Однако не только обличение армейских непорядков волновало писателя, когда он создавал «Поединок». Куприн ставил и более глобальную проблему истоков духовной несвободы. Он заставляет Ромашова вступиться за солдата, татарина Шарафутдинова, за что подпоручика даже сажают под арест. Ромашова постепенно начинают волновать судьбы солдатской массы, тысяч «забитых Хлебниковых». Он, однако, не успевает понять, почему в армии даже образованный человек легко может превратиться в тупого исполнителя любых, даже самых абсурдных, приказов начальства. Сам Куприн обличал милитаризм с позиций «естественного человека», отказывающегося убивать себе подобных. То, что и Слива, и Ромашов, и Веткин, и Николаев, и сотни и тысячи их подчиненных в конечном счете своей профессией предназначены именно для убийства людей, по мысли писателя, накладывает неизгладимый отпечаток на их внутренний мир, делает ущербными в духовном отношении. Неслучайно один из немногих положительных героев «Поединка» Ромашов гибнет на дуэли от пули карьериста Николаева во многом потому, что морально не способен выстрелить в человека. Интрига жены Николаева Шурочки, ради поступления мужа в академию, ради того, чтобы получить возможность наслаждаться благами столичной жизни, готовая погубить даже симпатизирующего ей подпоручика, могла иметь успех только из-за присущих Ромашову свойств «естественного человека». Главными ценностями человеческой личности Куприн считал способности дышать, чувствовать, мыслить. Другой симпатичный писателю персонаж «Поединка» — Назанский, среди большинства офицеров пользующийся репутацией отпетого человека и собирающийся увольняться со службы по болезни, убеждает
Ромашова: «. Кто вам дороже и ближе себя? Никто! Вы — царь мира. Вы — бог всего живого. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. » Назанский, подобно самому Куприну, мечтал об «огромной, новой, светозарной жизни». Безусловно, армейский коллектив, армейская дисциплина сильно ограничивают отдельного человека в проявлениях его индивидуальности. Однако в «Поединке» Куприн до некоторой степени впал в анархизм. Он не задумывался тогда над вопросом, насколько свобода делать все, что хочется, и брать все, что нравится, для одного практически ограничит ту же самую свободу для других членов общества. А ведь в этом случае неизбежно придут в противоречие друг с другом права разных людей, что неизбежно приведет к конфликту интересов и созданию для их урегулирования разного рода общественных институтов, опять-таки ограничивающих свободу индивидуумов. Тем не менее это явно ошибочное положение купринской философии отнюдь не умаляет значения содержащейся в «Поединке» критики армейских порядков, подавляющих человеческую природу и деформирующих личности тех, кто долгие годы вынужден нести военную службу.

Читайте также:
Образ народа в повести Куприна «Поединок»: сочинение

Особенности творчества А. И. Куприна

Скачать сочинение

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.
Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.
Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала — все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.
В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой — простой солдат. Герой — не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.
В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия — военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета — судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова — протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.
В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.
Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” — рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.
В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке — дочери уличной газетчицы.
Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода — роман “Юнкера”.
В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Читайте также:
Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века.: сочинение

80586 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сочинение Любовь в творчестве Куприна (в произведениях)

В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.

Классик русской литературы А.И. Куприн писал о любви-трагедии, любви-тайне, не подвластной компромиссам и расчетам. Его произведения необычайно увлекательны, но практически в каждом происходит трагедия. Герои или довольствуются неразделенной любовью, или гибнут в столкновении с враждебной средой.

Для произведений этого писателя характерно, что в трагедии виновато, прямо или косвенно, общество. Герои стремятся к счастью, но или не находят его, или погибают. А.И. Куприн описывал неизбежный печальный исход любви, оказавшейся под влиянием условностей. Во многих повестях (напр., «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» и др.) трагедия любви вырастает из трагедии социальной. Так, в повести «Олеся» любовь сталкивается с предрассудками общества. Иван Тимофеевич, интеллигент, городской человек, встречает в глухом Полесье девушку, выросшую вне общества и цивилизации. Между ними возникает сильная любовь. Олеся принимает предложение Ивана Тимофеевича выйти за него замуж и идет в церковь. Здесь и происходит трагедия. Люди, всегда считавшие Олесю ведьмой, которая приносит им только несчастья, накинулись на нее, избили. Иван Тимофеевич оказался, как ему и нагадала Олеся, «хотя и добрым, но только слабым. ». Главный герой не предотвратил трагедию, на которую была обречена его любовь, не пошел против предрассудков.

Любовь в произведениях А.И. Куприна изображена как великое чувство, имеющее естественную власть над человеком. В «Гранатовом браслете» такая любовь становится «громадным счастьем», тем единственным, что наполняет жизнь главного героя. Георгий Желтков – бедный чиновник, который много лет любил одну единственную женщину. При этом он довольствовался только тем, что посылал ей письма и изредка имел возможность увидеть ее. Но именно в этой неразделенной любви, в мечтах о возлюбленной и состоял смысл его жизни, то единственное, ради чего он жил.

Повестям А.И. Куприна свойственно, что описанный в них период жизни героев – самый лучший, самый светлый. Но в то же время и самый краткий. Так, в повести «Суламифь» главные герои наслаждались своим счастьем всего семь дней. Несмотря на то, что Суламифь погибла, Соломон никогда ее не забудет и не будет никого так любить, как ее. В «Олесе» счастье главных героев тоже было недолгим. Иван Тимофеевич может быть и забудет Олесю, но вот она его – никогда. Это также характерно для А.И. Куприна: только для одного из героев прошедшая любовь становится единственной.

По мнению писателя, высокое и чистое чувство любви – единственная ценность в мире, возвышающая человека. Это праздник, но он не долговечен, потому что каждый раз происходит трагедия. И виноваты в ней люди, не достойные великой любви, не умеющие ее оценить и сохранить.

Читайте также:
Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок»: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь в творчестве Куприна

Популярные сегодня темы

Местный татарский князь выдавал замуж одну из дочерей. В числе прочих гостей на свадьбу позвал и Максима Максимыча вместе с Печориным. Во время празднования младшая дочь хозяина дома Бэла подошла к Григорию Александровичу и пропела ему комплимент.

Толстой в своем произведении Война и мир знакомит читателя с массой ярких и красочных героев. Но стоит отдать должное и второстепенным персонажам, которые тоже сыграли здесь немаловажную роль

Везде твердят, что спортом нужно заниматься: и в интернете, и по телевидению, даже родители постоянно напоминают об этом детям. Но так ли это нужно?

«Он был составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь» – так характеризует Гончаров одного из главных героев романа «Обломов» Андрея Ивановича Штольца. Пожалуй, это самое емкое и лаконичное описание данного персонажа.

Хлестаков честно признаётся, что он любит покушать. Все мысли о еде. «Я люблю поесть». Это его слабость. «Они едят, а я не ем».

Художественное своеобразие произведений А.И. Куприна

Особенности художественного таланта А.И. Куприна

Почти все творчество А.И. Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У писателя Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909–1915), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев.

Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн.

Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот — не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908–1911).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа — в любви, творчестве, доброте. Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества.

Мало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни — его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Куприн — превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь — все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено — ненавязчиво и без ложной умозрительности — именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: