Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»: сочинение

Анализ рассказа Куприна Поединок сочинение

Александр Иванович написал данную повесть, чтобы передать все особенности, эмоции и чувства жизни в военной среде. Куприн задел одну из проблем, которая часто встречается в военной области, а именно армейское невежество и грубость в общении людей различных званий.

Главными героями данной повести являются люди, занявшие свои воинские должности. Куприн смог выразить персонажей во время службы, которые выполняют только приказы и им наплевать на личные чувства человека. Одним из основных героев, на котором зациклено внимание в повести – Юрий Ромашков, добродушный и образованный человек, который хотел сделать обстановку на службе более дружелюбной и порядочной. Куприн сравнивает Юрия с самим собой, он называл Юрия своей копией, которая существует в рассказе.

Юрий увидел множество различных событий и ситуаций в воинской части, странные выходки служащих, которые не имели такого понятия, как честь и порядочность. Невежественное обращение офицера с его подчиненными подрывали моральное состояние Ромашкова, он был против такого обращения и не скрывал этого, однако его практически не замечали. Он часто искал справедливость в тех поступках, в которых её не было. Куприн раскрывает тему несправедливости в обычной жизни обычного человека, который находится в подчинении своенравного человека без чувства морали и чести. Александр Иванович старался воплотить Юрия, как образ искреннего мечтателя, мечты которого вряд ли когда-то сбудутся. Также образ Юрия был достаточно наивен, он часто пытался свершить праведный суд, однако это у него никак не получалось.

Юрий влюбляется в Шуру, что было ошибкой в данном месте, где у людей нет никакого представления морали и чести, а уж тем более справедливости. В таких местах стоит полагаться только на самого себя, когда тебя могут подставить, покалечить, а то и вовсе лишить жизни. У Юрия случается конфликт с мужем Шуры, в ходе которого завязывается дуэль между Юрием и мужем Шуры, однако Шура уверяла Юрия, что её муж стрелять не будет, дабы сохранить свою честь. Юрий доверился, и его первая дуэль стала последней в его жизни. Таким образом Александр Иванович четко выражает всю несправедливость любви.

Сочинение на тему Поединок Куприна

Повесть Куприна «Поединок», это произведение о русской армии. К теме армии обращались многие писатели. Помимо конфликта поручика Ромашова с другим офицерам (мужем женщины которую он любит) но и кривизну армейской жизни в России. Цук (дедовщина), высокомерие и пьянство офицеров и т. д.

Особого внимания заслуживает время, когда была издана повесть. Это 1905 год, первая русская революция (1905-1908), кровавое воскресенье, террористические акты на министров и даже на царя. В конце года под влиянием общественных настроений и революционной обстановки царь подписал конституцию (17 октября). Она предполагает политическую амнистию и либеральные свободы. Если бы Куприн издал свою повесть раньше, то возможно, что власти привлекли его к ответственности. Была и ещё одна причина это 9 января в Петербурге, когда армия стреляла в народ, дискредитировав себя таким образом. Это было пиком разложения армии, по мнению Куприна. Критики определили повесть как «очень смелую, на злобу дня».

Он нарисовал замкнутую, провинциальную, скучную и бесперспективную жизнь армейского гарнизона. Офицерский корпус разлагается. Офицерская прослойка спивается, тупеет и испытывает ненависть к окружающему миру. В начале повести офицеры на плацу весело обсуждают, как один офицер (будучи не трезвым) застрелил в ресторане «штатского». В армии солдат мордуют, солдаты устали от нескончаемой муштры. Ромашов офицер интеллигент пытается противится, насилию над солдатами и даже вступает в конфликт со старшим офицером. Он не вписывается в офицерскую среду, более того она ему чужда. Он хочет вырваться. Единственный шанс вырваться, это поступить в академию генерального штаба таким образом продвинуться по служебной лестнице. Все офицеры мечтают об академии. Об этом же мечтает и поручик Николаев муж Шурочки в которую влюблён Ромашов. Но, Шурочка кокотка кружит мужчинам голову для забавы и ищет перспективного офицера (что бы вырваться из грязного гарнизона).

Любовь Ромашова погубила его жизнь. Интриги некоторых офицеров привели к дуэли Ромашова и Николаева. Шурочка на кануне, дуэли умоляет Ромашова не убивать мужа, потому как он её надежда. В результате Ромашов гибнет сам.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Поединок

Популярные сегодня темы

В своем романе «Дубровский» А.С. Пушкин затрагивает актуальные во все времена темы: любовь, дружба, честь, благородство, подлость. Движимые любовью, люди совершают немыслимые и удивительные поступки

Лес в разное время года имеет свои привлекательные черты, но особенный шарм у него появляется в зимний период. Потом деревья наряжаются в белоснежные шубы. На ветках расположились красногрудые снегири

Мысли о том, кем хочется стать в жизни, формируются еще в детстве. Повзрослев, приходится делать осознанный выбор среди большого количества профессий. Я намерен остановить свой выбор на работе в полиции.

Читайте также:
Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

Ключевым персонажем пьесы Горького «На дне», на мой взгляд, становится Наташа. Именно благодаря ей Горький раскрывает тему того, что плохое общество может сгубить даже самых прекрасных людей.

Проблемой в литературном произведении называют тот вопрос, который ставит и описывает на протяжении всего повествования. Причём писатель, как правило, не ставит вопрос прямо, обычно читателю самостоятельно приходится выделять

Ищущая личность в повести А. Куприна «Поединок» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чеснокова Инна Геннадьевна

Рассмотрен образ главного героя повести А. Куприна «Поединок», показана «диалектика его души». Ромашов представлен как ищущая личность, унаследовавшая от эпохи начала ХХ века ощущение бездорожья и смятение. Выявлена специфика изображения такого героя Куприным.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чеснокова Инна Геннадьевна

Looking person in A. Kuprina”s stories “Duel”

A. P. The image of the main hero of a story of A. Kuprina “Duel” is considered, the dialectics is shown it(him) “oppress”. Ромашов it is submitted as the person looking, doubting, inherited from epoch of the beginning of XX century sensation of impassability and confusion. Specificity of the image of such hero Kuprinym is revealed.

Текст научной работы на тему «Ищущая личность в повести А. Куприна «Поединок»»

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Ищущая личность в повести А. Куприна «Поединок»

Рассмотрен образ главного героя повести А. Куприна «Поединок», показана «диалектика его души». Ромашов представлен как ищущая личность, унаследовавшая от эпохи начала ХХ века ощущение бездорожья и смятение. Выявлена специфика изображения такого героя Куприным.

Ключевые слова: писатель-психолог, повесть, душевная борьба, сознание героя, «диалектика души».

Герои известного русского писателя А. Куприна – люди разных социальных групп: «люмпены», т. е. деклассированные элементы, актеры, крестьяне, интеллигенты, офицеры и другие. Он раскрывает внутренний мир своих героев, разные вибрации человеческой души. Писателя всегда интересовала психология личности, поэтому иногда становится досадно, когда в Куприне видят только бытописателя. Важно отметить, что Куприн еще и писатель-психолог. Всегда сочувствуя герою, писатель показывает сложные сокровенные переживания, иногда смело обнажает противоречивую натуру персонажа.

Как правило, герой Куприна демократичный, родом своей службы он почти всегда связан с широкими народными массами, поэтому сфера его восприятия значительно раздвигается. Дело, однако, не в одной демократизации. Купринский человек стремится достичь общественно осмысленного бытия. И первые шаги, скажем, Ромашова, главного героя повести Куприна «Поединок», направлены мечтой о гармонии всех сфер жизни.

Это – молодой, только что пришедший в полк офицер. Тем не менее едва ли не главным его свойством является самоуглубление. Ромашов стремится провести грань между «я» и тем, что не «я», и приходит к признанию большой роли индивидуального начала. «Да, но я умру, и не будет больше ни родины, ни врагов, ни чести. Они живут, пока живет мое сознание. Но исчезнет родина, и честь, и мундир, все великие слова, – мое я останется неприкосновенным. Стало быть, все-таки мое Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, о любви» [Куприн, с. 62]. Индивидуализм Ромашова – это своеобразный протест против существующей, томительно бедной и несправедливой жизни. К тому же индивидуалистические рассуждения героя

постоянно преодолеваются, ибо он очень мягкий, чуткий к страданиям других, чистый и самоотверженный человек. Он жаждет одновременно духовной свободы для себя и путей помощи окружающим.

Куприн показывает, как борются в душе героя чувства природно искренние, целомудренные, изначально прекрасные с надуманными, искусственными, возникшими вынужденно – для существования в обстановке фальши, жестокости, зла. Вот эта борьба «естественности» и «искусственности», для Куприна суть главное. Исход борьбы будет зависеть от того, какие чувства возьмут верх. Ромашов симпатичен автору тем, что, несмотря на свою внутреннюю двойственность и слабость, он поднимается до победы в себе высокого духовного начала.

Автор «Поединка» показывает нам человека, несомненно, беднее чувствами, стоящего по духовному развитию намного ниже, чем, скажем, герои романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Но тем, думается, и ценны для нас искания Ромашовым своего места и смысла бытия, что происходят они в душе самого обыкновенного, не лишенного слабостей человека, к тому же искания подсказаны объективными потребностями переломной эпохи. В самом начале службы Ромашов был полон надежд и будто знал, что делать. Им намечалась для себя грандиозная программа эгоцентристского, однако, свойства: знакомство с классической литературой, изучение языков, занятия музыкой; подготовка в академию. Но вскоре все эти благие намерения угасли под влиянием армейской скотской обстановки, обернулись пьянством в собрании, грязной, скучной связью с полковой дамой, игрой в штосс. В результате Ромашов начал тяготиться службой, товарищами

Читайте также:
Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок»: сочинение

и даже. собственной жизнью. В его душе и с усилением после разочарований происходила внутренняя борьба с самим собой, поединок желаний и поступков. Мысли всегда шли вразрез с его делами.

Достаточно вспомнить его поведение у Шуль-говича дома: «И все время терзала его одна и та же мысль: «Ведь это же противно, это такая слабость и трусость с моей стороны, что я не мог, не посмел отказаться от этого унизительного обеда. Ну вот я сейчас встану, сделаю общий поклон и уйду. И опять, с робко замирающим сердцем, бледнея от внутреннего волнения, досадуя на самого себя, он чувствовал, что не в состоянии это сделать» [Куприн, с. 74].

Неудивительно, что Ромашовым все чаще и чаще овладевают горькие мысли: «Я падаю, падаю. Что за жизнь. Что-то тесное, серое, грязное. Эта развратная и ненужная связь, пьянство, тоска, убийственное однообразие службы, и хоть бы одно живое слово, хоть бы один момент чистой радости, книги, музыка, наука – где все это?» [Куприн, с. 96].

Ромашов близок к мысли о самоубийстве, но он боится, гонит ее от себя: «Ромашов. думал о самоубийстве, но думал без решимости. с каким-то скрытым, приятно самолюбивым чувством» [Куприн, с. 165].

Герой Куприна – человек чуткий, гуманный, добрый. Для него, как, впрочем, и для «замордованного» солдата, служба хуже каторги. Писатель не склонен преувеличивать способности личности, исполненной хороших, честных побуждений, но не решительной, не подготовленной к противодействию антигуманным законам. Прозрение героя только начинается, верные убеждения созревают крайне медленно, через личную драму, через разлад с окружающим миром. Позитивная программа остается туманной, однако Ромашов, несомненно, приходит к важным устремлениям.

Прежде всего Ромашов понял, насколько эгоистичны и мелки его боли по сравнению со страданиями, действительно вконец замученных солдат. После личных неудач во время смотра он столкнулся с Хлебниковым, доведенным до трагического состояния, и собственные огорчения отступили. «С этой ночи в Ромашове произошел глубокий душевный надлом. Теперь самую большую радость составляла для него «человеческая

мысль» [Куприн, с. 171]. В этот период Ромашов многое передумал: о разделении мира на две неравные диняться от общества офицеров. Он словно созрел, сделался старше и серьезнее. «половины: властвующих и подчиненных, о бессмысленности многих «интеллигентных» профессий, о страшной сути армии, ее деятельности в военное время и в мирные дни, судьбах искалеченных людей.

В сознании Ромашова, впитавшем все мрачные впечатления от поведения окружающих людей и своего собственного, формируется идеал подлинно сознательной деятельности. «И все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд» [Куприн, с. 174]. С новой силой возобновились мечты о литературной работе. Ромашов пробует в ней свои силы, но остается неудовлетворенным.

Ромашов мечтает найти себя в творчестве, которое придало бы новое назначение жизни, т. е. определенным образом воздействовало на нее. На этот путь вступил юный, взволнованный высокой мечтой человек. Но пройти избранной и прекрасной дорогой ему было не суждено. Пошлое низменное окружение насильственно пресекло начатое восхождение: он был убит на нечестной дуэли.

А. Куприн дополнил галерею мятущихся личностей Л. Толстого, А. Чехова. В купринском человеке средних возможностей возникло гордое самосознание, любовь к жизни, мечта о достойном труде.

Но любимый герой писателя унаследовал от переломной эпохи ощущение бездорожья, смятение. Тем не менее общее впечатление от повести остается светлое. Открыты большие потенциальные возможности, обусловленные переплавкой сознания души лучших людей трудного времени. Диалектика внутреннего развития Ромашова, мастерски воплощенная в повести, приобретает поэтому концептуальную значимость в «Поединке».

Куприн А. И. Собр. соч.: в 9 т. М.: Худ. лит., 1973. Т. 4. Kuprin A. I. Sobr. soch.: v 9 t., M.: Khud. lit., 1973, t. 4.

Mari State University, Yoshkar-Ola

Looking person in A. Kuprina’s stories “Duel”

A. P. The image of the main hero of a story of A. Kuprina “Duel” is considered, the dialectics is shown it(him) “oppress”. Ромашов it is submitted as the person looking, doubting, inherited from epoch of the beginning of XX century sensation of impassability and confusion. Specificity of the image of such hero Kuprinym is revealed.

Keywords: writer-psychologist, the story, soulful struggle, consciousness of hero, dialectics of soull.

Повесть А.И.Куприна «Поединок»: проблематика и художественное своеобразие. Литературно-исторические заметки юного техника

Повесть А.И. Куприна «Поединок»: проблематика, сюжет, характеры.

Повести «Поединок» предшествовали рассказы Куприна из армейского быта, который он успел хорошо изучить, пребывая на военной службе. В таких рассказах как «Дознание» (1894), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1903), «Ночная смена» (1903)

уже были намечены основные проблемы, развернутые впоследствии в «Поединке».

Основные проблемы: изображение пороков царской армии с ее социальной несправедливостью и жестокостью — и мотив нравственного становления личности, с другой стороны.

Читайте также:
Тема любви в творчестве А. И. Куприна.: сочинение

В повести подвергнуты критике нравы офицерской среды, показано моральное разложение армии. Однако проблематика произведения гораздо шире: в нем затронуты проблемы социального неравенства, взаимоотношений личности и среды, интеллигенции и народа, а проблема свободы рассматривается многосторонне: в социальном, психологическом и нравственно-философском аспектах.

Описаны в основном офицеры. Солдаты изображены менее подробно. Куприн создает обобщенный образ многонациональной народной массы, бесправной и вынужденной безропотно переносить муштру, оскорбления и побои. Более детально выписан образ рядового Хлебникова, слабого солдата, в глазах которого «застыл тупой, покорный ужас».

Моральное разложение армейской среды проявляется и в сфере семейно-бытовых отношений. Жены офицеров невежественны, лицемерны, злоязычны и развратны. Все эти качества в полной мере воплощены в образе Раисы Петерсон, которая из мести готова пойти на клевету и погубить человека. Шурочка тоже не так хороша – тщеславна, эгоистична, ни перед чем не остановится, совершает предательский поступок – смерть Ромашова.

Эволюция Ромашова начинается с прозрения, произошедшего во время домашнего ареста, с осознания своего собственного «я», наделенного личной свободой. Оставшись в комнате, Ромашов удивляется тому, что ему приходится подчиняться чьей-то воле. С этого момента нравственный рост.

Армейская машина перемалывает его жизнь. Заглавие повести многозначно. В русской классической литературе XIX века дуэль была одним из испытаний героя на «подлинность», на личностную зрелость.

Офицеры много рассуждают о поединке как способе защитить честь офицера. При этом они не считают за людей «штатских», которых, по их представлениям, можно безнаказанно оскорбить, и не понимают, что сами лишены элементарного человеческого достоинства.

Идеал «естественного человека» в повести А.И. Куприна «Олеся». (1898)

Рассказ построен на приеме антитезе

Противопоставляется жизнь на лоне природы и в обществе, Олеся и Иван.

Образ идеального человека для Куприна в этот период связан с «естественной жизнью», а его любимые герои — дети, звери, обычные люди и «отщепенцы» — бродяги, нищие, артисты. Они выведены писателем в рассказах «Лидочка» (1894), «Локон» (1895), «Детский сад» (1897), «Allez!» (1897), «Чудесный доктор» (1897), «В цирке» (1902), «Белый пудель» (1903).

В центре этих произведений, как правило, честные и чуткие люди, которые не выдерживают столкновения с жестокой действительностью.

Центральная тема повести – противопоставление естественного человека мещанскому миру.

В основе сюжета этого произведения лежит традиционная схема: любовь двух людей, принадлежащих к разным сословиям. В европейской литературе подобная ситуация разрешалась одним из двух способов: либо социальные преграды оказывались непреодолимыми, и влюбленные разлучались, либо любовь побеждала социальные различия, и влюбленные соединялись в браке. Куприн избрал свой особый путь, углубляя вопрос о причинах расставания людей.

Помещик Иван Тимофеевич, и полесская девушка Олеся противопоставлены не только по социально-культурному принципу. он — богатый дворянин, принадлежащий к образованному слою, она — неграмотная нищая крестьянка, сирота, изгнанная из собственной деревни по подозрению в колдовстве; она является изгоем даже в своей среде. Но Олеся обладает такими качествами, которых лишен герой, и симпатия писателя на ее стороне.

Она в полной мере соответствует образу «естественного человека».

Во-первых, Олеся близка природе: отвергнутая человеческим сообществом, она живет со своей бабушкой в лесу и настолько хорошо знает природу, что человек со стороны готов поверить в ее «колдовские» способности. Умение «разговаривать» с животными и растениями, «заговаривать кровь» и гадать — не сверхъестественный дар, а результат ее длительного и постоянного общения с природой.

2- Лишенная книжного образования, Олеся наделена необыкновенной интуицией, «сердечным» зрением — в противоположность рефлектирующему герою, мыслящему преимущественно шаблонами и оперирующему общепринятыми представлениями. Помимо близости к природе Олеся наделена прекрасными душевными качествами: она добра, щедра, великодушна, готова пойти на жертву ради любви. Ради Ивана Олеся приходит в церковь, хотя знает, что односельчане могут выгнать ее.

При расставании герой же думает только о себе. Оплакивая утраченную любовь, герой-рассказчик так и не может понять, что главной причиной их разлуки стало не социальное неравенство и не роковое стечение обстоятельств, а его собственная душевная черствость и эгоизм.

Проблематика повести А. Куприна “Поединок”

Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты.

Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, поднимает проблему взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку.

Читайте также:
Одиночество любви (повесть А. И. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

Сопоставление двух героев, которым свойственны два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика. При этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие. Отношение автора к ней двойственно, ему ближе «безрассудное благородство и благородное безволие» Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична.

Ромашов — «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, однако его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов близок чеховским героям. Но возникшая необходимость немедлен ного действия усиливает его волю к активному сопротивлению. После встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то доказать окружающим. Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен.

В «Поединке» А. И. Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н. Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и авторский обличительный голос (монологи Назанского). Куприн пользуется излюбленным приемом Толстого — приемом подстановки к главному герою героя-резонера. В «Поединке» Назанский является носителем социальной этики. Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств.

Действие повести относится к середине 90-х годов XIX века. Современники увидели в ней осуждение армейских порядков и разоблачение офицерского состава. И это мнение через несколько лет подтвердит сама история, когда русская армия потерпит сокрушительное поражение в боях под Мукденом, Ляоляном, Порт-Артуром. Почему это произошло? Мне кажется, что «Поединок» ярко и четко отвечает на поставленный вопрос. Может ли быть боеспособной армия, где царит античеловеческая разлагающая и отупляющая атмосфера, где офицеры теряются, когда нужно проявить находчивость, сообразительность и инициативу, где солдат доводят до отупения бессмысленной муштрой, побоями и издевательствами?

«За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее. Младшие офицеры, совсем по-школьнически, опаздывали на занятия и потихоньку убегали с них, если знали, что им за это не достанется… При этом все сильно пьянствовали, как в собрании, так и в гостях друг у друга… На службу ротные ходили с таким же отвращением, как и субалтерн-офицеры…» — читаем мы. Действительно, полковая жизнь, которую рисует Куприн, нелепа, пошла и безотрадна. Вырваться из нее можно только двумя способами: уйти в запас (и оказаться без специальности и средств к существованию) или пытаться поступить в академию и, окончив ее, подняться на более высокую ступень по военной лестнице, «сделать карьеру». Однако способными на это оказываются единицы. Судьба же основной массы офицерства — тянуть бесконечную и нудную лямку с перспективой выйти в отставку с небольшой пенсией.

Повседневная жизнь офицеров складывалась из руководства строевыми занятиями, контроля за изучением «словесности» (т. е. воинских уставов) солдатами, посещения офицерского собрания. Пьянки в одиночку и в компании, карты, романы с чужими женами, традиционные пикники и «балки», поездки в местный публичный дом — вот и все развлечения, доступные офицерам. «Поединок» раскрывает то обесчеловечивание, душевное опустошение, которому подвергаются люди в условиях армейской жизни, измельчание и опошление этих людей.

Но иногда они прозревают на какое-то время, и эти моменты страшны и трагичны: ««Изредка, время от времени, в полку наступали дни какого-то общего, повального, безобразного кутежа. Может быть, это случалось в те странные моменты, когда люди, случайно между собой связанные, но все вместе осужденные на скучную бездеятельность и бессмысленную жестокость, вдруг прозревали в глазах друг у друга, там, далеко, в запутанном и угнетенном сознании, какую-то таинственную искру ужаса, тоски и безумия, И тогда спокойная, сытая как у племенных быков, жизнь точно выбрасывалась из своего русла». Начиналось какое-то коллективное безумие, люди словно теряли человеческий облик. «По дороге в собрание офицеры много безобразничали. Останавливали проходящего еврея, подзывали его и, сорвав с него шапку, гнали извозчика вперед; потом бросали эту шапку куда-нибудь за забор, на дерево. Бобетинский избил извозчика. Остальные громко пели и бестолково кричали».

Читайте также:
А.И.Куприн Гранатовый браслет: сочинение

Армейская жизнь, жестокая и бессмысленная, порождает и своеобразных «чудовищ». Это опустившиеся и отупевшие, закосневшие в предрассудках люди — служаки, пошлые мещане и нравственные уроды. Один из них — капитан Слива. Это тупой служака, ограниченный и грубый человек. «Все, что выходило за пределы строя, устава и роты и что он презрительно называл чепухой и мандрагорией, безусловно для него не существовало. Влача всю свою жизнь суровую служебную лямку, он не прочел ни одной книги и ни одной газеты…»

Хотя Слива и внимателен к солдатским нуждам, но это качество сводится на нет его жестокостью: «Этот вялый, опустившийся на вид человек был страшно суров с солдатами и не только позволял драться унтер-офицерам, но и сам бил жестоко, до крови, до того, что провинившийся падал с ног под его ударами». Еще более страшен капитан Осадчий, внушающий «нечеловеческий трепет» своим подчиненным. Даже в облике его есть что-то звериное, хищное. Он настолько жесток с солдатами, что в его роте ежегодно кто-то кончал жизнь самоубийством.

В чем же причина такого духовного опустошения, нравственного уродства? Куприн отвечает на этот вопрос устами Назанского, одного из немногих положительных персонажей повести: «…так и все они, даже самые лучшие, самые нежные из них, прекрасные отцы и внимательные мужья, — все они на службе делаются низменными, трусливыми, злыми, глупыми зверюшками. Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит»; «…для них служба — это сплошное отвращение, обуза, ненавидимое ярмо».

Спасаясь от мертвящей скуки армейской жизни, офицеры стараются придумать для себя какое-то побочное занятие. Для большинства это, конечно, пьянство и карты. Некоторые занимаются коллекционированием и рукоделием. Подполковник Рафальский отводит душу в своем домашнем зверинце, капитан Стельков-ский превратил в хобби развращение молоденьких крестьянок.

Сочинение по произведению на тему: Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок»)

Подпоручик Ромашов — главное действующее лицо повести “Поединок”. В творчестве А. И. Куприна “Поединок”
245 является самым значительным произведением начала века. В повести писатель синтезировал свои наблюдения над армейским бытом. Он и ранее неоднократно обращался к этой теме, но в менее масштабных произведениях. Поскольку Куприн сам служил в полку, атмосфера, воссозданная в книге, отражает реальную действительность.
Куприн говорил о своей повести: “Главное действующее лицо — это я”. Действительно, в биографиях автора и героя есть немало общего. Можно предположить, что в уста Ромашова Куприн вложил некоторые свои размышления. Однако герой – самостоятельная личность.
Характер Ромашова показан в постоянном развитии, в динамике. Это отличает его от всех остальных героев, которые “вошли” в повесть с уже вполне сложившимися характерами, воззрениями, понятиями.
Рассказ о судьбе главного героя начинается уже после того, как он отслужил в полку полтора года, поскольку кардинальные, значимые перемены стали происходить с Ромашовым не с самого начала службы. Когда он только приехал в гарнизон, его обуревали мечты о славе. Тогда для него офицерская и человеческая честь были синонимами. Новоиспеченный офицер в своих фантазиях видел, как он усмиряет бунт, своим примером вдохновляет на бой солдат, получает награды, но все это — лишь игра воображения. На деле же он участвует в ежедневных попойках, играет в карты, вступает в длительную и никому не нужную связь с ничтожной женщиной. Все это делается от тоски, поскольку в гарнизоне это единственные развлечения, а служба однообразна и не вызывает ничего, кроме скуки.
Мечтательность и безволие — это черты натуры Ромашова, которые сразу бросаются в глаза. Взять хотя бы его привычку мысленно говорить о себе в третьем лице какими-то шаблонными фразами, как о герое романа. Затем автор ближе знакомит нас с героем, и читатель узнает, что Ромашову свойственны душевная теплота, мягкость, сострадание. Однако все эти чудесные качества не всегда могут проявиться все из-за той же слабой воли.
В душе у Ромашова постоянно происходит борьба человека и офицера. Он меняется у нас на глазах. Постепенно он изгоняет из себя кастовые предрассудки. Он видит, что все офицеры тупы, озлоблены, но при этом кичатся “честью мундира”. Они позволяют себе бить солдат, и это происходит каждодневно. В результате рядовые превращаются в безликих, покорных рабов. Будь они умны или глупы, будь они рабочими или крестьянами, армия делает их неотличимыми друг от друга.
Ромашову никогда не приходилось поднимать руку на солдат, пользуясь своим положением, превосходством. Как натура глубоко впечатлительная, он не может остаться безучастным к происходящему вокруг него. Он учится видеть в солдате друга, брата. Именно он спасает рядового Хлебникова от самоубийства.
Немалое влияние на Ромашова оказывает его сослуживец Назанский, спившийся офицер-философ. В его уста Куприн вложил собственные идеи: о свободе духа, о мирном существовании, о необходимости борьбы против царизма (оплот которого — армия). В то же время Назанский скатывается к идеям ницшеанства, к воспеванию индивидуализма и отрицанию коллектива. Таким образом, этот спившийся офицер хоть и передает многие идеи и настроения автора, но в то же время служит примером пагубного влияния офицерского быта на умного и подававшего надежды человека. Надо заметить, что в интеллектуальном плане Назанский гораздо выше Ромашова и тот считает его своим учителем.
Ромашов как губка впитывает идеи Казанского о свободном человеке. Он много размышляет об этом. Переломным в духовном развитии Ромашова стал его внутренний монолог в защиту Личности. Тогда-то он и осознает не только собственную, но и индивидуальность каждого человека в отдельности. Видя, что армейский быт подавляет Личность, подпоручик пытается искать виноватых, не находит и даже начинает роптать на Бога.
В том, что Ромашов не поддается влиянию губительной атмосферы, — его сила. У него есть свое мнение, он внутренне протестует.
Семена, посеянные Назанским, прорастают в душе Ромашова. Все время размышляя о порядках, бытующих в гарнизоне, он приходит к мысли о полном упразднении армии. Что же касается опасности возникновения войны, то Ромашов считает, что все люди на земле могут просто договориться о мире и вопрос отпадет сам собой. Это говорит лишь о полной оторванности подпоручика от земных реалий. Он живет своими фантазиями.
В конце концов, герой приходит к единственно правильному, по его мнению, выводу. Он хочет оставить службу и посвятить себя либо науке, либо искусству, либо физическому труду. Кто знает, что произошло бы с подпоручиком Ромашовым дальше, если бы не дуэль, прервавшая все его мечтания. Он был принесен в жертву карьере другого офицера. Ромашов так и не сумел ничего сделать, его жизнь трагически оборвалась в начале пути.
Куприн представил образ главного героя “Поединка” очень живо, психологически правдоподобно. Он нисколько не идеализировал Ромашова, несмотря на явную симпатию и сочувствие, не обошел вниманием ни его достоинства, ни его недостатки. Ромашов человек слабый сам по себе, но сильный тем, что сумел противостоять влиянию среды, не подчинить ей свой ум, мысли, идеи. Не его вина, что это ни к чему не привело.
Образ подпоручика Ромашова — несомненное достижение писателя, эта один из самых запоминающихся его героев, благодаря чему “Поединок” не только после его первого издания, но и по сегодняшний день пользуется любовью читателей.

Читайте также:
Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: сочинение

Сочинение Олеся из произведения Олеся Куприна (Образ и характеристика)

Главная героиня повести А. И. Куприна Олеся – загадочная молодая девушка, которая живёт с бабушкой в лесной глуши. Она отличается от деревенских жительниц необыкновенной притягательной внешностью. Это красивая высокая стройная брюнетка с тёмными глазами. У неё изящные руки, пусть и загрубевшие от тяжёлой работы.

К тому же, у Олеси богатый внутренний мир. Она умна, любознательна, хотя даже читать не умеет. У девушки чистая открытая душа, весёлый нрав.

Несмотря на низкое происхождение, Олеся держится с достоинством, наделена благородными манерами, тактична; у неё изысканная речь.

Девушка выросла в лесу, поэтому хорошо понимает и чувствует природу; бережно и с любовью относится ко всему живому.

В деревне люди считают Олесю с бабушкой – ведьмами. На самом деле они обладают особенным даром, с помощью которого могут лечить людей, заговаривать раны, предсказывать будущее. Такие умения не радуют девушку. Она думает, что её способности от дьявола, поэтому не ходит в церковь. Олеся знает свою судьбу наперёд и не пытается в ней что-то изменить.

Случайная встреча с Иваном Тимофеевичем перевернула привычный образ жизни лесной затворницы. Вначале девушка просто общается с ним. Ей нравится проводить время с молодым человеком, который к ней хорошо относится. Когда Олеся понимает, что влюблена в Ивана Тимофеевича, она пытается побороть свои чувства, но не в силах с ними справиться. Тогда девушка решает для себя покориться судьбе, хотя прекрасно понимает, что они никогда не будут вместе с возлюбленным, так как принадлежат к разным социальным классам. Олеся считает Ивана Тимофеевича добрым человеком, но мягким по характеру, не способным защитить её.

Девушка ради любимого готова на любые жертвы. Вопреки своим убеждениям, она идёт в церковь, прекрасно зная, как к этому отнесутся местные жители, но это не останавливает смелую и решительную девушку. Её любовь сильнее страха.

Попытка Олеси стать ближе к обществу, к которому принадлежит её возлюбленный, ни к чему хорошему не приводит. Столкнувшись с непониманием и злобой, девушка ещё больше отдаляется от людей.

Читайте также:
Мой А. И. Куприн: сочинение

Духовно Олеся сильнее Ивана Тимофеевича. Она отказывается от своих отношений с возлюбленным ради его счастья, прекрасно понимая, что он не сможет противостоять обществу, в котором живет. Олеся в силу жизненных обстоятельств обречена на одиночество. Единственное, о чём сожалеет девушка, что у неё не будет ребёнка от любимого человека.

Олеся проиграла в борьбе ханжескому обществу, но нравственно она выше его.

Характеристика героини

Куприн написал большое количество разнообразных произведений. Некоторые из них вошли в программу школьного обучения. Одним из них является повесть «Олеся». В ней рассказывается о бедной крестьянской девушке Олесе. Она была красивой, трудолюбивой и доброй девушкой. Писатель показал её как загадочную и сказочную девушку – колдунью.

Она рано стала сиротой, после смерти родителей её воспитанием занималась бабушка. Бабушка обучила её готовить лекарственные настои и примочки, на основе трав, которые растут в лесу и они с бабушкой собирали эти травы. Из – за этого в деревне их считали ведьмами и выселили жить их в чащу леса. Девушка негде не училась, но с ней было интересно, она как бы завораживала собеседника. Хоть она никогда не была на балах и светских встречах, зато у нее имелась деликатность, вежливость и тактичность.

Девушка из любой ситуации находит выход. Она всегда умела постоять за себя и не давала себя в обиду. Редко девушка гадала на картах на своё будущее. Только общаться ей было не с кем. Из – за жизни в лесу Олеся не видела людей, но ей нравилось здесь жить, чистый воздух, животные, которые были её друзьями.

Она сильно отличалась деревенских девушек. Она была красивая, высокая, стройная девушка. Она была темноглазая брюнетка, в возрасте двадцати четырёх лет. Звонкий голос, изящность и благородство манер все это она имела от природы. В девушке тонко сочетались любознательность, самобытность, гордость, самоуверенность и тактичность.

Она думала, что никогда не сможет полюбить, но жизнь распорядилась по – иному. Она случайно познакомилась с красивым, молодым человеком, который заблудился в лесу и вышел на их с бабушкой дом. Его звали Иван Тимофеевич, он был писателем. В этих местах он оказался по делам, пошел на охоту и заплутал в лесу.

Девушка не хотела признаваться ему в своих чувствах, хотя сердце уже было в его власти. После их расставания она поняла, что жить без него не сможет. Её чувство было взаимным.

Ради него она пошла в церковь, куда их с бабушкой не пускали, считая их проклятыми. Местные жители напали на неё, забросали камнями, а она в порыве гнева прокляла их, что им вернулось на следующий день.

Иван сделал ей предложение, но девушка понимала, что они не смогут жить вместе, и отказала ему. Для того, что бы облегчить боль расставания, она ушла ночью, пока все спали. На столе она оставила его подарок бусы.

Образ девушки показал чистоту и естественность, неискушенной души, она была противопоставлена злым жителям деревни.

Олеся из произведения Олеся

Популярные сочинения

Сочинения по произведениям Грибоедова

У меня самая лучшая семья во всем мире. Я очень счастлива, что судьба сделала мне такой подарок и подарила замечательных родственников. В сочинении я не смогу написать обо всех родных людях, поэтому расскажу о самых близких.

Каждому человеку хоть раз в жизни понадобится характеристика. Часто это бывает при смене «плохой» работы на «хорошую».

Сочинение по повести Олеся Куприна

С уверенностью можно отметить, что данное произведение полностью соответствует концепции творчества писателя. Смысл ее состоит в том, что на страницах книг оживают образы людей с чистой душой и совестью. В массе своей, они близки к природе. Спокойное уединение для них важнее мирской суеты. Любовь, если она и приходит, то только в виде фантома чистого и безупречного чувства. Такие герои встречаются и в повести «Олеся».

Повесть имеет реальный прототип, в основу которого легла поездка автора в Белоруссию. Местный дворянин, у которого гостил Куприн, поделился рассказом: якобы ему привиделась колдунья. Она страстно влюбилась в мужчину, но не они не смогли быть вместе. Куприн оценил историю и решил придать ей художественное оформление в одной из своих книг.

Да, безусловным является факт, что в свои права вступал уже «Серебрянный век» литературы, где реальному жизнеописанию не было места. Но рассматриваемый автор сохранил преданность консервативному стилю, в его канонах и написана «Олеся».

Сюжет имеет классическую хронологически последовательную компоновку, где читатель имеет возможность от третьего лица проследить развитие сюжета и раскрытие образов персонажей.

В фабуле повествования оказываются лирические отношения молодого барина и местной красавицы, служительницы потусторонних сил. Но колдунья предсказывает крах их отношениям, а что серьезнее, свою гибель, если она будет продолжать с ним отношения. Чтобы переломить ход событий, она решает обратиться к православной религии, но односельчане видят в ней угрозу и совершают на нее нападение. Героиня понимает, что рок неизбежен и решает бежать, пока местные жители не пошли дальше в жажде насилия над ведьминым гнездом.

Читайте также:
Одиночество любви (повесть Куприна “Гранатовый браслет”): сочинение

Олеся – человек другой формации, она всю жизнь прожила в глуши, отдавая свою сущность чистоте неба и зелени бескрайних лесов. Она никогда не будет счастлива в привычном понимании этого слова, поскольку она слишком отличается от мира обычных людей, пронизанных мелкими мещанскими интересами. Таким оказывается и ее возлюбленный, поэтому, чтобы сохранить в памяти счастливые мгновения любви, она бежит, как можно дальше.

В повести ярко проявилась противоречивость бытия, где сильные чувства порой бессильны перед общественным предубеждением.

2 вариант

Много лет назад было написано произведение “Олеся”, которое очень любил автор. Как тот раз он приехал в гости к своему другу, который рассказал ему случай произошедший с ним. Для автора эта история не имела большого значения, он скорее всего даже не обратил внимание на ее содержание. Но в процессе истории, его друг помещик упомянул что он, был знаком с одной колдуньей. И в этот самый момент, Александру Куприну приходит идея, которую он реализовал в своей повести “Олеся”.

В его голове начали строиться планы о том как преподнести его задумку и спустя некоторое время он понял, что для него важно изобразить трагичную любовь и показать читателю, персонажа, который искренен и чист в своих чувствах. Начинается произведение с того как главный персонаж Иван Тимофеевич, принимает решение и приезжает в маленькую деревушку по каким-то делам. Автор, не испытывает желания раскрыть всю сущность и характер Ивана Тимофеевича, поэтому он начинает обращать внимание читателя на природу, дома и красоты округи.

На дворе была зима. Она не походила на зимы, к которым привык главный герой, именно поэтому для него была необычно и непривычно все время проводить в замкнутом пространстве. Ведь город, в котором он жил и к которому привык, совершенно непохож на окрестности. Для него привычнее суета и непоседливость.

Как-то в один из ставших для него привычных дней, Иван Тимофеевич, отправляется на прогулку и спустя некоторое время начинает понимать, что он заблудился. Но через мгновение он оказывается в болотах. Там он находит дом, в котором проживает колдунья Майнулиха, вместе со своей внучкой Олесей. Проведя некоторое время вместе они понимают что очень влюблены друг в друга. Возможно, все было бы хорошо, но Олеся была внучкой колдуньи и умела предвидеть ближайшее будущее. Таким образом она смогла предвидеть, что если она продолжит испытывать чувства и попробует связать свою жизнь с ним, то ее жизни будет угрожать опасность.

Но несмотря на свои предсказания, она не смогла даже вынести мысли о том, что ей придется расстаться со своим возлюбленным. И они принимают решение остаться вместе. Иван Тимофеевич предлагает Олесе, выйти замуж и отправиться с ним жить в его родной город. Единственное что его беспокоило, так это то, сможет ли его любимая привыкнуть и адаптироваться в большом, и многолюдном городе. Ведь ранее она проживала далеко от жителей деревни на болоте. К тому же она была очень искренней.

Но, им было не суждено быть вместе, так как через некоторое время она понимает, что ее любимому угрожает опасность и основная причина этого она. Тогда она и ее бабушка убегают из своего дома и им не удается попрощаться с Иваном Тимофеевичем.

Сочинение по произведению Олеся

Оказывается, произведение под названием «Олеся» Куприн написал самым первым, да к тому же еще и любимым.

Главным героем стал Иван Тимофеевич, который всю свою жизнь прожил в городе. И однажды решает отправиться в деревню. Как только он прибыл в эти места, то все ему показалось странным, и люди в том числе. Ученые постоянно проводят огромное количество разных опытов и исследований, которые помогают улучшить жизнь каждого человека. А в этой деревне будто наука осталась на первом этапе и никаких улучшений не происходит.

Тогда он решил немного исправить жизнь жителей и открыл курсы по чтению, а также начал лечить их от разных заболеваний. Вот только положительного эффекта не получилось. Люди привыкли жить по-старому и ко всему новому относились с осторожностью. У каждого человека имеются свои дела, которые нужно решать как можно быстрее, а ведь для того чтобы учиться читать нужно время, а у них его совсем нет. Иван Тимофеевич здесь осуществил свою давнюю мечту. Больше всего на свете ему нравится ходить на охоту. Также ему нравится природа. А еще его слуга по имени Ярмола постоянно рассказывает ему рассказы о появлении ведьм и колдунов.

Читайте также:
Письмо литературному герою (По произведению А.. И Куприна Гранатовый браслет) 2: сочинение

Вот и сегодня отправился он в лес на охоту, да вот дорогу назад немного подзабыл и заблудился. Очень долго он блудил пока не нашел один домик. Именно там и жила Олеся вместе со своей бабкой Мануйлихой. Ее-то все и считали ведьмой.

Второй раз Иван попадает к Олесе весной. И она рассказывает ему о любви, которая закончится расставанием. И с тех самых пор наш главный герой влюбляется в девушку. А когда весь народ встает против нее и бабки и клянется расправиться с ними, то заступается.

Спустя некоторое время Иван очень сильно заболевает и поэтому не приходит к девушке, а когда появляется, то Олеся уже относится к нему совсем по-другому. И с тех пор они начинают встречаться. А немного погодя он делает девушке предложение, но девушка говорит о том, что она является служительницей дьявола и не может зайти в церковь.

Когда обо всем узнали местные жители, то решили избить девушку. И когда Иван появляется у Олеси, она говорит, что они больше не могут видеться, и совсем скоро они с бабушкой навсегда покинут эту деревню.

Иван собирается уезжать отсюда и решает в последний раз навестить Олесю, вот только ее дома не оказалось, а он смог найти только ее красные бусы.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Олеся

Популярные сегодня темы

Каждый человек сталкивается в жизни с определёнными трудностями. Кто-то, сталкиваясь с ними, сразу сдаётся, кто-то продолжает идти вперёд и добивается своего. Что же помогает людям преодолевать невзгоды

Каждый человек задумывался над вопросом: насколько ценна его жизнь? Безусловно, это философский вопрос. Попытаюсь порассуждать на эту тему.

Жизнь выдающегося русского поэта А. С. Пушкина полностью исследована литературоведами и хорошо известна любителям творчества поэта. За свою недолгую жизнь поэт создал большое количество стихотворных и прозаических произведений

Самое известное произведение Чернышевского Николая Гавриловича – это, конечно же, «Что делать?». В этом романе, полном героев, событий, историй и воспоминаний заложена не только тема любви, описание разных женитьб

В своём произведении «В дурном обществе» Короленко затрагивает очень сложную тему – тему социального неравенства. Этой темой интересуются не только великие поэты и писатели, как прошлого

Готовые сочинения по литературе. 11 класс

Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

  • Композиция рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
  • Социальный фон пьесы М. Горького «На дне»
  • Столкновение природы и цивилизации в повести А. И. Куприна «Олеся»
  • Цикл рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи»
  • Символика в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Из серии: Средняя школа (Литера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Столкновение природы и цивилизации в повести А. И. Куприна «Олеся»

Читайте также:
Тема любви в творчестве А.И. Куприна: сочинение

Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…

Проза А. И. Куприна.

II. Основная часть.

Основной конфликт повести «Олеся».

1. Образ главной героини повести.

2. Иван Тимофеевич — образ цивилизованного человека.

3. Мир природы и мир человека.

Трагедия любви в повести «Олеся».

Русская литература начала ХХ века отразила пессимистическое, трагическое восприятие жизни писателями. Многие их произведения полны мистических предчувствий, ощущения надвигающейся катастрофы. Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн также создавал свои рассказы и повести в это время. Он продолжил реалистические традиции русской литературы. Герои его произведений обычные люди, как правило, не очень удачливые, с множеством нерешённых проблем. Но рассказы и повести Куприна не производят мрачного впечатления, не вызывают тягостных ощущений. Проза писателя человечная, светлая и лёгкая, его слог мягкий и немного грустный.

Куприн любит своих героев и сочувствует им. Такова его знаменитая повесть «Олеся», печальное произведение о любви в жестоком реальном мире.

Главная героиня повести, Олеся, живёт в лесу вместе с бабушкой, которую считают в Полесье ведьмой. Олеся — дитя природы, естественное и непосредственное. Она грациозна, красива и без труда пленяет сердце столичного жителя Ивана Тимофеевича. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности». Перед нами «цельная, самобытная, свободная натура». Олеся умна и одновременно по-детски наивна. Она выросла на природе и способна тонко чувствовать её красоту.

Любовь героини к Ивану Тимофеевичу искренняя, крепкая и беззаветная. Олеся — воплощение природной красоты и силы. Она отдаётся первому чувству без остатка. Именно Олеся заставляет сердце главного героя забиться сильнее. Он начинает замечать красоту окружающей природы и ценить её. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц, и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес… Тонкие стволы берёз белели и резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем». Не случайно только лес становится немым свидетелем любви главных героев, сохраняя их тайну.

Ради любимого Олеся не побоялась пойти в церковь, проявив немалое мужество и не испугавшись последствий. Но нравы деревни жестокие. Жители не могут принять того, что внучка ведьмы оказалась в церкви. «Послышались грубые насмешки… сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни». Героине едва удаётся избежать расправы, но её душевные переживания оказываются сильнее физических страданий.

Олеся чувствует, что её любовь не имеет будущего. Перед лицом разлуки именно она утешает главного героя, а не наоборот. Сильная духом девушка говорит любимому ободряющие слова, вселяя надежду на лучшее: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».

Иван Тимофеевич — главный герой повести, от лица которого и ведётся повествование. Барин, интеллигентный и образованный, житель столицы, светский человек оказывается в Полесье, глухой провинции. Иван Тимофеевич — типичный герой русской литературы. Умный, добрый по характеру, он устал жить, его сердце «ленивое». Герою посчастливилось встретить истинную любовь, безоглядную и жертвенную. Но в этой ситуации он ведёт себя, как слабый человек. Не понимая страхов главной героини, Иван Тимофеевич настаивает на её посещении церкви. В данном случае его больше заботят внешние приличия, волнует мнение общества, а не чувства возлюбленной. Герой воплощает в себе современного цивилизованного человека, не плохого, культурного, умного, но слабого, не чуткого, не способного на решительные поступки.

Основные события повести разворачиваются в лесу, где живёт Олеся и где она встречается с главным героем. Дикая величественная природа прекрасно описана Куприным. Даже такой уставший от жизни человек, как Иван Тимофеевич, проникается этой красотой. Только в лесу он и Олеся находят душевный покой. Природа спокойна и торжественна. Но она может быть грозной и неуправляемой стихией. Словно в ответ на оскорбление Олеси дождь и ветер разоряют хозяйства жителей Полесья.

Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича, взаимная и искренняя, оказывается несчастливой. Она, как нечто естественное и природное, стихийное и необыкновенное, невозможна в прозаичном мире людей. Любовь у Куприна — «всегда трагедия».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: