Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: сочинение

Сочинение на тему: Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Сочинение.
Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Александр Иванович Куприн — один из самых талантливых русских писателей. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца прошлого и начала нынешнего века. “Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья” — эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви — вечные темы в творениях писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел эти темы и А. И. Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью А. И. Куприна стал “Гранатовый браслет” — прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”. В рассказе “Гранатовый браслет” А. И. Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа. “В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря” — начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеет огромное значение. Если под “молодым месяцем” понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается вполне реальная картина. “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле”. Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе. Символичен и образ княгини Веры Николаевны. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: “…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах”. Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей, “святой” любви. Немалое значение придает А. И. Куприн образу “тучного, высокого, серебряного старца” — генерала Аносова. Именно ему “поручено” заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автор доверяет ему сделать один из важнейших в рассказе выводов: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.
Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. Этот подарок становится символом той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина. Гранатовый браслет ценен Желткову тем, что его носила его “покойная матушка”, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти… И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет себя”. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями” а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: “Точно кровь!” Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества. Желтков — мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна — княгиня, но это обстоятельство не смущает героя, он по-прежнему любит, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: “… Ваш до смерти и после смерти покорный слуга”. К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. “И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному “Пе Пе Же”. Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: “Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: “Да святится имя Твое!” И остается людям только символ этой прекрасной любви — гранатовый браслет…

Сочинение по произведению Гранатовый браслет Куприна

“Гранатовый браслет” – произведение, написанное Александром Ивановичем Куприным в 1910 году. Основанием для написания послужила реальная история, случившаяся с писателем: в его жену был влюблён телеграфист Желтиков, подаривший супруге цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Для семьи эта ситуация была комичной, но в повести Куприна приобрела трагический характер.

Главной темой “Гранатового браслета” является тема любви. Чистой, покорной, но безответной. Идеей повести стала мысль о том, что раз в сто лет встречается в мире настоящая любовь, которую нельзя упускать.

События рассказа происходят в конце сентября на даче княжеской семьи Шеиных у Чёрного моря. Многие действия и герои книги интересуют, удивляют и озадачивают, но наиболее сильное впечатление произвели слова Аносова о том, что искренняя любовь всегда должна быть трагична. Именно этот персонаж “открыл глаза” главной героине Вере на некоторые вещи и мотивы создания семьи, показал примеры истинной самоотверженной любви. Вспоминая слова Якова, графиня понимает, что упустила именно те нежность и верность, о которых только могла бы мечтать любая женщина.

Также удивляет “пропитанность” книги символами и суевериями: число гостей на празднике – 13, являющееся несчастливым, подарок мужа – жемчужные серьги (жемчуг – знак недоброго предзнаменования), сам гранатовый браслет (гранат – камень, любви, гнева и крови), пасмурная погода накануне торжества. Поражает ещё и сила любви Желткова. Он всегда оставался в стороне, не был навязчивым, внимал каждой просьбе Шеиной, и лишившись возможности видеть её, покончил жизнь самоубийством, потому что Вера была смыслом его жизни, и без наблюдения за ней он счёл своё существование бессмысленным. После чего героиня не только огорчилась, но и поняла, что её сердце еще способно на страсть и любовь, а неинтересная и приевшаяся жизнь заиграла новыми красками и оттенками. Она осознала искренность тёплых чувств и готовность жертвовать собой ради другого человека при отсутствии какой-то отдачи и взаимности.

Читайте также:
Особенности творчества Куприна: сочинение

“Гранатовый браслет” заставляет задуматься о настоящей любви и подводит к мысли, что это светлое ощущение и симпатия важна в жизни каждого, и если человек влюблён безответно, но очень крепко и глубоко, то даже наблюдение за предметом обожания на дистанции наполняет существование смыслом и может осчастливить его. Нужно уметь любить, не требуя ничего взамен, и не бояться казаться смешным и глупым из-за проявления своих чувств.

2 вариант

С момента существования человечества, каждый писатель считал за честь рассказать о любви. На эту тему было написано насчитанное количество сочинений и рассказов. И совсем не просто так. Ведь это чувство окутывает сердца каждого из нас и не может оставить в покое. Среди всего разнообразия и потока описания этого чувства, стоит выделить повесть «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна.

«Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире!» — говорит генерал Аносов. Именно это проходит красной нитью через всю повесть Куприна.

Главные герои много говорят о любви. Из их уст она предстаёт в самых разных формах и образах. Настоящая любовь – большая редкость. Но именно такой она была у чиновника Желткова. По своей натуре робкий и мечтательный, чиновник среднего звена, не имеющий за плечами ничего кроме искренних чувств, влюбился в девушку из высшего общества. Его самоотверженная и безответная любовь длилась целых восемь лет. Это чувство поглотило Желткова целиком и полностью.

В качестве доказательства своей безграничной любви Желтков преподносит подарок Вере Николаевне, единственную ценную вещь доставшуюся ему в наследство от матери – гранатовый браслет. Так и не сумев найти ключи к сердцу своей горячо любимой Веры, он решает покончить с собой, тем самым выполняя ее волю – оставляет в покое.

Позднее, сама Вера осознаёт всю чистоту и искренность чувств Желткова. Что настолько сильно и бескорыстно, ее никто не любил и уже вряд ли полюбит. Лишь после кончины Желткова, Вера сравнивает его с величайшими людьми. Сыграв сонату Бетховена в память о нем, понимает что он простил ее и не держит зла.

Само произведение наполнено размышлением о любви, которое срывается с уст каждого героя. Александр Куприн в своей повести показывает любовь как некую недостижимую тайну, для которой не существует никаких преград и сомнений. Окунает нас в мир бескорыстных и добрых людей. Где настоящее и мощное чувство – любовь.

Но, в тоже время, не навязывает своих мыслей, а лишь показывает поступки героев, их жизнь и судьбы, тем самым заставляя читателя самостоятельно анализировать и делать выводы. О символизме – которым является гранатовый браслет. Идее – настоящей любви, которая не проходит бесследно. Основной мысли – настоящей и искренней любви, которую нужно уметь замечать.

Сочинение 3

Что на протяжении всей истории человечества больше всего волнует и трогает сердца? Поэты и писатели воспевают это чувство, посвящают ему целые поэмы. Конечно, речь о любви. Казалось бы, человек, которого посетило настоящее чувство должен быть бесконечно счастлив. Но все может быть иначе.

Мелкий чиновник влюбляется в жену князя. Он любуется ею издали, хранит ее образ в своем сердце, лишь иногда позволяя напомнить о себе. Вера Николаевна, взаимностью ответить, конечно, не может. Во-первых, она действительно хорошо относится к своему мужу, он достойный человек, и опозорить его изменой она просто не может. Во-вторых, Вера и Желтков из разных сословий. Она принадлежит к благородной дворянской фамилии. Он — обыкновенный чиновник, которых сотни в каждой канцелярии.

Впрочем, на взаимность Желтков не очень надеется. Ему достаточно просто существования Веры, чтобы чувствовать себя счастливым. Он не ждет ничего взамен, готов только отдавать, а не брать. Он всего себя отдает этому чувству и любимой женщине.

Муж Веры и ее брат знают об этом поклоннике. Он вызывает у них улыбку, смешанную с жалостью, ведь все понимают, насколько тщетны были бы любые попытки с его стороны.

Вера Николаевна просит Желткова больше не писать ей писем о своей любви и он подчиняется, напоследок отправляя возлюбленной тот самый гранатовый браслет, как символ вечной любви.

Кстати, эта история является автобиографичной. В жену самого Куприна был влюблен телеграфист Желтиков, который однажды подарил ей кулон в виде пасхального яйца. Семья писателя комически отнеслась к этой истории, но в рассказе все закончилось более трагически.

Понимая, что его существование отравляет жизнь любимой женщины, Желтков решает уйти из этой жизни. Он словно наказывает сам себя за совершенное преступление, ведь он хотел то, чего нельзя было хотеть.

На мой взгляд, он поступил не совсем благородно, сообщив Вере о своем уходе из жизни. Ведь, получив такое письмо, любая женщина почувствует себя виноватой, хотя никакой вины на ней не лежит. Гораздо лучше было бы сказать, что он решил куда-то уехать и навсегда ее оставить.

Хотя именно этот поступок и показал Вере, что значит настоящая любовь и самоотверженность. Она поняла, что еще умеет чувствовать, что сердце ее не зачерствело.

В своей повести Куприн показывает любовь, какой, по мнению писателя, она и должна быть. Но не каждый способен обрести ее. Является эта способность врожденной или приобретенной? Кто знает.

Вариант 4

Любовь – это самое искреннее и чистое чувство, присущее человеку во все времена, не зря все великие писатели, певцы и поэты в своих произведениях прославляют любовь во всех её проявлениях. У одних она безответная и несчастная, у других – взаимная, а третьи любят бескорыстно, трепетно, не требуя ничего взамен. Но каждый человек нуждается в любви, как в воздухе, без этого чувства мир просто перестал бы существовать.

Читайте также:
А.И.Куприн Гранатовый браслет: сочинение

А.Куприн в своем произведении «Гранатовый браслет» описывает любовь, которая настигает только одного из героев. Скромный служащий канцелярии Желтков безумно влюбляется в Веру Николаевну, утонченную и грациозную княгиню, но увы, она не испытывает к своему поклоннику абсолютно никаких чувств. Желтков настолько очарован женщиной, что даже не помышляет о какой-бы то ни было взаимности с её стороны. Он счастлив уже от одного присутствия Веры Николаевны рядом и конечно же не последнее место в этой истории любви занимают его письма.

Среди других героев произведения, Желтков стоит на порядок выше, ведь никто из них никогда не любил по-настоящему, а он испытал это чувство в полной мере, каждая частичка его тела ликовала при мыслях об объекте своего обожания. Окружающие его люди только надсмехались над Желтковым, перечитывая его письма.

Кроме пылкой, страстной и самоотверженной любви главного героя, в произведении упомянут ещё один тип этого чувства: любовь дружеская, проверенная годами. Именно такие чувства испытывает Вера Николаевна к своему супругу. Ответив на любовь Желткова она бы предала мужа, а проигнорировав, что она и сделала, Шеина, возможно упустила своё счастье.

Самым важным моментом во всей этой истории становится получение Верой Николаевной последнего, можно даже сказать, прощального письма от Желткова. В нем он открывается Шеиной в своих чувствах, ни в коем случае не обвиняя ее и не требуя никакой отдачи. Тут невольно вспоминаются знаменитые строки А.С.Пушкина: «Я вас любил…»

Вера Николаевна только после смерти Желткова понимает всю силу его преданности и любви, но уже ничего нельзя изменить.

Автор данного произведения с печальным финалом хотел донести до читателя одну простую истину: надо почаще оглядываться по сторонам, ценить тех, кто нам безгранично предан, иначе может быть уже поздно, а повернуть время вспять просто невозможно.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Гранатовый браслет

Популярные сегодня темы

Каждый из нас когда-то был подростком или сейчас находится в подростковом возрасте.

Произведение является сказочной пьесой, изложенной в стихотворной форме, и предназначено для детской читательской аудитории.

Кумир моего детства – мой дедушка. Он с самого рождения был всегда рядом со мной. Нянчил меня, когда бабушка ходила на работу и зарабатывала пенсию.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по праву считается классикой русской литературы. Насколько образ Печорина стал знаковым и почти именем нарицательным, так и иные цитаты из романа «пошли в народ»

Орест Киперский является популярным русским художником 18-19 века. Он рисовал портреты, любил живопись и графику, рисовал в стиле романтизма.

Символика в прозе А. И. Куприна (“Олеся”, “Гранатовый браслет”, “Суламифь”)

Вы будете перенаправлены на Автор24

Цветопись – это передача цвета языком художественного произведения

Цветопись и звукопись в повести «Гранатовый браслет»

А. И. Куприн по праву считается настоящим мастером символического образа. В своих произведениях он создает звуковые и цветовые образы, несущие особое эмоциональное значение. Их использование помогает раскрыть глубже внутренний мир персонажей, более широко осмыслить идейную глубину произведения.

Звукопись и цветопись являются распространенными художественными средствами, средствами экспрессивности языка и несут огромную смысловую нагрузку. Звук, цвет, символика цвета в произведениях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» органически проникают в художественный текст. Как отмечает Е. Фарино, в литературном произведении цвет должен обязательно получить вербальное название, он непременно должен быть назван. Поэтому цветообозначение, вводимое в текст художественного произведения, являясь не обязательным, а добровольным выбором автора, всегда значимо.

В ряде случаев цвет, упоминаемый писателем, является носителем определенного значения, сложившегося в данной культуре. Красный цвет ассоциируется со страстью и любовью с одной стороны, с опасностью и печалью – с другой. В повести «Гранатовый браслет» красный цвет становится символом любви, страсти, преданности и смерти. Красный цвет неоднократно повторяется в произведении:

  • футляр красного плюша;
  • я краснею;
  • пять прекрасных гранатов-кабошонов;
  • густо-красные живые огни.

Такая же устойчивая ассоциация с любовью в повести передается и зеленым цветом: Это весьма редкий сорт грaнaтa — зеленый грaнaт.

Символична и фамилия Желткова. Символика этого цвета определяется двумя полюсами оттенков этого цвета. С одной стороны, это цвет жизни – теплый красно-золотой цвет. С другой стороны, резкий и холодный, грязный, бледный желтый цвет является символом болезни и смерти. Эта характеристика желтого цвета отражает мироощущение героя, который покончил с собой ради благополучия любимой женщины.

При описании портрета Желткова Куприн указывает на коричневый пиджак. Это является знаком скромности и сдержанности наряда.

Готовые работы на аналогичную тему

В образе персонажа следует отметить неяркие, блеклые цвета, которые характеризуют глубину души героя и его человеческого порыва. Эти цвета сопутствуют изображению симпатии, привязанности, но обрекают героя на непонимание и гибель.

В полном колористическом объема не используется автором такой яркий цвет как рыжий. Он осветляет его, превращает из яркого в тусклый (светлые рыжеватые усы).

Представленная в желтых оттенках природа будто предчувствует что-то нехорошее и сопровождает героиню.

В произведении А. И. Куприн часто использует названия цветов, они являются символом увядания души княгини, которая проводит свою жизнь однообразно и обыденно. Гвоздика здесь является символом страстных чувств, которые испытывала княгиня к своему мужу. Красная роза, оставленная княгиней покойному чиновнику, свидетельствует о том, что любовь Желткова помогла ей очнуться от равнодушия и взглянуть на мир иначе. Красный цвет розы символизирует цвет беды и любви, которая угасла в сердце героини и вспыхнула вновь.

Душевное оживление княгини в повести передается приемом звукописи.

Звукописью называется совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи.

Она пронизывает каждое слово, отражает многозначную смысловую нагрузку произведения, проходит через всю повесть и в финале достигает апогея.

Цветовые образы в повести «Олеся»

Повесть «Олеся» – еще одно произведение Куприна, богатое цветовыми образами. Автор для каждого случая использует соответствующую цветовую палитру. При описании портретов крестьян он использует темные цвета. В темных тонах дана и обстановка, в которых они живут. Благодаря этому автора сумел отразить необразованность и грубые нравы крестьян. Писатель передает атмосферу бездуховности, нищеты, непонимания, и именно поэтому все окружающее он представляет в мрачных, тусклых оттенках.

Олеся является противоположностью полесских крестьян. Ее образ автор создает из противоречивых зарисовок. В каждой детали автор отмечает особенности характера Олеси. С ее появлением меняется тональность произведения, на место тоски приходит радость, прекрасное торжествует над уродливостью.

Любовь героев развивается на фоне природы. Она обладает звуками, которые меняют тональность в зависимости от того, какие события происходят.

Читайте также:
Образ народа в повести Куприна «Поединок»: сочинение

С развитием событий природа сильнее оживляется, а к финалу звуки нарастают и обретают зловещее выражение (от раскатов грома дрожали и звенели стекла).

Здесь прием звукописи автор использует для того, чтобы передать читателю песню радостного чувства, переполняющего героев, и позволить ему вместе с ними пережить горе.

В финале произведения преобладают темные тона, предупреждающие о приближающейся беде.

Символические образы в повести «Суламифь»

Земной мир в повести «Суламифь» яркий, живописный, красно-золотой. Куприн здесь использует интенсивные, насыщенные, контрастные, яркие краски, обращает внимание читателя на яркие предметы. Цвета, которые автор выбрал для описания царя, согласно геральдике, означают следующее:

  • Пурпурный – власть, достоинство;
  • Красный – сила, храбрость;
  • Золотой – богатство;
  • Черный – покой, постоянство;
  • Серебряный – мудрость;
  • Белый – невинность, чистота.

Оригинальная цветовая гамма использована автором и для передачи портрета девушки. При описании образа часто используются оттенки красного цвета – рыжий, алый. Алый обозначает силу, власть, кровь, любовь. Рыжий – цвет солнца и огня, ассоциируется с кровью.

Кроме того, автор использует прием метафоричности.

Любовь героев заканчивается трагически. Смерть девушки автор сопровождает алым цветом.

Зеленый цвет, который используется в зарисовках пейзажей, символизирует радость, свободу, ликование, здоровье, надежду. Голубой и розовый ассоциируются с сильной, прекрасной, возвышенной любовью героев.

Цветы, упоминаемые в повести, тоже имеют символическое значение. Лилия является символом невинности и чистоты, нарцисс – весны и юношеской смерти, виноград – плодородия.

Жизнь героев произведения полна звуков, который доставляют человеку наслаждение, они используются автором, чтобы показать радость жизни.

Сочинение: Роль гранатового браслета в книге «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)

Сочинение «Роль гранатового браслета в книге «Гранатовый браслет» А. И. Куприна» раскрывает символический смысл украшения, подаренного Вере Николаевне тайным поклонником. Автор в произведении использует много символов для изображения жизни и быта главных героев, однако гранатовый браслет является самым ярким и судьбоносным.

Произведение А. И. Куприна посвящено истории любви, навеянной воспоминаниями о реальных событиях. Автор находился в приятельских отношениях с семьей губернатора Любимова и был частым гостем в этой семье. В один из вечеров друзья коротали время за просмотром семейного альбома Любимовых. Тогда же супруги поведали А. И. Куприну удивительную историю, случившуюся в их жизни несколько лет назад. В супругу губернатора был влюблен один телеграфный чиновник, который раскрывал свои чувства в письмах. Женщину настолько увлекли эти письма, что она собирала их и делала к ним зарисовки. Однажды таинственный воздыхатель преподнес жене губернатора необычный подарок: цепочку с позолотой и кулончик, похожий на миниатюрное пасхальное яйцо.

Эта история оставила глубокий след в душе автора, и он решил изложить ее в новом произведении. А. И. Куприн интерпретировал эту историю, в которой заменил подарок на другой, более символичный. Герой повести А. И. Куприна подарил своей возлюбленной гранатовый браслет.

Работа над произведением длилась целых 3 месяца. Изначально автор задумал написать рассказ. Однако произведение получилось масштабнее, чем было задумано. В результате долгой и кропотливой работы на свет появилась повесть о безответной любви чиновника Желткова к Вере Николаевне Шеиной. Любви чистой, нежной, бескорыстной, но несчастной, поэтому обреченной на гибель.

Влюбленный Желтков преследует графиню своими письмами уже много лет. Первое признание она прочитала еще до замужества, но не воспринимала всерьез чувства неизвестного. Вскоре она встретила князя Василия Шеина, и между ними зародились взаимные чувства. Да, выходила замуж Вера по любви, однако с годами их страсть переросла в уважение и дружбу. К тому же статус графини требует соблюдения определенных правил и порядков. Но Вера не жаловалась на свою жизнь, она была довольна своим положением.

Загадочная, даже мистическая обстановка царит в доме Веры Николаевны и Василия в начале произведения. Погода неожиданно стала другой: спокойной и солнечной. На именины главной героини приходит тринадцать гостей, что сразу смущает суеверную женщину. Она настораживается, предчувствует плохое. Да и скамья, на которую присаживается Вера с сестрой Анной, находится над обрывом, «отвесной стеной падавшим глубоко в море». Сразу же понимаешь, что произойдет что-то судьбоносное, великое.

Вера уже привыкла к постоянно приходящим ей письмам от таинственного поклонника. Однако следующее письмо, к которому был приложен подарок, внесло некоторые изменения в жизнь семьи Шеиных. Муж Веры Василий, воспринимающий это как развлечение, вносящее в их однообразную жизнь изюминку, абсолютно не ревновал свою жену. Но на этот раз письмо подействовало на него негативно. Граф решил прекратить эти преследования и поговорить с таинственным воздыхателем. Вместе с братом Веры он решил разыскать квартиру этого незнакомца и расставить все точки на и. Однако остановим внимание не на этом, а на подарке.

Гранатовый браслет, подаренный Вере Николаевне, был семейной реликвией Желтковых. Он передавался из поколения в поколение несколько веков. Что для человека семейная реликвия? Это вещь, имеющая не только материальную ценность. Она дорога как память о прошлом, как символ вечного, нетленного. Обычно ее передают только близким родственникам, тем, кто дорог и ценен. Желтков, отдавая возлюбленной самое дорогое, что у него было, дарит ей всю свою любовь, свою душу, свою жизнь. К тому же Желтков заменил в нем серебряную цепочку на золотую. Я думаю, что он сделал это потому, что Вера была графиней, а он простым чиновником. И как женщина из высшего общества она была достойна самого дорогого.

По старинному поверью семьи Желткова, та женщина, которой принадлежал браслет, наделялась даром предвидения. Так и Вера Николаевна, став хозяйкой браслета, предсказала судьбу чиновника. В ее сердце волнение проникло сразу, как только она взяла браслет в руки. Она словно чувствовала, что ему суждено скоро встретиться со смертью.

Возможно, кроваво-красный цвет браслета стал символом смерти в произведении. Оказавшись в руках молодой и симпатичной женщины, он словно активировал свою силу. И жертвой этой силы стала хрупкая и ранимая душа Желткова. Душа, лишенная всякой надежды на ответные чувства и уставшая противостоять окружающей действительности. Желтков был сломлен этой великой силой и простился с жизнью. С собой он забрал не менее ценное — любовь.

Однако этот браслет принес в мир и просветление. Вера Николаевна Шеина, будучи всю жизнь примерной женой, находилась словно в вакуумной оболочке, защищающей ее от попадания света жизни и любви. И вот в ее руках оказалось это украшение, бусинки которого под светом лампы словно загорелись ярким пламенем. Эти «живые огни» растопили оболочку и проникли сердце женщины. Она не может отвести глаз от старинного, немного грубоватого украшения. Оно словно излучает магический свет, завладевающий разумом и сердцем. Такие же огни зажглись в глубине души Веры, и словно осветили ей новый путь. Она чувствует чуть заметные изменения в себе, но пока не может понять этого. Ярко-красный цвет граната активировал и чувства Веры, дремлющие много лет.

Читайте также:
Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна: сочинение

Браслет стал для Веры отправной точкой, тем толчком, который был нужен ей, чтобы проснуться, посмотреть на мир другими глазами. Она словно родилась заново, словно открыла глаза и увидела другой мир. Как заметил генерал Аносов, старый приятель семьи, человек, которому Вера могла открыться, в жизни женщины появилась «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная» любовь. Он рассказал Вере и ее сестре Анне два удивительных случая проявления настоящей любви, но эта любовь была несчастной в обоих из них. Услышав историю Веры о любви в письмах, он уловил в ней нотки той настоящей, неподдельной любви, которая, к сожалению, всегда трагична.

Вот и Вера, получив подарок от тайного поклонника, была охвачена чарами его любви. Какая-то неведомая сила потянула Веру Николаевну на квартиру Желткова после известия о его смерти. Он покончил с собой выстрелом пистолета. При виде мертвого чиновника женщина вспомнила слова Аносова. Она подошла и поцеловала его дружеским поцелуем в лоб, словно он был для нее близким и родным человеком. Слова в письме, адресованном Вере, вызвали у нее слезы. Она, такая неприступная и сдержанная, впервые за долгое время проявила искренние чувства.

Перед смертью чиновник тоже думал о Вере. Он не мог уйти из жизни, не написав ей прощальное письмо. В предсмертной записке, адресованной Вере, Желтков говорил о том, что лучшим музыкальным произведением является соната № 2 Бетховена. В тот же день Вера услышала это произведение дома. Его сыграла Женни Рейтер, которую Вера попросила исполнить какую-нибудь мелодию. Вера знала, что Женни исполнит именно эту мелодию. Звуки музыки повлияли на женщину положительно. Из ее глаз полились слезы успокоения. И Вера почувствовала, что Желтков простил ее. Вместе с этим чувством она испытала облегчение, освобождение из плена угрызений совестью за искалеченную жизнь несчастного чиновника.

Подаренный Вере браслет глубоко символичен. Гранатовый браслет, подаренный Вере Желтковым, принес в ее жизнь просветление. Его кроваво-красные горошины стали символом не только смерти, но и новой жизни. Героиня словно сбросила с себя давно душивший ее кокон и превратилась в прекрасную бабочку, радующуюся каждому новому дню. И теперь она готова лететь навстречу новой жизни.

Вот так закончился этот роман, героями которого были совершенно разные люди, не имеющие ничего общего в этой жизни, кроме гранатового браслета. История любви длиной 7 лет подошла к концу, словно исписанная тетрадь, в которой не осталось места для новых записей. И ей остается только лежать на полке и пылиться в надежде на то, что кто-нибудь захочет полистать ее старые исписанные страницы и смахнет пыль времени. А где-то между страниц этой тетради любопытный читатель найдет тот самый гранатовый браслет, символизирующий чистую и хрупкую, словно хрустальная ваза, любовь. Возможно, он также пробудит в новом знакомом давно уснувшие чувства, как пробудил их некогда в сердце Веры Ивановны Шеиной, такой сильной снаружи и такой нежной внутри.

Краткие хроники творчества Александра Ивановича Куприна

А. И. Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий. В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия.- Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы «Сны». В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За опубликование рассказа без разрешения начальства Куприн был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку /1894 год/ и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах.

Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы» /1895-1898 гг./ Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей предоктябрьской России. Здесь встречаются образы студента-»белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб. Уже. в 90-ые годы на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы. В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате – взрыв стихийного недовольства. В этих рассказах чувствуется влияние Л. Толстого в вопросах о нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую участь народа. В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох». Здесь он значительнее и глубже, чем его предшественники /Чехов/, отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих.

Писатель показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление сериальной несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является буржуазный делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса «нам принадлежит будущее», «мы соль земли». Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко. Герою повести свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием автора к классовым конфликтам, к завтрашним судьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не обращался.

Читайте также:
Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет»): сочинение

Рассказывается «В недрах земли». В 1897 г. Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу – это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Мануйлихой бежать из лесного гнезда. В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга «Конокрады», 1903г./ выведен как могучая натура, автор придает ему черты великодушия – Бузыга заботится о своем мальчике Василе.

Изумительны его рассказы о животных «Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и другие. Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей. В рассказе «Мирное житие» /1904г./ создает образ отставного чиновника Наседкина, выступающего в роли богобоязненного «охранителя» государственных устоев и добровольного клеветника. В 1899 г. происходит его знакомство с Горьким, в горьковском журнале «Знание» в 1905 г. публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести «Поединок» – молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва «Молох», показан в процессе духовного роста, постепе. нного прозрения, освобождаясь из-под власти консервативно-традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того, как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива – все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову, В условиях произвола, и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам.

В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнемогающих от жары, задерганных людей. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат Хлебников, украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис /марийцы/ Гайнан, татары Мухаметтинов, Карафутдинов и многие другие. Все они – неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые – тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гайнана и солдата Хлебникова.

Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть положения запуганного солдата, беззащитного перед лицом разнузданной во

В отличие от Назанского, Ромашов не может остановиться на индивидуальном отказе от заботы о своем ближнем. Ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров.

Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ними.

Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно-офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой /Шурочке/. Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в академию. «Поединок» стал необыкновенно популярным в России и вскоре был переведен на европейские языки.

Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус» /1907 г./ Тема всепобеждающего искусства сплетена здесь с идеей демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов. С восторгом встречают они мелодии, в которых отражается сцена общественных настроений и событий – от русско-японской войны до светлых дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсельезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах.

Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них на окраине оглушительно-веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.

Но писатель сохраняет иллюзии о возможности внезапного прозрения людей и прекращении кровавого царского террора, мечтает о «всемирном анархическом союзе свободных людей» «Тост», 1906г./ В годы мировой войны Куприн пишет рассказы о событиях этих лет «Сад пречистой девы», «Канталупы», «Гога Веселов». Участвовал в войне, вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, Куприн покидает Россию.

В эмиграции в его произведениях начинает встречаться сентиментально – идиллические приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера» /1928-33 гг./, задуманный как продолжение повести «На переломе» «Кадеты». Среди произведений эмигрантского периода выделяется роман «Планета». Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без родины. Он возвращается в Россию в 1937 г. Замыслов писательских было много, но 25-августа 1938 года Куприн скончался.

Читайте также:
В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок»): сочинение

Открываешь собрания сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Несмотря на множество драматических ситуаций, в его произведениях жизнь бьет ключом. Его герои люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» он затрагивает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения объединяют общие черты, самая главная из которых трагичность судеб главных героев. Кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такую развязку обусловили многие причины, зависящие как от самих героев, так и от обстоятельств.

Повесть была написана в 1898 году. Главный герой Иван Тимофеевич барин, которого судьба забросила в глухую деревушку Волынской губернии, где он жил в старом помещичьем доме вместе со слугой. Именно после его рассказа о местной ведьме Мануйлихе герой знакомится с Олесей ее внучкой. Куприн не вдавался в описание главного героя, поэтому о нем мы знаем мало. Зато образ главной героини автор показал великолепно.

Олеся красавица-дикарка, она выросла в глуши лесов, в избушке на болотах, после того, как ее бабушку вместе с ней выгнали из деревни за колдовство. По словам Куприна, в девушке не было ничего похожего на местных девчат. Олеся отличалась добротой, свежестью ума, способностью на глубокое чувство.

Сразу же после знакомства между не! о и Иваном Тимофеевичем завязывается дружба. Девушка все больше проникалась доверием к частому гостю, а он много узнает об Олесе. Она рассказала ему, что гадала на него, но не хотела открывать, что выпало: «Пожалуйста, не просите… Нехорошо вам вышло». Гость не поверил, а Олеся сказала: «Вот когда мои слова сбудутся, вы меня тогда вспомните». Ведь не знал он, в отличие от девушки, что предсказание сбудется.

Итак, герой стал частым гостем в избушке. У него с Олесей вошло в обыкновение, что она провожала его до Ириновского шляха. По дороге у них завязывался интересный разговор. Именно по тому, о чем они говорили, можно судить о богатстве их духовного мира. Олеся расспрашивала его обо всем, что ее волновало, она обладала свежим воображением. Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным, но девушка охотно принимала все, что говорил гость. Барина поражали способности Олеси: «Знаешь, что меня удивляет в тебе, ОлесяВот ты выросла в лесу, никого не видавши. Читать ты, конечно, тоже много не могла… А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни». «О любви между нами не было сказано еще ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью».

«Краткие хроники творчества Александра Ивановича Куприна»

А. И. Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий. В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия.- Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы «Сны». В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За опубликование рассказа без разрешения начальства Куприн был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку /1894 год/ и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах.

Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы» /1895-1898 гг./ Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей предоктябрьской России. Здесь встречаются образы студента-»белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб. Уже. в 90-ые годы на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы. В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате – взрыв стихийного недовольства. В этих рассказах чувствуется влияние Л. Толстого в вопросах о нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую участь народа. В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох». Здесь он значительнее и глубже, чем его предшественники /Чехов/, отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих.

Писатель показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление сериальной несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является буржуазный делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса «нам принадлежит будущее», «мы соль земли». Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко. Герою повести свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием автора к классовым конфликтам, к завтрашним судьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не обращался.

Читайте также:
Одиночество любви (повесть Куприна “Гранатовый браслет”): сочинение

Рассказывается «В недрах земли». В 1897 г. Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу – это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Мануйлихой бежать из лесного гнезда. В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга «Конокрады», 1903г./ выведен как могучая натура, автор придает ему черты великодушия – Бузыга заботится о своем мальчике Василе.

Изумительны его рассказы о животных «Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и другие. Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей. В рассказе «Мирное житие» /1904г./ создает образ отставного чиновника Наседкина, выступающего в роли богобоязненного «охранителя» государственных устоев и добровольного клеветника. В 1899 г. происходит его знакомство с Горьким, в горьковском журнале «Знание» в 1905 г. публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести «Поединок» – молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва «Молох», показан в процессе духовного роста, постепе. нного прозрения, освобождаясь из-под власти консервативно-традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того, как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива – все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову, В условиях произвола, и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам.

В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнемогающих от жары, задерганных людей. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат Хлебников, украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис /марийцы/ Гайнан, татары Мухаметтинов, Карафутдинов и многие другие. Все они – неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые – тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гайнана и солдата Хлебникова.

Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть положения запуганного солдата, беззащитного перед лицом разнузданной военщины. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди «абсолютной свободы» человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества («Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия») Образ Назанского романтизирован, хотя Куприн и сам чувствовал слабость философии своего героя и не был вполне удовлетворен созданным характером,

В отличие от Назанского, Ромашов не может остановиться на индивидуальном отказе от заботы о своем ближнем. Ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров.

Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ними.

Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно-офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой /Шурочке/. Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в академию. «Поединок» стал необыкновенно популярным в России и вскоре был переведен на европейские языки.

Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус» /1907 г./ Тема всепобеждающего искусства сплетена здесь с идеей демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов. С восторгом встречают они мелодии, в которых отражается сцена общественных настроений и событий – от русско-японской войны до светлых дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсельезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах.

Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них на окраине оглушительно-веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.

Читайте также:
Обзор творчества А. И. Куприна: сочинение

Но писатель сохраняет иллюзии о возможности внезапного прозрения людей и прекращении кровавого царского террора, мечтает о «всемирном анархическом союзе свободных людей» «Тост», 1906г./ В годы мировой войны Куприн пишет рассказы о событиях этих лет «Сад пречистой девы», «Канталупы», «Гога Веселов». Участвовал в войне, вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, Куприн покидает Россию.

В эмиграции в его произведениях начинает встречаться сентиментально – идиллические приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера» /1928-33 гг./, задуманный как продолжение повести «На переломе» «Кадеты». Среди произведений эмигрантского периода выделяется роман «Планета». Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без родины. Он возвращается в Россию в 1937 г. Замыслов писательских было много, но 25-августа 1938 года Куприн скончался.

Открываешь собрания сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Несмотря на множество драматических ситуаций, в его произведениях жизнь бьет ключом. Его герои люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» он затрагивает эту животрепещущую для всех времен тему. Эти произведения объединяют общие черты, самая главная из которых трагичность судеб главных героев. Кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такую развязку обусловили многие причины, зависящие как от самих героев, так и от обстоятельств.

Повесть была написана в 1898 году. Главный герой Иван Тимофеевич барин, которого судьба забросила в глухую деревушку Волынской губернии, где он жил в старом помещичьем доме вместе со слугой. Именно после его рассказа о местной ведьме Мануйлихе герой знакомится с Олесей ее внучкой. Куприн не вдавался в описание главного героя, поэтому о нем мы знаем мало. Зато образ главной героини автор показал великолепно.

Олеся красавица-дикарка, она выросла в глуши лесов, в избушке на болотах, после того, как ее бабушку вместе с ней выгнали из деревни за колдовство. По словам Куприна, в девушке не было ничего похожего на местных девчат. Олеся отличалась добротой, свежестью ума, способностью на глубокое чувство.

Сразу же после знакомства между не! о и Иваном Тимофеевичем завязывается дружба. Девушка все больше проникалась доверием к частому гостю, а он много узнает об Олесе. Она рассказала ему, что гадала на него, но не хотела открывать, что выпало: «Пожалуйста, не просите… Нехорошо вам вышло». Гость не поверил, а Олеся сказала: «Вот когда мои слова сбудутся, вы меня тогда вспомните». Ведь не знал он, в отличие от девушки, что предсказание сбудется.

Итак, герой стал частым гостем в избушке. У него с Олесей вошло в обыкновение, что она провожала его до Ириновского шляха. По дороге у них завязывался интересный разговор. Именно по тому, о чем они говорили, можно судить о богатстве их духовного мира. Олеся расспрашивала его обо всем, что ее волновало, она обладала свежим воображением. Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным, но девушка охотно принимала все, что говорил гость. Барина поражали способности Олеси: «Знаешь, что меня удивляет в тебе, ОлесяВот ты выросла в лесу, никого не видавши. Читать ты, конечно, тоже много не могла… А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни». «О любви между нами не было сказано еще ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью». сь потребностью». Но однажды отношения между ними изменились. Олеся больше не провожала гостя, они ни о чем не говорили. Несколько дней Иван Тимофеевич не был в избушке по болезни, но когда пришел, Олеся снова была ему рада. «На этом прелестном, новом для меня лице в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и такая сияющая улыбка любви…» В этот день Олеся призналась в любви, предсказание стало сбываться. Девушка знала, что будет несчастна, как все обернется, но пошла на это: «Я думала, что можно уйти от судьбы. Теперь мне все равно, все равно… Потому что я люблю тебя». А слова: «Я никогда не попрекну тебя, ни к кому ревновать не стану…» В этом выражается глубокое, бескорыстное чувство девушки. Каким же сильным должно быть это чувство, чтобы ради него потом быть несчастной: «… кажется, все бы на свете отдала, лишь бы с тобой хоть минуточку еще побыть. Пусть, думаю, что будет, то будет, а я своей радости никому не отдам».

Ваня, так она его называла, тоже боялся, но он любил ее. Почти целый месяц продолжались их встречи, но приближалось время отъезда. Ваня не мог сказать любимой это, поэтому оттягивал время. Тогда Иван Тимофеевич предложил ей выйти за него замуж. Ему было все равно, что она незаконная, простая, необразованная девушка. Между ними произошел разговор о церкви. Дело в том, что Олеся не была крещеной и в церковь нельзя ей было ходить, так как она считалась ведьмой. Девушка не соглашалась, но вслед ему сказала: «… знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь приятное… ты бы очень был доволен, если бы я когда-нибудь пошла в церковь» На это она шла ради него! У Вани было смутное влечение сердца отговорить ее, но он не послушался его.

С этого момента их отношения неумолимо приближались к трагической развязке. «Олеся переломила свою боязнь и пришла в церковь. Иван Тимофеевич узнал от одного человека, что на площади перебродские девчата поймали ведьму, окружили ее, хотели вымазать дегтем, избили, но ей чудом удалось убежать. Когда бежала, то выкрикнула угрозу. Ваня примчался в избушку, где сидела старуха Мануйлиха у кровати больной Олеси. Он заплакал, а она утешала его: «Не будем же плакать, пока мы вместе, давай хоть последние дни проведем весело». Девушка сказала, что им с бабушкой надо уехать, так как она погрозилась людям: «А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут… все мы будем виноваты…», потому что были уже такие случаи. Олеся послушалась судьбы: «Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья… А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы» Они простились. Опасения героини оправдались. Ночью пошел сильный град, который побил жито у селян. Иван поехал предупредить женщин об опасности, но когда он приехал, их уже не оказалось. Герою самому нужно было уезжать, так как о нем громада кричала недоброе.

Читайте также:
Любовь в повести А.И.Куприна Гранатовый браслет: сочинение

Итак, мы видим, чем закончилась любовь героев. Но все-таки, какие же причины обусловили трагичность их судеб. Во-первых, герой сам виноват. Он оказался слабым, не нужно было вообще ему идти в эту избушку, не надо было встречаться с Олесей. Послушался бы он того, что сказали карты. Но в конце концов он мог забрать ее с собой туда, где бы их не знали. Может, если бы Ваня послушал сердца и не позволил Олесе пойти в церковь, никто бы ее не тронул. Олеся тоже знала, к чему могут привести их отношения, но продолжала встречаться с ним. Еще в этой трагедии виноваты люди, их темнота, забитость, страх перед ведьмами и колдунами.
А как захватывает нас сюжет повести «Гранатовый браслет», где показана рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо! Любовь чистая, безответная, бескорыстная, «сильная как смерть». Никакие жизненные удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться. Для Желткова жизнь это любовь. Вмешались в его чувства, оскорбили их значит, унизили его достоинство. Князь Шеин, муж Веры Николаевны, добрый и справедливый человек. Он с сочувствием относится к почтовому чиновнику Желткову, страстно влюбленному в его жену. Он понимает, что на его глазах развернулась «громадная трагедия души», и, отбросив предрассудки, проявляет глубокое уважение к чувствам маленького человека. Но грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убили Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Так описывает любовь А. Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.

Книги Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь.

Биография А.И. Куприна: жизнь и творчество писателя

Автор: Guru · 30.07.2018

В литературе с именем Александра Ивановича Куприна связан важный переходный этап на рубеже двух столетий. Не последнюю роль в этом сыграл исторический надлом в политической и общественной жизни России. Данный фактор, несомненно, самым сильным образом повлиял на творчество писателя. А. И. Куприн — человек необычной судьбы и крепкого нрава. Почти все его произведения основаны на реальных событиях. Ярый борец за справедливость остро, дерзко и вместе с тем лирично создавал свои шедевры, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Рождение и детство

Родился Куприн в 1870 году в городке Наровчат Пензенской губернии. Его отец, мелкий помещик, скоропостижно скончался, когда будущему писателю был всего год. Оставшись с матерью и двумя сестрами, он рос, претерпевая голод и всевозможные лишения. Испытывая серьезные финансовые трудности, связанные со смертью мужа, мать пристроила дочерей в казенный пансион, и вместе с маленьким Сашей перебралась в Москву.

Мама Куприна, Любовь Алексеевна, была гордой женщиной, так как являлась потомком знатного татарского рода, а также коренной москвичкой. Но ей пришлось принять непростое для себя решение — отдать сына на воспитание в сиротское училище.

Детские годы Куприна, проведенные в стенах пансиона, были безрадостными, а внутреннее состояние всегда казалось подавленным. Он ощущал себя не на своем месте, чувствовал горечь от постоянного угнетения его личности. Ведь, учитывая происхождение матери, которым мальчик всегда очень гордился, будущий писатель по мере взросления и становления проявлял себя как эмоциональный, активный и харизматичный человек.

Юность и образование

После окончания сиротского училища Куприн поступил в военную гимназию, впоследствии преобразованную в кадетский корпус.

Это событие во многом повлияло на дальнейшую судьбу Александра Ивановича и, в первую очередь, на его творчество. Ведь именно с начала учебы в гимназии он впервые выявил в себе интерес к писательству, а образ подпоручика Ромашова из знаменитой повести «Поединок» является прототипом самого автора.

Служба в пехотном полку позволила Куприну побывать во многих отдаленных городах и губерниях России, изучить военное дело, основы армейской дисциплины и муштры. Тема офицерских будней заняла прочные позиции во многих художественных произведениях автора, которые впоследствии вызывали неоднозначные диспуты в обществе.

Казалось бы, военная карьера — судьба Александра Ивановича. Но его бунтарский нрав не позволил этому осуществиться. К слову, служба была совсем чужда ему. Бытует версия, что Куприн, находясь под воздействием алкоголя, сбросил с моста в воду служащего полиции. В связи с этим происшествием он вскоре ушел в отставку и навсегда оставил военное дело.

История успеха

Оставив службу, Куприн испытал острую необходимость в получении всесторонних знаний. Поэтому он стал активно путешествовать по России, знакомиться с людьми, черпать из общения с ними массу нового и полезного для себя. Вместе с тем Александр Иванович стремился попробовать свои силы в разных профессиях. Он приобрел опыт на поприще землемеров, цирковых артистов, рыболовов, даже летчиков. Однако один из полетов чуть не окончился трагедией: вследствие крушения самолета Куприн едва не погиб.

Также он с интересом работал журналистом в различных печатных изданиях, писал заметки очерки, статьи. Жилка авантюриста позволяла ему с успехом развивать все начатое. Он был открыт всему новому и впитывал происходящее вокруг, как губка. Куприн был исследователем по натуре: он жадно изучал человеческую природу, хотел прочувствовать все грани межличностного общения на себе. Поэтому за время военной службы, столкнувшись с явной офицерской распущенностью, дедовщиной и унижением человеческого достоинства, творец в изобличающей манере сформировал основу для написания известнейших своих произведений, таких как «Поединок», «Юнкера», «На переломе (Кадеты)».

Читайте также:
Как вы понимаете выражение талант человечности? Какие герои Куприна наделены этим талантом?: сочинение

Сюжеты всех своих произведений писатель строил, опираясь исключительно на личный опыт и воспоминания, полученные им за время службы и путешествий по России. Открытость, простота, душевность изложения мыслей, а также достоверность описания образов персонажей стали залогом успеха автора в литературной стезе.

Творчество

Куприн всей душой рвался к своему народу, а его взрывной и честный характер, обусловленный татарским происхождением матери, не позволил бы искажать на письме те факты о жизни людей, свидетелем которых он стал лично.

Куприн был полон жизни, а также стремления поделиться этой душевной насыщенностью. Радея за чистоту и искренность человеческих чувств, автор создал сентиментальную и трагичную повесть «Гранатовый браслет«. В ней он отразил истинную, глубокую и бескорыстную любовь, тем не менее, безответную. Пожалуй, литератор даже возвеличил ее над всеми остальными чувствами. Параллельно Куприн непревзойденно правдиво и натурально раскрыл образ жизни представителей дворянского сословия, но с оттенком сатиры, за что, конечно же, подвергся литературной критике.

Однако не всех своих персонажей Александр Иванович осуждал, даже выводя на поверхность их темные стороны. Будучи гуманистом и отчаянным борцом за справедливость, Куприн образно продемонстрировал эту свою особенность в произведении «Яма». В нем повествуется о жизни обитательниц публичных домов. Но писатель не заостряет внимание на героинях как падших женщинах, напротив, он предлагает читателям разобраться в предпосылках их падения, в терзаниях их сердец и душ, предлагает разглядеть в каждой распутнице, прежде всего, человека.

Темой любви пропитано не одно произведение Куприна. Наиболее ярким из них является повесть «Олеся«. В ней, как и в «Яме», присутствует образ рассказчика, явного или неявного участника описываемых событий. Но рассказчик в «Олесе» — один из двух основных персонажей. Это повесть о благородной любви, отчасти ее недостойной считает себя героиня, которую все принимают за ведьму. Однако ничего общего девушка с ней не имеет. Напротив, ее образ воплощает в себе все возможные женские добродетели. Финал повести нельзя назвать счастливым, ведь герои не воссоединяются в своем искреннем порыве, а вынуждены утратить друг друга. Но счастье заключается для них в том, что им довелось в жизни испытать силу всепоглощающей взаимной любви.

Конечно, отдельного внимания заслуживает повесть «Поединок» как отражение всех ужасов армейских нравов, царивших тогда в царской России. Это яркое подтверждение черт реализма в творчестве Куприна. Возможно, именно поэтому повесть вызвала шквал негативных отзывов критиков и общественности. Герой Ромашова в том же звании подпоручика, что и сам Куприн, ушедший некогда в отставку, подобно автору, предстает перед читателями в свете неординарной личности, чей психологический рост мы имеем возможность наблюдать от страницы к странице. Эта книга принесла широкую известность своему создателю и по праву занимает одно из центральных мест в его библиографии.

Революцию в России Куприн не поддержал, хоть первое время и встречался довольно часто с Лениным. В конечном итоге писатель эмигрировал во Францию, где продолжал свой литературный труд. В частности, Александр Иванович любил писать и для детей. Некоторые его рассказы («Белый пудель», «Слон«, «Скворцы»), несомненно, заслуживают внимания целевой аудитории.

Личная жизнь

Александр Иванович Куприн был женат дважды. Первой супругой писателя стала Мария Давыдова, дочь известного музыканта-виолончелиста. В браке родилась дочь Лидия, скончавшаяся в дальнейшем во время своих родов. Появившийся на свет единственный внук Куприна погиб от ран, полученных в ходе Второй Мировой Войны.

Второй раз писатель женился на Елизавете Гейнрих, с которой он прожил до конца своих дней. В браке родились две дочери, Зинаида и Ксения. Но первая умерла в раннем детстве от воспаления легких, а вторая стала известной актрисой. Однако продолжения рода Куприных не последовало, и на сегодняшний день у него не осталось прямых потомков.

Вторая супруга Куприна пережила его всего на четыре года и, не выдержав тяжелого испытания голодом во время блокады Ленинграда, покончила с собой.

Интересные факты

  1. Куприн гордился своим татарским происхождением, поэтому часто надевал национальный кафтан и тюбетейку, выходя в таком облаченье на люди, ходил в гости.
  2. Отчасти благодаря знакомству с И. А. Буниным, Куприн стал писателем. Бунин однажды обратился к нему с просьбой написать на интересующую его тему заметку, что и положило начало литературной деятельности Александра Ивановича.
  3. Автор славился своим обонянием. Однажды в гостях у Федора Шаляпина он поверг всех присутствующих в шок, затмив приглашенного парфюмера своим уникальным чутьем, безошибочно распознав все компоненты нового аромата. Иногда при знакомстве с новыми людьми Александр Иванович обнюхивал их, тем самым ставя всех в неловкое положение. Говорили, что это помогало ему лучше понять сущность того человека, который перед ним.
  4. За всю свою жизнь Куприн сменил около двадцати профессий.
  5. После знакомства в Одессе с А. П Чеховым писатель поехал по его приглашению в Петербург для работы в известном журнале. С той поры автор приобрел репутацию дебошира и пьяницы, так как часто принимал участие в увеселительных мероприятиях в новой для себя среде.
  6. Первая жена, Мария Давыдова пыталась искоренить некую неорганизованность, присущую Александру Ивановичу. Если тот засыпал во время работы, она лишала его завтрака, либо запрещала входить в дом, если не были готовы новые главы произведения, над которым он в то время трудился.
  7. Первый памятник А. И. Куприну был установлен лишь в 2009 году в Балаклаве в Крыму. Связано это с тем, что в 1905 году во время Очаковского восстания матросов писатель помог им спрятаться, тем самым сохранив их жизни.
  8. Про пьянство литератора ходили легенды. В частности, остряки повторяли известную поговорку: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».

Смерть

Литератор вернулся из эмиграции в СССР в 1937 году, но уже с подорванным здоровьем. Он питал надежды на то, что на Родине откроется второе дыхание, он поправит состояние и сможет снова писать. В то время зрение Куприна стремительно ухудшалось.

По возвращении в Москву автор заболел воспалением легких, отягощенным прогрессирующим раком пищевода. Умер писатель 25 августа 1938 года, был похоронен рядом с могилой И. С. Тургенева в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: