Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»: сочинение

Образ “естественного человека” в повести А. И. Куприна “Олеся”

Вы будете перенаправлены на Автор24

«Естественное состояние человека» – это свобода, существование в согласии с законами природы, исполнение назначения в среде разума и идей.

Идея «естественного человека»

Одна из центральных идей Просвещения предполагала, что правовые, политические, эстетические нормы жизни должны создаваться, исходя из «естественно» сложившегося индивидуума, не ограниченного рамками государственной и политической системы. Просветители придавали этой идее особое значение и опирались на переходные формы жизни, когда разложение феодальных отношений выделило личность, свободную от феодально-иерархических и родовых связей, но еще не знающую действия антагонистических противоречий капиталистического общества. Большое значение имела пропаганда «естественного права» и «естественного человека».

Наука о человеке понималась просветителями как «антропология» в широком смысле. В центре этой науки – изучение биологических и психических возможностей человека как самостоятельной единицы. Идея «естественного человека» связывает и сближает этапы освободительного движения буржуазной демократии.

К теме «естественного человека» обращались многие писатели. Например, образ “естественного человека” показан в следующих произведениях:

  • Олеся из повести «Олеся» А. И. Куприна,
  • Земфира из «Цыган» А. С. Пушкина,
  • Бэла из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • Марьяна из «Казаков» Л. Н. Толстого и т. д.

При всех различиях этих героинь их объединяет общее: ясность ума, цельность характера, нравственная чистота.

«Естественный человек» в повести «Олеся»

Героиня повести А. И. Куприна «Олеся» является классическим примером естественного человека. Повесть была написана в 1898 году. Это очень светлое, грустное, романтическое произведение, лишенное мелодраматизма. Мир главной героини повести – Олеси – это мир природы и духовной гармонии. И этот мир так чужд Ивану Тимофеевичу, который является представителем большого, жестокого города. Героиня привлекает Ивана Тимофеевича своей необычностью, непохожестью на местных «девчат». Его притягивают в ней естественность, простота и внутренняя свобода. Олеся выросла на природе, среди леса. Девушка не умела ни писать, ни читать, но при этом она обладала колоссальным духовным богатством и сильным характером. Герой повести хорошо образован, но он нерешителен, и даже его доброта больше похожа на малодушие. Два совершенно разных человека полюбили друг друга, однако эта любовь не принесла счастья влюбленным, и исход истории трагичен. Иван Тимофеевич понимает, что влюбился в девушку, и даже хотел бы сделать ее своей женой, но сомнение его останавливает. Он не может себе представить, как будет выглядеть его Олеся в модном платье, как она будет общаться с женами его сослуживцев. Герой повести понимает, что Олеся не сможет измениться и стать другой. Но он и сам не хочет этих изменений, ведь если она станет другой, то она станет такой же, как и все остальные. Олеся не испорчена дурным влиянием городской жизни, она внутренне свободна и духовно независима. Героиня повести способна к сильным чувствам, к чистой, самоотверженной любви. Однако встреча с представителем городской интеллигенции разрушает ее жизнь.

Готовые работы на аналогичную тему

В повести «Олеся» героиня, взращенная природой, противопоставлена не только Ивану Тимофеевичу, городскому жителю, но и жителям деревни. Куприн показывает, что сознание крестьян опутано древними предрассудками. Они искренне верят в надежность гадания, в действенность заклятия, в порчу. Они выгнали бабку Олеси – Мануйлиху – из-за того, что у женщины, которая поссорилась со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок.

В Олесе не ничего демонстративного, искусственного, лживого. Иван Тимофеевич вначале слышит ее чистый, свежий, звонкий голос. В портрете Олеси Куприн подчеркивает естественную красоту героини, указывает на черты, которые дают представление о ее характере.

Олеся обладает силой, которая позволяет ей затворять кров, заставлять человека споткнуться на ровном месте, предсказывать судьбу, нагнать страх на человека, находясь на расстоянии. По мнению главного героя, эти способности девушки объясняются тем, что ей доступны инстинктивные, бессознательные странные знания, полученные случайным опытом. И эти знания, опередив науку, живут в народе.

Олеся наделена наблюдательностью, ясностью ума, интуицией – качествами, которые в естественной среде не затемнились фальшивыми устоями общества, дурным воспитанием и получили достойное развитее. Именно наблюдательность и интуиция позволили девушке точно «предсказать» судьбу Ивана Тимофеевича.

В своей повести А. И. Куприн поэтизирует жизнь, которая не ограничена современными культурными и социальными рамками.

Писатель стремится показать преимущества «естественного человека». Именно в нем Куприн видит духовные качества, которые давно утрачены в цивилизованном обществе.

Одной из главных тем творчества Куприна является тема любви. Интерес писателя к необычным людям проявляется в интересе к глубоким чувствам, не стесненным ничем. Например, в «Гранатовом браслете» Желтков поднимается над реальностью благодаря великой любви, которая руководит всей его жизнью. Ему не в силах помешать любить Веру ни общественное мнение, ни сословные рамки. Чертами «естественных» людей Куприн считает наивность, способность глубоко и искренне чувствовать, честность. Этими чертами наделены «цирковые», которые присутствуют во многих произведениях Куприна.

Писатель рассматривает проблему «естественного человека» и с другой стороны. Во многих произведениях он показывает надругательство над природным величием Человека, над его чистотой и красотой. Например, в «Поединке» военная среда разъедает все, кто к ней относится – не только молодого наивного Ромашова, который с легкостью и искренностью «естественного человека» отдается порывам своей души, но Брема, и других. А в «Молохе» машина завода, гигантская, беспощадная, пожирает жизни рабочих, подавляя в них последние отголоски силы, красоты и достоинства. В повести «Яма» Куприн показывает поистине страшное надругательство над любовью.

: Красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся».
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи, умение грамотно формулировать свои мысли, выявлять идейный смысл произведения; воспитывать интерес к творчеству А.И. Куприна, уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека

Скачать:

Вложение Размер
urok_2._krasota_prirodnogo_cheloveka_v_povesti_a.i.kuprina_olesya.doc 122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература. 11 класс

Тема урока: Красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся».

Цели урока. Учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи, умение грамотно формулировать свои мысли, выявлять идейный смысл произведения; воспитывать интерес к творчеству А.И. Куприна, уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека.

Чтение учителем первого абзаца произведения.

Беседа с учащимися.

  1. Почему у произведения такое название?

В центре внимания автора необычная девушка со странным именем Олеся. Именно её судьба, её поступки задели героя-рассказчика, который сообщает читателю историю своих отношений с Олесей.

  1. К какому жанру относится это произведение? Назовите характерные признаки этого жанра.

«Олеся» – это эпическое произведение, повесть, характерными признаками которой являются следующие: объём – больше рассказа, но меньше, чем роман; описание какого-то длительного промежутка времени из жизни героя; обычно повествование ведётся от лица участника или свидетеля событий.

Учитель. Итак, в центре внимания – Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он даёт оценки героине, выражает своё отношение ко всему, изображённому в повести.

  1. В чём особенности композиции произведения?

В повести чередуются рассказ героя о событиях его жизни и его размышления.

  1. Каким показан герой? Что о нём известно? Почему он оказался в Полесье?

Герой – интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией в лице ксендза. Но эти попытки не удовлетворяют его потребности в общении, единственный его собеседник – Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота.

  1. Найдите завязку сюжета.

Завязкой является разговор героя с Ярмолой о ведьмах.

  1. Как дальше развиваются события? (Пересказ учащихся.)
  2. Найдите описание избушки Мануйлихи (гл. 3).

“Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид”. Описание жилища Мануйлихи и Олеси подчёркивает их близость к миру природы и сказки – не случайно у героя возникает ассоциация с избушкой Бабы-яги.

  1. Как встречает героя Мануйлиха? Почему?

Иван Тимофеевич решает найти избушку “ведьмы”, отправляется в лес, это ему удаётся. Мануйлиха встречает его неприветливо, так как общение с людьми из цивилизованного мира не сулит ей ничего хорошего, она словно пытается защитить от встречи с мужчиной свою внучку.

  1. Как происходит знакомство с Олесей? Что поразило героя в этой девушке?

Прежде герой услышал песню, а потом появилась Олеся, которая произвела на него сильное впечатление. “Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным капризным видом”.

  1. Что известно о героинях? Что общего у них с Иваном Тимофеевичем?

Мануйлиха и Олеся — чужие в этом крае, они пришлые. Герой тоже чужд людям Полесья, он не смог найти с ними контакта.

  1. Как дальше развиваются события?

Герой проявляет глубокий интерес к Олесе и её жизни; у них завязываются постоянные отношения. Показательно, что ни с кем больше Иван Тимофеевич так и не сошёлся.

  1. Какими необычными способностями обладает Олеся? Расскажите, как она пытается убедить героя, что является ведьмой.
  2. Почему Иван Тимофеевич привязался к девушке? (гл. 6)

Размышляя о своём восприятии молодой дикарки, герой говорит: “Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум. Для своей среды, для своего воспитания она обладала изумительными способностями”.

Герою приятны непосредственность, естественность, открытость Олеси, некоторая детскость, отсутствие кокетства. То есть его привлекает именно то, чего он, вероятно, не находил в других людях.

  1. Как окружающие относятся к общению героя с девушкой?

Ивана Тимофеевича портятся отношения с жителями деревни и даже с Ярмолой, который тоже не одобряет общения с “ведьмами”.

  1. Когда впервые возникает опасность расставания с Олесей? С чем это связано?

Новый помещик в деревне решает осушить болота, и пришедший к Мануйлихе урядник требует, чтобы она с внучкой немедленно покинули этот край.

  1. Как повёл себя герой в сложившейся ситуации?

Иван Тимофеевич пытается защитить своих подопечных, угощает урядника, словесно убеждает, дарит старинное ружьё, добившись на время разрешения оставить женщин в покое.

  1. Что стало переломным моментом в отношениях героев?

Переломным моментом в их отношениях стала болезнь Ивана, из-за которой он долгое время не появлялся в лесной избушке. Именно в разлуке с Олесей он понимает, что в его жизнь вошли новые чувства, с которыми он не может справиться. Иван Тимофеевич признаётся: “Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Где бы я ни был. все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существо стремилось к ней, каждое воспоминание. сжимало с тихой и сладкой болью моё сердце”. Отсутствие героя очень взволновало Олесю, которая тоже испытывает к нему сильную привязанность.

  1. Давайте почитаем начало X главы.

“. Когда я ступил на её порог, то сердце забилось с тревожным страхом у меня в груди. Почти две недели не видал я Олеси и теперь особенно ясно понял, как была она мне близка и мила. Я почувствовал, что. Олеся отдаёт мне. всё своё существо”.

  1. Что происходит в жизни героев после этой встречи?

Герои признаются друг другу в любви, важно, что инициатором является именно Олеся. А Иван Тимофеевич испытывает боязнь чего-то нового, появившегося в его жизни.

  1. Как сами герои воспринимают свою любовь?

Для Олеси любовь – это дар. Она любит и наслаждается этим; хотя героиня предчувствует беду, она сознательно продолжает свои отношения с любимым.

“— Теперь мне всё равно, всё равно! Потому что я люблю тебя.

— Олеся, ради Бога, не надо. оставь меня. Теперь и я боюсь. боюсь самого себя. Пусти меня, Олеся”.

Иван понимает, что его чувство к Олесе вполне серьёзно, он ощущает волшебство, исходящее от девушки. Постоянно размышляет о своих отношениях с дикаркой и приходит к убеждению, что даже готов жениться на ней и забрать с собой в город.

  1. Как воспринимает отношения Ивана Тимофеевича и Олеси Мануйлиха?

“Старая Мануйлиха стала после моего выздоровления так несносно брюзглива, встречала меня с такой откровенной злобой и, покамест я сидел в хате, с таким шумным ожесточением двигала горшками в печке, что мы с Олесей предпочитали сходиться каждый вечер в лесу. ”

Слово учителя. В своей повести автор формулирует ставит проблему столкновения человека природы и человека цивилизации. Ведь Мануйлиха с самого начала стремилась противиться встрече внучки и чужака, чувствуя, что они принадлежат к разным мирам, и стремясь уберечь Олесю от боли.

  1. Обратите внимание на размышления героя. Как он представляет Олесю в мире цивилизации?

“Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье. исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса. ”

  1. В каких произведениях вы встречались с подобной ситуацией?

В поэме А.С. Пушкина «Цыганы», в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (история отношений Григория Александровича Печорина и Бэлы). И у Пушкина, и у Лермонтова показан конфликт человека цивилизации и человека природы; писатели подчёркивали, что люди из разных миров не могут понять друг друга, живут по различным законам, поэтому их отношения обречены на разрыв.

Слово учителя. В названных произведениях проблема столкновения “естественного человека” и человека цивилизации разрешалась драматически, авторы показывали, что эти люди настолько различны, что их соединение возможно лишь ненадолго или в условиях природы.

  1. Как Олеся воспринимает разговор об отъезде Ивана и его предложение жениться?

Она понимает, что это невозможно, говорит герою, что подобное решение смешно даже представить, что в будущем он сам её возненавидит за этот брак. Девушка объясняет свой отказ так: “Я ведь только о твоём счастье думаю”.

“Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена на самом деле?” Это говорит о том, что любовь Олеси глубока и жертвенна, о себе девушка не думает.

  1. Как героиня пытается доказать Ивану свою любовь?

Ради любимого Олеся готова пойти в церковь, хотя она уверена, что несёт в себе какое-то таинственное и роковое начало. Этот поступок связан с большим риском, но девушка решается на него. “Милый, знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь очень, очень приятное”.

  1. Расскажите о последствиях этого похода.

Когда Олеся пришла в деревню, то подверглась оскорблениям со стороны женщин, которые насмехались над ней, ругались и не позволяли девушке пройти. Кто-то предложил вымазать её дёгтем, а когда Олеся вырвалась из круга своих обидчиц, вслед ей полетели камни. Разозлившаяся Олеся, “отбежав шагов на пятьдесят. остановилась, повернула к озверевшей толпе своё бледное, исцарапанное, окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое её слово было слышно на площади:

— Хорошо же. Вы ещё у меня вспомните это! Вы ещё наплачетесь досыта!”

Последствия её похода в деревенскую церковь послужили причиной отъезда героинь — местные жители в озлоблении могли причинить им огромный вред. Олеся и её бабушка понимают, что после случившегося им нужно покинуть Полесье, так как в причинах любого несчастья обвинят их. “. Ведь я там. в Перебродье. погрозилась со зла да со стыда. А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут: скот ли начнёт падать или хата у кого загорится — всё мы будем виноваты”, — говорит Олеся Ивану. После его ухода они покидают Полесье. Сама героиня говорила: “Нет. я знаю, я вижу. Ничего нам, кроме горя, не будет. ничего. ничего. ”

  1. Почему невозможным оказалось продолжение любви?

Этого не хотела сама Олеся.

Виной всему — пассивность героя.

Или что-то свое. Напишите, что именно

  1. Попробуйте сформулировать идею произведения.

Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким окружающим миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение.

  1. Обратите внимание на последние строки повести. В них — отношение рассказчика ко всему происшедшему.

“С стеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллы», — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и о её нежной, великодушной любви”.

  1. Слово учителя. Посмотрите, какими словами характеризует своё состояние Иван Тимофеевич — “с стеснённым, переполненным сердцем. ” Оно переполнено чувствами, а любовь Олеси остаётся для него чудесной сказкой, она будет храниться в памяти, ведь только память связывает его с нежной и великодушной девушкой, подарившей герою своё чувство и ничего не потребовавшей взамен.
  2. Что объединяет повести «Олеся» и «Гранатовый браслет»?

(Это задание в виде письменной работы можно дать для выполнения дома, чтобы ученики могли поразмышлять и подготовиться к предстоящей письменной работе на уроке.)

Оба произведения посвящены теме любви, которую главные герои (Олеся и Желтков) воспринимают как Божий дар, как счастье, несмотря на то, что у их чувства нет будущего, жизнь лишает героев возможности быть с возлюбленными. Чистая, искренняя любовь — основа их личностей. Герои счастливы потому, что им довелось испытать это глубокое чувство.

Задание на дом: стр.91-95. Прочитать повесть А.И.Куприна «Поединок».

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ повести «Олеся» (А. И. Куприн)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 26.01.2020

Гармоничная взаимосвязь человека и природы, невидимые нити, связывающие людей и окружающий мир – все это волновало русского писателя Александра Ивановича Куприна. В своих произведениях он часто рисовал образ так называемого «естественного» человека, способного оставаться чистым и свободным от суеты материального мира, быть максимально близким к матушке-природе. В своей повести «Олеся» писатель в полной мере раскрыл проблему «естественного» человека в современном обществе.

История создания

Как-то раз Александр Иванович гостил в живописном Полесье у своего приятеля, помещика Порошина. От него он узнал любопытную историю непростых взаимоотношений помещика и местной колдуньи. Богатое воображение Куприна тут же щедро украсило художественным вымыслом эту историю, которая легла в основу повести «Олеся».

Впервые читатели познакомились с произведением в 1898 году. Оно было напечатано в журнале «Киевлянин» и имело иное название – «Из воспоминаний о Волыни». Тем самым писатель хотел подчеркнуть реальность описываемых событий. Однако позже он сменил название, оставив его краткую версию по имени главной героини – «Олеся».

Жанр и направление

Творчество Куприна пришлось на тот период в литературе, когда модернизм стал конфликтовать с более привычным реализмом. Однако подобные модные веяния никак не отразились на произведениях писателя, который неизменно придерживался реалистических традиций русской литературы. Соответственно, направление повести «Олеся» можно смело отнести к реализму.

Жанр произведения – повесть, поскольку в нем воспроизводится естественное течение жизни в хронологическом порядке. Вместе с главным героем, Иваном Трофимовичем, читатели проживают все события и переживания, выпавшие на его долю.

В небольшую, Богом забытую деревушку Переброд Волынской губернии, что на окраине Полесья, приехал молодой барин. Он откровенно скучал среди безграмотных и не особенно общительных местных жителей, и его единственным развлечением была охота да долгие прогулки по лесу.

Однажды судьба завела молодого мужчину на болото, где в старой избушке жила ведьма Мануйлиха. Там же герой повстречал и внучку Мануйлихи, юную красавицу Олесю, в которую влюбился с первого взгляда. Девушка также обладала магическими способностями. Именно по этой причине они с бабушкой жили вдали от людей – сельские жители ненавидели их и боялись.

Однажды Олеся по просьбе своего возлюбленного погадал на картах, и узнала, что ее ждет горькая судьба, если она свяжет свою жизнь с молодым барином. Однако страсть оказалась сильнее предрассудков, и Олеся решила обмануть судьбу-злодейку. В свою очередь, Иван Трофимович был так пленен лесной красавицей, что готов был жениться на ней, несмотря на социальную пропасть между ними. Он назначил своей возлюбленной свидание в церкви, хотя Олеся всегда остерегалась появляться поблизости храмов. Он опоздал на встречу, и во время ее отсутствия толпа разъяренных крестьян жестоко избила молодую ведьму, посмевшую явиться в церковь. В отместку Олеся послал сильное проклятье на деревню, и в тут же ночь случилась страшная гроза, побившая весь урожай.

Майнулиха и Олеся прекрасно понимали, чем может обернуться людской гнев. В спешке они покинули свою лесную обитель, и скрылись в неизвестном направлении. Когда же Иван Трофимович прибежал в избушку, он нашел в ней лишь красные бусы, как символ искренней, страстной любви Олеси.

Главные герои и их характеристика

В повести главными героями являются только два персонажа – молодой барин Иван Тимофеевич и юная колдунья Олеся. Будучи представителями совершенно разных миров, они полюбили друг друга, однако им не суждено было быть вместе.

  1. Образ Ивана Тимофеевича. Молодой человек из богатой семьи, прекрасно образованный, тонко чувствующий, глубоко порядочный. Он смог разглядеть в нелюдимой красавице открытую, чистую душу, ее удивительно гармоничную, непорочную личность. Олеся привлекла его не только своей красотой, но и душевными качествами. Она была совершенно не похожа на жеманных светских барышень, которые окружали Ивана Тимофеевича. Он с удивлением понял, что в женщине могут удивительным образом сочетаться чистота, искренность и некая загадка, которую хочется непременно разгадать. Герой был очарован своей возлюбленной, однако он прекрасно понимал, как будет непросто лесной дикарке очутиться в лицемерном светском обществе. Он пытался как-то разрешить эту проблему, однако так и не успел – Олеся навсегда исчезла из его жизни.
  2. Олеся – идеал «естественного» человека. Главная героиня – дитя лесов, выросшее в абсолютной гармонии с окружающим миром. С рождения она была абсолютно свободной, и не ведала никаких правил, условностей и ограничений. Олеся росла на лоне дикой природы, впитывая в себя всю ее красоту и самобытность. Девушка была искренней, прямолинейной, доброй, способной беззаветно любить. При этом она была весьма своенравной, и не боялась противостоять всему миру. В силу того, что за ней и бабкой Мануйлихой закрепилась слава ведьм, девушка жила в уединении. Она была далека от религии, не понимая и не принимая ее. В любви к Ивану Тимофеевичу полностью раскрылся образ Олеси: нежной, страстной, жертвенной. Даже понимая, что ее любовь обречена, она до последнего надеялась на то, что беда пройдет мимо. Когда же стало ясно, что будущее с возлюбленным невозможно, Олеся решительно порвала с прошлым, и отправилась навстречу новой жизни.
  • Центральная тема – всеобъемлющая любовь Олеси, ее способность пожертвовать собой ради любимого человека. Подобное чувство дано испытать не каждому человеку, и Иван Тимофеевич воспринимал любовь лесной красавицы как бесценный дар.
  • Извечное противостояние природы и мира людей. В произведении автор очень четко разделил людей на две группы. Жители деревеньки, городские жители, да и сам Иван Тимофеевич принадлежали к приземленному, мещанскому мирку, в котором правили лицемерие, зависть, предрассудки, поклонение золоту и высоким чинам. Олеся же была представительницей так называемых «естественных» людей, для которых искренние чувства и свобода были превыше всего. Они мыслили и относились к жизни совсем иначе, чем обычные люди. Живя вдали от цивилизации, Олеся смогла сохранить в себе свою истинную сущность, не испортить ее посторонним влиянием.
  • Влияние природы на человека. Автор мастерски описал природу, которая послужила фоном для развития отношений двух молодых людей. Она представлена словно некое живое существо, которое очень точно отражало мысли настроения главных героев. Если в начале любовного романа барина и Олеси стояла солнечная весна, дарящая светлые надежды на будущее, то их разрыв сопровождался страшной грозой, способной разрушить все до основания.

Проблемы

В повести «Олеся» Александр Иванович поднял проблему, которая очень его волновала. Он описал конфликт, который неизменно возникает между обществом и теми, кто по каким-то причинам не вписывается в него. Так, старуха Мануйлиха и ее внучка Олеся совсем не походили на обычных сельских жителей, за что были обречены на жизнь в одиночестве в лесной избушке. Их ненавидели и боялись, хотя женщины не представляли никакой угрозы для селян, у них попросту были другие жизненные ценности.

Писатель также поднял проблему религии. В кульминационной сцене, когда Олеся появилась в церкви, сельские жительницы набросились на девушку. Они искреннее считали, что она связана с дьяволом и не имеет права появляться в храме. Вместо того, что проявить смирение и любовь к ближнему, как того требует православие, эти люди под маской праведного гнева чуть не разорвали героиню на части. В этом проявилось лицемерие так называемых верующих людей, которые позабыли, что такое добро и справедливость.

Смысл

Идея произведения заключается в том, что жизнь вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно перемолоть их. По своей сути толпа неразборчива и покорна, в ней правят первобытные инстинкты, и зачастую верх в ней берут не самые лучшие ее представители. Так, жители деревни показали себя куда большими дикарями и варварами, нежели две одинокие женщины, выбравшие для себя путь уединения.

Вывод

В повести «Олеся» Александр Иванович попытался показать проблемы современного общества, погрязшего в безнравственности и лицемерии. Он полагал, что единственный способ очистить себя от скверны – отбросить всю шелуху и попытаться жить по строгим и правильным законам природы. Ведь только так можно достичь гармонии и спокойствия в душе.

В образе своенравной, диковатой, простой и прекрасной Олеси автор показал природу во всей ее красе. Столкнувшись с безжалостным миром людей в лице Ивана Тимофеевича, она была разрушена, жестоко растоптана толпой. Все самое лучшее, что дает природа человеку, он уничтожает собственными руками только потому, что не способен различать истинные ценности.

Критика

Повесть «Олеся» – одно из самых знаменитых произведений Александра Ивановича Куприна, которое было оценено по достоинству еще при жизни писателя.

Писатель Максим Горький был покорен повестью Куприна. Ему была по душе та сила и непосредственность, с которой было написано произведение.

Профессор Константин Бархин дал высокую оценку повести Куприна, отметив необычайную красоту и мелодичность языка. Он даже назвал ее «лесной симфонией», сравнив литературное произведение с музыкальным.

Так, благодаря писательскому мастерству и проницательности А. И. Куприна повесть «Олеся» заняла достойное место в истории русской классической литературы.

Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»: сочинение

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

17. «Естественный человек» в творчестве А.И.Куприна.

Классическим примером естественного человека в творчестве Куприна является повесть «Олеся», однако это не единственное произведение, связанное с этой темой. Перепробовав в своей жизни множество болезней, уделяя много времени журналистике, писатель часто сталкивался с разнообразными простыми людьми, избежавшими губительного влияния цивилизации – ее условностей, постоянного самоограничения, упоения богатством и пороком. Поэтому Куприн, которого в принципе интересовали люди сильные, необычные, выделяющиеся из толпы, часто обращается к «простым людям», яркие чувства и поступки которых не поддаются омертвляющему безличию окружающей среды, а часто даже и прямо противопоставляются им. Черты «естественного человека» можно обнаружить во многих персонажах. Например, образы маленьких детей в рассказе «Чудесный доктор», «Белый пудель» – несмотря на тяжелые социально-бытовые условия, дети остаются детьми. В сложном образе Суламифи из одноименного произведения много характерных черт принадлежит простой, естественной девушке – ее примитивно-яркий наряд под стать немного диковатой (как стесняется она своего загара!) внешности, ее музыкальные импровизации, ее способность отдаться внезапному чувству практически раз и навсегда. Даже окруженная роскошью богатства Соломона, Суламифь остается собой – простой, цельной, чистой натурой, настоящим олицетворением природы (не зря так важен пейзаж, на фоне которого она появляется в повести – изнемогающий жизненной силой). Генерал Аносов из «Гранатового браслета» – представитель здравого смысла, мягкой мудрости, которая способна отвергнуть общественные условности и оценить глубину истинного чувства – именно за это его любят простые солдаты – тоже несет в себе черты естественного человека.

В 1898 году Куприн создает свое первое крупное значительное произведение – повесть “Олеся”, очень светлую, грустную, романтическую, лишенную мелодраматизма. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей «необычностью», «в ней не было ничего похожего на местных девчат», свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом. Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но не решителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен. Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил». Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она изменялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно. Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества «естественного» человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе

Одна из главных тем, над которой Куприн работает всю жизнь – это любовь: его интерес к необычным людям проявляется в частности в интересе к искренним, глубоким чувствам, которые ничем не стесняются. Например, Желтков в «Гранатовом браслете» поднимается над действительностью благодаря своей великой любви, которая руководит его жизнью – ни сословные перегородки, ни общественное мнение не могут помешать ему любить Веру. «Цирковые», которые фигурируют во многих рассказах Куприна, тоже наделены чертами «естественных людей» – наивностью, честностью, способностью глубоко чувствовать.

Куприн рассматривает проблему естественного человека и с другой стороны: надругательство над природным величием Человека, его красотой и чистотой, показано во многих произведениях. В «Поединке» военная среда неуклонно разъедает всех тех, кто к ней принадлежит – не только наивного молодого Ромашова, который поначалу с легкостью настоящего «естественного человека» отдается душевным порывам, но и «чудесного, почти ребенка Брема», и других. В «Молохе» гигантская машина завода «поедает» жизни рабочих людей, подавляя в них последние искры достоинства, силы, красоты. В «Яме» показано страшное надругательство над любовью – целая галерея продажных женщин, неестественных, разрушенных личностей, передающих свои болезни – как телесные, так и нравственные – своим «гостям».

Тема социального неравенства в произведениях Куприна

С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства А.И. Куприн. Герои его рассказов – дети из “низов”. Настоящим социальным протестом проникнуты его рассказы о детях, обреченных обществом на непосильную работу, на нищету и вымирание.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 04.03.2008
Размер файла 16,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема социального неравенства в произведениях А.И. Куприна

и других авторов.

С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Александр Иванович Куприн (1870–1938). Так же как Чехова, его глубоко волновала мысль о разобщенности двух миров — мира «больших» и мира «маленьких» («Бонза»). Настоящим социальным протестом проникнуты его рассказы о детях, обреченных обществом на непосильную работу, на нищету и вымирание. Маленькая Сашенька напоминает «чахлую травинку в расщелинах старых каменных построек» («Детский сад»); измучен, изнурен работой прекрасный деревенский паренек Васька, шахта для него «странное, непонятное. чудище» («В недрах земли»).

Обращаясь с рассказами к детям, в самом поэтическом свете писатель изображает мир животных. Всегда справедливы, добры, самоотверженны и особенно любят маленьких друзей Слон, Сапсан, Барбос и Жулька. Так, тяжело заболевшей девочке, которой никто не мог помочь, принес спасение день, проведенный с настоящим живым слоном («Слон»).

На примерах увлекательных и затейливых историй, где каждый звериный персонаж неповторим в своей портретной и психологической характеристике, писатель хочет убедить читателя, насколько подчас несправедливы люди в своих суждениях, когда, скажем, говорят «глуп, как гусь» или когда утверждают, что «кошка. привязывается не к человеку, а к жилью». Героиня рассказа «Ю-ю» — балованная красавица-кошка настолько привязана к маленькой семье, что она, кажется, не только понимает людей, но и разделяет весь уклад, все заботы этого дома. С каким лиризмом описывает автор те часы, когда уже давно «все люди спят, и все звери спят, и лошади, и дети, и Колины игрушки. ». Не спят только хозяин и Ю-ю, которая помогает своему большому другу создать ощущение покоя, уюта, «тихой отрады» для его работы. Еще большую самоотверженность проявляет она, когда заболевает ее маленький дружок, обнаруживая удивляющее всех «звериное сочувствие».

Героями рассказов Куприна чаще всего становятся дети «из низов». Им отдает он предпочтение, в них видит людей, способных на благородные поступки, бескорыстных и добрых. Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся барыня-миллионерша и ее сын, на другой — старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Тем более острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за белого пуделя. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.

На каждом шагу писатель подчеркивает контраст между детьми: он виден и в том, как по-разному воспринимают мальчики природу: один — с полным равнодушием, другой — с восторгом; контраст этот и в их внешности — изнеженный, истеричный Трилли и ловкий, сильный и здоровый Сережа; речь Трилли, невозможная для слуха, кажется только и состоит из слов «Хоч-у-а-а!», «Мне!», ни одно слово Сережи не сказано зря, вce, что он говорит, свидетельствует об уме, выдержке, обстоятельности мальчика.

Тонкий психолог детства, Куприн завершает рассказ счастливым финалом, удовлетворяя справедливое чувство маленького читателя и утверждая вместе с тем победу человеческого; нравственного начала.

Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что ни одна область художественного творчества рубежа века не пред-ставляла картины более противоречивой и пестрой, чем детская литература. Это резко обозначилось на фоне возросшего в обществе, особенно после первой русской революции, всестороннего интереса к личности ребенка, его социальному положению, воспитанию и образованию (недаром к многочисленным названиям нового, XX в. прибавилось еще одно — «век ребенка»).

Интерес к проблемам воспитания обусловливает небывалый количественный рост книжной продукции для детей. Если в 1901 г. общий тираж детских книг составлял 3243 тыс. экземпляров, к 1913 г. их выпуск увеличился почти вдвое. В период с 1901 по 1917 г. в разное время существовало около 70 названий журналов для детей всех возрастов.

Одной из ведущих тем прогрессивной реалистической литературы становится тема тяжелого детства при капитализме, отражавшая реальные факты, социально-экономические процессы. Образ ребенка-пролетария начинает выступать на страницах книг наравне с образами других маленьких тружеников. При этом подчас сосредоточенность на описании условий общественного труда, быта, положения детей отвлекала авторов от создания характера, показа внутренних движений детской души. К тому же, несмотря на остроту социальных конфликтов, характерную для многих произведений, в них продолжают преобладать мотивы скорби, безнадежности. Такова, например, общая тональность рассказа Л. Андреева «Петька на даче», где автор по-чеховски сдержанно и психологически тонко изображает процесс омертвления детской души. Об этом же и рассказ В. И. Дмитриевой «Димка» (1900 г., переиздается и сейчас). Герой рассказа, деревенский парнишка, «продан» в город на стекольный завод, в этот ад капиталистического производства, в обстановку обезличивания и вырождения. Но, в отличие от андреевского Петьки, героев Мамина-Сибиряка, Димка не свыкся с антигуманными законами, не подчинился им. Он бежит с завода, из города, принимающего в рассказе облик ненасытного чудовища, обратно в деревню.

Способность откликаться на красоту жизни подчеркивают в своих маленьких героях-тружениках А. С. Серафимович («Мишка-упырь», «В лесу»), А. И. Куприн («Белый пудель», «В недрах земли»), В. И. Дмитриева («Ванька-Баклай») и др. Нередко сила, чистота нравственного чувства ребенка является для писателя единственным положительным началом, противопоставленным злу жизни (Васька из рассказа А. И. К у п-р и н а «В недрах земли», Сашка из рассказа Л. Андреева «Ангелочек» и др.).

С подлинным гуманизмом, без прикрас и дешевого умиления раскрывается в произведениях писателей-демократов идея правды и сострадания к человеку социальных низов, уважения к его труду и душевному благородству (Н. Телешов. «Елка Митрича», «Домой»). Дружба с добрым, отзывчивым и жизнерадостным солдатом Кузьмой, рыбаком-греком из рассказов И. С. Шмелева «Солдат Кузьма», «На морском берегу» является для их маленьких героев самым светлым воспоминанием детства.

Произведения писателей-демократов получили путевку в жизнь, как правило, со страниц прогрессивных детских журналов: «Детское чтение», «Родник», «Всходы». Например, повесть А. Свирского «Рыжик» — первое крупное произведение отечественной литературы для детей вышла в виде отдельной книги — приложения к журналу «Всходы».

Смело затрагивая острые социальные вопросы, обличая язвы общественной жизни, буржуазной морали, семьи, искренне веря в грядущие преобразования, многие из писателей не представляли себе реальные пути этих преобразований, что лишало их произведения перспективы будущего, необходимой для юного читателя оптимистической высоты.

Новой в истории литературы о детях и для детей явилась тема участия юного поколения в революционных событиях. Маленьким гражданам будущего пришлось пережить немало героических и трагических минут, вынести тяжесть недетских бед, разочарований, потрясений, иным и пройти боевое крещение.

Эту новизну положения ребенка-героя, его мыслей, чувств, поступков стремились отразить писатели самых разных идейно-эстетических позиций и дарований.

По убеждению декадента Ф. Сологуба, попытка революционного обновления не может завершиться победой, и смерть под пулями солдат доброго и впечатлительного мальчика Симы тому доказательство (рассказ «Елкич»). Реакция ребенка на происходящие вокруг него события, их оценка интересны, но раскрыты они в усложненной, декадентской, символистской форме.

В рассказе писателя демократического направления П. Т е л л ь е «Из жизни уличного мальчика» (он был напечатан на страницах одного из самых передовых журналов начала века «Юный читатель», 1906) показана нелегкая судьба российского гамена, в жизнь которого неожиданно ворвался вихрь революции. Затронув в рассказе остросоциальную тему, автор, однако, не сумел показать социальную специфику психологии пролетарского ребенка так, как это сделал В. Гюго в образе Гавроша, для которого так логичен, естествен приход на баррикады.

Задорны и обаятельны фигурки двух бесшабашно смелых мальчишек из рассказа А. С. Серафимовича «На Пресне», которые своим поведением как бы бросают вызов царским усмирителям, с одной стороны, и дрожащим от страха обывателям — с другой.

Это были лишь первые малочисленные попытки показать рождение революционной активности у подрастающего поколения, и они, безусловно, способствовали утверждению в литературе о детях и для детей героя не только действующего, но и наделенного зачатками классового мировоззрения.

По-настоящему полноценным художественным решением этой важной для пролетарского этапа освободительного движения задачи явились повести М. Горького «Детство» (1913), «В людях» (1915). Их герой, Алеша, занимающий активную позицию и овладевающий умением расценивать явления действительности с классовой точки зрения,– первый глубокий образ положительного героя-подростка в дореволюционной литературе.

Однако подавляющая масса книжной продукции продолжала создаваться писателями, твердо придерживающимися традиций реакционно-дидактической, антинародной детской литературы.

Буржуазно-дворянские писатели оставались на позициях официальной педагогики; они считали, что нужно с помощью книг создать обособленный детский мирок, скрыть от подрастающего поколения социальные противоречия реальной жизни. Книги, которые адресовали детям писатели Э. Гранстрем, В. Желиховская, Л. Чарская, К. Лукашевич, делались чаще всего по трафаретному способу создания идеальных героев и героинь.

Э. Гранстрем пишет о героине повести «Елена Робинзон». «Елена, в которой отец души не чаял, училась в пансионе подруги своей матери. Доброе сердце и прекрасные способности девочки сделали ее скоро общей любимицей».

В. Желиховская примерно так же говорит о девочке в сказке «Розанчик»: «Милая моя Розочка! Всех-то ты любишь и жалеешь! Будут ли и тебя так же любить?»

1. Русская литература для детей.

2. « Детская литература» И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева.

Подобные документы

Творческий облик А.И. Куприна-рассказчика, ключевые темы и проблемы рассказов писателя. Комментированный пересказ сюжетов рассказов “Чудесный доктор” и “Слон”. Нравственная значимость произведений А.И. Куприна, их духовно-воспитывающий потенциал.

курсовая работа [36,4 K], добавлен 12.02.2016

Куприн как певец возвышенной любви. Тема повести “Гранатовый браслет”. Жизненный и творческий путь писателя. Содержание повести, тема “маленького человека” в работе Куприна. Прощание Веры с умершим Желтковым как психологическая кульминация повести.

презентация [20,5 M], добавлен 30.11.2013

Тема любви в мировой литературе . Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”. Многоликость романа “Мастер и Маргарита”. Тема любви в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Две картины смерти влюбленных.

реферат [42,3 K], добавлен 08.09.2008

Тема детства в ранних романах Ч. Диккенса. Поэтика детства у Достоевского и её реализация в романах “Подросток” и “Братья Карамазовы”. Сопоставление диккенсовской концепции детства и христианской концепции детства в произведениях Ф.М. Достоевского.

дипломная работа [92,6 K], добавлен 26.10.2014

Изучение биографии русского писателя А.И. Куприна, своеобразные особенности его творческой индивидуальности. Анализ произведений на тему любви и ее воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Библейские мотивы в творчестве А.И. Куприна.

реферат [40,6 K], добавлен 15.11.2010

Первый литературный опыт Куприна в стихах, его рассказ “Последний дебют”. Серия рассказов о жизни русской армии: “Ночлег”, “Ночная смена”, “Поход”. Очерк “Юзовский завод”, рассказ “Лесная глушь”. Творчество Куприна в годы между двумя революциями.

презентация [3,7 M], добавлен 12.03.2013

Место темы любви в мировой и русской литературе, особенности понимания этого чувства разными авторами. Особенности изображения темы любви в произведениях Куприна, значение этой темы в его творчестве. Радостная и трагическая любовь в повести “Суламифь”.

реферат [48,4 K], добавлен 15.06.2011

Сочинение: Человек и общество в произведениях А. И. Куприна («Гранатовый браслет», «Олеся», «Гамбринус»)

Личность и среда, индивидуум и общество — об этом раз­мышляли многие русские писатели XIX века. Заметно обост­рился интерес к этой теме в конце XIX — начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманистических тра­диций, унаследованных от классиков, рассматривает этот во­прос А. И. Куприн.

Мир героев Куприна пестр и многолюден. Писатель прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь — побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. Куприн часто говорил, что не пони­мает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Куприн описал многие человеческие судьбы, при этом герои его произведений чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а несчаст­ные, страдающие или просто невезучие. В персонажах расска­зов «Белый пудель», «Тапер», «Гамбринус», а также многих других угадываются черты «маленького человека», однако пи­сатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмыс­ливает его.

В основе рассказа Куприна «Гранатовый браслет», написан­ного в 1911 году, — реальное событие — любовь телеграфного чиновника к жене важного чиновника, члена Государственного Совета Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний Лев Любимов. В жизни все за­кончилось иначе, чем в рассказе Куприна, — чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не из­вестно. В семье Любимовых этот случай вспоминали как стран­ный и курьезный.
[sms]

Круг, к которому при­надлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это насто­ящее чувство, не столько из-за странности поведения Желтко-ва, сколько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желт-кова, прибегает к самому неопровержимому аргументу — само­убийству героя. Таким образом не только утверждается право «маленького человека» на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскор­бившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое со­ставляло весь смысл его жизни.

Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыка льное начало: в качестве эпиграфа указы­вается музыка льное произведение, и завершается рассказ сце­ной, когда героиня слушает музыку в трагический для нее мо­мент нравственного прозрения.

В текст произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя — она передана через символику света: в мо­мент получения браслета Вера Николаевна видит красные кам­ни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Нако­нец, в рассказе возникает проблема столкновения различных культурных традиций: монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, без­рассудства; упоминание о том, что мать сестер — англичанка вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появ­ляется третья линия: квартирная хозяйка оказывается като­личкой, и этим в произведение вводится тема любви-преклоне­ния, которым в католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования.

Герой Куприна, маленький человек, сталкивается с непони­манием окружающих, с людьми, для которых любовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает.

В замечательной повести «Олеся» перед нами предстает по­этический образ девушки, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Ти­мофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без рас­судочных обязательств. Эта история имеет трагический конец: в привольную жизнь Олеси вторгаются корыстные расчеты деревенских чиновников и суеверия темных крестьян. Избитая и ос­меянная, Олеся вынуждена бежать из лесного гнезда.

Атмосферой революционных дней дышит превосходный рас­сказ Куприна «Гамбринус», созданный в тревожном 1907 году. Тема всепобеждающей силы и искусства сплетена здесь с идеей демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привле­кает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых груз­чиков, рыбаков, контрабандистов. Им нравится музыка , в кото­рой отражается время от русско-японской войны до мятежных дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми рит­мами «Марсельезы». В дни наступившего террора Сашка броса­ет вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обвиняя их в убийствах и погромах.

Искалеченный царской охранкой, он возвращается к порто­вым друзьям, чтобы играть для них оглушительновеселого «Ча­бана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.

Таким образом, писатель осмыслял проблему «человек и ок­ружающий его мир» как трагическое столкновение, а путь че­ловека в этом мире — как путь его прозрения и гибели, но гибе­ли не бессмысленной, а очищающей и высокой.[/sms]

Социальное и природное в творчестве А. И. Куприна Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чеснокова Инна Геннадьевна

Рассмотрены произведения А. И. Куприна, которые вошли в Полесский цикл: «Лесная глушь», «На глухарей», «Олеся» с точки зрения социального и природного. Определена тематика, образная система, функция природы в этих произведениях.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чеснокова Инна Геннадьевна

Social and natural in A. I. Kuprin”s works

The article examines the works by Alexander Kuprin, which entered into the “Polesye Cycle”: “Backwoods”, “Hunting Wood Grouse”, “Olesya” in terms of social and natural. The study defined themes, the imaging system, the function of the nature of these works.

Текст научной работы на тему «Социальное и природное в творчестве А. И. Куприна»

И. Г. Чеснокова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

СОЦИАЛЬНОЕ И ПРИРОДНОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА

Рассмотрены произведения А. И. Куприна, которые вошли в Полесский цикл: «Лесная глушь», «На глухарей», «Олеся» с точки зрения социального и природного. Определена тематика, образная система, функция природы в этих произведениях.

Ключевые слова: природа, «естественное состояние» личности, психологический тип, социальные и духовные процессы, цикличность

В интервью в августе 1908 года Куприн сказал: «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Мне и моим писаниям она дает силу. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, мужики, хороводы, охота, рыбная ловля, простота, размах русской природы. » [1, с. 291]. Весной 1898 года он находился в Волынской губернии, в лесах и болотах Полесья, зиму и весну 1898 года был в Рязанской губернии. Впечатления от этого пребывания послужили основой для Полесского цикла.

Куприн проявляет интерес к так называемому «естественному состоянию» личности. Это понятие включает в себя несколько значений: слиянность с природой (в отличие от практицизма, хозяйственного расчета); влечение к духовной гармонии, преобладание любви к жизни над рационалистическим использованием ее даров; равноправный союз людей на основе естественных отношений. Также писателю интересны социальные и духовные процессы реального мира: Куприн прослеживает судьбы народные в тяжелых условиях труда, притеснений, исторических испытаний. Здесь есть свои неоднородные конфликты и контрасты, чувствуется притяженность к разным формам сознания широких масс. Из этих авторских наблюдений вытекает производная проблема, приобретающая, однако, большое самостоятельное значение: сложное взаимодействие между народом и интеллигенцией, о соотношении стихии и культуры, чувства и мысли, деяния и мечты и пр.

Между отмеченными направлениями художественной мысли нет непроходимой грани. Нередко одно переходит в другое, либо сразу ощущается связь между ними. На такой основе возникает каждый раз неповторимый и многозначный комплекс идейно-образных компонентов. В рассказе

«Лесная глушь» Куприна интересуют два, совершенно противоположных характера крестьян: сотского Кирилу и полесовщика Талимона. «Кирила -высокий, костлявый и весь какой-то развинченный мужик. У него худое, желтое лицо, впалые щеки, плохо выбритый острый подбородок и огромный лоб» [2, с. 286]. Он – практичный, денежный, но подобострастен к начальству, жесток, любит власть.

Талимон – человек другого склада. «Он совсем плохой хозяин, и его хату можно безошибочно найти, потому что она самая худшая во всем селе. Кожух у Талимона испещрен заплатами и разобран под мышками, из шапки кое-где повылезли клочья ваты» [2, с. 289]. В отличие от визгливого голоса Кирилы, у Талимона он глуховатый, носового тембра, не лишенный приятности, но говорит он редко и мало. Талимон – очень скромный, застенчивый, уступчивый. Образ его жизни прост и естественен: большую часть времени он проводит на природе, владеет мастерством охотника, любит лес, зверей, ценит выразительное слово, увлекается народными легендами и «байками». К Талимону обращены авторские симпатии, поскольку этот человек «не испорчен цивилизацией». Вот Кирилы она коснулась явно своей дурной стороной.

Противоположность характеров двух персонажей раскрывается и в охоте на тетеревов, и в разговоре с рассказчиком. Талимон вынужден подчиняться сложившимся устоям при всем своем отвращении к ним. Эта постылая необходимость накладывает мрачный отпечаток на внутренний облик полесского крестьянина. Усилению такого мотива служит структура купринского произведения. Куприн воплощает целый «кусок» жизни, а в нем разные типы испорченных дурной

© Чеснокова И. Г., 2016

цивилизацией людей. Отсюда – снижение темы крестьянства, самих образов крестьян, возникновение атмосферы отчуждения человека от своего окружения, всеобщего душевного измельчания, равнодушия к страданиям даже близких. Куприн вводит других персонажей, чтобы еще сильнее оттенить утрату добрых патриархальных устоев под тлетворным влиянием города.

Талимон в меньшей степени, чем Кирила, но все же по-своему испорчен. Он в некотором роде босяк, оторвался от своей среды, а главное, давно смирился с жестокими порядками, во многом повторяет чужие ошибки. У героя-рассказчика «Лесной глуши» собеседники вызывают особое отношение: «В душу мою сходил какой-то темный, согревающий мир. Кто-то стирал с нее властной рукой всю горечь прошедших неудач и озлобленную суету городских интересов, мучительный позор обиженного самолюбия, никогда не засыпающую заботу о насущном хлебе. И вся жизнь, со всеми ее мудреными задачами, вдруг ясно и просто сосредоточилась для меня на этом песчаном бугре около костра, в обществе этих трех человек, несложных, наивных в попытках, почти, как сама природа» [2, с. 297]. Именно неожиданная встреча горожанина с природой, его наблюдения за нехитрыми сельскими отношениями рождает такую реакцию. Житель порочного города склонен простить Талимону и Кириле грехи. Но читатель не может отделаться от чувства несовпадения между вольными просторами и лишенном свободы, богатства переживаний существованием людей. Пейзаж «Лесной глуши» постоянно активизирует эту мысль: «Где-то очень близко. робко чирикнула птичка, ей ответила другая, третья. В лесу пронзительно захохотала сова, и ее крик звучно и резко пронесся между деревьев. Утка пролетела стороной, и долго не смолкало ее кряканье, все тише и тише доносясь до меня. Высоко на деревьях томно застонали дикие голуби» [2, с. 307]. Сколько разных звуков, оттенков, как цветовых нюансов, подбирает Куприн, чтобы передать красоту, необычность леса и его обитателей. Чуткость Талимона к этим таинствам выделяет его среди других персонажей рассказа. И все-таки Талимон очень далек от побуждения настроить свою душу в лад с гармоничной природой.

Куприн для воссоздания целостной картины края прибегнул к цикличности. Он создал серию историй о Полесье. Куприн варьирует образ рассказчика: то чуткий наблюдатель нравов, то страстный охотник, увлеченный тонкостями этого ре-

месла, то возлюбленный юной дочери лесов Олеси. Между тем все эти произведения, написанные в разные годы, имеют внутреннее единство – везде решается проблема человека и природы, везде выражено авторское отношение к крестьянству.

Трофим Щербатый – казенный лесник, который сопровождает автора рассказа «На глухарей» во время охоты. Ярмола из повести «Олеся» – сосед и спутник главного действующего лица Ивана Тимофеевича в их лесных походах. Глазами рассказчика определяется крестьянская психология. Не менее важна и реакция Ярмолы на своего случайного попутчика. Ярмола чувствует собственное превосходство над барином-охотником. И неслучайно: он, действительно, обладает острой наблюдательностью. Он прекрасно знает лес, охотно и покровительственно делится накопленным опытом со своим господином. Простой неграмотный мужик обладает редким пониманием законов природы, но к повседневному сельскому труду он равнодушен, к другим умениям неспособен.

Ярмола в «Олесе» поражает Ивана Тимофеевича невежеством, темными предрассудками, замкнутостью, поэтому трудно складывается их общение. Когда охотник узнает о знакомстве «паныча» с «ведьмакой» Мануйлихой, он отворачивается от Ивана Тимофеевича. «Мои отношения с Яр-молой совсем испортились. С некоторого времени я заметил, что он начинает избегать меня. Его черные глаза следили за мной издали с упреком и неудовольствием каждый раз, когда я собирался идти в лес, хотя порицания своего он не высказывал ни одним словом» [2, с. 343].

Ярмола хочет выучиться грамоте, чтоб за всю деревню расписываться. Но учеба идет до смешного туго. Рассказчика удивляет, что «Ярмола, знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте, различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц, – этот самый Ярмола никак не мог представить себе, почему, например, буквы «м» и «а» вместе составляют «ма» [2, с. 314].

Куприн всемерно подчеркивает внутренние связи Ярмолы с полесскими мужиками. Вовсе не индивидуальными особенностями Ярмолы или другого какого-нибудь человека объясняются в повести низкие возможности крестьянской массы. Она несет в себе печальный груз рабского положения. Автор подчеркивает самую отвратительную черту темной деревни – пьянство: «В праздник святой троицы весь народ был пьяный. Трезвых уже не было ни одного человека» [2, с. 363].

Еще в «Лесной глуши» Куприн назвал крестьян «ненавистной толпой». Такими же они выглядят и в «Олесе». В одной из сцен повести показывается отношение полесских старожилов к роману героя с «колдуньей»: «Пробираясь осторожно между людьми. я не мог не заметить, что со всех сторон меня провожали бесцеремонные, любопытные и враждебные взгляды. Против обыкновения, ни один человек не снял шапки, но шум как будто утих при моем появлении» [2, с. 369]. Немудрено, что когда Олеся из любви к Ивану Тимофеевичу решилась посетить церковь, девушку встретили с откровенной ненавистью, угрозами: «Несколько раз Олеся пыталась пройти сквозь это ужасное кольцо, но ее постоянно отталкивали в середину. Вдруг визгливый старушечий голос заорал откуда-то позади толпы: “Дегтем ее вымазать, стерву. ” вслед вместе с бранью, хохотом и улюлюкиванием полетели камни.» [2, с. 371]. Олесю зверски избивают. Она в страхе, боли, с острым ощущением происходящей несправедливости грозит толпе местью. После этой сцены девушка и бабка Мануйлиха вынуждены покинуть Полесье. Так темная и озлобленная толпа решает судьбу ни в чем неповинных перед нею женщин. У Куприна среди жителей полесской деревни нет ни одной яркой личности, хотя природную одаренность Ярмолы автор отнюдь не затеняет. Но мрачный жизненный опыт, сложившиеся еще в рабстве нормы поведения разобщенной массы, утвердившиеся в их быту предрассудки – все это не дает развиваться светлым началам психологии и жизни. Перед нами в повести душевно бедные создания, бессознательно губящие удивительную девушку Олесю. Впрочем, сравнения с ней не выдерживает и сам Иван Тимофеевич. Он оказывается на первом плане и с ним соотнесены все компоненты содержания. По одним параметрам герой-повествователь выгодно отличается от местного населения, по другим – он отнюдь не идеален. Автор по-разному критически относится и к крестьянам, и к городской интеллигенции. Иван Тимофеевич лишен целостности, гармоничности внутреннего мира. Возлюбленный Олеси импульсивен в поступках, эгоистичен в чувствах, шаток в своих планах на будущее. Устами девушки – самого чистого существа – Куприн дает нелестную характеристику избраннику, на первый взгляд, гуманному и умному: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Вино любите.» [2, с. 332].

Для Куприна тема «человек и природа» стала главной, поскольку его идеал восходил к полному нераздельному слиянию людей с вечно прекрасным земным миром. Образ природы наделен у Куприна гораздо более активной функцией. Объясняется этот факт просто. Писатель изображает совершенно исключительный характер, поэтому в повести осваиваются своеобразные приемы выражения поклонения ему, утверждения его правды. Среди них – язык природы.

Иван Тимофеевич встречается с Олесей зимой. Их чувства еще неясны, под стать спящей природе. Затем наступает весна, несутся радости земной жизни, чем полна теперь и душа героев. Все во вне и внутри набирает энергию, радуется теплу: «Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. Ворбьи стаями обсыпающие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни» [2, с. 328]. Также тревожно в душе молодых людей. Наступает лето. Природа как бы вторит чувствам героев, а, может быть, содействует их пробуждению. Иван Тимофеевич вспоминает: «Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес. Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные газовые покровы. И мы шли, обнавшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса» [2, с. 359], а разлука Ивана Тимофеевича и Олеси совпадает с резкими переменами в природе. На смену таких летних вечеров приходит вихрь, град, гроза. В этой символической картине заключено множество смысловых оттенков. Раскаты грома, вспышки молнии воспринимаются как наказание страхом, да и прямая угроза (уничтожение градом урожая) для жестоких по отношению к Олесе крестьян. «Гнев» земли пугает и самого Ивана Тимофеевича, который оказался недостаточно чутким к своей возлюбленной. Но главное в картине грозы все-таки – мужество, власть над человеком природы. Олеся оказывается подлинной дочерью великой, вечно прекрасной стихии. У Куприна дитя матери -земли Олеся у себя дома – в объятиях леса, в колыбели трав: «Мы с Олесей предпочли сходиться в лесу каждый вечер. И величественная зеленая прелесть бора, как драгоценная оправа, украшала

нашу безмятежную любовь» [2, с. 360], поэтому Олеся почти предчувствует грозу, а когда буря начинается, бабушка и внучка под прикрытием дождя, грозно сверкающей молнии спасаются от несправедливого гнева крестьян.

Несомненно, что для самого автора «Олеси» незабываемая полесская природа стала не только родником восхищения, но определила появление центрального образа повести, сообщила особенные черты, манеру поведения девушки.

Нельзя тем не менее такой очевидной параллелью «человек – родной край» обусловить художественный замысел купринского произведения в целом. Художник целенаправленно обратился к таинствам полесской земли, связав с нею поэтический мир Олеси. Здесь нашел он сферу обитания для исключительного характера, воплощающего авторский идеал духовной гармонии. Поиски такого идеала были первичными, исходными, лишь случайно конкретизированными на материале Полесья. «Естественная личность» -вот что занимало воображение Куприна.

1. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. М., 1981

2. Дьякова Е. А. Александр Куприн // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М., 2000. Кн. 1.

3. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна. М., 1987.

4. Куприн А. И. Собр. соч.: в 9 т. М.: Худ. лит., 1973. Т. 4.

5. Куприна К. А. Куприн – мой отец. 2-е изд. М., 1979.

6. Михайлов О. М. Куприн. М., 1997.

7. Смирнова Л. А. «Сладкое присутствие неведомого бога» // Куприн А. Соч. М., 2001. С. 5-22.

8. Смирнова Л. А. Куприн // Смирнова Л. А. Русская литература конца XIX – начала ХХ века. М., 2001. С. 83-105.

9. Чеснокова И. Г. А. С. Пушкин в художественном восприятии А. И. Куприна // Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе: материалы 1Х Всероссийской науч.-практич. конф. Йошкар-Ола, 2012. С. 365-368.

10. Чеснокова И. Г. Судьбы «маленького» человека в произведениях А. П. Чехова и А. И. Куприна // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 227 -230.

11. Чеснокова И. Г. Ищущая личность в повести А. Куприна «Поединок» // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 3. С. 95-97.

Статья поступила в редакцию 19.10.2016 г.

Для цитирования: Чеснокова И. Г. Социальное и природное в творчестве А. И. Куприна // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 102-106.

Чеснокова Инна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, iff@marsu.ru

I. G. Chesnokova Mari State University, Yoshkar-Ola

SOCIAL AND NATURAL IN A. I. KUPRIN’S WORKS

The article examines the works by Alexander Kuprin, which entered into the “Polesye Cycle”: “Backwoods”, “Hunting Wood Grouse”, “Olesya” in terms of social and natural. The study defined themes, the imaging system, the function of the nature of these works.

Keywords: nature, “natural state” of the personality, personality type, social and spiritual processes, cyclicity

1. Volkov A. A. Tvorchestvo A. I. Kuprina [Works by A. I. Kuprin]. M., 1981.

2. D’jakova E. A. Aleksandr Kuprin [Alexander Kuprin]. Russkaja literatura rubezha vekov (1890-e – nachalo 1920-h godov) = Russian literature at the turn of the century (1890s – early 1920s). M., 2000, kn. 1.

3. Kuleshov F. I. Tvorcheskij put’ A. I. Kuprina [Creative way of A. I. Kuprin]. M., 1987.

4. Kuprin A. I. Sobr. soch.: V 9 t. [Collected works]. M.: Hud. lit., 1973, t. 4.

5. Kuprina K. A. Kuprin – moj otec [Kuprin – my father]. 2-e izd. M., 1979.

6. Mihajlov O. M. Kuprin [Kuprin]. M., 1997.

7. Smimova L. A. «Sladkoe prisutstvie nevedomogo boga» [«Sweet presence of an unknown god»]. Kuprin A. Soch. = Kuprin A. Works. M., 2001, pp. 5-22.

8. Smirnova L. A. Kuprin. Smirnova L. A. Russkaja literatura konca XIX – nachala XX veka = Russian literature of the late nineteenth – early twentieth century. M., 2001, pp. 83-105.

9. Chesnokova I. G. A. S. Pushkin v hudozhestvennom vos-prijatii A. I. Kuprina [Pushkin in the artistic perception of Kuprin]. Aktual’nye problemy izuchenija i prepodavanija litera-tury v vuze i shkole: materialy IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii = Actual problems of studying and teaching literature in high school, and school: Materials of the IXth All-Russian scientific-practical conference. Joshkar-Ola, 2012, pp. 365-368.

10. Chesnokova I. G. Sud’by «malen’kogo» cheloveka v proizvedenijah A. P. Chehova i A. I. Kuprina [The fate of the “little” man in the works by Anton Chekhov and A. I. Kuprin]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the University of Chuvashia. 2013, no. 2, pp. 227-230.

11. Chesnokova I. G. Ishhushhaja lichnost’ v povesti A. Kuprina «Poedinok» [Seeker personality in the novel by Alexander Kuprin “Duel”]. VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University. 2015, no. 3, pp. 95-97.

Citation for an article: Chesnokova I. G. Social and natural in A. I. Kuprin’s works. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 4 (24), pp. 102-106.

About the autor

Chesnokova Inna Gennad’evna, Candidate of Philology, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, iff@marsu. ru

Читайте также:
Сочинение по повести А.И. Куприна Олеся: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: