Тема трагической любви в творчестве Куприна (Олеся, Гранатовый браслет): сочинение

Тема любви в творчестве Александра Ивановича Куприна

Особенности творчества А.И. Куприна. Любовь в произведениях А.И. Куприна. Тема поэтической и трагической любви в повести “Олеся”. Трагическая любовь в повести “Суламифь”. Безответная любовь в повести “Гранатовый браслет”. Чистая любовь в повести “Поединок

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 03.02.2014
Размер файла 17,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Творчество Александра Ивановича Куприна – одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей, прежде всего, глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А.И. Куприн – писатель демократический в самом высоком смысле этого слова. В сфере его интересов – люди, которые часто незаметны и непривлекательны для равнодушного, стороннего взгляда. Автор же относится к ним с особой, только ему присущей, теплотой человечности. На страницах повестей и рассказов А.И. Куприна перед нами проходит целый мир самых разнообразных персонажей – среди них и уличные артисты, и офицеры, и черноморские рыбаки, и писатели, и мелкие чиновники. Глубоко проникая в их внутренний мир, писатель создает их яркие и запоминающиеся портреты. И очень часто характеры его героев раскрываются в той сфере, где вообще ярче всего раскрываются человеческие характеры – в сфере чувств и прежде всего в чувстве любви.

Любовь в произведениях А.И. Куприна – чаще всего не безрассудная, темная страсть, а чувство просветленное, во многих его повестях и рассказах она составляет единственный смысл человеческой жизни. Его повести о любви “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь” – самые трогательные и проникновенные произведения. Любовь окрыляет героев, возвышает над серым безотрадным бытом, дает ощущение высшей полноты жизни.

Любовь в творчестве Куприна нередко представлена как некая сверхъестественная сила, существующая, словно сама по себе, и полностью господствующая над человеком. Она безжалостна, потому что смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим, она – чистое и возвышенное чувство, и человек не только не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар.

Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто заканчивается трагедией. В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести “Олеся”. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей “необычностью”, “в ней не было ничего похожего на местных девчат”, свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: “Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил”. Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно. Размещено на Allbest.ru

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества – любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой – Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” – художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус – последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного” человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни.

Сильное и прекрасное чувство связывает таких разных и по возрасту, и по положению людей, как мудрый царь Соломон и бедная девушка с виноградников в повести “Суламифь”. Эта библейская легенда воспринимается как гимн любви, молодости и красоте. Любовь помогает героине преодолеть страх смерти. Истекая кровью, она называет себя самой счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой “она прильнула, как к сладкому источнику”. Ревность царицы Астис смогла погубить юную соперницу, но она бессильна убить любовь, светлую память царя Соломона об “обожженной солнцем Суламифи”. Трагический отсвет любви, озарившей жизнь мудреца, заставляет его продиктовать глубоко выстраданные строки: “Крепка, как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность: стрелы ее – стрелы огненные”.

Читайте также:
Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок»: сочинение

Безответная любовь дает бедному телеграфисту Желткову из повести “Гранатовый браслет” высшее блаженство и острую сладкую тоску. Весь мир сосредоточился для него в любви к княгине Вере Николаевне Шейной, замужней женщине, занимающей высокое положение в обществе. Его наивные, трогательные письма, дышащие любовью и обожанием, становятся постоянным источником насмешек и острот благородного княжеского семейства. Но подаренный ко дню именин Веры гранатовый браслет, в котором благодаря удачному освещению “вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни”, нарушает, по мнению Николая Николаевича, брата княгини, всякие границы благопристойности. Заботясь о добром имени князей Шейных, этот сухой и черствый человек начинает поиски этого ничтожного “Ге Эс Же”, чтобы возвратить ему подарок и положить конец его преследованиям княгини Веры. Тягостный и бессмысленный разговор заканчивается обещанием Желткова больше не напоминать о себе, хотя он искренне признается Василию Львовичу в том, что никогда не сможет разлюбить его жену. Эта встреча оставляет у князя Шеина, доброго и порядочного человека, странное чувство, что он присутствует “при какой-то громадной трагедии души”. Княгиня Вера тоже предчувствует, “что этот человек убьет себя”.

Герои купринской повести много говорят об этом чувстве, мечтают о бескорыстной, самоотверженной любви, для которой “совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость”, но не замечают, что именно такая любовь пересекла жизненный путь Веры. Связанный обещанием, данным мужу и брату княгини Шейной, Желтков кончает жизнь самоубийством, так как не в состоянии разлюбить Веру.

Как проявление душевной слабости и безволия нередко трактуется критиками этот поступок героя. Нельзя согласиться с таким утверждением. Вероятно, в самоубийстве Желткова с огромной силой выражается глубина и самоотверженность его любви, заставляющей Веру многое понять и перечувствовать. Каждое слово в прощальном письме героя освещено для нее великим трагическим чувством. Герой воспринимает любовь как награду, как высший дар, посланный ему Богом. Он, не задумываясь, жертвует ради благополучия и спокойствия любимой женщины своей жизнью и благодарит ее только за то, что она есть и что в ней воплотилась красота земли. Исповедь человека, для которого любовь к ней стала смыслом жизни и высшим блаженством, слышится Вере в чудесных звуках бетховенской сонаты.

В повести “Поединок” показана жизнь русского офицерства начала XX века. Читая повесть, мы вместе с автором постигаем внутренний мир его молодого современника, поручика Ромашова, главного героя произведения. Он живет в среде обитателей захолустного военного городка, жизнь офицеров в котором скучна, однообразна, лишена духовных интересов. Их дни заполнены подготовкой к военному смотру, жестокой муштрой солдат, а вечера – пьянством, игрой в карты, пошлыми романами с «полковыми дамами” женами офицеров. Ромашова выделяет из этой среды, прежде всего, то, что он способен на настоящее, большое чувство. То, что он испытывает к Шурочке Николаевой, – не просто увлечение, не попытка уйти от скуки и однообразия жизни, а любовь в самом высоком смысле этого слова. Именно в этой любви проявляются светлые стороны личности Ромашова, его чистота и благородство. Любовь не приносит ему счастья. Женщина, которую он боготворит, оказывается жестокой, бессердечной и расчетливой. Ради карьеры мужа она посылает на верную смерть человека, который готов для ее счастья на самопожертвование.

Повесть А.И. Куприна носит название “Поединок”. Смысл этого названия многозначен. Любовь в повести – тоже своеобразный поединок, столкновение двух очень разных характеров и столкновение внутреннее, психологическое – внутри самой личности Ромашова. Для героини этот поединок заканчивается мнимой победой – Ромашов убит, все препятствия на пути к блестящему будущему устранены. Но эта победа оказывается внутренним крахом; нравственным поражением. Для героя же его физическая смерть оборачивается личностной победой над судьбой, преодолением в самом себе суетного и мелкого, высокой жертвой ради любви. Эта смерть неоспоримо доказывает величие любви, в которое верил А.И. Куприн.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой “полесской колдунье” Олесе в отношениях с “добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем” и умной, расчетливой Шурочке – с “чистым и добрым Ромашовым” (“Поединок”). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир. Размещено на Allbest.ru

Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа – специфика художественного таланта А.И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества – в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества – вопросы любви.

Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

Читайте также:
А. И. Куприн. Жизнь и творчество: сочинение

Он и Она в повести Куприна «Олеся». Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся»

  • Куприн
  • Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, переводчик, певец возвышенного чувства. Его произведения глубоко проникают в душу человека и заставляют сопереживать и проживать моменты вместе с его героями. Такие повести, как «Гранатовый браслет», « Суламифь» и «Олеся» затрагивают сердце не только прекрасного пола человечества, но и оставляют след в душе мужчин. «Олеся» — это художественное открытие и одно из самых любимых произведений А. И Куприна. Повесть говорит о величайшей любви двух героев, двух натур, двух мировоззрений. В ней повествуется о трагической любви молодой девушки Олеси и ее возлюбленного городского барина и писателя, который приехал в родные края Олеси, чтобы понаблюдать за нравами простых людей — Ивана Тимофеевича.

    Героиня повести «Олеся» молодая, красивая девушка, простая, живущая в окружение с природы. Она поражает Ивана Тимофеевича не только своей красотой, но и своей самобытностью, что является полной его противоположностью. Хотя она и слывет среди людей колдуньей, но все же она добра и наивна. Олеся влюбляется в Ивана Тимофеевича и доверяется ему, хоть и знает, что он может навредить любящему его человеку. Зная, что ее ждет, Олеся все равно признается Ивану в любви. Иван Тимофеевич отвечает ей взаимностью. Автор открыл и показал нам невинную, истинную красоту девушки. Молодая девушка готова перебороть свой страх перед суеверием и ради любимого обвенчаться с ним в церкви. Но злобный народ не дает Олесе никаких шансов на счастье и Олесе приходится расстаться с Иваном, с ее первой и возможно последней любовью.

    Александр Иванович Куприн в повести «Олеся» хотел показать, что любовь не имеет границ между сословиями и возрастом. Любовь творит чудеса даже там, где это невозможно. Способность любить глубоко, искренне и по – настоящему умеют далеко не все. Испытать это чувство – большая удача и счастье. Куприн так дает знать, что может разрушать в одночасье такое чистое чувство, как любовь. Это людская злоба, ненависть и предательство. Но без этого чувства люди не могут обходиться. Любовь невозможна без боли.

    Такие творения русских классиков заставляют нас задуматься об этом прекрасном, неуловимом чувстве. Любовь… Вот чего так не хватает людям в современной жизни. Ведь только это чувство заставляет нас идти на грандиозные поступки, писать великолепные произведения и посвящать любимым стихи.

    Сочинение на тему Любовь в повести Олеся

    В XIX веке писатели и поэты в России живо интересовались темой о любви и взаимодействия двух влюбленных людей, они выясняли, что же такое любовь счастье или трагедия. А.И. Куприн тоже освящал проблему любви в своих произведениях. Особенно проблема любви показана в произведении «Олеся».

    Почти все произведения писателя о любви, носят счастливый характер. Но не это произведение. Именно это чистое и светлое чувство помогает героям произведений показать свои качества характера, узнать себя с лучшей стороны. Это показано и в повести «Олеся».

    Главный герой повести был писателем, звали его Иван Тимофеевич, он приехал в Волынскую губернию. Он умен, образован он интересуется разными направлениями в искусстве, знакомится с разными людьми, которые ему интересны. Он с интересом изучает традиции, обычаи, легенды, народные песни. Он специально приехал в Полесье, что бы познакомится с обычаями этого края, узнать новые легенды и былины, которые ему пригодились бы в его дальнейшем творчестве. Здесь ему все казались самобытными и отсталыми от жизни. Все люди, проживающие здесь, были чистыми и светлыми.

    Именно оказавшись здесь, Иван Тимофеевич встречает свою любовь, девушка по имени Олеся, которая покорила его сердце с первого взгляда. Девушка тоже полюбила его всем сердцем, но Иван не смог ответить ответным чувством.

    Олеся была рождена для любви и долго шла к этому моменту и ждала того, что бы появился человек, о котором она смогла бы заботиться Девушка полностью отдалась своему чувству.

    В деревне, куда приехал Иван Тимофеевич, девушку и её бабушку считали ведьмами, поэтому они ушли жить в лес. Но герой в это не верил. Он понимал, что девушка, ни какая не ведьма, а просто травница. Была лишь одна проблема, он и его любимая из разных миров, он городской человек, а она из леса, была суеверной, что внушало молодому человеку неуверенность. Он не мог представить её в модной одежде на светском вечере.

    Они понимали, что им не быть вместе, от этого оба страдали. Для них светлое чувство любви стало трагедией.

    Писатель описал отношения с особым трепетом, описывал все в мельчайших подробностях.

    А.И. Куприн в своем произведении изобразил очень трагическую ситуацию для влюбленных. Мужчина в этой ситуации показан как трус, он испугался осуждения общества и отказался от своей любви. Автор пытался доказать, что за свою любовь надо бороться и отстаивать её. Если любишь, то не обращаешь внимания на мнение окружающих, и становишься по — настоящему счастливым.

    Другие темы: ← Вера Алмазова в рассказе Куст сирени↑ КупринТема любви в рассказе Куст сирени →

    Любовь в творчестве Куприна

    Александр Иванович всегда интересовался темой любви, считая, что в ней заключена самая волнующая загадка человека. Он полагал, что индивидуальность выражается не в красках, не в голосе, не в творчестве, не в походке, а именно в любви.

    «Он и она в повести Куприна «Олеся» — важнейшая тема произведения. Любовь как высшее мерило личности человека, облагораживающая и возвышающая его над жизненными обстоятельствами, была раскрыта с большим мастерством в данной повести. В ней Александр Иванович поэтизирует благородство души, умение наслаждаться красотой и гармонией природы. Любовно и щедро описанные в повести пейзажи Полесья придают мажорный, светлый тон повествованию о судьбе Ивана Тимофеевича и Олеси — главных героев.

    Читайте также:
    Краткие хроники творчества Александра Ивановича Куприна: сочинение

    Популярные сочинения

    • Сочинение Лето — любимое время года
      Как бы это не звучало банально, но моё любимое время года – это лето. Во многом это связано именно с летними каникулами, освобождающими томимый учёбой школьный контингент от зубрёжек и обязанностей
    • Главные люди в жизни человека (семья) сочинение
      На протяжении всей жизни мы тесно связаны со своей семьей. Эти люди постоянно заботятся о нас, учат чему-то новому и дарят свою бескорыстную любовь. В широком смысле слова семья представляет
    • Значение слова доброта сочинение
      Всем нам известно такое слово как доброта. Но не все понимают его значение, рождаемся ли мы добрыми или же становимся такими в процессе правильного воспитания.

    Образ Олеси

    Содержание повести Куприна «Олеся» основывается на истории светлого чувства к начинающему писателю молодой девушки. Героиня с первой же фразы про «голодных зябликов» располагает к себе читателей. Ивана Тимофеевича она поразила оригинальной красотой. Девушка была брюнеткой, лет двадцати — двадцати пяти, высокой и стройной. Ивана Тимофеевича свело с ней и ее бабушкой Мануйлихой чистое любопытство. С этими двумя женщинами деревня обошлась неласково, прогнав жить в дремучий лес, поскольку Мануйлиху считали ведьмой. Главная героиня, привыкшая с опаской относиться к людям, не сразу открылась писателю. Ее судьбу определяют исключительность, одиночество.

    Повествование ведется от лица Ивана Тимофеевича, городского интеллигента. Все другие герои (необщительные крестьяне, Ярмола, сам рассказчик, Мануйлиха) связаны со средой, скованы ее законами и укладом, поэтому очень далеки от гармонии. И лишь Олеся, воспитанная самой природой, ее могучей силой, сумела сохранить врожденные человеческие качества и дарования. Автор идеализирует ее образ, однако в чувствах, поведениях, мыслях Олеси воплощаются реальные способности, поэтому повесть психологически правдива. Впервые у Александра Ивановича в характере Олеси слились воедино самоотверженность и гордость, утонченность переживаний и действенность поступков. Ее одаренная душа поражает полетом чувств, преданностью возлюбленному, отношением к природе, людям.

    • Главная тема повести
      — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
    • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы.
      Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном .
    • Роль пейзажа
      в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом .

    Род деятельности

    Известно, что Иван служит в каком-то ведомстве. В свободное от работы время пробуется в жанре литературной журналистики. Пытается писать рассказы, один из которых публиковался в городском издании. Собирает народные сказания и былины для творчества.

    «…а я в то время (рассказывать, так рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы…»

    «…мне здесь оставаться неудобно и негде, да, наконец, и службой пренебрегать нельзя…»

    Любовная линия повести

    Иван Тимофеевич — молодой барин, образованный и интеллигентный, живущий в городе, но по долгу службы попавший вместе со своим дворецким Ярмолой в далекое селение под названием Переброд. Там он попадает в хату к старой и агрессивной гадалке Мануйлихе, которая за деньги согласилась организовать гадание. У старухи Иван знакомится с молодой девушкой Олесей, которая запала ему в душу и смогла привлечь его. Долго герой думал о ней, мечтая её увидеть, пока однажды не решился навестить Олесю снова.

    Иван просил Олесю поворожить ему, но та, как оказалось, уже делала обряд гадания на его судьбу. Он показал, что ждет героя любовь, которая принесет лишь одни несчастья и позор, а также, что ему не стоит ожидать богатств, так как деньги уходят из его рук, не задерживаясь.

    Шло время, и чувства между возлюбленными превратились в сильную любовь. Юноша всё больше очаровывался внутренним миром и ярким обликом девушки, несмотря на то, что их беседы нередко заканчивались спором. Иван всё чаще стал задумываться о свадьбе, но Олеся лишь уклонялась от ответа, утверждая, что венчание и свадьба невозможны из-за её магических способностей.

    В один из дней Иван видит свою любимую в слезах и узнает, что местный урядник пригрозил пустить гадалок по этапу и велел покинуть избу. Молодой человек очень хотел помочь женщинам, однако это лишь испортило отношения между влюбленными. Девушка призналась, что думала, что избежит судьбы. Но поняла, что это невозможно.

    Юноша решил взять девушку в жены, но встретил отказ. Чтобы доказать, что причина не в боязни церкви, Олеся назначает возлюбленному встречу.

    Опаздывая, барин узнает, что его любимая убежала от разгневанных девиц, желавших опозорить девушку. Он находит Олесю в лесу, избитую и без сознания. Придя в себя, героиня сожалеет, что не смогла подарить барину сына.

    Ночью в селе была сильная гроза, которая повредила жилье сельчан. Слуга разбудил героя и сказал тому покинуть село.

    Иван, понимая, что без старой колдуньи тут не обошлось, поспешил в лес, чтобы опередить любимую. Но он не успел, найдя там лишь алые бусы, напоминавшие о девичьей любви.

    Истинный смысл любви

    Он и она в повести Куприна «Олеся» — люди совершенно разные, поэтому им не суждено быть вместе. Каково же значение этой любви, ради чего Олеся, зная, что их отношения обречены, все же не оттолкнула героя с самого начала?

    Читайте также:
    Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет»): сочинение

    Истинный смысл любви Александр Иванович видит в стремлении отдать возлюбленному всю полноту чувств. Человек несовершенен, но великая сила этого чувства может, хотя бы на время, вернуть ему естественность и остроту ощущений, которые удалось сохранить людям, подобным Олесе. Эта героиня способна внести гармонию в столь противоречивые взаимоотношения, как те, что описал Куприн (повесть «Олеся»). Анализ этого произведения позволяет сделать вывод, что ее любовь — это презрение к человеческим страданиям и даже смерти. Очень жаль, что на подобное чувство способны лишь избранные. Любовь в повести Куприна «Олеся» — это особый дар, столь же редкий, сколь и магические способности, которыми обладала главная героиня. Это что-то загадочное, таинственное, необъяснимое.

    Жанр и направление

    Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

    По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

    Главные проблемы «Олеси» Куприна

    Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе «Олеся» Куприн, анализ которого мы разбираем.

    Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

    А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка — ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

    Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы «Олеси» Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, «панычом Иваном». Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

    Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед «колдуньями», которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ «Олеси» Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

    Главными героями «Олеси» Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные — Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

    Характер

    Среди основных черт характера Ивана Тимофеевича хочется отметить следующих:

    • доброта;
    • слабость, безволие;
    • отзывчивость;
    • зависим от людского мнения;
    • слабохарактерность;
    • не способен разобраться в собственных чувствах;
    • скромность;
    • нерешительность;
    • скрывает эмоции и чувства внутри, не давая им выхода.

    У главной героини Олеси сложилось собственное мнение относительно характера Ивана Тимофеевича.

    «…человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно, говорить, так уж все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много будет в жизни зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете…»

    Анализ «Олеси» Куприна

    Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью — Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

    Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

    Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

    Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

    Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

    Критика

    Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

    К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

    Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

    Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

    Читайте также:
    Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна: сочинение

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Тема «Олеси» Куприна — бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

    Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

    Мечта о прекрасном человеке

    Повесть «Олеся» (Куприн) — воплощение мечты о прекрасном человеке, здоровой и вольной жизни в гармонии с природой. Неслучайно развитие любви происходило на ее фоне. Основная мысль произведения: только вдали от равнодушного города, от цивилизации можно встретить человека, сохранившего способность любить преданно, бескорыстно. Только в гармонии с природой мы можем достигнуть благородства и нравственной чистоты.

    Тема трагической любви в творчестве Куприна (Олеся, Гранатовый браслет): сочинение

    Меню сайта

    • Сочинения
      • Русская литература
      • Русский язык
      • Свободная тема
        • Сочинения про осень
        • Сочинения о зиме
        • Сочинения о весне
        • Сочинения о лете
        • О природе
        • Про школу
        • Сочинения о Родине
        • Сочинения о спорте
        • Школа, учителя
        • Человек и природа
        • Про друзей
      • Сочинение по картине
      • Сочинения по произведениям
      • Сочинения-рассуждения
      • Сочинения на английском
      • Сочинение описание
      • Сочинения ЕГЭ
      • Сочинения 5-9 класс
      • Сочинения ОГЭ
    • Шпаргалки
    • Рефераты
    • Анализ произведения
    • Примеры решения задач
    • Биографии писателей
    • Краткие содержания
    • Твори з української мови
    • Твори з української літератури
    • Твори з зарубіжної літератури
    • Историческое сочинение
    • Литература и язык
    • История России
    • Тесты по литературе
    • Диктанты по русскому языку

    Сочинения на свободную тему

    Сочинение на тему «Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)»

    Тема высокого и возвышенного чувства любви является основной в творчестве великого писателя. Это трепетное и чистое чувство раскрыто в каждом произведении Куприна по-разному, но все же оно имеет один и тот же печальный конец. Автор пишет о совершенно разных персонажах, описывает разнообразные эпохи, в которых происходят действия, но конец произведений сводится к трагичной истории любви.
    В повесть «Олеся» четко прослеживаются нотки романтизма и лирики, главная героиня является чистым детям природы, она не испорчена обществом. Девушка обладает добрым сердцем, ей чужды лицемерие и притворство. Волею судеб девушка влюбляется в Ивана Тимофеевича. Эти два человека представляют собой два разных мира, которые не могут существовать в гармонии.

    Олеся искренне и полностью отдает свое сердце любимому мужчине, ничего не прося взамен. Но ее возлюбленный не может ответить ей взаимностью полностью. С одной стороны он действительно испытывает чувства к прелестной девушке, но с другой – он отягощен нормами общества и законами социума. Иван не может отдать свое сердце в руки девушки потому, что боится осуждения со стороны горожан. В конце концов, он ставит не простой выбор перед Олесей между ним и бабушкой. Это разрушает их хрупкие отношения и разбивает девушке сердце.
    «Гранатовый браслет» нельзя назвать просто рассказом. Это поистине историческое произведение, в основу событий которого легла судьба Туган-Барановских. Куприн повествует читателю о искренней и преданной любви, которой не суждено было стать взаимной. Сюжет разворачивается вокруг Веры Николаевны. Это, по сути, несчастная женщина. Смысл ее жизни размыт и неясен. Она не живет, а существует.
    Но внезапно в ее жизни появляется некий тайный поклонник. Он пишет ей письма, настолько глубокие и чистые, которые поражают замерзшее сердце Веры Николаевны. Ее жизнь окружена лицемерными людьми, которые чтят только силу и власть. Она устала от такой жизни, а тайный поклонник дает ей надежду и веру.
    Но главной героине и ее поклоннику, которым оказался мелкий помещик, не суждено быть вместе. Они принадлежат разным социальным прослойкам. Поклонник, чтобы не мешать привычному порядку вещей, в жизни возлюбленной, уходит из жизни. И только тогда Вера понимает ничтожность собственного существования и ошибочность ее выбора.
    Произведения Куприна пропитаны настоящей любовью, которая захватывает дух. Но в тоже время они обречены на разочарование. Трагедия любви постигает их. Но такая нотка суровой реальности делает его произведения такими захватывающими и величественными.

    Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» (А. И. Куприн)

    Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет», показывающее уникальный взгляд писателя на чувства людей.

    Тема любви – одна из популярных в художественной литературе. Много сказано о том, что это чувство вдохновляет человека на великие дела. Любовь служит испытанием внутренних качеств, заставляет совершать безумства. Она является основой жизни на земле. Не обошел эту тему в своих произведениях и А. И. Куприн. В его творчестве она приобрела особенный оттенок. По его мнению, которое он выразил устами генерала Аносова, любовь должна быть трагедией. Так трагично заканчивается любовная история в повести «Олеся». Любовь и честь находятся в центре изображения повести «Поединок». Гимном великой любви можно назвать рассказ «Гранатовый браслет».

    Главным героем рассказа стал «маленький человек», простой канцелярский служащий Г. С. Желтков. Несколько лет он был безнадежно влюблен в Веру Николаевну Шеину. Она выше его по социальному и материальному положению, но любовь не зависит от общественного положения, статуса, звания, национальности. Когда герой впервые увидел Веру Николаевну, она еще не была замужем. Он сразу полюбил Веру, стал слать ей письма, которые подписывал Г. С. Ж. Он часто находился рядом с ней в театре, на прогулках, стараясь оставаться незамеченным. Она стала необходима ему, как воздух. В конце концов, Вера написала ему и попросила «не утруждать ее больше своими любовными излияниями». Он послушался ее, но продолжал присылать поздравления с праздниками.

    Шли годы, любовь в сердце Желткова не проходила, она превратилась в большое зрелое чувство. Он благоговеет перед любимой женщиной, бесконечно желает ей счастья и рад, если она счастлива. В ней заключается вся его жизнь. Кроме нее для него больше ничего не существует вокруг. Его душа возвысилась необыкновенно в этом чувстве. В ней не осталось места злобе, зависти, корысти, ненависти. Его не расстраивает, что она замужем, что он не может обладать ей. Герой выше этого, он радуется тому, что она счастлива в браке. Желтков готов поклониться всему, что ее окружает: паркету, деревьям, прислуге, мебели. Он не может быть с ней, не смеет рассчитывать на взаимность, но он может видеть ее, писать ей. Это делает его жизнь наполненной, дарит ему радость.

    Читайте также:
    Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! (по повести А. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

    Друг семьи генерал Аносов считает, что настоящая любовь стала редкостью, люди разучились любить. Брак Веры и Василия Львовича он считает счастливым исключением. История Г. С. Ж. в семье Шеиных, благодаря таланту карикатуриста, которым обладал муж Веры Василий Львович, приобрела комический оттенок. В разговоре с Верой генерал предположил, что в лице Желткова ее посетила любовь, «о которой грезят женщины».

    В день Вериных именин Желтков прислал ей гранатовый браслет, который не был красив в общем, но гранаты на нем были похожи на капли крови. Эта художественная деталь указывала на трагический характер истории. Вера показала браслет мужу и брату. Николай Николаевич был возмущен и готов был призвать власти, чтобы поставить на место «наглеца». Супруги Шеины сочли это лишним. Все они сошлись во мнении, что нужно узнать, кто этот человек и поговорить с ним.

    Князь Василий с шурином отправились к Желткову. Войдя в комнату, они увидели высокого мужчину лет тридцати. Куприн обращает внимание на его худые, нервные пальцы, которые говорят о тонкой, чувствительной натуре. Это подтверждают детали, на которые указывает писатель далее. Нежное девичье лицо, бледность, голубые глаза, упрямый детский подбородок – все это говорило о романтическом характере их обладателя. Утонченная внешность совершенно не соответствовала внутренней силе этого человека. Это почувствовал Василий Львович. Он с уважением и пониманием отнесся к тому, что происходило в душе Желткова. Он знал, что любовь относится к неизученной стороне человеческой жизни. Этим чувством невозможно управлять. Запретить любить нельзя точно так же, как невозможно заставить полюбить.

    Человеческая душа – это огромный мир, наполненный чувствами, мыслями, эмоциями. Желтков, этот маленький человек, обладал большой душой. Василий Львович чувствовал, что совершается какая-то трагедия, свидетелем которой ему довелось стать. Он ничего не скрыл от Веры Николаевны, она, в свою очередь, не скрыла чувств, которые охватили ее, когда муж рассказал о встрече с Желтковым. Вера поняла, что ее обожатель решил уйти не только из ее жизни, но и покончить со своей. Она не удивилась, когда в газете прочла о смерти чиновника Г. С. Желткова.

    Получив последнее письмо Пе Пе Же, Вера с нежностью, которой сама от себя не ожидала, распечатала его. В нем Желтков прощался с ней. Он ни в чем ее не укорял, ни о чем не сожалел. Свою любовь он называл громадным счастьем, и это несмотря на отсутствие взаимности. Герой допускает мысль, что его любовь можно принять за сумасшествие. Сам он считает ее наградой неба и благодарит Веру Николаевну за то, что она есть на земле. В ней для него воплотилась вся красота, существующая в мире. «Да святится имя Твое», — прощаясь, говорит он ей.

    Прочитав письмо, Вера Николаевна почувствовала, что должна поехать проститься с Желтковым. В лице покойника она увидела необыкновенную важность. На его губах покоилась блаженная улыбка, как будто перед смертью он узнал какую-то тайну, имевшую значение для него. Думается, что этой тайной был смысл всей его жизни, который заключался в любви к Вере. Жизнь без нее теряла смысл. То, что он доставлял ей неудобство, также огорчало его, потому что высшим счастьем для него был ее покой. Любовь была его счастьем, наградой, страданием, величайшей трагедией. Именно о таком чувстве говорил генерал Аносов. Великое страдание увидел в Желткове Василий Львович, когда разговаривал с ним. «Умиротворенное выражение», какое было на лицах «великих страдальцев» Наполеона и Пушкина, увидела и Вера Николаевна на лице покойника.

    Заключительным аккордом является фрагмент, когда Вера слушает завещанную Желтковым сонату Бетховена. Героиня словно ведет с ним внутренний диалог, в котором рефреном звучат его слова «Да святится имя Твое». Она заплакала освобождающими слезами, понимая, что он простил ее. Вера ощущала его присутствие, в этот момент она чувствовала любовь к нему. Наверное, ради этого герою стоило жить и умереть. Сбылось то, о чем он при жизни даже мечтать не смел. Он завладел мыслями и чувствами своей возлюбленной, заставил ее слушать Бетховена и плакать при этом. Эти несколько минут они были вместе. Эта любовь сделала героиню духовно богаче. Она поняла, что такое настоящая бескорыстная любовь.

    Куприн поведал трогательную историю о великой любви маленького человека. Он показал еще одну сторону любви. В этом рассказе изображено всепоглощающее чувство, для которого не существует никаких границ: ни сословных, ни физических. Такому чувству не страшна сама смерть, потому что оно сильнее смерти. Чиновник не уступает в благородстве дворянам. Духовно он находится на недосягаемой высоте. Куприн не случайно показывает взаимоотношения нескольких пар. Вера и ее сестра замужем, у них прекрасные отношения в семьях. Мужья любят их, дорожат ими, но о существовании такой любви они не подозревали. В семье Шеиных отношения давно уже перешли в дружеские. Страсть и любовь незнакомы им, возможно, поэтому у них нет детей. Судьба дала героине счастье встретиться с большой любовью.

    Произведение интересно, благодаря особой композиции, которая позволяет постепенно открывать новые грани чувства героя. Вначале показан взгляд со стороны Веры и ее мужа. Это смешная, неуместная история. На следующем этапе появляется письмо и гранатовый браслет, который намекает на трагическую развязку. Затем следует встреча князя с Желтковым, когда он понимает, насколько глубоки чувства, испытываемые «телеграфистом». История перестает быть смешной. Наконец, письмо Желткова и поездка Веры к нему, во время которой она сравнивает его с великими гениями. В заключении Вера проникается нежными чувствами к «великому страдальцу».

    Читайте также:
    Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: сочинение

    Куприн постепенно возводит Желткова на недосягаемую высоту. Любовь, которая появляется один раз в тысячу лет, возносит героя над миром. Автор дает понять, что это чувство – самое прекрасное, что есть в мире и единственное ради чего стоит жить. Он настолько искренен в своем мнении, что ему хочется верить.

    «Гранатовый браслет» — талантливое, тонкое, красивое произведение. Оно оказывает большое эмоциональное воздействие на читателя. Трогательный и одновременно мощный финал заставляет верить в существование и силу земной любви.

    Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты: сочинение

    В купринском «Поединке» речь идет о весьма консервативной и застойной общественной среде — среде кадрового российского офицерства конца XIX — начало ХХ века. Писатель изобразил быт офицеров полка в провинциальном захолустье. Здесь он использовал собственный опыт военной службы армейским подпоручиком в пехотном полку в Подольской губернии. После публикации «Поединка», отвечая на вопрос корреспондента одной из газет,, откуда ему так хорошо известен армейский быт, Куприн с готовностью объяснил: «Как же мне не знать. Я сам прошел эту «школу», был армейским офицером, батальонным адъютантом. Если бы не цензурные условия, я бы и не так еще хватил». Но даже с поправкой на цензуру картина нравов в вымышленном гарнизоне М-ского полка в городе получилась чрезвычайно мрачной. Основные занятия офицеров — пьянство, муштра, интриги, флирт с женами сослуживцев. Все, что не относится к военной службе, офицеров не интересует. Ротный командир капитан Слива, например, за всю жизнь «не прочел ни одной книги и ни одной газеты, кроме официальной части органа военного министерства газеты «Русский Инвалид». Скука провинциальной жизни не только одуряет, но и озлобляет. Злобу господа офицеры срывают на нижних чинах, по всякому поводу к без повода награждая их зуботычинами, и на штатских («шпаках»), над которыми всячески издеваются. Для одного из персонажей повести, поручика Веткина, даже великий поэт Пушкин — всего лишь «какой-то шпак». Офицеры полка в подавляющем большинстве свыклись со своей жизнью, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Их духовные и культурные запросы давно уже атрофировались.

    Подпоручик Ромашов, главный герой повести, служит всего второй год. И он еще пытается подняться над рутиной армейских будней, сохранить хоть какие-то интересы, выходящие за рамки военной карьеры. «О, что мы делаем! — восклицает Ромашов, — сегодня напьемся пьяные, завтра в роту — раз, два, левой, правой, — вечером опять будем пить, а послезавтра опять в роту. Неужели вся жизнь в этом?» Ромашова Куприн наделил автобиографическими чертами. Сам писатель выдержал армейскую лямку только четыре года, оставив службу после неудачи с поступлением в Академию Генерального штаба. А своего героя он обрек на скорую гибель во время нелепой дуэли. Честные и совестливые люди вроде Ромашова имели мало шансов сохраниться в среде армейского офицерства.

    «Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией. Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвиняли писателя в клевете на армию. Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски. Глубокий разрыв между офицерами и солдатской массой, необразованность и душевная черствость офицеров предопределили последующий развал русской армии, не выдержавшей тяжелых испытаний мировой войны.

    Однако не только обличение армейских непорядков волновало писателя, когда он создавал «Поединок». Куприн ставил и более глобальную проблему истоков духовной несвободы. Он заставляет Ромашова вступиться за солдата, татарина Шарафутдинова, за что подпоручика даже сажают под арест. Ромашова постепенно начинают волновать судьбы солдатской массы, тысяч «забитых Хлебниковых». Он, однако, не успевает понять, почему в армии даже образованный человек легко может превратиться в тупого исполнителя любых, даже самых абсурдных, приказов начальства. Сам Куприн обличал милитаризм с позиций «естественного человека», отказывающегося убивать себе подобных. То, что и Слива, и Ромашов, и Веткин, и Николаев, и сотни и тысячи их подчиненных в конечном счете своей профессией предназначены именно для убийства людей, по мысли писателя, накладывает неизгладимый отпечаток на их внутренний мир, делает ущербными в духовном отношении. Неслучайно один из немногих положительных героев «Поединка» Ромашов гибнет на дуэли от пули карьериста Николаева во многом потому, что морально не способен выстрелить в человека. Интрига жены Николаева Шурочки, ради поступления мужа в академию, ради того, чтобы получить возможность наслаждаться благами столичной жизни, готовая погубить даже симпатизирующего ей подпоручика, могла иметь успех только из-за присущих Ромашову свойств «естественного человека». Главными ценностями человеческой личности Куприн считал способности дышать, чувствовать, мыслить. Другой симпатичный писателю персонаж «Поединка» — Назанский, среди большинства офицеров пользующийся репутацией отпетого человека и собирающийся увольняться со службы по болезни, убеждает

    Ромашова: «. Кто вам дороже и ближе себя? Никто! Вы — царь мира. Вы — бог всего живого. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. » Назанский, подобно самому Куприну, мечтал об «огромной, новой, светозарной жизни». Безусловно, армейский коллектив, армейская дисциплина сильно ограничивают отдельного человека в проявлениях его индивидуальности. Однако в «Поединке» Куприн до некоторой степени впал в анархизм. Он не задумывался тогда над вопросом, насколько свобода делать все, что хочется, и брать все, что нравится, для одного практически ограничит ту же самую свободу для других членов общества. А ведь в этом случае неизбежно придут в противоречие друг с другом права разных людей, что неизбежно приведет к конфликту интересов и созданию для их урегулирования разного рода общественных институтов, опять-таки ограничивающих свободу индивидуумов. Тем не менее это явно ошибочное положение купринской философии отнюдь не умаляет значения содержащейся в «Поединке» критики армейских порядков, подавляющих человеческую природу и деформирующих личности тех, кто долгие годы вынужден нести военную службу.

    Читайте также:
    Горечь и сладость человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.: сочинение

    Сочинение: Повесть А.И. Куприна Поединок как протест против обезличивания и душевной пустоты

    Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты

    Автор: Куприн А.И.

    В купринском «Поединке» речь идет о весьма консервативной и застойной общественной среде — среде кадрового российского офицерства конца XIX — начало ХХ века. Писатель изобразил быт офицеров полка в провинциальном захолустье. Здесь он использовал собственный опыт военной службы армейским подпоручиком в пехотном полку в Подольской губернии. После публикации «Поединка», отвечая на вопрос корреспондента одной из газет,, откуда ему так хорошо известен армейский быт, Куприн с готовностью объяснил: «Как же мне не знать. Я сам прошел эту «школу», был армейским офицером, батальонным адъютантом. Если бы не цензурные условия, я бы и не так еще хватил». Но даже с поправкой на цензуру картина нравов в вымышленном гарнизоне М-ского полка в городе получилась чрезвычайно мрачной. Основные занятия офицеров — пьянство, муштра, интриги, флирт с женами сослуживцев. Все, что не относится к военной службе, офицеров не интересует. Ротный командир капитан Слива, например, за всю жизнь «не прочел ни одной книги и ни одной газеты, кроме официальной части органа военного министерства газеты «Русский Инвалид». Скука провинциальной жизни не только одуряет, но и озлобляет. Злобу господа офицеры срывают на нижних чинах, по всякому поводу к без повода награждая их зуботычинами, и на штатских («шпаках»), над которыми всячески издеваются. Для одного из персонажей повести, поручика Веткина, даже великий поэт Пушкин — всего лишь «какой-то шпак». Офицеры полка в подавляющем большинстве свыклись со своей жизнью, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Их духовные и культурные запросы давно уже атрофировались.

    Подпоручик Ромашов, главный герой повести, служит всего второй год. И он еще пытается подняться над рутиной армейских будней, сохранить хоть какие-то интересы, выходящие за рамки военной карьеры. «О, что мы делаем! — восклицает Ромашов, — сегодня напьемся пьяные, завтра в роту — раз, два, левой, правой, — вечером опять будем пить, а послезавтра опять в роту. Неужели вся жизнь в этом?» Ромашова Куприн наделил автобиографическими чертами. Сам писатель выдержал армейскую лямку только четыре года, оставив службу после неудачи с поступлением в Академию Генерального штаба. А своего героя он обрек на скорую гибель во время нелепой дуэли. Честные и совестливые люди вроде Ромашова имели мало шансов сохраниться в среде армейского офицерства.

    «Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией. Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвиняли писателя в клевете на армию. Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски. Глубокий разрыв между офицерами и солдатской массой, необразованность и душевная черствость офицеров предопределили последующий развал русской армии, не выдержавшей тяжелых испытаний мировой войны.

    Однако не только обличение армейских непорядков волновало писателя, когда он создавал «Поединок». Куприн ставил и более глобальную проблему истоков духовной несвободы. Он заставляет Ромашова вступиться за солдата, татарина Шарафутдинова, за что подпоручика даже сажают под арест. Ромашова постепенно начинают волновать судьбы солдатской массы, тысяч «забитых Хлебниковых». Он, однако, не успевает понять, почему в армии даже образованный человек легко может превратиться в тупого исполнителя любых, даже самых абсурдных, приказов начальства. Сам Куприн обличал милитаризм с позиций «естественного человека», отказывающегося убивать себе подобных. То, что и Слива, и Ромашов, и Веткин, и Николаев, и сотни и тысячи их подчиненных в конечном счете своей профессией предназначены именно для убийства людей, по мысли писателя, накладывает неизгладимый отпечаток на их внутренний мир, делает ущербными в духовном отношении. Неслучайно один из немногих положительных героев «Поединка» Ромашов гибнет на дуэли от пули карьериста Николаева во многом потому, что морально не способен выстрелить в человека. Интрига жены Николаева Шурочки, ради поступления мужа в академию, ради того, чтобы получить возможность наслаждаться благами столичной жизни, готовая погубить даже симпатизирующего ей подпоручика, могла иметь успех только из-за присущих Ромашову свойств «естественного человека». Главными ценностями человеческой личности Куприн считал способности дышать, чувствовать, мыслить. Другой симпатичный писателю персонаж «Поединка» — Назанский, среди большинства офицеров пользующийся репутацией отпетого человека и собирающийся увольняться со службы по болезни, убеждает

    Ромашова: «. Кто вам дороже и ближе себя? Никто! Вы — царь мира. Вы — бог всего живого. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. » Назанский, подобно самому Куприну, мечтал об «огромной, новой, светозарной жизни». Безусловно, армейский коллектив, армейская дисциплина сильно ограничивают отдельного человека в проявлениях его индивидуальности. Однако в «Поединке» Куприн до некоторой степени впал в анархизм. Он не задумывался тогда над вопросом, насколько свобода делать все, что хочется, и брать все, что нравится, для одного практически ограничит ту же самую свободу для других членов общества. А ведь в этом случае неизбежно придут в противоречие друг с другом права разных людей, что неизбежно приведет к конфликту интересов и созданию для их урегулирования разного рода общественных институтов, опять-таки ограничивающих свободу индивидуумов. Тем не менее это явно ошибочное положение купринской философии отнюдь не умаляет значения содержащейся в «Поединке» критики армейских порядков, подавляющих человеческую природу и деформирующих личности тех, кто долгие годы вынужден нести военную службу.

    Читайте также:
    Одиночество любви (повесть А. И. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

    «Повесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустоты»

    Подпоручик Ромашов, главный герой повести, служит всего второй год. И он еще пытается подняться над рутиной армейских будней, сохранить хоть какие-то интересы, выходящие за рамки военной карьеры. «О, что мы делаем! – восклицает Ромашов, – сегодня напьемся пьяные, завтра в роту – раз, два, левой, правой, – вечером опять будем пить, а послезавтра опять в роту. Неужели вся жизнь в этом?» Ромашова Куприн наделил автобиографическими чертами.

    Сам писатель выдержал армейскую лямку только четыре года, оставив службу после неудачи с поступлением в Академию Генерального штаба. А своего героя он обрек на скорую гибель во время нелепой дуэли. Честные и совестливые люди вроде Ромашова имели мало шансов сохраниться в среде армейского офицерства

    «Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией. Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвиняли писателя в клевете на армию. Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски. Глубокий разрыв между офицерами и солдатской массой, необразованность и душевная черствость офицеров предопределили последующий развал русской армии, не выдержавшей тяжелых испытаний мировой войны.

    Однако не только обличение армейских непорядков волновало писателя, когда он создавал «Поединок». Куприн ставил и более глобальную проблему истоков духовной несвободы. Он заставляет Ромашова вступиться за солдата, татарина Шарафутдинова, за что подпоручика даже сажают под арест. Ромашова постепенно начинают волновать судьбы солдатской массы, тысяч «забитых Хлебниковых». Он, однако, не успевает понять, почему в армии даже образованный человек легко может превратиться в тупого исполнителя любых, даже самых абсурдных, приказов начальства. Сам Куприн обличал милитаризм с позиций «естественного человека», отказывающегося убивать себе подобных. То, что и Слива, и Ромашов, и Веткин, и Николаев, и сотни и тысячи их подчиненных в конечном счете своей профессией предназначены именно для убийства людей, по мысли писателя, накладывает неизгладимый отпечаток на их внутренний мир, ^делает ущербными в духовном отношении. Неслучайно один из немногих положительных героев «Поединка» Ромашов гибнет на дуэли от пули карьериста Николаева во многом потому, что морально не способен выстрелить в человека. Интрига жены Николаева Шурочки, ради поступления мужа в академию, ради того, чтобы получить возможность наслаждаться благами столичной жизни, готовая погубить даже симпатизирующего ей подпоручика, могла иметь успех только из-за присущих Ромашову свойств «естественного человека». Главными ценностями человеческой личности Куприн считал способности дышать, чувствовать, мыслить. Другой симпатичный писателю персонаж «Поединка» – Назанский, среди большинства офицеров пользующийся репутацией отпетого человека и собирающийся увольняться со службы по болезни, убеждает

    Ромашова: «. Кто вам дороже и ближе себя? Никто! Вы – царь мира. Вы – бог всего живого. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. » Назанский, подобно самому Куприну, мечтал об «огромной, новой, светозарной жизни». Безусловно, армейский коллектив, армейская дисциплина сильно ограничивают отдельного человека в проявлениях его индивидуальности. Однако в «Поединке» Куприн до некоторой степени впал в анархизм. Он не задумывался тогда над вопросом, насколько свобода делать все, что хочется, и брать все, что нравится, для одного практически ограничит ту же самую свободу для других членов общества. А ведь в этом случае неизбежно придут в противоречие друг с другом права разных людей, что неизбежно приведет к конфликту интересов и созданию для их урегулирования разного рода общественных институтов, опять-таки ограничивающих свободу индивидуумов. Тем не менее это явно ошибочное положение купринской философии отнюдь не умаляет значения содержащейся в «Поединке» критики армейских порядков, подавляющих человеческую природу и деформирующих личности тех, кто долгие годы вынужден нести военную службу.

    Писатель должен изучать жизнь, не отварачиваясь ни от чего.А.И.Куприн

    Человек и армейская машина – вот, на мой взгляд, основная проблема повести Куприна «Поединок». Это реалистическая повесть о русском офицерстве. В центре ее – конфликт мечтателя с бесчеловечным миром, унижающим человеческое достоинство.

    Сюжет произведения буднично трагичен: подпоручик Ромашов погибает в результате дуэли с поручиком Николаевым. Городской интеллигент в мундире подпоручика, Ромашов страдает от пошлости и бессмыслицы жизни, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Общая атмосфера жестокости и безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки для возникновения конфликта.

    «Унтер-офицеры жестоко били своих солдат за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке. » Насилие а повести является неотъемлемым атрибутом духа армии: на нем держится воинская субординация и дисциплина, вся армия создана насилием.

    Куприн пишет о новобранцах: «Они стояли на полковом дворе, сбившись в кучу, под дождем, точно стадо испуганных и покорных животных, глядели недоверчиво, исподлобья». Попав в армию, эти молодые пареньки быстро утрачивают индивидуальность: «Они плясали, но в этой пляске, как и в пении, было что-то деревянное, мертвое, от чего хотелось плакать». Они сами начинают бить солдат: «Бьют его (Хлебникова) каждый день, смеются над ним, издеваются. »

    Читайте также:
    Сочинение по повести А. И. Куприна Олеся: сочинение

    Ромашов испытывает к затравленному солдату Хлебникову «прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания». Автор не идеализирует юного Ромашова и вовсе не делает его борцом против уклада армейской жизни. Ромашов способен только на робкое несогласие, на неуверенные попытки убеждения, что порядочные люди не должны нападать с шашкой на безоружного: «Бить солдата нечестно. Это стыдно.»

    Обстановка презрительного отчуждения закаляет поручика Ромашова. К концу повести он обнаруживает твердость и силу характера. Поединок становится неизбежным. Любовь же его к замужней женщине, Шурочке Николаевой, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь, ускорила развязку.

    Надо сказать, что тема дуэли проходит через всю русскую литературу XIX века. Вспомним рыцарский поединок Петруши Гринева с клеветником Швабриным в «Капитанской дочке» Пушкина и сравним его с факти ческим убийством штабс-капитаном Соленым барона Тузенбаха в «Трех сестрах» Чехова. И мы видим, что перед нами разные поколения, разные люди, разные дуэли. «Единоборство чести» со временем теряет смысл, как теряет смысл система человеческих ценностей. Это и волнует Куприна более всего. Поэтому перед нами не просто дуэль двух военных, это поединок добра и зла, цинизма и чистоты.

    Куприн поднял в своей повести болезненную, острую проблему русской армии начала 1900-х годов. Отчужденность, глухое непонимание между офицерами и солдатами, ограниченность, кастовая замкнутости, скудость образовательного уровня русского офицерства очерчены Куприным жестоко, но точно.

    Чем больше совершенствуются орудия убийства, тем более важным становится вопрос о состоянии нравственности тех, кто это оружие держит в руках. Читая повесть Куприна, мы обнаруживаем, что среди офицеров бытует следующее понятие о жизни армейской: «Сегодня напьемся пьяные, завтра в роту – раз, два, левой, правой. Вечером опять будем пить, а послезавтра в роту.» Неужели вся жизнь в этом?

    Но другого не предлагалось. Офицерам и их женам приходилось довольствоваться таким распорядком жизни. Как убоги их развлечения и увлечения: «В полку между молодыми офицерами была распространена довольно наивная, мальчишеская игра: обучать денщиков разным диковинным, необыкновенным вещам». И человек, оторванный от своей среды, часто терял свое лицо и поддавался всеобщему армейскому «разложению». Большинство офицеров стоят на низком моральном уровне. Их разговоры носят грязный и пошлый оттенок. Высокие материи их не интересуют. Я полностью согласен с мнением Назанского: «Они смеются: ха-ха-ха, это все философия. Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных материях. Это философия, черт возьми, следовательно – чепуха, праздная и нелепая болтовня».

    Создатели армейской машины сознательно снижают моральный уровень офицерства. И это неудивительно. Для того чтобы заставить человека убивать себе подобных, нужно разрушить у него представления о добре и зле, о справедливости. Но ведь офицерство – ядро армии. Следовательно, нравственному разложению подверглась вся армия.

    Я полагаю, что внушение человеку фальшивых, неестественных нравственных понятий – корень армейского зла. И Куприн ставит в вину армии искажение природного назначения человека. Недаром критика назвала «Поединок» Куприна поединком с армией.

    Но среди героев повести есть отдельные офицеры, которых тревожит происходящее. Давайте прислушаемся к словам тех, кто на себе испытал бездушие армейской машины: «Только вопрос: куда же мы с вами денемся, если не будем служить? Куда мы годимся, когда мы только и знаем – левой, правой, – а больше ни бе, ни ме, ни кукареку. Умирать мы умеем, это верно,» – так рассуждает поручик Веткин. Таким офицерам некуда было идти. У них не было специальности, они не умели зарабатывать хлеб иначе, как службой в армии. Эта безысходность кажется мне самой тяжелой в их положении. Рискнувшие порвать с армией офицеры возвращались назад, не найдя себе места в жизни.

    Однако Ромашов все же нашел в себе силы порвать с армией, хотя и не сумел довести свой разрыв до конца из-за гибели на дуэли. Ромашоь не дал армейской машине стереть свое личное «я». Главный герой повести не видит и не чувствует смысла в самом существовании армии.

    Конечно, у армии свои законы, своя власть, свои методы. Так было и будет. Мне кажется, отважный смельчак, посмевший бросить вызов армейской машине, является в высшей степени гуманистом. Куприн предупредил человечество об опасности, таящейся в армии.

    Пророчество и несомненный талант Куприна в том, что он увидел в ненависти военных к «шпакам» завязку будущей гражданской войны. Его книга, несущая правдивое слово, таящая в себе такое гениальное пророчество, бессмертна.

    «Поединок» вышел в свет в дни разгрома русского флота при Цусиме. Жестокая, позорная реальность русско-японской войны 1904-1905 годов подтвердила пафос повести и диагноз Куприна. «Поединок» стал литературно-общественной сенсацией 1905 года, первых месяцев первой русской революции. Повесть высоко оценили Горький, Стасов, Репин.

    В 1918 году Куприн писал с гневом и скорбью о развале фронта первой мировой войны: «У нас была прекрасная, изумлявшая весь мир армия. Она растаяла, оставив после себя грязные следы. »

    Я разделяю мнение великого писателя. И думаю, развенчанные им армейские черты остались и в современной армии. Повесть нашего современника С. Каледина «Стройбат» доказывает актуальность этой темы в наши дни: «Нет управы на губарей, законной – нет. А без закона – можно найти». Наше молодое поколение надеется все-таки на новый гуманный закон, который возродит славу русской армии и изменит положение военнослужащих в нашей стране.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: