Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века.: сочинение

Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)

Школьное сочинение

  • 1. Символика в рассказе А. И. Куприна “Гранатовый браслет”
  • 2. Тема любви в рассказе А.И.Куприна “Гранатовый браслет”

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе “Гранатовый браслет”. Это гамсуновская тема о “неразделенной, невознагражденной, мучительной любви “, тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна (“Олеся”, “Поединок”, “Суламифь”).

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения — любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила “доброго, но только слабого” Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. “Чистый и добрый” Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение — восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе “Гранатовый браслет”. Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей “прекратить как можно скорее” навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда “должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!” Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, “дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”. Ее не должны касаться “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”. О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви “грезят женщины”. Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, “виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию”.

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу “Гранатового браслета”, взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа “Гранатовый браслет” соответствуют образу “маленького человека”. Но этого “маленького” человека можно назвать “великим “: нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”.

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих “избранных”, удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. “В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли”.

Читайте также:
Горечь и сладость человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.: сочинение

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, “которой она в себе не ожидала”. Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: “Да святится имя Твое”. Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась “сильна как смерть”. Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы — о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века

Одно из ранних произведений Александра Ивановича Куприна «Олеся», написанное в 1898 году полно романтического очарования. Это лирическая история любви молодого чиновника и прекрасной лесной девушки из Полесья.

Куприн строит повествование, основываясь на множестве символических образов, которые несут в себе идейный смысл произведения.

Судьба забросила героя повести по служебным делам на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, где он невыносимо скучал, не найдя себе круг общения. И эту непреодолимую, разъедающую

тоску одиночества символизирует описание природы в начале повествования: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший, голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой».

Охота была единственным развлечением молодого барина. Однажды, заблудившись во время охоты, он приходит к лесной избушке, в которой живут Олеся со своей бабушкой, известной местным жителям как ведьма, колдунья, наводящая «порчу» на людей, и за это изгнанная из деревни. Хата, построенная на сваях из-за половодья, затопляющего весной

Знакомство с Олесей, а затем привязанность к ней, переросшая в любовь, перекликается с описанием пробуждающейся от зимнего сна природы. «Весна наступила в этом году ранняя, дружная и — как всегда на Полесье — неожиданная… Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни». «Радостная… тревога жизни», произошедшая в природе, символизирует неожиданную встречу героя повести с Олесей и его любовь к ней.

Так же глубоко символично и предсказание судьбы по картам. «Падает Вам большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы… Не смейтесь, не надо смеяться, — серьезно, почти строго, заметила Олеся. — Я Вам все только правду говорю… Ох! Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас большой примет, такой, что во всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит». Если под «трефовой дамой» понимать Олесю, то в дальнейшем предсказании можно усмотреть развитие их отношений и развязку.

«Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительных, грустных ощущений». «Тревога жизни», «тревожные ощущения», — слово «тревога» присутствует в повести не случайно. Вряд ли могла бы легко и безмятежно развиваться их любовь. Героя терзали сомнения. С одной стороны — разгорающаяся страсть к этой умной, самобытной, по-детски наивной девушке, а с другой — невозможность даже представить себе «какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами. .. сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса», в случае женитьбе на ней.

Читайте также:
Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»: сочинение

Недаром автор описывает случившуюся с молодым влюбленным лихорадку и болезненные видения: «целые гирлянды из человеческих физиономий…, делающих страшные гримасы, скалящих зубы и вращающих огромными белками».

Выгнанные из деревни, бабушка и Олеся были прокляты людьми. И, когда, желая сделать приятное своему возлюбленному, Олеся пошла в церковь, толпа прихожан восприняла это как дерзкий вызов, за который надо отплатить позором. Вспомните предсказание: «Позор она через вас большой примет…». Описание сцены расправы над Олесей созвучно описанию кошмарных видений во время лихорадки. «…Потом послышались грубые насмешки…, сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни…»

Град, обрушившийся на деревню и сгубивший посевы, — это как бы сбывшаяся угроза, которую в гневе бросила Олеся своим обидчикам. Опасаясь мести со стороны людей за, будто бы, насланную «ведьмами» напасть, Олеся с бабушкой покинули обжитые места. Девушка ушла, не простившись со своим возлюбленным. Когда он пришел к лесной избушке, там уже никого не было.

Его внимание привлек яркий красный предмет, висящий на углу оконной рамы. Нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», осталась как напоминание об Олесе, о ее нежной и великодушной любви. Красный цвет бус, по замыслу автора — это символ вспыхнувшего яркого чувства между двумя молодыми людьми, которым из-за невежественности и дикости, существующих в то время нравов, не суждено было испытать радости зрелой любви.

Мягкий лиризм, задушевность и грусть пронизывают эту романтическую повесть Куприна.

Символизм в русской литературе: отличительные черты, представители

В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.

История появления и развития символизма в русской литературе

Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme». Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма.

Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.

Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.

Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

  • В. Брюсов, один из первых русских символистов, называл Ф. Тютчева основоположником поэзии нюансов, а строчка из стихотворения Федора Ивановича Silentium стала девизом представителей русской символистской школы («Мысль изреченная есть ложь»).
  • А. Фет полагал, что цель поэта – «открыть просвет в вечность», а не создать образ. Он старался не изображать в своих стихах реальность, а навевать настроение. Такой подход к искусству как раз и был близок символистам. В частности, именно у Афанасия Афанасьевича учился символист К. Бальмонт музыке слова.

Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.

Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).

С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.

Д. Мережковский и З. Гиппиус

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.

Читайте также:
Мой А. И. Куприн: сочинение

Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».

Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.

В. Брюсов и К. Бальмонт

Основные черты русского символизма

Приведу основные черты русского символизма:

  • концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров: реального и идеального;
  • стремление постичь тайны идеального мира с помощью мистики или теологии;
  • преставление о том, что постичь высшую реальность в состоянии только избранные;
  • отражение идеальных сущностью с помощью символов;
  • многоплановость содержания;
  • музыкальность и звукопись;
  • давление формы над содержанием (искусство ради искусства);
  • экспериментаторство (поиск новых форм);
  • мифотворчество.

Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.

В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень».

Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».

Вяч. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».

«Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, – критиковал символистов О. Мандельштам. – Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:

  • использование символов;
  • двоемирие;
  • возвышенные темы;
  • мистицизм;
  • иносказания;
  • недосказанность;
  • многозначность;
  • наличие собственной поэтической мифологии;
  • внимание к форме, структуре произведений, музыкальности стихотворного ритма, звукописи.

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:

  • эпические (рассказ, новелла, сказка, повесть);
  • лироэпические (поэма);
  • драматические (трагедия, драма).

Причем пьесы могли писаться в стихах.

Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.

А. Белый, А. Блок, В. Иванов

Представители русского символизма

Представителей символизма в русской литературе принято делить на две группы. Это «старшие» и «младшие» символисты. К первым относят Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова и Ф. Сологуба, ко вторым – А. Белого, А. Блока, В. Иванова, С. Соловьева, И. Анненского, М. Волошина и других авторов.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только период, на который пришлось начало их творческого пути, но и разный взгляд на искусство. Различия между концепцией символизма «старших» и «младших» символистов я занесла в таблицу.

Концепция символизма «старших» символистов Концепция символизма «младших» символистов
Поиск тайн осуществляется в мире сокровенного «я», По словам В. Брюсова, секрет «нового искусства» заключается в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». Во главе угла – самовыражение художника. Эгоцентризм (поэт – гений, теург, Бог) Поиск тайн осуществляется в «туманной Вечности». Развивая учение В. Соловьева, младосимволисты ожидали воплощения в этом мире небесной мудрости и красоты, освобождения «мировой души» как женского начала из плена косной материи. Во главе угла – теологические и философские искания. Поэт – пророк, призванный помочь спасти человечество (в духовном плане)
Искусство – возможность скрыться от обыденности в мир фантазий и глубинного «я» Миссия искусства – спасение мира
Искусство существует ради искусства (отсюда и давление формы над содержанием) Искусство дает возможность приобщиться к религии и через нее обрести спасение
Невозможность изменения реальности Искусство может и должно изменять реальность
Религиозно-мистическое содержание произведений Религиозно-нравственное содержание произведений

Концепция «старших» символистов опиралась на философию Ницше и Шопенгауэра, а «младших» символистов – на учение В. Соловьева.

Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.

  • Дмитрий Мережковский (1865—1941 гг.). Для него символизм был способом постижения и Бога, и действительности. В его творчестве были противопоставлены «правда земная» и «правда небесная». Прозаическая трилогия писателя называлась «Христос и Антихрист». Главными символами в поэтическом творчестве Мережковского были бездна и мгла;
  • Зинаида Гиппиус (1861 – 1945 гг.) – супруга и литературный последователь Д. Мережковского. Современниками она обвинялась в декадентстве (упадничестве), и соответствующие мотивы на самом деле прослеживаются в ее публицистическом и прозаическом творчестве. Однако лирика З. Гиппиус выдавала в ней автора, верящего в светлое. В стихотворении «Все вокруг» она противопоставляет его грязи и серости обыденной жизни;
  • Валерий Брюсов (1873 – 1924 гг.). Один из основоположников и теоретиков русского символизма, издатель альманаха «Русские символисты», был фактическим руководителем редакции «Весов». Для него характерен постоянный поиск новых форм. Его стих звучный, чеканный, живописный. Его поэзия полна намеков. Одним из мотивов его творчества было подчинение природы воле человека-творца;
  • Константин Бальмонт (1867 – 1942 гг.). Его поэзии характерны резкие и пламенные тона. В одном из стихотворений он восклицал: «Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь. », а изданный им в 1902 году поэтический сборник назывался «Будем как солнце». Поэт уделял большое внимание звукописи, удачно пользовался аллитерацией (повторением согласных звуков);
  • Федор Сологуб (1863 – 1927 гг.). Настоящая фамилия писателя и поэта – Тетерников. Основными темами его поэзии были нищета и смерть. Для этого автора характерно внимание к теме противоборства света и тьмы, воплощения Люцифера. Одним из самых известных произведений Ф. Сологуба является роман «Мелкий бес»;
  • Андрей Белый (1880 – 1934 гг.). Под этим псевдонимом вошел в историю литературы Борис Бугаев. В 1903 году вокруг него образовался кружок «Аргонавты». Как поэту ему свойственно мистическое и гротескное восприятие действительности, эксперименты со стихотворной формой. Известно и его прозаическое произведение – роман «Петербург»;
  • Александр Блок (1880 – 1921 гг.). Был одним из самых плодовитых поэтов-символистов. Его творчеству характерно сочетание бытового и мистического. Музыкальность его стихов убаюкивала аудиторию. Наиболее известны его стихотворный сборник «Стихи и Прекрасной Даме», с которым он дебютировал в начале 1900-х годов, драма «Балаганчик» и поэма «Двенадцать»;
  • Вячеслав Иванов (1866 – 1949 гг.). В его творчестве соединились две тенденции: возвращение к духовным основам христианства и переосмысление художественных архетипов Античности, Средневековья и Возрождения. Выступал за «хоровое» начало в литературе, за преодоление индивидуализма через мифотворчество. Как поэт-символист он дебютировал со сборником «Кормчие звезды», получившим одобрение идеолога младосимволистов Владимира Соловьева. Является автором множества работ по теории символизма;
  • Иннокентий Анненский (1855 – 1909 гг.). Его называют поэтом-экзистенциалистом. Его творчеству характерны такие мотивы как мука мысли, отчаяние, тоска земного существования, неудовлетворенность, совесть, Бог. Символ для него не был средством постижения высшей истины, он использовал его для отображения реальности. Символизм Анненского называют психологическим и эротическим, считают заслугой этого поэта создание нового типа лирического героя.
Читайте также:
Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! (по повести А. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.

Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века сочинение

Русская классическая литература всегда отличалась глубоким психологизмом. Писатели и поэты «золотого века» всегда стремились понять душу человека, разобраться в человеческой натуре, понять причины совершаемых людьми поступков и т.д. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов умели так точно и ясно передавать истинные мотивы героев, их тайные желания, черты характера, что не возникало никаких сомнений в реальном существовании данных персонажей и в том, что происходило на страницах литературных произведений.

Особое внимание в литературе 19 века уделяется внутреннему миру «маленького человека». В рассказах, повестях и романах проводится глубокий анализ жизни таких людей, их мыслей, чувств и проблем. Одним из таких авторов является Ф.М.Достоевский. Писатель посвятил множество своих произведений проблеме «маленького человека».

Например, очень ярко данная особенность проявляется в повести «Белые ночи». Главный герой – влюбленный молодой человек, относящийся к разряду «мечтателей». Он влюблен в девушку Настеньку, и в рассказах о себе говорит, что в мыслях он живет яркой насыщенной жизнью, хотя на самом деле тяготится службой и пытается уйти от жизненных проблем. Макар сентиментальный, чувствительный человек, который придерживается патриархальных и нравственных принципов. У Настеньки есть жених, но сейчас он далеко.

Вскоре жених возвращается, но увидеться с невестой не стремится. Макар принимает решение идти к нему, чтобы заступиться за девушку. Благодаря охватившему героя чувству любви, раскрываются все его положительные и отрицательные качества. С одной стороны, читатель видит благородство Макара, его самоотверженность, но с другой стороны, наружу выходят такие неприятные черты как безволие и малодушие. Герой живет в мире своих иллюзий, а развязка романа – лишь подтверждение тому. К девушке возвращается жених, а «мечтатель», как и раньше, остается одинок. Тем не менее, Макар счастлив за те минуты счастья, что подарила ему возлюбленная. Их, по его словам, хватило бы и на всю жизнь…

У А.П.Чехова представлен целый ряд произведений, где писатель живо интересуется феноменом «маленького человека». Взять, к примеру, рассказ «Тоска», в котором главный герой, простой деревенский мужик Иона, зарабатывает тем, что возит хлеб. Несмотря на свою «примитивность» человек этот способен глубоко чувствовать, страдать и переживать из-за бессмысленности своего пребывания на этом свете и того одиночества, которым наполнена вся его жизнь. Единственным близким другом, которому герой может излить свою душу, оказывается лошадь.

Читайте также:
Образ народа в повести Куприна «Поединок»: сочинение

Таким образом, внутренняя жизнь «маленького человека» является одной из самых ярких и востребованных тем для психологического и философского анализа в литературных произведениях 19 века. Авторы показывают читателям, что у «маленького человека» тоже есть душа, что он способен чувствовать, радоваться и страдать, как и все остальные люди. Через такие сильные эмоции как любовь и горе писатели раскрывают внутренний мир своих героев, обнажая их истинные мотивы, показывая их отношение к жизни.

Вариант 2

Большинство литературных произведений писателей-классиков направлены на глубокий психологический анализ человека. В 19 веке обострилась актуальность раскрытия человеческой души, когда А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и т.д. – все писали о внутренних чувствах, переживаниях героев. В этот период стал распространяться образ «маленького человека» в произведениях.

По сути, «маленький человек» – это метафоричное название для небольшого помещика, который просто плывёт по течению жизни. Он не ищет повышения в карьере, высокого дохода, не стремиться к свершениям. Для него главной целью в жизни является тихая семейная жизнь.

Во многих произведениях встречается такой герой. У А.П. Чехова появляется целый сборник таких рассказов, в который вошли произведения «Крыжовник», «Человек в футляре», «Душечка», «Тоска». На примере последнего можно чётко увидеть глубокий психологический анализ такого образа. Главным героем рассказа является извозчик Иона, который работает за кусок хлеба. В каждом своём пассажире он пытается найти собеседника, но люди слишком эгоистичны, чтобы услышать его и попытаться понять. Читатель узнаёт, что у него умер сын, и это событие подкосило героя. Такое безразличие он встречает только в высшем сословии. После перевозок он останавливается, придаётся тоске ненадолго, а затем снова отправляется в путь. В конце концов Иона находит собеседника только в лошади – надёжного и близкого друга, который точно не перебьёт и выслушает.

Также такой персонаж есть у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Максим Максимыч – очень простой, но добрый человек с широкой душой, работающий штабс-капитаном. Он верил в близкую дружбу с Печориным, но его холодный приезд только больно задел его.

Ещё одним примером может быть Акакий Акакиевич из рассказа Н.В. Гоголя «Шинель». Главный герой копил на шинель, а после покупки радовался как ребёнок. В конце он стал жертвой людской жестокости и безразличия, от чего и умер.

Таким образом можно сделать вывод, что в литературе 19 века преобладал образ «маленького человека». Писатели хотели показать, что и простой человек может сопереживать, испытывать глубокие чувства.

Сочинение Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века

Вообще, литература этой эпохи как раз и характеризуется тем, что стали писатели и поэты интересоваться внутренним миром своих героев. Раньше, как я понимаю, злодей был злодеем, а тут герои, не только внешние события, становятся объектами повествования.

Если герой и зол (добр, ленив и так далее), то писатель старается понять, почему так. Приходит в литературу психологизм. (Тут сразу вспоминаются произведения Льва Толстого со всем этим потоком сознания на много страниц.) Писатели показывают мысли героев, их мотивы. И даже добрые герои оказываются не такими уж однозначными. (Например, Штольц у Гончарова – вроде бы и хороший, активный человек, но закладывает писатель и сомнения непогрешимости этого героя.)

Важнейший писатель эпохи – Достоевский, конечно. Так у него в центре «Преступления и наказания» – мысли преступника, который задал себе вечный вопрос. Герой убил не из-за денег, по факту, не из злости, а из своих философских рассуждений… Вот так мысли героя (и в принципе, человека) совсем не отвлеченные, они могут привести к реальным событиям, повлиять на мир. Нельзя было больше оставлять их «за скобками».

Ещё я думаю, что в литературе этого века появилось много «странных» героев. Я намекнул на Раскольникова, Обломова… Но важны также Онегин у Пушкина, Печорин у Лермонтова, Чичиков у Гоголя. Первый, стал символом скучающего дворянина, интеллигента, который сам рушит свою жизнь. Второй же, продолжая эту тему, ещё меньше понимает себя. То есть Онегин что-то делает, верит в свою правоту, но после раскаивается, а Печорин делает даже ужасные вещи, всё понимает, но только не понимает самого себя. И он уже ничего не чувствует, становится совсем эгоистом. А вот Чичиков на фоне таких дворян делает своё дело. Он смеётся над «отжившими» героями, ищет материальную выгоду.

За целый век, конечно, происходит эволюция героев. Например, в пьесах Островского они немного похожи на маски, но всё-таки страдают, сомневаются. В пьесах Чехова герои просто состоят из сомнений, противоречий. В первом случае внутренний мир персонажей может что-то пояснить в пьесе, а во втором он просто намного важней того, что на сцене происходит. Герои часто обмениваются фразами о погоде, но только их монологи, полные чувств и рассуждений, раскрывают их.

Но я понимаю, что дальше этот психологизм читателям надоел. Уже не хочется углубляться в рассуждения героя. Опять важней сюжет, хоть и сюрреалистичный.

Читайте также:
Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна?: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века

Популярные сегодня темы

Месть – один из самых страшных грехов. Но бывают ли случаи, когда она может быть оправдана? Несмотря на то я считаю, что месть – это намеренное зло, причиненное

От картины, действительно, исходит жар – солнце так и светит. Столько зелёного цвета! И очень много солнца… Наверное, это середина лета.

Раньше рассказчик Иваныч любил ездить рыбачить в одно место, которое находится недалеко от села Липино. Река Сейм там делала такой крутой поворот, что образовался омут. Круговое движение воды в нём имело такую силу

Судьба человека, безусловно, связана с историей народа, который он представляет. Об этом рассказывают нам многие литературные произведения. Однако, особенно показательным служит рассказ М.А.Шолохова

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, жизненный путь которого описывается писателем в повести, рассказывающей о его бесконечных странствиях.

Сочинение: Любовь должна быть трагедией (по повести «Гранатовый браслет»)

(603 слова) Известная повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» повествует читателям о любви и её интерпретации. У каждого из героев произведения она своя. Так, высказывание «любовь должна быть трагедией» принадлежит Якову Михайловичу Аносову – близкому другу покойного отца главной героини Веры Шеиной. Почему же такое, на первый взгляд, светлое и воодушевляющее чувство ассоциируется у мужчины с трауром? Разделяют ли его точку зрения главные герои?

Генерал Аносов полагает, что любовь утратила свою значимость. Её истинный смысл будто бы затерялся среди материальных благ и выгоды. Люди сходятся только потому, что мужчине надоедает беспорядочная холостая жизнь, а женщинам — подчиненное положение в отчем доме. В итоге они женятся, не зная друг друга, и разочаровываются, как и сам генерал Аносов в своей избраннице. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться», — говорил Я.М. Аносов Вере. Фраза относится в равной степени и к мужчинам, и к женщинам, для которых брак и любовь так же не являются схожими понятиями. Генералу не довелось встретить настоящую любовь в своей жизни, но своей собеседнице он рассказал два случая, подтверждающих правоту его слов.

Развратная жена полкового командира соблазнила молодого человека, но, когда её интерес к юноше пропал, она, забавляясь, спросила его, готов ли он броситься ради неё под поезд. К несчастью, влюбленный мальчик был готов пойти на все ради возлюбленной. Он выжил, но на всю оставшуюся жизнь остался калекой. Вторая история также не имеет счастливого конца. Молодая и красивая замужняя женщина завела себе любовника, а её супруг любил её настолько сильно, что терпел «третьего лишнего». Уйдя на войну, он защищал любовника свей жены, думая об её чувствах. Однако на войне юноша умер от болезни. Обе эти истории показывает неимоверную силу чувств. Именно в этой силе Аносов находит настоящую любовь, которая не считается даже с самолюбием и здравым смыслом.

Выслушав генерала, Вера рассказала о своей таинственной посылке и письме Г.С.Ж. Яков Михайлович посчитал, что судьбу Верочки «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Это высказывание справедливо, ведь с годами страсть и чувства Веры к своему супругу угасли, и между ними не оставалось ничего, кроме взаимного уважения и теплых дружеских доверительных отношений. Это тоже очень много, но ведь Аносов говорил о любви, а не о доверии. Позже слова генерала будут забыты княгиней, и лишь после смерти Желткова она поймет, что настоящая любовь безвозвратно прошла мимо неё. Но ведь если бы финал был иным, и Вера смогла бы стать женой Георгия, никто не мог бы сказать наверняка, что их отношения не стали бы такими же привычными и обыденными? Может, в несбыточности и заключается магия любви? Исполнившись, она перестает быть мечтой и теряет силу трагизма. Поэтому счастливая любовь, по мнению Аносова, не может быть «настоящей». В таком случае нельзя ставить знак равенства между истинной любовью и трагедией, а то получается, что гармония сердец в этом мире недостижима, а все, что мы принимаем за истину, является неким театральным эффектом. Зная о несбыточности мечты, мы хотим воплотить ее в реальности. Но стоит ей появиться во плоти и крови, как мы тут же пресыщаемся и теряем интерес к ней.

«Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто — для меня вся жизнь заключается только в Вас», — писал в своём прощальном письме Желтков. Это состояние для него и трагедия, и счастье. Его история является третьим доказательством правоты высказывания генерала Аносова «Любовь – трагедия». Но нельзя представить, что делал бы Желтков, будучи мужем Веры? Тогда идеал неизбежно стал бы обыденностью, ведь секрет притягательности любого идеала — в его недостижимости. А значит, Аносов прав, но только в том случае, если мы не разделяем любовь и мечту. Ведь иначе получается, что настоящая любовь — это греза, сладостная иллюзия одного человека, стремящегося к невозможному.

Читайте также:
Роль символических образов в рассказе А. Куприна Гранатовый браслет: сочинение

Сочинение Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна 10, 11 класс

Всю сознательную жизнь большинство людей ищут свою вторую половинку, кому-то это удается, кто-то терпит фиаско, а в некоторых стрела Купидона попадает так точно, что подаренная любовь может вознести человека на небывалые высоты или ранить, оставив на сердце кровоточащую рану, которая будет напоминать о себе долгое время.

Александр Иванович Куприн в своем произведении «Гранатовый браслет» показал, как любовь может быть многогранна, коварна и жестока. Главный персонаж Желтков, являющийся простым чиновников безумно полюбил замужнюю княгиню Веру Шеину тихой, нежной и искренней любовью.

Эта любовь терзала его долгие семь лет, сводя его с ума, но не лишая при этом разума. Каждый божий день Желтков просыпается с мыслями о своей любимой, время от времени посылая ей анонимные письма с признаниями в чувствах.

В день рождения княгини Желтков решается на отважный поступок, тратя казенные деньги на подарок в виде шикарного гранатового браслета уникальной работы. Не так много любовных историй, которые заканчиваются счастливо, и все главные персонажи живут долго и счастливо, эта история не является исключением. Подарок Желткова был отвергнут, что явилось причиной возникновения череды событий, которые печально скажутся на его жизни.

Буря эмоций разрывает Желткова и бросает его на отчаянный шаг-раскрытие своей личности перед князем Шеиным, который является супругом Веры Шеиной. Не удивительно, что князь Шеин негативно отнесся к Желткову после его разговора с ним о Вере Шеиной, пригрозив законной расправой. Желтков выбрал для себя участь безбожника, решившего покончить с собой. Самое обидное для меня, как для читателя, было то, что Вера Шеина не сожалела о смерти Желткова, а просто восхищалась силой чувств этого человека, допуская мысль, что эта именно та любовь, о которой мечтает любая женщина.

Куприн на основе своего произведения показал людям, что к любви нельзя относиться как к игрушке. Молодые люди, прочитавшие это произведение должны сделать вывод, что порой лучше правда, ведь расскажи Желтков Вере Шеиной о своих чувствах ранее, кто знает, какой оборот событий приняла бы эта печальная история любви.

Вариант 2

В центре внимания рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» события, в каждом из которых имеет место чувство, благодаря которому между людьми выстраиваются взаимоотношения. Это любовь, она проявляется в произведении по-разному. Автор с мельчайшими подробностями представляет разные варианты ее проявления. Но в любом случае любовь сопровождается душевными переживаниями, которые выражаются или через бурю эмоций, или представляют собой страсти на этапе угасания, или скрытые.

Веру Шеину – хозяйку дома – автор наделил чувством, которое в отношении мужа давно преобразилось. Оно стало со временем похоже на дружескую привязанность с долей уважения к супругу. Смирившись с подобным положением, она лишь терпеливо ухаживала за ним.

Одновременно женщина получала письма от местного чиновника Желткова с признанием в любви. Эти побуждения Вера считала несерьезными. Тайные желания обожателя вызывали у нее недоумение. О ее внешнем безразличии к поклоннику свидетельствовали долгие годы молчания и бездействия, когда она холодно читала и уничтожала его послания.

Безответная любовь – чувство, которое суждено было испытать главному герою произведения. В душе мужчины таилась непередаваемая нежность к Вере, безумная страсть, преданность, которую он доказал в конце своего жизненного пути.

Желтков оказался тем редким типом людей, которые способны любить искренне, бескорыстно, не требуя ничего взамен, находясь в готовности жертвовать ради любимой собой в любой момент. Его невероятное чувство осталось без ответа. Это не огорчало его, так как главное для главного героя было любить, наслаждаясь предметом своего обожания.

Однако для самого чиновника любовь стала разрушительной силой. Это связано с тем, что она оказалась предметом огласки. Он поставил себе в вину нарушение спокойствия возлюбленной.

После известия о гибели Желткова Вера посетила его дом и услышала произведение Бетховена. Только тогда женщина осознала, что теперь она самая несчастная на земле, так как позволила себе упустить шанс быть по-настоящему любимой и счастливой, не воспринимая серьезно отношение чиновника к себе.

Таким образом, в произведении противопоставляются образы, с одной стороны, черствые, заинтересованные материально, человеку, для которого любовь приводит к отказу от любых ценностей в жизни, принимая возможность быть счастливым, любящим, оставаясь в стороне. Финал показал, что Желтков был предан своему чувству несмотря ни на что, не требуя взамен ничего для себя. При этом вину он приписал себе, чтобы на любимую женщину не упала тень подозрения.

Любовь Желткова к Вере стала уроком для героини. Она научилась видеть истинные чувства, поняла, что испытывал чиновник к ней. Главное – трагедия показала, что настоящая любовь способна изменить человека в лучшую сторону. Вера проявила жалость и попросила прощение. Это стало показателем того, что любовь влюбленного мужчины не была одинокой, бессильной, наоборот, она обладала такой мощью, которую ощутило все окружение в доме Веры.

Читайте также:
А.И.Куприн Гранатовый браслет: сочинение

Тема любви в рассказе Куприна Гранатовый браслет

Рассказы А.Куприна повествуют о настоящей бескорыстной любви, не требующей ничего взамен. По мнению автора, любовь – это глубокое сильное чувство, которое охватывает всю жизнь человека, занимает особое место в его сознании и душе.

Желтков – главный герой рассказа «Гранатовый браслет» – встречает на своем пути настоящую любовь. Это чувство, несмотря на его безответность, делает молодого человека поистине счастливым. Его вдохновляла каждая вещь, тем или иным образам напоминавшая ему о Вере Шеин: будь то забытый платок, письмо, программа выставки – одного только этого было достаточно, чтобы чувства вновь ожили и загорелись с еще большей силой.

Он был счастлив от мысли, что прекрасные руки его возлюбленной однажды коснуться адресованного ей письма, а равно его собственной души. Желтков решает подарить самую дорогую его сердцу вещь – гранатовый браслет, показывая тем самым, насколько сильно и беззаветно он любит.

При всем притом герой не вызывает жалости, а даже наоборот – искренность и глубина переживаний Желткова, его жертвенность и бескорыстие заслуживают уважения и даже восхищения. В нравственном отношении Желтков стоит выше общества Шеиных. Им не понять чувства искренней любви, они способны лишь насмехаться над героем, отчего лишь сами становятся смешны и нелепы в глазах читателя. Один только Василий Львович понимает чувства Желткова и в общении с ним ведет себя достойно, как подобает настоящему дворянину.

Очень точно в своем высказывании генерал Аносов определил понятие настоящей любви. Совершить подвиг ради такой любви, пожертвовать собой, подвергнуть себя страданиям – не есть великий труд, а есть великое счастье. Только особенные люди, исключительные по своей натуре обладают способностью так любить. К ним и относится главный герой рассказа Куприна.

Аносов помог Вере Николаевне осознать всю силу и глубину чувств Желткова. Вот она держит последнее письмо от П. П. Ж. Она понимает, что оно последнее, несмотря на то, что в содержании его отсутствует горечь прощания. Слова в письме проникнуты светлым чувством любви. Желтков отрицает собственничество и эгоизм. Он желает возлюбленной лишь счастья со своим избранником, и пусть житейские проблемы и ненужная суета никогда не беспокоят душу любимой. Очевидно, что к житейскому в судьбе Веры Николаевны Желтков относит и самого себя. Глядя на мертвого Желткова, она понимает, насколько великим был этот человек. У него была заветная мечта, способность к самопожертвованию и сила его огромной любви. Вера Николаевна с горьким сожалением понимает, что упустила навсегда эту великую любовь, которую подарила ей судьба.

Вариант 4

Автор данного произведения был настоящим создателем историй полных романтизма и чистой возвышенной любви. Куприн в своих произведениях описал именно ту любовь, которая возникает у человека в самом сердце и в самых укромных уголках души.

В его рассказах любовь это чистое высокое чувство, которое человек ощущает на духовном уровне. И в этой любви нет ни корысти, ни лжи, ни предательства. Это чувство настолько огромное всепоглощающее и возвышенное что благодаря ему человек становиться радостным, веселым и у него появляется цель и смысл жизни.

Автора многие критики называли настоящим романтиком и купидоном советской литературы. Ведь именно после прочтения его рассказов многие женщины всю жизнь искали такую любовь, которую он рисовал в своих произведениях.

Такие чувства способны понять и найти в жизни люди, которые работают в сфере искусства, так как у них очень тонкая душевная натура. В рассказе о браслете, автор ведет сюжетную линию в лице одного бедного чиновника.

Он безумно полюбил замужнюю женщину, кроме того что она замужем, она еще и из богатой семьи. Но это не остановило Желткова, он очень долгое время просто находился рядом со своей возлюбленной. Радовался ее достижениям и просто любил находиться рядом с ней.

Он часто издалека наблюдал за ее прогулками, встречами с друзьями, беседами с другими людьми. Влюбленный чиновник не требовал от нее ни бросить мужа, не полюбить его. Он просто искренне чисто и бескорыстно любил Веру, но в один прекрасный момент он все же осмелился и решил во всем признаться своей возлюбленной.

Однажды он написал письмо и положил в него подарок в виде гранатового браслета. Вера была очень удивлена данному подарку и пошла обо всем рассказать законному мужу. Желткова вызвал к себе ее муж и у них был серьезный разговор.

Ему запретили приходить к Вере, писать ей и искать с ней встреч. Было разрешено написать записку, в которой он извиняется за свое компрометирующее Веру письмо. Желтков написал это письмо, но в нем ничего прощального не изложил, просто еще раз написал о своей огромной любви и пожелал своей любимой счастья с мужем.

После этого поступка влюбленный чиновник покончил счеты с жизнью. Только после его кончины героиня рассказа поняла, какого человека она потеряла. И то не сама, а с помощью генерала, который объяснил ей, что это была настоящая любовь. Ее многие люди ищут до конца своих дней.

Читайте также:
Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»: сочинение

После всего пережитого Вера пошла в оперу, и там ставили пьесу, с похожей как у нее ситуацией и в конце произнесли те фразы, которыми с ней простился Желтков, и тогда она поняла смысл подаренного ей браслета и истинную любовь ее воздыхателя. Но было уже поздно слишком поздно.

Для 10 класса, 11 класса

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в рассказе Гранатовый браслет Куприна

Популярные сегодня темы

Самым соблазнительными местами для меня являются те уголки природы, где есть и источник воды, и густой лесной массив. Именно поэтому даже одно воспоминание о картине Исаака Левитана «Вечерний звон»

Данная былина повествует о жизни довольно бедного, но очень талантливого человека, который буквально поразил всех окружающих своей мастерской игрой на гуслях. Можно отметить

Откуда же возникла эта фраза? С незапамятных времён собаки верно служат людям. Они ходили вместе на охоту и вместе делили добычу. Они вместе охранили дом и отпугивали диких животных.

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.

Произведение под названием «Чистый понедельник» написана русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным. Относится к жанру рассказа. Анализ данного рассказа представлен в этой статье.

Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» (А. И. Куприн)

Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет», показывающее уникальный взгляд писателя на чувства людей.

Тема любви – одна из популярных в художественной литературе. Много сказано о том, что это чувство вдохновляет человека на великие дела. Любовь служит испытанием внутренних качеств, заставляет совершать безумства. Она является основой жизни на земле. Не обошел эту тему в своих произведениях и А. И. Куприн. В его творчестве она приобрела особенный оттенок. По его мнению, которое он выразил устами генерала Аносова, любовь должна быть трагедией. Так трагично заканчивается любовная история в повести «Олеся». Любовь и честь находятся в центре изображения повести «Поединок». Гимном великой любви можно назвать рассказ «Гранатовый браслет».

Главным героем рассказа стал «маленький человек», простой канцелярский служащий Г. С. Желтков. Несколько лет он был безнадежно влюблен в Веру Николаевну Шеину. Она выше его по социальному и материальному положению, но любовь не зависит от общественного положения, статуса, звания, национальности. Когда герой впервые увидел Веру Николаевну, она еще не была замужем. Он сразу полюбил Веру, стал слать ей письма, которые подписывал Г. С. Ж. Он часто находился рядом с ней в театре, на прогулках, стараясь оставаться незамеченным. Она стала необходима ему, как воздух. В конце концов, Вера написала ему и попросила «не утруждать ее больше своими любовными излияниями». Он послушался ее, но продолжал присылать поздравления с праздниками.

Шли годы, любовь в сердце Желткова не проходила, она превратилась в большое зрелое чувство. Он благоговеет перед любимой женщиной, бесконечно желает ей счастья и рад, если она счастлива. В ней заключается вся его жизнь. Кроме нее для него больше ничего не существует вокруг. Его душа возвысилась необыкновенно в этом чувстве. В ней не осталось места злобе, зависти, корысти, ненависти. Его не расстраивает, что она замужем, что он не может обладать ей. Герой выше этого, он радуется тому, что она счастлива в браке. Желтков готов поклониться всему, что ее окружает: паркету, деревьям, прислуге, мебели. Он не может быть с ней, не смеет рассчитывать на взаимность, но он может видеть ее, писать ей. Это делает его жизнь наполненной, дарит ему радость.

Друг семьи генерал Аносов считает, что настоящая любовь стала редкостью, люди разучились любить. Брак Веры и Василия Львовича он считает счастливым исключением. История Г. С. Ж. в семье Шеиных, благодаря таланту карикатуриста, которым обладал муж Веры Василий Львович, приобрела комический оттенок. В разговоре с Верой генерал предположил, что в лице Желткова ее посетила любовь, «о которой грезят женщины».

В день Вериных именин Желтков прислал ей гранатовый браслет, который не был красив в общем, но гранаты на нем были похожи на капли крови. Эта художественная деталь указывала на трагический характер истории. Вера показала браслет мужу и брату. Николай Николаевич был возмущен и готов был призвать власти, чтобы поставить на место «наглеца». Супруги Шеины сочли это лишним. Все они сошлись во мнении, что нужно узнать, кто этот человек и поговорить с ним.

Князь Василий с шурином отправились к Желткову. Войдя в комнату, они увидели высокого мужчину лет тридцати. Куприн обращает внимание на его худые, нервные пальцы, которые говорят о тонкой, чувствительной натуре. Это подтверждают детали, на которые указывает писатель далее. Нежное девичье лицо, бледность, голубые глаза, упрямый детский подбородок – все это говорило о романтическом характере их обладателя. Утонченная внешность совершенно не соответствовала внутренней силе этого человека. Это почувствовал Василий Львович. Он с уважением и пониманием отнесся к тому, что происходило в душе Желткова. Он знал, что любовь относится к неизученной стороне человеческой жизни. Этим чувством невозможно управлять. Запретить любить нельзя точно так же, как невозможно заставить полюбить.

Читайте также:
Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет): сочинение

Человеческая душа – это огромный мир, наполненный чувствами, мыслями, эмоциями. Желтков, этот маленький человек, обладал большой душой. Василий Львович чувствовал, что совершается какая-то трагедия, свидетелем которой ему довелось стать. Он ничего не скрыл от Веры Николаевны, она, в свою очередь, не скрыла чувств, которые охватили ее, когда муж рассказал о встрече с Желтковым. Вера поняла, что ее обожатель решил уйти не только из ее жизни, но и покончить со своей. Она не удивилась, когда в газете прочла о смерти чиновника Г. С. Желткова.

Получив последнее письмо Пе Пе Же, Вера с нежностью, которой сама от себя не ожидала, распечатала его. В нем Желтков прощался с ней. Он ни в чем ее не укорял, ни о чем не сожалел. Свою любовь он называл громадным счастьем, и это несмотря на отсутствие взаимности. Герой допускает мысль, что его любовь можно принять за сумасшествие. Сам он считает ее наградой неба и благодарит Веру Николаевну за то, что она есть на земле. В ней для него воплотилась вся красота, существующая в мире. «Да святится имя Твое», — прощаясь, говорит он ей.

Прочитав письмо, Вера Николаевна почувствовала, что должна поехать проститься с Желтковым. В лице покойника она увидела необыкновенную важность. На его губах покоилась блаженная улыбка, как будто перед смертью он узнал какую-то тайну, имевшую значение для него. Думается, что этой тайной был смысл всей его жизни, который заключался в любви к Вере. Жизнь без нее теряла смысл. То, что он доставлял ей неудобство, также огорчало его, потому что высшим счастьем для него был ее покой. Любовь была его счастьем, наградой, страданием, величайшей трагедией. Именно о таком чувстве говорил генерал Аносов. Великое страдание увидел в Желткове Василий Львович, когда разговаривал с ним. «Умиротворенное выражение», какое было на лицах «великих страдальцев» Наполеона и Пушкина, увидела и Вера Николаевна на лице покойника.

Заключительным аккордом является фрагмент, когда Вера слушает завещанную Желтковым сонату Бетховена. Героиня словно ведет с ним внутренний диалог, в котором рефреном звучат его слова «Да святится имя Твое». Она заплакала освобождающими слезами, понимая, что он простил ее. Вера ощущала его присутствие, в этот момент она чувствовала любовь к нему. Наверное, ради этого герою стоило жить и умереть. Сбылось то, о чем он при жизни даже мечтать не смел. Он завладел мыслями и чувствами своей возлюбленной, заставил ее слушать Бетховена и плакать при этом. Эти несколько минут они были вместе. Эта любовь сделала героиню духовно богаче. Она поняла, что такое настоящая бескорыстная любовь.

Куприн поведал трогательную историю о великой любви маленького человека. Он показал еще одну сторону любви. В этом рассказе изображено всепоглощающее чувство, для которого не существует никаких границ: ни сословных, ни физических. Такому чувству не страшна сама смерть, потому что оно сильнее смерти. Чиновник не уступает в благородстве дворянам. Духовно он находится на недосягаемой высоте. Куприн не случайно показывает взаимоотношения нескольких пар. Вера и ее сестра замужем, у них прекрасные отношения в семьях. Мужья любят их, дорожат ими, но о существовании такой любви они не подозревали. В семье Шеиных отношения давно уже перешли в дружеские. Страсть и любовь незнакомы им, возможно, поэтому у них нет детей. Судьба дала героине счастье встретиться с большой любовью.

Произведение интересно, благодаря особой композиции, которая позволяет постепенно открывать новые грани чувства героя. Вначале показан взгляд со стороны Веры и ее мужа. Это смешная, неуместная история. На следующем этапе появляется письмо и гранатовый браслет, который намекает на трагическую развязку. Затем следует встреча князя с Желтковым, когда он понимает, насколько глубоки чувства, испытываемые «телеграфистом». История перестает быть смешной. Наконец, письмо Желткова и поездка Веры к нему, во время которой она сравнивает его с великими гениями. В заключении Вера проникается нежными чувствами к «великому страдальцу».

Куприн постепенно возводит Желткова на недосягаемую высоту. Любовь, которая появляется один раз в тысячу лет, возносит героя над миром. Автор дает понять, что это чувство – самое прекрасное, что есть в мире и единственное ради чего стоит жить. Он настолько искренен в своем мнении, что ему хочется верить.

«Гранатовый браслет» — талантливое, тонкое, красивое произведение. Оно оказывает большое эмоциональное воздействие на читателя. Трогательный и одновременно мощный финал заставляет верить в существование и силу земной любви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: