Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»: сочинение

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» по плану

1. История создания

Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.

Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.

В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.

2. Литературное направление

Стихотворение «Тучи» — яркий пример романтической лирики.

3. Род

На то, что перед нами лирическое произведение, указывает манера изложения от первого лица, слиянность героя с миром природы, размышления о внутренних противоречиях и отчуждении от мира людей.

4. Жанр

Стихотворение «Тучи» — это элегия с присущими ей особенностями: философичностью, интонацией печали и сожаления, наличием скрытой жалобы.

5. Проблематика

В данном произведении Лермонтов затрагивает проблему оторванности человека от родины, родной для него среды.

6. Тематика

Здесь звучит тема одиночества, одна из основных в творчестве поэта.

7. Идея

Идея произведения в том, что его одиночество также естественно, как вечные странствия небесных туч, не имеющих родины на земле. Перемещения из одного города в другой – лишь вершина огромного айсберга, которым является глубинное одиночество Лермонтова. Поэт понимает, что у него нет родины в мире людей.

8. Пафос

В стихотворении слышится тоска человека, теряющего связь со всем, что ему дорого. Пытаясь отстраниться от конкретной жизненной ситуации, лирический герой выходит на уровень вселенской печали о человеческом одиночестве.

9. Система образов

Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.

Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.

Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: сам поэт и тучи над его головой.

Так как монолог автора адресован им, можно сделать вывод, что для поэта они равноценны живым существам. Их объединяет слово «изгнанники». Тучи плывут к югу по воле стихии, а поэта влечёт туда воля монарха.

11. Лирический герой

Лирический герой так одинок, что обращается с горестными размышлениями не к людям, а к тучам – обитателям небосвода.

Используя приём отождествления, он сравнивает их судьбу со своей и делает собственный вывод: «Нет у вас родины – нет вам изгнания». Он видит преимущество туч в том, что они «вечно свободные». У него же, увы, нет подобной свободы.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.

Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Мысль автора движется от завязки (1-я строфа) к развитию действия (2 строфа).

В третьей строфе звучит кульминация («Нет, им наскучили нивы бесплодные…») и развязка, выраженная в трёх последних строках.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».

Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.

Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).

Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».

Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи.
Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.

Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.

На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.

На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.

С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.

17. Значение произведения

Стихотворение «Тучи» — шедевр «позднего» периода лермонтовской лирики. В нём мысль о человеческом одиночестве доведена до абсолюта. Страшнее всего не быть изгнанным, а не иметь родины вообще.

18. Актуальность

Произведение Лермонтова не потеряло актуальности. В трудные минуты жизни человеку необходима поддержка. Оставаясь в одиночестве, он чувствует себя покинутым, чуждым всему земному.

У одиночества несколько уровней глубины. Лермонтов касается самого сокровенного из них, и об этом одиночестве, данном нам от рождения, люди будут помнить столько же, сколько существует мир.

Читайте также:
Демон: сочинение

19. Моё отношение

Стихотворение «Тучи» наводит на грустные размышления. Мне жаль молодого поэта, рано оставшегося без родителей, а затем вынужденного скитаться из края в край. Он, как никто, чувствовал одиночество и воспел его в своих стихах. Не хотелось бы испытать подобные чувства.

20. Чему учит

Лермонтов учит нас быть внимательнее и добрее друг к другу. Чтобы избавиться от тоски, нужно окружать заботой своих близких. Если думать только о своём страдании, рядом никого не останется.

Выразительные средства в стихотворениях Михаила Лермонтова “Тучи”, “Утес”, “На севере диком…”

История создания произведения

В 1840 году написал стихотворение «Тучи» Лермонтов. История создания его следующая. Михаил Юрьевич находился Петербурге у своих друзей, которых он решил навестить перед тем как повторно отправиться на Кавказ, в ссылку. Друзья поэта собрались для того, чтобы проводить его в дорогу, на квартире Карамзиных. Подобно Пушкину, Михаил Юрьевич был сторонником справедливости, выступал за свободу слова. Однако такое поведение для власти было неприемлемым. Многих из тех, кто против нее выступал, в то время отправляли в ссылку. Не обошла эта участь и Лермонтова.

Ожидание предстоящей дороги, а также изучение покрытого тучами сумрачного неба Петербурга привело к рождению этого стихотворения. Оно пронизано мотивом поиска пути, изгнания, переживаний чувств тоски и одиночества. Поэт стоял у окна, тронутый вниманием к себе. Он смотрел на тучи, ползущие над Летним садом. Так родилось это стихотворение.

Текст «Тучи» М.Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое. На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.

Композиция «Туч», настроение лирического героя

Как показывает анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, оно состоит из трех строф и двух основных частей, которые друг с другом сосуществуют на основе использованного автором развернутого сравнения. Подгоняемые ветром тучи, мчащиеся вперед, сравниваются в произведении с душевным состоянием героя, не знающего, подобно им, куда занесет его судьба. Лирический герой ощущает умиротворение. Вместе с тем он чувствует себя чуждым всему тому, что наблюдает вокруг. Он свободен, одинок и спокоен, однако понимает, что спокойствие это кажущееся и временное.

Тема и идея

В произведении автор поднимает тему одиночества и изгнания. Он часто описывал «лишних людей». В этот раз они для Лермонтова словно тучи, которым приходится жить без родины, не чувствуя ни к кому ни любви, ни привязанности.

Читайте также:
Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы Княжна Мери романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени): сочинение

Лирический герой стихотворения чувствует себя изгнанным из привычного окружения и это произошло без его воли. Эта мысль является главным конфликтом, что поднял Лермонтов. Учитывая, что произведение было написано в период, когда Михаил Юрьевич пытался преодолеть старый конфликт между собой и окружающими, оно кажется еще более личным.

Составляя литературный сборник, Лермонтов поместил этот стих в конец и поставил тем самым точку в борьбе с непониманием. Тучи олицетворяют самого автора: он не по своей воле уезжает с «милого севера». Поэт обречён во второй раз ехать в ссылку на Кавказ, и несмотря на молодые годы, ощущает приближающейся конец своей судьбы.

Основная мысль заключается в том, что человек, у которого отняли родину, больше не боится что-либо потерять. Теперь он свободен, но несчастен. Главная идея — человек будет жить полноценно, когда он абсолютно свободен и может сам собой управлять.

Лирический герой приходит в отчаяние от мысли, что его жизнь сродни жизни туч, ведь он так же повсюду мечется, не имея дома, и потому страдает.

Два мира: человек и природа

Проводя анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, можно заметить, что два мира присутствуют в нем: идеальный мир красоты и гармонии природы, и человеческий, полный страстей и несовершенства. Лирический герой жаждет вырваться из этого несовершенства в мир природы. Однако он осознает, что сделать это возможно, лишь умерев. Учитывая то, что самому поэту во время создания произведения жить на земле оставалось чуть больше года, стихотворение это приобретает мистический смысл как веха его жизненного и творческого пути.

«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова №6

Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч — «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.

Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.

Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север». Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба ), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.

В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине. тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники ) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?» ).

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов («Тучи»)

Следует отметить, что множество разнообразных средств выразительности было использовано автором в этом стихотворении. Это в первую очередь эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В тексте, кроме того, употребляются инверсии. Это придает стихотворению особую образность («цепью жемчужную», «степью лазурную»). Словосочетание «степью лазурною» было употреблено автором в переносном значении. Ведь если вдуматься, это синоним простора неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначаемыми понятиями — бескрайность степи и просторов неба. «Цепью жемчужною» — еще одна метафора. Нам представляются светлые небольшие облака, светящиеся матово изнутри. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга.

Читайте также:
Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова: сочинение

Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает — «изгнанники». Так поэт сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторов в начале каждого ряда слова «или» («Или на вас… / Или друзей…»).

Анализ №3

Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.

За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же изгнанники С милого севера в сторону южную.

По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».

Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.

Риторические вопросы

Автор использует в обращении к тучам риторические вопросы. То есть, адресуя вопросы им, по сути, обращается к самому себе в произведении «Тучи» Лермонтов. Анализ особенностей этого приема помогает понять, для чего Михаил Юрьевич применяет его. Риторические вопросы, как известно, ответа не требуют. Они употребляются в речи для того, чтобы привлечь внимание, заострить тему. Символом одиночества становится емкий и точный образ небесных туч. Они символизируют неприкаянность, а также вечный поиск смысла жизни. Поэту благодаря данному образу удается точно передать в стихотворении мир собственных переживаний, страстей и сомнений.

На этом завершаем анализ стиха Лермонтова «Тучи». Михаил Юрьевич хотел нам сказать о том, что пороков у природы нет, в отличие от людей, у которых их множество. Тучи плывут над всей мирской суетой. Человеку, к сожалению, не дано стать столь же возвышенным, как они.

Разбор средств выразительности

Через тропы автор придал произведению выразительности и уникальности. Лермонтовым были использованы такие художественные приемы:

  1. Антитеза — строка «с милого севера — в сторону южную» показывает отношение поэта к грядущим переменам.
  2. Эпитеты — «лазурная степь», «милый север», «жемчужная цепь», «вечные странники».
  3. Олицетворения — «мчитесь вы» и «вам наскучили нивы» по отношению к тучам.

Через олицетворения Лермонтов показал, что он, как и герой произведения, хотел бы познать природу. Но в то же время этот прием оголяет его собственные чувства и помогает глубже раскрыть внутренний мир для читателя.

Анафора в произведении помогает раскрыть идею безграничности человеческой подлости — ведь причиной ссылки или изгнания может стать не только совершенное преступление, но и клевета друзей.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова: сочинение

Стихотворение и анализ «Тучи»

Анализ

История создания

М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи» в день отъезда во вторую кавказскую ссылку (12 апреля 1840 г.). Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, где собрались близкие друзья поэта. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, Лермонтов наблюдал через окно за пробегавшими по небу тучами и в порыве вдохновения создал новое произведение. При чтении перед собравшимися поэт прослезился.

А. Саврасов. Перед грозой. 1850

Жанр произведения

Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы

Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.

В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт «вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера». Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении «Тучи».

Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ).

В то же время между небесными «изгнанниками» и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: «злоба открытая», «зависть тайная», «клевета ядовитая». Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако «тучки небесные» ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто «наскучили нивы бесплодные».

Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.

Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все «страсти» и «страдания», можно сбросить рабские цепи.

Лермонтов еще не готов на такой решительный и бесповоротный шаг. Последний удар по его надеждам будет нанесен через год, когда император отклонит все его настойчивые просьбы об отставке. Пессимистическая мысль, появившаяся в «Тучах», резко выразится в стихотворении «Прощай, немытая Россия» — самом остром политическом произведении поэта.

Размер и композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в которых описаны: сравнение «тучек» с судьбой автора, их отличия, неосуществимые мечты о вечной свободе. Размер произведения — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Выразительные средства

Лермонтов использует яркие эпитеты в описании движения туч («небесные»,»лазурною», «жемчужною»), противопоставляя им опостылевшую земную жизнь («клевета ядовитая», «нивы бесплодные»). Тучи выступают одушевленными существами благодаря сравнениям («странники», «изгнанники») и олицетворениям («кто же вас гонит», «вам наскучили», «чужды вам»).

Вторая строфа целиком состоит из риторических вопросов. Эмоциональность произведения усиливается в финале за счет лексических повторов («чужды», «вечно», «нет у вас», «нет вам»).

Основная идея произведения

Разочарованный поэт приходит к мысли, что деспотизм царской власти и покорное ему общество превращают честных и справедливых людей в «тучки», которые под давлением вынуждены отрекаться от родины.

Краткое содержание

Тучи в этом произведении называют вечными странниками, все время путешествующими по небу. Они торопятся друг за другом в сторону юга. Та же судьба предопределена и для лирического героя.

Он спрашивает себя, что стало причиной такого бегства туч по небу. Возможно, это воля судьбы. Или тучи побудили к побегу злоба и зависть. Появились у лирического героя сомнения в возможности того, что тучи отправились в путешествие по причине совершенного преступления. Но вполне возможно, их побудили к бегству наветы друзей, ранее помогавших во время жизненных трудностей.

Герой самостоятельно нашел ответ на свой вопрос. Оказалось, что тучам стало скучно на бесплодных нивах. Может быть, причиной стало еще что-то, потому что автор поставил многоточие, оставив недоговоренность. Тучи очень холодные. По этой причине они не испытывают страданий и страсти. Они обладают вечной свободой. Возможно, что по этой причине они никогда не будут иметь приюта в чужом краю и собственной родины.

Анализ стихотворения «Тучки небесные, вечные странники» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 09.08.2018

Михаил Юрьевич Лермонтов является русским поэтом, прозаиком и драматургом. Его произведения воплощают в себе огромный поток мыслей автора, который отражает его мировоззренческие позиции. В стихотворении «Тучи» он рассуждает о духовном родстве человека и природы.

История создания

Лермонтов написал стихотворение, будучи в Петербурге. Именно тогда, в 1840 году, перед отъездом на Кавказ, в ссылку, ожидая отправления и рассматривая небо, поэт погрузился в мысли о том, что его судьба похожа на хаотическое движение туч. Только вот они сами выбирают себе дорогу.

Действительно, сила, которая, по догадке автора, приводит в движение облака – это символ государства, которое по своей прихоти гонит человека, куда ему заблагорассудится. Так царь поступил с Лермонтовым, наказывая его за дуэль с сыном французского посла. Но мало кто знает, что тогда Михаил Юрьевич проявил гуманизм и христианскую кротость. Его оппонент стрелял в него и промахнулся, а поэт в ответ только выстрелил в воздух, хотя мог легко убить своего противника, ведь славился умением стрелять.

Жанр, направление и размер

Стихотворение относится к философской лирике. Это размышление о свободе и зависимости, судьбе и бунту против нее.

В попытках отчетливо передать все свои эмоции и переживания, Лермонтов использует стихотворный размер дактиль. Рифмовка перекрестная.

Образы и символы

  1. Описывая лирического героя, поэт отмечает, что он — одинокая, умиротворенная и спокойная личность. Вокруг него нет суеты, не происходит ничего, что ему могло бы помешать наблюдать за облаками. Он смирился с судьбой, видя неотвратимость стихии, которая несет его «с милого севера в сторону южную». Перед нами изгнанник, у которого нет права на выбор. Он сравнивает свое положение с тем, как ведут себя тучи, и понимает, что они счастливее его, но при этом он не жалуется на свою печальную участь. О его беде мы узнаем лишь из риторических вопросов, обращенных к тучам. Эта сдержанность выдает в нем сильного и стойкого человека.
  2. Тучи – это символ свободы. Они не обременены родиной, страстями и другими человеческими узами, поэтому их нельзя изгнать, задеть или обидеть. В их немой бесчувственности и абсолютной бесприютности кроется источник независимости. А человек, в отличие от облаков, не свободен: его тянет к земле, с которой его разлучают.
  3. Клевета, злоба, зависть или же преступление – это те явления, которые заставили поэта покинуть родной север и отправиться в горячую точку – на Кавказ. Царь прекрасно знал, что отправляет подданного на смерть, ведь тогда на юге происходили ожесточенные бои. Друзья оклеветали Лермонтова, окрасив подробностями произошедшую дуэль. Зависть и злоба – отношение к Михаилу Лермонтову в светских кругах. Именно его знатные недруги подстроили поединок. Преступление – это намек на официальный предлог для ссылки автора. Тогда за вооруженное выяснение отношений дворяне наказывались, это считалось преступлением. Но поэт не зря противопоставляет преступлению клевету. Это событие передано царю в искаженном виде, поэтому его вердикт был столь суров и непреклонен.
Читайте также:
ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА: сочинение

Темы и настроение

Одна из тем, которую затрагивает автор, это взаимоотношение личности и природы, именно с точки зрения духовной связи. Человек и окружающий его мир никогда не станут единым целым. Тучи не имеют чувств, не имею привязанностей, их бытие ничем не скованно. Люди же представляют собой груду изъянов и пороков, страстей и желаний. Их сознание причиняет им боль, ведь, сознавая любовь к родине, уже невозможно от нее отказаться. Соответственно, этой слабостью можно воспользоваться и отправить патриота в изгнание.

Любовь к отчему дому и трагедия изгнанника – основная тема стихотворения. Поэт переживает, но трогательно пытается скрыть это. Его боль можно проследить в деталях. Север он называет милым, а «сторона южная», напротив, веет холодом, ее автор назвал как-то сухо и официально. О причинах своего изгнания он тоже говорит с горечью, делая акцент на предательстве друзей.

Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.

Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.

Основная идея

Лирический герой подчеркивает разницу между собой и тучами, он страдает, потому что любит свой край, а они не чувствуют боли, потому что вообще ничего не любят. Тучи холодные и бесчувственные, им безразлична разлука с милым севером. Они свободны, у них есть право выбора, тогда как лирический герой несвободен и страдает от невозможности остаться там, где ему комфортно. Значит, главная мысль заключается в том, что любовь к чему-либо – это всегда зависимость, тиски, а свобода возможна только в отсутствии эмоций.

Также мы можем уловить личный смысл, заложенный Михаилом Лермонтовым. Он винит в своем изгнании интриги высшего света и не признает вину за преступление, которого он, как мы знаем, всеми силами пытался избежать. Он пощадил соперника, хотя сам рисковал жизнью, ибо противник стрелял в него без всякого стеснения. Но, увы, друзья поэта оболгали его, и после данного инцидента становится понятным мрачное отношение автора к людям, которое он не раз продемонстрирует в поздней лирике.

Средства художественной выразительности

На протяжении всего стихотворения можно наблюдать, как поэт ловко управляется эпитетами, метафорами, олицетворениями («тучки небесные, вечные странники») и другими различными тропами.

На что стоит обратить внимание, так это как Лермонтов использует эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В них сокрыты смыслы, позволяющие нам уловить его отношение к событиям.

Помимо них, чтобы придать стихотворению некую целостность, поэт пользуется инверсией «цепью жемчужную», «степью лазурную».

Метафорой в стихотворении является скрытое сравнение лирического героя с тучами:

Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники

Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова: сочинение

Сочинения от Вики Ж.

8.Почему так суров Степан Парамонович к своей жене Алене Дмитревне?

Известный летописец Сильвестр в поучение своему сыну собрал в одну книгу, под названием «Домострой», правила и наставления, которым предлагалось следовать всякому человеку, желающему жить праведной жизнью .

В «Домострое» большое внимание уделено порядку в семье: «все должно было подчиняться главе дома, хозяину». Жена, дети и слуги должны были ” все творить по его наказанию ” . Поэма Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ” – яркое тому подтверждение . Купец Калашников разгневался на Алену Дмитревну за ее позднее появление дома, за непристойный внешний вид. Муж подозревает жену в том, что она гуляла, пировала « с сынками боярскими». Степан Парамонович суров к своей жене не потому, что он жестокий человек, а потому, что так вести себя ему предписано в “Домострое “.

Чувство страха считалось главным средством сохранить ” семейное благочиние». Знает об этом Алена Дмитревна, не случайно, услыхав грозный слова мужа, она ” задрожала вся. затряслась как листочек осиновый. в ноги мужу повалилася “. Но муж для нее не только хозяин, судья, но и защитник. Об этом говорят слова несчастной женщины:

Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Твои речи – будто острый нож;

От них сердце разрывается.

Не боюсь я смерти лютыя,

Не боюсь я людской молвы,

Читайте также:
Анализ стихотворения Родина Лермонтова: сочинение

А боюсь твоей немилости…

Таким образом, могу сделать вывод, что, осознавая свое положение в семье, молодой купец Калашников так суров к своей жене Алене Дмитревне.

9. Как законы «Домостроя» действуют в поэме М. Ю. Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова “. В каких еще произведениях русских классиков мы можем наблюдать соблюдение этих законов?

В одну книгу, под названием « Домострой», известный летописец Сильвестр в поучение своему сыну собрал правила и наставления, которым предлагалось следовать « всякому желающему жить праведной жизнью». В «Домострое» большое внимание уделено порядку в семье, где «все должно было подчиняться главе дома, хозяину». Жена, дети и слуги должны были ” все творить по его наказанию “.

Поэма Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ” – яркое тому подтверждение. Мы видим, что молодой купец суров, скор на расправу. Не разобравшись в случившемся, он разгневался на Алену Дмитревну за ее позднее появление дома, за непристойный внешний вид. Муж подозревает жену в том, что она гуляла, пировала « с сынками боярскими». Степан Парамонович суров к своей жене Алене Дмитревне не потому, что он жестокий человек, а потому, что так вести себя ему предписано в “Домострое “. Там главным средством в сохранении «семейного благочиния» считалось чувство страха и подчинения во всем главе семьи.

Пройдут века, но законы «Домостроя» будут по-прежнему сильны в жизни русской семьи. В драме А. Н. Островского «Гроза» перед читателями предстает семья Кабановых. Глава семейства в пьесе – женщина, Марфа Игнатьевна Кабанова, но все и во всем подчиняются этой властной купчихе. Кабанова считается в городе образцом добродетели и хранительницей традиций. Она постоянно учит детей своих, «как делали в старину». Касается ли вопрос дела сватовства, проводов мужа или посещения церкви – все, по мнению Кабанихи, должно происходить по старинке. Главное, в чем она уверена, это то, что в семье все должно держаться на страхе. «Как зачем бояться! Как зачем бояться!»-кричит она сыну, твердо веря, что «порядок-то в доме будет», только если младшие будут бояться старших.

Следуют заветам «Домостроя» и герои романа И. А. Гончарова Обломовы. Все в этой семье идет так, как было преподано «им родителями» и прадедами. Главное в жизни Обломовых – норму жизни « с заветом блюсти», сохранять «ее цельность и неприкосновенность, как огонь Весты. Как это делалось при дедах и отцах, так делалось и при отце Ильи Ильича…».

Таким образом, могу сделать вывод, что в ряде произведений русской классики при описании образа жизни людей нашли отражение законы «Домостроя».

15. Как в отрывке из поэмы М. Ю. Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ” ставится проблема памяти?

В отрывке из поэмы M. Ю. Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ” ставится проблема памяти, которая не умерла вместе со Степаном Парамоновичем, потому что жизни не пожалел русский купец во имя сохранения чести своей семьи. Несмотря на то что казнили его по царскому велению «смертью лютою, позорною. схоронили его за Москвой-рекой, на чистом поле промеж трех дорог», люди помнили купца Калашникова, пошедшего на смерть «за святую правду-матушку “. Когда «люди добрые» проходили мимо могилы Калашникова, они поклонялись ей:

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет девица – пригорюнится,

Пройдет молодец – приосанится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

Разве это не говорит о том, что «люди добрые» помнили о подвиге смелого купца?

16. В фольклоре, творчестве каких русских писателей звучит тема памяти? Что позволяет сопоставить эти произведения с поэмой М. Ю. Лермонтова?

Тема памяти звучит и в исторических песнях, посвященных Емельяну Пугачеву. Так, в песне ” Пугачев казнен ” говорится о том, что “. нет больше народного защитника . ” Обращаясь к казненному предводителю восстания, люди спрашивают у него, на кого он их покинул, а потом сетуют:

Некому за нас заступиться,

Крепку думушку за нас раздумать.

Эта же тема звучит и в стихотворении M. Ю. Лермонтова ” Бородино “, которая очень актуальна в год празднования 200-летия со дня Бородинской битвы:

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Сопоставить эти произведения с поэмой М. Ю. Лермонтова позволяет то, что в русском народе всегда помнили и смелого борца-одиночку, и предводителя крестьянского восстания, и славных защитников Отечества.

17. Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова ” Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова “.

Критик Белинский относил героя поэмы, купца Калашникова, к числу тех ” железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. ” Оскорбленный поступком царского опричника, заступаясь за честь своей семьи, Калашников принимает решение ” на смерть биться до последних сил. за святую правду-матушку. ” Для него нет полумеры в минуту решающего сражения: ” Вышел я на страшный бой, на последний бой! ” Вот это-человек чести!

Бесчестен, по мнению автора, ” удалой Кирибеевич “. С самого начала опричник, зная суровые законы ” Домостроя ” ,готов нарушить их, совратив с праведного пути благочастивую купчиху-красавицу. Но Алена Дмитревна не становится легкой добычей для Кирибеевича. Вырвавшись из рук бесчестного слуги царя, не соблазнившись на его обещания засыпать её золотом и жемчугом, она бежит домой, уже осознавая, что ” опозорил он, осрамил” её. В кульминационную минуту, перед боем, царский опричник, который не боится никого, услыхав из уст своего соперника, почему тот вышел на этот бой, испугался, « побледнел в лице, как осенний снег, бойки очи его затуманились. на раскрытых устах слово замерло.” Нечего сказать Кирибеевичу ни молодому купцу, ни царю, так как опозорил он чужую жену, ” разбойничал ночью тёмною” .

Таким образом, могу сделать вывод, что герои поэмы, молодой купец и царский опричник, выйдя на кулачный бой, вступают в поединок чести и бесчестия, в котором победит тот, кто прав, кто защищает свою честь и честь семьи.

Читайте также:
Герой нашего времени. Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ).: сочинение

Поделись с другом в социальной сети

Сочинение по поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

В былые времена честь дамы ценилась куда больше, нежели сейчас. Мало того, мужчины были готовы отдать жизнь за репутацию своей избранницы не только, если имела место реальная измена, но и тогда, когда в ее сторону был замечен даже косой взгляд. Подобная ситуация наблюдается в произведении.

Однако это не только конфликт купца Калашникова и царского опричника за доброе имя жены первого, Анны Дмитриевны, но и куда более серьезный спор, в котором схлестнулись самодержавие и простой люд, который, к слову, побеждает.

Представитель самодержавия моложе, более высокомерен. Таким закон не писан. С одной стороны, нет ничего плохого в том, что он полюбил женщину. С другой, он нагнетает конфликт и даже царю не сказал о том, что его избранница замужем. Именно поэтому уважение к Кирембеевичу теряется практически сразу.

Куда интереснее Калашников, который не только стремится отстоять доброе имя своей жены, но и олицетворяет весь простой русский люд. Поэтому поединок кажется фигуральным, его можно трактовать как классовую борьбу. А вот если в переносном смысле рассматривать Анну Дмитриевну, то вполне возможно, на ее месте может быть то, что социальные слои не могут поделить. Что же это? Безусловно, власть в стране.

Можно сказать, что данном поединке борются монархия с демократией. Относительно характеров, Кирембеевич – подлый, Калашников – добрый, открытый, человек чести. Он невольно располагает к себе. Что же касается Анны Дмитриевны, видно, что она очень чтит своего мужа. Однако, быть может, она уважает его больше, чем любит. Так или иначе, в те времена на уважении и почтении к супругу все и базировалось. Ну, и на привычке, естественно.

Тем не менее, безумной любви к Кирембеевичу также не наблюдается. Невооруженным глазом видно, что он переоценил себя. И, как и все люди подобного класса, подумал, что он может добиться всего, на что только укажет его перст. Еще бы! Ведь за ним поддержка самого царя. Так или иначе, Калашников не лыком шит. Он одерживает победу.

Мне очень понравилось произведение. С одной стороны, у него довольно простой сюжет. С другой – он может быть воспринят иносказательно, тогда обретет куда больший смысл. Есть и некая изюминка (возможно, свойственная описываемой эпохе), которая заставляет перечитывать на первый взгляд, незамысловатые строки снова и снова, всякий раз получая все большее удовольствие от прочтения.

2 вариант

Главный персонаж поэмы И.Лермонтова, молодой и зажиточный купец Степан Парамонович Калашников – заботливый, любящий отец и муж.

Но вот однажды вечером, вернувшись домой, он не застаёт там свою супругу. Во всём доме царит какое-то напряжение. Степан Парамонович нутром почуял, что случилось что-то неладное. Спустя небольшой промежуток времени в дом ворвалась его испуганная жена. Волосы её растрепались, а глаза были заплаканы. Дрожащим голосом она рассказала мужу о том, что только что на улице опричник Кирибеевич схватил её, начал лезть с поцелуями и умолять, чтобы он стала его. Калашников не смог стерпеть такого унижения и оскорбления.

Казалось бы, Степан в такой ситуации мог бы пойти к самому царю с жалобой на наглеца, который посмел посягнуть на честь его законной супруги. Но купец был очень гордым и жаловаться кому-бы то ни было он считал ниже своего достоинства. Поэтому он принял решение отстоять честь семьи в кулачном поединке с обидчиком, пусть даже это будет стоить ему жизни.

Он просит поддержки у своих братьев и те, ни капли не раздумывая, соглашаются, ведь старший брат для них всё равно, что второй отец. Степан Парамонович показал себя настоящим молодцом, несмотря на то, что была возможность обойтись без этого кровопролития.

В те времена кулачные бои были весьма популярной потехой. Молодые люди, участвовавшие в них, доставляли удовольствие и простому народу и самому царю. В этот раз царь делал ставку на своего любимчика Кирибеевича, но желающих выступить против сильного и ловкого бойца не находилось. Тогда-то и появился купец Калашников.

Кирибеевич смутился, увидев купца, но бой всё же состоялся. Перед поединком Степан вполне серьезно предупредил соперника, что скоро по кому-то из них будут петь панихиду. Пропустив первый удар, купец в ответ нанес опричнику свой, сокрушительный и смертельный. Он был прекрасно осведомлен, что правила кулачных поединков запрещают биться до смерти. Также он знал, что царь непременно отдаст приказ казнить его за нарушение этих правил. Но несмотря ни на что, купец посчитал, что можно пожертвовать жизнью ради защиты своей семьи. Ведь честь для него была дороже жизни.

Сочинение 3

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями. Лермонтов пытается найти своеобразных героев – людей с сильным характером, стальной волей, которые могли бы быть примерами для потомков.

Главный герой данного произведения – молодой, заносчивый и высокомерный (но верный) опричник Ивана Грозного, который полюбил жену купца Калашникова. Конечно же, это было непозволительно. Особенно в те времена. Соответственно, на репутацию порядочной женщины была брошена тень. Естественно, муж Анны Дмитриевны не смог остаться в стороне.

В более широком понимании, в творении сталкиваются два лагеря – правда народа (Калашников) и самодержавие, граничащее с бесчестием (Киребеевич, и, возможно, даже сам царь).

В целом, героический характер Калашникова испокон веков свойственен русскому люду. Сколько бесстрашных богатырей повидала земля русская, сколько подвигов было совершено россиянами – всех не счесть. Можно сказать, что купец Калашников – это вопиющий образец истинной правды, человек чести, который чтит достоинство. Он является верным супругом, хорошим отцом. Идеальный человек своего века.

Алена Дмитриевна, жена, представляется покорной женщиной того времени. Она уважает мужа и любит его. Он для нее защитник и верный друг. Так, что можно сказать, это поединок простого человека против зарвавшегося знатного. Против царского любимца.

Читайте также:
«Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая Нива...»(2): сочинение

* Опозорил семью нашу честную

* Злой опричник царский Кирибеевич;

* А такой обиды не стерпеть душе

* Да не вынести сердцу молодецкому.

Государь является с боярами, оцепляет место. Кстати, купец одерживает победу над молодым опричником. Однако автор не скрывает присутствия у него положительных качеств. Это преданный правителю воин, смелый, однако самовлюбленный, бесстрашный, но чванливый. Кстати, Кирибеевич поведал царю о том, что любит Алену Дмитриевну, однако не сказал, что она уже замужем за купцом Калашниковым.

Последний представляется невероятно сильным человеком, который верен своим убеждениям, никогда не пойдет на компромисс с совестью. Честь семьи для него дороже поклонения царю. В этом и проявляется народное сознание.

Примечательно, что герой надолго остается в народной памяти – люди посещают его «безымянную могилку», поминают добрым словом.

Вариант 4

Произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» – это взаимодействие, с одной стороны, двух людей, которым чужды и радость, и горе, подвластны и жизнь, и смерть. С другой, автор представил в представителе народа и подданном царя целую систему образов, характеристику строя, уклада, существовавших в те времена. Их взаимоотношения стали показателем того, что добросовестный человек, преданный семье и родине гордо выдержит противодействие самодовольного, горделивого и высокомерного представителя самодержавного строя.

Обманутый своим слугой – Кирибеевичем, царь велит казнить человека, который, вызвав на смертный бой злодея, тем самым защитил честь своей супруги. Сюжет прост, понятен. Но за ним стоят не простые отношения тех, кто чувствует защиту государя, самонадеянно совершают подлые поступки, также тех, кто живет по чести, но иногда вынужден почувствовать на себе несправедливость существующего строя.

Законный муж Алены Дмитриевны (Калашников) не испугался злого умысла, позора приближенного царя. Вызвал он смело злодея на бой, несмотря на последствия. За правду он готов пойти на смерть, защищая честь семьи, жену. Степан Парамонович не оттягивает с решением, считая своим долгом отомстить Кирибеевичу. Характер простого русского человека проявился в полной мере тогда, когда напал злодей на жену купца. Считая самым дорогим на свете честь семьи, он не принял во внимание и то, что бессовестным оказался слуга царя Грозного.

Преклонение перед государем во все времена имело особое важное значение. Царь решал судьбы людей. Те, кто во всем становился на его сторону, чувствовали себя как за каменной стеной. Тем более, когда речь идет о великом царе Грозном. В каждом его взгляде, в действиях просматривается сила характера, о котором ходили легенды во все времена. Однако не все готовы были пойти против правды, долга и уважения своей семье.

Прочитав до конца произведение, читатель задумывается не только о судьбе одного человека, а жизни целого поколения. Несмотря на трагический исход того, на чьей стороне правда, честь и слава занимают достойное место всегда, Подобные поступки бессмертны, так как за ними стоят преданность, любовь, совесть и сила характера.

Также читают:

Картинка к сочинению По поэме Песня про купца Калашникова

Популярные сегодня темы

Рассказ Толстого «Бедные люди» написан по одноименному стихотворению Виктора Гюго. Льву Николаевичу очень нравилось это произведение, которое он считал высшим образцом искусства.

Небольшое по объему произведение заставляет задуматься о многих вопросах. В «Станционном смотрителе» нет однозначно отрицательных героев.

У Леопольда недавно появился свой новенький автомобиль, Турист. Красивый, красного цвета, с желтыми колесами. Упражнение 58

Одно название картины «Мартовский снег» дает понять зрителю, что речь пойдет о первом непредсказуемом месяце весны – марте. Этот месяц как – будто бы вселяет в человека надежду на скорое потепление

Среди представителей серебряного века творчество О. Э. Мандельштама занимает особое место. Его поэзия не оставила равнодушным ни одного читателя.

Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение

В былые времена честь дамы ценилась куда больше, нежели сейчас. Мало того, мужчины были готовы отдать жизнь за репутацию своей избранницы не только, если имела место реальная измена, но и тогда, когда в ее сторону был замечен даже косой взгляд. Подобная ситуация наблюдается в произведении.

Однако это не только конфликт купца Калашникова и царского опричника за доброе имя жены первого, Анны Дмитриевны, но и куда более серьезный спор, в котором схлестнулись самодержавие и простой люд, который, к слову, побеждает.

Представитель самодержавия моложе, более высокомерен. Таким закон не писан. С одной стороны, нет ничего плохого в том, что он полюбил женщину. С другой, он нагнетает конфликт и даже царю не сказал о том, что его избранница замужем. Именно поэтому уважение к Кирембеевичу теряется практически сразу.

Куда интереснее Калашников, который не только стремится отстоять доброе имя своей жены, но и олицетворяет весь простой русский люд. Поэтому поединок кажется фигуральным, его можно трактовать как классовую борьбу. А вот если в переносном смысле рассматривать Анну Дмитриевну, то вполне возможно, на ее месте может быть то, что социальные слои не могут поделить. Что же это? Безусловно, власть в стране.

Можно сказать, что данном поединке борются монархия с демократией. Относительно характеров, Кирембеевич – подлый, Калашников – добрый, открытый, человек чести. Он невольно располагает к себе. Что же касается Анны Дмитриевны, видно, что она очень чтит своего мужа. Однако, быть может, она уважает его больше, чем любит. Так или иначе, в те времена на уважении и почтении к супругу все и базировалось. Ну, и на привычке, естественно.

Тем не менее, безумной любви к Кирембеевичу также не наблюдается. Невооруженным глазом видно, что он переоценил себя. И, как и все люди подобного класса, подумал, что он может добиться всего, на что только укажет его перст. Еще бы! Ведь за ним поддержка самого царя. Так или иначе, Калашников не лыком шит. Он одерживает победу.

Мне очень понравилось произведение. С одной стороны, у него довольно простой сюжет. С другой – он может быть воспринят иносказательно, тогда обретет куда больший смысл. Есть и некая изюминка (возможно, свойственная описываемой эпохе), которая заставляет перечитывать на первый взгляд, незамысловатые строки снова и снова, всякий раз получая все большее удовольствие от прочтения.

Читайте также:
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»): сочинение

Сочинение 3

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями. Лермонтов пытается найти своеобразных героев – людей с сильным характером, стальной волей, которые могли бы быть примерами для потомков.

Главный герой данного произведения – молодой, заносчивый и высокомерный (но верный) опричник Ивана Грозного, который полюбил жену купца Калашникова. Конечно же, это было непозволительно. Особенно в те времена. Соответственно, на репутацию порядочной женщины была брошена тень. Естественно, муж Анны Дмитриевны не смог остаться в стороне.

В более широком понимании, в творении сталкиваются два лагеря – правда народа (Калашников) и самодержавие, граничащее с бесчестием (Киребеевич, и, возможно, даже сам царь).

В целом, героический характер Калашникова испокон веков свойственен русскому люду. Сколько бесстрашных богатырей повидала земля русская, сколько подвигов было совершено россиянами – всех не счесть. Можно сказать, что купец Калашников – это вопиющий образец истинной правды, человек чести, который чтит достоинство. Он является верным супругом, хорошим отцом. Идеальный человек своего века.

Алена Дмитриевна, жена, представляется покорной женщиной того времени. Она уважает мужа и любит его. Он для нее защитник и верный друг. Так, что можно сказать, это поединок простого человека против зарвавшегося знатного. Против царского любимца.

* Опозорил семью нашу честную

* Злой опричник царский Кирибеевич;

* А такой обиды не стерпеть душе

* Да не вынести сердцу молодецкому.

Государь является с боярами, оцепляет место. Кстати, купец одерживает победу над молодым опричником. Однако автор не скрывает присутствия у него положительных качеств. Это преданный правителю воин, смелый, однако самовлюбленный, бесстрашный, но чванливый. Кстати, Кирибеевич поведал царю о том, что любит Алену Дмитриевну, однако не сказал, что она уже замужем за купцом Калашниковым.

Последний представляется невероятно сильным человеком, который верен своим убеждениям, никогда не пойдет на компромисс с совестью. Честь семьи для него дороже поклонения царю. В этом и проявляется народное сознание.

Примечательно, что герой надолго остается в народной памяти — люди посещают его «безымянную могилку», поминают добрым словом.

Вариант 4

Произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» — это взаимодействие, с одной стороны, двух людей, которым чужды и радость, и горе, подвластны и жизнь, и смерть. С другой, автор представил в представителе народа и подданном царя целую систему образов, характеристику строя, уклада, существовавших в те времена. Их взаимоотношения стали показателем того, что добросовестный человек, преданный семье и родине гордо выдержит противодействие самодовольного, горделивого и высокомерного представителя самодержавного строя.

Обманутый своим слугой — Кирибеевичем, царь велит казнить человека, который, вызвав на смертный бой злодея, тем самым защитил честь своей супруги. Сюжет прост, понятен. Но за ним стоят не простые отношения тех, кто чувствует защиту государя, самонадеянно совершают подлые поступки, также тех, кто живет по чести, но иногда вынужден почувствовать на себе несправедливость существующего строя.

Законный муж Алены Дмитриевны (Калашников) не испугался злого умысла, позора приближенного царя. Вызвал он смело злодея на бой, несмотря на последствия. За правду он готов пойти на смерть, защищая честь семьи, жену. Степан Парамонович не оттягивает с решением, считая своим долгом отомстить Кирибеевичу. Характер простого русского человека проявился в полной мере тогда, когда напал злодей на жену купца. Считая самым дорогим на свете честь семьи, он не принял во внимание и то, что бессовестным оказался слуга царя Грозного.

Преклонение перед государем во все времена имело особое важное значение. Царь решал судьбы людей. Те, кто во всем становился на его сторону, чувствовали себя как за каменной стеной. Тем более, когда речь идет о великом царе Грозном. В каждом его взгляде, в действиях просматривается сила характера, о котором ходили легенды во все времена. Однако не все готовы были пойти против правды, долга и уважения своей семье.

Прочитав до конца произведение, читатель задумывается не только о судьбе одного человека, а жизни целого поколения. Несмотря на трагический исход того, на чьей стороне правда, честь и слава занимают достойное место всегда, Подобные поступки бессмертны, так как за ними стоят преданность, любовь, совесть и сила характера.

klassreferat.ru

«Песня про купца Калашникова» переносит нас в еще более глубокую старину, чем «Капитанская дочка» Пушкина. Но вместе с тем в этой поэме о XVI веке — как ни парадоксально — сильнее просвечивают связи с лермонтовской современностью, может быть потому, что это не эпическое, а лиро-эпическое произведение (если придерживаться той классификации жанров, которую намечает Л. И. Тимофеев ). Отрывок из книги Ольги Берггольц «Дневные звезды», включенный в хрестоматию, Читатели читают самостоятельно: он создает определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентирует школьников па восприятие поэзии Лермонтова как живого, действенного явления. На картине В. М. Васнецова царь «дан именно таким, каким он запечатлен в былинах, песнях и сказках, каким он сохранился в свидетельствах современников… В картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу. Все это создает впечатление величественности царя. Иван Грозный выступает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек большого ума, государственный деятель, полный силы и величия». В первой картине (пир у Ивана Грозного) обратим внимание на сложность характеров являющихся в ней лиц. Прямолинейные оценки героев поэмы, особенно Кирибеевича, встречающиеся в практике школы, связаны как раз с неглубоким прочтением первой части поэмы. Иван Грозный изображен в ореоле величия: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. «Взгляд очей его — молния, звук речей его — гром небесный, порыв гнева его — смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего, униженного, искаженного, но сильного и благородного по своей природе духа…»2. Царь улыбается, он как будто весел, как будто даже благодушен. Кажется, непринужденным весельем охвачены его приближенные. Но присмотримся внимательнее: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное» (если использовать сравнение, употребленное поэтом)? Не слишком ли эфемерна, кратковременна радость пирующих? Не слишком ли изменчиво настроение государя? Свой золоченый ковш с вином царь повелевает поднести не князьям и боярам, а только опричникам. И стоит одному из них— Кирибеевичу — остаться равнодушным к царскому угощению, как мгновенно государь закипает неудержимым гневом. Своего верного опричника он подозревает в измене, в черной зависти и грозит ему жестокой карой. Человеку грубому и развращенному властью, ему чуждо Представление о всепоглощающих любовных переживаниях. О чем, по его мнению, может горевать добрый молодец? Конечно, о том, что парчевой кафтан истерся, что шапка соболиная* измялась, что казна поистратилась, что сабля закаленная зазубрилась, что конь захромал, худо кованный, что — и это самое большое бесчестье— сбил его с ног на кулачном бою сын купеческий. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь, смеясь, сулит ему перстенек яхонтовый да ожерелье жемчужное: перед такими дарами, как он думает, вряд ли устоит хоть одна красавица. Еще более сложным в этой сцене предстает перед читателем характер Кирибеевича. Молодой опричник охвачен страстью: Сердца жаркого не залить вином, Думу черную — не запотчевать! В его душе живет подлинная поэтичность. С каким проникновением говорит он о полюбившейся ему женщине: Ходит плавно — будто лебедушка; Смотрит сладко — как голубушка; Молвит слово — соловей прет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Сила страсти, глубокое чувство внушают уважение гуслярам, которые поют о герое как об «удалом бойце, добром молодце» и сравнивают его в момент гнева Ивана Грозного с «младым голубем сизокрылым». Эту сторону поэмы следует иметь в виду потому, что Читатели VII класса, более всего ценя в человеке мужество, смелость, отвагу, вовсе не склонны видеть положительные качества в силе и искренности любовного чувства. Впрочем, храбростью и отвагой Кирибеевич тоже не обделен: он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову/ И в то же время что-то настораживает в его поведении — может быть, больше всего наивное хвастовство своей красотой и удалью? Предчувствия оправдываются, когда вдруг выясняется, что Кирибеевич не только «добрый молодец», но и «лукавый раб», утаивший от царя, что полюбил замужнюю женщину. Ложь Кирибеевича освещает с неожиданной стороны и фигуру Ивана IV: опричник скрыл правду потому, что боялся осуждения царя,— против семейных устоев, против норм народной жизни бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти; очевидно, и в его беспокойной и грешной душе живет какое-то чувство справедливости. В преступной попытке Кирибеевича разрушить семейное счастье Калашникова нет непосредственной вины царя. Но царь повинен в том, что сделал возможными преступления таких, как Кирибеевич, возвысив их, оградив от народного гнева и создав в стране атмосферу неправды и произвола. Во второй части поэмы Кирибеевич не действует,— мы узнаем о нем из рассказа Алены Дмитриевны. И то, что о встрече с Кирибеевичем повествует сама оскорбленная женщина, заставляет читателя глубоко отозваться на ее горе и ее глазами посмотреть на виновника бесчестья. Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. Ослепленный страстью, он меньше всего думает о любимой женщине, он готов на все даже ценою ее позора. Тяжелая страсть, перед которой отступают доводы рассудка, своеволие, не считающееся с благополучием и счастьем другого человека, роднят опричника с его государем. Калашников «защищает не красоту своей жены. Им руководит не чувство ревности, столь же бурное и слепое, как любовь Кирибеевича. Калашников защищает честь. И не только свою и жены. Он защищает честь имени, семьи, рода». Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич» говорит он, обращаясь к меньшим братьям. И те, понимая ответственность, которую берет на себя старший брат, их «второй отец», в полном согласии с народной традицией, готовы поддержать его в трудную минуту и, если будет нужно, даже пожертвовать своей жизнью. Калашников выступает как носитель народной правды. Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу. Могила молодого купца, затерявшаяся «промеж трех дорог» (как «преступник», Калашников не был похоронен на кладбище), не забыта народом: И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек — перекрестится, Пройдет молодец — приосанится, Пройдет девица — пригорюнится, А пройдут гусляры — споют песенку.

  • Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству?
  • Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова
  • Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…»
  • Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
  • Образ царя Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
  • Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова?
  • Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
  • Киребеевич и Калашников (по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»)
  • Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца …
  • За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца …
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: