Анализ стихотворения Родина Лермонтова: сочинение

“Родина” – анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

История создания

«Родину» Лермонтов написал во время второй ссылки на Кавказ. В первый раз он попал туда после того, как написал стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели Пушкина. Эта ссылка была похожа на исследовательское путешествие. Он изучал язык и нравы обитателей Кавказа, любовался горной природой и делал зарисовки.

Во второй раз Лермонтов был сослан на Кавказ после дуэли с сыном французского посла. Во время поединка никто не пострадал, и стороны разошлись по обоюдному соглашению. Но поэту было предъявлено обвинение в противозаконных действиях, так как дуэли в то время были строго запрещены.

По распоряжению императора Николая II Лермонтов повторно был сослан на Кавказ, а его командованию было дано распоряжение использовать его в опасных боевых действиях. Во время военных операций поэт проявил мужество и храбрость, что было отмечено в донесениях.

В 1841 году Лермонтов отправился в Петербург, чтобы хлопотать об отставке. Он планировал завершить военную карьеру, чтобы полностью отдаться литературной деятельности. Стихотворение «Родина» поэт написал по дороге с Кавказа. Первоначально он дал своему произведению название «Отчизна», но так уже называлась написанное в 1939 году сочинение Хомякова.

Лермонтов придерживался демократических взглядов. Его стихотворение «Родина» было полемическим ответом на произведение Хомякова. Мысли, высказанные Лермонтовым, власти сочли слишком вольными, поэтому его стихотворение долго не печатали.

Краткий анализ произведения

Стихотворение Лермонтова «Родина» изучают в 9 классе средней школы. Лингвистический разбор его содержания кратко проводят по следующему плану:

  • Жанр. Произведение считается думой. Его 2 строфа приближается к элегии.
  • Композиция. Стихотворение состоит из 2 частей, которые содержат размышления поэта и его признание в любви к Родине. В них поэт старается наиболее ярко изобразить картины природы.
  • Тема. Патриотизм, чувства к Отчизне.
  • Размер. Шестистопный ямб, переходящий в четырех-пятистопный с преобладанием женской рифмы.

В произведении используются художественные приемы:

  • метафоры («слава, купленная кровью», «чета берез»);
  • эпитеты («темной старины заветные преданья»);
  • сравнения («разливы рек ее, подобные морям»).

Идея и композиция

Основная мысль стихотворения «Родина» Лермонтова — это любовь к своей стране, патриотизм, глубокий и личный, лишенный государственной составляющей. Лирическое настроение произведения оттеняют родные пейзажи и картины быта. Поэт с нежностью описывает огоньки в окошках сельских домов, крытые соломой избушки, березки, растущие у дороги. Он пишет, что любит Отчизну странной любовью, потому что сам не понимает ее причин. Но каждая строка произведения проникнута огромным чувством патриотизма.

Лермонтову опостылело высшее общество с его интригами, низкопоклонством, пустым и бессмысленным существованием. Идея стихотворения «Родина» Лермонтова состоит в том, чтобы раскрыть сущность человека-патриота, такого как сам автор, который беззаветно любит свою родину и привязан к ней всей душой. Лирический герой выражает свои чувства как что-то личное, он любит Родину, как родного человека, несмотря на его недостатки.

Композиционно произведение состоит из 26 стихов. Оно делится на 2 части:

  • В первых 6 стихах поэт говорит о своем отношении к Отчизне и поясняет, что оно отличается от общепринятого. По словам автора, у него отсутствует привязанность к истории страны, ее героизму и славе. Он любит ее не за что-то, а вопреки всему, что она ему сделала. Лейтмотив первой части — отрицание.
  • В остальных 20 стихах содержится признание лирического героя в любви к своей Родине. Поэт рассказывает, что он считает настоящей Россией.

Такая композиция использована автором для того, чтобы особенно ярко подчеркнуть противопоставление. Подобный прием позволяет сказать читателям, что Россия гораздо прекраснее, чем принято думать. Ее можно любить не только за достижения, но и за простой быт и красоту природы.

Стихотворение отличается своеобразной антитезой. В начале используется возвышенная и торжественная лексика, а во второй части — разговорный язык с использованием бытовых описаний.

Образность и тематика

В содержании стихотворения глубоко раскрывается образ Родины. Он одновременно романтический и реалистический. Обычно Россию восхваляли за военные успехи, ее великую историю. Поэт не отрицает, что все эти качества присущи стране, но в ней имеется и внутренний образ, также заслуживающий внимания. Лермонтов стал первым из поэтов, использующих березу как символ России. Эта традиция была продолжена в XX столетии многими авторами, особенно Сергеем Есениным.

Литературоведы считают, что стихотворение было написано ночью. Об этом говорит упоминание слов: «ночи тень», «до полночи», «ночлег», а также упоминание «огней деревень», «холода». В произведении прослеживаются следующие мысли:

  • Поэт раскрывает значение деромантизированного образа Родины. Ее истинное величие — это не доблесть, а деревни, жнивы, проселки.
  • При написании используется тема одиночества. На примере образа Отчизны автор показывает, что мало кто может его понять. Его чувства к Родине отличаются от тех, что испытывает большинство его современников.
  • Автор говорит, что истинное богатство страны заключается не в ее казне, а на крестьянском гумне. Он радуется тому, что год был урожайным и весь урожай собран.
Читайте также:
Тамань. Повесть: сочинение

Стихотворение Лермонтова «Родина» по жанру близко к творчеству декабристов. Подобные произведения называются думами. Вторая строфа близка к жанру элегии. В первой строфе приводятся три отрицания (анафоры): «Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…». Они придают эмоциональность и возвышенность размышлениям героя.

Во второй строфе автор описывает свои чувства к Родине. Он изображает картины родных пейзажей, но не приводит доказательств и причин любви, только сам ее факт.

Смысл и средства выразительности

Главная мысль произведения выражена в первой строке: «Люблю Россию я, но странною любовью!». Поэт предлагает читателю по-новому взглянуть на свою страну. Ему нравятся не только положительные стороны Отчизны: леса, реки, праздники, но и отрицательные: печальные деревни и холодные степи.

В тексте широко используются средства выразительности. Применяемые эпитеты придают объектам дополнительный смысл. Так, «степей холодное молчание» говорит не только о суровой природе, но также о ее равнодушии.

Автор использует красочные образы: «желтая нива», «белеющие березы». В стихах также имеются олицетворения: «молчание степей», «пронзая взором». При написании применяются выразительные метафоры: «лесов безбрежных колыханье». Стихотворение не потеряло актуальности и в настоящее время. Оно предлагает переосмыслить свои взгляды и по-другому увидеть мир.

Критики высоко оценили творчество Лермонтова. Белинский считал «Родину» одним из лучших произведений русской литературы и ставил его в ряд с творениями Пушкина.

Отзывы

Фразы в стихотворении обладают алмазной крепостью и исполинской энергией.

Никто из предыдущих поэтов не обладал таким безукоризненным языком, как Лермонтов.

В творчестве поэта немало подражаний Шекспиру, Байрону, Пушкину. Но в каждом из них есть что-то свое, хотя бы то, что даже разнородные стихи поэт умеет спаять в единое целое.

Сочинение: восприятие, истолкование и оценка стихотворения Лермонтова «Родина»

Автор: Guru · 26.06.2020

Одно из самых знаменитых своих стихотворений “Родина” Лермонтов написал в 1841 году. Это стихотворение получило широкую известность и любовь читателей за истинный, глубокий патриотизм, воспевающий Великую Родину. Поэт будто бы обнажает перед нами её истинную тонкую душу и без страха, открыто говорит как о её достоинствах, так и о недостатках. И именно недостатки в глазах автора становятся истинными причинами, по которым эта страна так близка ему. В этом стихотворении мы видим Россию грустной, депрессивной, и именно это состояние совпадает с настроением лирического героя в момент написания произведения.

Лермонтов видит грустную Россию, печальную Россию. Стихотворение наполнено воздушными и таинственными образами, пропущенными через призму личных ощущений. Эпитеты, которые использует автор, рисуют для нас образ необъяснимый, труднопонимаемый, но в то же самое время прекрасный и чувственный. Довольно интересно сравнение Пушкинского и Лермонтовского стихотворений о Родине. Поэты жили практически в одно время, в одну эпоху. Оба сделали громадный вклад в русскую литературу и погибли в расцвете сил. Но Пушкин представляет Родину ярко, празднично. Поэт использует народные образы гуляний, веселья, душевности, широкой души простых людей. Для него Россия — в первую очередь это дом, мать, деревня, няня. Хотя, Пушкин тоже далёк от идеализации и видит недостатки, говорит о них, но не акцентирует на этом внимание. Родина у него яркая и красивая, а незначительные изъяны лишь украшают её.

А вот в лермонтовском варианте мы видим картину противоположную, почти полный антипод тому, что написал Пушкин. Перед нами предстает образ большой матери с огромными изъянами, но лирический герой всё равно, как любящий сын, не в силах оставить её и вынужден жить, принимая её убожество. Он пытается лечить её критикой в адрес недостатков.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья…

Теперь подробнее обсудим цвета в этом стихотворении. В первую очередь, мы видим много тёмных тонов. Тьма и сумерки окутывают почти каждый образ, им на смену иногда приходит темно-синий и темно-зеленый, которые воплощают море, реку и лес. Лишь изредка встречаются жёлтая нива, окна изб в ночи или то же спаленная жнива, благодаря которым мы видим нечто похожее на свет в кромешной темноте. Есть в стихотворении и белый цвет, он присутствует лишь небольшими вкраплениями в образах берёз и других небольших деталей. Белый появляется только как отражение света, наподобие жёлтого, освещая темноту и давая слабую надежду на лучшее.

Очень сильно читатель чувствует мелодичность произведения. Именно поэтому стихотворение легко выучить наизусть. Лермонтов — настоящий мастер, который виртуозно использует перекрестную рифму, строчки будто бы плавно перетекают одна в другую.

Также в стихотворении присутствует ассонанс, что придает некоторую мелодичность. За счёт звучной буквы “о” мы будто бы слышим пение народного русского хора, но пение не величественно, а наоборот — печально, тяжело, напоминает мольбу о помощи, стон. Боль за судьбу Отечества звучит здесь в каждой строчке.

Читайте также:
«Любовь к природе и единение с ней в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая Нива...»(2): сочинение

В “Родине” есть и насущный политический подтекст. Строчка «полный гордого доверия покой» — прямая отсылка к манифестам Николая Второго, который превознес покой до небес и сделал его своей основной стратегией правления. «Слава, добытая кровью» — также отсылка к совести русских правителей, известных своими сделками на души русских солдат, продаваемые за границу, будто пушечное мясо.

Можно ли любить такую Родину? Об этом и думает автор в этом произведении. И, пожалуй, он находит ответ — да, можно, — душой, чувствами, эмоциями. Бесполезно объяснять такую любовь разумом, видимо в этом и есть настоящий русский патриотизм.

У Лермонтова нет пафосного восхваления России, как в иных одах. Он видит реальную страну, с реальными проблемами и недостатками, поэтому читать его стихотворение одновременно и грустно, и тепло. Автор попытался найти то, за что любят Родину по-настоящему, без всяких причин. И мне кажется, любовь эта кроется в искренности и прямоте, честности и открытости настоящих, простых людей.

Тема Родины. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «РОДИНА»

История создания

Любимым местом Лермонтова был Кавказ. Посещать его поэту доводилось не только по собственной воле, но и по долгу службы. Военную карьеру писатель планировал завершить, чтобы без остатка посвятить себя литературе. Добившись отпуска, Михаил Юрьевич покинул Тенгинский пехотный полк и отправился в Петербург, хлопотать об отставке. По дороге из Кавказа в столицу и было написано стихотворение «Родина».

У автора была возможность во время пути по-другому взглянуть на страну, а также было время в долгой дороге и поразмыслить о судьбе России. Есть версия, что изначально стихотворение называлось «Отчизна» и задумывалось как ответ на произведение поэта Хомякова, где автор призывает не гордиться завоеваниями, а помнить о высшем предназначении.

Жанр, направление и размер

Традиция обращения к теме родины берёт своё начало ещё в творчестве первых классических русских поэтов – Тредиаковского и Ломоносова. Стихотворение написано в жанре думы, что восходит к поэзии декабристов, в частности к творчеству К.Ф. Рылеева. Философская лирика на протяжении многих лет привлекала Лермонтова, именно в этом ключе написано и одно из его последних сочинений.

В поздний период творчества поэт отступает от некоторых правил строгого силлабо-тонического стихосложения. Так, в этом стихотворении Михаил Юрьевич использует вольный ямб, а способы рифмовки выбирает различные: перекрестный, парный и кольцевой. Всё это указывает на импровизационный характер произведения.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
  • 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
  • 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Композиция

Композиция стихотворения двухчастна. В начале Лермонтов заявляет о своей любви к отчизне, но тут же поясняет, что его патриотизм отличается от общепринятого. Лейтмотивом первой части становится отрицание. Перелом происходит с помощью противительного союза «но»:

Но я люблю — за что, не знаю сам

Далее Лермонтов упоённо рассказывает, что для него есть настоящая Россия. Об этом свидетельствует повторяющееся «люблю», а также подробность «с отрадой … я вижу».

Двухчастная композиция позволяет автору наиболее ярко подчеркнуть контраст противопоставления. Можно заметить, что составляющие стихотворения не равны, но едва ли это является структурным недостатком. Скорее наоборот: это авторский способ сказать нам, что наша страна гораздо прекраснее, чем принято думать, просто её прелесть нужно уметь видеть не только в достижениях, но и в бытовых деталях.

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

СТИХОТВОРЕНИЕ «РОДИНА» (1841)

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Часть 1 Изображена официальная Россия со славой, «купленной кровью». Часть 2 Россия предстаёт уже не приукрашенной, но всё равно горячо любимой:

Но я люблю — за что, не знаю сам, Её степей холодное молченье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям …

Лирический герой воспринимает родину всеми чувствами: ⦁ зрением: «Взором медленным пронзая ночи тень»;

⦁ обонянием: «Люблю дымок спалённой жнивы

⦁ слухом: .»На пляску с топаньем и свистом // Под говор пьяных мужичков».

Читайте также:
Демон: сочинение

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: любовь к родине. ⦁ Идея: суть любви к родине — в истинном чувстве, а не в официальном, казённом патриотизме.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

О стихотворении В. Г. Белинский писал, что фразы отличаются «алмазной крепостью». ⦁ Эпитеты: печальные деревни, безбрежные леса, дрожащие огни, жёлтая нива. ⦁ Метафоры: слава, купленная кровью, полный гордого доверия покой, взором медленным пронзая ночи тень.

Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике.

Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм.

Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней. И в первых же строчках говорит о «странностях» своей любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой.

Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку.

Странной свою любовь к родине Лермонтов называет, наверное, потому, что такой она может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить « степей холодное молчанье… » .

Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её» ).

После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно» ).

В финале картина ещё более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт — путешественник « смотреть до полночи готов » . В каждой изображаемой картине поэт использует различную лексику.

В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава. Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога.

А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты.

В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы.

Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением стихотворения.

Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой.

Стихотворение «Родина» написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую.

Образы и символы

Образ родины двулик: с одной стороны, он романтический, с другой — реалистический. Чаще всего страну восхваляют за военные успехи, следование традициям, великую историю. Лермонтов не отрицает, что весь этот комплекс качеств присущ и России, но это лишь внешний облик. Есть и внутренний образ родины, который также заслуживает внимания.

Примечательно, что Лермонтов — один из первых поэтов, кто обратился к берёзе как к символу России. Эта линия будет продолжена авторами ХХ столетия, в особенности С. Есениным.

Вероятно, это стихотворение написано ночью или поздним вечером. Образ ночи создаётся частым упоминанием этого времени суток (ночи тень, до полночи, ночлег), а также косвенными указателями: холод, огни деревень.

У лирического героя чуткое сердце, он проницателен и способен восхищаться мелочами. Его не привлекает наружная маска, он способен видеть то, что немногие способны заметить. Потому и его отрада «многим незнакома».

Темы и проблемы

  1. Тема родины раскрывается в стихотворении в деромантизированном ключе. Автор стремится представить отчизну в её истинном обличии, к которому относятся не величие и не доблесть, а просёлочные дороги, деревни, жнивы.
  2. Присутствует в стихотворении и мотив одиночества. Лирический герой признаётся в своей непонятости, мало кто способен понять его. Любовь поэта к родине отличается от того чувства, что испытывает большинство его соотечественников, ведь он совершенно иначе видит страну и ощущает дух народа.
  3. Проблема ценностей поднимается автором. Он видит главное достоинство страны не в богатой казне, а в полном гумне простых крестьян. Его радует, что пшеница убрана, а год был урожайным. В сравнении с этим вспоминается стихотворение Н. Некрасова «Несжатая полоса».
Читайте также:
Лирика Лермонтова – художественный анализ: сочинение

Жанр и композиция произведения

Условно «Родину» можно поделить на две неравные части. Первые шесть строчек – полемические, остальные – элегия. В первой поэт говорит о Родине в общем, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в произведение мотив пространства, чтобы показать всё великолепие России. Благодаря сонорным согласным стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов с удовольствием использует гиперболу, аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.

Далее точка зрения лирического героя меняется – он спускается на землю, видит на холме чету белеющих берёз, деревенские огни. Он подмечает каждую деталь картины, развернувшейся перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полное гумно. К концу стихотворения лирический герой прекращает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новы и неожиданны впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.

Смысл

Идея стихотворения в том, чтобы предложить читателю другой взгляд на родину. Поэт изображает пейзажи своей страны, национальный дух. Странность любви Лермонтова к родине проявляется в том, что ему нравятся не только положительная сторона: леса, реки, праздники, — но и отрицательная: холодные степи, печальные деревни. Поэт любит родину абсолютно за всё, искренне, всем сердцем.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что воспевания в стихах достойны не только великие победы, открытия или деяния государственного масштаба, но и простые жизненные мелочи. В них тоже необходимо видеть прекрасное и почитать их. Поэт твёрд в своих убеждениях, его не прельстят «слава, купленная кровью» или «заветные преданья».

Взросление, фатальность и жизненный опыт писателя

Повзрослев, Лермонтов стремился к любви, желая обрести свободный образ жизни. Но выход в свет для вспыльчивого юноши оказался не слишком успешным. В школе прапорщиков Лермонтова считали циником и остряком. Будущий писатель показывал успехи в учебе, но держался слишком независимо и дерзко. Порицания высшего общества вызвал и стих «Смерть поэта», написанный Лермонтовым после смертельной дуэли Пушкина. Впервые юный поэт резко обвиняет в смерти Пушкина высший свет Петербурга и персон, приближенных к трону. Император Николай первый отправляет поэта в ссылку на Кавказ.

Ссылка продлилась недолго, друзья поэта и бабушка Елизавета Арсеньева приложили усилия для того, чтобы вернуть Лермонтова домой. Чуткая душа творческого человека уже впитала в себя широкий спектр ощущений и эмоций.

Высшее общество кажется Лермонтову мелочным, погрязшим в вечных интригах. Поэтому скоро из-за участия в дуэли поэт снова отправляется на Кавказ. Личная неприязнь императора к Лермонтову послужила причиной ссылки. И на этот раз непосредственно на передовую.

О разных видах любви: любовь к Родине

Любовь – загадочное чувство, и, пожалуй, самые искушенные в чувственности люди, самые мудрые философы, ученые и художники (в широком смысле этого слова) до сих пор бьются над вопросом, что же такое любовь? В санскрите существует 99 слов для того, чтобы описать любовь, в украинском языке – два слова, в древнегреческом – как минимум пять слов. Античный мудрец Теренций говорил, что «когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же». Вот так и с родиной: любовь к отечеству – тоже разная, как слова, обозначающие это чувство, разные.

Разные ипостаси любви

Средства художественной выразительности

Эпитеты в стихотворении Лермонтова служат важными уточняющими элементами, придают дополнительные смыслы изображаемым объектам. Почему «молчание степей» именно «холодное»? Это может говорить о суровом климате, а также о равнодушии. Любопытно наблюдать, как перечисление объектов влияет на художественные средства: автор думает о лесах, реках, и первым даёт определение «безбрежные», а реки сравнивает с морями. Но не только ассоциации использует поэт. Подобно живописцу, он раскрашивает образы: желтая нива, белеющие берёзы.

Обращается автор и к олицетворениям: молчание степей, пронзая взором, преданья не шевелят. Лермонтов применяет смешанный троп — олицетворяющий эпитет (печальные деревни, дрожащие огни).

Выстроить композицию стихотворения помогает такая фигура речи как анафора, а используется она в первой части и в начале второй.

Критика

В.Г. Белинский считал «Родину» прекраснейшим стихотворением и ставил его в один ряд с шедеврами А.С. Пушкина. В целом позднее творчество Лермонтова критик оценивал очень высоко.

Для традиции русской литературы «Родина» также имеет большое значение. Если в эпоху классицизма были приняты помпезные восхваления страны в одах, то романтизм предлагает совершенно иное, субъективное восприятие отчизны. Лермонтов продолжает линию, начатую ещё Байроном, его произведением «Англия», на русской почве эту традицию продолжает Пушкин в «Медном всаднике» и поклонник Лермонтова Якубович в стихотворении «Люблю я, Дон, твои станицы…». Новым для этих авторов было не восхваление, а признание в любви к родине.

Читайте также:
В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь-филиа

Так древние греки называли глубокую душевную привязанность, близость между самыми родными людьми, которая основывалась на общих интересах, бытовых вопросах, повседневности и целях. Любовь-филиа близка к ощущению полноценного счастья. Это постоянное чувство новых и свежих эмоций, ярких впечатлений, которое при этом еще и отличается стабильностью.

Любовь-агапэ

Наиболее возвышенную разновидность любви античные мыслители назвали любовью-агапэ. В узкой трактовке – это любовь к Богу. Любовь-агапэ трактуется и в более широком контексте. Красота, высшая духовность, идеал – характерные черты агапэ. Чувственность при такой любви становится жертвой, чувственность игнорируется. Описываемая Лермонтовым патриотически-фатальная любовь к отечеству вполне может расцениваться как любовь-агапэ.

Любовь-маниа

В контексте отношения к родине, любовь-мания – это выражение радикального, нездорово гиперболизированного чувства. Мания – это желание властвовать, преобладать и обладать предметом вожделенной любви.

Страшнее всего – изменить любимому в чувствах, в эмоциональной привязанности. Например, такова любовь эмигранта, который, физически покидая родную страну, все же остается верным отечеству, поддерживая в своем локальном мире традиции родной культуры, продолжая говорить на родном языке.

Любовь-сторгэ

Деликатность, такт, подчеркнутая рыцарская вежливость, направленная на главную цель – поддержать компромисс и гармонию в отношениях. Античные мыслители считали, что если любовь-агапэ – это выражение любви к Богу, то сторгэ – это идеальная форма семейных отношений. Дружба, нежность, человечность во всех ее проявлениях. Но сторгэ не приемлет грубости, эгоизма, неискренность и черствости. Это полная сострадания и сочувствия любовь.

Любовь-прагма

Это чувство, которое основывается на рассудочности. Крайняя форма любви-прагмы – желание получить выгоду из предмета своих чувств, например, воспользоваться благами, ресурсами родины для того, чтобы реализовать собственные интересы. Пожалуй, с любовью-прагмой мы встречаемся чаще всего. Именно это чувство скрывается за красивыми лозунгами. Любовь-прагма возникает из логики, из определенного расчета и схематизма, поэтому такая привязанность проходит достаточно быстро. Любовью-прагмой трудно «заболеть», но от кратковременной хвори на эту любовь легко излечиться.

Любовь-людус

Впервые любовь-людус, то есть любовь-игру, описал канадский социолог и писатель Джон Алан Ли. С тех пор термин «любовь-людус» прочно вошел в современную социальную психологию. Это чувство не отличается глубиной или вдумчивостью, напоминая скорее детскую забаву или, возможно, первую влюбленность. Главная ориентация любви-людус – это получение удовольствия. Может ли человек относится к родине подобным образом? Безусловно. Это любовь времен социального кризиса, упадка и торжества инфантилизма. Обычно это чувство не «гуляет» наедине с собой, объединяясь с любовью-прагмой, сторгэ, а порой – манией.

Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»

Стихотворение было создано в 1841 году. Анализ стихотворения «Родина» показывает, что оно отличается от патриотически пафосной поэзии Радищева, декабристов, Пушкина лирической задумчивостью, размышлением поэта над отношением к родине. Критики признали это стихотворение одним из самых значительных литературных произведений своего времени.

Тема и идея стихотворения

Уже первые строки стихотворения

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

задают эмоциональный и в то же время лирический тон произведению. Темой стихотворения является не любовь к Родине, а странность этой любви, точнее раздумья о странности любви к отчизне. Эта странность становится идеей, движущей силой поэтической мысли.

Тема странной любви показывается на тесно связанных и в то же время противоположных картинах: с одной стороны равнодушие к славе, купленной кровью, с другой – простые картины русской деревни, картины природы. Утверждая о своей любви к деревенской России, поэт рисует ее без романтических преувеличений. Но в то же время он обращает внимание на приметы сельского достатка.

Стихотворение «Родина» принадлежит к жанру гражданской лирики. Главной мыслью в нем остается, конечно, Россия, отношение поэта к своей стране.

Средства художественной выразительности стихотворения

В стихотворении «Родина» поэт акцентирует внимание на природе и народной жизни – то есть, на предметах, составляющих образ России. В отличие от других произведений поэта, где он не скупиться на цветовые эпитеты, здесь он словно экономит на красках, при довольно богатой палитре средств художественной выразительности. Из цветовых встречается только желтая нива и чета белеющих берез. «Родина» Лермонтова сыграла «исключительно важную роль в становлении художественного образа русской природы» считал советский литературовед, критик Кирилл Пигарев.

Лермонтов активно использует в этом произведении анафоры (повторы). В начале стихотворения использованы частицы не и ни. Причем частицы «не» являются замыкающими в этих строчках:

Из средств художественной выразительности использованы также:

  • эпитеты: странный, полный, заветные, отрадного, безбрежных, проселочным, медленным, спаленной, ночующий, желтой, белеющих, полное, резные, пьяных;
  • метафоры: купленная (кровью); темной (старины); холодное (молчанье) росистый (вечер);
  • олицетворения печальных (деревень); ночующий (обоз);
  • гипербола: разливы рек, подобные морям.
Читайте также:
Моё отношение к личности М. Лермонтова: сочинение

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
  • 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
  • 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством

Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:

«Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”».
(«Мцыри», 1839)

Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).

«Взгляните на мое чело
Всмотритесь в очи, в бледный цвет;
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет».
(«Отрывок», 1830)

В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединенный гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Осознает он быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).
Юность – пора амбиций, жизненности и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта все-таки часто волнует его, но часто это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: «Мечтанье злое грусть лелеет. В душе неопытной моей…» («Отрывок»), «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы» (Желание, 1832), «И все мечты отвергнув, снова. Остался я один» (Как в ночь звезды падучей пламень, 1832). Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит его, ведь никто не поймет страданий гениального поэта: «Живу как камень меж камней» («Отрывок»).
В отношениях с прекрасным полом поэта также постигла неудача. Безответные чувства, предательство девушек и в конце несостоявшийся брак с любимой женщиной окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831), где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством. Возможно, в чем-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько «собственное любовное состояние», и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешало поэту извлечь из этого чувства «жизненное наполнение», поэтому он снова был обречен на одиночество и пустынность своей души.
Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:

«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
(«Узник» 1837).

Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.

Романтическое избранничество поэта

У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.

Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.

Читайте также:
Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.

В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).
Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).

Смерть как следствие разочарования в жизни

Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).
В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).
А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности. Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:

«И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».

Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
То есть поэт разуверяется во всем земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.

Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.

Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:

«На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты! («Демон»).
В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора».
(«Демон»).

Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.

Читайте также:
Музыка сердца в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:

«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
(«Я не для ангелов и рая…»)

«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:

«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»
(«Демон»).

Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

Литературный анализ «Одинок я, нет отрады»: сочинение

  • Сочинения
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения 5 класс
  • Сочинения 6 класс
  • Сочинения 7 класс
  • Сочинения 8 класс
  • Сочинения 9 класс
  • Сочинения 10 класс
  • Сочинения 11 класс
  • Сочинения про весну
  • Сочинения про лето
  • Сочинения про осень
  • Сочинения про зиму
  • Сочинения по картинам
  • сочинение про школу
  • Сочинения про животных
  • Сочинения описания
  • Рефераты
  • Краткие содержания
  • Украинская литература
  • Сочинения, рефераты, краткие содержания
  • Шпаргалки по философии
  • Шпаргалки по истории
  • Биографии
  • Анализ стихотворения
  • Пословицы
  • Cчиталки для детей
  • Поздравления учителям
  • Поздравления ученикам
  • Сочинения ОГЭ и ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии

Анализ стихотворения Лермонтова «Одинок я, нет отрады»

Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении «Стансы» появляется новое осмысление этой

Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в Отчизне не прощусь
Никто о мне не пожалеет!

Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мирз; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения:

Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой.

Тема изгнанничества является центральной в стихотворении «Тучи». Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они «вечные странники», а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже -изгнанниками». Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север- Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество
В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.
В стихотворении «Желанье» лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:

Дайте раз на жизнь и мне волю,
Как на чуждую мне долю.
Посмотреть поближе мне

А в стихотворении «Узник» мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу:

Одинок я — нет отрады стены голые кругом…

Эта тема развивается в балладе «Пленный рыцарь». Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:
Нет на устах моих грешной молитвы.
Нету ми песен во славу любезной…

У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему «голову давит», «шлема забрало — решетка бойницы», щит — дубовые двери темницы». Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки.
Смерть, как приедем, подержит мне стремя:
Слезу и сдерну с лица я забрало!
Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.

Читайте также:
Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

Период «безвременья» 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В.Г Белинского, «…нет пушкинского разгула на пиру жизни».
Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М.Ю.

Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.

Тема одиночества в лирике Лермонтова сочинение (Мотив одиночества)

Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое. Оно было такое же одинокое и пустое, как и жизнь его героев. У автора не было родителей, воспитывала его бабушка. Конечно она дарила ему безграничную любовь и ласку, но она не может сравниться с родительской любовью. Одиночество это то через что каждый из нас когда либо проходил. Это состояние души.

Повествование в произведениях Лермонтова обычно начинается с приятных и романтических пейзажей. Эти красочные горы, темные и синие воды морей, тучи, которые кутаются в теплых лучах солнца. К примеру можно вспомнить как изображен парус, раскачивающийся на волнах. Он одинок в пучине синего моря. Туман полностью окутывает его и мы чувствуем, как ему грустно и он потерян в этой далекой стране. Всем героям трудно устроится в этом жестоком мире, он его тяготит. Читатель представляет, что в будущем возможно все наладится и агрессивность уйдет на второй план. Ведь волны такие теплые и манящие, а лучи солнца играющие в этой синеве завораживают. Но туман и эта буря, что мечет парус по волнам, несет очень мрачный окрас.

Одиночество по мнению Лермонтова это некий поиск счастья, а так же внутреннего умиротворения и спокойствия. Сам автор, как и лирический герой не мог найти своё равновесие и душевный покой. А в стихотворении Утёс эта тема представлена в разлуке могучего утеса великана и игривой тучки. Наш незыблемый герой тяжело переносит расставание и даже остается влажный след, символизирующий слезы. А сосна в стихотворении На севере диком так одинока и брошена, что создается впечатление мрачности и горечи. Холод от ветров пронизывает до костей читателя. Мы сочувствуем этой сосне как живому человеку.

В стихотворении Сон мы видим человека в горах получившего тяжелое ранение в грудину. Вокруг гроза и помощи ждать неоткуда, и читатель чувствует его боль и растерянность.

Как бы не было тяжело одиночество для окружающего мира, но для некоторых это отрада души. В творчестве можно найти себя, найти своего друга, который будет вести всю его жизнь. А иногда на смену этого чувства приходит колкость. Это защищает человека от внешнего жестокого мира. Ведь творчество это отражение дара и особенностей личности, а так же отражение взгляда на весь окружающий мир.

Вариант 2

Слово «одиночество» – не что иное, как лейтмотив всей жизни М. Лермонтова. Начиная с самого раннего детства, поэт был одинок. Он рано остался без родителей и воспитывался бабушкой, которая не смогла их заменить. Слабое здоровье мешало юному Лермонтову играть со сверстниками и шалить как обычному мальчишке. Вынужденная изоляция и отсутствие общения не могли не сказаться на его характере. «Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я. » – писал поэт.

Печорин, Мцыри, Арбенин, поэтические образы паруса и «одинокого утеса» – это далеко не полный список примеров противостояния окружающему миру. Все герои находятся в постоянной борьбе сами с собой. Мцыри – пленник монастыря, чуждый всем вокруг. Григорий Печорин борется с противоречиями не только в окружающей действительности, но и внутри себя.

Лермонтов не испытал счастья любви, тем самым усилив свое личное одиночество. В одном из самых своих известных стихотворений «Парус» состояние лирического героя – вечное одиночество, потерянность и безысходность.

«Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»

Совпадение лирического героя и автора встречается в творчестве Лермонтова постоянно. Все его герои очень трагичны, как и его одинокая творческая жизнь.

Мрачными красками прописано стихотворение «Утес». Игривая и веселая золотая тучка покидает старый «утес – великан». Он остается грустить совершенно один. Переживания, страдания и одиночество – все, что выпадает на долю лирического героя.

Бесконечную печаль, и грусть вызывают строки из стихотворения «На севере диком. ». Казалось бы, простое описание природы России, но «одиноко», «на голой вершине» и даже в названии автор создает читателю мрачное настроение, тем самым усиливает картину одиночества. Сосне неуютно, холодно и печально. Она мечтает о теплых странах и солнце. Даже природа у поэта может грустить и плакать. Противостояние образов, это прием, который постоянно использует Лермонтов.

Читайте также:
В чем состоит трагизм судьбы Печорина: сочинение

В стихотворениях, написанных в 30 – е годы жизни поэта, он много рассуждает о загробной жизни, слышит могильные звуки и видит гроб «уединенный». Лермонтов очень рано «постарел душой». Его дуэль и написание стихотворения «Смерть поэта» повлекли за собой ссылку на Кавказ. «Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом» – пишет он в стихотворение «Узник». Практически в каждом третьем стихотворение Лермонтова легко встретить такие слова: гроб, смерть, могила, умереть. Читатель видит неудовлетворенность жизнью, иногда даже ожидание смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый». Смерть и одиночество неразрывно связаны между собой и следуют из одного стихотворения в другое в последние годы жизни поэта. Он разочарован во всем: любви, дружбе, семье, государственном устройстве. Не находит поэт себе места и в небесном мире. Он обречен на одиночество и вечные блуждания.

Вся короткая жизнь поэта пронизана этими болезненными мотивами. Природа этого состояния автора важна для понимания всего творчества М. Лермонтова.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич – великолепный писатель, чьё мастерство невозможно не оценить. Он – главный романтик русской литературы, в чьём творчестве можно выделить несколько главных и вечных тем: тема смерти, любви свободы…Однако, главной темой, проходящей невидимой нитью через всю его лирику, является тема одиночества. Почему это так? Почему такой успешный и известный человек писал о таком явлении? Что он чувствовал и как жил с этим?

Михаил Юрьевич всю свою жизнь был одиноким. Нет, конечно, у него были друзья, однако и они либо предавали поэта, либо быстро надоедали ему. Лермонтов был очень честным человеком и всегда выступал за справедливость, также он был остёр на язык, что тое сыграло роль в его одиночестве. Писатель смотрит на этот мир не через розовые очки, как это делают многие люди, именно поэтому он видит всю правду жизни, и, конечно, не рад многому. Он видит ненастоящих людей, видит их поддельные эмоции и раболепие. Невозможность и нежелание смириться с этим и толкает поэта на осознанное одиночество, которое отражается и на его творчестве. Стихотворение «Парус», которое Лермонтов написал в совсем молодом возрасте является началом одинокого пути поэта. Ему пришлось переехать в другой город, о чём и говорится в строках «Что ищет он в стране далёкой?»

Помимо жизненного пути, на творчество автора влияет и его любовь к произведениям Байрона, самого известного британского романтика. Зачитываясь его стихотворениями, Лермонтов перенимает некоторые вещи, адаптируя их под себя. Романтизм – течение, в котором главный герой как раз-таки является одиноким, непонятым и «чересчур справедливым», каким был и Лермонтов, и его герой Печорин, которого автор практически списал с себя.

Ещё один момент, который добавил в лирику Михаила Юрьевича мотив одиночества – любовь, причём любовь печальная и трагичная. Открыв любой сборник стихотворений Лермонтова о любви, будет сложно найти там счастливые нотки настоящей взаимной влюблённости, а вот невзаимной и жестокой любовью кровоточит каждый его шедевр. «Так чувства лучшие мои обмануты навек тобою!» – фраза, которая лучше всего описывает лирику Лермонтова о любви. К сожалению, поэт очень часто сталкивался с невозможною любовью и почти не испытал счастья в этом смысле, что не могло не отразиться в его творчестве.

Одиночество в лирике Михаила Юрьевича – главная тема, которую можно проследить почти в каждом его произведении. Романтические традиции, характер поэта, его нелюбовь к несовершенному миру, а также неудачи в любви – всё это повлияло на Лермонтова и на его стихотворения, читая которые ни один человек не сможет не посочувствовать или не найти в них себя.

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Несколько интересных сочинений

Даже если жизнь несправедливо обошлась с вами, оставив вам в наследство кота, а не мельницу или осла, не надо унывать. Иной кот может оказаться во сто крат ценнее мешка с золотом. Особенно, если этот кот – в сапогах.

«Преступление и наказание» – является одним из лучших произведений мировой литературы, наполненное глубочайшим смыслом и трагизмом.

С этим высказыванием невозможно согласится на сто процентов и со спокойной душой оставить этот вопрос. В нем много противоречий, так что давайте их разберем.

Как свидетельствуют оставшиеся записки и воспоминания близких писателя, Чистый понедельник является лучшим рассказом Бунина. Он сам оставлял на полях и обрывках бумаги восторженные

Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: