Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?

12.2. Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы?

12.3. Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горького «На дне»)

12.4. Образ времени в одном из произведений литературы XX века.

Комментарии к сочинениям

C12.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?

В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова — нравственные и политические проблемы своей эпохи, судьба и права человека в ней. Писатель рассуждает над проблемами своей эпохи: нужны ли его времени люди чести, нужна ли сильная личность власти.

Облик царя Ивана Васильевича поэт восстанавливает таким, каким сохранила его народная память. Для народных песен государь — главное лицо, идея народной жизни — служба царю, с именем которого соединялось нераздельно имя отечества. Судьба отечества была в руках царя, следовательно, все, что касалось его личности, касалось вместе с тем и народа. В поэме первые слова автора обращены к царю, при этом используются обращения, характерные для народной песенной традиции: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»

Грозному царю принадлежит последнее слово, он является вершителем судеб человеческих. Не всегда выбор царя оказывается справедливым, но никто не смеет противиться его воле — слуги царские могут только наде-яться на милость царя.

Лермонтов прославляет справедливую государственную власть, когда закон оказывается для всех един. Государь грозит жестоко наказать виновника за совершение убийства по умыслу, и он казнит купца Калашникова.

C12.2. Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы?

Странно получается: сто лет назад Салтыков-Щедрин писал свои произведения на злобу дня, беспощадно критикуя явления современной ему действительности; все прочитали, поняли, посмеялись, и. ничего не изме-нилось. И из года в год, из поколения в поколение все читают строки его книг, прекрасно понимая, что же хотел сказать автор. С каждым новым «витком» истории книги Салтыкова-Щедрина обретают новое звучание, вновь становятся актуальны. В чем же секрет такого чуда?

Может быть, в том, что сатира Салтыкова-Щедрина многообразна по тематике, по жанру (сказки, история в форме летописи, семейный роман), многообразна по использованию «средств осмеяния», богата стилистически. Гротеск проникает и в сказку. Сказки Салтыкова-Щедрина разнообразны в использовании фольклорных традиций: замены («Жили да были два генерала. по щучьему велению, по моему хотению очутились на необитае-мом острове. »), фантастические ситуации, сказочные повторы («все дрожал, все дрожал. »), сказочные амплуа (волк, медведь, орел, рыбы). Но традиционные образы получают иное направление, новые свойства и каче-ства. У Салтыкова-Щедрина ворон — «челобитчик», орел — «меценат», заяц не косой, а «самоотверженный»; в использовании таких эпитетов много авторской иронии. Характерным приемом для сказок и для «Истории одного города» является иносказание, мы понимаем, кого автор имеет в виду под своими градоначальниками, или проще — топтыгиными. Частым приемом, используемым в сказках, является гипербола, выполняющая роль своеобразного «увеличительного стекла». Беспощадность и неприспособленность к жизни генералов подчеркивается одной фразой: они свято верили, что булки «в том самом виде родятся, в каком их утром к кофею подают».

По материалам www.besoch.com/sochinenie/saltykov_shchedrin_mihail_evgrafovich/_

C12.3. Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горь-кого «На дне»)

В пьесе поднимаются вечные вопросы: столкновение правды и лжи, назначения и смысла человеческой жизни, свободы и долга. Философское звучание этих вопросов позволяет относить пьесу «На дне» к жанру философ-ской драмы. Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Но Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опро-вергает теорию Луки Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.

12.4. Образ времени в одном из произведений литературы XX века.

Время — это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может «сжимать» время, ограничиваясь короткой фразой, например, «Прошло три года», а может «останавливать» мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время помогает лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения.

У Чингиза Айтматова образ времени — важнейший элемент его художественно-философской концепции. Для анализа можно взять два произведения. «Белый пароход», в котором образ времени, соединяя настоящее с прошлым, позволяет ощутить глубины народной памяти, и роман «И дольше века длится день», где время — самая главная, ведущая категория — это День, в котором разворачивается основное действие, исторически-конкретное время — судьба Едигея, и мифологическое время прошлого и будущего.

Читайте также:
В чем состоит трагизм судьбы Печорина: сочинение
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Отношение автора к калашникову и кирибеевичу

ПОМОГИТЕ, пожалуйста: «Отношение автора к Калашникову и Кирибеевичу» — сочинение с планом

Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории и находил в ней ярких героев, величие духа, героизм поступков. В русской истории поэт искал героев, которые вызывали бы восхищение богатством и красотой своей души. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов изображает суровую эпоху царя Ивана IV. И именно в этом времени находит достойного героя в образе «удалого купца» Калашникова.

В произведении рассказывается, как в жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Ослепленный страстью, он схватил ее за руки прямо на улице, на глазах у соседей, стал обнимать и целовать. Недостойное поведение опричника бросило тень на честь молодой женщины. Узнав про позор, Калашников решил биться с обидчиком в кулачном бою. Автор показывает нам двух совершенно разных людей, которые имеют разные точки зрения на жизнь, на моральные ценности.

Купец Калашников — честный и достойный человек, верный и любящий муж. На кулачном бою он говорит о себе:

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного.

Совсем другим предстает перед нами царский любимец Кирибеевич. Он — «удалой боец, буйный молодец», «верный слуга» царя. Но душа у него темная.

Думая лишь о своих страстях и желаниях, он готов поломать чужое счастье и жизнь, разрушить семью, опозорить женщину. Такой человек не способен на высокие чувства, на чистые помыслы. Но за честь любимой жены вступается Степан и вызывает обидчика на смертный бой «за святую правду-матушку».

Калашников побеждает хвастливого опричника, но победой навлекает на себя гнев царя. Даже перед лицом смерти храбрый купец не раскрывает царю своей тайны, чтобы позор не запятнал честь жены.

М. Ю. Лермонтов не говорит прямо о своем отношении к героям поэмы. Лишь в конце произведения пишет он о могиле доблестного купца, что

  • Пройдет стар человек — перекрестится,

Пройдет молодец — приосанится,

Пройдет девица — пригорюнится,

Урок по произведению М.Лермонтова «Песня о купце Калашникове» .

. Калашников, Алёна Дмитриевна, Кирибеевич Вариант 2 «Песня про купца Калашникова» — лиро-эпическое произведение, в котором поэт на историческом материале поставил проблемы поруганной чести семьи, проблемы неравенства перед законом людей разных сословий, проблему человеческого достоинства. .

А пройдут гусляры — споют песенку.

И чувствуем мы, как голос поэта вливается в голос народа и славит «удалого купца Калашникова».

ОГЭ по литературе. Сочинения 1.1.1.-1.1.3. (по фрагментам из поэм Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и Твардовского «Василий Тёркин»)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Подготовка к ОГЭ по литературе. Образцы заданий с развёрнутым ответом

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1 – 1.1.3.

И сказал ему Кирибеевич:

«А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого-роду племени,

Каким именем прозываешься?

Чтоб знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем похвастаться».

Отвечает Степан Парамонович:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честного отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью тёмною,

Не таился от свету небесного.

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь,

И не позже как завтра в час полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

Читайте также:
Анализ стихотворения Родина Лермонтова: сочинение

С удалыми друзьями пируючи.

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я, басурманский сын,

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло.

Вот молча оба расходятся,

Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда Кирибеевич

И ударил в первОй купца Калашникова,

И ударил его посередь груди

Затрещала грудь молодецкая,

Пошатнулся Степан Парамонович;

На груди его широкой висел медный крест

Со святыми мощами из Киева,

И погнулся крест и вдавился в грудь;

  • Как роса из-под него кровь закапала;

И подумал Степан Парамонович:

  • «Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!»

Изловчился он, изготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво;

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная,

И, увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови чёрные;

Повелел он схватит удалова купца

И привесть его пред лицо своё.

(М. Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

1.1.1.Как автор относится к Кирибеевичу? Свой ответ обоснуйте.

Отношение Лермонтова к Кирибеевичу сложное, неоднозначное и противоречивое. С одной стороны, любимец Ивана Грозного показан дерзким и беспринципным человеком. Пользуясь благосклонностью царя, он пренебрегает нормами морали, пытаясь покорить жену купца Калашникова. С другой стороны, Кирибеевич – молодой, красивый, сильный, но при этом страдающий от неразделённой любви человек. Поэтому неслучайно Лермонтов при описании гибели опричника использует такие выразительные средства, как сравнение «повалился он на холодный снег… будто сосенка во сыром бору под смолистый под корень подрубленная», повторы «на холодный снег, на холодный снег», «будто сосенка, будто сосенка». Чувство жалости усиливает уменьшительно-ласкательный суффикс –к-, подчёркивающий молодость Кирибеевича. Автор скорбит о смерти неординарного, смелого человека, способного испытывать сильные чувства, который мог бы проявить свои качества по-другому, на пользу людям.

Сочинение честь и достоинство в песне про купца калашникова

. о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им. Такими героями являются персонажи моего любимого произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сильный, страстный и неукротимый Кирибеевич; мужественный

1.1.2.В чём вы видите причину царского гнева?

Царь Иван Грозный – очень жестокий и мстительный человек. Он испытывает гнев к Калашникову за то, что тот посмел убить пусть хоть и в честном поединке его любимого опричника Кирибеевича. Такой человек опасен для царя, так как противится царскому произволу, посягательствам на семейные устои, борется с бесчестием и несправедливостью. Хотя Грозный и не знает о подлом поступке своего любимца, но, очевидно, догадывается, что Калашников вышел на кулачный бой с Кирибеевичем неспроста. Ведь опричники не признавали никаких законов и творили свои бесчинства при молчаливом поощрении царя. Иван Грозный чувствует, что Калашников бросает вызов безграничному деспотизму и беззаконию.

1.1.3.Сопоставьте рассматриваемый фрагмент поэмы М. Ю. Лермонтова с приведённым ниже фрагментом поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». В чём разность двух сцен боя?

Как автор подчеркивает силуи внутреннюю цельность Калашникова и Кирибеевича? (ЕГЭ по литературе)

В поэме « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов показывает нам как ведут себя во время конфликтной ситуации лирические герои, принадлежавшие к разным классам. Давайте разберёмся как и в чем проявляется сила и цельность характера Калашникова и Кирибеевича.

Во-первых, качества этих героев автор раскрывает через их характеры. Кирибеевич напоминает русского богатыря. Он смелый боец, уверенный в себе молодой человек. Так во время разговора с царем герой не добивается его милости, отвечает прямо и чётко. Кирибеевич тверд в своих намерениях и привык всегда добиваться своих целей. Именно поэтому зная, что Алена Дмитриевна замужем, он все равно пытается добиться ее расположения, предлагая дорогие подарки и беззаботную жизнь.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Калашников же напоминает нам классического русского крестьянина. Он мужественен, честен, привык много работать. Когда герой узнает от жены о случившемся после вечерни, он мгновенно принимает решение отстоять честь своей семьи, чем бы ему это не стоило.

Во-вторых, говоря о силе и внутренней цельности героев, нельзя не вспомнить сцену кулачного боя. Физическую силу Кирибеевича автор подчёркивает в начале боя. Трижды пригласив желающий побиться за звание лучшего, никто не выходит. Кирибеевич чувствует себя непобедимым. Однако, когда появляется Степан Парамонович и говорит, кем является и с какой целью вышел, настрой героя сбивается и им овладевает страх. Калашников же не только защищает свою жену, но и встаёт против государственной системы, ударив любимого опричника царя. Кирибеевич же просто хочет показать себя. Также М.Ю.Лермонтов показывает внутреннюю цельность Калашникова во время последнего разговора с братьями. Степан Парамонович говорит четко и по делу, он просит позаботится о своей семье. Это значит, герой не боится смерти и с гордостью принимает ее.

Почему настоящий герой это калашников

. Кто в ” песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.” является настоящим героем и почему? сочинение Ответ Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» . драгоценности из рук Царя и воспользовавшись его советом, Кирибеевич преследует Алену Дмитриевну. Второй раз мы встречаемся с Иваном Грозным в 3-й части поэмы .

Читайте также:
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова: сочинение

Таким образом, М.Ю. Лермонтов сравнивает двух одинаково сильных и внутренне цельных личностей, способных отстоять своё мнение и понести ответственность за свои поступки.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63491

Кулачный бой купца Калашникова с опричником , Кто победил, и как отреагировал Иван Грозный

Кто не знает «Песнь про купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова? Кто из нас не восхищался смелостью Степана Парамоновича, постоявшего за честь своей молодой жены? Кто не возмущался наглостью опричника Кирибеевича и жестокой несправедливостью царя Ивана Грозного?

А между тем, всё не так однозначно.

Калашников нарушил правила боя

Итак, узнав об оскорблении своей жены, к которой грязно домогался опричник, купец Калашников решает отомстить. Он использует для этого проводившиеся на льду Москва-реки кулачные бои, в которых выступали все желающие. Был там и опричник Кирибеевич, вызывавший из толпы желавших схватиться с ним «раз на раз». Калашников принял вызов, надеясь наказать оскорбителя жениной чести.

У кулачного боя были свои правила. Поединок «раз на раз» проводился так, что каждый из противников поочерёдно наносил другому удары. Бить разрешалось только по корпусу, но не по голове.

Итак, Кирибеевич, по праву вызова бивший первым, размахнулся и ударил Калашникова в грудь с такой силой, что большой медный крест с частичкою мощей вдавился тому в грудь, и «из-под креста кровь закапала».

Теперь подошла очередь бить купцу. И Калашников изо всей силы бьёт опричника в левый висок! Соперник не имел права уклоняться или заслоняться от удара, даже запрещённого правилами!

Итак, внезапный и запрещённый удар Калашникова оказывается смертельным для опричника. Что делает царь, наблюдавший, по своему обычаю, за схватками бойцов? Он велит сначала допросить купца: случайно ли он нанёс опричнику смертельный удар или злонамеренно? Впрочем, это не более, чем требуемая формальность. Невозможно было бы так «промахнуться», чтобы, целясь в корпус, заехать со всей силы в голову. Калашников признаётся в намеренном убийстве, и ему самому отрубают голову.

Достойно примечания, однако, что царь милует семью Калашникова: назначает содержание вдове и детям казнённого, а его братьям разрешает торговать беспошлинно. Так что Иван Грозный выступает как справедливый и милостивый правитель.

Стоит добавить, что весь вообще эпизод выдуман Лермонтовым от начала до конца.

Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

. царь Иван Васильевич, и его суд станет решением конфликта. Причиной столкновения Калашникова и Кирибеевича явилась любовь-страсть опричника к молодой жене купца. В поэме изображается вся историческая жизнь России. Род Калашникова . Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому . сильная. Он одержим одной страстью – . жизни. Ведь, по народным убеждениям, «не в силе .

Примеры похожих учебных работ

Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

. Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому . русской народной жизни. Историческая основа поэмы. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича . оригинальная, яркая и сильная. Он одержим одной страстью – любовью к Алене .

Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого .

. про купца калашникова песнь о купце калашникове сочинение анализ кулачного боя в песне о купце калашникове сочинение по песне про царя ивана васильевича роль сцены кулачного боя в развитии сюжета песни про царя ивана васильевича . общества опричники .

Экологические и нравственные проблемы в повести В. Астафьева «Царь-рыба». Человек .

. «Царь-рыбе» возмущённый браконьерским разбоем в природе писатель не без некоторой растерянности замечает: «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

Сочинение честь и достоинство в песне про купца калашникова

. в поэме «Песня про купца Калашникова» противостоит декабристское утверждение активного характера русского человека, идущего на борьбу за свою честь, за правду. Таков Степан Парамонович Калашников. Он отстаивает свое человеческое достоинство, .

Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова

. баскетбол, догонялки, прятки. Но моя самая любимая – это футбол. Сочинение на тему Первое знакомство с… (музеем 6 класс) Я с . удалая и буйная. Но нет в его жизни радости, потому что полюбил он себе и прочим на горе женщину, повенчанную с другим. И, .

Почему настоящий герой это калашников

. к написанию сочинения по «Песне… о купце Калашникове» на тему «Кто в «Песне. » является настоящим героем и почему?» Подготовка к написанию сочинения по «Песне… о купце Калашникове» на тему « Кто в « Песне. » является настоящим героем и почему? .

Краткий и полный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”

Лермонтов создал яркую историческую поэму в народном стиле. Мы видим, что для поэта важны темы, связанные со свободой человека. Он не хочет видеть в своем народе покорного раба, потакающего произволу властей. Тема защиты от грубой насильственной силы, чести, справедливости волнует поэта. В результате его размышлений появляется «Песня о купце Калашникове», вдохновляющая людей, вселяющая в них веру в то, что человек свободен в любой жизненной ситуации.

Читайте также:
Печорин тип лишнего человека: сочинение

Год написания – написана поэма в 1837 году, а опубликована она была в 1838 году.
История создания – Поэт был дружен с родственником С.А. Раевским – славянофилом, собирателем народного фольклора. Есть предположение, что сюжет взят из произведения Карамзина, в котором описана похожая ситуация. Возможно, история о Калашникове появилась после дуэли Пушкина, защищавшего честь своей жены.
Жанр – историческая поэма.
Направление – романтизм, поскольку в поэме есть такие выражения, как «сыра земля», «добрый молодец» и др.
Основная идея – честь человека это самое драгоценное, что у него есть. Защищая честь, выступая за правду и справедливость, человек может отдать самое дорогое – собственную жизнь. Если не уметь защитить себя, то всегда найдется тиран, желающий отнять то, что дорого.
Тема – несмотря на вседозволенность власти, невозможно подавить свободный дух человека.
Проблема – конфликт, возникший в результате произвола опричника, поддерживаемого властью царя и решимости купца, защищающего свою честь и честь своей жены.
Композиция – поэма описывает события из жизни главных героев, произошедшие в течение несколько дней, после чего последовала трагическая развязка.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Основные герои (их место в образной системе)
  3. п.3. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

Тема: честь и достоинство – важнейшие ценности для человека.

Проблема: защитить свою честь и достоинство можно при любых обстоятельствах, но иногда это заканчивается трагически.

Несмотря на то, что Калашников выступил против силы, значительно превышающей его собственную, он сумел отстоять свою честь и достоинство. Человек свободен, и он имеет возможность выражать свою свободу при любой ситуации. Даже если кажется, что это невозможно. Своим примером купец доказал, что это возможно! Думаю, что поэтому о нем и слагают песни.

Тема: семья и женщина – важнейшая ценность для мужчины.

Проблема: поруганная чести семьи.

Мне нравится, что Калашников вышел сражаться с обидчиком, защищая свою жену. Он сумел убить опричника, сила и боевое умение которого в разы превышали его собственную. Он не позволил злым языкам позорить его жену, а опричник за слезы Алены Дмитриевны заплатил ценой своей жизни. Купец даже не выдал царю причину своего поступка, чтобы не обсуждать ситуацию, в которую попала его супруга.

Тема: люди разных сословий имеют разные возможности.

Проблема: люди разных сословий не равны перед законом.

Царский опричник может вести себя свободно и безнаказанно. Его защищает сам царь. Калашников же платит за свой поступок самую высокую цену – его казнят.

Хоть и многое для властей дозволено, но иногда находит «коса на камень», как в случае с опричником и царем. И тогда приходится расплачиваться за свое злодеяние. Кирибеевич убит, а царь лишился лучшего воина. Когда в жизни есть примеры такого противодействия властям, то и власти ведут себя и скромнее, и тише. Вот почему поступок Калашникова так важен для народа.

Тема: любовь бывает разной.

Проблема: проявление любви различно у людей с разным характером и различным социальным статусом. Иногда это чувство больше похоже на ненависть, чем на любовь.

Интересно, что Алену Дмитриевну любят два человека – и опричник, и ее муж. Любовь этих двух ярких и сильных людей выражается по-разному.

Для опричника любовь – это страсть, затмевающая рассудок, которая приведет к необратимым последствиям. Для купца – это совершенно другое. Алена – красавица, у них большой дом, есть детки, у мужа есть собственное дело. Такое чувство, что семья их живет счастливо. После оскорбления Алены ее муж отдает в защиту своей жены все свои силы и собственную жизнь.

п.2. Основные герои (их место в образной системе)

Главные герои поэмы – это царь, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Все они и перечислены в названии произведения. Это смелые и яркие люди, но сила каждого из них проявляется по-разному. В сокращенном варианте названия поэмы есть только имя Калашникова – именно об этом человеке, о его поступке пишут поэмы, слагают песни.

В произведении присутствуют две основных силы – Иван Грозный и его опричник, отражающую собой зло, горе, несправедливость, а с другой – семья Калашникова, выражающая силу и нравственные устои русского народа.

Образ купца противопоставлен образам царя и опричника.

Калашников выходит на бой за правду и справедливость.

Образ купца находится в единстве со своей женой. Он выступает на защиту ее чести.

Образ опричника находится в единстве с образом царя. Для Ивана Грозного его опричник – это символ его же власти, царская поддержка и опора. Хотя нельзя сказать, что это единство ощущается полностью. Кирибеевич в плохом настроении, и уже этот факт злит царя. Опричник не договаривает царю важную деталь, что его избранница замужем.

Образ народа выведен двояко. Есть и такие люди, которые смеются и тычут пальцем, глядя на опричника и Алену. Есть же люди, которые слагают о купце песни.

п.3. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Основа пафоса героики – борьба человека за сохранение своих идеалов, которые воспринимаются как возвышенные. Идя на риск, подвергая себя опасности, Калашников понимает, что заплатит за свою «дерзость» собственной жизнью. Несмотря на это, он все равно встает на защиту своей чести и чести своей семьи, встает всей своей силой, подключая и своих братьев. И возникает чувство, что Кирибеевичу не выжить в этом серьезном столкновении. Купец делает это по воле своего сердца, показав народу, что человек свободен. И поработить его можно только в том случае, когда он сам позволяет это делать. Здесь показано величие подвига Калашникова, открывшего народу путь свободного проявления собственной воли.

Читайте также:
Поэт Лермонтова: сочинение

п.4. Литературные приёмы

Поэма написана красивым языком, с использованием эпитетов ( («удалой», «лихой», «кудрява борода», «могучий» и др.) и метафор ( «косы русые по плечам бегут», «горят очи», «кровавая долина побоища» и др.). В произведении много слов и словосочетаний взято из народного фольклора, поэтому оно интересно звучит и отражает дух того времени. Мы, как будто, видим перед собой Ивана Грозного, палача в красной рубахе, топор, слышим, как звучит колокол – символы той жестокой и суровой эпохи.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт – столкновение власти и человека. Царь имеет неограниченную власть, но он не властен над человеческой душой, хотя и человек, идущий против вседозволенности властей, обречен.

2919. Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение Русский язык

Сочинение — Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

История создания произведения

Лермонтов Михаил Юрьевич начал писать эту поэму тогда, когда закончил школу гвардейцев. К этому времени он узнал о власти достаточно для того, чтобы написать о их работе. Лермонтов понял, что русский народ – великие люди, но их действия нивелирует власть, которая несправедливо казнит и приговаривает к заключению людей. Некоторое время назад поэт и сам пострадал от царской несправедливости: его сослали за стихотворение «Смерть поэта».

Эту поэму поэт не сразу опубликовал под своим именем, поначалу он сделал это анонимно.

Направление и жанр

Жанр этого произведения – поэма. Поэт затрагивает в ней национальный вопрос, что помогает отнести его к национально-историческому произведению. Помимо этого, в произведении герой конфликтует с обществом, что указывает на направление романтизма также, как и фольклорные слова и сказания.

Смысл названия

Поэт хотел создать произведение, похожее на древние сказания, поэтому дал ему такое название. Раньше творцы не стремились интриговать читателей, поэтому писали длинные названия, указывающие на суть, показывающие содержание, и Лермонтов решил сделать также для того, чтобы полностью окунуться в старину.

Суть

Действие в поэме происходит во время правления Ивана Грозного. Царь пирует, все его бойцы веселы, а один, Кирибеевич, почему-то грустен. Царь спросил у него, что такое случилось, а тот рассказал о девушке, в которую он влюблён. Тогда царь дал ему украшения для той девушки и отправил к ней. Боец не сказал одного – она уже была повенчана. Муж, Калашников, придя домой, не увидел своей невесты, а потом она рассказала ему, что Кирибеевич к ней приставал. Калашников разозлился и вызвал бойца на битву, где его и убил, потому что был очень сильным. Царь разгневался, но Калашников достойно попросил у него наградить свою семью за его победу, а самого казнить. Так царь и сделал.

Главные герои и их характеристика

Калашников Степан – это образ истинного русского человека, богатого как силой, так и моралью. Он мстит за свою невесту не только из-за того, что его оскорбили, но и для защиты чести своей семьи. Калашников благороден, он даже умирает достойно – лишь просит, чтоб царь позаботился о его семье.

Иван Грозный в поэме является царём, который не разобравшись в проблеме, начинает отдавать приказы казнить человека, который лишь защищал честь своей невесты и свою от негодника, который был близок к царю. Это показывает его как деспотичную натуру.

Кирибеевич – это яркая личность, которая неспособна на хорошие поступки, так как одержима идеей любви к Алёне. Он позорит девушку и лжёт царю, не говоря ему о том, что она уже повенчана. Он благодаря службе стал настолько вольным, что позволяет себе играть чужими судьбами.

Темы и проблемы

Основные темы: чести, которой был полон купец, вседозволенности и любви, от которых пострадали все в этой поэме. Проблемы: несправедливости и нравственности.

Главная мысль

Основная мысль этого произведения – всегда отстаивать свою честь, пусть даже ценой жизни, не бояться ничего, выступать только на стороне справедливости, как это делал Калашников. Он знал, что молчать было нельзя, потому что это будет расцениваться как капитуляция, а жалобы ничем не помогут, поэтому решил биться за хорошую жизнь своей семьи.

Чему учит?

Поэма учит всегда отстаивать свою точку зрения, не бояться ничего. Помимо этого, автор призывает читателей любить очень сильно, всегда защищая то, что любишь.

Образец 2

В «Песне про царя, молодого опричника и купца» М.Ю. Лермонтову удалось с исторической точностью воссоздать быт и традиции русского народа времён правления Ивана Грозного. При этом не приукрашивает прошлое, что характерно для романтического художественного метода. Лермонтов использует приём стилизации под устное народное творчество, что видно уже из названия поэмы.

Центральными персонажами произведения являются царь Иван IV (Грозный), опричник Кирибеевич и представитель купечества Степан Калашников. Каждый образ раскрыт поэтом максимально полно. Царь представлен не как обезличенный правитель, а как человек, со своими страстями, заботами, размышлениями, сомнениями. При этом поэт не умаляет достоинств Ивана Грозного. В системе персонажей поэмы он находится как бы над остальными. Однако образ царя далеко не идеален: он эгоистичен, алчен и властолюбив. Заметив равнодушие опричника Кирибеевича к собственной персоне, Иван Грозный подозревает его в предательстве. Молодой опричник же испытывает мучительные любовные чувства к прекрасной Алёне Дмитриевне, жене Калашникова.

Читайте также:
Анализ второй части поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

Придворному миру противостоит купеческий быт, где жизнь выстроена в соответствии с правилами Домостроя. Алёна Дмитриевна, с одной стороны, любит и уважает своего мужа, но с другой стороны, она боится его, поскольку Домострой лишает замужнюю женщину практически всех прав. Степан Калашников привык жить по строгим правилам, передающимся из поколения в поколение. Однако его сердце очень доброе. Заступившись за честь своей жены, он стремится отстоять чистоту своей фамилии.

Третья часть поэмы посвящена поединку опричника и купца на берегу Москвы-реки. Степану Парамоновичу отведена роль народного судьи над царским произволом. В этом смысле символично и то, что Кирибеевич одаривает своим поклоном лишь царя, а Калашников ещё и простой люд. Даже угроза смертью не заставляет купца признаться в том, что случилось на самом деле. Наблюдающий за поединком Иван Грозный придаёт происходящим событиям иной смысл. Это уже не поединок между обидчиком и защитником своей чести, это выступление простого человека против царского произвола и беззакония. Однако власть самодержца ещё крепка, поэтому Степан Калашников, борец за правду и справедливость, безвинно пал жертвой этого режима.

Анализ поэмы Песня про купца Калашникова 3

Часто Лермонтов любил писать именно о прошлом, а не о настоящем. Вот к таким произведениям и относится «Песня про Ивана Васильевича». Именно ему предстояло перенестись в прошлое и увидеть все своими глазами. Если быть точным, то это пятнадцатый век. В это время страной начал править Иван Васильевич. Он был всегда злым и гордым. И многие люди его очень сильно боялись и поэтому прозвали его Грозным.

Кроме этого сразу же читатели встречаются с гуслярами, которые не только сочиняют песни, но еще и поют их разными голосами. В большинстве случаев они воспевают Калашникова, а также царя и опричников. А вот сам автор больше всего данное произведение относит к песне. Ведь именно им пришлось жить не только при царствовании Ивана Грозного, но и терпеть от него оскорбления и унижения.

Немного дальше мы встречаемся с царем, которого недавно пригласили на большой и великий пир. Кроме этого здесь присутствуют и все остальные люди, а те люди, которые сидят рядом с царем наливают ему вина и смотрят, чтобы у царя не был стакан пустым. Опричники постепенно начинают разговаривать и выдавать все свои тайны. И от одного из них мы узнаем о том, что он влюблен уже давно в девушку. Многие опричники уверены, что эта любовь неразделенная, ведь девушка за всю свою жизнь еще никого не полюбила. А вот царь уверен в обратном, он говорит, что может дать специальное кольцо. Вот только этот опричник влюблен в девушку, которая уже скреплена узами брака.

У Калашникова есть любимая девушка, в которую он уже давно влюблен. А поскольку она является очень красивой девушкой, то помимо него ее любят еще и другие мужчины и оказывают знаки внимания. И это очень сильно раздражает Калашникова. Но девушка сама оказывается оскорбленной и он встает на ее защиту, а также и на защиту ее семьи и уверяет всех, что все слухи про нее являются неправдой. И ради этого даже вызывает на кулачный бой виновника.

В этот поединок вступили сразу правда и несправедливость. Калашников находится на стороне правды и свое готов доказывать до последней капли крови. Он уверен, что его поддержит не только церковь, но и царь. И они также встанут на его защиту. И ему удалось доказать свое и своего врага он победил. Вот только теперь его ждет наказание, которого ему не избежать, ведь враг Калашникова был любимцем царя. Но перед тем как начать разбираться царь решил выяснить истинную причину их драки. Только Калашников ничего не стал объяснять и сказал только, что боролся за справедливость и он восторжествовала. При этом он ничего не стал говорить про свою жену и про то, что она изменила ему.

Песня про царя Ивана Васильевича — Анализ 4

Читая само название поэмы великого автора М.Ю.Лермонтова, сразу понимаешь, что речь идёт о времени правления Ивана Васильевича, который в народе был прозван Грозным и не зря.

Во время своего правления, он создал печально известную опричнину. Она была движущей силой, которой были даны неограниченные полномочия, но в свою очередь опричники должны были беспрекословно выполнять любые приказы царя и быть преданными ему. Так вот, одним из любимых опричников Ивана IV Грозного был молодой человек по фамилии Кирибеевич.

Кирибеевич, был влюблён в одну женщину, которую звали Алёна Дмитриевна, но она была замужем за купца Калашникова, который имел хороший доход, к тому же славился в народе как примерный семьянин. Эта любовь не могла принести ничего хорошего, но чувствуя безнаказанность, Кирибеевич начинает оказывать знаки внимания к девушке, каким-либо образом заставить её стать возлюбленной. Скажу так, Алёна Дмитриевна была верной и любящей женой, а также заботливой матерью, поэтому у Кирибеевича не было никаких шансов.

Читайте также:
«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма: сочинение

Надо сказать сразу, что Кирибеевич любил кулачные бои, что в те времена было излюбленной забавой народа и считался грозой среди калачников.

Однажды сидя за обеденным столом с другими опричниками и царём во главе, Кирибеевич нахмурился, начал думать о чужой жене, Иван Васильевич начал расспрашивать о наболевшем в душе. Кирибеевич начал рассказывать о том, что влюбился в одну девушку, но при всём при этом она даже не смотрит в его сторону. Иван Васильевич сказал, что поможет в его ситуации. Он даже не подозревал, что эта девушка была замужем, при таких обстоятельствах, царь был бы категорически против, ведь положить глаз на девушку при муже считалось грехом и преступлением. Наверняка, что Кирибеевич сделал это намеренно.

Теперь имея все права и согласие царя, Кирибеевич подстерегает ночью Алёну Дмитриевну, которая задержалась в церкви и уже спешила идти домой, начинает уже в открытую проявлять свою любовь, обещая девушке всё на свете, начинает целовать и обнимать. На такое бездумное и эгоистическое поведение Алёна Дмитриевна пытается вырваться из рук и это у неё получается, но к сожалению после такого события, она и её семья является обесчестенной. Всё это происходило на глазах у любопытных соседей.

В это же время взволнованный муж ждёт свою жену дома, которая буквально вламывается в дверь. Алёна Дмитриевна пришла домой с открытой косой, что считалось недопустимым для девушки замужем.

Узнав всю правду от своей жены, Калашников зовёт своих братьев и приходит к выводу, что он обязан восстановить честь своей семьи и решает выйти на следующий день против молодого опричника Кирибеевича в кулачном бою. Больше других выходов не было и скорей всего после этого боя Калашников умрёт, но он умрёт за правду и справедливость.

День расплаты пришёл. Он решит судьбу двух людей. Выйдя как всегда на публику, Кирибеевич вызывает к себе смельчака, с которым он будет биться на кулаках. Вышел купец Калашников. Весь этот бой был закончен победой Калашникова и смертью молодого опричника.

Несмотря на то, что победа была безоговорочной, Иван IV Грозный потребовал объяснений, если их нет, Калашникову придётся погибнуть бесчестной и низкой смертью через отсечение головы. Несмотря на то, что провинность опричника была велика, для спасения своей жизни Калашников мог бы рассказать всю правду и остаться живым, но он выбрал другой путь. Я думаю, что этот бой был личной расплатой перед обидчиком и знать подробности его поступка не зачем никому.

Калашникова похоронили между трёх дорог, как хоронили каких-то преступников, воров и прочих людей, которые провинились в тяжёлых и опасных для народа проступках. Так был похоронен купец Калашников, просто и без каких-либо почестей.

Несмотря на низкую кончину своей жизни, Калашников бился за волю и интересы народа, против жестоких и безнаказанных опричников.

Вариант 5

Данное произведение было написано одним из величайших поэтов в России, Лермонтовым М.Ю. в 1837 г. Поэма описывает не самые хорошие времена. На троне находится сам Иван Грозный. И поэт очень хорошо отобразил серость будней тех времен. Эта поэма является своего рода самородком в своем жанре на время написания поэмы.

Первое с чего хотелось начать свой анализ, это конечно основные герои произведения. Каждому главному герою, Лермонтов привил свои привычки и характер. Вся поэма закручена на трех основных героя. Начнем, пожалуй, с самого яркого персонажа, а именно с Ивана Грозного. В произведении он представлен как яркий персонаж, который во что бы то ни стало готов помогать своему войску. Понимая то что, первые кто его защитит от всех врагов, внутренних и внешних, будут именно бравые бойцы. И для этого в первую очередь он их угощает изобилием вина.

Вторым немало важным персонажем является опричник Кирибеевич. Безумно влюбленный в жену купца, и не скрывает этого факта. Именно эти эмоции служат катализатором не доверия Ивана Грозного в том, что опричник неверен и очень завистлив.

Основным героем, на котором закручен весь сюжет, является купец Калашников. Являясь примерным семьянином и трудягой. В это время он начинает ревновать свою жену к опричнику, и на фоне этого он прячет ее от посторонних взглядов общества. А вот жена, Алена Дмитриевна, безумно любит своего мужа, и при этом временами боится его. Именно такое отношение было нормой в те времена.

Финальная часть поэмы переносит все события в Москву. Именно там ревнивый муж и влюблённый опричник сразятся. Это не просто бой между ревнивцем и влюблённым, это противостояние двух крайностей. Калашников олицетворяет народ и правду. Кирибеевич же напротив, олицетворяет собой человека подлизу, который всем угождает.

Что этим произведением хотел сказать Лермонтов своим читателям? Калашников – это народ, который готов пойти против системы и добиться справедливости. Он готов идти до конца для достижения этой цели. Килибеевич – это в первую очередь власть того времени, которая несправедливо относится к своим гражданам. Отбирает последнее для того чтобы жить в свое удовольствие. И плевать что будет с народом.

Конец у поэмы очень грустный, Калашников погибает. Но погибнув он не забыт народом, который он олицетворял. И пусть никто не знает где он похоронен, зато он всегда жив сердцах людей.

Читайте также:
В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова?: сочинение

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно» по плану

1. История создания

Стихотворение написано М.Ю. Лермонтовым в январе 1840 года, приблизительно за год до смерти.

В этот период поэтом овладевает грусть, тоска и ощущение одиночества. Все это выливается в одно из самых прекрасных лирических произведений.

Стихотворение не получило в обществе большого одобрения. Многие читатели сочли его слишком пессимистичным, но Белинский оценил его достаточно высоко: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

2. Литературное направление

Произведение романтического направления.

3. Род

По роду его можно отнести к лирике.

4. Жанр

По жанру это гражданская лирика. Размышления лирического героя представлены в форме монолога.

5. Проблематика

Лермонтов поднимает в этом стихотворении проблему душевного отупения у молодого поколения от невозможности найти применение своим силам.

Невозможность реализовать свои желания порождает в душе человека не только сожаление о том, что напрасно проходят его «лучшие годы», но и пессимизм, скептицизм и равнодушие. Они, в свою очередь, являются элементами нигилизма, философии, которая отрицает общепринятые нормы общественной жизни.

6. Тематика

В произведении чётко прослеживается тема противостояния чувственного и рассудочного отношения к жизни.

Отсутствие искренних и доброжелательных отношений среди окружающих людей часто приводит к разочарованию в жизни и скептическому к ней отношению.

Лирический герой произведения не верит в дружбу, не видит вокруг достойного объекта для любви. Состояние душевного кризиса усиливается внутренним одиночеством, в трудную минуту лирическому герою “некому руку подать”.

7. Идея

Идея произведения – противоречивость внутреннего мира лирического героя.

С одной стороны, он страдает от того, что не может жить полноценной жизнью, что напрасно проходят его лучшие годы. Он страдает от одиночества и хотел бы иметь рядом того, кому можно было бы «руку подать». Он хочет любить, но с другой стороны, страшится новых разочарований: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка».

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения негативный, настроение лирического героя –подавленность, безысходность и горечь разочарований, в нём нет надежды и веры в улучшение жизни.

9. Система образов

В произведении присутствует лишь образ лирического героя.

10. Центральные персонажи

В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, от лица которого автор и ведёт своё повествование.

11. Лирический герой

Через лирического героя Лермонтов выражает настроения многих представителей своего класса и поколения. Бессмысленность, внутренние противоречия, уныние — все это словно яд отравляет умы людей.

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и действия. Читателю представлен лишь эмоциональный монолог разочарованного в жизни лирического героя.

13. Композиция

Стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Три катрена включают рассуждения о дружбе, жизни, любви, страстях и рассудке.

В завершение автор приходит к заключению, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».

14. Художественное своеобразие произведения

К особенностям произведения можно отнести высокую эмоциональность произведения. Автор сумел передать суть настроений, царивших в определённых слоях молодёжи конца тридцатых и начала сороковых годов 19 века.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении используется амфибрахий.

Стихотворение построено на перекрёстной рифме (АБАБ).

16. Средства художественной выразительности

В произведении используются следующие средства выразительности:

  • эпитеты: «сладкий недуг», «холодное внимание».
  • метафоры: «минута душевной невзгоды», «годы проходят», «cладкий недуг исчезнет при слове рассудка».
  • сравнения: «жизнь … пустая и глупая шутка».
  • литота (преуменьшение): «все там ничтожно».
  • риторические вопросы: «что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить… но кого же?», «Что страсти?».
  • риторические восклицания: «А годы проходят — все лучшие годы!».

В данном произведении Лермонтов также уделяет большое внимание знакам препинания. Для большей выразительности текста он многократно использует многоточия и вопросительные знаки. Делясь с читателями своими мыслями, автор словно приглашает поразмышлять над поставленными вопросами вместе с ним.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал важность реалистического отображения действительности: «И скучно и грустно» из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! Им всё кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!»

18. Актуальность

«И скучно и грустно» было очень актуально в момент написания, поскольку отражало душевного состояние многих современников Лермонтова, – состояние духовного кризиса.

Но и для многих современных людей данное стихотворение является актуальным: осознание своей ценности, выбор правильного пути — все это является важной составляющей нашей жизни.

19. Моё отношение

Стихотворение показывает высокое мастерство молодого поэта. Его владение словом, способность правдиво изображать самые разные эмоции вызывает у меня большое уважение.

20. Чему учит

Произведение учит умению понимать самые тонкие оттенки душевного состояния человека и правильно их оценивать. А также, – отталкиваясь от обратного, – учит умению преодолевать жизненные невзгоды, искать и находить друзей и своё место в жизни, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Стихотворение «И скучно, и грустно» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году. Это время относится к позднему периоду творчества поэта. Известно, что в зрелой лирике Лермонтова отвлеченная проблематика часто соприкасается с социальной. Романтический максимализм облекается здесь в простые, естественные человеческие чувства. От отвлечённых романтических форм выражения своих духовных исканий Лермонтов переходит к более конкретным изображениям.

Читайте также:
Язык мысли и голос страстей: сочинение

«И скучно и грустно» – одно из наиболее характерных для мироощущения Лермонтова стихотворений. По жанру оно близко к элегии: представляет собой лирическую думу от первого лица, композиция свободна. Также оно похоже на дневниковую запись сиюминутного душевного состояния. Ведущими чувствами в стихотворении являются грусть и скука. Дружба, любовь, страсти подвергаются сомнению и даже отвергаются рассудочным анализом. Понятия «желанье», «любовь», «страсть», «прошлое» глубоко значимы для Лермонтова. Но попытки найти опору в этих обольщениях жизни, которые были столь ценны для него прежде, безуспешны. И поэт, вопреки своим словам о «жажде бытия», которые он повторял не раз, отвергает саму жизнь: «А жизнь… такая пустая и глупая шутка…»

Стихотворение представляет как бы диалог Лермонтова с самим собой. Он спрашивает себя и сам же отвечает. Эти два полюса – утверждающего и отрицающего – не могут объединиться. Утверждение связано со стремлением личности, которая уже истерзана «битвой» мыслей и чувств, прикоснуться к чему-то позитивному. А отрицание указывает на невозможность этого.

«И скучно и грустно» – одновременно и «документ» мироощущения русского человека в 30-е годы, и образец, как бы «памятник» романтического мышления. Элегическая форма стиха здесь своеобразна: она объединяет черты и политической, и философской, и любовной элегии одновременно, что идет вразрез с поэтической традицией. Это дает возможность наглядно увидеть сочетание «документа» и «памятника», которое подчас переходит в полемику.

Итак, Лермонтов поет «похоронную песню всей жизни», как говорил В. Г. Белинский. «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека. «Любить на время» – «не стоит труда, А вечно любить невозможно». Вывод недвусмыслен: любовь – пустое дело, не стоит на нее тратить силы и время.

«Что страсти? – Ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка…», – размышляет лирический герой. Зачем что-то делать, если это что-то когда-нибудь или скоро бесследно исчезнет? Кажется, что и о жизни лирический герой думает так: зачем жить, если все равно умрешь? Если Лермонтов думает так, то я с ним не согласен. В этом я не разделяю его пессимизма. Но все же Лермонтов переживает за уходящее время: «А годы проходят – все лучшие годы».

Но, переживая, уже не хочет чего-то успеть. Время молодости, цветения личности для него уходит. И уходит безвозвратно – возможность перемен исчезает. Иллюзии, наполнявшие его душу в прошлом, тоже ушли.

Известно, что частая встреча звуков «у» в стихотворениях может усиливать их мрачные настроения. Так, в первой строфе стихотворения «И скучно и грустно» ассонансный звук «у» встречается восемь раз:

И скУчно и грУстно, и некомУ рУкУ подать

В минУтУ душевной невзгоды…

А годы проходят – все лУчшие годы.

А в последней строке пессимистическая окраска финала усиливается повторением звуков «у»: «пУстая и глУпая шУтка».

Интересен ритмический рисунок стихотворения. Размер стиха – разностопный амфибрахий. В первом и последнем двустишиях присутствует элегическо-напевное начало. С третьей строки на стих накладываются паузы. Эти паузы продиктованы смыслом, и здесь уже нет мелодичности – она исчезает из-за превосходства логического принципа: «Любить… но кого же? на время – не стоит труда».

Читая стихотворение можно задаться вопросом: «Почему же Лермонтов так пессимистичен?» Ответ кроется в первых строчках: «…и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.»

Мы видим, что начальные строчки обусловливают конечные («жизнь… – такая пустая и глупая шутка»), чувство одиночества, осознание этого одиночества приводит к осознанию бренности всей жизни. Но надо помнить, что те переживания, в которых лирический герой хотел бы найти себя: желание, любовь, страсти, – отвергаются не потому, что он не понимает и не признает их ценности. Они сами по себе ценны, но они временны – и герой их отвергает.

«Отрицательный смысл» стихотворения стал причиной спора об отношении Лермонтова к действительности. А. Никитенко порицал элегию за «траурные узоры», С. Бурачок – за безверие, С. Шевырев – за то, что оно являет собой случайный, «мгновенный плод… мрачной хандры». В. Г. Белинский же отнесся к этому всеотрицающему пафосу элегии с глубоким сочувствием. Он причислил стихотворение «И скучно и грустно» к «величайшим созданиям поэзии», а в противовес Шевыреву утверждал: «это не минута духовной дисгармонии», а «похоронная песня всей жизни»( как было упомянуто выше). И песня эта оправдана самой реальностью.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова “И скучно и грустно”

Содержание:

Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.02.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Поэма «Скучно и грустно» была написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году. Это время относится к позднему периоду поэта. Известно, что в зрелых текстах Лермонтова абстрактные вопросы часто затрагивают социальные вопросы. Романтический максимализм здесь одевается в простые, естественные человеческие чувства. От абстрактных романтических форм выражения своих духовных исканий Лермонтов переходит к более конкретным образам.

Читайте также:
«Люблю я Кавказ!» (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор», «Кавказ»): сочинение

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно» (восприятие, истолкование, оценка)

«И скучно, и грустно» – одно из стихотворений, наиболее характерных для мировоззрения Лермонтова. По жанру он близок к элегии: это лирическая мысль от первого лица, композиция бесплатная. Это также похоже на дневниковую запись о мгновенном состоянии ума. Ведущие чувства в поэме – грусть и скука. Дружба, любовь, страсти ставятся под сомнение и даже отвергаются рациональным анализом.

Понятия «желание», «любовь», «страсть», «прошлое» глубоко значимы для Лермонтова. Но попытки найти поддержку в этих соблазнениях жизни, которые были так ценны для него прежде, безуспешны. И поэт, вопреки своим словам о «жажде бытия», которые он повторял не раз, отвергает саму жизнь: «А жизнь . такая пустая и глупая шутка».

Стихотворение представляет собой как бы диалог Лермонтова с самим собой. Он спрашивает себя и отвечает сам. Эти два полюса – утверждение и отрицание – не могут объединиться. Утверждение связано с желанием человека, которого уже мучает «битва» мыслей и чувств, прикоснуться к чему-то позитивному. И отрицание указывает на невозможность этого.

«Скучно и грустно» – это одновременно и «документ» об отношении русского человека 30-х годов, и модель, похожая на «памятник» романтического мышления. Здесь свойственна элегическая форма стиха: она сочетает в себе черты политической, философской и любовной элегии одновременно, что противоречит поэтической традиции. Это позволяет наглядно увидеть комбинацию «документ» и «памятник», что иногда переходит в полемику.

Итак, Лермонтов поет “похоронную песню всей жизни”, как сказал В. Г. Белинский. «Напрасно», «незначительно» и бессмысленно – каждое из проявлений духовной жизни человека. «Любить какое-то время» – «это не стоит труда, но невозможно любить вечно». Вывод однозначный: любовь пустая вещь, на нее не нужно тратить время и силы.

Что такое страсть? Ведь рано или поздно их сладкое недуг исчезнет при слове разума», – думает лирический герой. Зачем что-то делать, если это что-то когда-либо или скоро исчезает без следа? Кажется, что лирический герой думает о жизни так: зачем жить, если ты все равно умрешь? Если Лермонтов так думает, то я с ним не согласен. В этом я не разделяю его пессимизм. Но, тем не менее, Лермонтов беспокоится о прошедшем времени: И годы идут – все лучшие годы.

Но, волнуясь, она больше не хочет что-то ловить. Время юности, расцвет личности уходит к нему. И уходит навсегда – возможность перемен исчезает. Иллюзии, которые наполняли его душу в прошлом, также исчезли.

Известно, что частое столкновение звуков «у» в стихах может улучшить их мрачное настроение. Итак, в первой строфе поэмы «Скучно и грустно» звук ассонанса «у» звучит восемь раз:

И скУчно и грУстно, и некомУ рУкУ подать В минУтУ душевной невзгоды… А годы проходят – все лУчшие годы.

А в последней строке пессимистическая окраска финала усиливается повторением звуков «у»: «пУстая и глУпая шУтка».

Ритмический рисунок стихотворения интересен. Размер стиха – амфибрахиус разноцветный. В первом и последнем куплетах начинается элегически-мелодичное начало. С третьей строки в стих добавляются паузы. Эти паузы продиктованы смыслом, и здесь больше нет мелодии – она ​​исчезает из-за превосходства логического принципа: «Любить . но кого? какое-то время – это не стоит хлопот».

Читая стихотворение, можно задаться вопросом: «Почему Лермонтов такой пессимистичный?» Ответ заключается в первых строках: «. и некому подать руку в минуту духовного бедствия».

Мы видим, что начальные строки определяют последние («жизнь . такая пустая и глупая шутка»), чувство одиночества, осознание этого одиночества приводит к осознанию мимолетности жизни. Но нужно помнить, что те переживания, в которых хотел бы найти себя лирический герой: желание, любовь, страсти, отвергаются не потому, что он не понимает и не признает их ценность. Они ценны сами по себе, но они временны – и герой их отвергает.

Заключение

«Негативный смысл» поэмы стал причиной спора об отношении Лермонтова к реальности. А. Никитенко осудил элегию за «траурные узоры», С. Бурачок – за неверие, С. Шевырев – за то, что это случайный, «мгновенный плод . мрачный блюз». В.Г. Белинский, с другой стороны, отреагировал на этот всепроникающий пафос элегии с глубокой симпатией.

Он оценил поэму «Скучно и грустно» как «величайшее творение поэзии» и, в отличие от Шевырева, заявил: «это не момент духовной дисгармонии», а «похоронная песня всей жизни» (как упомянутый выше). И эта песня оправдана самой реальностью.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: