Благородное негодование и грусть в лирике Лермонтова: сочинение

2938. Тема любви в произведениях Лермонтова Русский язык

Сочинение — Тема любви в творчестве Лермонтова. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Каждая эпоха привносит в понимание любви что-то новое. Тема любви у М.Ю. Лермонтова звучит трагично, он пытается рассуждать о ней философски. Повествования о любви Лермонтов помещает в цепочку размышлений о жизни и смерти, о страстях и заурядной мелочной суете. В своем творчестве автор выразил всю гамму тяжелых личных переживаний – ему было одиноко, он страдал от неразделенной любви. Большую часть стихов Лермонтов посвятил своей возлюбленной Варваре Лопухиной. Эти стихи, искренне рассказывают о том, как автор восхищается любимой, благодарит ее, ревнует, и пребывает в отчаянии. Варвара не разделяла его чувств, и поэтому герой Лермонтова ощущает отчаяние и горечь, он не может ничего поделать с этим. Герой признается читателю в том, что возлюбленная завоевала его сердце «не гордою красотою». Тем не менее, он смог разглядеть в ней нечто особенное, то, что находит отклик в глубинах его души.

Любовь Лермонтова абсолютно чиста, он видит ее как своеобразное божественное начало. Даже красоту женщины он сравнивает с небесами, обожествляет ее образ, а свою душу называет храмом. У Лермонтова наблюдается некий максимализм – если любить, то до конца жизни, как в стихотворении «Любовь мертвеца». А чтобы любить еще сильнее нужно даже «целый мир возненавидеть».

Неудачи в любви заставляют лирического героя сожалеть о потраченном времени и о том, что так бездумно предавался искренним чувствам, ведь отклика в сердце любимой он не нашел. Герой в какой-то момент с горечью осознает, что его возлюбленная совсем не такая, какую он себе нарисовал в фантазиях. С этого момента в любовных произведениях Лермонтова звучит мотив неверной женщины, недостойной высоких чувств. Любовь, в конце концов, становится «памятью», «увядшими мечтами» и «виденьем прежних лет». Воспоминания помогают герою уйти от неприятной реальности в идеальный выдуманный мир, где он «как неба властелин, в прекрасном мире – но один». Со временем герой перестает даже поддаваться обычным для молодого человека земным страстям, для того, чтобы отдать это время вдохновению.

Герой Лермонтова редко говорит о самом себе, он стесняется своих чувств, боится общественного мнения. В стихотворении «Нищий» ярко описано состояние героя, и его образ. Но при этом он требователен, он твердо настаивает на том, чтобы женщина была ему верна при любых обстоятельствах. Он эгоистичен и не желает видеть женщину счастливой без него. К сожалению, реальность жестока и слишком далека от идеала, нарисованного писателем, поэтому ему не остается ничего кроме страдания. Лермонтов воспринимает любовные чувства как противоречие между совершенством и суровой действительностью.

Сочинение 2

Любовь — это вечная тема, ее представление в произведениях М.Ю. Лермонтова

Лермонтов является первооткрывателем новой страницы в русской литературе. Ему досталась нелегкая можно сказать трагическая судьба, как поэта, так и человека. Огромный отпечаток в жизнь М.Ю.Лермонтова внесли тридцатые годы. В этот период в России лучших людей отправили в ссылки, самое хорошее было уничтожено. Поэта волновало все – трагизм окружающей среды больше всего. Он был несчастлив сам. В своем творчестве он совсем не хочет маскировать и скрывать свои мысли. Он все равно оставался доверчивым и неосторожным. В его творчестве показано противоречие окружающего мира, а именно между действительностью и идеалом.

В произведениях того времени виден полет мечты достаточно могучий.

Лермонтов твердо убежден в том, что на самом деле существует «иная жизнь», призвание человека излучать счастье и любовь. Любовь в поэзии Лермонтова занимает огромное место. Это хорошо видно из произведений, в которых он мастерски описывает любовь к Родине, женщине.

Еще в свои пятнадцать лет парень в своих произведениях повествует о любви и тайне человеческого бытия. Сам он пишет о том, что жизнь коротка, и он боится не успеть что-то совершить очень важное. Молодой человек просто жаждет произвести в жизни кардинальные изменения.

Любовь – это трагедия в жизни М.Ю. Лермонтова. В юности он страстно любил Вареньку Лопухину, пожалуй, это была его единственная и неразделенная любовь к другу детства. Юноша понимает, что эта любовь невозможна и поэтому его окружает мученический ореол. Он сам говорит о том, что его душа просто обязана жить в земной неволе. Он говорит о том, что не увидит больше взор девушки, ее взор очень милый, но он будет радовать других. В этих строках он совсем отдаляется от бренного мира, но даже в этой ситуации он не становится рабом.

В понятиях Михаила Юрьевича любовь не должна быть скоротечным чувством, это вечное чувство, которое не удовлетворяет скоротечные страсти. Нельзя сказать, что поэт не увлекался, но каждый раз после таких увлечений парень не забывал милый взор и страдал любовью, которая была гораздо раньше.

Любовь в лирике Лермонтова представлена довольно трагически. Этим очень отличается любовь в творениях Лермонтова от стихотворений А.С. Пушкина.

Знаменитое стихотворение «Валерик» показывает очень горькое чувство, которое возникает после утраты связи с возлюбленной. Поэт пишет о том, что не надо ждать заочной любви, в наше время чувства мимолетны. Не смотря на то, что жизнь Лермонтова не удалась: неразделенная любовь, разобщенные судьбы, политические преследования, жизнь изгнанника в последние годы, из-за всего этого он все-таки не стал мрачным отрицателем жизни.

Очень часто в поэзии Лермонтова показан разлад между мечтой и реальной жизнью. Молодому поэту такое чувство как любовь приносит только страдание и грусть. Ему жизнь становится ненавистна, но и умирать не хочется.

Читайте также:
Своеобразие жанра и композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Все неурядицы в любовных делах он переживает глубоко в душе. Он просто убежден в том, что мир несовершенен относительно человека. Человек постоянно страдает и совсем не получает того, что хочет.

Сочинение Тема любви в лирике Лермонтова

Любовь. Как много в этом слове для любого человека! Каждый понимает её по-своему, кому-то она несёт безграничное счастье, кого-то окрыляет, а кого-то заставляет грустить. К последним часто относятся поэты. Что из чего вытекает сказать сложно, но, как писала Лилия Брик, любовь Маяковского, о поэте: «он помучается и напишет хорошие стихи». Это применимо, наверное, к любому творцу, ведь печали и невзаимная любовь вдохновляют. Лермонтов Михаил Юрьевич – лучшее тому доказательство. Среди его любовных стихотворений нет того, которое было бы пронизано чувством счастья от взаимности, в них всё наоборот.

В лирике Лермонтова это возвышенное чувство описывается как грустное, заставляющее переживать и страдать. Однако, если смотреть на исторические рамки, в которых он жил и его отношение к людям, можно понять, почему всё сложилось именно так. Восстание декабристов, убийства и нежелание власти слушать народ – всё это не предвещало ничего хорошего, никаких надежд. Внутри Лермонтова также бушевали ураганы, ведь он был человеком справедливым, ищущим настоящего счастья, свободы и любви. В обществе, в котором он жил всё было как будто поддельным, а девушки, которых он любил почти всегда не отвечали ему взаимностью. Стихотворение «Нищий» — отличный тому пример. Где же тут взяться радости от любви?

Стоит отметить, что Лермонтов не презирал любовь, он наоборот, считал это чувство небесным и волшебным. Он любил сам, но из-за своей неуверенности, из-за своего одинокого характера не мог показать свои чувства дамам.

В своих стихотворениях поэт ищет не любви, а «иное в любви». Он отрицает любовь взаимную, возможно, даже боится её, одновременно вдохновляясь её. Владимир Соловьёв отмечал, что любовной лирике Лермонтова характерна «миражность», идеализация чувства. «И целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней» — пишет поэт. Действительно, он готов на всё ради любви, но сам же и отталкивает приближение этого чувство. Ему нравится его эфемерность, и это отражается в его произведениях.

Тема любви в лирике Лермонтова показана с необычной стороны. Для него любовь – это самое благородное чувство, которое не может быть иным. Если же она предстаёт в другом свете, то это и не любовь вовсе. Очень мало настоящей, «лермонтовской» любви, поэтому поэт предпочитает лишь мечтать о ней, писать как о чём-то нереальном, недостижимом. В этом и противоречие, и отличие от других классиков Лермонтова.

Сочинение на тему: Лирика Лермонтова

Сочинение.
Лирика Лермонтова

Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, мрачным, недоброжелатель-ным, раздражительным. Другим — живым, веселым и жизнерадостным. Бесспорно, что ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. Поэтому только в произведениях Лермонтов мог открыть свою «тонкую душу». Светской черни, не способной понять великого поэта, Лермонтов посвящает стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840 год). Михаил Юрьевич презирает этих людей, чьи лица более похожи на маски, его раздражает прикосновение «бестрепетных рук», он ненавидит красавиц, не способных ни на любовь, ни на какие-нибудь другие чувства:
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей…
Лермонтов был человеком очень страстным, живо реагировал на все события, происходящие в России. Получив известие о смерти Пушкина, он пишет стихотворение «Смерть Поэта» (1837 год), в котором обвиняет представителей придворной аристократии, ставших причиной гибели поэта:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
За это стихотворение Лермонтова ссылают на Кавказ. Ответом поэта стало стихотворение «Прощай, немытая Россия…» (1841 год), в котором он высказывает свое неприятие к николаевской России:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Лермонтов постоянно размышляет о будущем своего отечества. Об этом его стихотворение «Предсказание» (1830 год), в котором он рассказывает о тех ужасных кровавых картинах будущего России, которые мучили его:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
Лермонтов не находил взаимоотношений среди своих современников, он чувствовал себя одиноким в жизни и в творениях. Поэтому, вероятно, основной темой его произведений была тема одиночества. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть оглавление почти каждого сборника стихотворений Лермонтова: «Белеет парус одинокой…», «Выхожу один я на дорогу…», «Никто моим словам не внемлет…», «На севере диком стоит одиноко…». Чувство одиночества постоянно преследовало Лермонтова, потому что он был человеком необыкновенным, он был поэтом-пророком.
С самого детства он знал о своем предназначении и понимал, что это не подарок судьбы, а тяжелая ответственность перед человечеством и Богом. Это видно из стихотворения «Молитва» (1829 год):
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь…
«Мощь ума» Лермонтова отразилась и в его космическом мировоззрении. Так, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841 год) поэт слышит, как «пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит». Только среди природы Лермонтов находит успокоение и умиротворение, его «тонкая душа», созерцая красоту окружающего мира, «смиряется»:
Тогда смиряется души моей тревога…
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 год) Лермонтов пишет о том впечатлении, которое произвела на него русская природа. Поэт, словно герой из его стихотворения «Пророк» (1841 год), бежит от людей, презирающих его, в пустыню:
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи…
Поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, передает чувства, ощущения радости и тревоги, разочарования и надежды. Она обращается к эмоциональному и духовному миру человека, в ней отразились и «мощь сердца», и «тонкость души» молодого Лермонтова.
.

Читайте также:
Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Тема одиночества в лирике Лермонтова сочинение (Мотив одиночества)

Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое. Оно было такое же одинокое и пустое, как и жизнь его героев. У автора не было родителей, воспитывала его бабушка. Конечно она дарила ему безграничную любовь и ласку, но она не может сравниться с родительской любовью. Одиночество это то через что каждый из нас когда либо проходил. Это состояние души.

Повествование в произведениях Лермонтова обычно начинается с приятных и романтических пейзажей. Эти красочные горы, темные и синие воды морей, тучи, которые кутаются в теплых лучах солнца. К примеру можно вспомнить как изображен парус, раскачивающийся на волнах. Он одинок в пучине синего моря. Туман полностью окутывает его и мы чувствуем, как ему грустно и он потерян в этой далекой стране. Всем героям трудно устроится в этом жестоком мире, он его тяготит. Читатель представляет, что в будущем возможно все наладится и агрессивность уйдет на второй план. Ведь волны такие теплые и манящие, а лучи солнца играющие в этой синеве завораживают. Но туман и эта буря, что мечет парус по волнам, несет очень мрачный окрас.

Одиночество по мнению Лермонтова это некий поиск счастья, а так же внутреннего умиротворения и спокойствия. Сам автор, как и лирический герой не мог найти своё равновесие и душевный покой. А в стихотворении Утёс эта тема представлена в разлуке могучего утеса великана и игривой тучки. Наш незыблемый герой тяжело переносит расставание и даже остается влажный след, символизирующий слезы. А сосна в стихотворении На севере диком так одинока и брошена, что создается впечатление мрачности и горечи. Холод от ветров пронизывает до костей читателя. Мы сочувствуем этой сосне как живому человеку.

В стихотворении Сон мы видим человека в горах получившего тяжелое ранение в грудину. Вокруг гроза и помощи ждать неоткуда, и читатель чувствует его боль и растерянность.

Как бы не было тяжело одиночество для окружающего мира, но для некоторых это отрада души. В творчестве можно найти себя, найти своего друга, который будет вести всю его жизнь. А иногда на смену этого чувства приходит колкость. Это защищает человека от внешнего жестокого мира. Ведь творчество это отражение дара и особенностей личности, а так же отражение взгляда на весь окружающий мир.

Вариант 2

Слово «одиночество» – не что иное, как лейтмотив всей жизни М. Лермонтова. Начиная с самого раннего детства, поэт был одинок. Он рано остался без родителей и воспитывался бабушкой, которая не смогла их заменить. Слабое здоровье мешало юному Лермонтову играть со сверстниками и шалить как обычному мальчишке. Вынужденная изоляция и отсутствие общения не могли не сказаться на его характере. «Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я. » – писал поэт.

Печорин, Мцыри, Арбенин, поэтические образы паруса и «одинокого утеса» – это далеко не полный список примеров противостояния окружающему миру. Все герои находятся в постоянной борьбе сами с собой. Мцыри – пленник монастыря, чуждый всем вокруг. Григорий Печорин борется с противоречиями не только в окружающей действительности, но и внутри себя.

Лермонтов не испытал счастья любви, тем самым усилив свое личное одиночество. В одном из самых своих известных стихотворений «Парус» состояние лирического героя – вечное одиночество, потерянность и безысходность.

«Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»

Совпадение лирического героя и автора встречается в творчестве Лермонтова постоянно. Все его герои очень трагичны, как и его одинокая творческая жизнь.

Мрачными красками прописано стихотворение «Утес». Игривая и веселая золотая тучка покидает старый «утес – великан». Он остается грустить совершенно один. Переживания, страдания и одиночество – все, что выпадает на долю лирического героя.

Бесконечную печаль, и грусть вызывают строки из стихотворения «На севере диком. ». Казалось бы, простое описание природы России, но «одиноко», «на голой вершине» и даже в названии автор создает читателю мрачное настроение, тем самым усиливает картину одиночества. Сосне неуютно, холодно и печально. Она мечтает о теплых странах и солнце. Даже природа у поэта может грустить и плакать. Противостояние образов, это прием, который постоянно использует Лермонтов.

В стихотворениях, написанных в 30 – е годы жизни поэта, он много рассуждает о загробной жизни, слышит могильные звуки и видит гроб «уединенный». Лермонтов очень рано «постарел душой». Его дуэль и написание стихотворения «Смерть поэта» повлекли за собой ссылку на Кавказ. «Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом» – пишет он в стихотворение «Узник». Практически в каждом третьем стихотворение Лермонтова легко встретить такие слова: гроб, смерть, могила, умереть. Читатель видит неудовлетворенность жизнью, иногда даже ожидание смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый». Смерть и одиночество неразрывно связаны между собой и следуют из одного стихотворения в другое в последние годы жизни поэта. Он разочарован во всем: любви, дружбе, семье, государственном устройстве. Не находит поэт себе места и в небесном мире. Он обречен на одиночество и вечные блуждания.

Читайте также:
Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

Вся короткая жизнь поэта пронизана этими болезненными мотивами. Природа этого состояния автора важна для понимания всего творчества М. Лермонтова.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич – великолепный писатель, чьё мастерство невозможно не оценить. Он – главный романтик русской литературы, в чьём творчестве можно выделить несколько главных и вечных тем: тема смерти, любви свободы…Однако, главной темой, проходящей невидимой нитью через всю его лирику, является тема одиночества. Почему это так? Почему такой успешный и известный человек писал о таком явлении? Что он чувствовал и как жил с этим?

Михаил Юрьевич всю свою жизнь был одиноким. Нет, конечно, у него были друзья, однако и они либо предавали поэта, либо быстро надоедали ему. Лермонтов был очень честным человеком и всегда выступал за справедливость, также он был остёр на язык, что тое сыграло роль в его одиночестве. Писатель смотрит на этот мир не через розовые очки, как это делают многие люди, именно поэтому он видит всю правду жизни, и, конечно, не рад многому. Он видит ненастоящих людей, видит их поддельные эмоции и раболепие. Невозможность и нежелание смириться с этим и толкает поэта на осознанное одиночество, которое отражается и на его творчестве. Стихотворение «Парус», которое Лермонтов написал в совсем молодом возрасте является началом одинокого пути поэта. Ему пришлось переехать в другой город, о чём и говорится в строках «Что ищет он в стране далёкой?»

Помимо жизненного пути, на творчество автора влияет и его любовь к произведениям Байрона, самого известного британского романтика. Зачитываясь его стихотворениями, Лермонтов перенимает некоторые вещи, адаптируя их под себя. Романтизм – течение, в котором главный герой как раз-таки является одиноким, непонятым и «чересчур справедливым», каким был и Лермонтов, и его герой Печорин, которого автор практически списал с себя.

Ещё один момент, который добавил в лирику Михаила Юрьевича мотив одиночества – любовь, причём любовь печальная и трагичная. Открыв любой сборник стихотворений Лермонтова о любви, будет сложно найти там счастливые нотки настоящей взаимной влюблённости, а вот невзаимной и жестокой любовью кровоточит каждый его шедевр. «Так чувства лучшие мои обмануты навек тобою!» – фраза, которая лучше всего описывает лирику Лермонтова о любви. К сожалению, поэт очень часто сталкивался с невозможною любовью и почти не испытал счастья в этом смысле, что не могло не отразиться в его творчестве.

Одиночество в лирике Михаила Юрьевича – главная тема, которую можно проследить почти в каждом его произведении. Романтические традиции, характер поэта, его нелюбовь к несовершенному миру, а также неудачи в любви – всё это повлияло на Лермонтова и на его стихотворения, читая которые ни один человек не сможет не посочувствовать или не найти в них себя.

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Несколько интересных сочинений

Даже если жизнь несправедливо обошлась с вами, оставив вам в наследство кота, а не мельницу или осла, не надо унывать. Иной кот может оказаться во сто крат ценнее мешка с золотом. Особенно, если этот кот – в сапогах.

«Преступление и наказание» – является одним из лучших произведений мировой литературы, наполненное глубочайшим смыслом и трагизмом.

С этим высказыванием невозможно согласится на сто процентов и со спокойной душой оставить этот вопрос. В нем много противоречий, так что давайте их разберем.

Как свидетельствуют оставшиеся записки и воспоминания близких писателя, Чистый понедельник является лучшим рассказом Бунина. Он сам оставлял на полях и обрывках бумаги восторженные

Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Художественный мир лирики Ю.М.Лермонтова» (для студентов 1 курса)

Сочинения

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

Читайте также:
ЗАЧЕМ Я ЖИЛ? ДЛЯ KАKОЙ ЦЕЛИ РОДИЛСЯ? Тpагедия судьбы Гpигоpия Печоpина.: сочинение

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Сочинение по литературе на тему «Лермонтов»

Вариант 1

Произведения этого поэта пробуждают все чувства, они призваны будоражить сознание. Когда мне в руки попадают стихотворения М. Ю. Лермонтова, я оказываюсь в совершенно особом мире, волнующем и зовущем.

К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.

Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.

Среди творчества Лермонтова особенно хочется выделить стихотворение «Смерть поэта». Оно является моим любимым.

Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:

«А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов…»

В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:

«Убит. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!»

Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 г. в Москве. Рос и воспитывался в имении своей бабушки Арсеньевой (село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии). Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, бил бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого рода. Бабушка не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Мать умерла от туберкулеза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. После смерти жени Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни, мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нем мечтательность, задумчивость. В поэме “Сашка” Лермонтов писал:

Читайте также:
Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Он не имел ни брата, ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До десятилетнего возраста Михаил Юрьевич рос болезненным мальчиком. В качестве воспитателей били приглашены иностранцы. Несколько раз бабушка возила Мишу на Кавказ. Это значительно улучшило здоровье подростка. Осенью 1828 г. Лермонтов бил принят в IV классе Московского университетского благородного пансиона. Среди преподавателей били профессора университета. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литератур, искусства; содействовали быстрому созреванию в нем поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.

В августе 1830 г. Лермонтов поступил в Московский университет, где проучился до 1832 г. В пансионе и университете он написал около 300 стихотворений, 16 поэм и 3 драмы. Среди них немало подлинно художественных созданий (“Нет, я не Байрон, я другой…”, “Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной…” и др.). Раннее творчество исполнено протеста поэта против реакции, воцарившейся в стране. В нем звучит призыв в борьбе, к действию: “Так жизнь скучна, когда боренья нет”; “Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой”. В 1831 г. умер отец Лермонтова. На эту смерть поэт откликнулся стихотворением: «Ужасная судьба отца и сына…»

В 1832 г. за вольномыслие поэту был дан “совет” уйти из университета. И он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учебу в школе Лермонтов назвал “страшными годами”. Это била казарма николаевского времени. Юнкера свободное время проводили в кутежах и буйных проказах.

В ноябре 1834 г. Михаил Юрьевич бил произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Моральный отдых Лермонтов находил в творчестве. В 1835–1836 гг. поэт создает ряд прекрасных произведений: драму “Маскарад”, поэму “Боярин Орша”, оставшуюся незаконченной повесть “Княгиня Лиговская”, где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений. В 1837 г. создает знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Стихи Лермонтова волновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Стихотворение “Смерть поэта” дошло до царя с надписью: “Призыв к революции”. Поэт бил арестован, а через неделю отправлен в свою первую ссылку на Кавказ, где шла война с горцами.

В феврале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Варанта. Михаила Юрьевича арестовали и снова отправили под пули на Кавказ, где он непрерывно участвовал в боях. В 1841 г. подстрекаемый врагами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль. Вечером 15 июня М.Ю. Лермонтов бил убит на дуэли и 17 июня погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 г., по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тархан.

Вариант 3

Михаил Юрьевич Лермонтов, был рожден в семье небогатых московских помещиков в 1814 году. Отец Михаил Юрьевича, отставной военный из Тульской губернии. Мама Лермонтова умерла, когда маленькому Мише было всего два года. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка Елизавета Арсеньева.

После пролетевшего беззаботного детства, молодой Миша Лермонтов поступает в благородный пансион при московском Университете. Но, вскоре ему приходится уйти оттуда в школу подпрапорщиков, и после ее окончания, Лермонтов становится офицером лейб гвардии гусарского полка.

Михаил Юрьевича Лермонтова принято разделять на два периода: период раннего творчества с 1829 по 1836 гг, и зрелый период с 1837 по 1841 гг. В 1837 году происходит перелом в судьбе поэта. Лермонтов пишет несколько стихотворений, направленных против российского самодержавия, за что поэта отправляют в ссылку на Кавказ. Благодаря своей бабушке, Елизавете Арсеньевой, поэт был помилован, возвращен в Петербург, и даже восстановлен на прежней службе. Но спустя пару лет, Лермонтова как дуэлянта, отправляют в ссылку на Кавказ во второй раз. На этот раз Михаил Юрьевич попадает уже не в мирную обстановку, а на арену боевых действий.

Попытки родных и друзей реабилитировать поэта в глазах царя, успеха не принесли. Гибель поэта В 1841 году, Лермонтов возвращался из отпуска на место службы. Проезжая через Пятигорск у него возникла ссора с Мартыновым, где поэт был застрелен на дуэли своим противником. Гибель поэта произошла 15 июля 1841 года. Творчество Михаил Юрьевича Лермонтова оставила глубокий след в русской литературе.

Такие произведения, как «Мцыри», «Бородино», «Демон», «Узник», «Герой нашего времени» навсегда останутся в истории отечественной литературы!

Природа в лирике Лермонтова сочинение

Максим Юрьевич Лермонтов невероятно сильно любил свою Родину, народ, с которым он проживал, он мог прочувствовать, насколько прекрасна природа родного края, при этом подчеркивал ее утонченность и насыщенность разнообразными цветами и красками. Пейзажи, которые он описывал в своих лирических произведениях, присутствуют во многих его работах и это логично, учитывая, что он был «гением пера».

С одной стороны, природа родных мест выступает как бы фоном в повествовании в произведениях, также они метафорично наполняют картину лирических работ, помогают раскрыть более детально характеры многих персонажей, которые показывают, какое настроение они испытывают в определенный момент времени. Например, в стихотворениях «Три пальмы», «Горные вершины» можно очень легко почувствовать этот момент, когда описание природы сравнивается с состоянием и настроением персонажей.

Читайте также:
Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон»: сочинение

Но также этот мир самостоятелен, он выражает собственные ощущения и порой находится в дисгармонии, например, он разделен на землю и небо, на верх, низ. Земля показывает, что все заканчивается, а небо наоборот, воплощает в себе вечные порывы и мотивы.

В более поздних работах автора природа менее эмоциональна, там все логично верно и правильно. Например, в произведении «Мцыри» герой хотел приблизиться к природе, он хотел «обняться с бурей». Лермонтов показывает свою любовь к природе через ноту патриотизма, иллюстрируя то, что красота родных мест возделана людьми, которые любят свой край и следят за его красотами и видами.

Однако в некоторые моменты жизни, автор сознавал трагичность своего одинокого состояния души, и поэтому в полной мере не мог ощутить своей связи с природой. Он подчеркивал это тем, что «выходил один на дорогу..». Однако это не было депрессивным и отчаявшимся отношением автора к происходящему в его жизни, это было лишь временное трудное состояние души. В этот период автор восхваляет тишину и спокойствие природы.

Таким образом, природа в лирических творениях автора весьма разнообразна. Например критик Белинский В.Г. видел в произведениях Лермонтова «все элементы, в которых сочетаются жизнь и поэзия». Его жизнь была наполнена глубоким смыслом, автор был склонен к метафоричным сравнениям, и ему гениально удавалось сравнивать, невероятные на первый взгляд, вещи. Он противопоставлял существующий мир – миру природы, который тоже умел сигнализировать читателю то, что испытывает показанный персонаж, эпоха или что-то еще.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов является известнейшим во всем мире русским писателем и поэтом. С творчеством данного поэта знаком каждый из нас с самого раннего детства. Стихи Лермонтова читают даже сегодня как дети, так и взрослые. Потому что его творчество можно назвать разносторонним, а не однобоким. Прекрасный поэт прожил не много лет, но оставил нам богатейшее литературное наследие.

Одной из ключевых тем в творчестве любого поэта является тема природы. Михаил Юрьевич Лермонтов не является исключением из правил. Он создал много стихотворений о природе, ставших в дальнейшем известными и цитируемыми.

Очень любил Россию и родную природу Лермонтов. Это несомненно не могло не отразиться на его творчестве. Зарисовки пейзажей – это неотъемлемая часть каждого романа или повести данного автора. Как правило, описание природы представляет собой фон, на котором протекают действия. А иногда описание состояний природы оказывают большую помощь в раскрытии образов героев. Свои личные переживания автор тоже вкрапливает описаниями природы и пейзажей родного края.

При это мир природы можно назвать самостоятельным и без гармоничным. Земля является символом финала и конечной цели жизни человека и иного существа. Земля – это смерть и конец бытия. Небо представляется как что-то вечное и непоколебимое, бескрайнее и широкое, не имеющее конца. Гору у Лермонтова таковы, что их не представляется возможным сломить и разрушить. Притом находятся они между бескрайним небом и конечной землей. Именно такие ассоциации были у поэта на начальном этапе творчества.

Когда поэт стал более зрелым, то его лирика «очистилась» от излишеств, украшений, в которых растворялся основной посыл стихов. Теперь природа у поэта приобрела конкретность, точно и правдивость образов. Мир стал более сгруппирован и равновесен. Эмоции пропадают.

Особого внимания заслуживает поэма «Мцыри». В ней описана природа Кавказа в небывало красивых красках. Здесь безусловно акцентируется внимание на внутреннем мире и переживаниях главного героя – мятежного монаха. Природа тревожится и радуется вместе с героем поэмы.

Природа в лирике Лермонтова

Несколько интересных сочинений

Петрушка – это второстепенный, даже третьестепенный персонаж комедии Александра Грибоедова Горе от ума. Он является крепостным крестьянином, буфетчиком и слугой в доме, хозяин которого Павел Афанасьевич Фамусов

С рождения человек обладает врождёнными качествами. Одни легко идут на контакт с самого раннего возраста. Другие любят помогать людям. Третьи не уважают своих родных и рождаются замкнутыми людьми.

Война является одним из сложных периодов для человека в его жизни, если она конечна была в, то время, когда он жил. Ведь ты никогда не может предугадать, что будет через пять минут, через день или два

Поистине великое произведение Александра Сергеевича Пушкина – «Медный всадник» стало причиной множественных мнений, споров и вопросов. Тогда ещё, в золотой век Русской литературы, А.С Пушкин был одним из тех

Есть сказки, которые интересно читать в детстве. А есть такие, которые перечитываешь на протяжении всей жизни. И каждый раз открываешь что-то новое. Нельзя сказать, что сказки Жуковского предназначены только для детей

Сочинение Человек и природа в лирике Лермонтова 9 класс

Связь природы и человека у М.Ю. Лермонтова проскальзывает в каждом стихотворении. Красота природы проходит через все его творчество. В стихах с ее помощью, он раскрывает связь окружающей среды с духовным миром своего героя. Поэтический персонаж Лермонтова, пытается с помощью природы избавиться от одиночества. Но в своей меланхолии не потерял способность к правильной оценке ее красоты. Сосна, тоскующая по пальме. Утес в одиночестве, от которого убежала «тучка золотая». Парус одинокий «в тумане моря голубом». Лист дуба, который оторвался от «ветки родимой», ищет приюта и нигде его не находит.

Красота природы во многих стихотворениях Лермонтова, лишь оттеняет одиночество лирического героя. Гражданское общество – «образы бездушных людей», а светлый мир природы как источник нравственных ценностей. Олицетворение «естественного добра», которое противостоит «испорченному свету».

Читайте также:
Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова Люблю я цепи синих гор...: сочинение

С взросление автора меняется и его описание природы. Если в начале своего творческого пути он писал, свои стихи как ученик, стихотворение «Осень», то с возрастом начинает прослеживаться связь природы и человеческой духовной жизни. Прекрасный стих «Когда волнуется желтеющая нива…», показывает, как лирический персонаж воспринимает умиротворение природы и как она на него воздействует. Где ландыши кивают головками, где шумит ручей и присутствует румяный вечер. Весь стих пропитан эмоциональными определениями. И вся красота природы, ее безмятежность благостно действуют на героя. «Тогда смиряется души моей, тревога». Но что интересно, желтеющая нива и цветущий ландыш, разве может это происходить в один период. Возможно это ошибка поэта, или он сделал такой оригинальный намек на гармонию, которая может существовать лишь в мечтах. Умиротворяющее действие природы в этом стихе перекликается с природой в произведении «Мцыри», очень похожей цитатой «Кругом меня цвел божий сад».

Но даже при всем благодушии природы, герой осознает свое трагическое одиночество. Особенно показательно это в стихе «Выхожу один я на дорогу…». Наиболее прочувствованное стихотворение в лирике М.Ю.Лермонтова. Спокойствию природы, красивым звездам, которые ведут тихую беседу. Отдыхающей земле он в противоположность показывает бешеные человеческие чувства, массу вопросов, которые идут в разрез вселенской гармонии.

Пусть в стихах Лермонтова, постоянно показано противоборство чувств человека и природы, но они очень трогательные. На них положена музыка, и сейчас романсы на его стихи очень популярны и востребованы.

2 вариант

Тема природы очень важна, конечно, в творчестве Лермонтова. Почему? Просто все поэты – очень восприимчивые к красоте природы люди, таким был и Михаил Юрьевич. Но важно, что в его стихах природа полна страстей. Также всё в природе он сравнивает с людьми, очеловечивает.

Прямое сравнение есть в стихотворении «Волны и люди»: автор показывает, как они похожи, а дальше – отличия… Различия, которые опять приходят к сходству. Люди не хотят быть холодными, как волны, не хотят, но у них всё равно так получается…

А например, в известном стихотворении «Тучи» поэт спрашивает, почему они бегут, как и сам поэт, с «милого» Севера на жестокий Юг. Перечисляются причины: клевета, преступления… Но тут, соединяя описание природы с философией и психологией, Лермонтов говорит, что тучи просто холодны, им наскучили просторные поля, они ищут страстей, которые их тоже обманут.

В стихотворении «Русалка» появляется, собственно, волшебный герой – часть природы. Здесь русалка не понимает, почему утопленный витязь не отвечает на её поцелуи. Похожий мотив и в «Дарах Терека», где «молодая» река несёт «дяде-утёсу» в подарок прекрасную утопленницу. И утёс влюбляется! Ещё один утес мы встречаем в одноименном стихотворении, где известная всем тучка «ночует». Тучка улетает, но оставляет на груди «старика» след любви – приятные воспоминания.

Иногда поэт предстаёт перед лицом могучей природы. Вот в стихотворении «Гроза» Михаил Юрьевич будто стоит на обрывистом берегу над бушующей водой. И поэт говорит, что после интриг и страстей общества ему уже не страшна даже реальная буря.

Все темы в творчестве Лермонтова очень тесно переплетены, но, действительно, много описаний природы в них, и, больше всего, гор. В очень часто цитируемом стихотворении «Родина» Лермонтов признаётся, что в России он любит не её историю, славу и блеск, а именно природу, хотя она иногда и «печальна».

Просто «описательных» стихов мало, но, по-моему, одно из них – «Осень». Здесь стихами рисуется картина того, как приходит осень. Хотя и тут деревья словно одушевлены – ещё «хранят зелень».

Нужно сказать, что почему-то на стихи Лермонтова я нашел намного больше песен (романсов), чем на стихи, например, Пушкина. Можно предположить, что слог Лермонтова немного мелодичней и настроения в его стихах о природе, возможно, более трогательные.

Человек у Лермонтова то противопоставляется природе, то часть её, но герой всегда ищет в ней ответ, хотя бы своё отражение.

Также читают:

Картинка к сочинению Человек и природа в лирике Лермонтова

Популярные сегодня темы

Охотник возвращался с охоты. Его собака побежала немного вперед. Вдруг она остановилась, и начала потихоньку красться. Так ведут себя охотничьи псы, почувствовав дичь.

Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры

Роман М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» был выпущен окончательно в 1840 году, за год до смерти автора. Он состоит из 5 глав, разбросанных поэтом в произвольном порядке. Самой последней из них была глава

Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни

Лес в разное время года имеет свои привлекательные черты, но особенный шарм у него появляется в зимний период. Потом деревья наряжаются в белоснежные шубы. На ветках расположились красногрудые снегири

Сочинение на тему пейзажная лирика лермонтова

Природа, Лермонтов, Поэзия, Творчество, Природный, Человек, Родина, Связанный М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу…”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других. С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии. Такие мысли характерны для раннего периода творчества поэта. В молодости М. Ю. Лермонтов описывает “бури шумные”, величественные явления природы:

Читайте также:
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Ревет гроза, дымятся тучи

В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений: в них все просто, правдиво и точно. Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова “говорит чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений”. Так же беспредельно любят природу и романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы “Измаил-Бей”, “как невесту в час свиданья, душой природу обнимал”. Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”. М. Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской природе, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины. Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно-символический образ Родины. Лермонтов называет свою любовь к отчизне “странной”. “Странность” заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. М. Ю. Лермонтов осуждает казенный официальный патриотизм, и в то же время “с отрадой, многим незнакомой”, поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:

28 стр., 13779 слов

Природа в творчестве русских поэтов

… края, он душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и враждебных отношениях … Зачем?» — завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, … бессмысленна и пуста жизнь без поэзии, красоты, радости. Именно все это писатель утверждает в своем романе. Другой важной …

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Любовь к Родине означает у Лермонтова и любовь к природе. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” природа названа “царством дивным”:

Пейзажная лирика Лермонтова

Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике. Будучи патриотом своей страны, любя ее, «но странною любовью», Лермонтов посвятил немало стихов именно Родине.

Он любил ее народ, ненавидел тех, кто держал страну в цепях рабства, желал России счастья и благополучия. Особое место в творчестве поэта занимает описание

родной природы и дорогих сердцу пейзажей. За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел суровую, но неповторимую и душевную красоту средней полосы, «утесы-великаны» величественных гор Кавказа. Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта. Например, в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века.

Очень точно подобранные фразы, описывающие

движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта: Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит…. ….. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за «вольномыслие», то есть за поддержку идей декабристов.

В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург. Именно эти события и переданы поэтом в стихе «Парус», который, подобно его автору, «счастия не ищет/ и не от счастия бежит». Иная, более спокойная и умиротворяющая природа изображена поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть.

В стихотворении передана природа позднего лета или ранней осени и весны . Природные явления, всплывающие в сознании Лермонтова, объединены не календарным временем, а значительностью их эмоционального воздействия на поэта. Через яркие эпитеты поэт передает свое восхищение красотами типичных русских пейзажей: «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый / приветливо кивает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу». Белинский включил это стихотворение Лермонтова в число тех, где «гармонически и благоуханно высказывается душа поэта». Еще один яркий пейзажный стих «Тучи» написан поэтом в 1840 году, перед отъездом в ссылку на Кавказ. Об обстоятельствах создания стихотворения сохранился рассказ В. О. Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных и… поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые появились над Летним садом и Невою, написал стихотворение: «Тучки небесные, вечные странники. ».

Воспоминания Соллогуба ярко передают настроение этого стихотворения. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души перед ссылкой: Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. В очередной раз Лермонтов как бы сливается с природой, становится даже не ее частью, а ею самой. В 1941 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко…».

Читайте также:
Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем / прекрасная пальма растет».

К этому же году относится и стихотворение «Утес». И снова творение поэта буквально «пропитано» нотами одиночества и сожаления, и свое несчастье Лермонтов выражает в образе «старого утеса». Вновь поэт грустит в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где «торжественно и чудно!».

Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, «свободу и покой». Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе.

Во-вторых, во многих стихах он передает свои чувства и состояние души с помощью природы. Мы видим Лермонтова и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы — мотив вечного одиночества. Трагедия жизни поэта находит отражение и в его стихах.

Несмотря на это, мы до сих пор восхищаемся этими строками, и, гуляя по русским лесам, невольно вспоминаем слова Лермонтова: Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.

Я думал: “Жалкий человек., Так многообразно раскрывается в лирике М. Ю. Лермонтова тема природы.

Примеры похожих учебных работ

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Творчество Лермонтова. Своеобразие лирики Лермонтова

… героя, его стремление к общему идеалу. Благодаря нашей статье школьники смогут написать сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова». Гражданская лирика – это… Общественная жизнь, история и политика — вот предметы интересов этого жанра. …

М. ю. лермонтов “узник”: анализ стихотворения

… порывов к борьбе и действию. Здесь искали: анализ стихотворения узник лермонтов анализ стихотворения лермонтова узник узник лермонтов анализ Анализ стихотворения Лермонтова Узник Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за …

Древнегреческая лирика и лирики+Мировое значение древнегреческих поэтов-лириков

… греческих поэтов и составить более полную картину становления древнегреческой поэзии, чем та, которой располагали исследователи и … к классическим времена прославились девять лириков — шесть мастеров хоровой лирики и три поэта, сочинявших песни …

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт

… Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь. Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в …

Воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора в лирике стихотворение …

… составом большинства песен. Русская и вообще славянская народная лирика сохранилась в более свежем и архаичном виде. Она … Хиосский, Дионисий афинянин, Критий афинянин и др. Из лириков последней поры греч. литературы, так наз. александрийского периода, …

Природа в лирике Лермонтова

(373 слова) С древних времен природу связывали с таинственными, божественными силами. Особое отношение к ней сложилось у творцов эпохи романтизма в литературе. Михаил Юрьевич продолжил лучшие традиции этого направления. Природа в поэзии Лермонтова является еще одним героем, который занимает важное место в системе образов.

Философия поэта заключается в том, что необходимо в полной мере ощутить гармонию с природой. Это выходит тогда, когда образы небесного (вечного) и земного (тленного) сливаются в единое целое. Но зачастую это невозможно. Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» герой чувствует разлад не только с окружающей средой, но и с самим собой. Лермонтов использует антитезу умиротворённого состояния природы и душевной дисгармонии лирического «я». Холодный разум находит причину боли: человек устал от жизни. Он утратил способность восхищаться красотой, а значит, у него не получится обрести гармонию.

Похожая проблема оказывается у главного героя поэмы «Мцыри». Он сбегает из монастыря, преследуя одну мечту: снова стать частью своего родного края, где царит свобода. С предыдущим образом его роднит невозможность обретения своего счастья. Причина трагедии кроется во влиянии монастыря на физическое состояние Мцыри:

он становится слабым, «как тростник». Природа же имеет первозданную и неподдельную мощь. Юноша чувствует сильную связь с растительным и животным мирами. Лермонтов одухотворяет пейзаж, а героя наделяет способностью понимать его язык. Здесь звучит мотив родства. Деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой», и молния с грозой близки ему по духу, потому что они свободны. Мцыри видит в барсе своего друга, и сам себя отождествляет с ним.

Прожив много лет в «духовной темнице», Мцыри не способен обрести природные силы в полной мере. Пусть герой и выиграл битву с барсом, но духовное в нем сильно преобладает над телесным, поэтому он физически не вынослив, то есть естественный мир, полный борьбы, для него закрыт.

Другая картина наблюдается в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Здесь природа величественная и возвышенная. Лирический герой созерцает прелести, данные Богом. «Я» поэта чутко обращает внимание на «малиновую сливу», «ветерок» и «листок»… Он находится в диалоге с красотами окружающего мира. Природа-мать – подарок судьбы. Лермонтов любовно описывал прелести пейзажей. Он знал, как важно ценить окружающий мир, и он понимал, что для душевного баланса необходимо общаться с ним.

Читайте также:
По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: сочинение

Таким образом, роль природы в лирике Лермонтова очень важна, так как в романтизме (направлении, избранном поэтом) пейзажи меняются синхронно с настроениями и эмоциональными состояниями рассказчика.

Автор: Надежда Волкова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова (1)

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушные людей”, принадлежащих к светскому обществу, светлому миру природы как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “испорченному свету”. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен… “, построенном на контрасте – “приличьем стянутые маски”
и “родные места” поэта, – природа названа “царством дивным”: Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится – и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. Эти картины оживляют душу поэта: “… я плачу и люблю… “. Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с ней. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива… ” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, “свежий лес шумит при звуке ветерка”. Для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии – цветущий ландыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни? Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах? По своему настроению стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива… ” перекликается с описанием “природы голосов” в поэме “Мцыри”: Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев… Природа в поэме Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. “Волшебные, странные” голоса природы “речь свою вели о тайнах неба и земли”, все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но не человеку: … не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас. Сознавая трагизм своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу… “, принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. Перекличка вопросов и ответов: Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть… – придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования (“Что же мне так больно и так трудно”), при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдание и гибель: По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! А завершается стихотворение и вовсе апокалиптической картиной: И ныне все дико и пусто кругом… Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждая его: Я думал: “Жалкий человек. Чего он хочет. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? (“Балерик”> Так многообразно раскрывается в лирике Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы. Готовых ответов нет, но задуматься поэт заставляет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: